Циолковский биография кратко для детей. Основные даты жизни и творчества к. э. циолковского. Циолковский как противник теории относительности Эйнштейна

Карамзин Николай Михайлович является знаменитым русским историком, а также литератором. При этом он занимался издательством, реформаторством русского языка и был ярчайшим представителем эпохи сентиментализма.

Так как литератор родился в дворянской семье, он получил отличное начальное домашнее образование. Позже он поступил в дворянский пансион, где и продолжил собственное обучение. Также в период с 1781 по 1782 год Николай Михайлович посещал важные университетские лекции.

В 1781 году Карамзин отправился на службу в петербургский гвардейский полк, где и началось его творчество. После смерти собственного отца литератор положил конец военной службе.

С 1785 года Карамзин вплотную начинает развивать свои творческие способности. Он переезжает в Москву, где вступает в «Дружеское ученое сообщество». После этого знаменательного события Карамзин участвует в выпуске журнала, а также сотрудничает с различными издательствами.

На протяжение нескольких лет литератор путешествовал по странам Европы, где знакомился с различными выдающимися людьми. Именно это и послужило дальнейшему развитию его творчества. Было написано такое произведение, как «Письма русского путешественника».

Подробнее

Будущий историк по имени Николай Михайлович Карамзин был рожден в городе Симбирске, 12 декабря 1766 в семье потомственных дворян. Свои самые первые начальные основы образования, Николай получил дома. После получения начального образования, отец отдал в дворянский пансеон, который находился в Симбмрске. А в 1778 году, он перевез сына в московский пансион. Помимо основного образования, юный Карамзин так же очень сильно увлекался иностранными языками и параллельно посещал лекции.

После окончания своего образования, в 1781 году, Николай по совету своего отца пошел на военную службу, в элитный на то время, Преображенский полк. Дебют Карамзина, как писателя состоялся в 1783, с произведением под названием "Деревянная нога". В 1784 Карамзин решил закончить свою карьеру военного и поэтому вышел в отставку, со званием поручика.

В 1785 после окончание своей военной карьеры, Карамзин принимает волевое решение переехать из Симбмрска, в котором он родился и прожил почти всю жизнь, в Москву. Именно там литератор познакомился с Новиковым и Плещеевыми. Так же, находясь в Москве он увлекся масонством и по этой причине он вступил в масонский кружок, там он заводит общение с Гамалеей и Кутузовым. Помимо своего увлечения он так же занимается изданием своего первого детского журнала.

Помимо написания собственных трудов, Карамзин так же занимается переводами различных произведений. Так в 1787 году он переводит трагедию Шекспира - "Юлий Цезарь". Уже через год он переводит "Эмилия Галотти" написанное Лессингом. Первое же произведение целиком и полностью написанное Карамзином вышло в 1789 году и назвалось оно "Евгений и Юля", публиковалось оно в журнале под названием "Детское чтение"

В 1789-1790 Карамзин решает разнообразить свою жизнь и поэтому отправляется в путешествие по всей Европе. Писатель посетил такие основные страны, как Германия, Англия, Франция, Швейцария. Во время своего путешествия Карамзин познокомился со многими известными историческими личностями того времени, например Гердер и Бонне. Ему даже удалось поприсутствовать на выступлениях самого Робеспьера. Во время путешествия он непросто любовался красотами Европы, но и все это тщательно описывал, после чего назвал этот труд "Письма русского путешественника".

Подробная биография

Николай Михайлович Карамзин – величайший русский писатель и историк, основатель сентиментализма.

Николай Михайлович Карамзин появился на свет 12 декабря 1766 года в Симбирской губернии. Его отец был потомственным дворянином и обладал собственным имением. Как и большинство представителей высшего общества, Николай получил домашнее образование. В подростковом возрасте он покидает родной дом и поступает в Московский университет Иоганна Шадена. Он делает успехи в изучении иностранных языков. Параллельно с основной программой, парень посещает лекции известных просветителей и философов. Там же и начинается его литературная деятельность.

