Бронетехника Великой Отечественной войны: статистика и анализ. Старт в науке Военная техника и вооружение вов

8 июля 1941 года возле города Сенно, что недалеко от Днепра, завязался танковый бой: легкие советские Т-26 отбивались от немецких Т-III. В самый разгар сражения из густой ржи, вминая в землю картофельную ботву, выполз русский танк, силуэт которого немцам до сих пор не был знаком. «Несколько немецких танков открыли по нему огонь, но снаряды рикошетом отлетали от его массивной башни. На его дороге стояла немецкая 37-мм противотанковая пушка. Немецкие артиллеристы выпускали снаряд за снарядом в надвигавшийся танк, пока он не вдавил их пушку в землю. Затем, оставив позади себя подожженный Т-III, танк углубился в немецкую оборону на 15 километров», — так описывают первое появление легендарного танка Т-34 западные историки в книге «От — «Барбароссы» до «Терминала»».

Долгое время немецкие конструкторы пытались создать танк, который смог бы соперничать с 34-кой. Так появились немецкие танки Т-6 «Тигр» (1942) и Т-5 «Пантера» (1943). Однако немецкие гиганты все равно проигрывали «лучшему танку мира», как окрестил немецкий военачальник фон Клейст, в маневренности. Детище Михаила Кошкина, сошедшее с конвейера Харьковского паровозостроительного завода, способствовало развитию у немецких войск Восточного фронта так называемой «танкобоязни». Однако для самого конструктора изобретение стало роковым: от Харькова до Москвы, где танк должны были показать руководству, простуженный Кошкин поехал на своей 34-ке. Доказав, что его танк может преодолевать такие расстояния без проблем, конструктор получил тяжелейшее воспаление легких и вернулся в Харьков в полубессознательном состоянии. Так и не оправившись от заболевания, Михаил Кошкин умер в больнице. Это самопожертвование убедило высших чиновников запустить танки в серийное производство. До начала войны было выпущено 1225 танков Т-34.

Главная женщина на фронте

Гаубицу М-30 фронтовики прозвали «Матушкой», реактивные снаряды поначалу называли «Раисой Сергеевной» (от сокращения РС), но больше всего любили, конечно, «Катюшу», систему полевой реактивной артиллерии БМ-13. Одни из первых залпов «Катюш» обрушились на Базарную площадь города Рудня. БМ-13 во время выстрелов издавала своеобразный звук, в котором солдаты услышали популярную перед войной песню Матвея Блантера «Катюша». Меткое прозвище, данное орудию сержантом Андреем Сапроновым, за пару дней облетело всю армию, а потом стало достоянием советского народа.


Монумент Катюше. (wikipedia.org)

Приказ о запуске производства «Катюш» был подписан за несколько часов до начала немецкого вторжения Первыми системы залпового огня применили немецкие войска, пытаясь в самом начале наступления разрушить Брестскую крепость. Однако крепость устояла и еще долгое время красноармейцы, оказавшиеся в ней, боролись с захватчиками. Приказ о запуске производства «Катюш» был подписан за несколько часов до начала немецкого вторжения. Меньше чем через месяц советские войска нанесли ответный удар: летом 41-го года немцам пришлось познакомиться не только с новым танком Т-34, но и с неизвестной до сих пор «Катюшей». Начальник немецкого Генерального штаба Гальдер записал в своем дневнике: «14 июля под Оршей русские применили неизвестное до этого времени оружие. Огненный шквал снарядов сжег железнодорожную станцию Орша, все эшелоны с личным составом и боевой техникой приехавших военных частей. Плавился металл, горела земля».

Монумент первой ракетной батарее капитана Флерова. (wikipedia.org)

Ракетные установки, в начале войны чаще всего водруженные на шасси машин ЗИС, потом стали монтировать на чем угодно: начиная от «Фордов», «Доджей» и «Бедфордов», полученных по программе ленд-лиза, заканчивая мотоциклами, аэросанями и катерами. Операция, в которой обширнее всего использовались системы залпового огня, — . Тогда «сталинские органы», как их прозвали немцы, выпустили более 10 тысяч снарядов и уничтожили 120 зданий, где сопротивление войск противника было особо ожесточенным.

Ил-2, «Цементный бомбардировщик»

Самый массовый боевой самолет в истории, каким долгое время был штурмовик «Ил-2», кажется, стал рекордсменом по количеству прозвищ. «Бетонный самолет» — так прозвали его немецкие летчики: «Ил-2» обладал плохой маневренностью, однако при этом сбить его было очень трудно. Летчики даже шутили, что «Ил-2» может лететь «на половине крыла, да на честном слове». Наземные войска вермахта, видя в нем постоянную угрозу, называли самолет «мясником» или «Железным Густавом». Сами конструкторы называли «Ил-2» просто — «летающий танк». А в Красной армии самолёт из-за необычной формы корпуса получил прозвище «горбатый».


В таком виде Ил-2 долетел до аэродрома. (wikipedia.org)

Первый серийный самолёт «Ил-2» был выпущен 10 марта 1941 года на Воронежском авиазаводе, с тех пор над землей поднялось 36 183 таких же штурмовиков. Однако на момент, когда началась война, в распоряжении Красной армии было всего 249 машин. Изначально Ильюшин, главный конструктор, создавал двухместный «бронированный штурмовик», но после первых же испытаний было принято решение вместо второго места установить дополнительный бензобак.

Все время советскому командованию не хватало специализированных боевых самолетов. Во многом поэтому «Ил-2», будучи самой распространенной машиной, использовался для разных задач. Так, например, для всех самолетов «Ил-2» была установлена обязательная бомбовая нагрузка, которую в шутку назвали «сталинский наряд». Помимо бомбардировки, «Ил-2» использовали, несмотря на его внушительные габариты, в качестве самолета-разведчика. Одна из интересных особенностей штурмовика в том, что пилоты, если машина в бою загоралась, зачастую сажали самолет на «брюхо», не выпуская шасси. Самым сложным для летчика было вовремя выбраться из фюзеляжа и убежать до того, как « » взорвется.

Военная техника времён Великой Отечественной войны, установленная в качестве памятников и музейных экспонатов в Санкт-Петербурге.

Стенгазеты благотворительного образовательного проекта «Коротко и ясно о самом интересном» (сайт сайт ) предназначены для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга. Они бесплатно доставляются в большинство учебных заведений, а также в ряд больниц, детских домов и других учреждений города. Издания проекта не содержат никакой рекламы (только логотипы учредителей), политически и религиозно нейтральны, написаны лёгким языком, хорошо иллюстрированы. Они задуманы как информационное «тормошение» учащихся, пробуждение познавательной активности и стремления к чтению. Авторы и издатели, не претендуя на академическую полноту подачи материала, публикуют интересные факты, иллюстрации, интервью с известными деятелями науки и культуры и надеются тем самым повысить интерес школьников к образовательному процессу. Отзывы и пожелания направляйте по адресу: pangea@mail.. Мы благодарим Отдел образования администрации Кировского района Санкт-Петербурга и всех, кто бескорыстно помогает в распространении наших стенгазет. Благодарим проект «Книга Памяти» , Военно-исторический Музей артиллерии , инженерных войск и войск связи, Музейно-выставочный комплекс «Сестрорецкий рубеж» и Сергея Шарова за предо­ставленные в номер материалы. Большое спасибо Алексею Шварёву и Денису Шаляпину за ценные замечания.

Этот выпуск посвящён военной технике, которая сражалась на полях Великой Отечественной войны, а ныне установлена в качестве памятников на территории Санкт-Петербурга. С помощью этих танков, кораблей, самолётов и орудий Вооруженные Силы Советского Союза одержали победу над фашистской Германией, прогнав врага с территории нашей страны и освободив народы Европы. Эти боевые машины (а некоторые из них остались в единичных экземплярах) достойны того, чтобы их бережно сохраняли, изучали, помнили и гордились ими. Выпуск подготовлен в сотрудничестве с проектом «Книга памяти», задача которого – разыскать и систематизировать все памятники, посвященные событиям Второй Мировой войны 1939–1945 годов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. «За кадром» газеты пока остались послевоенные памятники: танк «Т-80» на Нефтяной дороге, «ракетный поезд» в Музее железнодорожной техники, подводная лодка «С-189» на набережной Лейтенанта Шмидта, самолёт «МИГ-19» в парке Ави­аторов, подводная лодка «Тритон-2М» в Кронштадте и некоторые другие. А военной технике, установленной на постаментах в Ленинградской области, мы планируем посвятить отдельную газету. Также в отдельном выпуске мы поговорим и об обширной коллекции Артиллерийского музея на Кронверкском острове.

