Анализ статуса

7 ОПСВТС 2017

п ТБЪОЙГЕ НЕЦДХ ВПМШЫЙНЙ Й НБМЩНЙ ВБОЛБНЙ, УРПУПВЕ ЙОЧЕУФЙТПЧБОЙС Ч УФТБИПЧЩЕ РТПДХЛФЩ, ПФМЙЮЙСИ ПФДЩИБ Ч фБЙМБОДЕ Й чШЕФОБНЕ Й П РТБЧЙМШОПН ПФОПЫЕОЙЙ Л ДЕОШЗБН ТБУУХЦДБЕФ бОФПО мЕВЕДЕЧ, ЗЕОЕТБМШОЩК ДЙТЕЛФПТ ЛПНРБОЙЙ бп «йТЛХФУЛПВМЗБЪ».

рТП ВБОЛЙ. лБЛ ЖЙЪЙЮЕУЛПЕ МЙГП, С - ЛМЙЕОФ Й . рТПДХЛФЩ Й ХУМХЗЙ ЬФЙИ ДЧХИ ВБОЛПЧ НЕОС РПМОПУФША ХУФТБЙЧБАФ, РПЬФПНХ ОБ РТЙЪЩЧЩ ДТХЗЙИ ЖЙОБОУПЧЩИ ХЮТЕЦДЕОЙК РЕТЕКФЙ Л ОЙН РПЛБ ОЕ РПДДБАУШ.

оБЫЕ РТЕДРТЙСФЙЕ, йТЛХФУЛПВМЗБЪ, ФБЛЦЕ ТБВПФБЕФ УП уВЕТПН Й зБЪРТПНВБОЛПН. пУОПЧОПК УЮЕФ, ОБ ЛПФПТЩК РПУФХРБАФ РМБФЕЦЙ ПФ ОБУЕМЕОЙС, ОБИПДЙФУС Ч уВЕТВБОЛЕ. рБТБММЕМШОП ТБВПФБЕН Й У зБЪРТПНВБОЛПН.

оЕЛПФПТЩЕ ДТХЗЙЕ ВБОЛЙ ЧЩУФХРБАФ Ч ЛБЮЕУФЧЕ БЗЕОФПЧ РП УВПТХ РМБФЕЦЕК, ОП ЬФП ЮЙУФП ФЕИОЙЮЕУЛПЕ УПФТХДОЙЮЕУФЧП.

уП уВЕТВБОЛПН НЩ ТБВПФБЕН ПЮЕОШ ДБЧОП, ЧЩУФТПЕОЩ ИПТПЫЙЕ ПФОПЫЕОЙС У ОЙН, ПО ПЮЕОШ ОБДЕЦЕО Й РПРХМСТЕО Х ОБУЕМЕОЙС. дТХЗЙЕ ВБОЛЙ РЕТЙПДЙЮЕУЛЙ РТЕДМБЗБАФ ОБН ЙОФЕТЕУОЩЕ ХУМПЧЙС, ПДОБЛП ЙИ ОБДЕЦОПУФШ ОБНОПЗП ОЙЦЕ, Й НЩ ОЕ НПЦЕН ТЙУЛПЧБФШ.

ч уВЕТВБОЛЕ НЕИБОЙЪН ЖЕДЕТБМШОПЗП ХТПЧОС; ПО ЙУЛМАЮЙФЕМШОП ОБДЕЦЕО, ОП Х ОЕЗП ЕУФШ УРЕГЙЖЙЮЕУЛЙЕ ОЕДПУФБФЛЙ, РТЙУХЭЙЕ ВПМШЫЙН УФТХЛФХТБН. пО ОЕ ФБЛ ЮБУФП ЙУРПМШЪХЕФ ЙОДЙЧЙДХБМШОЩК РПДИПД Л ЛМЙЕОФБН, ЛБЛ ЬФП ДЕМБАФ ДТХЗЙЕ ВБОЛЙ.

зБЪРТПНВБОЛ БЛФЙЧЙЪЙТПЧБМ УЧПА ТБВПФХ РП РТЙЧМЕЮЕОЙА ЛБЛ ЖЙЪЙЮЕУЛЙИ, ФБЛ Й АТЙДЙЮЕУЛЙИ МЙГ, РТЕДМБЗБЕФ ЙОФЕТЕУОЩЕ РТПДХЛФЩ. пО ЛБЛ ТБЪ ЙУРПМШЪХЕФ ЙОДЙЧЙДХБМШОЩК РПДИПД, РПФПНХ ЮФП НПЦЕФ УЕВЕ ЬФП РПЪЧПМЙФШ Ч УЙМХ УЧПЕК УРЕГЙЖЙЛЙ. ьФП ЗМБЧОЩК ЕЗП ЛПЪЩТШ. оХ, Й, ЛПОЕЮОП ЦЕ, ЛПТРПТБФЙЧОБС РТЙОБДМЕЦОПУФШ зБЪРТПНХ ФПЦЕ ДБЕФ ВБОЛХ РТЕЙНХЭЕУФЧП.

