Базовые тральщики ссср. Опытный минный инженерный тральщик мит (ссср). Проекты по обновлению тральщиков

Тральщики «Клюз» (ТЩ №54/ТЩ №56) и «Ударник» (ТЩ №53/ТЩ №57) были построены на Путиловском заводе г. Петрограда и приняты в строй в 1917 г. В 1937 г. корабли были перевооружены. «Клюз» погиб в 1941 г., а «Ударник» — в 1942 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 190 т., полное – 210 т.; длина – 43,7 м, ширина – 6,1 м; осадка – 2,5 м; скорость – 12 узл.; энергетические установки – 2 паровых машины и 2 паровых котла; мощность – 350 л.с.; запас топлива – 18 т. нефти; дальность плавания – 1,1 тыс. миль; экипаж – 37 человек. Вооружение: 1х1 – 76-мм орудие; 1х1 – 47-мм зенитное орудие; 2х1 – 7,62-мм пулемета; 36 мин.

Тральщики «Патрон» и «Пламя» были построены на британской верфи «Smiths Dock» по заказу России и приняты в строй в 1914 г. «Патрон» погиб в 1941г, а «Пламя» разоружен в 1947 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 500 т., полное – 613т.; длина – 44,4 м, ширина – 7,5 м; осадка – 4, м; скорость – 12 узл.; энергетические установки – паровая машина и паровой котел; мощность – 600 л.с.; запас топлива – 100 т. угля; ;дальность плавания – 3 тыс. миль; экипаж – 44 человека. Вооружение: 1х1 – 76-мм орудие; 1х1 – 37-мм зенитное орудие; 2х1 – 7,62-мм пулемета; 45 мин.

Серия тральщиков проекта №3 состояла из 8 единиц («Заряд», «Буй», «Патрон», «Фугас», «Трал», «Минреп», «Груз», «Щит»), построенная на заводах №190 и №201 и принятая в строй в 1936-1938 гг. Тральщики «Трал» и «Щит» были списаны в 1955 и 1956 г. Остальные корабли погибли в 1941-1943 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 428 т., полное – 445 т.; длина – 62 м, ширина – 7,2 м; осадка – 2 м; скорость – 18,5 узл.; энергетические установки – 2 дизельных двигателя; мощность – 2,9 тыс. л.с.; запас топлива – 62 т. соляра; ;дальность плавания – 2,9 тыс. миль; экипаж – 42 человека. Вооружение: 1х1 – 100-мм орудие; 1х1 – 45-мм зенитное орудие; 2х1 – 12,7-мм пулемета; 20 глубинных бомб; 31 мина.

Серия тральщиков проекта №53 состояла из 10 единиц (Стрела», «Трос», «Подсекатель», «Проводник», «Веха», «Чека», «Взрыватель», «Искатель», «Мина», «Защитник») построенная на заводах №190 и №201 и принятая в строй в 1938 г. Тральщики «Взрыватель» и «Защитник» погибли в 1942 и 1943 г. Остальные корабли были списаны в 1950-1956 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 410 т., полное – 503 т.; длина – 62 м, ширина – 7,2 м; осадка – 2,3 м; скорость – 17,8 узл.; энергетические установки – 2 дизельных двигателя; мощность – 2,5 тыс. л.с.; запас топлива – 60 т. соляра; ;дальность плавания – 3,4 тыс. миль; экипаж – 70 человек. Вооружение: 1х1 – 100-мм орудия; 1х1 – 45-мм и 1х20-мм зенитное орудие; 4х1 – 12,7-мм пулемета; 20 глубинных бомб; 28 мин.

Тральщик «Т-205» (Гафель)

Серия тральщиков проекта №53-У состояла из 15 единиц («Гафель», «Верп», «Шпиль», «Шкив», «Кнехт», «Гак», «Рым», «Штаг», «Крамол», «Бугель», «T-215», «T-216», «Контр-адмирал Юрковский», «T-218», «Контр-адмирал Хорошхин») построенная на заводах №363 и №370 и принятая в строй в 1939-1944 гг. Тральщики «Верп», «Шкив», «Кнехт», «Штаг», «Крамол», «Бугель» и «T-216» погибли в 1941 г. Остальные корабли были списаны в 1955-1961 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 417 т., полное – 480 т.; длина – 62 м, ширина – 7,4 м; осадка – 2,2 м; скорость – 18,2 узл.; энергетические установки – 2 дизельных двигателя; мощность – 2,9 тыс. л.с.; запас топлива – 62 т. соляра; ;дальность плавания – 2,8 тыс. миль; экипаж – 70 человек. Вооружение: 1х1 – 100-мм орудие; 1х1 – 45-мм и 1х20-мм зенитное орудие; 4х1 – 12,7-мм пулемета; 31 мин.

Серия тральщиков проекта №58 состояла из 7 единиц («Параван», «Капсюль», «Якорь», «Гарпун», «Взрыв», «T-412», «T-413») построенная на верфях №201 и принятая в строй в 1938-1941 гг. Тральщики «Взрыв» и «T-413» погибли в период войны. Остальные корабли были списаны в 1950-1956 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 406 т., полное – 459 т.; длина – 62 м, ширина – 7,4 м; осадка – 2,2 м; скорость – 18,5 узл.; энергетические установки – 2 дизельных двигателя; мощность – 2,8 тыс. л.с.; запас топлива – 62 т. соляра; дальность плавания – 3,3 тыс. миль; экипаж – 47 человек. Вооружение: 1х1 – 100-мм орудие; 1х1 – 45-мм орудие; 4х1 – 12,7-мм пулемета; 2 бомбосбрасывателя; 28 мин; 20 глубинных бомб.

Из серии морских тральщиков проекта №59 в период войны было построено два корабля «Владимир Полухин» и «Василий Громов», введенные в строй в 1942 и 1943 гг. Корабли были построены на заводах №363 и №370. Списаны в 1956-1957 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 690 т., полное – 879 т.; длина – 79 м, ширина – 8,1 м; осадка – 2,5 м; скорость – 22,4 узл.; энергетические установки – 2 паротурбинные установки и 2 паровых котла; мощность – 8 тыс. л.с.; запас топлива – 190 т. нефти; дальность плавания – 2 тыс. миль; экипаж – 125 человек. Вооружение: 2х1 – 100-мм орудия; 1х1 – 45-мм орудие; 3х1 – 37-мм и 2х1 – 20-мм зенитных автомата; 4х1 – 12,7-мм пулемета; бомбосбрасыватель; 20 мин; 20 глубинных бомб.

В состав первой серии «М-1» тральщиков проекта № 253-Л входило 34 единицы («Т-351» — «Т-364», «Т-370» – «Т-389») построенные на Ленинградских заводах №189, №190, №370 и принятых в строй в 1943-1944 гг. В период войны 6 кораблей погибло, остальные были списаны в 1953-1957 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 113 т., полное – 127 т.; длина – 38 м, ширина – 5,7 м; осадка – 1,4 м; скорость – 14 узл.; энергетические установки – 3 дизельных двигателя; мощность – 690 л.с.; запас топлива – 10 т. соляра; дальность плавания – 2,5 тыс. миль; экипаж – 21 человек. Вооружение: 2х1 – 45-мм орудия; 2х1 – 12,7-мм пулемета; 2 бомбосбрасывателя; 12 мин.

