Что происходило с пассажирами самолета 9268. Авиакатастрофа в Египте: кто виноват

Фото: Елена Лукьянова / «Новая газета в Санкт-Петербурге»

Родственники смогли опознать по останкам только 58 погибших. Остальным придется ждать результатов генетических экспертиз. 105 семей, потерявших своих родных и близких, через полгода получат материальную помощь из бюджета (по 1 млн руб. за каждого погибшего) и выплаты от страховой компании (по 2 млн руб. за одного пассажира).

— Однако эти компенсации в десять раз меньше, чем положено в данном случае, — настаивают юристы, имеющие опыт участия в процессах, связанных с авиакатастрофами. — Дело в том, что авиаперевозчик выплачивает их, основываясь на российских законах, а должен — в этой ситуации — по международным нормам. Поскольку «Когалымавиа» выполнял международный полет, тут вступают в силу конвенции, принятые во всем мире, независимо от того — подписывала их Россия или нет. Если воздушное судно находится в небе другого государства — значит, на него распространяются общие правила, — утверждают правозащитники.

Три борта МЧС России доставили в Петербург из Каира тела пассажиров рейса 7К 9268. Напомним, в авиакатастрофе 31 октября погибли 224 человека, в том числе — 7 членов экипажа. Первый самолет с останками прибыл в Северную столицу рано утром 2 ноября, второй — на сутки позже. Третий приземлился в «Пулково» 6 ноября.

Из аэропорта тела на фурах доставляли в Бюро судебно-медицинской экспертизы, а оттуда — в крематорий на Шафировском проспекте, 12. Всю неделю синие микроавтобусы с надписью «Специально» курсировали по улицам города в сопровождении машин ДПС, подъезжали к служебному въезду и исчезали за зеленым забором. Опознание проходило в административном здании в пяти минутах ходьбы от ворот крематория. Одновременно здесь присутствовали пять-шесть семей. Родственников просили дожидаться звонка следователей дома или в гостинице и лишь потом приезжать на опознание.

В актовом зале крематория с людьми работали психологи, за раздвижной ширмой дежурили врачи. По данным МЧС, с момента трагедии по 7 ноября к психологам обратились более чем 3300 раз, из них 2500 раз звонили на горячую линию.


Фото: Алиса Кустикова / «Новая газета в Санкт-Петербурге»

6 ноября процесс опознания родственниками погибших был официально завершен. Всего удалось установить личности 58 человек, при этом 31 из них проживали в других регионах. На 7 ноября 11 тел уже были переданы родным для захоронения.

Предполагается, что остальные тела будут идентифицированы по итогам генетических экспертиз, однако председатель Комитета по законности и правопорядку правительства Петербурга Леонид Богданов не исключил, что некоторые жертвы катастрофы опознать не удастся.

На время проведения исследований ДНК (по оценкам специалистов, это может занять от двух недель до нескольких месяцев) до получения результатов родственникам погибших из других регионов предложили вернуться домой. Как заверяет правительство города, по окончании экспертиз им предоставят возможность вновь приехать в Петербург и завершить все необходимые процедуры.

Расходы на дорогу в оба конца и проживание в гостинице будут покрыты из городского бюджета.

6 ноября же в Северной столице прошли первые похороны погибших. Изначально власти выступили с инициативой захоронения всех на одном кладбище, однако большинство семей не поддержало это предложение.

О компенсациях родственникам погибших стало известно лишь на третий день после трагедии. Смольный заявил о готовности выплатить всем семьям по миллиону рублей. Такую же сумму пообещало жителям своего региона правительство Ленинградской области. Средства выделят из резервных фондов города и области. Кроме того, на прошлой неделе выплаты начали страховщики. В «Ингосстрах» (компания, с которой был заключен контракт у «Когалымавиа») на сегодняшний день поступило 151 заявление от родственников пассажиров Airbus А321. Согласно заявлению Всероссийского союза страховщиков, часть средств — 12,3 млн руб. — уже выплачена.

Однако, как объяснили «Новой» в «Ингосстрахе», сейчас родственники погибших могут рассчитывать лишь на 5% от обещанной суммы — 100 тысяч рублей. Для этого достаточно предъявить документы, подтверждающие родство с опознанными пассажирами рейса 9268. Оставшиеся деньги (чуть менее 2 млн руб.) родные смогут получить только спустя шесть месяцев, когда по закону вступят в права наследования.

