Для чего аллах создал человека. Для чего Аллах создал нас

Вопрос #45529: Почему было создано человечество?

Почему было создано человечество?

Ответ

Вся хвала Аллаху.

Во первых.

Одним из величайших атрибутов Аллаха является Мудрость, и одним из Его величайших имен является Имя аль Хаким (Самый Мудрый). Необходимо отметить, что Он ничего не создал просто так, превыше Он всего этого. Напротив, Он создал вещи с великой и мудрой причиной, и для возвышенных целей. Те кто знает их, те их знают. А кто не знает, те не знают. Аллах сказал в своей святой Книге, что Он не создал человечество просто так, и Он не создал небеса и землю просто так. Аллах сказал (перевод смысла):
«Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам?» Превыше всего Аллах, Истинный Властелин! Нет божества, кроме Него, Господа благородного Трона» (23:115-116)

«Мы не создали небо, землю и все, что между ними, забавляясь» (21:16)

«Мы не сотворили небеса, землю и то, что между ними, забавляясь. Мы сотворили их (небеса и землю) во истине, но большинство их не знают этого» (44:38)

«Ха. Мим. Писание ниспослано от Аллаха Могущественного, Знающего. Мы сотворили небеса, землю и то, что между ними, во истине и на определенный срок. Но те, которые не веруют, отворачиваются от того, от чего их предостерегают.» (46:1-3)

Также как было доказано существование шариатской мудрости за созданием, также доказана мудрость с точки зрения причины. Мудрый человек не может принять беспричинное создание вещей, и мудрый человек считает себя выше того, чтобы совершать беспричинные поступки, так что же тогда говорить об Аллахе?

Таким образом, мудрый верующий подтверждает, что существует мудрость Аллаха в творении, и кяфиры отрицают это. Аллах сказал (перевод смысла):
«Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: «Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Защити же нас от мучений в Огне.» (3:190-191)

И Аллах сказал описывая отношение куффаров к мудрости Его создания (перевод смысла):
«Мы не создали небо и землю и то, что между ними, понапрасну. Так думают только те, которые не веруют. Горе же тем, которые не веруют, от Огня!» (38:27)

Шейх Абдуррахман ас Сади сказал:
«Аллах сообщает нам о совершенстве мудрости в создании небес и земли, и что Он не создал их понапрасну, т.е. ради забавы, без полезной цели.
«Так думают только те, которые не веруют» в своего Господа, потому что они думают о том, что не подходит Его величию.
«Горе же тем, которые не веруют, от Огня» Аллах создал небеса и землю в Истине для Истины. Он создал их так, чтобы Его рабы могли понять полноту Его знания и силу и величие Его возможностей, и что Он единственный кому следует поклоняться, а не тем кто не способен создать даже атом на небесах или земле. И им следует знать, что Воскрешение истина, и что Аллах будет судить добро и зло между людьми. Тот кто невежественен в мудрости Аллаха, не должен думать, что Аллах будет одинаково их судить.

Так Аллах сказал (перевод смысла):
«Неужели Мы приравним тех, кто уверовал и совершал праведные деяния, к тем, кто распространял нечестие на земле? Или же Мы приравним богобоязненных к грешникам?» (38:28)

Это не похоже на нашу мудрость и наш суд.» Тафсир Саади, стр 712

Во вторых:

Аллах не создал человека для еды, пить и размножения. В этом случае мы были бы животыми. Аллах оказал честь человеку и поднял его намного выше Его созданий, но многие люди упорствуют в куфре (неверии), и они не ведают или отрицают истинную мудрость в создании, и все что их беспокоит это получение удовольствий в этом мире. Жизнь этих людей подобна жизни животных, и они более заблуждены.

Аллах сказал (перевод смысла):
«А неверующие пользуются благами и едят, подобно скоту. Их обителью будет Огонь.» (47:12)

«Оставь их – пусть они едят, пользуются благами и увлекаются чаяниями. Скоро они узнают» (15:3)

«Мы сотворили для Геенны много джиннов и людей. У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но являются еще более заблудшими. Именно они являются беспечными невеждами.» (7:179)

Хорошо известно, что тот кто создает лучше знает о создании, чем кто либо еще, и Аллаху лучшие примеры (16:60); Он тот Кто создал человечество и Он знает лучше других мудрость которая скрыта в создании человечества. Ни кто не будет оспаривать это относительно мирских понятий. Все люди уверены, что их физические возможности были созданы для определенной причины. Глаз для зрения, ухо для слуха и т.д. Разве может быть так, что физические органы человека созданы с определенной целью, а сам он без цели? И не готов ли он ответить Тому Кто создал его, когда Он говорит ему о причине его создания?

Аллах сказал, что цель создания небес и земли, жизни и смети, для того чтобы испытать человека. Кто подчиняется Ему, тому Он даст награду, и кто ослушится Его, того Он накажет. Аллах сказал (перевод смысла):

«Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он – Могущественный, Прощающий» (67:2)

Среди результатов этого испытания – заявление об Именах и Атрибутах Аллаха, таких как Аль Рахман (Милостивейший), аль Гафур (Прощающий), аль Хаким (Наимудрейший), аль Тавваб (Принимающий Покаяние), аль Рахим (Милостивый) и другие Имена Аллаха.
Одной из великих мудростей в сотворении человечества является испытание – приказ утверждать Его Единство и поклоняться только Ему, без придавания Ему сотоварищей.

