Большой кремлевский дворец архитектор тон. Большой кремлевский дворец

Залы БКД

Территория Большого Кремлевского дворца контролируется ФСО, так что попасть внутрь можно лишь с дорогостоящей и редкой экскурсией, да и то лишь в том случае, если служба безопасности сочтет вас благонадежным. Поэтому уделите, пожалуйста, особое внимание виртуальным панорамам интерьера , ведь своими глазами это трудно увидеть. С мобильного смотреть эту ссылку бесполезно. С другой стороны, есть богатые фотопосты ЖЖ-юзеров il-ducess и kukmor , там можно рассмотреть массу деталей. А еще в дополнение к нашим описаниям можете посмотреть чертежи БКД .

Главный вход — со стороны Боровицкой улицы. Выглядит более чем скромно. Дверь можно даже не заметить в череде одинаковых арок. За дверью — сени Парадного подъезда и Парадная лестница. По лестнице мы пока не пойдем, а прогуляемся по первому этажу.

Если пойти направо от сеней, то попадем в большую комнату для придворных. Она называется тафельдекерская, кафешенская, мундшенская, швейцарская. Здесь же кладовые. Тафельдекер — это сервировщик царского стола, то есть аналог допетровского стольника. Кафешенк — кофевар, мундшенк — виночерпий. Кстати, под этими помещениями сохранились подклеты Средней Золотой палаты.

Идем на север — попадаем в сени Благовещенского подъезда. Отсюда также идет лестница наверх, однако мы пойдем дальше на север и попадем в Сервизную.

Налево от Сервизной — Кухни. Есть подозрение, что именно там находится Особая кухня, где готовят для Президента. Если же пройти из Сервизной вперед, то будет подклет Святых сеней. Теоретически, отсюда можно попасть в подклет и южный коридор Теремного дворца.

Но вернемся в Парадные сени. Налево от них — коридор. По правую руку сразу будет Парадная передняя и Большой буфет, по левую — Столовая. Дальше справа комнаты дежурных придворных чинов, а слева — Гостиная, Проходная, Кабинет императрицы и Камер-юнкерская. Затем коридор упирается в сени Собственного подъезда. Справа при этом остается лифт, а слева — Будуар.

Войдем же в вышеупомянутые сени. Слева от них — Опочивальня, справа — лестница Фельдъегерского подъезда. Если пойти прямо и направо, то будут Приемная и Фельдъегерская, а если прямо и налево — Дежурная и Кабинет Императора (в самом углу здания).

Кроме того, во дворе имеется советская гостевая пристройка на месте церкви Спаса на Бору, а на первом этаже крыла, что напротив Оружейной палаты, — комнаты слуг. Само это крыло — Апартаменты Их Величеств.

Что ж, вернемся к парадной лестнице и взойдем на второй этаж. Нас встречает Аванзал (интересные подробности по ссылке). Направо от него — Георгиевский зал, посвященный Ордену святого Георгия Победоносца (высшая военная награда России). Зал прославляет победы русского оружия. Об убранстве парадных залов лучше прочитать , а нашу статью мы не будем загромождать описательными подробностями.

Если по выходе из Аванзала повернуть влево, то будет Владимирский зал, посвященный Ордену св. Владимира. Если взять еще раз влево, то будет Зимний сад, а если вправо — Святые сени и . Если же пойти вперед, то попадете в Белый коридор Теремного дворца.

Вернемся в Георгиевский зал и пройдем его с севера на юг. Свернем теперь направо, в Александровский зал, посвященный Ордену святого Александра Невского.

Если от трона повернуть направо, то будет Кавалергардский (Пикетный) зал. Из него можно выйти на галерею Екатерининской половины вдоль внутреннего двора. У Александровского и Андреевского зала тоже была галерея, но теперь там Аванзал гостевой пристройки.

Так вот, продолжим движение к Теремному дворцу от Кавалергардского зала. Анфилада такова: Екатерининский зал, Парадная гостиная, Парадная опочивальня, Ореховая уборная. А дальше уже церковь Рождества Богородицы. Екатерининский зал посвящен единственному женскому ордену в России — ордену св. Екатерины. Это тоже тронный зал, как и Андреевский.

А на третьем этаже есть только вот что: Тайник над Святыми сенями, хоры Владимирского зала и Зал заседаний в Гостевой пристройке. Парадные залы двухсветные, вот в чем дело.


Древняя планировка

А теперь перенесемся в лихие 1690-е и осмотрим старый царский дворец (следите по чертежу !). От всего нижеследующего уцелели только подклеты Средней Золотой палаты, Святые сени и .

Дворец состоит из живописного нагромождения крайне разнообразных построек, общего фасада не имеет. Крыши — всех мыслимых видов: с золочеными маковками, изразцовыми узорочными трубами, со всякими башенками, с единорогами и львами вместо флюгеров. Большинство кровель и куполов на царском дворце покрыты золотом.

Есть один разведчик. В ходе операция «Западня» в зоне афгано-иранской границы участвовал в ликвидации отрядов Исмаил-хана . Вынес под огнем троих солдат с заминированного участка, но потом был тяжело ранен. Впоследствии стал одним из инициаторов создания в России организаций ветеранов Афганистана. А имя этого разведчика — Ильяс Дауди .

2008

2006

Юбилей Бориса Ельцина в Георгиевском зале (75 лет). Мероприятие, приметное размахом и пестротой. Вечер ведет Михаил Швыдкой . Сперва концерт классической музыки: Башмет , Мацуев , Спиваков . Далее поют Брегвадзе и Пелагея , саксофонирует Бутман .

Говорят, посидели душевно, по-домашнему. Застолье завершилось под Кубанский казачий хор и цветастую речь Ельцина, пестрящую фирменными оборотами наподобие: «Про Лукашенко могут говорить те, кто его хорошо знает. А знает его… я!»

2004

Вторая инаугурация Владимира Путина.

2000

Первая инаугурация Владимира Путина.

Кроме того, девять человек получили Звезду Героя в Георгиевском зале.

Первый, танкист, воевал в Афганистане, потом в Душанбе со своей дивизией сдерживал гражданскую войну, защищал русское население, ликвидировал наиболее агрессивные бандформирования, боролся с наркотрафиком через афганскую границу. Затем воевал в Чечне, отражал вторжение боевиков в Дагестан. А потом он провел внезапную десантную операцию на грузинской границе и взял Аргунское ущелье, отбив четыре крупные атаки боевиков. Так и стал Героем России Мухридин Ашуров .

Второй, артиллерист, будучи начальником ракетных войск и артиллерии Северо-Кавказского военного округа, лично руководил артиллерией при обороне Дагестана от боевиков и в дальнейшем наступлении на Чечню. Зовут героя Владимир Боковиков .

Третий, оперативник, набил руку на задержании опасных преступников в Воронеже, а затем в ходе одной из боевых командировок в Чечню лично провел блестящую операцию по освобождению пленного российского летчика. Отряд СОБРа потерь не понес, а боевики полегли. Зовут героя Юрий Анохин .

Четвертый, радист, в рамках командировки в Чечню пошел в разведгруппе по тылам боевиков. Около станицы Серноводской группа обнаружила чеченские укрепления, но противник засек российских солдат. Вражеские подкрепления окружили разведгруппу. За 7 часов боя половина отряда погибла, а радист из-за контузии лишился слуха, однако прикрыл разведчиков, когда они пошли в прорыв. Всего в том бою уничтожено до 60 боевиков, причем на счету героя — не менее десятка. А зовут героя Иван Ануреев .

Пятый, врач, участвовал в боевых действиях в Нагорном Карабахе, Приднестровье, Абхазии, Северной Осетии и Ингушетии. Во время первой чеченской войны тяжело ранен при штурме Грозного. Затем была Югославия и вторая чеченская война, на которой герой вынес из-под огня суммарно 23 раненых бойца. Несколько раз со своими людьми прорывался к воинским частям, окруженным боевиками, и вывозил оттуда раненых. Героя этого зовут Игорь Милютин .

Шестой, военный летчик, совершил более 300 боевых вылетов на второй чеченской войне, а на первой — более 100, из которых один наиболее примечателен. Однажды дудаевцы сбили российский самолет, и герой подавил зенитные средства боевиков, а затем огнем с неба отгонял их от места, куда приземлился летчик сбитого самолета, пока не прилетел спасательный вертолет. Виктор Бондарев — имя героя.

Остальные — летчики-испытатели Геннадий Ирейкин , Сергей Борисов и Андрей Солдатенков .

1999

Первый прием в восстановленных Андреевском и Александровском залах (по случаю Дня независимости).

1994—1998

Андреевский и Александровский залы восстановлены под руководством управделами Президента Павла Бородина и профессора Подъяпольского . При этом к делу подошли со всем возможным тщанием: следовали оригиналу во всей его роскоши (например, 50 килограммов золота ушло на позолоту). На месте интерьеров Иванова-Шица в вестибюле перед Гостевой пристройкой появилось Малахитовое фойе. Но малахит не настоящий, а просто нарисованный.

Финансовая сторона проекта — это отдельная песня .

1997

В Георгиевском зале вручают награды двум Героям России.

Первый командовал танковым батальоном «Черное крыло» и за время первой чеченской войны основательно потрепал боевиков почти на всей территории Чечни, обойдясь при этом без собственных потерь. Имя героя — Вадим Макаров .

Второй был летчиком-испытателем и генерал-майором авиации. Создал пилотажную группу «Беркуты». Внес весомый вклад в освоение возможностей вертолета «Черная акула». Правда, в итоге в нем и погиб, но уже после того, как стал Героем России. А звали его Борис Воробьев .

