Бомбический рейтинг. Самые мощные неядерные боеприпасы в истории. В российской Конституции не заметили «бомбу Суббоеприпасы бомбовых кассет

Арсенал в районе Ични был подорван диверсантами. Об этом в среду, 10 октября, заявил на заседании правительства министр обороны Степан Полторак.

"Что произошло? По нашему мнению, то, что взрывы происходили таким образом, что сначала был хлопок, потом зарево, после этого два хлопка и взрывы боеприпасов, свидетельствует о том, вероятна закладка боеприпаса для подрыва наших хранилищ. Почему не удалось сохранить? Недостаточно было оборудование периметра. Вторая позиция: мы надежно можем сохранить наши запасы только тогда, когда построим надежные железобетонные конструкции", - сказал он.

Полторак подчеркнул, что взрывы боеприпасов начались в разных местах.

"Почти весь опрошенный личный состав сообщил, что первые взрывы были в 3:20. Они были одновременными сразу на трех хранилищах. После этого в 3:45 произошли еще шесть взрывов на разных хранилищах, причем это происходило по всему периметру - по разных углах и в центре", - сказал министр.

Министр обороны подчеркнул, что меры безопасности на арсенале были соблюдены на достаточном уровне.

"На этом арсенале выделена штатная категория батальон, укомплектована рота для обеспечения охраны, введена кинологическая служба, размещены средства радиоэлектронной борьбы для подавления беспилотников и проводилась работа по оборудованию мест хранения оружия. На время взрыва на каждом посту было по два человека: один военнослужащий ВСУ и один представитель военизированной охраны. Кроме того, там находился начальник стражи, помощник начальника и резерв 10 человек. По периметру на расстоянии до 3 км находились 12 человек в разных видах нарядов", - сказал он.

Напомним, министр Полторак также рассказал, что в момент ЧП , хотя он рассчитан на 127 тысяч тонн. Но за последние годы почти половину запасов передислоцировали на другие арсеналы.

"Площадь его составляет 680 га. Охранный периметр - 8 км 200 метров. На нем расположены 112 хранилищ, из них 40% - открытые площадки", - рассказал он.

Вакуумная бомба — это несистемное название боеприпасов объемного взрыва. Само по себе такое физическое явление, как объемный взрыв, известно давно. В XIX в. во времена промышленной революции в Европе странные взрывы стали стихийно происходить не только на пороховых, но даже на мукомольных, сахарных и канатных заводах. Разумеется, подозревали происки врагов. Но как вскоре доказали физики, иностранные диверсанты были не при чем. Причина объемного взрыва в том, что при определенной концентрации теоретически может детонировать смесь воздуха с практически любым твердым и хоть сколь-нибудь горючим веществом. Взорваться может даже сахарная пудра, угольная или древесная пыль. Да что там пыль от опилок — небольшой объемный взрыв происходит в цилиндре любого автомобиля при каждом такте. Все дело в масштабах.

«Ударная десятка»

1. АВБПМ (Россия). Вакуумная бомба, тротиловый эквивалент — 44 тонны. При взрыве на расстоянии 100 м происходит полное разрушение укреплений любой мощности, в том числе подземных бункеров. На расстоянии 170-200 м полностью обрушиваются железобетонные фортификационные сооружения вроде дотов. На расстоянии 450 — 500 м. рассыпаются любые жилые дома. В бою не применялась, но уже получила неофициальный титул отца всех бомб.

2. GBU-43/B, она же МОАВ — Мassive Ordnance Air Blast, более известная как «Мать всех бомб» (США). Тротиловый эквивалент — 11 тонн. Фугасная авиабомба, созданная в 2002 г. и оснащённая системой спутникового наведения. В 2017 г. применена против тоннелей «Исламского государства» (запрещено на территории России) в Афганистане, На вооружении остается 14 единиц MOAB.

3. BLU-82/B (США). Фугасная авиабомба с тротиловым эквивалентом 10 тонн. Была разработана во время вьетнамской войны для расчистки в джунглях вертолётных площадок. Использовалась в операции «Буря в пустыне» и в Афганистане. Из-за крупных габаритов носителями бомб были не бомбардировщики, а транспортные самолёты С-130.

4. T-12 Cloudmaker — самая тяжёлая в истории (тротиловый эквивалент 7,5 тонн) противобункерная авиабомба, разработанная для ВВС США в конце 1940-х гг. Из-за огромных габаритов могла применяться только стратегическими бомбардировщиками В-36 Peacemaker. После их списания в 1959 г. также была снята с вооружения. В бою не применялась ни разу.

