Булат шалвович окуджава произведения. Биография окуджавы. Премии, почётные звания

Булат Окуджава — бард, поэт, литератор и общественный деятель.

Несмотря на военные годы и репрессии, в ходе которых он потерял почти всю семью, он смог прожить яркую и насыщенную событиями жизнь.

Детство и молодые годы

Родился Булат Окуджава в день, который впоследствии вся страна будет отмечать как День Великой Победы — 9 мая в 1924 г. в Москва.

Его родители были уроженцами Тифлиса, в столицу прибыли для прохождения учебы в Академии коммунизма.

Отец — Шалва Степанович был коренным грузином. Его прадед за 25-летнюю военную службу получил земельный участок в Кутаиси.

А брат – Владимир Окуджава прославился как анархист-террорист, покушавшийся на жизнь губернатора Кутаиси.

Мама — Ашхен Степановна, армянка, являлась родственницей известного в Армении поэта В. Терьяна.

Булат Окуджава в детстве с матерью

В семье было 8 детей, включая Булата. Отца практически сразу после рождения сына отправили служить на Кавказ в грузинской дивизии.

А мама устроилась на работу в партийный аппарат в Москве.

Родители решили, что учиться Булат должен в их родном городе – Тифлисе. Там он был принят в русскоязычный класс.

Кроме того, уже в детском возрасте у Булата Окуджавы проявился совершенный музыкальный слух.

Параллельно он стал учиться в 2 школах: общеобразовательной и музыкальной. Однако музыкальную школу так и не смог окончить из-за постоянных переездов семьи.

Его отец, попав в конфликтную ситуацию с Берией, обращается к Орджоникидзе с прошением перевести его на службу в Россию.

Там семья оказалась на Урале, в Нижнем Тагиле. Булат перевелся в школу № 32.

В 1937 г. в семью пришло несчастье. Отец Булата и его дяди с отцовской стороны были арестованы по обвинению в покушении в 1934 г. на Орджоникидзе – наркома тяжелой промышленности.

В августе 1937 г. их расстреляли, как сторонников Троцкого. Через полгода после смерти отца, семья возвращается в Москву.

Воспитанием Булата теперь полностью занимались только бабушка и мама.Первое время они жили в коммунальной квартире на Арбате.

Через год, в 1938 г., была арестована мать и сослана в исправительно-трудовой лагерь – Карлаг. После войны, в 1947 г. была отпущена.

Это время детьми занималась бабушка – Мария Вартановна. Булат был уже подростком, и чтобы он совсем не отбился от рук, его отправляют к родственникам в Тбилиси.

Там он сначала учился, а потом пошел работать на завод учеником токаря. В это же время Булат начинает писать свои первые стихи.

В 1941 г. сестра Булата – Ольга Окуджава, к тому времени жена поэта Г. Табидзе, была также расстреляна.

Великая Отечественная Война началась, когда Булату еще не было 18 лет, и он не подлежал призыву.

Тем не менее, он с приятелем постоянно приходил в военкомат с просьбой отправить их на фронт добровольцами.

Вскоре в военкомате сдались под их напором, и в 1942 г. им было выписано направление в 10-й минометный дивизион.

Военные годы

Перед отправкой на фронт Булат прошел 2-х месячные курсы на Закавказском фронте. Был определен минометчиком в кавалерийский полк 5-го казачьего корпуса.

Однако служил он не долго. Зимой 1942 г. был ранен под Моздоком и отправлен в госпиталь. Выздоровев, он решил не возвращаться в действующие войска.

Сначала проходил службу в Батуми в запасном стрелковом полку, после был радистом на Закавказском фронте.

По некоторой информации тогда он написал стихи для своей первой песни «Нам в холодных теплушках не спалось».

В 1944 г. Булат в звании гвардии рядового покидает армию по состоянию здоровья. После войны Булат в ускоренном режиме получает аттестат о среднем (полном) образовании.

В 1945 г. становится студентом филологического факультета Университета Тбилиси.

В университете все смотрели на него, как на фронтовика, героя войны. Он вызывал уважение и восхищение у своих сокурсников.

Деятельность поэта и литератора

Во время учебы (1946 г.) пишет свою вторую песню с логичным названием «Старинная студенческая песня».

После получения диплома переезжает в Калужскую область. Там Булат Окуджава начинает сотрудничество с газетой «Молодой ленинец».

В 1956 г. выходит его первый сборник стихов «Лирика».

В 1959 г. возвращается в столицу. С этого время он начинает представлять свои песни публике, и приобретает своих первых поклонников

В период с 1956 – 1967 г. Булат Окуджава пишет свои наиболее популярные песни – «Не бродяги, не пропойцы», «На Тверском бульваре», «Московский муравей» и другие.

В это же время развивается его деятельность как литератора. Его принимают во Всесоюзный Союз писателей, он активно участвует в деятельности литературной организации «Магистраль».

В 1962 г. устраивается редактором в издательство «Молодая гвардия», чуть позже возглавляет отдел поэзии в «Литературной газете».

Вскоре его песни начинают звучать с экрана телевизора. В 1970 г. выходит фильм «Белорусский вокзал», где впервые звучит песня, написанная Б. Окуджавой – «Нам нужна одна победа».

Песни на его стихи звучат в других довольно известных кинофильмах – «Соломенная шляпка», «Женя, Женечка, Катюша».

Булат написал тексты песен более чем для полусотни фильмов.

Он был наравне с В.С. Высоцким, Ю. Визбором, А.А. Галичем. В 1967 г. он уезжает во Францию.

На парижской студии он записывает около 20 песен, которые лягут в основу его первой пластинки «Le Soldat en Papier». Выйдет она в 1968 г. также во Франции.

В это же время в Польше данные песни будут выпущены в исполнении польских певцов. Только композицию «Прощание с Польшей» исполнит сам Булат Окуджава.

Возвращение в столицу России приходится на начало 90-х годов. Булат поселяется в загородном доме.

Он выступает с концертами и в России, и за границей – Германии, США, Канаде и Израиле. Летом 1995 г. в ЮНЕСКО в Париже он дает свой последний концерт.

Кроме того, Булат Окуджава входил в редколлегию газеты «Вечерний клуб», состоял в совете учредителей таких изданий, как «Московские новости», «Общая газета».

Большинство его произведений были изданы на многочисленных языках, и выходили также на русском языке за границей.

Личная жизнь

Первый брак Булат Окуджава заключил в 23 года. Во время учебы в университете он познакомился с девушкой Галей, которая была немного младше его.

В 1947 г. они сыграли свадьбу, тем более, что к тому времени Булат уже снимал отдельное жилье в коммунальной квартире.

Булат Окуджава с сыном Игорем

По окончании учебы, молодые специалисты по распределению уезжают в Калугу, где устраиваются на работу в среднюю школу.

Вспоминать об этих годах, Булат не любит. Говорит, что жили они на окраине деревни, и дети его не любили, собственно, как и он не отвечал им взаимностью.

Однако именно здесь в семье появился первенец – Игорь.

Официально брак продлится до 1965 г, но уже в 1962 г. он встретит свою вторую супругу – Ольгу Арцимович.

С ней он уедет в Ленинград, где в 1964 г. она родит ему еще одного сына, названного в честь отца Булатом.

Булат Окуджава - повелитель чувств вот уже на протяжении нескольких поколений. Впечатление доверительности и непринужденности производят его неповторимые песни. Однако непосредственность Окуджавы вовсе не синоним простоты. Окуджава - виртуоз поэтического стиля.

Булат Шалвович Окуджава - поэт и прозаик - один из основоположников жанра бардовской песни, родился и вырос в Москве.

Мой город носит высший чин и звание Москва,

Но он навстречу всем гостям всегда выходит сам.

Его детство прошло в небольших уютных дворах тихих арбатских переулков. Это она, арбатская детвора, придумала себе игру в "Арбатство" и ритуал посвящения в свое "сословие".

Пускай моя любовь, как мир, стара,

Лишь ей одной служил и доверялся,

Я, дворянин с арбатского двора,

Своим двором введенный во дворянство.

В 1942 году девятиклассник Окуджава добровольцем уходит на фронт. Вместо учебников осваивает науку пехотного боя.

Ах, война - она не год еще протянет, -

На то она и война;

Еще много километров портянок

Выкроят из полотна.

