Что нужно говорит когда даешь садака. Кому и как лучше подавать милостыню? Жертвовать из заработанного дозволенным трудом

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Каждый мусульманин должен давать милостыню». Один человек спросил: «Скажи мне, а если у него ничего не найдется» Он сказал: «Пусть потрудится своими руками, принесет пользу самому себе и даст садака».

Тот спросил: «О посланник Аллаха, а что, если он не сможет сделать этого?» Он сказал: «Тогда пусть поможет оказавшемуся в очень затруднительном положении». Человек спросил: «А если он не сможет?» Он сказал: «Тогда пусть побуждает к одобряемому (или: к благому) и воздерживается от совершения дурного, и это станет милостыней» (Бухари, Муслим).

Когда сподвижника Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) спросили: «А какая милостыня самая лучшая?» Он ответил: «Большая и лучшая», а затем зачитал аят из Корана (смысл): «Вы не достигните блага (полного воздаяния), пока не пожертвуете тем, что любите сами» (Али Имран, аят 92). Его опять спросили: «А у кого нет имущества (в большом количестве)?» Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) ответил: «Отдай то, что осталось лишним от необходимого (тебе и твоей семье) количества».

Опять спросили: «А если нет излишков в имуществе?» Он (да будет доволен им Аллах) ответил: «Поделись излишком пищи своей». Еще раз задали вопрос: «А если и этого нет?» На это великий сподвижник ответил: «Пусть поможет своей силой (т.е. что-то сделает)». Задали ещё один вопрос: «А если и этого не может сделать?» Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) ответил: «Пусть убережёт себя от огня ада хотя бы половиной сухого финика». Его спросили: «А если и этого он не может?» Сподвижник Пророка (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Пусть тогда не вредит людям» (Абу Ллайс Ас-Самарканди в книге «Танбих»).

Наша религия милосердна, гибка и многогранна, и любой человек, даже не располагающий средствами, не может быть отделен от поклонения, которое хочет совершить. Мы привыкли считать, что саадака – это лишь деньги или какая-либо вещественная помощь.

Милостыня – это обязанность мусульманина, и если в человеке есть намерение и стремление помочь другому, то отсутствие денег не является препятствием, так как садака считаются множество других деяний. Садака, на которую совершенно не нужны деньги и на которую не требуется много сил являются:

Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Нет ни одной человеческой души, для которой садака (милостыня) не является обязательной каждый день, в который восходит солнце».

(Люди) спросили: «О посланник Аллаха, откуда же нам взять садака, которую мы стали бы подавать?» (На это) он сказал: «Поистине, врат благ имеется множество: (это и) прославление Аллаха, и восхваление Его, и возвеличение слов: «Нет бога, кроме Аллаха», и побуждение к одобряемому, и удержание от порицаемого, и устранение с дороги того, что может принести людям вред, и объяснение сказанного глухому, и выведение на путь слепого, и указание тому, кто просит указаний, на то, в чем он нуждается, и (садака для тебя будет) ты пойдешь к опечаленному, который просит о помощи, и если ты поможешь своими руками слабому, и все это – садака от тебя тебе же».

  • Улыбка . «Улыбка в лицо твоего брата есть саадака».
  • Доброе слово . Наш Пророк (мир ему) сказал: «Доброе слово - это садака» [Бухари].
  • Идти в мечеть на намаз : «Каждый шаг по направлению к мечети - это тоже милостыня» [Бухари, Муслим].
  • Убрать препятствие с дороги : «Убрать с дороги то, что причиняет вред, колючки или кости, есть для тебя садака» [Бухари, Муслим].
  • Проявлять справедливость : «Справедливо рассудить двух людей - это милостыня» [Бухари, Муслим].
  • Помочь человеку с его грузом : «Помочь человеку поднять груз на верховое животное - это садака» [Бухари, Муслим].
  • Садака на свою семью : «О сын Адама, поистине, лучше тебе потратить излишнее, а удерживать это для тебя хуже(, ибо) за то, что необходимо тебе для жизни, порицаниям ты не подвергнешься. Начинай же (расходовать свои средства) с тех, кто находится у тебя на попечении» .
  • Помощь нуждающемуся : «Помогай нуждающимся и угнетенным» [Бухари, Муслим].
  • Отдаление от запретного : «Отстраняйтесь от запретного, так как это считается милостыней от вас» [Бухари, Муслим].
  • Посадить дерево : «Если мусульманин сажает дерево или сеет семена, а затем птица, человек или животное ест их плоды - это рассматривается как пожертвование на благотворительные цели (садака)».
  • Помочь заблудившемуся : «Указание тобой правильного пути человеку в заброшенной местности есть для тебя садака».
  • Накормить других . Один человек спросил Посланника Аллаха (мир ему): «Каково самое лучшее проявление ислама?» На что Посланник Аллаха (мир ему) ответил: «Кормление людей, а так же распространение приветствия тем кого знаешь и кого не знаешь» [Бухари, Муслим].
  • Потратить на другого человека любой ресурс (время, еда, знания). «Воистину, мой Господь увеличивает или ограничивает удел тому из Своих рабов, кому пожелает. Он возместит все, что бы вы ни израсходовали. Он - Наилучший из дарующих удел» (34:39).

В хадисе сказано: «Не найдётся среди вас такого, с кем Господь его не станет говорить без переводчика, а потом (человек) посмотрит направо и не увидит ничего, кроме совершённого им раньше, и посмотрит он налево и не увидит ничего, кроме совершённого им раньше, а потом он посмотрит вперёд и не увидит перед лицом своим ничего, кроме пламени (Ада). Так защитите же себя от Огня хотя бы с помощью половинки финика, а если (человек) не найдёт и этого, то с помощью благого слова!»

