Что такое память в психологии определение. Определение памяти. Виды памяти. Память в психологии

Методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психи­ческими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии. Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.

Инструкция для детей. «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».
Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.
«Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5-6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Тестовый материал

Примеры набора слов:
Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.
Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.
Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь.

Интерпретация результатов

На основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления может быть построен график: по горизонтали откладыва­ется число повторений, по вертикали - число правильно вос­произведенных слов. По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на лишних словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.

Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвел 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.

Больные разных нозологических групп проявляют специфику в выполнении данного задания:

При черепно-мозговой травме или нейроинфекции больные воспроизводят и запоминают первые и последние слова; при этом, объем запоминаемого материала от повторения к повторению не увеличивается;

При неврозах запоминание замедленное, больным требу­ется большее число повторений (по сравнению со здоровыми) для запоминания полного объема материала; график запомина­ния имеет зигзагообразный характер и в объеме запоминаемо­го материала от повторения к повторению проявляется тенден­ция к истощаемости, что свидетельствует о неустойчивости и колебаниях внимания.

3.2. Методика «Цветовой диктант»

Диктанты, предложенные выше, в своей основе имеют вербальную инструкцию и вербально сформулированные правила. Но ученикам 1 -го класса, испытывающим трудности в обучении, иногда легче действовать по наглядной инструкции. Для выяснения того, что является причиной затруднений ребенка при выполнении последовательности действий графически - несформированность произвольности или кратковременная память (не запоминает вербальные инструкции), нами предлагается цветовой диктант с предъявлением инструкции в наглядном плане. Форма предъявления может быть как индивидуальной, так и групповой.

Время обследования - 10 минут.

Инструкция:

Вариант А (приложение 1, рис. За)

Каждый цвет изображает свой путь: красный - 1 клетка направо (показ), синий - 2 клетки направо, зеленый - 1 клетка вверх, желтый - 2 клетки вверх.

«На этой карточке цвета нарисованы друг за другом, тебе нужно строить лесенку, по очереди проводя те линии, которые обозначают цвета. Ты будешь строить лесенку на листочке в клеточку, начиная от этой точки и не отрывая карандаша от бумаги».

Серия 1 : «Желтый, синий, зеленый, красный, желтый, красный, зеленый, синий».

Серия 2 : «Зеленый, красный, желтый, синий, красный, зеленый, синий, желтый».

Серия 3 : «Синий, желтый, красный, зеленый, желтый, синий, красный, зеленый».

Вариант Б (приложение 1, рис. 36)

Фигурки разной формы обозначают определенное количество клеточек в определенном направлении.

«На этой карточке показаны обозначения для каждого хода. Ты будешь выполнять ходы по очереди так, как я буду называть или показывать».

Существенным для этой методики является то, что в случае, если ребенок плохо ориентируется в пространстве, направление стрелок показывает ему, в какую сторону двигаться.

Цель: диагностика умения действовать по правилу, заданному наглядно.

Анализ деятельности :

Ориентировка:

усвоение правил, предъявляемых в наглядном плане;

удержание инструкции по ходу выполнения задания;

поиск нужных ходов с ориентацией на правила выполнения задания.

Исполнение:

выбор и графическое выполнение правильных поворотов в нужной последовательности на листе в клетку.

Контроль:

проверка правильности выполнения.

Средства выполнения задания: карточка с обозначением направления и длины шага с помощью цвета, клетки на бумаге.

Материал: листок в клетку и карточка-инструкция.

Виды помощи:

1. Эмоциональная поддержка в ситуации неуверенности, при замедлении темпа.

2. Просьба повторить инструкцию при неверном соединении.

3. Повтор инструкции взрослым, если ребенок выполняет задание неверно и не может повторить инструкцию.

4. Просьба выполнить действие снова.

5. Повторное объяснение.

6. Выполнение действия взрослым (показ).

Оценка:

Количественная:

За каждый верный ход дается по 1 баллу. Максимальное количество баллов по каждой серии - 8, по всему заданию - 24 балла. Для ребенка младшего школьного возраста задания не должны вызывать затруднений, то есть нормой считается 24 балла.

Методика предполагает возможность включения разного числа фигур, использование разных обозначений и выстраивание цепочек разной длины. В этом случае оценка будет зависеть от количества элементов.

Качественная:

Анализ деятельности:

Ориентировка:

усвоение правил, предъявляемых в вербальном и наглядном плане (скорость усвоения);

удержание правил по ходу выполнения задания, выстраивание деятельности в соответствии с правилами.

Исполнение:

правильность выполнения поворотов в нужной последовательности.

Контроль:

замечает и может ли самостоятельно либо с помощью исправить ошибки.

Опыт использования методики показал, что затруднения вызывает прежде всего необходимость перекодировать цвет (фигуру) в линию, при успешном перекодировании выполнение последовательности действий дает дополнительную информацию о структуре произвольной сферы ребенка.

