Американские ядерные ракеты. Ядерное оружие США - Nuclear weapons of the United States. Количество бомб и места их размещения

Ядерное вооружение США
История
Начало ядерной программы 21 октября 1939
Первое испытание 16 июля 1945
Первый термоядерный взрыв 1 ноября 1952
23 сентября 1992 Последнее испытание
Мощнейший взрыв 15 мегатонн (1 марта 1954)
Всего испытаний 1054 взрывов
Максимум боеголовок 66500 боезарядов (1967)
Текущее количество боеголовок 1350 на 652 развернутых носителях .
Макс. расстояние доставки 13 000 км/8100 миль (МБР)
12 000 км/7500 миль (БРПЛ)
Участник ДНЯО Да (с 1968 г., одна из 5 сторон, кому дозволено обладание ядерным оружием)

С 1945 года США произвели 66,5 тыс. атомных бомб и ядерных боеголовок. С такой оценкой выступили директор программы ядерной информации в Федерации американских учёных Ханс Кристенсен и его коллега из Совета по защите природных ресурсов Роберт Норрис, на страницах журнала Bulletin of The Atomic Scientists в 2009 году .

В двух правительственных лабораториях - в Лос-Аламосской и Ливерморской им. Лоуренса - с 1945 года было создано в общей сложности около 100 различных типов ядерных зарядов и их модификаций.

История

Самые первые атомные авиабомбы, поступившие на вооружение в конце 40-х годов прошлого века, весили около 9 тонн и их могли доставить к потенциальным целям только тяжёлые бомбардировщики.

К началу 1950-х годов в США были разработаны более компактные бомбы с меньшим весом и диаметром, что позволило оснастить ими самолёты фронтовой авиации США. Несколько позднее поступили на вооружение Сухопутных войск ядерные заряды для баллистических ракет, артиллерийских снарядов и мин. ВВС получили боеголовки для ракет класса «земля-воздух» и «воздух-воздух». Ряд боеголовок был создан для ВМС и морской пехоты . Диверсионные подразделения ВМС - SEAL получили лёгкие ядерные мины для спецзаданий.

Носители

Состав средств-носителей ядерного оружия США и их подведомственность менялись с момента появления первых атомных бомб на вооружении армейской авиации США . В разное время, собственным ядерным арсеналом и средствами его доставки располагали Армия (баллистические ракеты средней дальности , ядерная артиллерия и ядерные пехотные боеприпасы), Военно-морские силы (корабли-ракетоносцы и атомные подводные лодки -носители крылатых и баллистических ракет), Военно-воздушные силы (межконтинентальные баллистические ракеты наземного, шахтного и бункерного базирования, донного базирования, боевые железнодорожные ракетные комплексы , крылатые ракеты воздушного базирования, управляемые и неуправляемые авиационные ракеты , стратегические бомбардировщики и самолёты-ракетоносцы). По состоянию на начало 1983 года наступательные средства в ядерном арсенале США были представлены 54 МБР «Титан-2 », 450 МБР «Минитмен-2 », 550 МБР «Минитмен-3 », 100 МБР «Пискипер », около 350 стратегических бомбардировщиков «Стратофортресс » и 40 АПРК с различными типами БРПЛ на борту .

Управлением наземных и воздушных средств доставки ядерного оружия занимается Командование глобальных ударов ВВС США . Морскими средствами доставки управляют Командование сил флота (ВМБ Кингс-Бей - 16-я эскадра подводных лодок) и Тихоокеанский флот (ВМБ Китсап - 17-я эскадра подводных лодок). Все вместе они подчиняются Стратегическому командованию .

Мегатоннаж

С 1945 года суммарная мощность ядерных боеголовок многократно возросла и достигла пика к 1960 году - она составила свыше 20 тыс. мегатонн , что примерно эквивалентно мощности 1,36 млн бомб, сброшенных на Хиросиму в августе 1945 года.
Наибольшее число боеголовок насчитывалось в 1967 году - около 32 тысяч. Впоследствии арсенал Пентагона был сокращён почти на 30 % в последующие 20 лет.
На момент падения Берлинской стены в 1989 году США имели 22 217 боезарядов .

Производство

Производство новых боеголовок прекратилось в 1991 году , хотя сейчас [когда? ] [ ] планируется его возобновление. Модифицировать имеющиеся типы зарядов военные продолжают [когда? ] [ ] .

За весь производственный цикл - от наработки делящихся оружейных материалов до разработки и выпуска боеприпасов и их утилизации ответственно министерство энергетики США .

Управление предприятиями осуществляется

Развитие американских ядерных сил определяется проводимой США военной политикой, которая базируется на концепции «возможности возможностей». Эта концепция исходит из того, что в ХХI веке по отношению к США будет существовать множество разных угроз и конфликтов, неопределенных по времени, интенсивности и направленности. Поэтому США будут концентрировать свое внимание в военной области на том, как необходимо воевать, а не на том, кто и когда будет противником. Соответственно, перед вооруженными силами США ставится задача – располагать мощью, способной не только противостоять широкому спектру военных угроз и военных средств, которыми может обладать любой потенциальный противник, но и гарантировать достижение победы в любых военных конфликтах. Исходя из этой цели, США осуществляют меры по долгосрочному поддержанию своих ядерных сил в боеготовом состоянии и их совершенствованию. США являются единственной ядерной державой, имеющей ядерные боеприпасы на чужой территории.

В настоящее время ядерные вооружения имеются в двух видах вооруженных сил США – Военно-воздушных (ВВС) и в Военно-морских силах (ВМС).

