161. Средний танк Т-IV Panzerkampfwagen IV (PzKpfw IV, также Pz. IV), Sd.Kfz.161 Дизайн прототипа «Круппа»

Производство этого танка, созданного фирмой "Крупп", было начато в 1937 году и продолжалось в течение всей второй мировой войны.
Как и у танк Т-III (Pz.III), силовая установка расположена сзади, а силовая передача и ведущие колеса - спереди. В отделении упраления размещались механик-водитель и стрелок-радист, ведущий огонь из пулемета, установленного в шаровой опоре. Боевое отделение находилось посередине корпуса. Здесь монтировалась многогранная сварная башня, в которой размещались три члена экипажа и устанавливалось вооружение.

Танки Т-IV выпускались со следующим вооружением:

Модификации А-F, штурмовой танк с 75-мм гаубицей;
- модификация G, танк с 75-мм пушкой с длиной ствола 43 калибра;
- модификации Н-К, танк с 75-мм пушкой с длиной ствола 48 калибров.

В связи с постоянным увеличением толщины брони вес машины в ходе производства возрастал от 17,1 т (модификация А) до 24,6 т (модификации Н-К). С 1943 года для усиления броневой защиты на танках устанавливались броневые экраны для бортов корпуса и башни. Введенная на модификациях G, Н-К длинноствольная пушка позволила Т-IV противостоять равноценным по весу танкам противника (подкалиберный 75-мм снаряд на дальности 1000 метров пробивал броню толщиной 110-мм), однако его проходимость, особенно переутяжеленных последних модификаций, была неудовлетворительной. Всего в годы войны было выпущено около 9500 танков Т-IV всех модификаций.

Танк PzKpfw IV. История создания.

В 20-х и в начале 30-х годов теория использования механизированных войск, в частности танков, развивалась методом проб и ошибок, взгляды теоретиков менялись очень часто. Ряд сторонников танков, полагали, что появление бронетехники сделают с тактической точки зрения невозможной позиционную войну в стиле боев 1914-1917 гг. В свою очередь, французы, сделали ставку на сооружение хорошо укрепленных долговременных оборонительных позиций, таких как линия Мажино. Ряд специалистов полагали, что основным вооружением танка должен стать пулемет, а основной задачей бронированных машин является борьба с пехотой и артиллерией противника, наиболее радикально мыслящие представители данной школы считали бессмысленным сражение между танками, поскольку, якобы, ни одна сторона не сможет нанести ущерба другой. Существовало мнение, что победу в бою одержит та сторона, которая сможет уничтожить большее количество танков противника. В качестве главного средства борьбы с танками рассматривались специальные орудия со специальными снарядами - противотанковые пушки с бронебойными снарядами. Фактически же, никто не знал каким станет характер боевых действий в будущей войне. Опыт гражданской войны в Испании также не прояснил ситуацию.

Версальский договор запрещал Германии иметь боевые гусеничные машины, но, не мог воспрепятствовать германским специалистам работать над изучением различных теорий использования бронетехники, а создание танков велось немцами в обстановке секретности. Когда в марте 1935 г. Гитлер отбросил ограничения Версаля, молодые "панцерваффе" уже обладали всеми теоретическими проработками в области применения и организационной структуры танковых полков.

В серийном производстве под вывеской "сельскохозяйственных тракторов" были два типа легких вооруженных танков PzKpfw I и PzKpfw II.
Танк PzKpfw I считался учебной машиной, в то время как PzKpfw II предназначался для ведения разведки, но получилось так, что "двойка" оставалась самым массовом танком панцердивизий, пока ей на смену не пришли средние танки PzKpfw III, вооруженные 37-мм пушкой и тремя пулеметами.

Начало разработки танка PzKpfw IV восходит к январю 1934 г., когда армия выдала промышленности спецификацию на новый танк огневой поддержки массой не более 24 т, будущая машина получила официальное обозначение Gesch.Kpfw. (75 mm)(Vskfz.618). В течение последующих 18 месяцев специалисты фирм "Рейнметалл-Борзинг", "Крупп "и "MAN" работали над тремя конкурирующими проектами машины командира батальона ("батальонфюрерсвагнен" сокращенно BW). Лучшим был признан проект VK 2001/K, представленный фирмой "Крупп", формой башни и корпуса близкий танку PzKpfw III.

Однако машина VK 2001/K в серию не пошла, поскольку военных не устраивала шестиопорная ходовая часть с колесами среднего диаметра на рессорной подвеске, ее требовалось заменить торсионной. Торсионная подвеска по сравнению с рессорной обеспечивала более плавное движение танка и имела больший вертикальный ход опорных катков. Инженеры фирмы "Крупп" совместно с представителями Управления по закупке вооружений сошлись во мнении относительно возможности использования на танке рессорной подвески улучшенной конструкции с восьмью опорными катками малого диаметра на борт. Тем не менее, фирме "Крупп" в значительной степени пришлось пересмотреть предложенный первоначальный проект. В окончательном варианте PzKpfw IV представлял собой комбинацию корпуса и башни машины VK 2001/K с заново разработанной фирмой "Крупп" ходовой частью.