Аллах сказал об этой причине создания человечества (перевод смысла):
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне.» (51:56)

Ибн Кясир сказал:
Т.е. Я создал их для того, чтобы Я мог приказывать им поклоняться Мне, а не потому что Я нуждаюсь в них. Али ибн Аби Тальха сказал, передавая от ибн Аббаса: «только для того, чтобы они поклонялись Мне» добровольно или недобровольно. Это мнение было одобрено ибн Джариров. Ибн Джурайдж сказал: т.е. только для того чтобы они узнали Меня. Аль Рабии ибн Анас сказал: только для того, чтобы они поклонялись Мне – т.е. для поклонения»
Тафсир ибн Кясир 4:239

Шейх Абдуррахман ас Саади сказал:
«Аллах создал людей для поклонения Ему и для того, чтобы научить их Его Именам и Атрибутам, и чтобы они подчинялись. Кто подчиниться Ему и будет делать то, что ему предписано, тот будет среди преуспевших, но кто отвернется от этого, тот будет из потерпевших урон. Он соберет их в Следующем Мире, и Он накажет или даст награду за то, что Он им приказывал или запрещал.

Так, Аллах говорит о том, как мушрики отрицали награду или наказание (перевод смысла):
«Он – Тот, Кто создал небеса и землю за шесть дней, когда Его Трон находился на воде, дабы испытать, чьи деяния будут лучше. Если ты скажешь: «Вы будете воскрешены после смерти», – то неверующие скажут: «Это – не что иное, как очевидное колдовство!» (11:7)

Изначально был только Аллах. Он предвечен и был всегда. Вернее, Он единственно Сущий. Только Он обладает истинным Бытием. Все остальное сотворено Им. Он вне времени и пространства, потому что время и пространство тоже сотворены Им.

Среди первых Его творений были Хранимая Скрижаль (ал-Лаух ал-Махфуз), длина которой равна пространству между небом и Землей, а ширина расстоянию от Востока до Запада, и в которой записана судьба всего сущего, Калам (Перо), Арш 1 , Курс 2 , небеса и земля.

После этого были сотворены ангелы - из чистого света и джинны - из огня (что собой представляет этот свети этот огонь, известно только Аллаху и тем, кому он это открыл). Потом Аллах сотворил человека из праха (глины), «сотворил его лучшим сложением» и сделал его Своим наместником на земле. Звали первого человека Адам (мир ему). Из его же плоти была сотворена и супруга для него. Первую женщину звали Хава (Ева). Адам и Хава являются прародителями всех людей, живущих и проживавших когда-либо на Земле.

Сотворение мира не было для Аллаха необходимым или обязательным, Он сотворил мир исключительно по Своей воле, по Своему желанию. То есть Аллах не нуждается в Своих творениях, Он не зависит ни от кого и ни от чего, а все творения Аллаха нуждаются в Нем, в Его Милости, они не могут существовать без Творца ни на мгновения.

Аллах не похож на Свои творения, и Его творения не похожи на Него. Слова о том, что мы созданы по образу и подобию Его, нельзя воспринимать буквально. Они не означают, что мы похожи на Создателя физически, да простит он нас за такое сравнение, эти слова о том, что в нас есть что-то, что Он приписывает себе - величайшая тайна, наша душа.

Поэтому нельзя представить Аллаха, придать Ему какой-то образ. Аллаха можно только познать через Его имена, атрибуты, качества, изучая их и помня о них всегда.

Как мы уже сказали, время и пространство также являются творениями Всевышнего Аллаха. Так как Творец не нуждается в Своих творениях, Он не нуждается ни во времени, ни в пространстве, т.е. у Него нет ни временных, ни пространственных, ни других границ или ограничений. По отношению к Аллаху нельзя пользоваться пространственными ориентирами, такими как верх, низ, правая сторона, левая сторона, вперед, назад.

Бессмыслен вопрос «Где Аллах?», ибо ответ на вопрос «Где?» указывает на место в пространстве, т.е. на творение Аллаха, а Он, как известно, не нуждается в Своих творениях. Поэтому нельзя утверждать, что Аллах находится на каком-то конкретном месте в пространстве, например, на небесах или на ‘Арше, или что Он везде, ибо такое утверждение делает Аллаха похожим на Его творения. Когда говорят, что Аллах наверху, на небесах, имеют в виду Его Величие, Верховность, Непостижимость, Недосягаемость и то, что Он Своим Могуществом правит и управляет всеми творениями.

Всего Всевышний создал семь возвышающихся друг над другом небес (миров?). И каждое предыдущее небо по сравнению со следующим, как песчинка по сравнению с пустыней. «И небо, ближайшее к земле, Мы украсили звездами» (Коран, 37:6). Соразмерно с семью небесами Бог создал семь земель.

Ангелы были созданы из света. Они бесполы, бессмертны и в них не заложена возможность ошибки или ослушания Создателя - они идеальны. Аллах распределил ангелов по чинам и должностям. Высочайшего чина были удостоены ангелы, которые неотлучно пребывают при Аллахе, славят Его непрестанно, днем и ночью. Среди наиболее приближенных к Аллаху упоминают ангелов, поддерживающих Трон.

К старшим в небесной иерархии принадлежат четыре ангела, мир им всем: Джибрил (архангел Гавриил), хранитель Божественного Откровения и несущий его пророкам; Микаил (библ. Михаил), отвечающий за пропитание всего живого; Израил, ангел смерти; Исрафил, «ангел трубы», трубный глас которого возвестит о наступлении конца света и приходе дня Воскресения.

Если одни ангелы заняты исключительно созерцанием Аллаха и служением Ему, то другие ведают управлением Вселенной. Сам будучи не ангелом а джинном, во главе ангелов долгое время стоял Иблис. Впоследствии он был отвергнут Богом и проклят Им. Он-то и стал Сатаной (Шайтаном) - отцом всех демонов.

Промежуточное место между ангелами и шайтанами занимают джинны, созданные Аллахом из огня. Они, как и люди, имеют пол, очень на них похожи, но выше и сильнее. Они смертны, но век их очень долог. Среди них есть верующие и неверующие, добродетельные и грешные.
Джинны населяли Землю задолго до сотворения Адама. Но со временем впали в нечестие, творя скверну, проливая кровь и убивая друг-друга, в общем, стали очень похожи на сегодняшних нас. Чтобы усмирить их, Аллах направил на Землю ангелов. Ангелы умертвили многих джиннов, а оставшихся в живых согнали на дальние острова и высокие горы.

