Что такое казачество определение по истории

Обратимся сегодня к одной очень интересной и показательной странице нашей истории. К 1914 г. в России существовало 11 казачьих войск. Однако это не означает, что их всегда было именно столько. Сегодня мы вспомним славные Войска упраздненные российской верховной властью и незаслуженно забытые. И может быть правы сегодня казаки живущие на берегах Волги и возрождающие Войско Волжское, но теперь уже ни как вольную общину, а как государственную структуру, как способ служения России.
Государство Российское со времен Великих Московских и Киевских князей видело в Казачестве не общину, а некую военную силу для охраны границ своих владений. Это и знаменитые Бродники и Черные Клобуки в период Киевской Руси и Войско Донское Низовое в период Руси Московской. Видя, как успешно любая казачья община приживается на новом месте («Казачьему роду нет переводу») государственная власть в каждом вновь обретенном крае стремилась организовать «служилую рать», войско по подобию Донского. Ведь опыт освоения Сибири показывал насколько выгодно привлекать казачество на государеву службу. Но как только край осваивался, и надобность в служении Войска отпадала, то войско либо расформировывалось, либо переселялось. И, в конце – концов, к началу двадцатого столетия сложилась более или менее стройная структура из 11 казачьих войск и областей. Но обо всем по порядку.

Чугуевские Казаки.

В 1639 г. был в Московском государстве основан город Чугуев. Долгое время отношения к казачеству регулярному город не имел, но казаки в нем жили. И вот 28 февраля 1700 г. по велению Петра Великого из городовых Чугуевских казаков, а также казаков Донских и Яицких, несших службу в Орле, Курске и Обояни была сформирована особая казачья команда. Царь-реформатор начал Северную войну, а формирование казачьих частей и команд освобождало от необходимости размещать в этих местах регулярные полки – армия еще только формировалась, и для охраны рубежей и внутренних провинций империи солдат не хватало. А опыт Донского войска показал, что казачья община и службу государеву может править и порядок обеспечит и себя прокормит. Так что реформировать казачество Великий Преобразователь Руси не спешил, а всемерно использовал полезный опыт. Более того, для усиления Чугуевской команды (три роты, триста казаков) в ее состав вошли и две калмыцкие сотни. Жизнь Чугуевских казаков и во время Северной войны шла своим чередом и только в 1721 г. вместе с другими казачьими Войсками и формированиями Государства Российского Чугуевская казачья 500-ная команда перешла в ведение Военной коллегии.
Основной удел Казачества – служба Отечеству, а бурный восемнадцатый век на военные конфликты был богат. Поэтому сначала в 1749 г. на базе Чугуевской казачьей команды был сформирован Чугуевский казачий конный полк. Но в полк все казаки команды не вошли и тогда в 1769 г. часть Чугуевских казаков вошла в отдельную легкоконную команду (400 казаков), а часть - в Петербургский легион (половина легиона).
Начался новый этап истории России – покорение Новороссии. И тут пригодились чугуевцы. Чугуевский казачий конный полк (как Екатеринославский конный полк) и Чугуевская легкоконная команда вошли в состав корпуса передовой стражи Екатеринославских регулярных казаков, сформированного по приказу князя Потемкина в феврале 1788 года. Однако уже через год корпус был расформирован, а части переформированы в Чугуевский казачий конный полк и Конвойный князя Потемкина казачий конный полк. Весной 1893 года к этим двум полкам был присоединен Малороссийский казачий полк (его в 1890 г. сформировал в своей армии из рекрутов всесильный князь Потемкин, питавший некоторую слабость к казачеству). Все три полка получили новые наименования – 1-й, 2-й и 3-й Чугуевские казачьи конные полки. Придворная Чугуевская команда тем временем осенью 1896 года вошла в состав Лейб-Гусарского и Лейб-Казачьего полка – детища нового императора российского.
Зимой того же года 3-й Чугуевский казачий конный полк был расформирован, а уже весной 1800 года два оставшихся полка были сведены в один. Еще через три года Чугуевские казаки были переведены в податное сословие. А 18 августа 1808 года на базе Чугуевского казачьего конного полка был сформирован Чугуевский уланский полк, который поступил в состав военных поселений. Чугуевские уланы как 11-й Уланский полк просуществовали до распада Великой империи.

Бахмутские казаки.

Бахмутские казаки истории известны давно. Но их регулярная служба началась в 1701 г., когда правительству потребовалось охранять отобранные в казну Бахмутские соляные ключи. Для этой цели была сформирована Бахмутская казачья компания из Бахмутских, Торских и Маяцких казаков. Данное решение оказалось достаточно спорным и позволило атаману Бахмута Кондратию Булавину в 1707 году поднять весь Дон на борьбу за старинные вольности и традиции казачества. Бунт был решительно подавлен правительственными войсками – царь-реформатор бунтовщиков никогда не жаловал, державная воля ломала непокорных любой ценой. Затем власть надолго забыла о Бахмуте и только весной 1721 года Маяцкие, Торские и Бахмутские казаки были напрямую подчинены Военной коллегии. Осенью 1748 года насущные военные нужды потребовали создания Бахмутского казачьего конного полка. Однако летом 1764 года полк перешел в разряд регулярных частей Русской армии. Сначала он был известен как Луганский пикинерный полк, а затем был переименован в 4-й Гусарский полк. Полк в Императорской армии просуществовал до самой гибели империи.

Бугское Казачье Войско.

Турки неоднократно воевали с русскими и прекрасно знали истинную цену Щита России. Именно поэтому они старались привлечь на свою сторону всех недовольных политикой России казаков. После перехода на службу султана казаков – некрасовцев и части запорожцев Порта всерьез стала рассматривать возможность формирования казачьих частей. Однако православные корни русского воина в то время не позволяли ему поднять меч на единоверца. А менять веру казаки считали делом недостойным воина. Именно от казаков ушедших с султанской службы ведет свое начало Бугское войско. В 1769 году из задунайских христиан турками был сформирован казачий полк, который во время войны при первом же случае перешел на сторону русской армии. Казаки этого полка в 1774 году были поселены по Бугу, чтобы обеспечить защиту нового края. На следующий год рядом был размещен навербованный казачий полк из иностранцев славянской крови под общей командой майора Касперова. Однако этих сил не хватало. И правительство стало выкупать у Бугских помещиков часть крестьян. Эта мера позволила зимой 1785 года сформировать из поселенцев и купленных крестьян Бугский конный казачий полк, численностью в 1,5 тысячи человек. Оберегая свой край, бугские казаки в период 1787 – 17996 гг. входили в состав так называемого Екатеринославского Казачьего Войска. Затем весной 1803 года на базе Бугского казачьего конного полка с привлечением славянских поселенцев (болгар, сербов и прочих) было сформировано Бугское Казачье Войско в составе трех полков. В 1814 году в состав Войска были зачислены и малороссийские казаки, как издавна живущие у Буга.
Бугские казаки не раз верно служили своему Отечеству. Так за Отечественную войну и Заграничный поход 1-й Бугский казачий полк получил Георгиевский штандарт. Однако война отгремела, граница отодвинулась на запад и нужда в существовании казачьих общин отпала. 8 октября 1817 г. украинские уланские полки и бугские казаки были внесены в состав т.н. военных поселений и составили четыре уланских Бугских полка. Эти полки существовали в Русской армии вплоть до революции (7-й – 10-й Уланские полки).

Екатеринославское Казачье Войско

Завоевание новых земель в Крыму и Причерноморье требовало формирования на этой территории каких-либо устойчивых форм жизни и деятельности людей. Поэтому летом 1787 года все однодворцы Екатеринославской губернии поселенные по бывшей Украинской линии были обращены русским правительством в казачье сословие. Из этих казаков был сформирован особый казачий корпус по подобию Войска Донского. С осени 1787 года в официальных документах корпус стал именоваться либо Екатеринославским казачьим корпусом, либо Екатеринославским Казачьим Войском (Войском Новодонских Казаков).
Для усиления Войска к нему осенью 1787 года приписали Бугских казаков, а в январе 1788 года в состав Войска вошли старообрядцы Екатеринославской губернии, а также мещане и цеховые губерний Екатеринославской, Вознесенской и Харьковской. Однако примерно в это же время из состава Войска вышли Чугуевские казаки.
11 февраля 1788 года на базе Екатеринославского Казачьего Войска был сформирован корпус передовой стражи екатеринославских регулярных казаков в составе 4 бригад. В бригаду входили 5 казачьих и 2 калмыцкие конные сотни. Однако уже 23 июня 1789 года корпус был расформирован. А 5 июня 1796 года и само Екатеринославское Войско перестало существовать, разделившись на Бугское и Вознесенское казачьи войска. Начинался новый этап имперской политики – покорение Кавказа и Кубани. И уже 23 октября 1801 года было обнародовано Высочайшее Повеление о переселении казаков Бугского и Вознесенского войск на Кавказ. Приемниками славных Екатеринославских казаков считаются Кубанские полки Кубанского казачьего Войска.

Дунайское казачье войско.

