Чего не было у гамзат бека. Имам Хамзат-бек (Кавказская война). Али-хаджи из Инхо

, мавлида , на тазияте (при соболезновани и), когда просят престарелого или благочестивого человека сделать дуа .

Однако не каждый знает значение и суть дуа, когда его желательно делать. А также, как его следует делать, чтобы Всевышний внял ему и ответил на него. Дабы пролить свет на эту тему, мы и решили написать эту статью.

Однако должен отметить, что даже соблюдение всех нижеследующих рекомендаций не гарантирует стопроцентной гарантии того, что Всевышний ответит на нашу мольбу. Поскольку Он - Владыка всех и вся, а мы всего лишь Его рабы. Наше дело просить и молить Его, а будет ли ответ на нашу мольбу или нет, не знает никто, кроме Самого Аллаха.

Порой бывает и так, что после неоднократной мольбы мы, не получив ответа, опускаем руки и теряем надежду. Мы ни в коем случае не должны забывать, что Всевышний - наш Создатель, что Ему известно всё, что было, есть и будет. Поэтому кто, Кроме Него, может знать, что лучше для нас? Никто! Поэтому если Всевышний не отвечает на нашу мольбу, это совсем не означает, что Он не слышит нас или гневается на нас.

Возможно, что Всевышний не отвечает на нашу мольбу потому, что это может навредить нам, нашей мирской или загробной жизни. В любом случае наше дуа не проходит незамеченным, напрасно. Если мы так и не получим ответа на наше дуа, то Всевышний вознаградит нас за то, что мы просили в этом мире и не получили этого на Том свете, поскольку дуа тоже является ибадатом (поклонением Всевышнему).

Определение термина «дуа».

Давая определение термину «дуа», аль-Хаттаби сказал: «Значение слова «дуа» - это просьба у Господа заботы, помощи. Сущностью же дуа является выявление нужды ко Всевышнему, очищение себя от силы и мощи (то есть признание в том, что бессилен совершить что-либо благое или оставить что-либо дурное), это признак рабства и извещение о своей слабости, а также хвала Всевышнему и понимание Его щедрости и тороватости ».

فقال الخطابي: "معنى الدعاء استدعاءُ العبدِ ربَّه عزَّ وجلَّ العنايةَ، واستمدادُه منه المعونةَ. وحقيقته: إظهار الافتقار إلى الله تعالى، والتبرُّؤ من الحول والقوّة، وهو سمةُ العبودية، واستشعارُ الذلَّة البشريَّة، وفيه معنى الثناء على الله عزَّ وجلَّ، وإضافة الجود والكرم إليه "

Всевышний говорит: «Так поминайте же Меня (совершая молитвы, делая дуа и т.д.) и Я буду помнить о вас (вознагражу вас) » (сура «Аль-Бакара», аят 152).

فَاذْكُرُونِي أَذْكُرْكُمْ وَاشْكُرُوا لِي وَلَا تَكْفُرُونِ (سورة البقرة آية 152)

В другом аяте Всевышний говорит (смысл): «Воистину для мусульман и мусульманок, часто поминающих Аллаха, приготовил Аллах прощение и награду » (сура «Аль-Ахзаб», аят 35).

إِنَّ الْمُسْلِمِينَ وَالْمُسْلِمَاتِ ... وَالذَّاكِرِينَ اللَّهَ كَثِيرًا وَالذَّاكِرَاتِ أَعَدَّ اللَّهُ لَهُمْ مَغْفِرَةً وَأَجْرًا عَظِيمًا (سورة الأحزاب آية 35)

Ещё в одном аяте Аллах говорит (смысл): «И поминай Господа своего про себя, смиренно и со страхом и негромко по утрам и вечерам и не забывай поминать Аллаха (сура «Аль-Араф», аят 205).

وَاذْكُرْ رَبَّكَ فِي نَفْسِكَ تَضَرُّعًا وَخِيفَةً وَدُونَ الْجَهْرِ مِنَ الْقَوْلِ بِالْغُدُوِّ وَالْآصَالِ وَلَا تَكُنْ مِنَ الْغَافِلِينَ (سورة الأعراف 205)

Что говорится о дуа в Коране и хадисах?

А если тебя (о Мухаммад) спросят Мои рабы обо Мне, то Я близок, отвечаю на мольбы просящего, когда тот просит Меня. Так пусть же они (Мои рабы) просят Меня и продолжают верить в Меня, и тогда они будут на истинном пути » (сура «Аль-Бакара», аят 186).

وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ فَلْيَسْتَجِيبُوا لِي وَلْيُؤْمِنُوا بِي لَعَلَّهُمْ يَرْشُدُونَ (سورة البقرة آية 186)

Всевышний в Коране говорит (смысл): «Так просите же Аллаха, чтобы Он даровал вам из Своей щедрости. Воистину Аллах ведает о всякой вещи (в том числе и о ваших просьбах) » (сура «Ан-Ниса, аят 32»).

وَاسْأَلُوا اللَّهَ مِنْ فَضْلِهِ إِنَّ اللَّهَ كَانَ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمًا (سورة النساء آية 32) )

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Дуа - это оружие верующего, опора религии и свет небес и земли » («Джамиуль-ахадис», 12408).

الدعاء سلاح المؤمن وعماد الدين ونور السموات والأرض (جامع الأحاديث 12408) )

Адабы (желательные действия) и причины, способствующие принятию дуа.

1) Проявление искренности по отношению к Аллаху;

2) Решительность в мольбе и твёрдая убеждённость в её принятии;

3) Настойчивость в мольбе и нежелательность торопить события;

4) Смиренность во время совершения дуа;

5) Мольба ко Всевышнему и в радости и в горе;

6) Произношение мольбы вслух, но не громко;

7) Отсутствие просьбы о вреде кому-нибудь или чему-нибудь;

8) Признание в своих грехах и просьба об их прощении;

9) Признание благ, которыми Аллах наделил нас и воздание за них Ему хвалы и благодарности;

10) Возвращение всех долгов и совершение за них покаяния;

11) Просить у Всевышнего по три раза;

13) Воздевание рук;

14) Начинать просить сначала для себя, и только потом за других;

15) Просить Всевышнего посредством Его прекраснейших имён, эпитетов либо посредством доброго дела;

16) Чтобы одежда, еда и питьё просящего были добыты дозволенным путём;

17) Не просить о греховном или о разрывании родственных уз;

18) Не переходить границы дозволенного в мольбе (например, не просить, чтобы Аллах сделал пророком);

19) Совершать благое и остерегать других от дурного и запретного;

20) Отстранение от всего запретного.

Времена, ситуации и места, в которых Всевышний принимает дуа.