Результаты выполнения этого диктанта дополняют информацию, полученную другими способами. Если ребенок хорошо выполняет цветовой диктант, то причиной трудностей при выполнении предыдущих диктантов является плохое запоминание вербальных текстов или отсутствие мотивации к выполнению такого рода заданий. Если он также плохо выполняет цветовой диктант, это может выступать показателем низкого уровня сформированности произвольности: ребенок не может организовать действия по любым правилам. В этом случае необходимо включить в коррекционную программу игры с правилами, так как они имеют решающее значение для формирования непосредственных предпосылок учебной деятельности. В них ребенок научается сознательно подчиняться правилам. Важным является подготовительный этап (уяснение правила), поскольку здесь формируется ориентировка детей в деятельности. Кроме того, в ходе игры с правилами развивается общение детей по поводу игры, также подчиненной нормам и правилам. Начинать следует с одного правила, постепенно увеличивая их число и сложность по мере успешного выполнения заданий.

Эффективными являются настольные игры с правилами , так как они приближены к учебной деятельности по форме. Центральный момент настольных игр - это переориентировка ребенка с конечного результата на способы выполнения задания. Только опосредованные образцами и правилами формы деятельности приводят к успешному выполнению и выигрышу в конечном счете. Особенно важно использование настольных игр, потому что в них внешне представлены, материализованы как правила, так и процесс выполнения. При коррекции могут быть использованы специальные развивающие и коррекционные программы для группы детей (Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. Диагностика и коррекция произвольности в дошкольном и младшем школьном возрастах. М., 1999; Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. М., 1997; Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры для младших школьников. Волгоград, 1993).

В ходе обследования устанавливается, может ли ребенок удерживать в памяти правило, представленное наглядно, если он затрудняется удерживать его при выполнении диктанта Л.А. Венгера и Л.И. Цеханской. При несформированности умения действовать по правилу, представленному наглядно, строится коррекционная программа. Иногда бывает достаточно выполнить задание индивидуально, оказывая все виды помощи, а затем предложить ребенку аналогичные задания, варьируя последовательность цветов и форм. Для переноса результатов на другие виды деятельности необходимо создавать разные варианты правила, то есть различными цветами обозначать разные по направлению и длине (2 клетки, 3 клетки) линии. Можно увеличить набор обозначений, что позволит качественно отработать действие. Отработку можно проводить, используя и другой материал, в котором определенное действие закодировано каким-либо знаком. Это могут быть даже гимнастические движения, выполненные в определенном порядке в соответствии с цепочкой знаков, их обозначающих. Серия подобных заданий дана в учебнике-тетради для 1-го класса Н.Г. Салминой, О.В. Сильновой, О.Г. Филимоновой «Путешествие в мир знаков». (М., 1999). Занятия лучше проводить психологу, а также учителю, воспитателю группы продленного дня по развернутым рекомендациям или под наблюдением психолога.

3.3. Методика «Кубики Кооса»

В психолого-педагогической практике данная методика используется для выявления нарушений пространственной ориентации и конструктивного праксиса у детей. Однако, поскольку выполнение заданий методики предполагает, во-первых, анализ образца (который усложняется от задания к заданию), а во-вторых, осуществление последовательности операций при конструировании фигур по образцу (число которых возрастает), методику можно использовать и для диагностики уровня сформированности произвольной сферы ребенка. Очень важной здесь является возможность анализа произвольности на материальном уровне выполнения деятельности. Задача разбиения образца на фрагменты, соответствующие отдельным граням кубика (это предполагает наличие пространственной ориентировки и умения анализировать образец), для детей часто бывает трудна сама по себе. Так как для диагно­стики произвольности необходимо выявлять умение ребенка выполнять заданную последовательность действий, в случаях затруднений с выделением элементов, составляющих образцы, для облегчения анализа образца нужно использовать сетку, разбивающую картинку-образец на необходимые элементы. В этом варианте ребенок должен лишь правильно развернуть грань кубика в соответствии с элементом образца и выложить кубики последовательно.

Сетка может быть использована и как обучающее анализу средство, так как некоторым детям достаточно 1-2 предъявлений образцов с сеткой для перехода к самостоятельному анализу образцов. Выделяется группа детей, которые могут выполнять задания только с использованием сетки. В данном случае для нас важно выявление умения последовательно выстраивать узор.

При предъявлении заданий (их 7) необходимо каждый раз сначала давать целый образец и только при затруднении - образец с сеткой, расчленяющей его на отдельные составляющие.

Методика может быть предъявлена только в индивидуальной форме, поскольку анализ структуры деятельности может быть проведен именно в этих условиях. Время обследования - 10-15 минут.

Цель: диагностика умения анализировать наглядно представленный образец и составлять узор из кубиков.

Анализ деятельности :

Ориентировка:

разбиение целого образца на элементы-кубики в наглядном или материализованном плане;

выстраивание необходимой последовательности действий;

поиск нужной грани у кубика;

ориентация грани в пространстве (разворот кубика);

выстраивание очередности исполнения;

выделение совпадающих в образцах блоков.

Исполнение:

выбор грани кубика;

разворот кубика в пространстве;

выкладывание кубиков в нужной последовательности.

Контроль:

соотнесение результата с образцом;

анализ рассогласований;

коррекция выполнения.

Средства выполнения задания: наглядные образцы-картинки, сетка.