Но питерские юристы уверяют: семьям, потерявшим близких, не нужно соглашаться с объявленным «Ингосстрахом» размером страховых выплат, поскольку им причитаются совсем другие суммы.

— Ни о каких 2 млн руб. не может идти и речи, — в интервью «Новой» объяснил Виталий Юсько (создатель организации «Прерванный полет», объединяющей родственников пассажиров разбившегося в 2006 году рейса Анапа—Петербург). — На международных рейсах, согласно нормам европейских комиссий, страховая выплата в случае гибели пассажира на данный момент составляет более 22 млн руб. за каждого. Рейс 9268 из Египта — на 100% международная перевозка, подпадающая под нормы международного права, и, прежде всего, обеспеченная договором страхования ответственности авиаперевозчика на международных авиалиниях. Я уверен, что такой договор есть. Не будь его — «Когалымавиа» просто не пустили бы на территорию другого государства. Договор страхования есть — просто нам его не показывают. В свое время мы такой договор увидели только в суде и только в 2007 году добились, чтобы нам его показали, и отсудили те деньги, которые в действительности нам причитались.

Виталий Юсько и юристы РОО «Прерванный полет» потратили несколько лет на борьбу за увеличение размера компенсаций родственникам погибших авиапассажиров. По итогам неоднократных обращений организации во все инстанции выплаты пострадавшим были увеличены с 12 тыс. руб. до 2 млн руб. Потерпевшим и родственникам погибших во всех последующих авиакатастрофах уже выплачивалась повышенная денежная компенсация. Но это в тех случаях, если ЧП случилось на территории России.


Фото: РИА Новости

— Возражения, что, мол, Россия не подчиняется международным нормам, так как не подписала Монреальскую конвенцию «для унификации некоторых правил международных перевозок» от 1999 года, неприемлемы, — говорит нынешний руководитель РОО «Прерванный полет» Георгий Ефименко. — Конвенция распространяется на Россию автоматически, если российское воздушное судно пересекает территорию другого государства. Ни авиаперевозчику, ни страховщикам, конечно, не выгодно в этом признаваться. В России компенсаций по международным стандартам приходится добиваться в судах.

7 ноября организация «Прерванный полет» объявила сбор средств на оказание помощи родственникам погибших пассажиров рейса 9268 и увековечивание памяти жертв авиакатастрофы над Синаем. Мемориал предполагается создать на севере города, на Белоостровском кладбище.

Петербург до сих пор продолжает скорбеть по жертвам авиакатастрофы — на Дворцовую площадь, где в первый день ноября прошла многотысячная акция памяти, люди приносят цветы. Места поминовения стихийно возникают по всему городу — напротив Казанского собора, у Гостиного двора, у Спаса на Крови. Однако для друзей, родных и близких погибших главным остается импровизированный мемориал у входа в зал прибытия аэропорта «Пулково», где 31 октября они узнали страшную новость.

31 октября 2015 года, рейс Шарм-эль-Шейх - Санкт-Петербург. Кто-то пересматривает в телефоне фотографии, представляя, как будет рассказывать родным и близким об отдыхе. Семейные пары успокаивают малышей, которые с утра ведут себя слишком бурно, - да лететь небось боятся. Вылет по расписанию, погнали прямо в небо. Уже на следующий день СМИ растиражируют фото "главного пассажира" - десятимесячной Дарины Громовой. Этот снимок станет своеобразным символом рокового рейса Airbus 321, с которого уже никто из 224 человек не вернулся живым.

"Полёт в штатном режиме"

Самолёт благополучно взлетел и начал набирать высоту в 6:50 мск. Всё проходит в штатном режиме, как вдруг через 23 минуты диспетчеры теряют связь с экипажем.

Тем временем в петербургском аэропорту Пулково сообщают, что рейс задерживается "по техническим причинам". Время переносят раз, переносят два… В России стараются не думать о самом страшном и нервно ждут сообщений от родственников: об экстренной посадке, да о чём угодно, только бы написали. Когда цветы уже начали увядать, а на табло светилась запись об очередном переносе рейса, нервы у родственников не выдержали: посыпались звонки в авиакомпанию "Когалымавиа" и туроператору Brisco. "Всё выясняем", "Не переживайте", - слышали люди в разных инстанциях.