На вооружении ВВС состоят межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) Минитмен-3 с разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН), тяжелые бомбардировщики (ТБ) В-52Н и B-2А с крылатыми ракетами воздушного базирования большой дальности (КРВБ) и ядерными бомбами свободного падения, а также самолеты тактической авиации F-15Е и F-16С, -D с ядерными бомбами.

На вооружении ВМС находятся подводные лодки системы «Трайдент-2» с баллистическими ракетами (БРПЛ) «Трайдент–2 D5», оснащенными РГЧ ИН, и крылатые ракеты морского базирования (КРМБ) большой дальности.

Для оснащения этих носителей в ядерном арсенале США имеются ядерные боеприпасы (ЯБП), произведенные в 1970-1980 годах прошлого века и обновленные (обновляемые) в процессе переборки в конце 1990-х – начале 2000-х годов:

– четыре типа боеголовок разделяющихся головных частей: для МБР – Мк-12А (с ядерным зарядом W78) и Мк-21 (с ядерным зарядом W87), для БРПЛ – Мк-4 (с ядерным зарядом W76) и её модернизированный вариант Мк-4А (с ядерным зарядом W76-1) и Мк-5 (с ядерным зарядом W88);
– два типа боевых частей стратегических крылатых ракет воздушного базирования – AGM-86B и AGM-129 с ядерным зарядом W80-1 и один тип нестратегических крылатых ракет «Томахок» морского базирования с ЯЗ W80-0 (КР наземного базирования BGM-109G ликвидированы по Договору РСМД, их ЯЗ W84 находятся на консервации);
– два типа стратегических авиационных бомб – В61 (модификации -7, -11) и В83 (модификации -1,-0) и один тип тактических авиабомб – В61 (модификации -3, -4, -10).

Находившиеся в активном арсенале боеголовки Мк-12 с ЯЗ W62 в середине августа 2010 г. были полностью утилизированы.

Все эти ЯБП относятся к первому и второму поколению, за исключением авиабомбы В61-11, которую некоторые эксперты из-за ее повышенной способности проникать в грунт рассматривают в качестве ЯБП третьего поколения.

Современный ядерный арсенал США по состоянию готовности к применению входящих в него ЯБП подразделяется на категории:

Первая категория – ЯБП, установленные на оперативно развернутых носителях (баллистических ракетах и бомбардировщиках либо находящиеся на объектах хранения оружия авиабаз, на которых базируются бомбардировщики). Такие ЯБП называются «оперативно-развёрнутыми».

Вторая категория – ЯБП, находящиеся в режиме «оперативного хранения». Они содержатся в готовности к установке на носители и, при необходимости, могут быть установлены (возвращены) на ракеты и самолёты. По американской терминологии эти ЯБП отнесены к «оперативному резерву» и предназначаются для «оперативного доразвертывания». По существу они могут рассматриваться как «возвратный потенциал».

Четвертая категория – резервные ЯБП, выведенные в режим «длительного хранения». Они хранятся (в основном на военных складах) в собранном виде, но не содержат компонентов с ограниченными сроками службы – из них удалены узлы, содержащие тритий, и нейтронные генераторы. Поэтому перевод этих ЯБП в состав «активного арсенала» возможен, но требует существенных затрат времени. Они предназначаются для замены ЯБП активного арсенала (сходных, подобных типов) в том случае, если в них внезапно обнаружатся массовые отказы (дефекты), это своего рода «страховочный запас».

В состав ядерного арсенала США не включаются снятые с вооружения, но еще не демонтированные ЯБП (их хранение и утилизация осуществляется на заводе «Пантекс»), а также компоненты демонтированных ЯБП (первичные ядерные инициаторы, элементы второго каскада термоядерных зарядов и др.).

Анализ открыто публикуемых данных о типах ядерных зарядов ЯБП, входящих в состав современного ядерного арсенала США, показывает, что ЯЗ B61, В83, W80, W87 классифицируются специалистами США как бинарные термоядерные заряды (TN), ЯЗ W76 – как бинарные заряды с газовым (термоядерным) усилением (BF), а W88 – как бинарный стандартный термоядерный заряд (TS). При этом ЯЗ авиационных бомб и крылатых ракет относятся к зарядам переменной мощности (V), а ЯЗ боеголовок баллистических ракет могут быть классифицированы как совокупность однотипных ЯЗ, имеющих различную мощность (DV).

В американских научно-технических источниках приводятся следующие возможные способы изменения мощности:

– дозирование дейтерий-тритиевой смеси при подаче ее в первичный узел;
– изменение времени выдачи (по отношению к временному процессу обжатия делящегося материала) и длительности импульса нейтронов от внешнего источника (нейтронного генератора);
– механическое перекрытие рентгеновского излучения от первичного узла в отсек вторичного узла (фактически, исключение вторичного узла из процесса ядерного взрыва).

В зарядах всех типов авиационных бомб (B61, B83), крылатых ракет (W80, W84) и некоторых боеголовок (с зарядами W87, W76-1) используются ВВ, обладающие низкой чувствительностью и устойчивостью к высоким температурам. В ЯЗ других типов (W76, W78 и W88) по причине, связанной с необходимостью обеспечения малой массы и габаритов их ЯЗ при сохранении достаточно высокой мощности, продолжают использоваться ВВ, обладающее более высокой скоростью детонации и энергией взрыва.

В настоящее время в ЯБП США применяется достаточно большое количество систем, приборов и устройств различных типов, обеспечивающих их безопасность и исключающих несанкционированное применение в процессе автономной эксплуатации и в составе носителя (комплекса) при возникновении разного рода аварийных ситуаций, которые могут произойти с самолетами, подводными лодками, баллистическими и крылатыми ракетами, авиабомбами, оснащенными ЯБП, а также с автономными ЯБП в процессе их хранения, обслуживания и транспортировки.