Адмиралтейский район

1. 305-мм железнодорожная артиллерийская установка


Фото: Виталий В. Кузьмин

В Музее железнодорожной техники на бывшем Варшавском вокзале экспонируется множество уникальных экспонатов. Один из самых интересных – это огромное орудие. На пояснительной табличке написано: «Железнодорожная артиллерийская установка ТМ-3-12. Калибр орудия – 305 мм. Максимальная дальность стрельбы – 30 км. Скорострельность – 2 выстрела в минуту. Вес – 340 т. Построена на Николаевском государственном заводе в 1938 году. Всего построено 3 установки данного типа, при этом использованы орудия, демонтированные с линкора «Императрица Мария». Участвовали в советско-финской войне 1939–1940 годов. С июня по декабрь 1941 года принимали участие в защите советской военно-морской базы на полуострове Ханко (Финляндия). Выведены из строя советскими моряками при эвакуации базы, впоследствии восстановлены финскими специалистами с использованием орудий русского линкора «Александр III». Состояли на вооружении до 1991 года, списаны в 1999 году. Установка поступила в музей в феврале 2000 года». Такой же артиллерийский транспортёр стоит в московском музее на Поклонной горе. Адрес: Набережная Обводного канала, 118, Музей железнодорожной техники.

2. Железнодорожная бронеплатформа


Эта 22-тонная бронеплатформа изготовлена на в 1935 году. Во время Великой Отечественной войны такие бронеплатформы, оснащенные зенитными пушками или пулемётами, использовались для защиты поездов от нападений вражеской авиации. Адрес: Набережная Обводного канала, 118, Музей железнодорожной техники.

Василеостровский район

3. Ледокол «Красин»


Фото: сайт, Георгий Попов

Ледокол «Красин» (до 1927 года – «Святогор») был построен в 1916 году в Англии по заказу российского правительства. На протяжении нескольких десятилетий он был самым мощным арктическим ледоколом в мире. В 1928 году «Красин» спас выживших участников экспедиции к Северному полюсу на дирижабле «Италия», потерпевшем крушение у берегов Шпицбергена. После этого «Красин» стал известен во всём мире. Во время Второй Мировой войны прославленный ледокол обзавёлся корабельной артиллерией и прокладывал путь «полярным конвоям». Так назвались караваны кораблей с военными и гражданскими грузами, которые наши союзники (США и Великобритания) отправляли в СССР. Десятки судов провел «Красин» сквозь льды Карского моря, моря Лаптевых и Белого моря. За мужество и отвагу, проявленные при выполнении проводки в военные годы, свыше 300 красинцев получили правительственные награды. С 2004 года ледокол является Филиалом Музея Мирового океана. Адрес: набережная Лейтенанта Шмидта у 23-й линии Васильевского острова.

4. Башни главного калибра крейсера «Киров»


Фото: сайт, Георгий Попов

Советский лёгкий артиллерийский крейсер «Киров» построен на Балтийском заводе №189 в Ленинграде и спущен на воду в 1936 году. В самый первый день войны отражал зенитным калибром авианалёт на Ригу, затем – массированные авианалёты на Главную базу Балтийского флота в Таллине. После перебазирования эскадры Балтийского флота в Кронштадт и до конца войны «Киров» оставался флагманским кораблём (так называют корабль, на котором находится командующий). Активно участвовал в обороне Ленинграда. Всего за время войны «Киров» отразил налеты 347 вражеских самолетов. В 1942–44 годах занимал позицию в основном между Дворцовым мостом и мостом Лейтенанта Шмидта, откуда вёл боевые стрельбы. В конце войны своим главным калибром поддерживал наступательные операции нашей армии. 100-килограммовые снаряды, выпущенные из тройных орудий длиной 10 метров, поражали цель на рекордном по тем временам расстоянии в 40 километров. Более тысячи членов экипажа за героизм и мужество были удостоены правительственных наград. В 1961 году «Киров» был переквалифицирован в учебный корабль и регулярно совершал походы с курсантами по Балтийскому морю. После исключения корабля из списков флота в 1974 году было решено установить две его носовые 180-мм башни и винты в качестве Мемориала подвигу моряков Балтийского флота. Установлен в 1990 году. Адрес: Морская набережная, 15-17.

5. Торпедный катер проекта «Комсомолец»


Фото: lenww2.ru, Леонид Маслов

Хотя этот катер на облицованном гранитом постаменте – послевоенный, установлен он в память о подвиге моряков торпедных катеров Краснознаменного Балтийского флота в Великой Отечественной войне. Подобные торпедные катера проекта «Комсомолец» Балтийского флота за годы войны потопили 119 кораблей и судов противника. Установлен в 1973 году. Адрес: Гавань, территория выставочного комплекса «Ленэкспо», Большой проспект Васильевского острова, 103.

6. Подводная лодка «Народоволец»


Фото: сайт, Георгий Попов

Эта дизель-электрическая торпедная подводная лодка была построена на Балтийском заводе №189 в Ленинграде в 1929 году. Вначале такие лодки именовались «Народоволец», затем были переименованы в «Д-2» (по первой букве названия головного корабля – «Декабрист»). Лодка принимала непосредственное участие в сражениях Великой Отечественной Войны. Первыми потопленными ею кораблями стали транспорт с грузом угля и морской паром. После окончания войны лодка продолжила нести службу на Балтийском флоте, а затем базировалась в Кронштадте в качестве учебно-тренировочной станции. В 1989 году после восстановительных работ лодка была установлена на берегу как памятник героям-подводникам, учёным, конструкторам и судостроителям Великой Отечественной войны. Музей в подводной лодке открылся в 1994 году. Адрес: Шкиперский проток, 10.

Выборгский район

7. «Катюша»


Эта легендарная «Катюша» (реактивная система залпового огня на базе 6-колёсного 4-тонного грузовика повышенной проходимости «ЗИС-6») – памятник боевой и трудовой славы Машиностроительного объединения имени Карла Маркса, на территории которого она и установлена. На предприятии, традиционно выпускавшем прядильные станки для хлопка и шерсти, с началом войны стали делать боеприпасы и вооружение, в том числе «Катюши». На гранитном пьедестале надпись: «Вам, ушедшим отсюда на фронт, вам, кто остался ковать оружие Победы, воинам и труженикам Великой Отечественной войны, воздвигнут этот памятник». Справа и слева позади машины – бронзовые группы воинов и рабочих. Памятник открыт в 1985 году. Адрес: Большой Сампсониевский проспект, 68.

8. Пушка «ЗИС-3» на площади Мужества


Фото: lenww2.ru, Ольга Исаева

Мемориальная композиция, состоящая из легендарной пушки «ЗИС-3» образца 1942 года и четырёх противотанковых «ежей». Цветы на постаменте высажены в виде надписи «Помни». 76-мм дивизионная пушка «ЗИС-3» стала самым массовым советским артиллерийским орудием, выпускавшимся в годы Великой Отечественной войны (всего было выпущено 103000 орудий). Эта пушка также признана специалистами как одно из лучших орудий всей Второй Мировой войны – благодаря своим выдающимся качествам, экономичности и простоте. В послевоенное время «ЗИС-3» долго состояла на вооружении Советской Армии, а также активно экспортировалась в ряд стран, в некоторых из которых она находится на вооружении и в настоящее время. Мемориал открыт в 2011 году. Адрес: площадь Мужества.

Калининский район

9. Пушка «ЗИС-3» на проспекте Металлистов


Фото: lenww2.ru, Ольга Исаева

В годы войны в здании Северо-Западного Регионального центра МЧС (Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий), находилась школа МПВО (местной противовоздушной обороны) и артиллерийские курсы. В честь этого в сквере перед зданием на гранитной плите установлена 76-мм пушка «ЗИС-3», которая участвовала в защите Ленинграда. На щите пушки нарисованы восемь звёзд – по числу сбитых вражеских самолётов. Слева от орудия на отдельном гранитном постаменте находится символическая раскрытая книга, на страницах которой изображен Исаакиевский собор в дни Блокады и салют Победы. Адрес: проспект Металлистов, 119.

Кировский район

10. Танк «ИС-2» на территории Кировского завода


Фото: сайт, Георгий Попов

На территории объединения «Кировский завод» находится танк «ИС-2», выпущенный в конце войны в Челябинске. На постаменте из гранитных блоков бронзовая доска с текстом: «1941–1945. Этот тяжёлый танк установлен здесь в память о славных делах танкостроителей Кировского завода». «ИС-2» являлся самым мощным и наиболее бронированным из советских серийных танков периода войны и одним из сильнейших танков на то время в мире. Эти танки выпускались с 1943 года на Челябинском Кировском заводе, созданном в кратчайшие сроки на базе эвакуированного из Ленинграда оборудовании. Танки этого типа сыграли большую роль в боях 1944–1945 годов, особенно отличившись при штурме городов. После завершения войны «ИС-2» были модернизированы и находились на вооружении Советской и Российской армии вплоть до 1995 года. Мемориал открыт в 1952 году. Адрес: проспект Стачек, 47.

