Бронетанковый ленд лиз. Неубиваемый «Шерман» — танк по ленд-лизу. Лучший в своем классе

Наверное, это был единственный вид военной техники по ленд-лизу, польза которого никогда не отрицалась даже в советское время. Хотя и здесь были свои как плюсы, так и минусы.

Благодаря подвигам Александра Покрышкина прославился американский истребитель Р-39 «Кобра» («Аэрокобра»). До 1943 года, когда он пересел на этот самолёт, Покрышкин записал на свой личный счёт три сбитых самолёта противника, а уже в 1943 году, воюя на «Аэрокобре», он сбил 38 вражеских самолётов. Иногда называют другие цифры, но пропорция в любом случае примерно такая. Другой советский ас – Григорий Речкалов – с конца 1942 года также воевал на «Аэрокобре» и уничтожил на ней 53 или 59 немецких самолётов лично и 6 либо 4 – в составе группы. До этого на его счёту было три сбитых немецких истребителя. Так что в победах прославленных советских лётчиков была велика и заслуга американской техники.

У «Кобры» были свои недостатки, как у любого оружия. Например, самолёт легко сваливался в штопор по израсходовании всех боеприпасов – нарушалась центровка. Этих недостатков не было лишено и его продолжение – Р-63 «Королевская кобра» («Кингкобра»). Подполковник Ибрагим Дзусов, по свидетельству Покрышкина, сказал ему, представляя «Кобру»: «Самолёт хороший. По скорости не уступает «Мессершмитам» и имеет сильное вооружение». Это действительно было так, и очень важно для советских лётчиков. За время войны в СССР было поставлено 4423 «Аэрокобры» и 2397 «Кингкобр».

По-другому обстояло дело с британским истребителем «Харрикейн». Уже во время битвы над Англией в 1940 году он уступал немецким «Мессершмит-109». Тем не менее, в 1941-44 гг. союзники поставили в СССР 3082 единицы этих истребителей.

В своих мемуарах авиаконструктор Александр Яковлев привёл реплику Сталина: «Их «харрикейны» дрянь, наши лётчики не любят эти самолёты». Лётчик Александр Кутаков отмечал тихоходность этой модели, в сравнении с немецкими истребителями, хотя и называл среди её достоинств лучший обзор из кабины, чем на отечественных И-16, и радиофикацию. К слову, оснащённость средствами радиосвязи была преимуществом практически любой модели самолётов и танков, поставлявшихся в СССР по ленд-лизу, перед советскими. Другие прославленные лётчики – Георгий Зимин и Николай Голодников – отмечали неважные аэродинамические качества «Харрикейна».

Тем не менее, летопись Великой Отечественной полна успешных боёв, проведённых на «харрикейнах». Особенно прославились эти истребители в Заполярье, где на них, рядом с советскими лётчиками, воевали пилоты 151-го британского авиационного крыла. «Харрикейнами» была вооружена авиация тыловых районов ПВО, где обнаружилось недостаточное вооружение этих самолётов для атак немецких Не-111 и Ju-88. «Харрикейн» явно уступал новым типам советских самолётов, зато превосходил довоенные И-16, которые к началу войны составляли основу советского истребительного авиапарка. В начале Великой Отечественной войны даже «харрикейны» были прогрессом для советских ВВС.

У англичан имелись более совершенные истребители «Спитфайр», но их поставка началась только в 1943 году и производилась в очень ограниченных количествах. Ими вооружались в основном авиачасти Московской зоны ПВО, хотя есть свидетельства использования этих самолётов и в боях на фронте.

Танки ленд‑лиза в Красной Армии

Танк на поле боя – 8

Танки ленд‑лиза в Красной Армии

«Танк на поле боя» №8, 2005 г. Периодическое научно‑популярное издание для членов военно‑исторических клубов. Редактор‑составитель Иванов С. В.

Часть 1

М4А2(76) W «Шерман», 2‑я танковая армия 1‑го Белорусского фронта, Берлин, апрель 1945 года.

В годы Второй Мировой войны Советский Союз получал материальную помощь от США, Великобритании и других союзнических государств, в том числе Канады и Новой Зеландии.