Садака – добровольная милостыня, щедрость по отношению к бедным и нуждающимся, доброе дело, за которое Всевышний Аллах многократно одарит нас, простит грехи, увеличит вознаграждение, предоставит тень в Судный день и проявит всевозможные другие щедроты. Но оказывается, судя по последним научным открытиям, садака, ко всему прочему, ещё и лекарство!

Несколько слов о самом понятии садака. Вознаграждение за садака не всегда выражается в материальной форме. Поэтому, если мы подаём милостыню, это не значит, что нам повысят зарплату или мы найдём золотую жилу. Это значит, что Всевышний Аллах благословит наше состояние и имущество. Если регулярно давать милостыню, можно легко заметить, что у нас всё равно хватает денег на все другие затраты и ещё достаточно остаётся. Подавая милостыню, мы также получаем облегчение в своих делах. Заметьте: после того, как вы подали милостыню, Аллах всегда помогает в делах.

Многие мусульмане, желая получать длительное вознаграждение, вкладывают деньги в такие благотворительные проекты, как строительство мечети, рытьё колодца, открытие школы, посадку деревьев и т. д.

Если, к примеру, вы пожертвовали деньги на постройку колодца, вы, иншаАллах, получите награду за каждую каплю воды из него – и в этой жизни, и после смерти, до Судного дня. Если вы помогли в строительстве мечети, вы будете вознаграждены за каждую молитву, в ней совершённую. Если вы потратили время и силы на то, чтобы научить кого-то Корану или передать другие знания, вы будете получать вознаграждение каждый раз, когда этот человек читает Коран или делится с кем-то своими знаниями.

Помощь бедным и нуждающимся высоко ценится в Исламе. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) призывал своих последователей помогать нуждающимся для укрепления чувства единства в мусульманской общине. Но садака, этот благородный поступок, оказывается, может помочь больным людям и укрепить здоровье тех, кто постоянно занимается благотворительностью. Возникает вопрос: «Неужели благотворительность действительно может помочь в лечении болезней?»

Сегодняшний развитой мир уделяет большое внимания новой области медицины и новым методам лечения, которые связаны с особенностями речи и эмоциями, такими, как НЛП. Основная идея этого подхода заключается в том, что информация, которую несут в себе некоторые выражения нашей речи и особенности поведения, оказывают воздействие на ткани мозга, которые обрабатывают эту информацию. Весь организм человека, по сути, является особой высокоточной информационной сетью, а любой дефект, нарушение в работе этой сети приводит к появлению заболеваний.

Исследователь Абдал Даа`им Аль-Каииль считает, что механизм работы благотворительности в организме человека похож на потребность компьютера в периодической перезагрузке для повышения своей эффективности. Компьютеры со слабым потенциалом могут легко попасть под контроль вирусов, но те, в которые заложены передовые программы и которые непрерывно обновляются, будут гораздо более эффективны и защищены от поломки.

Современные учёные утверждают, что благотворительность очень важна для здоровья человека – давая милостыню нуждающимся, человек чувствует себя сильным и способным совершить что-то полезное. Это, в свою очередь, даёт ощущение психологической разгрузки и комфорта, который необходим для улучшения работы иммунной системы человека. Дело в том, что наша иммунная система сильно зависит от психологического состояния, в котором мы пребываем. Психологически уравновешенные люди, как правило, имеют более сильную иммунную систему, чем те, кто психологически неуравновешен.

Садака – это особая милость Всевышнего Аллаха, в котором так много пользы для обоих миров. Так пусть же садака станет нашей привычкой на всю жизнь! Да сделает Всевышний Аллах нас теми, кто часто даёт садака, и да примет Он её от нас! Амин!
assalam.ru

Полное собрание и описание: исламская молитва за умершего для духовной жизни верующего человека.

Дуа за умершего

اللهُـمِّ عَبْـدُكَ وَابْنُ أَمَـتِك، احْتـاجَ إِلى رَحْمَـتِك، وَأَنْتَ غَنِـيٌّ عَنْ عَذابِـه، إِنْ كانَ مُحْـسِناً فَزِدْ في حَسَـناتِه، وَإِنْ كانَ مُسـيئاً فَتَـجاوَزْ عَنْـه

Перевод смысла: O Аллах, раб Твой и сын рабыни Твоей нуждался в Твоём милосердии, а Ты не нуждаешься в мучениях его! Если творил он благие дела, то добавь ему их, а если совершал он дурное, то не взыщи с него!

Транслит: Аллахумма, ‘абду-кя ва-бну ама-ти-кя ихтаджя иля рахмати-кя, ва Анта ганийун ‘ан ‘азаби-хи! Ин кяна мухсииан, фа зид фи хасанати-хи, ва ин кяна му- си’ан, фа таджаваз ‘ан-ху!

Дуа за умершего

اللهُـمِّ اغْفِـرْ لَهُ وَارْحَمْـه ، وَعافِهِ وَاعْفُ عَنْـه ، وَأَكْـرِمْ نُزُلَـه ، وَوَسِّـعْ مُدْخَـلَه ، وَاغْسِلْـهُ بِالْمـاءِ وَالثَّـلْجِ وَالْبَـرَدْ ، وَنَقِّـهِ مِنَ الْخطـايا كَما نَـقّيْتَ الـثَّوْبُ الأَبْيَـضُ مِنَ الدَّنَـسْ ، وَأَبْـدِلْهُ داراً خَـيْراً مِنْ دارِه ، وَأَهْلاً خَـيْراً مِنْ أَهْلِـه ، وَزَوْجَـاً خَـيْراً مِنْ زَوْجِه ، وَأَدْخِـلْهُ الْجَـنَّة ، وَأَعِـذْهُ مِنْ عَذابِ القَـبْر وَعَذابِ النّـار

Перевод смысла: O Аллах, прости его, и помилуй его, и избавь его (от мучений и искушений могилы.) , и окажи ему милость, и окажи ему хороший приём (то есть, сделай его удел в раю хорошим), и сделай могилу его просторной, и омой его водой, снегом и градом, и очисти его от прегрешений, как очищаешь Ты белую одежду от грязи, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи и жену лучше его жены, и введи его в рай и защити его от мучений могилы и от мук огня!