После изгнания джиннов Всевышний объявил ангелам о Своем намерении сотворить новое существо - человека, которому предназначил стать Своим наместником на земле.

Следуя мимо воплощенного в глине Адама (а.с.), ангелы восхищались его невиданно прекрасным обликом и необычайно высоким ростом. Но вот однажды Иблис, приблизившись к глиняному Адаму (а.с.), в задумчивости произнес: «Зачем-то ведь ты был создан?!». Постучав рукой по животу его и убедившись, что чрево у существа из глины - полое, он проник в тело Адама (а.с.), чтобы осмотреть его изнутри. После чего, обратившись к стоящим рядом ангелам, сказал: «А ведь это - хрупкое, недолговечное существо!»

И вот Господь наделил неподвижное тело Адама (а.с.) жизнью, душой. В Коране об этом говорится следующее:

«Воистину, для Бога Иса (Иисус) Таков же, как и Адам: Он сотворил его из праха И сказал ему: «Будь!» - и он стал» (Коран, 3:59).Об оживлении плоти Адама (а.с.) в Коране также говорится: «Бог дал ему стройную фигуру и вдохнул в него от Духа Своего» (Коран, 32:9)
Затем Всевышний повелел Ангелам преклониться перед Адамом. И ангелы преклонились.

Первым, кто воздал почести Адаму (а.с.), был Джибрил. Ему последовали Микаил, Исрафил, Израил, а затем и все остальные ангелы. Иблис же, возгордясь, не согласился, потому что, как он считал, он, сотворенный из огня, и поклонявшийся Аллаху многие тысячи лет, ставший над ангелами, был лучше человека, сотворенного из праха.

За свою гордыню он был проклят, лик его стал безобразным, под стать нутру, и он был низвергнут из Рая на Землю, где будет оставаться вплоть до Судного Дня. Итак, Иблис не выдержал назначенного ему Аллахом испытания. В Судный День он буде осужден и навечно предан адскому Огню.

После создания Адам (а.с.) загрустил в Раю. И тогда Аллах решил сотворить для него женщину - Хаву (библ. Ева). Он погрузил Адама (а.с.) в состояние между сном и бодрствованием, раскрыл ему левый бок, и сотворил Хаву из его ребра. Однако факт сотворения из ребра не говорит о ее ущербности, он указывает на ее хрупкость. Пророк Мухаммад (с.а.в.) сказал: «Женщина была создана из кривого ребра. А посему завещаю вам обращаться с ней по-доброму. Захочешь выпрямить кривизну - сломаешь ребро».

Хава была прекрасна. Адам (а.с.) сразу полюбил ее и захотел жениться на ней. Всевышний благословил их и приказал ангелам провести супругов в приготовленное для них в Раю жилище.

Важнейшим событием пребывания Адама (а.с.) в Раю, как для него самого, так и для нас, его потомков, стало взятие им на себя Закона Божьего.

«Небесам, Земле и горам Мы предлагали взять в доверенность Наш Закон, но они отказывались брать его, трепеща перед подобным бременем. Человек же принял его, Поскольку - дерзок и безрассуден» (Коран, 33:72)

Когда Аллах предложил Адаму (а.с.) взять Закон в доверенность, тот спросил:
- Что это означает?
- То, что, если станешь вершить благое, будешь награжден Мною; но коли прельстишься дурным, Я накажу тебя, - ответил Создатель.
- Я согласен, - сказал Адам (а.с.).

Поселив Адама (а.с.) и Хаву в Раю, Всевышний наказал им: «Живите, ты и твоя жена, в Раю; Питайтесь от плодов его вволю; Но не приближайтесь к этому дереву, Иначе окажетесь в числе непокорных» (2:35), «И Мы сказали Адаму (а.с.): Сатана этот - враг вам, Тебе и твоей жене; Берегись, чтобы своими кознями Он не вывел вас из Рая, А не то будешь несчастен: Ведь в Раю не испытывать тебе Голода и наготы, жажды и зноя» (Коран, 20:117-119).

После проклятия Всевышним Иблис преисполнился ненависти к Адаму (а.с.) с Хавой и стал замышлять, как убрать их из Рая. Он многократно пытался туда пробраться, но стражи каждый раз преграждали ему путь. Тогда он стал упрашивать обитавших в Раю животных, чтобы те дали ему войти в них, и таким способом он оказался бы в Раю. Однако никто из райских животных не согласился на это. И вот однажды, когда через врата Рая проходил Павлин, Сатана приблизился к нему и завел речь о том, что все смертны и ему стоит об этом задуматься. В Раю же растет Древо бессмертия, и Иблис укажет его Павлину, если тот поможет проникнуть в Рай.

Сам Павлин не решился помочь Сатане, но передал его слова Змее. В то время Змея была самым прекрасным среди райских животных. Выслушав Иблиса, змея согласилась ему помочь. Притаившись на кончике языка Змеи, Иблис пробрался в Рай.

Затем он приступил к людям и стал соблазнять их вкусить запретный плод. Адам (а.с.) и Хава сначала не прислушивались к нему. Но когда он поклялся Аллахом, что не желает им зла, Адам (а.с.) поверил его словам. Совершенный первыми людьми грех был непреднамеренным. При этом в Коране нет каких-либо указаний на первенствующую роль Хавы в грехопадении, напротив, решение принял сам Адам (а.с.), поверив клятве Иблиса именем Бога. Когда Адам (а.с.) и Хава вкусили Плоды того дерева, они лишились своей прекрасной упругой и гладкой, похожей на жемчуг оболочки, о которой сегодня напоминают только наши ногти на пальцах рук и ног.

Им открылась их нагота. Прикрываясь руками, Адам (а.с.) и Хава метались от одного дерева к другому, прося у них листьев, чтобы прикрыться ими. Но к какому бы из деревьев они ни приближались, те уклонялись от них. Сострадание к людям проявило лишь фиговое дерево. Оно поделилось с ними листьями, за что Аллах в последствии отметил его Своей милостью.