В 1783 Карамзин становится солдатом Преображенского полка, где служит вплоть до смерти своего отца. После извещения о его кончине, будущий писатель отправляется на свою родину, где и остаётся жить. Там он знакомится с поэтом Иваном Тургеневым, состоящим в масонской ложе. Именно Иван Сергеевич предлагает Николаю присоединиться к этой организации. После вступления в ряды масонов, юный поэт увлекается литературой Руссо и Шекспира. Его мировоззрение постепенно начинает меняться. В итоге, увлечённый европейской культурой, он разрывает все связи с ложей и отправляется в путешествие. Посещая ведущие страны того периода, Карамзин становится свидетелем революции во Франции и приобретает новых знакомых, самым известных из которых был популярный философ того времени Иммануил Кант.

Вышеуказанные события очень сильно вдохновили Николая. Находясь под впечатлением, он создаёт документальную прозу “Письма русского путешественника”, где в полной мере изложены его чувства и отношение ко всему происходящему на Западе. Читателям понравился сентиментальный стиль. Заметив это, Николай начинает работу над эталонным произведением этого жанра, известного под названием “Бедная Лиза”. В нём раскрываются мысли и переживания разных героев. Данное произведение было положительно воспринято в обществе, оно фактически сместило классицизм на нижний план.

В 1791 году Карамзин занимается журналистикой, работая в газете “Московский журнал”. В нём он издаёт свои собственные альманахи и иные произведения. Кроме этого, поэт работает над обзорами театральных постановок. Вплоть до 1802 года Николай занимается публицистикой. За этот период Николай сближается с царским двором, активно общается с императором Александром 1-ым, их часто замечали за прогулками в садах и парках, публицист заслуживает доверие правителя, фактически становится его приближённым. Через год он меняет свой вектор на исторические записки. Идея создания книги, повествующей об истории России охватила писателя. Получив титул историографа, он пишет своё самое ценное творение “История государства Российского”. Было выпущено 12 томов, последний из которых был закончен к 1826 году в Царском Селе. Здесь же Николай Михайлович и провёл свои последние годы жизни, умерев 22 мая 1826 из-за простудного заболевания.

«Бедная Лиза» (краткое содержание повести-символа эпохи сентиментализма русской литературы будет изложено в статье) - история о простой девушке. Конечно же, передать все впечатление и весь сюжет, казалось бы, небольшого произведения невозможно в столь сжатой форме.

Автор - выдающийся историк Н.Карамзин. «Бедная Лиза» (краткое содержание можно будет прочитать ниже) - это сентиментальная повесть, ставшая образцом этого направления в русской классике. Итак, действия описываемых событий происходят в окрестностях Москвы…

«Бедная Лиза»: краткое содержание

Недалеко от монастыря стоит домик, где живет главная героиня. Ее отец был честным крестьянином. После его смерти Лизе и ее матери пришлось отдать землю в наем за небольшие деньги. Несмотря на это, девушка продолжала усердно трудиться. Однажды Лиза отправилась на базар продавать ландыши. Там к ней подошел приятный молодой человек по имени Эраст. Он был красив собой, статен и богат. Он вел довольно свободный образ жизни. Эраст предложил девушке за букет рубль, но она, в силу своей скромности, взяла лишь 5 копеек (этот пересказ текста - краткое содержание). Бедная Лиза на следующий день снова набрала букет, но Эраст так и не пришел. Но на следующий день дворянин навестил девушку в ее доме. С тех пор они стали часто встречаться.

Эраст увидел в простой девушке то, о чем всегда мечтал: покой и любовь. Он устал от света, от искусственных отношений и разгульного образа жизни. С Лизой он был спокоен и счастлив. Во время очередной их встречи девушка призналась, что ее хотят выдать замуж за богатого крестьянина. Лиза бросилась в объятия молодого человека, и «в сей час надлежало погибнуть непорочности». Бедная Лиза (краткое содержание повести должно побудить к прочтению оригинала) продолжала встерчаться со своим возлюбленным, но теперь отношение Эраста изменилось: он больше не видел в ней того чистого ангела. Позже он уходит на войну.