11. Танк КВ-85 на проспекте Стачек


Фото: сайт, Георгий Попов

Данный экземпляр (один из двух известных сохранившихся) танка «КВ-85» установлен в 1951 году по инициативе конструктора танка Жозéфа Котина. «Танк-победитель» является частью мемориала «Кировский вал», входящего в «Зеленый пояс Славы Ленинграда». Тяжёлый танк «КВ» («Клим Ворошилов») выпускался на Челябинском танковом заводе с 1939 по 1942 год и долгое время не имел себе равных. Индекс «85» означает калибр орудия в миллиметрах. Снаряды, выпущенные из стандартных немецких противотанковых пушек, отскакивали от него, не оставляя на броне никаких повреждений. Он выпускался только в августе-октябре 1943 года. Всего было изготовлено 148 машин этого типа. Предшественник тяжёлого танка «ИС». Адрес: проспект Стачек, 106–108.

12. «Ижорская башня» на Корабельной улице


Возле хорошо сохранившегося ДОТа (Долговременной огневой точки) установлена так называемая «Ижорская башня» – пулемётная бронебашня под станковый пулемет системы «Максим» образца 1910–1930 годов. Башня найдена поисковиками на Карельском перешейке у реки Ятки. Толщина брони – 3 сантиметра, вес около 500 килограммов. Такие пулемётные бронебашни производились Ижорским заводом и активно использовались на рубежах обороны Ленинграда. Мемориал появился здесь в 2011 году при поддержке администрации Кировского района. Адрес: Корабельная улица, в сквере на пересечении с Кронштадтской улицей.

Колпинский район

13. «Ижорская башня» в Колпино


Фото: lenww2.ru, Алексей Седельников

Такая же бронебашня установлена в Колпино как часть мемориала «Броневщикам Ижорских Заводов». Бронебашня более 50 лет пролежала в Синявинских болотах и была найдена отрядом поисковиков «Звезда». На ней есть отметины от попадания осколков артиллерийского снаряда. Надписи на камне, также привезённом из Синявино, гласят: «Низкий поклон всем создателям брони России на Ижорских заводах» и «Памятный знак «Броневщикам ижорских заводов» установлен в год 100-летия со дня рождения М.И.Кошкина, генерального конструктора танка «Т-34″». Михаил Кошкин настаивал, чтобы башня его знаменитого танка также изготавливалась из сверхпрочной брони, отлитой по ижорской технологии. Памятный знак установлен в 1998 году. Адрес: Колпино, на пересечении Пролетарской улицы и улицы Танкистов.

Красногвардейский район

14. 406-мм орудие на Ржевском полигоне


Длина ствола этой уникальной пушки «Б-37» – 16 метров, двухметровый снаряд для неё весит более тонны, дальность выстрела составляет 45 километров. На бронированной башне прикреплена табличка: «406-мм артустановка Военно-Морского Флота Союза ССР. Это орудие Краснознаменного НИМАП (Научно-испытательного морского артиллерийского полигона) с 29 августа 1941 года по 10 июня 1944 года принимало активное участие в обороне Ленинграда и разгроме врага. Метким огнём оно разрушало мощные опорные пункты и узлы сопротивления, уничтожало боевую технику и живую силу противника, поддерживало действия частей Красной Армии Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота на Невском, Колпинском, Урицко-Пушкинском, Красносельском и Карельском направлениях». Уточнение с сайта НИМАП: Из этой пушки «в январе 1944 года во время прорыва блокады Ленинграда по врагу было выпущено 33 снаряда. Один из снарядов попал в здание электростанции №8, занятое противником. В результате попадания здание было полностью разрушено. Рядом была обнаружена воронка от 406-мм снаряда диаметром 12 м и глубиной 3 м». Эта экспериментальная установка была самой мощной советской артсистемой, применённой во время Второй Мировой войны. Такими орудиями в трёхорудийных башнях планировалось вооружить четыре линейных корабля типа «Советский Союз», заложенные в 1939–1940 годах. В связи с началом войны ни один из кораблей этого проекта не удалось построить.

15. 305-мм орудие на Ржевском полигоне


Фото: aroundspb.ru, Сергей Шаров

Эта морская пушка на полигонном станке типа «Журавль» изготовлена на Обуховском заводе в 1914 году. Четыре таких пушки составляли одну из батарей форта «Красная Горка» в годы Великой Отечественной войны. Два подобных бывших русских орудия на сегодняшний день находятся в Финляндии, а в России уцелело только одно – это. Текст на мемориальной доске: «305-мм морская артустановка с 29 августа 1941 года по 10 июня 1944 года вела огонь по немецко-фашистским войскам при обороне Ленинграда». Самое мощное орудие, когда-либо серийно устанавливавшееся на корабли российского или советского военно-морского флота. Ржевский полигон под названием «опытовая артиллерийская батарея» учреждён более полутора веков назад с целью испытания новых видов орудий. Со временем батарея превратилась в главный артиллерийский полигон царской России, а затем и Советского Союза. Научно-испытательный морской артиллерийский полигон (НИМАП) в наши дни занимает значительную территорию к северо-востоку от Санкт-Петербурга. Здесь хранятся уникальные артиллерийские орудия, участвовавшие в защите Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Пока что территория полигона закрыта для посещения, но обсуждается вопрос о присвоении этим знаменитым пушкам статуса памятников истории и культуры Российской Федерации.

16. Зенитная пушка «52-К»


Фото: lenww2.ru, Алексей Седельников

85-мм зенитная пушка образца 1939 года «52-К» – экспонат Государственного музея истории Петербурга. Это блокадное боевое орудие вместе с памятным знаком «Регулировщица» является частью мемориального комплекса «Дорога жизни – 1-й километр». Мемориал установлен в 2010 году. Адрес: Рябовское шоссе, у дома 129.

Красносельский район

17. Самолёт, танк и зенитка в посёлке Хвойный


Фото: lenww2.ru, Алексей Седельников

Посёлок Хвойный – «кусочек» Красносельского района Петербурга, окружённый со всех сторон территорией Гатчинского района Ленинградской области. Это действующая воинская часть, но проход к мемориалу свободный. На стеле с барельефом, изображающим блокадный Ленинград, цитата из речи Л.И.Брежнева (руководитель СССР в 1966-1982 годах) при вручении Ленинграду «Золотой Звезды Героя»: «…Легенды седой старины и трагические страницы не столь далекого прошлого бледнеют перед той несравненной эпопеей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была героическая 900-дневная оборона осажденного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Это был один из самых выдающихся, самых потрясающих массовых подвигов народа и армии во всей истории войн на земле». Рядом на площадке – танк Т-34/85 (1944 год) с надписью «За Родину», 130-мм зенитная пушка КС-30 (1948 год) и макет самолета Як-50П. Под зенитным орудием - мемориальная доска с надписью: «Воинам-зенитчикам, защищавшим Ленинград в годы Великой Отечественной войны 1941–1945. Мужеством храбрых спасён Ленинград. Вечная слава героям».

Кронштадтский район

18. Торпедный катер проекта «Комсомолец»


Фото: wikipedia.org, Vasyatka1

Послевоенный торпедный катер проекта «Комсомолец», аналогичный установленному в Гавани. Здесь, в районе бывшей базы Литке, в войну базировались торпедные катера. Хорошо видно вооружение катера – два 450-мм торпедных аппарата и кормовая спаренная установка 14.5-мм пулемётов. «Морякам-катерникам Балтики» – написано на табличке. Вокруг памятника разбит сквер, высажены липы. Историческая справка газеты «Кронштадтский вестник»: «В годы Великой Отечественной войны в боевых действиях надводных кораблей в акватории мелководного Финского залива, который сплошь был усеян минами, в основном, участвовали балтийские катерники бригад торпедных катеров. Они были бесстрашными и дерзкими, и их атаки наносили врагу большой урон. А многие командиры этих маленьких, но грозных кораблей стали Героями Советского Союза. И во время войны, и, спустя десятилетия после неё, в нашпигованном минами Финском заливе работали бригады траления, в составе которых были специальные плоскодонные катера – тральщики. В ходе операций по разминированию фарватеров погибло более десяти таких кораблей и более ста моряков. В память о мужестве и самоотверженности моряков-катерников и устанавливается этот знак». Мемориал открыт в 2009 году. Адрес: Кронштадт, улица Гидростроителей, 10.