Рядовой Булат Окуджава воевал до конца 1944го. Ранения, госпитали..., и больше воевать не пришлось. "Бери шинель - пошли домой"... И вот наступила долгожданная Победа в войне жестокой, стоящей жизни миллионам людей, в войне, отнявшей у поколения, только вступившего во взрослую жизнь, целых четыре года юности.

Со слов самого поэта достоверно известно, что его первая песня на собственную мелодию "Нам в холодных теплушках не спалось..." появилась на фронте в 1943 году. И если та первая, фронтовая, которую сам автор считает слабой, давно забыта, то вторая сохранилась, звучит и поныне, хотя год её рождения - 1946-й.

Неистов и упрям

Гори, огонь, гори!

На смену декабрям

Приходят январи.

После окончания университета Окуджава едет по распределению работать в одну из сельских школ в Калужскую область. Появляются новые стихи, которые время от времени публикуют калужские газеты. В 1956 году выходит первый сборник стихов "Лирика". Он возвращается в Москву, работает сначала редактором в издательстве "Молодая гвардия", впоследствии заведует отделом поэзии в "Литературной газете".

Как раз в эти годы одна за другой пошли песни: "О Леньке Королеве", "Девочка плачет - шарик улетел", "Последний троллейбус", "До свидания, мальчики". Всех не перечесть, но нельзя не задержаться на мелодиях арбатских.

Ты течешь, как река.

Странное название!

И прозрачен асфальт, как в реке вода.

Ах, Арбат, мой Арбат, ты - мое призвание.

Ты и радость моя, и моя беда.

Только ведая правду о тех годах разлук и смятений, "когда свинцовые дожди лупили так по нашим спинам, что снисхождения не жди", можно понять, почему у Окуджавы его возлюбленный Арбат - и радость, и беда. Годом же раньше написана иная "арбатская" песня, менее восторженная, но еще более биографичная.

О чем ты успел передумать, отец расстрелянный мой,

Когда я шагнул с гитарой, растерянный, но живой?

Как будто шагнул я со сцены в полночный московский уют,

Где старым арбатским ребятам бесплатно судьбу раздают.

Одно дело - песня, романс, совсем другое - поэт с гитарой на эстраде. Любопытно, что сам автор, по крайней мере раньше, не считал свои песни собственно песнями. Для него они были и оставались стихами, только не записанными на бумаге, а напетыми с голоса.

Негромкий, задушевный голос Окуджавы притягивал, заставлял вслушаться. Он никогда не писал звонких стихотворений, "на заказ". "Социальные заказы" были не для него. Его душа и сердце безошибочно определяли темы, важные для современников.

В нашей жизни, прекрасной и странной,

и короткой, как росчерк пера,

над дымящейся свежею раной

призадуматься, право, пора.

Призыв "Давайте говорить друг другу комплименты" - не просто красивая фраза, а жизненная необходимость для каждого из нас. В мире разрушающихся идеалов, как путеводная звезда - "надежды маленький оркестрик под управлением любви". Слово любовь употребляется поэтом очень часто. Ведь речь идет, в сущности, о жизни человека, основном принципе его бытия. Жизнь может состояться только при наличии любви: к окружающему миру, к людям, к жизни во всех ее проявлениях.

Неожиданная смерть Булата Шалвовича Окуджавы в 1997 году потрясла нас, его современников. Он пел о ценностях вечных, истинных, по-настоящему важных для человека: "Виноградную косточку в теплую землю зарою..." Кто из нас не грустил под эти пронзительные слова, кто не задавался вопросом. "А иначе, зачем на земле этой грешной живу?"

Профессия поэта "опасна и трудна". Роль поэта в обществе, его назначение и судьба - этой теме Булат Окуджава посвятил немало своих строк:

Поэтов травили, ловили на слове,

им сети плели; куражились,

корнали им крылья, бывало,

и к стенке вели...

Окуджава не изменился, став знаменитым: скромный облик, гитара, удивительная деликатность и уважение к слушателям. Один из его последних сборников называется "Посвящается вам", то есть нам, его почитателям, благодарным его современникам.

Узкожанровая специализированность создателей поэтического слова, как общеизвестно, бытует не изначально. Драматург А. Володин совсем недавно еще раз напоминал об этом: "В древности поэтов называли певцами: они сами сочиняли стихи и мелодию, сами пели их и сами себе аккомпанировали. Но постепенно отпала необходимость личного исполнения, затем отпала мелодия, стали необязательны рифма и размер, а иной раз даже мысль - сама поэзия стала служить недостойным целям... Тогда она спохватилась и потребовала: воссоединяйте меня! В нашей стране первым это сделал Окуджава".

Вероятно, в конце данного высказывания присутствует какаято доля гиперболизации. Вероятно, не самым первым. Были Визбор, Анчаров. Однако остается фактом, если первенство считать не единственно по хронологии событий, от самых первых его песен, а учитывая их количество, имеющих известность в самых разнообразных кругах, словно по основному пику широчайшей популярности, то звание Первого барда по праву относится к Окуджаве.

У Окуджавы написано всего приблизительно полторы сотни замечательных песен о любви и надежде, о бессмысленности войн, о вере в триумф здравого смысла и мудрости.

В.А. Зайцев

Имя Булата Окуджавы широко известно читателям и любителям поэзии. Его невозможно отделить не только от своеобразного социокультурного явления 1950-90-х годов - авторской песни, одним из основоположников которой он был, но и от главных путей развития отечественной лирической поэзии и - шире - литературы второй половины XX столетия. О его произведениях и творчестве опубликовано немало рецензий и критических статей, - быть может, особенно обильным в этом плане было «скорбное лето девяносто седьмого». И все же феномен Окуджавы, секрет воздействия его поэтического слова, специфика художественного мира во многом остаются тайной и загадкой и все еще нуждаются в тщательном изучении, привлекают и будут привлекать пристальное внимание исследователей.

Булат Шалвович Окуджава (1924-1997) родился в Москве. Детство его прошло на Арбате, в тех самых дворах и переулках, память о которых стала его поэтической памятью, несшей в себе не только светлые воспоминания, но и черты сложной, трагической эпохи. В 1937 году был арестован, обвинен в «троцкизме» и вскоре расстрелян его отец, мать была отправлена в лагеря. Мальчик остался с бабушкой.

Когда началась Великая Отечественная война, он жил у родственников в Грузии. В 1942 г. ушел добровольцем на фронт, воевал - сначала минометчиком, потом радистом тяжелой артиллерии, был ранен, и все это сказалось на его дальнейшей творческой судьбе. Впервые стихи его были опубликованы в армейских газетах Закавказского военного округа в 1945 г. После войны окончил Тбилисский университет и несколько лет работал учителем русского языка и литературы в Калужской области и затем в самой Калуге. Там и вышел его первый поэтический сборник «Лирика» (1956), о котором он позже вспоминал: «Это была очень слабая книга, написанная человеком, страдающим калужской провинциальной самонадеянностью». Вскоре он переезжает в Москву, где в 1959 г. выходит его книга «Острова», стихи которой привлекают внимание читателей и свидетельствуют о рождении большого художника со своим неповторимым поэтическим миром.

За годы творческой деятельности Окуджава ярко проявил себя как самобытный поэт и прозаик, автор ряда поэтических книг: «Веселый барабанщик» (1964), «По дороге к Тинатин» (1964), «Март великодушный» (1967), «Арбат, мой Арбат» (1976), «Стихотворения» (1984), «Посвящается вам» (1988), «Избранное» (1989), «Песни Булата Окуджавы» (1989), «Капли Датского короля» (1991), «Милости судьбы» (1993), «Зал ожидания» (1996), «Чаепитие на Арбате» (1996).

Его перу принадлежат исторические романы «Глоток свободы» («Бедный Авросимов»), «Путешествие дилетантов», «Свидание с Бонапартом», автобиографическая повесть «Будь здоров, школяр» (1961) и рассказы (книга «Девушка моей мечты», 1988), киносценарии «Верность», «Женя, Женечка и «катюша», роман - «семейная хроника» - «Упраздненный театр» (1995). Отвечая на вопросы, связанные с его обращением к прозе, поэт говорил: «Видите ли, между поэзией и прозой своей я принципиальной разницы не делаю: для меня это явления одного порядка... Потому что и там, и там я выполняю главную задачу, которая стоит передо мной, рассказывая о себе средствами, которые в моем распоряжении... Лирический герой у меня одинаковый и в стихах, и в прозе».