Транслит: Аллахумма-гфир ля-ху (ля-ха), ва-рхам-ху(ха), ва ‘афи-хи(ха), ва-‘фу ‘ан-ху(ха), ва акрим нузуля-ху(ха), ва васси’ мудхаля-ху(ха), ва-гсиль-ху(ха) би-ль- ма’и, ва-с-сальджи ва-ль-баради, ва нак- кы-хи(ха) мин аль-хатайа кя-ма наккайта- с-сауба-ль-абйада мин ад-данаси, ва аб-диль-ху(ха) даран хайран мин дари-хи(ха), ва ахлян хайран мин ахлихи(ха), ва зауд-жан хайран мин зауджи-хи(ха), ва адхыль-ху(ха)-ль-джанната ва а’ыз-ху(ха) мин ‘азаби-ль-кабри ва ‘азаби-н-нари! (В скобках приведены окончания женского рода при мольбе за покойную женщину)

Мусульман ский календарь

Самое популярное

Рецепты Халяль

Наши проекты

При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна

Священный Коран на сайте цитируется по Переводу смыслов Э. Кулиева (2013 г.) Коран онлайн

Аллах простит грехи умершего, если его родственник сделает это

Как мы знаем, как только человек покидает этот мир, у него больше не остаётся возможности совершать деяния, за которые он получит вознаграждение. Однако каждый человек имеет возможность получить вознаграждение и после смерти.

Если человек завещает (своим наследникам) расходовать имущество, которое он оставляет после смерти на благие дела, то сможет получить за это такое же вознаграждение, какое он получил бы, если расходовал его при жизни. Такое же вознаграждение получает человек, если он израсходовал своё имущество на благое дело (например, строительство мечетей, медресе, дорог, мостов, водопроводов и тому подобное), плодами которого люди будут пользоваться и после его смерти. Имеются еще два пути, какими человек может продолжать получать награду и после ухода в мир иной – это оставленные человеком полезные знания и ребенок, который будет молиться за него.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إذا مات الإنسان انقطع عمله إلاّ من ثلاث: صدقة جارية أو علم ينتفع به أو ولد صالح يدعو له

«Когда человек умирает, все его деяния прекращаются, за исключением трех деяний, награда за которые не прекращается даже после смерти: непрерывная милостыня (садака джария), знания, от которых люди получают пользу, и праведные дети, которые молятся за родителей ». (Муслим, Абу Давуд, Тирмизи)

Как мы видим, в этом хадисе Пророк ﷺ указывает на то, что мольбы праведных детей приносят пользу умершему, следовательно, его грехи тоже могут быть прощены. Сюда же относится и чтение Корана за умершего. Хотя чтение Корана любым человеком может принести пользу умершему, если это делает кто-то из его детей, соответственно, умерший получает большую награду. Коран за усопших родителей и за других родственников можно читать дома, в мечети или в других подходящих для этого местах, но предпочтительнее делать это возле могил умерших.

Посещение могил родных и близких, и в особенности родителей, является важной сунной. Как передаётся от Посланника Аллаха ﷺ, самым утешительным для покойного является время, когда его посещает человек, которого он любил в мирской жизни.

Также от Абу Бакра Ас-Сиддика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Пророк ﷺ сказал:

مَنْ زَارَ قَبْرَ وَالِدَيْهِ كُلّ جُمُعَةٍ أَوْ أَحَدِهِمَا ، فَقَرَأَ عِنْدَهُمَا أَوْ عِنْدَهُ يس ، غُفِرَ لَهُ بِعَدَدِ كل آية وحرف منها

«Кто бы ни посещал каждую пятницу могилы своих родителей или одного из них и читал возле них суру «Ясин», тому Всевышний простит столько грехов, сколько букв и слов в этой суре ». (Дайлами)

Бывает так, что человек при жизни родителей мучал их. Но если после их смерти он непрестанно будет совершать за них молитву, Всевышний Аллах может простить и записать его имя среди тех, кто был покорен своим родителям.

Из этого тоже явствует, что человек, посещающий могилы своих родителей, является повинующимся им, не причиняющим им вред и мучения и исполняющим свой долг перед ними. Посещая могилы родителей, необходимо вести себя подобающим образом, соблюдая этические нормы. Необходимо становиться рядом с ними на таком же расстоянии, на каком становились и при их жизни, проявляя к ним уважение и почёт. Не следует возвышать голос рядом с ними.

Стучать по их могилам, обнимать их, совершать обход вокруг них не следует и, уходя, необходимо вести себя так же прилично и уважительно, как вы вели с ними и при жизни.

Следует также делать дуа после чтения Корана, будь это около могил или в других местах, чтобы Всевышний Аллах принял чтение и довёл вознаграждение за него до умерших. В таком случае надежда на принятие будет намного больше.

