Что обозначает фразеологизм подложить свинью. Что означает выражение «подложить свинью. Смотреть что такое "Подложить свинью" в других словарях

Добавить в избранное

Отрицательно пренебрежительное, эмоциональное выражение «подложить свинью», означает декларировать не то, что на самом деле, обманывать, подложить не тот товар. Чаще всего употребляют в разговорном общении, имея ввиду условия которые небыли известны до этого.

Как известно некоторым восточным народам, евреи и мусульмане, религия которых запрещает употреблять в пищу свинину. Поэтому если такому человеку во время трапезы незаметно подавали свиное мясо, с целью обмануть. В этом случае говорили — «Подложили свинью».

Существует легенда, происхождения этого понятия. Она гласит, что около 200 тысяч лет назад римская армия под командованием Тита вплотную подобралась к городу Иерушалаим и начала его осаждать. Несмотря на то, что в городе начался голод, ворваться в него римляне никак не могли. Почему?

Оказалось, что жители ежедневно приносили на алтарь жертву - молодого барашка, в результате чего им удавалось сохранять силы. Но однажды барашки закончились и тогда горожане пошли на хитрость - они договорились с римлянами, что каждый день будут спускать им на веревке корзину с золотом, а те в свою очередь будут давать им одного барашка. На том и порешили.

И вот проходит день, другой, неделя, месяц, но ничего не меняется, и Тит был крайне удивлен такому повороту событий. Спустя некоторое время какой-то предатель рассказал ему всю правду, об алтаре и тогда Тит предводитель и военачальник пошел на хитрость. Когда горожане спустили очередную корзину с золотом, вместо барашка он положил в нее свинью, которую жители не могли есть. Голод сделал свое дело, крепость сдалась!

Отсюда идет устойчивое, отрицательное понятие и выражение – “подложить свинью” . И едва ее копытам удалось коснуться стен города, как тотчас задрожала вся земля вокруг, стены начали рушиться, и римляне захватили святую землю, а всех евреев увели в изгнание. Вероятно такого предательства стены крепости не выдержали. На самом деле скорей всего свинью горожане не могли употреблять в пищу, по причине возможного заболевания Проказа и сдались, открыв ворота.

Подложили свинью. Что это значит?

Как часто мы подкладываем свинью недругу? Значение фразы знакомо каждому. Подложить свинью значит сделать гадость или неприятность кому-нибудь, причем обязательно исподтишка. Звучит достаточно красиво, а вот выглядит не очень. Недостойное и нехорошее занятие, которое совсем не красит того кто это делает.
Откуда же появилось в нашем обиходе это выражение? Следует заметить, что свинья обижена совсем незаслуженно. Ведь именно эту свинью Александру Невскому немецкие рыцари пытались подложить на Чудском озере. Построение войска «свиньей» (треугольником) было очень грозным и эффективным. Отсюда и появляется первое значение выражения, которое обозначает следующее: сделать кому-либо крупную неприятность. В этом случае свинья совсем не домашнее животное, а только лишь ассоциация.

Второе значение фразеологизма относится к различным вероисповеданиям. Как известно некоторым восточным народам религия запрещает употреблять в пищу свинину. Поэтому если такому человеку во время трапезы незаметно подавали свиное мясо, то этим самым оскверняли его религиозные чувства. В некоторых случаях это могло вызвать не только сильную ярость со стороны обиженного, но и его болезнь.

Третий вариант происхождения этого выражения связан с народной игрой, которая называлась «в свинки». Игроку давали (подкладывали) бабку (свинку), которая была абсолютно непригодна для игры. В разных странах вместо привычного для нас животного в разговорной речи часто фигурирует лиса или козел. Что, в принципе, совсем не меняет суть фразы и действия.

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Секреты великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. Летопись войны, описание сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, неизвестный СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная наука.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

Греко-персидские войны - один из самых великих и трагических периодов в истории Древнего мира. Во время этих долгих войн, которые закончились победой греков и завоеванием Персии Александром Македонским, случились немало великих сражений и походов. Любой современный человек осведомлён, к примеру, о подвиге 300 спартанцев в Фермопильском ущелье (правда, скорее, благодаря Голливуду, чем учебнику истории). А вот о том, как 10000 греческих элитных пехотинцев-гоплитов воевали за своих заклятых врагов-персов при их дележке власти, мало кто знает.