рТП ПФОПЫЕОЙЕ ВБОЛПЧ Л ЛМЙЕОФБН. нОЕ, ОБЧЕТОПЕ, ЧЕЪЕФ. ч уВЕТВБОЛЕ С ПВУМХЦЙЧБАУШ Ч РПДТБЪДЕМЕОЙЙ «уВЕТВБОЛ рТЕНШЕТ». х НЕОС ЕУФШ РЕТУПОБМШОЩК НЕОЕДЦЕТ, ЛПФПТПНХ С, РТЙ ОЕПВИПДЙНПУФЙ, ЪЧПОА. рТЙЕЪЦБА Ч ПЖЙУ ЧУЕЗДБ Ч ЪБТБОЕЕ УПЗМБУПЧБООПЕ ЧТЕНС, Б РПФПНХ ОЙЛБЛЙИ РТПВМЕН Ч ПВУМХЦЙЧБОЙЙ ОЕ ЙУРЩФЩЧБА. ч ЬФПН РМБОЕ С ДПУФБФПЮОП ЮХЧУФЧЙФЕМШОЩК ЮЕМПЧЕЛ, ПУПВЕООП, ЕУМЙ ТЕЮШ ЙДЕФ П ВБОЛЕ, ЛПФПТЩК ДЕТЦЙФ НПЙ ДЕОЕЦОЩЕ УТЕДУФЧБ Й ЪБТБВБФЩЧБЕФ ОБ ОЙИ.

ч зБЪРТПНВБОЛЕ ЙОПЗДБ РТЙИПДЙФУС РПДПЦДБФШ Ч ПЮЕТЕДЙ, ОП ПФОПЫЕОЙЕ Л ЛМЙЕОФБН ИПТПЫЕЕ, ОЙ У ЮЕН ОЕЗБФЙЧОЩН С ОЕ УФБМЛЙЧБМУС.

с ЪБНЕФЙМ: ЮЕН ЧЩЫЕ ФЧПК УФБФХУ - ФЕН МХЮЫЕ Л ФЕВЕ ПФОПУСФУС Ч ВБОЛБИ (УНЕЕФУС).

рТП ЛТЕДЙФЩ. оЕ ФБЛ ДБЧОП С РМБОЙТПЧБМ ЧЪСФШ РПФТЕВЙФЕМШУЛЙК ЛТЕДЙФ Ч уВЕТВБОЛЕ. пДОБЛП ФБН НОЕ ТБУУЮЙФБМЙ ЛТЕДЙФ Й РТЕДМПЦЙМЙ ЪБКН РПД ВПМШЫПК РТПГЕОФ - ВПМШЫЕ 20 %, ЮФП ДП ОЕРТЙМЙЮЙС ПФМЙЮБМПУШ ПФ ОЙЦОЕЗП РПТПЗБ УФБЧЛЙ. рПУМЕ ЬФПЗП С РТЙЫЕМ Ч зБЪТПНВБОЛ Й ФБН НЕОС РТПЛТЕДЙФПЧБМЙ ОБ ФХ ЦЕ УХННХ, ОП РП ЪОБЮЙФЕМШОП НЕОШЫЕК УФБЧЛЕ - 15%. тБЪОЙГБ, ЛПОЕЮОП, ВЩМБ ПЭХФЙНПК. лТПНЕ ФПЗП, зБЪРТПНВБОЛ ТБУУНБФТЙЧБМ ЪБСЧЛХ ОЕРПУТЕДУФЧЕООП Ч ПЖЙУЕ, Б уВЕТВБОЛ РЕТЕУЩМБМ ДПЛХНЕОФЩ ЧЩЫЕУФПСЭЙН УФТХЛФХТБН, ЛПФПТЩЕ Й РТЙОЙНБМЙ ТЕЫЕОЙЕ. фБЛ УЛБЪБФШ, ПВЕЪМЙЮЕООБС УИЕНБ: РПУФХРЙМБ ЪБСЧЛБ- ТПВПФ РПУНПФТЕМ - ЧЩОЕУ ТЕЫЕОЙЕ - ПФРТБЧЙМ ПФЧЕФ.