В состав первой серии «М-2» тральщиков проекта № 253-Л входило 58 единицы, построенные на Ленинградских заводах №189, №190, №370 и принятых в строй в 1945 г. Корабли были списаны в 1950-1956 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 128 т., полное – 143 т.; длина – 38 м, ширина – 5,7 м; осадка – 1,4 м; скорость – 12,5 узл.; энергетические установки – 3 дизельных двигателя; мощность – 480 л.с.; запас топлива – 12 т. соляра; дальность плавания – 3,1 тыс. миль; экипаж – 21 человек. Вооружение: 2х1 – 45-мм орудия; 2х2 – 12,7-мм пулемета; 2 бомбосбрасывателя; 12 мин.

Серия тральщиков типа «РТ» состояла из 28 близких по ТТХ и архитектуре кораблей переоборудованных из рыболовных траулеров. Корабли были построены в 1928-1939 гг. и мобилизованы в состав Северного или Балтийского флота в 1941 г. В период войны 7 кораблей погибло, остальные после войны были разоружены. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1 – 1,5 тыс. т.; длина – 48 — 57 м, ширина – 9 м; осадка – 4,5 – 5 м; скорость – 9 — 12 узл.; энергетические установки – паровая машина и паровой двигатель; мощность – 650 – 700 л.с.; дальность плавания – 4 – 6 тыс. миль; экипаж – 43 – 54 человека. Вооружение: 2х1 – 76–мм или 2х1 – 45-мм орудия и 1х1- 37-мм орудие; 2х1 – 20-мм зенитных автомата или 2-3х1 –7,62-мм пулемета; 2 бомбомета.

Серия рыболовных траулеров треста «Главдальвостокрыбпром» состоявшая из 6 судов («Пластун», «Ара», «Гагара», «Баклан», «Сокол», «Терек»), построенных в 1929 – 1933 гг. была мобилизована в 1933-1938 гг. и в 1935-1939 гг. перестроена в тральщики с обозначением №11 — №17. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1.1 – 1,3 тыс. т.; длина – 50 — 54 м, ширина – 8 — 9 м; осадка – 4 – 5 м; скорость – 8,5 — 10 узл.; энергетические установки – паровая машина и паровой котел; мощность – 650 — 770 л.с.; дальность плавания –2 — 3,8 тыс. миль; экипаж – 50 — 60 человек. Вооружение: 1х1 – 102-мм или 76-мм орудие и/или 2х1- 45-мм орудия; 3-5х1 – 7,62-мм пулемета; 40-70 мин.

Серия тральщиков типа «Советская Россия» состояла из 13 единиц бывших грузовых шаланд и грузовых шхун: «Советская Россия», «Кизилташ», «Хаджибей», «Конка», «Сиваш», «Валерий Чкалов», «Хоста», «Белобережье», «Сары-Камыши», «Егурча», «Маныч». Они были построены в 1880 –1922 гг. и мобилизованы в 1941 г. В период войны погибло 5 кораблей, остальные были разоружены в 1944 — 1946 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 0,3 – 1,4 т.; длина – 43 – 74 м, ширина – 8 – 10 м; осадка – 2,4 — 3,8 м; скорость – 6 — 8 узл.; энергетические установки – 1-2 паровых машины; мощность – 230 – 700 л.с.; дальность плавания 0.5 – 1,7 тыс. миль; экипаж – 40 — 44 человека. Вооружение: 3-4х1 – 45-мм орудия; 1х2 — 20-мм зенитных автомата; 2х1 – 12,7–мм пулемета; 50 мин.

Корабль был построен в 1916-1925 г. в качестве посыльного судна. В 1927 г. перестроен в тральщик. В 1929 и 1933 гг. прошел капитальный ремонт. Погиб корабль в 1943 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 400 т.; длина – 40,5 м, ширина – 6,2 м; осадка – 2,9 м; скорость – 7 узл.; энергетические установки – паровая машина и паровой котел; мощность – 300 л.с.; дальность плавания 300 миль; экипаж – 40 человек. Вооружение: 1х1 — 45-мм орудие; 6 мин.

Каботажный пароход был построен в 1898 г. В 1924 г. переоборудован в тральщик. Прошел капитальный ремонт в 1925 и 1930 — 1932 гг. В 1944 г. переклассифицирован в самоходную плавбазу, а в 1945 г. — в опытовое судно. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 500 т.; длина – 46,2 м, ширина – 6,5 м; осадка – 4 м; скорость – 8 узл.; энергетические установки – паровая машина и паровой котел; мощность – 400 л.с.; дальность плавания — 550 миль; экипаж – 40 человек. Вооружение: 2х1 — 45-мм орудия; 6 мин.

Серия тральщиков типа «Пионер» состояла из 8 переоборудованных грузовых теплоходов Азовского пароходства: «Пионер», «Земляк», «Батрак (Работница/Тракторист), «Работник», «Местком», «Делегат», «Райкомвод», «Судком». Корабли были построены в 1929 – 1930 гг. и мобилизованы в 1941 г. В период войны 3 корабля погибло, остальные были разоружены в 1944 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 2 — т.; длина – 74 м, ширина – 10 м; осадка – 3 м; скорость – 10 узл.; энергетические установки – 2 дизельных двигателя; мощность – 750 л.с.; дальность плавания 3.5 – 3,9 тыс. миль; экипаж – 50 человек. Вооружение: 2х1 — 76-мм и 1-2х1 – 45-мм орудия; 1х2 — 20-мм зенитный автомат; 2х1 – 7,62 –мм пулемета; 120 мин.

Серия тральщиков типа «Хенкин» состояла из 5 единиц бывших буксирных пароходов, мобилизованных в 1941 г. («Байкал», «Геленджик», «Каховка», «Очаковский канал», «Хенкин») построенных в 1890 – 1935 гг. Все они погибли в 1941-1943 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 200 — 345 т.; длина – 31 — 35 м, ширина – 6 — 6,7 м; осадка – 3,5 – 3,7 м; скорость – 8 — 12 узл.; энергетические установки – паровая машина; мощность – 350 – 450 л.с.; дальность плавания 1,0 — 1,5 тыс. миль. Вооружение: 1х1 – 45-мм орудие; 2х1 – 7,62–мм пулемета.

Тральщики «Норд» и «Ост» были построены, как пассажирские теплоходы в 1931-1932 гг. и были мобилизованы в 1941 г. Тральщик «Ост» погиб в 1943 г., а «Норд» разоружен в 1946 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 285 т.; длина – 37,6 м, ширина – 6,6 м; осадка – 2,9 м; скорость – 8 — 12 узл.; энергетические установки – дизельный двигатель; мощность – 375 л.с.; дальность плавания 1 тыс. миль. Вооружение: 2х1 – 45-мм орудия; 2х1 – 12,7–мм пулемета.

