Что означает торпеда. Современная торпеда: что есть и что будет. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова

В этом разделе собрана информация о торпедном вооружении как отечественного производства, так и зарубежного. Вы сможете получить информацию о торпедах, которые сейчас стоят на вооружении, а также об образцах этого оружия, что использовались ранее.

Торпеда – это самодвижущийся подводный снаряд, содержащий взрывчатое вещество, который используется для уничтожения вражеских кораблей. Боевая торпеда – весьма сложный механизм, состоящий из двигателя, гребных винтов или реактивного сопла, приборов управления и боевой части.

Морские торпеды сегодня — одно из основных видов оружия надводных кораблей и подводных лодок. Особенно важны они для вооружения субмарин.

Отечественная историография считает, что первую торпеду изобрел российский конструктор Александров в 1865 году, но этот проект не был реализован в России. Первый действующий экземпляр этого оружия был разработан англичанином Уайтхедом в 1866 году, впервые в бою торпеды применили в 1877 году.

Морские торпеды получили широкое распространение уже в XX столетии. Появились специальные корабли – миноносцы, они имели торпедное вооружение, высокую скорость и слабое бронирование.

Японцы активно использовали торпедное оружие в русско-японской войне 1905 года. «Звездным часом» торпед стала Первая мировая война и появление первых подводных лодок. Торпеды стали основным оружием этих боевых кораблей. Первые торпеды работали благодаря парогазовым установкам или сжатому воздуху, поэтому оставляли за собой хорошо видимый след. Это демаскировало торпеду и позволяло кораблям противника уклоняться от них.

Электрическую торпеду создали немцы перед началом Второй мировой войны. В этом конфликте также активно использовались подводные лодки и торпедное вооружение.

Современные торпеды представляют смертельную угрозу для любого корабля. Они гораздо опаснее, чем противокорабельные ракеты. Дело в том, что если при взрыве ракеты часть энергии рассеивается, то вся энергия взрыва торпеды идет на разрушение корпуса корабля. Торпеды менее заметны, чем ракеты, они несут больше взрывчатого вещества, их очень трудно уничтожить во время движения.

Современные торпеды могут направляться с помощью гидролокатора или же управляться дистанционно с борта корабля через специальный кабель. Именно так устроены многие зарубежные образцы торпедного оружия, среди которых торпеды США, Германии, Великобритании. Мы подобрали для вас информацию о последних тенденциях развития торпедного оружия в разных странах.

Россия является производителем торпедного оружия. В советскую эпоху был создан огромный задел в этом направлении, сегодня торпеды ВМФ России в числе лучших в мире.

На вооружении российского флота есть особая торпеда, которая может поражать противника на огромной скорости – около 200 узлов. Это реактивная торпедо-ракета «Шквал».

Чтобы достичь такой небывалой скорости «Шквал» использует интересный физический принцип – суперкавитацию. То есть, во время движения вокруг «Шквала» создается газовый пузырь, который значительно снижает сопротивление водной среды. Но этого мало: чтобы добиться такой скорости, на торпеде вместо привычного гребного винта установлен реактивный двигатель.

Следует отметить, что развитие современных торпед движется несколько по иному пути: конструкторы стараются повысить дальность их стрельбы, уменьшить шумность и увеличить точность. Новейшие торпеды ВМФ России и западных стран имеют дальность десятки километров, они управляются по кабелю, их очень трудно обнаружить.

- (Torpedo) стальной сигарообразный снаряд длиною от 5,5 до 8,6 м и диаметром от 45 до 60 см, снабженный для движения в воде соответствующим двигателем. Торпеда. Т. являются основным оружием подводных лодок, миноносцев и торпедных катеров и… … Морской словарь

ТОРПЕДА - металлический взрывчатый снаряд для действия под водою; им взрывают неприятельские корабли, разные подводные сооружения и проч. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. торпеда (лат. torpedo… … Словарь иностранных слов русского языка

торпеда - ампула, снаряд, мина, кайтен Словарь русских синонимов. торпеда сущ., кол во синонимов: 9 авиаторпеда (1) … Словарь синонимов

ТОРПЕДА - самодвижущийся самоуправляемый и самонаводящийся на цель подводный снаряд сигарообразной формы, несущий в головной части боевой заряд (обычный млн. ядерный) для поражения кораблей, разрушения причалов, доков и др. объектов. Торпедами вооружены… … Большая политехническая энциклопедия

ТОРПЕДА - (от лат. torpedo электрический скат) самодвижущийся и самоуправляемый подводный снаряд сигарообразной формы, несущий в головной части боевой заряд (обычный или ядерный) для поражения кораблей, разрушения причалов, доков и других объектов.… … Большой Энциклопедический словарь

ТОРПЕДА - ТОРПЕДА, самодвижущийся подводный СНАРЯД, снабженный движителем, применяемый подводными лодками, малыми военными кораблями и самолетами для выведения из строя вражеских судов. Современные торпеды могут запускаться с ракетоносителей, и часто имеют … Научно-технический энциклопедический словарь

