Что дает людям лес 3. Что дает человеку лес. «Лекарственные растения нашей местности»

Что даёт лес? Можно подробно.... и получил лучший ответ

Ответ от Виктор Шилов[гуру]
всмисле что даёт???

Ответ от Doctor [гуру]
Значение леса для жизнедеятельности человека:
-Источник пищи (грибы, ягоды, звери, птицы, мёд)
-Источник энергии (дрова)
-Строительный материал
-Сырьё для производства (производство бумаги)
-Регулятор природных процессов (лесопосадки для защиты почвы от выветривания)
Значение леса для здоровья человека:
Лес имеет огромное санитарно-гигиеническое и целебное значение. В воздухе природных лесов присутствует более 300 наименований различных химических соединений. Леса активно преобразовывают атмосферные загрязнения, особенно газообразные. Наибольшей окисляющей способностью обладают хвойные (сосна, ель, можжевельник) , а также некоторые сорта лип, берёз. Лес активно поглощает промышленные загрязнения, в частности пыль, углеводороды.
Леса, особенно хвойные, выделяют фитонциды - летучие вещества, обладающие бактерицидными свойствами. Фитонциды убивают болезнетворные микробы. В определённых дозах они благотворно влияют на нервную систему, усиливают двигательную и секреторную функции желудочно-кишечного тракта, способствуют улучшению обмена веществ и стимулируют сердечную деятельность. Многие из них являются врагами возбудителей инфекционных заболеваний, но только если их немного. Фитонциды почек тополя, антоновских яблок, эвкалипта губительно действуют на вирус гриппа. Листья дуба уничтожают бактерии брюшного тифа и дизентерии.


Ответ от Ёолнечный ветер [гуру]
лес дает кислород и место обитания огромного количества наземных живых существ. не будет леса не будет нифига. и нас с вами тоже


Ответ от Алина Лёлина [активный]
топливо


Ответ от Ѐ К [гуру]
Чистый воздух - кислород. Древесина. Из нее делают мебель, стройматериалы, спички, бумагу. Из сосны делают не только бумагу, стой материалы и т. п. из нее так же делают сахар, смолы, клей, веревку, на ней разводят кормовые дрожжи, спирт, бензин, горючие газы и еще много, много...


Ответ от Ёмерть The Killer [новичек]
Промышленность Благодаря лесу, заводы и фабрики получают основные продукты промышленности, состоящие из древесины. Это древесные смолы, древесная мука, из которой изготавливают линолеум, древесно-слоистый пластик, целлюлоза, скипидар, спирт, древесностружечные, древесноволокнистые плиты и др. Список можно еще долго продолжать. Древесину используют в хозяйстве, она выступает в роли строевого леса и пиломатериалов, таких, как: брус, фанера, доски. Что даёт нам лес в промышленной сфере? Железные дороги, строительные здания, мосты, опоры линий электропередачи и многое другое.
Из продуктов переработки и из самой древесины изготавливают множество необходимых человечеству предметов: стулья, школьные доски, учительские кафедры, парты, потолки, полы, рамы для окон, школьные крыши, стены. Более мелкие предметы: материалы для кроссовок, портфели, игрушки, ткани для верхней одежды, лыжи, клюшки, сани, мячи для игры в футбол. Этот список также далеко не полный. Какую пользу приносит лес народному хозяйству Народное хозяйство не обходится без лесных материалов, из которых создаются: ручки для лопаты, лодки, сани, спички, телеги, фанера, мебель, лаки, рыболовные поплавки, колесные ободья и т. д. Каждый из нас может сам продолжить этот список. Задумайтесь хотя бы на минуту, чтобы было, если бы не было древесины? К чему бы мы пришли в конечном итоге? Еловая древесина Белая с желтоватым оттенком, имеющая шелковый отлив, податливая и звучная, еловая древесина ценится человечеством издавна. Из нее строили царские палаты, храмы, избы, мосты и сараи. Еловая древесина дала нам возможность развиваться творчески, благодаря таким инструментам: гитара, скрипка, балалайка и другим музыкальным источникам. Всего один кубический метр такой древесины даёт 600 костюмов из полушелка, 400 пар великолепных чулок из шелковых тканей и 250 кг целлюлозы. Сосновая смола Для хозяйства, в лесах добывают живицу (сосновую смолу). Для этого специально приготовленными насечками, надрезают кору дерева и собирают смолу в посудину. Из соснового сока получается канифоль – вещество, производящее на свет садовую замазку, сиккативы, качественное мыло, синтетический каучук, пластмассу, лаки, искусственную кожу. Польза леса Вы еще спрашиваете, что даёт лес человеку? Лес кормит человека! Ягоды, грибы, звериное и птичье мясо – это все заслуга лесов. Лес одевает человека! Лесные животные богаты теплым натуральным мехом, в который одевают людей в стуженную зимнюю пору. Лес учит человека, он даёт ему все необходимые школьные предметы. Лес лечит своими полезными лечебными травами. Лес насыщает наши легкие углекислым газом и кислородом. О пользе лесов можно говорить очень долго. Но вывод всегда будет один – их нужно охранять и не забывать о том, насколько это важно для каждого из нас.

Лес - это экологическая сложная система, с множеством звеньев. Деревья, кустарники, лишайники, травы, мхи, грибы, животные и различные микроорганизмы - все это составляющие лесов. Каждое растение или живое существо является неотъемлемой частью лесной зоны и входит в пищевую цепочку. Растения вырабатывают кислород и сахар. Травоядные животные питаются за счет растений и распространяют их семена. А хищники питаются этими травоядными.

Таким образом лес является основой жизни животного мира внутри. Реки, ручьи и различные озера также являются важной компонентом лесного массива.

(Бамбуковый лес )

Леса возрастают в различных условиях, как в холодных, так и в жарких. К лесам относятся не только хвойные, лиственные, смешанные и вечнозеленые. Джунгли, тайга, сельвы и другие зеленые насаждения также являются лесами. Выделяются естественные и искусственные леса. Создателем первых является природа, а вторых - человек. Сегодня леса занимают 1/3 суши, хотя далеком прошлом лесные земли были намного многочисленнее.

Значение леса в природе

В природе леса имеют огромное значение. В них возрастает множество видов растений, проживает большое количество животных и микроорганизмов. Кроме этого, леса выполняют ряд природных задач. Одной из них является выработка и очистка кислорода. Количества вырабатываемого кислорода одним деревом хватает на троих людей.

Еще одной значимой функцией леса в природе является снижение уровня пыли. Ежегодно 1 гектар леса останавливает до 100 тонн пыли. Леса регулируют и улучшают водный баланс водоемов, находящихся внутри или поблизости леса. Это происходит за счет того, что лесная подстилка накапливает влагу, образовывающуюся в весенний период. Именно она помогает сохранить полноводье рек и водоемов.

