Эразм роттердамский похвала глупости основные идеи. Эразм роттердамский основные идеи. Смотреть что такое "похвала глупости" в других словарях

Долог путь из полуденной Авзонии в туманный Альбион через города и веси средневековой Европы. Медленно, со скрипом катятся деревянные колеса. Понуро бредут лошади, будто усыпленные ритмом собственных шагов, пока хлыст и зычный посвист возницы не заставят их на минуту встрепенуться, перейти на рысь, чтобы потом снова впасть в ленивую и дремотную иноходь.

Ломбардия. Шплюгенский перевал позади. Привольно раскинулась долина Рейна. Поющий говор итальянцев сменился тяжеловатой речью немцев. А путь еще далек. Какие мысли не посетят в дорожной скуке вынужденно праздный ум седока. А седок, решивший в 1509 году пересечь континентальную Европу, чтобы предстать перед очами нового короля Англии, только что вступившего на престол под именем Генриха VIII, был не кто иной, как сам Дезидерий Эразм Роттердамский, муж ученейший, сподвижник и глава европейских гуманистов первой половины XVI столетия.

Зачем покинул он тихие библиотеки Италии, где самозабвенно изучал старинные манускрипты, стирая пыль веков с латинских и греческих литер? Зачем оставил гостеприимный дом венецианского издателя Альда Мануция? Зачем не принял соблазнительных приглашений кардинала Джованни Медичи, в будущем папы Льва Х, искушавшего его церковной карьерой и красной кардинальской шапкой? — Его звали в Англию друзья, и среди них любезный сердцу Томас Мор. «Небо смеется, земля ликует»,— писали Эразму из Англии, прославляя нового государя и суля сказочные блага для гуманистов.

Пройдут годы, и голова друга Эразма — Томаса Мора, автора знаменитой «Утопии», велением этого государя ляжет на плаху под топор палача. Но кто же тогда мог этого ожидать? На вопрос о том, будет ли он, король, «любить ученых и покровительствовать им», Генрих VIII не колеблясь ответил: «Как же иначе? Что же я буду представлять собою без них?» И гуманисты, столь же ученые, сколь и наивные в делах житейских, возликовали, ибо «никогда еще и ни один монарх не изрекал столь прекрасных слов» (из письма Эразму Вильяма Монтжоя).

И вот теперь, полный надежд и упований на будущее, ехал в Англию Эразм Роттердамский, мысленно уже предвкушая сладостный нектар ученейших бесед со своими английскими друзьями.

Пока длилось путешествие, гоня от себя дорожную скуку и занимая требующий труда ум, писал Эразм произведение удивительное, странное и парадоксальное. Оно было не похоже ни на что из того, что он создавал ранее.

Эрудит глубокомысленный и серьезный, не свободный, пожалуй, от присущего средневековым книжникам тяжеловесного педантизма, он обратился к шутке, к вольной и шаловливой игре ума. И — чудо! — все поблекло и стушевалось перед этой непритязательной игрой. Труд всей его жизни — собрание притч и сентенций древности числом более четырех тысяч, ученые рассуждения в стихах и прозе, назидательные диалоги («Домашние беседы»), переводы (Библии с греческого на латинский, сочинений «отцов церкви») и письма (более двух тысяч) — все уступило славе маленькой книжицы, появившейся первоначально на латинском языке, вскоре переведенной на языки Европы, восторженно принятой современниками и ныне самой читаемой в мире, книжицы с веселым и странным названием — «Похвала глупости».

Эразм Роттердамский в ней высказал всего себя. Это его исповедь, его кредо, его суд над историей и людьми, его философия жизни. В ней — его идеалы, вожделенные мечтания, его ненависть и презрение. И все это в шутливом иносказании, и все мудро и гениально, ибо мудр и гениален был сам Эразм.

Ганс Гольбейн Младший, прославленный художник, оставил нам его портрет. Ныне этот портрет украшает стены Лувра в Париже. Сосредоточенное, спокойное, внутренне умиротворенное лицо. В руке карандаш. Глаза устремлены на бумагу. Эразм пишет. Художник воссоздал главное. Перед нами ученый. Эразм был самым образованным человеком своего времени. Великолепное знание древних языков позволило ему дать научный перевод библейских текстов, научный комментарии к ним, впервые взглянуть на «священные письмена» глазами трезвого историка, свободного от мистики и религиозного фанатизма.

Суд Эразма над человечеством суров. Суров был и мир, в котором он жил. В благодатной Италии, где небо так ясно и море так ласково к человеку, жили, действовали, решали судьбы людей сатанинские создания вроде кардинала Цезаря Борджиа, причастного, кажется, ко всем порокам и всем видам преступлений, или его сестры — правительницы Феррары, красавицы и отравительницы Лукреции Борджиа, или, наконец, папы Юлия II, что с мечом в руке, торжествующий и обрызганный кровью, въезжал в завоеванные города.
Войны опустошительные, грабительские терзали то одну, то другую часть Европы. Религиозные распри, маскируя политические интересы, будоражили народы и порождали гражданские войны. Народ погрязал в нищете, бесправии, невежестве. Эпидемии косили людей. Гольбейн Младший, первый иллюстратор книги Эразма, создал кошмарные лики «Пляски смерти». Средневековье предстает перед нами в его картинах во всей нищете плоти и духа.

Впрочем, сатира Эразма не столь уж безотрадна. Эразм Роттердамский смеялся, а где смех, там нет места отчаянию и ожесточению.

Похвала глупости! Как могло появиться желание хвалить глупость? Глупость во все времена была предметом насмешек. Древние греки имели свой «город Глупов» — Абдеру, родину Демокрита. Немцы создали целую литературу дураков (Narrenliteratur). Незадолго до Эразма Себастьян Брандт написал сатиру «Корабль Дураков».

У нас на Руси излюбленным героем сказок стал Иванушка-дурачок. Лишенный тяжелодумного практицизма своих старших братцев, он весел, непритязателен и беспечен. И в конце концов за простоту и незлобивость свою удостоен счастья и царства.

Раскройте грандиозную эпопею Бальзака, его многотомную «Человеческую комедию», разве не эту самую мысль Эразма показал он нам в живых лицах и фактах человеческого бытия? Мысль Эразма широка, как мир, как сама жизнь. Иногда в его вскользь брошенном замечании узнаешь потрясающие нас идеи и образы, раскрытые уже после него, доведенные, так сказать, до высшей кондиции, до апогея другими гениальными умами.