Материал: наглядные образцы-картинки и кубики Кооса. Сетка на прозрачной пленке, накладываемая на образец при затруднении (делит образец на отдельные кубики). (Приложение 1, рис. 4.)

Инструкция: «Перед тобой одинаковые кубики, на которых есть грани разного цвета (показ и перечисление). А это образцы-картинки, по которым тебе надо собрать из кубиков узор».

Виды помощи:

1. Поддержка при регуляции деятельности.

2. Указание «Будь внимательнее».

3. Сетка-разбивка целого образца на отдельные элементы при ошибочном выполнении.

4. Вопрос «Куда смотрит белый уголок?», если ребенок неправильно разворачивает грань кубика.

5. Объяснение.

Оценка:

Оценивается структура деятельности ребенка при выполнении заданий.

Анализ действия Операция Балл Качество выполнения операции
Ориентировочная часть действия Принятие задачи Не принимает, «соскальзывает», отвлекается
Принимает задачу
Ориентировка Хаотичная
Развернутая пошаговая
Свернутая (блоками)
План ориентировки Материальный (ставит кубики на соответствующую часть образца)
Материализованный (использует сетку)
Перцептивный
Исполнительная часть действия Визуальное разделение картинки Не может выделить элементы узора визуально
Выделяет с помощью сетки
Выделяет самостоятельно
Поворот кубика в нужном направлении Не может самостоятельно развернуть кубик правильно
Разворачивает кубик с помощью взрослого 1
Разворачивает самостоятельно
Соотнесение с образцом Не соотносит с образцом
Соотносит при указании взрослого
Соотносит самостоятельно
Соблюдение последовательности, соответствие ориентировке Хаотичное выполнение
Соскальзывание, выполнение с помощью взрослого
Самостоятельное соблюдение последовательности
Контрольная часть действия Контроль по окончании Отсутствие сличения с образцом
Сличение при указании взрослого
Самостоятельное сличение с образцом
Качество контрольной функции Сам исправляет ошибки
Исправляет ошибки при указании
Не может исправить ошибки
Максимальный балл

Количественная оценка в данном случае составляется на основе качественного анализа структуры деятельности и нужна она для того, чтобы определить, укладывается ли выполнение заданий в возрастной норматив. Для детей 7-8 лет высоким уровнем считается почти безошибочное выполнение. Если же ребенок получает 14 и менее баллов, количественную оценку следует дополнить содержательным анализом деятельности. Заключение составляется путем выписывания из таблицы характеристик действия, соответствующих тому баллу, который ставится ребенку. Например: «Ира принимает задачу, выполняет задания с интересом. Ориентировка - пошаговая, в перцептивном плане. В некоторых случаях затрудняется разворачивать кубик и разделять образец на единицы, но справляется с этим при указании «Будь внимательнее». Последовательность шагов соблюдает самостоятельно, ошибки исправляет сама при указании на них». Такое выполнение считается удовлетворительным.

Если младший школьник не может выполнить заданий без сетки (особенно с 1 по 4), то его деятельность нуждается в коррекции, так как налицо неумение анализировать образец. Для этого могут быть использованы сетка, кубики, следует заменить только образцы. Коррекцию можно строить на различном материале: мозаики, Puzzle, конструкторы, разрезные картинки и т.п. При неумении выделять элементы узора особое внимание следует обратить на обучение анализу образца, выделение ориентиров, соблюдение порядка. При необходимости можно прибегнуть к материализации (закрывать отдельные части образца или делить его на элементы).

Оценка уровня развития произвольности по методики «Кубики Кооса» для детей 8-9 лет (баллы)

3.4. Методика «Опосредованное запоминание» Лурия А.Р., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н.)

Цель: исследование логической памяти.

Стимульный материал : карточка с написанными в ряд-строчку словами: пожар, труд, дождь, ошибка, горе (5 слов).

Карточки с изображением предметов (5х5 см): 1 – столовый прибор, 2 – школьная доска, 3 – булочная, 4 – расческа, 5 – солнце, 6 – глобус, 7 – кувшин, 8 – петух, 9 – забор, 10 – детские штанишки, 11 – лошадь, 12 – уличный фонарь, 13 – ботинки, 14 – часы, 15 – заводские трубы, 16 – карандаш.

Проведение . При помощи ребенка разложить на стык картинки. Уточнить, знакомы ли они ему. Затем дать ребенку инструкцию: «Сейчас тебе нужно будет запомнить слова. Я буду говорить тебе слово, а ты, чтобы было легче запомнить, будешь выбирать какую-нибудь одну из картинок, но такую, которая потом поможет тебе вспомнить это слово.

Слова, которые я буду тебе говорить, нигде здесь не нарисованы, но всегда можно найти картинку, которая сможет тебе напомнить это слово».

Первым дается слово «пожар». Если ребенок в течение 15 секунд не начинает работать, то инструкция дается повторно (в уточненном варианте). «Тебе надо запомнить слово «пожар». Посмотри внимательно, какая картинка сможет тебе напомнить «пожар». Если ребенок не сможет сделать выбор, то ему дается урок на примере слова «пожар». Экспериментатор берет картинку заводских труб, и поясняет: «Видишь, здесь нарисованы заводские трубы. Из них идет дым. Этот дым тебе и напомнит потом слово «пожар», потому что при пожаре всегда идет дым».