19. Артиллерийская установка линкора «Гангут»


Фото: lenww2.ru, Олег Иванов

76-мм двухорудийная артиллерийская установка 81-К линкора «Гангут» (после 1925 года линкор назывался «Октябрьская революция»). «Гангут» был заложен в 1909 году на Адмиралтейском заводе в Петербурге под руководством выдающегося русского кораблестроителя А.Н.Крылова. Принимал участие в Первой Мировой войне. Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне Ленинграда, был повреждён немецким артиллерийским огнём и авиацией. С 1954 года использовался как учебное судно, в 1956 году исключён из состава Военно-морского флота и разобран. Текст таблички на орудии: «Двухорудийная установка старшины 1-й статьи Ивана Тамбасова». Памятник открыт в 1957 году. Адрес: Кронштадт, Коммунистическая улица, пересечение с Обводным каналом. Неподалёку находятся два якоря прославленного линкора.

20. Рубка подводной лодки «Народоволец»


Фото: lenww2.ru, Леонид Харитонов

Часть ограждения рубки дизель-электрической торпедной подводной лодки серии «Народоволец» («Д-2»). Текст на мемориальной доске: «Первенец советского подводного кораблестроения. Заложена в 1927 году в Ленинграде. Вступила в строй в 1931 году. С 1933 по 1939 год находилась в составе Северной военной флотилии. С 1941 по 1945 год вела активные боевые действия против фашистских захватчиков на КБФ (Краснознамённом Балтийском флоте). В годы войны потопила 5 вражеских кораблей общим водоизмещением 40 тысяч тонн». Находится на закрытой территории 123-й Краснознаменной бригады подводных лодок.

Курортный район

21. Артиллерийский полукапонир «Слон»


Фото: lenww2.ru, Ольга Исаева

Капонир (от французского слова «углубление») – оборонительное сооружение для ведения флангового (бокового) огня в обе стороны. Соответственно, полукапонир предназначен для обстрела неприятеля только в одном направлении вдоль крепостной стены. На фото – артиллерийский полукапонир №1 (позывной – «Слон») Передового рубежа Карельского укрепрайона («КаУР»), построенного для охраны старой советско-финской границы. Капонир – основной экспонат музейно-выставочного комплекса «Сестрорецкий рубеж». В Великую Отечественную войну «Слон» простреливал артиллерийским огнем низину от Курорта до Белоострова, подступы к реке Сестра и железнодорожный мост. В музее восстановлен интерьер полукапонира, размещена коллекция поисковых находок. Наружная экспозиция включает различные типы малых фортификационных сооружений: две железобетонные огневые точки, доставленные из района Белоострова и Медного озера, уже известная нам «Ижорская» башня, наблюдательная башенка образца 1938 года, огневые точки на базе башен танков «Т-28», «КВ-1», «Т-70», «БТ-2», финский пулеметный бронеколпак, надолбы, ежи, заграждения и другие интересные экспонаты. Адрес: Музейно-выставочный комплекс «Сестрорецкий рубеж», Сестрорецк, неподалёку от пересечения Приморского шоссе с железной дорогой Курорт-Белоостров.

22. Огневая точка из корпуса танка «Т-28»


Фото: lenww2.ru, Ольга Исаева

Это копия огневой точки, обнаруженной поисковиками на Карельском перешейке. Она была сооружена из корпуса трёхбашенного среднего танка «Т-28», выпускавшегося в 1933–1940 годы на Кировском заводе в Ленинграде. Танк был перевёрнут, поставлен на деревянный фундамент и засыпан землёй. Вход осуществлялся через снятую решётку радиатора. Такой порядок действий был описан в книге «Наставление для инженерных войск: фортификационные сооружения» в главе «Использование перевёрнутого корпуса танка для устройства пулемётного блокгауза». Музейно-выставочный комплекс «Сестрорецкий рубеж».

23. Огневая точка с башней танка «КВ-1»


Фото: Сергей Шаров

Это копия башни танка «КВ-1», которая была установлена на бетонном каземате, построенном в 1943 году на Карельском перешейке. Такие башенные артиллерийские установки с 76-мм пушками, вмонтированными в башни танков «КВ», предназначались для усиления противотанковой обороны укреплённых районов. Музейно-выставочный комплекс «Сестрорецкий рубеж».

24. Бронеползунки оборонительно-наступательные


Фото: Сергей Шаров

В музейно-выставочном комплексе «Сестрорецкий рубеж» экспонируются два бронеползунка. Про один из них известно, что он был вооружён казематной артиллерийской установкой на базе 76-мм танковой пушки образца 1938 года и имел позывной «Халва» (на фото он на заднем плане). В книге Б.В.Бычевского «Город-фронт» имеется такое описание: «…Началось создание так называемого «броневого пояса» вокруг Ленинграда. Разработали технологию массового изготовления различных типов сборных дотов. Как-то привезли на Ижорский завод фронтовика-пулемётчика, чтобы проверить только что изготовленную приземистую конструкцию из броневых листов. Пулемётчик залез под колпак, осмотрел его внутри и вылез. «Знаешь что, друг, - обратился он к сварщику, - давай в днище вырежем отверстие пошире. Мы к этой штуке сделаем раму из брёвен и прямо на траншею будем ставить». «А может, ещё к стенке крюк буксирный приварить? - предложил сварщик. - Пойдёте в наступление и захватите с собой. Трактор или танк смело потащит!» «И то верно, - обрадовался пулемётчик. - Он будет у нас вроде как ползунок: и для обороны, и для наступления». Так и окрестили мы в тот день эту конструкцию - «бронеползунок оборонительно-наступательный». Под этим именем она приобрела широкую известность на всём Ленинградском фронте». Музейно-выставочный комплекс «Сестрорецкий рубеж».

Московский район

25. Танки «Т-34-85» мемориала «Пулковский Рубеж»


Фото: lenww2.ru, Алексей Седельников

Мемориал «Пулковский Рубеж» входит в «Зелёный пояс славы». Именно здесь в 1941–1944 годах проходил передний край обороны Ленинграда. Мемориал включает мозаичное панно, посвящённое боевым и трудовым подвигам ленинградцев, берёзовую аллею и бетонные противотанковые надолбы. По обеим сторонам мемориала – два танка «Т-34-85» с бортовыми номерами 112 и 113. «Т-34-85» - советский средний танк периода Великой Отечественной войны, принятый на вооружение в 1944 году и составляющий основу танковых войск Советской армии вплоть до середины 1950-х годов. Установка более мощной 85-мм пушки значительно повысила боевую эффективность танка по сравнению с предшественником «Т-34-76». Мемориал открыт в 1967 году. Адрес: 20-й километр Пулковского шоссе.

Невский район

26. Танк «Т-34-85» на территории завода «Звезда»


Фото: lenww2.ru, Ольга Исаева

Танк «Т-34-85» установлен на территории машиностроительного завода «Звезда», до недавнего времени носившего имя К.Е.Ворошилова. На постаменте укреплена бронзовая доска: «В память о ратном и трудовом подвиге ворошиловцев». Он был основан в 1932 году в Ленинграде на базе Машиностроительного отдела старейшего предприятия страны – завода «Большевик» (ныне «Обуховский завод») и первоначально специализировался на производстве танков. В довоенный период и в годы Великой Отечественной войны заводом было выпущено около 14,5 тысяч танков. Во время войны эвакуированные заводчане создали почти 6 тысяч танков «Т-34» в Омске и более 10 тысяч танковых двигателей в Барнауле. В цехах завода в осажденном Ленинграде выполнялся ремонт танков, производили мины и броневые щиты. Памятник открыт в 1975 году. Адрес: улица Бабушкина, 123, на территории ОАО «Звезда».

27. Огневая точка с башней танка «КВ-1»


На ДОТе оборонительного рубежа «Ижора» установлен макет башни танка «КВ». Как сообщала пресс-служба городской администрации, «во время войны подобная башня находилась на этом же месте, о чём свидетельствует вмонтированный в верхнюю часть дота поворотный механизм танка. Энтузиасты, опираясь на исторические чертежи, восстановили башню танка, вернув доту первоначальный вид». Мемориал восстановлен в 2013 году. Адрес: Рыбацкое, Мурзинская улица, недалеко от пересечения с проспектом Обуховской обороны.

Петроградский район

28. Крейсер «Аврора»


Фото: wikipedia.org, George Shuklin

«Аврора», крейсер 1-го ранга Балтийского флота, был спущен на воду в 1900 году на судостроительной верфи «Новое Адмиралтейство», одном из старейших судостроительных предприятий России. Император Николай II повелел именовать корабль «Авророй» (богиня зари у римлян) в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны 1853–1856 годов. В годы Великой Отечественной войны крейсер находился в Ораниенбауме и защищал Кронштадт от налётов с воздуха. Девять снятых с крейсера 130-мм орудий (вместе с частью команды) вошли в состав Дудергофской батареи, которая героически сражалась с немецкими танками. На позициях орудий батареи Авроры сооружены памятники и мемориалы, входящие в «Зелёный пояс Славы». С 1948 года «Аврора» находится на вечной стоянке у Нахимовского военно-морского училища. В 2010 году крейсер выведен из состава ВМФ и является филиалом Центрального военно-морского музея. В сентябре 2014 года «Аврору» отбуксировали в ремонтный док Кронштадтского морского завода, где она будет находиться до 2016 года.

