Ч дарвин эмоции. Эволюционные теории эмоций. Биологические теории эмоций

Мотивация настроений, ее характер и глубина у разных людей весьма различна. "Обобщение" эмоционального впечатления в настроении приобретает различный, и даже противоположный характер, в зависимости от строения личности. По мере того, как складываются и оформляются отношения личности с окружающим миром и в связи с этим, в самой личности выделяются определенные сферы особой значимости и устойчивости, и в связи с этим, в самой личности выделяются определенные сферы особой значимости и устойчивости. Не всякое впечатление оказывается властным изменить общее настроение личности, оно для этого должно иметь отношение к особо значимой для личности сфере. Проникая в личность, впечатления подвергаются определенной фильтровке, область в которой происходит формирование настроения, т. о. ограничивается, человек становится менее зависимым от случайных впечатлений, настроение его становится более устойчивым.

К. Изард выделил следующие основные, "фундаментальные эмоции":

1. Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или неопределенна.

2. Удивление – не имеющая точно выраженного положительного или отрицательного знака, эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит предыдущие реакции, направляя внимание на объект, его вызвавший и может вызывать интерес.

3. Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся такой информацией о невозможности удовлетворения жизненных потребностей, которое раннее представлялось более вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

4. Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением препятствия на пути к цели для удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

5. Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, предметами, людьми, обстоятельствами, соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта

6. Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.

Основная функция эмоций заключается в том, что мы можем, не пользуясь речью можем судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Выделяют 6 основополагающих эмоций: радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.

Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, но всякое поведение связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности.

Чувства че-ловека, напротив, внешне весьма заметны. Выделяют моральные, эстетические, интеллектуальные, практические чувства. Эмоции порождают чувства, которые, в свою очередь, являются источниками эмоций.

В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реак-циями.

Некоторые из эмоций могут действовать крайне деструктивно на поведение человека в обществе, поэтому каждому человеку необходимо научиться управлять эмоциями, не позволять им разрушать межличностные отношения человека в социуме.

Таким образом, подводя некоторый итог, нужно отметить, что к классу эмоций относят подразделение на так называемые «чистые эмоции» - это настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы.

Основная функция эмоций заключается в том, что мы можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Выделяют 6 основополагающих эмоций: радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на эмоции, чувства и аффекты.

Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, но всякое поведение связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Чувства че-ловека, напротив, внешне весьма заметны. Выделяют моральные, эстетические, интеллектуальные, практические чувства. Эмоции порождают чувства, которые, в свою очередь, являются источниками эмоций. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реак-циями.

Страсть же представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.

Стресс – это один из наиболее распространённых в наши дни видов аффектов, представляющий собой состояние чрезмерно сильного и длительно-го психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку.

Некоторые из эмоций могут действовать крайне деструктивно на поведение человека в обществе, поэтому каждому человеку необходимо научиться управлять эмоциями, не позволять им разрушать межличностные отношения человека в социуме.

Глава 2. Исследование данного вопроса в трудах различных авторов.

2.1. Эволюционная теория эмоций Чарльза Дарвина

Эволюционная теория происхождения эмоций Чарльза Дарвина, опубликована в книге «Выражение эмоций у человека и животных» в 1872 году. В ней эволюционный принцип применяется к психологическому развитию живого организма и доказывается, что между поведением животного и человека не существует непроходимой пропасти. Как показал Дарвин, во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу его теории. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма. И действительно, общность эмоциональных выражений человека и, во всяком случае, высших животных, стоящих наиболее близко к человеку, настолько очевидна, что не поддается никакому оспариванию.