Через два месяца Лиза вновь оказалась в городе, где увидела своего возлюбленного в богатой карете. Девушка бросилась ему на шею, но он отверг ее объятия, привел в кабинет и сообщил, что женится на богатой вдове, так как проиграл почти все свое состояние. Эраст отдает девушке сто рублей просит забыть его. Лиза не выдерживает такой обиды. По дороге домой она встречает свою соседку, которой отдает деньги и просит сказать матери, что ее обманул любимый человек. Лиза бросается в воду. Эраст, узнав о смерти девушки, винит себя до конца своих дней.

Николай Карамзин написал замечательную сентиментальную повесть «Бедная Лиза» (краткое содержание не передает всей силы произведения). Эта повесть стала основой многих женских романов, стала основой для создания фильмов и просто образцом сентиментализма в русской и мировой классической литературе. Захватывающая история любви обычной крестьянки и ветреного дворянина заставила всколыхнуться умы того времени и заставляет современных людей на одном дыхании читать повесть. Это и есть классика жанра.

Родился 12 декабря 1766 года в селе Знаменское, Симбирская губерния. Отец - Михаил Егорович Карамзин (1724-1783), военный, дворянин. Учился в Москве, в пансионе профессора Московского университета И. Шадена. В 1783 году поступил на службу в Преображенский гвардейский полк, но вскоре вышел в отставку. С 1789 по 1790 годы совершил поездку по Европе. В 1803 году был назначен Александром I на должность историографа. В 1818 году выпустил в продажу первые восемь томов «Истории государства Российского». Был дважды женат и имел 10 детей. Умер 3 июня 1826 г. в Санкт-Петербурге в возрасте 59 лет. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Основные произведения: «История государства российского», «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «Письма русского путешественника» и другие.

Краткая биография (подробно)

Николай Михайлович Карамзин – выдающийся русский писатель и историк, представитель эпохи сентиментализма, почетный член Императорской АН, реформатор русского языка. Родился 12 декабря 1766 года в родовом поместье в Симбирской губернии. Отец был отставным капитаном и дворянином. До 1778 года Николай был на домашнем обучении, затем поступил в Московский пансион при университете. Через несколько лет был отправлен на службу в гвардейский полк в Петербурге. Первые литературные очерки относятся именно ко времени военной службы.

Уйдя в отставку, писатель отправился в Симбирск. Там он вступил в масонскую ложу. Спустя некоторое время переехал в Москву, где познакомился с такими писателями как Н. И. Новиковым, А. А. Петровым и другими. С 1789 по 1790 годы путешествовал по Европе, где встречался с И. Кантом. Результатом этой поездки стали «Письма русского путешественника», сразу же прославившие Карамзина как писателя. Вернувшись на родину, он поселился в Москве и работал профессиональным писателем и журналистом.

Настоящую славу ему принесла повесть «Бедная Лиза», написанная в 1792 году. За ней последовал ряд сборников, включая «Пантеон иностранной словесности» и «Аноиды». Именно труды Карамзина превратили сентиментализм в ведущее литературное течение в России. В 1803 году император Александр I даровал ему звание историографа. Вскоре появилась «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях». Этой работы писатель пытался доказать, что страна не нуждается в каких-либо реформах и преобразованиях.

В 1818 году вышла в свет книга «История государства российского», впоследствии изданная на многих европейских языках. Работа над историей страны сблизила писателя с царем, поэтому он вскоре переехал ближе ко двору в Царское село. К концу жизни Карамзин стал ярым последователем абсолютной монархии. Писатель скончался в результате сильнейшей простуды 22 мая (3 июня) 1826 года в Петербурге.

Очень краткое содержание (в двух словах)

У главной героини Лизы, умер отец, мать была больна, поэтому они жили в бедности и ей приходилось много трудиться. Она не гнушалась любой работы и однажды поехала в Москву продавать ландыши. Там у неё купил цветы богатый молодой человек, который произвёл на неё хорошее впечатление. Его звали Эрастом и вскоре они стали встречаться. Через некоторое время, мать нашла для Лизы жениха, но Эраст поклялся ей, что любит её и она бросилась в его объятия. После этого случая, он её разлюбил. Эраст уехал в армию, пообещав к ней вернуться. Через пару месяцев, она неожиданно встречает его на улице. Он признаётся ей, что помолвлен и просит его больше не тревожить. В страшном горе она доходит до пруда и бросается в омут. Эраст всю жизнь был несчастен и считал себя виноватым в смерти Лизы.