Леса служат шумоизоляцией, они способны снизить уровень шума от автодороги на 11 децибел. Лесные массивы препятствуют сильным ветрам, повышают влажность и качество воздуха, а также способны смягчить климат. Они служат воздушным фильтром, очищающим воздух от вредоносных химических веществ. Немаловажной функцией лесов является защита почвы от селей, оползней и различных геологических процессов.

Значение леса в жизни человека

Лес всегда играл огромную роль в жизни человека. На сегодняшний день важность лесов только усиливается за счет того, что их количество заметно уменьшается. Роль леса в жизни человека можно разделить на три составляющие - экологическую, экономическую и социальную.

Экологическая роль заключается в качестве окружающей среды и сохранности природы. Любому живому существу жизненно необходимы условия для жизни. Именно деревья способствуют тому, что современный человек дышит чистым воздухом, имеет возможность заниматься сельским хозяйством и получать из этого выгоду.

Для современного человека лес играет большую экономическую роль. В лесах возрастает древесина, из которой изготавливаются строительные материалы, бумага, мебель древесное топливо, пищевые, материальные и лекарственные продукты.

Главным материальным ресурсом является древесина. Но ягоды, грибы и лекарственные растения, растущие только в лесах, также востребованы человеком. Не смотря на то, что люди ищут замену лесным ресурсам, древесина всегда будет востребована. Ископаемое топливо, заменяющее древесину, исчерпывается и стоит намного дороже дерева. Замена бумажных пакетов на пластиковые принесла большой вред земному покрову за счет того, что пластик не перерабатывается. Лесная промышленность зачастую становится градообразующей деятельностью и требует большого числа работников и техники. Поэтому роль леса всегда будет очень важной как для окружающей среды и современного мира.

Социальная роль леса заключается том, что он является историческим звеном. Лес - это элемент развития народов, их культур и отношения к природе. Издавна лес был источником ресурсов, необходимых для выживания - здесь можно найти и пищу, и воду, и убежище. Народные песни, сказки и повести всегда отделяют немаловажную роль лесным массивам. Сегодня леса служат человеку местом, где можно расслабиться отдохнуть и вдохнуть свежего воздуха.

МОУ «Вохтомская основная общеобразовательная школа»

Водоем" href="/text/category/vodoem/" rel="bookmark">водоемы , землю и воздух от оскудения, а животный мир от исчезновения, надо знать природу, глубоко понимать и законы, и истинную ценность. Мало только любоваться розовым закатом или пейзажем, надо уметь « видеть», т. е. получать от общения с природой заряд высоких чувств, благородства и душевной щедрости. А такому общению, несомненно, поможет знание природы.

Но одних только знаний тоже недостаточно, чтобы оградить наше природное окружение от разрушительного натиска экологически неграмотных людей. Нужны действия. Поэтому так важно с детских лет овладевать умением, закалять свою волю, чтобы стать активным борцом по защите одной из основных ценностей человека - природной среды.

Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача современной социально-культурной ситуации. Важная составная часть экологической культуры школьника является формирование осознанного экологического поведения.

Одна из первых задач - помочь детям осознать, что они - часть природы. Разумная часть природы обязана сохранить планету. Основа нашей работы - это большая любовь к природе, каждому человеку, ко всему живому, что нас окружает.

Проект предназначен для учащихся начальной школы с ориентацией на экологическую направленность. Содержание направлено на развитие экологической культуры обучающихся, ответственного отношения к природе.

Актуальность проекта обусловлена значимостью рассматриваемых экологических проблем, которые ставит перед нами сама жизнь.

Общими принципами отбора содержания материала является:

Системность

Единство сознания и деятельности

Наглядность

Личная ориентация

Объективность

Научность

Доступность для обучающихся начальных классов.

Практическая направленность.

Проект включает и раскрывает основные содержательные линии: экологию ближайшего природного и социального окружения (своей школы, своего дома, квартиры, окружающих животных, растений).

2.Выполнение практического задания («экспериментаторы»)

3.Оформление задания («иллюстраторы»)

4.Формулирование выводов («аналитики»)

5.Применение результатов («исследователи»)

Третья группа реализует блок «Лекарственные растения нашей местности».

Цель:

Задачи:

1. Обобщить знания о лекарственных растениях нашей местности;

2.Выяснить значение лекарственных растений для человека;

3.Воспитывать бережное отношение к природе;

4.Развивать навыки исследовательской работы;

Он состоял из ряда заданий:

1.Анкетирование детей.

2.Анкетирование взрослых.

3.Проведение исследовательских наблюдений.

4.Работа с компьютером, в библиотеке.

3 этап.

Практически – деятельностный.

Каждая группа выполняет задания, которые определены путем совместного обсуждения.

1.«Братья наши меньшие».

« Поисковая»

Ведет поисковую работу по подборке материала о животных нашего края в Интернете, используя учебную и научно - популярную литературу, проводит опрос населения поселка, берет интервью у населения, фотографии. Знакомит ребят с детскими книгами о животном и растительном мире. Организуют экскурсии в природу «Чьи это следы», «Птицы прилетели».

«Журналисты»

Готовят сообщения о зимовке различных животных. Подготовили доклады: «Жизнь зверей весной»; «Птицы прилетели» «Насекомые весной». Организуют конкурсные программы, игры, соревнования:

Познавательная игра «В лес за загадками»

Игры «Чье это перо?», «Чей нос?»

Обрабатывают и печатают на компьютере материал по теме. Организуют выставки книг: «Как зимуют дикие животные», «Перелетные птицы».

Группа опрашивала ребят об изменениях природы весной.

Журналисты сочинили мини рассказы природоведческого и экологического содержания.

«Художники - оформители».

Рисуют рисунки по теме.

Оформляют книгу «Сюрпризы лесной полянки»

На уроках труда сделали кормушки для птиц. Повесили их вокруг школы и около своих домов. Дети не забывали кормить птиц. Им было очень интересно наблюдать за птицами. О своих наблюдениях ребята рассказывали на уроках «Окружающего мира», а еще ребятам из детского сада.

Начали делать скворечники для перелетных птиц. Планируем завести журнал, где будем записывать свои наблюдения за птицами:

Какие птицы прилетели первыми;

Какие последними;

Где они гнездятся;

2. «Лес – наш друг».

1.Раздел «Виды леса».

Этой группе предлагаются разрезные карточки с изображением веточек и плодов различных деревьев.

«Экспериментаторы» раскладывают карточки на 2 группы.

«Аналитики» делают выводы о существовании хвойных и лиственных лесов.

«Иллюстраторы» оформляют карточки «В лес за загадками. Растительный мир»

2.Раздел «Животный мир».