Помощь не ограничивалась только поставками вооружений, начиная от стрелкового оружия и заканчивая линкором «Архангельск», но также включала в себя поставку продуктов питания. станков, медикаментов, автомобильного и железнодорожного транспорта.

Поставки вооружений регламентировались уставом ленд‑лиза, подписанным весной 1941 года президентом США Ф.Д. Рузвельтом. Наша работа в первой своей части посвящена поставкам бронетехники и автотранспорта из Великобритании и Канады, а во второй части ‑ поставкам из США. До сих пор тема использования западной броне‑ и автотехники на Восточном фронте не получила достаточного освещения.

После катастрофического поражения во Франции, Англия со своими колониями и доминионами оказалась единственной страной, ведущей войну против Оси. Нехватку вооружения и оснащения Великобритания компенсировала за счет закупок у пока еще сохранявших нейтралитет Соединенных Штатов Америки.

Погрузка танков «Матильда II» на судно, плывущее в СССР, 1942 год.

Выгрузка танков «Матильда II» в Архангельске, февраль 1942 года.

Первоначально американские фирмы поставляли оружие и технику Великобритании но предоплате или под серьезные гарантии. Запасы золота и валюты в английской казне быстро истощились, тогда как внешнеполитическое положение страны оставалось крайне тяжелым. Тем временем иол давлением президента, 11 марта 1941 года через сенат и конгресс США удалось провести закон о ленд‑лизе (lend ‑ давать взаймы, lease ‑ давать в пользование).Устав ленд‑лиза позволял США предоставлять военно‑техническую помощь иностранным государствам, находящимся в состоянии войны, если оборона этих государств отвечала государственным интересам Соединенных Штатов. В уставе ленд‑лиза определялся порядок‑взаиморасчетов:

Оборудование и вооружение, уничтоженное в ходе боевых действий или не подлежащее ремонту, не подлежит какой‑либо компенсации.

Оборудование и вооружение, оставшееся после завершения войны и пригодное для гражданского применения, подлежит полной или частичной компенсации в форме долгосрочною кредита.

Правительство Соединенных Штатов оставляет за собой право владения военными материалами, оказавшимися на территории воюющих стран.

Погрузка танка «Матильда II» па судно, плывущее в СССР, 1942 год.

Митинг рабочих оружейного предприятия в Бирмингеме в свят с началом поставок танков в СССР, 28 сентября 1941 года.

Выгрузка танка «Валентайн III» в Баку, 1942 год.

Пехотный танк AI2 Mk II «Матильда II».

Вооружение, выпуск которого к моменту завершения боевых действий продолжался, а также вооружение, остающееся на складах на территории США, может быть куплено странами‑получателями за сче"1 предоставляемых кредитов.

Первоначально ленд‑лиз распространялся на поставки стратегических материалов в Грецию, Великобританию и Канаду. Ситуация резко изменилась после вступления в войну Советского Союза.

Уже 22 июня 1941 года Уинстон Черчилль заявил, что «на протяжении последних 25 лет он был последовательным противником коммунизма, но теперь Соединенное Королевство имеет с Советским Союзом общую цель: уничтожим. Гитлера и нацизм. Поэтому каждая страна, сражающаяся с нацизмом, получит британскую помощь. Окажем же России и русскому народу максимально возможную помощь».

24 июня Соединенные Штаты заявили, что готовы поддержать Советский Союз в войне с Германией. 12 июля 1941 гола было подписано «Соглашение между правительствами СССР и Великобритании о совместных действиях в войне с Германией».

С советской стороны документ подписал И.В. Сталин и В.М. Молотов, с британской ‑ посол Криппс. 16 сентяб‑

ря 1941 года был подписан договор о товарообмене, кредитовании и клиринге. Договор предусматривал британский кредит для Советского Союза на сумму 10 млн фунтов стерлингов, а также поставку британских танков, самолетов и других типов вооружения по принципам, аналогичным принципам ленд‑лиза.

В конце июля президент США Ф.Д. Рузвельт направил в СССР представителя Гарри Хопкинса для ознакомления с военной и экономической ситуацией в Советском Союзе. В ходе этой миссии было принято решение перенаправить в Советский Союз половину всей той помощи, что предназначалась для Великобритании.