1) Дуа, совершаемое в ночь «Ляйлят-уль-кадр» (ночь предопределения);

2) Последняя треть ночи;

3) Сразу же после совершения обязательных, повседневных пяти молитв;

4) Между азаном и икаматом;

5) Во время дождя;

6) Во время столкновения рядов в битве мусульман и немусульман;

7) Во время пития воды Зам-зам, при наличии искреннего и чистого намерения;

8) Во время совершения суджда (земного поклона);

9) Когда посреди ночи просыпаешься и делаешь дуа;

10) Когда ложишься ночью в омовении, а затем специально встаёшь и просишь Всевышнего;

11) Произносить во время дуа следующую молитву «Ля иляха илля анта субханака инни кунту мина-ззалимин» (Нет божества, достойного поклонения, кроме Тебя, чист Ты от всего недостойного. Воистину я сам притесняю себя (совершая грехи));

12) Дуа людей после того, как умрет верующий;

13) Дуа после чтения салавата на Пророка ﷺ в последнем ташаххуде (ат-тахият);

14) Дуа одного мусульманина другому, в его отсутствие;

15) Дуа в день Арафа (10 день месяца Зуль-хиджджа) на горе Арафа;

17) Во время собрания мусульман для коллективного поминания Всевышнего (зикр);

18) Чтение этой молитвы, когда настигает какое-нибудь несчастье: «Инна лилляхи ваинна иляйхи ар-раджиуна, аллахумма уъджурни фи мусибати вахлюф ли хайран минха» (Воистину мы все принадлежим Аллаху и к Нему будем возвращены. О Аллах, даруй мне воздаяние за горе, настигнувшее меня и замени мне мою утрату тем, что лучше неё);

19) Дуа притеснённого по отношению к притеснителю;

20) Дуа родителей своим детям, будь-то хорошее или плохое;

21) Дуа путника;

22) Дуа постящегося до тех пор пока он не разговеется;

23) Дуа постящегося во время разговения;

24) Дуа крайне нуждающегося, того, кто находится в очень трудной ситуации;

25) Дуа справедливого правителя;

26) Дуа хорошего ребёнка своим родителям;

27) Дуа после омовения;

28) Дуа после бросания камушек (во время совершения хаджа);

29) Дуа внутри Каабы;

30) Дуа на холме Сафа;

Пусть Всевышний примет дуа каждого из нас, вознаградит нас за это и вселит в сердце именно те слова, которые Он желает от нас услышать. Так давайте же возьмём дуа на вооружение и защитим нас и нашу религию от недругов Ислама и их покровителя - иблиса! Амин.

English: Wikipedia is making the site more secure. You are using an old web browser that will not be able to connect to Wikipedia in the future. Please update your device or contact your IT administrator.

中文: 维基百科正在使网站更加安全。您正在使用旧的浏览器,这在将来无法连接维基百科。请更新您的设备或联络您的IT管理员。以下提供更长,更具技术性的更新(仅英语)。

Español: Wikipedia está haciendo el sitio más seguro. Usted está utilizando un navegador web viejo que no será capaz de conectarse a Wikipedia en el futuro. Actualice su dispositivo o contacte a su administrador informático. Más abajo hay una actualización más larga y más técnica en inglés.

ﺎﻠﻋﺮﺒﻳﺓ: ويكيبيديا تسعى لتأمين الموقع أكثر من ذي قبل. أنت تستخدم متصفح وب قديم لن يتمكن من الاتصال بموقع ويكيبيديا في المستقبل. يرجى تحديث جهازك أو الاتصال بغداري تقنية المعلومات الخاص بك. يوجد تحديث فني أطول ومغرق في التقنية باللغة الإنجليزية تاليا.

Français: Wikipédia va bientôt augmenter la sécurité de son site. Vous utilisez actuellement un navigateur web ancien, qui ne pourra plus se connecter à Wikipédia lorsque ce sera fait. Merci de mettre à jour votre appareil ou de contacter votre administrateur informatique à cette fin. Des informations supplémentaires plus techniques et en anglais sont disponibles ci-dessous.

日本語: ウィキペディアではサイトのセキュリティを高めています。ご利用のブラウザはバージョンが古く、今後、ウィキペディアに接続できなくなる可能性があります。デバイスを更新するか、IT管理者にご相談ください。技術面の詳しい更新情報は以下に英語で提供しています。

Deutsch: Wikipedia erhöht die Sicherheit der Webseite. Du benutzt einen alten Webbrowser, der in Zukunft nicht mehr auf Wikipedia zugreifen können wird. Bitte aktualisiere dein Gerät oder sprich deinen IT-Administrator an. Ausführlichere (und technisch detailliertere) Hinweise findest Du unten in englischer Sprache.

Italiano: Wikipedia sta rendendo il sito più sicuro. Stai usando un browser web che non sarà in grado di connettersi a Wikipedia in futuro. Per favore, aggiorna il tuo dispositivo o contatta il tuo amministratore informatico. Più in basso è disponibile un aggiornamento più dettagliato e tecnico in inglese.

Magyar: Biztonságosabb lesz a Wikipédia. A böngésző, amit használsz, nem lesz képes kapcsolódni a jövőben. Használj modernebb szoftvert vagy jelezd a problémát a rendszergazdádnak. Alább olvashatod a részletesebb magyarázatot (angolul).

Svenska: Wikipedia gör sidan mer säker. Du använder en äldre webbläsare som inte kommer att kunna läsa Wikipedia i framtiden. Uppdatera din enhet eller kontakta din IT-administratör. Det finns en längre och mer teknisk förklaring på engelska längre ned.

हिन्दी: विकिपीडिया साइट को और अधिक सुरक्षित बना रहा है। आप एक पुराने वेब ब्राउज़र का उपयोग कर रहे हैं जो भविष्य में विकिपीडिया से कनेक्ट नहीं हो पाएगा। कृपया अपना डिवाइस अपडेट करें या अपने आईटी व्यवस्थापक से संपर्क करें। नीचे अंग्रेजी में एक लंबा और अधिक तकनीकी अद्यतन है।

We are removing support for insecure TLS protocol versions, specifically TLSv1.0 and TLSv1.1, which your browser software relies on to connect to our sites. This is usually caused by outdated browsers, or older Android smartphones. Or it could be interference from corporate or personal "Web Security" software, which actually downgrades connection security.

You must upgrade your web browser or otherwise fix this issue to access our sites. This message will remain until Jan 1, 2020. After that date, your browser will not be able to establish a connection to our servers.

Подождите вы, не спешите,

Несколько сотен, продавшиеся за деньги.

Проявите сабур, второй имам

Большую положит ношу на вас.

Али-хаджи из Инхо

Хамзат-бек родился в 1789 году в селении Гоцатль в семье известного среди горцев справедливостью, мужеством и умом Алисканди. Алисканди был визирем хунзахских ханов. Он служил у известного своим умом Ума-хана. Алисканди был искусным дипломатом. Во время правления Ума-хана он провел большую работу по урегулированию отношений с персидским шахом, который угрожал Дагестану. За это хан подарил ему одиннадцать сел из своего владения.

Хамзату было двенадцать лет, когда отец отвел его в селение Чох изучать науки Ислама. Рассказывают, что при виде «одетого в украшенную черкеску, носящего дорогую папаху» маленького сына бека муалим (преподаватель) чохского медресе сказал: «Я не совсем верю, что разодетый так ребенок будет изучать ильму (науку)». Услышав эти слова, Хамзат вышел и, сняв с себя одежду, бросил ее в хлев учителя, вернулся и сел среди учеников, ничем уже внешне не отличаясь от них.

Проучившись там двенадцать лет, при прощании Хамзат услышал от учителя, чтобы он не забыл взять свою одежду. Одежду, когда-то богато украшенную, а теперь поеденную молью Хамзат выбросил, дабы не оставить грязь в доме учителя. Обратите внимание на этот рассказ. Учитель сказал те слова потому, что очень редко кто из состоятельных людей изучал науки. Имам Шафии говорил: «Если бы не было бедных, исламская наука исчезла бы». Еще обратите внимание на сообразительность маленького Хамзата. Он не обиделся на слова учителя и не ушел, а, напротив, влился в среду учеников, стараясь ничем не выделяться. Вот за такое понимание его и отличил Всевышний. Этот пример показывает, каким был Хамзат человеком.