29. «Трёхдюймовка» конца XIX века в Артиллерийском музее


Фото: ВИМАИВиВС

3-дюймовая (76-мм) опытная скорострельная полевая пушка образца 1898 года в наружной экспозиции Артиллерийского музея. Это одна из первых знаменитых «трехдюймовок», прославившихся как одни из лучших пушек своего времени. Раньше пушки заряжались с дула, что было долго и неэффективно. Благодаря усилиям выдающихся русских учёных-артиллеристов на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге было разработано совершенно новое орудие. Так, в этих пушках впервые применены быстродействующий поршневой затвор с запирающим, ударным и выбрасывающим механизмами и предохранителем, упругий лафет и сошник, тормоз отката и угломер. Прекрасные качества новой пушки подтвердились на полях Русско-японской (1904–1905 годы) и Первой мировой войны (1914–1918 годы). После модернизации в 1930 году эти орудия активно использовались всю Великую Отечественную войну, оказавшись эффективным средством борьбы с лёгкими немецкими танками. Адрес: Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Кронверкский остров.

30. Орудия 1930-х годов в Артиллерийском музее


Фото: Сергей Шаров

305-мм гаубица образца 1939 года (на переднем плане) и 210-мм пушка образца 1939 года. Эти мощные орудия созданы известным советским конструктором Ильёй Ивановым. Коллекция пушек 1930-х годов Артиллерийского музея представляет особый интерес – с этими орудиями, так хорошо знакомыми нам по военным фильмам, Красная армия вступила в Великую Отечественную войну. Их уникальность заключается ещё и в том, что они создавались в рекордно короткие сроки. Среди орудий этого же периода следует отметить знаменитые дивизионные (76-мм пушки образца 1936 и 1939 годов, главный конструктор Василий Грабин), и корпусные, армейские пушки (107-мм пушка образца 1940 года и 152-мм гаубица-пушка образца 1937 года, главный конструктор Фёдор Петров). Есть здесь и орудие (122-мм гаубица образца 1938 года), которое состояло на вооружении нашей страны вплоть до 1980-х годов. Адрес: Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Кронверкский остров.

31. Артиллерия 1941–1945 годов в Артиллерийском музее


Фото: Сергей Шаров

Эти системы созданы непосредственно в годы Великой Отечественной войны. В этот период скоростным методом с учётом опыта боевого применения артиллерии были изготовлены превосходные образцы. Многие из них связаны с именем известного советского конструктора Фёдора Петрова. На фотогорафии – одна из его разработок, 152-мм гаубица образца 1943 года Д-1. Трудно себе представить, но на её создание было потрачено меньше трёх недель, а состояла она на вооружении больше тридцати лет. С ней соседствуют первые мощные 100-, 122- и 152-мм самоходные артиллерийские установки - гроза немецких танков и самоходных орудий. Адрес: Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Кронверкский остров.


Фото: Сергей Шаров

57-мм противотанковая пушка образца 1943 года «ЗИС-2» (слева) – самое мощное орудие данного калибра периода Великой Отечественной войны. Эта пушка обладала способностью пробить броню в 145 мм, поэтому могла поражать все немецкие танки. Особое место среди орудий военных лет занимает 76-мм дивизионная пушка образца 1942 года – знаменитая «ЗИС-3» (по центру). Она стала компактнее и на целых 400 кг легче, а также значительно превзошла свою предшественницу образца 1939 года по всем остальным показателям. В ней впервые для дивизионных пушек применили дульный тормоз – специальное устройство, которое позволяло уменьшить отдачу ствола. Пушки этой конструкции отличались дешевизной в производстве (в три раза дешевле, чем раньше). Они были очень манёвренны и надёжны. Всё это нашло яркое подтверждение в боевых условиях. Грозная и красивая пушка снискала уважение даже у врагов. Консультант Гитлера по артиллерии Вольф считал, что это лучшее орудие Второй мировой войны, «одна из самых гениальных конструкций в истории ствольной артиллерии». Адрес: Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Кронверкский остров.


Фото: Сергей Шаров

Любопытно будет узнать, что советская зенитная артиллерия успешно поражала не только воздушные, но и наземные цели, в том числе и танки. Эта 14,5-мм счетверённая зенитная пулемётная установка конструкции Лещинского «ЗПУ-4» уничтожала как самолеты (на высотах до 2000 метров), так и наземные легко бронированные цели и живую силу противника. Её скорострельность – 600 выстрелов в минуту. Во внутреннем дворе музея представлены почти все зенитные орудия, созданные и состоявшие на вооружении в предвоенные и военные годы. Это 25- и 37-мм автоматические зенитные пушки образца 1940 и 1939 годов и 85-мм зенитная пушка образца 1939 года, хорошо зарекомендовавшие себя в годы Великой Отечественной войны. Адрес: Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Кронверкский остров.


Фото: pomnite-nas.ru, Дмитрий Панов

Тяжёлая самоходная артиллерийская установка на базе танка «ИС» – «ИСУ-152» образца 1943 года. Основным вооружением самоходки была 152-мм гаубица-пушка «МЛ-20», огневая мощь которой позволяла легко расправляться с «Тиграми» и «Пантерами» – основными танками противника. За это знаменитая самоходка получила прозвище «Зверобой». В послевоенный период «ИСУ-152» прошли модернизацию и долго состояли на вооружении Советской армии. Разработка «ИСУ-152» велась под руководством Жозефа Котина, главного конструктора Челябинского тракторного завода, построенного на базе эвакуированного Ленинградского Кировского завода. Адрес: Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Кронверкский остров.

32. Исторические орудия в Петропавловской крепости


Фото: сайт, Георгий Попов

152-мм гаубицы образца 1937 года «МЛ-20» в Петропавловской крепости на площади у Нарышкина бастиона. «Эти гаубицы в 1992–2002 годах служили сигнальными орудиями Петропавловской крепости и ежедневно осуществляли традиционный полуденный выстрел», – говорится на информационной табличке. Каждую субботу (с конца мая по октябрь) за пять минут перед полуднем здесь проводится церемония развода почётного караула. Гаубица «МЛ-20» занимает почётное место среди лучших конструкций ствольной артиллерии. Именно такие пушки устанавливались на «Зверобоях» – мощных самоходных артиллерийских установках. Адрес: Петропавловская крепость.

Фрунзенский район

33. Огневая точка с башней танка «КВ-1»


Фото: kupsilla.ru, Денис Шаляпин

Засыпанную землёй и строительным мусором огневую точку летом 2014 года случайно обнаружила местная жительница. Историки заинтересовались находкой, добились присвоения укреплению статуса памятника и собрали деньги на его реставрацию. Была изготовлена точная копия башни тяжёлого танка «КВ-1», которую торжественно установлена на прежнее место. Этот ДОТ был частью оборонительного рубежа «Ижора», построенного в 1943 году. Купчинский краевед Денис Шаляпин так прокомментировал открытие памятника: «Танковая башня, установленная на бетонный каземат (что само по себе редчайший случай) на одной из центральных магистралей города, будет замечена решительно всеми проезжающими по проспекту. Таким образом, Купчино получит уникальный памятник, который может по праву стать одним из символов района». Памятник открыт в 2015 году. Адрес: проспект Славы, напротив дома 30.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ ОСНОВНЫХ УЧАСТНИКОВ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ СТРАНА Численность вооруженных сил (млн.человек) К началу 1941 г. К началу 1945 г Германия 7,2 9,4 Япония 1,7 7,2 Италия 1,5 - США 1,8 11,9 Великобритания 3,2 4,5 СССР 5,2 9,4 Китай (гоминьдан) 2,5 4,0 Китай (коммунисты) 0,4 0,9

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

СООТНОШЕНИЕ СИЛ СССР И ГЕРМАНИИ НА МОСКОВСКОМ НАПРАВЛЕНИИ ОСЕНЬЮ 1941 г. Боевые силы и средства Красная Армия Германские войска Личный состав (тыс.чел) 120 1800 Количество танков 990 1700 Количество орудий и минометов (тыс) 7,6 14 Количество самолётов 667 1390

7 слайд

Описание слайда:

Ленд-лиз (от англ. «lend» - давать взаймы и «lease» - сдавать в аренду) – своеобразная программа кредитования союзников Соединенными Штатами Америки посредством поставок техники, продуктов питания, оборудования, сырья и материалов. Согласно закону о ленд-лизе, США могли поставлять технику, боеприпасы, оборудование и проч. странам, оборона которых была жизненно важной для самих Штатов. Все поставки проходили бесплатно. Вся техника, оборудование и материалы, истраченные, израсходованные или уничтоженные во время войны, оплате не подлежали. Имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, должно было быть оплачено.