ТОРПЕДА - ТОРПЕДА, торпеды, жен. (от лат. torpedo оцепенение). 1. Самодвижущаяся подводная мина сигарообразной формы (воен. мор.). 2. Автомобиль сигарообразной формы с открытым кузовом (спец.). 3. Рыба из группы скатов, с округлым телом, способная… … Толковый словарь Ушакова

ТОРПЕДА - ТОРПЕДА, ы, жен. Самодвижущийся и самоуправляемый подводный взрывной снаряд. Противолодочная т. Реактивная т. Авиационная т. (сбрасываемая в воду с самолёта). | прил. торпедный, ая, ое. Торпедная батарея. Т. аппарат (для выбрасывания торпед). Т.… … Толковый словарь Ожегова

ТОРПЕДА, ы, ж. 1. Стремительный, резкий, активный человек. 2. Ампула, вшиваемая против алкоголизма. Махровый алкофан с торпедой в жопе … Словарь русского арго

торпеда - — Тематики нефтегазовая промышленность EN double ended chargejack squibline squibtaw … Справочник технического переводчика

Торпеда - У этого термина существуют и другие значения, см. Торпеда (значения). Пуск торпеды с борта подводной лодки типа «Вирджиния» (рисунок художника) … Википедия

Книги

  • Торпеда для "Авроры" , Н. А. Черкашин. Книга писателя-мариниста Н. А. Черкашина рассказывает о неизвестных и драматических страницах истории российского военно-морского флота, о том, как складывались судьбы кораблей и моряков в… Купить за 280 руб
  • Торпеда-оборотень , Максим Шахов. Во время боевых учений потеряна сверхсекретная российская ракетоторпеда. Она попала в руки американских спецслужб. Прекрасная провокационная бомба, способная сорвать переговоры России и…

Задача любых боевых действий - поразить противника, оставаясь при этом неуязвимым. Такое определение цели явилось необходимым условием при разработке новых видов оружия. В наиболее законченном виде это проявилось при создании морских видов вооружений дистанционного действия, приведшему к появлению во флоте торпед.

Предшественниками торпед являлись речные плавучие мины, изобретателем которых был действительный член Петербургской Академии наук Б. С. Якоби.

Благодаря созданию паровых машин появились шестовые и буксируемые мины. Первая из них прикреплялась к десятиметровому металлическому шесту, установленному на борту катера. При приближении катера к кораблю противника на определенное расстояние мина ударяла в борт судна ниже ватерлинии. Вторая - буксировалась на тросе, и следовало протащить ее так, чтобы она задела неприятельский корабль. Поскольку их использование требовало приближения к неприятелю вплотную, то это было опасно и не всегда осуществимо.

Создание самодвижущейся мины стало возможным после появления компактных энергетических установок (двигателей), работающих на сжатом воздухе.

В 1865 г. российский конструктор И. Ф. Александровский предложил Морскому министерству проект самодвижущегося снаряда. Однако эту разработку признали преждевременной. Через три года проект Александровского рассмотрели вновь, и изобретателю предложили изготовить мину на свои средства с последующим возмещением затрат в случае успешных испытаний. Но к этому времени приоритет в создании торпеды уже принадлежал англичанину Р. Уайтхеду.

В 1866 г. Уайтхед, работавший в Австро-Венгрии на заводе в городе Фиуме (ныне Риека), официально объявил о спроектированной им совместно с лейтенантом австрийского флота И. Луп-писом самодвижущейся мине, получившей название «торпеда» (от латинского слова torpedo - «электрический скат»). Через год был изготовлен опытный образец нового оружия.

Александровскому удалось сконструировать собственную торпеду в 1874 г., и он составил сильную конкуренцию Уайтхеду.

Испытания показали, что оружие Александровского не уступает зарубежному, а по некоторым параметрам превосходит его. Тем не менее Морское министерство купило торпеды за границей. Всего Россия приобрела 250 зарубежных самодвижущихся мин.

Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. молодой лейтенант флота С. О. Макаров, будущий знаменитый адмирал, добился, чтобы ему дали четыре торпеды (мины Уайтхеда), купленные перед войной в Фиуме. Для их запуска под килем одного из катеров установили трубу - прообраз торпедного аппарата, другой катер должен был пускать торпеду с плотика, привязанного к борту.

14 января 1878 г. вошло в историю флота как дата первого успешного торпедного удара. С расстояния в 60 м одновременно два катера выпустили торпеды. Они ударили в борт турецкий сторожевой пароход «Интибах». Раздался взрыв, затем сильный треск от проломившегося судна. Пароход лег на правую сторону и быстро погрузился на дно. До того как скрылись мачты, прошла одна или две минуты.

Катера «Чесма» и «Синоп», с которых были выпущены торпеды, по праву считаются родоначальниками торпедных катеров и тактики группового торпедного удара. Важным результатом смелых атак Макарова и его сподвижников стало то, что русские судостроители создали еще один класс кораблей - миноносцы. Они могли плавать в открытом море и там наносить торпедные удары по неприятельским судам.