Картинки подписаны и кликабельны.

Поздний СССР

1990

Первый съезд народных депутатов РСФСР. Это переходная форма высшей государственной власти между Верховным советом РСФСР и Федеральным собранием. Съезд народных депутатов решал любые вопросы, относящиеся к ведению РСФСР, а также формировал Верховный совет РСФСР как свой постоянный парламентский орган.

Так вот, первый съезд избирает Председателем Верховного совета РСФСР Бориса Ельцина, Председателем Совета Министров — Ивана Силаева , а также принимает Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. С этой Декларации началась конституционная реформа. Основные положения: приоритет российского законодательства над советским; равноправие политических партий и объединений; разделение законодательной, судебной и исполнительной власти; расширение прав субъектов РСФСР. Все это было попыткой обустроить демократическую Россию внутри СССР.

Картинки подписаны и кликабельны.

1970

Всё, эпоха независимости закончилась, погружаемся в эпоху зависимости. Сессии Верховного совета СССР переходят из Зала заседаний БКД в главный зал Кремлевского президиума.

1962

Съезды КПСС переводятся из Большого Кремлевского дворца во Дворец съездов.

1959

Двадцать первый съезд КПСС в Зале заседаний. Главный итог — принятие семилетнего плана развития народного хозяйства. Этот план предусматривает активное строительство коммунизма как такового, потому что социализм, по мнению собравшихся, уже достигнут.

Хрущев на съезде третирует югославских ревизионистов, исключает возрождение в СССР капитализма, убеждает в неизбежной победе СССР над Западом в мирном экономическом соревновании крепнущего социализма с загнивающим капитализмом…

1958

Верховный совет СССР принимает закон «Об уголовной ответственности за государственные преступления». В нем имеется такая статья: «Пропаганда войны, в какой бы форме она ни велась, наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет и со ссылкой на срок от двух до пяти лет или без ссылки». Как же определяется в законе пропаганда войны? Да никак.

1957

Верховный совет СССР указывает восстановить Чечено-Ингушскую АССР в составе РСФСР. Чеченцы и ингуши начинают возвращаться на родину из депортации. Реабилитируют также калмыцкий и карачаевский народы с восстановлением их территориальных образований.

1956

Двадцатый съезд КПСС. Обсуждалось мирное сосуществование капиталистических и социалистических стран, многообразие путей к социализму. Принято решение прекратить паровозостроение, а вместо этого внедрять тепловозы и электровозы.

А через несколько дней, 30 июня, в тех же декорациях проходит прием в честь юбилея Академии наук.

А еще Верховный совет устанавливает новое воинское звание — генералиссимус Советского Союза. На другой день это звание присвоено Сталину. А еще упраздняется Государственный комитет обороны, его функции передаются Совету народных комиссаров. А еще была амнистия по случаю победы над Германией.

1944

Верховный совет СССР принимает законы, по которым союзным республикам предоставляются полномочия в области внешних сношений и предписывается создать собственные войсковые формирования.

А еще Верховный совет указывает принять Тувинскую народную республику в состав СССР по просьбе тамошних трудящихся.

А еще указывают они выселить всех балкарцев из Кабардино-Балкарии за сотрудничество многих балкарцев с немцами, и на их место поселить кабардинских колхозников.

А еще они указывают выселить всех чеченцев и ингушей, Чечено-Ингушскую республику ликвидировать, а землю поделить между Ставропольским краем, Дагестаном, Северной Осетией и Грузией.

1943

Верховный совет СССР указывает депортировать карачаевцев и калмыков. Карачаевская АО поделена между Грузией, Ставропольским и Краснодарским краями. Калмыкия превратилась в Астраханскую область, а некоторые ее части ушли в Сталинградскую и Ростовскую области и Ставропольский край.

1942

Верховный совет СССР учреждает комиссию для расследования немецких злодеяний, а также указ «Об установлении полного единоначалия и упразднении института военных комиссаров в Красной Армии».

В августе в Большой Кремлевский дворец прибыл премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль . Он привез из Лондона сандвичи, полагая, что в во время войны живут впроголодь, однако роскошный прием ошеломил его. Об открытии второго фронта договориться не удалось, а вот употребил Черчилль неплохо, его выводили под руки.

1941

Прием для участников декады таджикского искусства.

Верховный совет СССР принимает указ, запрещающий предприятиям сбывать оборудование и материалы на сторону.

А потом началась война, и на БКД упала бомба, пробив перекрытие Георгиевского зала. Верховный же совет принимает указы о мобилизации и военном положении, учреждает Государственный комитет обороны, вручает награды, амнистирует польских граждан, томящихся в советских лагерях, а также депортирует немцев Поволжья с попутным уничтожением их Республики.

В октябре Верховный совет эвакуируется в Куйбышев (Самару) и уже там принимает интересный указ «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР».

1940

Приемы для участников декад белорусского и бурят-монгольского искусства, а также для участников декады ленинградского искусства.

Тем временем Верховный совет СССР принимает интересный указ, известный в народе как «Закон о прогулах». Устанавливается восьмичасовой рабочий день (раньше был меньше) и семидневная рабочая неделя (выходной один — воскресенье). Запрещается самовольный уход с предприятия и самовольный переход с одного предприятия на другое (за это сажают в тюрьму на 2-4 месяца). За прогул без уважительной причины назначают полгода исправительных работ (а раньше просто увольняли). Начальники предприятий, не предавшие прогульщика суду или принявшие «перебежчика», сами идут под суд.

А еще Верховный совет принимает указы о присоединении Бессарабии и Буковины, а также создании Латвийской, Литовской, Эстонской, Карело-Финской и Молдавской ССР. Латыши, литовцы и эстонцы считают это оккупацией.

1939

Верховный совет СССР принимает законы о включении Западной Украины и Белоруссии в состав Украинской и Белорусской ССР соответственно. Мнение современных жителей Западной Украины по этому поводу известно.

А еще принят обстоятельный, из 8 глав, закон «О всеобщей воинской обязанности». А еще двумя указами отменяют условно-досрочное освобождение для узников лагерей, колоний и тюрем. А еще в шахтных поселках разрешают жить только шахтерам, пенсионерам, инвалидам и семьям военнослужащих.

Большой прием в честь летчиков Владимира Коккинаки и Михаила Гордиенко — они успешно совершили беспосадочный перелет Москва — Северная Америка. А потом прием военных летчиков с Халхин-Гола (там была необъявленная локальная война Японской империи и Маньчжоу-го против СССР и Монголии). А потом прием для участников декад армянского и киргизского искусства.

А еще в этот год состоялся Восемнадцатый съезд ВКП(б). Съезд утверждает третью пятилетку, подводит итоги переходного периода от капитализма к социализму и задает курс на переход к коммунистическому обществу. Поставлена задача догнать и перегнать Запад.

1938

Встреча папанинцев в Большом Кремлевском дворце. Папанинцы — это сотрудники первой в мире полярной дрейфующей станции «Северный полюс» (Иван Папанин , Евгений Федоров , Эрнст Кренкель , Петр Ширшов). Станция находилась на дрейфующей льдине, однако она начала трескаться и таять, так что была целая эпопея по спасению экспедиции, за которой следила вся страна.

А еще был прием в честь участников декады азербайджанского искусства.

1937

Второй торжественный прием в честь Чкалова , Байдукова и Белякова . Они совершили второй сверхдальний перелет. Затем такой же прием в честь летчиков Михаила Громова , Андрея Юмашева и Сергея Данилина . А еще прием для первой полярной экспедиции.
А еще прием для участников декад республиканского искусства: от Грузии и Узбекистана.

1936

Торжественный прием в честь летчиков Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова. Они совершили сверхдальний перелет и стали Героями Советского Союза. Байдуков, кстати, прожил до 1994 года и успел за это время создать систему ПВО СССР и получить 22 ордена.

1935

Первый «большой кремлевский прием» в честь выпускников военных академий. А еще прием в честь железнодорожников, решавших проблемы рационального движения товарных поездов.

1934

Семнадцатый съезд ВКП(б), известный также как «Съезд победителей» и «Съезд расстрелянных». Съезд принимает второй пятилетний план: окончательно ликвидировать капиталистические элементы и классы, завершить коллективизацию и техническую реконструкцию народного хозяйства и т. д. Более половины делегатов съезда через несколько лет отправились в лагеря или сразу к стенке.

В том же году — завтрак для участников первомайского парада (в основном, летчиков). А потом — торжественный обед в честь челюскинцев. Челюскинцы — это не соратники Семена Челюскина, а команда названного в его честь парохода. Эти полярники дрейфовали в Северном Ледовитом океане, пока корабль не раздавили льды. Со льдины их эвакуировали самолетами, но перед этим они два месяца прожили на льдине в условиях полярной зимы. Летчики стали первыми Героями Советского Союза. Самую первую Золотую Звезду получил Анатолий Ляпидевский .

В том же году на месте Зимнего сада в переходе из БКД на Потешный корпус для Сталина устроили кинозал.

1933—1934

Андреевский и Александровский залы соединены в зал заседаний. Заседал, в первую очередь, Верховный совет СССР. Облик зала казенный, форма — очень вытянутая.

Картинки подписаны и кликабельны.

Революция

1927

Пятнадцатый съезд ВКП(б). Делегаты утверждают Директивы по составлению первого пятилетнего плана и принимают план коллективизации. Подводят итоги борьбы с троцкизмом. Из партии исключают Льва Троцкого , Григория Зиновьева , 75 активных членов их блока и около 10000 рядовых сторонников. Также исключены из партии представители левой оппозиции Тимофея Сапронова .