А потом пришло известие, которое мелькало в голове у каждого, но верить отказывались. О том, что погибли все, стало известно не сразу. Один из спасателей, которые сразу после крушения выдвинулись к месту, сообщил, что слышал голоса пассажиров, которые доносились из-под обломков лайнера. Уже через минуты выяснилось: не слышал, показалось.

Главный пассажир

Фотография десятимесячной Дарины Громовой из Гатчины, сделанная в аэропорту Пулково, обошла, кажется, все российские известные СМИ и была растиражирована в соцсетях. Снимок стал одним из символов той страшной трагедии.

Сын, Алексей, хотел быть летчиком. Только я не разрешила, - позже рассказывала Лайфу бабушка Дарины Елена.

Отец Алексея 30 лет был военным лётчиком. Сам молодой человек отучился по технической специальности и пошёл работать в IT-компанию. Здесь он и познакомился с Татьяной. Молодые люди поженились чуть больше чем за год до трагедии. На до сих пор доступной странице молодого человека в соцсети размещено много фото влюблённой пары, сделанных в день свадьбы.

"Главным пассажиром" дочку назвала Татьяна. Перед вылетом из Пулково она сфотографировала девочку, которая прижималась ручками к стеклу, и выложила снимок в соцсети.

Бабушка Дарины предлагала родителям не брать в полёт ребёнка: испугается, плохо перенесёт. Но те и слушать не стали: ребёнок должен погреться на солнышке.

"Я без неё жить не буду"

31 октября стало трагедией для тысяч людей. Муж Светланы Дудочкиной, Анатолий, не смог полететь вместе с супругой в отпуск в тот раз. В Египте супруги были уже не раз, поэтому женщина неплохо знала, как вести себя на курорте. Тем более странным казалось его предупреждение.

Она первый раз поехала в отпуск без меня. Я ей сказал, что, если что-то произойдёт, я без неё не выживу. Я больше не хочу жить, мне неинтересно, - говорил после крушения Анатолий.

Женщина отправилась отдыхать в компании дочери и двух малолетних внуков. Но дочь решила задержаться ещё на день-другой, так как появилась возможность отдохнуть подольше. В результате из всей семьи на роковой рейс поднялась только Светлана.

Подарок на день рождения

27 октября отмечала день рождения гражданская супруга тогда замглавы Пскова Александра Копылова. Он купил себе и возлюбленной, Елене Мельниковой, путёвки. С работы отпускать не хотели, но замглавы города уговорил это сделать. Аргументировал тем, что повод уж больно весомый.

Мужчина познакомился с будущей гражданской женой на работе. Дело в том, что Елена - начальник отдела кадров в Псковской городской думе. У Александра за несколько лет до этого умерла жена, Елена - в разводе. Они были вместе около года к тому моменту.

Всё время на отдыхе Елена рассказывала в соцсетях о том, что они очень хорошо отдыхают - купаются, загорают и вообще "отрываются". В последний раз вышла в сети за три часа до рокового вылета.

"Ещё немного - и уйду из авиации"

Старший бортпроводник, 38-летняя Валентина Марцевич, которая 12 лет посвятила небу, планировала уйти из авиации в ближайшее время. Хотела спокойствия, строила планы на спокойную семейную жизнь. Муж Валентины, Максим, - командир воздушного судна. В тот момент он находился в рейсе Китайских авиалиний.

Валентина сама из Анапы, работала в краснодарском аэропорту, когда познакомилась с будущим супругом. Вскоре вместе перебрались в Москву. Он всё время на рейсе, она - на очередном вылете. Надоело видеться с мужем и родными урывками.

5 октября, в свой день рождения, она прилетала домой, чтобы обнять маму. Знакомые позже вспоминали, что она себя вела довольно странно: странно говорила, странно улыбалась, делала много снимков.

Во время возвращения в Москву, незадолго до рокового рейса, женщина впервые в жизни испугалась во время посадки. Она рассказывала подругам, как лайнер трясло и она боялась, что пилоты не посадят удачно борт.

"Пушистик, жду"

Бортпроводница Марина Охотникова должна была встретиться с мужем -стюардом Андреем Беломестновым в Домодедово 1 ноября. План выглядел следующим образом: Андрей приземляется в Пулково, отдыхает, а после отправляется в Москву в качестве пассажира. Через 20 минут после прибытия его борта в столицу приземляется она. Молодые люди планировали незабываемые выходные.