пДОБЛП ЙРПФЕЛХ С ВТБМ ЧУЈ ЦЕ Ч уВЕТВБОЛЕ. ч 2007 ЗПДХ С РПЛХРБМ ЛЧБТФЙТХ Х БЛЛТЕДЙФПЧБООПЗП ВБОЛПН ЪБУФТПКЭЙЛБ, ЛПФПТЩК РТЕДМПЦЙМ НОЕ ТСД ВБОЛПЧ ДМС ЦЙМЙЭОПЗП ЪБКНБ. ч УРЙУЛЕ, Ч ФПН ЮЙУМЕ, ЮЙУМЙМЙУШ Й уВЕТВБОЛ, С РП ОЙН РТПЫЕМУС Й уВЕТ РТЕДМПЦЙМ НЕОШЫХА УФБЧЛХ - ПЛПМП 12% ЗПДПЧЩИ. йРПФЕЛХ С ДП УЙИ РПТ ЧЩРМБЮЙЧБА, ИПЮХ ЕЈ ТЕЖЙОБОУЙТПЧБФШ, ТБУУНБФТЙЧБА УЕКЮБУ ТБЪМЙЮОЩЕ РТЕДМПЦЕОЙС ВБОЛПЧ. лБЛ ТБЪ Ч зБЪРТПНВБОЛЕ ЕУФШ ПЮЕОШ ЪБНБОЮЙЧПЕ РТЕДМПЦЕОЙЕ, УФБЧЛБ - Ч ТБКПОЕ 11%.

рТП ЙОЧЕУФЙГЙЙ. с ХЦЕ ОЕУЛПМШЛП МЕФ ХЮБУФЧХА Ч РТПЗТБННЕ ЙОЧЕУФЙГЙПООПЗП УФТБИПЧБОЙС ЦЙЪОЙ ПФ уВЕТВБОЛБ. уФТБИХА УЕВС, ЦЕОХ, ФТПЙИ ДЕФЕК. чУЈ РТПУФП: УФТБИХЕЫШ УЕВС ОБ УТПЛ ДП ДПУФЙЦЕОЙС ПРТЕДЕМЕООПЗП ЧПЪТБУФБ, Й ЛБЦДЩК ЗПД РМБФЙЫШ РП ЧЩВТБООПНХ РБЛЕФХ ТЙУЛПЧ. еУМЙ ДП ХЛБЪБООПЗП УТПЛБ ОЙЮЕЗП ОЕ РТПЙЪПЫМП, ДЕОШЗЙ ЧПЪЧТБЭБАФУС У РТПГЕОФБНЙ. рТПГЕОФ Й УХННБ ЧЪОПУПЧ ЪБЧЙУСФ ПФ ЧЩВТБООПЗП РБЛЕФБ ТЙУЛПЧ, УТПЛБ УФТБИПЧБОЙС, ФБН ЧУЈ ЙОДЙЧЙДХБМШОП ТБУУЮЙФЩЧБЕФУС. оБ НПК ЧЪЗМСД, ЬФП ИПТПЫБС ЧЕЭШ. еУМЙ УТЕДУФЧБ РПЪЧПМСАФ, ФП ПВ ЬФПН УФПЙФ ЪБДХНБФШУС. вХДХЮЙ ЮЕМПЧЕЛПН, ПФЧЕФУФЧЕООЩН ЪБ УЧПА УЕНША, С ЮХЧУФЧХА УЕВС УРПЛПКОЩН, ХЮБУФЧХС Ч РТПЗТБННЕ УФТБИПЧБОЙС.

рТП ЖЙОБОУПЧЩЕ РТЙОГЙРЩ. чУЕЗДБ ОХЦОП ФТЕЪЧП ПГЕОЙЧБФШ УЧПЙ ЧПЪНПЦОПУФЙ. оЕ УФПЙФ РМБОЙТПЧБФШ ТБУИПДЩ, ОЕ РПДФЧЕТЦДЕООЩЕ УЕЗПДОСЫОЙНЙ ЙМЙ ВХДХЭЙНЙ ДПИПДБНЙ. с - ЪБ ТБЪХНОПУФШ, ТБУЮЕФ Й ПУОПЧБФЕМШОПУФШ. дЕОШЗЙ МАВСФ, ЛПЗДБ ЙИ УЮЙФБАФ, Й ОЕ ФЕТРСФ РТЕОЕВТЕЦЙФЕМШОПЗП ПФОПЫЕОЙС.

рТП ФТБФЩ. с ВЙВМЙПЖЙМ: РПЛХРБА ПЮЕОШ НОПЗП ВХНБЦОЩИ ЛОЙЗ, ЬФП ПДОБ ЙЪ РПУФПСООЩИ УФБФЕК ТБУИПДПЧ Х НЕОС. пЮЕОШ МАВМА УПЧТЕНЕООХА ЖБОФБУФЙЛХ ТПУУЙКУЛЙИ БЧФПТПЧ.

рТП РЕТЧЩЕ ДЕОШЗЙ. рЕТЧЩЕ ДЕОШЗЙ С РПМХЮЙМ Ч ЫЛПМЕ - РТЕНЙА ПФ ЫЛПМЩ ЪБ ДПУФЙЦЕОЙС Ч ХЮЕВЕ. б ЧППВЭЕ, С ОБЮБМ ТБВПФБФШ УТБЪХ РПУМЕ ЫЛПМЩ: РТПЧПДЙМ ФТЕОЙТПЧЛЙ РП ЧПУФПЮОЩН ЕДЙОПВПТУФЧБН, РЕЮБФБМ ВТПЫАТЩ ДМС ХОЙЧЕТУЙФЕФБ.