Глупость в сатире Эразма — не только предмет насмешек. Иногда, подобно герою русских сказок, она вдруг предстает перед нами совсем в ином обличье, и мы не знаем, смеется ли автор или незлобливо и благосклонно взирает на свою героиню.

Что это? Ирония человека, отдавшего всю свою жизнь науке, или предвосхищение тех грозных нападок на цивилизацию, с которыми выступит в XVIII столетии Жан-Жак Руссо, предвосхищение той страстной проповеди женевского мудреца, которая поэтично отзовется в творениях русских писателей («Цыганах» Пушкина и почти в каждой строке Льва Толстого).

Много смысла, глубокого, философского, жизненного смысла в нападках героини сатиры Эразма на так называемого «совершенного мудреца» — прообраза наших идеальных героев. Эразм издевается над неразумием стоиков, выдумавших поистине бесплотный образец человеческой добродетели, несуществующих совершенств личности, неких идеальных качеств, что под стать разве что богам, словом, создавших в своем воображении "мраморное подобие человека". Это говорит героиня сатиры Эразма Глупость. Но не ее ли, в данном случае отнюдь не глупыми устами, глаголет здесь сам Эразм?

Он смеется, лукавит, потешается над нами. Иногда в рассуждениях его героини мы вдруг узнаем черты тех людей, с которыми во второй половине XVI века во Франции выступит Монтень, философ-скептик. Не те же ли мысли высказывает и шекспировский Гамлет! Словом, читая сатиру Эразма, мы пребываем постоянно на гребне больших общечеловеческих идей, великих вопросов, терзавших человеческую мысль и до Эразма, и после него. И кто скажет, что все они уже решены?

Медленно совершались путешествия в средневековой Европе. Долог был путь из Италии в Англию, и пока длился он, глубокомысленный Эразм, «глядя на повседневную жизнь смертных», создавал свою необыкновенную, парадоксальную и мудрую книгу. Он закончил ее уже в Англии, в деревенском домике Томаса Мора, оттуда начался ее славный путь в вечность.

Через 25 лет друг Эразма Томас Мор будет казнен. Ему отрубят голову по приказу короля Генриха VIII, восшествию на престол которого они оба так радовались. «Я почувствовал, как будто бы вместе с Мором умер и я»,— сказал Эразм и скоро— 12 июля 1536 года — скончался в Базеле.

Литературное наследие писателя огромно. Кроме богословских сочинений, он оставил много латинских стихов. Это в его дни среди ученой братии было престижным занятием. Любопытны его сатирические диалоги «Разговоры запросто». Здесь примером ему служили сочинения Лукиана. Резко и неприязненно отозвался о них Мартин Лютер. Между тем в книге немало далеких от богословских споров, милых и безобидных сценок.

Основные идеи кратко изложены в этой статье.

Эразм Роттердамский основные идеи

Основные идеи гуманиста Эразма Роттердамского в области педагогики:

  • Личность – это не врожденное явление, она формируется в процессе воспитания;
  • Важным направлением в образовании и воспитании является интеллектуальное развитие в комплексе формирования религиозных убеждений, нравственности и физического развития;
  • Главной задачей воспитания считается открывание задатков воспитанника в активной деятельности, а также в труде;
  • Каждую личность нужно уважать;
  • Человек должен нести ответственность за свои поступки;
  • Каждого ребенка нужно уважать и бережно относится к нему. Никакого насилия, наказания быть не должно.
  • Обучать ребенка следует начинать с 3-летнего возраста. И, в первую очередь, нужно заниматься с ним языками, так как в раннем возрасте он быстро их осваивает.
  • Любое образование строится на взаимном уважении и любви.

Эразм Роттердамский вклад в историю состоит в том, что он совершил много переводов древнегреческого языка на латынь. Он был первым, кто издал первопечатный вариант греческого и латинского текста Нового завета. Также он собирал разнообразные раритетные вещи. И даже литературные. Эразм издал книгу, в которой собрал старые древнегреческие поговорки и крылатые фразы, тем самым подарив им новую жизнь.

Продолжая тему литературы, стоит сказать, что главной идеей, пронизывающей толстой нитью его произведения является идея формирования идеала человека, как можно больше приближенного к самому Христу.

Всю свою философию и идеи он выложил на страницах своих произведений — «Адагии», «Оружие христианского воина», «Философия Христа», «Похвала Глупости», «Наставление христианского государя», « Жалоба мира», издание греческого текста «Нового Завета», «Вульгаты», « О свободе воли», « О рабстве воли», «Разговоры запросто», «О желанном церковном согласии», О первоначальном воспитании детей», «О благовоспитанности детей», «Беседы», «Метод обучения», «Способ писать письма».

Дезидерий Эразм Роттердамский родился 28 октября 1469 года в Гауде, пригороде Роттердама.

«Похвала Глупости»– одно из центральных произведений Эразма Роттердамского. Первая публикация этого произведения была осуществлена в 1511 году, а всего было выпущено около 40 прижизненных изданий.

«Похвала Глупости» во многом обязана своим существованием длительному путешествию Эразма по Европе. Автор писал, что оно было создано от нечего делать. Замысел книги зародился у него в 1509 году, когда он пересекал Альпы по пути из Италии в Англию. Книга была в короткий срок написана в Лондоне, в доме Томаса Мора, которому была посвящена с шутливым намеком на сходство, ибо «moros» значит по-латыни «глупец».

Произведение написано в ироническом жанре. Книга представляет собой монолог Глупости; захлебываясь от восторга, она распевает сама себе дифирамбы. Эразм в язвительной форме воздает хвалу госпоже Глупости, безраздельно правящей миром, которой все люди поклоняются.

В первой части Эразм словами Глупости доказывает власть последней над всей жизнью: «Но мало того, что во мне вы обрели рассадник и источник всяческой жизни: все, что есть в жизни приятного, – тоже мой дар. Обыщите все небо, и пусть имя мое будет покрыто позором, если вы найдете, хоть одного порядочного и приятного Бога, который обходился бы без моего содействия?». На этом фоне автор описывает дремучего и скучного мудреца, строго судящего всех и вся. Глупость выглядит весьма привлекательно по сравнению с мудрецом. Этот «книжный червяк», противник всего живого и живущего выступает антиподом Глупости, и в реальности оказывается, что настоящая глупость скорее он сам. Мне кажется, что автор не на прямую сравнивает мудрость и глупость, восхваляя одну и принижая достоинства другого. Ведь грань между глупостью и мудростью весьма относительна. Извечный вопрос «А судьи кто?», здесь очень уместный. Ведь отношение к одному и тому же может быть разным. А абсолютной истинны, скорее всего не существует.