Творческая деятельность Окуджавы многообразна. Но наибольшую известность ему уже на раннем этапе принесли, как он сам их называл, «скромные городские песенки», которые в его собственном исполнении, под аккомпанемент гитары нашли пути к сердцам многочисленных слушателей, вызвав к жизни ряд других столь же самобытных явлений авторской песни (Н. Матвеева, А. Галич, В. Высоцкий, позднее В. Долина и др.).

Хотя Окуджава и заявил о себе впервые в конце 50-х годов вместе с поэтами «оттепельной» поры - «шестидесятниками» (Е. Евтушенко, А. Вознесенским, Б. Ахмадулиной и др.), но по сути он все же один из поэтов военного или фронтового поколения - тех, чей талант формировался в жестоких испытаниях, на переднем крае, под артиллерийским и пулеметным обстрелом, в окопах и землянках Отечественной войны.

Выступая перед слушателями еще в 1961 г., поэт отмечал: «Большинство стихов моих - и те, которые читаю, и те, которые пою, - на военную тему. Когда мне было 17 лет, я из девятого класса ушел на фронт. И я тогда стихов не писал, а потом, очевидно, эти впечатления юности были настолько сильны, что они до сих пор идут за мной по пятам. Вот чтоб вас не удивляло преобладание военной темы у меня». Поэтому естественно, что в его стихах и песнях столь важное место занимают опыт и впечатления, образы и мотивы, обусловленные войной. Сами названия стихов говорят об этом: «Первый день на передовой», «Песенка о солдатских сапогах», «До свидания, мальчики», «Песенка о пехоте», «Не верь войне, мальчишка», «Из фронтового дневника» и др. В них раскрывается духовный мир человека, прошедшего испытание огнем и сохранившего в душе веру, надежду и любовь ко всему живому на земле.

Для поэта и его героя характерно острое неприятие, отрицание войны - именно как гибели и разрушения, и в то же время - утверждение жизни, вера в ее торжество, в победу над смертью: «Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими, / не жалейте ни пуль, ни гранат / и себя не щадите, / и все-таки / постарайтесь вернуться назад».

Но тематический и образный диапазон песен Окуджавы никак не исчерпывается войной. В его лирике утверждается красота и поэзия обычной будничной жизни. В ней хорошо ощутима земная основа, жизненная почва, на которой вырастает чувство-переживание, и вместе с тем - романтическая окрыленность в восприятии и творческом воссоздании самых обыденных явлений.

Мы земных земней. И вовсе к черту сказки о богах!
Просто мы на крыльях носим то, что носят на руках.
Просто нужно очень верить этим синим маякам,
и тогда нежданный берег из тумана выйдет к вам.

На протяжении всего творческого пути раскрывается, последовательно углубляясь и поворачиваясь разными гранями, целостный и динамический художественный мир Б. Окуджавы. Это вполне реальный, земной, но вместе с тем и возвышенный, романтический мир поэта, неустанно преображающего действительность творческой фантазией. По верному замечанию Л.А. Шилова, в его стихах «обыденное может мгновенно превратиться в сказочное», и это одно из существенных внутренних свойств его художнической манеры.

В художественной системе Окуджавы будничное и земное буквально на наших глазах претворяется в необычное и возвышенно-романтическое, образуя «свой поэтический мир, свой поэтический материк», наличие которого он так ценил в творчестве более молодых собратьев по поэтическому цеху, создателей авторской песни: В. Высоцкого, Н. Матвеевой, Ю. Кима и др.

Несомненна роль тропов в сотворении этого поэтического мира у самого Окуджавы. В его песнях перед нами предстает «Женщина, ваше величество», чьи глаза - «словно неба осеннего свод», «две холодных звезды голубых», они подобны «синим маякам», напоминают «нежданный берег», который становится «близким берегом». Т.е. необычное оказывается рядом: «она на нашей улице живет», у нее «обветренные руки и старенькие туфельки», «пальтишко... легкое на ней»...

В метафорах Окуджавы сливается, сопрягается обыденное, земное и романтическое, устремленное ввысь и вдаль, небесное и морское. В его стихах обычная московская улица течет, «как река», ее асфальт прозрачен, «как в реке вода». В них «Полночный троллейбус плывет по Москве, / Москва, как река, затухает...» Все происходящее воспринимается в окружении водной стихии: «за столом семи морей», и даже «Время идет, хоть шути - не шути, / как морская волна вдруг нахлынет и скроет...»

В поэтическом мире Окуджавы важнейшее место занимает тема и образ родины, родного дома и дороги, мотив движения и связанной с ним надежды, нравственно-философское осмысление жизни, самых основ бытия, и - уже как форма воплощения всего этого - музыкальное и живописное начало. Все это вместе и образует живую, целостную, движущуюся художественную систему.

Одна из ключевых для Окуджавы тема родины находит в его творчестве многогранное поэтическое воплощение. В этой связи надо, пожалуй, особо сказать о том, что можно назвать темой «малой родины», «страны детства», связанной с Москвой и Арбатом, которому у него посвящено столько стихов и песен разных лет («На арбатском дворе...», «Арбатские напевы», «Арбатский романс», «Арбатское вдохновение», цикл «Музыка арбатского двора» и др.).

«Моя историческая родина - Арбат», - говорил Окуджава в одном из своих поздних выступлений. А в другом случае он пояснял: «Арбат для меня не просто улица, а место, которое для меня как бы олицетворяет Москву и мою родину».

Широко известна написанная еще в 50-е годы «Песенка об Арбате» («Ты течешь, как река. Странное название!..»). В ней за этой старинной московской улочкой для поэта встает нечто неизмеримо большее, необычайно раздвигается художественное пространство и время:

Пешеходы твои - люди не великие, каблучками стучат - по делам спешат.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты - моя религия, мостовые твои подо мной лежат.
От любови твоей вовсе не излечишься, сорок тысяч других мостовых любя.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты - мое отечество, никогда до конца не пройти тебя!

Комментируя свои стихи и, очевидно, осмысляя истоки собственного поэтического творчества и роль «малой родины» в его формировании, Окуджава замечал: «История Москвы по необъяснимой своей прихоти избрала именно этот район для наиболее полного самовыражения. У Арбата нет задворок, а есть вообще Арбат - район, страна, живая, трепещущая история, наша культура... Я даже подозреваю, что у него есть душа и она вот уже несколько столетий источает невидимые волны, благотворно действующие на наше нравственное здоровье».

Арбат, а вместе с ним и многие другие названия старинных московских улиц и площадей (Смоленская, Петровка, Волхонка, Неглинная, Малая Бронная, Тверская, Сивцев Вражек, Ильинка, Божедомка, Охотный ряд, Усачевка, Ордынка) не только воспроизводят складывавшуюся веками территорию, географическое пространство древней столицы, но и передают ее духовную атмосферу, внутренний мир ее жителя, ощутившего себя неотъемлемой частицей и живой, действенной силой многовековой истории страны и народа:

Не тридцать лет, а триста лет иду, представьте вы, по этим древним площадям, по голубым торцам. Мой город носит высший чин и звание Москвы, но он навстречу всем гостям всегда выходит сам.

Процитированное стихотворение «Московский муравей» стоит в ряду многих, воссоздающих романтически окрашенный облик родного города: «Песенка о московских ополченцах», «Песенка о московском трамвае», «Песенка о ночной Москве»...

И не случайно в последней из названных «песенок» как бы воспроизводится сам процесс рождения стиха, ложащегося на музыку, и на наших глазах возникает удивительно емкий, «ключевой» для лирики Окуджавы образ, проходящий рефреном в конце каждой строфы:

Но не только Москва и Арбат - старый, довоенный и послевоенный, но никак не сегодняшний - реконструированный - так близки и дороги поэту. «Арбат - мой дом, но и весь мир - мой дом...» - как бы вскользь, но весьма многозначительно заметил он в одном из стихотворений 70-х годов. И в этом смысле «малая» и духовная родина поэта - эпицентр художественного мира, беспредельно расширяющегося в пространстве и времени.