Затем последовательно даются слова «дождь», «труд», «ошибка», «горе». На выбор картинки дается до 1 минуты, и если не смог, то дается следующее слово. Никакой обучающей помощи больше не оказывается. Время фиксируется. На проведение эксперимента отводится 10-12 минут.

Оценка:
а) понимание ребенком инструкции;
б) способность к нахождению опосредующих символов;
в) содержательность объяснения выбора;
г) продуктивность опосредования в целях запоминания.

3.5. Методика «Вставь картинку»

Поскольку развитие произвольности, согласно психологическим исследованиям, за­висит среди прочих условий и от развития воображения, то для выявления причин несформированности произвольной сферы целесообразно определять уровень развития воображе­ния и в случае низкого уровня его развития коррекционную работу проводить комплексно (воображение и произвольность). Для выявления уровня развития воображения существует много методик (П. Торренс, О.М. Дьяченко и др.). Применительно к проблеме произвольно­сти наиболее адекватной, на наш взгляд, является методика «Вставь картинку» Е.Е. Кравцо­вой и Е.Л. Горловой. Исходный вариант этой методики разработан С.Д. Забрамной для ис­следования воображения. Преодоление ситуативное™ является показателем развития вооб­ражения. Данная методика включена в комплекс методик диагностики развития произволь­ности, поскольку развитие надситуативности необходимо для планирования, прогнозирова­ния и др. Ситуации, представленные на картинке, могут быть интерпретированы по-разному, в зависимости от того, какая картинка выбирается для дополнения. Умение занимать надси­туативную позицию, менять замысел ситуации включается как необходимая составляющая произвольности. Методика может проводиться только в индивидуальном варианте.

Цель: диагностика умения действовать вне контекста ситуации, произвольно менять замысел ситуации, занимать надситуативную позицию.

Материал: 10 сюжетных картинок, к каждой из которых подбирается картинка с изображением соответствующего объекта.

Инструкция: «Перед тобой карточки с различными картинками. Посмотри внимательно, к какой из этих сюжетных картинок можно добавить недостающий предмет. Положи маленькие карточки рядом с соот­ветствующей большой картинкой. (После того как ребенок выполнит задание, маленькие карточки собирают­ся.) А теперь попробуй положить по-другому. Можно это сделать?»

Оценка:

При оценивании результатов важно учитывать, что для детей в возрасте 6 лет в ос­новном характерен первый уровень, ситуативное отношение к выполнению задания (зависи­мость от ситуации). Дети 7 лет переходят на второй уровень, когда происходит переструкту­рирование ситуаций, но все еще сохраняется зависимость от прошлого опыта ребенка («Так бывает»). Дети 8-11 лет способны занять надситуативную позицию, но их ответы распреде­ляются поровну между вторым и третьим уровнями. Коррекцию выполнения, не соответствующего возрасту, можно строить на основе со­ставления рассказов по картинкам - как сюжетным, так и предметным, выстраивая цепочку повествования при участии одного или нескольких детей.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991. - С. 159.

2. Дубровиной И.В. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной – СПб.: Питер, 2007.- С. 293

3. Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника. - М., МГППУ, 2006.


Похожая информация.


Шкалы:

Назначение теста

Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.

Инструкция к тесту

Вариант для детей:

«Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».

Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.

«Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь - и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Инструкция для взрослых:

«Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке».

«Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторить их, - и те, которые Вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. По рядок слов не важен».

Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5-6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Тест

Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь.

Обработка и интерпретация результатов теста

По полученному протоколу составляется график, кривая запоминания. По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на лишних словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.

Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвел 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.

Источники

Заучивание 10 слов (А.Р.Лурия) / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.92-94.

Цель диагностики

Методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.

Анализируемые показатели

  1. Объем слухоречевого запоминания;
  2. скорость запоминания данного объема слов;
  3. объем отсроченного воспроизведения;
  4. особенности мнестической деятельности (наличие литеральных или вербальных парафазий и т.п.);
  5. особенности слухового, в том числе фонематического восприятия.

Возраст.

Методика может быть использована в полном объеме, начиная с 7-летнего возраста. Запоминание в объеме 9+1 слово доступно здоровым детям. Отсроченное воспроизведение в объеме 8+2 слова доступно 80% детей данной возрастной группы.

Для детей младше 7-ми лет целесообразно использование меньшего объем словарного материала (5-8 слов).

Источник

Источник: Альманах психологических тестов. М., 1995.

www.metodi4ka.com Коллекция психологических методик 4

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель диагностики

Методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.

Анализируемые показатели

  • Объем слухоречевого запоминания;
  • скорость запоминания данного объема слов;
  • объем отсроченного воспроизведения;
  • особенности мнестической деятельности (наличие литеральных или вербальных парафазий и т.п.);
  • особенности слухового, в том числе фонематического восприятия.

Возраст.