2.2. Рудиментарная теория эмоций Герберт Спенсер , Теодюль Рибо

Развивает эволюционную идею о происхождении эмоций, оценивая их со стороны поведенческой сферы. После публикации работ Чарльза Дарвина ряд психологов (частью Герберт Спенсер и его ученики, частью французские позитивисты - Теодюль Рибо и его школа, частью немецкая биологически ориентированная психология) стали развивать идеи о биологическом происхождении человеческих эмоций из аффективных и инстинктивных реакций животных. Предполагается, что эмоции являются остаточными проявлениями аффектов некогда сопровождавших полноценные биологические реакции. Согласно с данной концепцией, выразительные движения, сопровождающие наш страх, рассматриваются как рудиментарные реакции при бегстве и обороне, а выразительные движения, сопровождающие наш гнев, рассматриваются как рудиментарные остатки движений, некогда сопровождавших у наших животных предков реакцию нападения. Страх стал рассматриваться как «заторможенное бегство», а гнев как «заторможенная драка», то есть эмоции позиционируются как «затухающее эхо» элементарных программ поведения. Логика данной теории приводит к несколько спорным выводам об отмирании эмоций как таковых и не объясняет разнообразие эмоционального мира человека.

2.3. Психоаналитическая концепция эмоций Зигмунда Фрейда

Психоанализ обращает внимание на энергетическую составляющую психических процессов, рассматривая в этом плане и эмоциональную сферу. Несмотря на то, что предлагаемый отвлеченный вариант истолкования эмоций был мало привязан к организации мозга, он в дальнейшем привлек внимание многих исследователей, занимавшихся данной проблемой. Согласно мнению Зигмунда Фрейда, подсознательное является источником избытка энергии, который он определяет как либидо. Структурное содержание либидо обусловлено конфликтной ситуацией, которая имела место в прошлом и зашифрована на инстинктивном уровне. Надо отметить что факты, свидетельствующие о выраженной пластичности нервной системы, плохо согласуются с идеей «законсервированного» конфликта, не говоря уже о том, что в данной гипотезе плохо просматривается биологический смысл. Со временем психоанализ пришел к выводу, что энергия «подсознательного» не хранится в структурах мозга как «дефект развития», а является следствием появления в нервной системе избытка энергии, как результат несовершенной адаптации личности в социуме. Например, А. Адлер считал, что большинству детей изначально присуще ощущение собственного несовершенства, по сравнению с «всемогущими взрослыми», которое ведёт к формированию комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими.

2.4. Структурная теория эмоций Пейпеца

Концепция американского невропатолога Джеймса Пейпеца, классический пример нейропсихологического подхода к рассмотрению эмоций, была опубликована в 1937. Изучая эмоциональные расстройства у больных с поражением гиппокампа и поясной извилины, Пейпец выдвинул гипотезу о существовании единой системы, объединяющей ряд структур мозга и образующей мозговой субстрат для эмоций. Эта система представляет замкнутую цепь и включает: гипоталамус, передневентральное ядро таламуса, поясную извилину, гиппокамп и мамиллярные ядра гипоталамуса. Она получила название круга Пейпеца. Позднее, в 1952 году, структура названная кругом Пейпеца была названа Полом Мак-Лином лимбической системой (название учитывало, что поясная извилина окаймляет основание переднего мозга). Источником возбуждения лимбической системы является гипоталамус, активность которого модулируют нижележащие структуры среднего мозга и через таламус передает возбуждение к поясной извилине коры больших полушарий. По Джеймсу Пейпецу, поясная извилина, является субстратом осознанных эмоциональных переживаний. Сигналы от поясной извилины, через гиппокамп и мамиллярные тела, вновь достигает гипоталамуса, обеспечивая обратную связь в лимбической системе. Таким образом, субъективные переживания, возникающие на уровне коры, контролируют висцеральные и моторные проявления эмоций. Существует ряд возражений против теории Джеймса Пейпеца. Так, в эксперименте показано, что стимуляция гиппокампа человека электрическим током не сопровождается появлением эмоций (страха, гнева), а субъективно пациенты испытывают лишь спутанность сознания.