В сентябре 1941 года Уинстон Черчилль проинформировал советскую сторону о начале британских поставок.

15 августа 1941 года в Лондоне начались американо‑британские переговоры о взаимопомощи. Переговоры проходили напряженно, так как английская сторона желала получить всю американскую помощь, а затем самостоятельно выделять часть СССР. Но американская сторона не согласилась на подобные условия.

28 сентября А. Гарриман, Г. Стендли и лорд Б. Бивербрук на борту крейсера «Лондон» прибыли в Архангельск, а затем самолетом перелетели в Москву.

29 сентября началась Московская конференция, в которой участвовали представители СССР, Великобританиии и США. Со стороны Советского Союза в конференции участвовал И.В. Сталин и В.М. Молотов, а также представители Народных Комиссариатов Обороны, ВМФ и иностранных дел. По результатам конференции Советский Союз получил право получать помощь в рамках ленд‑лиза с 1 октября 1941 года. А. Гар‑риман подписал протокол на сумму 1 млрл долларов на период 9 месяцев, ноября решение конференции одобрил президент США, но поставки фактически начались лишь в 1942 году, когда в Соединенных Штатах наконец удалось развернуть крупносерийный выпуск‑собственных танков.

Выгрузка танка «Шерман» в Мурманске, 1944 год.

Перевозка танков М4А2 «Шерман» по железной дороге на фронт, Румыния, сентябрь 1944 года.

Танки «Матильда» погружены на железнодорожные платформы, зима 1941/42 гг.

Пехотный танк МК III «Валентайн IX».

В 1941 году Советский Союз получал бронетехнику только английского производства. В феврале 1942 года Рузвельт выделил еще один миллиард долларов кредита и потребовал проверки по расходованию первого миллиарда. Этот вопрос обсуждался в Вашингтоне в ходе визита Молотова в США в мае 1942 года. Тогда же был составлен второй протокол, охватывающий период 12 месяцев, по которому планировалась поставка 8 млн тонн грузов.

10‑12 марта 1943 года конгресс и сенат США подтвердили продолжение поставок по ленд‑лизу. Но уже в 1943 году британские поставки в СССР сократились на 2/3 по сравнению с объемами предыдущего года. В соответствии с принятым протоколом английские обязательства взяла на себя Канада. Несмотря на сложную дипломатическую обстановку (до 5 февраля 1942 года СССР и Канала дипломатических отношений не поддерживали, а официальный обмен посольствами произошел только 12 июня 1942 года), в СССР начали поступать тапки «Валет айн» Мк III. а также передвижные ремонтно‑эвакуационные машины канадского производства.

В советское время помощь США и Великобритании по ленд-лизу или умалчивалась или существенно преуменьшалась. И это при том, что Советский Союз получил от западных союзников свыше 20 тыс. самолетов, свыше 20 тыс. единиц бронетехники (танки, самоходные установки, бронетранспортеры), более 300 тыс. тонн цветных металлов, 2586 тыс. тонн авиабензина, около 0,5 млн автомобилей. Бронетехника ленд-лиза составила 20% всего парка бронетанковых сил СССР. Помощь СССР была оказана в самый сложный момент, только в 1941 г. бронетанковые части Красной Армии потеряли свыше 72% всей своей бронетехники, а дивизии Вермахта рвались к Москве, и их надо было остановить. Поступление лендлизовской бронетехники в советские войска имело много трудностей: большие расстояния и угрозы для путей поставок (особенно на Атлантике, где свирепствовал военно-морской флот Германии), обучение советских танкистов вождению образцов техники, которая была сложной в техническом плане, много образцов лендлизовской бронетехники не подходило для условий войны на Восточном фронте. Но лендлизовские танки, а их было поставлено в СССР свыше 10 тыс. единиц, имели и много преимуществ: броня, которая при попадании снаряда не давала осколков, которые могли уничтожить экипаж, простая конструкция машины, надежность работы агрегатов, высокий срок эксплуатации танков. И главное – лендлизовские танки обеспечивали комфортные условия экипажу танка во время боя. «В наших танках всё приходилось делать вручную: и башню поворачивать, и пушку наводить, а в “Шермане” всё электрическое», – фрагмент воспоминаний ветерана-танкиста Владимира Головачева. «Признаюсь, я любил его (“Валентайн”). Прежде всего, за надежность и безопасность. Бронезащита у “Валентайна” была что надо – снаряд застревал как в тесте, не давая осколков. Танк был лучше, чем наши Т-60 и Т-70», – танкист Иван Литвиненко.