1925

Четырнадцатый съезд ВКП(б) в Андреевском зале («Съезд индустриализации»). Переименовывают РКП(б) в ВКП(б). Громят «Ленинградскую оппозицию» во главе с Григорием Зиновьевым и Львом Каменевым . По части экономики принят курс на индустриализацию, преобладание социалистических элементов над капиталистическими и т. д. Интересная цитата:

Кстати, два слова об одном из источников резерва — о водке. Есть люди, которые думают, что можно строить социализм в белых перчатках. Это — грубейшая ошибка, товарищи. Ежели у нас нет займов, ежели мы бедны капиталами и если, кроме того, мы не можем пойти в кабалу к западноевропейским капиталистам, не можем принять тех кабальных условий, которые они нам предлагают и которые мы отвергли, — то остаётся одно: искать источников в других областях. Это всё-таки лучше, чем закабаление. Тут надо выбирать между кабалой и водкой, и люди, которые думают, что можно строить социализм в белых перчатках, жестоко ошибаются.

Из доклада И. В. Сталина.

1924

Тринадцатый съезд ВКП(б). Было решено, что НЭП себя оправдал, хозяйство восстанавливается, и теперь надо развивать металлургию и легкую промышленность. А еще по настоянию Надежды Крупской за два дня до съезда на заседании Совета старейшин зачитывают «Письмо к съезду» Ленина . Предположительно, Ленин написал этот документ в 1922 году во время болезни, но это вопрос дискуссионный: есть мнение, что автор — Крупская. Как бы то ни было, в письме Ленин призывает сместить Сталина с поста генсека за его грубость, нетерпимость и капризность. Вопрос вынесли на голосование старейшин, в итоге за Сталина проголосовали все, кроме сторонников Троцкого. Документ был оглашен на закрытых заседаниях отдельных делегаций съезда, но ссылаться на него было строго запрещено.

А еще в том же году в Андреевском зале проходит Пятый конгресс Коммунистического Интернационала. Главный вопрос: как быть после подавления коммунистических выступлений в Германии, Болгарии и Греции и после прихода фашистов к власти в Италии? Решили в итоге укреплять дисциплину.

1921

Третий конгресс Коммунистического Интернационала в Андреевском зале. Учрежден Профинтерн, который в европейских странах должен был стать альтернативой социал-демократическим профсоюзам и переходом к тактике «единого рабочего фронта».

1917

Во время Октябрьских событий Большой Кремлевский дворец практически не пострадал. Отдышитесь от красного марша, мы отправляемся в царскую Россию.

Серебряный век

1904

В Большом Кремлевском дворце организован сбор помощи для участников русско-японской войны.

1896

Коронационные торжества в честь Николая II .

Картинки подписаны и кликабельны.

Великие реформы

1883

1870

По случаю 300-летия Войска Донского казаки подносят своему Августейшему Атаману царевичу Александру Александровичу серебряную скульптурную группу с фигурами графа Платова и Ермака . Этот экспонат и сейчас стоит в витрине в Георгиевском зале.

Картинки подписаны и кликабельны.

Николай I

1855

1849

Освящение готового Большого Кремлевского дворца на Пасху в присутствии Николая I . Император лично инспектирует ансамбль дворца и Оружейной палаты и остается очень доволен. Он поручает украсить стены Георгиевского зала мраморными досками с именами всех полков, имеющих георгиевские знамена.

Церемония с досками была такая. Митрополит Филарет ведет молебствие в Георгиевском зале. Царь подает знак, и седые гренадеры поднимают доску с именем Преображенского полка. Только они начинают прибивать ее к стене, как царь кричит «ура!», и преображенцы громогласно подхватывают. После церемонии император лично показал солдатам помещения дворца.

1847

Возобновление Святых Сеней.

1842—1845

Переделка Красной лестницы.

1839

Перестройка Святых Сеней.

1838

Закладка БКД. Строительство началось одновременно с Храмом Христа Спасителя работы того же архитектора Тона . Константин Тон — главный архитектор, Федор Солнцев — главный художник, Петр Герасимов и Николай Шохин — «архитектурные помощники», Федор Рихтер и Николай Чичагов — дизайнеры интерьера.

1837

Константин Тон приступает к разработке проекта Большого Кремлевского дворца. В это дореволюционное время архитектор применил революционные строительные технологии: облегченные большепролетные своды из кирпича, металлические стропильные конструкции кровель, первое использование цемента.

По официальной версии, дворец гармонично вписывается в древний ансамбль и развивает в монументальных русско-византийских формах композицию Теремного дворца. Однако есть и критическое мнение: громоздкий монотонный фасад казарменного стиля, неоправданно дорогое строительство и т. д. Динозавр краеведения Сергей Романюк костерит Николая I и Тона на страницах своей книги, как только может.

1830-е

Ликвидация подклетов Золотой палаты.

1826

Картинки подписаны и кликабельны.

Александр I

1817

Петр Великий

1699

Упоминается Бурмистрская палата (Ратуша, Земская канцелярия) во вторых набережных палатах.

1696

Сгорают шатры и кровля Золотой Красной лестницы. Из ведения Приказа Большого дворца изымается Семеновский потешный двор (средоточие царской соколиной охоты), который передается новообразованному Преображенскому приказу.

1691

Верхний и Нижний сады обносятся новыми решетками. Появляются ранжерейные палаты (оранжереи).

Картинки подписаны и кликабельны.

Ранние Романовы

1687

Строительство особой водовзводной башни с часами у Верхнего сада, передававшей воду из кремлевской Водовзводной башни.

1686

Львы и орлы на Золотой Красной лестнице.

1685

Медная позолоченная кровля над Золотой Красной лестницей.

1683

Украшение Нижнего сада перспективным письмом. Петр Энглес расписывает стены, беседки, столбы, решетки и все остальное.

1681

Разобрана Столовая изба и сад при ней, на их месте устроена площадь. Возобновляются Наугольная и Панихидная Набережные палаты, куда переносят Столовую, поэтому и называется с тех пор Панихидная палата Столовой.

Вторые набережные палаты (точнее, подклеты) отдаются под аптеку. Раньше здесь были Резные и Столярные палаты.

Основание Набережного Нижнего Красного сада на особом каменном здании, к которому со стороны Тайницких ворот подводят контрфорс. Сюда переносят садовые строения из упраздненного сада на Переднем дворе.

В Верхнем же Набережном саду сооружают выложенный свинцом пруд. Вода в него поступала по свинцовому же водопроводу из Водовзводной башни. Именно здесь царевич Петр начал плавать на потешных лодках, комягах, шнягах, карбусах, ошняках, судах и стружках.

1680

Сооружается временны деревянный настил для царского шествия из Оружейной палаты в Потешный дворец.

.

1672

Над приказом Аптекарской палаты устраивают театр, в котором магистр Яган Годфрид «исправляет комедию, или комидейное действо», с труппой из 26 мещан-комедиантов.

1667

1666

В здании Дворцовых приказов расписана Оружейная палата.

1663

Сретенский собор утрачивает статус дворцового храма после постройки Верхоспасского собора.

1662

Поляки выполняют резные, золотильные и живописные работы в Столовой избе.

1661

Вместо старой Столовой избы государь выстраивает новую и великолепно украшает ее резьбою, золоченьем и живописью в новом заморском вкусе, по вымыслу инженера и полковника Густава Декенпина.

1660

Возобновляется дворцовая палата, в которой помещался Аптекарский приказ и Аптека. Каменных дел подмастерье Вавилка Савельев делает в ней окна, двери и новые своды, а знаменщик, т. е. рисовальщик, Ивашка Соловей расписывает стены. Палата эта находится недалеко от церкви Рождества Богородицы.

1643

1606

, любимец Самозванца, убивает дьяка Тимофея Осипова. Согласно патриотической легенде, дьяк обличил Лжедмитрия как Самозванца, но есть версия, что он пытался зарезать царя во сне. Так или иначе, дьяка убивают и выбрасывают в окно на Житный двор.

Через несколько часов после этого Татищев на входе в хоромы убивает самого Басманова. Тогда Лжедмитрий побежал через свои хоромы, преследуем толпой, и выбрался через окно, однако оступился и упал, опять-таки, на Житный двор, вывихнув ногу, разбив грудь и потеряв сознание.

В таком состоянии царя нашел отряд стрельцов, которым он посулил имущество мятежных бояр. Заговорщики, однако, отправили своего человека Ивана Голицына к царице Марфе , чтобы та еще раз подтвердила, что это ее сын и настоящий Дмитрий. Гонец, разумеется, привез обличения в самозванстве, и тогда избитого и растерзанного Лжедмитрия пристрелил в упор Григорий Валуев , предок того самого Петра Валуева, который сносил 200 лет спустя кремлевские древности. Потом было изощренное посмертное поругание, но в другом месте.

После всего этого новый царь Василий Шуйский строит для себя и своей царицы брусяные хоромы, чтобы не селиться в хоромах Лжедмитрия.

1605

Лжедмитрий сносит годуновские хоромы и ставит на их месте, то есть на крыше Запасного дворца, новые изящные хоромы «в польском вкусе». Фасад смотрит на реку. В источниках эти палаты называются также Блудническими.