рТП РХФЕЫЕУФЧЙС. ъБ РХФЕЫЕУФЧЙС Х НЕОС ПФЧЕЮБЕФ УХРТХЗБ. пОБ ЧУЈ РТЙДХНЩЧБЕФ, РМБОЙТХЕФ. ч ЬФПН ЗПДХ ФБЛ ХДБЮОП РПМХЮЙМПУШ, ЮФП НЩ ДЧБЦДЩ УЯЕЪДЙМЙ Ч РХФЕЫЕУФЧЙЕ - УОБЮБМБ РПЗТЕМЙУШ Ч фБЙМБОДЕ, Б РПФПН РПУЕФЙМЙ зТХЪЙА. еУФШ МАВЙНЩЕ НЕУФБ: фБЙМБОД Й чШЕФОБН. чП чШЕФОБНЕ ДЕЫЕЧМЕ, ОП ОЕ ФБЛ ТБЪЧЙФБ ЙОЖТБУФТХЛФХТБ, ОЕФ ФБЛЙИ ХДПВУФЧ, ЛБЛ Ч фБЙМБОДЕ.

лПЗДБ НЩ ЧРЕТЧЩЕ УПВЙТБМЙУШ ЕИБФШ ЧП чШЕФОБН, ПДЙО НПК ЪОБЛПНЩК УЛБЪБМ, ЮФП чШЕФОБН - «ЛБЛ фБЙМБОД, ФПМШЛП ЛБЛ ДЕТЕЧОС» (УНЕЕФУС). фПЮОЕЕ ОЕ УЛБЦЕЫШ!

рТП ЛТЙЪЙУ. х ОБУ ПЮЕОШ ФСЦЕМБС ТБВПФБ. нПЦОП УЛБЪБФШ, ДМС ОБУ ЛБЦДЩК ЗПД - ЛТЙЪЙУОЩК, Б РПФПНХ ОБ РТПФСЦЕОЙЕ ЧУЕИ ЫЕУФЙ МЕФ, ЛБЛ С ТБВПФБА Ч бп «йТЛХФУЛПВМЗБЪ», Х ОБУ ЙДЕФ БОФЙЛТЙЪЙУОБС ВПТШВБ. тЩОПЛ УМПЦОЩК, ПО ОЕ ТБУФЕФ, Б, ОБПВПТПФ, ЕУФЕУФЧЕООЩН ПВТБЪПН ХНЕОШЫБЕФУС, РПФПНХ ЮФП ОПЧЩЕ ЗБЪЙЖЙГЙТПЧБООЩЕ ДПНБ ОЕ УФТПСФУС. рПЬФПНХ ЛТЙЪЙУ РП ОБН ПУПВП ОЕ ХДБТЙМ, НЩ Й ВЕЪ ОЕЗП ЧУЕЗДБ ОБИПДЙНУС Ч ПДЙОБЛПЧП ОБРТСЦЕООПН УПУФПСОЙЙ, ТБЪЧЕ ЮФП ОБУЕМЕОЙЕ УФБМП РМБФЙФШ ОЕУЛПМШЛП ИХЦЕ.

Приведите положение текста, отражающее соотношение статуса личности, с одной стороны, и круга и объёма прав и обязанностей, которыми она обладает, – с другой. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два аргумента, обосновывающих это положение.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их представлениям об этом статусе. Следовательно, статус и социальную роль связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер социальных норм.

Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не перестают быть ожиданиями. Несмотря на это, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определённую роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права означают возможность совершать определённые действия, обусловленные статусом. Чем выше статус, тем бóльшими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение.

Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры поведения, досуг.

(Р.Т. Мухаев)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) положение текста: чем выше статус, тем бóльшими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается; (Положение текста может быть приведено в иной, близкой по смыслу форме.)

2) аргументы, например:

− человек, занимающий высокий социальный статус, обладает правом принимать решения, касающиеся других людей (принимать на работу и уволить с неё, предложить на рассмотрение законопроект или наложить вето на имеющийся проект и т. п.);

− на людей высокого социального статуса, возлагается, как правило, широкий круг обязанностей с учётом их прав и возможностей (в случае чрезвычайной ситуации именно глава предприятия должен принять решения и организовать работу по устранению отрицательных последствий; капитан судна в случае угрозы гибели корабля должен покинуть его последним).

Могут быть приведены другие аргументы

Как мы видели, статус - основной элемент социальной структуры. Как элементы структуры статусы суть пустые ячейки. Заполняющие их люди привносят разнообразие и подвижность. Одну и ту же работу можно выполнить по-разному. На свете нет даже двух одинаковых бюрократов, хотя мы считаем, что все они на одно лицо. То, как чело­век, занимающий данную позицию, использует свои права и выполня­ет предписанные обязанности, относится уже не к структуре, а к куль­туре, так как речь идет о поведении.