5. Grand Slam — сейсмическая фугасная авиабомба (Великобритания) Тротиловый эквивалент 6,5 тонн. После сброса с высоты 8 км землю на глубину до 40 м. В результате подземного взрыва возникала сейсмическая волна, наносившая ущерб сооружениям на поверхности земли. Ограниченно применялась во время Второй мировой войны.

6. ФАБ-9000 (СССР). Принята на вооружение в 1950 году. Предназначена для поражения крупных фортификационных сооружений. Тротиловый эквивалент 4,3 тонны. В 1954 г. прошла модернизацию и в варианте ФАБ-9000М-54 применялась в Афганской войне. На сегодняшний день носителей ФАБ-9000 в ВКС РФ не осталось.

7. Blockbuster Mk V — фугасная бомба (Великобритания, 1943) Тротиловый эквивалент до 4 тонн. Широко применялась для бомбардировки городов Германии — отсюда и название — взрывающая квартал.

8. «Прыгающая бомба» (Великобритания) — специальная бомба, предназначенная для разрушения дамб на реках Германии. Тротиловый эквивалент 2,5 тонны. Применены единственный раз в мае 1943 г. Разрушили и повредили несколько гидротехнических сооружений, вызвав затопление территорий и снижение производства электричества и сельхозпродукции.

9. Tallboy (Великобритания) Тротиловый эквивалент 2,3 тонны. предназначенная для разрушения подземных сооружений. Применялась в конце Второй мировой войны для разрушения промышленных и военных объектов нацистской Германии, которые было невозможно поразить бомбами обычного типа. Этими бомбами были потоплены линкор «Тирпиц» и тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер».

10. ФАБ-5000 (СССР) — советская авиабомба, принятая на вооружение в 1943 г. Тротиловый эквивалент 2,2 тонны. Применялась ВВС РККА в ходе Великой Отечественной войны против укреплений Кенигсберга, на Курской дуге, 2 бомбы были сброшены на Хельсинки. По некоторым данным, в 80-х годах использовалась против укреплённых позиций моджахедов в ходе Афганской войны.

Атомное оружие – самое страшное и величественное изобретение человечества. Сила разрушительной ядерной волны настолько велика, что может стереть с лица земли не только всё живое, но даже самые надёжные сооружения и постройки. Только одних ядерных запасов в России достаточно для того, чтобы полностью уничтожить нашу планету. И неудивительно, так как страна обладает самым богатым запасом атомного оружия, после США. Советская «Кузькина мать» или «Царь-бомба», испытанная в 1961 году стала мощнейшим атомным оружием всех времён.

В ТОП-10 вошли самые мощные ядерные бомбы в мире . Многие из них применялись в испытательных целях, но принесли непоправимый вред экологии. Другие стали оружием в урегулировании военных конфликтов.

10. Little boy | Мощность 18 килотонн

Little boy («Малыш») – первая ядерная бомба, которую применили не в испытательных целях. Именно она способствовала окончанию войны между Японией и США. Little boy с мощностью 18 килотонн стал причиной гибели 140 тысяч жителей Хиросиму. Устройство длиной в 3 метра и диаметром 70 см. создало ядерный столб высотой более 6 километров. «Малыш» и «следовавший» за ним «Толстяк» принесли немалый урон двум японским городам, которые и по сей день остаются незаселёнными.

9. Fat Man | Мощность 21 килотонна


Fat Man (Толстяк) – вторая по счёту ядерная бомба, которую США применили по отношению к Японии. Жертвами ядерного оружия стали жители города Нагасаки. Взрыв мощностью 21килотонна, унёс жизни 80 тысяч людей сразу, а ещё 35 тысяч погибли от облучения. Это самое мощное оружие за всё существование человечества, которое было применено в военных целях.

8. Trinity | Мощность 21 килотонна


(Штучка) – первая бомба, положившая начало испытаний ядерного оружия. Волна ударного взрыва составляла 21 килотонну и поднялась облаком ввысь на 11 километров. Первый в истории человечества ядерный взрыв произвёл на учёных ошеломляющее впечатление. Белые клубы дыма диаметром практически в два километра стремительно поднимались вверх и образовали форму гриба.