Имам Ан-Навави об этом говорил следующее: «Наиболее известно мнение Имама Аш-Шафи‘и, что вознаграждение за чтение Корана не может дойти до умершего, но шафиитские богословы считали, что это возможно. Если человек читает Коран, то в заключение пусть скажет :

اَللَّهُمَّ أَوْصِلْ ثَوَابَ مَا قَرَأْتـُهُ إِلىَ فلان

«Аллахумма авсил саваба ма караътуху иля фулян… »

«О Всевышний! Доведи воздаяние (саваб) за то, что было прочитано мною, до такого-то (называется имя) ». («Мухтасар тафсир Ибн Касир»; «Аль-Азкар»)

Также Ибн Хаджар Аль-Хайтами пишет об этом:

«Получение вознаграждения за чтение Корана умершим не является самоцелью, целью же является дуа, чтобы Аллах смилостился и довёл такое же вознаграждение до того человека, за которого делается дуа ». («Аль-Фатава альфикхийя аль-кубра»)

Ибн Аль-Касим в своей книге «Хашия ‘аля Тухфат аль-мухтадж» добавляет:

«Если человек в начале чтения (Корана за умершего) намеревается передать вознаграждение умершему и делает дуа, то умерший получает вознаграждение за это чтение. Однако подразумевает ли это, что умерший получает такую же награду, как и прочитавший, то есть прочитавший получает свою награду, а умерший тоже получает такую же награду, или только умерший получает награду за чтение, а прочитавший – нет? На этот счёт имеется разногласие, но сердце всё-таки склоняется к первому (умерший получает такую же награду, как и прочитавший). Это мнение также соответствует тому смыслу, который подразумевают слова Ибн Ас-Саляха ».

Исходя из всего вышеприведённого, мы можем сказать, что Всевышний Аллах прощает грехи умершего и доводит до него вознаграждение за чтение Корана , если его родственник, особенно дети, читает за него Коран и делает дуа, чтобы Аллах довел до него вознаграждение за чтение и простил ему грехи.

Как дуа может помочь умершему человеку

В исламе большое внимание уделяется заботе о том, чтобы человек удостоился лучшей участи после смерти. Родственники, друзья и близкие покойного, как правило, молят Всевышнего поместить душу умершего в райские сады и простить его прегрешения. Этой цели служат различные дуа, тексты которых приведены ниже.

«Аллахуммэгъфир (назвать имя покойного) уэрфэгъ дэраджэтаху филь-мадийинэ уэхлюфху фии а’къыбихи филь-гъабириинэ уэгъфирлэнээ уэ лэху йээ раббэль аляямиин. Уэфси лээху фии къабрихи уэ нэууир лээху фиих»

Перевод: «О, Аллах! Прости (имя покойника) , возвысь его степень среди ведомых правильным путём, стань его преемником для тех, кто останется после него, прости нас и его, о Господь миров! И сделай просторной для него его могилу и освети её для него!»

Многим мусульманам известна фраза, которую следует произносить, услышав весть о чьей-либо кончине:

إِنَّا لِلّهِ وَإِنَّـا إِلَيْهِ رَاجِعونَ

Иннэ лиЛлэхи, уэ иннэ илэйхи раджигун

Поистине, принадлежим мы Аллаху и к Нему возвращаемся!

Непосредственно после погребения желательно обратиться к Всевышнему со следующими словами:

«Аллахуммэ-гъфир лэхуллахуммэ сэббитху»

Перевод: «О, Аллах, прости его! О, Аллах, укрепи его!»

«Аллахуммэгъфир-лэху уэрхэмху уэгафихи уэгъфу а’нху уэ акрим нузулляху уэ уэсси’ мудхъаляху уэгъсильху биль-мэ-и уэссэльджи уэбэради уэ нэкъкыхи минэл-хъатаайэ кэмээ нэкъкайтэль-сэубэль-эбйяда минэд-дэнэси уэ абдильху дэран хъайран мин дээрихи уэ эхлял хъайран мин эхлихи уэзэуджэн хъайран мин зэуджихи уэ-аджильхуль-джэннэтэ уэ эгъинзху мин а’зэбиль-кабри уэ а’зэбин-нээр»

Перевод: «О, Аллах, прости его и помилуй его, и избавь его, и окажи ему милость. И окажи ему хороший приём, и сделай место его входа (имеется ввиду могила – прим. Islam.Global ) просторным, и омой его водой, снегом и градом (т.е. метафорически выражается просьба об оказании покойному всех видов милостей и даровании ему прощения за все его грехи и упущения – прим. Islam.Global ), и очисти его от прегрешений подобно тому, как очищаешь Ты от грязи белую одежду, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи, и жену лучше его жены, и введи в рай, и защити его от мук могилы и от мук огня!» (Такой текст дуа приведён в хадисе, переданном Муслимом)

«Аллахуммэ-гъфир лихиййэнэ уэ мэййитинээ уэ шээхидинээ уэга-и-бинээ уэ сагъыиринээ уэ кэбиииринэ уэ зэкэринээ уэ унсэнээ. Аллахуммэ мэн ахйэйтэху миннэ фэ-эхйихи а’лэль-ислями уэ мэн тэуэффэйтэху миннээ фэтэуэффэху а’лэль-имээн. Аллахуммэ лэ тэхримнэ эджраху уэ лээ тудыллэнэ бэ’дэх»

Перевод: «О, Аллах, прости нашим живым и мёртвым, присутствующим и отсутствующим, малым и старым, мужчинам и женщинам! О, Аллах, сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по (установлениям) ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере! О, Аллах, не лишай нас награды на него (то есть награды за терпение во время испытаний прим. Islam.Global ) и не сбивай нас с пути после него (т.е. после его смерти)!» (Встречается в сборниках хадисов Ибн Маджи и Ахмада).