Танк PzKpfw IV спроектирован по классической компоновойной схеме с задним расположением двигателя. Место командира находилось по оси башни непосредственно под командирской башенкой, наводчик располагался слева от казенной части пушки, заряжающий - справа. В отделении управления, расположенном в передней части корпуса танка находились рабочие места механика-водителя (слева от оси машины) и стрелка радиста (справа). Между местами водителя и стрелка находилась трансмиссия. Интересной особенностью конструкции танка являлось смещение башни примерно на 8 см влево от продольной оси машины, а двигателя - на 15 см вправо для пропуска вала, соединяющего мотор и трансмиссию. Принятое такое конструктивное решение позволило увеличить внутренний забронированный объем в правой части корпуса под размещение первых выстрелов, которые наиболее просто мог достать заряжающий. Привод разворота башни - электрический.

Музей танков,г.Кубинка,Московской обл.Немецкий танк Т-4 участвует в военных играх

Подвеска и ходовая часть состояла из восьми опорных катков малого диаметра, сгруппированных в подвешенные на листовых рессорах двухколесные тележки, ведущих колес, установленных в корме танка ленивцев и четырех поддерживающих гусеницу роликов. На протяжении всей истории эксплуатации танков PzKpfw IV их ходовая часть оставалась неизменной, внедрялись лишь второстепенные доработки. Прототип танка был изготовлен на заводе фирмы "Крупп" в Эссене и проходил испытания в 1935-36 гг.

Описание танка PzKpfw IV

Бронезащита .
В 1942 г. инженеры-консультанты Мерц и Мак-Лиллэн провели детальное обследование трофейного танка PzKpfw IV Ausf.Е, в частности, они тщательно изучили его броню.

На твердость было проверено нескольких бронелистов, все они имели механическую обработку. Твердость снаружи и изнутри механически обработанных бронелистов составила 300-460 Бринелл.
- Накладные бронелисты толщиной 20-мм, которыми усилено бронирование бортов корпуса изготовлены из гомогенной стали и имеют твердость порядка 370 Бринелл. Усиленная бортовая броня не способна "держать" 2-фунтовые снаряды, выпущенные с расстояния 1000 ярдов.

С другой стороны, обстрел танка, проведенный на Среднем Востоке в июне 1941 г. показал, что дистанцию в 500 ярдов (457 м) можно рассматривать как предельную для эффективного поражения PzKpfw IV в лобовую часть огнем 2-фунтовой пушки. В подготовленном в Вулвиче отчете по исследования бронезащиты немецкого танка отмечается, что "броня на 10% лучше аналогичной обработанной механическим способом английской, а некоторых отношениях и лучше гомогенной."

В то же время критике подвергся метод соединения бронелистов, специалист фирмы "Лейланд Моторс" так прокомментировал свои исследования: "Качество сварки плохое, сварные швы двух из трех бронелистов в районе попадания снаряда разошлись."

Силовая установка.

Двигатель "Майбах" предназначен для работы в умеренных климатических условяих, где его характеристики являются удовлетворительными. В то же время в условиях тропиков или высокой запыленности, он ломается и склонен к перегреву. Британская разведка после изучения захваченного в 1942 г. танка PzKpfw IV сделала вывод, что отказы двигателя вызваны попаданием песка в маслосистему, распределитель, динамо и стартер; воздушные фильтры неадекватны. Отмечались частые случаи попадания песка в карбюратор.

Руководство по эксплуатации двигателя "Майбах" требует применения бензина только с октановым числом 74 с полной заменой смазки через 200, 500, 1000 и 2000 км пробега. Рекомендуемое число оборотов двигателя при нормальных условиях эксплуатации - 2600 об/мин, но в жарком климате (южные районе СССР и Северная Африка) такое число оборотов не обеспечивает нормального охлаждения. Применение двигателя как тормоза допустимо при 2200-2400 об./мин, при числе оборотов 2600-3000 данного режима следует избегать.

Основными компонентами системы охлаждения являлись два радиатора, установленный под углом 25 градусов к горизонту. Радиаторы охлаждались потоком воздуха, нагнетаемом с помощью двух вентиляторов; привод вентиляторов - ременный от основного вала двигателя. Циркуляцию воды в системе охлаждения обеспечивала помпа-центрифуга. Воздух в моторное отделение поступал через прикрытое бронезаслонкой отверстие с правого борта корпуса и выбрасывался наружу через сходное отверстие левого борта.

Синхромеханическая трансмиссия оказалась эффективной, хотя тянущее усилие при работе на высоких передачах было низким, поэтому 6-я передача использовалась только при движении по шоссе. Выходные валы объединены с механизмом торможения и поворота в единое устройство. Для охлаждения этого устройства слева от коробки сцепления был установлен вентилятор. Одновременное выключение рычагов управления поворотом могло использоваться в качестве эффективного стояночного тормоза.