8 слайд

Описание слайда:

Доля ленд-лизовских поставок в общем количестве произведенной и поставленной в СССР продукции

9 слайд

Описание слайда:

Летательные аппараты 22 150 Танки 12 700 Легковые внедорожники и вездеходы 51 503 Грузовые машины 375 883 Мотоциклы 35 170 Тракторы 8 071 Винтовки 8 218 Автоматические оружия 131 633 Пистолеты 12 997 Товарные вагоны 11 155 Локомотивы 1 981 Грузовые суды 90 Противолодочные корабли и др. 105

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

Ил-2- самый массовый боевой самолёт в истории, было выпущено более 36 тысяч штук. В Красной армии самолёт получил прозвище «горбатый» (за характерную форму фюзеляжа). Конструкторы называли разработанный ими самолёт «летающим танком». У наземных войск вермахта самолёт пользовался дурной репутацией и заслужил несколько почётных прозвищ, таких как «мясник» , «железный Густав» Ил-2 принимал участие в боях на всех военных действий Великой Отечественной войны, а также в Советско-японской войне. В феврале 1941 года началось серийное производство. Первые серийные Ил-2 изготовлены в Воронеже на заводе № 18 (в ноябре 1941 года завод эвакуирован в Куйбышев). Ил-2 серийно производился на авиационных заводах № 1 и № 18 в городе Куйбышеве, на авиационном заводе № 30 в городе Москве.

15 слайд

Описание слайда:

Разработка была начата силами конструкторов и инженеров специального КБ НКВД, СКБ-29 в середине 1938 г Созданный на основе опытного двухмоторного высотного истребителя «100», Пе-2 совершил первый полёт 22 декабря1939 г.и начал выпускаться серийно в конце 1940 года. Пе-2 послужил также летающей лабораторией для испытания ракетных ускорителей. Первый полёт с действующей ракетной установкой состоялся в октябре 1943 г. Скорость увеличилась на 92 км/ч. Эксперименты с различными вариантами Пе-2 с ракетными установками продолжались до 1945 года

16 слайд

Описание слайда:

Первые три серийные Ту-2, выпущенные заводом № 166, попали на Калининский фронт в сентябре 1942 года. Машины оказались в составе 3-й воздушной армии. Фронтовые пилоты очень высоко оценили Ту-2. Они подчеркивали высокую эффективность самолета, способных сбрасывать на цель бомбы большой маесы, мощное оборонительное вооружение, легкость в пилотировании и высокие летные качества. За создание и организацию серийного выпуска бомбардировщика Ту-2 А.Н. Туполев был в 1943 году награжден Сталинской премией 1-й степени, в 1944 году - орденом Отечественной войны 1-й степени и орденом Суворова 2-й степени, а также был произведен в генерал-майоры инженерно-технической службы. В 1945 году Туполев стал Героем Социалистического Труда.

17 слайд

Описание слайда:

Як -7 советский одномоторный самолёт-истребитель Великой Отечественной войны. Был разработан на заводе № 301 вскоре после начала войны по инициативе находившейся на этом заводе для помощи в освоении Як-7УТИ бригады ОКБ А. С. Яковлева. Производился Як-7 с 1941 года, всего было построено 6399 самолётов 18-ти различных модификаций, включая учебные и боевые. К концу 1942 года стал усиленными темпами заменяться на более совершенный Як-9, ставший впоследствии самым массовым советским истребителем Великой Отечественной войны.

18 слайд

Описание слайда:

Истребитель Ла-5 появился при обстоятельствах не совсем обычных, если не сказать драматических, для конструкторского коллектива во главе с С.А. Лавочкиным. Истребитель ЛаГГ-З. за выпуск и совершенствование которого отвечало это конструкторское бюро, ввиду недостаточной эффективности снимали с производства. Да и само существование КБ теперь оказалось под вопросом. Конечно, конструкторы отлично понимали природу недостатков ЛаГГа и уже вели проектные работы по его коренной модификации. Наряду с необходимостью резкого улучшения летных данных, главным в этом деле была оперативность и требование преемственности конструкции ЛаГГ-З и новой его модификации. Только при выполнении этих условий можно было перевести завод на производство нового самолета прежде, чем на конвейере окажется (как и планировалось) истребитель Як. И с этой задачей КБ С.А Лавочкина справилось успешно.

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

Для производства бронетанковой техники на Урале был создан военно-производственный комплекс «Танкоград». Тысячи самолетов и танков сходили с конвейров оборонных предприятий. Это позволяло формировать воздушные и танковые армии, сыгравшие решающую роль в наступлении советских Вооруженных сил в 1943-1945 гг.

21 слайд

Описание слайда:

T-34 - был основным танком РККА до первой половины 1944 г, когда на смену ему пришёл танк модификации Т-34-85. С 1942 по 1945 годы основное производство Т-34 было развёрнуто на мощных машиностроительных заводах Урала и Сибири, и продолжалось в послевоенные годы. Ведущим заводом по модифицированию Т-34 являлся Уральский танковый завод № 183. Танк Т-34 оказал огромное влияние на исход войны и на дальнейшее развитие мирового танкостроения. Благодаря совокупности своих боевых качеств Т-34 был признан многими специалистами и военными экспертами одним из лучших танков Второй мировой войны. При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, тактическими, баллистическими, эксплуатационными, ходовыми и технологическими характеристиками. Танк Т-34 является самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны.

22 слайд

Описание слайда:

Серийное производство Т-44 началось в 1944 году, однако в ходе Великой Отечественной войны оно велось в ограниченных масштабах с целью не допустить сокращения выпуска Т-34-85 в период осуществления масштабных наступательных операций. Т-44

23 слайд

Описание слайда:

В целом танк полностью оправдал ожидания командования как средство качественного усиления частей и подразделений, предназначенных для прорыва заблаговременно и хорошо укреплённых полос противника, а также штурмов городов. Ис -2

24 слайд

Описание слайда:

ОТ-34 - был создан на базе Т-34. В отличие от линейного танка, был вооружён автоматическим пороховым поршневым огнемётом АТО-41, расположенным на месте курсового пулемёта, что, например, по сравнению с решением для КВ-8, позволило сохранить 76-мм пушку. ОТ-34

25 слайд

Описание слайда:

Катюша - появившееся во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов неофициальное название бесствольных систем полевой реактивной артиллерии (в первую очередь и первоначально - БМ-13, а впоследствии также БМ-8, БМ-31 и других). Такие установки активно использовались Вооружёнными Силами СССР во время Второй мировой войны. Популярность прозвища оказалась столь большой, что «Катюшами» в разговорной речи стали нередко именовать и послевоенные РСЗО на автомобильных шасси, в частности БМ-14 и БМ-21 «Град» Впоследствии, по аналогии с «Катюшей», ряд аналогичных прозвищ («Андрюша», «Ванюша») был дан советскими бойцами и другим установкам (БМ-31 и др.) реактивной артиллерии, но эти прозвища не получили столь широких распространения и популярности и в целом известны значительно меньше.

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

Соотношение сил на Сталинградском направлении в ноябре 1942 г. Силы и средства Красная Армия Германия и её союзники Личный состав (тыс. человек) 1134,8 1011,5 Количество танков 1560 675 Количество орудий и миномётов 14934 10290 Количество самолётов 1916 1219

29 слайд

Описание слайда:

Соотношение сил на Орловско-Курском направлении в начале июля 1943 г Силы и средства Советские войска Германские войска Личный состав(тыс.человек) 1336 900 Количество танков и САУ 3444 2733 Количество орудий и минометов 19100 10000 Количество самолётов 2172 2050

30 слайд

Описание слайда:

ПРОИЗВОДСТВО БОЕВОЙ ТЕХНИКИ В КРУПНЕЙШИХ СТРАНАХ В 1943-1944 гг. СТРАНА ПРОИЗВОДСТВО ТАНКОВ (тыс.шт) ПРОИЗВОДСТВО САМОЛЁТОВ (тыс.шт) 1943 1944 1943 1944 ГЕРМАНИЯ 19,8 27,3 25,2 38,0 ЯПОНИЯ 1,0 1,0 16,3 28,3 СССР 24,0 29,0 35,0 40,3 ВЕЛИКОБРИТАНИЯ 8,6 7,5 23,7 26,3 США 29,5 17,6 85,9 96,4

31 слайд

Описание слайда:

32 слайд

Описание слайда:

Из дивизионных орудий наиболее распространенной была 76 мм пушка ЗИС-3. В начальный период войны использовались также 76-мм пушка Ф-22 и 76-мм пушка УСВ. Корпусная артиллерия была представлена 122-мм пушками А-19, 152-мм гаубицей образца 1909/30 годов, а также 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20. Противотанковые орудия включали в себя 45-мм противотанковые пушки 53-К, 45-мм М-42 и 57-мм ЗИС-2. В зенитной артиллерии использовались 37-мм зенитные пушки 61-К, а также 76-мм пушки 3-К и 85-мм 52-К.