К их числу относятся механические устройства обеспечения безопасности и взведения (MSAD), кодоблокировочные устройства (PAL).

С начала 1960-х годов в США были разработаны и широко использовались несколько модификаций системы PAL, имеющие буквенные обозначения А, B, C, D, F, которые имеют различные функциональные возможности и конструктивное исполнение.

Для ввода кодов в PAL, установленных внутри ЯБП, используются специальные электронные пульты. Корпуса PAL имеют повышенную защищенность от механических воздействий и располагаются в ЯБП таким образом, чтобы затруднить к ним доступ.

В некоторых ЯБП, например, с ядерными зарядами W80 дополнительно к КБУ устанавливается кодовая система переключения, которая позволяет осуществлять взведение и (или) переключение мощности ЯЗ по команде с борта самолета в полете.

В ядерных авиационных бомбах применяются системы самолетного мониторинга и контроля (AMAC), включающие оборудование, установленное в самолете (за исключением бомбардировщика В-1), способное осуществлять мониторинг и контроль систем и узлов, обеспечивающих безопасность, предохранение и подрыв ЯБП. С помощью систем AMAC команда на срабатывание КБУ (PAL), начиная с модификации PAL B, может быть подана с борта самолета непосредственно перед сбросом бомбы.

В ЯБП США, входящих в состав современного ядерного арсенала, используются системы, обеспечивающие вывод их из строя (СВС) в случае угрозы захвата. Первые варианты СВС представляли собой устройства, которые были способны вывести отдельные внутренние узлы ЯБП из строя по команде извне или в результате непосредственных действий лиц из обслуживающего ЯБП персонала, имеющих соответствующие полномочия и находящихся вблизи ЯБП в момент, когда становится ясно, что злоумышленники (террористы) могут получить несанкционированный доступ к нему или осуществить его захват.

В последующем были разработаны СВС, автоматически срабатывающие при попытке несанкционированных действий c ЯБП, в первую очередь, при проникновении внутрь него или проникновения внутрь специального “чувствительного“ контейнера, в котором находится ЯБП, оснащенный СВС.

Известны конкретные реализации СВС, позволяющие обеспечивать частичный вывод ЯБП из строя по команде извне, частичный вывод из строя с помощью взрывного разрушения и ряд других.

Для обеспечения безопасности и защищенности от несанкционированных действий существующего ядерного арсенала США используется ряд мер, обеспечивающих детонационную безопасность (Detonator Safing – DS), применение жаропрочных оболочек pit (Fire Resistant Pit – FRP), низкочувствительных высокоэнергетических ВВ (Insensitive High Explosive – IHE), обеспечивающих повышенную ядерную взрывобезопасность (Enhanced Nuclear Detonator Safety – ENDS), применение командных систем вывода из строя (Command Disable System – CDS), устройств предохранения от несанкционированного применения (Permissive Action Link – PAL). Тем не менее, общий уровень безопасности и защищенности ядерного арсенала от подобных действий, как полагают некоторые американские эксперты, еще не в полной мере соответствует современным техническим возможностям семь из восьми типов ядерных зарядов существующего арсенала США не обеспечены в полной мере всем вышеуказанным набором мер безопасности и защиты.

В отсутствии ядерных испытаний важнейшей задачей считается обеспечение контроля и выработка мер по обеспечению надежности и безопасности ЯБП, находящихся в эксплуатации длительное время, которое превышает первоначально определенные гарантийные сроки. В США эта задача решается с помощью программы сопровождения ядерного арсенала (Stockpile Stewardship Program – SSP), действующей с 1994 г. Составной частью этой программы является программа продления срока службы (Life Extension Program – LEP), в рамках которой требующие замены ядерные компоненты ЯБП воспроизводятся таким образом, чтобы как можно ближе соответствовать первоначальным техническим характеристикам и спецификациям, а неядерные компоненты подвергаются модернизации и заменяют те компоненты ЯБП, у которых закончились гарантийные сроки службы.

Проверка ЯБП на наличие признаков фактического или предполагаемого старения выполняется в рамках компании расширенного надзора (Enhanced Surveillance Campaign – ESC), которая является одной из пяти компаний, входящих в число инженерных компаний (Engineering Campaign). В рамках этой компании ведется регулярное наблюдение за ЯБП арсенала путем тщательного ежегодного обследования 11 ЯБП каждого типа в поисках коррозии и других признаков старения. Из одиннадцати ЯБП одного типа, отобранных из состава арсенала для исследования их старения, один полностью разбирают для проведения разрушающего контроля, а остальные 10 подвергаются неразрушающему контролю и возвращаются в арсенал. Используя данные, полученные в результате регулярного наблюдения с помощью программы SSP, выявляются проблемы с ЯБП, которые устраняются в рамках программ LEP. При этом основной задачей является – «увеличить продолжительность существования в арсенале ЯБП или компонентов ЯБП как минимум на 20 лет с конечной целью на 30 лет» в дополнение к первоначальному предполагаемому сроку службы. Эти сроки определяются на основе анализа результатов теоретических и экспериментальных исследований по вопросам надежности сложных технических систем и процессов старения материалов и различных типов узлов и приборов, а также обобщения данных, полученных в процессе реализации программы SSP для основных узлов ЯБП путем определения так называемой функции отказов, характеризующей всю совокупность дефектов, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации ЯБП.