Дети получают задание оформить карточки «Животный мир нашей местности»

«Испытатели» готовят рассказ по этому разделу.

3.Раздел «Птицы нашей местности».

4.Раздел «Угадай, чьи это следы?».

Поисковая работа в природе. Дети наблюдают за следами животных на снегу.

Определяют, чьи это следы, записывают в записных книжках. Находят

материал о следах, которые видели в природе.

5.Раздел «Значение леса в жизни человека».

Дети получают «рассыпавшееся» стихотворение С. Маршака «Что мы сажаем, сажая леса?» и картинку с изображением леса, А также набор предметных картинок из серии «Что нам дает лес?».

«Экспериментаторы» составляют из строчек стихотворение.

«Иллюстраторы» ищут картинки в Интернете.

«Испытатели» составляют текст сообщения «Значение леса в жизни человека».

3. «Лекарственные растения нашей местности».

Цель: изучение лекарственных растений нашей местности.

Задачи: обобщить знания о лекарственных растениях нашей местности;

выяснить значение лекарственных растений для человека;

воспитывать бережное отношение к природе;

развивать навыки исследовательской работы;

Каждый из детей выбрал растение, за которым он хотел бы наблюдать.

Дети проводят исследование.

1 задание.

Анкетирование детей.

Вопросы анкеты:

1. Какие лекарственные растения нашей местности ты знаешь?

2. Какую пользу они приносят?

3. Что делать, чтобы эти растения не исчезли?

В опросе участвовало 12 человек. Сделали вывод, что дети знают лекарственные растения нашей местности, какую пользу они приносят и как их сохранить.

2.Составили презентацию «Лекарственные растения нашей местности».

Возможные препятствия в ходе реализации проекта и возможные пути их преодоления

Возможное препятствие

Пути преодоления

Не все с желанием участвовали в проекте.

Затруднения при выполнении поставленной задачи.

Незначительные навыки работы с компьютером.

Беседы, экскурсии, работа в группах по интересам.

Консультации ребят с руководителями проекта.

Посещения кружка по информатики.

Вывод:

В ходе проектной работы школьники многое узнали. Работа помогла им понять, что они являются частью природы и должны бережно относиться к ней. Тогда природа предстанет перед людьми доброй, дарящей свои богатства и радость общения.

Отзывы:

Данный проект нашел значительный эмоционально-познавательный отклик у учащихся, а работа над ним способствовала успешному решению целого спектра дидактически-развивающих задач.

Было интересно работать в проекте. Для нас эта работа очень увлекательная. Я работала в группе художников-оформителей. Рисовала рисунки, оформляла выставку книг, посвященную зимующим животным.

Миколаец Валерия

Сначала мне не совсем было понятно, что надо делать. А потом, когда мы наметили план работы и начали все делать, стало просто интересно.

Быстров Леша

Участвуя в проекте, мы уже самостоятельно печатали на компьютере и работали с Интернетом.

Петухов Виталий.

Мне понравилось делать кормушки и наблюдать за птицами. А еще я печатал текст книги «Сюрпризы лесной полянки» об ужах, которые живут в нашей местности.

Смирнов Саша.

После завершения работы над проектом дети поделились своими впечатлениями с одноклассниками и учителями. Свой проект ребята представили на конференции «Искатель» по проектно- исследовательской деятельности учащихся.

Материально – техническое обеспечение мероприятия:

Интернет, фотоаппарат, компьютер.

Литература:

Журнал «Начальная школа» № 6, 2003 год.

В. Бианки «Лесная газета».

«Зеленые страницы».

Атлас-определитель «От земли до неба».

Поиск информации в Интернете.

Приложение к проекту «Лес – наше богатство»

МОУ Вохтомская основная общеобразовательная школа Парфеньевского района Костромской области.

Сценарий экскурсии в лес для детей 7-11 лет

Подготовила и провела:

п. Вохтома

2009 год

Цель:

Формирование экологической культуры.

Задачи:

Прививать любовь к родному краю;

- формировать осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе.

Ход экскурсии.

Ведущий:

Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие за загадками. А куда – догадайтесь сами.

Ученик:

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом-

Чудеса увидишь в нем. (лес)

Ведущий:

Парфеньевский район находится в лесной полосе. Леса занимают 84 % общей площади района или 209425 гектар.

А знаете ли вы, что из леса получают продукцию более 20 тысяч наименований: пищевые продукты, витамины , строительные материалы , сырье для химии, корм для скота, лечебный воздух…

Ученик:

У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту – в высоту (Сосна)

Ведущий:

Каждое пятое дерево наших лесов – сосна. Вместе с кислородом дерево обогащает воздух летучими веществами – фитонцидами, которые губительно действуют на возбудителей туберкулеза.

А какие еще деревья относятся к хвойным деревьям?

Ученик:

Колкую, зеленую,
Срубили топором.
Колкая, зеленая,
К нам приходит в дом (ель)

Ученица:

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но в отличие от елки,

Опадают те иголки (лиственница)

Ведущий:

А как называются иголки у сосны и елки? (хвоя)

Мы уже в лиственном лесу. И вот первая встреча.

Ведущий:

Один гектар березняка испаряет 47 тысяч литров воды в день. Это и очищение воды, и увлажнение воздуха, и будущие дожди. Береза – это лекарственное дерево. Но не забудьте, что одна большая береза, поврежденная топором, может потерять за весну до 200 литров сока. О березе поют песни.

Какие песни и стихи о березе вы знаете?

Ученик:

Я из крошки – бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч.

Не боюсь ни гром, ни туч.

Я кормлю свиней и белок,

Ничего, что плод мой мелок (дуб)

Ведущий:

Дубы встречаются в нашей местности. Они достигают 20-30 метров в высоту, Живут лет.

А это какое дерево?

Ученица:

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают (липа)

Ведущий:

Липа приносит большую пользу человеку. Это липовый мед. Это дерево живет 300-400 лет.

Отгадайте, что это за дерево?

Ученик:

Весной зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы (рябина)

Ведущий:

Зимой рябина кормит птиц. Полезны ее плоды и для человека. В них не меньше каротина, чем в моркови, петрушке, облепихе.

Ученик:

Будто снежный шар бела.

По весне она цвела.

Нежный запах источала,

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна (черемуха)

Ведущий:

Эта лесная красавица с давних времен лечит людей.

Но лес – это не только деревья, но и ягоды, цветы, грибы. Все мы любуемся лесными цветами. А что вы знаете о них?

Ученица:

Золотой и молодой,

За неделю стал седой.

А денечка через два

Облысела голова.