Серия тральщиков типа «Москва» состояла из 35 единиц («Аунус», «Балмашев», «Барометр», «Белуга», «Боевой», «Вал», «Волнорез», «Зарница», «Заряд», «Желябов», «Емельян Пугачев», «Инженер», «Краб», «Ляпидевский», «Лайне», «Москва», «Олонка», «Озерной», «Осетр», «Мороз», «Молотов», «Моряк №1», «Норек», «Петрозаводск», «Пярну», «Сиговец», «Сом», «Север», «Степан Разин», «Радуга», «Тосмар», «Тюлень», «Шуя») бывших буксирных пароходов, ледокольных буксиров, посыльных и гидрографических судов, близких по ТТХ и мобилизованных в 1941 г.

Корабли были построены в 1870 — 1938 гг. В период войны погибло 11 кораблей, остальные были разоружены в 1944 — 1945 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 140 — 488 т.; длина – 22 — 47 м, ширина – 4,8 — 11 м; осадка – 1,6 — 4 м; скорость – 8 — 12 узл.; энергетические установки – 1-2 паровые машины и 2 паровых котла; мощность – 200 — 750 л.с.; дальность плавания 0,2 – 1,3 тыс. миль; экипаж – 30 — 38 человек. Вооружение: 1-2х1 – 45-мм или 1х1 – 75-мм орудия; 2х1 – 7,62–мм или 12,7-мм пулемета.

Серия тральщиков типа «Ижорец» состояла из 37 единиц («№35», «№37», «№41», «№42», «№43», «№44», «№45», «№46», «№47», «№48», «№59», «№63», «№65», «№80», «№81», «Т-81», «№82», «Т-82», «№83», «№84», «№85», «№86», «№87», «№88», «№89», «№93», «№94», «№103», «№104», «№121», «№124», «№125», «№126», «№127», «№128», «№129», «№175», «№176», «№179», «УК-4») бывших буксирных пароходов мобилизованных в 1941 г. Корабли были построены в 1935 — 1939 гг. В период войны погибло 16 кораблей, остальные были разоружены в 1944-1945 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 140 -150 т.; длина – 23 – 35 м, ширина – 5,5 – 6 м; осадка – 2 – 2,3 м; скорость – 8 — 9 узл.; энергетические установки – паровая машина и паровой котел; мощность – 200 — л.с.; запас топлива – 20 т. угля; дальность плавания 0,6 тыс. миль; экипаж – 30 человек. Вооружение: 1х1 – 45-мм орудие; 2х1 – 7,62–мм пулемета; 6 глубинных бомб.

В 1941 г. 4 буксирных парохода Беломорско-Онежского пароходства («Дзержинский», «Менжинский», «Сергей Киров», «Орджоникидзе»), построенных в 1934 г. были переоборудованы в тральщики «№72, №73, №74 и №75 соответственно. Корабли №73 и №74 погибли в 1941 г, остальные разоружены в 1944 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 460 — 470 т.; длина – 38 м, ширина – 7,6 м; осадка – 2,3 – 2,6 м; скорость – 8 — 9 узл.; энергетические установки – паровая машина и паровой котел; мощность – 450 л.с.; дальность плавания 0,6 — 1,3 тыс. миль; экипаж – 48 человек. Вооружение: 1-2х1 – 45-мм; орудия 2х1 – 7,62–мм или 1х1 – 12,7-мм пулемета.

В 1942 г. 5 речных колесных буксирных пароходов Северного речного пароходства («Оборона», «Плеханов», «Лименда», «Нацфлот», «Могучий») было преобразовано в тральщики Беломорской флотилии под обозначением РТЩ №429, РТЩ №430, РТЩ №431, РТЩ №432 и РТЩ №433 соответственно. Корабли были построены в 1931 г. Тральщики разоружены в 1944 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 200 т.; длина – 38 м, ширина – 6 м; осадка – 0,8 м; скорость – 6 — 7 узл.; энергетические установки – паровая машина и паровой котел; мощность – 450 л.с.; дальность плавания — 0,6 тыс. миль; экипаж – 26 человек. Вооружение: 2х1 – 45-мм орудия; 2х1 – 7,62–мм пулемета.

Серия тральщиков типа «Ленинград» состояла из 15 единиц бывших речных колесных буксирных пароходов: «Бабушкин», «Байдуков», «Беляков», «Данилин», «Журавлев», «Кузнецк», «Ленинград», «Мазурук», «Папанин», «Сталинград», «Фрунзе», «Харьков», «Черненко», «Чкалов», «Юмашев». Они были построены в 1932-1938 гг. и мобилизованы в 1935-1941 г. Корабли были разоружены в 1943 — 1945 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 195 — 290 т.; длина – 47 — 49 м, ширина –13 — 15 м; осадка – 1 — 1,5 м; скорость – 7 — 8 узл.; энергетические установки – паровая машина и паровой котел; мощность – 200 — 300 л.с.; дальность плавания — 0,9 тыс. миль; экипаж – 47 человек. Вооружение: 1х1 – 45-мм оружие; 2х1 – 7,62–мм пулемета, 40 — 50 мин.

Серия тральщиков типа «Босфор» состояла из 15 единиц бывших буксирных пароходов:. «Патрокл», «Т-18», «Т-19», «Диомид», «Т-22», «Т-23», «Т-24», «Беляков», «Чкалов», «Туча», «Гроза», «Полярник», «Ударник», «Щорс», «Чапаев». Они были построены в 1921-1938 гг. и мобилизованы в 1932-1941 г. Корабли были разоружены в 1994 — 1945 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 180 — 480 т.; длина – 29 – 41 м, ширина – 5,4 — 7,6 м; осадка – 2,6 — 4,6 м; скорость – 8 — 9 узл.; энергетические установки – паровая машина и паровой котел; мощность – 400 — 750 л.с.; дальность плавания — 0,4 – 2 тыс. миль; экипаж – 37 — 50 человек. Вооружение: 1х1 – 75-мм или 2х1 – 45-мм орудия; 4х1 – 7,62–мм зенитных пулемета; 6 мин.