2.5. Соматическая теория эмоций Джемса-Ланге

Соматическая теория эмоций выдвинута независимо друг от друга американским философом и психологом Уильямом Джеймсом и датским медиком Карлом Георгом Ланге в 1880-1890 годах. Основанием для теории послужил анализ соответствия между объективным проявлением активности вегетативно сферы и субъективным ощущением переживаемой эмоции. Согласно данной теории, эмоциональное ощущение - это проявление в сознании функциональных перестроек в организме, происходящих на уровне вегетативной нервной системы. Внешнее раздражение вызывает рефлекторные изменения в деятельности сердца, дыхании, кровообращении, тонусе мышц, вследствие чего в сознание проецируются разные ощущения, из которых и слагается переживание эмоций. То есть, сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем, как их следствие, возникает сама эмоция. Если вегетативные реакции являются причиной, а эмоции следствием в континууме взаимодействия организма со средой, то «мы грустим, потому что плачем, сердимся, потому что наносим удар, боимся, потому что дрожим». В сравнении с рудиментарной теорией эмоций, которая рассматривает их в контексте элементарных программ поведения, теория Джемса-Ланге затрагивает более глубокие механизмы поведения, оценивая эмоции на подготовительной стадии, как набор вегетативных реакций, обеспечивающих реализацию плана действий. Следует обратить внимание, что в обеих концепциях эмоции рассматриваются несколько односторонне, как атрибут небольшого набора врожденных программ поведения, поэтому создается впечатление, что ряд процессов нашего сознания лишен эмоционального сопровождения, соответственно становиться труднообъяснимым присущее человеку богатство эмоциональной сферы.

Более поздняя и научно обоснованная теория принадлежит Ч. Дарвину. Опубликовав в 1872 году книгу «Выражение эмоций у человека и животных», Ч. Дарвин показал эволюционный путь развития эмоций и обосновал происхождение их физиологических проявлений. Суть его представлений состоит в том, что эмоции либо полезны, либо представляют собой лишь остатки (рудименты) различных целесообразных реакций, которые были выработаны в процессе эволюции в борьбе за существование. Разгневанный человек краснеет, тяжело дышит и сжимает кулаки потому, что в первобытной своей истории всякий гнев приводил людей к драке, а она требовала энергичных мышечных сокращений и, следовательно, усиленного дыхания и кровообращения, обеспечивающих мышечную работу. Потение рук при страхе он объяснял тем, что у обезьяноподобных предков человека эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветки деревьев.

Тем самым Дарвин доказывал, что в развитии и проявлении эмоций не существует непроходимой пропасти между человеком и животными. В частности, он показал, что во внешнем выражении эмоций у антропоидов и слепорожденных детей имеется много общего.

Биологические теории эмоций

Теория П.К. Анохина.

Анохин рассматривал эмоциональные состояния "как закономерный факт природы, как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира". При этом он опирался на теорию эволюции Ч. Дарвина. Он утверждал, что вопрос сводится лишь к тому, в чем, собственно, состоит биологическая и физиологическая полезность эмоций в осуществлении функций организма. Анохин утверждал, что в процессе эволюции эмоциональные ощущения закрепились как своеобразный инструмент, который удерживает процесс в его оптимальных границах. Тем самым эмоции предупреждают разрушающий характер недостатка и избыточную информацию о каких-либо факторах жизни организма.

Суть его биологической теории состоит в том, что она утверждает, что положительное эмоциональное состояние какой-либо потребности возникает лишь в случае, если информация о совершенном действии, отражает все компоненты положительного результата.

Теория Даффи.

Даффи основывался на учениях Вундта и Спенсера, и считал, что все поведение человека возможно объяснить, используя термины "единого феномена" - организмического возбуждения. Также Даффи утверждал, что поведение может изменяться только лишь относительно двух векторов: направленность, интенсивность.

Направленность - избирательность ответа, которая основывается на ожиданиях, целях и взаимоотношениях организма с окружающей его средой (воспринимаемыми стимулами, исходящими от окружающей среды). В зависимости от значения ситуации (побудительное, угрожающее), индивид может либо подчиняться ей, либо избегать. Интенсивность - следствие общей возбудимости организма, мобилизации энергии.

Мерой интенсивности Даффи считал "количество энергии, высвобожденной из тканей организма". Эмоции Даффи рассматривал как точку, либо как совокупность точек на шкале возбуждения, поэтому в его теории дискретность эмоций можно рассматривать только в контексте интенсивности.