После того, как имам Гази-Мухаммад пал шахидом, ученые и представители народа собрались в мечети села Корода. Вторым имамом был выбран Хамзат-бек. Сначала он со своими друзьями обходил села, встречался с джамаатами, наставлял их, говорил о Шариате. Но это не давало нужных результатов. Тогда он отправился в селение Ирганай, убил их мунафиков, а самого влиятельного и авторитетного человека Султанова арестовал и отправил в Гимры для заточения в темницу. Сам имам Хамзат остановился в Ирганае, установив там Шариат. Решительные действия нового имама возымели действие и к нему стали приходить послы из других сел, проявляя покорность.

Потом он с Шамилем отправился в Унцукуль, жители которого отошли от Шариата. Сам Хамзат-бек с войском остановился чуть поодаль от села, а Шамиля вместе с двенадцатью мюридами отправил выяснить обстановку. Шамиль встал у колодца, но унцукульцы начали приглашать его в село, пообещав исполнить все, что он потребует. Мудрый унцукулец Кебед-хаджияв окликнул Шамиля с крыши колодца, что это ловушка и не надо идти в село. Тогда Шамиль отказывался вступить в село до тех пор, пока те не отправят к Хамзату заложников (аманат).

Унцукульцы послушались после большого противостояния. Там дело чуть не дошло до стычки. За это тоже с них взяли залог в 60 туменов. После этого унцукульцы поняли смысл слов Гази-Мухаммада, который говорил им: «Против вас придет второй, и он сделает вашу жизнь трудной». Этот второй был имам Хамзат-бек.

Таким образом, Хамзат-бек устанавливал Шариат в селах и не торопился встречаться с царскими войсками. Особенно он обращал внимание на усмирение угнетателей простого народа, богачей, беков, размышляющих только о своей выгоде. Он отправил Шамиля с отрядом на усмирение села Мушули. Там на помощь мушулинцам подоспел отряд из Хунзаха, который был разгромлен Шамилем. Хамзат прибыл туда и с Шамилем и с остальным отрядом отправился в Гергебиль. Там он навел порядок - гергебильскую аристократию арестовал и отправил для заточения в Гоцатль. Вот так, установив повсеместно в Аварии Шариат, Хамзат-бек отправился в Хунзах.

Мурадула ДАДАЕВ

Заведующий кафедры истории Ислама ДИУ

Из цикла статей «Борьба за защиту веры и народа»

Гамзат-бек (Хамзат-бек) Гоцатлинский (1789, Гоцатль, Дагестан - 19 сентября 1834, Хунзах, Дагестан) - имам Дагестана (1832-1834).

Первые годы

Происхождение

Гамзат-Бек родился в 1789 или в 1801 году в аварском селении Новый-Гоцатль, лежащем в 18-ти верстах к северо-востоку от Хунзаха и заключавшем в то время до 300 дворов. Он происходил от аварских Беков-Джанков (Джанкачи называются побочные дети владетелей, а также рождённых от неравного брака).

Отец его, Алискендер-бек (ГIалисканди), сын Алихана, сын Мухаммада происходивший из рода «Нуцаби», был уважаем в обществе «за храбрость и распорядительность» и принадлежал к тем преуспевавшим военачальникам, которые, совершая походы, пользовались в Аварии популярностью. Не раз Алискендер-бек проявлял личную храбрость и отвагу в неоднократных нашествиях горцев на Кахетию, зафиксированных в народных преданиях. В молодости своей он часто собирал скопища аварцев, и пускаясь с ними в Кахетию, всегда возвращался с большою добычею. Умма-Хан, тогдашний Хан Аварии, во многих важных делах с ним советовался и Алискендер-Бек во всем оказывал ему полное содействие.

Обучение

В 1801 году, Гамзат-Бек был отдан на воспитание мулле андалальского селения Чох-Махад-Эффендию. Одаренный хорошими способностями, он делал быстрые успехи в изучении арабского языка, находящегося у горцев в большом уважении. В свободное же от занятий время, любил стрелять из ружья, и живя против мечети, не раз повреждал меткою пулею поставленный на минарете знак луны. По прошествии 12 лет Махад-Эффенди умер, не окончив воспитания Гамзат-Бека, который, имея страстную охоту к учению, отправился в Хунзах, где и продолжал брать уроки у главного кадия, Нур-Махомета.

В Хунзахе вдова бывшего Аварского Хана Али-Султан-Ахмета, Ханша Паху-Бике, в вознаграждение заслуг и преданности к их семейству Алискендер-Бека, поместила сына его в своем ханском доме, обходилась с ним как с ближайшим родственником и постоянно была к нему весьма ласкова. По окончании своего учения, Гамзат-Бек возвратился в сел. Новый-Гоцатль, где и женился. Он был и от природы весьма умен, а учение ещё более развило его способности. Главные черты его характера составляли: чрезвычайная настойчивость к достижению цели, решительность и веселость.

Перейдя от умственных занятий к семейной жизни, Гамзат-Бек начал искать развлечения и находил их в частых пирушках, во время коих употребляя чрезмерно горячие напитки, прослыл наконец человеком нетрезвого поведения. В продолжение нескольких лет он думал собственно об увеселениях, и хотя дядя и вместе тесть его, Иман-Али, старался отвратить его от подобной жизни, но все увещания и просьбы оставались тщетными, до 1829 года, когда обратил на себя внимание горцев Кази-Мулла. Беседуя однажды с Гамзат-Беком о действиях первого возмутителя, Иман-Али ему сказал: "Ты происходишь от Беков, твой отец был храбрый человек и делал много добра Аварцам, а ты не только не хочешь последовать его примеру, но предался ещё разврату. «Взгляни на дела Кази-Муллы, простого горца, и вспомни, что ты знатнее его родом и не менее его учился.»

На стороне Имамата

Присоединение к Кази-Мулле

Первые военные действия

Слова эти произвели магическое действие на Гамзата. Он молча встал, вышел из дома, оседлал любимого коня своего и уехал в селение Гимры. Кази-Мулла принял его со всеми восточными приветствиями и предложил действовать совокупно в распространении нового учения. Гамзат-Бек охотно согласился на предложение и сделался самым ревностным помощником первого Имама. Они вместе склонили на свою сторону Койсубу, Гумбет и Андию, и вместе нападали на Хунзах.

Претерпев поражение под Хунзахом, Гамзат-Бек возвратился в Новый-Гоцатль, где и распустил находившихся при нём мюридов. Однако он не долго оставался в бездействии. Вскоре прибыло к нему несколько выходцев из Джаро-Белоканской области, скрывавшихся в селении Корода, андалальского общества. Объявив о присоединении джарцев к исправительной секте и намерении их восстать против Русских, они просили его прийти к ним с своими приверженцами, обещая беспрекословно повиноваться его приказаниям. Не решаясь исполнить их просьбу без совета Кази-Муллы, Гамзат-Бек отправился к нему в селение Гимры. с предложением принять начальство над новыми сообщниками. Но Кази-Мулла, вследствие ли претерпенного им поражения под Хунзахом, или не надеясь на удачу, отказался от предложения Гамзата и предоставил ему быть их предводителем.

сентябрь 1834 - Имам Гамзат-бек «двинулся к Салта. Глубокой ночью его воины бросились на это селение ворвались внутрь, да так, что никто не успел и почувствовать. В Салта, где стояла тогда охрана из цудахариев, воины имама вступили, распевая громкими голосами: Ля иляха илля Ллах, ля иляха илля Ллах. Охрана обратилась тут в бегство. Кое-кто из цудахариев был при этом убит. Других взяли в плен. Что же касается жителей селения Салта, то они выказали имаму повиновение.