7. Baker | Мощность 21 килотонна


Baker (Бейкер) – одна из трёх атомных бомб, участвовавшая в операции Crossroads («Перекрёстки) в 1946 году. Испытания проводились для выявления воздействия атомных снарядов на морские суда и подопытных животных. На глубине 27 метров был произведён взрыв мощностью в 23 килотонны, который вытеснил на поверхность порядка двух миллионов тонн воды и образовал столб более полукилометра в высоту. «Бейкер» понёс за собой «первую в мире ядерную катастрофу». Радиоактивный остров Бикини, где проходили испытания, стал не пригоден для жизни и считался необитаемым вплоть до 2010 года.

6. Рея | Мощность 955 килотонн


» – самая мощная атомная бомба, испытанная Францией в 1971 году. Снаряд с мощностью 955 килотонн тротилового эквивалента был подорван на атолле Муруроа, который является полигоном ядерных взрывов. Там проходило испытание более 200 снарядов ядерного оружия, вплоть до 1998 года.

5. Castle Romeo | Мощность 11 мегатонн


– один из самых мощных взрывов, произведённых США. Операция была принята к исполнению 27 марта 1954 года. Взрыв был произведён на барже в открытом океане, так как остерегались, что бомба может разрушить близ находящийся остров. Мощность взрыва составила 11 мегатонн, вместо ожидаемых 4 мегатонн. Это объясняется тем, что в качестве термоядерного горючего был применён дешёвый материал.

4. Устройство Mike | Мощность 12 мегатонн


Устройство Mike (Иви Майк) не представляло изначально никакой ценности и было использовано в качестве экспериментальной бомбы. Высота ядерного облака оценивалась в 37 км, а диаметр шляпки облака составил около 161 км. Сила ядерной волны «Майка» оценивалась в 12 мегатонн тротилового эквивалента. Мощности снаряда было достаточно, чтобы стереть с лица земли небольшие островки Элугелаб, где проводилось испытание. На их месте осталась лишь воронка диаметром в 2 километра и глубиной 50 метров. Радиоактивно заражённые осколки от рифов разлетелись на 50 км от эпицентра взрыва.

3. Castle Yankee | Мощность 13,5 мегатонн


– второй по мощности ядерный взрыв, произведённый американскими испытателями. Ожидалось, что первоначальная мощность устройства составит не более 10 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Как оказалось, ядерный взрыв имел большую силу и оценивался в 13,5 мегатонн. Высота ножки ядерного гриба составила 40 км, а шляпка составляла 16 км. Радиационное облако уже через четыре дня достигло Мехико, которое расположено в 11 000 км от места проводимой операции.

2. Castle Bravo | Мощность 15 мегатонн


Castle Bravo (Креветка TX -21) – самая мощная атомная бомба, которую когда-либо испытывали в США. Операция была совершена в марте 1954 года и понесла с собой необратимые последствия. Взрыв мощностью 15 мегатонн стал причиной сильнейшего радиационного заражения. Облучение получили сотни людей, проживавших на Маршаловых островах. Ножка ядерного гриба превышала 40 км, а диаметр шляпки оценивался в 100 км. Взрыв стал причиной образования на морском дне громадной воронки, составляющей 2 км в диаметре. Последствия, к которым привели испытания, стали причиной ограничения операций, проводимых с ядерными снарядами.

1. Царь-бомба | Мощность 58 мегатонн


(АН602) – самая мощная советская ядерная бомба в мире за всё время. Восьмиметровый снаряд с диаметром два метра был применён в качестве испытания в 1961 году на архипелаге Новая Земля. Изначально планировалось, что АН602 будет иметь мощность в 100 мегатонн, но побоявшись глобальной разрушительной силы оружия, сошлись на том, что сила взрыва не будет превышать 58 мегатонн. На высоте 4 км «Царь-бомба» была активирована и дала ошеломительные результаты. Диаметр огненного облака достиг порядка 10 км. Ядерный столб составил около 67 км в высоту, а диаметр шапки столба достиг 97 км. Даже нахождение на расстоянии 400 км от эпицентра взрыва было крайне опасно для жизни. Мощная звуковая волна распространилась почти на тысячу километров. На острове, где проходило испытание, не осталось никаких следов жизни и каких-либо построек, абсолютно всё сравнялось с поверхностью земли. Сейсмическая волна взрыва трижды обогнула всю планету, и каждый житель планеты смог ощутить всю мощь ядерного оружия. После этого испытания более ста стран подписали договор о прекращении данного вида операций как в атмосфере, так и под водой и на земле.