Заложив теоретическое основание для своего рассуждения, во второй части Эразм переходит к более конкретным вопросам: «различным видам и формам» глупости. Поскольку «большинство людей глупы, и всякий дурачится на свой лад», оказывается, что «в человеческом обществе все полно глупости, все делается дураками и среди дураков». Я бы добавил и для дураков. Современное общество, порой кажется создано исключительно для дураков. Эразм пишет, что нет никакой разницы между мудрецами и дураками, либо положение дураков не в пример выгоднее. А быть ли дураком или нет, мне кажется выбор каждого человека. Дуракам легче живется. Но мне например не хочется им быть.

Эразм прибегает к бытовым зарисовкам. Он касается жизни всех социальных слоев, не оставляя без своего внимания ни простых, ни знатных, ни образованных, ни людей неученых. Глупостью руководствуются люди всех сословий и прослоек, все нации, ибо Глупость богата и коллективными проявлениями. Самым же печальным из них служит война. Я полностью согласен с автором. Война самая большая глупость на свете. Ведь она приносит столько горя и страданий. Автор пишет, что война обычно ведется всякого рода подонками общества. Ведь все люди рождаются один раз и насколько наше планета была бы прекрасней, если бы люди все свои усилия направили бы на добрые дела.

Не обошла и сатира Эразма церковных злоупотреблений. Особенно досталось монашеским орденам. Перед судом бога, священники все оказываются никчемными. Они пытаются выставить свои достижения, но Христос прерывает их: «Откуда эта новая порода иудеев? Лишь один закон признаю я моим, и как раз о нем ничего до сих пор не слышу». «Я завещал вам лишь одну заповедь – возлюбить друг друга, и как раз о ней ничего до сих пор не слышу».

В заключительной части своего произведения, автор делает следующий вывод. Глупость, беспамятство, безумство – это истинное блаженство, настоящий смысл жизни. «Всех счастливее тот, кто всех безумнее».

Сам Эразм смотрел на это своё произведение, как на литературную безделку, — но своей литературной знаменитостью и своим местом в истории он обязан этой безделке во всяком случае не в меньшей степени, чем своим многотомным учёным трудам.

Евросоюз значимость "Похвалы глупости" отметил выпуском юбилейных монет в 2009 и в 2011 годах, приурочив к 500-летию написания книги (1509) и ее издания (1511). 500-летие первого издания книги отмечалось под эгидой ЮНЕСКО.

Эразму Роттердамскому принадлежат много афоризмов. Вот некоторые, которые понравились мне больше всего:

Иметь много друзей — значит не иметь ни одного.

Людьми не рождаются, а воспитываются.

Привычку может победить только другая привычка.

В стране слепых одноглазый — уже король.

« Похвала Глупости » Эразма Роттердамского первый раз была издана в 1511 году, через два года после того, как была написана. За несколько месяцев произведение издавали семь раз. Всего при жизни автора она была переиздана в разных местах не менее 40 раз . Изданный в 1898 году дирекцией университетской библиотеки в Бельгии, предварительный и , следовательно , подлежащий дополнению список изданий сочинений Эразма Роттердамского насчитывает для « Похвалы Глупости » более двухсот изданий ( включая переводы ).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

мИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Российской федерации

федеральное государственное АВТОНОМНОЕ образовательное

учреждение Высшего профессионального образования

«Южный федеральный университет»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Реферат на тему:

« «Похвала глупости»

ВВЕДЕНИЕ

ОБРАЗ ГЛУПОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ ЭРАЗМА РОТТЕРДАМСКОГО

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Нидерландский гуманист Эразм Роттердамский (около 1469-1536 гг.), католический писатель, ученый-филолог, богослов,оказал огромное влияние на современников. “Ему изумляется, его воспевает и превозносит, -- писал Камерарий, - каждый, кто не хочет прослыть чужаком в царстве муз”.

Влияние Эразма на современников было огромным. Его иногда сравнивают с влиянием Вольтера в XVIII веке. Лучше всех других гуманистов Эразм оценил могучую силу книгопечатания, и его имя неразрывно связано с такими известными типографами XVI века, как АльдМа-нуций, Фробен, Бадий. С помощью печатного станка -- «почти божественного инструмента», как его называл Эразм, - он выпускал в свет одно произведение за другим и благодаря личным связям с гуманистами всех стран (о чем свидетельствуют одиннадцать томов собрания переписки) руководил некоей «республикой гуманитарных наук», прообразом позднейшего просветительного движения в XVIII веке во главе с Вольтером. И только поэтому Эразм мог устоять в борьбе с целой армией монахов и теологов, неизменно проповедовавших против него и отправлявших на костер его последователей.

Как и во всей гуманистической мысли и во всем искусстве эпохи Возрождения, той ступени развития европейского общества, которая отмечена огромным влиянием античности, в «Похвальном слове Глупости» встречаются и органически сливаются две традиции.

С одной стороны, сатира написана в форме «похвального слова»,которую культивировали античные писатели. Зародившийся еще в поздней софистике жанр пародийного похвального слова, образец которого оставил нам Лукиан («Похвальное слово мухе»). К жанру иронического панегирика -- наподобие известного в свое время «Похвального слова подагре» нюрнбергского друга Эразма В. Пиркгеймера - внешне примыкает и «Похвальное слово Глупости». Но гораздо более существенно влияние Лукиана - великого насмешника, прозванного «Вольтером древности.

С другой стороны, «Глупость, царящая над миром», не случайный предмет восхваления, как обычно в шуточных панегириках. Сквозной линией эта тема проходит через поэзию, искусство и народный театр XV--XVI веков. Любимое зрелище позднесредневекового и ренессансного города - это карнавальные «шествия дураков», «беззаботных ребят» во главе с Князем Дураков, Папой Дураком и Дурьей Матушкой.Процессии ряженых, изображавших Государство, Церковь, Науку, Правосудие, Семью, как сборище плутов, лицемеров и глупцов. Девиз этих игр - «Число глупцов неисчислимо». Во французских «дурачествах», голландских фарсах или немецких «фастнахтшпилях» (масленичных играх) царила богиня Глупости: глупец и его собрат шарлатан представляли в различных обличиях все разнообразие жизненных положений и состояний. Весь мир «ломал дурака».

Какой глупость предстает перед нами в «Похвальном слове»? Какими чертами наделяет её великий гуманист эпохи возрождения и что пытается показать через её сатирическое описание?