После того, как салтинцы подчинились, к имаму прибыли жители Кудали. Они выказали ему свое почтение и стали его подданными». Гамзат-бек «установил для кудалинцев, в соответствии с Кораном, наказание (хадд) за пьянство, а те, со своей стороны, дали ему присягу - пребывать в спокойствии и оказывать необходимую помощь. Затем» к имаму «прибыла еще и делегация из Кегера, чтобы заключить мир, дать присягу и принять на себя определенные обязательства». Кроме этого, Гамзат-бек занял аул Куппа и некоторые из пограничных цудахарских селений и потребовал от акушинского и цудахарского кадия, чтобы они присоединились к нему. Кадий и старшины отвергли предложения имама. «Цудахарцы упорно продолжали не признавать» Гамзат-бека. «Мало того, они привели на помощь акушинцев и казикумухцев, а затем со всеми своими полками, массой выступили» из Цудахара. «Навстречу им выступил и имам. В местности, где расположены цудахарские, хутора, эти две группировки столкнулись, и там произошло великое побоище. С обеих сторон было множество убитых. В числе мучеников за мусульманскую веру, павших в тот день, был и считавшийся опорой имама великий храбрец Амирхамза Шототинский - верный помощник делу ислама, могучий лев, чья фамилия является ответвлением рода благородных эмиров.
Люди, давшие присягу, изменили тут Хамзату из-за того, что желание жить по шариату было у них еще слабым. Мало того, они начали даже подыскивать момент, чтобы напасть на имама и его последователей. Из того исламского похода» имам «вернулся разгневанным на нарушителей договора и ожидал теперь помощи от Аллаха для искоренения людей окончательно заблудших, а также - злостных притеснителей».

Имам Гамзат-бек


19.09.1834 - Один из представителей аварской верхушки - брат Хаджи-Мурата - Осман, в Хунзахской мечети, убивает имама Гамзат-бека, пришедшего на пятничную молитву. В возникшей перестрелке Осман погибает. «Осман выхватил пистолет и выстрелил в Хамзата, но и Хаджиясул Мухаммад успел выстрелить в Османа. И Хамзат и Осман, оба упали тут наземь и сразу же умерли».
Замысел заговорщиков был весьма рискованным и почти не имел шансов, если бы не крайний фатализм Гамзат-бека. Предупрежденный о заговоре он сказал приближенным: - «Можете ли вы остановить ангелов, если они придут за моею душой? Что определено Аллахом, того не избегнем, и если завтра назначено умереть мне, то завтрашний день - день моей смерти». Уцелевшие в перестрелке мюриды засели в ханском дворце. Хаджи-Мурат велел поджечь дворец, спасшихся из огня схватили и сбросили в пропасть.
  • July 28th, 2014 , 04:15 pm

июнь 1834 - «Значительная партия» из койсубулинцев, гумбетовцев «и других обществ» прошла через салатавские земли «и спустились к Сулаку, где напав на кумыкские деревни Бавтугай, Лак-Лак и Темир-аул, ограбили жителей и угнали скот».

июль 1834 - Полковник Ахмед-хан Мехтулинский, «собрав подвластных ему мехтулинских жителей, спустился к сел.Аракан и в уроч.Шура напал на стадо, принадлежавшее араканцам, и хотя жители для защиты оного сбежались, но потеряв одного человека убитым, отступили, оставив в добычу мехтулинцам 1 100 баранов. В то же время» майор «Абу-Муслим Казанищенский по приказанию полк. Клюки фон Клугенау с своими подвластными выступил к ирганайскому спуску, показывая намерение напасть на Ирганай, а прап. Уллубий Эрпелинский и Юсуф-бей Каранайский, спустясь к Гимрам, завязали с гимринцами перестрелку. Следствием сих тревог было то, что многие койсубойлинцы, оставив Гамзат-бека, возвратились в свои жилища для защиты оных».

лето 1834 - Гамзат-бек «сумел вновь распространить влияние мюридизма на весь Нагорный Дагестан. В итоге земли подвластные имаму с трех сторон окружили Аваристан.
В этой обстановке Аварские ханы провели ряд переговоров с имамом и выработали план совместных действий по организации набегов в Кахетию. Однако, из за ряда проволочек набег не был организован.
Усиление власти нового имама и «двойная» игра аварских ханов не прошли незамеченными мимо внимания командующего кавказским корпусом барона Розена. Опираясь на возможность проникновения русских войск внутрь Нагорного Дагестана кавказское командование поставило аварских ханов перед невозможностью продолжать двойную игру. Наибольший эффект возымело лишение всех аварских ханов жалования! Правительнице Аваристана ханше Паху-бике пришлось выбирать из двух зол наименьшее, и она пошла на разрыв с Гамзат-беком и даже предприняла попытку физического устранения имама».

август 1834 - Имам Гамзат-бек, в качестве ответной меры, вторгся в Аварское ханство и осадил Хунзах. Имам «со своими полками двинулся к городу хунзахцев. Последние же, укрепившись при своих замках, заблокировали дороги, ведущие внутрь Хунзаха, куда, стеклись те жители окрестных селений, чей дух был не здоров. Хунзахцы при этом взяли под арест тех своих земляков, которые были известны склонностью к шариату - выдающегося храбреца Алибека и людей, подобных ему. Воины» Гамзат-бека, «окружив хунзахцев, продолжали осаду до тех пор, пока та не утомила последних. Они при этом потравили еще зеленые хунзахские поля на глазах у их хозяев».
Через две недели противники заключили соглашение, по которому ханша Паху-Бике в качестве гарантии выполнения его условий отдала в заложники имаму своего младшего сына Булач-хана. Гамзат-бек «словом и делом проявил любезность по отношению к хунзахцам, а когда положение вроде бы стабилизировалось, даже пригласил их на совместное заседание».

25.08.1834 - Уничтожение аварского правящего дома. На новые переговоры с Гамзат-беком, в сопровождении свиты из двухсот хунзахских удальцов, приехали старшие братья заложника Абу-Султан-Нуцал-хан и Омар-хан. Во время переговоров произошла перестрелка, в результате которой Абу-Султан-Нуцал-хан и Омар-хан, все их спутники, а также брат имама и некоторые мюриды из его окружения были убиты.
В тот же день, по приказу имама, Паху-Бике и всех остальных женщин аварского владетельного дома убили. Оставили в живых только одну из жен Нуцал-хана, которая была беременна. «Что же касается Булача, то он был отвезен тогда в Гоцатль». Потом, русские источники, в один голос стали утверждать, что это смертоубийство было умышленно подстроено Гамзат-беком по наущению Аслан-хана, правителя Кази-Кумуха и Кураха, имевшего на Паху-Бике зуб за отказ отдать ему в жены одну из своих дочерей. Эту версию против Гамзат-бека и его соратников русские использовали настолько успешно, что большое число горских народов поверили в это. Однако первые русские донесения говорят совершенно о другом. Там сообщается, что ссору двух сторон затеяли самые младшие участники. Один схватился за кинжал, другой за пистолет, и в одно мгновение вся сцена превратилась в кровавую бойню.
По словам Мухаммеда-Тахира ал-Карахи, Гамзат-бек приказал хунзахцам «разрушить все укрепления в их стране и находиться при нем Нусал-хану, Умма-хану и ряду других лиц до тех пор, пока не окончится указанное разрушение этих укреплений. Они на это не согласились. Хунзахцы намеревались было вернуться обратно, но товарищи Хамзата запретили им это. Тогда ученый Мирзаль Хаджияв первый схватился за оружие и закричал: «Эй вы, молодцы Хунзаха, приложите всю вашу мощь и силу в избиении этих». Завязалась битва между войсками Хамзата и людьми Хунзаха. Были убиты Нусал-хан, Умма-хан, Hyp Мухаммед Кадио, Мирзаль Хаджияв и ряд других, не осталось даже из их знати и глав никого того, кого можно было бы назвать. Из людей имама Хамзата пали смертью праведников брат Хамзата Мурад-бек, Чуфан, сын дяди по отцу Хамзата Дибирасуль Мухаммед ар-Ригуни, Мухаммед Али ал-Гимри и ряд других. Битва произошла в то время, когда Хамзат вышел из своей палатки и удалился для омовения. Его подушка, находившаяся в палатке, была найдена продырявленной множеством пробоин от ружейных пуль, которыми в изобилии стреляли по палатке, думая, что в ней находится Хамзат».
Истребление дома аварских властителей, умышленное или случайное, стало переломным для правления Гамзат-бека, а может быть, и для истории всего движения, потому что с этого момента в Дагестане нарушился существовавший там баланс сил: со сцены ушла единственная в этом крае группа, способная противостоять власти имама и ее распространению на весь Нагорный Дагестан. Это событие, также, лишило русских важного союзника в Дагестане.