Постепенно мы перешли от структуры к культуре, от статуса к роли. Строго говоря, элементом структуры выступает только статус, а роль относится к культуре. Роль - динамическая, т.е. поведенческая сторона статуса.

Поскольку роль мы рассматривали до сих пор как элемент структуры, то можно предположить, что статус можно рассматривать в качестве элемента культуры. Иногда это так и делают. Тогда статус как культурный феномен обставляется соответствующими его рангу почестями, символами и привилегиями. Чем выше ранг, тем больше почестей. Статус требует от человека социально одобряемого поведе­ния, реализации определенных прав и обязанностей, адекватного ролевого поведения, наконец, идентификации, т.е. психологического отождествления себя со своим статусом. Все это элементы статуса.

Статусная роль

Индивид, занимающий высокую позицию в обществе, если из­мерять эту высоту, или ранг, с точки зрения доступных ему власти, до­хода, образования и престижа, в наибольшей мере стремится соответ­ствовать своему статусу и вести себя должным образом. Президент компании, сенатор, профессор дорожат высоким престижем своего по­ложения. Модель поведения, ориентированная на конкретный статус, называется статусной ролью или просто ролью.

От человека, обладающего данным статусом, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не вяжутся с их представлением о данном статусе. Однако и сам обладатель статуса знает, чего от него ждут окружающие. Он понимает, что окружающие станут относиться к нему в соответствии с тем, как они видят исполне­ние данного статуса. Окружающие строят с носителем статуса такие отношения, которые соответствуют правильному исполнению статус­ной роли. С нарушающим они стараются не встречаться, не общаться, не поддерживать отношений. Президент страны, произносящий речи по бумажке, во всем слушающийся своих советников либо тех, кто сто­ит за его спиной, не вызовет у людей доверия и вряд ли будет восприниматься ими как истинный президент, способный управлять страной во благо людям.

Итак, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он бу­дет играть вполне определенную роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение своей роли индивид вознаграждается, за неправильное - наказывается, пусть это будет сделано в форме нео­добрения или отказа голосовать за данную кандидатуру на выборах.

Статус короля предписывает ему вести совсем иной образ жизни, нежели ведут простолюдины. Ролевая модель, соответствующая дан­ному статусу, должна оправдать надежды и ожидания его подданных. В свою очередь и подданные, как им велят их статус и ранг, должны действовать в четком соответствии с набором норм и требований.

Статусные права

Статусная роль включает совокупность точно определенных прав. Вождь имеет право осуществлять религиозные церемонии, наказывать соплеменников, нарушающих предписанные их статусу требования, предводительствовать в военных походах, руководить общинным собранием. Профессор университета обладает рядом прав, которые от­личают его от студента, не обладающего данным статусом. Он оцени­вает знания учащихся, но, в соответствии со своей академической по-

зицией, не может подвергаться штрафу за плохую успеваемость сту­дентов. А вот офицер, согласно воинскому уставу, подвергается нака­занию за нарушения, совершенные солдатами.

Академический статус профессора дает ему такие возможности, ко­торыми не обладают другие люди, имеющие столь же высокий статус, скажем, политик, врач, юрист, бизнесмен или священник. Таково право отвечать на какие-то вопросы словами: "Я не знаю этого". Подо­бное право объясняется природой академических знаний и состоянием науки, а не его некомпетентностью.

Статусный диапазон

Поскольку статусные права жестко никогда не определяются, а ста­тусная роль свободно выбирается самим человеком, возникает неко­торый диапазон, в рамках которого варьируются поведение и осущест­вление своих прав. Статус профессора дает практически одинаковые права биологу, физику, социологу. Чаще всего они называются "акаде­мическими свободами": независимость суждений, свободный выбор те­мы и плана лекций и т.п. Но в силу традиции и индивидуальных осо­бенностей профессор социологии использует свои права и ведет себя со­всем иначе на лекциях и семинарах, нежели профессора физики или биологии.

Точно так же статус соседа предполагает свободную манеру поведе­ния. Никаких жестких формальных требований ему не предписывается. Если они и существуют, то носят скорее не­формальный или необязательный характер. Ролевая модель поведения соседа включает обмен поздравлениями и приветствиями, обмен предметами обихода, разрешение конфликтных ситуаций. Но кто-то уклоняется от всяческого общения с соседями, а другой может быть не в меру общительным и навязчивым в дружбе.

Статусные символы

Общество придумало внешние знаки отличия, позволяющие разграничивать обладателей различных статусов. Военные носят спе­циальную униформу, которая выделяет их из массы гражданского на­селения. Но и среди воинского контингента существуют знаки отли­чия, которые определяются иерархией воинских званий. Рядовой, майор, генерал различаются нагрудными знаками, погонами, голо­вным убором, цветом и формой одежды.

Статусные символы гражданского населения не так определенны, как военного. Тем не менее интуитивно мы различаем людей. Мы зна­ем по опыту, как одевается женщина из высшего света и как одевается чернорабочий. У каждого сословия и класса свой стиль одежды и своя атрибутика. Цилиндр ассоциируется у нас с английским лордом, фу­файка - с русским крестьянином, трусы и майка - со спортсменом; перечисление этих ассоциаций можно продолжить.