ОБРАЗ ГЛУПОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ ЭРАЗМА РОТТЕРДАМСКОГО

Все повествование произведения - это хвала « но не Гераклу и не Солону»[с. 17], а глупости. Причем Глупость восхваляет себя самостоятельно. Композиция сочинения стройная, хотя и наполнена различными отступлениями и повторами (как и подобает глупости). Деление на главы у самого Эразма не было, оно появилось позже в редакции 1765 года. Условно книгу можно разделить на две части: первая доказывает, что «все общественные дела смертных» и даже «верховных богов» [с.30] подчинены власти одной лишь Глупости. Вторую часть составляет описание различных видов и форм Глупости -проявление её в обществе от низших слоев народа до высших кругов знати.

В части первой глупость «неопровержимо» доказывает свою власть над всей жизнью и всеми благами. «Прежде всего - что может быть слаще и драгоценней самой жизни? Но кому обязаны вы возникновением её, если не мне», - говорит глупость в главе ХI, - « но если жизнью вы обязаны супружеству <…> то сами вы понимаете, в какой мере являетесь моими должниками». Мы видим, что чувство скромности, которое сама Глупость пытается приписать себе, совершенно у неё отсутствует, что конечно же естественно для неё. Ведь глупость себялюбива и потому уверенна во всем, за что она не возьмется. К тому же глупость не считает себялюбие пороком, и утверждает что «отними у жизни эту приправу, и ледяным холодом будет встречен оратор со своей речью, никому не угодит своими мелодиями музыкант, освистана будет игра актера, осмеян заодно с Музами поэт, впадёт в ничтожество с искусством своим живописец, отощает от голода, сидя на своих лекарствах, врач.» [с. 83].Она - основа всякого процветания и счастья, «без моего внушения,- утверждает Глупость - ни одно благородное искусство не возникло без моего содействия» [с. 84]. Что это - в шутку или всерьез?Сам автор (в предисловии и в позднейших письмах) дает на этот вопрос противоречивый и уклончивый ответ, считая, очевидно, что sapientisat - "мудрому достаточно" и читатель сам в состоянии разобраться.

Через всю первую "философскую" часть речи проходит сатирический образ "мудреца". Он противоположен Глупости. Отталкивающая и дикая внешность, волосатая кожа, дремучая борода, облик преждевременной старости [гл. XVII, c. 65]. Строгий, глазастый, на пороки друзей зоркий, в дружбе пасмурный, неприятный [гл. XIX, c. 72]. На пиру угрюмо молчит и всех смущает неуместными вопросами. Одним своим видом портит публике всякое удовольствие. Если вмешается в разговор, напугает собеседника не хуже, чем волк. В разладе с жизнью рождается у него ненависть ко всему окружающему [гл. XXV, c. 92]. Враг всяких природных чувствований, некое мраморное подобие человека, лишенное всех людских свойств. Не то чудовище, не то привидение, не знающее ни любви, ни жалости, подобно холодному камню. От него якобы ничто не ускользает, он никогда не заблуждается, все тщательно взвешивает, все знает, всегда собой доволен; один он свободен, он - все, но лишь в собственных помышлениях. Все, что случается в жизни, он порицает, во всем усматривая безумие. Не печалится о друге, ибо дружба - удел глупцов. Вот он каков, этот совершенный мудрец! «Ни себе самому, ни отечеству, ни своим близким не может быть он ни в чем полезен, ибо не искушен в самых обыкновенных делах и слишком далёк от общепринятых мнений и всеми соблюдаемых обычаев» [гл. XXV, c. 94] и т. д.

Это законченный образ схоласта, средневекового кабинетного ученого, загримированный - под античного мудреца-стоика. Это рассудочный педант? враг человеческой природы. Но с точки зрения живой жизни его книжная обветшалая мудрость - скорее абсолютная глупость.

Страсти, желания, поступки, настоящие чувства и прежде всего стремление к счастью важнее, чем рассудок и если рассудок противопоставляет себя жизни, то его антипод - глупость - совпадает со всяким началом жизни. ЭразмоваМория есть, поэтому сама жизнь. Она синоним подлинной мудрости, не отделяющей себя от жизни, тогда как схоластическая "мудрость" - порождение подлинной глупости.

Мория первой части - это сама Природа, которой нет нужды доказывать свою правоту "крокодилитами, соритами, рогатыми силлогизмами" и прочими "диалектическими хитросплетениями" [гл. XIX, c. 72-73]. Не категориям логики, а желанию люди обязаны своим рождением. Желанию быть счастливыми люди обязаны любовью, дружбой, миром в семье и обществе. Воинственная угрюмая "мудрость", которую посрамляет красноречивая Глупость, - это псевдорацнонализм средневековой схоластики, где рассудок, поставленный на службу вере, разработал сложнейшую систему регламентации и норм поведения. Аскетическому рассудку старческого средневековья, скудеющей мудрости почтенных докторов теологии противостоит Мория - новый принцип Природы, выдвинутый гуманизмом Возрождения. Этот принцип отражал прилив жизненных сил в европейском обществе в момент рождения новой буржуазной эры.

Охраняющий молодые побеги жизни от вмешательства "непрошеной мудрости" пафос мысли Эразма обнаруживает характерное для гуманизма Возрождения доверие к свободному развитию, родственное идеалу жизни, показанному в Телемской обители у Рабле с его девизом "Делай что хочешь". Мысль Эразма, связанная с началом эры буржуазного общества.Недаром сам Эразм из Роттердама, бюргер по происхождению, достигнув европейской славы, отвергает лестные приглашения монархов Европы, предпочитая независимую жизнь в "вольном городе" Лувене. Традиции независимости, которую отстаивают города его родной страны, несомненно, питают взгляды Эразма. Философия его Глупости коренится в исторической обстановке еще не победившего абсолютизма.

Вторая часть "Похвального слова" посвящена "различным видам и формам" Глупости. Но легко заметить, что здесь незаметно меняется не только предмет, но и смысл придаваемый понятию "глупость", характер смеха и его тенденция. Меняется разительным образом и самый тон произведения. Глупость забывает свою роль, и вместо того чтобы восхвалять себя и своих слуг, она начинает возмущаться служителями Мории, разоблачать и бичевать их. Юмор переходит в сатиру.