О постройке этих хором современник и очевидец их рассказывает следующее:

Надъ большою Кремлевскою стѣною Лжедимитрій велѣлъ построить великолѣпное зданіе, откуда была видна вся Москва. Оно было построено на высокой горѣ, подъ которою протекала рѣка Москва, и состояло изъ двухъ строеній, расположенныхъ одно подлѣ другого и сходившихся подъ угломъ. Одно предназначалось для будущей царицы, а другое для царя. Такъ стоялъ дворецъ на верху высокихъ тройныхъ стѣнъ. Въ этомъ дворцѣ Димитрій велѣлъ позолотить очень дорогіе балдахины, стѣны обить дорогою парчою и рытымъ бархатомъ; всѣ гвозди, крюки, цѣпи и петли дверныя покрыть очень толстымъ слоемъ позолоты; внутри сдѣлать превосходныя печи и украсить ихъ разнообразными произведеніями искусства; занавѣсы у оконъ сдѣлать изъ отличной ткани алаго цвѣта. Онъ приказалъ выстроить роскошныя бани, красивыя башни и конюшню рядомъ со своимъ дворцомъ, хотя въ немъ уже была одна большая конюшня. Въ вышеописанномъ дворцѣ царь велѣлъ устроить множество потаенныхъ дверей и ходовъ…

Но не долго музыка играла, не долго Дмитрий танцевал…

1601—1602

Царь Борис Годунов строит Запасный дворец на взрубе (невысоком деревянном подклете), чтобы снизить последствия неурожая и голода («чтобы людемъ питатися»). Здесь были и деревянные жилые палаты Бориса Годунова.

1599

Около этого времени Годунов перестраивает вторые набережные палаты.

Картинки подписаны и кликабельны.

Иван Грозный

1560-70-е

Строительство хозяйственных палат Дворцовых приказов.

1571

Пожар от Девлет-Гирея. При восстановлении все приемные палаты украшены стенописью.

1561

Ремонт царского дворца.

1560

Иван Грозный строит для своих сыновей деревянные хоромы на взрубе, а также Сретенский собор.

Максимилиана I Посол презентует княгине «птицу попагал и сукно серо». Это происходит в «набережном сеннике и середней повалуше» Софьи Фоминичны.

1488

Упоминание набережной горницы великого князя.

1487

Основание Святых Сеней. Марко Руффо закладывает Малую (Набережную) палату на месте набережного терема Дмитрия Донского .

1479

Иван III в. средней горнице дает стол митрополиту Геронтию и духовным властям.

1404

Князь великій замысли часникъ и постави на своемъ дворѣ за церковью, за св. Благовѣщеньемъ. Сіи же часникъ наречется часомерье; на всякій же часъ ударяетъ молотомъ въ колоколъ, размѣряя и разсчитая часы нощные и дневные; не бо человѣкъ ударяше, но человѣковидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно некако; створено есть человѣческою хитростію, преизмечтано и преухищрено.

Летопись

Другой летописец присовокупляет, что часы были «чудны велми и с луною…», или с лунным течением, как выражались о подобных часах позднее. Мастером и художником этих знаменитых часов был чернец Лазарь, родом серб, пришедший в Москву с Афонской горы.

Удельное княжество

1380

Согласно «Повести о Мамаевом побоище», весть о приближении Мамаевых сил застает великого князя Дмитрия Донского за пиром в набережных теремах: пил он чашу за брата своего Владимира Андреевича . Далее, когда московская рать двинулась с князем в поход, повесть описывает плач его супруги: «Княгиня ж великая Евдокия вниде в златоверхий терем в набережный, в свои сени и сяде под стекольчатым окном на одре… слезы проливающе…» По другим спискам: «…сяде под южными окны… вниде в набережные сени и седоша о рундуце (стул) под стеклянным оконцем…»

Начало Москвы

XIII в.

Княжеский двор перемещается от Боровицких ворот на то место, где сейчас Большой Кремлевский дворец. Подробности неизвестны.

March 24th, 2015

"Начинается земля,
как известно, от Кремля"
(с) В. Маяковский.

Сколько всяких дворцов мы посещали в своих путешествиях. А вот самый главный в родном городе - Большой Кремлевский дворец оставался для нас совершенно недостижимым. В Кремле можно официально посетить Оружейную палату, Алмазный фонд, соборы, а вот красивейший Большой Кремлевский дворец отчего то не входит в список посещения. Странно. Туда водят делегации всяческих иностранцев и отдельные экскурсии для каких-нибудь организаций видимо для поднятия уровня патриотизма. Мы всегда мечтали туда попасть и как только у нас выдалась возможность посетить БКД мы с удовольствием воспользовались этой возможностью. Объект режимный. Поэтому тут можно снимать, а тут вот нельзя. С чем это связано опять же непонятно. Но таковы правила. В итоге снимать можно было в парадных залах в Грановитой палате, а вот на первом этаже и в Теремном дворце нет. Но все равно увиденное потрясает.
1. Большой Кремлевский дворец одно из самых массивных сооружений внутри Кремля. Дворец начали строить в одно время с Храмом Христа Спасителя. Его строительство завершили в 1849 году. Дворец должен был символизировать новую Москву. Однако старые здания Кремля не были утрачены в результате большого строительства. И в итоге Большой Кремлевский дворец соединен с Теремным дворцом и Грановитой палатой и составляет с ними одно целое.

2. Начнем с Грановитой палатой. Вот вдалеке двери, которые ведут на Красное крыльцо.

3. А само это помещение - Святые сени. Кстати Грановитая палата была отреставрирована в 2012 году и теперь предстает перед посетителями во всем блеске. Кстати может кто знает, что за штуковина справа на стене? Может это воздуховоды системы вентиляции или отопления.

4. Красивая роспись и позолота кругом - очень богато выглядит.

Кстати вот архивное фото. Тут видно, что нынешний паркет гораздо интереснее, чем на фото начала прошлого века.

5. Росписи в арках на религиозные темы. Удивительно, что во времена Петра I росписи были закрашены и своды затянуты тряпкой с изображением двуглавого орла.

6. Еще немножечко паркета.

7. Тут же очень красивые люстры.

8. И дверные ручки.

9. Дверные порталы тоже очень богато украшены.

10. Грановитая палата. Тут все стены расписаны. Видно, кстати, что стены в палате довольно толстые.

11. Посредине палаты столб, на которые опираются своды потолка.

12. Сами своды тоже богато расписаны.

13. Очень красиво. Кстати ковер на полу - это тоже восстановленная аутентичная часть интерьера.

Вот прием в честь коронации Александра III. Обращает на себя внимание царское место. Эдакий подиум с пологом.

Вот еще интересно. Интерьер до восстановления исторического облика. Задрапированные стены, своды выбелены. Вокруг столба полки с посудой.

А вот тут тот же интерьер после реставрации. Даже царское место выглядит по другому.

14. Сейчас в интерьере нет царского месте, скорее всего оно было утрачено в советское время, так как палата использовалась для приемов и в новое время. А вот светильники остались аутентичными.

15. Вообще Грановитая палата - место особенное. Тут праздновали например коронацию Александра III, тут же проходили собрания боярской думы, взятие Казани в 1552 году тоже праздновали здесь. Место с большой историей.

16. Еще очень круто выглядит роспись нижней части стен, как будто она затянута тканью.

17. Очень и очень красивые аутентичные светильники. Тонкая работа.

18. Я так понял, что росписи на стенах в основном повествуют о сюжетах из царской жизни.

19. Еще общий вид помещения. К слову сказать зала не такая уж и большая. Многие нынче снимают для празднования свадеб помещения и поболее.

20. Однако, как я уже говорил место это не простое, а с историей. Кстати вот тут хорошо виден рисунок ковра. Вообще Грановитая палата выглядит очень аутентично... по старо-русски, если можно так выразиться. Побывать тут было очень интересно.

21. Выходим из Грановитой палаты и проходя через Святые сени попадаем во Владимирский зал.

22. Зал очень торжественный и красивый. По сути он соединяет парадные залы Большого Кремлевского дворца, Грановитую палату и старый Теремный дворец.

23. Зал назван в честь ордена Святого Владимира. Кстати обивка банкеток тут как раз таки в цвет ленты ордена.

24. Лестница ведет в Теремный дворец.

Интересно, что во времена Русско-японской войны в залах Кремлевского дворца была организована швейная мастерская где шили вещи для отправки на фронт. А вот в Владимирском зале проходила упаковка вещей.

25. Потолок с светопрозрачным фонарем, пропускающим внутрь свет. Своды украшены позолоченными орнаментами и изображениями орденов Святого Владимира. Тут же очень красивая позолоченная люстра.

26. Двери, ведущие в Георгиевский зал, повторяют своей формой окна на фасаде здания.

27. На стеклах орнамент и изображение ордена святого Георгия.

28. Тоже самое и на дверных ручках.

29. Самый помпезный, самый красивый из всех залов - Георгиевский зал.

30. Тут красивый и сложный рисунок на паркете. Огромные золоченые люстры. Высоченные потолки.

31. Зал огромный. По двум сторонам в два ряда идут окна.

Вот интересный кадр советских времен. Похоже кремлевская елка для советских пионеров.

32. В нишах таблички с именами кавалеров ордена. Обивка банкеток также повторяет расцветку георгиевской ленты.

33. В оформлении Георгиевского зала не так много позолоты, как в остальных частях БКД. Тут все решено в белых тонах, лепнина на сводах и опорных колоннах. Золотые тут только изображение Георгиевских звезд.

34. Еще раз оценим потрясный паркет. Большое количество сортов дерева, сложный рисунок - это очень тонкая работа.

35. Очень красиво. С левой стороны форма ниш под таблички с именами повторяет форму окон, также как и дальняя стена с дверями. Так что Георгиевский зал спроектирован в духе симметрии.

36. паркет берегут и ходить по нему не разрешают. Не мудрено, такая красота.

37. В потолке видны замаскированные вод лепнину потолка, я так думаю, вентиляционные отверстия.