«Аллахуммэ а’бдукэ уэбну эмэтикэ ихтэджэ илээ рахмэтикэ уэ энтэ гъаниййун а’н а’зээбихи ин кээнэ мухсинн фэзид фии хэсэнээтихи уэ ин кээнэ мусии-эн фэтэджээузз а’нху»

Перевод: «О, Аллах! Раб Твой и сын рабыни Твоей нуждался в Твоём милосердии, а Ты не нуждаешься в мучениях его! Если творил он благие дела, то добавь ему их, а если совершал он дурное, то не взыщи с него!» (Текст дуа по хадису, переданному аль-Хакимом).

Существует также отдельная дуа, к которой прибегают в ситуации вознесения заупокойной молитвы за умершего ребёнка:

«Аллахуммэ-джа’лху лэнээ фэратан уэ сэлэфэн уэ эджран»

Перевод: «О, Аллах, сделай так, чтобы он опередил нас (в раю) и стал нашим предшественником и наградой для нас!»

Доводы тех, кто выступает «за»

Для начала необходимо привести аргументы, которые позволят утвердительно ответить на поставленный выше вопрос:

«А те, которые пришли после них, говорят: “Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты – Сострадательный, Милосердный”» (59:10)

Этот аят является примером того, как мусульмане должны обращаться к Всевышнему за предыдущие поколения мусульман, которые уже покинули этот мир. Если бы в этом действии не было особой пользы для умерших, то, очевидно, ниспослание подобного аята не имело бы смысла.

Аргументы противников мольбы за умерших

Можно привести ещё множество других доводов в пользу необходимости совершать от имени умершего благие поступки. Однако представители мутазилитской школы в Средние века решительно выступали против этого. Приведём некоторые их аргументы:

«Каждый человек является заложником того, что он приобрёл» (74:38)

Они утверждают, что человек не может рассчитывать на успех за счёт других людей. Однако мутазилиты упускают из внимания тот факт, что в аяте речь идёт только о греховных деяниях. На благие поступки аят не распространяется.

«Человек получит только то, к чему он стремился» (53:39)

Из этого следует вывод, что раб Аллаха не может рассчитывать на деяния, совершённые другими людьми. Однако ответить на этот довод мутазилитов можно сразу с нескольких позиций.

«Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере, и нисколько не умалим их деяний» (52:21)

Исламские богословы трактуют этот текст Священного Писания в том русле, что в Судный день праведные дети родителей смогут утяжелить их чашу весов, в которой будут находиться благие поступки. Об этом же говорится в приведённом выше хадисе о трёх вещах, которые будут приносить человеку божье воздаяние после смерти.

Человек конечно может помолиться за душу умершего, ничего плохого от этого никому не станет.

Помогут ли эти молитвы умершему в Вечной жизни, станут ли для него облегчением в тот момент когда он станет отвечать за свои поступки?

В статье на мой взгляд дан исчерпывающий ответ.

Обсуждения

Молитвы для усопших мусульман

60 сообщений

Агузу билляhи минаш-шайтанир-раджим.

Альхамду лилляhи роббил-*алямин.

Маликийаумеддин. Ийака нагбуду уа ийака настагин.

Сыроталь-лязина ангамта галайhим.

Гайрил магдуби галайhим уа ляддаооллин. Аминь

Алиф.Лям.ми-и-им. Валикяль-китабу ля райбя фииh, худаль лильмутакиналь лязина йуъминуна билгайби.

Уа йукимунас салята уа мимма разакнаhум йунфикун.

Уаль лязина йуминуна бима унзиля иляйка.

Уа ма унзиля мин каблик.

Уа биль ахирятиhум йукиунун.

Уляяикя *аля hудам мир-раббиhим,

Уа уляяика hумул муфлиhун.

Уаль hукму шаhун уахидул ля иляhа, илля hуарр рахманур-рахим. Амиль

Аллаhу ля илляhи, илля hуаль хаййул-каййум.

Ля тахузуhу синату уа ля наум.

Лаhу мафис Самауати уа мафил ард.

Ман зяль-лязи йашфа гу индаhу илля би-изниh.

Йаламу ма байня айдиhим.

Уа ма хальфаhум.

Уа ля йухитуна би шаим мин ильмиhи.

Илля бима шаа уасиа курсийhус самауати.

Уаль ард. Уа ля йаудуhу хифзуhума, уа hууаль аллийул газим. Аминь

3. иннакаламинал мурсалина

4. гъаля сираддин мустакъим.

6.Ли тунзира къауман ма унзира абаухум фахум гъафилюн.

7.Ля къад хакъкъаль къаулю гъаля аксарихим фахум ля ю"минун.

8.Инна джагъальня фи агънакъихим агълялян фахия илаль азкъани фахум му"махун.

9.Уаджагъальна мимбайни айдихим саддан, уамин хальфихим саддан, фаагъшайнахум фахум ля юбсирун.

10.Уасауа ун гъаляйхим а анзартахум амлям тунзирхум ля ю"минун.

Инна ма тунзиру манитабагъазикра уахащияррахмана биль гъаиб,

11. фабаширху биммагъфиратин уааджрин карим.

Инна нахну нухьи маута уаннактубу ма къадда му асарахум

12.уа кулля щайин, ахсайнаху фи имамин муббин.

Куль hуу Аллаhу ахад. Аллаhус самад.

Лям иялид. Уа лям йуляд.

Уа лям иакуллаhу куфуан ахад.

Куль агузу биррабил фаляк.

Мин шарри ма халяк

Уа мин шарри гасикин изя уакаб.