Характерны сами названия стихов: наряду с «Песенкой о ночной Москве» - «Ленинградская элегия», «Осень в Царском Селе», «По Смоленской дороге», «Разговор с рекой Курой», «Грузинская песня». За ними встает представление о большой, родной для него стране. Любви и верности ей посвящено стихотворение, которое так и называется «Родина». В стихах об Отечестве для поэта неразделимы природа, искусство, история, «вечные» темы и сами первоосновы бытия и творчества.

В «Грузинской песне» выразительна народно-поэтическая символика: животворящая и земная твердь, воздушная и водная стихии конкретизированы в зримых, пластически-живописных образах:

Виноградную косточку в теплую землю зарою, и лозу поцелую, и спелые гроздья сорву, и друзей созову, на любовь свое сердце настрою... А иначе зачем на земле этой вечной живу?

И когда заклубится закат, по углам залетая, пусть опять и опять предо мною плывут наяву синий буйвол, и белый орел, и форель золотая... А иначе зачем на земле этой вечной живу?

Сам поэт как-то заметил: «Это, в общем, на самом деле не совсем грузинская песня, но она смыкается по символике с грузинским фольклором, и я ее так назвал...».

Вместе с тем проходящий рефреном образ «земли этой вечной» сообщает стихотворению общечеловеческое звучание. Именно с ним, с этим образом «теплой» и «вечной» земли соотносится, из нее вырастает, в нее уходит и неизменно возрождается мотив бренной и прекрасной человеческой жизни в ее глубинных проявлениях самых нежных и сокровенных дружеских и любовных чувств и взаимоотношений («...и друзей созову, на любовь свое сердце настрою...»; «...и заслушаюсь я, и умру от любви и печали...»).

В лирике Окуджавы подкупает глубина духовности, нравственная чистота, утверждение правды и справедливости в человеческих отношениях. В его стихах раскрываются цельность и богатство внутреннего мира личности, щедрая гамма живых человеческих чувств: любви, дружбы, товарищества, нежности, доброты. Об этом говорят многие строки стихотворений-песен («Часовые любви на Смоленской стоят...»; «Отступает одиночество, / возвращается любовь»; «Как много, представьте себе, доброты...»; «...эти самые нежность и робость, / эти самые горечь и свет....»; «Возьмемся за руки, друзья...»).

Чувство поэта - широко и многогранно. Это любовь к женщине, матери, родине, миру, жизни, любовь выстраданная, исполненная милосердия к людям. И не случайно стихотворение «Музыкант» (1983) завершается строками: «А душа, уж это точно, ежели обожжена, / справедливей, милосерднее и праведней она».

«Я очень люблю эту личность (музыканта), - говорил Окуджава. - Люблю слова «музыка», «музыкант», «струна». Музыку я считаю важнейшим из искусств, даже выше, чем искусство слова». И действительно, музыка и ее создатель (исполнитель) музыкант является одним из центральных мотивов его поэзии.

Вспомним хотя бы стихотворение «Чудесный вальс», которое все от первой до последней строки «прошито» сквозными лейтобразами, несущими тему этого, по словам поэта, «важнейшего из искусств»: «Музыкант в лесу под деревом наигрывает вальс... Целый век играет музыка... Музыкант приник губами к флейте... А музыкант врастает в землю... Це­лый век играет музыка... А музыкант играет».

В стихах Окуджавы «задействованы» самые различные инструменты, образуя многозвучный оркестр, в котором каждый исполнитель ведет свою партию: звучат «ноты звонкие органа» и «трубы медные», голоса скрипки и флейты, кларнета и фагота... В его песнях «веселый барабанщик / в руки палочки кленовые берет», «выводит мелодию / какой-то грядущий трубач», «...кларнетист красив как черт! / Флейтист, как юный князь, изящен...» И сама музыка оживает на наших глазах, становясь одушевленным существом: «И музыка передо мной танцует гибко... / И музыки стремительное тело / плывет...» («Музыка»).

Художественный мир Окуджавы - движущийся, живой, постоянно меняющийся, звучащий и красочный, в нем щедро, разнообразно представлены образы и мотивы, связанные с живописью, творчеством художника. Об этом опять же свидетельствуют сами названия стихотворений («Живописцы», «Как научиться рисовать», «Фрески», «Батальное полотно», «Отчего ты печален, художник...»), - в последнем случае само слово получает расширительный смысл - это «живописец, поэт, музыкант», инструменты и орудие которого - «холст и краски, перо и смычок».

Очевидно, Окуджава мог бы повторить вслед за Н.Заболоцким: «Любите живопись, поэты!» В его стихах немало примеров мас­терства живописания словом - от программного «Живописцы, окуните ваши кисти / в суету дворов арбатских и в зарю...» - и до реализации этой программы, в частности, в уже цитированной «Грузинской песне», или, скажем, в стихотворении «Осень в Кахетии», отмеченном удивительной пластикой, живописностью, динамикой и одухотворенностью в изображении природы:

Вдруг возник осенний ветер, и на землю он упал. Красный ястреб в листьях красных словно в краске утопал. Были листья странно скроены, похожие на лица, - сумасшедшие закройщики кроили эти листья, озорные, заводные посшивали их швеи...

Листья падали на палевые пальчики свои.

И у самого порога, где кончается дорога, веселился, и кружился, и плясал хмельной немного лист осенний, лист багряный, лист с нелепою резьбой... В час, когда печальный ястреб вылетает на разбой.

Одним из определяющих в мире Окуджавы является мотив дороги: это и расставание с родным домом, и движение по бесконечным дорогам войны в стихотворениях «До свидания, мальчики...», «Песенка о солдатских сапогах». Но это и дорога как символ жизненного пути, в котором сегодняшняя житейская реальность сплетается и сливается с вечным, бытийным, космическим («По Смоленской дороге»). Мотив движения был заявлен уже в первых стихах-песнях («Полночный троллейбус», «Часовые любви», «Веселый барабанщик»),

«Жизнь моя - странствие...» - писал Окуджава, и это относится не только к движению в пространстве. Не случайно его «Главная песенка» в одноименном стихотворении - «кружит над скрещеньем дорог», и потому столь значимы сами названия стихов: «Песенка о дальней дороге», «Дорожная песня», «Дорожная фантазия»...

Художественный мир поэта всегда реальный и вместе с тем - фантастический. Кроме «Дорожной фантазии», в творчестве Окуджавы, особенно в 80-е годы, возникает целый ряд, серия фантазий, в частности, связанных с поездками за рубеж, но и не только: «Парижская фантазия», а также «Дунайская», «Калужская», «Японская», «Турецкая», «Американская»... Вместе с тем еще в 70-е годы Окуджава пишет емкое и многозначительное стихотворение, которое можно рассматривать как ироническое размышление по поводу не оправдавших себя социальных утопий:

О фантазии на темы торжества добра над злом!
В рамках солнечной системы вы отправлены на слом.
Торжествует эта свалка и грохочет, как прибой...
Мне фантазий тех не жалко - я грущу о нас с тобой.

В стихах и песнях Окуджавы всегда тесно переплетается социально-историческое и вечное, общечеловеческое. Его тяга к гармонии, к высветлению прекрасного в жизни и человеке, связанного с верой, надеждой и любовью, неотделима от ощущения драматизма и трагедийности бытия в мире.

В одном из сравнительно недавних стихотворений, посвященных Новелле Матвеевой, Окуджава так характеризовал время «оттепельных» надежд, породивших, в частности, и такое явление, как авторская песня: «Мы - романтики старой закалки / из минувшей и страшной поры. / Мы явились на свет из-под палки, / чтоб воспеть городские дворы». Романтическое мироощущение молодости, естественно, претерпело существенные изменения, впитав печаль и горечь «музы Иронии», побуждающей переосмыслить образы собственных стихов:

Покосился мой храм на крови, впрочем, так же, как прочие стройки. Новогодняя ель - на помойке.

Ни надежд, ни судьбы, ни любви...

Острое сопереживание вызывают страдания родной земли в трагедийно окрашенной элегико-романтической лирике Окуджавы последних лет. Вернувшемуся из зарубежной поездки поэту тяжелей всего было видеть «родины больной родимое лицо». Мысли о собственной жизни и судьбе отступают перед болью о судьбах страны и всего настрадавшегося мира. Отсюда - горестные строки: «Жалко лишь, что родина померкла, / что бы там ни пели про нее». Отсюда и скорбные раздумья о настоящем и будущем земли-планеты:

Пока еще жизнь не погасла, сверкнув, не исчезла во мгле...
Как было бы все распрекрасно на этой зеленой земле,
когда бы не грязные лапы, неправый вершащие суд,
не бранные клики, не залпы, не слезы, что речкой текут!