Методика может быть использована в полном объеме, начиная с 7-летнего возраста. Запоминание в объеме 9+1 слово доступно здоровым детям. Отсроченное воспроизведение в объеме 8+2 слова доступно 80% детей данной возрастной группы.

Для детей младше 7-ми лет целесообразно использование меньшего объем словарного материала (5-8 слов).

Источник

Источник: Альманах психологических тестов. М., 1995.

www.metodi4ka.com Коллекция психологических методик 4

Оборудование .

Никакого специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем при остальных методиках, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно.

Материал.

Протокол с девятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющим: между собой никакой связи.

Стимульный материал.

Слова односложные или двусложные, имена существительные в единственном числе именительном падеже, не связанные между собой. Слова можно придумать самостоятельно.

Вот несколько вариантов слов для предъявления:

1. Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.

2. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.

3. Лес, хлеб, стул, брат, конь, гриб, мед, дом, мяч, куст.

4. Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь

Процедура исследования

Исследование состоит из нескольких этапов. Его проводят в паре испытуемый и экспериментатор. Испытуемого спрашивают о самочувствии и просят удобно расположиться за хорошо освещенным столом.

Испытуемому дается инструкция :

Инструкция: (вариант для детей) состоит из нескольких, этапов;

а) «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова; ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».

Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.

б) «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их

послушаешь и повторишь - и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Инструкция для взрослых:

а) «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова; можно в любом порядке».

б) «Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторить их, - и те, которые Вы уже назвали и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен».

Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5-6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне ещё раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час, испытуемый, по просьбе исследователя, воспроизводит, без предварительного зачитывания, запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.


Обработка результатов

На основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления может быть построен график: по горизонтали откладывается число повторений, по вертикали - число правильно воспроизведенных слов. Существенна прежде всего качественная оценка результатов исследования: по характеру выполнения методики можно судить об особенностях запоминания, воспроизведения и сохранения, а также утомляемости больных.

Протокол методики «Заучивание 10 слов»

Фамилия, имя, отчество -------------Дата ---Возраст-----
Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов

Набор слов

Порядок предъявления

Общее количество

воспроизведенных слов

Оценка результатов

В норме при первом предъявлении воспроизводится 3-5 слов, при пятом - 8-10. Отсроченное воспроизведение - 7 - 9 слов.

4 балла - Высокий уровень - запомнил 9 - 10 слов после 5-го предъявления, 8-9 слов при отсроченном воспроизведении.

3 балла - Средний уровень - запомнил 6 - 8 слов после 5-го предъявления, 5 - 7 слов при отсроченном воспроизведении.

2 балла - Ниже среднего - запомнил 3 - 5 слов после 5-го предъявления, 3 - 4 слова при отсроченном воспроизведении.

1 балл - Низкий уровень - запомнил 0 - 2 слова после 5-го предъявления, 0 - 2 слов при отсроченном воспроизведении, или в возрасте 6-7 лет не вступает в контакт, или не может себя организовать для выполнения данной деятельности.

Интерпретация результатов

По этому протоколу может быть составлена "кривая запоминания". Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной - число правильно воспроизведенных слов. По данному примерному протоколу кривая примет следующий вид.

Кривая запоминания.

По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания испытуемых. На большом количестве здоровых исследуемых установлено, что у здоровых людей, как взрослых, так и детей школьного возраста, кривая запоминания носит примерно такой характер: 5,7,9, или 6,8,9 или 5, 7,10 и т.д., т.е. к третьему повторению исследуемый воспроизводит 9 или 10 слов и при последующих повторениях удерживается на числах 9 или 10. В приведенном протоколе кривая (4,4,5,3,5) свидетельствует о плохой памяти и инактивности исследуемого. Кроме того, в этом протоколе отмечено, что исследуемый воспроизвел одно лишнее слово "огонь" и в дальнейшем при повторении "застрял" на этой ошибке. Такие повторяющиеся "лишние" слова, по наблюдениям некоторых психологов, встречаются при исследовании больных, страдающих текущими органическими заболеваниями мозга, а также иногда у больных шизофренией в период интенсивной медикаментозной терапии. Особенно много таких "лишних" слов продуцируют дети в состоянии расторможенности и взрослые по окончании или перед началом синдромов расстройств сознания. ………………………………………………………………………
"Кривая запоминания" может указывать и на ослабление активного внимания и на выраженную утомляемость испытуемых. Так, например, иногда он ко второму разу воспроизводит 8 или 9 слов, а затем после каждой пробы воспроизведения - все меньше и меньше. В жизни такой человек страдает обычно забывчивостью и рассеянностью, но в основе его забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания. Истощаемость внимания испытуемых не обязательно проявляется в кривой с резким спуском вниз, иногда кривая принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебаниях.

Кривая истощаемости внимания

В отдельных, сравнительно редких случаях, они воспроизводят одно и то же количество одних и тех же слов. Кривая имеет форму плато. Такое отсутствие нарастания удержания слов после их повторения свидетельствует об эмоциональной вялости испытуемых; нет отношения к исследованию, нет заинтересованности в том, чтобы запомнить побольше. ………………………………………………
Число слов, удержанных и воспроизведенных испытуемым час спустя после повторения, в большей мере свидетельствуют о памяти в узком смысле слова, т. е. о фиксации следов воспринятого.