Функцию статусных символов выполняют также жилье, язык, же­сты, манеры поведения. У каждого сословия, класса, народа они разные. Статусные символы выполняют самое разнообразное предназначение. В формальных организациях, например, в армии, они служат показателем вознаграждения (повышение в звании), необхо­димости выполнения служебных обязанностей (отдание чести старшему по званию). Кроме того, они маркируют род войск.

В неформальных организациях, в малых группах не существует зримых различий в статусных символах. Они присутствуют только для посторонних. Так, титул "профессор" значим для студентов, но не для академических коллег, которые уважают его скорее за личные качест­ва и знания. Он мало значим также для контролера в метро или продавца в магазине. Но в кругу своих коллег профессор де­монстрирует признаки личного статуса, а не социального: компетент­ность, доброту, общительность, хлебосольство. Для продавца не имеет значения ни личный, ни социальный статус профессора, так как, захо­дя в магазин, последний перестает быть преподавателем и приобретает иной статус - покупателя, и к нему относятся соответствующим образом.

Статусные обязанности

Права неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обя­занностей на него возлагается. Статус чернорабочего мало к чему обя­зывает. То же самое можно сказать о статусе соседа, нищего или ребенка. Но статус принца крови или известного телеобозревателя обя­зывает вести образ жизни, оправдывающий ожидания и соответствую­щий социальным стандартам одного с ними круга людей.

В закрытом обществе - кастовом или сословном - контроль за со­блюдением статусных обязанностей поставлен жестче, чем в открытом. Наблюдаются различия не только между обществами, но и между социальными слоями. Так, высшие классы осуществляют незримый контроль за соблюдением статусных обязанностей в боль­шей мере, чем низшие. Невыполнение своих статусных обязанностей может быть незначительным и не переступать границ терпимости (или толерантности). Если нарушение значительно, сообщество применяет по отношению к виновнику формальные санкции, не ограничиваясь неформальными, например, легким осуждением. Так, суд офицерской чести может лишить провинившегося его звания и потребовать изгна­ния из своей среды. Недостойных правителей, нарушивших статусные обязанности руководителей страны, античные греки подвергали остракизму и изгоняли за пределы страны. В дореволюционной России существовал особый институт - суд дворянской чести, выполнявший карательную и одновременно воспитательную функции. Одним из средств защиты дворянской чести являлась дуэль, нередко за­вершавшаяся смертью того или иного соперника.

Таким образом, чем выше ранг статуса и чем престижнее он сам, тем жестче требования к статусным обязанностям и тем сильнее нака­зываются их нарушения. В Полинезии до не давних пор существовал обычай, по которому проштрафившегося вождя соплеменники могли казнить или съесть.

Статусный образ

Статусные символы, права, обязанности и роль создают статусный образ. Часто его называют имиджем. Имидж - совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как дол­жен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься между собой права и обязанности в данном статусе.

Представление о том, каким должен быть юрист, врач или профессор, регулирует и направляет поведение тех, кто занимается су­допроизводством, медицинской практикой и преподаванием. Выражение "не позволять себе лишнего" точно описывает имидж и ста­вит границы, в которых каждый из нас стремится оставаться, чтобы в глазах окружающих выглядеть подобающим образом. Иначе говоря, чтобы соответствовать образу своего социального или личного статуса. Учитель вряд ли придет на урок, обрядившись в фуфайку, хотя на са­довом участке он работает только в ней. Врач, даже выйдя на пенсию, не позволяет себе выглядеть неряшливо. Ведь он привык все время быть на людях. Те, кто поступает иначе, не соответствуют своему статусно­му образу.

Статусная идентификация

Статусная идентификация - это слово, как мы уже дого­ворились, обозначает всего лишь отождествление себя с чем-то или с кем-то, - указывает на то, в какой мере человек сближает себя со сво­им статусом и статусным образом. В викторианской Англии профессор, входивший в аудиторию, облачался только в мантию. Сегодня его по­ведение более свободное, тем не менее и по отношению к нему выпол­няются определенные требования. Так, обязательным атрибутом дол­жен быть костюм с галстуком. Однако многие преподаватели ходят на лекции в свитере и джинсах, поступая так совершенно намеренно. Тем самым они показывают, что не хотят слишком сильно дистан­цироваться от студентов, предлагая тем вести себя более раскованно, доверительно. Современной системе образования свойственны скорее партнерское взаимоотношение студентов и преподавателей, свобод­ный академический диалог и взаимная критика позиций, нежели мен­торское поучение взобравшегося на кафедру непререкаемого ав­торитета.