Тральщики проекта 254
Морские тральщики проекта 254 типа Т-43
T43 class minesweeper Project 254
Проект
Страна СССР
Изготовители Западное ПКБ (оно же ЦКБ-363)
Операторы ВМС СССР
Годы постройки
В строю выведен из состава флота
Основные характеристики
Водоизмещение 500 т (стандартное)
569 т (полное)
Длина 58 м (54 м по КВЛ)
Ширина 8,5 м (8,4 м по КВЛ)
Осадка 2,1 м
Бронирование гомогенное из судостроительной стальи Ст.4с (8 мм на рубке)
Двигатели 2 дизеля типа 9Д или 9Д-8, 3 дизель-генератора
Мощность 2000 или 2200 л.с.
Движитель 2 вала и 2 гребных винта
Скорость хода 14 узлов (максимальная)
10 узлов (экономическая)
Дальность плавания 3800 миль (при скорости 10 узлов)
Автономность плавания 7 суток
Экипаж 65 солдат (7 офицеров)
Вооружение
Радиолокационное вооружение ГАС «Тамир-10»
РЛС общего обнаружения «Риф»
РЛС госопознавания «Факел-МО/МЗ» или «Нихром» (Square Head, High Pole A)
Артиллерия 2 x 2 37-мм В-11
2 x 2 12,7-мм пулемёты 2М-1
Ракетное вооружение размагничивающее устройство
Противолодочное вооружение 2 x бомбомёты БМБ-1, 10 глубинных бомб ББ-1, 2 бомбосбрасывателя
Минно-торпедное вооружение 10 мин КБ-3 или 16 мин образца 1908/1939 гг.
контактный морской трал МТ-1/МТ-1П, 2 x неконтактный акустический трал БАТ-2
соленоидный электро-магнитный трал ТЭМ-52
цепной охранитель ЦОК-1-40

Тральщики проекта 254 - морские тральщики, состоявшие на службе в ВМФ СССР и военно-морских силах различных стран. Всего было построено 295 тральщиков данного вида.

Проекты по обновлению тральщиков

В ходе Великой Отечественной войны в ВМФ СССР из тральщиков уцелели только корабли проектов 3, 53, 53-У и 58, которые считались безнадёжно устаревшими по тем временам. Также в Красном флоте были рейдовые тральщики проекта 253-Л и катерные тральщики с неконтактными тралами. Вследствие недостаточно большой эффективности в 1946 году в СССР начались работы по созданию новых тральщиков всех классов, и предпочтительным вариантом считался вариант тральщика, эффективного в борьбе с неконтактными минами. Задачами для морских тральщиков нового поколения считались определение границ минных заграждений и их уничтожение, разведывательное и контрольное траление, прокладка фарватеров в минных полях, проводка за тралами кораблей и судов, а также участие в постановке минных заграждений.

Первым послевоенным морским тральщиком стал корабль проекта 254, изначально проектировавшийся как базовый тральщик. Разработка судна велась с 1943 года в трёх ЦКБ под номерами 51, 17 и 50. Только в 1946 году ТТЗ на его проектирование получило ЦКБ-363, главным конструктором был назначен Г.М.Вераксо, главным наблюдающим от ВМФ стал капитан 1 ранга В.С.Авдеев. В том же году и был завершён проект, который предусматривал поточно-позиционный метод сборки корпуса из насыщенных секций и блоков с применением сварки. Это был первый корабль отечественного ВМФ, выполненный полностью сварным.

Описание корабля

Общий вид и структура

Основным материалом корпуса была судостроительная сталь марки Ст.4с; также применялась для накладных листов под компасы маломагнитная сталь марки ЭИ-269. Ходовая рубка выполнялась из гомогенной брони толщиной 8 мм. На всём протяжении корпус набирался по продольной системе набора. Корабли также имели второе дно, форштевень с ледовым усилением, бортовые кили в качестве стабилизаторов качки пассивного типа. Корпус был разделён на десять водонепроницаемых отсеков. Стандартное водоизмещение достигало 500 т, а полное – 569 т.

Оборудование

В целях защиты от неконтактных мин на тральщике было установлено размагничивающее устройство из трёх обмоток – основной, курсовой горизонтальной и курсовой батоксовой, секционированных для обеспечения необходимой регулировки. Оно защищало от магнитных и индукционных мин, а также обеспечивало компенсацию всех составляющих магнитного поля корабля в пределах ± 2000 нТ (±20 мЭ) во всех точках горизонтальной плоскости на глубине до 6 м от КВЛ. Для обнаружения якорных мин корабль имел ГАС активного типа «Тамир-10».

Вооружение

Корабль был вооружён двумя спаренными 37-мм артустановками В-11 открытого типа: одна была на баке, вторая на надстройке в корме. Также у него были две спаренные 12,7-мм пулемётные установки 2М-1, два бомбомёта типа БМБ-1 и два бомбосбрасывателя. Для защиты от кораблей противника и подлодок корабль мог устанавливать мины: 10 мин типа КБ-3 или 16 мин образца 1908/1939 годов при помощи минных путей и скатов. В состав противоминного вооружения входили несколько тралов: контактный типа МТ-1, неконтактные акустические БАТ-2 (две штуки) и соленоидный электромагнитный ТЭМ-52, а также цепной охранитель ЦОК-1-40. Корабль был оснащён типовым на то время радиотехническим оборудованием.

Ходовые качества

Главная энергетическая установка состояла из двух дизелей типа 9Д мощность 2 тысячи л.с. и давала скорость до 14 узлов. При трале МТ-1 скорость снижалась до 8,3 узлов. Экономический ход был при 10 узлах и давал дальность плавания до 3800 миль (10 суток автономного плавания).

Модификации

Было построено три модификации: 254-К, 254-М и 254-А. На данные корабли ставились дополнительно артиллерийские установки ЗиФ-17 (класс А), 2М-3 (класс М), а также тралы М-2 (класс К), МТ-1Д и ТЭМ-52М (оба - классы М и А). Корабли классов 254-М и 254-А были немного больше в размерах. Дополнительным радиотехническим вооружением служили РЛС «Линь», «Линь-М», «Тамир-11» и «Рым-К».

Строительство

Корабли строились на Средне-Невском ССЗ в Ленинграде (№363) и в Керчи на ССЗ «Залив» (№532). Головной корабль Т-43 был сдан флоту в 1948 году в Ленинграде. Всего до начала 1960-х годов было построено 295 кораблей. Это был самый массовый тральщик в мире. На западе ему было присвоено кодовое обозначение T-43 class (по названию головного корабля). Большинство поставлялось на экспорт, но в основном это были корабли типа 254-К: по два отправились в Алжир, Албанию, Китай, Ирак и Сирию, три ушли в Болгарию, шесть в Индонезию и 7 в Египет (из них в строю пять судов находятся и по сей день: «Gharbeya», «Daqahleya», «Bahareya», «Sinai», «Assuit»). Ещё 12 кораблей строились в Польше, а в Китае было построено по той же лицензии 40 судов.

Минный инженерный тральщик МИТ был разработан на базе тяжелого тапка Т-10 (Т-10М) конструкторским бюро СКБ-200 завода им. С. Орджоникидзе (завод №78) в Челябинске на основании Постановления СМ СССР от 4 декабря 1956 г. и от 30 мая 1960 г. Он предназначался для проделывания сплошных проходов в противотанковых минных полях в ходе боевых действий войск. Опытные образцы тральщика («Объект 211», «Объект 213» и «Объект 220») были изготовлены в 1958-1961 гг. Тральщик «Объект 211» прошел заводско-полигонные испытания в 1959-1960 гг. а тральщики «Объект 213» и «Объект 220» - в 1962 г. В 1963 г. в связи с намеченным прекращением производства тяжелых танков Т-10М, дальнейшие работы по изготовлению трех опытных образцов МИТ для полигонно-войсковых испытаний были прекращены, а техническая документация была заложена на хранение.