  • July 27th, 2014 , 04:18 pm

имам Гамзат-бек ибн Али Искандер-бек ал-Гуцали

ноябрь 1832 - Избрание Гамзат-бека имамом Дагестана. «С согласия авторитетных и влиятельных койсубулинцев - знатоков шариата, а также людей, согласных с ними по вопросу путей оказания помощи мусульманской религии, имамом стал знатный аристократ и храбрец Хамзат Гоцатлинский, сын Алискандарбека, которому дана была присяга после мученической смерти имама Газимухаммада».

1833 - «Хамзат начал призывать народ твердо держаться мусульманской религии, а также распространять шариат. Держась за канат Аллаха, он затем выступил во главе войска, чтобы возвысить священный Коран.
Хамзат двинулся к селениям Корода, Хоточ, Хиндах и Чох с увещеваниями, обращенными к их жителям. Он побуждал их принять шариат и прочие установления ислама, и в этом они подчинились ему. Кородинцы, хоточцы, хиндахцы и чохцы стали, таким образом, подданными имама. Затем Хамзат пошел к селению Ругуджа. Ругуджинцы, однако, стали упорствовать. Дело в том, что жители этого селения были людьми грубыми, склонными к беззаконию и при всем этом весьма сильными. Имам поэтому начал сражаться с ними и ругуджинцы вкусили тогда и пули и удары меча. Их укрепленная обитель была взята, причем было убито около пятидесяти человек из числа ругуджинских насильников - вельмож и лиц, судивших по адатам.
Главарем ругуджинцев был Султанав, который успел, было укрепиться в своем замке. Люди Хамзата заставили, однако, Султанава выйти наружу, а затем, наложив на него оковы, отправили в гимринскую тюрьму. Богатства же Султанава они разграбили. Впоследствии, уже в дни правления Шамиля этот человек был там убит; в книге «Блеск дагестанских сабель» говорится: «Первым, с чего начал Шамиль - было убийство Султанава Ругуджинского, который тогда находился в гимринской тюрьме».
Хамзат, возвратившись назад, направился затем в такие города, как Телетль, Батлух, Карата, а также к тем, кто поддерживал их. Жители этих городов и люди, поддерживавшие их, подчинившись имаму, вошли в число его подданных».

октябрь 1833 - «Ахмет хан Мехтулинский в наказание жителей дер.Гергебиля за принятие к себе Гамзат-бека, отбил у них до 800 баранов, которые обещал возвратить им, если они дадут клятвенное обещание не принимать к себе более» имама. «Гамзат-бек, узнав о сем, собрав из деревень Аракана, Белокана, Кудухли и Гимры партию до 600 человек захватил у жителей гергебильских рогатый скот и до 300 лошадей и расположился между двух рукавов речки Койсу у каменного моста, защищаемого семью завалами. По приглашению гергебильских жителей на другой день прибыли к ним на помощь Ахмет-хан Мехтулинский с 600 и Абу-Муслим Казанищенский с 400 своих людей и, присоединив к себе до 400, жителей гергебильских. В продолжение перестрелки прибыли еще к ним на помощь Мамет кадий Акушинский с 100 человеками и кадий Цудахаринский с 200 человек». Однако «встреченное горцами у Гергебиля, ополчение это было отброшено назад, с значительною потерею, а победа гергебильская еще более упрочила влияние Гамзата». «При сем убит Гамзат-бека родной племянник» Али-Искандер, «один бек и десять простых» мюридов.

  • May 20th, 2014 , 01:18 pm

25.12.1830 - Уничтожение генералом Абхазовым осетинского селения Кобани. «Кобани были заняты, и растерявшиеся жители покорно выслушали приговор. Им велено было немедленно выйти из деревни со всем скотом и имуществом. Когда это было исполнено, деревня запылала с четырех сторон и гул, потрясший окрестные горы, возвестил о взрыве каменных башен, составлявших оплот и гордость Кобани. В тот же день отряд двинулся обратно, а вместе с ним потянулись и жители, переселяемые на плоскость, в окрестности Владикавказа».

30.12.1830 - Отряд дагестанцев во главе с богазским старшиной Аличулой-Мухаммедом вступил в Джаро-Белоканскую область. «Одна партия отправилась в селение Гавазы для захвата анцухского пристава князя Вачнадзе; другая стала на дороге к Закаталам, чтобы преградить дорогу» русским войскам, «а третья, при которой находился сам Аличула, - заняла Цаблуани. В Белоканы явились посланные с требованием, чтобы Муртазали дал в аманаты своих сыновей. Но когда Муртазали, вместо ответа, собрал шестьсот своих односельцев и расположил их возле своего дома, - суровый Аличула в ту же ночь нагрянул на Белоканы, и люди, которым Муртазали доверил защиту себя и своей семьи, бежали при первом его появлении. Верный» русским Муртазали, «все еще рассчитывавший, что ему дадут помощь из редута, заперся в крепкой башне, находившейся в его дворе, и решил защищаться до последней возможности. Но Аличула не захотел даже тратить пороха, а тем более крови своих сподвижников: он просто приказал обложить башню хворостом и поджечь его со всех сторон. Когда раскалившиеся стены дали трещины, и огонь проник во внутренность жилища, - башня рухнула, и под ее развалинами погибли в пламени и сам Муртазали, и все его семейство. В редуте явственно слышали выстрелы и видели широкое зарево, стоявшее над селением, - но помощи не дали «по случаю ночного времени и неизвестности о числе неприятеля» Между тем» войско Аличулы «расположилось в Белоканах как дома, а на следующий день было усилено еще новыми партиями, прибывшими из Дагестана. Эти партии, с пятнадцатью распущенными знаменами, дерзко прошли под пушечными выстрелами из русского редута» и с кличем: «Ля-илляхи-ил-алла» - соединились с Аличулой. Наступила минута, когда осада грозила уже самому Белоканскому форту и с высоких валов его можно было наблюдать, как конные партии, сгоняли к Белоканам длинные ряды арб, нагруженных всевозможными осадными принадлежностями».

03.01.1831 - Русские войска, подошедшие со стороны Закатал и Царских колодцев на помощь Белоканскому редуту соединились под Белоканами и начали штурм аула. «К вечеру, после жестокого боя, половина селения перешла в руки» русских, «но в другой упорно еще держались лезгины, и выбить их оказывалось» войскам «не под силу. Так наступила ночь. Густой туман прикрыл обе враждебные стороны и прекратил ожесточенную схватку. После страшной битвы вдруг наступила мертвая тишина - предвестница новой бури, готовой разразиться с первым лучом восходящего солнца. Но в глухую полночь» Аличула «снялся с позиции и вместе со всеми жителями вышел из деревни так тихо», что русские «заметили его отступление только с рассветом, когда Белоканы уже опустели».