Тут же им явился архангел Джибрил, мир ему. Он взял Адама и Хаву за руки и отвел их к Богу.

Покаяние Адама (а.с.) было искренним. Говорят, если собрать все слезы мира и сравнить их с слезами покаяния Дауда (библ. Давид), то последние перевесили бы их, но плач Дауда был ничем по сравнению со слезами раскаявшегося Адама. Слова, покаяния произнесенные Адамом (а.с.) и Хаввой, были подсказаны им самим Аллахом. Об этом в Коране говорится: «Адам научился у Господа своего Словам, выражающим раскаяние» (Коран, 2:3).

Аллах смилостивился и простил Адама, сказав: «Адам, Я простил грехи твои, и кто бы из потомства твоего ни обратился ко Мне с молитвой, с которой ты обратился ко Мне, Я прощу ему грехи его, сниму с него все заботы его и печали; да не испытает он бедности и да обильно будет богатство его, хотя бы он и не желал этого!».

Рассказывают, что после грехопадения Адам (а.с.) и Иблис, каждый в свой черед, вознесли молитвы Богу, чтобы Тот поддержал их - одного против другого.

Иблис просил:

Господи, Ты сотворил Адама, положив вражду между ним и мною. Дай же мне власть над ним и его потомством.
- Я сделаю сердца их вместилищем для тебя, - отвечал Аллах.
- Господи, - взмолился Иблис, - добавь мне еще власти.
- Если у Адама родится чадо, у тебя родится десять.
- Господи, добавь мне еще.
- Ты будешь ходить в телах потомков Адама, подобно тому, как кровь ходит у них в жилах.
- Господи, добавь мне еще.
- Ты поделишь с ними их детей и богатства.
Адам (а.с.) же, обращаясь к Аллаху, молил:
- Господи, Ты сотворил Иблиса, положив вражду между мною и им, и дал ему власть надо мной и моими потомками. Я не в силах сопротивляться ему, разве что с Твоею помощью.
- Как только родится у тебя дитя, - отвечал Всевышний, - Я приставлю к нему двух ангелов, кои будут оберегать его от дьявола и его сообщников.
- Господи, добавь мне еще.
- За одно доброе дело Я буду награждать тебя десятикратно.
- Господи, добавь мне еще.
- Я не затворю врата Моей милости перед покаянием любого из потомков твоих, даже если он раскается при последнем вздохе своем.

Хотя Господь простил Адама и Хаву, Он не счел возможным дальнейшее их пребывание в Раю и повелел им удалиться на Землю. Изгнав Адама и Хаву из Рая, Аллах, однако, обещал людям не оставлять их без Своего попечения: «Низвергнитесь из Рая все! Вам придет от Меня руководительство - Откровение, Писания и пророки. Кто последует руководительству Моему, тому не придется испытывать ни страха, ни печали. Тому же, кто не уверует и отвергнет знамения Наши, - место в Аду, и вечно ему пребывать там» (Коран, 2:38-39).
Низвергнутый на землю Адам оказался в Индии, на острове Цейлон. Он опустился на вершину горы Рахун. Хава была удалена из Рая на место нынешней Джидды, столицы Саудовской Аравии.

На землю были изгнаны также Сатана, Змея и Павлин. Проклятый Всевышним, Иблис низвергнулся в Исфахан. Павлин, утративший былую красоту и голос, очутился в Вавилоне. Змея рухнула в окрестности Басры. Вид ее полностью изменился: безголосая и безногая, она ползала на теперь на брюхе.

Из Рая Адам (а.с.) принес на землю немного воздуха и снабдил им деревья и растения, которые наполнили долины Индии своим живительным благоуханием. Он взял с собой также посох из миртового дерева, который позже перешел к пророку Мусе (библ. Моисей), и перстень, который затем стал печатью Сулеймана (библ. Соломон). Помимо этого Адаму были даны молот, наковальня, клещи, игла и другие орудия из железа.
Долго блуждали по земле Адам и Хава в поисках друг друга. Наконец они встретились около холма Арафат близ нынешней Мекки. Считается, что отсюда берет начало обряд Предстояния (Вукуф) на этом холме перед Аллахом во времяХаджа. Затем Адам и Хава отправились в Мекку, где основали первое святилище и первое поселение на земле. Затем они вернулись в Индию.

Адам (а.с.) был и первым пророком. Ему были ниспосланы свитки, в которых содержались законы Бога, в том числе запрет на употребление в пищу мертвечины, крови и свинины.

Подтверждением пророчества Адама (а.с.) служили ниспосланные ему знамения и чудеса. Это видение Адамом души, распространяющейся по его телу во время творения, появления из его же ребра Хавы; наречение им вещей именами; преклонение ангелов; пребывание в Раю; непосредственное общение с Богом. Кроме того, по его велению из скал била вода, деревья направлялись к нему, а сам он перелетал через моря и пустыни.

Особым признаком, указывающим на избранность Адама, было необыкновенное сияние у него на лбу. Оно появилось сразу же после вхождения души в тело Адама. От Адама, мир ему, это сияние унаследовал его сын, пророк Шис (библ. Сиф), мир ему, и впоследствии оно переходило ко всем пророкам, вплоть до Мухаммада, мир ему и благословение. Это сияние называется «Нур (свет) Мухаммада».

Такое название это чудесное сияние получило потому, что вначале Господь сотворил Нур (свет) Пророка Мухаммада с.а.в., и уже из этого света был создано все остальное - видимый и невидимый мир - от Скрижали, Пера и Ангелов до земных тварей. Из Нура нашего Пророка (с.а.в.) были созданы также все человеческие души. Поэтому Мухаммада (с.а.в.) именуют «Отцом душ», а Адама, мир ему, - «Отцом тел».