В Советский Союз по ленд-лизу поступали американские легкие танки М-3 «Стюарт», американские средние танки M4A2 и M4A2(76)W «Шерман», М-3 «Ли», британские пехотные танки Mk II «Матильда», Mk III «Валентайн» и Mk IV «Черчилль». Красная Армия начала применять лендлизовские танки в больших количествах начиная с 1942 г. Особенно много иностранной техники участвовало в битве за Кавказ, где американские и британские танки составляли более 60% всего бронетанкового парка. Так, по состоянию на 1 февраля 1943 г. на Северо-Кавказском фронте среди 275 боеготовых танков было 15 М-3 «Ли», 123 «Стюарта», 38 «Валентайнов» и 10 «Шерманов». Такое массовое использование иностранной бронетехники на Кавказе было связано с близостью одного из маршрутов поставок техники ленд-лиза СССР, через Иран. Подразделения, укомплектованные лендлизовскими танками, наносили серьезный урон дивизиям Вермахта. Так, на Северо-Кавказском фронте действовала 5-я гвардейская танковая бригада, которая имела в своем составе 40 «Валентайнов», 3 Т-34 и один БТ-7. Бригада в ходе боев в районе Малгобека, которые происходили в сентябре 1942 г., уничтожила 38 немецких танков и штурмовых орудий, 24 артиллерийских орудия, 6 минометов и до 1800 солдат и офицеров Вермахта. 11 сентября 1942 г. в районе Малгобека 2 «Стюарта» под командованием лейтенанта Александра Яковлевича Павкина, находясь в засаде, вступили в бой с 16 немецкими танками, уничтожили 11 из них без потерь со своей стороны. В мартовских боях 1943 г. отличилась 92-я танковая бригада, на вооружении которой состояли легкие «Стюарты». Бригада уничтожила 14 танков, 4 миномета, 5 противотанковых орудий, до 400 немецких солдат, потеряв при этом 29 «Стюартов». Иностранные танки использовались Красной Армией в больших количествах вплоть до конца войны. Так, в 1944 г. 1-й Красногвардейский мехкорпус (1-й Белорусский фронт) имел в своем составе кроме советских танков 136 «Шерманов», 49 «Валентайнов», 2-я танковая армия – 140 «Шерманов», 10 «Валентайнов», 5-я гвардейская танковая армия – 64 «Шермана», 39 «Валетайнов».

В Красной Армии среди танковых асов, которые воевали на отечественных образцах бронетехники, появились и умельцы, которые сражались на иностранных танках. Экипаж танка М4А2 полковника Дружинина Леонида Михайловича (40-й отдельный танковый полк) в боях на Восточном фронте сумел уничтожить 16 немецких танков, 11 противотанковых пушек, более 200 солдат и офицеров противника. «Шерман» под командованием гвардии старшины Павла Воронина (1-й гвардейский механизированный корпус) в боях на территории Венгрии и Австрии (январь–апрель 1945 г.) уничтожил 10 немецких танков и штурмовых орудий. 21 января 1945 г. в боях за населенный пункт Сесктнетер три танка (в том числе танк Воронина) отбили восемь атак немецких танков, уничтожив при этом 5 вражеских машин без потерь с собственной стороны. 22–23 января 1945 г. в боях за населенный пункт Ференц танк Воронина уничтожил «Пантеру», подбил два немецких танка и сжег два бронетранспортера. Сражаясь на «Матильде», отличился капитан Наумов Кондратий Иванович (10-й танковый корпус). С 14 по 20 августа 1942 г. танк Наумова в составе группы капитана И. Мишукова оборонял переправу через р. Жиздра у населенного пункта Восты. Группа в составе 4-х «Матильд», усиленная противотанковым орудием, уничтожила 21 немецкий танк, две автомашины и до двух рот пехоты врага. В список советских танковых асов входит и лейтенант Паширов Валентин Дмитриевич (71-я механизированная бригада, 9-й механизированный корпус). В боях за село Хотив Киево-Святошинского района Киевской области 6 ноября 1943 г. «Валентайн» Паширова, преследуя отступающие немецкие танки, уничтожил более взвода солдат неприятеля, 10 автомашин, 10 огневых точек, два танка. Когда танк Паширова подбили, раненый командир танка продолжал бой, используя автомат и ручные гранаты. Паширов погиб. На тяжелом танке «Черчилль» воевал командир орудия танка 50-го отдельного гвардейского тяжелого танкового полка прорыва Полунадеждин Петр Сергеевич. Полунадеждин отличился в боях на территории Польши. 21 июля 1944 г. он уничтожил минометную батарею, вывел из строя штурмовое орудие, уничтожил свыше 10 бойцов неприятеля. В августе 1944 г. в районе г. Магнушев Полунадеждин подбил три немецких танка. 15 января 1945 г. в районе м. Мюльхаузен танк старшего сержанта Полунадеждина подбил 4 штурмовых орудия, немецкий танк и несколько автомашин. За период с 16 по 25 апреля 1945 г. танк Полунадеждина уничтожил 4 пушки, 2 дзота, 4 танка, 3 штурмовых орудия и бронетранспортер.