январь 1831 - Воззвание имама Гази-Мухаммеда и Гамзат-бека к горцам Дагестана.
«От уповающего на Всевышнего Бога Гази-Мухаммеда и от жертвовавшего себя борьбе за Божье дело Гамзат-бека к обществам мусульман и единобожников, младшим и взрослым четырех сторон, привет вам. Да ниспошлет вам Бог благословение и милосердие. Да будет доволен вами Аллах и отпустит вам грехи! Аминь.
А затем: о дорогие братья! Как вы не обращаете внимания на Божьи слова в книге, ниспосланной нашему Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Вам письменно завещано сражение, но оно вам отвратительно...» Почему вы ставите правителями кяфиров минуя верующих?
О мусульмане! Да милостивит вас Аллах, последуйте Богу и его Посланнику. «Кто последует Богу и его Посланнику и те, которые веруют воистину Божья партия победит». Вы не бойтесь наказания от Бога в сражении с отступниками и в изгнании их из своей земли и присвоении их имущества, потому, что в Коране написано так: «Наказанием тех, кто воюет против Аллаха и его Посланника и старается сеять на земле раздор является убийство...»
Вы не страшитесь смерти, участвуя в войне. «Где бы вы не были, все равно вас достигнет смерть, даже если вы будете в укрепленных замках». Вы не считайте ваших погибших умершими, ибо Бог говорит: «Вы никак не считайте павших в войне за Божье дело мертвецами, они у своего Бога живы и здоровы».
Будьте вместе с Гамзатом в надежном месте до моего прибытия с войсками со стороны Дербента, количество которых кроме Бога не будет в состоянии исчислить. Когда мы сойдемся, мы покажем чудеса кяфирам и пособникам их. Вы не сомневайтесь в Божьих словах.
О братья! Выступайте на борьбу, потому, что борьба нам обязательна, как это известно алимам. Лозунги об этом ясны. Вы не обращайте внимание на примиренчествующих с кяфирами. Не слушайте их ложных советов. Не поздно еще выяснится наше и их положение. На этом свете захватом их имущества и пленением их, а на том свете - загнанием их в ад. Ей Богу, Гамзат и Дагестан пришли в движение. Уповайте на Бога, на все воля Божья. Сабли наши, а шеи кяфиров и отступников. Боже помоги поборникам религии. Унижай унизителей религии и помоги нам победить кяфиров!»

  • May 6th, 2014 , 11:59 am

29.10.1830 - Неудачный штурм селения Старые Закаталы русскими войсками. К штурму «назначены были две колонны: одна - батальон Ширванского полка при двух орудиях - должна была демонстрировать со стороны Джар, чтобы привлечь на себя внимание» горцев, «а главная - два батальона Эриванского полка, сорок саперов, четыре орудия скрытно выдвигаются на катехскую дорогу и отсюда ложбиной начинают приближаться к Старым Закаталам. В девять часов утра обе колонны тронулись. Генералы Стрекалов и Сергеев поехали при главной колонне. На первую высоту, лежавшую за крепостью, войска поднялись без выстрела. Отсюда дорога втягивалась в леса, дремучей полосой простиравшиеся уже до самых Закатал. Стрекалов приказал Сергееву продвинуться вперед, стать в самом лесу и затем уже подвигаться просветами вплоть до» позиций горцев. «Трудно допустить, чтобы лезгины не знали, а между тем, когда войска стояли уже на опушке леса, - в Старых Закаталах, еще шло народное собрание, и Ших-Шабан, незадолго прибывший в стан Гамзат-Бека, говорил зажигательную речь». Вероятно, Гамзат-бек, «сознававший для себя все выгоды лесного боя, нарочно не препятствовал движению» русских «стараясь заманить» их «в места, памятные кровавыми событиями.
Между тем отряд выбрался на небольшую поляну. Здесь приказано было остановиться, - и Эриванский полк занял позицию по обе стороны лесной дороги: первый батальон, майора Кошутина, расположился влево на небольшой высоте; второй, майора Клюки фон Клугенау - вправо, на старом кладбище, при котором сходятся дороги от закатальской мечети и башни. Ближе чем на картечный выстрел, впереди этого кладбища виднелась небольшая прогалина, а за ней начинались сады, обнесенные каменными стенками, оба батальона, разделенные между собой неглубокой балкой, находились на расстоянии один от другого не более тридцати-сорока саженей. Стрекалов приказал Кошутину укрепить левый фланг позиции небольшой батареей, поставленной на высоте, а Клугенау приступить к вырубке леса, чтобы очистить место для действия артиллерии. Но едва цепь, высланная вторым батальоном для прикрытия рабочих, продвинулась на лесную прогалину, как была осыпана ружейным огнем из густого кустарника. Командир полка, князь Дадиан, поскакал сам, чтобы удостовериться в степени опасности, в этот момент горцы выскочили уже из кустов и кинулись в шашки. Попавший под натиск, Дадиан едва не был убит, но его успели окружить солдаты; начальник же цепи, подпоручик Корсун, и вместе с ним тридцать нижних чинов были изрублены. Отрезанная от своего батальона, не успевшая даже сбежаться в кучки, цепь была разорвана, смята и обратилась в бегство. Горцы ударили на кладбище, но Клугенау, успевший поднять батальон в ружье, отразил дерзкий натиск, - и лезгины тотчас рассеялись. Цепь под командой штабс-капитана Потебни опять заняла свое место, а для поддержания ее выдвинули за кладбище роту штабс-капитана Гурамова; затем две неполные роты остались на самом кладбище в общем резерве, а остальные люди, под общей командой капитана Антонова, принялись за вырубку леса.
Было уже три часа пополудни. Скоро из цепи дали знать, что впереди, в садах, лезгины опять собираются в значительных силах. Дадиан сам поехал к Стрекалову, находившемуся при первом батальоне, чтобы получить разрешение оттеснить» горцев, «пока это еще представлялось возможным. Но Стрекалов, имевший известие от своих лазутчиков», что лезгины находятся «в ничтожных силах, отправил Дадиана назад с приказанием усилить работы, а сам, поручив войска генералу Сергееву, уехал в Новые Закатали. Дадиан передал приказание Клугенау. Еще усерднее застучали топоры, еще чаще под их ударами стали падать вековые чинары, а наваленный лес между тем все больше и больше уменьшал позицию и окружал карабинеров такой засекой, которая давала горцам возможность подкрадываться к ним незамеченными. Большая часть сил Гамзат-бека в это время стянулась уже против второго батальона и, прикрываясь засекой, скрытно окружила и цепь, и рабочих. Прошел час, другой - и вдруг, как по условному сигналу, несколько тысяч лезгин поднялось со всех сторон и ринулось в шашки. Что произошло тогда - описать трудно. И цепь, и резерв были моментально отрезаны от батальона и разобщены друг от друга так, что карабинерам пришлось защищаться поодиночке. Штабс-капитан Потебня был изрублен. Начальник резерва штабс-капитан Гурамов пал под кинжалами. Лихие эриванцы почти все сложили свои головы возле своих начальников, и из ста пятидесяти восьми человек только четырнадцать успели добраться до кладбища.
Все это совершилось так быстро, что часть батальона, рубившая лес влево от кладбища в балке и вправо от него по скату горы, - была застигнута врасплох и не успела даже схватиться за ружья. Капитан Антонов был ранен, а рабочие или бежали, или гибли без отпора под ударами горцев. Клугенау, кинувшийся было на помощь к ним с последним резервом, сам столкнулся» с лезгинами «и не мог пробиться. Орудия по третьему выстрелу умолкли: артиллерийский офицер, поручик Опочинин, был ранен пулей в грудь, прислуга перебита, и оба орудия, вместе с зарядными ящиками, захвачены горцами. Отчаянные усилия Клугенау выручить пушки повели только к новым потерям. Сам Клугенау, оба ротные командиры, все фельдфебели и большая часть офицеров и унтер-офицеров или были убиты, или изранены. Солдаты остались без начальников.
Второй батальон почти уже не существовал, когда на помощь к нему подоспел подполковник Кошутин с двумя карабинерными ротами своего батальона; но их прибытие только без пользы увеличило число» потерь русских, «так как стесненная местность не позволила им даже развернуться. Кошутин, человек отчаянной храбрости, был ранен одним из первых, и его солдаты, сбитые натиском, побежали назад. Увидев катастрофу, Сергеев двинул в бой последние две еще уцелевшие роты с тем, чтобы дать возможность остальным выйти из под ударов горцев, - но роты сразу попали в общий водоворот и были увлечены потоком общего бегства. Сергеев таким образом остался на батарее один с сорока саперами. Горцы без труда овладели ничтожным укреплением, взяли оба орудия и из сорока саперов осталось в живых только восемнадцать; но эти герои пробились сквозь лезгин и вынесли на ружьях раненого генерала.
Остатки рот не попали уже на старую дорогу, а были отброшены в тесную улицу, где горцы, засев по обе стороны ее за глиняными стенками, безвозбранно расстреливали бежавших солдат. Поражение отряда было полное. В этот роковой для эриванцев день» русские, по официальным данным, потеряли «четыре орудия, одного генерала, обоих батальонных командиров, шестнадцать офицеров и более четырехсот нижних чинов. В числе офицеров здесь же убит был и подпоручик Литвинов - георгиевский кавалер, собственноручно взявший при штурме Карса» турецкое знамя.
«Только в полутора верстах от места битвы князю Дадиану удалось наконец остановить оба батальона. Он дал им опомниться, привел в порядок и с барабанным боем повел» в атаку. «Но в эту минуту прискакал адъютант Стрекалова с приказанием отступить в лагерь.
Напрасно князь Дадиан от имени полка два раза посылал просить позволения возобновить атаку; Стрекалов не позволил - и войска возвратились в лагерь грустные и убитые».
Николай I «был чрезвычайно огорчен подобным происшествием. По этому поводу граф Чернышев писал Паскевичу: «Государь император с крайним прискорбием и неудовольствием усмотреть изволил, что Эриванский карабинерный полк, столь отличавшийся в последней кампании, под личным предводительством Вашего Сиятельства, ныне, в деле против лезгин, оставил вверенные ему орудия в руках неприятеля и, не внимая гласу начальников, обратился в бегство, будучи преследуем незначительным числом горцев. Не постигая, какие обстоятельства могли побудить русских солдат к столь постыдному бегству, Его Величество желает, чтобы Ваше Сиятельство сделали подробнейшее исследование сего происшествия и обо всем донесли Его Величеству».