Краткое содержание (подробно)

Повесть начинается с рассуждений автора о Москве­ её окрестностях, о том, как они хороши особенно башни Симонова монастыря. Отсюда виднеется вся Москва с многочисленными домами, церквями, пастбищами и рощами. На горизонте виднеются Воробьевы горы, и блистает златоглавый Данилов монастырь, окруженный густой зеленью древних вязов. Прогуливаясь среди развалин монастыря, автор думает про прежних обитателей и вспоминает о плачевной судьбе бедной девушки Лизы . Примерно в семидесяти саженях от монастыря располагается пустая полуразрушенная хижина, в которой девушка когда-то жила вместе со своей пожилой матерью.

Отец девушки был достойным человеком, любил работать и хорошо зарабатывал. Его считали зажиточным поселянином. После его смерти, жена с дочерью обеднели. Пожилая женщина с годами становилась слабее и уже не могла работать. Одна Лиза, не щадя себя, своей молодости и красоты, трудилась днями и ночами. Она ткала холсты, вязала чулки, собирала ягоды и цветы, а затем продавала их в Москве. В целом, она росла очень нежной и благодарной дочерью.

Однажды весной, спустя два года после смерти отца, Лиза приехала в Москву продавать ландыши и встретила молодого человека. Он был красив, любезен и хорошо одет. Вместо привычных пяти копеек за цветы, он дал ей рубль. Однако Лиза отказалась брать так много и взяла только то, что полагалось. Он не настаивал, но просил впредь продавать все цветы только ему. Вернувшись домой, она рассказала об этом случае матери . Та похвалила её и сказала, что дочь правильно поступила.

На следующий день Лиза нарвала лучших ландышей и отправилась в Москву. Не увидев там молодого человека, она бросила все цветы в реку и с грустью вернулась домой. Следующим вечером незнакомец сам появился у ее дома. Он представился Эрастом и подтвердил, что в будущем собирается покупать у них все цветы, которые Лиза соберет. И девушке необязательно каждый день ездить в Москву, так как он сам может за ними заезжать. Старушку-мать обрадовало это известие, и она согласилась. Тем более молодой человек показался ей довольно любезным и учтивым.

Как оказалось, Эраст был богатым дворянином с добрым сердцем и изрядным умом, лишь немного ветреный и слабый. Он думал лишь о своих удовольствиях, вел неправильный образ жизни, искал легких забав в свете, а не найдя огорчался и сетовал на судьбу. Естественная красота и непорочность Лизы поначалу его сильно пленили. Ему показалось, что он нашел то, что давно искал. Так начались их долгие свидания, прогулки вдоль реки или под тенью дубов. Даже когда они обнимались, объятия их были чисты и наивны.

Прошло несколько недель. Казалось, их счастью ничто не может помешать. Но однажды вечером Лиза выглядела печальной. Она рассказала Эрасту, что к ней сватается какой-то богатый жених – сын зажиточного крестьянина. Мать не прочь, чтобы она вышла за него замуж. Молодой человек, недолго думая, пообещал девушке, что всегда будет о ней заботиться, после смерти матери заберет ее к себе, и они будут жить неразлучно до конца дней. Когда Лиза напомнила, что он дворянин, а она крестьянка, он сказал, что для него это не имеет никакого значения. Главное ее невинная и чистая душа. В этот миг Лиза бросилась в объятия Эраста, и они стали близки.

После этого Эраст изменился. Она больше не была для него символом непорочности. Его чувства к Лизе исчезли. Свидания изредка продолжались, но все изменилось. Лиза замечала в нем эти перемены и это ее огорчало. Он даже стал избегать ее. Однажды после пяти дней отсутствия, он пришел и сказал, что уходит на службу в армию. При этом, он оставил матери девушки деньги, чтобы Лиза ни в чем не нуждалась в его отсутствие. Он обещал вернуться и никогда с ней не расставаться. Лиза очень тяжело переживала разлуку с любимым, прощаясь, плакала. Каждый день она просыпалась с мыслью о любимом Эрасте и о том, как они счастливо заживут, когда он вернется.