Большинство танков, поставленных по ленд-лизу, Красная Армия потеряла в боях 1941–1945 гг. Что сделали иностранные танки для победы над Германией и ее союзниками? Довольно много! Во-первых – они спасли тысячи жизней солдат, прикрывая их как в наступлении, так и в обороне. Во-вторых – они обеспечивали быстрое продвижение соединений Красной Армии в наступательных операциях 1943–1945 гг. В-третьих – лендлизовские танки уничтожили большое количество немецкой боевой техники и живой силы. В-четвертых – бронетехника ленд-лиза стала «резервным питанием» на тех участках фронта, где не хватало отечественной бронетехники, а враг наступал. Ленд-лиз дал возможность Советскому Союзу устоять в самое тяжелое время, завершить кровавую бойню в 1945 г., а не, скажем, в 1947-м или 1949-м. Но главное – слава советским воинам, которые сумели в кротчайшие строки освоить импортную технику и умело применять ее против врага. Войну выиграли прежде всего люди.

Роль в победе над врагом, качество и возможности боевой техники, поставленной союзниками по ленд-лизу, остаются в центре острых дискуссий, которые ведутся как профессиональными историками, так и любителями. Нередко в спорах на тему« что лучше — Шерман или Т-34?» доминируют эмоции и политика. Однако трезвый взгляд на цифры и факты не даст однозначного ответа на подобные вопросы.

Английские женщины готовят танк «Матильда» к отправке в СССР по ленд-лизу. В Великобритании тогда все советское было очень модным и популярным, так что работницы с искренним удовольствием выводят на броне танка русские слова.

Поставки бронетанковой техники в СССР начались уже осенью 1941 года. 3 сентября Сталин направил Черчиллю письмо, содержание которого премьер довел и до президента Рузвельта. В послании Сталина говорилось о нависшей над Советским Союзом смертельной угрозе, которую можно было снять только открытием второго фронта и срочной отправкой в СССР 30 000 т алюминия, а также минимум 400 самолетов и 500 танков ежемесячно. В соответствии с Первым (Московским) протоколом, США и Великобритания обязались в течение девяти месяцев поставить 4500 танков и 1800 танкеток.

Броня крепка

Первыми в СССР в октябре 1941 года с конвоем PQ-1 прибыли английские «Матильды». Тяжелый пехотный танк Мk II Matilda англичане приняли на вооружение накануне Второй мировой войны, наиболее массово он использовался в Северной Африке и на советско-германском фронте. Эта 27-тонная машина была защищена 78-мм лобовой броней и вооружалась 42-мм пушкой. В зависимости от модификации, на танки ставили по два 6-цилиндровых дизеля АЕС или «Лейланд» суммарной мощностью 174 или 190 л.с., максимальная скорость достигала 24 км/ч — больше для машины непосредственной поддержки пехоты и не требовалось.