Спрячу я в карманчик

Бывший… (одуванчик)

Ученик:

Первым вышел из земли

На проталинке

Он мороза не боится,

Хоть и маленький (подснежник)

Ученица:

Синенький звонок висит,

Никогда он не звенит (колокольчик)

Ведущий:

В Красную книгу занесены колокольчики, подснежники, некоторые виды тюльпанов и пионов, первоцветы.

Лес щедро делится с людьми своими ягодными запасами.

Какие же ягоды кладет лес в наши корзинки?

Ученик:

На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Разгибаем стебельки –

Собираем огоньки (земляника)

Ученица:

Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Созревала под снежком,

Ну– ко, кто со мной знаком (клюква)

Ученик:

Сладкая, душистая,

Выросла в лесу тенистом.

Я могу расти в саду,

Летом в гости к вам приду.

Состою из долек малых,

Очень сочных, вкусных, алых (малина)

Ученица:

Рассыпает солнце стрелы,

Сосны зажигая,

Что за ягода созрела,

Синяя такая?

На кусточки, под листочки

Кто-то бусы бросил,-

Все поляны в синих точках

У зеленых сосен (черника)

Ведущий:

Лес угощает щедро, но бери у него только ягоды. 300 лет может расти кустарничек черники, но если сломать его, вырвать с корнем, то новый кустик с плодами появится только через 7-8 лет. Отгадайте загадку.

Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся (гриб)

А кто же из нас не собирал в лесу грибы?

Из истории.

«Парфеньевцы сделали главным источником своего существования сбор и продажу грибов. С течением десятилетий посад превратился в грибную столицу России: отсюда шли несметные тысячи кадок с груздями, рыжиками, сушеные грибы всех видов и достоинств.

В начале 50 годов 19 века известный в то время публицист Корнилов писал в журнале «Москвитянин»: «Парфеньев – центр грибной промышленности. Лучшие грибы доставляются из Парфеньева, который славится своими белыми грибами, как Царицын – арбузами и Кизляр – виноградом »

Ученица:

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых

Меня увидишь за версту-

Зовусь я…(подосиновик)

Ученик:

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек,

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Собирай, не мешкай

Это…(сыроежка)

Ученица:

Лета первая примета:

Под березой в холодке,

Гриб коричневого цвета

На пятнистом корешке (подосиновик)

Ученик:

На поляне лесной,

Под могучей сосной

Стоит старичок,

На нем белый колпачок.

Кто в бору бывает-

Тот его и узнает (боровик)

Ученица:

Он выглянул несмело

Из кочки моховой,

Цепочку клюквы спелой

Поднял над головой (моховик)

Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке. (Белый гриб)

Ведущий:

А какие грибы нельзя собирать? Почему? А как нужно правильно собирать грибы?

Разве можно представить лесную полянку без насекомых и птиц?

Ученица:

Он прилетает каждый год-
Туда, где домик ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет (скворец)

Ученик:

Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Кто она?.. (ворона)

Ученица:

Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует - коноплю ворует.
(Воробей)

Ученик:

Плотник острым долотом-
Строит дом с одним окном.
(Дятел)

Ведущий:

Дятлы – лесные санитары. Они не портят здоровые деревья, а долбят кору тех, которые поражены внутри короедами.

Ученица:

Прыгает пружинка -
Зелёная спинка -
С травы на былинку,
С ветки на тропинку (муравей)

Ученик:

Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком (пчела)

Ведущий:

Пчелы опыляют более 50 видов сельскохозяйственных культур. Одна пчела опыляет от 4 до 16 тысяч цветов за сутки.

Ученик:

Кто в лесу без топоров строит избу без углов (муравей)

Ведущий:

Трудно представить лес без больших и малых зверей.

Ученица:

Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят (ежик)

Ученик:

Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк? (белка)

Ученица:

Не любит семечки из шишек,
А ловит бедных серых мышек.
Среди зверей она – краса!
Плутовка рыжая… (лиса)

Ученик:

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы -
Уши больше головы? (заяц)

Ведущий:

Вот и окончилось наше путешествие. Но мы разгадали еще не все лесные загадки. Узнать о лесе что-то новое помогут книги, новые путешествия. Но не забывайте о том, что нужно беречь природу. Берегите лес. Его обитателей, и вы сохраните красоту земли.

Ученица читает отрывок из стихотворения Ольги Коловой «Парфеньево»

На ветру рябины гордо рдеют,

Сосны величавые шумят…

Здесь века, как царство Берендея,

Глушь лесов хранила наш посад.

Литература:

Журналы «Начальная школа», «Лесные загадки» Юрий Дмитриев, журнал «Губернский дом».

Цель: познакомить со значением леса в природе и для человека.

Задачи:

  • закрепить отличие тайги, смешанного и широколиственного лесов;
  • рассмотреть экологические проблемы в лесной полосе, возникающие по вине человека;
  • развивать познавательный интерес к изучению природы;
  • воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

Оборудование: карта «Природные зоны России», мультимедийный учебник «Окружающий мир» для 4 класса, плакат с изображением леса, карточки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой,и не утаи:
Ты же видишь – мы свои!

II. Сообщение темы и цели урока

Учитель. В этом стихотворении «спрятана » тема нашего урока. В какую природную зону мы сегодня отправимся?

Ученики. В стихотворении говорится о лесе, значит,мы сегодня опять отправимся в лесную зону.

III. Актуализация знаний учащихся

– Перед тем, как перейти к изучению новой темы, хотелось бы выяснить, что вы знаете о лесной зоне.
– Покажите на карте лесную зону: тайгу, смешанный лес, широколиственный лес.

Проводится конкурс рисунков «Как я представляю себе тайгу, смешанный и широколиственный лес». Учащиеся комментируют рисунки.
Учитель предлагает заслушать несколько сообщений о жителях леса, подготовленных учащимися дома.
По выбору учителя несколько учащихся работают по карточкам.

1) Напишите 2-3 цепи питания в лесной зоне.
2) Соедините стрелками деревья и лес, в котором они произрастают:

– А сейчас мы разгадаем кроссворд.

1. Какое дерево является символом России?
2. Хвойное дерево, которое сбрасывает иголки.
3. Это животное имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах.
4. Это животное умеет не только прыгать, но и летать.
5. Хвойный лес.
6. Хвойное дерево с плоскими хвоинками, а шишки торчат вверх.
7. Живет в глуши лесной, и летом, и зимой старательный работник, лесной носатый плотник.
8. Хвойное дерево с короткими хвоинками, расположенными поодиночке.
9. Дерево с листьями в форме сердечка.
10. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?
11. Хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки длинные, сидят парами.

Отгадка. Берегите лес.