Тральщик представлял собой танк Т-10 (Т-10М) без башни и вооружения, вместо которых было установлено специальное оборудование. Так же изменилась схема общей компоновки машины, а численность экипажа была сокращена с четырех до трех человек. В средней части корпуса вместо боевого отделения находилось отделение дополнительной трансмиссии с полностью измененной броневой крышей над ним. В передней части крыши корпуса симметрично продольной оси машины слева располагалась вращающаяся командирская башенка, справа - невращающаяся башенка оператора. Расположение механика-водителя было таким же, как в базовой машине. В центре отделения дополнительной трансмиссии устанавливалась реверсивная лебедка с тяговым усилием на тросе 1640 кгс. Трос выводился на крышу машины и затем к блокам полиспаста, обеспечивавшего десятикратное увеличение тягового усилия. Лебедка вместе с гидравлической системой предназначалась для перевода оборудования для траления в рабочее или транспортное положения. По обеим сторонам лебедки, а также гидронасоса, располагались по два электродвигателя МПБ-54 мощностью по 2 кВт. Гидроцилиндры системы размещались в нишах бортов корпуса. Опытные образцы минного инженерного тральщика, в основном, отличались оборудованием для траления минно-взрывных заграждений.

На тральщике «Объект 211» оборудование для траления состояло из двух ножевых секций сплошного траления. Подобный тип трала относился к тралам выкапывающего действия пассивного типа. Рабочими элементами трала являлись жесткие, прорезающие грунт ножи. Ножи при тралении заглублялись в грунт, извлекали на его поверхность мины и отводили их в стороны за пределы протраливаемой полосы. Расстояние между ножами составляло 230 мм. Трал обеспечивал траление практически всех мин независимо от их типов и реагирующих приводов. Общая масса трального оборудования не превышала 5400 кг. Во время испытаний была выявлена низкая взрывоустойчивость ножевых секций трала, потребность в большой силе тяги и большая зависимость от грунтовых и климатических условий. В рабочем положении трала сложно было осуществлять быстрые повороты тральщика, что в условиях боя снижало его маневренность. Особенно низкую эффективность выкапывающий трал показал при тралении на сыпучем, размокшем, мерзлом грунте, на бетонированной и каменистой поверхности, в мелколесье, в грунтах переменной плотности, с сильно развитым дерновым покровом.

На тральщике «Объект 213» основным рабочим органом являлись, расположенные в два ряда, тяжелые стальные катки, которые двигались впереди машины. Установленный на тральщик трал по принципу воздействия на мины относился к нажимному типу. Разрушение корпуса мины или приведение к взрыву мины происходило за счет создания тяжелыми стальными катками локального давления на грунт или поверхность мины с нажимными приводами. Катки изготавливались из обычного стального литья (сталь 25Л) и имели индивидуальную подвеску оси к тяговой раме. Шарнирное соединение подвески катка с тяговой рамой обеспечивало хорошее копирование неровностей местности каждым из 14 катков. При этом давление на мину не превышало массы катка. Общая масса трального оборудования достигала 11 000 кг. Главными достоинствами каткового трала являлись сравнительно высокая надежность траления мин с нажимными приводами, простота конструкции, высокие скорости траления (до 15 км/ч), значительная взрывоустойчивость (до 14 взрывов мин массой до 7 кг).

Однако проведенные испытания выявили и ряд серьезных недостатков, связанных, прежде всего, с принципом действия трала. Это большая масса катка (до 500 кг), выбиравшаяся из условия обеспечения необходимого давления на грунт и взрывоустойчивости, а в силу этого низкая проходимость и маневренность тральщика с катковым тралом, особенно на сыпучих и размокших грунтах, повышенный износ трансмиссии, значительный расход топлива по сравнению с базовой машиной. С целью максимального использования достоинств, присущих способам траления выявленных при испытаниях опытных образцов минных инженерных тральщиков «Объект 211» и «Объект 213», на опытном тральщике «Объект 220» оборудование для траления состояло из двух ножевых колейных секций и однорядной катковой секции. Масса опытных образцов тральщиков в зависимости от установленного оборудования для траления находилась в пределах от 43,6 до 50,3 т. Перевод ножевых или однорядной катковой секций из рабочего в походное положение производился за 3 с.

Затраты времени на подготовку и монтаж каткового трала составляли 4,5 ч, колейного ножевого трала - 3 ч. Время демонтажа оборудования для траления соответственно составляло 1 ч. 10 мин. и 35 мин. В зависимости от установленного оборудования обеспечивалась ширина полосы траления 3840 мм (ножевые секции), 3815 мм (катковые секции) или две колеи шириной по 1445 мм. Максимальный угол подъема машины составлял 15°. Скорость траления с катковым тралом - до 15 км/ч. с ножевым тралом - 10-12 км/ч. Скорость тральщика с оборудованием, находившимся в походном положении, составляла до 30 км/ч. Тральщик был разработан с учетом возможности преодоления водной преграды по дну. Он оснащался системами ПАЗ и ППО, а также радиостанцией Р-113, которые применялись на базовой машине.

I ИСТОРИЯ СУДОСТРОЕНИЯ И ФЛОТА I

К 70-летию Великой Победы

ТРАЛЬЩИКИ ВМФ СССР В ПРЕДВОЕННЫЕ И ВОЕННЫЕ ГОДЫ

В. М. Йолтуховский, докт. воен. наук УДК 6295 (ВУНЦ ВМФ - Военно-морская академия)_

В ходе первой мировой и гражданской войн заметно возросли роль и значение минного оружия в борьбе на море. Поэтому в СССР, при реализации трех предвоенных кораблестроительных программ, определенное место занимало строительство тралящих кораблей. Однако в связи с финансовыми трудностями сметы на военное судостроение регулярно урезались. К тому же для реализации намеченных планов не хватало производственных мощностей. Так, пять верфей, не считая заводов-смежников, остались на территории Финляндии, Эстонии и Латвии, а из отечественных в начале 20-х годов перешли на выпуск продукции, не связанной с судостроением, Невский судостроительный завод, Новое Адмиралтейство, завод Крейтона и др. Мало того, в стране не осталось организаций, имевших опыт проектирования минно-тральных кораблей.

Для устранения такого положения в конце 20-х годов началось создание сети учреждений, занимавшихся проектированием тральщиков, их техники и вооружения. Эту задачу решали в основном ЦКБС, ЦКБ-1, ЦКБ-17, ЦКБ-51, ЦКБ-52, а также Особое техническое бюро по военным изобретениям (Остехбю-ро). Позже к разработке проектов тралящих кораблей и их вооружения привлекались Научно-исследовательский институт военного кораблестроения (НИИВК), образованный в 1931 г. на базе опытно-судового бассейна, а также Научно-исследовательский минно-торпедный институт, созданный из минно-торпедного отдела Остехбюро и минно-траль-ного сектора Научно-технического комитета Управления Военно-Морских Сил (НТК УВМС).