На танках поздних вариантов, была сильно перегружена рессорная подвеска опорных катков, но зато замена поврежденной двухколесной тележки представлялась достаточно простой операцией. Натяжение гусеницы регулировалось положением ленивца, установленного на эксцентрике. На Восточном фронте применялись специальные расширители траков, известные как "Ostketten", которые улучшали проходимость танков в зимние месяцы года.

Чрезвычайно простое, но эффективное устройство для одевания соскочившей гусеницы испытывалось на экспериментальном танке PzKpfw IV.Оно представляло собой ленту заводской изготовления, имевшую такую же ширину, как и траки, и перфорацию для зацепления с зубчатым венцом ведущего колеса. Одним концом лента крепилась к соскочившему траку, другим, после того как она пропускалась над роликами - к ведущему колесу. Включался мотор, ведущее колесо начинало вращаться, протягивая ленту и скрепленные с ней траки до тех пор, пока венцы ведущего колеса не войдут в прорези на траках. Вся операция занимала несколько минут.

Запуск двигателя осуществлялся 24-вольтовым электростартером. Так как вспомогательный электрогенератор экономил заряд аккумуляторов, то на "четверке" можно было пытаться запускать мотор большее количество раз, нежели на танке PzKpfw III. В случае отказа стартера, или когда на сильном морозе загустевала смазка применялся инерционный стартер, рукоятка которого соединялась с валом двигателя через отверстие в кормовом бронелисте. Рукоятку прокручивали два человека одновременно, минимальной число оборотов рукоятки, необходимое для запуска двигателя, было 60 об./мин. Запуск мотора от инерционного стартера стал обычным явлением в условиях русской зимы. Минимальной температурой двигателя, при которой он начинал нормально работать являлась t=50 гр.С при вращении вала 2000 оборотов в минуту.

Для облегчения запуска мотора в холодном климате Восточного фронта была разработана специальная система, известная как "Kuhlwasserubertragung" - теплообменник холодной воды. После того, как запускался и прогревался до нормальной температуры двигатель одного танка, теплая вода из него перекачивалась в систему охлаждения следующего танка, а холодная вода поступала к уже работающему мотору - происходил обмен хладогентами работающего и неработающего моторов. После того как теплая вода несколько нагревала мотор можно было попробовать запустить двигатель электростартером. Система "Kuhlwasserubertragung" требовала небольших доработок системы охлаждения танка.

http://pro-tank.ru/bronetehnika-germany/srednie-tanki/144-t-4

Чем меньше, тем больше — по крайней мере, иногда. Меньший калибр действительно порой может быть эффективнее крупного калибра — даже если на первый взгляд такое утверждение кажется парадоксальным.

На пороге 1942 года немецкие конструкторы бронетанковой техники находились под колоссальным давлением. За последние несколько месяцев они значительно усовершенствовали модификацию имеющихся немецких танков Т-4, доведя толщину нижней лобовой плиты до 50мм, а также оснастив машины дополнительными лобовыми плитами толщиной в 30мм.

В связи с возросшей на 10% массой танка, теперь составлявшей 22,3 тонны, потребовалось увеличить ширину гусеницы с 380 до 400мм. Для этого необходимо было внести изменения в конструкцию направляющих и ведущих колес. В автомобильной промышленности такие усовершенствования любят называть сменой модели — в случае с Т-4, обозначение модификации сменилось с «Е» на «F».

Однако этих усовершенствований было недостаточно для превращения Т-4 в полноценного соперника советского Т-34. Прежде всего, слабым местом этих машин было их вооружение. Наряду с 88-мм зенитным орудием, а также трофейными пушками из запасов Красной армии — 76-мм орудиями, которые немцы называли «рач-бум» — в осенний и летний сезоны свою эффективность доказала только 50-мм противотанковая пушка Pak 38, поскольку осуществляла выстрелы болванками с вольфрамовым сердечником.

Об имеющихся проблемах руководству вермахта было хорошо известно. Еще в конце мая 1941 года, до нападения на Советский Союз, обсуждалось срочное оснащение танка Т-4 пушкой Pak 38, которая должна была заменить короткую 75-мм танковую пушку KwK 37, носившую название «Штуммель» (рус. окурок). Калибр Pak 38 лишь на две трети был больше, чем у KwK 37.

Контекст

Т-34 сокрушил Гитлера?

The National Interest 28.02.2017

Ил-2 - русский «летающий танк»

The National Interest 07.02.2017

A7V - первый немецкий танк

Die Welt 05.02.2017
Из-за длины пушки в 1,8 м снарядам невозможно было придать достаточного ускорения, поскольку их начальная скорость составляла лишь 400-450 м/с. Начальная скорость снарядов Pak 38, несмотря на то, что калибр пушки составлял только 50 мм, достигала более 800 м/с, а позже почти 1200 м/с.

В середине ноября 1941 года должен был быть готов первый прототип танка Т-4, оснащенного пушкой Pak 38. Однако незадолго до того обнаружилось, что предусмотренную модификацию Т-4, считавшуюся временным решением на пути к созданию танка, способного противостоять танку Т-34, невозможно реализовать: Германия располагала недостаточным количеством вольфрама, чтобы начать массовое производство болванок.