  • May 4th, 2014 , 12:33 pm


Гамзат-бек Гоцатлинский

27.09.1830 - Гамзат-бек, «сопровождаемый сотней отборных гоцатлинцев, прибыл в Мукрак и объявил призыв к оружию. Массы конных и пеших людей стали стекаться под его знамена. В Джарии закипела тревога. Тифлисский военный губернатор генерал-адъютант Стрекалов, командовавший, за отсутствием Паскевича, войсками в Грузии, сам прискакал в Закаталы, чтобы лично удостовериться в положении дел и принять соответствующие меры. Как раз в это время случилось происшествие, которое рельефно обрисовало перед ним и настоящее положение вещей и отношения» к русским «жителей: адъютант Паскевича князь Андроников, заведовавший кордонной линией, объезжая посты, заночевал около Катех в селении Мацехи; с ним было десять донских казаков и человек шестьдесят конной милиции. Ночью, когда все спало, сто человек лезгин налетело на деревню. Джарский конвой, не сделав ни одного выстрела, бежал - и казаки остались одни: пять из них было убито, остальные вместе с грузинским князем Баратовым, сопровождавшим Андроникова, захвачены в плен; сам князь спасся только благодаря хозяину сакли, который спрятал его на потолке; но все походное имущество его попало в руки» горцев. «Наскоро осмотрев деревню и не найдя Андроникова, лезгины сочли его бежавшим и удалились в горы».

29.09.1830 - Передовые отряды Гамзат-бека «появились на горах, верстах в пятнадцати от белоканского редута, а ночью конная партия, отделившаяся от них, нагрянула на самое селение. Войска в редуте слышали выстрелы и крики, но не могли дать помощи, так как сами ежеминутно ожидали нападения, и партия, разграбив армянских купцов» спокойно ушла. «Гамзат-бек не пошел, однако, далее. Он послал сказать джарцам, что не спустится с гор, пока не увидит среди них дружного восстания и не получит аманатов. Сергеев придвинул к Белоканам отряд подполковника Доброва - дивизион драгун и роту ширванцев с тремя орудиями, а к Катехам для наблюдения» за горцами «выдвинул батальон пехоты, также с тремя орудиями и казаками, под командой подполковника Платонова. Он до того уверился теперь, что Гамзат-бек не осмелится спуститься с гор, что сам отказался от присылки войск из Грузии, находя свои силы слишком достаточными, чтобы удержать в повиновении местное население. В этом самообольщении Сергеев даже не заметил, как жители Катехи, Мацехи и даже из Джар целыми толпами стали переходить в стан Гамзат-бека. Сергеев спохватился поздно, когда об аресте» главных организаторов, «чего так добивался Паскевич и требовал Стрекалов, нечего было уже думать, потому что» восстание «кругом» закипело «в полном разгаре. Гамзат-бек между тем занял Катехи. Там он принял аманатов от всех» восставших селений «и затем отправил их в Дагестан, объявив жителям, что останется у них зимовать и приказал поставить укрепление в Старых Закаталах. К решительным действиям он не хотел, однако, приступать, пока не подойдут к нему последние подкрепления, а в ожидании их разрешил производить частные набеги на плоскость».

15.10.1830 - «Партия» лезгин «спустилась по Беженьянскому ущелью, против деревень Гавазы, Чеканы и Кучетаны. Деревни эти охранялись постом из ста кахетинцев, а в резерве стояло сорок гренадер Грузинского полка с горным единорогом, под командой прапорщика Салтыкова. Партия незаметно обошла караул и кинулась прямо на лагерь Салтыкова. Секрет вовремя поднял тревогу, и когда лезгины устремились к ружейным пирамидам, - гренадеры встретили их штыками. Завязался отчаянный бой грудь на грудь, а тем временем с поста успели прискакать кахетинцы и, в свою очередь, врезались» в лезгин с тыла. «Один из них, дворянин Хсрулишвили тотчас изрубил байрактара и захватил лезгинский значок. Орудие, находившееся уже во власти» горцев, «также было отбито гренадерами. Тогда лезгины стали подаваться назад и через полчаса скрылись в Беженьянском ущелье. Эта ночь стоила» русским «двадцати четырех человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести».

20.10.1830 - К Гамзат-беку подошли ожидаемые им подкрепления и он «со всеми силами перешел в Старые Закатали. Отряд Сергеева, усиленный донским Леонова полком, стоял возле новой крепости; сюда же двигались из Грузии еще два батальона эриванцев с четырьмя орудиями и остальные части Грузинского полка, под командой генерала Симонича. Стрекалов, опередив войска, сам прибыл в Новые Закатали и принял главное начальство над собиравшимся отрядом. Познакомившись с положением дел в Джарской области, Стрекалов пришел к убеждению, что прежде всего необходимо преградить лезгинам все дороги в заалазанские места, а для этого построить ряд укреплений по пути к Белоканам и Талам. Этой мерой он думал держать» лезгин «в строгой блокаде», но горцы не стали дожидаться, пока их «запрут в Закаталах», а сами двинулись вперед и заставил русских «самих принять оборонительное положение. Вечером раздались по крепости первые выстрелы; пальба шла всю ночь и весь следующий день; несколько пикетов было атаковано, и на одном из них казак поплатился жизнью».