У пары была традиция: все четыре года, что они были вместе, Андрей присылал возлюбленной СМС во время таких "пересечений" с одним и тем же текстом: "Пушистик, я тебя уже жду". На этот раз сообщения не было. В ноябре Андрею должно было исполниться 30 лет…

Версии

Специалисты рассматривали четыре основные версии авиакатастрофы: техническую неисправность, ошибку пилотов, что самолёт сбили и взрыв.

Техническая неисправность

Первая версия, которую стали рассматривать следователи, - техническая неисправность. Якобы лайнер имел дефекты. Например, ещё за 14 лет до трагедии, в ноябре 2001 года, в аэропорту Каира лайнер неудачно приземлился и задел землю хвостовой частью. Тогда он ещё принадлежал Middle East Airlines. После произошедшего воздушное судно отремонтировали и продали. После этого его фрахтовали различные авиакомпании, пока, наконец, оно не "осело" в "Когалымавиа" в 2012 году.

Говорить об этой авиакомпании можно что угодно, но любой самолёт любого перевозчика проходит проверку перед новым рейсом. Кроме того, бортам устраивают технические проверки. Так, двигатели лайнера осмотрели за пять дней до трагедии. И вряд ли бы эксперты пропустили настолько значительную неисправность, из-за которой самолёт мог потерпеть крушение. Данную точку зрения подтверждали и в авиакомпании. Кроме того, пилоты с большим стажем не раз говорили, что ни один из членов экипажа не будет рисковать собственной жизнью, а попросту откажется лететь в случае сомнений.

Против версии о неисправности говорит ещё один факт: накануне крушения "Аэробус" летал из Шарм-эль-Шейха в Самару и обратно. После этого в египетском аэропорту он прошёл техобслуживание, никаких критичных неполадок зафиксировано не было.

Через неделю после трагедии представители МАК рассказывали, что до момента прекращения записи регистраторов полёт проходил в штатном режиме, информации об отказах систем и агрегатов самолёта на параметрическом регистраторе не фиксировали.

Ошибка экипажа

Эта версия стала второй. Якобы пилоты могли запаниковать, неверно повести себя в критической ситуации. Такую версию опровергли в Росавиации в тот же день. КВС Валерий Немов изначально был военным пилотом, а после выхода на пенсию (мужчине было 48 лет) переучился на лётчика гражданской авиации в учебном центре AmurAir в Турции. Его общий стаж налета - 3682 часа, из которых 1100 часов - командиром воздушного судна.

Второй пилот, 45-летний Сергей Трухачёв, имел за плечами 5641 лётный час - больше, чем у КВС. Он проходил специальное обучение в Чехии по управлению А321.

Версию ошибки исключили и сами пилоты "Когалымавиа": они разместили в Сети письмо уже через несколько часов после трагедии, где утверждали, что никакой ошибки быть не может.

Сбили

Вскоре после крушение боевики ИГИЛ* взяли на себя ответственность за авиакатастрофу. Они даже опубликовали видео, где воздушное судно якобы сбивают. Вскоре оказалось, что ролик - не более чем подделка, а российский лайнер никто не сбивал.

Уже после предварительного осмотра обломков самолёта экспертам стало понятно, что никто по нему не стрелял.

Самолёт разломился в воздухе. Изначально оторвало хвостовую часть, а после начал распадаться весь лайнер. Обломки воздушного судна оказались на расстоянии порядка 40 км друг от друга, хвост и нос находились на расстоянии 5 км.

Теракт

Эта версия является приоритетной. О том, что на борту была бомба, СМИ стали писать через несколько часов после трагедии. В течение месяца факт взрыва подтверждали российские эксперты. Так, 16 ноября 2015 года глава ФСБ Александр Бортников на совещании в Кремле впервые официально заявил, что произошедшее - теракт.

Изначально предполагалось, что бомбу заложили между пассажирскими креслами в 30-м ряду. Однако позже эксперты пришли к выводу, что самодельное взрывное устройство мощностью до 1 кг в тротиловом эквиваленте находилось в хвостовой части, рядом с детскими колясками. Таймер, установленный в бомбе, отсчитывал, сколько ещё минут проживут 224 человека. После взрыва у лайнера оторвало хвостовую часть, и он перешёл в неуправляемое пикирование.