IV. Изучение нового материала

– Сегодня на уроке мы будем говорить об охране леса, о роли леса в жизни людей и о том, какую роль играет человек в жизни леса.
Весь лес от верхушек деревьев до земли заселен животными. А какое многообразие растений! И все это живет совместно, тесно связано между собой и выполняет огромную работу.
Работа в группах. Нужно выбрать животных леса (I группа), растений леса (II группа), цветов и ягод (III группа)

V. Чтение стихотворения С.Никулиной «Русский лес»

Нет ничего милее
Бродить и думать здесь,
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.

А будет жажда мучить –
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна.
Течет вода-водица,

Нас ждут в лесу рябинка,
Орехи и цветы.
Душистая малина
На кустиках густых.

Ищу грибов поляну
Я, не жалея, ног,
А если я устану –
Присяду на пенек!

Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.

– О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (Об отношениях между человеком и лесом.)
– Какую роль выполняет лес в жизни людей?

По ответам учащихся учитель записывает на доске схему «Значение леса».

Физкультминутка

У оленя дом большой.
Он глядит в свое оконце –
Зайка по лесу бежит,
В дверь его стучит:
«Тук-тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой».
«Зайка, зайка, забегай,
Лапу мне скорей давай!»

VI. Учитель. А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Послушайте разговор деревьев. «Дуб и Рябина».

– Ой, Рябинушка, рябинушка, что взгрустнула ты?
– Была я, Дуб, свежей рябинкой, а стала сухой корягой. Ободрали меня как липку, разделали под орех. Ни ягод, ни сучков, ни веток – хоть в костер головой. Хоть бы ты за меня вступился.
– Что ты, Рябинушка! Я сам такой, что краше в дровяной склад кладут. Всю осень желуди с меня сшибали – камнями да палками молотили. Всю душу вытрясли. Был я дубом, а стал дубиной.

VII. Работа в группах

– О каких экологических проблемах идет речь:

I группа

Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из – за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон убежал. (Н.Некрасов.)

– О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (Речь идет о вырубке леса.)

– Посмотрите, как в настоящее время идет заготовка древесины. (Картина «Лесозаготовки») Если раньше лес вырубался по мере надобности, при помощи топора (которым не уничтожить лесные массивы), то сейчас после работы лесорубов остаются такие картины (показ фотографий). Людям казалось, что лесов очень много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности! Это понимала и девочка Саша из стихотворения Н.Некрасова, ей было жаль и птиц и зверей, оставшихся без дома. Какие чувства у вас вызывают фотографии? (Свободные высказывания детей). Разные чувства вызывают эти фотографии, но я рада, что вам небезразлична судьба леса, что вас волнует создавшаяся проблема – это значит, что вы будете искать пути ее решения. Это ваше домашнее задание.

II группа

– Послушайте стихотворение В.Шефнера «Лесной пожар»:

Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.

– Какой поступок человека стал грозной бедой для леса? (Человек не затушил костер, а он, разгоревшись, превратился в лесной пожар.)

– А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорится вновь. Вам предстоит дома для таких горе –охотников и туристов составить памятку «Как разводить костер».

III группа

Ты видел, в лебедей стреляли?
Ты видел, как они упали?
Скажи, а если б птицы знали
И если б только понимали,
Что их полет прощальный будет,
Их на заре подстрелят люди,
Скажи, они бы не летали?

Ученики. Здесь говорится о незаконной охоте (браконьерстве).

Учитель. Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей. Люди стали убивать еще больше, чем смогли съесть. Сейчас неумеренная охота привела к полному истреблению некоторых видов животных. В наше время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается законом. В Красную книгу занесены:

  • Растения: женьшень, венерин башмачок.
  • Жуки: жук-коростел, жук-олень, дровосек реликтовый.
  • Птицы: филин, утка-мандаринка.
  • Звери: зубр, амурский тигр.

Заполняем схему.

VIII. Закрепление

– Нарисуйте знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека. Что вы должны показать в знаках?

Ученики. Нельзя вырубать дерево. Нельзя разводить костры. Нельзя оставлять мусор в лесу. Нельзя убивать зверей.

IX. Итог урока

– Какое значение имеет лес для людей?
– Какие растения и животные леса занесены в Красную книгу.

Сабирова Алина.,Счастный Влад,Окишор Анна, Попов Никита, Богданова Оксана

Цель проекта – проследить за образом леса, выяснить его значение в судьбе человека.

Ребята выдвинули гипотезу: возможно, лес – не только источник сырья и чистого воздуха, но лес-это живая душа.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Выполнили: Попов Никита, Окишор Анна,

Богданова Оксана, Счастный Влад,

Сабирова Алина

Руководитель: Сабирова Р.Г.,

учитель начальных классов

Г.Серов,2014

1. Введение.

2. Что дает человеку лес?

3.Как связаны между собой человек и лес?

4.Как вести себя в лесу?

5.Заключение.

6. Приложение.

Введение.

В лесу увидеть можно столь чудес,
Нас вдохновляет в жизни лес,
Деревья то смеются, то заплачут,
То голосят ветвями, то судачат.

Их жизнь наполнена прекрасным,
Порою добрым, а порою властным,
И как у человека, у леса есть судьба,
Бывает роковой, бывает радостной она.

Наша работа посвящена лесу.

Мы не случайно обратились к этой теме.

Лес - зеленый друг, просторный дом,

Всем уютно в доме том.

Лес дремучий тайною покрыт,
Он секреты многие хранит.

Очень захотелось всем ребятам

Стать ближе к лесным богатствам.

Цель нашего проекта – проследить за образом леса, выяснить его значение в судьбе человека.

Для достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи:

1.Изучить литературу по данной теме.

2.Определить роль леса в судьбе человека.

3.Выполнить мероприятия по защите леса.

Нами были выбраны следующие методы работы:

  • Анкетирование, интервью
  • Работа с литературой
  • Агитационная работа
  • Анализ и обобщение

Свою работу мы построили как ответы на вопросы:

1Для чего нужен лес?
2. Какой вред нанес лесам человек?
3. Как связаны между собой лес и человек?
4. Как вести себя в лесу?

Мы выдвинули гипотезу: возможно, лес – не только источник сырья и чистого воздуха, но лес-это живая душа.

Что дает человеку лес

Прежде чем приступить к работе с литературой, мы решили провести опрос среди учеников и получили следующие результаты:

Вы любите лес?- 19чел. - да 1 чел.-нет

Что больше всего вас радует в лесу?

Красота- 11 чел.

тишина-5 чел.

спокойствие- 4 чел.

Как мы видим из опроса, с лесом связано абсолютное большинство ребят, поэтому мы считаем тему актуальной.

Зелёным океаном часто называют леса и это справедливо. Леса – часть природы, без них как без воды, как без воздуха не может обойтись человек. На огромных просторах страны раскинулись они. Это наше национальное богатство и распоряжаться им мы должны по - хозяйски. Лес – друг и защитник человека. Он кормит, одевает, лечит людей. Учёные подсчитали – один га леса в течение года очищает 18 миллионов кубометров воздуха и поглощает за один час столько углекислоты, сколько за это время выдыхают 200 человек.