Возможные сроки службы ядерных зарядов определяются в первую очередь сроками службы плутониевых инициаторов (pit-ов). В США для решения вопроса относительно возможных сроков жизни произведенных ранее pit-ов, находящихся на хранении или эксплуатирующихся в составе ЯБП, входящих в современный арсенал, разработана и используется методология проведения исследований по оценке изменения во времени свойств Pu-239, характеризующих процесс его старения. Методология основана на комплексном анализе данных, полученных в процессе натурных испытаний, и исследовании свойств Pu-239, входящего в состав pit-ов, подвергавшихся проверке в рамках программы SSP, а также данных, полученных в результате экспериментов по ускоренному старению, и компьютерного моделирования процессов, происходящих при его старении.

По результатам проведенных исследований были разработаны модели процесса старения плутония, которые позволяют считать, что ЯЗ сохраняют свою работоспособность в течение 45-60 лет с момента производства используемого в них плутония.

Работы, проводимые в рамках SSP, позволяют США еще достаточно длительное время сохранять в составе своего ядерного арсенала рассмотренные выше типы ЯБП, разработанные более 20 лет назад, большинство из которых впоследствии подверглись модернизации, и обеспечивать без проведения ядерных испытаний достаточно высокий уровень их надежности и безопасности.

Доктрина Дональда Трампа

Возможно, раньше вы думали, что ядерный арсенал Америки с ее тысячами термоядерных боеголовок, которые могут уничтожить все население Земли, может убедить любого противника не использовать свое против США.

Вы ошибались.

Пентагон выразил недовольство тем, что американское ядерное оружие нецелесообразно мощное. Оно старое, ненадежное и обладает таким разрушительным потенциалом, что, возможно, даже президент Трамп не захотел бы его применять, если бы противник использовал ядерные бомбы меньшего размера на гипотетическом поле боя.

Американские военные эксперты и разработчики вооружения решили заняться созданием чего-то более подходящего для ведения боевых действий, чтобы у президента было больше возможностей в случае чего. По их плану, это станет еще более убедительным сдерживающим фактором для противников. Но может оказаться, что такие новые бомбы могут увеличить вероятность применения ядерного оружия в вооруженном конфликте, которое приведет к катастрофическим последствиям.

То, что Трамп был бы обеими руками за усовершенствование американского ядерного арсенала, никого бы не удивило, учитывая его склонность хвастать непревзойденной военной мощью своей страны. Он пришел в полный восторг, когда в апреле 2017 года один из его генералов приказал впервые сбросить на Афганистан самую мощную неядерную бомбу из имеющихся.

Согласно существующей ядерной доктрине, по замыслу администрации Обамы США должны были прибегать к ядерному оружию только «в крайнем случае» для защиты жизненно важных интересов страны или ее союзников. Тогда была запрещено использовать его как политический инструмент, чтоб приструнить более слабые государства.

Однако Трампу, который уже угрожал обрушить на Северную Корею «огонь и ярость, каких мир еще не видывал», такой подход кажется слишком суровым. Он и его советники, похоже, хотят, чтобы ядерное оружие можно было использовать в конфликтах любой степени серьезности большой силы и размахивать им, как дубинкой апокалипсиса, чтобы припугнуть тех, кто не слушается.

Для того чтобы арсенал США стал более совершенным, требуются два вида изменений в ядерной политике. Изменение существующей доктрины для устранения ограничений, касающихся развертывания такого оружия в военное время, и разрешение на разработку и изготовление новых поколений ядерного оружия в том числе и для тактических ударов.

Все это будет прописано в новом Обзоре состава и количества ядерного оружия (nuclear posture review, NPR), который будет сформирован к концу текущего года или в начале следующего.

До этого момента его точное содержание будет оставаться неизвестным, но даже после этого американцы получат доступ к крайне урезанной версии документа, большая часть которого является секретной. Тем не менее, некоторые общие положения Обзора уже понятны из заявлений президента и генералов.

И еще один очевидный факт. Обзор снимет ограничения на использование оружия массового уничтожения любого рода независимо от его уровня разрушительности, что сделает самый мощный ядерный арсенал планеты еще более грозным.

Изменим взгляд на ядерное оружие

Стратегическое руководство в новом Обзоре, вероятно, будет иметь далеко идущие последствия. Как сказал бывший директор Совета национальной безопасности США по контролю над вооружениями и нераспространению Джон Вольфсталь в недавнем выпуске «Контроля над вооружениями», этот документ повлияет на «образ Америки, президента и ядерного потенциала в глазах союзников и противников». Что еще более важно, обзор устанавливает вектор для решений, которые определяют управление, поддержание и модернизацию ядерного арсенала и влияют на то, как Конгресс рассматривает и финансирует ядерные силы».

Имея это в виду, рассмотрим рекомендации, изложенные в Обзоре времен правительства Обамы. Он появился, когда Белый дом стремился восстановить престиж Америки в мире после международного осуждения действия президента Буша в Ираке и всего через шесть месяцев после того, как Барак Обама получил Нобелевскую премию за его намерение запретить применение ядерного оружия. Нераспространение было в приоритете.

По итогу было ограничено применение ядерного оружия практически при любых обстоятельствах на любом поле боя, какое только можно представить. Основной целью Обзора было сократить «роль ядерного оружия США в национальной безопасности США».

Как отмечалось в документе, Америка лишь единожды рассматривала возможность применения ядерного оружия против советских танковых формирований, например, в крупном европейском конфликте. Предполагалось, что в такой ситуации СССР будет обладать преимуществом в традиционных видах вооружения.