Египетские чиновники долгое время официально не признавали произошедшее терактом (по одной из версий, опасаясь многомиллионных исков со стороны родственников погибших). Каир призывал дождаться официальных результатов расследования, которых, кстати, нет до сих пор. Однако в феврале 2017 года представитель египетского МИД Ахмед Абу Зейд в некотором роде признал, что на борту произошёл теракт.

Жертвами террористических операций стали десятки, а то и сотни человек, в том числе в результате падения российского лайнера на Синае, - заявил он.

* Организация запрещена в России по решению Верховного суда.

ЗАБЫВАЛИ ИМЕНА

Понедельник. Девять утра. По Екатерининскому проспекту медленно движется фура-рефрижератор, ее сопровождают две машины ДПС. Грузовик направляется к зданию бюро судебно-медицинской экспертизы. В кузове - скорбный груз 200. В печальном кортеже выделяется только рисунок на бортах рефрижератора - два пляшущих пингвина. Что поделать, машина гражданская. Под хмурым петербургским небом от этой картинки рвалось сердце.

Родных погибших пассажиров рейса Шарм-эль-Шейх - Санкт-Петербург просили приехать на опознание не раньше девяти утра. Но люди от горя не спали уже вторые сутки. Ничто не держало их дома. В глазах родственников - пустота. Надежды больше нет. Совсем.

Вопросы спасателей о документах, вещах, подписях пролетали мимо.

Как меня зовут? Меня зовут Алексей... Нет, Александр, - сорокалетний мужчина несколько секунд беспомощно смотрел на пришедшего с ним друга и вдруг начал рыдать. - Володя, я не помню, как меня зовут. Представляешь, не помню. Как! Меня! Зовут!

Истерика прекращается, словно кто-то щелкнул выключателем.

Мужчина, игнорируя и спасателей, и журналистов, пошел вдоль дороги. Полицейский у входа в бюро молча смотрел ему вслед. Подобное он видел уже не раз.

В ОБМОРОК НЕ ПАДАЛИ

К зданию бюро судебно-медицинской экспертизы пропускали только родственников погибших и тех, кто был здесь по работе. Остальным даже у входа стоять запрещали.

Тут очень тяжело, - признался сотрудник МЧС Андрей, выбежавший в «самоволку» до ближайшего ларька за сигаретами. - Приезжает машина, мы выгружаем тела, потом небольшая передышка и снова выгружаем. Хочу напиться. У нас все хотят. До чертиков. Сейчас нельзя... В обморок ребята не падали, но очень хотелось.

Впрочем, Андрей признался: уж лучше выгружать тела, чем работать с родными, которых привели на опознание.

Не представляю, как себя чувствуют наши психологи. Там десятки женщин, мужчин, и у каждого своя трагедия. Уж лучше бы они кричали, рыдали. Но они молчат, - поделился впечатлениями спасатель. - Как роботы.

ЛУЧШЕ ПО ФОТОГРАФИИ

Опознание проходило медленно не только потому, что люди приезжали небольшими группами. Просто не у каждого хватало смелости увидеть родного человека мертвым. У входа в бюро замерла девушка. Она курила сигарету за сигаретой и мяла в руках документы. Стояла перед зданием пятнадцать минут и не сделала ни шага.

С многими родственниками погибших приезжали их друзья - для моральной поддержки. Ведь в мгновение осиротевшие люди не могли заставить себя взглянуть даже на фотографии.

Ее спросили, может ли она посмотреть хотя бы на снимок. Кивнула. Но повернуть голову и взглянуть не получилось, - перешептывались между собой два парня. Они привезли в бюро свою соседку. Один сопровождал ее на экспертизу.

Если человек не может узнать близкого по фотографии, ему приходится смотреть на тело.

К ЧЕМУ ЦВЕТЫ

Сразу после процедуры опознания спасатели старались «загрузить» людей какими-то мелкими поручениями. Только бы они не думали о том, что увидели в зале.

Надо ему рубашку привезти. Ту, которую мы ему летом купили, - говорит самой себе старушка в потертом сереньком пальто. - Обязательно надо принести ему эту рубашку. И брюки. Новые, а то старые уже порвались. Мне так сказали...