Куда только не заносила судьба казаков. И за Дунаем они оказались. Потому что Сечь Запорожскую русская императрица упразднила, а войска русские вольные казачьи поселения просто уничтожили штыком и картечью. И запорожцы ушли на Дунай. Однако длинная и тяжелая рука российских правителей дотянулась и туда. А через какое-то время потребовалось империи на этих своих рубежах надежный заслон поставить. И в конце февраля 1807 г. генерал Михельсон объявил о создании на Дунае из беглых запорожцев Усть-Дунайского казачьего войска. Однако вскоре планы власти изменились. В декабре того же года войско было расформировано, а казаки войска – разделены на Дунайских и Буджакских поселенных казаков. Видимо для царской власти так было гораздо спокойнее.
В 1816 г. к Буджакским поселенным казакам были переселены выходцы из южных славян. Славяне эти составили при поселениях особые волонтерские пешие и конные полки. Однако еще через какое-то время властям надоела игра в демократию. В 1827 г. буджакские и дунайские казаки были водворены в Бесарабию и подчинены гражданской власти края. И все бы со временем забылось, «травами бурьяном да полынью поросло». Да случилась в 1828 г. очередная война с турками. И перешли снова поселенцы на Дунае в разряд служивых казаков, вновь составив Дунайское Казачье Войско в составе двух (конного и пешего) полков. Полки через год были распущены. А вот Дунайское войско как административная единица в крае сохранилась. Мало того. Людей катастрофически не хватало и царская власть применила свою обычную порочную практику. Летом 1836 года к Дунайскому войску были отнесены окрестные оседлые цыгане! А осенью 1838 года к Войску были приписаны «отставные нижние чины хорошего поведения».
Зимой 1844 года из Усть-Дунайских и Буджакских казаков, южнославянских поселенцев и «других людей разного звания и происхождения» вновь было сформировано Дунайское казачье Войско как военная сила в составе двух конных полков. А по случаю начала военных действий в 1854 году был сформирован и третий конный полк. И казаки Дунайские служили верно. За войну эту полки войска получили от царя знамена – награду высокую и почетную.
Отгремели пушки и не нужна стала казачья служба. Сначала в 1856 году Дунайское войско было переименовано в Новороссийское. А 3 декабря 1868 года по Высочайшему повелению Новороссийское казачье войско было упразднено. Знамена войска были сданы в церковь деревни Волонтеровки, а население войска окончательно обращено в гражданское состояние. Что ж, во внутренних губерниях царской власти казачество было не нужно. И если упразднить Донское войско царь не решался, то с Войсками властью своей учрежденными можно и не церемониться. Раз, и нет Войска, будто и не было никогда.

Украинское казачье войско.

На Украйне казачество уходит корнями в Дикое Поле. Во времена польско-литовского владычества на Украине сложилась система административного управления – разделение не по областям, а по полкам – Винницкому, Чигиринскому, Черкасскому, Каневскому и прочим. Однако с приходом Украины под руку Белого Царя ситуация стала меняться. Сначала уходили в прошлое отдельные вольности, а затем и сам институт гетманской власти.
В лихое время Наполеоновского нашествия царь готов был схватиться за любую возможность, чтобы обеспечить победу. Поголовная мобилизация казачьих войск помогла. Но этого было недостаточно. И вот 5 июня 1812 года было объявлено о создании Украинского казачьего войска из способных к казачьей службе поселян Киевской и части Каменец-Подольской губерний в составе четырех 8-эскадронных полков. И уже в августе 1814 г. этим полкам были пожалованы серебряные трубы «в воздаяние отличных подвигов, оказанных в минувшую компанию». Однако история всех вышеописанных Войск повторилась и 26 октября 1816 г. Украинская казачья дивизия была переименована в Украинскую уланскую кавалерийскую дивизию. Украинские казаки составили уланские полки (номера с 7-го по 10-й) русской армии. Полки эти существовали в рядах нашей регулярной кавалерии до самой Смуты 1917 г.

Азовское казачье войско.

Азов – город казачий. Казаки Дона еще в 17 веке это доказали не только взяв крепкую турецкую твердыню, но и выдержав осаду, «Азовское сидение». Вот только удержать за собой не смогли. Затем с помощью регулярных войск, стрельцов и казаков Азов взял приступом Петр Великий. И снова удержать не смог – вернул туркам. Но держава наша крепла и взяв в очередной раз город Россия утвердила его за собой.
В 1828 году часть задунайских запорожцев ушедших в свое время из пределов империи вернулась на русскую службу. Во главе их стоял атаман Гладкий. Флотилия запорожцев очень помогла русской армии. И по Высочайшему повелению 4 апреля 1829 г. из запорожцев атамана Гладкого был сформирован Дунайский казачий полк. За подвиги при переправе через Дунай полку позднее, в 1831 г., было пожаловано знамя. А весной следующего года все перешедшие на русскую службу от турок запорожцы составили особое Азовское казачье войско, водворенное в Новороссийском крае. Согласно особому Положению о войске оно было обязано выставлять на службу следующие части: морской батальон, пеший полубатальон и крейсерские команды для охраны побережья Черного моря. Высочайшим приказом от 1 июня 1844 г. Войску была пожалована первая реликвия – Войсковое знамя. В Крымскую компанию казаки Войска отличились так, что 26 августа 1856 года казакам АКВ было пожаловано Георгиевское знамя.
Однако в Новороссии постепенно воцарился мир, а казачья сила и доблесть потребовалась в ином месте. Империя вела долгую и упорную борьбу на Кавказе. Поэтому вскоре после Крымской войны казаков Азовского войска стали переселять на Кавказ. Первые 800 переселенцев отправились на Кавказ летом 1862 г. по приказу Военного министерства за № 143 от 10 мая 1862 г. И это было начало конца славного Войска. Азовцы вошли в состав Кубанского Войска и 11 октября 1864 г. Азовское казачье войско было упразднено, а его знамена перешли на хранение в Кубанское войско. И ныне потомки задунайских запорожцев – это природные кубанские казаки.

Ставропольское калмыцкое Войско.

Калмыки, вольный степной народ, осколок Империи Батыя. Они достаточно часто выступали то против России, то, наоборот, на ее стороне. Христианство постепенно стало распространяться среди калмыков. И решено было всех крещеных калмыков отдать под руку князя Петра Тайшина, построив в степи крепость. И действительно тайный советник Татищев близ Волги в урочище Кунья Волошка построил таки крепость, которая в 1739 г. была наименована Ставрополем. Эта крепость стала резиденцией главы крещеных калмыков. Но вот князь Тайшин не смог уже возглавить свой народ, он скончался еще в 1736 году. Поэтому дело продолжила его жена, княгиня Тайшина. Все калмыки проживающие в окрестностях Ставрополя составили таким образом особое войско. Однако окончательно правила управления Войском были установлены зимой 1745 г., когда всех калмыков разделили на пять рот. А весной 1756 г. в знак Монаршей милости калмыкам были пожалованы Войсковое знамя «Ставрополь» и 5 сотенных значков.
В 1760 г. к войску были присоединены Цзюнгарские крещеные калмыки, вышедшие из киргиз-кайсацкого плена, которые составили еще три войсковые роты. Затем несколько десятилетий служба калмыцкого Войска шла своим чередом. Лишь осенью 1803 года русское Правительство озаботилось положением дел на Ставрополье и утвердило Положение об образовании Ставропольского Калмыцкого Войска в составе одного тысячного Ставропольского полка. При таком положении дел Войско просуществовало как отдельная община до 24 мая 1842 г., когда калмыки Войска были присоединены к более крупной структуре – Оренбургскому Казачьему Войску.
Сегодня в составе Союза Казаков России существует такая структура как Казачье Войско Калмыкии. Республика Калмыкия в составе России - государство небольшое. Но президент Калмыкии К. Н. Илюмжинов, делегат Учредительного Круга Союза Казаков России и казачий полковник, в меру своих сил и возможностей помогает этой структуре. И даже при отсутствии Федерального Закона о Казачестве Казачье Войско Калмыкии служит России.

Башкиро-Мещерякское Войско.

В 1574 г. был основан укрепленный город Уфа, а все обитатели Оренбургского края приведены в покорность России. Однако долгое время русское правительство не принимало никаких мер к привлечению башкир к государевой службе. Лишь в 1714 г. башкирцев впервые отправили на службу в Сибирь. Сибирь строилась и стройки нужно было охранять. Однако уже в 1724 году было «повелено не включать башкирцев в раскладку на полки». Век 18-й был бурным и уже в январе 1736 г., по случаю войны с Турцией, башкирские поселения получили наряд на 3 000 всадников. Те же 3 000 всадников участвовали и в Семилетней войне в составе русской армии.
Очень долго полыхал среди башкир и мещеряков Пугачевский бунт. И бунт этот был потоплен в крови. Взойдя на престол, император Павел озаботился решением многих проблем, стоявших перед страной. И весной 1798 г. впервые было проведено правильное военное разделение башкирского войска. Было образовано 12 Башкирских и 5 Мещерякских кантонов. Эпоха наполеоновских войн потребовала напряжения всех сил русского государства. Весной 1811 г. от Войска были сформированы 2 мещерякских, а в августе 1812 г., в самый разгар вторжения, – 20 башкирских полков. И Башкиро-Мещерякское Войско доблестно билось с общим для всей Империи врагом. Отгремели пушки и трубы и служба башкирских полков оказалась уже не нужна. В 1846 г., на правах Войска, на военном положении, остались лишь 4-й, 5-й и 9-й кантоны. Прочие были переведены обратно в гражданское состояние. Потому с началом Крымской войны Войско сформировало лишь 4 башкирских полка. Уже в ходе войны Войско было переформировано. Теперь оно составило 13 башкирских и 4 мещерякских кантона. По расписанию мирного времени башкиры и мещеряки от всего войска формировали один конный полк.
В 1863 году 15 мая было Высочайше утверждено Положение о Башкирском Войске. Однако уже летом 1865 г. Войско перешло в подчинение министерству внутренних дел. А военная реформа привела к тому, что в 1874 г. из всего состава Войска стали формировать лишь один эскадрон. На следующий год башкирский эскадрон был переформирован в дивизион. Лишь 1 апреля 1878 г. дивизион был развернут в Башкирский конный полк. Однако новая система формирования армии позволила правительству отказаться от некоторых иррегулярных войсковых частей. И 24 июля 1882 года Башкирский конный полк был расформирован. Лишь в военное время из башкир было решено формировать части конной милиции. Так окончилась история еще одного Войска.