В военно-политической обстановке 2010 года, конечно, мало что осталось от тех времен, как и от Советского Союза. Вашингтон, как отмечено в Обзоре, теперь является безусловным лидером в традиционном понимании обороны. «Соответственно, Соединенные Штаты будут продолжать укреплять традиционные возможности и сокращать роль ядерного оружия в сдерживании неядерных нападений».

Ядерная стратегия, направленная исключительно на сдерживание первого удара по США или их союзникам, вряд ли требует огромного запаса оружия. В результате такой подход открыл возможности для дальнейшего сокращения объема ядерного арсенала и привел в 2010 году к подписанию нового договора с Россией, который предписывал значительно сократить количество ядерных боеголовок и систем доставки для обеих стран.

Каждая сторона должна была ограничиться 1550 боеголовками и 700 системами доставки, включая межконтинентальные баллистические ракеты, баллистические ракеты подводного пуска и тяжелые бомбардировщики.

Однако такой подход никогда не устраивал представителей оборонного ведомства и консервативных научно-исследовательских институтов. Критики такого рода часто указывали на возможные изменения в российской военной доктрине, которые предполагали бы большую вероятность применения ядерного оружия в крупномасштабной войне с НАТО, если бы ее положение России в войне начало ухудшаться.

Такое «стратегическое сдерживание» - фраза, которая для России и Запад имеет разное значение, может привести к использованию маломощных «тактических» ядерных боеприпасов против опорных пунктов противника, если бы российские силы в Европе оказались на грани поражения.

В какой степени такая версия соответствует российской реальности, никто на самом деле не знает. Тем не менее, нечто подобное часто ассоциируется на Западе теми, кто считает, что ядерная стратегия Обамы безнадежно устарела и дает Москве повод для увеличения значимости ядерного оружия в своей доктрине.

Такие жалобы часто озвучивались в «Семи оборонных приоритетах новой администрации» - в докладе Научного совета минобороны США (декабрь 2016), который является финансируемой Пентагоном консультативной группой, регулярно предоставляющей отчеты министру обороны. «Мы по-прежнему не уверены, что, если мы будем снижать значение ядерного оружия для нашего государства, другие страны поступят так же».

Согласно докладу, российская стратегия предполагает применение маломощных тактических ядерных ударов для сдерживания нападения НАТО. В то время как многие западные аналитики сомневаются в корректности таких заявлений, Научный совет Пентагона настаивает, чтобы Соединенные Штаты должны разработать подобное оружие и быть готовыми к их использованию.

Как говорится в докладе, Вашингтону нужно «более гибкая система ядерных видов вооружения, которая могла бы при необходимости производить быстрый и точный ядерный удар по ограниченной зоне поражения, если существующие неядерные и ядерные варианты вооружения окажутся неэффективными».

Такой подход теперь вдохновляет администрацию Трампа на новые свершения в этой области, что хорошо заметно в некоторых записях президента в Твиттере. «Соединенные Штаты должны укрепить и расширить свой ядерный потенциал, чтобы весь мир снова вспомнил об объеме наших вооружений», - написал Дональд Трамп 22 декабря 2016 года.

Хотя он и не написал конкретно (потому что это была короткая запись в Твиттере), но такая его мысль – точное отражения мнения Научного совета и советников Трампа.

Заняв должность главнокомандующего, Трамп подписал президентский меморандум, в котором поручил министру обороны провести обзор ситуации с ядерным вооружением и убедиться, что «средства ядерного сдерживания США современны, надежны, готовы к применению и могут отвечать на вызовы 21 века и быть убедительными в глазах союзников ».

Детали Обзора, который появится в эпоху Трампа, пока неизвестны. Тем не менее, он, безусловно, сведет на нет все достижения Обамы и возведет ядерное оружие на пьедестал.

Расширение арсенала

Трамповский Обзор будет продвигать создание новых систем ядерного оружия, которые станут главными игроками с расширенным набором вариантов удара. В частности, считается, что администрация выступает за приобретение «маломощных тактических ядерных боеприпасов» и еще большего количества систем доставки, включая крылатые ракеты воздушного и наземного базирования. Обоснованием этому, конечно же, станет тезис, что боеприпасы такого рода необходимы для соответствия российским достижениям в этой области.

По информации внутренних источников, рассматривается также разработка таких тактических боеприпасов, которые могли бы, например, уничтожить крупный порт или военную базу, а не сразу целый город, как это было в Хиросиме. Как сказал один анонимный правительственный чиновник в «Политико»: «Наличие этой возможности критически важно».

Другой политик добавил, что «при составлении Обзора необходимо опросить военных на тему того, что им нужно для сдерживания врагов» и будет ли текущее оружие «полезным во всех сценариях, которые мы предполагаем».
Надо иметь в виду, что при администрации Обамы уже были согласованы планы и первоначальные многомиллионные проектные работы по «модернизации» ядерного арсенала Америки на многие десятилетия вперед. С этой точки зрения, ядерная эра Трампа уже шла полным ходом в момент его инаугурации.

И, конечно же, Соединенные Штаты уже обладают несколькими типами ядерного оружия, включая «гравитационную бомбу» B61 и ракетную боеголовку W80, мощность которых может регулироваться в меньшую сторону до нескольких килотонн.

Типичной системой доставки станет оружие, применяемое вне зоны ПВО - современная крылатая ракета большой дальности, которую сможет нести бомбардировщик B-2, его старший брат B-52 или разрабатываемый B-21.

Мир, готовый к ядерной зиме

Публикация нового Обзора, несомненно, вызовет споры о том, действительно ли стране с ядерным арсеналом, которого хватит для уничтожения нескольких планет размером с Землю, нужны новые ядерных боеприпасы, и не приведет ли это к очередной глобальной гонке вооружений.