Теория У. Джемса -- Г. Ланге

Теория Джеймса--Ланге--теория, выдвинутая независимо друг от друга американским философом и психологом У. Джеймсом и датским медиком К. Г. Ланге (1880--90-е гг.). Согласно теории Джеймса--Ланге возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями изменениями, как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов сердечной, сосудистой, секреторной деятельности. Совокупность ощущений, связанных с этими изменениями, и есть эмоциональное переживание. По Джеймсу, "мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеемся". Если Джеймс связывал эмоции с широким кругом периферических изменений, то Ланге -- только с сосудистодвигательной системой: состоянием иннервации и просветом сосудов. Таким образом, периферические органические изменения, которые обычно рассматривались как следствие эмоций, объявлялись их причиной. Теория Демса--Ланге представляла собой попытку превратить эмоции в объект, доступный естественному изучению.

Эта законченная с теоретической стороны и достаточно разработанная теория подкупала двумя моментами: с одной стороны, она действительно давала видимое естественнонаучное, биологическое обоснование эмоциональным реакциям, а с другой (она не имела недостатков тех теорий, которые никак не могли объяснить, почему никому не нужные эмоции, остатки животного существования, продолжают еще жить и оказываются с точки зрения ретроспектального опыта такими важными, такими значительными переживаниями, наиболее близко стоящими к ядру личности.

Однако, связав эмоции исключительно с телесными изменениями, она перевела их в разряд явлений, не имеющих отношения к потребностям и мотивам, лишила эмоции их адаптивного смысла, регулирующей функции. Проблема произвольной регуляции эмоций трактовалась при этом упрощенно: считалось, что нежелательные эмоции, например гнев, можно подавить, если намеренно совершать действия, характерные для положительных эмоций. Основные возражения против этой теории, выдвигаемые в психологии, относятся к механистическому пониманию эмоций как совокупности ощущений, вызываемых периферическими изменениями, и к объяснению природы высших чувств. Критика теории Джемса--Ланге физиологами (Ч. С. Шеррингтон, У. Кеннон и др.) основана на данных, полученных в экспериментах с животными. Главные из них свидетельствуют о том, что одни и те же периферические изменения происходят при самых разных эмоциях, а также при состояниях, с эмоциями не связанных.

В ответ на эти упреки Джемс объявил, что органическое происхождение имеют только "низшие" эмоции, унаследованные человеком от животных предков. К этой группе можно отнести такие эмоции, как страх, гнев, отчаяние, ярость, но, конечно, неприложимо к таким "субтильным", по его выражению, эмоциям, как религиозное чувство, чувство любви мужчины к женщине, эстетическое, интеллектуальное, нравственное переживание и т.д. Таким образом, Джемс резко различал области "низших" и "высших" эмоций. Но Л.С. Выготский подверг и эту теорию критике за противопоставление "низших" эмоций, как обусловленных сдвигами в организме, "высшим", истинно человеческим переживаниям, будто бы не имеющим никаких материальных оснований.

Эти теории заложили камень для построения целого ряда метафизических теорий в учении об эмоциях. В этом отношении теория Джемса и Ланге была шагом назад по сравнению с работами Дарвина и тем направлением, которое непосредственно от него развилось.

Теория Кеннона.

Экспериментальные атаки на теорию Джемса-Ланге велись в двух направлениях: со стороны физиологических лабораторий и со стороны психологических лабораторий. Физиологические лаборатории сыграли по отношению к теории Джемса-Ланге предательскую роль, а точнее ее сыграла книга У. Кеннона.

Экспериментальные атаки на теорию Джемса (Ланге велись в двух направлениях: со стороны физиологических лабораторий и со стороны психологических лабораторий. Физиологические лаборатории сыграли по отношению к теории Джемса и Ланге предательскую роль, а точнее ее сыграла книга У. Кеннона. Он одним из первых отметил тот факт, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, весьма похожи друг на друга и по разнообразию недостаточны для того, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Внутренние органы, с изменениями состояний которых Джемс-Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, кроме того, представляют собой малочувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции же обычно возникают и развиваются довольно быстро. В более поздних исследованиях обнаружилось, что из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы. В экспериментах, проведенных на животных, было установлено, что электрическими воздействиями на эти структуры можно управлять эмоциональными состояниями, такими, как гнев, страх (Х. Дельгадо).

Теория Линдсея-Хебба

Психоорганическая теория эмоций (так условно можно назвать концепции Джемса-Ланге) получила дальнейшее развитие под влиянием элекгрофизиологических исследований мозга. На ее базе возникла активационная теория Линдсея-Хебба. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы. Активационная теория базируется на следующих основных положениях: - Электроэнцефалографическая картина работы мозга, возникающая при эмоциях, является выражением так называемого "комплекса активации", связанного с деятельностью ретикулярной формации.