Прошло пару месяцев. Однажды Лиза отправилась в Москву купить розовой воды, которой ее мать лечила глаза. На одной из широких улиц она увидела своего возлюбленного, проезжающего в роскошной карете. Карета остановилась у большого дома. Когда Эраст вышел, он почувствовал на себе объятия Лизы. Ни говоря, ни слова, он отвел девушку в кабинет, где рассказал, что обстоятельства переменились, и теперь он помолвлен. Сказав это, он дал ей сто рублей и просил больше не беспокоить.

Не успев опомниться, Лиза оказалась на улице. Не в силах поверить услышанному, она брела куда глаза глядят. Выйдя из города, она все брела, пока не оказалась на берегу глубокого пруда. Когда-то у этого пруда она прогуливалась с любимым. Воспоминания о былом повергли ее в глубокую задумчивость. По дороге шла соседская девочка. Завидев ее, Лиза отдала ей все деньги, которые у нее были, и просила передать их матери. Также просила поцеловать ее и попросить, чтобы простила бедную дочь. Затем она бросилась в воды пруда, и спасти ее уже не смогли. Ее погребли тут же, под сенью вековых дубов.

Узнав о страшной смети дочери, старушка-мать не выдержала удара и тоже скончалась и хижина опустела. Эраст до конца жизни был несчастен и считал себя убийцей девушки. На самом деле, он не обманул её, когда сказал, что уходит на службу. Однако там он много играл в карты и вел легкомысленный образ жизни. В итоге он проиграл все состояние и вынужден был жениться на богатой вдове, которая давно была в него влюблена. Всю жизнь Эраст раскаивался в содеянном. Он сам поведал автору эту печальную историю и привел его к могиле Лизы. Автор заканчивает повесть словами: “Теперь, может быть, они уже помирились”.

Н иколай Михайлович Карамзин - великий русский писатель, крупнейший литератор эпохи сентиментализма. Писал художественную прозу, лирику, пьесы, статьи. Реформатор русского литературного языка. Создатель «Истории государства Российского» - одного из первых фундаментальных трудов по истории России.

«Любил грустить, не зная о чем…»

Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года в селе Михайловка Бузулукского уезда Симбирской губернии. Вырос в деревне отца, потомственного дворянина. Интересно, что род Карамзиных имеет тюркские корни и происходит от татарского Кара-мурзы (аристократического сословия).

О детстве писателя известно немного. В 12 лет его отправляют в Москву в пансион профессора Московского университета Иоганна Шадена, где молодой человек получает первое образование, изучает немецкий и французский языки. Еще через три года он начинает посещать лекции знаменитого профессора эстетики, просветителя Ивана Шварца в Московском университете.

В 1783 году по настоянию отца Карамзин поступает на службу в Преображенский гвардейский полк, но вскоре выходит в отставку и уезжает в родной Симбирск. В Симбирске происходит важное для молодого Карамзина событие - он вступает в масонскую ложу «Золотого венца». Это решение сыграет свою роль чуть позже, когда Карамзин вернется в Москву и сойдется со старым знакомым их дома - масоном Иваном Тургеневым , а также писателями и литераторами Николаем Новиковым, Алексеем Кутузовым, Александром Петровым. Тогда же начинаются первые попытки Карамзина в литературе - он участвует в издании первого русского журнала для детей - «Детское чтение для сердца и разума». Четыре года, проведенных им в обществе московских масонов, оказали серьезное влияние на его творческое развитие. В это время Карамзин много читает популярных тогда Руссо, Стерна, Гердера, Шекспира , пробует переводить.

«В кружке Новикова началось образование Карамзина, не только авторское, но и нравственное».

Литератор И.И. Дмитриев

Человек пера и мысли

В 1789 году следует разрыв с масонами, и Карамзин отправляется путешествовать по Европе. Он объехал Германию, Швейцарию, Францию и Англию, останавливаясь преимущественно в больших городах, центрах европейского просвещения. Карамзин посещает Иммануила Канта в Кёнигсберге, становится свидетелем Великой французской революции в Париже.

Именно по результатам этой поездки он пишет знаменитые «Письма русского путешественника». Эти очерки в жанре документальной прозы быстро обрели популярность у читателя и сделали Карамзина известным и модным литератором. Тогда же, в Москве, из-под пера литератора появляется на свет повесть «Бедная Лиза» - признанный образец русской сентиментальной литературы. Многие специалисты по литературоведению считают, что именно с этих первых книг начинается современная русская литература.