В Мекке Адам воздвиг первое святилище на земле - Каабу. Произошло это так. На седьмом небе, под самым Троном, находится величественный храм, именуемый в Коране Обитаемым домом, где ангелы совершают богослужения. Он называется Обитаемым, поскольку ежедневно его посещают более семидесяти тысяч ангелов. Пробыв в Доме сутки, они покидают его и больше не возвращаются. И так будет продолжаться до скончания времен.

Изгнанный из Рая Адам (а.с.) лишился возможности слушать молитвы ангелов, поэтому он попросил у Аллаха разрешение построить земное подобие небесного храма. Господь внял молитве Адама, послав ему ангелов, которые и указали место для строительства на месте нынешней Мекки.

Для строительства Каабы Адам, по повелению Аллаха, взял камни от пяти гор: Синайской, Ливанской, Оливковой, Джуди и Хиры. Говорят, что в Судный день человеку, совершившему хотя бы одно паломничество (Хадж) к Каабе, зачтется столько добрых дел, сколько весят все эти горы вместе взятые. Знаменитый Черный камень, сегодня замурованный в угол стены Каабы, был ниспослан Адаму с неба. Это - райский яхонт, и поначалу он был белым, впоследствии почернев от прикосновений к нему множества грешников. По окончании строительства ангелы научили Адама обрядам паломничества (Хаджа).

Хава родила семьдесят пар близнецов, каждый раз принося по сыну и дочери. Первыми на свет появились Кабил (библ. Каин) и красавица Иклима, а двумя годами позже родились Хабил (библ. Авель) и Лабуд, которая не отличалась особой красотой.

Когда Кабил и Хабил повзрослели, Адам получил откровение женить каждого из братьев на сестре другого. Кабил же воспротивился воле отца, сказав: «Я возьму себе в жены сестру, рожденную вместе со мной; она мне роднее и ближе моему сердцу». Адам объяснил Кабилу, что это нарушение Божьего повеления, а если он сомневается, пусть оба брата сами обратятся к Господу, принеся Ему жертву: чья жертва будет принята, тот и получит Иклиму.

Братья согласились на это предложение и отправились в Мекку для совершения жертвоприношения. Там они поднялись на одну из близлежащих гор. Пастух Хабил принес в жертву Господу лучшего барана из своего стада. Кабил же, занимавшийся земледелием, приготовил небольшой сноп незрелых колосьев пшеницы, думая про себя, что независимо от того, будет ли принята его жертва, Иклима все равно станет его женой. После того как оба брата исполнили обряд, на гору опустилось белое облако - оно вознесло на небо барана, оставив на месте пшеничный сноп.

Кабил решил убить брата. Он еще не знал как убивают, но Иблис в образе его друга продемонстрировал это на небольшой птице. Кабил отправился к Хабилу, и когда тот уснул, убил его ударом камня по голове. Хабилу тогда не было еще и двадцати лет. Смерть Хабила была первой смертью на Земле.

От Кабила среди людей произошел тяжкий грех кровопролития, неизбывный до дня Воскресения. По преданию, пророк Мухаммад (с.а.в.) как-то произнес: «Один установил добрый обычай — ему за это своя награда; другой установил дурной обычай — ему за это свое наказание». Вслед за тем Пророк (с.а.в.) привел слова, которыми завершается в Коране рассказ об убийстве Хабила: «Кто отнял жизнь хоть у одного человека не в отместку за убиение другого, за разбой или иное нечестие, тот как бы истребил весь человеческий род; а кто дал жизнь хоть одному человеку, тот словно даровал ее всем людям».

Все мироздание скорбело по Хабилу. В течение семи дней земля содрогалась семикратно. Солнце померкло, впервые со дня своего сотворения. На деревьях, которые ранее имели лишь сладкие плоды, появились шипы и колючки. Вода в морях их пресной стала горько-соленой.
Убив брата, Кабил вместе с Иклимой бежал в Йемен. Чтобы утешить Адама и Хаву, Всевышний даровал им другого сына — Шиса (библ. Сиф). И когда Хава понесла, она не испытывала обычной тяжести, а роды ее были легкими и безболезненными. Посылая Адаму и Хаве весть о Шисе, Всевышний обещал, что их будущий сын будет похож Хабила.

Аллах сам назвал его именем Шис, имеющим то же значение, что и имя Хабил.

Когда Шис (а.с.) возмужал, Адам (а.с.) поручил ему дела семейства, погрузившись в служение Богу и чтение ниспосланных ему свитков. Однажды, во время молитвы, Адам получил откровение о своей скорой смерти.

Адам завещал Шису вещи, которые взял с собой на землю из Рая, в том числе будущий посох Мусы (Моисея) и будущую печать Сулаймана (Соломона). Упоминают также священные свитки и полотнище из белого шелка с изображением всех пророков и царей, вплоть до дня Воскресения. Адам наказал хранить эти вещи в особом ларе. Шису были сообщены также многоразличные знания, в том числе сведения о времени грядущего Потопа и конце света, о часах богослужения каждого рода тварей в дневное и ночное время. Адам завещал Шису отомстить Кабилу за убийство брата. Умер Пророк Адам, мир ему, на девятьсот шестидесятом году жизни.

Ангелы показали Шису, как устроить могилу. Над Адамом была совершена заупокойная молитва. Джибрил был предстоятелем, за ним расположились другие ангелы и семейство Адама в сорок тысяч душ. Останки Адама захоронены в пещере горы Абу-Кубайс, недалеко от Мекки. Год спустя умерла Хавва. Ее кончина пришлась на тот же день (пятницу) и тот же час, что и ее появление на свет. Она покоится в могиле рядом с мужем. После смерти Адама пророчество перешло к Шису. Адам пребывает на первом, ближайшем к земле, небе. Позднее именно там его повстречал Мухаммад (с.а.в.) во время своего Небошествия (Ми"радж).