Методика Мюнстерберга

Цель: изучение избирательности зрительного восприятия и устойчивости произвольного внимания.

Стимульный материал: набор букв, среди которых расположены 24 слова. Для исследования необходим секундомер.

бсолнце втргщоцэрайон згучновость ъхэьгчяфакт ьуэкзамен трочягщ
шгцкппрокурор гурсеабетеория мтоджебьамхоккей троиаафцуйгахт
телевизор болджщзхюэлгщьбпамять шогхеюжипдргщхщнздвосприятие
йцукендшизхьвафыпролдблюбовь абфырплослдспектакль ячсинтьбюн
бюерадость вуфциеждлоррпнарод шалдьхэшщгиернкуыфйшрепортаж экж
дорлафывюфбьконкурс йфнячыувскапрлличность зжэьеюдшщглоджинэп
рплавание дтлжэзбьтрдшжнпркывкомедия шлдкуйфотчаяние йфрлнь
ячвтлджэхьгфтасенлаборатория гшдщнруцтргшчтлроснование зхжьб
шдэркеятаопрукгвсмтрпсихиатрия бплмстчьйфясмтщзайэъягнтзхтм

Инструкция: «Вам предлагается беспорядочный набор букв. Просматривайте каждую строчку и найдите как можно больше осмысленных слов». Время выполнения – 2 минуты.

Интерпретация

1. Найдено не более 15 слов низкий уровень избирательности восприятия, снижение устойчивости внимания, низкая работоспособность.

Большинство психических расстройств проявляются в виде резкого снижения умственной работоспособности, снижении концентрации внимания. Нет критичного отношения к ошибкам.

Олигофрения: трудности связаны с малым словарным запасом больных, а также с низкой избирательностью восприятия, низкой концентрацией внимания.

Эпилепсия – темп работы очень медленный, частые возвраты к уже просмотренным ранее строкам.

Неспособность длительное время концентрировать внимание, быстрая утомляемость – характерно для неврастении. Критичное отношение к себе при этом сохраняется.

2. Найдено не более 20 слов – избирательность восприятия и устойчивость внимания на среднем уровне. Возможно состояние легкого утомления, стресса.

3. Если найдено 21–24 слова – высокая избирательность восприятия, высокая способность к концентрации внимания, хорошая обучаемость, благоприятное психическое состояние.

Методика А.Р.Лурии «Запоминание 10 слов»

Цель: изучение продуктивности кратковременной и долговременной памяти, динамики умственной работоспособности.

Стимульный материал: 10 слов

Инструкция состоит из нескольких этапов:

Первое объяснение. «Сейчас я прочитаю вам 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же запишите столько, сколько запомните. Записывать можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»

Продолжение инструкции. «Сейчас я снова прочту вам те же самые слова, и вы опять должны записать их - и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили, - все вместе, в любом порядке».

Затем опыт снова повторяется 3-й, 4-й и 5-й раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

Важно: испытуемый не должен видеть слова, написанные им ранее (их следует прикрывать, или давать испытуемому каждый раз новые, заранее пронумерованные листки бумаги).

Спустя 1 час снова спросить у испытуемого эти слова (без напоминания).

Обработка результатов: составляется график продуктивности памяти («кривая запоминания»)

Ось Х - пробы (от 1 до 5).

Ось Y – количество правильно воспроизведенных слов.

Интерпретация:

У здоровых людей, как взрослых, так и детей школьного возраста, кривая запоминания носит возрастающий характер: например, 5, 7, 8, 8, 10.

Число слов, удержанных и воспроизведенных испытуемым через 1 час после повторения, в большей мере свидетельствует о продуктивности долговременной памяти.

Повторяющиеся «лишние» слова , по наблюдениям некоторых психологов, встречаются при исследовании больных, страдающих текущими органическими заболеваниями мозга, а также иногда у больных шизофренией в период интенсивной медикаментозной терапии. Особенно много таких «лишних» слов продуцируют дети в состоянии расторможенности и взрослые по окончании или перед началом синдромов расстройств сознания.

«Кривая запоминания» (спуск вниз) может указывать и на ослабление активного внимания, и на выраженную утомляемость испытуемого. В жизни такой человек страдает обычно забывчивостью и рассеянностью, но в основе его забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания.

Зигзагообразный характер кривой , свидетельствует о неустойчивости внимания, о его колебаниях.

Кривая формы плато . Сохранение одного и того же количества слов после ряда повторений свидетельствует об эмоциональной вялости испытуемых; возможно нет мотивации к исследованию, нет заинтересованности в том, чтобы запомнить больше.

Методика «Пиктограммы»

Цель: диагностика ассоциативного мышления и продуктивности опосредованного запоминания.

Стимульный материал: набор из 9 слов и словосочетаний.

Вариант 1 Вариант 2

Инструкция: «Я буду называть слова и целые выражения, которые вы должны будете запомнить. Для того чтобы легче было запомнить, вы должны к каждому слову нарисовать что-либо такое, что бы могло помочь вам вспомнить заданное слово. Качество рисунка роли не играет, можно нарисовать что угодно и как угодно, лишь бы вам это смогло напомнить заданное слово - как узелок на память завязывают».