Сокращение межстатусной дистанции называется иногда фа­ мильярностью. Но она возникает лишь в тех случаях, когда такая ди­станция сводится до минимальной. Стремление встать "на равную но­гу" с человеком, обладающим иным по рангу статусом, и приводит к фамильярности. Юноши, разговаривающие непочтительно со старшими или обращающиеся к ним на "ты", фамильярничают. Если то же самое делает подчиненный в отношениях с начальником, то он так­же фамильярничает, но начальник, обращающийся на "ты" к подчи­ненным не фамильярничает, а грубит. Случаи, когда человек относит­ся одинаково терпимо к фамильярности и к грубости, свидетельствуют о низком уровне идентификации со своим статусом.

Чем выше ранг статуса, тем сильнее идентификация с ним и тем реже его носитель допускает по отношению к себе фамильярность или грубость, тем жестче держится межстатусная дистанция. Чем выше статус, тем чаще его обладатели прибегают к символической атрибутике - орденам, регалиям, форме, сертификатам. Чем ниже личный статус, тем чаще подчеркиваются преимущества социального статуса. Высокомерное обращение чиновника с посетителями свиде­тельствует о том, что он идентифицирует себя с социальным статусом, а не с личным. Идентификация со статусом тем сильнее, чем меньши­ми талантами обладает человек.

Статусная идентификация может совпадать и не совпадать с профессиональной и должностной идентификацией. Палач, не знаю­щий снисхождения, и чиновник, буквально следующий служебным

инструкциям, - образцы высокой профессиональной и должностной идентификации. Чиновник, берущий взятки, - пример низкой иден­тификации с должностью. Если он занимает высокий государственный пост, но обходится без служебной машины, то это пример низкой иден­тификации с социальным статусом.

Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. От человека,

обладающего статусом банкира, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их представлениям об этом статусе. Следовательно, статус и социальную роль связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер социальных норм.
Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не перестают быть ожиданиями. Несмотря на это, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определённую роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.
Модель поведения, ориентированная на определённый статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права означают возможность совершать определённые действия, обусловленные статусом. Чем выше статус, тем бóльшими правами наделяется его обладатель и тем бóльший круг обязанностей на него возлагается.
Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение.
Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры поведения, досуг.
(Р.Т. Мухаев)

Помоги пжл с ЕГЭ по Обществу Чем страна однороднее, тем выше ее шансы на успех в процессе демократизации. Странам со сложным этническим

или каким-либо еще составом населения придется, вероятно, заниматься в ближайшее время не демократизацией, а проблемами территориальной целостности и поддержанием законности и порядка…

Демократия – вещь неудержимая. Правда, есть в ней один практический недостаток. Странам, вставшим на путь свободы, кажется, что демократия (т.е. партии, выборы и парламенты) укажет им, куда идти дальше. Даже сторонники активных действий полагают, что для этого надо просто послушать, что говорят, причем послушать всех желающих… Но… демократия – не просто многообразие взглядов, не просто форум, где всякое мнение имеет хождение; демократия – это система правления. Ее цель – обеспечить тем, кто правит, поддержку народа, по крайней мере на старте; и демократия должна давать возможность править. Парламент, будучи трибуной свободного выражения мнений, есть все же прежде всего институт политической власти, который должен ведь как-то реагировать на предложения правительства или уж выдвигать собственные инициативы…

Вопреки буквальному значению слова действующая демократия не «правление народа»; такого на свете просто не бывает. Демократия – это правительство, избираемое народом, а если необходимо – то народом и смещаемое; кроме того, демократия – это правительство со своим собственным курсом…

Есть несколько способов дать правительству власть, не подвергая демократию опасности. Это немецкий и британский методы, с одной стороны, и французский и американский – с другой. Оба они жизнеспособны; в одном случае глава правительства имеет определенные конституционные прерогативы – право роспуска парламента, но и избирается он при этом парламентом; в другом – президент избирается на свой пост независимо от парламента и обретает поэтому реальную власть…

Есть две очевидные опасности. Первая – новоиспеченные демократические страны начнут свой путь с актов мести тем, кто ответствен за тиранию, и вторая – судебная власть окажется добычей политических сил.

Каждый человек в обществе выполняет определенные функции. Функция учителя - обучать школьников, функция средств массовой информации - давать представления о происходящих в стране и мире событиях. Военный выполняет функцию защиты Родины. Для выполнения функций на человека в соответствии со статусом накладываются определенные обязанности. Чем выше статус, тем больше обязанностей накладывается на человека, тем жестче требования к статусным обязанностям и тем сильнее наказываются их нарушения.

Накладывая на человека определенные обязанности, общество "платит" ему правами. К ним мы можем отнести доход, льготы, престиж. Чем выше статус человека, тем выше его престиж, тем лучше его материальное положение. Положение личности в социальной иерархии статусов называется рангом. Ранг формирует статусное мировоззрение. Так, часто бедные презирают богатых, называя их ворами и обиралами, богатые пренебрежительно относятся к бедным. Исключения делаются лишь для некоторых людей, к которым хорошо относятся в силу их личного статуса. Можно привести пример с Махатмой Ганди, матерью Терезой и т. п.