38. Еще вид. Обратите внимание на скульптуры, стоящие на колоннах между окнами.

39. Шикарная бронзовая золоченая люстра.

40. Цифры впечатляют. Длинна зала 61 метр, ширина 20,5, высота потолков - 17,5. Потолок поддерживают 18 пилонов. Вес одной из шести люстр - 1,3 тонны

41. Следующий зал - Александровский. Интересно, что в советское время Александровский и следующий Андреевский залы были объединены, все красота была демонтирована.

Выглядело это вот таким образом. Это был зал заседаний Верховного совета СССР. Довольно печально.

42. В середине 90-х было принято решение о реконструкции Александровского и Андреевского зала в их изначальном виде. И с 1994 по 1998 они были восстановлены. По сути - это реплики изначальных интерьеров.

43. Тут гораздо больше позолоты, особенно после "скромного" Георгиевского зала. На дверях изображение ордена Святого Александра Невского. Даже стулья украшены его изображением.

44. Очень нарядный зал, и даже занавески в тон орденской ленты.

45. Тту опять же полная симметрия, проемы на "глухой" стене повторяют оконные. Зеркала также дают эффект льющегося из окон света.

А вот снова фото времен Русско-японской войны.

46. Тут тоже роскошные люстры и богато декорированный потолок с вплетенными в орнамент изображениями орденов.

47. Золоченные колонны.

48. Вид очень парадный.

49. На ручке двери снова изображение ордена.

50. Дальше еще один зал - Андреевский. Именно он был тронным залом Кремлевского дворца. Соответственно тут стоит трон, а вернее три и над ними знак всевидящего ока.

51. Двери между залами. Каждый украшен лентой со своим орденом.

52. Отделка стен и занавески в цвет ленты ордена Андрея Первозванного - голубая.

Вот уникальное фото из 90-х. Реставраторы за работой.

И вот еще.

53. Это как раз расписывают миниатюры на колоннах вверху.

Восстанавливают паркет. Вообще очень интересно посмотреть за тем, как все это делалось.

54. Над первым рядом окон по периметру идут гербы российских губерний.

55. В оформлении снова лепнина с позолотой.

56. Над тремя тронными местами полог из горностая. Говорят, что.... горностай не настоящий! Троны тоже не настоящие - это копии, а вот настоящие троны сохранились, теперь они в Оружейной палате.

57. Орден Андрея Первозванного единственный, который комплектуется цепью. То есть парадный вариант кавалера ордена должен в себя включать такую вот цепь, которая изображена на дверях зала.

58. Еще раз взглянем на трон. Очень празднично.

59. Кстати боковые окна Андреевского и Александровского залов выходят на Москва реку, отсюда должен открываться красивый вид на Болотный остров и Замоскворечье.

Другие залы второго этажа недоступны для посещения, так как там рабочие помещения президента России. И туда даже в его отсутствие никого не пускают. Еще мы посетили Малахитовый зал, который идет параллельно Андреевскому и Александровскому залам, Теремный дворец - очень красивое, аутентичное место, а также жилые помещения императора и его семьи на первом этаже, но во всех этих помещениях снимать было нельзя, а жаль, там есть что посмотреть!

P.S.
Все архивные фото я обычно нахожу на

Не каждый там бывал. Виртуальная экскурсия по российскому "Запретному городу".

Андреевский зал Большого Кремлёвского дворца Московского Кремля. Императорский трон. via

На сайте Президент России kremlin.ru, подписанном "Администрация Президента РФ", где три первые раздела называются: Россия. Государство. Путин (интересно, это намек, что Путин - президент навсегда?), на странице Кремль говорится так:

"Кремль открыт! Добро пожаловать!
Попасть в Московский Кремль не трудно. Никому не запрещается.[...]" Мне кажется, гениально сказано.


2.

Андреевский парадный зал на акварели Константина Андреевича Ухтомского , 1849. Убранство в русско-византийском стиле разработано Федором Григорьевичем Солнцевым . via

"Но, сколько бы раз Вы ни посещали Кремль, как бы хорошо ни познакомились с его достопримечательностями, некоторые места в Кремле наверняка так и остались для Вас недоступными. Это - здания и территории, которые отведены под государственные учреждения и службы, обеспечивающие деятельность Президента России.

Заполнить этот пробел поможет виртуальная экскурсия. Она открывает доселе, к сожалению, закрытые для туристов объекты, входящие в кремлевский комплекс резиденции Президента. Причем открывает - в уникальной изобразительной подробности.

Сенатский дворец и Большой Кремлевский дворец предстанут перед Вами во всех мелочах - вплоть до надписей на корешках книг, стоящих в шкафах Президентской библиотеки, и едва заметных деталей древних росписей Грановитой палаты. Вы рассмотрите каждый камень, каждый предмет интерьера, каждый вензель на высоких потолках, каждый листок в кремлевских садах так, как если бы Вы находились в непосредственной близости к ним."

И по старой доброй традиции: статья из журнала AD Russia в неизменном виде про внутренности Большого Кремлевского дворца:

Интерьеры Большого Кремлевского дворца мы обычно видим лишь по телевизору - как фон политических событий. Мы вывели их на первый план.

Большой Кремлевский дворец

Большой Кремлевский дворец насчитывает около семисот помещений. Парадная лестница из ревельского камня ведет на второй этаж к пяти парадным орденским залам. Стены ее сделаны из искусственного мрамора (колонны - из мрамора настоящего), интерьер выдержан в духе Ренессанса и позволяет оценить новаторские строительные решения Константина Тона, который перекрыл большой пролет с помощью металлических конструкций. Фигурные отливки на потолке сделаны из цемента - прием на момент строительства дворца новаторский.

3.

Владимирский зал

Владимирский зал - один из самых необычных во дворце. В плане он представляет собой квадрат со стороной шестнадцать метров, но устроенные по углам ниши придают ему вид восьмигранника. В декоре воспроизведены цвета ордена Святого Владимира. Шатровый шестнадцатигранный свод сложен из пустотелых керамических горшков - для облегчения конструкции и улучшения акустики. Освещается зал верхним светом через специальный проем. Лестница ведет в старую часть комплекса - Теремной дворец.

4.

Андреевский зал

Андреевский зал Большого Кремлевского дворца, построенного в 1849 году Константином Тоном, в XIX веке считался главным в анфиладе парадных помещений, посвященных главным орденам Российской империи. Андреевский зал, как и следует из его названия, прославляет орден Святого Андрея Первозванного, самый первый российский орден, учрежденный Петром I в 1699 году. Десять золоченых пилонов зала и позолоченные двери украшают цепи и кресты из символики ордена. В конце зала - три тронных места с горностаевым пологом над ними, над окнами - гербы российских губерний.

5.

Александровский зал

Ордену Святого Александра Невского, учрежденному в 1725 году Екатериной II, в Большом Кремлевском дворце посвящен Александровский зал. Его стены выложены розовым мрамором, купольный потолок и несущие его парусные своды покрыты изображениями орденских гербов и звезд.

6.

Такие же звезды вытканы на спинках стульев: бархат их обивки такого же цвета, как орденская лента. По стенам зала размещены картины из жизни Александра Невского. Этот зал, как и Андреевский, был перестроен в советское время и восстановлен в 1990-х. Иногда зал используется для заседаний Государственного совета.

7.

Георгиевский зал

Георгиевский зал - первый в парадной анфиладе Большого дворца. Его тема - орден Святого великомученика и победоносца Георгия, учрежденный Екатериной II в 1769 году. На стенах зала укреплены мраморные панели с именами кавалеров ордена (по южной стене помещения когда-то стояли золотые ларцы со списками).

8.

Основной мотив декора - орденский крест, на верху колонн стоят статуи - аллегории земель и царств, вошедших в состав России с XVпо XIX век. Они созданы Иваном Витали. На фото внизу - резные двери, ведущие из Георгиевского зала в Александровский.

9.

Аванзал

Аванзал - небольшое помещение, ведущее с парадной лест-ницы в Георгиевский зал. Центральное место на его светло-зеленых стенах занимает картина знаменитого французского баталиста Адольфа Ивона, изображающая битву на Куликовом поле (1850).

10.

Теремной дворец

Святые сени находятся в самой старой части комплекса Большого Кремлевского дворца - Теремном дворце. Его построила в 1635 году бригада русских мастеров - Бажен Огурцов, Трефил Шатурин, Антип Константинов и Ларион Ушаков. С Красного крыльца, выходящего на Соборную площадь, через Святые сени можно попасть в Грановитую палату и Владимирский зал.

11.

Грановитая палата

Грановитая палата Теремного дворца - самое древнее помещение дворцового комплекса. Она была построена в 1491 году итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьеро Антонио Солари и служила тронным залом царю Ивану III. Здесь проходили Земские соборы и заседания Боярской думы, принимали иностранных послов. Стены палаты украшают росписи XVI века с религиозными сюжетами. В 1668 году их подновлял живописец Симон Ушаков с командой народных умельцев из Палеха.

12.

Храм Успения Пресвятой Богородицы

Главное сооружение Соборной площади Кремля. Построил его в 1479-м итальянец Аристотель Фиораванти. В 1547 году именно здесь короновали первого русского царя - Ивана IV Грозного.

13.

Оригинал статьи .

Построен в 1838-1849 годах по повелению императора Николая I группой русских архитекторов под руководством К. А. Тона (Н. И. Чичагов, Ф. Ф. Рихтер, П. А. Герасимов, В. А. Бакарёв).