Остро социальные мотивы сплетаются в поздней лирике Окуджавы с философскими размышлениями. Печальный вывод и итог прожитых лет («Мгновенна нашей жизни повесть, / такой короткий промежуток...») не приводит к унынию, а лишний раз побуждает искать «золотое зерно» подлинной поэзии «меж вечным и меж быстротечным», «меж прожитым и меж грядущим...»

В стихотворной подборке-цикле «Уроки пальбы» («Знамя», 1997, №1) возникают новые мотивы, вобравшие опыт пережитого и выношенного в сердце. «Уроки пальбы бесполезны...», «...поля сражений нынче не по мне» - такова теперь гуманистическая и нравственно-эстетическая позиция поэта. Высшей ценностью для него еще и еще раз предстают «музыка стиха», «слова одинокого наплывы», «странной фразы тусклый силуэт», в которых он видит «особый смысл и вдохновенный свет». И сами истоки подлинной поэзии он находит в изначальных, вечных человеческих чувствах и переживаниях - простых и обычных, лишенных какой бы то ни было выспренности и патетики:

Держава! Родина! Страна! Отечество и государство! Не это в душах мы лелеем и в гроб с собою унесем, а нежный взгляд, а поцелуй - любови сладкое коварство, Кривоарбатский переулок и тихий треп о том, о сем.

Стихи Окуджавы, вошедшие в книги «Милости судьбы» (1993), «Зал ожидания» (1996), наконец, в итоговый сборник «Чаепитие на Арбате» (1996), отличает, как и прежде, земная простота, порою будничность интонаций, обыденных слов и оборотов и - внутренняя красота, органичность художественно-изобразительных и выразительных средств, словесная, музыкальная целостность и завершенность его художественного мира.

Что касается поэтических «учителей», «именных» традиций русской и западноевропейской классики, то на вопросы о своих любимых поэтах Окуджава отвечал: «Из поэтов люблю я Пушкина, Киплинга, Франсуа Вийона, Пастернака», упоминая также еще имена Блока, Ахматовой, Заболоцкого. Относительно поэтов-современников он говорил: «Я очень люблю Давида Самойлова, Бориса Слуцкого, Олега Чухонцева, Беллу Ахмадулину, Юнну Мориц, Александра Кушнера...», неизменно положительно отзываясь о «шестидесятниках»: Е. Евтушенко, А. Вознесенском, Р. Рожденственском, как о «ярких талантах», людях «из моей стихотворной когорты», считал он также очень одаренными, замечательными поэтами И. Бродского, Н. Рубцова.

В основе лирического творчества Булата Окуджавы его нераздельность с народной жизнью и судьбой, органично впитанные опыт и традиции русской поэзии и, конечно же, фольклорные истоки (в том числе - городской романс). В самом соединении стиха, мелодии, а на раннем этапе и собственного исполнения под аккомпанемент гитары его стихов-песен сказалось обращение к древнейшим, исконным традициям поэтического творчества, смелое и оригинальное их продолжение и обновление.

Ключевые слова: Булат Окуджава,критика на творчество Булата Окуджавы,критика на произведения Булата Окуджавы,анализ произведений Булата Окуджавы,скачать критику,скачать бесплатно,русская литература 20 в.

Булат Шалвович Окуджава появился на свет 9 мая 1924 года в городе Москва. Он широко известен, как один из самых талантливых советских бардов, композиторов и поэтов. Булат Окуджава исполнял песни на свои собственные стихи. Своим творчеством он навсегда оставил свой след в истории авторской песни. Барда и поэта почти 20 лет нет в живых, однако его песни и стихотворения всё ещё популярны среди любителей бардовской песни.

После того, как отца Окуджавы расстреляли в лагере, а мать арестовали и сослали в лагерь на 9 лет, Булат жил в Тбилиси у родственников. Булат обучался в школе, потом устроился работать на завод токарем. В 1943 году, участвуя в боях под Моздоком, получил ранение. Именно в это время в свет вышла одна из его первых песен.

В 1950 году Окуджава получил профессию учителя, окончив университет Тбилиси. Проработав учителем в сельской школе, Булат попал в деревню Шамордино Калужской области, где и написал множество стихов, ставших впоследствии песнями.

Литературная карьера Окуджавы начинается в 1954 году. За 40 лет на свет появилось около 15 сборников со стихами Булата Окуджавы. Повести, в том числе и для детей, пьеса также имели место быть в творчестве автора.

В 1958 году Окуджава стал исполнять написанные им песни, и в течение довольно быстрого периода завоевал сердца миллионов людей, проживающих в Советском Союзе. Его творчество оказало сильнейшее влияние на формирование бардовской песни.

Булат Окуджава отметился не только участием в эпизодических ролях в советском кино, но и написал много известных композиций к кинофильмам, а также побывал в роли киносценариста.

В период с 1967 по 1985 год было выпущено пять пластинок с авторскими песнями Окуджавы (одна во Франции, остальные в СССР).

За свою жизнь бард и композитор был удостоен множества наград, премий и почётных званий.

Что касается личной жизни барда, у него было две супруги. С первой супругой, Галиной Смольяниновой, они развелись в 1964 году, их сын и дочь умерли. Со второй женой, Ольгой Арцимович, он прожил в браке до конца своих дней, их сын стал музыкантом и композитором.

Булат Окуджава. Биография

Булат Шалвович Окуджава – музыкальный и литературный деятель советского периода. Он рождён 9 мая 1924 года в городе Москва и умер 12 июня 1997 года в городе Кламар (Франция). Его творчество известно до сих пор, каждый советский человек любил его песни и стихи.

Его отец по национальности грузин (мегрел), а мать родом из Армении. Мать и отец жили в Тифлисе, но они уехали в Москву по учёбе, там же родился и Булат. Потом с отцом маленький Булат уехал жить в Тбилиси, а мама работала в городе Москва. Как участников в покушении на директора завода Уралвагонстроя, отец и два его брата были расстреляны в 1937 году. Поэтому Булата вернули в Москву к матери и бабушке, где они жили на улице Арбат. Но в 1938 его мать была арестована, её сослали в Карлаг. Вернулась с ГУЛАГа она только в 1947 году.

Булат Окуджава мобилизован в армию в августе 1942 года, так как ему только тогда исполнилось 18. В 1944 году он был демобилизован, ведь у него сильно испортилось здоровье после ранения. В 1985 году он был награждён орденом Отечественной войны 1 степени. Булат был зачислен после войны в университет города Тбилиси на филолога, а по окончанию работал несколько лет учителем.

Поэтическая и певческая деятельность

В 1956 году был выпущен дебютный сборник Булата Окуджавы, где были собраны его стихотворения. В этот же время он переехал в Москву и стал популярен благодаря своими песнями. В это же время были написаны его известнейшие песни, такие как «Сентиментальный марш» и остальные. В 1962 году он утверждён на небольшую роль в «Цепной реакции», где он был исполнителем своей же песни «Полночный троллейбус». В 1968 году во Франции появилась его пластинка, песни для этой пластинки он записывал также во Франции. В 1970 в фильме «Белорусский вокзал» также играет его песня. Песни его авторства играли в кино более 80 раз. Уже в середине 70-х его пластинки стали появляться на прилавках советского пространства.

Помимо работы над своими произведениями, он занялся переводческой деятельностью. Занимался стихами и прозой разных авторов разных стран. Совместно с Исааком Шварцем он создал огромное количество популярных песен. Также в одном альманахе была издана автобиография, напечатаны повести на исторические темы. Также он написал рассказы о войне для детей и работал редактором в известном издательстве.

Булат Шалвович в последнее время жизни жил в Подмосковье, выступал со своими произведениями в разных городах Советского союза и на Западе. Он завершил свои выступления в Париже.

Окуджава умер в 1997 году из-за осложнений пневмонии во Франции, но его тело было перевезено в Москву и похоронено.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Булат Шалвович Окуджава (9 мая 1924, Москва, СССР - 12 июня 1997, Кламар, Франция) - поэт, композитор, литератор,прозаик и сценарист. Автор около двухсот авторских и эстрадных песен, написанных на собственные стихи, один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни в 1950-е-1980-е годы.