Экипаж британского среднего танка Mk II Matilda II, поставленного в СССР по ленд-лизу. Брянский фронт, лето 1942 года.

Для 1941−1942 годов «Матильда» была наименее уязвимой машиной, превосходившей в этом отношении наш KB: ее могли «взять» только снаряды немецкой 88-мм зенитки, но не танковых и противотанковых пушек. Орудие же «Матильды» не уступало нашей «сорокопятке» и, подобно ей, до лета 1942 года поражало немецкие танки всех типов.

Силовая установка и планетарная коробка передач «Матильды» оказались весьма надежными, но хорошо защищенная ходовая часть была сложной. На ровном твердом грунте она работала отлично, однако на российском бездорожье быстро выходила из строя. Малый объем трехместной башни и небольшой диаметр башенного погона не позволили разместить в ней артсистему более крупного калибра, что и предопределило судьбу «Матильды»: к 1943 году в строевых частях британской армии она уже не использовалась. Всего до августа 1943-го было выпущено 2987 «Матильд», из которых 1084 штуки англичане поставили СССР.

Любимец танкистов

Мк.I Valentine также был пехотным танком. По массе (16 т) он, скорее, относился к легким, хотя по толщине брони (65 мм) превосходил иные тяжелые машины. Максимальная скорость его была такой же, как у «Матильды», что объяснялось менее мощным двигателем. На Valentine I устанавливали карбюраторный двигатель мощностью 135 л.с., на остальных же модификациях стояли дизели АЕС и GMC мощностью 131, 138 и 165 л.с. Несмотря на увеличение мощности, динамические характеристики машины не изменились, поскольку возросла ее масса: начиная с Valentine VIII вместо 40-мм ставили 57-мм пушку, а на Valentine XI — пушку калибром 75 мм.


Погрузка танков «Матильда» в одном из британских портов для отправки в СССР.

Особенностью этого танка было отсутствие каркасов для сборки корпуса и башни; бронелисты обрабатывали по шаблонам и размерам так, что они взаимно замыкались. При сборке корпуса отдельные узлы соединяли болтами и заклепками. В противоположность «Матильде», ходовая часть «Валентайна» не бронировалась: более того, тормозные барабаны располагались вне корпуса, что отрицательно сказывалось на их живучести. Недостатком была и плотная компоновка боевого отделения, особенно у машин с трехместной башней моделей III и V. В Советский Союз было отправлено 2394 британских и 1388 канадских «Валентайнов»; у последних вместо английского спаренного 7,92-мм пулемета BESA был установлен американский 7,62-мм «Браунинг» М1914А1. Поставлялись машины с 40- и 57-мм пушками. У советских танкистов «Валентайн» был самым популярным из британских танков. Достаточно сказать, что в 1944—1945 годах его производство сохранялось исключительно для удовлетворения советских заявок.


Тезка премьера

Тяжелый пехотный танк Mk IV Churchill больше известен по фразе, якобы сказанной легендарным английским премьером: «У танка, носящего мое имя, недостатков больше, чем у меня самого». Да, уж очень архаичным было его устройство: чтобы увеличить объем корпуса, конструкторы фирмы Vauxhall motors расположили элементы ходовой части под корпусом, гусеница огибала его, как у танков периода Первой мировой войны. Но поставленной цели они добились: в силовом отделении установили 12-цилиндровый горизонтальный двигатель Bedford мощностью 350 л.с., а благодаря широкому подбашенному листу применили башню с 57-мм (начиная с Churchill III"), а потом и с 75-мм пушками. На Churchill I и Churchill II была установлена 40-мм пушка, что для тяжелого танка было недостаточно, поэтому в лобовом листе монтировали еще и 76-мм гаубицу. Защищенная 152-мм броней 40-тонная машина развивала скорость до 25 км/ч.

Надежная, в общем-то, ходовая часть имела существенные недостатки: высокая лобовая ветвь гусеницы оказалась уязвимой для артогня, а сама гусеница нередко заклинивала башню. Тем не менее до конца войны выпустили 5460 «Черчиллей». В 1942—1943 годах в СССР поставили 301 танк модификаций III и IV, отличавшихся разве что способом изготовления башни. Возможно, прислали несколько огнеметных танков «Черчилль-Крокодил» (именно такая машина экспонируется в Музее бронетанковой техники в Кубинке).