«В начальный период его литературной деятельности Карамзину был свойствен широкий и политически довольно неопределенный «культурный оптимизм», вера в спасительное влияние успехов культуры на человека и общество. Карамзин уповал на прогресс наук, мирное улучшение нравов. Он верил в безболезненное осуществление идеалов братства и гуманности, пронизывавших литературу XVIII века в целом».

Ю.М. Лотман

В противовес классицизму с его культом разума, по следам французских литераторов Карамзин утверждает в русской литературе культ чувств, чувствительности, сострадания. Новые «сентиментальные» герои важны прежде всего способностью любить, отдаваться чувствам. «Ах! Я люблю те предметы, которые трогают мое сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби!» («Бедная Лиза»).

«Бедная Лиза» лишена морали, дидактизма, назидательности, автор не поучает, а пытается вызвать у читателя сопереживание героям, что отличает повесть от прежних традиций классицизма.

«Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово», которое немцам сказал Гёте в своем «Вертере».

Филолог, литературовед В.В. Сиповский

Николай Карамзин на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. Скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер. Архитектор Виктор Гартман. 1862

Джованни Баттиста Дамон-Ортолани. Портрет Н.М. Карамзина. 1805. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Памятник Николаю Карамзину в Ульяновске. Скульптор Самуил Гальберг. 1845

Тогда же начинается и реформа литературного языка - Карамзин отказывается от старославянизмов, населявших письменный язык, ломоносовской высокопарности, от использования церковнославянской лексики и грамматики. Это сделало «Бедную Лизу» легкой и приятной повестью для чтения. Именно сентиментализм Карамзина стал фундаментом развития дальнейшей русской литературы: от него отталкивался романтизм Жуковского и раннего Пушкина .

«Карамзин сделал литературу гуманною».

А.И. Герцен

Одна из важнейших заслуг Карамзина - обогащение литературного языка новыми словами: «благотворительность», «влюбленность», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «утонченность», «первоклассный», «человечный», «тротуар», «кучер», «впечатление» и «влияние», «трогательный» и «занимательный». Именно он ввел в обиход слова «промышленность», «сосредоточить», «моральный», «эстетический», «эпоха», «сцена», «гармония», «катастрофа», «будущность» и другие.

«Писатель-профессионал, один из первых в России имевший смелость сделать литературный труд источником существования, выше всего ставивший независимость собственного мнения».

Ю.М. Лотман

В 1791 году начинается деятельность Карамзина-журналиста. Это становится важной вехой в истории русской литературы - Карамзин основывает первый русский литературный журнал, отца-основателя нынешних «толстых» журналов - «Московский журнал». На его страницах выходит ряд сборников и альманахов: «Аглая», «Аониды», «Пантеон иностранной словесности», «Мои безделки». Эти публикации сделали сентиментализм основным литературным течением в России конца XIX века, а Карамзина - его признанным лидером.

Но скоро следует глубокое разочарование Карамзина в прежних ценностях. Уже через год после ареста Новикова закрывается журнал, после смелой карамзинской оды «К Милости» милости «сильных мира» лишается сам Карамзин, едва не попав под следствие.

«Доколе гражданин покойно, без страха может засыпать, и всем твоим подвластным вольно по мыслям жизнь располагать; ...доколе всем даешь свободу и света не темнишь в умах; доколь доверенность к народу видна во всех твоих делах: дотоле будешь свято чтима... спокойствия твоей державы ничто не может возмутить».

Н.М. Карамзин. «К Милости»

Большую часть 1793–1795 годов Карамзин проводит в деревне и выпускает сборники: «Аглая», «Аониды» (1796). Он задумывает издать нечто в роде хрестоматии по иностранной литературе «Пантеон иностранной словесности», но с большим трудом пробивается через цензурные запреты, не допускавшие печатать даже Демосфена и Цицерона...

Разочарование во Французской революции Карамзин выплескивает в стихах:

Но время, опыт разрушают
Воздушный замок юных лет...
...И вижу ясно, что с Платоном
Республик нам не учредить...