Крымское Татарское Войско.

Татары, гордые потомки орд Чингисхана. Воины-кочевники умели не только грабить своих соседей, но и верно служить. Татарские части были и на русской и на польской службе. Да, степные хищники не отличались кротостью нрава, но лихая служба и требовала именно таких качеств.
В Крыму долгое время существовал последний осколок империи монголов – Крымское ханство, признававшее свою зависимость от Османской империи. Затем одним росчерком пера, опираясь на штыки и пушки своих генералов Екатерина Великая присоединила Крым (Таврический полуостров) к российским территориям. Однако регулярных войск для охраны края не хватало и правительство весной 1784 г. пошло на формирование из местных жителей были сформированы несколько Таврических национальных дивизионов, которые существовали в Крыму до 1796 года. Эпоха наполеоновских войн вызвала к жизни решение о формировании крупных формирований из жителей полуострова. И в период с 1808 по 1817 гг. в составе русской регулярной армии действовали Симферопольский, Перекопский, Евпаторийский и Феодосийский конные полки. И во время войны 1812 г. полки эти немало отличились. За эти отличия летом 1827 г. был сформирован Лейб-гвардии Крымско-татарский эскадрон, переформированный весной 1863 г. в команду Лейб-гвардии крымских татар Собственного Его Величества Конвоя, и просуществовавший в новом качестве до мая 1890 г.
Что касается регулярных частей русской армии, то лишь весной 1874 г. из крымских татар был сформирован отдельный эскадрон, затем переформированный в дивизион. 24 февраля 1906 г. дивизион был развернут в Крымский Драгунский полк. В декабре 1907 г. полк был переименован в Крымский конный, а 10 октября 1909 г. – в Крымский конный Ее Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны полк. Согласно приказу по военному ведомству № 166 от 5 апреля 1911 г. полку было присвоено Старшинство с 1 марта 1874 г.
Полк этот прошел в рядах русской армии всю Первую мировую войну. Затем видел возрождение и падение крымского национального правительства. Офицеры полка (и в первую очередь полковник Бако) возродили полк в рядах Добровольческой армии Юга России. Вместе с остатками русского воинства полк был эвакуирован из Крыма в ноябре 1920 г. Вдали от родины, в Париже, было сформировано Объединение Крымского полка.

Греческое (Албанское) Войско.

Последний великий проект Екатерины Великой. Она мечтала объединить Балканы под властью своего внука Константина. Поэтому в 1774 году, когда русский флот воевал в Архипелаге, из греков и албанцев состоявших на русской службе было сформировано Албанское Войско. После окончания войны с турками греки и албанцы были поселены русским правительством в Крыму вблизи Керченской крепости. Летом 1779 г. Албанское Войско было переформировано в Греческий полк. Осенью 1887 г. в армии князя Потемкина были сформированы вольные дивизионы из греков и албанцев на русской службе.
Весной 1796 г. Греческий полк, греки вольных дивизионов и албанцы сведенные в отдельный Албанский дивизион были переселены российским правительством в район Одессы. В декабре того же года Греческий полк перешел в подчинение Военной коллегии и был сведен в Греческий пехотный батальон. На следующий год батальон был переселен в Балаклаву, а албанский дивизион и вовсе расформирован. Осенью 1803 г. в Одессе вновь был сформирован Греческий батальон, а батальон в Балаклаве переименован в Балаклавский. Осенью 1810 г. греки в Одессе и Балаклаве переведены в разряд военных поселенцев, а уже осенью 1819 г. Одесский батальон был переведен в Балаклаву и присоединен к Балаклавскому пехотному батальону. В период Крымской войны в Севастополе дополнительно к частям регулярной армии из южных славян был сформирован Легион Николая Первого. Однако война вскоре кончилась, Легион был расформирован, а вскоре, 21 октября 1859 г., был расформирован и Балаклавский греческий пехотный батальон. Мечта об автономии греческих поселенцев не сбылась. Хотя независимость Греции к середине 19 века Турция признала. Но это уже совсем другая история.

Таким образом, мы видим – российская империя искала различные варианты для защиты новоприобретенных областей – Малороссии, Новороссии, Таврии, Кавказа и Башкирии. И находила самый оптимальный и малозатратный способ – формирование казачьих общин или инородческих общин по подобию казачьих. Затем надобность в службе отпадала или значительно ослаблялась и Войско расформировывалось. Кто знает, просуществуй Российская империи немного дольше и количество традиционных войск Казачества России изменилось бы весьма значительно. Сегодня в современной России при отсутствии твердой государственной политики в отношении казачества мы видим конфронтацию и взаимное недопонимание между реестровыми обществами и общественными структурами.

Бубнов - Тарас Бульба

В 1907 году во Франции вышел словарь арго, в котором в статье «Русский» приводился следующий афоризм: «Поскребите русского - и вы обнаружите казака, поскребите казака - и вы обнаружите медведя».

Этот афоризм приписывается самому Наполеону, который действительно описывал русских как варваров и идентифицировал их в этом качестве с казаками - как и многие французы, которые могли называть казаками и гусар, и калмыков или башкир. В некоторых случаях это слово вообще могло становиться синонимом легкой кавалерии.

Как мало знаем мы о казаках.

В узком понимании, образ казака неразрывно связан с образом храбрых и свободолюбивых мужчин с суровым воинственным взглядом, с серьгой в левом ухе, длинными усами и папахой на голове. И это более чем достоверно, но недостаточно. А между тем, история казачества весьма уникальна и интересна. И в этой статье мы попытаемся очень поверхностно, но в то же время содержательно разобраться и понять — кто такие казаки, в чем их особенность и уникальность, и насколько история России неразрывно связана с самобытной культурой и историей казачества.

Сегодня очень сложно разобраться в теориях происхождения не только казачества, но и самого слова-термина «казак». Исследователи, ученые и эксперты и сегодня не могут дать определенного и точного ответа — кто такие казаки и от кого произошли.

Но вместе с тем, существует множество более-менее вероятных теорий-версий происхождения казачества. Сегодня их насчитывается более 18 — и это только официальные версии. Каждая из них имеет множество убедительных научных аргументаций, достоинств и недостатков.

Тем не менее, все теории подразделяются на две основные группы:

  • теория беглого (миграционного) возникновения казачества.
  • автохтонного, то есть местного, коренного возникновения казачества.

Согласно автохтонным теориям, предки казаков жили в Кабарде, являлись потомками кавказских черкесов (черкас, ясов). Эту теорию происхождения казачества еще называют восточной. Именно ее и взяли за основу своей доказательной базы одни из самых известных русских историков-востоковедов и этнологов В. Шамбаров и Л. Гумилёв.

По их мнению, казачество возникло путём слияния касогов и бродников после монголо-татарского нашествия. Касоги (касахи, касаки, ка-азаты) - древний черкесский народ, заселявший территорию нижней Кубани в X−XIV веках, а бродники - смешанный народ тюрко-славянского происхождения, впитавший остатки булгар, славян, а также, возможно, степных огузов.

Декан исторического факкултета МГУ С. П. Карпов , работая в архивах Венеции и Генуи, обнаружил там упоминания о казаках с тюркскими и армянскими именами, которые охраняли от набегов средневековый город Тана* и другие итальянские колонии в Северном Причерноморье.

*Тана - средневековый город на левом берегу Дона, в районе современного города Азов (Ростовская область РФ). Существовал в XII-XV веках под властью итальянской торговой республики Генуя.

Одни из первых упоминаний о казаках , согласно восточной версии, отображаются в легенде, автором которой был епископ Русской православной церкви Стефан Яворский (1692 год):

«Казаки в 1380-м году преподнесли Дмитрию Донскому икону Донской Богоматери и участвовали в битве против Мамая на Куликовом поле».

По миграционным теориям, предки казаков - вольнолюбивые русские люди, бежавшие за границы Русского и Польско-Литовского государства либо в силу естественно-исторических причин, либо под влиянием социальных антагонизмов.