80 лет назад, 8 ноября 1939 года старые кварталы Мюнхена встряхнул мощный взрыв, основательно напугавший баварских бюргеров, - ведь война уже шла, хоть и очень далеко от столицы Баварии. Но война была ни при чём - взрыв произошёл в старой мюнхенской пивной «Бюргербройкеллер». Целью было устранение одновременно всех главарей нацистской Германии.

К легендам Великой Отечественной относится организованное участие детей в боевых действиях и диверсионной работе на фронтах и в тылу. Не тан давно созданный фильм «Сволочи» повествовал о детском диверсионном отряде, сформированном в тылу Красной армии из подростков, относящихся к категории «трудных». Используя шпионскую романтику, инструкторы будущих диверсантов добились желаемого. Якобы подростки-подрывники, заброшенные в тыл к немцам, сумели уничтожить важный объект гитлеровцев. Все это досужие выдумки сценариста и работа оборотистого режиссёра - таких спецподразделений в Красной, а затем Советской армии не было. А вот у фашистов - были. Причём немцы специально подбирали беспризорных мальчишек. Но сначала расскажем о самой организации «Цеппелин», созданной начальником Главного управления имперской безопасности Гиммлером.

115 лет назад началась осада русской крепости - Порт-Артура. С тех пор накопились целые библиотеки книг, посвящённых тем событиям. Но это книги наших, отечественных авторов. А что писали японские авторы - участники войны с противоположной стороны? После 1905 года в России вышло несколько дневников и мемуаров японских ветеранов. Что значила та война для японцев, как они воспринимали нас в ней, как оценивали свою победу?

Было время, когда имя Сергея Уточкина не сходило со страниц газет и журналов. Популярности этого ярко-рыжего веснушчатого заики мог позавидовать любой, самый знаменитый артист. «Вся жизнь его была пестра, подвижна и по-своему блестяща», - писал Александр Куприн. Уточкин проявил себя во многих видах спорта, но больше всего прославился как авиатор.

Когда в Риме складывали хворост для костра Джордано Бруно, в Неаполе инквизиторы бросили в темницу другого мятежного монаха. Это был Томмазо Кампанелла. Как и Бруно, его считали не только философом, но также астрологом и магом.

История романтической любви княгини Илоны Зриньи и мятежника Имре Тёкёли с течением времени обросла множеством мифов. Но недаром польский король Ян Собеский называл Илону «величайшей женщиной Европы». И в самом деле, эта женщина умела не только любить. Но и так же страстно ненавидеть…

Среди неофициальных символов России пальма первенства, безусловно, принадлежит матрёшке. Она неизменная участница любого народного гулянья или ярмарки, излюбленный сувенир для иностранцев - подлинное олицетворение «русского духа». Любят её и соотечественники: трудно найти дом, в котором бы не было этой расписной деревянной куклы. Правда, чаще всего матрёшка просто пылится на полке, а то и вовсе валяется где-нибудь на антресолях или среди старых игрушек. А жаль, ведь, простаивая таким образом, матрёшка лишается возможности выполнять функцию, возложенную на неё изначально: служить семейным оберегом.

Фразеологизм «Свинью подложить» значение

Слыша слово «свинья», каждый из нас тотчас рисует себе всем известное домашнее животное. Образ этот давно приобрел не слишком почетное значение, и многие удивляются, скажем, когда встречают в истории знатную боярскую фамилию «Свиньины». Что за фантазия была у людей называться «свинским» именем!

Между тем предок Свиньиных получил эту фамилию в награду за воинскую заслугу: он первый построил велико — княжеское войско «свиньею», то есть «клином». Известно также, что Александр Невский сумел разгромить на Чудском озере рыцарскую «свинью».

Треугольный боевой порядок «свинья» считался весьма грозным.

Возможно, потому-то слова «подложить свинью» (кому-либо) и стали означать: устроить крупную неприятность. Любопытно, что в немецком языке идиоматическое выражение «иметь свинью» означает «везение». «Эр хат швайн» («он имеет свинью») – ему везет.

Интересным для объяснения оборота «подложить свинью» может считаться и эпизод из книги Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» о хитрости, к которой прибег брат Жан, готовясь к битве с колбасами. Повторив уловку древних греков при осаде Трои (см. «Дары данайцев»), он приказал соорудить огромную свинью и вместе с поварами спрятался внутри нее. В решающую минуту предводительствуемые братом Жаном повара выскочили из укрытия и обратили ошеломленного противника в бегство.