Слабая материально-техническая база перечисленных учреждений

и организаций, низкий уровень подготовки кадров, отсутствие профессионального опыта, крайне сжатые сроки, устанавливаемые наркоматами и главками при проектировании тральщиков, отрицательно влияли на этот процесс, приводили к различным упущениям и ошибкам. Так, из-за крупных ошибок ЦКБ-1 в расчетах по остойчивости и нагрузке тральщиков их метацентрическая высота оказалась почти в два раза меньше спе-сификационной. В итоге, принятые от промышленности корабли пр. 3, 53 не могли выйти в море около шести мес, пока Северная верфь и Сев-морзавод не провели работы по увеличению их остойчивости.

Вследствие ошибок в нагрузке кораблей и в проектировании винтов на тральщиках первой серии был недобор спесификационной скорости. Это привело к тому, что скорость с кормовым параван-тралом (менее 18 уз) исключала его надежную работу при волнении и встречном ветре, т. е. ставила под угрозу выполнение главной работы - траления.

На процесс постройки и качества кораблей отрицательно влияло форсирование работ над проектом и запуск его в серию, а затем выявление недоработок и ошибок проектирующих организаций, установка новых или дополнительных механизмов. На кораблях пр. 53 1-й серии перегрузка составила 9 т за счет конструкций и механизмов, установленных по дополнительным соглашениям, и большей массы механизмов по сравнению с проектом. Особенно это было характерно для изделий Коломенского машиностроительного завода им. В. В. Куйбышева, Воронежского завода им. И. В. Сталина, московского «Динамо». В итоге, в ходе первой судостроительной программы ни один из

шести заложенных тральщиков не вступил в строй.

На составление планов развития ВМС существенное влияние оказало радикальное изменение военно-политической обстановки в мире и необходимость укрепления флотов на Балтике и Черном море. Все это позволило более продуманно обосновать требования к строительству ВМС во 2-й пятилетке, отразившиеся в разработанных Управлением Военно-Морских Сил «Основных соображениях по развитию Военно-Морских Сил РККА на вторую пятилетку (1933-1937 гг.)».

Постановление СТО СССР от 11 июля 1933 г. «О программе военно-морского строительства на 1933 - 1938 гг.» намечало коренное обновление ВМС новыми кораблями различных классов. В течение указанного периода планировалось ввести в строй 861 корабль общим водоизмещением 451,5 тыс. т, в том числе 42 тральщика. В качестве резерва предлагалось развернуть специальное судостроение, в частности, строительство тральщиков, на Азовском море (в Мариуполе, Таганроге и Ейске), на Дальнем Востоке (Хабаровск) и на Севере (Мурманск) .

Но реконструкция судостроительных заводов к тому времени не была завершена, все намеченные планы их модернизации систематически не выполнялись. Серьезными проблемами для своевременного и качественного ввода в строй тральщиков были задержки в поставке материалов, в основном стали. Получаемая заводами сталь направлялась в первую очередь на обеспечение постройки крейсеров, эскадренных миноносцев, подводных лодок.

На первых трех тральщиках постройки Северной судоверфи устанавливались дизели германской фирмы «МА№. Однако после резкого сокращения закупок за границей, из-за острой нехватки валюты, производство этих дизелей (по германской лицензии) поручили Коломенскому машиностроительному заводу им. Куйбышева. При этом увеличенные (по сравнению с зарубежными образцами) масса и габариты, меньшая мощность, низкое качество металла и

БТЩ типа «Фугас»

главных механизмов коломенских дизелей задержали их ввод в серийное производство более чем на два года. Первые дизели «42-БМРН-6» стали поступать на корабли в 1936 г., но спешка при их изготовлении приводила к значительному браку, а стендовые испытания по сокращенной программе - к выходу дизелей из строя на двух кораблях постройки Севморза-вода. Приходилось держать на тральщиках по 2-3 мес бригады специалистов Коломенского завода и вкладывать значительные средства в наладку дизелей.

Потребность флота в тральщиках была острой, но их запланированное количество во 2-й судостроительной программе оставалось крайне ограниченным и не могло обеспечить запросы ВМС. Так, по расчетам штаба ВМС в 1935 г. требовалось не менее 320 кораблей этого класса. Фактически к концу 1935 г. в составе флотов насчитывалось лишь 16 (или 5% от требуемого количества). К концу 1935 г. на верфях было заложено 18 тральщиков, но ни один не введен в строй. Поэтому по решению Комитета обороны при Совете Народных Комиссаров (СНК) планировалось мобилизовать на короткие сроки (2 мес) от различных наркоматов 100 судов .

Всего во 2-й пятилетке было заложено 234 корабля, в т. ч. 27 тральщиков, или 11,5% от общего числа заложенных кораблей. За эти 5 лет построено 162 корабля, из них количество тральщиков составило 6 ед. (или 3,7%). В конечном итоге, к началу войны в составе ВМФ насчитывалось 38 новых тральщиков, пост-

роенных по пр. 3, 58, 53 и 53У. 17 находилось в составе Балтийского флота, 13 - в составе Черноморского, а 8 в 1939 г. переведено из Кронштадта и Севастополя на Дальний Восток .

К началу Великой Отечественной войны на всех флотах страны насчитывалось 80 тралящих кораблей - в первую очередь новейших базовых тральщиков (БТЩ), а также переоборудованных из промысловых судов и

буксиров. Характерный представитель таких БТЩ - «Фугас», построенный в 1937 г., имел следующие тактико-технические элементы (ТТЭ): полное водоизмещение 550 т, длину 62 м, ширину 7 м, осадку 2,2 м, дальность плавания экономическим ходом 4300 миль, максимальную скорость 18,5 уз (с параван-тралом - свыше 14 уз). Артиллерийское и тральное вооружение включало - 100-мм орудие, 45-мм полуавтомат, параван-трал, змейковый трал, морской трал Шульца, кроме того, корабль мог принимать на борт 20 больших и столько же малых глубинных бомб . Достаточная мореходность, большая дальность плавания, хорошая скорость, сильное по тем временам вооружение позволяли базовым тральщикам выполнять самые различные боевые задачи. В период Великой Отечественной войны БТЩ использовались не только для борьбы с минами в открытых районах моря и отдаленных от баз местах, но и эскортирования подводных лодок, охраны кораблей и транспортов, перевозки людей и грузов, высадки морских десантов.