Немецкий историк Г. Штекль указывает, что «первые русские казаки были крестившиеся и обрусевшие татарские казаки, поскольку до конца XV в. все казаки, которые обитали как в степях, так и в славянских землях, могли быть только татары. Решающее значение для образования русского казачества имело влияние татарских казаков на пограничье русских земель. Влияние татар проявлялось во всем - в образе жизни, военных действиях, способах борьбы за существование в условиях степи. Оно распространялось даже на духовную жизнь и внешний облик русских казаков»

А историк Карамзин выступал за смешанную версию происхождения казаков:

« Казаки были не в одной Украине, где имя их сделалось известно по истории около 1517 года; но вероятно, что оно в России древнее Батыева нашествия и принадлежало Торкам и Берендеям, которые обитали на берегах Днепра, ниже Киева. Там находим и первое жилище Малороссийских Козаков. Торки и Берендеи назывались Черкасами: Казаки - также… некоторые из них, не хотев покориться ни Моголам, ни Литве, жили как вольные люди на островах Днепра, огражденных скалами, непроходимым тростником и болотами; приманили к себе многих Россиян, бежавших от угнетения; смешались с ними и под именем Комков составили один народ, который сделался совершенно Русским тем легче, что предки их, с десятого века обитав в области Киевской, уже сами были почти Русскими. Более и более размножаясь числом, питая дух независимости и братства, Казаки образовали воинскую Христианскую Республику в южных странах Днепра, начали строить селения, крепости в сих опустошенных Татарами местах; взялись быть защитниками Литовских владений со стороны Крымцев, Турков и снискали особенное покровительство Сигизмунда I, давшего им многие гражданские вольности вместе с землями выше днепровских порогов, где город Черкассы назван их именем…»

Не хотелось бы углубляться в детали, перечисляя все официальные и неофициальные версии происхождения казаков. Во-первых — это долго и не всегда интересно. Во-вторых, большинство теорий являются лишь версиями, гипотезами. Однозначного ответа о происхождении и зарождении казаков, как самобытного этноса нет. Важно понимать другое — процесс образования казачества был долгим и сложным, и очевидно, что в основе его были смешаны представители разных этносов. И с Карамзиным трудно не согласиться.

Одни историки-востоковеды считают, что предками казаков были татары, и, что, якобы первые отряды казаков сражались на стороне против Руси в Куликовской битве. Другие, наоборот — утверждают, что казаки уже в то время были на стороне Руси. Некоторые ссылаются на легенды и мифы о бандах казаков — разбойников, основным промыслом которых были грабежи, разбои, воровство…

Так например, сатирик Задорнов, объясняя термин возникновения всеми известной детской дворовой игры «казаки-разбойники», ссылается на «необузданные вольным характером казачьего сословия, которое было «самым буйным, не поддающимся воспитанию российским сословием».

Поверить в это трудно, поскольку в памяти моего детства, каждый из мальчишек предпочитал играть за казаков. А название игры взято из жизни, поскольку её правила имитируют действительность: в царской России казаки являлись народной самообороной, охраняя мирное население от набегов разбойников.

Не исключено, что в первоначальной основе ранних групп казачества находились различные этнические элементы. Но для современников, казачество навевает что-то родное, русское. Вспоминается знаменитая речь Тараса Бульбы:

Первые общины казаков

Известно, что первые общины казаков стали образовываться еще в XV веке (хотя некоторые источники ссылаются на более раннее время). Это были общины вольных донских, днепровских, волжских и гребенских казаков.

Чуть позднее — в 1-й половине XVI века образовалась Запорожская Сечь. Во 2-й половине этого же века - общины вольных терских и яицких, а в конце века - сибирских казаков.

На ранних этапах существования казаков основными видами их хозяйственной деятельности являлись промыслы (охота, рыболовство, бортничество), позже скотоводство, а со 2-й пол. XVII века - земледелие. Большую роль играла военная добыча, позже - государственное жалованье. Путем военно-хозяйственной колонизации казаки быстро освоили громадные пространства Дикого поля, затем окраин России и Украины.

В XVI-XVII вв. казаки во главе с Ермаком Тимофеевичем, В.Д. Поярковым, В.В. Атласовым, С.И. Дежневым, Е.П. Хабаровым и другими землепроходцами участвовали в успешном освоении Сибири и Дальнего Востока. Пожалуй, это самые известные первые достоверные упоминания о казаках, неподдающиеся сомнениям.


В. И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком»

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Упражнение 6. Переключение внимания . Педагог подает команды:

· зрительное внимание - объект далеко (дверь),

КАЗАЧЕСТВО: ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ИСТОРИЯ, РОЛЬ В ИСТОРИИ РОССИИ.

Казачество - этническая, социальная и историческая общность (группа), объединившая в силу своих специфических особенностей всех казаков, в первую очередь русских, а также украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и др., как отдельные субэтносы своих народов в единое целое. Российское законодательство до 1917 рассматривало казачество как особое воинское сословие, имевшее привилегии за несение обязательной службы. Казачество определяли и как отдельный этнос, самостоятельную народность (четвертую ветвь восточного славянства) или даже как особую нацию смешанного тюрко-славянского происхождения. Последняя версия усиленно разрабатывалась в 20 веке казачьими историками-эмигрантами.

Происхождение казачества

Общественная организация, быт, культура, идеология, этнопсихический уклад, поведенческие стереотипы, фольклор казачества всегда заметно отличались от порядков, заведенных в других областях России. Казачество зародилось в 14 веке на степных незаселенных просторах между Московской Русью, Литвой, Польшей и татарскими ханствами. Его формирование, начавшееся после распада Золотой Орды, проходило в постоянной борьбе с многочисленными врагами вдали от развитых культурных центров. О первых страницах казачьей истории не сохранилось достоверных письменных источников. Истоки происхождения казачества многие исследователи пытались обнаружить в национальных корнях предков казаков среди самых разных народов (скифов, половцев, хазар, алан, киргизов, татар, горских черкесов, касогов, бродников, черных клобуков, торков и др.) или рассматривали оригинальную казачью воинскую общность как результат генетических связей нескольких племен с пришедшими в Причерноморье славянами, причем отсчет этого процесса велся с начала новой эры. Другие историки, напротив, доказывали русскость казачества, делая упор на постоянность нахождения славян в областях, ставших колыбелью казачества. Оригинальная концепция была выдвинута историком-эмигрантом А. А. Гордеевым, считавшим, что предками казаков является русское население в составе Золотой Орды, поселенное татаро - монголами на будущих казачьих территориях. Долгое время доминировавшая официальная точка зрения, что казачьи общины появились в результате бегства русских крестьян от крепостной зависимости (а также взгляд на казачество как на особое сословие), были подвергнуты в 20 веке аргументированной критике. Но и теория автохтонного (местного) происхождения имеет слабую доказательную базу и не подтверждается серьезными источниками. Вопрос о происхождении казачества по-прежнему остается открытым.

Нет единодушия среди ученых и в вопросе о происхождении слова «казак» («козак» по-украински). Делались попытки производить это слово от названия народов, некогда живших вблизи Днепра и Дона (касоги, х(к)азары), от самоназвания современных киргизов - кайсаки. Существовали и другие этимологические версии: от турецкого «каз» (т. е. гусь), от монгольского «ко» (броня, защита) и «зах» (рубеж). Большинство специалистов сходятся в том, что слово «казачество» пришло с востока и имеет тюркские корни. В русском языке это слово, впервые упомянутое в русских летописях 1444 года, первоначально означало бездомных и вольных воинов, поступавших на службу с выполнением военных обязательств.

История казачества

В формировании казачества участвовали представители самых разных народностей, но преобладали славяне. С этнографической точки зрения первые казаки разделялись по месту возникновения на украинских и на русских. Среди и тех и других можно выделить вольных и служилых казаков. На Украине вольное казачество было представлено Запорожской Сечью (просуществовало до 1775), а служилое - «реестровыми» казаками, получавшими жалованье за службу в Польско-Литовском государстве. Русские служилые казаки (городовые, полковые и сторожевые) использовались для защиты засечных черт и городов, получая за это жалование и земли в пожизненное владение. Хотя они приравнивались «к служилым людям по прибору» (стрельцы, пушкари), но в отличие от них имели станичную организацию и выборную систему военного управления. В таком виде они просуществовали до начала 18 века. Первая община русских вольных казаков возникла на Дону, а затем на реках Яик, Терек и Волга. В отличие от служилого казачества центрами возникновения вольного казачества стали побережья крупных рек (Днепра, Дона, Яика, Терека) и степные просторы, что накладывало заметный отпечаток на казачество и определяло их жизненный уклад.

Каждая крупная территориальная общность как форма военно-политического объединения независимых казачьих поселений называлось Войском. Основным хозяйственным занятием вольных казаков являлись охота, рыболовство, животноводство. Например, в Донском Войске до начала 18 века хлебопашество было запрещено под страхом смертной казни. Как считали сами казаки, жили они «с травы и воды». Огромное значение в жизни казачьих общин играла война: они находились в условиях постоянного военного противостояния с враждебными и воинственными кочевыми соседями, поэтому одним из важнейших источников существования для них являлась военная добыча (в результате походов «за зипунами и ясырем» в Крым, Турцию, Персию, на Кавказ). Совершались речные и морские походы на стругах, а также конные набеги. Часто несколько казачьих единиц объединялись и совершали совместные сухопутные и морские операции, все захваченное становилось общей собственностью - дуваном.