Выполняя отцовский наказ, Шис (а.с.) пошел на Кабила войной. Это была первая братоубийственная война на земле, закончившаяся пленением Кабила. Шис предал Кабила мучительной казни: он привязал ему руки к шее и оставил так под палящим солнцем, пока тот не испустил дух. Сам Шис (а.с.) умер в возрасте девятисот (или девятисот двенадцати) лет.

Унаследованный от отца ларь и другие ценные вещи Шис завещал сыну Анушу (библ. Енос), а тот передал их своему наследнику Каинану, от которого они перешли к сыну того — Махлаилу (библ. Малелеил), а от последнего — к Йари-ду (библ. Иаред), отцу пророка Ихнуха (библ. Енох), более известного среди мусульман под именем Идрис. По преданию Идрис получил от Аллаха отсрочку в смерти до Судного Дня, и сейчас находится среди нас.

Вот вкратце история сотворения мира и первых людей. Если хотите узнать больше об этом, вы сможете найти нужную информацию в источниках, перечень которых приведен в конце книги.

1 ‘Арш - самое большое творение Аллаха, созданное Им из нура. Оно включает в себя все сотворенное Всевышним Аллахом.
2 Курс - также одно из величайших творений Всевышнего Аллаха, созданное Им из нура.

В жизни каждого из нас встречается такое количество людей, что сосчитать их всех практически невозможно. Кто-то задерживается в нашей памяти, кого-то мы просто не помним, кто-то становится постоянным спутником, а кто-то проходит транзитом.

Сколько людей, столько и судеб, характеров, привычек. Также есть категория людей, которые относятся к нам доброжелательно, а есть те, кто в нашей жизни словно сорняк, который так и хочется выкорчевать.

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), отвечая на вопрос: «Почему Аллах создал людей разными? », сказал: «Аллах создал людей из земли, и земля была разной по цвету ».

В том, что все мы разные, заключена мудрость Самого Всевышнего Аллаха. Мы разные по цвету кожи, у нас разные языки, разный характер и привычки. Одно нас объединяет – это познание Всевышнего Аллаха, достижение Его довольства нами. В Коране говорится (смысл): «Скажи: «Каждый человек избирает свой путь, а вашему Господу лучше знать, кто следует более прямым путем » (сура «аль-Исра», аят 84).

Также в Священной Книге говорится (смысл): «Среди Его знамений – сотворение небес и земли и различие ваших языков и цветов. Воистину, в этом – знамения для обладающих знанием » (Коран 30:22).

Не берусь комментировать аяты, но из вышеприведенных коранических примеров очевидным становится то, что очередной раз доказывает один единственно верный постулат – все происходит только по воле нашего Творца – Всевышнего Аллаха. Изучить всю мудрость того, что Он пожелал, мы вряд ли сможем, да и нужно ли это делать? Лучше принимать все так, как есть, не закапываясь в песок.

Есть категория людей, которые, пытаясь сделать зло, причинить боль, на самом деле причиняют вред лишь самим себе. Почему человек делает больно другому? Потому что, как минимум, он сам не состоялся, сам не представляет из себя ничего серьезного, конкурентного. Другими словами, это состояние называется еще завистью. И это зло.

Согласно некоторым моральным устоям со злом нужно бороться. И как повелось во многих сказках мира, добро всегда побеждает зло. Но вот каким способом нужно бороться человеку, который верует во Всевышнего. Каким образом стоит отвечать и отвечать ли вообще?

В любой религии и в Исламе в частности есть два «золотых» правила – мольба и терпение. Сюда же, как следствие, можно добавить смирение, упование.

Когда мы обходим стороной то зло, которое нам хотят причинить, мы растем духовно. Это как раз то, что каждому из нас так не хватает. В этой жизни много всего происходит, но при любом раскладе важно не сломаться внутренне, духовно. Понимание этого приходит не сразу. Возможно, нужно несколько раз наступить на одни и те же грабли. Однако пройдет время, и любые нападки отпадут сами собой.

Всевышний Аллах ниспосылает много испытаний Своим рабам. Но лишь любимым. Понимание только этого должно быть для каждого из нас особым постулатом и правилом к действию. И если сейчас кто-то клевещет на вас, старается унизить, оскорбить, на самом деле он все это делает против себя. Такой человек не уважает не то что другого, а в первую очередь себя самого.

Полное формирование человека происходит еще в утробе матери. Известно, что на 120-й день приходит ангел с определенными вещами. Тогда становится известным: будет этот ребенок счастлив или нет, какой у него удел (ризк) и т.д. И если Всевышним заложены определенные испытания для человека, то просто нужно это принять, не пытаясь оспорить: а почему, а зачем, а почему именно я. Подобные рассуждения не приведут ни к чему, лишь к очередной печали.

Душевную боль, которую человек испытывает, не сравнить, конечно, с физической. Телесная боль уходит, заживают раны, царапины. Душевная же боль ноет и с годами может лишь притупляться. А когда эта болезнь протекает таким образом, он разрушает все духовное состояние. Это опасно, и с этим нужно бороться.

Есть хорошее правило в Исламе: причиняющего зло остановить рукой, если не получается – языком, если и так не получается, то хотя бы сердцем не соглашаться.

Наверное, еще лучшим поступком будет для человека – это совершение мольбы (дуа) за человека, которые делает вам больно. Это сложно понять и тем более делать. В таких ситуациях хочется ответить, поступить по отношению к другому точно таким же образом, нанести ему еще большую рану. Но, опять же, поступив подобным образом, мы опускаемся на уровень того человека. В таком случае разве мы лучше кого бы то ни было? Нет, мы точно такие же грубияны, способные ради своей временной победы причинить боль другому.

Но если хотя бы один раз потушить в себе гнев, боль не становится такой страшной и ноющей. Боль перерастает в жалость к человеку, который старается сделать вам плохо. На самом же деле он себя не уважает, он ущербен.