Противоминная оборона стала одним из важнейших видов боевого обеспечения сил Балтийского и Чер-

Основные тактико-технические элементы тральщиков БФ"

Полное Осадка при Мощ- Ско- Макс. Вооружение

Тип корабля водоизмещение (т) полном во-доизмеще-нии (м) ность двигателя (л.с.) рость (уз) скорость с тралами (уз) Тральное Артиллерийское

БТЩ «Фугас» 450 2,2 1400 18,5 14-15 ПТ, ЗТ МТШ 1 - 100 мм 1-45 мм

БТЩ типа «АМ» 945 2,8 1900 13,5 9 Конт. трал Оропеза МК-У, АТ 1-76 мм 2-40 мм 6-20 мм

Тральщик «Менжинский» 467 2,6 400 7,7 4 ЗТ, МТШ 1-45 мм

Тральщик «Ижо-рец» 140 2,2 200 7,7 4 МТШ 1-45 мм

Катер-тральщик «Рыбинец» 26 1,0 136 9 4 ОТШ, КТ -

Катер-тральщик МСВ-38 10,2 0,6 73 7,5 4 КТ -

КАТЩ К-15-М-17 15,7 0,65 65 9,1 5 КТ -

ЭТЩ «Владимир Полухин» 879 2,8 8000 22,4 18 ПЭМТ, МТ ПрТ, ГПТ, ЗТ 1 - 100 мм 1-45 мм 3-37 мм 2-20 мм

МБТЩ «стотон-ник» (1-я серия) 126,7 1,34 540 14 9-10 КЭМТ, ПЭМТ ОПТ, КПТ, БАТ 2-45 мм

Принятые сокращения: ПТ - параван-трал; ЗТ - змейковый трал; МТШ - морской трал Шульца; ОТШ - облегченный трал Шульца; КТ - катерный трал; ПЭМТ - петлевой электромагнитный трал; ПрТ - петлевой речной трал; ГПТ - глубоководный придонный трал; КЭМТ - катерный электромагнитный трал; ОПТ - облегченный парный трал; КПТ - катерный парный трал; БАТ - буксируемый акустический трал; АТ - акустический трал.

1 Йолтуховский В. М. Минная война на море (1921-1945), СПб.: ВВМУПП им. Ленинского комсомола, 1998, с. 224.

СУДОСТРОЕНИЕ 5"2015

ИСТОРИЯ СУДОСТРОЕНИЯ И ФЛОТА

В годы войны в тральщики переоборудовали рыболовные траулеры

номорского флотов, которые располагали тралящими кораблями нескольких типов (таблица). Наряду с тральщиками типов «Фугас» и «Верп», в составе флота насчитывалось пять тихоходных тральщиков типа «Менжинский», переоборудованных из судов гражданских ведомств. Они отличались высокой мореходностью и достаточной автономностью. Наличие двух машин облегчало маневрирование с тралами, но из-за малой скорости они не могли работать со всеми образцами тралов. Для тихоходных тральщиков характерны незначительный район плавания

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут . Стоимость одной статьи — 150 рублей .

Пoхожие научные работыпо теме «Машиностроение»

  • К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ТРАЛЬНЫХ СИЛ ВМС РККА

    ЙОЛТУХОВСКИЙ В.М. - 2002 г.

  • ТРАЛЬЩИКИ ТИПА «УДАРНИК»

    ЙОЛТУХОВСКИЙ В.М., ПОПОВ Е.В. - 2013 г.

  • ТРАЛЬЩИКИ ТИПА «КАПСЮЛЬ»
  • ТРАЛЬЩИКИ ТИПА «ИСКРА»

    ЙОЛТУХОВСКИЙ В.М., ПОПОВ Е.В. - 2012 г.

Появление казавшихся в первое время универсальными средств борьбы с минами впереди по курсу корабля потребовало создания весьма дорогих противоминных кораблей нового класса - тральщиков-искателей мин и их новейшего противоминного вооружения, основу которого составляют самоходные подводные аппараты (ПА) многоразового использования. Кроме того, это привело к созданию и введению в донные мины специальных каналов, вызывающих подрыв мин от физических полей подводного аппарата и его уничтожение, что экономически оказывается выгодным, учитывая более высокую стоимость ПА по сравнению с донной миной и несопоставимое численное соотношение донных мин и ПА.

К тому же к началу 1980-х годов многократно возросли боевые возможности минного , включая глубину постановки, многоканальность и многократность действия взрывателей, трудность обнаружения (диэлектрические материалы корпусов, заиленность и прочее), скрытность постановки (подводные лодки, авиация). Особенно опасной в этом плане была принятая на вооружение США в 1976 году якорная мина с глубиной постановки 500 - 1000 м, представляющая серьезную опасность для подводных лодок.

Схема постановки мины (контейнера с торпедой) Mark 60 CAPTOR

Поэтому в конце 1970-х - начале 1980-х годов назрела острая необходимость в создании минно-тральных кораблей нового поколения с самым широким применением автоматики и дистанционного управления, с улучшенными условиями обитаемости и повышенной безопасностью плавания. Больше внимания стало уделяться и вопросам охраны окружающей среды.

Первые проработки по созданию нового морского тральщика велись в 1970-е годы. Проектирование корабля началось Западным ПКБ (гл. конструкторы Н.П.Пегов и В.С.Сергеев) с 1972 года, тогда по одному из вариантов прорабатывалась установка на корабль вертолета- тральщика. Однако и без этого водоизмещение корабля увеличилось до 1150 т, а энергетическая установка оставалась прежней по проекту 266М. В тоже время дополнительно установлена энергетическая установка малого хода и носовое подруливающее устройство.


Морской тральщик проекта 12660

В состав вооружения этого корабля входит новый противоминный комплекс для поиска донных, придонных и якорных мин по курсу, а также контактные и неконтактные тралы. На тральщике было установлено самое совершенное минно-тральное вооружение: комплекс уничтожения мин с самоходным самонаводящимся противоминным снарядом-торпедой «Кобра» и самоходным противоминным снарядом – торпедой перерезания минрепов «Гюрза» по целеуказанию корабля (оба снаряда созданы в ЦНИИ«Гидроприбор»), самоходный телеуправляемый искатель-уничтожитель «Кетмень», искатель-уничтожитель «Палтус», электромагнитные и акустические тралы, ГАС миноискания «Кабарга» и др. Боевые средства корабля состояли из 76-мм пушки АК-176, 30-мм автомата АК-630М с системой управления огнем «Вымпел» и ПЗРК «Стрела-3».

Глубоководный гидроакустический буксируемый искатель-уничтожитель донных мин «Палтус» начали разрабатывать в ЦНИИ «Гидроприбор» в 1976 году. В сравнении с искателем «Луч-1» в новом изделии обнаруженные объекты должны были не только обозначаться отметчиками, но при необходимости уничтожаться непосредственно в процессе буксировки. ГАС для искателя создавали в ЦНИИ «Морфизприбор». Вскоре работы по всей системе «Палтус» передали Уральскому филиалу ЦНИИ «Гидроприбор» (гл. конструкторы Х.Х.Давлетгильдеев и В.И.Гуль), созданному на базе СКБ машиностроительного завода им. К.Е.Ворошилова. Искатель-уничтожитель прошел испытания и в 1985 году принят на вооружение ВМФ, но из-за недостатков в системе гидролокатора в серийное производство не поступил.

Разработка новой ГАСМ «Кабарга», модификации которой были установлены на рейдовых и морских тральщиках ВМФ, была завершена в 1990 г. НИИ «Бриз». Однако по уровню вторичной обработки информации и взаимодействия с противоминным вооружением она практически не отличается от предшествующих моделей станций.