33 слайд

Описание слайда:

Перед войной усиленное внимание уделялось развитию автоматического оружия - за самозарядной винтовкой АВС последовали СВТ и АВТ. Однако основным стрелковым оружием советской армии была винтовка Мосина. Кроме того, определенное распространение получил также пистолет-пулемёт ППШ. В качестве офицерского оружия использовались револьверы Наган и пистолеты ТТ. Основным ручным пулеметом был ДП, а в качестве станкового использовался пулемёт Максим, разработанный еще до Первой мировой войны. Определенное распространение получил также крупнокалиберный пулемет ДШК, используемый и в качестве зенитного.

34 слайд

Описание слайда:

Винтовка Мосина.7,62-мм (3-линейная) винтовка образца 1891 года (винтовка Мосина, трёхлинейка) - магазинная винтовка, принятая на вооружение Российской Императорской армии в 1891 году. Активно использовалась в период с 1891 до конца Великой Отечественной войны, в этот период многократно модернизировалась. Название трёхлинейка происходит от калибра ствола винтовки, который равен трём русским линиям (старая мера длины, равная одной десятой дюйма, или 2,54 мм - соответственно, три линии равны 7,62 мм). На основе винтовки образца 1891 года и её модификаций был создан целый ряд образцов спортивного и охотничьего оружия, как нарезного, так и гладкоствольного.

35 слайд

Описание слайда:

Пистолет-пулемёт Шпагина.7,62-мм пистолет-пулемёт образца 1941 года системы Шпагина (ППШ) - советский пистолет-пулемёт, разработанный в 1940 году конструктором Г. С. Шпагиным и принятый на вооружение Красной Армии 21 декабря 1940 года. ППШ являлся основным пистолетом-пулемётом советских вооружённых сил в Великой Отечественной войне. После окончания войны, в начале 1950-х годов ППШ был снят с вооружения Советской Армии и постепенно заменён автоматом Калашникова, несколько дольше он сохранялся на вооружении тыловых и вспомогательных подразделений, частей внутренних войск и железнодорожных войск. На вооружении подразделений военизированной охраны состоял по меньшей мере, до середины 1980-х годов. Также, в послевоенный период ППШ в значительном количестве поставлялся в дружественные к СССР страны, длительное время состоял на вооружении армий различных государств, использовался нерегулярными формированиями и на протяжении ХХ века применялся в вооружённых конфликтах по всему миру.

36 слайд

Описание слайда:

Пистолет обр. 1933 (ТТ, Тульский, Токарева) - первый армейский самозарядный пистолет СССР, разработанный в 1930 году советским конструктором Фёдором Васильевичем Токаревым. Пистолет ТТ был разработан для конкурса 1929 года на новый армейский пистолет, объявленного с целью замены револьвера «наган» и нескольких моделей револьверов и пистолетов иностранного производства, находившихся на вооружении Красной Армии к середине 1920-х годов. В качестве штатного патрона был принят немецкий патрон 7,63×25 мм Маузер, который в значительных количествах закупался для состоявших на вооружении пистолетов Маузер С-96.

37 слайд

Техника СССР


Танк СССР: Т-34 (или «тридцатьчетвёрка»)


Танк был принят на вооружение 19 декабря 1939 года. Это единственный в мире танк, сохранивший боевую способность и находившийся в серийном производстве вплоть до конца Великой Отечественной войны. Танк Т-34 заслужено пользовался любовью бойцов и офицеров Красной Армии, являлся лучшей машиной мирового танкового парка. Он сыграл решающую роль в сражениях под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, под Берлином и других боевых операциях.


Советская техника Второй мировой войны


Танк СССР: ИС — 2 «Иосиф Сталин»

ИС-2 — советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин» — официальное название серийных советских тяжёлых танков выпуска 1943-1953 гг. Индекс 2 соответствует второй серийной модели танка этого семейства. В годы Великой Отечественной войны вместе с обозначением ИС-2 на равных использовалось название ИС-122, в этом случае индекс 122 означает калибр основного вооружения машины.

Оружие СССР: 76-мм дивизионная пушка образца 1942 года
ЗИС-3 стала самым массовым советским артиллерийским орудием, выпускавшимся в годы Великой Отечественной войны. Благодаря своим выдающимся боевым, эксплуатационным и технологическим качествам это орудие признается специалистами как одно из лучших орудий Второй мировой войны. В послевоенное время ЗИС-3 долго состояла на вооружении Советской Армии, а также активно экспортировалась в ряд стран, в некоторых из которых она находится на вооружении и в настоящее время.

Боевая техника СССР: Катюша
Катюша — это неофициальное собирательное название боевых машин реактивной артиллерии БМ-8 (82 мм), БМ-13 (132 мм) и БМ-31 (310 мм). Такие установки активно использовались СССР во время Второй мировой войны.

Танк Т-29

В середине 1930-х годов, во время расцвета идеи колесно-гусеничного быстроходного танка, возникла его более защищенная и тяжеловооруженная модификация Т-29. Этот танк, почти не уступая в скорости легкобронированным собратьям, имел броню толщиной до 30 мм и был вооружен 76-мм пушкой. По концепции Т-29 был схож со средним танком Т-28, но отличался от него увеличенными габаритами, что было вызвано расположением элементов подвески внутри корпуса. Это обеспечивало лучший уровень живучести ходового аппарата, но осложняло его обслуживание. В целом машина получилась не очень надежной и сложной в производстве, и было выпущено лишь 2 серийных экземпляра.

Танк Гротте

Опытный средний танк ТГ (Танк Гротте) разрабатывался в СССР на основе проекта немецкого инженера Эдварда Гротте. В этой машине было впервые применено много технических новинок, в то время не использовавшихся еще ни на одном серийном танке. К ним относятся полностью сварной корпус, многоярусное вооружение, подвеска на спиральных пружинах.

Испытания танка показали равное количество как преимуществ, так и недостатков. Орудия ТГ отличались хорошей кучностью стрельбы, а 76-мм пушка превосходила по мощности все танковые орудия того времени. Управление танка было крайне легким, а ход - плавным. В то же время ТГ имел плохую проходимость на мягких грунтах, слишком тесное боевое отделение, было затруднительно проводить ремонт двигателя и КПП. Правда, главным препятствием постановке танка на серийное производство была его огромная стоимость (как у 25 танков БТ-2)!

Танк СМК

Тяжёлый многобашенный танк СМК (Сергей Миронович Киров) разрабатывался в 1939 году на базе Т-35 как тяжёлый танк прорыва. Конструкция СМК заметно отличается от танка-протатипа. Для уменьшения массы машины и улучшения условий работы экипажа число башен сократили до двух. В ходовой части СМК была применена торсионная подвеска, обеспечившая хороший ход танку массой 55 тонн. Вооружение состояло из двух пушек калибров45 и76 мм и пяти пулемётов каибра 7,62 мм. После начала войны с Финляндией опытные образы СМК и сходной вскоре после начала атаки СМК наехал на мину и потерял гусеницу. Учавствующие в атаке опытные КВ и Т-100 прикрывал машину в течении нескольких часов,но устранить поломку не удалось. СМК пришлось оставить на вражеской территории. После прорыва Линии Маннергейма нетрутный СМК был отбуксирован в расположение наших войск и отправлен по железной дороге на родной завод для ремонта.Но его так и не произвели,и СМК до 50-х годов стоял на задворках предприятия,пока небыл переплавлен.С ним машины Т-100 были отправлены на испытание боем.

СССР, танки второй мировой войны

Танк Т-44

Технические характеристики:

Тип танка Средний

Экипаж 4 человека

Боевая масса 31,8 т

Длина 7,65 м

Ширина 3,18 м

Высота 2,41 м

Количество пушек/калибр 1/85 мм

Броня лобовая 90 мм

Броня бортовая 75 мм

Двигатель В-44, дизельный, мощностью 500 л. с.