В ноябре 2017 года Бюджетное управление Конгресса опубликовало отчет, показывающий, что стоимость замены всех трех ветвей американской ядерной триады в течение 30 лет составит не менее 1,2 миллиарда долларов, не считая инфляции и дополнительных расходов, которые могут увеличить эту цифру до 1,7 миллиарда долларов и выше.

Проблема оправданности всех этих новых видов оружия и их космической стоимости сегодня крайне актуальна. Точно ясно одно: любое решение о закупке такого оружия будет означать в долгосрочной перспективе сокращение бюджета в других отраслях - здравоохранение, образование, инфраструктура или борьба с опиоидной эпидемией.

И все же вопросы стоимости и адекватности являются самой легкой частью новой ядерной головоломки. В основе его лежит сама идея «применимости». Когда Обама настаивал на том, что ядерное оружие ни в каком случае не может применяться на поле битвы, он говорил не только об Америке, но и о всех странах. «Чтобы положить конец образу мышления времен холодной войны, - заявил он в Праге в апреле 2009 года, - мы уменьшим роль ядерного оружия в нашей стратегии национальной безопасности и призываем других к тому же».

Если же Белый дом Трампа поддерживает доктрину, которая сотрет отличия между ядерным оружием и традиционным, превратив их в равнозначные инструменты принуждения и войны, это сделает эскалацию до полного термоядерного истребления планеты наиболее вероятной за последние несколько десятилетий.
Например, нет сомнений в том, что такая позиция побудила другие страны, обладающие ядерным оружием, включая Россию, Китай, Индию, Израиль, Пакистан и Северную Корею, задуматься о его применении в будущих конфликтах. Это может даже подтолкнуть страны, у которых сейчас нет ядерного оружия, рассмотреть возможность его производства.

Взгляд Обамы на ядерное оружие в корне отличался от взглядов времен холодной войны, когда возможность термоядерного холокоста между двумя сверхдержавами планеты была повседневной реальностью, и миллионы людей выходили на антиядерные демонстрации.

Когда угроза Армагеддона исчезла, страх перед ядерным оружием постепенно испарился, а протесты закончились. К сожалению, само ядерное оружие и компании, которые его создали, живут и здравствуют. Теперь, когда мирный период постъядерной эры подходит к концу, зона, идея применения ядерного оружия, которое во времена холодной войны едва ли допускали даже в уме, может перестать быть чем-то особенным.

Или, по крайней мере, так будет, если еще раз граждане этой планеты не выйдут на улицы, чтобы протестовать против будущего, в котором города будут лежать в тлеющих руинах, а миллионы людей - умирать от голода и лучевой болезни.

Янки сами никогда не производили ядерные материалы, а закупали их у Союза. Потом эти торгаши перестали обновлять средства доставки ядерного оружия. И сейчас США представляет собой не грозную ядерную державу, а ораву крикунов...

Правда о ядерном оружии США

Несмотря на то, что научно-технический прогресс вносит свои коррективы в нашу жизнь, и в тактику ведения войн, да и сама жизнь не стоит на месте, фактор ядерного сдерживания никто не отменял – и в ближайшие десятилетия едва ли отменит. Именно ядерное оружие, несмотря на свою мощь и необратимость последствий, всю холодную войну послужило той последней красной чертой, за которой пролегал компромисс между СССР и США.

И сейчас, когда мы видим, как снова нарастает напряжённость по линии Запад-Россия, фактор ядерного сдерживания вновь приобретает ключевое значение. И конечно нам интересно знать, в каком состоянии находятся ядерные силы Америки, насколько их состояние соответствует той нарочито показной роли сверхдержавы , о которой высокопоставленные чиновники США никогда не стеснялись заявлять.

Невзирая на декларируемые в последнее время заявления американских официальных лиц о «снижении опоры на ядерное оружие», ему по-прежнему, как свидетельствует направленный в июне 2013 г. министром обороны США американскому Конгрессу «Доклад о стратегии применения ядерного оружия Соединёнными Штатами Америки», отводится критически важная роль в «обеспечении национальной безопасности США, их союзников и партнёров».

А в специальной фактологической справке Белого дома, сопровождающей указанный выше доклад, отмечено, что президент США Барак Обама обязался предоставить значительные инвестиции по модернизации американского ядерного арсенала.

По данным Госдепа, в настоящее время в США развёрнуто 809 носителей ядерного оружия из 1015 имеющихся. В боеготовом состоянии находятся 1688 боевых блоков. Для сравнения, в России на дежурстве находятся 473 носителя из 894 имеющихся, которые несут 1400 боевых блоков. В соответствии с действующим соглашением СНВ-3, к 2018 году обе страны должны сократить свои ядерные силы до следующих показателей: на вооружении должны находиться 800 носителей ядерного оружия, 700 из которых могут быть единовременно развёрнуты, а общее количество ядерных боеголовок, готовых к применению, не должно превышать 1550 единиц.

Итак, в течение ближайших лет Соединённым Штатам придётся списать и утилизировать достаточно большое количество ядерных зарядов, самолётов и ракет. Причём, такое сокращение должно сильно ударить по средствам доставки: до 2018 года США будут вынуждены вывести из эксплуатации около 20% имеющихся носителей ядерного вооружения. Сокращение количества ядерных боеприпасов, в свою очередь, будет идти в меньших масштабах.

На момент начала преобразования стратегические ядерные силы Соединённых Штатов располагали достаточно большим количеством боеголовок и их носителей. В соответствии с действовавшим в то время договором СНВ-1 (подписан в 1991 году), на вооружении США состояли 1238 носителей и почти 6000 ядерных зарядов.