История

Новый императорский дворец был построен по инициативе Николая I в 1838-1850 гг. на месте разобранных древнего великокняжеского дворца Ивана III и возведенного на его основании в ХVIIIв. дворца императрицы Елизаветы Петровны. Проектирование и строительство велись группой архитекторов в составе: Н.И.Чичагов, В.А.Бакарев, Ф.Ф.Рихтер, П.А.Герасимов, Ф.Г.Солнцев и др. под общим руководством К.А.Тона, признанного родоначальником “византийско-русского стиля”.

Дворцовый комплекс, получивший в дальнейшем название “Большой Кремлевский дворец”, помимо новопостроенного здания, включил в себя часть сохранившихся сооружений конца ХV-ХVIIвв., входивших ранее в состав древней великокняжеской, а в последствии царской резиденции. Это Грановитая палата, Золотая Царицына палата, Теремной дворец и дворцовые церкви. После постройки в 1851 г. Оружейной палаты и примыкающего к ней с севера здания Аппартаментов, соединенного воздушным переходом с дворцовым комплексом, образовался единый ансамбль Большого Кремлевского дворца, связанного композиционно и стилистически.

Постановкой новых зданий К.А.Тон в известной степени воспроизводил планировку древнего ансамбля, а решение фасадов развивало архитектурную тему старинных сооружений. Аркада первого яруса дворца – римейк подклета Алевиза; терраса поверх аркады повторяет старые гульбища и связывает ансамбль в пространстве; зимний сад над новым переходом напоминает висячие сады древности; резное фигурное обрамление оконных проемов двухсветного второго этажа, профилированные пилястры между ними, центральная повышенная часть с кокошниками, перекрытая куполом, перекликаются с архитектурой Теремного дворца. Однако сухость и монотонность фасадов лишает здание живописности, присущей Теремам.

Тем не менее творчество К.А.Тона отмечено новаторством: уникальные для русской архитектуры большепролетные облегченные кирпичные своды, металлические стропильные конструкции кровель, использование новых строительных материалов, в частности цемента для фигурных отливок, высоко оценивались современниками.

Внутренняя планировка императорского дворца, насчитывающая около семисот помещений, включает главный вестибюль с лестницей; пять парадных орденских залов; приемные парадные помещения императрицы; жилые покои императорской семьи, так называемую “Собственную половину” и служебные помещения, расположенные на первом этаже. Роскошная отделка интерьеров в духе времени выполнена в разных стилях – от “ренессанса” до “византийско-русского” и отличается изяществом, тонким вкусом и высоким качеством работ. Дворец по праву называют музеем русского дворцового интерьера.

В 1933-1934 гг. Александровский и Андреевский залы дворца, были перестроены в зал заседаний Верховного совета СССР, на долгие годы утратив великолепие своих интерьеров. В 1994-1998 гг. залы, по решению Президента РФ были восстановлены.

Дворец, как его задумывал Николай I , явился памятником русской истории и славы русского воинства. Пять парадных залов во втором этаже дворца – Андреевский, Александровский, Георгиевский, Владимирский, Екатерининский – посвящены русским орденам, элементы которых включены в лепной декор оформления каждого зала.

В XIX веке главным залом Большого Кремлевского дворца был Андреевский (тронный) зал. В середине 90-х годов XX века Андреевский зал восстановлен в своем первозданном великолепии. Зал украшают 10 золоченых пилонов и золоченые двери с орденскими крестами и цепями Андреевского ордена, учрежденного императором Петром I. Стены обтянуты голубым, цвета Андреевской ленты, шелковым муаром, украшены цепями и знаками ордена. Над окнами помещаются гербы губерний и областей России. 10 бронзовых люстр и 35 бра освещают зал. Достойное украшение интерьера зала и всего дворца – два камина из серо-фиолетовой яшмы. У восточной стены восстановлены три тронных места под горностаем. В особо торжественных случаях здесь собирались высшие военные чины. Сегодня это – место проведения наиболее торжественных мероприятий государственного значения.

Примыкающий к Андреевскому, Александровский зал создан в честь ордена святого Александра Невского, учрежденного в 1725 году императрицей Екатериной I. Стены зала отделаны розовым искусственным мрамором. Вдоль них стоят золоченые стулья, обитые бархатом цвета орденской ленты с вытканной на их спинках орденской звездой. Парусные своды несут сферический купол, также украшенный орденскими знаками и государственными гербами. По стенам зала развешаны картины Моллера на сюжеты из жизни Александра Невского.

Георгиевский – самый большой и торжественный зал Большого Кремлевского дворца. Зал посвящен одной из самых почетных царских наград – военному ордену святого Георгия, учрежденному в 1769 году императрицей Екатериной II. Громадный сводчатый потолок Георгиевского зала покоится на восемнадцати массивных пилонах, украшенных фигурами работы скульптура Ивана Витали. Белоснежные стены и своды зала декорированы рельефным орнаментом, в который вписаны изображения знаков ордена. На мраморных стенах и досках, покрывающих стены и пилоны, золотыми буквами высечены названия полков, награжденных орденом св. Георгия, и имена Георгиевских кавалеров. В полукружьях поперечных стен - горельефные изваяния св. Георгия на коне скульптора Петра Клодта.

В настоящее время весь комплекс Большого Кремлевского дворца, кроме Оружейной палаты, является главной Резиденцией Президента РФ.

Фотографии

Георгиевский зал. Интерьер


Владимирский зал. Интерьер


Екатерининский зал. Интерьер


Александровский зал. Интерьер


Андреевский зал. Интерьер


Гостевая пристройка. Аванзал


Гостевая пристройка. Петровский зал


Гостевая пристройка. Штофный зал


Парадные апартаменты. Зеленая гостиная


Парадные апартаменты. Красная гостиная


Собственная половина. Гостиная императрицы


Собственная половина. Кабинет императрицы


Собственная половина. Кабинет императора


Собственная половина. Опочивальня

(рус. Большой Кремлевский дворец; англ. Grand Kremlin Palace)

Часы работы: дворец закрыт для свободного посещения. Посетить его можно только в составе организованных экскурсий, по предварительным заявкам, с подачей паспортных данных и согласованием даты посещения.

Большой Кремлёвский дворец – один из дворцов Московского Кремля. Он стоит на высоком Боровицком холме. Дворец был построен в период с 1838-1849 годы. Раньше на этом месте существовал дворец, построенный в XVIII веке архитектором Б.-Ф. Растрелли, а до этого – великокняжеский дворец Ивана III. Первые каменные здания Большого Кремлёвского дворца были построены итальянским зодчим Алевизом Фрязином в 1499-1508 годах.

Исторически сложилось так, что после переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург, дворцы Кремля утратили свое былое значение. В годы правления царицы Анны Иоанновны, которая значительную часть времени проводила в Москве, дворцам уделялось больше внимания, но большой Кремлевский дворец, того времени, все больше ветшал. При Анне Иоанновне на подклетах старого дворца были возведены новые императорские апартаменты «Зимний Анненгоф» – деревянный дворец в стиле барокко (архитектор Б.-Ф. Растрелли).

При императрице Елизавете Петровне императорский двор вновь обитал в Санкт-Петербурге, но в Кремле, все равно, было решено построить новую царскую резиденция. Новое здание внешне напоминало Большой Петергофский дворец.

Когда на трон взошла Екатерина II, то этот дворец был признан не соответствующим величию Российской империи, его было решено заменить новым строением. Новый дворец должен был располагаться на всей приречной территории Кремля, распространяясь от берега Москвы-реки на весь Боровицкий холм.

1 июня 1773 года произошла торжественная закладка нового дворца. Однако вскоре стало ясно, что столь масштабное строительство нецелесообразно и работы были прекращены в 1774 году. Разрушенную кремлевскую стену и башни восстановили, а вместо грандиозного дворца было построено лишь здание для московского отделения Сената.

Вплоть до 1812 года не возникало новых попыток обновить дворец, но начало строительства храма Христа Спасителя вновь поставило вопрос о строительстве нового кремлёвского дворца, который бы символизировал обновление Москвы.

Новая резиденция строилась по инициативе Николая I. Составление проекта дворца было поручено известному архитектору Константину Тону, автору проекта Храма Христа Спасителя. За образец стилистического решения предполагавшегося дворца, Тону было указано взять проектное решение Коломенского дворца (1836 год, архитектор Штакеншнейдер, проект не был осуществлен), в монументальных формах развивавшего композицию кремлевского Теремного дворца.

Первоначально Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата рассматривались как единый комплекс, который должен был строиться одновременно. В 1842 году строительство было разделено на две очереди.

Здание дворца образует прямоугольник с внутренним двором. Внешне дворец оформлен в стиле предыдущих веков: его фасады украшены резными белокаменными фронтонами, а окна – резными наличниками с двойными арками и гирькой посередине, как в теремах XVII века. С главного фасада здание кажется трехэтажным, но на самом деле в нем всего два этажа. Благодаря арочным окнам, разделяемым тонкими простенками, этот первый этаж дворца выглядит как закрытая галерея. По центру дворца над крышей располагается трибун, завершенный золоченой балюстрадой.

Длина Кремлевского дворца составляет 125 метров, высота – 47 метров, а общая площадь – 25 000 м². Дворцовый комплекс, известный как Большой Кремлёвский дворец, помимо здания самого дворца включает в себя и некоторые сооружения периода XV - XVII веков, которые в прошлом были частью великокняжеской, а потом царской резиденции (Грановитая палата, Золотая Царицына палата, Теремной дворец, дворцовые церкви).

Общее число комнат, в дворцовом комплексе, достигает 700. Пять залов дворца (Георгиевский, Владимирский, Александровский, Андреевский и Екатерининский), названные по имени орденов Российской империи, в настоящее время, используются для государственных и дипломатических приемов и официальных церемоний, а сам дворец является парадной резиденцией Президента Российской Федерации.