Хуже всего приходилось тем, кто не смог опознать родного человека.

Я не смогла никого узнать, - прижавшись к забору, рыдает немолодая женщина. - Господи, а если не смогу? Что, если его так и похоронят безымянным?

Возможно, получится чуть позже, - гладит ее по спине мужчина с заплаканными глазами.

Многие приезжали с цветами, хотя зачем они на опознании? Это ведь не похороны... Но для родных тех, кто погиб в небе над Синаем, эти красные гвоздики - первая дань памяти. Цветов, слез, мягких игрушек и свечей будет еще очень и очень много.

СПРАВКА «КП»

Как проходит процедура опознания

По предварительным данным, самолет развалился еще в воздухе. Часть тел обгорела, другие серьезно пострадали. Чтобы не подвергать родных погибших еще большему стрессу, с телами первым делом работают следователи и работники бюро судмедэкспертизы.

Исходя из описания, предоставленного родственниками, следователи ищут кого-то конкретного. Показывать людям всех - это слишком жестоко. Поэтому сначала пытаемся отыскать нужного человека по приметам, - пояснили «Комсомолке» в оперативном штабе.

Первым делом родным показывают фотографии тел. И только если есть сомнения и вопросы, людей проводят в зал, где стоят гробы с останками.

При этом в штабе не исключают, что на опознание нескольких пассажиров может уйти больше месяца. Столько времени понадобится на то, чтобы дождаться результатов экспертизы ДНК . Идентифицировать тела визуально вряд ли удастся - они сильно обгорели.

x HTML-код

Трагедия рейса 9268: Комментарии чиновников возле крематория на Шафировском. Съемка - Илья ГОРБУНОВИлья ГОРБУНОВ, Александр ГЛУЗ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Юля с Верочкой разбились на самолете!» Последние фото погибших в авиакатастрофе пассажиров

Большинство из пассажиров погибшего рейса были из Петербурга. Были и туристы из других городов. За каждой строчкой в списке пассажиров - своя история. Кто-то праздновал 10-летний юбилей со дня свадьбы. Кто-то решил отметить день рождения в жаркой стране. Многие поехали вместе с детьми, среди которых были и совсем малютки

История чудесного спасения: «Мы с мужем могли лететь на этом самолете, но заказали другую путевку»

Сегодня утром Ирина должна была встретить своих подруг с рейса 7K 9268 из Шарм-эль-Шейх. Теперь женщина стоит растерянная в аэропорту Пулково , перебирает совместные фото в телефоне

В авиакатастрофе в Египте разбилась участница «Топ-модели по-русски» Елена Домашняя

Петербурженка выступала в первом сезоне, который выходил в эфир в 2011 году. Ей удалось пробиться в число семнадцати финалисток в первой серии, но уже во второй она оказалась на грани вылета. Тем не менее, смогла продержаться еще один эпизод

Истории любви прерванного рейса К9268

«Пока смерть не разлучит вас» - эту фразу произносят в загсе на церемонии регистрации брака. Напутствие для многих супругов остается лишь частью свадебного ритуала. Для пар, летевших роковым рейсом Шарм-эль-Шейх – Санкт-Петербург , оно воплотилось в жизнь

«Питер, мы с вами!» Известные петербуржцы выразили соболезнования родственникам погибших в Египте

Уже второй день в Петербург летят соболезнования со всех концов планеты. Известные петербуржцы не остались равнодушными к авиакатастрофе в Египте .

Многие из них уже давно не живут в Северной столице, но все равно оставили слова поддержки на своих страничках в социальных сетях. На горе в родном городе откликнулась телеведущая Ольга Бузова , балерина Анастасия Волочкова , олимпийская чемпионка по фигурному катанию Ксения Столбова , футболист Вячеслав Малафеев , актер Александр Соколовский (сериал «Молодежка» - прим. ред.). Одними из первых поддержать земляков решил фигурист Евгений Плющенко и его супруга Яна Рудковская

x HTML-код

На процедуру опознания погибших в рейсе 9268 может уйти несколько месяцев. Съемка - Александр ГЛУЗАлександр ГЛУЗ, Анатолий ЗАЙОНЧКОВСКИЙ

Уже более полутора лет прошло со времени страшной катастрофы самолета Airbus A321-231 рейса 9268 над Синайским полуостровом Египта. Он выполнял вторую часть чартера Шарм-эш-Шейх – Санкт-Петербург. Вез домой отдыхавших на этом курорте россиян и нескольких граждан других стран. Всего — 224 человека.