Уа мин шаррин наф-фасати фил гукад.

Уа мин шарри хассидин изя хасад. Аминь

Куль агузу биррабин нас.

Мин шарил уасуасил хан-нас.

Аллязи уасуису фи судурин нас.

Мин аль жиннати уан-нас. Аминь.

Иззати амма йа-сифун.

Уа салямун аляль мурсалин.

Альhамду лилляhи роббил галямин. Аминь

Раббана атина фиддуния хасаната. Уа филь ахирати хасанатан уа киня гезабенар. Бирахматика рахманир рахим, альхамду лилляхи роббиль галямин

2. Трижды вымыть руки до запястий включительно, не забывая промыть между пальцами. При наличии кольца или перстня их следует снять или стараться, чтобы части пальцев под ними оказались промыты.

3. Трижды прополоскать рот, набирая воду правой рукой.

4. Трижды промыть нос, набирая воду правой рукой и высмаркиваясь левой.

5. Трижды вымыть лицо.

6. Протереть мокрыми руками волосы на голове (минимум 1/4 часть волос)

7. Протереть внутреннюю и внешнюю части ушей; лицевой (тыльной) частью рук протереть шею.

8. Трижды вымыть руки до локтя включительно (сначало правую, затем левую).

9. Трижды вымыть ступни ног до щиколоток, не забывая промыть между пальцами, начиная с мизинца правой ноги и заканчивая мизинцем левой. Мыть сначало правую ступню, затем – левую.

Какую молитву читать мусульманам, чтобы умершему родственнику на том свете было хорошо?

Иисус сравнил смерть со сном, потому в скором времени Бог будет воскрешать умерших для жизни в раю на земле - “Истинно, истинно говорю вам: настаёт час, и уже настал, когда мёртвые услышат голос Сына Бога, и те, кто послушаются, будут жить. Не удивляйтесь этому, потому что настаёт час, в который все находящиеся в памятных склепах услышат его голос. и выйдут: ” – Иоанна 5: 24 – 29 .

” Я имею надежду на Бога, которую и сами они питают, что будет воскресение мёртвых, праведных и неправедных” – Деяния 24: 15.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия также сказал, что имам аш-Шафи’и считал чтение Корана над умершим нововведением. (“аль-Икътида” 182.)

Имам Малик сказал: “Я не знаю, чтобы кто-то делал это, ведь известно, что сподвижники пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и праведные предшественники не делали этого”. (“аль-Икътида 182.)

Также это было мнением имама Ахмада. Абу Дауд рассказывал: “Я слышал, как у Ахмада спросили о чтении Корана у могил. На что он ответил: «Нельзя» “. (“аль-Масаиль” 158.)

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Не превращайте свои дома в кладбища! Поистине, шайтан убегает из того дома, в котором читают суру “аль-Бакъара” (Корова)» . (Муслим 780.)

Этот хадис указывает на то, что могилы не являются местом длячтения Корана. И именно поэтому пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, побуждает читать Коран в своих домах, и сравнивает дом, в котором не читают Коран с кладбищем.

Со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Трое последуют за покойным (на кладбище) : члены его семьи, его имущество и его дела, назад же вернутся двое, а одно останется с ним. Вернутся назад члены его семьи и его имущество, а дела его останутся» . аль-Бухари 6514, Муслим 2960.

Всевышний Аллах сказал: «А те, которые пришли после них (сподвижников) , говорят: “Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! “» (Сбор, 10).

Сюда же относится и молитва джаназа.

Наилучшей мольбой за умершего является мольба его праведных детей. От Абу Хурайры со-общается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, мусульманина будут возвышать степенью в Раю, и он спросит: “За что мне это? ” Ему ответят: “Твой ребенок испрашивал для тебя прощения”». Ахмад 2/509, Ибн Маджах 3660, ад-Дыйя 1/55. аль-Баусыри подтвердил достоверность хадиса.

Благие деяния детей будут записываться и их родителям мусульманам, и при этом их собственная награда ничуть не уменьшится, ибо дети являются тем, что приобрели родители, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучшим из того, что использовал человек, является то, что он заработал, и поистине, ребенок его из того, что он приобрел» . Абу Дауд 2/108, ан-Насаи 2/211, ат-Тирмизи 2/287. Имам Абу Иса ат-Тирмизи, имам Абу Хатим, Абу Зур’а и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Мы оживляем мертвых и записываем то, что они совершили, и то, что они оставили после себя» (Йа син, 12).

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) , что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда человек умирает, все его дела прекращаются, за исключением трех: непрерывной милостыни; знания, которыми могут пользоваться люди; или праведных детей, которые станут обращаться к Аллаху с мольбами за него» . Муслим 3/1255.

Сообщается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, из числа деяний, которые принесут верующему пользу после его смерти являются: знание, которому он обучался и распространял; праведный сын, которого он оста-вил; Коран, который от него унаследовали, или мечеть, которую он построил, или дом, который он построил для путников, или река, которую он провел, или милостыня, которую он вычислил из своего имущества, будучи живым и здоровым, которая принесет ему пользу после его смерти! » Ибн Маджах 1/106, Ибн Хузайма 2490, аль-Байхакъи 3447. Хадис хороший.

Сообщается, что отец ‘Амра (да будет доволен им Аллах) , при жизни дал обет принести в жертву сто верблюдов, но умер, так и не выполнив своего обета. Его сын ‘Амр спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха) , пойдет ли на пользу его отцу то, что жертвоприношения за него совершит он. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Если твой отец был мусульманином, то твое жертвоприношение и твой хадж за него принесли бы ему пользу» . Абу Дауд 2883, аль-Байхакъи 6/279, хадис хороший.

Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы твой отец был единобожником, то и твой пост, и твоя милостыня за него принесли бы ему пользу» . Ахмад 2/182, хадис достоверный.

Есть два вида милостыни:

1. Обязательная – являющаяся столпом Ислама (закят) .

2. Желательная милостыня (садака) .

Мы в нашем материале затронем вторую, которая совершается по своему желанию и является сунной Пророка (мир ему и благословение). Милостыня – объединяет людей и разжигает любовь и милость в сердце каждого человека. Если бы люди оказывали милостыню всем нуждающимся, на земле вряд ли остались бы бедные.

Есть выражение – сытый голодного не разумеет . К сожалению, оно соответствует действительности. Но мы должны понять одно: уходя из этого мира, мы не заберём ничего, кроме своих деяний.

Милостыня – это удивительная вещь, которая сближает сердца, объединяет людей и укрепляет дружбу. Великий сподвижник Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) сообщает: «Намаз – опора религии, джихад – вершина деяний, а садака– это что-то удивительное! а садака– это что-то удивительное! Когда его спросили о посте, он ответил: «Пост–это щит от огня ада ». Далее Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) спросили: «А какая милостыня самая лучшая? » Он ответил: «Большая и лучшая », а затем зачитал аят из Корана (смысл): «Вы не достигните блага(полного воздаяния), пока не пожертвуете тем, что любите сами » (Али Имран, аят 92). Его опять спросили: «А у кого нет имущества (в большом количестве)? Отдай то, что осталось лишним от необходимого (тебе и твоей семье) количества ». Опять спросили: «А если нет излишков в имуществе? » Он (да будет доволен им Аллах) ответил: «Поделись излишком пищи своей ». Еще раз задали вопрос: «А если и этого нет? » На это великий сподвижник ответил: «Пусть поможет своей силой (т.е. что- то сделает) » Задали ещё один вопрос: «А если и этого не может сделать? » Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) ответил: «Пусть убережёт себя от огня ада хотя бы половиной сухого финика ». Его спросили: «А если и этого он не может? » Сподвижник Пророка (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Пусть тогда не вредит людям » (Абу Ллайс Ас-Самарканди в книге «Танбих»).

От Абу Дарда (да будет доволен им Аллах) передаётся: «Поистине Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: ”Когда восходит солнце, ниспосылаются два ангела. Слыша призывы: «О люди! Спешите к Господу вашему, ведь меньшее, но баракатное (благое) – лучше, чем большее – но не содержащее бараката », ангелы просят: «О Аллах, ускорь увеличение имущества отдающему милостыню, и ускорь порчу имущества – скупому » (Байхаки).

Передаётся от Аиши (да будет доволен ею Аллах), от Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Щедрость – это дерево, корень которого в Раю, а ветви свисают в этом мире. Ухватившегося за них, они (корни) приведут в Рай. Жадность – это дерево, корень которого – в аду, а ветви свисают в этом мире, ухватившегося за них, они (корни) приведут в а Ад » (Байхаки).

Щедрый человек радует и притягивает сердца людей. И как сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Скупой – далёк от Аллаха и далёк от Рая, от людей, и близок к Огню. Щедрый – близок к Аллаху и Раю, близок к людям и долёк от Огня » (Тирмизи). Человека, который помог в трудную минуту, никогда не забывают и молятся за него.

Так же милостыня лечит нас и наших близких. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Уберегайте ваше имущество закятом, лечите ваших больных милостыней и отворачивайте беды мольбой » (Абу Давуд, Табарани от Ибн Масуда). То есть, если кто-то болеет, то пусть ради Аллаха раздаёт милостыню.

Заххак, со слов Наззаля Ибн Субрата, сказал: «На вратах Рая написаны три строчки :

«Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – его посланник ».

«Община – грешна, а Господь –Прощающий ».

«Мы нашли наши деяния – и получили выгоду из совершенного, и остались в убытке – от упущенного ».

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Того кто дает милостыню и днем и ночью, Аллах сохранит от укуса змеи, от катастрофы и от внезапной смерти ».

Также говорят: «От того, кто отвергает пять вещей, Аллах отвергает столько же :

1. От отвергшего закят Аллах отвергает сохранность его имущества .

2. От отвергшего милостыню Аллах отвергает здоровье .

3. Землю, с которой не отдавалась десятая часть урожая (закят,) Аллах лишает благодати .

4. Отвергавшему мольбу Аллах не отвечает .

5. Пренебрегающему намазом Аллах отвергает слова свидетельства перед смертью .

Нередко люди, имеющие большие деньги, тратят их необдуманно, бывает что и на запретное. Однако могут отказать действительно нуждающемуся в помощи, а если и дадут, ещё и упрекают тем что помогли.

Они забывают, что человек, который, отдал милостыню ради Аллаха, всё равно, что отдал в долг, который вернётся ему в самое нужное для него время – в День суда. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине ангел взывает из врат небес: ”Давшему в долг сегодня – его (долг) вернут завтра! ” (ибн Хаббан). Каждый, давая милостыню, должен думать, что просто откладывает в свою копилку на День суда.

У некоторых богатых людей сложилось ошибочное мнение, что нуждающиеся – это изгои и недостойные люди, так как Аллах им не дал, а значит – унизил. Знали бы такие люди, как они ошибаются, потому что:

1. Всё принадлежит Аллаху. В Коране Он сказал: «Всё, что на небесах и земле, – принадлежит Аллаху » (Аль-Бакара). Значит, всё, что имеют богачи, – данное Аллахом.