Авиационные бомбы или авиабомбы – это один из основных видов авиационных боеприпасов, который появился практически сразу после зарождения боевой авиации. Авиабомба сбрасывается с самолета или другого летательного аппарата и достигает цели под действием силы тяжести.

В настоящее время авиационные бомбы стали одним из основных средств поражения противника, в любом вооруженном конфликте последних десятилетий (в котором применялась авиация, конечно) их расход составлял десятки тысяч тонн.

Современные авиационные бомбы используются для поражения живой силы противника, его бронетехники, боевых кораблей, вражеских укреплений (в том числе и подземных бункеров), объектов гражданской и военной инфраструктуры. Основными поражающими факторами авиабомб является взрывная волна, осколки, высокая температура. Существуют специальные виды бомб, которые содержат различные виды отравляющих веществ для поражения живой силы противника.

С момента появления боевой авиации было разработано огромное количество типов авиационных бомб, часть из которых используется и в наши дни (например, фугасные авиационные бомбы), а другие давно сняты с вооружения и стали частью истории (ротативно-рассеивающая авиационная бомба). Большинство типов современных авиабомб были изобретены до или во время Второй мировой войны . Однако нынешние авиационные бомбы все-таки отличаются от своих предшественников – они стали гораздо «умнее» и смертоноснее.

Управляемые авиационные бомбы (УАБ) – один из наиболее распространенных видов современного высокоточного оружия, они совмещают в себе значительную мощность боевой части (БЧ) и высокую точность поражения цели. Вообще, следует отметить, что применение высокоточных средств поражения – это одно из основных направлений развития ударной авиации, эпоха ковровых бомбардировок постепенно отходит в прошлое.

Если спросить обычного обывателя, какие бывают авиабомбы, то вряд ли он сможет назвать больше двух-трех разновидностей. На самом деле арсенал современной бомбардировочной авиации огромен, в него входят несколько десятков различных видов боеприпасов. Они отличаются не только калибром, характером поражающего действия, весом взрывчатого вещества и назначением. Классификация авиационных бомб довольно сложна и основана сразу на нескольких принципах, причем в разных странах она имеет некоторые различия.

Однако прежде чем перейти к описаниям конкретных видов авиационных бомб, следует сказать несколько слов об истории развития этого боеприпаса.

История

Идея применять летательные аппараты в военном деле родилась практически сразу после их появления. При этом самым простым и логичным способом нанести вред супостату с воздуха было сбрасывание чего-либо смертоносного ему на голову. Первые попытки использовать аэропланы в качестве бомбардировщиков были предпринята еще до начала Первой мировой войны – в 1911 году во время итало-турецкой войны итальянцы сбросили несколько бомб на турецкие войска.

Во время Первой мировой войны для поражения наземных целей, кроме бомб, использовали еще и металлические дротики (флешетты), которые были более или менее эффективны против живой силы противника.

В качестве первых авиационных бомб зачастую использовали ручные гранаты, которые летчик просто бросал из своей кабины. Понятно, что точность и эффективность подобного бомбометания оставляла желать лучшего. Да и сами самолеты начального периода Первой мировой войны мало подходили на роль бомбардировщиков, гораздо большей эффективностью обладали дирижабли, способные брать на борт несколько тонн бомб и преодолевать расстояние в 2-4 тыс. км.

Первым полноценным бомбардировщиком ПМВ стал российский самолет «Илья Муромец ». Вскоре подобные многомоторные самолеты-бомбардировщики появились на вооружении всех участников конфликта. Параллельно шла работа над совершенствованием их главного средства поражения противника – авиационных бомб. Перед конструкторами стояло несколько задач, главной из которых был взрыватель боеприпаса – необходимо было добиться того, чтобы он срабатывал в нужный момент. Недостаточной была устойчивость первых бомб – они падали на землю боком. Первые авиационные бомбы часто изготавливали из корпусов артиллерийских снарядов разных калибров, но их форма не слишком подходила для точного бомбометания, да и стоили они очень дорого.

После создания первых тяжелых бомбардировщиков военным необходимы были боеприпасы серьезных калибров, способные причинить действительно серьезные урон противнику. Уже к середине 1915 года на вооружении российской армии появились бомбы калибра 240 и даже 400 кг.

В это же время появляются первые образцы зажигательных авиабомб на основе белого фосфора. Российским химикам удалось разработать дешевый способ получения этого дефицитного вещества.