Уже глава XXXIV, прославляющая счастливое состояние животных «всех счастливей - те, которые не знают ни учения, ни дрессировки, но живут исключительно по закону природы» - двусмысленна. Значит ли это, что человек не должен стремиться "раздвинуть границы своего жребия", что он должен уподобиться животным и довольствоваться «теми пределами, в которые их заключила природа» ? Не противоречит ли это Природе, наделившей его интеллектом? Поэтому дураки, шуты, глупцы и слабоумные, хотя и счастливы, все же не убедят нас следовать скотскому неразумию их существования (гл. XXXV). "Похвала Глупости" незаметно переходит от панегирика к сатире на невежество, отсталость и косность общества. роттердамский глупость гуманист западноевропейский

В первой части речи Глупости, как мудрость природы, она гарантировала жизни разнообразие интересов и всестороннее развитие. Там она соответствовала гуманистическому идеалу "универсального" человека. Но безумствующая односторонняя Глупость создает постоянные застывшие формы и виды: сословие родовитых енотов, которые кичатся благородством происхождения [гл. XLII, c. 162], или купцов-накопителей, - породу всех глупее и гаже [гл. XLVII, c. 180-181], разоряющихся сутяг или наемных воинов, мечтающих разбогатеть на войне, бездарных актеров и певцов, ораторов и поэтов, грамматиков и правоведов. Филавтия, родная сестра Глупости, теперь показывает другое свое лицо. Она порождает самодовольство разных городов и народов[гл. XLIII, c. 166]. Счастье лишается своего объективного основания в природе, теперь оно уже всецело "зависит от нашего мнения о вещах... и покоится на обмане или самообмане" [гл. XLV, c. 174]. Как мания, Глупость уже субъективна, и «всяк по-своему с ума сходит, находя в этом свое счастье». Теперь Глупость наоборот, разлагает общество.Универсальная сатира Эразма здесь не щадит ни одного звания в роде людском. Глупость царит в народной среде, так же как и в придворных кругах, где у королей и вельмож не найти и «пол-унции здравого смысла» [гл. LV, c. 243].

Наибольшей резкости сатира достигает в главах о философах и богословах, иноках и монахах, епископах, кардиналах и первосвященниках [гл. LII-LX, c. 207-268], особенно - в колоритных характеристиках богословов и монахов, главных противников Эразма на протяжении всей его деятельности. Нужна была большая смелость, чтобы показать миру "смрадное болото" богословов и гнусные пороки монашеских орденов во всей их красе. Монахи были главными вдохновителями гонений против Эразма и его произведений. Они в конце концов добились занесения большой части литературного наследия Эразма в индекс запрещенных церковью книг, а его французский переводчик Беркен - кончил жизнь на костре (в 1529 г.). Популярная у испанцев поговорка гласила: "Кто говорит дурное про Эразма - тот либо монах, либо осел".

Сатира Эразма завершается весьма смелым заключением. После того, как Глупость доказала свою власть над человечеством и над "всеми сословиями и состояниями" современности, она вторгается в святая святых христианского мира и отождествляет себя с самым духом религии Христа, а не только с церковью, как учреждением, где ее власть уже доказана ранее: христианская вера сродни Глупости, ибо высшей наградой для людей является своего рода безумие [гл. LXVI-LXVII, c. 304-313], а именно - счастье слияния с божеством.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под «глупостью»понимаются два разных явления. С одной стороны, «глупость» - это желание человека познать весь мир в его полноте и стать чуть ли не выше Бога. В сочинении Эразма выведены удивительные образчики таковой «глупости» - это и ученые, и правители, и священнослужители, и даже сама Церковь. И в данном случае «глупостью» можно считать все, что стремится быть выше и лучше Бога, но растворяется в безумии мира сего.

Но есть другая «глупость» - «глупость» искренней веры. «Среди глупцов всякого города наиболее безумными кажутся те, кого воодушевляет христианское благочестие..».«Что же это такое, если не помешательство?» - спрашивает Эразм. Но оказывается, что эта «глупость» может считаться помешательством только тогда, когда на нее смотрят с позиции мирского «безумия». И недаром высшим проявлением таковой «глупости» становится «глупость небесная», «когда человек в краткие миги беспамятства и безумия вдруг соединяется с Богом», а потом, вернувшись в сознание, скорбит «о том, что снова образумился».

Главной идеей Эразма был призыв к очищению -гуманистический идеал человека воплотим в жизнь лишь тогда, когда сам человек в простоте и искренности веры максимально приблизится к образу Христа. Именно этот тезис лежал в основе критического отношения Эразма и к социально-политической действительности тогдашней Европы, и к нравственному состоянию людей, и к роли Церкви, которая, по мнению Эразма, слишком отдалилась от идеала первой, апостольской Церкви.

Эразм Роттердамский оказал столь многомерное влияние на западноевропейское сознание своего времени, что уже при своей жизни вызывал различную реакцию. Церковь и преследовала его, и привечала, научный мир и спорил с ним, и восхищался его талантом. Мартин Лютер, с его идеей реформации веры и Церкви, очень близкой по сути идеям Эразма, жестоко и жестко спорил с «королем гуманистов». Да и до сих пор, сочинения Эразма оцениваются неоднозначно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Роттердамский, Э. Похвала глупости; [пер. с лат.П. Губера]. - М. : РИПОЛ классик, 2015. - 320 с.

2. Бахтин, М. Вопросы литературы и эстетики / М. Бахтин. - Москва: Русские словари, 1975. - 158 с.

3. Пинский Л.Е. Реализм эпохи возрождения; М.: Гослитиздат, 1961. - С. 56 - 85

4. Немилов А. Н. Эразм Роттердамский и Северное Возрождение // Эразм Роттердамский и его время.- М., 1989.- С. 9-19.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение жизненного пути и философских взглядов Эразма Роттердамского - нидерландского ученого-гуманиста, писателя, филолога, богослова, виднейшего представителя северного Возрождения. Анализ сатирического произведения философа - "Похвала глупости".

    презентация , добавлен 26.04.2015

    Специфические черты немецкого гуманизма и влияние на него творений Эразма Роттердамского: "Похвала глупости" и "Разговоры запросто". Критика католической церкви и феодального общества. Философия мыслителя и развитие реформационного движения в Европе.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2011

    Общественно-политическая жизнь Германии в ХV-ХVII вв. Гуманистическое движение в Германии, реформация в Средневековой Европе. Жизненный путь и мировоззрение Эразма Роттердамского, его отношение к церкви и религии, представления о роли главы государства.

    реферат , добавлен 03.04.2012

    Исторические и социокультурные предпосылки Ренессанса. Основные направления эпохи Возрождения: антропоцентризм, неоплатонизм. Основные идеи протестантизма. Гуманизм Эразма Роттердамского. Философия Николо Макиавелли. Утопический социализм Т. Мора.