Дуа же способно творить чудеса, не зря его называют лучшим оружием мусульманина. Мольба, обращенная к Всевышнему Аллаху, успокаивает не только нас самих, приводит наше душевное состояние в спокойствие, привычный ритм жизни, но и наилучшим образом воздействует на обидчика. В конце концов, Творец всех созданий, согласно достоверным хадисам, всегда находится на стороне обиженного, притесненного, и мольба обиженного принимается. Только есть разница, о чем будет эта мольба. Лучшим из вариантов будет, если мы будем просить Всевышнего наставить своего брата или сестру по вере на путь достижения довольства Создателя.

Для того чтобы успешно жить в мире, полном повседневных проблем, при этом оставаться человеком, верующему нужно быть крайне твердым, уверенным и, конечно же, умеющим терпеть человеком. Истинная вера способствует рождению такого качества, как выносливость. Причем выносливость проявляется не тогда, когда человек старается избежать испытаний и трудностей, а напротив, когда сталкивается с ними и преодолевает наилучшим образом, оставаясь человеком, от которого веет добром, терпимостью и упованием. Вера воспитывается и совершенствуется, только лишь когда подвергается проверке. Это как экзамен: сдашь на «отлично» – сможешь поступить в престижный вуз. Так и духовное состояние достигает довольства Всевышнего Аллаха тогда, когда вера подвергается испытаниям. Только тогда мы становимся крепче духом и верой.

У веры есть огромная сила. Стоит воспользоваться ею правильно, как открывается бескрайняя милость Создателя.

Величайший ученый Абдуль-Кадыр Джиляни говорил: «Сын мой! Несчастье посылается не для того, чтобы уничтожить тебя. Оно – проверка твоей терпеливости и веры. Сын мой! Испытание – это лев, а львы не питаются падалью ».

Для чего Аллах создал нас?

Вопрос: Для чего Аллах создал нас?.. Еще я думаю, что Аллах знает, кто Ему будет поклоняться, а кто не будет. Он знает об этом. Потому, что это Он сотварил нас. К примеру, Аллах знает будущее каждого из нас наперед. Он знает, куда я попаду после смерти, в ад или рай. Он знает, буду ли я повиноваться ему или нет…

У меня такой вопрос: если я попаду в ад и об этом Аллах знает заведомо, тогда зачем Он меня вообще сотворил? Ведь Он знает мои все будущие действия. Пусть Он меня простит, но складывается такое впечатление, что Аллах сотворил нас просто так, и Он знает, что большинство из нас пойдет в огонь…

Ответ: Генеральный тезис Корана гласит, что Аллах создал людей только для службы (служения) себе. Иначе это можно понять как поклонение себе (см.: 51/56). А за этим тезисом следует следующий – испытание человека. Как известно, Аллах, как Творец, знает все про человека и его сущность . Под этим углом зрения описаны в Коране черты характера человека. Такие, к примеру, как его благодарность и неблагодарность, торопливость, завистливость, нетерпеливость, несправедливость, алчность, жестокость и др. Эти качества характера человека вполне исправимы, если он сам постарается исправить их, следуя наставлениям Аллаха. В противном случае ему не избавиться от них…

Аллах говорит так:

«Наверное вы полагаете, что войдете в рай, не испытав (не перенеся на себе) то, что постигло ваших (уверовавших) предшественников? (Так знайте, что) их постигла нищета и болезни и они подверглись землетрясению так, что Посланник и уверовавшие вместе с ним говорили: «Когда же придет помощь Аллаха?». Воистину, помощь Аллаха близка!» (2/214).

«Мы (обязательно) испытаем вас долей страха или голода или утратами (потерями) в имуществе или в людях или в плодах труда. (О, Посланник!) Так обрадуй же терпеливых» (2/155).

«Или вы полагали, что войдете в рай, пока Аллах не узнает тех из вас , кто сражался (на пути Аллаха), и кто был терпелив?» (3/142).

«Мы подвергнем испытанию тех, которые сражаются (на пути Аллаха) и проявляют терпение, дабы узнать вас и чтобы проверить сведения о вас » (47/31).

«Он тот, который сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше » (67/2).

См. дополнительно на линке:

Теги : для чего Аллах создал нас, предрешена ли судьба человека.

И еще. Знания о том, что мы заведомо попадем в рай или ад, нет ни у кого. Это то, что Аллах скрыл от нас. И даже Аллах не знает куда попадет человек пока не создаст его и не испытает его по жизни. Куда мы попадем в будущей жизни зависит только от нас самих. И об этом открыто говорит Коран.

Аллах знает, куда попадет человек только тогда, когда он изберет себе путь. И как известно, у человека два пути, первый – это Аллаха, второй – это путь шайтана. Поэтому знание Аллаха заключается именно на этих двух положениях…

Кроме всего этого, человек еще и ответственен за волю, данную ему и свободу действий (см.: 76/1-3). Потому, что его свобода небесконтрольна (см.: 75/36). Ибо Аллах контролирует человека 24 часа. И так всю жизнь. Еще Аллах создал хорошее и плохое (к тому же и все противоположности), но выбор хорошего или плохого, оставил, естественно, человеку. И предупредил, что после смерти возвращение будет ко Мне…

Подчеркнем еще раз одну важную черту. Человек сам строит свою судьбу! И ничья судьба не предрешена Аллахом заведомо. Каждый человек волен строить свою жизнь так, как ему угодно. Но он должен помнить, что за все нужно будет отвечать с возвращением к Аллаху.

Имена и атрибуты Всевышнего Аллаха делятся на две группы. К первой группе причисляют божественные имена и атрибуты, непосредственно относящиеся к Его святой сущности. К подобным атрибутам, например, относятся знание, могущество, неизменность, власть, владычество Аллаха. Ко второй группе причисляют божественные имена и атрибуты, относящиеся к Его действиям. Их ещё называют атрибутами действий Аллаха. К ним, например, относятся господство, способность творить, наделение творений пропитанием, воля, милосердие Господа. В исламском богословии различными путями доказано, что обе группы божественных имён и атрибутов являются атрибутами совершенства, присущими Всевышнему Аллаху. Посредством этих атрибутов Он непрерывно доводит до всего сущего свои бесконечные блага и милости. И такой атрибут как способность творить требует, чтобы Он беспрерывно творил и никогда не прекращал своей созидательной деятельности. В Коране в связи с этим сказано: «Каждый день Он занят делом».