В 1915 году немцы стали применять первые осколочные авиабомбы, чуть позже подобные боеприпасы появились на вооружении других стран-участниц конфликта. Российский изобретатель Дашкевич придумал «барометрическую» бомбу, взрыватель которой срабатывал на определенной высоте, разбрасывая на определенной площади большое количество шрапнели .

Резюмируя вышесказанное, можно прийти к однозначному выводу: всего за несколько лет Первой мировой войны авиационные бомбы и бомбардировщики прошли немыслимый путь – от металлических стрел до полутонных бомб вполне современной формы с эффективным взрывателем и системой стабилизации в полете.

В период между мировыми войнами бомбардировочная авиация стремительно развивалась, больше становилась дальность и грузоподъемность самолетов, совершенствовалась и конструкция авиационных боеприпасов. В это время были разработаны новые виды авиационных бомб.

На некоторых из них следует остановиться более подробно. В 1939 году началась советско-финская война и практически сразу авиация СССР приступила к массированным бомбардировкам финских городов. Среди прочих боеприпасов использовались так называемые ротативно-рассеивающие авиабомбы (РРАБ). Ее можно смело назвать прообразом будущих кассетных авиабомб .

Ротативно-рассеивающая авиабомба представляла собой тонкостенный контейнер, содержащий большое количество небольших бомб: фугасных, осколочных или зажигательных. Благодаря особой конструкции оперения ротативно-рассеивающая авиабомба вращалась в полете и разбрасывала суббоеприпасы по большой площади. Так как СССР заверял, что советские самолеты не бомбят города Финляндии, а сбрасывают голодающим продовольствие, то финны остроумно прозвали ротативно-рассеивающие авиабомбы «хлебницами Молотова».

Во время польской кампании немцы впервые применили настоящие кассетные авиабомбы, которые по своей конструкции практически не отличаются от современных. Они представляли собой тонкостенный боеприпас, который подрывался на необходимой высоте и освобождал большое количество маленьких бомб.

Вторую мировую войну можно смело назвать первым боевым конфликтом, в котором боевая авиация сыграла определяющую роль. Немецкий штурмовик Ju 87 «штука» стал символом новой военной концепции – блицкрига, а американские и английские бомбардировщики с успехом воплощали в жизнь доктрину Дуэ, стирая в щебень немецкие города вместе с их обитателями.

В конце войны немцы разработали и впервые успешно применили новый вид авиационного боеприпаса – управляемые авиационные бомбы. С их помощью, например, был потоплен флагман итальянского флота – новейший линкор «Рома».

Из новых типов авиабомб, которые впервые стали применяться во время Второй мировой войны, следует отметить противотанковые, а также реактивные (или ракетные) авиабомбы. Противотанковые бомбы – это особый тип авиационных боеприпасов, предназначенный для борьбы с бронетехникой противника. Они обычно имели небольшой калибр и кумулятивную боевую часть. Их примером могут служить советские бомбы ПТАБ, которые активно использовались авиацией РККА против немецких танков.

Ракетные авиабомбы – это вид авиационного боеприпаса, оснащенного ракетным двигателем, который придавал ему дополнительное ускорение. Принцип их работы был прост: «пробивная» способность бомбы зависит от ее массы и высоты сброса. В СССР перед войной посчитали, чтобы гарантировано уничтожить линкор, необходимо сбросить двухтонную бомбу с высоты четыре километра. Однако, если установить на боеприпас простейший ракетный ускоритель, то оба параметра можно уменьшить в несколько раз. Изготовить подобный боеприпас тогда так и не получилось, но ракетный способ ускорения нашел применение в современных бетонобойных авиабомбах .

6 августа 1945 года началась новая эпоха развития человечества: оно познакомилось с новым разрушительным оружием – ядерной бомбой . Этот тип авиационного боеприпаса до сих пор находится на вооружении разных стран мира, хотя значение ядерных авиабомб значительно уменьшилось.

Боевая авиация непрерывно развивалась в период Холодной войны, вместе с ней совершенствовались и авиационные бомбы. Однако чего-то принципиально нового в этот период придумано так и не было. Совершенствовались управляемые авиабомбы, кассетные боеприпасы, появились бомбы с объемно-детонирующей боевой частью (вакуумные бомбы).