    реферат , добавлен 14.10.2014

    Особенности образа человека как отражение социокультурных процессов и явлений культуры информационного общества. Образ человека информационного общества как проекция социокультурных изменений. Специфика сознания человека информационного общества.

    Влияние образа "Я" на деятельность личности, на выбор поступков, определения жизненных программ и реализацию жизненных практик. Внутренний мир человека и обстоятельства, синтез внешних условий и личностных интенций. Образ "Я" К. Роджерса и его структура.

    контрольная работа , добавлен 13.10.2009

    Общество как философская проблема. Взаимодействие общества и природы. О социальной структуре общества. Специфические законы общества. Философские проблемы экономической жизни общества. Философия политики. Общественное сознание и духовная жизнь общества.

    реферат , добавлен 23.05.2008

    Понятия и определения сознания и нравственности. Влияние сознания и нравственности на человека и общество. Виды и разновидности сознания и нравственности. Нравственное сознание, его специфика и роль в жизни человека. Двухаспектная и эмерджентная теории.

    реферат , добавлен 28.04.2011

    Нравственное сознание, его сущность, структура, роль в жизни человека и общества. Формирование философского мировоззрения. Развитие самостоятельного, творческого мышления. Проблемы социальной философии. Социальная философия в системе наук об обществе.

    контрольная работа , добавлен 16.08.2014

    Структура и динамика духовной жизни общества. Понятие нравственного, эстетического, общественного, индивидуального сознания и морали. Духовная жизнь как система. Обыденно-практический и теоретический уровни сознания. Общественная психология и идеология.


В 2011 году под эгидой ЮНЕСКО отмечается 500-летие первого издания книги Эразма Роттердамского "Похвала глупости".

Ганс Гольбейн Младший. Портрет Эразма Роттердамского (1523, London, National Gallery)

Эразм Роттердамский (Erasmus Roterodamus), Дезидерий (Desiderius) (28.10.1469, Роттердам, — 12.7.1536, Базель), нидерландский ученый, писатель, гуманист; редактор и переводчик античной классики; первый издатель Нового Завета на греческом языке; сатирик. виднейший представитель северного Возрождения. (В различных источниках можно встретить и другие варианты года его рождения — 1467 или 1465).

Отец его, принадлежавший к одной из бюргерских фамилий городка Гауда (на перекрестке дорог Роттердам-Амстердам и Гаага-Утрехт), увлёкся в юности одной девушкой, дочерью лекаря из Севенбергена, которая отвечала ему взаимностью. Родители, предопределившие сына к духовной карьере, решительно воспротивились вступлению его в брак. Влюблённые, тем не менее, сблизились и плодом их связи был сын, которому родители дали имя Гергард, то есть желанный, — имя, из которого, путём обычной в ту пору латинизации и грецизации, был впоследствии образован его двойной литературный псевдоним Desiderius Erasmus, заставивший забыть его настоящее имяон воспитывался в Голландии - сначала в Гауде, а затем в школе монашествующих «братьев совместной жизни» в Девентере . Там он познакомился с сокровищами классического наследия, вновь открытого в Италии. В четырнадцать лет лишился отца и матери, Это, усугублённое печатью незаконнорожденного, предопределило некоторые черты его характера — робость, граничившая подчас с трусостью, некоторая доля скрытности. Он понимал — с таким наследством ему будет недоступна общественная карьера. Поэтому вскоре, после некоторых колебаний, проучившись некоторое время в школе в Буа-ле-Дюк , поддался на уговоры своего опекуна и постригся в монахи. Без особой охоты принеся обеты, провел шесть лет в монастыре августинцев в Стейне близ Гоуды, выкраивая время для самообразования и ревностного изучения античной классики. Около 1493 г. ему было позволено оставить монастырь, чтобы исполнять должность латинского секретаря при епископе Камбрейском, который отпустил его в Париж на учебу. Создавая впечатление погруженности в средневековое богословие, он между тем увлеченно изучал латинскую литературу, занялся греческим. В 1499 г. побывал в Англии вместе со своим учеником-англичанином, в Оксфорде познакомился с кружком ученых мужей, заинтересованных в «Новой учености», т.е. возрождении классических древностей; в кружке задавали тон Д.Колет , будущий настоятель собора св. Павла, и Т.Мор .

Он сдружился здесь с принцем Генрихом, будущим королём Генрихом VIII . Вернувшись из Англии в 1499 году, Эразм ведёт некоторое время кочевую жизнь — последовательно посещает Париж, Орлеан, Лувене, Роттердам. По возвращении в Париж в 1500 г. Эразм Роттердамский опубликовал свою первую книгу, Пословицы (Adagia), собрав в небольшом томике латинские и греческие изречения из различных источников.


Massys. Portrait of Erasmus of Rotterdam (1517, Rome, Galleria Nazionale d’Arte Antica)

С этого времени Эразм упорно трудился ради двоякой цели: возвращение греко-латинских авторов из забвения, в коем они пребывали в эпоху Средневековья, и возврат к раннехристианским идеалам, для чего необходимо было восстановить и опубликовать достоверный текст Нового Завета и творения отцов Церкви. Эразм был скорее моралистом, нежели богословом, и поэтому его поучение современникам основывалось не столько на догме, сколько на самом слове Христа. Мечтая о преображении Римской церкви, он не принял реформ, начатых Лютером . Всякую войну Эразм полагал несовместимой с поведением христианина, гибельной для интеллектуальной и духовной жизни.

Соответственно, сочинения Эразма распадаются на две категории: наряду с научными трудами он создал своеобразнейшие книги, словно рассчитанные на вкусы попроще, как, например, Похвала Глупости (Morie Encomium Stultitiae Laus, 1511) и Домашние беседы (Colloquii, 1519). В промежутке между этими двумя полунаучными, полупопулярными сочинениями вышло несколько успешных переизданий Пословиц. Эразм работал быстро и много, огромное собрание его трудов, хотя и написанных только по-латыни и пронизанных античным мироощущением, хорошо передает вольный дух их творца, его неповторимую личность. У него было много друзей, и он оставил множество любопытных и зачастую забавных писем; из них уцелело свыше двух тысяч.

Несколько лет после первой публикации Пословиц он провел в нужде, в разъездах между Парижем и Нидерландами, упорно осваивая греческий язык. В 1503 г. Эразм выпустил в свет Кинжал (Наставление) христианского воина (Enchiridion Militis Christiani), который не вписывается в ряд его популярных сочинений, потому что тут нет ни остроумия, ни сатиры - одна лишь серьезная аргументация. Эразм призывал упростить христианство, убеждая, что «буква убивает, а дух животворит», а религия - не соблюдение определенных обязательств или выполнение обрядовых условностей, но внутреннее самосовершенствование.