Работа ретикулярной формации определяет многие динамические параметры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость и ряд других.

Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь эмоциональных и органических процессов, появились теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека. Эмоции, как оказалось, регулируют деятельность, обнаруживая вполне определенное на нее влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Д.О. Хеббу удалось экспериментальным путем получить кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности. Между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека существует криволинейная, "колоколообразная" зависимость. Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Для каждого человека (а в целом и для всех людей) имеется оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения, в свою очередь, зависит от многих факторов: от особенностей выполняемой деятельности, от условий, в которых она протекает, от индивидуальности включенного в нее человека и от многого другого. Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и делает практически неуправляемой. У человека в динамике эмоциональных процессов и состояний не меньшую роль, чем органические и физические воздействия, играют когнитивно-психологические факторы (когнитивные означает относящиеся к знаниям). В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие эмоции у человека динамическими особенностями когнитивных процессов.

Эволюционная теория происхождения эмоций Чарльза Дарвина, опубликована в книге «Выражение эмоций у человека и животных» в 1872 году. В ней эволюционный принцип применяется к психологическому развитию живого организма и доказывается, что между поведением животного и человека не существует непроходимой пропасти. Как показал Дарвин, во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу его теории. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма. И действительно, общность эмоциональных выражений человека и, во всяком случае, высших животных, стоящих наиболее близко к человеку, настолько очевидна, что не поддается никакому оспариванию.

Психологические теории внимания
Интересные и противоречивые свойства внимания привлекали к нему взгляды многих ученых, которые по-разному объясняли происхождение и сущность внимания. Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т. Рибо.

Теория внимания Рибо

Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Рибо предполагал особенно тесную зависимость между эмоциями и произвольным вниманием. Он считал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.

Непроизвольное внимание также всецело зависит от аффективных состояний. "Случаи глубокого и устойчивого непроизвольного внимания обнаруживают все признаки неутомимой страсти, постоянно возобновляющейся и постоянно жаждущей удовлетворения".



Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но также определенными изменениями физического и физиологического состояния организма. Только на основе детального и тщательного изучения подобного рода состояний можно составить ясное представление и о механизмах внимания.

Т. Рибо подчеркивал значение физиологических связей психических процессов и состояний, и это обстоятельство сказалось на его трактовке внимания. Таким образом, теорию Рибо можно назвать психофизиологической. Внимание, как чисто физиологическое состояние, имеет комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций.

Интеллектуальное же внимание усиливает кровообращение в занятых мышлением органах тела. Состояния сосредоточенности внимания сопровождаются также движениями всех частей тела: лица, туловища, конечностей, которые вместе с собственно органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания на должном уровне.
Движение, по мнению Т. Рибо физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Для органов чувств (зрения и слуха) внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением.

Усилие, которое мы прилагаем, сосредоточивая и удерживая внимание на чем-то, всегда имеет под собой физическую основу. Ему соответствует чувство мышечного напряжения, а наступающие впоследствии отвлечения внимания связаны, как правило, с мышечным переутомлением в соответствующих моторных частях реципирующих систем.

Т. Рибо полагал, что двигательный эффект внимания состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими оттого, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них.

В умении управлять движениями заключается и секрет произвольного внимания. Произвольно восстанавливая движения, связанные с чем-то, мы тем самым обращаем на это наше внимание. Таковы характерные черты моторной теории внимания, предложенной Т. Рибо.

Теория установки Д.Н. Узнадзе

Пожалуй, стоит рассмотреть теорию, которая связывает внимание с понятием установки. Теория установки предложена Д.Н.Узнадзе и поначалу касалась особого рода состояния предварительной настройки, которое под влиянием опыта возникает в организме и определяет его реакции на последующие воздействия.