Главной особенностью общественной казачьей жизни являлись военная организация с выборной системой управления и демократические порядки. Основные решения (вопросы войны и мира, выборы должностных лиц, суд провинившихся) принимались на общеказачьих собраниях, станичных и войсковых кругах, или Радах, являвшихся высшими органами управления. Главная исполнительная власть принадлежала ежегодно сменяемому войсковому (кошевому в Запорожье) атаману. На время военных действий избирался походный атаман, подчинение которому было беспрекословным.

Дипломатические отношения с русским государством поддерживались отправкой в Москву зимовых и легких станиц (посольств) с назначенным атаманом. С момента выхода казачества на историческую арену его взаимоотношения с Россией отличались двойственностью. Первоначально они строились по принципу независимых государств, имевших одного противника. Москва и Казачьи Войска являлись союзниками. Русское государство выступало в качестве главного партнера и играло ведущую роль как наиболее сильная сторона. Кроме того, Казачьи Войска были заинтересованы в получении от русского царя денежной и военной помощи. Казачьи территории выполняли важную роль буфера на южных и восточных границах русского государства, прикрывали его от набегов степных орд. Казаки принимали также участие во многих войнах на стороне России против сопредельных государств. Для успешного выполнения этих важных функций в практику московских царей вошли ежегодные посылки отдельным Войскам подарков, денежного жалования, оружия и боевых припасов, а также хлеба, поскольку казаки его не производили. Все сношения между казаками и царем велись через Посольский приказ, т. е. как с иностранным государством. Часто русским властям было выгодно представлять вольные казачьи общины как абсолютно независимые от Москвы. С другой стороны, московское государство было недовольно казачьими сообществами, постоянно нападавшими на турецкие владения, что часто шло вразрез с русскими внешнеполитическими интересами. Нередко между союзниками наступали периоды охлаждения, и Россия прекращала всякую помощь казакам. Недовольство Москвы вызывал и постоянный уход подданных в казачьи области. Демократические порядки (все равны, ни властей, ни налогов) стали магнитом, притягивавшим к себе все новых предприимчивых и смелых людей из русских земель. Опасения России оказались отнюдь не беспочвенны - на протяжении 17-18 веков казачество шло в авангарде мощных антиправительственных выступлений, из его рядов вышли предводители казацко-крестьянских восстаний - Степан Разин, Кондратий Булавин, Емельян Пугачев. Велика была роль казаков во время событий Смутного времени в начале 17 века. Поддержав Лжедмитрия I, они составили существенную часть его военных отрядов. Позднее вольное русское и украинское казачество, а также русские служилые казаки принимали активное участие в стане самых разных сил: в 1611 они участвовали в первом ополчении, во втором ополчении уже преобладали дворяне, но на соборе 1613 именно слово казачьих атаманов оказалось решающим при избрании царя Михаила Федоровича Романова. Неоднозначная роль, которую играли казаки в Смутное время, заставило правительство в 17 веке проводить политику резкого сокращения отрядов служилых казаков на основной территории государства. Но в целом российский трон, учитывая важнейшие функции казачества как военной силы в пограничных районах, проявляло долготерпение и стремилось подчинить его своей власти. Чтобы закрепить верность российскому престолу, цари, используя все рычаги, сумели добиться к концу 17 века принятия присяги всеми Войсками (последнее Войско Донское - в 1671). Из добровольных союзников казаки превратились в российских подданных. С включением юго-восточных территорий в состав России казачество осталось лишь особой частью российского населения, постепенно потеряв многие свои демократические права и завоевания. С 18 века государство постоянно регламентировало жизнь казачьих областей, модернизировало в нужном для себя русле традиционные казачьи структуры управления, превратив их в составную часть административной системы российской империи.

С 1721 казачьи части находились в ведении казачьей экспедиции Военной коллегии. В том же году Петр I упразднил выборность войсковых атаманов и ввел институт наказных атаманов, назначаемых верховной властью. Последних остатков независимости казаки лишились после поражения Пугачевского бунта в 1775, когда Екатерина II ликвидировала Запорожскую Сечь. В 1798 по указу Павла I все казачьи офицерские чины были приравнены к общеармейским, а их обладатели получили права на дворянство. В 1802 было разработано первое Положение для казачьих войск. С 1827 августейшим атаманом всех казачьих войск стал назначаться наследник престола. В 1838 был утвержден первый строевой устав для казачьих частей, а в 1857 казачество перешло в ведение Управления (с 1867 Главное Управление) иррегулярных (с 1879 - казачьих) войск Военного министерства, с 1910 - в подчинение Главного штаба.

Роль казачества в истории России

Казачество на протяжении веков являлось универсальным родом вооруженных сил. Про казаков говорили, что они рождались в седле. Во все времена они считались великолепными наездниками, не знавшими себе равных в искусстве джигитовки. Военные специалисты оценивали казачью конницу как лучшую в мире легкую кавалерию. Воинская слава казачества укрепилась на полях сражений в Северную и Семилетнюю войны, во время Итальянского и Швейцарского походов А. В. Суворова 1799. Особенно отличились казачьи полки в наполеоновскую эпоху. Возглавляемые легендарным атаманом М. И. Платовым иррегулярное воинство стало одним из главных виновников гибели наполеоновской армии в России в кампании 1812, а после заграничных походов русской армии, по словам генерала А. П. Ермолова, «казаки стали удивлением Европы». Без казачьих сабель не обошлась ни одна русско-турецкая война 18-19 веков, они участвовали в покорении Кавказа, завоевании Средней Азии, освоении Сибири и Дальнего Востока. Успехи казачьей конницы объяснялись умелым применением в боях нерегламентированных никакими уставами дедовских тактических приемов: лава (охват противника в рассыпном строю), оригинальная система разведочной и сторожевой службы и др. Эти унаследованные от степняков казачьи «обороты» оказывались особенно эффективны и неожиданны при столкновениях с армиями европейских государств. «Для того казак родится, чтоб царю на службе пригодиться» - гласит старинная казачья поговорка. Его служба по закону 1875 продолжалась 20 лет, начиная с 18-летнего возраста: 3 года в подготовительном разряде, 4 на действительной службе, 8 лет на льготе и 5 в запасе. На службу каждый являлся со своим обмундированием, снаряжением, холодным оружием и верховой лошадью. За подготовку и несение воинской службы отвечала казачья община (станица). Собственно служба, особый вид самоуправления и система землепользования, как материальная основа, были тесно взаимосвязаны и в конечном итоге обеспечивали стабильное существование казачества в качестве грозной боевой силы. Главным собственником земли выступало государство, которое от имени императора отводило казачьему войску завоеванную кровью их предков землю на правах коллективной (общинной) собственности. Полученную землю войско, оставив часть на войсковой запас, делило между станицами. Станичная община от имени войска периодически занималась переделом земельных паев (колебался от 10 до 50 десятин). За пользование наделом и освобождение от налогов казак и обязан был нести военную службу. Войско также выделяло земельные наделы и казакам-дворянам (пай зависел от офицерского чина) в потомственную собственность, но эти участки не могли продаваться лицам невойскового происхождения. В 19 веке основным хозяйственным занятием казачества стало земледелие, хотя в разных войсках имелись свои особенности и предпочтения, например, интенсивное развитие рыболовства как основной отрасли в Уральском, а также в Донском и Уссурийском Войсках, охота в Сибирском, виноделие и садоводство на Кавказе, Дону и т. д.

Казачество в 20 веке

В конце 19 века в недрах царской администрации обсуждались проекты ликвидации казачества. Накануне Первой мировой войны в России насчитывалось 11 казачьих Войск: Донское (1,6 млн.), Кубанское (1,3 млн.), Терское (260 тысяч), Астраханское (40 тыс.), Уральское (174 тыс.), Оренбургское (533 тыс.), Сибирское (172 тыс.), Семиреченское (45 тыс.), Забайкальское (264 тыс.), Амурское (50 тыс.), Уссурийское (35 тыс.) и два отдельных казачьих полка. Они занимали 65 млн. десятин земли с населением 4,4 млн. чел. (2,4 % населения России), в том числе 480 тыс. служилого состава. Среди казаков в национальном отношении преобладали русские (78%), на втором месте были украинцы (17%), на третьем буряты (2%).Большинство казаков исповедовало православие, имелся большой процент старообрядцев (особенно в Уральском, Терском, Донском Войсках), а национальные меньшинства исповедовали буддизм и мусульманство.

На полях сражений Первой мировой войны принимало участие более 300 тыс. казаков (164 конных полка, 30 пеших батальонов, 78 батарей, 175 отдельных сотен, 78 полусотен, не считая вспомогательных и запасных частей). Война показала неэффективность использования больших конных масс (казаки составляли 2/3 численности русской кавалерии) в условиях сплошного фронта, высокой плотности огневой мощи пехоты и возросших технических средств обороны. Исключения составили сформированные из добровольцев-казаков мелкие партизанские отряды, успешно действовавшие в тылу противника при выполнении диверсионных и разведывательных заданий. Казаки как значительная военная и социальная сила участвовали в Гражданской войне. Боевой опыт и профессиональная воинская подготовка казаков вновь была использована при решении острых внутренних социальных конфликтов. Декретом ВЦИК и СНК от 17 ноября 1917 формально казачество как сословие и казачьи формирования были упразднены. В Гражданскую войну казачьи территории стали основными базами Белого движения (особенно Дон, Кубань, Терек, Урал) и именно там велись самые ожесточенные бои. Казачьи части являлись в численном отношении главной военной силой Добровольческой армии в борьбе с большевизмом. К этому казачество подтолкнула проводимая красными политика расказачивания (массовые расстрелы, взятие заложников, сожжение станиц, натравливание иногородних против казаков). В Красной Армии также имелись казачьи подразделения, но они представляли малую часть казачества (менее 10 %). По окончании Гражданской войны большое количество казаков оказалось в эмиграции (около 100 тыс. человек).