В 1506 г. ему наконец удалось съездить в Италию , получить докторскую степень в Турине и провести около года в Венеции, где в 1508 он издал дополненную редакцию Пословиц. В 1509 г. он посетил Рим. В Италии Эразм встретил почётный, местами восторженный приём. папа в знак особого своего благоволения к Эразму, дал ему разрешение вести образ жизни и одеваться сообразно обычаям каждой страны, где ему приходилось жить. Из Италии он уехал в Англию, по приглашению друзей, связывавших с воцарением Генриха VIII надежды на расцвет гуманизма. В Лондоне Эразм остановился у Мора и набросал забавный очерк мира - знаменитую Похвалу Глупости . В 1511 г. она была напечатана в Париже и скоро принесла автору европейскую славу. Несколько лет он провел в Кембридже , исполняя с 1511 г. по 1514 г. обязанности профессора греческого языка в Куинз-колледже. С 1506 г., поддержанный Колетом, лелеял мысль об издании греческого текста Нового Завета ; в 1516 г. такой текст был напечатан в Базеле. Эразм располагал не самыми лучшими рукописями, и в базельской редакции Нового Завета есть ошибки, но тем не менее это издание (которому сопутствовал новый перевод на латынь) стало первым в своем роде и заложило основы новейшей библейской критики. Большинство богословов тогдашнего времени продолжало следовать в своих курсах средневековому, схоластическому методу, который сводил всю богословскую науку к изучению трактатов Дунса Скота, Фомы Аквинского и ещё нескольких излюбленных средневековых авторитетов. Характеристике этих адептов схоластического богословия Эразм посвятил несколько страниц в своей «Похвале Глупости».


Ганс Гольбейн Младший. Портрет Эразма (1523, Paris, Musйe du Louvre)

Спустя четыре года, ссылаясь на неприветливый и нездоровый климат Англии, в 1513 году Эразм отправился в Германию. Два года, проведённые им здесь, были двумя годами нового путешествия по всей Германии. Здесь он познакомился с Ульрихом Цазием . Но скоро его потянуло в Англию, куда он снова отправился в 1515 году. В следующем году он опять перекочевал на континент, и уже навсегда.

На этот раз Эразм нашёл себе могущественного мецената в лице императора Священной Римской империи Карла Испанского (будущего императора ). Последний пожаловал ему чин «королевского советника», не связанный ни с какими реальными функциями, ни даже с обязанностью пребывания при дворе, но дававший жалованье в 400 флоринов. Это создало для Эразма вполне обеспеченное положение, избавлявшее его от всяких материальных забот, и предоставило возможность всецело отдаться своей страсти к научным занятиям. С этих пор, действительно, научная и литературная продуктивность Эразма усугубляется. Новое назначение, однако, не заставило Эразма отказаться от своей непоседливости — он побывал в Брюсселе, в Лувене, в Антверпене, во Фрейбурге, в Базеле.


Дюрер. Портрет Эразмуса. (c. 1520, Paris, Musйe du Louvre)

Он никогда не отличался крепким здоровьем, все чаще его осаждали недуги, однако он продолжал поразительно много работать. Он издал или перевел огромное количество античных и патристических произведений, в т.ч. таких авторов, как Аристотель, Цицерон, Демосфен, Лукиан, Ливий, Светоний, Овидий, Плавт, Плутарх, Теренций, Сенека; творения таких отцов Церкви, как Амвросий, Афанасий, Августин, Василий, Иоанн Златоуст, Иероним и Ориген. Эразм продолжал вносить дополнения в Пословицы и Беседы, ярко и самобытно запечатлевшие жизнь в 16 в. Им также написано множество небольших трактатов на различные темы, в т.ч. об изучении языков и методах преподавания, о правильном произношении греческих и латинских слов, о воспитании князей, о поклонении Цицерону итальянских гуманистов, о восстановлении единства Церкви и необходимости мира. Огромным успехом пользовался томик пересказов некоторых пассажей Нового Завета. Эразм сочинял стихи, некоторыми его молитвами пользуются до сего дня. Кроме этой поражающей своим масштабом работы, он непрестанно полемизировал, отстаивая и разъясняя свою позицию. До конца дней он подвергался нападкам с обеих сторон: крайние реформаторы считали его едва ли не отступником, тогда как ортодоксы винили Эразма в «высиживании того яйца, из которого вылупился Лютер». Но Эразм остался с Церковью, враждебно относясь к расколам и держась своих собственных воззрений в гуще неистовой религиозной смуты, омрачившей его последние дни.


Ганс Гольбейн Младший, портрет Эразма Роттердамского, 1530 (1530, Parma, Galleria Nazionale)

Лишь в последние годы своей жизни он окончательно утвердил свою осёдлость в Базеле , где и окончил дни свои; он умер в ночь с 11 на 12 июля 1536 года .

Личность Эразма многогранна, и все ее грани оказали весомое воздействие на европейскую мысль. Современники видели в нем гуманиста, социального реформатора, острослова и реставратора библейских текстов. В 18 в. более всего ценили его Похвалу Глупости и славили ее автора как предтечу рационализма; 19 в. превозносил миролюбие Эразма, его терпимость, а 20 в. вчитался в его письма и открыл в этом великом писателе одного из самых человечных мыслителей.


Ганс Гольбейн Младший. Портрет Эразма Роттердамского,(1532, Basel, Kunstmuseum)

Сохранившаяся обширная переписка Эразма блещет афоризмами.