Типичным недостатком английских пехотных танков, свойственным и советским танкам первого периода войны (исключая KB), был небольшой объем боевого отделения и неприспособленность ходовой части к российским условиям. В целом это были надежные машины, по бронезащите превосходившие немецкие, а по вооружению способные эффективно бороться с ними — до появления на поле боя «Тигров» и «Пантер».


Cromwell MK VII. Рассказ о ленд-лизовской бронетанковой технике был бы неполным, если не упомянуть о нескольких машинах, присланных специально для испытаний. Это пять американских танков М5, два М24 «Чаффи» и один М26 «Генерал Першинг», а также шесть британских «Кромвелей». Добавим 115 бронированных ремонтно-эвакуационных машин М31, созданных на базе среднего танка М3, и 25 мостоукладчиков «Валентайн-бриджелейер».

Полный вперед на хорошем бензине!

Первыми американскими танками, прибывшими в Советский Союз по программе ленд-лиза, были легкий М3 General Stuart и средний М3 General Lee, более известные как М3с и М3л. М3л заслуженно считается лучшим легким танком Второй мировой войны. Английские танкисты, сражавшиеся в Северной Африке, прощали ему и слабое вооружение, и пожароопасность авиационного двигателя, зато «Стюарт» позволял им постоянно висеть на хвосте преследуемых немецко-итальянских войск. Динамические характеристики танка были отличными: 7-цилиндровый двигатель Continental мощностью 250 л.с. разгонял 12-тонную машину до 58 км/ч; подвижность танка и работоспособность его ходовой части находили изумительными. Вот только 37-мм пушка, по бронепробиваемости не уступавшая советской 45-мм, к 1942 году оказалась уже слабоватой. Разместить же более мощную артсистему не позволяли размеры башни. Тем не менее М3л производился до 1943 года, пока его не сменил более совершенный М5, обладавший как достоинствами, так и недостатками предшественника.

В 1942—1943 годах Красная армия получила 1665 танков М3 и М3А1, которые если не превосходили, то и не уступали советским Т-60 и Т-70. При общей простоте и надежности у М3л выявился существенный недостаток: если автомобильные двигатели Т-60 и Т-70 охотно потребляли низкосортный бензин, то мотор «Стюарта» предпочитал исключительно высокооктановый авиационный, на нашем топливе он быстро выходил из строя.


В числе первых британских танков, при¬бывших на Восточный фронт, был и легкий Mk. VII Tetrarch Производство этих авиадесантных машин с оригинальной ходовой частью началось в 1940 году; до 1942-го выпустили 171 штуку, из которых 20 прибыли в СССР. Семитонный «Тетрарх» с 165-сильным двигателем Meadows развивал скорость до 64 км/ч и был вооружен 40-мм пушкой.

Уязвимая трехэтажка

Другого «генерала» — М3с — наши танкисты окрестили «братской могилой на семерых». Встретив войну практически без танков, американцы нередко принимали решения, лежащие на поверхности, ибо времени на глубокую проработку проектов не оказалось. Поэтому 75-мм пушку разместили в бортовом спонсоне (выступе), что было куда легче и быстрее, нежели разрабатывать оригинальную башню. Ограниченный угол обстрела 75-мм пушки компенсировали, установив башню с 37-мм пушкой, а над той — еще и пулеметную. Так образовался 27-тонный трехэтажный мастодонт высотой 3 м; 340-сильный девятицилиндровый звездообразный авиамотор Continental разгонял сие многопушечное великолепие до 42 км/ч, так что по подвижности М3с не уступал немецким танкам. Что же касается вооружения, то при всех недостатках его компоновки оно до 1942 года оставалось достаточно мощным. По мнению англичан, «Генерал Ли» оказался самым сильным танком из тех, коими они располагали в Северной Африке: его 75-мм орудие раскалывало как орех броню любых немецких машин, а 37-мм броня уверенно держала удары неприятельских снарядов. Хуже было с живучестью ходовой части. В 1941—1942 годах было произведено 6258 «Ли» шести модификаций, отличавшихся лишь технологией изготовления. 1386 танков М3 прибыло и к нам. Несмотря на внушительный вид, красноармейцы и командиры относились к ним неважно, о чем говорит данное им столь мрачное прозвище.