22.10.1830 - Лезгины, «пробравшись густыми лесами» к сараям, в которых изготавливался кирпич для строительства Закатальской крепости, «внезапно атаковали роту ширванцев, прикрывавшую рабочих».

25.10.1830 - Из русского лагеря у селения Новые Закаталы направлены фуражиры, «под прикрытием двух рот Ширванского полка с казачьим орудием, под командой капитана Фокина. Как только прикрытие стало расставлять цепь, - восемьсот конных лезгин вынеслись из леса и кинулись в шашки. Цепь была опрокинута, и горцы с налета врубились в ширванские роты... Бог знает, чем бы окончился» для русских «этот кровавый день», если бы к ним не подоспела помощь. «Во весь опор из лагеря прискакал Платонов со своими казаками и ринулся в пики. Отброшенные атакой, горцы, однако, моментально оправились и возобновили нападение. Тогда из лагеря выслали еще две роты Ширванского полка с подполковником Овечкиным, - и только с их появлением» горцы отошли к Закаталам. «Стрекалов доносил, что пространство, на котором происходила битва, было завалено телами лезгин», но и из русского отряда, «выдержавшего короткую битву, выбыло из строя два офицера и шестьдесят восемь нижних чинов. Это свидетельствовало прямо», что противник русских «смел, предприимчив, и что при дальнейшем развитии военных действий» русские потери, «в случае малейшей неосторожности, могут достигать значительной цифры. Действия Гамзата не замедлили отразиться на джарцах, и даже те немногие люди, которые еще сохраняли верность» России, «теперь один за одним стали переходить на сторону Гамзата. Лезгины, рассыпавшись по лесам, препятствовали всем работам, и, по справедливому выражению Сергеева, каждое срубленное дерево стоило» русским войскам «потоков крови. При таком энергичном предводителе, каким оказался Гамзат-бек, нечего было и думать о блокаде» его сил. «Русский отряд, собственно говоря, сам очутился в блокаде, и чтобы разорвать эту пока тонкую, но каждый день все более и более густевшую сеть» у его командования, «оставалось одно средство - взять» Старые Закаталы.

- Первое столкновение Шабана с русскими. Направленный управляющим Джарской областью генералом Сергеевым в Катехи «конный разъезд наткнулся в двух верстах от этого селения на двести человек глуходар и был захвачен в плен. К ночи того же дня» часть сил Шабана «заняла высоты над самыми Белоканами».

03.07.1830 - «Главные силы Шабана спустились с гор и, оставляя в стороне белоканский редут, потянулись к Катехам. Навстречу к ним Сергеев послал подполковника Платонова с казачьим полком и частью милиции, а дивизиону нижегородских драгун приказал расположиться в резерве. Платонов занял Катехи и даже двинулся дальше; но едва головная конница его втянулась в ущелье, как была встречена сильным перекрестным огнем, не устояла и в беспорядке ускакала назад. Эта новая неудача» русских «отразилась тем, что жители, собранные с подводами у Новых Закатал, все разбежались и постройка крепости остановилась».

03.07.1830 - Отряд Ренненкампфа выступил из Джавы в Чесельтское ущелье. Отряд шел через хребет Раро, перейдя который, дальше последовал двумя колоннами: одна колонна под начальством самого Ренненкампфа наступала через деревни Цамад, Бикойтикау и Дуадонастау; другая, под начальством подполковника Берилева,— через деревни Сихта, Кола и Чесельт. Колонна Ренненкампфа встретила упорное сопротивление крестьян, среди которых «солдаты с удивлением замечали в сражавшихся женщин». «В войсках появились убитые и раненые; число их стало расти. Постепенно вытесняя» осетин «из одной деревни в другую, войска два дня находились в беспрерывном огне». Всего Ренненкампф сжег семь селений и после взятия с.Бикойтикау расположился в нем лагерем.
Колонна Берилева, следовавшая через с.Сихта, также встретила сильное сопротивление крестьян этого селения. Деревня была занята с большим трудом. Следуя дальше, колонна подошла к с.Кола. Население укрылось в башне и оказало столь решительное сопротивление, что Берилев не решился осаждать башню и двинулся дальше на соединение с Ренненкампфом (за это он получил замечание со стороны генерала Стрекалова).

04.07.1830 - Русские войска штурмует гору Зикара на которой укрепились восставшие жители Южной Осетии. Две атаки горы, предпринятые Ренненкампфом, оказались безрезультатны. Повстанцы, оборонявшиеся ружейным огнем и большими камнями, которые спускали с горы на наступавшие войска, бились с большим ожесточением

05.-06.07.1830 - Осада горцами, под руководством Шабана, Белоканского редута. «Несколько раз кидались они на штурм и каждый раз, встречая отпор, обращались назад». После подхода из Закаталы отряда генерала Сергеева, Шабан отступил в горы. «Ших-Шабан слишком поторопился с нападением на Белоканы и тем погубил так успешно было начатое им дело. Выжди он на Рог-но-оре - Гамзат-бек, уже прибывший в Джермут, мог бы без труда задержать» русские «войска в Закаталах, и тогда участь белоканского редута, быть может, и была бы иная. Теперь, напротив, все обстоятельства обратились против горцев. Поражение Шабана так повлияло на Гамзат-бека, что он распустил лезгин и сам уехал в Аварию». Бой за Белаканский редут «сразу подавил начинавшееся восстание».

07.07.1830 - Третий штурм горы Зикара отрядом генерала Ренненкампфа. Поражение восставших. Из попавших в плен к Ренненкампфу, 118 повстанцев были приговорены к казни, 21 участник сопротивления — отправлен в Сибирь.

08.07.1830 - Генерал Ренненкампф осадил башню у селения Кола. На посланное через князя Мачабели предложение сдаться повстанцы ответили отказом. После бомбардировки башни, начался штурм. Две роты гренадер были брошены в атаку, но были отбиты. Войска потеряли 4 человека убитыми и 18 человек ранеными, в том числе был смертельно ранен подполковник Берилев. Ночью атака повторилась. Осажденные, услышав шум, стали бросать камни, и охотники были отражены.
Ренненкампф решил поджечь башню. В первом часу из лагеря вышли несколько охотников, которые обложили башню сухими дровами и подожгли. Осажденные заметили это и открыли огонь. Пламя быстро поднялось вокруг башни и скоро достигло верхней надстройки. «Даже в эти последние минуты,— говорит один из очевидцев,— отчаянные головорезы не думали о сдаче: они пели во всю глотку веселую песню, неустанно бросали камни, издевались над нашими усилиями и, видимо, предпочитали смерть всякой пощаде...»
Когда огонь охватил все деревянные части башни, 10 человек осетин во главе с Бега Кочиевым по веревкам спустились из башни и с кинжалами в руках бросились на солдат, пытаясь пробить себе дорогу. Девять человек были подняты на штыки солдатами, сам Бега Кочиев был взят в плен. Остальные осажденные сгорели в башне.
Героическая борьба чесельтцев-крестьян за свободу произвела сильное впечатление и на самих царских генералов. «Горцы оказали примерное ожесточение», - писал Паскевич Чернышову.



Что еще почитать