Например, если человеку дать в руки два одинаковых по объему, но разных по весу предмета, то затем он будет по-разному оценивать вес других, одинаковых предметов. Тот из них, который окажется в руке, где раньше находился более легкий предмет, на этот раз покажется более тяжелым, и наоборот, хотя два новых предмета на самом деле во всех отношениях будут одинаковыми. Говорят, что у человека, обнаруживающего такую иллюзию, сформировалась определенная установка на восприятие веса предметов.

Установка, по мнению Д.Н.Узнадзе, напрямую связана с вниманием. Внутренне она и выражает собой состояние внимания человека. Этим объясняется, в частности, то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у человека, тем не менее, могут возникать вполне определенные психические состояния, чувства, мысли, образы.

С понятием установки в теории Узнадзе также связано понятие объективации. Она трактуется как выделение под влиянием установки определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания (отсюда название - "объективация").

Концепция П.Я. Гальперина

Интересную теоретическую точку зрения на внимание предложил П.Я.Гальперин. Основные положения этой концепции сводятся к следующему:

Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека.

По своей функции внимание представляет собой контроль этого содержания. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представляется вниманием как таковым.

В отличие от других действий, которые производят определенный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особенного результата.

Внимание как самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.

Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения.

Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу.

Для того чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить человеку задание проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план.

Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля как произвольного, так и непроизвольного, являются результатом формирования новых умственных действий.

Н. Н. Ланге выделил такие основные подходы к проблеме внимания :

1. Внимание как результат двигательного приспособления. Раз мы можем произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невозможно без мускульных движений. Именно движения приспосабливают органы чувств к условиям наилучшего восприятия.

2. Внимание как результат ограниченности объема сознания. Не объясняя, что они понимают под «объемом сознания» и какова его величина, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления вытесняют или подавляют менее интенсивные.

3. Внимание как результат эмоции. Эта теория, особенно развитая в английской ассоциационной психологии, указывает на зависимость внимания от интересности представления. Дж. Миль указывал: «Иметь приятное или тягостное или идею и быть к ним внимательным - это одно и то же».

4. Внимание как результат апперцепции, т. е. как результат жизненного опыта индивида.

5. Внимание как особая активная способность духа. Некоторые психологи принимают внимание за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.

6. Внимание как усиление нервного раздражителя. - внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.

7. Теория нервного подавления объясняет основной факт внимания - преобладание одного представления над другим - тем, что лежащий в основе первого физиологический нервный процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движений, результатом чего является факт особой концентрации сознания.

Психологические теории мотивации

Проблема мотивации поведения человека привлекала внимание ученых с не­запамятных лет. Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в ра­ботах древних философов, а в настоящее время таких теорий насчитывается уже несколько десятков. Точка зрения на происхождение мотивации человека в про­цессе развития человечества и науки неоднократно менялась. Однако большин­ство научных подходов всегда располагалось между двумя философскими тече­ниями: рационализмом и иррационализмом. Согласно рационалистической пози­ции, а она особенно отчетливо выступала в работах философов и теологов вплоть до середины XIX в., человек представляет собой уникальное существо особого

Страница 1

В 1972 г.Ч. Дарвин опубликовал книгу "Выражение эмоций у человека и животных", которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма.

Теория Ч. Дарвина получила развитие. Г. Спенсер и его ученики, и французские позитивисты - Т. Рибо и его школа, а также немецкая биологически ориентированная психология стали развивать идеи о биологическом происхождении человеческих эмоций из аффективных и инстинктивных реакций животных. Так сформировалась Рудиментная теория эмоций.

С точки зрения этой теории выразительные движения, сопровождающие наш страх, рассматриваются как рудиментные остатки животных реакций при бегстве и обороне, а выразительные движения, сопровождающие наш гнев, рассматриваются как рудиментные остатки движений, сопровождающих некогда у наших животных предков реакцию нападения. Страх рассматривался как заторможенное бегство, а гнев - как заторможенная драка. Иначе говоря, все выразительные движения рассматривались ретроспективно.

Таким образом, получилось впечатление, что кривая развития эмоций идет вниз. Отсюда знаменитое предсказание о том, что человек будущего - человек безэмоциональный.

Если рассматриваемая с биологической стороны эмоциональная жизнь казалась умиранием целой сферы психической жизни, то непосредственный психологический опыт, а затем и экспериментальные исследования наглядно доказали абсурд этой мысли.