Трудно перечислить все, что дает лес человеку. До сих пор еще 2/3 человечества готовит пищу на древесном топливе. Из зеленой сокровищницы наша страна ежегодно получает 400 миллионов м3 древесины, которая служит источником для получения 200 тысяч видов различных материалов, веществ и соединений: строительных деталей, бумаги, картона, мебели, пластмасс, искусственного шелка и меха, белковых концентратов, глюкозы и многого-многого другого.

Кроме того, леса богаты кормовыми и лекарственными травами, ягодами и грибами. В лесах развивается охотничье хозяйство, а в лесных водоемах - рыбоводство. Лес оберегает реки от обмеления, поля - от засухи. Лес - это прохлада в жаркий день, и отдых от городского шума, и убежище от леденящего ветра и вьюги. Лесной воздух имеет целебные свойства. Гигиенисты подсчитали, что шум деревьев, шум падающей воды и почти все шумы, возникающие в природе, имеют частоту в пределах 1000 колебаний в секунду. Эти шумы создают полезный, очень нам нужный акустический фон .

Листовая поверхность задерживает пыль, выбросы промышленных предприятий, очищает воздух. На одном гектаре елового леса на хвое оседает до 32 тонн пыли. Люди не могут жить без лесов и рек. Стоит вырубить по берегам рек деревья, сразу мелеют они, смывается почва и образуются овраги.

Трудно перечислить все, что дает лес человеку:

Что мы сажаем, сажая леса?
Мачты и реи - держать паруса,
Рубку и палубу, рёбра и киль –
Странствовать по морю в бурю и штиль.
Что мы сажаем, сажая леса?
Радиомачты - ловить голоса,
Стол, за которым ты будешь писать,
Ручку, линейку, пенал и тетрадь.
Что мы сажаем, сажая леса?
Лёгкие крылья - лететь в небеса,
Дом и качели, челнок и скамью,
И деревянную лошадь твою.
Что мы сажаем, сажая леса?
Чащу, где бродят барсук и лиса,
Чащу, где белка скрывает бельчат,
Чащу, где утром вороны кричат.
Что мы сажаем, сажая леса?
Лист, на который ложится роса,
Воздух для лёгких, и влагу и тень,
Вот что сажаем в сегодняшний день!

Как мы видим, леса имеют очень большое значение для человека. Без него на нашей территории полноценная жизнь человека невозможна.

Какой вред наносит лесам человек

Человек многое получает от леса, но сам часто становится, умышленно или неумышленно, источником многих бед: разорения лесов неправильным хозяйством, уничтожения пожарами, браконьерством. Там, где людей относительно мало и хозяйственное воздействие на леса незначительно, леса более или менее успешно справляются с последствиями человеческого воздействия. Но в населенных районах, где леса часто посещаются людьми и используются для разнообразной хозяйственной деятельности, людям приходится прилагать некоторые усилия для того, чтобы лес не погиб, не утратил своей привлекательности для отдыха, своей способности сберегать воду, воздух и вообще среду обитания человека.
По исследованиям одного информационно - обозревательного журнала за последние 50 лет человек уничтожил 70% мировых лесов. Около 30% ещё оставшихся на Земле лесов раздроблены на части и вымирают, вырубка в них идёт с очень большой скоростью.

Использование леса для целей отдыха и туризма в той или иной степени также причиняет вред нашему зелёному другу. Не проходит бесследно присутствие в нём даже одного человека, тем более если он считает, что всё ему дозволено. А ведь в лес обычно отправляются семьями или большими коллективами. Тут уж не обходится без костров, которые оставляют после себя на несколько лет безжизненными участки земли.

Значит, губим «любимую природу» мы сами – грибники, охотники, туристы, участники весёлых пикников. Поэтому, присаживаясь с милой компанией у костра надо помнить, что наша радость может легко обернуться бедой, невосполнимой потерей для природы и общества.

Незаметные, на первый взгляд, изменения лесного покрова вызывает даже хождение по лесу, в результате которого вытаптывается трава и молодые деревца, чуть поднявшиеся над землёй. Народ приметил: один человек оставляет в лесу след; сотня – тропу; тысяча – пустыню.

От той же причины страдают даже взрослые деревья. В немалой степени деревья ослабевают также от повреждений коры ножами и топорами. Недаром гласит пословица: «Кто с дерева кору снимает – его убивает»

Сушит берёзу…

Заруба – почти к сердцевине

Берёзовые слёзы

Бегут и светлы, и невинны.

Из раны глубокой

Стекает прохладная влага…

Ах, лакомство соком!

Кому

Обернулась ты

Благом?..

Люди всегда должны помнить, что дерево - их друг. Общество по охране природы, любители природы и вообще каждый человек должны не только оберегать зеленые насаждения, но и способствовать их увеличению

Пришла уже пора понять,

Что надо потери лесов восполнять.

Поколения будущие будут мучиться –

Быстро вырастить новый лес не получится!

Леса России - не бесплатный магазин
Их надо нам беречь, и защищать, и холить.
И человек, увы, совсем не господин,

А первый, кто будет страдать от причиненной лесу боли.

Пора понять, как важно защищать леса нашей Земли
От промыслов людей, от засухи ужасной...

Нельзя уничтожать напрасно

Органы дыхания Земли,
Иначе счастья чистым воздухом дышать

Нам в скором будущем не испытать!

Каждый должен понять, что не только лесник

Защищать должен лес от искры и дыма,

Лес для многих людей - говорящий, живой -

Беречь его нам сообща необходимо!

Силы лес дарует, без сомненья,
Экология улучшится пускай,
И подарит лес тем людям вдохновенье,

Кто закон запомнит: «Лес защищай!»

Как связаны между собой лес и человек


Русский лес! Ни один пейзаж так не богат красками, как русский лес. А сколько поэзии заключено в нем! Лес прекрасен в любое время года. О лесе сложено множество песен, пословиц, поговорок, загадок, прибауток.
Наши леса волнуют каждого человека, любящего свою Родину, оказывает благотворное влияние на его душу. Красота леса – неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, писателей, композиторов, художников. Многие стихи, картины, музыкальные произведения родились благодаря любви к природе, к лесу.

Нет ничего милее бродить и думать здесь,

Излечит, обогреет, накормит русский лес..

Жизнь, кажется иною и сердце не болит,

когда над головою, Как вечность лес шумит.

Лес… Это особый мир, который притягивает нас своей таинственностью, красотой, веселым шумом. Лес, словно волшебник, овладевает эмоциональным миром человека, рождает в нем чувство восхищения, душевного равновесия, светлые поэтические настроения, вспышки проявления разносторонних талантов.