В советское время официальная политика расказачивания фактически продолжалась, хотя в 1925 пленум ЦК РКП(б) признал недопустимым «игнорирование особенностей казачьего быта и применение насильственных мер в борьбе с остатками казачьих традиций». Тем не менее казаки продолжали считаться «непролетарскими элементами» и подвергались ограничению в правах, в частности, запрет служить в рядах Красной Армии был снят лишь в 1936, когда создали несколько казачьих кавалерийских дивизий (а затем и корпусов), отлично проявивших себя во время Великой Отечественной войны. Гитлеровское командование с 1942 также формировало части из русских казаков (15 корпус вермахта, командир генерал Г. фон Панвиц) численностью более 20 тыс. человек. Во время боевых действий они главным образом использовались для охраны коммуникаций и борьбы против партизан в Италии, Югославии, Франции. После поражения Германии в 1945 англичане передали разоруженных казаков и членов их семей (около 30 тыс. человек) советской стороне. Большинство из них было расстреляно, остальные попали в сталинские лагеря.

Весьма осторожное отношение властей к казачеству (результатом чего стало забвение его истории и культуры) породило современное казачье движение. Первоначально (в 1988-1989 годах) оно возникло как историко-культурное движение за возрождение казачества (по некоторым оценкам, около 5 млн. человек). К 1990 движение, выйдя за культурно-этнографические рамки, стало политизироваться. Началось интенсивное создание казачьих организаций и союзов, как на местах бывшего компактного проживания, так и в крупных городах, где за советский период осело большое количество потомков, спасавшихся от политических репрессий. Массовость движения, а также участие военизированных казачьих отрядов в конфликтах в Югославии, Приднестровье, Осетии, Абхазии, Чечне заставили правительственные структуры и местные власти обратить внимание на проблемы казачества. Дальнейшему росту казачьего движения способствовали постановление Верховного Совета РФ «О реабилитации казачества» от 16 июня 1992 и ряд законов. При Президенте России было создано Главное управление казачьих войск, ряд мероприятий по созданию регулярных казачьих частей предприняли силовые министерства (МВД, Погранвойска, Минобороны).

Объединила Украину с ней.

О времени возникновения донских казаков до сих пор среди историков нет единой точки зрения. Так Н. С. Коршиков и В. Н. Королёв считают, что «кроме широко распространённой точки зрения о происхождении казаков от русских беглых людей и промышленников, существуют в качестве гипотез и иные точки зрения. По мнению Р. Г. Скрынникова, например, первоначальные казачьи общины, состояли из татар, к которым присоединялись затем русские элементы. Л. Н. Гумилёв предлагал вести донских казаков от хазар, которые, смешавшись со славянами, составили бродников, являвшихся не только предшественниками казаков, но и прямыми их предками. Все больше специалистов склоняются к тому, что истоки донского казачества следует видеть в древнем славянском населении, которое согласно археологическим открытиям последних десятилетий, существовало на Дону в VIII - XV в.в. »

После покорения монголами, касоги бежали на север, и смешались с подонскими бродниками, которое унаследовали их имя - казак. При этом известно, что сами бродники приняли сторону монголов, сражались против Руси в Битве на Калке . Так и образовалась первая ячейка казачества, изначально на службе Орды .

Многие старинные казачьи сказания начинаются со слов "От крови сарматской, рода-племени черкасского, дозвольте братья-казаки слово молвить не о гибели Видара Великого и походах сына его Куди-Ярого, славного тысячника и любимца Батыева. А о делах отцов и дедов наших, проливавших кровь за Россию-матушку и сложивших головы за царя-батюшку...". "Покоренное татарами, так сказать отатарившееся, казачество, осыпанное милостями ханов, стало представлять из себя лихую непобедимую конницу в передовых завоевательных полчищ этих варваров - джигитов (от древних чигов и гетов), а также отряды телохранителей ханов и их вельмож. Русские историки XVIII в. Татищев и Болтин говорят, что татарские баскаки, посылаемые на Русь ханами для сбора дани, всегда имели при себе отряды этих казаков. Но как бы ни ласкали ханы своих телохранителей, ни предоставляли им разные льготы и вольности, свободолюбивый дух казачества еще жил в них; слишком памятны были им их древние предания, связанные с многовековой борьбой с соседними народами за свободу и независимость."

Монголы лояльно относились к сохранению поданными своих религий, в том числе и людьми, входившими в их войсковые подразделения. Существовало также Сарайско-Подонское епископство , которое позволило казакам сохранить свою идентификацию.

Известно то, что в 1380-м году казаки преподнесли Дмитрию Донскому икону Донской Богоматери и участвовали против Мамая в Куликовской битве .

Однако в 1395-м году состоялось нашествие Тамерлана на Русь. Хотя до Москвы Тамерлан не дошёл, его рати прошли по Дону и взяли огромный полон. Впоследствии Дон опустел, а казаки ушли на север и рассеялись, многие осели на Верхним Дону, а также сформировались общины в бассейнах других рек , и именно это совпадает с первыми упоминаниями казаков на Волге , Днепре , Тереке и Яике .

Казак Мамай

В польских хрониках первое упоминание о казаках относится к г., когда черкасский воевода Богдан Федорович Глинский , по прозвищу «Мамай », сформировав в Черкассах пограничные казачьи отряды, захватил турецкую крепость Очаков .

Русский устав станичной сторожевой службы был составлен боярином М. И. Воротынским в г. По нему сторожевую службу несли станичные (сторожевые) казаки или станичники, городовые же (полковые) казаки защищали города.

Образование казачьих войск

Донские казаки присягнули царю Алексею Михайловичу в 1671 году, а с 1721 года войско было подчинено Санкт-Петербургской Военной коллегии. К концу царствования Петра Великого вслед за донскими и яицкими казаками в ведомство военной коллегии перешли и остальные казачьи общины. Внутреннее их устройство было преобразовано, была введена иерархия правительственных властей. Подчинив своей власти казаков в числе 85 тыс. человек, правительство использовало их для колонизации вновь завоёванных земель и охраны государственных границ, преимущественно южной и восточной.

В первой половине XVIII века были созданы новые казачьи войска: Оренбургское , Астраханское , Волжское . В конце XVIII века создаются Екатеринославское и Черноморское казачьи войска.

Освоение новых земель

Со временем, казачье население продвигалось вперёд на необжитые земли, расширяя государственные пределы. Казачьи войска принимали активное участие в освоении Кавказа , Сибири (экспедиция Ермака), Дальнего Востока и Америки .

казаки - эти красивейшие своей отвагой из всех рыскавших по еще молодой тогда и просторной земле человеческих хищников, с крестом на шее и несколькими зарядами за пазухой устремляются к Охотскому морю, с него на Камчатку, с Камчатки на Курильские острова, с Курильских на Алеуты, с Алеутов на никому, кроме русских, неизвестный американский берег. Бесстрашно носясь на сколоченных из подручного материяла судах по волнам вечно сердитого и вечно кутающегося в холодную мглу Великого океана, они выписывают на бесчисленных островах его, мысах, бухтах и вулканах целый календарь православных святых, вперемежку с именами Прибыловых, Вениаминовых, Павловых, Макушиных, Шумагиных, Куприяновых и т. д. и т. д.

Казаки в начале XX века

Кубанские казаки в мае 1916 года.

Расказачивание

После революции казачьи войска были расформированы, так как они по большей части приняли сторону белого движения . В годы гражданской войны казачье население подверглось массовым репрессиям в процессе, согласно формулировке директивы ЦК от 24 января 1919 года, беспощадного массового террора по отношению к верхам казачества «путём поголовного их истребления» , и казакам, «принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью» , инициированного Оргбюро ЦК в лице его Председателя Я. М. Свердлова . Лишь в недавнее время Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 г № 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации „О реабилитации репрессированных народов“ в отношении казачества» жертвы массового террора были реабилитированы .

Казаки во Второй мировой войне

Во время Второй мировой войны в составе Красной армии сражались 4-й гвардейский Кубанский казачий кавалерийский корпус, 5-й гвардейский Донской казачий кавалерийский корпус, казачество в составе РККА , конно-механизированные группы, пластунские дивизии, казачьи сотни и отряды ополченцев. Однако многие казаки рассматривали немецкое вторжение как возможность продолжить Гражданскую войну против большевиков. На стороне вермахта сражались 15-й казачий кавалерийский корпус СС в Хорватии , Казачий Стан на территории СССР , Польши и Италии . По данным С. М. Маркедонова, только «через казачьи части на стороне Германии в период с октября 1941 по апрель 1945 гг. прошло около 80 000 человек, из которых, вероятно, только не более 15-20 тысяч человек были казаками по происхождению».