Еще Н. Ланге и У. Джеймс поставили себе задачу найти источник живучести эмоций, как говорил Джеймс, "в самом организме человека", и тем самым освободиться от ретроспективного подхода к человеческим эмоциям. Джемс считал, что определенные физические состояния характерны для разных эмоций - любопытства, восторга, страха, гнева и волнения. Соответствующие телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоций. Именно органические изменения по теории Джемса - Ланге являются первопричинами эмоций. Отражаясь в голове человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем - как их следствие - возникает сама эмоция.

Эта законченная с теоретической стороны и достаточно разработанная теория подкупала двумя моментами: с одной стороны, она действительно давала видимое естественнонаучное, биологическое обоснование эмоциональным реакциям, а с другой - она не имела недостатков тех теорий, которые никак не могли объяснить, почему никому не нужные эмоции, остатки животного существования, продолжают еще жить и оказываются с точки зрения ретроспектального опыта такими важными и значительными переживаниями, наиболее близко стоящими к ядру личности.

Психология эмоций, это вся теория о эмоциях, собранная в психологии: сведения о природе, структуре, функциях и динамике протекания эмоций или эмоциональных процессов. Существует множество теорий, эмоций, но теория Ч.Дарвина была исторически первой. И до сих пор, она считается очевидной, и не подлежащей сомнению.

Эмоции- история происхождения

Эмоции это эволюционное приспособление, биологически обобщенные формы поведения организма в типичных ситуациях. Именно благодаря эмоциям организм человека обнаруживает весьма выгодное приспособление к окружающим условиям, поскольку он, может с большой скоростью реагировать на него определенным эмоциональным состоянием, то есть он может быстро определить, полезно или вредоносно для него данное конкретное воздействие.Аффекты и эмоции часто развиваются не под влиянием непосредственного чувственного впечатления, а более сложным психическим путем, например, в связи с воспоминанием, но тем не менее, начальный источник изменения настроения или развития аффективного состояния лежит и в этих случаях в раньше бывшем раздражении органов чувств.

В древние времена также появилась потребность в более эффективном способе мобилизации сил организма для выживания, а также побуждением, и направлением физической активности, и активности мозговой деятельности, и для отбора сигналов восприятия мира. Чувства и эмоции стали выполнять эти функции в ответ на необходимость выживания и познания мира. В результате, появились первые эмоции, которые стали основанием для всех появления других чувств и переживаний.

Теорий о происхождении чувств и эмоций и мнений, относительно того, какие именно эмоции нужно считать первичными и вторичными, существует огромное количество. Но обычно выделяют 7: интерес, печаль, радость, злость, (гнев), страх, отвращение, удивление.
Не будем описывать их все, просто определим, почему они основные. Позднее причины возникновения этих эмоций стали разнообразнее, а ситуации, в которых они проявлялись, усложнились. Все эти эмоции являются основанием наших современных чувств, они имеют разное соотношение и пропорции. Например, чувство презрения происходит из смешения двух эмоций гнева и радости. Например, человек, злиться на какого- либо другого человека, и вместе с тем радуется, что он лучше; в ненависти складываются эмоции гнева на объект, удивление этому объекту, и в тоже время интересу к нему и т.д..

Определение эмоции

К. Э. Изард даёт такое определение эмоции: «эмоция - это нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия». Часто страх называют чувством, поскольку четкой и ясной границы между чувствами и эмоциями нет.

Часто эмоции также называют эмоциональным процессом, А. Н. Леонтьев, относит довольно большой класс процессов, которые имеют отношение к внутренней регуляции деятельности. Ученый считает, что они отражают смысл, имеющийся у объектов и ситуаций, которые воздействуют на субъекта, и значения для о его существования. А. Н. Леонтьев определяет эмоциональный процесс так: «у человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и т. п., которые роль ориентирующих субъективных сигналов. Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций. Однако в ходе развития эмоции утрачивают свою, прямую инстинктивную основу, приобретают сложнообусловленный характер, дифференцируются и образуют многообразные виды так называемых высших эмоциональных процессов: социальных, интеллектуальных и эстетических, которые у человека составляют главное содержание его эмоциональной жизни».