Нынешний договор СНВ-3 имеет куда более жёсткие рамки. Так, допустимое количество развёрнутых боевых блоков примерно в 4 раза меньше, чем разрешал договор СНВ-1. В связи с этим, на протяжении последних 12 лет американскому командованию приходилось решать, как именно и за счёт какого компонента ядерной триады проводить сокращение.

Пользуясь своим правом самостоятельно решать количественные и качественные вопросы состояния ядерных сил, Соединённые Штаты уже определили, как будет выглядеть их ядерный щит к 2018 году. По имеющимся данным, основным средством доставки останутся баллистические ракеты, размещённые в шахтных пусковых установках.

К указанному сроку США намерены оставить на дежурстве 400 изделий модели LGM-30G Minuteman-III . 12 стратегических подводных лодок типа Ohio будут нести 240 ракет UGM-133A Trident-II . Предполагается сократить их боекомплект с 24 ракет до 20. Наконец, в составе авиационной части ядерной триады останутся 44 бомбардировщика B-52H и 16 B-2. В результате, одновременно будет развёрнуто около 700 носителей.

И вроде бы, всё прекрасно. Если бы не одно «но». Ядерное оружие в США, всё, до последней боеголовки, было произведено… ещё во время Холодной войны, то есть до 1991 года , когда существовал Советский Союз!

По имеющимся сведениям, в течение последних 25 лет Соединённые Штаты не произвели ни одного(!) нового ядерного боевого блока, что не может соответствующим образом не сказаться на возможностях ядерной триады, поскольку подобные изделия могут терять свои качества при длительном хранении.

Также необходимо помнить, что после распада Советского Союза и прекращения Холодной войны американские военные и конструкторы, поверив, что у США отныне никогда не будет противника, равного СССР, и что Россия навсегда ушла с орбиты сверхдержавы, не уделяли должного внимания разработке новых носителей ядерного оружия.

Больше того, производство основных стратегических бомбардировщиков ВВС США Boeing B-52 Stratofortress завершилось аж полвека назад, а бомбардировщики последнего поколения Northrop Grumman B-2 Spirit были построены серией всего в 21 единицу, что, конечно, никак нельзя считать ударной силой.

Итак: последний ядерный боезаряд был изготовлен в США в далёком 1991 году. И на этом – всё, в Америке решили, что отныне ядерное оружие ушло в прошлое, и теперь «ядерная дубинка», создававшаяся в противовес СССР, более уже не нужна…

Кстати, стоит отметить также и то, что последние ядерные испытания в США были произведены в 1992 году. И это притом, что средний возраст американской ядерной боеголовки – больше 30 лет, то есть многие из них были произведены и развёрнуты ещё до президентства Рейгана. Кто может гарантировать, что эти боеголовки по-прежнему в состоянии выполнить то, ради чего они создавались? Такой гарантии для нынешней ядерной триады США не может дать никто…

Ядерная или термоядерная «бомба» – изделие чрезвычайно сложное и требующее тщательного и постоянного обслуживания. В боевой части ядерного заряда постоянно происходит распад радиоактивных делящихся материалов, в результате чего содержание активного материала снижается. Хуже того – выделяющееся при этом излучение (в жёстком спектре) приводят к серьёзной деградации остальных компонентов системы, от взрывателей до электроники.

В ядерной отрасли США существует и ещё одна серьёзная проблема, о которой предпочитают не говорить. Учёные , специализирующиеся на ядерном оружии, стареют и выходят на пенсию с тревожащей Пентагон быстротой. Уже к 2008 году более половины специалистов-ядерщиков в национальных ядерных лабораториях США были старше 50 лет (в 2015 – 75%, а более 50% – старше 60 лет), а среди тех, кому меньше пятидесяти, очень мало грамотных специалистов. Да и откуда им появиться, если ядерные заряды и боеголовки не производятся уже более 25 лет – а новые не проектируются и уже более трёх десятилетий?!

Недавно правительство было вынуждено вывезти из Лос-Аламосской лаборатории все расщепляющиеся материалы – они хранились там в неподходящих для этого условиях, часть материалов вообще пропала в неизвестном направлении. А недавно комиссия при Конгрессе обнародовала ещё один пренеприятнейший для Пентагона факт: США уже не имеют технологических возможностей, а также заводских мощностей, чтобы производить некоторые элементы для боезарядов. Дошло до того, что более старые заряды служат источником запчастей для поддержания других в сколько-нибудь рабочем состоянии.

Американские средства доставки ядерного оружия также далеко не молоды. Последний B-52, составляющий костяк стратегической авиации США, смешно сказать, был поставлен на вооружение ещё во время Карибского кризиса(!), более 50 лет (!) назад. Для них уже не производят ни двигателей, ни запчастей – для поддержания хотя бы части машин в исправном состоянии авиационные техники разбирают на запчасти списанные бомбардировщики. Существовал даже проект переделки B-52 под двигатели и часть авионики от гражданского боинга-747 – но и этот в итоге списали «в утиль», соединить гражданскую и военную платформу воедино оказалось делом нерешаемым.

США очень рассчитывали на сверхзвуковой бомбардировщик B-1B – однако развитие средств ПВО сделало его бессмысленной мишенью ещё до момента развёртывания в частях ВВС, и теперь они, по большей части, бесполезно ржавеют на стоянках.