Булат Окуджава родился в Москве 9 мая 1924 года в семье коммунистов, приехавших из Тифлиса для партийной учёбы в Коммунистической академии. Отец - Шалва Степанович Окуджава, грузин, известный партийный деятель, мать - Ашхен Степановна Налбандян, армянка, родственница известного армянского поэта Ваана Терьяна.

Вскоре после рождения Булата его отец был отправлен на Кавказ работать комиссаром грузинской дивизии. Мать осталась в Москве, работала в партийном аппарате. На учёбу Булат был отправлен в Тбилиси, учился в русском классе. Отец был повышен до секретаря Тбилисского горкома; из-за конфликта с Лаврентием Берией он обратился с письмом к Серго Орджоникидзе с просьбой направить его на партийную работу в Россию, и был отправлен на Урал парторгом на строительство вагоностроительного завода в городе Нижний Тагил. Затем Шалва Степанович стал 1-м секретарём Нижнетагильского горкома партии и вскоре выписал семью к себе на Урал. Булат начал учиться в школе № 32.

Первое место жительства - ул. Арбат, д. 43, коммунальная квартира на 4-м этаже.

В 1937 году родители Булата были арестованы, отец был расстрелян по ложному обвинению 4 августа 1937 года, а мать сослана в Карагандинский лагерь, откуда она вернулась лишь в 1955 году. После ареста родителей Булат с бабушкой вернулся в Москву. Он редко говорил и писал о своих предках и о своей судьбе, лишь к концу жизни в автобиографическом романе «Упразднённый театр» (1993) рассказал о невзгодах своей семьи.

В 1940 году Булат Окуджава переехал к родственникам в Тбилиси. Учился, потом работал на заводе учеником токаря.

В апреле 1942 года, в возрасте 17 лет, Окуджава пошёл на фронт добровольцем. Был направлен в 10-й Отдельный запасной миномётный дивизион. Затем, после двух месяцев обучения, был отправлен на Северо-Кавказский фронт. Был миномётчиком, потом радистом тяжёлой артиллерии. Был ранен подМоздоком.

К этому времени относится его первая песня «Нам в холодных теплушках не спа́лось» (1943), текст которой не сохранился.

Вторая песня была написана в 1946 году - «Старинная студенческая песня» («Неистов и упрям…»).

После войны Окуджава поступил в Тбилисский государственный университет. Получив диплом, в 1950 году начал работать учителем - сначала в сельской школе в селе Шамордино Калужской области и в районном центре Высокиничи.

В 1954 году, после встречи писателя Владимира Кобликова и поэта Николая Панченко с читателями в Высокиничском районе, Булат подошёл к ним и предложил послушать его стихи. Получив одобрение и поддержку, он перебрался в Калугу, где стал сотрудничать с газетой «Молодой ленинец» и в 1956 году выпустил свой первый сборник «Лирика».

В 1956 году после реабилитации родителей и XX съезда вступил в КПСС.

В 1959 году Окуджава вернулся в Москву. В том же году начал выступать как автор песен (стихов и музыки) и исполнять их под гитару, быстро завоёвывая популярность. К этому периоду (1956-1967) относится сочинение многих наиболее известных ранних песен Окуджавы («На Тверском бульваре», «Песенка о Лёньке Королёве», «Песенка о голубом шарике», «Сентиментальный марш», «Песенка о полночном троллейбусе», «Не бродяги, не пропойцы», «Московский муравей», «Песенка о комсомольской богине» и др.).

Работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», затем - заведующим отделом поэзии в «Литературной газете». Участвовал в работе литературного объединения «Магистраль».

В 1961 году ушёл со службы и больше по найму не работал, занимаясь исключительно творческой деятельностью.

В 1961 году в Харькове состоялся первый на территории СССР официальный вечер авторской песни Булата Окуджавы. Вечер был организован литературоведом Л. Я. Лившицем, с которым Б.Окуджаву связывали дружеские отношения.

В 1962 году Окуджава стал членом Союза писателей СССР. В том же году Окуджава впервые появился на экране в фильме «Цепная реакция», в котором исполнил песню «Полночный троллейбус».

В 1970 году на экраны вышел фильм «Белорусский вокзал», в котором исполнялась песня Булата Окуджавы «А нам нужна одна победа». Окуджава - автор и других популярных песен для таких кинофильмов, как «Соломенная шляпка», «Женя, Женечка и „катюша“» (в нём Окуджава в эпизодической роли поёт под гитару в солдатской форме) и др. В общей сложности песни Окуджавы и на его стихи звучат в более чем 80-ти фильмах.

Окуджава стал одним из самых ярких представителей жанра русской авторской песни (наряду с В. C. Высоцким и А.А. Галичем), который вскоре развили барды и который с появлением магнитофонов приобрёл огромную популярность. В этом жанре Окуджава сформировал своё направление.

Первая пластинка с песнями Окуджавы вышла в Париже в 1968 году. В том же году в Польше вышла пластинка с песнями Окуджавы в исполнении польских артистов, и одна песня - «Прощание с Польшей» - в нём была в исполнении автора. С середины 70-х годов пластинки Окуджавы выходили и в СССР.

Песни Булата Окуджавы, распространяясь в магнитофонных записях, быстро завоёвывали популярность, в первую очередь среди интеллигенции: сначала в СССР, затем и среди русскоговорящих за рубежом. Песни «Возьмемся за руки, друзья…», «Пока Земля ещё вертится…» («Молитва Франсуа Вийона») стали гимном многих слетов КСП и фестивалей. Помимо песен на собственные стихи, Окуджава написал ряд песен на стихи польской поэтессы Агнешки Осецкой, которые сам перевёл на русский.

Весьма плодотворным оказался творческий союз Булата Окуджавы с композитором Исааком Шварцем. Вместе они создали 32 песни, наиболее известные из которых - песня «Ваше благородие, госпожа Удача» («Белое солнце пустыни»), песенка кавалергарда из кинофильма «Звезда пленительного счастья», романс «Любовь и разлука» («Нас венчали не в церкви»), а также песни из кинофильма «Соломенная шляпка».

В 1961 году Окуджава дебютировал как прозаик: в альманахе «Тарусские страницы» была опубликована его автобиографическая повесть «Будь здоров, школяр» (отдельным изданием вышла в1987).

Опубликованы повести: «Бедный Авросимов» («Глоток свободы») (1969) о трагических страницах в истории декабристского движения, «Похождения Шипова, или Старинный водевиль» (1971) и написанные на историческом материале начала XIX века романы «Путешествие дилетантов» (часть 1. - 1976; часть 2. - 1978) и «Свидание с Бонапартом» (1983).

С началом перестройки Булат Окуджава стал принимать активное участие в политической жизни страны, заняв активную демократическую позицию.

С 1989 года - член-учредитель русского ПЕН-центра.

В 1990 году вышел из КПСС.

С 1992 года - член комиссии по помилованиям при Президенте РФ; с 1994 года - член комиссии по Государственным премиям РФ.

Был членом учредительного совета газеты «Московские новости», членом учредительного совета «Общей газеты», членом редколлегии газеты «Вечерний клуб», членом Совета общества «Мемориал».

В 1993 году подписал «Письмо 42-х».

В 1990-е годы Окуджава в основном жил на даче в Переделкине. В эти годы Окуджава выступал с концертами в Москве и Санкт-Петербурге, в США, Канаде, Германии и Израиле.

Памятник Булату Окуджаве на Арбате

23 июня 1995 года состоялся последний концерт Булата Окуджавы в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже.

12 июня 1997 года Булат Окуджава скончался в Париже (в пригороде Кламар), в военном госпитале.

Перед самой смертью Булат Окуджава был крещён с именем Иоанн в память о святом мученике Иоанне Воине. Это произошло в Париже по благословению одного из старцев Псково-Печорского монастыря.

Похоронен на московском Ваганьковском кладбище.

Вступил в КПСС в 1956 году, как только для этого появилась возможность (были реабилитированы родители). Вышел из КПСС в 1990 году, во время её распада.

Общественная деятельность, политические взгляды

Сохранились следующие воспоминания Олега Михайлова о разговоре с Окуджавой, состоявшемся в 1964 году.