M4 Sherman и T-34: не близнецы, но братья

Осознав врожденные пороки «Генерала Ли», американцы занялись созданием среднего танка с 75-мм пушкой в башне кругового вращения. Все модели этого танка, получившего армейское название М4 General Sherman, были схожи по виду. Различался лишь тип силовой установки, а пушки, башни, компоновка были одинаковыми. Внешне выделялся только М4А1 с литым корпусом. Боевое крещение «Шерманы» получили в ноябре 1942 года в Северной Африке под Эль-Алайменом и показали себя сильнейшими на этом театре военных действий. В начале 1943 года они появились и на советско-германском фронте. Поскольку в армии США стандартным считался карбюраторный двигатель, то модель М4А2 с двумя 6-цилиндровыми дизелями GMC 6046 мощностью 375 л.с. в ней применения не нашла и в основном поставлялась на экспорт — в Англию и СССР.


Если советские танки подразделялись в годы Второй мировой войны на легкие, тяжелые и средние, то британские делились на два основных класса: пехотные и крейсерские. Пехотные были рассчитаны на поддержку действий пехоты и могли быть как легкими (Valentine), так и тяжелыми (Churchill). Легкобронированные крейсерские танки предназначались для самостоятельных действий, например, для быстрого проникновения в тыл противника. Британские крейсерские танки в СССР практически не поставлялись.

По вооружению и бронированию «Шерманы» не уступали Т-34. Меньший угол наклона бронелистов компенсировался их большей толщиной, а 75-мм пушка до появления «Тигров» и «Пантер» поражала немецкие танки всех типов. Однако новая пушка калибром 76 мм с начальной скоростью бронебойного снаряда 810 м/с позволяла «Шерману» поражать тяжелые танки противника на дистанции до 1 км. Советским танкистам понравились «Шерманы» с их вязкой броней толщиной 50−75 мм; на машинах выпуска 1944−1945 годов ее толщина достигла 75−100 мм.

Проходимость М4А2 первых серий, оснащенных обрезиненными гусеницами, была ограниченной, и вскоре их заменили новыми — с резинометаллическим шарниром (сайлент-блоком), повышавшим живучесть пальцев, соединявших траки. Кроме того, к гусеницам прилагались шпоры-грунтозацепы. С резинометаллическими гусеницами «Шерман» развивал скорость до 50 км/ч.

Существенными недостатками обладала подвеска этого танка — такая же, как у М3. В конце марта 1945 года ее устройство изменили: вместо двух катков в тележке применили два спаренных, буферные пружины сделали горизонтальными, а не вертикальными, как прежде; на тележках поставили амортизаторы. Заодно решили проблемы смазки.


Важным достоинством «Шерманов» — как и других американских и английских танков — было наличие зенитного пулемета обычного или крупного калибра; на советских ИС-2 и тяжелых самоходках они появились лишь в 1944 году. Всего было изготовлено 10 960 танков М4А2, в СССР прибыло 4063 машины — в том числе 1990 с 75-мм пушкой и 2073 — с 76-мм орудием. В мае-июне 1945 года было получено несколько машин с горизонтальной подвеской, которые в составе 9-го мехкорпуса участвовали в разгроме Квантунской армии.

В целом «Шерман» оказался надежным и простым в эксплуатации, что подтвердили его испытания зимой и летом 1943 года. К концу тестов М4А2 прошел 3050 км без серьезных поломок. Проигрывая Т-34 в динамике движения (за счет менее мощной силовой установки) и в боковой устойчивости (более высокий и узкий «Шерман» нередко заваливался на бок), американский танк имел ряд важных преимуществ. В частности, один дополнительный член экипажа (5 человек у «Шермана» против 4 человек в Т-34) позволял разделить функции наводчика и командира танка. Совмещение этих функций в советском танке часто приводило к замедленной реакции на вражеский огонь и в итоге к поражению в танковых дуэлях.



Что еще почитать