История борта, потерпевшего крушение

Аэробус находился у очередного временного собственника — «Когалымавиа». До этого он не один раз переходил от одного собственника к другому, но по техническому заключению был в исправном состоянии. Правда, двигатели ремонтировались за несколько дней до трагедии. По фрахту туркомпании «Бриско» лайнер отвозил на море туристов и должен был доставлять их домой.

А еще ранее, когда борт арендовала ливанская авиакомпания, во время очередного взлета пилоты рано задрали нос лайнера, и он стукнулся хвостом о взлетно-посадочную полосу (ВПП). Тогда все обошлось лишь ремонтом фюзеляжа: прикрепили новый хвост. Может, и от того давнего столкновения с ВПП в этот раз он и отвалился, это во-первых. Во-вторых, этот самолет не раз переоборудовался, в нем сдвинули кресла так, чтобы брать на борт несколько десятков дополнительных пассажиров. В-третьих, из него «выжимали все соки» для получения прибыли нещадной эксплуатацией. В тот злосчастный день аэробус выполнил два рейса на большие расстояния «отсюда и сюда»: в Самару и обратно и в Санкт-Петербург.

Менялись только экипажи. В сети появилось сообщение, что погибшие члены экипажа просто не выспались перед вылетом. Обычно такая практика только у фирм-лоукостеров. За счет дешевизны проезда прибыль накапливают чуть ли не беспосадочными рейсами. Пилоты в тех компаниях долго не задерживаются.

Теракт как одна из версий трагедии

А версию о том, что вину взяло на себя Исламское государство, подхватили многие СМИ. ИГИЛ, даже если и не участвует в теракте, все равно берет его на себя, – это ведь широкая реклама террористам.

Дарина Громова с родителями — жертвы катастрофы

Поднявшись в воздух, лайнер пролетел некоторую часть маршрута на Синае вдоль береговой линии, затем круто взял влево и продолжал полет до двадцать третьей минуты. На ней связь с самолетом была прервана и по рации, и по радару. Египетские власти послали на полуостров поисковиков, те обнаружили лайнер, разломанный на части. Обломки фюзеляжа и останки пассажиров были разбросаны на огромной территории пустыни вблизи города Нехель. Рейс 9268 – фото останков тел с египетских сайтов.

По разрушению корпуса определили, что повреждена хвостовая часть. Позже предположили, что самодельное взрывное устройство (СВУ) было занесено на борт кем-то из состава аэродромного персонала. Высчитали и тротиловый эквивалент взрывчатки. Российские эксперты, разбиравшие останки тел на опознании, определили осколочные ранения у тех, кто сидел ближе к хвосту.

Среди версий с российской стороны одной из первых был террористический акт. Кремль сразу же распорядился уничтожить всех виновных в гибели россиян.

Египетская сторона не приняла эту версию. Логика понятна: на курортной территории Синая — от Хургады до Шарм-эш-Шейха — на то время собрались тысячи отдыхающих, которым пришло время возвращаться домой: в Великобританию, Францию, Германию. А перевозчики отказались от полетов из-за опасности быть сбитыми или взорванными в воздухе.

В Каире продолжается расследование катастрофы, произошедшей в субботу, 31 октября в небе над Синайским полуостровом. На месте трагедии работают эксперты и спасатели МЧС, которые осуществляют поисковую операцию. В египетской столице специалисты приступили к расшифровке бортовых самописцев аэробуса А321, в Петербурге и Москве погибших пассажиров и членов экипажа.

В Росавиации сообщили, что говорить о А321 в воздухе преждевременно; однако не отрицали, что речь, вероятнее всего, идет именно о том, что воздушное судно разрушилось на высоте, а не от удара о землю (как представители "Когалымавиа").

– Да, мы знаем, что очень большая площадь разброса элементов конструкции. Это свидетельствует о том, что разрушение произошло в воздухе, на большой высоте. Но говорить о причинах этого совершенно преждевременно и нет никаких оснований, – заявил журналистам глава Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) РФ Александр Нерадько, цитирует его "Интерфакс".

Подробнее о ходе расследования обстоятельств катастрофы над Египтом



Что еще почитать