… Вспоминаю, как в 1964 году небольшая группа молодых писателей приехала из Москвы в тогдашний Куйбышев. Гвоздём программы был, конечно, Булат Окуджава и его песни. Я в ту пору чуть не боготворил его (впрочем, многие песни ностальгически люблю и по сию пору). Как-то после очередного концерта за ужином я рассказал о моём (ныне покойном) друге Дмитрии Ляликове. Он, в частности, говорил, что когда на Кавказе узнали, что будто бы Сталин убил Кирова, то начали лучше относиться к Сталину. Слишком много зла натворил в тех краях «мальчик из Уржума». И услышал от Окуджавы:
- Этого человека надо расстрелять!
Я был поражен:
- Но почему же?
И Окуджава тихо, но непреклонно ответил:
- С Кировым работала моя мама…

К Сталину Окуджава относился определённо отрицательно. Вот фрагмент его стихотворения, написанного в 1981 году:

Ну что, генералиссимус прекрасный?
Твои клешни сегодня безопасны --
опасен силуэт твой с низким лбом.
Я счета не веду былым потерям,
но, пусть в своем возмездьи и умерен,
я не прощаю, помня о былом.

В 1993 году подписал «письмо 42-х» с требованием репрессий против участников событий октября 1993 года.

О сторонниках Руцкого высказался в интервью газете «Подмосковные известия» от 11 декабря 1993 года так:

Булат Шалвович, вы смотрели по телевизору, как 4 октября обстреливали Белый дом?
- И всю ночь смотрел.
- У вас, как у воевавшего человека, какое было ощущение, когда раздался первый залп? Вас не передёрнуло?
- Для меня это было, конечно, неожиданно, но такого не было. Я другое вам скажу. С возрастом я вдруг стал с интересом смотреть по телевизору всякие детективные фильмы. Хотя среди них много и пустых, и пошлых, но я смотрю. Для меня главное, как я тут понял: когда этого мерзавца в конце фильма прижучивают. И я наслаждаюсь этим. Я страдал весь фильм, но все-таки в конце ему дали по роже, да? И вдруг я поймал себя на том, что это же самое чувство во мне взыграло, когда я увидел, какХасбулатова и Руцкого, и Макашова выводят под конвоем. Для меня это был финал детектива. Я наслаждался этим. Я терпеть не мог этих людей, и даже в таком положении никакой жалости у меня к ним не было. И может быть, когда первый выстрел прозвучал, я увидел, что это - заключительный акт. Поэтому на меня слишком удручающего впечатления это не произвело. Хотя для меня было ужасно, что в нашей стране такое может произойти. И это ведь опять вина президента. Ведь это все можно было предупредить. И этих баркашовцев давно можно было разоружить и разогнать - всё можно было сделать. Ничего не делалось, ничего!
- А с другой стороны, если бы президент пытался что-то предпринять раньше, демократы первые начали бы заступаться: дескать, душат демократию…
- Вот-вот, у нас есть такая категория либеральной интеллигенции, которая очень примитивно понимает нашу ситуацию. С точки зрения идеально демократического общества - да. Но у нас, повторюсь, нет никакого демократического общества. У нас - большевистское общество, которое вознамерилось создавать демократию, и оно сейчас на ниточке подвешено. И когда мы видим, что к этой ниточке тянутся ножницы, мы должны как-то их отстранить. Иначе мы проиграем, погибнем, ничего не создадим. Ну а либералы всегда будут кричать. Вот Людмила Сараскина, очень неглупая женщина, выступила с возмущением, что, дескать, такая жестокость проявлена, как можно, я краснею. Пусть краснеет, что же делать. А я думаю, что если к тебе в дом вошел бандит и хочет убить твою семью… Что ты сделаешь? Ты ему скажешь: как вам не стыдно, да? Нет-нет, я думаю, что твердость нужна. Мы - дикая страна.
- Президент на встрече с писателями (и это показывали по телевизору) оборонил такую фразу: «Жалко, что не пришел Окуджава»…
- Да, а я должен был прийти, но застрял в потоке машин и на час опоздал… Мы с ним были знакомы еще в самом начале перестройки - шапочно, конечно, но несколько раз встречались. Приятно, что президент меня помнит.
- Булат Шалвович, а за какой блок вы отдаете свой голос на выборах?
- Я голосую за «Выбор России».

Вскоре это интервью было процитировано в газете «Подмосковье» - с серьёзными купюрами, искажающими смысл высказываний. Были, в частности, пропущены слова о выводе Хасбулатова и других под конвоем, и получалось, что интервьюируемый наслаждался фактом выстрелов. Ссылаясь уже на эту перепечатку, противники поэта неоднократно устраивали ему обструкцию. Сам же Окуджава прокомментировал своё интервью так: «В газете „Подмосковные известия“ я высказывался против Хасбулатова, Макашова, Руцкого, которых не приемлю. Но не против простых людей».

Когда на последнем концерте в ЮНЕСКО 23 июня 1995 года его спросили о ситуации в Чечне, он ответил так:

«Сама по себе война в Чечне - страшное совершенно явление, которое будет помниться много, много десятилетий, если не столетий. Тем более, я думаю, знаете - этот маленький народ, в котором нет даже миллиона - допустим, он даже очень-очень самовлюбленный и очень сложный, - все-таки надо считаться с национальной психологией… Тем более - такого маленького народа. (аплодисменты) А его в прошлом веке в течение 50 лет уничтожали… В этом веке в 44-м году выслали весь народ на гибель. И сейчас опять уничтожают. Ну что такое? - Неужели российская власть не может самоутвердиться другим способом? Неужели для этого нужно убивать своих же сограждан?» (цитата по расшифровке фонограммы концерта, изданной впоследствии на 2х CD под названием «Когда опустеет Париж»)

Вскоре М. Федотов в своей статье исказил высказывание Окуджавы, приписав ему, в частности, свои собственные мысли. Это искаженное высказывание впоследствии широко цитировалось как принадлежащее Окуджаве.

В своём интервью «Новой Газете» высказывал идею о сходстве фашистского и сталинского режимов:

Мало кто думает о том, что немцы сами помогли Советскому Союзу себя победить: представьте себе, они бы не расстреливали, а собирали колхозников и говорили им - мы пришли, чтобы освободить вас от ига. Выбирайте себе форму правления. Хотите колхоз - пожалуйста, колхоз. Хотите единоличное хозяйство - пожалуйста. На заводах то же самое - делайте свою жизнь. Если бы они превратили наши лозунги в дело, они могли бы выиграть войну. У них была, конечно, жуткая ошибка с пропагандой. Своей исключительной жестокостью они спровоцировали народный гнев. … Но системы у нас похожи. Абсолютно две одинаковые системы схлестнулись. Они поступали точно так же, как поступали бы и мы. И в этом их ошибка. Просто наша страна оказалась мощнее, темнее и терпеливее.

Семья и окружение

Отец - Шалва Степанович Окуджава, партийный советский деятель (репрессирован в 1937 году). Булат Шалвович был женат дважды. Первая жена - Галина Васильевна Смольянинова (1926-1965), с ней он развёлся в 1964 году, умерла от сердечного приступа. Сын от первого брака Игорь Окуджава (1954-1997), отсидел в тюрьме, принимал наркотики. Дочь от первого брака умерла. Вторая жена - Ольга Владимировна Окуджава (д. Арцимович), по образованию физик, племянница Льва Арцимовича. Сын - Булат (Антон) Булатович Окуджава (род. 1965), музыкант, композитор.

В 1981 году познакомился с певицей Натальей Горленко (род. 10 июня 1955), с которой имел продолжительный роман, что отразилось на его творчестве.

В круг личных друзей Окуджавы входили Белла Ахмадулина, Юрий Левитанский, Фазиль Искандер.