Впрочем, следует сказать, что объяснения эти не могут быть признаны бесспорными. Не исключена возможность, что основанием для них послужило непобедимое отвращение некоторых восточных народов (в частности, татар) к свиному мясу. Магометанин, которому «подложили свинью» за трапезой, то есть угостили обманным способом свининой, приходил в величайший гнев и чуть ли не заболевал. Весьма вероятно, что наше выражение пошло отсюда.

Многие поговорки вошедшие в обиход сегодня - имели свою предысторию. Давайте посмотрим откуда берёт своё начало выражение «Подложить свинью» .

В далёкие времена, ещё до нашей эры, Творец неба и земли, дал одному из народов законы, по которым они должны были жить! Один из пунктов этих законов говорил о пище, то-есть, что можно есть, а что употреблять в пищу запрещалось.

Этим народом были Израильтяне. Свинья считалась у них нечистым животным, мясо которого нельзя было употреблять в пищу:

2 скажите сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле:
3 всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте;
4 только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас;
5 и тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас,
6 и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас;
7 и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас;
(Лев 11:2-7).

8 и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены, но не жует жвачки: нечиста она для вас; не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь
(Втор 14:8).

Она также считалась символом грязи, греха и отсутствия угрызений совести:

22 Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и - безрассудная
(Пр 11:22).

6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас
(Мф 7:6).

22 Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья [идет] валяться в грязи
(2 Пет 2:22).

Принесение свиньи в жертву и употребление свинины в пищу приравнивалось к идолослужению:

3 к народу, который постоянно оскорбляет Меня в лице, приносит жертвы в рощах и сожигает фимиам на черепках,
4 сидит в гробах и ночует в пещерах; ест свиное мясо, и мерзкое варево в сосудах у него
(Ис 65:3-4).

17 Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей, - все погибнут, говорит Господь
(Ис 66:17).

По этим то причинам, пасти свиней, считалось презренным занятием для иудея (см. Лк 15:15).

Стада свиней, упоминаемые в Новом Завете, паслись в окрестностях десяти эллинистических городов (см. Мф 8:30-33; Мк 5:11-14; Лк 8:32-34), и хотя иудеи (которые занимались подобным бизнесом) не употребляли в пищу мясо свиней, они могли спокойно продавать его эллинам.

Исторический контекст

У иудеев был обычай, строго соблюдать букву закона (предписаний Ветхого Завета), не важно, что происходит вокруг нас, а ритуалы нужно соблюдать. Если перефразировать это, то получается следующая поговорка; «Война - войной, а принесении жертв на алтарь, по расписанию» . Много раз иудеи сталкивались с этой проблемой, когда их столица, главный город страны Иерусалим, подвергался осаде римлянами или арабами.

В конце 60-х годов до н. э. произошла гражданская война в иудеи. Две противоборствующие партии сражались между собой за власть. Вот что по этому поводу мы имеем в письменных источниках:

«…пока священнослужители и Аристобул подвергались осаде, наступил праздник Пасхи, в который, по нашему обычаю, приносятся Предвечному обильные жертвы.

Тогда товарищи Аристобула, нуждаясь в материале для жертвоприношений, обратились к единоверцам с просьбою снабдить их таковыми за какие угодно деньги. Несмотря на то, что единоверцы назначили за каждую голову [жертвенного животного] по 1000 драхм, Аристобул и священнослужители охотно согласились заплатить эту цену и выплатили деньги, спустив их на ремнях со стен.

Однако осаждающие, взяв деньги, и не думали отдать за них жертвенных животных, и даже дошли при этом до такой гнусности, что нарушили данное слово и глумились над Предвечным, не выдав просителям нужного для жертвоприношения…»

(Флавий, И. «Иудейские древности» // том 2; кн. 14; гл. 2; п. 2; ст. 75).

Похожую историю мы находим и в Талмуде. При этом мудрецы добавляют несколько деталей, не упомянутых Флавием:

«…во время войны между хасмонейскими принцами, Гиркан осадил в Иерусалиме своего брата Аристобула.

Каждый день осажденные спускали со стен корзину с динариями, и осаждавшие клали в нее жертвенное животное. Один старик, изучавший греческую мудрость, намекнул осаждающим с помощью греческой мудрости: «Пока продолжаются жертвоприношения, вам не взять город».

На следующий день вместо жертвенного животного осаждавшие положили в корзину свинью…»

(Вавилонский Талмуд, трактат Сота, 49 б. //



Что еще почитать