Во второй половине XIX в. торпеда являлась одним из самых убедительных воплощений последних достижений науки и техники. Со времени изобретения торпеды совершенствовались, значительно улучшились ее параметры.

Опыт Первой мировой войны наглядно показал, что торпедное оружие является одним из самых эффективных боевых средств флота. В период между мировыми войнами интерес к этому виду морского оружия возрос еще больше. Продолжались поиски новых видов зарядов для торпед, взрывателей, горючих веществ, двигателей, систем самонаведения.

Современная торпеда - это самодвижущийся, самоуправляемый и самонаводящийся на цель подводный снаряд сигарообразной формы, несущий в головной части боевой заряд (обычный или ядерный) для поражения кораблей, разрушения причалов, доков и других объектов.

Торпедами вооружены подводные лодки, надводные корабли, торпедные катера, самолеты, вертолеты. На кораблях они выпускаются при помощи торпедных аппаратов.

Торпедный аппарат представляет собой устройство на судах для хранения и выстреливания торпед: трубу диаметром и длиной, соответствующую калибру выстреливаемой торпеды, приборы для ввода данных в торпеду от системы управления стрельбой.

После Второй мировой войны торпеда совершенствовалась, и ее модернизация приобрела явную противолодочную направленность. Именно самонаводящийся торпедный снаряд стал основным противником современных атомных субмарин. В настоящее время большинство торпед - противолодочные или двухцелевые.

В новейших модификациях торпед, кроме сложной автоматики, вычислительной техники, размещаются компьютеры, которые управляют энергетической установкой, выбирая оптимальный режим движения, а также системой самонаведения. Это позволяет распознавать и классифицировать цели, отличать их от имитаторов и ловушек и обеспечивать попадание в наиболее уязвимое место боевой техники неприятеля.

"Торпедный катер", "торпедный аппарат", "торпедная атака" - такие словосочетания не редкость в книгах по истории военных действий на море. Но что "самодвижущееся подводное оружие" делает на борту автомобиля, который вовсе не собирается идти в атаку на линкор. АвтоВести пытаются разобраться.

Казалось бы, "передняя панель" - простое и всем понятное сочетание двух хорошо известных слов. Почему бы им не ограничиться? Но от владельцев самых разных автомобилей то и дело слышишь - "торпедо", "торпеда"... Причем происхождение этого неофициального термина непрозрачное: что общего может быть у передней панели автомобиля с той торпедой, которую подводная лодка выпускает в сторону вражеского корабля?

Стоит сказать, что французский термин torpille и производные от него слова в других языках (включая нашу "торпеду") автомобилисты в разные времена использовали по-разному. К примеру, в начале двадцатого века так называли обтекаемые сигарообразные кузова. Этот факт особых объяснений не требует - очевидно, что кузова напоминали своей формой те самые военно-морские торпеды, - но и прояснить вопрос с приборной панелью не помогает.

В двадцатые, тридцатые и сороковые годы слово Torpedo встречалось в названиях автомобилей многих марок. Пожалуй, самым ярким из них был американский Tucker Torpedo, выпуск которого начался в 1947 году. Внимание к нему привлекал не только динамичных очертаний кузов, но и передняя панель. Точнее, ее отсутствие: все приборы и переключатели были сгруппированы вокруг рулевого колеса, и все пространство между передними сиденьями и моторным щитом было отдано в распоряжение пассажиров. Впрочем, и эта информация не вносит ясности в интересующий нас вопрос. Как моду на слово, обозначающее переднюю панель, мог ввести автомобиль, у которого эта панель выглядела не так, как у абсолютного большинства других машин - как выпускавшихся в те годы, так и выпускающихся сейчас?

На автомобилях Tucker Torpedo передней панели в нынешнем понимании этого слова не было вовсе.

Поэтому истоки появления термина "торпедо" надо искать не в названиях автомобилях, а в названиях компаний. Точнее, одной компании, работавшей в Германии в середине двадцатого века и специализировавшейся на производстве автомобильных приборов. Как нетрудно догадаться, компания носила название Torpedo. Ее приборы часто встречались на автомобилях самых разных марок, поэтому сначала слово "торпедо" стали использовать для обозначения приборной панели, а потом - и всей передней панели.

Новая рубрика АвтоВестей ищет ответы на вопросы, над которыми не раз задумывался почти каждый неравнодушный к автомобилям человек - задумывался, но не находил нужным тратить время на поиски ответов. Ведь ответы эти скорее удовлетворяют любопытство, чем приносят практическую пользу. Но ведь порой любопытство оказывается не менее сильным инстинктом, чем забота о собственном благополучии и комфорте. Поэтому на этой неделе АвтоВести ежедневно публикуют ответ на один из таких вопросов. Кстати, это будет далеко не первая "неделя простых вопросов": мы собираемся искать ответы и дальше - в том числе ответы на вопросы, которые вы зададите в комментариях.



Что еще почитать