2. Также в Коране Аллах сказал: «Аллах наделяет уделом кого пожелает, без учёта». Дающий– только Аллах, и никто не может преувеличить что-либо без ведома Аллаха.

3. Где гарантия, что сам не обеднеет? Если же обеднеет, вряд ли будет считать себя униженным.

Каждый должен понимать, что уйдёт из этого мира. Покидая этот бренный мир, человек, кроме своих дел, ничего отсюда не забирает. И зависимости от них, ему уготовят могилу его.

Да поможет нам Аллах, и не окажемся мы из числа скупых людей. Аминь!

«Кто даст Аллаху прекрасный заем, чтобы Он вернул ему, увеличив многократно?» (Коран, 2:245)

Что если вам скажут о том, что в обмен на покупку некоего товара вы получите двойную сумму его стоимости плюс дополнительные призы? Как вы в таком случае поступите? Наверное, разошлете всем друзьям сообщение об этом уникальном предложении и поспешите в магазин.

Действительно, многие из нас гоняются за специальными предложениями и скидками в этой жизни (дунья), но не замечают, что Аллах, слава Ему, предлагает нам гораздо лучшее – то, что принесет нам пользу в этой и будущей жизни (ахират).

Мы говорим о садаке – добровольной милостыне – и хотим рассказать, как это благородное дело может повысить вашу продуктивность в этой жизни и подготовиться к будущей.

1. Садака – это гарантированное вложение

«Кто даст Аллаху прекрасный заем, чтобы Он вернул ему, увеличив многократно?» (Коран, 2:245)

Этот аят учит нас, что за щедрость по отношению к бедным и нуждающимся Аллах многократно одарит нас в этой жизни, простит нам грехи, увеличит вознаграждение, даст нам тень в Судный день и проявит всевозможные другие щедроты.

О чем еще нам просить? Возвращая нам деньги, принося прибыль, здоровье, давая благосостояние, укрывая в тени в Судный день, саадака действительно является лучшим вложением, которое принесет нам прибыль как в дунье, так и в ахирате.

Забудьте о специальных предложениях, сниженных ценах и покупке «двух по цене одного» - продуктивный мусульманин знает, что лучший способ потратить свои деньги – это потратить их так, как угодно Аллаху.

2. Садака – это средство увеличить достаток

Бывает трудно подавать милостыню, когда сам едва сводишь концы с концами. Однако в своде хадисов Муслима сообщается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Cадака не уменьшает богатства раба, и если обойдутся с рабом несправедливо, а он проявит терпение, то Аллах обязательно увеличит славу его»

«Каждое утро, когда рабы Аллаха просыпаются ото сна, сверху обязательно спускаются два ангела, один из которых говорит: «О Аллах, даруй расходующему возмещение!», другой же обращается к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, приведи скупого к ущербу!»

Тот, кто действительно верит в эти хадисы, понимает, что никогда не будет в убытке, давая садаку, но наоборот – от этого он многое приобретет.

Но садака не всегда выражается в материальной форме. Поэтому, если мы подаем милостыню, это не значит, что нам повысят зарплату или мы найдет золотую жилу. Это значит, что Аллах благословит наше состояние и имущество. Если регулярно давать милостыню, можно легко заметить, что у нас все равно хватает денег на все другие затраты и еще достаточно остается.

Подавая милостыню, мы также получаем облегчение в своих делах. Заметьте: после того, как вы подали милостыню, Аллах всегда помогает вам в делах. Если вы откладывали деньги, или если у вас долг, который вы пока не смогли выплатить, или если у вас есть цель, которой вы до сих пор не достигли, то, как продуктивный мусульманин, вы должны ежемесячно откладывать часть доходов на садаку – пусть даже это очень скромная сумма. Изменения, которые после этого произойдут в вашей жизни, стоят того, иншаАллах.

3. Садака – средство заслужить многочисленные награды после смерти

Когда мы работаем ради того, что дает нам преимущества в этой жизни (например, повышение по службе), мы уделяем этому много времени, сил, внимания, а иногда и денег.

Продуктивный мусульманин делает то же самое ради ахирата. Он вкладывает свое время, тяжелый труд в то, что обеспечит ему великое вознаграждение, в то, что будет приносить ему пользу и после смерти.

Почему бы не вложить деньги в строительство мечети, рытье колодца, открытие школы, посадку деревьев или любой другой вид садака-джария (садака с непрерывным вознаграждением)?

«Когда умирает сын Адама (человек) все его дела прекращаются, кроме трёх вещей: текущая милостыня (милостыня с непрекращающейся пользой); знание, приносящее пользу; праведный ребёнок, делающий за него (своих родителей) дуа» (Муслим).

Если вы дали денег на постройку колодца, вы, иншаАллах, получите награду за каждую каплю воды из него – и в этой жизни, и после смерти до Судного дня. Если вы помогли в строительстве мечети, вы будете вознаграждены за каждую молитву, в ней совершенную. Если вы потратили время и силы на то, чтобы научить кого-то Корану или передать другие знания, вы будете получать вознаграждение за каждый раз, когда этот человек читает Коран или делится с кем-то своими знаниями.

Представьте, какая награда уготована вам в ахирате, возможно, по Его милости вы вознесетесь на самые высокие уровни Рая!

Садака – это особое предложение от Аллаха, которое длится до тех пор, пока мы живы. Пусть садака станет вашей привычкой на всю жизнь, пока не стало слишком поздно!

«Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных, которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро» (Коран, 3:133-134).

Да сделает Наищедрейший Аллах нас теми, кто часто подает садаку, и да примет ее от нас! Аминь.

По материалам productivemuslim.com, islam.com.ua



Что еще почитать