Казаки в Великой Отечественной войне

В 1936 году в связи с возникновением опасности агрессии со стороны Германии были сняты ограничения на службу казачества в отрядах РККА. Данное решение получило большую поддержку в казачьих кругах, в частности, донским казачеством Советскому правительству было отправлено следующее письмо, опубликованное в газете «Красная звезда» от 24 апреля 1936 года :

В соответствии с приказом Наркома обороны К. Е. Ворошилова N 67 от 23 апреля 1936 года некоторые кавалерийские дивизии получили статус казачьих. 15 мая 1936 года 10-я территориальная кавалерийская Северокавказская дивизия была переименована в 10-ю Терско-Ставропольскую территориальную казачью дивизию, 12-я территориальная кавдивизия, размещенная на Кубани была переименована в 12-ю Кубанскую территориальную казачью дивизию, 4-я кавалерийская Ленинградская Краснознаменная дивизия имени товарища Ворошилова была переименована в 4-ю Донскую казачью Краснознаменную дивизию имени К. Е. Ворошилова, 6-я кавалерийская Чонгарская Краснознаменная имени товарища Буденного переименована в 6-ю Кубано-Терскую казачью Краснознаменную дивизию им. С. М. Буденного, на Дону так же была сформирована 13-я Донская территориальная казачья дивизия. Кубанские казаки проходили службу в составе 72-й кавалерийской дивизии , 9-й пластунской стрелковой дивизии , 17-го казачьего кавалерийского корпуса (позже переименован в 4-й гвардейский Кубанский кавалерийский корпус), оренбургские казаки служили в 11-й (89-й) 8-й Гвардейской Ровенской ордена Ленина, ордена Суворова казачьей кавалерийской дивизии и ополченческой казачьей дивизии в г. Челябинске. В состав отрядов иногда включались казаки, ранее служившие в Белой армии (как, например, К. И. Недорубов ) или имеющие родство с репрессированными и неблагонадежными лицам. Специальным актом было восстановлено ношение ранее запрещенной казачьей формы . Казачьими частями командовали Н. Я. Кириченко, А. Г. Селиванов , И. А. Плиев , С. И. Горшков , М. Ф. Малеев , Я. С. Шарабурко, П. Я. Стрепухов , В. С. Головской , Ф. В. Камков, М. И. Суржиков и другие военачальники как казачьего, так и неказачьего происхождения. Также к таким командирам можно отнести и маршала К. К. Рокоссовского, что командовал Кубанской бригадой в боях на КВЖД ещё в 1934 г. В 1936 г. была утверждена парадная форма для казачьих частей. В этой форме и шли казаки на Параде Победы 24 июня 1945 г. Первый парад в составе РККА с участием казачьих частей должен был пройти 1 Мая 1936 г. Однако в силу разных причин (и политических в том числе - у власти все ещё были те кто «расказачивал» в Гражданскую казаков) участие в военном параде казаков было отменено. После того как Сталиным и его группой была ликвидированна троцкистская оппозиция в СССР, тянувшая страну в капиталистическую экономику, казачьи подразделения в составе РККА прошли военным парадом 7 ноября 1938 года по Красной площади, в очередную годовщину Октябрьсклй революции.

С началом Великой Отечественной войны казачьи части, как регулярные, в составе Красной армии, так и добровольческие, приняли активное участие в боевых действия против немецко-фашистских захватчиков. 2 августа 1942 года близ станицы Кущевской 17-й кавалерийский корпус генерала Н. Я. Кириченко в составе 12-й и 13-й Кубанских , 15-й и 116-й Донской казачьих дивизий остановил наступление крупных сил вермахта , продвигающихся от Ростова на Краснодар. Казаками были уничтожены до 1800 солдат и офицеров, взяты в плен 300 человек, захвачены 18 орудий и 25 минометов.

На Дону казачья сотня из станицы Березовской под командованием 52-летнего казака, старшего лейтенанта К. И. Недорубова в бою под Кущёвской 2 августа 1942 года в рукопашной схватке уничтожила свыше 200 солдат вермахта , из которых 70 было уничтожено К. И. Недорубовым, получившим звание Героя Советского Союза .

В большинстве случаев вновь сформированные казацкие части, добровольческие казацкие сотни были плохо вооружены, в отряды, как правило, приходили казаки с холодным оружием и колхозными лошадями. Артиллерия, танки, противотанковые и зенитные средства, подразделения связи и саперов в отрядах, как правило, отсутствовали, в связи с чем отряды несли огромные потери. К примеру, как упоминается в листовках кубанских казаков «они прыгали с седел на броню танков, закрывали смотровые щели бурками и шинелями, поджигали машины бутылками с зажигательной смесью» Также большое количество казаков вливалось добровольцами в национальные части Северного Кавказа. Такие части создавались осенью 1941 г. по примеру опыта Первой Мировой войны. Эти кавалерийские части в народе точно также назывались «Дикими дивизиями». Например осенью 1941 г. в Грозном формировался 255 отдельный Чечено-Ингушский кавалерийский полк. В его составе было несколько сотен казаков-добровольцев из числа выходцев из сунженских и терских станиц. Полк воевал под Сталинградом в августе 1942 г., где за два дня боев, 4-5-го августа у станции (разъезда) Чилеково (от Котельниково к Сталиграду) потерял в боях против частей 4-й танковой армии Вермахта 302 бойца во главе с комиссаром полка, ст. политруком Имадаевым М. Д.. Русских-казаков среди погибших и пропавших без вести этого полка в эти два дня - 57 человек. Также казаки-добровольцы воевали во всех национальных кавалерийских подразделениях от остальных республик Северного Кавказа.

Перепись населения 2002 г.

Согласно Всероссийской переписи населения 2002 года в России проживает 140 028 казаков, из них 95,5 % - в Южном федеральном округе . Абсолютным лидером здесь является Ростовская область , там живёт 62,5 % казаков России. Значительную часть казаков приняли у себя Волгоградская область , Краснодарский и Ставропольский края - 14,7, 12,5 и 2,8 % соответственно.

Казачьи войска и объединения

Казачьи войска на начало XX века

На момент переписи населения 1897 г. суммарная численность казаков на России составляла 2 928 842 чел. (мужчин и женщин), или 2,3 % всего населения без учёта Финляндии.

К началу первой мировой войны существовало одиннадцать казачьих войск.

  • Донское казачье войско , старшинство - 1570 (Ростовская, Волгоградская, Калмыкия, Луганская, Донецкая)
  • Оренбургское казачье войско , 1574(Оренбургская, Челябинская, Курганская в России, Кустанайская в Казахстане)
  • Терское казачье войско , 1577 (Ставропольский, Кабардино-Балкария, С. Осетия, Чечня, Дагестан)
  • Сибирское казачье войско , 1582 (Омская, Курганская, Алтайский край, Северо-Казахстанская, Акмолинская, Кокчетавская, Павлодарская, Семипалатинская, Восточно-Казахстанская)
  • Уральское казачье войско , 1591 (до 1775 - Яицкое) (Уральская, бывшая Гурьевская в Казахстане, Оренбургская (Илекский, Ташлинский, Первомайский районы) в России)
  • Забайкальское казачье войско , 1655 (Читинская, Бурятия)
  • Кубанское казачье войско , 1696 (Краснодарский, Адыгея, Ставропольский, Карачаево-Черкесия)
  • Астраханское казачье войско , 1750 (Астраханская, Самарская)
  • Семиреченское казачье войско , 1852 (Алматинская, Чимкентская)
  • Амурское казачье войско , 1855 (Амурская, Хабаровский)
  • Уссурийское казачье войско , 1865 (Приморский, Хабаровский)

Во время распада Российской империи и гражданской войны были провозглашены несколько казачьих государственных образований:

  • Терская Казачья Республика
  • Уральская Казачья Республика
  • Сибирско-Семиреченская Казачья Республика
  • Забайкальская Казачья Республика

Владимиров. Яицкие казаки в походе

Цвета казачьих войск

Помимо отличий в форме между различными казачьим войсками существовали и различия в цвете мундиров и лампасов с околышами фуражек:

  1. амурские казаки - темно-зелёные мундиры, жёлтые лампасы, погон зелёный, фуражка темно-зелёная с жёлтым околышем
  2. астраханские казаки - синие мундиры, желтые лампасы, погон жёлтый, фуражка синяя с жёлтым околышем
  3. донские казаки - синие мундиры, красные лампасы, погон синий с красным кантом, фуражка синяя с красным околышем
  4. енисейские казаки - мундир защитного цвета, красные лампасы, погон красный, фуражка защитного цвета с красным околышем
  5. забайкальские казаки - тёмно-зелёные мундиры, жёлтые лампасы, погон жёлтый, фуражка темно-зелёная с жёлтым околышем
  6. кубанские казаки - черная или так называемая сиреневая черкеска с газырями, черные шаровары с малиновым полулампасом, папаха или кубанка (у пластунов) с малиновым верхом, малиновые погоны и башлык. То же у терских казаков, только цвета светло синие
  7. сибирские казаки - мундир защитного цвета, алые лампасы, погон алый, фуражка защитного цвета с алым околышем
  8. терские казаки - чёрный мундир, светло-синий кант, погон светло-синий, фуражка чёрная со светло-синим околышем
  9. оренбургские казаки - тёмно-зелёные мундиры (чекмень), шаровары серо-синие, светло-синие лампасы, погон светло-синий, тулья фуражки тёмно-зелёная со светло-синим кантом и околышем
  10. уральские казаки - синие мундиры, малиновые лампасы, погон малиновый, фуражка синяя с малиновым околышем
  11. уссурийские казаки - тёмно-зелёные мундиры, жёлтые лампасы, погон жёлтый с зелёным кантом, фуражка тёмно-зелёная с жёлтым околышем

Современные казачьи войска

Казаками считают себя около 7 млн человек в России и ближнем зарубежье.