Возводя дворцовый комплекс, Константин Тон, в некоторой мере повторял планировку предыдущего дворца, а архитектурное оформление перекликается с легендарными архитектурными сооружениями древности. Например, аркада первого яруса дворца – римейк подклета Алевиза; терраса поверх аркады повторяет старые гульбища и связывает ансамбль в пространстве; зимний сад, над новым переходом, напоминает висячие сады древности; резное фигурное обрамление оконных проемов двухсветного второго этажа, профилированные пилястры между ними; центральная повышенная часть с кокошниками, перекрытая куполом, перекликается с архитектурой Теремного дворца. Но Тон не боялся вносить и новшества в строительство дворца – это было первое в русской архитектуре сооружение с большепролетными облегченными кирпичными сводами и металлическими стропильными конструкциями кровель.

П арадный вход Большого Кремлёвского дворца неприметно находится в южном фасаде здания, то есть со стороны Москвы-реки, откуда посетитель попадает в мраморный вестибюль с монолитными колоннами из сердобольского гранита (Сердоболь – город на берегу Ладожского озера). С левой стороны вестибюля расположена, так называемая, Собственная половина их императорских величеств, тянущаяся длинной анфиладой комнат вдоль главного фасада. Замечательным украшением главного дворцового входа стали четыре бронзовых торшера, отлитые и собранные в Москве на фабрике Крумбюгеля.

На второй этаж Большого Кремлёвского дворца, к парадным залам, ведет лестница, состоящая из шестидесяти шести пологих ступенек. Главная лестница декорирована желтым коломенским мрамором, которым облицованы колонны вдоль пролетов и маршей лестницы. На этой мраморной колоннаде установлены стрельчатые арки парадной лестницы. Пролеты лестницы освещаются двенадцатью бронзовыми люстрами, выполненными в единой стилистике с торшерами Парадного вестибюля.

На втором этаже, по обе стороны главной лестницы, десять пилонов из желтого коломенского мрамора обрамляют боковые площадки – галереи. Справа висит картина, на которой изображена битва Дмитрия Донского с татарами на Куликовом поле в 1380 году. Она написана в 1850 году французским художником А. Ивоном, учеником П.Деляроша. Левая площадка ведет в Парадные залы.


Великолепная внутренняя отделка помещений дворца выполнена в разных стилях, начиная Ренессансом и заканчивая византийско-русским стилем. Самый красивый зал – Георгиевский, названный в честь Ордена Святого Георгия Победоносца – самого высокого и почитаемого ордена в русской армии, учрежденного императрицей Екатериной II в 1769 году для награждения офицеров и генералов. Девиз ордена – «За службу и храбрость». Это была самая почетная награда для военных, высший орден российской армии. Появление Георгиевского зала в Большом Кремлёвском дворце таким образом превратило императорскую резиденцию еще и в памятник ратным подвигам русского оружия. Этот зал не поражает беспредельной роскошью, а скорее, строгостью и масштабами.


Продольные стены зала прорезаны глубокими нишами. В нишах и на стенах помещены мраморные доски, на которых золотыми буквами написаны названия прославленных воинских частей и имена георгиевских кавалеров. Здесь названия 545 полков, флотских экипажей и батарей и более 10 000 фамилий офицеров и генералов, награжденных этим орденом. Среди кавалеров Георгиевского ордена такие люди, как Александр Суворов, Михаил Кутузов, Петр Багратион, Федор Ушаков, Павел Нахимов.


Георгиевский зал – самое большое помещение дворца. Его длина составляет 61 метр, ширина – 20,5 метров, высота 17,5 метров. Белый и золотой – основные цвета Георгиевского зала, белые – своды, стены и скульптуры, золото – имена Георгиевских кавалеров и воинских соединений на досках и гранях пиолов. Зал украшают 18 мощных витых колонн, покрытых орнаментом и увенчанных статуями побед с лавровыми венками и памятными датами. Мраморные статуи, на пилонах, аллегорически символизируют области и царства, составляющие многонациональное государство. На южной и северной стене комнаты размещены барельефы, изображающие Святого Георгия и змея, их автор – Павел Кладш. Знаки ордена украшают верхнюю часть стен белоснежного Георгиевского зала.

Во время торжественных приемов в зале собирались офицеры, на мундирых которых сверкали те же знаки, которые украшают стены зала. В 1945 году, в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца, проходил торжественный прием участников Парада Победы на Красной площади. Здесь же с почестями встречали первого в мире космонавта – Юрия Гагарина.


Для освещения зала имеются шесть ажурных золоченых люстр из бронзы, весом по 1 300 килограммов, 40 настенных бра, и обитая шелком, цветов георгиевской орденской ленты, золоченая мебель. Потолок украшен лепниной в форме растительного орнамента. В Георгиевском зале сохранился подлинный паркет, работы 1845 года. Для выполнения его потребовалось 20 редких пород дерева: индийский палисандр, африканский падук, бук, ясень, чинара и многие другие.


Александровский зал был построен в честь ордена Святого благоверного князя Александра Невского, учрежденного 25 мая 1725 года императрицей Екатериной I. Девиз ордена – «За труды и отечество». Шесть исторических полотен были созданы и смонтированы в верхних нишах торцевых сторон зала. На западной – воинские подвиги князя, на восточной – сцены из его мирной жизни, строителя монастырей, просвященного и справедливого правителя.


Зал имеет прямоугольную форму и занимает центральную часть второго этажа, по южному фасаду Большого Кремлёвского дворца. В центральной части зала находится большой эллиптический купол, покоящийся на четырех мощных пилонах. В золотых барельефах купола ярко выделяются знаки ордена с вензелем S. А. – Sanctus Alexander – Святой Александр. По углам купола и над массивными золочеными дверями располагаются двуглавые орлы.


Огромные, в два яруса, окна Александровского зала, выходят на юг, и буквально заливают все помещения светом, отражающемся в многочисленных зеркалах. В украшении стен использован белый и розовый искусственный мрамор, красным бархатом, в цвет орденской ленты обита мебель. Роскошное позолоченное убранство зала гармонирует с уникальным паркетным полом из 20 пород деревьев.


По проекту академика Ф.Г. Солнцева, в петербургской мастерской Егора Скворцова, были изготовлены анфиладные распашные двери, покрытые деревянной резьбой и позолотой. Важным декоративным элементом украшения зала стали изготовленные Василием Крумбюгелем медные позолоченные и посеребренные гербы губерний и областей Российской империи, расписанные масляными красками по золотым и серебряным доскам под вид эмали.


Андреевский зал (тронный зал), бывший главным залом Большого Кремлёвского Дворца в XIX веке, воссоздан в своем первозданном великолепии. Андреевский тронный зал был возведен в честь высшего ордена России – Ордена Святого Андрея Первозванного, учрежденного Петром Великим 10 марта 1698 года. Девиз ордена – «За веру и верность». Андреевский зал – это золоченые двери с орденскими крестами и цепями Андреевского ордена, 10 бронзовых люстр и 35 бра, два уникальных камина из яшмы серо-фиолетового цвета, а также три трона под горностаем и уникальная паркетная мозаика из множества ценных пород дерева. Стены зала обтянуты шелковой голубой материей цвета Андреевской орденской ленты.


Это один из пяти парадных орденских залов Большого Кремлёвского дворца, расположен вдоль главного парадного южного фасада дворца. Его огромное пространство строго организовано пятью парами мощных опор. Они делят весь его объем на три нефа – большой, центральный и меньшие боковые. Своими золочеными стрельчатыми сводами, двумя рядами величественных четырехгранных пилонов, с изображением Всевидящего Ока, в золотых лучах, над императорским троном – зал напоминает храм.


У его восточной стены возвышаются три тронных места, под горностаевыми балдахинами. Во время коронации Императора Николая II, они презназначались для императора, императрицы, и вдовствующей императрицы – матери Николая II. Императорский трон осенен шатром, с входом в шесть ступеней, покрыт золотой парчой. Шатер украшен великолепной горностаевой мантией. На плафоне шатра помещен государственный герб Российской империи – двуглавый орел. Стена над шатром, также, украшена изображением государственного герба, а по боковым сторонам шатра располагаются двуглавые орлы с Андреевским крестом на груди.

Андреевский зал освещается через восемнадцать окон и две балконные двери южн ой стены, прорезанные, в два яруса, строго друг над другом. С противоположной стороны находятся двери, ведущие в Кавалергардский зал и Аванзал. В Андреевском зале Большого Кремлевского Дворца проходят наиболее торжественные мероприятия государственного значения.


Зеркальные двери, в северной стене Георгиевского зала, ведут во Владимирский зал. Владимирский зал передает историю Ордена святого Владимира – одного из первых русских князей. Он учрежден в честь киевского князя Владимира, при котором произошло крещение Руси. Девиз Ордена святого Владимира – «Польза, честь и слава». Многие заслуженные граждане были удостоены ордена, в их числе и один из создателей Кремлёвского дворца – архитектор Константин Тон.


Этот высокий, восьмигранный зал XIX века связывает воедино дворцы пяти столетий. Стены и пилястры Владимирского зала облицованы розовым мрамором. Владимирский зал поражает своим художественным оформлением: розовые мраморные стены и пилястры, лепные золоченые орнаменты сводов и карнизов придают этому залу сказочную красоту. Свод Владимирского зала напоминает русские шатры, арки обходных боковых галерей, как бы повторяют очертания древних арок.