Вежливость порождает и вызывает вежливость
Иметь много друзей — значит не иметь ни одного
Лишь немногие, чье подлое благополучие зависит от народного горя, делают войны
Любовь — это единственный способ, которым мы можем помочь другому человеку
Людьми не рождаются, а воспитываются
Привычку может победить только другая привычка
Победа достается тому, кого не принимают всерьез
В стране слепых одноглазый — уже король

Германец по своей принадлежности к империи, голландец по крови и по месту рождения, Эразм менее всего был похож на голландца по своему подвижному, живому, сангвиническому темпераменту, и, может быть, именно потому так скоро отбился от своей родины, к которой никогда не обнаруживал никакого особенного влечения. Германия, с которой его связывало подданство «императору», и в которой он провёл большую часть своей скитальческой жизни, не стала для него второй родиной; немецкий патриотизм, которым было одушевлено большинство германских гуманистов, остался совершенно чужд Эразму, как и вообще всякий патриотизм. Германия была в его глазах его родиной не более, чем Франция, где он провёл несколько лучших лет своей жизни. Сам Эразм относился вполне безразлично к своей национальности. «Меня называют батавом, — говорит он в одном из своих писем; — но лично я в этом не вполне уверен; очень может быть, что я голландец, но не надо забывать, что я родился в той части Голландии, которая гораздо ближе к Франции, чем к Германии». В другом месте он выражается о себе не менее характерным образом: «Я вовсе не хочу утверждать, что я — француз, но не нахожу нужным и отрицать этого». Можно сказать, что настоящей духовной родиной Эразма был античный мир, где он чувствовал себя, действительно, как дома. Настоящим родным языком был для него латинский язык, которым он владел с лёгкостью античного римлянина. По латыни он говорил гораздо лучше, чем на своём родном голландском наречии и на языках немецком и французском. Характерно и то, что под конец жизни Эразм, после долгих скитаний по свету, избрал местом постоянной оседлости имперский город Базель, имевший, по своему географическому и политическому положению и по составу своего населения, международный, космополитический характер.


Дюрер А. Erasmus of Rotterdam (1526, Washington, National Gallery of Art)

"Похвала глупости" (либо Похвальное слово Глупости, лат. Moriae Encomium, sive Stultitiae Laus) — сатира Эразма Роттердамского. Самое известное из сатирических произведений Эразма Роттердамского, благодаря которым научно-литературная деятельность его получила широкое общественное значение и обусловила его выдающееся место не только в истории литературы, но и во всеобщей истории. Это небольшое сочинение по словам автора было написано от нечего делать — во время продолжительного, при тогдашних путях сообщения, переезда его из Италии в Англию в 1509 году.


Иероним Босх. Корабль дураков (лентяев), (1495-1500)

Сатира написана в жанре иронического панегирика, что было обусловлено сочетанием двух тенденций, характерных для эпохи Возрождения: обращение к античным авторам (поэтому панегирик) и дух критики общественного уклада жизни (поэтому иронический).

Евросоюз значимость "Похвалы глупости" отметил выпуском юбилейных монет в 2009 и в 2011 годах, приурочив к 500-летию написания книги (1509) и ее издания (1511).


500-летие первого издания книги отмечается в мире под эгидой ЮНЕСКО.

Сам Эразм смотрел на это своё произведение, как на литературную безделку, — но своей литературной знаменитостью и своим местом в истории он обязан этой безделке во всяком случае не в меньшей степени, чем своим многотомным учёным трудам. Большая часть последних, сослужив в своё время службу, давным-давно опочили в книгохранилищах, под толстым слоем вековой пыли, в то время как «Похвала Глупости» продолжает до сих пор читаться, сравнительно немногими в латинском подлиннике, но, можно сказать, всеми в переводах, имеющихся в настоящую пору на всех европейских языках (в том числе и на русском), и тысячи образованных людей продолжают зачитываться этой гениальной шуткой остроумнейшего из учёных и учёнейшего из остроумных людей.

Со времени появления печатного станка это был первый случай поистине колоссального успеха печатного произведения. Изданная в первый раз в 1511 году, сатира Эразма Роттердамского выдержал в несколько месяцев до семи изданий; всего при жизни автора она была переиздана в разных местах не менее 40 раз. Изданный в 1898 году дирекцией университетской библиотеки в Генте (Бельгия) предварительный и, следовательно, подлежащий дополнению список изданий сочинений Эразма Роттердамского насчитывает для «Похвалы Глупости» более двухсот изданий (включая переводы).

С книгой "Похвала глупости" связаны имена еще двух известнейших людей своего времени - Томаса Мора и Ганса Гольбейна Младшего.

Эразм Роттердамский "Похвалу глупости" посвятил своему другу Томасу Мору.

Томас Мор (1478—1535) - английский гуманист и политический деятель.


Гольбейн Ганс Младший. Томас Мор

С 1504 г. член оппозиции в парламенте, 1529 г. лорд-канцлер, после разрыва Генриха VIII с Римом 1532 г. сложил свое звание. В 1535 году за отказ признать церковное главенство короля обезглавлен. В своем знаменитом политическом романе “Утопия” (1516) пишет резкую сатиру на Англию времен Генриха VIII, намечает план реформы общественного строя и воспитания в духе гуманных идей Возрождения.


Cowper Frank Cadogan. Erasmus and Thomas More Visit the Children of Henry VII at Greenwich, 1499 (1910, London, The Houses of Parliament)

Гольбейн (Хольбейн), Ганс Младший (Holbein, Hans der Jungere). Родился зимой 1497—1498, Аугсбург — скончался 1543, Лондон.


Гольбейн Ганс Младший. Автопортрет (1542, Галерея Уффици)

Немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Учился у отца — живописца Ганса Гольбейна Старшего. В 1515—1517 вместе с братом Амброзиусом — подмастерье у живописца Г.Гербстера в Базеле. В 1518—1519, по-видимому, совершил поездку в Северную Италию (Ломбардия, Милан). С 1519 вступает в гильдию живописцев и заводит собственную мастерскую в Базеле, где остается до 1526. В конце 1523 — начале 1524 поездка по ряду городов Франции (Лион, Авиньон, Амбуаз и др.). В 1526—1528 и с 1532 до конца жизни работал в Лондоне. С 1536 — придворный художник английского короля Генриха VIII.

Блистательный портретист и рисовальщик Гольбейн начал свой творческий путь серией выполненных в свободной, несколько гротескной манере рисунков пером на полях печатного экземпляра трактата Эразма Роттердамского Похвала Глупости (1515, Базель, Кабинет гравюр) (всего 82 рисунка).


Folly in the Pulpit (no. 1)
A Scholar Treads on a Market Woman"s Basket of Eggs (no. 3)A Scholar Treads on a Market Woman"s Basket of Eggs
Sertorius and the Example of the Horses (no. 15)

Stag Hunt (no. 24)
A Fool Prays to St Christopher (no. 26)
Apelles Paints Aphrodite, revised in black by another hand (no. 32)


Two Women Dedicating Candles Before an Image of the Virgin (no. 54)
A Mathematical Scholar (no. 41)
A Theologian (no. 42)
Mars and Venus Caught in Bed by Vulcan (no. 43)



A Donkey Sings to the Accompaniment of a Harp, by Ambrosius Holbein (no. 55)
A Scholar at his Writing Desk, by Hans Holbein the Younger (no. 64)



Что еще почитать