Затем США решили сделать ставку на стелс-бомбардировщик В-2 Spirit – однако их цена (более 2 миллиардов долларов за единицу) оказалась неподъёмной даже для военного бюджета США. А самое главное – после распада СССР в США из бывшей ГДР доставили новейшие тогда истребители МиГ-29 с радаром Н-019, и в ходе испытаний выяснилось, что их радары в штатном режиме обнаруживают «невидимые» B-2 даже на фоне земли. Это позволило предположить, что более новые БРЛС МиГ-31 и Су-27 также способны селектировать такую цель, причём на гораздо большей дальности и с большей точностью. Другими словами – «невидимость» оказалась не более чем, и Пентагону стало непонятно: зачем платить по 2,5 миллиарда за такие самолёты. В итоге, проект «Спирита» был закрыт, и сейчас лишь американская пропаганда имеет виды на эту машину, до сих пор пытаясь представить её одной из вершин американских достижений и заокеанского ВПК.

Что мы имеем в итоге: ядерная триада , несмотря на бодрые и полные оптимизма заявления высокопоставленных чиновников Пентагона и Белого Дома у США находится в плачевном состоянии – и наблюдается тенденция исключительно к ухудшению. Ядерные боеголовки и заряды устаревают морально и физически, учёные и инженеры уходят на пенсию, а равноценной замены им не приходит, средство доставки зарядов, это касается всей ядерной «триады», уже не соответствуют современным требованиям – и с каждым годом всё больше. Финансирования, заложенного в военный бюджет не хватает даже на поддержания нынешнего, весьма плачевного состояния ядерных зарядов и средств доставки. Что уж там говорить о новых технических решениях, опережающих своё время, – об этом давно не идёт и речи. Сколько ещё времени при таком раскладе Америка сможет оставаться на деле, а не на бумаге, ядерной державой? Десять лет? Двадцать? Вряд ли так долго…

Реальное состояние вооружённых сил США. Ядерное оружие и техника


Дейли Шоу «Ядерный арсенал США»


Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех интересующихся…

Едва завершились военные действия на территории Европы, как США первыми в мире провели испытания атомной бомбы Это произошло 16 июля 1945 года. Однако начало ядерной программе Соединенных Штатов было положено куда раньше.

Программа по разработке США атомного оружия стартовала в октябре 1941 года — американцы опасались, что нацистская Германия получит сверхоружие раньше и сможет нанести превентивный удар. Эта программа вошла в историю как «Манхэттенский проект». Руководил проектом американский физик Роберт Оппенгеймер, который постоянно находился под наблюдением , поскольку активно симпатизировал левому движению. Впрочем, последний факт не помешал ему принять участие в разработке смертельного оружия — физика очень беспокоили события в Европе.

Исследователями была разработана бомба «Толстяк», которая работала на основе распада плутония-239 и имела имплозивную схему подрыва. Кроме того, Оппенгеймер поручил отдельной группе разработку бомбы простой конструкции, которая должна была работать только на уране-235 и получила название «Малыш». Именно ее 6 августа 1945 года американцы сбросили на японский город Хиросима.

Первой же взорвать было решено плутониевую бомбу имплозивного типа, взрыв которой направлен внутрь. Фактически это был аналог «Толстяка», который не имел внешней оболочки.

В силу сверхсекретности разработок испытания было решено провести на юге штата Нью-Мексико на полигоне, находившемся примерно в 100 км от Аламогордо.

Атомная бомба «Троица» за двa дня до испытания былa установлена на cтaльнoй бaшне, на различном расстоянии от которой располагались сейсмографы, камеры, приборы, регистрирующие уровень радиации и давление.

Первый в истории человечества ядерный взрыв произошел 16 июля 1945 года в 5.30 по местному времени, а мощность взрыва составила 15-‑20 тыс. тонн взрывчатки в тротиловом эквиваленте. При этом свет от взрыва был виден на расстоянии 290 км от полигона, а звук распространился на расстояние порядка 160 км.

«Моим первым впечатлением было ощущение очень яркого света, залившего все вокруг, а когда я обернулся, то увидел знакомую теперь многим картину огненного шара... Вскоре, буквально через 50 секунд после взрыва, до нас дошла ударная волна. Я был удивлен ее сравнительной слабостью. На самом деле ударная волна была не такой уж слабой. Просто вспышка света была так сильна и так неожиданна, что реакция на нее снизила на время нашу восприимчивость», — военный руководитель «Манхэттенского проекта» Лесли Гровз.

Кроме того, в центре взрыва в окружности радиусом 370 м была уничтожена вся растительность и появился кратер, а находившиеся там же металлические и бетонные конструкции полностью испарились. Образовавшееся при взрыве облако поднялось на высоту 12,5 км — при этом следы радиоактивного заражения наблюдали даже на расстоянии 160 км от полигона, а зона заражения составила порядка 50 км.

«Мы знали, что мир уже не будет прежним. Несколько человек смеялись, несколько человек плакали. Большинство молчали. Я вспомнил строку из священной книги индуизма, Бхагавадгиты — Вишну пытается уговорить Принца, что тот должен выполнять свой долг, и, чтобы впечатлить его, принимает свое многорукое обличье и говорит: «Я — Смерть, великий разрушитель миров». Я полагаю, что все мы, так или иначе, подумали о чем-то подобном», — вспоминал впоследствии «отец» бомбы Оппенгеймер.

Американский президент рассказал Иосифу Сталину об успешных испытаниях бомбы уже 17 июля, когда в Берлине стартовала Потсдамская конференция, что позволило США вести диалог с СССР с позиции силы. А вот успешное испытание первой советской атомной бомбы прошло лишь по прошествии четырех лет, 29 августа 1949 года.



Что еще почитать