После выполнения задания листок с рисунками откладывают в сторону и лишь в конце исследования (спустя 1 час) предлагают испытуемому припомнить по рисункам заданные слова. Припоминание можно предлагать в произвольном порядке. Можно предложить испытуемому записывать под рисунком слово или выражение, которое было ему задано.

Обязательно следует спросить, как удалось ему вспомнить слово, чем помог ему рисунок.

Обработка результатов: составление протокола

Интерпретация

Количество слов, названных правильно:

7-9 – норма

5-6 – легкое снижение памяти

4 и менее – выраженное снижение памяти

Типы пиктограмм:

Конкретные образы (К) - образы, соотнесённые с конкретными ситуациями (где есть человек).

Абстрактные (Аб) – неопределенные линии, штрихи, фигуры.

Атрибутивные (Ат) - по принципу принадлежности («темная ночь» – луна, звезды)

Метафорические (М) – «справедливость» - изображены весы

Геометрические, графические символы (С) – «развитие» – спираль, стрела

Индивидуально значимые (ИЗ) – образы, значимые для данного испытуемого, связанные с его личным опытом.

Пиктограммы здоровых испытуемых:

Рисунки разнообразны по типам

Выбираются образы, адекватные словам

Рациональное, логичное объяснение связи пиктограммы и слова

Отсутствие стереотипии (полностью одинаковых рисунков)

Нет нарушений опосредованного запоминания (точно воспроизведено 7-9 слов)


Определение памяти

Память - это психическое свойство человека, способность к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации. Другое определение, говорит: память - это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве. Память трудно свести к одному понятию. Но подчеркнем, что память - это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека. Память - это сложная структура нескольких функций или процессов, обеспечивающих фиксацию прошлого опыта человека. Память можно определить как психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Три указанных функции являются основными для памяти.

Еще один важный факт: память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта: интеллектуальный, эмоциональный, и моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше, чем интеллектуальная память о конкретных событиях.

Основные черты памяти

Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти - это: длительность, быстрота, точность, готовность, объём (запоминания и воспроизведения). От этих характеристик зависит то, насколько продуктивна память человека. Данные черты памяти будут упоминаться ниже в этой работе, а пока - краткая характеристика черт продуктивности памяти:

1. Объём - способность одновременно сохранять значительный объём информации. Средний объём памяти - 7 элементов (единиц) информации.

2. Быстрота запоминания - отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специальной тренировки памяти.

3. Точность - точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. Эта черта очень важна в обучении.

4. Длительность – способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт. Очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей спустя много лет (развита долговременная память), некоторые забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный характер.

5. Готовность к воспроизведению - способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт.

Виды и формы памяти

Существуют разные классификации видов человеческой памяти:

1. По участию воли в процессе запоминания;

2. По психической активности, которая преобладает в деятельности.

3. По продолжительности сохранения информации;

4. По сути предмета и способа запоминания.

По характеру участия воли.

По характеру целевой деятельности память подразделяют на непроизвольную и произвольную.

1) Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий.

2) Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.

Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который важен, имеет большое значение.

По характеру психической деятельности.

По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на двигательную, эмоциональную (аффективную), образную и словесно-логическую.

1) Двигательная (кинетическая) память есть запоминание и сохранение, а при необходимости, воспроизведение многообразных, сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков. Все ручные движения человека связаны с этим видом памяти. Эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима для нормального развития ребенка.

2) Эмоциональная память – память на переживания. Особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то, что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Доказано, что существует связь между приятностью переживания, и тем, как оно удерживается в памяти. Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем неприятные. Человеческая память вообще оптимистична по природе. Человеку свойственно забывать неприятное; воспоминания о страшных трагедиях, с течением времени, утрачивают свою остроту.

Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано: в младенчестве (около 6 мес.).

3) Образная память - связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. Данная память начинает проявляться к возрасту 2-х лет, и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту. Образы могут быть разными: человек запоминает как образы различных предметов, так и общее представление о них, с каким-то абстрактным содержанием. В свою очередь, образную память делят по виду анализаторов, которые участвуют при запоминании впечатлений человеком. Образная память может быть зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной и вкусовой.

У разных людей более активны разные анализаторы, но как было сказано в начале работы, у большинства людей лучше развита зрительная память.

· Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно имеют хорошо развитое воображение и способны «видеть» информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств. Зрительная память очень важна для людей некоторых профессий: художников, инженеров, конструкторов. Упомянутое раньше эйдетическое зрение, или феноменальная памят ь, также характеризуется богатым воображением, обилием образов.

· Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки. Такая память особенно необходима при изучении иностранных языков, музыкантам, композиторам.

· Осязательная, обонятельная и вкусовая память – это примеры памяти, (существуют и другие виды, которые не будут упомянуты), не играющей существенной роли в жизни человека, т.к. возможности такой памяти очень ограниченны и ее роль – это удовлетворение биологических потребностей организма. Эти виды памяти развиваются особенно остро у людей определенных профессий, а также в особых жизненных обстоятельствах. (Классические примеры: слепорожденные и слепоглухонемые).