14 ноября 1941 года в штаб-квартире фюрера состоялось совещание, стоившее немецким инженерам спокойного Рождества. Потому что Гитлер распорядился о том, чтобы как можно скорее полностью реорганизовать производство бронетанковой техники. Отныне предусматривалось производство лишь четырех типов машин: легких разведывательных танков, средних боевых танков на основе прежних Т-4, новых тяжелых танков, заказанных к производству в конце июня 1941 года танков Т-6 «Тигр», а также дополнительных «тяжелейших» танков.

Спустя четыре дня был отдан приказ о разработке новой 75-мм пушки, ствол которой был удлинен с 1,8 м до 3,2 м и которая должна была послужить заменой «Штуммелю». Начальная скорость снаряда увеличилась с 450 до 900 м/с — этого было достаточно для того, чтобы уничтожить любой Т-34 с расстояния 1000-1500 м, даже используя фугасные снаряды.

Вместе с тем имели место и тактические изменения. До сих пор танки Т-3 составляли основу боевой техники немецких танковых дивизий. Они должны были сражаться с вражескими танками, в то время как более тяжелые танки Т-4 изначально разрабатывались как вспомогательные машины для уничтожения мишеней, с которыми не могли справиться пушки мелкого калибра. Однако еще в сражениях против французских танков выяснилось, что серьезным противником мог стать лишь Т-4.

Каждый немецкий танковый полк номинально располагал 60 танками Т-3 и 48 танками Т-4, а также другими гусеничными машинами более легкой конструкции, часть которых производилась в Чехии. Однако фактически на всем восточном фронте 1 июля 1941 года в распоряжении 19 воевавших танковых дивизий находился лишь 551 танк Т-4. Несмотря на то, что непрерывное снабжение войск бронетехникой в количестве около 40 машин в месяц осуществлялось с заводов в Германии для трех групп армий, участвующих в боевых действиях в Советском Союзе, из-за связанных с войной перебоев в поставках к весне 1942 года количество танков выросло лишь до 552.

Тем не менее по решению Гитлера, танки Т-4, в прошлом являвшиеся вспомогательными машинами, должны были стать основными боевыми машинами танковых дивизий. Это коснулось и последующей модификации немецких боевых машин, на тот момент находившейся на стадии разработки, а именно танка Т-5, известного под названием «Пантера».


© РИА Новости, РИА Новости

Эта модель, разрабатывать которую начали еще в 1937 году, 25 ноября 1941 года была отдана в производство и успела приобрести опыт противостояния танкам Т-34. Это был первый немецкий танк, у которого передние и боковые бронеплиты устанавливались под углом. Однако было ясно, что поставка танков данной модели в более-менее достаточном количестве могла быть реализована не ранее 1943 года.

А тем временем танкам Т-4 приходилось справляться с ролью основных боевых машин. Инженерам компаний, участвовавших в разработке бронетехники, прежде всего, Krupp в городе Эссен и Steyr-Puch в городе Санкт-Фалентин (Нижняя Австрия) к новому году удалось увеличить производство и в то же время переориентировать его на выпуск модели F2, оснащенной удлиненной пушкой Kwk 40, поставляемой на фронт с марта 1942 года. Ранее, в январе 1942 года, выпуск 59 танков Т-4 за месяц впервые превысил установленную норму в 57 танков.

Теперь танки Т-4 в артиллерийском отношении примерно сравнялись с танками Т-34, однако все еще уступали мощным советским машинам в мобильности. Но на тот момент более важное значение имел другой имеющийся недостаток — количество выпущенных машин. За весь 1942 год было произведено 964 танка Т-4, а удлиненной пушкой была оснащена лишь половина из них, в то время как Т-34 произвели в количестве более 12 тысяч машин. И здесь даже новые пушки ничего не могли изменить.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Решение о разработке среднего танка (который также называют танком артиллерийской поддержки) имеющего короткоствольную пушку приняли в январе 34-го года. В следующем году компании Крупп-Грузон, MAN и Рейнметалл-Борзиг представили для испытаний свои прототипы. Армейцам понравился крупповский проект. Машины модификации А были выпущены в 37-м году, модификации В (так называемые установочные партии) – в 1938-м. В течение следующего года построили 134 танка модификации С.

Боевая масса танков 18,4 – 19 тонн, толщина брони до 30 миллиметров, максимальная скорость по шоссе - 40 км/ч, запас хода - 200 километров. В башне устанавливалась пушка калибра 75 мм длиной L/24 (24 калибра) и спаренный с ней пулемет. Еще один размещался справа в лобовом листе корпуса в шаровой установке. По конструкции и компоновке танк в основном повторял средний Pz Kpfw III.

Pz.Kpfw.IV Ausf.B или Ausf.C на учениях. Ноябрь 1943 года

Немецкие средние танки PzKpfw IV Ausf H на учениях по отработке взаимодействия экипажей. Германия, июнь 1944 г.