В - гг. было воссоздано и создано около двух десятков казачьих войск, объединённых в Союз казаков России (кроме Донского казачьего войска):

Современная нашивка Кубанского Казачьего Войска

  • Амурское казачье войско (Амурская)
  • Астраханское казачье войско (Астраханская)
  • Всекубанское казачье войско (Краснодарский, Адыгея, Карачаево-Черкесия, Абхазия)
  • Донское казачье войско (Калмыкия, Ростовская, Волгоградская, Луганская Украины) - не входит в Союз казаков России
  • Енисейское казачье войско (Красноярский)
  • Забайкальское казачье войско (Читинская, Бурятия)
  • Иркутское казачье войско (Иркутская)
  • Оренбургское казачье войско (Оренбургская, Свердловская, Челябинская, Курганская, Башкортостан)
  • Ставропольский союз казаков (Ставропольский)
  • Союз казаков Восточно-казахстанской области (северо-восточный Казахстан)
  • Камчатский отдельный казачий округ (Камчатка)
  • Сахалинский отдельный казачий округ (Сахалин)
  • Северо-Западный отдельный казачий округ (Ленинградская и соседние)
  • Курский казачий округ (Курская)
  • Прикамский отдельный казачий округ (Пермский, Удмуртия)
  • Северо-Донской казачий округ (Воронежская)
  • Якутский казачий полк (Якутия)

Союз казаков России

Союз казаков России был образован 28-30 июня 1990 на учредительном Большом казачьем круге в Москве. Принят Устав, учреждены Совет атаманов и Атаманское правление. Первым Атаманом назначен Александр Мартынов. В правлении кроме Атамана входят 2 товарища атамана, кошевой атаман и 8 войсковых старшин.

На Большом совете атаманов в Краснодаре 29 ноября - 1 декабря 1990 года Союз принял «Декларацию казачества России» и учредил знамя, знаки отличия и статут походного атамана. 7-10 ноября 1991 года в Ставрополе прошёл II Большой круг (съезд) Союза казаков. Большой круг высказался за присоединение к России Северного Казахстана, Южной Осетии и ряда других «исконно русских» территорий и поддержал создание казачьих республик в составе России.

В 2000 на очередном Большом круге казаков России было принято решение о создании общественно-политического движения «Казаки России».

Подразделениями Союза, включающими территориально близкие казачьи войска и округа, являются Союз сибирских казаков, Союза казаков Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Постановлением Совета Атаманов Союза Казаков России № 4 от 19 февраля 2006 года , для поощрения членов «Союза Казаков» за выдающиеся заслуги в экономике, науке, культуре, искусстве, защите Отечества, Веры Православной, воспитании подрастающего поколения, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности, за иные заслуги перед Союзом Казаков, были учреждены следующие награды:

Созданы также структуры, не вошедшие в Союз казаков России: в ноябре 1991 в Новочеркасске - Союз казачеств Юга России (в основном - Донское казачье войско), в июле 1993 в Москве - Союз казачьих войск России и зарубежья. Балтийский отдельный корпус казачьих войск

Союз казачеств Юга России

Союз казачеств Юга России был организован 17 ноября 1991 года на Большом Совете атаманов Донского казачьего войска и некоторых других южнороссийских казачьих сообществ. Принят Устав и утверждена структура Союза. Атаманом Союза назначен атаман Донского казачьего войска Сергей Мещеряков.

В правительстве России функционирует Управление Президента по вопросам казачества (с 1994). В 1995-1996 приняты Указы Президента РФ «0 Государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации», «Вопросы Главного Управления казачьих войск при Президенте Российской Федерации», «0 порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе» и «Об экономических льготах казакам».

20 января 1996 Указом Президента РФ создано Главное управление казачьих войск при Президенте РФ и начался процесс перехода российского казачества на государственную службу.

В Российской Федерации официально образованы казачьи общества:

  1. Волжское войсковое казачье общество (Устав утвержден распоряжением Президента Российской Федерации от 11 июня 1996 г № 308-рп)
  2. Сибирское войсковое казачье общество (Устав утвержден Указом Президента Российской Федерации от 12 февраля 1997 г № 95)
  3. Забайкальское войсковое казачье общество (Устав утвержден Указом Президента Российской Федерации от 12 февраля 1996 г № 96)
  4. Терское войсковое казачье общество (Устав утвержден Указом Президента Российской Федерации от 12 февраля 1997 г № 97)
  5. Уссурийское войсковое казачье общество (Устав утвержден Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 1997 г № 611)
  6. Войсковое казачье общество «Всевеликое войско Донское» (Устав утвержден Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 1997 г № 612)
  7. Енисейское войсковое казачье общество (Устав утвержден Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 1997 г № 613)
  8. Оренбургское войсковое казачье общество (Устав утвержден Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1998 г № 308)
  9. Кубанское войсковое казачье общество (Устав утвержден Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 1998 г № 448)
  10. Иркутское войсковое казачье общество (Устав утвержден Указом Президента Российской Федерации от 4 мая 1998 г № 489)
  11. Войсковое казачье общество «Центральное казачье войско» (Устав утвержден Указом Президента Российской Федерации от 3 мая 2007 г № 574)

Казачьи республики

Во время парада суверенитетов и распада СССР осенью 1991 были самопровозглашены несколько казачьих «государственных» образований:

  • Терская Казачья Республика
  • Армавирская Казачья Республика
  • Верхне-Кубанская Казачья Республика , объединившая две другие республики:
    • Зеленчукско-Урупская Казачья Советская Социалистическая Республика

20 ноября на созванном Союзом казачеств Юга России Большом казачьем круге Юга России в Новочеркасске провозглашено объединение этих республик в Союз Казачьих Республик Юга России со столицей в Новочеркасске и со статусом союзной республики в предполагавшемся новом союзном государстве (ССГ).

Были учреждены органы власти Союза, образована Посольская станица в Москве, назначен чрезвычайный и полномочный посол СКРЮР.

Однако вскоре Советский Союз прекратил существование, а в составе Российской Федерации казачьи республики так и не были организованы.

С начала XV века начинается торговое плавание между Устюгом и Холмогорами. На ярмарку приезжали немцы, поляки, греки, итальянцы, литовцы, персияне. Из Холмогор промышленники достигали Иртыша. Драгоценные металлы в слитках, изделиях и монетах. Сибирь. Работа Тычинской Анастасии. Казна также торговала воском, хлебом, ревенем. Соль продавалась в Швецию и Литву. Поташ покупали Голландия и Фламандия. В 16 веке центром торговли в Москве стал Китай-город.

«Казачий мир» - В союзе с Литвой. Легенда Запорожского войска. Емельян Пугачев. Шашка. Искусство джигитовки. Казаки. История, ставшая легендой. В союзе с Русью. Булавин Кондратий Афанасьевич. Слава Богу, что мы казаки. Дон. Под властью Орды. Гумилев. Обер-офицер. Народ. Насеки. Казаки в войне. Право казаков. Степан Тимофеевич Разин. Прелестные письма. Главный враг донских казаков. Воровство. Холопы. Казачий генерал.

«Запорожская Сечь» - Условия для сближения Запорожья с Крымом. Подписание мирного договора. Корень зла. Значимый характер. Бессарабия. Существование Запорожья. Хозяйственные занятия. Запорожье. Запорожская Сечь. Запорожье и Петр I. Самостоятельное положение. Войсковая канцелярия. Внутреннее устройство Запорожской Сечи. Отношения между сечевиками и некрасовцами. Отношения с Россией. Гордиенко. Договор. Крестьяне. Экономический подъем.

«Присоединение Сибири» - В сентябре 1557 г. посланные вернулись, привезя 1000 соболей. 540 чел. волжских казаков. Ивана IV интересовало лишь одно - получить как можно большую дань. В 1572 г. он окончательно разорвал отношения вассальности с Москвой. В июле 1581 г. было совершено нападение. В Москву приезжали послы Сибирского хана Едигера. В каком году Едигер был убит. Игра. В Сибирь был направлен из Москвы посол и сборщик дани.

«История Запорожской Сечи» - Предпосылки освободительной войны. Первые сведения об украинских казаках. Дмитрий Иванович Вишневецкий. Войсковое и территориальное деление. Сечи. Богдан Хмельницкий. Оружие казаков. Ликвидация казацкого самоуправления. Герб Войска Запорожского. Генеральная старшина. Военный скарб. Организация государства. Движущие силы. Запорожская Сечь. Численность казачества. Украинские земли. Старшинский совет.

«Казачьи объединения» - Принципы казачьего демократического устройства. Казачье самоуправление. Станичное самоуправление. Казачий Круг. Историческая память. Казачья горизонталь. Характеристики дореволюционных обществ. Полковник. Феномен казачьего самоуправления. Сочетание горизонтального и вертикального управления. Классифицирующие признаки. Факторы. Коллективная память. Люди. Барон Таубе. Атаманское правление. Противоречия казачьей демократии.



Что еще почитать