Примерно с середины 70-х годов авиабомбы все больше становятся высокоточным оружием. Если во время вьетнамской кампании УАБ составляли всего лишь 1% от общего количества авиабомб, сброшенных американской авиацией на противника, то при проведении операции «Буря в пустыне» (1990 год) эта цифра возросла до 8%, а во время бомбежек Югославии – до 24%. В 2003 году в Ираке уже 70% американских авиабомб относились к высокоточному оружию.

Совершенствование авиационных боеприпасов продолжается и в наши дни.

Авиабомбы, особенности их конструкции и классификация

Авиационная бомба – это тип боеприпаса, который состоит из корпуса, стабилизатора, снаряжения и одного или нескольких взрывателей. Чаще всего корпус имеет овально-цилиндрическую форму с конической хвостовой частью. Корпуса осколочных, фугасных и осколочно-фугасных авиационных бомб (ОФАБ) изготовлены таким образом, чтобы при взрыве давать максимальное количество осколков. В донной и носовой частях корпуса обычно находятся специальные стаканы для установки взрывателей, некоторые виды бомб имеют и боковые взрыватели.

Взрывчатые вещества, которые используются в авиационных бомбах, весьма различны. Чаще всего это тротил или его сплавы с гексогеном, аммонийная селитра и др. В зажигательных боеприпасах боевая часть заполнена зажигательными составами или горючими жидкостями.

Для подвески на корпусе авиабомб имеются специальные ушки, исключения составляют боеприпасы малого калибра, которые размещаются в кассетах или связках.

Стабилизатор предназначен для обеспечения устойчивого полета боеприпаса, уверенного срабатывания взрывателя и более эффективного поражения цели. Стабилизаторы современных авиабомб могут иметь сложную конструкцию: коробчатую, перистую или цилиндрическую. Авиабомбы, которые применяются с малых высот, часто имеют зонтичные стабилизаторы, раскрывающиеся сразу после сброса. Их задача – замедлить полет боеприпаса, чтобы дать возможность летательному аппарату отойти на безопасное расстояние от точки взрыва.

Современные авиационные бомбы оснащаются разными типами взрывателей: ударного действия, неконтактные, дистанционные и др.

Если говорить о классификациях авиационных бомб, то их существует несколько. Все бомбы делятся на:

  • основные;
  • вспомогательные.

Основные авиационные бомбы предназначены для непосредственного поражения различных целей.

Вспомогательные способствуют решению той или иной боевой задачи или же они используются при подготовке войск. К ним относятся осветительные, дымовые, агитационные, сигнальные, ориентирно-морские, учебные и имитационные.

Основные авиационные бомбы можно разделить по типу поражающего воздействия, которое они наносят:

  1. Обычные. К ним относятся боеприпасы, начиненные обычным взрывчатыми или зажигательными веществами. Поражения целей происходит за счет взрывной волны, осколков, высокой температуры.
  2. Химические. К этой категории авиационных авиабомб относятся боеприпасы, начиненные химическими отравляющими веществами . Химические бомбы никогда масштабно не применялись.
  3. Бактериологические. Начинены биологическими возбудителями различных заболеваний или же их носителями и также никогда не использовались масштабно.
  4. Ядерные. Имеют ядерную или термоядерную боевую часть , поражение происходит за счет ударной волны, светового излучения, радиации, электромагнитной волны.

Существует классификация авиабомб, основанная на более узком определении поражающего действия, она используется чаще всего. Согласно ей, авиабомбы бывают:

  • фугасными;
  • осколочно-фугасными;
  • осколочными;
  • фугасными проникающими (имеют толстый корпус);
  • бетонобойными;
  • бронебойными;
  • зажигательными;
  • фугасно-зажигательными;
  • отравляющими;
  • объемно-детонирующими;
  • осколочно-отравляющими.

Это список можно продолжить.

К основным характеристикам авиабомб относятся: калибр, показатели эффективности, коэффициент наполнения, характеристическое время и диапазон условий боевого применения.

Одной из главных характеристик любой авиабомбы является ее калибр. Это масса боеприпаса в килограммах. Довольно условно бомбы делятся на боеприпасы малого, среднего и крупного калибра. К какой именно группе относится та или иная авиабомба во многом зависит от ее типа. Так, например, стокилограммовая фугасная бомба относится к малому калибру, а ее осколочный или зажигательный аналог – к среднему.

Коэффициент наполнения – это отношение массы взрывчатого вещества бомбы к ее общему весу. У тонкостенных фугасных боеприпасов он выше (примерно 0,7), а у толстостенных – осколочных и бетонобойных бомб – ниже (примерно 0,1-0,2).