По состоянию на 1 сентября 1939 года вермахт имел 211 танков Pz Kpfw IV. Танк во время польской кампании показал себя отлично, и его наряду со средним танком Pz Kpfw III утвердили как основной. Его массовое производство развернулось в октябре того же года. Уже в 40-м году было выпущено 278 шт. модификаций D и Е.

В танковых дивизиях Германии к моменту французского вторжения на Западном театре имелось около 280 танков Pz Kpfw IV. Эксплуатация в боевых условиях показала, что броневая защита недостаточная. В результате толщина листов лобовой части была доведена до 60 мм, бортов - до 40 мм, башни - до 50 мм. В результате, боевой вес модификаций Е и F которые выпускались в 40-41 годах увеличился до 22 тонн. Для сохранения удельного давления в приемлемых рамках, была незначительно увеличена ширина гусениц - до 400 миллиметров с 380.

Немецкие «четверки» проигрывали огневые поединки с танками KB и Т-34 советского производства из-за неадекватных характеристик вооружения. Начиная с весны 42-го года на Pz Kpfw IV начали устанавливать 75-миллиметровые длинноствольные пушки (L/43). Начальная скорость подкалиберного снаряда составляла 920 метров в секунду. Так появилась Sd Kfz 161/1 (модификация F2), которая по вооружению превосходила даже Т-34-76. Модификация G выпускалась в 1942-1943 гг., Н – с 43-го и J – с июня 44-го (все модификации кодировались как Sd Kfz 161/2). Последние две модификации оказались самыми совершенными. Толщину лобовых броневых листов увеличили до 80 миллиметров. Мощность пушки увеличилась: длина ствола составляла 48 калибров. Вес увеличился до 25 тыс. кг. Ausf J на одной заправке могли двигаться по шоссе на расстояние до 320 километров. На всех танках с 1943 года стали обязательными 5-миллиметровые экраны, которые защищали борта и башню сзади и сбоку от пуль противотанковых ружей и кумулятивных снарядов.

Pz.Kpfw.IV Ausf.E. Югославия, 1941 год

Pz.Kpfw.IV Ausf.F. Финляндия, 1941 год

Сварной корпус танка по конструкции был прост, хотя и не отличался рациональным наклоном бронелистов. Большое количество люков облегчало доступ к разным механизмам и агрегатам, но при этом снижало прочность корпуса. Перегородки разделяли внутреннее пространство на три отсека. Отделение управления занимало передний отсек, в котором размещались коробки передач: бортовые и общая. В этом же отсеке размещались водитель и радист, оба имели собственные приборы наблюдения. Башня многогранной формы и средний отсек отводились под боевое отделение. Основное вооружение, боеукладка и остальные члены экипажа: заряжающий, наводчик и командир располагались в нем. Вентилирование улучшали люки выполнение по бокам башни, однако они снижали снарядостойкость танка.

В командирской башенке имелось пять смотровых приборов с броневыми заслонками. Также смотровые щели имелись в боковых люках башни и по обе стороны маски пушки. Наводчик имел телескопический прицел. Башня вращалась вручную или при помощи электромотора, вертикальная наводка пушки осуществлялась только вручную. В боекомплект входили дымовые и осколочно-фугасные гранаты, кумулятивные, подкалиберные и бронебойные снаряды.

В моторном отделении (кормовая часть корпуса) размещался 12-цилиндровый карбюраторный двигатель с водяным охлаждением. В ходовую часть входили восемь обрезиненных опорных катков небольшого диаметра, которые были сблокированных по два. Листовые рессоры являлись упругими элементами подвески.

Pz.Kpfw.IV Ausf.F2. Франция, июль 1942 года

Pz.Kpfw.IV Ausf.H с бортовыми экранами и циммеритовым покрытием. СССР, июль 1944 года

Средний танк Pz Kpfw IV себя зарекомендовал как легкоуправляемая и надежная машина. Однако ее проходимость, особенно у перетяжеленных танков последних выпусков, была довольно плохой. По броневой защите и вооружению он превосходил все подобные производимые в западных странах, кроме некоторых модификаций английских «Комет» и американских М4.