Теория эмоций Дарвина

Ч. Дарвин в свое время выдвинул гипотезу, что мимические движения людей сформировались из «полезных» движений. Т.е., что в мире животных было реакцией, которая имела какое-то приспособительное значение, сегодня на человеческом уровне воплощается и распознается как выражение эмоций. Это могут быть и части, остатки «полезных» действий и немного преобразованные действия. Мимика возникла именно из преобразованных полезных действий, часто она представляется в форме ослабленной, смягченной форме этих полезных движений.

К примеру, оскал зубов при ярости, гневе, остаточная реакция от использования их при угрозе, борьбе и любой агрессии или, улыбка, которая выражает приветливость, участие, вроде- бы противоположность напряжения мышц, типичного для агрессивных чувств, но возникает из того же полезного движения. А дрожь - выражение эмоционального возбуждения – это последствие напряжения мышц для мобилизации организма, например, для реакции убегания. Следовательно, мимика обусловлена врожденными реакциями, а из этого следует, что мимические механизмы тесно связаны с определенными эмоциями.

Теория эмоций Джеймс-Ланге

Теория Джеймс-Ланге, утверждает, что событие, вызывает физиологическое возбуждение, а потом мы интерпретируем это возбуждение. Только после нашего толкования возбуждение мы можем испытывать эмоции. Если возбуждение мы не заметили, не думали о нем, блокировали, то мы не будем испытывать никаких эмоций на основе этого события. К примеру. Вы, идете по темному скверу, поздней ночью. И вдруг слышите шаги позади вас, начинаете дрожать, сердце начинает биться быстрее, и дыхание сбивается, вы покрываетесь липким потом. Почувствовали и испугались. Т.е человек сам заметил эти физиологические изменения в организме, и интерпретировал их как подготовку тела к страшной ситуации, или столкновения со страшным объектом. И уже затем, вы испытываете страх.

Теория эмоций Кэнна-Барда

Эта теория утверждает, что мы испытываем физиологическое возбуждение и эмоциональное в то же самое время, но он не придает никакого внимания на роли и внешнему поведению в этом процессе. Пример все тот же. Вы идете поздно ночью по темному скверу, поздно ночью.И вдруг слышите шаги позади вас, начинаете дрожать, сердце начинает биться быстрее, и дыхание сбивается, вы покрываетесь липким потом. А в то же время, как происходят физиологические изменения, одновременно с этим, вы испытываете чувство страха.

Теория Шахтер-Зингера

По этой теории, сами события вызывают физиологическое возбуждение в первую очередь. Затем, вы должны определить причину этого возбуждения, и только тогда вы сможете ощутить страх, или другую эмоцию Вы идете поздно ночью по темному скверу, поздно ночью. И вдруг слышите шаги позади вас, начинаете дрожать, сердце начинает биться быстрее, и дыхание сбивается, вы покрываетесь липким потом. Обнаружив, что возбуждены, вы понимаете, что это связана с тем, что вы идете в темноте в одиночку. А такое поведение является опасным, и поэтому, вы чувствуете эмоцию страха.

Оценочная теория эмоций

Эта теория утверждает, что мысль должна предшествовать любой эмоции или физиологическому возбуждению. Другими словами, вы должны сначала подумать о ситуации, прежде чем можете испытать эмоции. Например, вы идете поздно ночью по темному скверу, поздно ночью. И слышите шаги позади вас, и думаете, это может быть грабитель или маньяк, а потом уже появляются все перечисленные или не перечисленные проявления страха .

Теория обратной связи лица

По этой теории, эмоции происходят из-за изменения в наших лицевых мышцах. Другими словами, когда мы улыбаемся, мы затем испытываем удовольствие или счастье. Когда мы хмуриться, то мы испытываем грусть. Это изменение в наших лицевых мышц, и мозг создают основу наших эмоций. Так же, как есть огромное количество различных проявлений в нашем лице, так есть, неограниченное количество эмоций. К примеру, опять мы поперлись в этот сквер. И слышим шаги, сзади нас, ваши глаза расширяются, зрачки сужаются, сжимаются зубы и ваш мозг интерпретирует эти изменения лица, как выражение страха. Поэтому вы испытываете чувство страха.



Что еще почитать