Именно благодаря любви к лесу, мы можем прочитать интересные произведения таких писателей, как К. Паустовский, М. Пришвин,В. Бианки, И. Соколов – Микитов. Певцом леса можно назвать художника И. Шишкина.

Любой простой человек, побывав в лесу, пообщавшись с деревьями, наполняется особой энергией.

Любовь к родине всегда являлась национальной чертой русских поэтов, они могли в незаметной, внешне застенчивой русской природе находить глубокий смысл.

В нашем селе живет замечательный человек - Сергей Семенович Мерзляков, он дедушка нашего одноклассника. Сергей Семенович с раннего детства любил ходить по лесу, его пленила красота уральских лесов. Общение с природой рождало у него вдохновение. Все свои чувства, впечатления он выплескивал в своих стихах.

Ветра качают ветви ивы,

Стряхая долгий зимний сон,

С трудом расчесывая гривы

Сплетенных в косы голых крон.

В тепле весеннего дыханья,

Раскинув изумрудный плюш,

Сосна полна очарованьем,

Приняв апрельский первый душ.

Мы провели встречу с замечательным поэтом и получили ответы на следующие вопросы:

С какого возраста Вы пишите стихи?

С 15 лет.

Чему больше всего посвящено Ваше творчество?

Конечно же. Природе, нашим богатым уральским лесам.

Что значит лес в Вашей жизни?

Лес- это вся моя жизнь! Очень люблю ходить в лес за грибами, ягодами, люблю рыбалку на лесных озерах, люблю просто любоваться красотой и дышать чистым здоровым воздухом.

Есть ли стихи, которые были написаны после общения с природой, с лесом?

Практически все стихи рождаются после общения с природой, появляется вдохновение.

Лес можно назвать мудрецом, так как он всегда готов внимательно выслушать, своим спокойствием помогает принять правильное решение.

Лес - врач, лечащий душу. Но понять, почувствовать душу леса может только добрый человек, имеющий сам открытую душу.

В лес мы входим, как в чудесный терем-сказку,
В мир прохлады, тишины и волшебства.
Входим, затаив дыханье, в буйство ярких красок,
В торжество добра над темным злом,
Чтобы лицезреть лесную сказку,
Чтоб добрей и лучше стать потом.

Лес помогает обрести спокойствие и почувствовать себя дома:

Я- человек! Мне не дано

Стать жителем лесным,

Но, приоткрыв в природу лишь окно,

Я становлюсь иным.

Питает лес энергией своей

И силу дарит мне.

И каждый раз я мчусь скорей

На птичий зов, зверей.

Я не могу постичь умом,

Но чувствую душой,

Что лес-это мой дом второй:

Я обретаю здесь покой!

Не случайно психологи советуют людям, которые испытывают душевное беспокойство, побродить по сосновому бору, пообщаться с природой. услышать ее голос.

Как вести себя в лесу

Человек, находясь в лесу, не может не влиять на лесную экосистему, особенно если он находится в лесу долго, собирает грибы или ягоды, разводит костер, ставит палатку. Но влияние человека может быть разным. От того, кто относится к лесу бережно, остаются едва заметные следы, которые уже через неделю могут полностью исчезнуть. От беспечных отдыхающих, не заботящихся о природе и других людях, в лесах остаются горы мусора, поврежденные деревья, а нередко их отдых и вовсе заканчивается лесным пожаром. Беспечные и бездумные отдыхающие наносят лесу не меньший ущерб, чем злоумышленники - браконьеры, "черные лесорубы", поджигатели. Для того, чтобы наше пребывание в лесу не привело к беде и не оставило неприятных следов, необходимо соблюдать несколько простых правил.

Пожарная безопасность. Самая большая беда, причиной которой может стать человек в лесу - это лесной или торфяной пожар. Лесной пожар может возникнуть от малейшего источника - брошенной непогасшей спички, окурка, искры из глушителя мотоцикла или автомобиля, тлеющего ружейного пыжа, и, конечно же, от непогашенного костра или подожженной в лесу или поблизости от него сухой травы. Сухой мох или лишайник, лесная подстилка, торф могут часами тлеть, прежде чем тление превратится в открытое пламя. Поэтому часто человек даже не узнает о том, что он стал виновником лесного пожара - но лес, тем не менее, сгорает (а иногда сгорает не только лес, но и расположенные рядом с ним дома, а то и целые деревни).
Для того, чтобы не стать невольным виновником лесного пожара, необходимо соблюдать несколько простых правил.
Во-первых, никогда и нигде не поджигать сухую траву. Абсолютное большинство весенних лесных и торфяных пожаров возникает именно в результате поджогов сухой травы (кроме того, от поджогов сухой травы ежегодно в нашей стране сгорает несколько сотен домов, травяной дым причиняет огромный ущерб людям, страдающим болезнями сердца, сосудов, органов дыхания). Не каждый человек способен справиться с травяным пожаром, особенно в ветреный день - в результате палы сухой травы распространяются иногда на многие километры, вызывая пожары в лесах и лесополосах, уничтожая молодую древесную поросль.

Во-вторых, не разводить костры без нужды, а уж если разводить - то только там, где нет опасности, что от костра начнет тлеть торф, лесная подстилка или ветошь, накопившаяся между камнями. В лесах с мощным моховым или лишайниковым покровом, или с толстой лесной подстилкой, необходимо расчистить место для костра и прилегающую полосу от горючих остатков. Костер нельзя оставлять без присмотра, а перед уходом его необходимо тщательно затушить - так, чтобы от него не было ни малейших следов дыма, и чтобы тепло не чувствовалось руками.

В-третьих, не допускать попадания на землю искр, непотушенных спичек, окурков, хлопушек, петард и тому подобных предметов, которые могут стать источником тления и огня. Летом в сухом лесу, и особенно на торфянике, надо вести себя так, как будто вы находитесь на пороховом складе - это будет единственно правильное и безопасное для леса поведение.

В-четвертых, в случае обнаружения в лесу огня (брошенного костра, тлеющего мха или подстилки, горящей травы) - попытаться погасить огонь собственными силами, а если это не получится - как можно быстрее сообщить о нем в органы пожарной охраны или ближайшее лесничество, позвонив по телефону 8-800-100-94-00 (это общероссийских телефон лесной охраны), 01, 112, или любому другому известному вам телефону экстренных служб.

Соблюдение чистоты. Одним из самых заметных следов пребывания человека в лесу является мусор. Леса вблизи городов, поселков и больших дорог по всей стране весьма быстро превращаются в сплошные свалки самых разных отходов, в основном оставляемых отдыхающими в лесах гражданами. Хотя по действующему лесному законодательству леса должны охраняться от загрязнения, справиться с миллионами мусорящих в лесах граждан никому не под силу. А чем больше замусоривается лес - тем более охотно оставляют в нем свой мусор следующие его посетители.