Статусные ранги определяются и по внешним знакам отличия - символам. К ним относят цвет кожи, мимику, жесты, одежду, язык, манеры поведения, титулы и звания. Так, униформа военных позволяет им выделиться из гражданского населения. Но и среди воинского контингента существуют знаки отличия: погоны, нагрудные знаки, головной убор, цвет и форма одежды, делящие всех на рядовых, средний офицерский состав и генералитет.

Каждый статус обладает своим имиджем. Имидж - это представление о том, как должна выглядеть и вести себя личность определенного статуса. Банкир не может прийти на работу в телогрейке и резиновых сапогах, он может их одевать только на рыбалку. Священнослужитель не может проводить литургию в ковбойке и джинсах. Несоблюдение имиджа наказывается потерей статусных позиций.

Одним из самых важных элементов статуса является социальная роль - поведение, ожидаемое от личности определенного статуса (по Н.Смелзеру). Впервые роль как динамический аспект статуса рассмотрел Р.Линтон.

Если роли жестко определены, откуда берутся способные и неспособные учителя, храбрые и трусливые солдаты, талантливые и бездарные политики? Роль стандартна, но исполняют ее люди - индивидуальности. Каждый из них по-своему объясняет себе роль, по-разному ее исполняет. Фактическое исполнение ролью личности называется ролевым поведением.

Статусный и ролевой наборы

Каждый человек одновременно занимает несколько статусных позиций. Мужчина может одновременно быть украинцем, губернатором, мужем, отцом, сенатором и т. д. Совокупность статусных позиций называется статусным набором. В нем выделяются:

Предписанный статус - тот статус, который человек получает "автоматически" при рождении или по прошествии времени. К этому типу относятся статусы, связанные с полом, национальностью, расой, входящие в системы кровного родства и аристократических титулов. Пример - женщина, американка, европеоид, брат, герцог, пасынок;

Достигаемый статус - получаемый человеком благодаря своим собственным силам или удаче. Пример: муж, инженер, изобретатель, кочегар;

Смешанный статус - обладает признаками предписанного и достигаемого, но достигаемого не по желанию человека. Пример: инвалид, беженец, безработный.

Главный статус - статус, определяющий положение личности в общественной иерархии. Чаще всего главный статус человека обусловлен его работой. Когда речь идет о незнакомом человеке, мы прежде всего спрашиваем: «Чем занимается этот человек, как он зарабатывает на жизнь?». Ответ на этот вопрос многое говорит о нем. К главным статусам относят статус бывшего заключенного, чемпиона Олимпийских игр, проститутки и др. (Цит. по Н.Смелзеру).

Каждый статус имеет не одну, а несколько ролей, на что впервые обратил внимание Р.Мертон. Так, отец выполняет роли кормильца, слесаря, плотника, электрика, опекуна, воспитателя и т. д. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором. Человек обладает комплексом статусов, каждый статус имеет собственный набор социальных ролей, причем любая из них требует особой манеры поведения и общения с людьми. Естественно, что при выполнении ролей может возникнуть ролевое напряжение - трудность, связанная с неправильной ролевой подготовкой, неудачным исполнением роли. Ролевое напряжение часто выливается в конфликты. Ролевой конфликт - это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей. Известны два типа ролевых конфликтов: 1) между ролями; 2) в пределах одной роли. Часто две и более ролей заключают в себе несовместимые обязанности. Например, женщина великолепно трудится на производстве, а дома не успевает выполнять свои обязанности жены и матери. Внутри многих ролей существуют конфликты интересов, в которых, обязанности быть честным по отношению к людям входят в конфликт с желанием "делать деньги". Если конфликт обостряется, он может привести к отходу от данной роли, к внутреннему стрессу.

Ролевые конфликты решаются обычно с помощью защитных механизмов: рационализации, разделения и регулирования ролей.

Рационализация скрывает конфликт путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли. Классический пример: девушка, не сумевшая выйти замуж, объясняет свое положение грубостью и ограниченностью современных мужчин.

Разделение ролей - выражается во временном изъятии из жизни одной из ролей. Моряку, находящемуся в дальнем плавании, не сообщают о смерти матери, исключая тем самым роль сына из его сознания, чтобы не вызвать стресс.

Регулирование ролей - с помощью его индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной роли путем перекладывания вины на организацию, народ, класс. Классическим примером может служить обряд "умывание рук" Понтия Пилата, с помощью которого он возложил вину в казни Иисуса Христа на евреев.

С помощью механизмов бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур личность может избежать опасных последствий ролевых конфликтов.

Мы рассмотрели только два подхода к изучению личности из множества теорий, созданных социологами. Нужно отметить, что ни одна теория не может объяснить полностью личность, т. к. не учитывается индивидуальность, неповторимость индивида. Реальная личность формируется как синтез, единство социального и индивидуального.



Что еще почитать