В эти годы Карамзин все больше переходит от лирики и прозы к публицистике и развитию философских идей. Даже «Историческое похвальное слово императрице Екатерине II», составленное Карамзиным при восшествии на престол императора Александра I - преимущественно публицистика. В 1801-1802 годах Карамзин работает в журнале «Вестник Европы», где пишет в основном статьи. На практике его увлечение просвещением и философией выражается в написание трудов на исторические темы, все более создавая знаменитому литератору авторитет историка.

Первый и последний историограф

Указом от 31 октября 1803 года император Александр I дарует Николаю Карамзину звание историографа. Интересно, что титул историографа в России после смерти Карамзина не возобновлялся.

С этого момента Карамзин прекращает всякую литературную работу и в течение 22 лет занимается исключительно составлением исторического труда, знакомого нам как «История государства Российского» .

Алексей Венецианов. Портрет Н.М. Карамзина. 1828. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Карамзин ставит себе задачу составить историю для широкой образованной публики, не быть исследователем, а «выбрать, одушевить, раскрасить» все «привлекательное, сильное, достойное» из русской истории. Важный момент - труд должен быть рассчитан и на иностранного читателя, чтобы открыть Россию Европе.

В работе Карамзин пользовался материалами Московской коллегии иностранных дел (особенно духовными и договорными грамотами князей, и актами дипломатических сношений), Синодальным хранилищем, библиотеками Волоколамского монастыря и Троицко-Сергиевой лавры , частными собраниями рукописей Мусина-Пушкина, Румянцева и А.И. Тургенева, составившего коллекцию документов папского архива, а также многими другими источниками. Важной частью работы стало изучение древних летописей. В частности, Карамзин обнаружил ранее неизвестную науке летопись, названную Ипатьевской.

В годы работы над «Историей...» Карамзин в основном жил в Москве, откуда выезжал только в Тверь и в Нижний Новгород, на время занятия Москвы французами в 1812 году. Лето он обыкновенно проводил в Остафьеве , имении князя Андрея Ивановича Вяземского. В 1804 году Карамзин женился на дочери князя, Екатерине Андреевне, родившей писателю девятерых детей. Она стала второй женой писателя. Впервые писатель женился в 35 лет, в 1801 году на Елизавете Ивановне Протасовой, умершей через год после свадьбы от послеродовой горячки. От первого брака у Карамзина осталась дочь Софья, будущая знакомая Пушкина и Лермонтова .

Главным общественным событием жизни писателя в эти годы стала «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», написанная в 1811 году. В «Записке...» отражались взгляды консервативных слоев общества, недовольных либеральными реформами императора. «Записка...» была передана императору. В ней, некогда либерал и «западник», как сказали бы сейчас, Карамзин предстает в роли консерватора и пытается доказать, что никаких фундаментальных преобразований проводить в стране не нужно.

И вот в феврале 1818 года Карамзин выпускает в продажу первые восемь томов своей «Истории государства Российского». Тираж в 3000 экземпляров (огромный для того времени) распродается в течение месяца.

А.С. Пушкин

«История государства Российского» стало первым трудом, ориентированным на самого широкого читателя, благодаря высоким литературным достоинствам и научной скрупулезности автора. Исследователи сходятся во мнении, что этот труд одним из первых способствовал становлению национального самосознания в России. Книга была переведена на несколько европейских языков.

Несмотря на огромную многолетнюю работу, Карамзин не успел дописать «Историю...» до своего времени - начала XIX века. После первого издания были выпущены еще три тома «Истории...». Последним оказался 12-й том, описывающий события Смутного времени в главе «Междоцарствие 1611–1612». Книга вышла уже после смерти Карамзина.

Карамзин был целиком человеком своей эпохи. Утверждение в нем монархических взглядов к концу жизни сблизило писателя с семьей Александра I, последние годы он провел рядом с ними, проживая в Царском Селе . Смерть Александра I в ноябре 1825 и последующие события восстания на Сенатской площади стали настоящим ударом для писателя. Николай Карамзин скончался 22 мая (3 июня) 1826 года в Санкт-Петербурге, похоронен он на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры .



Что еще почитать