Только общими усилиями всех людей можно спасти леса от мусора. Культурный, уважающий себя и других человек ни в коем случае не должен оставлять в лесу никаких отходов своей жизнедеятельности - весь мусор следует унести с собой и выбросить там, где его собирают и утилизируют. Лишь для быстроразлагающихся органических отходов можно сделать исключение, но и их следует спрятать, поскольку любой мусор в лесу может натолкнуть следующего посетителя на мысль, что здесь сорить принято.

В исключительных случаях, если по какой-то причине забрать весь мусор с собой невозможно, безопасные и способные к разложению отходы можно закопать, предварительно приняв меры к тому, чтобы они разложились как можно быстрее. Безопасный горючий мусор, который невозможно взять с собой, следует сжечь, консервные банки - обжечь. Стекло и пластик надо обязательно забрать с собой - они практически не разлагаются в природной среде, а сжигание пластика само по себе опасно.

По возможности стоит убрать и мусор, оставленный другими людьми - в конце концов, Земля у нас одна, и кому-то всегда приходится исправлять последствия невоспитанности других.

Соблюдение тишины. Шум, производимый людьми, может причинить лесу и его обитателям немало бед. Многие звери и птицы, особенно в период выведения потомства (весной и летом), очень чувствительны к посторонним громким звукам. Громкие крики, музыка, хлопки петард, шум мотоциклов и мопедов и другие тому подобные звуки могут напугать зверей и птиц, заставить их бросить свои гнезда, потомство, переселиться на другие участки. Шум - одна из главных причин того, что животный мир лесов вокруг городов, предприятий, дорог и других мест, где много людей и техники, намного беднее, чем животный мир диких лесов.

Громкие звуки, производимые одними людьми, часто сильно мешают другим людям отдыхать, наслаждаться тишиной леса. Для большинства тех, кто любит отдыхать в лесу, собирать грибы и ягоды, тишина - одно из главных достоинств такого отдыха. Этим людям бывает очень неприятно слушать громкую музыку и крики других отдыхающих, от которых, особенно в пригородах и других густонаселенных местах, часто бывает просто некуда скрыться.

Наконец, тот, кто постоянно громко шумит в лесу, не имеет практически никаких шансов встретиться с интересными дикими животными. Человека, который просто тихо идет по лесу, звери не очень боятся, но человека, который ходит по лесу с включенным радиоприемником, ездит на мотоцикле, беспричинно громко кричит, большинство зверей и птиц боится как огня.

Поэтому самое правильное - всегда стараться вести себя в лесу тихо, настолько, насколько это возможно - не только ради самого леса, но и из уважения к другим людям, отдыхающим в этом лесу.

Соблюдение законов и правил. Согласно российскому лесному законодательству, граждане имеют право свободно и бесплатно находиться в лесу, собирать для собственных нужд грибы, ягоды, орехи, лекарственные растения. Но есть и то, что в лесу нельзя делать без специального разрешения, или даже нельзя делать вообще.

Без специального разрешения (договора купли-продажи) граждане не имеют права заготавливать в лесу древесину. По действующему законодательству та или иная ответственность предусматривается за заготовку любой древесины, в том числе погибших и упавших деревьев. За незаконную рубку предусматривается весьма серьезная ответственность - взыскание ущерба (который зависит от многих условий и может быть очень большим даже за одно дерево), большие штрафы, и даже тюремное заключение на срок до шести лет.

Без специального разрешения (обычно - договора купли-продажи) нельзя заготавливать новогодние елки и другие хвойные деревья для новогодних праздников, даже если рубка конкретного дерева не нанесет ущерба лесу - например, под линией электропередачи или на обочине дороги.

Нельзя повреждать и уничтожать редкие и находящиеся под угрозой исчезновения растения, занесенные в Красную книгу Российской Федерации или региональные Красные книги. К числу таких видов относятся многие красивоцветущие растения, которые люди любят собирать в букеты (именно поэтому такие виды растений становятся редкими или даже исчезают). Поэтому сбор букетов красивых лесных цветов вполне может превратиться в нарушение, и даже в преступление. Лучше всего красивые цветы в лесу не срывать - это не только поможет сохранить редкие виды растений, но и позволит посмотреть на них другим людям.

Нельзя повреждать или уничтожать различные лесохозяйственные знаки (столбики, плакаты и другие), посадки лесных деревьев, разнообразную лесохозяйственную технику, оставленную в лесу в нерабочее время.

Нельзя поджигать лес или оставлять в лесу открытый огонь, нельзя замусоривать лес - это не только правила хорошего тона, но и требование действующего лесного законодательства. Ответственность за поджог леса, в том числе случайный, и за организацию в лесу незаконной свалки, может быть очень суровой.

Мы организовали встречу с представителем нашего Серовского лесничества, главным специалистом по лесовосстановлению Новоселовой Светланой Владимировной и узнали интересную информацию:


Площадь Серовского лесничества-428012 га

Ежегодно для искусственного лесовосстановления на площади 200 га (из них 110 га на горельниках) высаживают сеянцы сосны и ели. Для этого используют 600 тысяч сеянцев.

За последние 3 года все пожары происходят по вине человека:

2011 год-47 пожаров, площадь -472 га

2012 год-2 пожара,площадь-22,5 га

2013 год-3 пожара, площадь-12,7 га

Лес - наше богатство, поэтому его нужно сберечь. Невозможно перечислить все бедствия, которые несет истребление лесов, поэтому человек должен пересмотреть свое отношение к лесу.

Заключение

Итак, работая над проектом, мы решили, что наша гипотеза подтвердилась:

Лес- дает нам не только материальные блага, но лес- живая душа, которая радуется вместе с нами и плачет от боли, лес- наш друг, источник всего прекрасного, целитель наших душ.

Наши леса волнуют каждого человека, любящего свою Родину, оказывает благотворное влияние на его душу. Красота леса– неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, писателей, композиторов, художников.

Нет ничего милее бродить и думать здесь,

Излечит, обогреет, накормит русский лес..

Жизнь, кажется иною и сердце не болит,

Когда над головою, как вечность лес шумит.

Список литературы

1 .В березовой роще. Рассказы./ В. Гакина-М.: Детская литература,1976

2. Великие полотна русских художников./А.Астахов- М.: Белый город,2009

3.Ю. Дмитриев,Н. Пожарицкая. Книга природы.-М.: Детская литература,1990

4.Здравствуй, солнце!-М.: Детская литература,1976

5.С.Мерзляков.Люблю тебя, березовая Русь

6. И.Соколов- Микитов.Русский лес-М.: Детская литература,1984



Что еще почитать