Технические характеристики среднего танка Pz Kpfw IV (Ausf D/Ausf F2/Ausf J):
Год выпуска – 1939 г./1942 г./ 1944 г.;
Боевая масса – 20000 кг/23000 кг/25000 кг;
Экипаж – 5 человек;
Длина по корпусу – 5920 мм/5930 мм/ 5930 мм;
Длина с пушкой вперед – 5920 мм/6630 мм/7020 мм;
Ширина – 2840 мм/2840 мм/2880 мм;
Высота – 2680 мм;
БРОНИРОВАНИЕ:
Толщина броневых листов (угол наклона к вертикали):
Лобовая часть корпуса – 30 мм (12 град.)/50 мм (12 град.)/80 мм (15 град.);
Борта корпуса – 20 мм/30 мм/30 мм;
Лобовая часть башни – 30 мм (10 град.)/50 мм (11 град)/50 мм (10 град);
Днище и крыша корпуса – 10 и 12 мм/10 и 12 мм/10 и 16 мм;
ВООРУЖЕНИЕ:
Марка пушки – KwK37/KwK40/KwK40;
Калибр – 75 мм
Длина ствола – 24 клб./43 клб./48 клб.;
Боекомплект – 80 выстрелов/87 выстрелов/87 выстрелов;
Число пулеметов – 2;
Калибр пулеметов – 7,92 мм;
Боекомплект – 2700 патронов/3000 патронов/3150 патронов
ПОДВИЖНОСТЬ:
Тип и марка двигателя - «Майбах» HL120TRM;
Мощность двигателя – 300 л. с./300 л. с./272 л. с.;
Максимальная скорость по шоссе – 40 км/ч/40 км/ч/38 км/ч;
Запас топлива – 470 л/470 л/680 л;
Запас хода по шоссе – 200 км/200 км/320 км;
Среднее давление на грунт – 0,75 кг/см2/0,84 кг/см2;0,89 кг/см2.


В засаде


Немецкие пехотинцы у танка PzKpfw IV. Район Вязьмы. Октябрь 1941 года

Начать, по-видимому, следует с достаточно неожиданного утверждения о том, что созданием в 1937 году танка Pz.IV немцы определили перспективный путь развития мирового танкостроения. Тезис этот вполне способен шокировать нашего читателя, поскольку мы привыкли считать, что это место в истории отведено советскому танку Т-34. Ничего не поделаешь, придется потесниться и поделить лавры с врагом, хотя и побежденным. Ну а чтобы это утверждение не выглядело голословным, приведем ряд доказательств.

С этой целью попытаемся сравнить "четверку" с противостоявшими ей в разные периоды Второй мировой войны советскими, английскими и американскими танками. Начнем с первого периода - 1940-1941 годы; при этом не станем ориентироваться на тогдашнюю немецкую классификацию танков по калибру пушки, относившую средний Pz.IV к классу тяжелых. Поскольку у англичан не было среднего танка как такового, то придется рассматривать сразу две машины: одну-пехотную, другую-крейсерскую. При этом сравниваются только "чистые" заявленные характеристики, без учета качества изготовления, эксплуатационной надежности, уровня подготовки экипажей и т.д.

Как видно из таблицы 1, в 1940 - 1941 годах в Европе было только два полноценных средних танка - Т-34 и Pz.IV. Британская "Матильда" превосходила немецкий и советский танк в броневой защите в той же степени, в которой Mk IV им уступал. Французский S35 представлял собой доведенный до совершенства танк, соответствовавший требованиям Первой мировой войны. Что же касается Т-34, то, уступая немецкой машине по ряду немаловажных позиций (разделение функций членов экипажа, количество и качество приборов наблюдения), он имел равноценное с Pz.IV бронирование, несколько лучшую подвижность и значительно более мощное вооружение. Такое отставание немецкой машины легко объяснимо - Pz.IV задумывался и создавался как штурмовой танк, предназначенный для борьбы с огневыми точками противника, но не с его танками. В этом плане Т-34 был более универсальным и, как следствие, по заявленным характеристикам лучшим на 1941 год в мире средним танком. Спустя всего полгода ситуация изменилась, о чем можно судить по характеристикам танков периода 1942 - 1943 годов.

Таблица 1

Марка танка Масса,т Экипаж, чел. Лобовая броня, мм Калибр пушки, мм Боекомплект, выстр. Приборы наблюдения, шт. Запас хода по шоссе,
корпус башня
Pz.IVE 21 5 60 30 75 80 49 10* 42 200
Т-34 26,8 4 45 45 76 77 60 4 55 300
Matilda II 26,9 4 78 75 40 93 45 5 25 130
Cruiser Mk IV 14,9 4 38 40 87 45 5 48 149
Somua S35 20 3 40 40 47 118 40 5 37 257

* Командирская башенка засчитывается как один прибор наблюдения

Таблица 2

Марка танка Масса,т Экипаж, чел. Лобовая броня, мм Калибр пушки, мм Боекомплект, выстр. Толщина пробиваемой брони на дистанции 1000 м, мм Приборы наблюдения, шт. Скорость движения макс., км/ч Запас хода по шоссе,
корпус башня
Pz.IVG 23,5 5 50 50 75 80 82 10 40 210
Т-34 30,9 4 45 45 76 102 60 4 55 300
Valentine IV 16,5 3 60 65 40 61 45 4 32 150
Crusader II 19,3 5 49 40 130 45 4 43 255
Grant I 27,2 6 51 76 75" 65 55 7 40 230
Sherman II 30,4 5 51 76 75 90 60 5 38 192

* У танка Grant I в расчет берется только 75-мм пушка.