Максимальная скорость 51 км/ч

Запас хода 300 км

Т-44, разработанный в КБ Уральского танкового завода под руководством главного конструктора А. А. Морозова и выпущенный в самом конце войны, воплотил в себе громадный опыт постройки и боевого применения танков Т-34. Это лучший советский средний танк военного времени, ставший переходным к послевоенному поколению боевых машин. Имея значительное внешнее сходство с предшественником, Т-34-85, танк Т-44 кардинально отличался от него габаритами, компоновкой и устройством. Поперечное расположение двигателя позволило сократить длину корпуса, сэкономить вес, а эту экономию использовать для усиления бронезащиты. Было увеличено боевое отделение и улучшены условия работы экипажа. Боковые стенки корпуса стали вертикальными, а монолитный лобовой лист установили под углом 60° к вертикали. В связи с новой компоновкой удалось сместить в центр корпуса башню, которая приобрела более обтекаемую форму, что повысило ее снарядостойкость. На освободившемся месте был размещен люк механика-водителя, установленный на Т-34 в лобовом листе. Значительно были улучшены все агрегаты и механизмы танка. До окончания войны завод в Харькове успел выпустить 190 машин Т-44. Хотя в боевых действиях они не применялись, гвардейские танковые бригады, укомплектованные Т-44,стали «горячим резервом» Красной Армии . Выпуск Т-44 продолжался до года и составил 1823 единицы. В 1961 г. танки прошли модернизацию с целью унификации по агрегатам трансмиссии и ходовой части с основным средним танком Советской Армии Т-54. Под обозначением Т-44М эти машины получили ночные приборы механика-водителя и командира, а также увеличенный боекомплект. На базе Т-44М был создан командирский танк Т-44МК. В нем за счет незначительного уменьшения боекомплекта была установлена вторая радиостанция. Последней модернизации танки подверглись в году, когда были оборудованы двухплоскостными стабилизаторами вооружения, повышающими точность стрельбы с ходу. Эти машины получили обозначение Т-44С. Часть танков Т-44М в году переделали в бронированные тягачи БТС-4. С вооружения Т-44 были сняты в конце 70-х годов и дальше «служили» в качестве мишеней на полигонах. На закате карьеры им все же довелось принять участие в Великой Отечественной войне ... в качестве немецких танков Pz VI «Тигр» в фильме «Освобождение». После соответствующей переделки Т-44 стали практически неотличимы на экране от фашистских машин.

Танк Т-34-76

Т-34 стал лучшим средним танком Второй мировой войны и самым массовым танком в Красной Армии. По сочетанию трех важнейших характеристик - огневой мощи, защищенности и подвижности - в году он не имел себе равных. «Т-34 наиболее замечательный образец наступательного оружия», - отмечал гитлеровский генерал фон Меллентин. Проект гусеничного танка А-32 был разработан коллективом под руководством талантливого конструктора М. И. Кошкина, а первый опытный экземпляр машины поступил на испытания летом года. Одержав победу в соревновании с колесно-гусеничным А-20, танк в декабре того же года был принят на вооружение Красной Армии и запущен в серийное производство под обозначением Т-34. Его отличал целый ряд характерных особенностей. Важнейшим достоинством машины был ее экономичный дизельный двигатель, выдерживающий большие нагрузки в работе. Ходовая часть с большими катками и широкими гусеницами обеспечивала отличную проходимость танку по пересеченной местности. Мощное бронирование в сочетании с оптимальными углами наклона бронелистов способствовало высокой! вероятности рикошета снарядов. Для изготовления самой большой детали Т-34, бронекорпуса, впервые в мире была использована автоматическая сварка. Вооружение машины состояло из 76-мм пушки Л-11 и двух 7,62-мм пулеметов. Поскольку серийный выпуск Л-11 был уже прекращен, весной 1941 года на танк стали устанавливать новую пушку, Ф-34, того же калибра. К началу Великой Отечественной войны в приграничных округах находилось 967 Т-34 -почти все они были потеряны в первые две! недели боев из-за неудачной дислокации, плохо обученных экипажей и отсутствия ремонтно-эвакуационных средств. Тем не менее первые танковые бои показали значительное преимущество советских машин. Немецкие танковые пушки не представляли серьезной опасности для Т-34, в то время как 76-мм снаряд «тридцатьчетверки» пробивал броню любого вражеского танка на дальности до 1000 м. Сказалась также слабость и противотанковой артиллерии вермахта . 37-мм пушку Pak 37 немцы прозвали «армейской хлопушкой». В одном из донесений приводились данные, что расчет такого орудия добился 23 попаданий в танк Т-34, но только снаряд, угодивший в основание башни, вывел машину из строя. В году несколько изменилась конструкция танка. Вместо сварной или литой башни сложной конфигурации Т-34 получил шестигранную литую башню. Емкость топливных баков была увеличена, двигатель оснащен улучшенной системой воздухоочистки, а силовая установка - пятискоростной коробкой передач. На базе Т-34 выпустили 70 ремонтно-эвакуационных машин и несколько десятков танков -мостоукладчиков с мостом длиной 7,7 м. Некоторые «тридцатьчетверки» переоборудовали в огнеметные и командирские танки. Лишь к году немцам удалось изменить соотношение характеристик танков в свою пользу. Увеличенная толщина брони «Тигров» и «Пантер» ограничила эффективность огня короткоствольных орудий Т-34, а 75- и 88-мм немецкие пушки могли поражать с советские машины с дистанции, соответственно, 900 и 1500 м. Победа под Курском далась дорогой ценой - во время контрнаступления Красная Армия потеряла около шести тысяч танков и самоходок. Сказались и другие недостатки Т-34: плохая вентиляция и обзор из танка, ненадежная коробка передач, а также тесная башня без вращающегося полика (при поворотах пушки заряжающий должен был следовать за казенником, переступая через стреляные гильзы), в которой размещались лишь два члена экипажа. Наводчику приходилось совмещать свои обязанности с обязанностями командира танка. Хотя в процессе серийного выпуска Т-34 постоянно совершенствовали, в середине войны назрела необходимость его коренной модернизации.

Технические характеристики:

Тип танка Средний

Экипаж 4 человека

Боевая масса 30,9 т

Длина 6,62 м

Ширина 3 м

Высота 2,52 м

Количество пушек/калибр 1/76 мм

Количество пулемётов/калибр 2/7,62 мм

Броня лобовая 45 мм

Броня бортовая 45 мм

Двигатель В-2-34, дизельный, мощностью 450 л. с.

Максимальная скорость 51 км/ч

Запас хода 300 км

СССР, между двумя войнами

Танки Т-37 и Т-38

Технические характеристики:

Тип танка Лёгкий плавающий

Экипаж 2 человек

Боевая масса 3,3 т

Длина 3,78 м

Ширина 2,33 м

Высота 1,63 м

Количество пушек/калибр -

Количество пулемётов/калибр 1/7,62 мм

Броня лобовая 8 мм

Броня бортовая 8 мм

Двигатель ГАЗ-АА, карбюрат., мощностью 40 л. с.

Максимальная скорость 40/6 км/ч

Запас хода 230 км

Существенным недостатком танкеток-разведчиков являлось размещение вооружения в корпусе. Поэтому первые советские малые плавающие танки получили башню кругового вращения. На опытных образцах Т-33, Т-41 и Т-37 в году были отработаны различные варианты размещения башни и использования автомобильных силовых агрегатов ГАЗ-АА. В серийное производство был запущен вариант под обозначением Т-37А, имеющий большее водоизмещение корпуса и дополнительные поплавки - надгусеничные полки, заполненные пробкой. Танк имел на плаву хорошую устойчивость и маневренность. Гребной винт с поворачивающимися лопастями позволял осуществлять задний ход на воде. Два завода (№37 в Москве и «ГАЗ» в Горьком) с по год выпустили 2627 танков Т-37 всех модификаций. Кроме линейного Т-37А (без радиостанции), было построено 643 танка Т-37ТУ с распространенной танковой радиостанцией того времени 71-ТК-1. Внешне они отличались поручневой антенной по периметру корпуса. Также было выпущено 75 машин ОТ-37 (БХМ-4), вооруженных пулеметом ДГ и огнеметной установкой. В 1936 году Т-37А в производстве сменил его улучшенный вариант Т-38. Он отличался от предшественника облагороженной формой клепано-сварного корпуса и усовершенствованной подвеской, что увеличило плавность хода и скорость на суше. Вместо автомобильного дифференциала Т-38 получил бортовые фрикционы, благодаря чему повысилась проходимость и управляемость машины. В 1938 году танк был модернизирован путем установки двигателя и коробки передач от автомобиля ГАЗ М-1 и получил обозначение Т-38М2. Его скорость увеличилась до 46 км/ч, боевая масса - до 3,8 т. Т-38 выпускался на тех же заводах, что и Т-37А. Всего было изготовлено с 1936 по 1939 год 1217 линейных машин Т-38 и 165 Т-38ТУ с радиостанциями. В предвоенный период отрабатывались методы переброски танков Т-37 и Т-38 по воздуху с помощью бомбардировщиков. Прочность танков допускала их сброс на водоемы с высоты 6 метров при скорости самолета 160 км/ч. Экипаж сбрасывался на парашютах. Советские танки-амфибии применялись во время вооруженного конфликта СССР с Японией »



Что еще почитать