4) Словесно-логическая память - это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика. В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи в тексте, и только после этого запомнить материал. Людям с развитой словесно-логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы. Этим типом памяти, в сочетании со слуховой, обладают ученые, а так же опытные лекторы, преподаватели вузов и т.д. Логическая память при ее тренировке дает очень хорошие результаты, и более эффективна, чем простое механическое запоминание. Некоторые исследователи считают, что эта память формируется и начинает " работать" позже других видов. П.П. Блонский называл ее " память-рассказ". Она имеется у ребенка уже в 3-4 года, когда начинают развиваться самые основы логики. Развитие логической памяти происходит с обучением ребенка основам наук.

По продолжительности сохранения информации:

1) Мгновенная или иконическая память

Данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти - от 0,1 до 0,5с. Часто, в этом случае, человек запоминает информацию без сознательных усилий, даже против своей воли. Это память-образ.

Индивид воспринимает электромагнитные колебания, изменения давления воздуха, изменение положения объекта в пространстве, придавая им определённое значение. Стимул всегда несёт в себе определённую информацию, специфичную лишь для него. Воздействующие на рецептор в сенсорной системе физические параметры стимула преобразуются в определённые состояния центральной нервной системы (ЦНС). Установление соответствия между физическими параметрами стимула и состоянием ЦНС невозможно без работы памяти. Данная память проявляется у детей еще в дошкольном возрасте, но с годами ее значение для человека возрастает.

2) Кратковременная память

Сохранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Эта память работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. В памяти сохраняются самые существенные элементы воспринятого образа. Кратковременная память " включается", когда действует, так называемое, актуальное сознание человека (т.е. то, что осознается человеком и как-то соотносится с его актуальными интересами и потребностями).

Информация вводится в кратковременную память с помощью обращения внимания на нее. Например: человек, сотни раз видевший свои наручные часы, может не ответить на вопрос: «Какой цифрой - римской или арабской - изображена на часах цифра шесть?». Он никогда целенаправленно не воспринимал этот факт и, таким образом, информация не отложилась в кратковременной памяти.

Объем кратковременной памяти очень индивидуален, и существуют разработанные формулы и методы для ее измерения. В связи с этим необходимо сказать о такой ее особенности, как свойство замещения . Когда индивидуальный объем памяти переполняется, новая информация частично замещает уже хранящуюся там, а прежняя информация часто безвозвратно исчезает. Хорошим примером могут быть трудности при запоминании обилия фамилий и имён людей, с которыми мы только что познакомились. Человек способен удержать в кратковременной памяти не больше имен, чем позволяет его индивидуальный объем памяти.

Сделав сознательное усилие, можно удержать информацию в памяти дольше, что обеспечит её перевод в оперативную память. Это лежит в основе запоминания путем повторения.

На самом деле, кратковременная память играет важнейшую роль. Благодаря кратковременной памяти перерабатывается громадный объём информации. Сразу же отсеивается не нужная и остается то, что потенциально полезно. В результате, не происходит перегрузки долговременной памяти излишними сведениями. Кратковременная память организовывает мышление человека, так как мышление «черпает» информацию и факты именно из кратковременной и оперативной памяти.

3) Оперативнаяпамять – это память, рассчитанная на сохранение информации в течение определённого, заранее заданного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней.

После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти. Хорошим примером может быть информация, которую пытается вложить в себя студент на время экзамена: четко заданы временные рамки и задача. После сдачи экзамена снова наблюдается полная " амнезия" по данному вопросу. Этот вид памяти является, как бы переходным от кратковременной к долговременной, так как включает в себя элементы и той, и другой памяти.

4) Долговременнаяпамять - память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока.

Эта память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время. Человек должен переключиться с одного процесса на другой: с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса несовместимы и их механизмы полностью разные.

Интересно, что чем чаще воспроизводится информация, тем прочнее она закрепляется в памяти. Иными словами, человек может в любой нужный момент припомнить информацию с помощью усилия воли. Интересно заметить, что умственные способности не всегда являются показателем качества памяти. Например, у слабоумных людей, иногда встречается феноменальная долговременная память.

Почему же для восприятия информации необходима способность к её сохранению? Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, человек имеет дело в каждый момент времени лишь с относительно небольшими фрагментами внешнего окружения. Чтобы интегрировать эти разделённые во времени воздействия в целостную картину окружающего мира, эффекты предшествовавших событий при восприятии последующих должны быть, так сказать, «под рукой». Вторая причина связана с целенаправленностью нашего поведения. Приобретаемый опыт должен запоминаться в таком виде, чтобы его можно было успешно использовать для последующей регуляции направленных на достижение сходных целей форм поведения. Хранящаяся в памяти человека информация оценивается им с точки зрения значения её для управления поведением и в соответствии с этой оценкой удерживается в различной степени готовности.

Человеческая память ни в малейшей степени не пассивный хранитель информации – это активная деятельность.



Что еще почитать