Таблица 3

Марка танка Масса,т Экипаж, чел. Лобовая броня, мм Калибр пушки, мм Боекомплект, выстр. Толщина пробиваемой брони на дистанции 1000 м, мм Приборы наблюдения, шт. Скорость движения макс., км/ч Запас хода по шоссе,
корпус башня
Pz.IVH 25,9 5 80 80 75 80 82 3 38 210
Т-34-85 32 5 45 90 85 55 102 6 55 300
Cromvell 27,9 5 64 76 75 64 60 5 64 280
M4A3(76)W 33,7 5 108 64 76 71 88 6 40 250

Из таблицы 2 видно, сколь резко возросли боевые характеристики Pz.IV после установки длинноствольного орудия. Не уступая танкам противника по всем прочим параметрам, "четверка" оказалась способной поражать советские и американские танки вне пределов досягаемости их пушек. Об английских машинах речь не идет - четыре года войны англичане топтались на месте. Вплоть до конца 1943 года боевые характеристики Т-34 оставались практически неизмененными, Pz.IV занял первое место среди средних танков. Ответ - и советский, и американский - не заставил себя долго ждать.

Сравнивая таблицы 2 и 3, можно увидеть, что с 1942 года тактико-технические характеристики Pz.IV не менялись (за исключением толщины брони) и в течение двух лет войны оставались ни кем не превзойденными! Лишь в 1944 году, установив на "Шерман" 76-мм длинноствольную пушку, американцы догнали Pz.IV, а мы, запустив в серию Т-34-85, перегнали. Для достойного ответа у немцев уже не оставалось ни времени, ни возможностей.

Анализируя данные всех трех таблиц, можно сделать вывод, что немцы раньше других стали рассматривать танк как основное и наиболее эффективное противотанковое средство, а это - главная тенденция послевоенного танкостроения.

В целом можно утверждать, что из всех немецких танков периода Второй мировой войны Pz.IV был наиболее сбалансированным и универсальным. В этой машине различные характеристики гармонично сочетались и дополняли друг друга. У "Тигра" и "Пантеры", например, имел место явный перекос в сторону защищенности, что привело к их перетяжелению и ухудшению динамических характеристик. Pz.III при многих прочих равных характеристиках с Pz.IV не дотягивал до него по вооружению и, не имея резервов для модернизации, сошел со сцены.

Pz.IV с аналогичной Pz.III, но чуть более продуманной компоновкой, такими резервами обладал в полной мере. Это единственный танк военных лет с пушкой калибра 75 мм, у которого основное вооружение было существенно усилено без смены башни. У Т-34-85 и "Шермана" башню пришлось менять, и, по большому счету, это были почти новые машины. Англичане шли своим путем и, словно модница наряды, меняли не башни, а танки! Но появившийся в 1944 году "Кромвель" так и не дотянул до "четверки", как, впрочем, и "Комета", выпущенная в 1945-м. Обойти немецкий танк, созданный в 1937 году, смог только послевоенный "Центурион".

Из сказанного, конечно же, не следует, что Pz.IV был идеальным танком. Скажем, он имел недостаточную мощность двигателя и довольно жесткую и несовременную подвеску, что отрицательно сказывалось на его маневренных характеристиках. В некоторой степени компенсировать последнее помогало наименьшее среди всех средних танков отношение L/B-1,43.

Нельзя отнести к удачному ходу немецких конструкторов оснащение Pz.lV (как, впрочем, и других танков) противокумулятивными экранами. В массовом порядке кумулятивные боеприпасы применялись редко, экраны же увеличили габариты машины, затрудняя движение в узких проходах, перекрывали большинство приборов наблюдения, затрудняли посадку и высадку экипажа. Впрочем, еще более бессмысленным и довольно дорогостоящим мероприятием была обмазка танков циммеритом.

Значения удельной мощности средних танков

Но, пожалуй, самая большая ошибка немцев заключалась в попытке перехода на новый тип среднего танка - "Пантеру". В качестве последнего она не состоялась (подробнее об этом смотри в "Бронеколлекции" № 2, 1997 г.), составив компанию "Тигру" в классе тяжелых машин, но сыграла в судьбе Pz.lV роковую роль.

Сосредоточив в 1942 году все усилия на создании новых танков, немцы перестали заниматься серьезной модернизацией старых. Попробуем представить себе, что было бы, если бы не "Пантера"? Хорошо известен проект установки на Pz.lV башни "Пантеры", причем как стандартной, так и "тесной" (Schmall-turm). Проект вполне реальный по габаритам - диаметр башенного погона в свету у "Пантеры" 1650 мм, у Pz.lV-1600 мм. Башня вставала без расширения подбашенной коробки. Несколько хуже обстояло дело с весовыми характеристиками - из-за большого вылета ствола орудия центр тяжести смещался вперед и нагрузка на передние опорные катки возрастала на 1,5 т. Однако ее можно было компенсировать усилением их подвески. Кроме того, надо учитывать, что пушка KwK 42 создавалась для "Пантеры", а не для Pz.IV. Для "четверки" можно было ограничиться орудием с меньшими массо-габаритными данными, с длиной ствола, скажем, не 70, а 55 или 60 калибров. Такое орудие если и потребовало бы замены башни, то все равно позволило бы обойтись более легкой конструкцией, чем "пантеровская".