В тоже время после появления в ВМФ СССР эффективных корабельных станций миноискания типа «Кабарга» в 1980-х гг. продолжаются работы над созданием самоходных искателей-уничтожителей мин. В 1989 г. был принят на вооружение флота самоходный телеуправляемый искатель-уничтожитель второго поколения СТИУ-2 «Кетмень», работающий по целеуказанию корабельной гидроакустической станции миноискания на глубинах до 100 м. Он был разработан Уральским филиалом ЦНИИ «Гидроприбор» (гл.конструктор А.А.Казин).

СТИУ-2 обеспечивает поиск со скоростью движения до 3 узлов и уничтожение донных и якорных мин впереди по курсу корабля-тральщика. На обнаруженную мину укладывался заряд (на аппарате их два с зарядом ВВ по 130 кг), и после отхода СТИУ на безопасное расстояние мина подрывалась.


Модель самоходного телеуправляемого искателя-уничтожителя СТИУ-2 «Кетмень»

Строительство кораблей проекта 12660 велось на Средне-Невском заводе начиная с 1983 года. Корабли строились из маломагнитной стали для борьбы с глубоководными противолодочными минами типа «Кэптор» и для противоминного обеспечения кораблей и транспортов в отдаленных морских районах. Головной тральщик «Железняков» был построен на Средне-Невском заводе в 1988 году. Размеры корабля потребовали, при вывозе со стапельного места в цехе, увеличить проем цеховых ворот, а спусковое устройство выдерживало в момент спуска предельные нагрузки. Запаздывали поставки новой техники, что усложняло и затягивало сроки проведения монтажных работ.

Вошедшие в строй два корабля «Железняков» и «В.Гуманенко» значительно превосходят по эффективности противоминных действий в несколько раз. Строительство корпуса третьего корабля из-за отсутствия финансирования было прекращено.

Создание кораблей проекта 12660 - это целая эпоха в советского судостроении. Они стали первыми морскими тральщиками ВМФ СССР, способными вести противоминные действия впереди по курсу и бороться с современными глубоководными минами. Опыт, приобретенный при их создании и использовании, неоценим при дальнейшем проектировании кораблей противоминной обороны.

По кораблестроительной программе МТЩ проекта 12660 (в НАТО известен как Gorya ) предполагалось построить гораздо больше, чем удалось. Уже в процессе испытаний стало ясно, что проект очень сложный и корабль получился большим. А к тому же распался Советский Союз, наступили другие времена и финансирование оборонного направления резко снизилось. Поэтому было принято решение вести постройку новых морских тральщиков в корпусе хорошо себя зарекомендовавших МТЩ проекта 266М, но с новыми средствами поиска и уничтожения мин, которые должны были быть не таким дорогими, как проект 12660 «Рубин».

Современные подходы к противоминным действиям

В последние десятилетия значительным технологическим прорывом стало создание тральщиков-искателей. Реализовать его смогли только ведущие морские державы и страны с высоким уровнем развития промышленности, в основном за счет реализации принципа межгосударственной кооперации.

Современная концепция противоминных действий, известная под названием , базируется на активном использовании гидроакустического вооружения минно-тральных кораблей для поиска, обнаружения и обследования всех неподвижных подводных миноподобных предметов, обнаруживаемых в заданных границах акваторий.

По результатам обследования миноподобные предметы, отнесённые к минам, должны быть нанесены на электронную карту (занесены в банк данных) и уничтожены, а информация о посторонних объектах (затонувших судах, промышленном мусоре, крупных камнях, приметных складках дна и т.п.) должна быть также занесена в банк данных для идентификации акустических контактов при последующих поисковых действиях в этих акваториях.

Основу противоминного вооружения современных кораблей этого направления составляют гидроакустические станции миноискания, противоминные телеуправляемые аппараты и автоматизированные системы управления противоминными действиями.

Как известно, ведущее положение в строительстве современных тральщиков–искателей мин и создании основных компонентов их противоминного вооружения занимают фирмы Великобритании, Франции, Италии, Германии, Нидерландов и США. В последние годы к ним присоединились также фирмы Японии, Швеции, Норвегии, Южной Кореи, строящие тральщики-искатели с противоминным вооружением, поставляемым полностью или частично фирмами указанных выше стран. Большинство же государств не в состоянии строить такие корабли и вынуждены закупать их у стран-экспортеров.

Стремясь не отставать от ведущих морских держав, в 1990-х годах предприятия оборонного комплекса России подготовили предложения по модернизации противоминных кораблей, тогда для поставки на экспорт на российские тральщики типа 10750Э и 266МЭ предлагалось устанавливать подкильные станции миноискания МГ-89М, МГ-991, МГ-992М и МГ-993М, самоходные телеуправляемые подводные аппараты допоиска и уничтожения мин (ROV) «Ропан-ПМ», «Маршрут».

В рекламных материалах Западного ПКБ отмечалось, что удовлетворению современных требований способствует установка на корабле проекта 266МЭ и использование ГАС миноискания (Propelled variable depth sonar - PVDS) с приемоизлучающей системой, размещенной на самоходном телеуправляемом подводном аппарате (Remotely operated vehicle - ROV), которая обеспечивает обнаружение, идентификацию и классификацию мин далеко впереди корабля. Дальность действия ГАСМ в этом случае не ограничивается ни помехой, генерируемой кораблем, ни гидрологическими условиями моря. Уничтожение мин после обнаружения может быть осуществлено аппаратом того же семейства, обладающим функцией уничтожителя мин.

Как в свое время отмечали специалисты ЦНИИ «Гидроприбор», создание и развитие средств поиска и уничтожения мин будет приоритетным при разработке противоминного оружия. Новые тенденции этого направления видятся в создании самоходных гидроакустических станций миноискания с переменной глубиной погружения их приемно-излучающих антенн, противоминных одноразовых снарядов - уничтожителей, буксируемых минопоисковых станций в составе безэкипажных носителей.

Кроме этого, использование казалось бы традиционных противоминных средств с наибольшей эффективностью требует применения современных технологий. Последнее хорошо было заметно при посещении Санкт-Петербурга постоянным минно-трального соединением регионального командования ОВМС НАТО «Север» в конце 2004 года. Практически каждый корабль имел совершенные средства космической связи и навигации.

Кроме того, все корабли в группе тральщики-искатели были оборудованы специальными аппаратами для дистанционного поиска мин. Например, бельгийский тральщик (водоизмещение 595 т, длина 51,5 м, экипаж 46 человек) имел два самоходных телеуправляемых подводных аппарата для поиска мин PAP 104 (рабочая глубина до 200 м), гидролокационная станция миноискания, другое необходимое оборудование и оснащение. Он, как и голландский M857 Makkum, был создан по совместной франко-бельгийско-голландской разработки.


M857 Makkum

Даже самый старый из пришедших на Неву кораблей - польский тральщик Czajka (бортовой номер 624, водоизмещение 507 т, длина 58,2 м, экипаж 49 человек) класса Krogulec (тип 206FM), построенный в 1967 году в Гдыне, несмотря на свой преклонный возраст соответствующий стандартам НАТО, на нем имелось два малогабаритных подводных аппарата для поиска мин польской разработки.


Немецкий аппарат поиска мин Pinguin B3. Под корпусом закреплены подрывные заряды.



Что еще почитать