Ещё одна тема, которой необходимо уделить внимание при ответе на вышеизложенный вопрос, заключается в следующем. Всевышний Аллах мудр, а как известно мудрый никогда не совершает бесполезных и напрасных действий. Сотворённое мироздание является гармоничной и упорядоченной системой, тянущейся к определенной цели. Данная цель берёт своё начало в возвышенных устремлениях, рвущихся к священной сущности Всевышнего Творца. В этой гармоничной системе нет и следа хаоса, беспорядка или каких-либо проявлений путницы. Все части упорядоченного мироздания, несмотря на то, что не обладают речью, словно говорят:

«Нет в пределах мира большой или малой путницы,

Я принимаю это без лишних вопросов».

В соответствии с аятами Корана Мудрый Творец не сотворил все существа и явления понапрасну, и Он не сделал этого забавляясь. Всё сотворённое мироздание, его основы и начала базируются на прочной истине. И эта истина гласит, что в мироздании, которое является наилучшей упорядоченной системой, даже самое мелкое явление и самое незначительное создание имеет возвышенную цель и стремится к ней. И существование каждого подобного явления и создания не лишено смысла.
«В этом мироздании пользу содержит каждое явление,
Хотя мы и не можем постигнуть до конца его Создателя».

Не следует упускать из виду того, что главной и конечной целью сотворения бытия, а также создания всех явлений и существ был человек. Иными словами, Всевышний Аллах создал огромное мир для того, чтобы сотворить человека, ибо он является наилучшим и совершенным божественным творением, тогда как его Господь является наилучшим творцом. На фабрике бытия не было создано существа подобного человеку. В одном из священных хадисов содержатся слова Аллаха: «О сын Адама! Всё, что окружает тебя, Я создал для тебя. А тебя Я сотворил для себя».

После рассмотренных тем, являющихся своего рода попыткой подготовить читателя для восприятия ответа, вернёмся к нашему вопросу и скажем: Какой бы не была цель сотворения человека, в конце концов она возвращается к нему самому, а не к Аллаху, ибо Он самодостаточен и ни в чём не испытывает нужды. Тогда как творения, одним из которых является человек, беспрерывно испытывают нужду в своём Творце, как сказано об этом в Коране: «О люди! Вы нуждаетесь в Аллахе, тогда как Аллах – Богатый, Достохвальный».

Пророк Муса (да будет мир с ним) обращался к своему народу: «Если вы и все обитатели земли станете неверующими, то ведь Аллах – Богатый, Достохвальный».

Повелитель правоверных Имам Али (да будет мир с ним) в одной из своих проповедей говорил: «Поистине, Аллах, превелик Он и достохвален, сотворил тварей и, сотворивши их, был свободен от того, чтобы нуждаться в их подчинении, и в безопасности от того, чтобы опасаться их неподчинения. Поскольку не причиняет Ему ущерба неподчинение неподчиняющихся и не приносит Ему прибыли подчинение подчиняющихся». Из этих слов имама следует, что подчинение повелениям Аллаха и отстранение от грехов несёт пользу и выгоду самому человеку.

Священная книга мусульман не обошла стороной такую важную тему, как цель сотворения человека, и эта тема описана в ней различными словами и выражениями. Многочисленные аяты Корана указывают на разнообразные стороны цели человеческого сотворения. В одном из них сказано: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне». Во втором аяте говорится: «Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он – Могущественный, Прощающий». Божественные испытания, о которых упоминается в данном аяте, носят воспитательных характер, вследствие чего они способствуют совершенствованию человека. В третьем отрывке небесного писания сказано: «Однако они не перестают вступать в противоречия, за исключением тех, над кем смилостивился твой Господь. Он сотворил их для этого». То есть Аллах сотворил людей для того, чтобы они принимали Его милость и достигали совершенства.

Все эти аяты, используя различные слова и выражения, на самом деле говорят об одном – о воспитании, наставлении и совершенствовании человека. Из всего этого нетрудно сделать вывод, что конечной целью и важнейшей причиной сотворения человека является достижение им совершенства, подлинного счастья, высочайших нравственных и человеческих качеств, а также нахождение пути к вечному царству божественного света. И достичь этого возможно только посредством познания, постижения, богослужения и основанного на собственной воле поклонения Единому Господу. По этому поводу говорится: «Поклонение Господу – это бесценная драгоценность, внутренним содержанием которой является господство». Это выражение означает, что каждый, кто завладеет бесценной драгоценностью, то есть начнёт искренне поклоняться Господу, получит власть над всеми, кроме естественно Аллаха.

В хадисе, переданном Имамом Садиком (да будет мир с ним), мы можем прочесть: «Однажды Имам Хусейн (да будет мир с ним) вышел к своим соратникам и обратился к ним: «Воистину, Всемогущий и Всеблагой Аллах создал своих рабов для того, чтобы они познали Его, а познав, поклонялись Ему. Начав поклоняться Ему, они утратят потребность поклоняться чему-либо кроме Него».

Сура «Милосердный», аят 29

Аль-манхадж аль-кува, т.5 стр.516; Ильм аль-йакын, т.1 стр.381

Сура «Ангелы», аят 15

Сура «Ибрахим», аят 8

Нахдж аль-балага, проповедь 193

Сура «Рассеивающие», аят 56

Сура «Власть», аят 2

Сура «Худ», аяты 118 и 119

Мисбах аш-шариа фи хакикатиль-убудийа

Аль-мизан, т.18 стр.423



Что еще почитать