Неизбежно возраставший (кстати, и без подобного гипотетического перевооружения) вес танка требовал замены Двигателя. Для сравнения: габариты двигателя HL 120TKRM, устанавливавшегося на Pz.IV, составляли 1220х680х830 мм, а "пантеровского" HL 230Р30 - 1280х960х1090 мм. Почти одинаковыми были у этих двух танков и габариты моторных отделений в свету. У "Пантеры" оно было на 480 мм длиннее, главным образом, за счет наклона кормового листа корпуса. Следовательно, оснащение Pz.lV двигателем большей мощности не являлось неразрешимой конструкторской задачей.

Результаты такого, конечно, далеко не полного, перечня возможных модернизационных мероприятий были бы весьма печальными, поскольку свели бы на нет работу по созданию Т-34-85 у нас и "Шермана" с 76-мм пушкой у американцев. В 1943-1945 годах промышленность третьего рейха изготовила около 6 тысяч "пантер" и без малого 7 тысяч Pz.IV. Если учесть, что трудоемкость изготовления "Пантеры" была почти вдвое больше, чем у Pz.lV, то можно предположить, что за это же время немецкие заводы могли бы выпустить дополнительно 10-12 тысяч модернизированных "четверок", которые доставили бы солдатам антигитлеровской коалиции гораздо больше неприятностей, чем "пантеры".

Решение о создании среднего танка с короткоствольной 75-мм пушкой было принято в январе 1934 года. Предпочтение было отдано проекту фирмы «Крупп», и в 1937 - 1938 годах ею было выпущено около 200 машин модификации A, B, C и D.

Эти танки имели боевую массу от 18 до 20 т, броню толщиной до 20 мм, скорость по шоссе не более 40 км/ч и запас хода по шоссе 200 км. В башне устанавливалось 75-мм орудие длиною ствола 23,5 калибра, спаренное с пулемётом.

При нападении на Польшу 1 сентября 1939 года немецкая армия располагала всего 211 танками Т-4. Танк показал себя с хорошей стороны и был утверждён в качестве основного наряду с Т-3. С декабря 1939 года развернулось его массовое производство (в 1940 г. - 280 штук.).

К началу кампании во Франции (10 мая 1940 г.) в немецких танковых дивизиях на Западе было всего 278 танков Т-4. Единственным результатом польской и французской кампаний было увеличение до 50 мм толщины брони лобовой части корпуса, бортовой до 30 и башенной до 50 мм. Масса достигла 22 т (модификация F1, выпускавшаяся в 1941 - 1942 гг.). Была увеличена ширина гусениц с 380 до 400 мм.

Советские танки Т-34 и КВ (см. далее) с первых дней войны продемонстрировали превосходство своего вооружения и бронирования над Т-4. Гитлеровское командование потребовало перевооружить свой танк длинноствольной пушкой. В марте 1942 года он получил 75 мм пушку длиной ствола 43 калибра (машины модификации Т-4F2).

В1942 году выпускались машины модификаций G, с 1943 года - H и с марта 1944года - J. Танки двух последних модификаций имели лобовую броню корпуса 80 мм и вооружались пушками длиной ствола 48 калибров. Масса возросла до 25 т, причём проходимость машин заметно ухудшилась. На модификации J был увеличен запас горючего и возросла до 300 км дальность хода. С 1943 года на танках стали устанавливать 5-мм экраны, защищавшие борта и башню (сбоку и сзади) от артиллерийских снарядов и от пуль противотанковых ружей.

Сварной корпус танка простой конструкции не имел рационального наклона броневых листов. В корпусе было много люков, облегчавших доступ к агрегатам и механизмам, но снижавшим прочность корпуса. Внутренние перегородки разделяли его на три отделения. Спереди в отделении управления находились бортовые передачи, размещались водитель (слева) и стрелок-радист, имевший свои приборы наблюдения. В боевом отделении с башней многогранной формы размещались три члена экипажа: командир, наводчик и заряжающий. Башня имела люки в бортах, что снижало её снарядостойкость. Командирская башенка оборудована пятью смотровыми приборами с броневыми заслонками. Смотровые приборы имелись также по обе стороны маски пушки и в боковых люках башни. Вращение башни осуществлялось электромотором или вручную, вертикальная наводка - вручную. В боекомплект входили осколочно-фугасные и дымовые гранаты, бронебойные, подкалиберные и кумулятивные снаряды. Бронебойный снаряд (масса 6,8 кг, начальная скорость - 790 м/с) пробивал броню толщиной до 95 мм, а подкалиберный (4,1 кг, 990 м/с) - около 110 мм на дальности 1000 м (данные для пушки в 48 калибров).

В моторном отделении в кормовой части корпуса устанавливался 12-цилиндровый карбюраторный двигатель фирмы «Майбах» водяного охлаждения.

Т-4 оказался надёжной и легкоуправляемой машиной (это самый массовый танк вермахта), однако плохая проходимость, слабый бензиновый двигатель (танки горели как спички) и недифференцированная броня являлись недостатками перед советскими танками.



Что еще почитать