Характеристическое время – параметр, который связан с баллистическими свойствами бомбы. Это время ее падения при сбросе с летательного аппарата, летящего горизонтально со скоростью 40 м/с, с высоты 2 тыс. метров.

Ожидаемая эффективность также довольно условный параметр авиационных бомб. Он отличается для разных типов этих боеприпасов. Оценка может быть связана с размером воронки, количеством очагов пожаров, толщиной пробитой брони, площадью зоны поражения и др.

Диапазон условий боевого применения показывает характеристики, на которых возможно проведение бомбометания: максимальную и минимальную скорость, высоту.

Виды авиабомб

Наиболее часто используемыми авиационными бомбами являются фугасные. Даже небольшая бомба калибра 50 кг содержит больше взрывчатого вещества, чем 210-мм орудийный снаряд. Причина очень проста – бомбе не нужно выдерживать огромных нагрузок, которым подвергается снаряд в орудийном стволе, поэтому ее можно сделать тонкостенной. Корпус снаряда требует точной и сложной обработки, что абсолютно не обязательно для авиабомбы. Соответственно и стоимость последней гораздо ниже.

Следует отметить, что применять фугасные бомбы очень больших калибров (выше 1 тыс. кг) не всегда рационально. С увеличением массы взрывчатого вещества радиус поражения растет не слишком значительно. Поэтому по большой площади гораздо эффективнее применять несколько боеприпасов средней мощности.

Еще одним распространенным типом авиационных бомб являются осколочные. Основной целью поражения подобных бомб является живая сила противника или гражданское население. Эти боеприпасы имеют конструкцию, которая способствует образования большого количества осколков после взрыва. Обычно они имеют насечку на внутренней стороне корпуса или готовые поражающие элементы (чаще всего шарики или иголки), помещенные внутрь корпуса. При взрыве стокилограммовой осколочной бомбы получается 5-6 тыс. небольших осколков.

Как правило, осколочные бомбы имеют меньший калибр, чем фугасные. Значительным недостатком этого вида боеприпаса является тот факт, что от осколочной бомбы легко спрятаться. Для этого подойдет любое полевое укрепление (окоп, ячейка) или здание. В настоящее время более распространены кассетные осколочные боеприпасы, которые представляют собой контейнер, заполненный небольшими осколочными суббоеприпасами.

Подобные бомбы приводят к значительным жертвам, причем больше всего от их действия страдает мирное население. Поэтому подобное оружие запрещено многими конвенциями.

Бетонобойные бомбы. Это весьма интересный тип боеприпаса, его предшественником считаются так называемые сейсмические бомбы, разработанные англичанами в начале Второй мировой войны. Идея была такова: сделать очень большую бомбу (5,4 тонны – Tallboy и 10 тонн – Grand Slam), поднять ее повыше - километров на восемь - и сбросить на голову супостату. Бомба, разогнавшись до огромной скорости, проникает глубоко под землю и там взрывается. В результате происходит небольшое землетрясение, которое уничтожает постройки на значительной площади.

Из этой затеи ничего не получилось. Подземный взрыв, конечно же, сотрясал почву, но явно недостаточно для обрушения зданий. Зато подземные сооружения он уничтожал очень эффективно. Поэтому уже в конце войны английская авиация подобные бомбы использовала специально для уничтожения бункеров.

Сегодня бетонобойные бомбы часто оснащают ракетным ускорителем, чтобы боеприпас набрал большую скорость и проник поглубже в землю.

Вакуумные бомбы. Эти авиационные боеприпасы стали одним из немногих послевоенных изобретений, хотя боеприпасами объемного взрыва интересовались еще немцы в конце Второй мировой войны. Массово использовать их начали американцы во время вьетнамской кампании.

Принцип работы авиационных боеприпасов объемного взрыва - это более правильное название - довольно прост. В боевой части бомбы содержится вещество, которое при детонации подрывается специальным зарядом и превращается в аэрозоль, после чего второй заряд поджигает его. Подобный взрыв в несколько раз мощнее обычного и вот почему: обычный тротил (или другое ВВ) содержит и взрывчатое вещество, и окислитель, «вакуумная» бомба использует для окисления (горения) кислород воздуха.

Правда, взрыв подобного типа относится к типу «горение», но по своему действию она во многом превосходит обычные боеприпасы.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них



Что еще почитать