Широкие арки первого яруса сменяются тройными, более тесными арочками второго яруса, чтобы перейти в покрытые сплошной, золоченой лепниной, своды купола. Этот лепной золоченый орнамент выполнен, как и на карнизах, лепщиками братьями Дылевыми.


В этом зале днем свет проникает в стеклянный фонарь на своде купола, а вечером его освещает огромная бронзовая золоченая люстра, вес которой около трех тон. Она приспущена до высоты галерей второго яруса, и, как будто, парит в центре пространства. Пол, по рисунку академика Ф. Г. Солнцева, набран из многочисленных ценных пород дерева. Из зала можно попасть в Грановитую палату, Георгиевский зал, Теремной дворец и другие помещения Большого Кремлёвского дворца.


На Парадной половине дворца располагается Екатерининский зал – в прошлом это был тронный зал русских императриц. Он находится несколько в стороне от анфилады парадных орденских залов второго этажа Большого Кремлёвского дворца. Орден Святой Екатерины был учрежден Петром I в 1714 году – это единственный женский орден в России, его девизом являлось «За любовь и отечество». В середине XIX века именно здесь находился трон Её Императорского Величества.


Екатериненский зал сравнительно невелик – его длина 21 метр. Парадность этого зала удачно сочетается с особой изысканностью отделки, уютом и камерностью. Знаки ордена с девизом «За любовь и отечество», осыпанные крупными искусственными алмазами, расположены на стенах и дверях зала. Позолоченное изображение Ордена Святой Екатерины, размещенное на серебряном поле, украшает и двери тронного зала императрицы.

Освещают зал бронзовые золоченые люстры и необычные, по устройству и красоте, шесть хрустальных канделябров, исполненные на императорском стеклянном заводе в Петербурге. Стены обиты серым муаром, и алой коймой орденской ленты. На массивных столбах располагаются пилястры, украшенные узором, из маленьких кусочков малахита. Своды и карнизы зала декорированы золоченой лепниной. Паркет Екатерининского зала представляет собой высокую художественную ценность.

Непосредственно к тронному Екатерининскому залу примыкает Зеленая гостиная. Она предназначена для приема особо почетных гостей.


Потолок полукруглой залы расписан цветочным орнаментом, а стены обиты тканью (художник Джузеппе Коломбо Артари). Расстановка мебели здесь была продумана и согласована с архитектурными особенностями жилых комнат.


Основным украшением гостиной являются богато инкрустированная мебель, бронзовые хрустальные люстры и торшеры. В парадной гостиной находятся три огромных канделябра, два из которых выполнены в китайском стиле и один - в японском. Мебель была обтянута золотой парчой с зеленым узором. Эту же ткань использовали и для обивки стен.


За Екатерининским залом, в Парадной половине, располагаются бывшие царские Парадная гостиная и Парадная опочивальня. Интерьер Парадной гостиной (ныне Красная Гостиная) исключительно наряден. Она имеет альков с колоннами-монолитами из серо-зеленого мрамора, которые удачно гармонируют с ярко-малиновой обивкой стен и мебели. Для облицовки камина используется яшма зелено-голубого тона с прекрасным волнистым рисунком, хорошо поданным русским мастером-камнерезом, сумевшим подчеркнуть достоинства уральского поделочного камня.


Красная гостиная декорирована в стиле Ренессанс. В ее оформлении использован белый, розовато-серый и зеленый мрамор. В XIX веке стены и «гамбсовскую» мебель покрывала серебряная парча с золотыми цветами. С ними полностью сочетались пилястры, фризы и колонны, поддерживающие своды. Палисандровые двери, инкрустированные золоченой бронзой и перламутром в стиле «буль», ведут в соседнюю Зеленую гостинную и в Екатерининский зал Большого Кремлёвского дворца.


Собственная половина, предназначавшаяся лично для императора и его семьи, расположена на первом этаже дворца. Анфилада жилых помещений Собственной половины вытянута вдоль главного фасада дворца, и состоит из семи основных жилых и четырех небольших проходных комнат, предназначенных для дежурства и ожидания придворных. Интерьеры Собственной половины отвечают монументальной архитектуре дворца, и в то же время, им свойственны интимность и домашний уют. В оформлении этих помещений декораторы применяли художественные методы стилей Барокко, Рококо, Классицизма.

Собственная половина состоит из семи комнат: Столовой, Гостиной, Кабинета Императрицы, Будуара, Спальни, Кабинета Императора и Приемной. Несмотря на то, что каждое помещение выдержано в своем стиле, все комнаты вместе представляют собой одно целое. Собственная половина – это музей русского жилого дворцового интерьера, практически, целиком сохранившегося без значительных переделок и дополнений.

Художники, занимавшиеся отделкой дворца, уделяли большое внимание не только архитектурным деталям, но и подбору мебели, канделябров, каминов, люстр. Камины выполнены из малахита и мрамора. Будуар, Гостиную, Кабинет и Спальню украшают разнообразные изделия из фарфора – это вазы, торшеры, люстра, похожая на роскошный букет, увенчанный плодом ананаса. Значительное место в бывших жилых комнатах дворца занимают предметы из бронзы - часы, канделябры. На каминах из малахита и мрамора стоят часы французской работы – они были заказаны специально для Большого Кремлёвского дворца.

Освещение имело важное значение. Оно должно было придать еще большее великолепие интерьерам, поэтому каждая хрустальная люстра во дворце оригинальна, каждая имеет свою конструкцию и форму подвесок. Громадные зеркала, а также позолота, инкрустация, лепка, резьба, придают комнатам дворца необычайно торжественный и помпезный вид. Межкомнатные двери, изготовленные из ценных пород дерева, инкрустированные перламутром, панцирем черепахи, сделаны на шипах без единого гвоздя. Узоры дверей, во дворце, ни разу не повторяются. Для обтяжки стен, а также для портьер и прочего, в каждой комнате применялась ткань определенного цвета. Те, что особо обветшали, заново изготовили мастера из Павловского Посада.

Открывает анфиладу Собственной половины огромная зала Столовой. Ее стены облицованы белым и желтым искусственным мрамором. Сводчатые потолки, с лепным украшением, опираются на массивный центральный столп, который визуально связывает облик этого помещения с архитектурным решением Грановитой палаты. Декоративные принципы классицизма использованы в отделке Столовой. Здесь спокойное сочетание тонов искусственного мрамора, беломраморные статуи мифологических персонажей Леды и Гименея, вазы в стиле «Боргезе».


Будуар Императрицы создан в спокойных тонах, стены и мебель обиты розовым шелком. В мебель для Будуара входит 24 предмета – разной формы: диваны, столы и стулья. Мебель выполнена из орехового дерева.


В будуаре находится и один из самых красивых каминов дворца, он как-будто вытесан из цельного камня – так плотно подогнаны и отшлифованы пластины малахита. Форма, пропорции, плавно изогнутые линии всех его конструкций только подчеркивают его красоту, а накладные золоченные украшения, придают особую изысканность. Каминные часы привлекают внимание затейливой формой и причудливым механизмом. Эмалевый круг – календарь, который показывает месяцы, дни недели и фазу луны (нижняя часть часов). Над ним – часы в форме вазы, с неподвижной стрелкой в виде ящерицы и двумя вращающимися циферблатами. Арабские цифры показывали минуты, а римские – часы. Все это – в бронзовом, золоченом оформлении.


За Будуаром императрицы располагается Опочивальня. Сине-перламутровые тона, в сочетании с белым и позолотой, создают ощущение чистого ночного неба. В опочевальне господствуют два цвета – синий и золотой. Опочивальня Императрицы роскошна и изыскана одновременно. Атмосфера покоя и благочестия царствует здесь.


Сплошь золоченный мебельный гарнитур создан в стиле Ренессанс. В этом гарнитуре насчитывается 31 предмет. Камин из белого Каррарского мрамора украшают часы под названием «Ночь».


Часы «Ночь» представляют собой циферблат в виде темно-синего шара с накладными цифрами, звездами и двумя бронзовыми фигурками амуров по бокам, стоят на золоченой подставке, с литыми золочеными женскими фигурами.


Кабинет Императрицы подчеркнуто декоративен и оформлен в стиле «буль». Господствующим является темно-малиновый цвет, созвучный духу интерьера французских дворцов конца XVII - начала XVIII века. Огромные зеркала, изготовление которых было начато в России именно в это время, и многократно отраженная в них люстра увеличивают ощущение помпезности, сказочной роскоши.


Нарядность интерьеру придают золоченые лепные украшения стен и сводов, двери, превосходно сделанные из ценных пород дерева, и инкрустированные панцирем черепахи, бронзой, перламутром. Неизвестные мастера изготовили их без гвоздя и клея, на шипах. Мебель здесь обита шелковой с золотом тканью. Золоченные изысканные часы и вазы дополняют убранство Кабинета.


Гостиная Императрицы – белоснежная с золотым, восемь гибсовых барельефов – символы искусств, еще четыре, изображающих времена года, украшают ее. Мебельный гарнитур, в стиле Людовика XV из бирюзового дерева, тоже позолочен и обит узорным штофом. Мебели, здесь, мягких изгибающихся конструкций, в стиле рокаэль, во множестве отделанные прихотливыми завитками и цветами.


Главным украшением гостиной являются изделия из фарфора – вазы и торшеры. Потолок украшает большая люстра с лепными цветами, напоминающая пышный букет, увенчанный плодом ананаса. Она изготовлена керамистами Петербургского императорского фарфорового завода, в единственном экземпляре, специально для интерьеров Большого Кремлёвского дворца.


В настоящее время весь комплекс Большого Кремлёвского дворца, кроме Оружейной палаты, является главной Резиденцией Президента Российской Федерации.



Что еще почитать