Признание и награды

  • Первая премия и приз «Золотой венец», Югославия (1967).
  • Орден Дружбы народов (1984).
  • Приз «Золотая гитара» на фестивале в Сан-Ремо, Италия (1985).
  • Имя Окуджавы присвоено малой планете (1988).
  • Почётная степень доктора гуманитарных наук Норвичского университета, США (1990).
  • Премия «Пеньо Пенев», Болгария (1990).
  • Премия «За мужество в литературе» им. А. Д. Сахарова («Апрель») (1991).
  • Лауреат Государственной премии СССР (1991).
  • Премия «Русский Букер» (1994) за автобиографический роман «Упразднённый театр».
  • Почётный гражданин Калуги (1996).
  • Медаль «За оборону Кавказа».
  • Почётная медаль Правления Советского фонда мира.
Государственный мемориальный музей Булата Окуджавы

Музей находится в Московской области, в Ленинском районе, п/о Мичуринец, пос. писателей «Переделкино», ул. Довженко, 11, основан - 22 августа 1998 года, открыт - 31 октября 1999 года.

Памятники Окуджаве

Памятники Окуджаве в Москве

  • 8 мая 2002 года в Москве был открыт первый памятник Булату Окуджаве. Монумент установлен на углу Арбата и Плотникова переулка.
  • 8 сентября 2007 года был открыт памятник Окуджаве в Москве во дворе Центра образования № 109. Автор обеих скульптур - Георгий Франгулян.

Фестивали и конкурсы имени Булата Окуджавы
  • Международный фестиваль Булата Окуджавы
  • Ежегодный московский фестиваль «И друзей созову…», посвящённый Булату Окуджаве
  • Открытый городской конкурс патриотической авторской песни имени Булата Окуджавы, Пермь
  • Израильский международный фестиваль памяти Булата Окуджавы, города Израиля
Премия имени Булата Окуджавы

В 1997 году учреждена Государственная премия имени Булата Окуджавы, лауреатами которой стали Александр Городницкий, Юлий Ким, Александр Дольский, Белла Ахмадулина и др.

Творческое наследие

Опубликованные произведения
Сборники
  • «Март великодушный» (1967),
  • «Арбат, мой Арбат» (1976),
  • «Стихотворения» (1984),
  • «Избранное» (1989),
  • «Посвящается вам» (1988),
  • «Милости судьбы» (1993),
  • «Зал ожидания» (Нижний Новгород, 1996),
  • «Чаепитие на Арбате» (1996),
  • Булат Окуджава. 20 песенок для голоса и гитары. - Краков: Польское муз. изд-во, 1970. - 64 с.
  • Булат Окуджава. 65 песен (Музыкальная запись, редакция, составление В. Фрумкин). Ann Arbor, Michigan: Ардис, т. 1 1980, т. 2 1986.
  • Песни Булата Окуджавы. Мелодии и тексты. Составитель и автор вступительной статьи Л. Шилов, музыкальный материал записан А. Колмановским с участием автора). - М.: Музыка, 1989. - 224 с.
Исторические романы
  • «Бедный Авросимов» (1969, в некоторых последующих изданиях - «Глоток свободы»)
  • «Похождения Шипова, или Старинный водевиль»
  • «Путешествие дилетантов» (1976-1978)
  • «Свидание с Бонапартом» (1983)
  • «Упразднённый театр» (1993)
Киносценарии
  • «Верность» (1965; в соавторстве с П. Тодоровским; постановка: Одесская киностудия, 1965);
  • «Женя, Женечка и „катюша“» (1967; в соавторстве с В. Мотылём; постановка: Ленфильм, 1967);
  • «Частная жизнь Александра Сергеича, или Пушкин в Одессе» (1966; в соавторстве с О. Арцимович; фильм не поставлен);
  • «Мы любили Мельпомену…» (1978; в соавторстве с О. Арцимович; фильм не поставлен).
Фильмография
Игровые фильмы
  • 1961 - «Горизонт», Ленфильм - текст песен
  • 1962 - «Цепная реакция», Мосфильм - первое появление на экране
  • 1963 - «Застава Ильича» («Мне двадцать лет»), Киностудия им. М. Горького
  • 1967 - «Женя, Женечка и „катюша“», Ленфильм (соавтор сценария, эпизодическая роль)
  • 1970 - «Белорусский вокзал», Мосфильм - песня из к/ф «Белорусский вокзал» («Десятый наш десантный батальон»)
  • 1970 - «Белое солнце пустыни» - текст песни «Ваше благородие, госпожа удача»
  • 1973 - «Кортик», Беларусьфильм - тексты «Песни красноармейца» («Вслепую пушка лупит») и «Песни беспризорника» («У Курского вокзала»)
  • 1974 - «Бронзовая птица», Беларусьфильм - текст песни «Ты гори, гори, мой костер»
  • 1975 - «Приключения Буратино», Беларусьфильм - тексты части песен
  • 1977 - «Аты-баты, шли солдаты», Киностудия им. А. П. Довженко - песня «Бери шинель, пошли домой»
  • 1977 - «Ключ без права передачи», Ленфильм
  • 1982 - «Покровские ворота», Мосфильм - песни «Живописцы», «Песенка об Арбате», «Часовые любви»
  • 1985 - «Законный брак», Мосфильм
  • 1986 - «Храни меня, мой талисман», Киностудия им. А. П. Довженко
Документальные фильмы
  • «Я помню чудное мгновенье» (Ленфильм)
  • «Мои современники», Ленфильм, 1984
  • «Два часа с бардами» («Барды»), Мосфильм, 1988
  • «И не забудь про меня», Российское телевидение, 1992
Дискография
Грампластинки
  • Песни Булата Окуджавы. Мелодия, 1966. Д 00016717-8
  • Диск (Париж, фирма Le Chant du Mond в 1968)
  • Булат Окуджава. Песни. Мелодия, 1973. 33Д-00034883-84
  • Булат Окуджава. Песни (стихи и музыка). Исполняет автоp. Мелодия, 1976. М40 38867
  • Песни на стихи Булата Окуджавы. Мелодия, 1978. М40 41235
  • Булат Окуджава. Песни. Мелодия, 1978. Г62 07097
  • Булат Окуджава. Песни. Исполняет Булат Окуджава. Мелодия, 1981. С60 13331
  • Окуджава Булат. Песни и стихи о войне. Мелодия, 1985
  • Диск песен. («Балкантон», Болгаpия, 1985. ВТК 3804).
  • Булат Окуджава. Песни и стихи о войне. Исполняет автоp. Запись всесоюзной студии гpамзаписи и фоногpаммы кинофильмов 1969-1984 годов. Мелодия, 1985. М40 46401 003
  • Окуджава Булат. Новые песни. Запись 1986 г. Мелодия, 1986. С60 25001 009
  • Булат Окуджава. Песенка, коpоткая, как жизнь сама… Исполняет автоp. Запись 1986 г. Мелодия, 1987. С62 25041 006
  • Песни на стихи Булата Окуджавы из кинофильмов. Мелодия
Кассеты
  • Булат Окуджава. Пока земля ещё вертится. Записи М. Крыжановского 1969-1970. По лицензии SoLyd Records. ТОО «Московские окна», 1994. МО 005
Компакт-диски
  • Булат Окуджава. Пока земля ещё вертится. Записи М. Крыжановского 1969-1970. SoLyd Records, 1994. SLR 0008
  • Булат Окуджава. А как первая любовь… По лицензии Le Chant du Mond, запись 1968. SoLyd Records, 1997. SLR 0079

Библиография

  • Голос надежды: Новое о Булате Окуджаве. Вып. 1 / Сост. Крылов А. Е. ISBN 5-98557-001-0. М.: Булат, 2004
  • Голос надежды: Новое о Булате Окуджаве. Вып. 2 / Сост. Крылов А. Е. ISBN 5-98557-003-7. М.: Булат, 2005
  • Голос надежды: Новое о Булате Окуджаве. Вып. 3 / Сост. Крылов А. Е. ISBN 5-98557-005-3. М.: Булат, 2006
  • Голос надежды: Новое о Булате Окуджаве. Вып. 4 / Сост. Крылов А. Е. ISBN 978-5-98557-009-0. М.: Булат, 2007
  • Голос надежды: Новое о Булате Окуджаве. Вып. 5 / Сост. Крылов А. Е. ISBN 978-5-991457-001-6. М.: Булат, 2008
  • Голос надежды: Новое о Булате Окуджаве. Вып. 8 / Сост. Крылов А. Е. ISBN 978-5-991457-012-2. М.: Булат, 2011, 544 с. мл, 1000 экз.
  • Гизатулин М. Булат Окуджава: «… из самого начала.» - ISBN 978-5-98557-010-6. М.: Булат, 2008


Что еще почитать