«Фердинанд» - самая страшная САУ? «фердинанд» - тяжёлый танк «тигр» Средства наблюдения и связи

Olifant африкаанс  -  «слон ») - южноафриканский основной боевой танк , модификация британского танка «Центурион ».

История

В 1976 году в ЮАР была начата программа по модернизации британских танков «Центурион », находившихся на вооружении Южно-Африканских сил обороны с конца 1950-х годов. Всего было закуплено около 200 машин.

На Olifant Mk.1A вместо 83-мм использована 105-мм пушка L7A1, установлен лазерный дальномер , баллистический вычислитель , 81-мм дымовые гранатомёты , подсветочный ночной прицел командира, перископические приборы наблюдения с электронно-оптическим усилением изображения у водителя и наводчика. Английские двигатели «Метеор» заменены на американский дизельный двигатель AVDS-1750, использована американская автоматическая гидромеханическая трансмиссия. Ёмкость топливных баков доведена до 1280 л . В конце 1970-х годов модернизацию прошла 221 машина.

Следующая модернизированная версия Mk.1B была принята на вооружение в 1991 году . Переоборудовано всего 50 единиц.

Главное вооружение осталось прежним - южноафриканский вариант английской 105-мм танковой пушки L7A1. В отличие от всех других модификаций «Центуриона», на пушке «Олифанта-1B» имелся теплоизоляционный кожух из стеклопластика; приводы наведения пушки и разворота башни - электрические. У наводчика устанавливался перископический прицел со стабилизированной линией визирования и встроенным лазерным дальномером. В СУО был введён новый баллистический вычислитель. Двустворчатый люк заряжающего заменили одностворчатым, открывающимся вперёд. Кормовую корзину для хранения снаряжения и имущества экипажа заменили специальным отсеком значительного объёма, включённым в общие обводы башни. Южноафриканские танкисты нашли новому отсеку неожиданное применение, используя его в качестве ванны. В значительной степени была усилена бронезащита путём монтажа плоских навесных модулей на борта и крышу башни. Установка дополнительной брони проводилась с учётом балансировки башни, в результате чего последняя сбалансирована лучше, чем на «центурионах» всех других моделей, и для её разворота требуются меньшие усилия. Ходовую часть танка прикрывали заново спроектированные стальные экраны, секции которых для удобства технического обслуживания подвески выполнялись меньшими по размерам, чем оригинальные экраны танка «Центурион». Секции экранов могут откидываться вверх на шарнирах.

Полностью была перепроектирована ходовая часть, в которой использовалась индивидуальная торсионная подвеска опорных катков, имевших динамический ход 290 мм и полный - 435 мм. Это позволило резко улучшить проходимость танка, особенно на больших скоростях. На всех узлах подвески устанавливались гидроупоры, а на 1, 2, 5 и 6-м узлах - гидравлические амортизаторы. Улучшили и эргономику отделения управления, двустворчатый люк механика-водителя заменили сдвижным монолитным люком. Вместо двух перископических приборов, размещавшихся в створках прежнего люка, на корпусе смонтировали три широкоугольных перископа. В моторно-трансмиссионном отделении разместили более мощный вариант дизеля V-12 (мощность форсированного дизеля - 940 л.с.; нефорсированного - 750 л.с.). Этот двигатель, несмотря на рост массы танка с 56 до 58 т, позволил повысить удельную мощность (16,2 л.с./т , по сравнению с 13,4 л.с./т , у «Олифанта-1A»). Трансмиссию американской конструкции заменили на южноафриканскую автоматическую AMTRA III (четыре скорости вперёд и две назад). Максимальная скорость движения танка по шоссе возросла до 58 км/ч . Установка нового силового блока привела к увеличению длины танка, по сравнению с «Олифантом-1A», на 20 см. Для улучшения противоминной защиты было применено разнесённое бронирование днища корпуса; между листами брони расположены элементы торсионной подвески.

Переоборудование танков «Олифант-1A» в вариант «Олифант-1B» началось в 1990 году.

По данным на начало 2000 года, в подразделениях первой линии вооружённых сил ЮАР числилось 172 танка «Олифант 1A/1B», ещё 120 танков находилось на хранении.

Olifant Mk.2 (2003) - применён новый турбонагнетатель и промежуточный охладитель для дизеля AVDS-1790 мощностью 1040 л.с. разработки фирмы Delkon, улучшена точность системы управления огнём и усовершенствованы приводы башни производства фирмы Reunert. Система управления огнём содержит баллистический вычислитель и стабилизированную платформу наблюдения командира с тепловизором . Работы по модернизации продолжались в 2006-2007 годах. Переоборудовано небольшое количество машин. По некоторым данным, модернизацию прошло от 13 до 26 танков.

Танк принимал участие в боевых операциях против соседних стран, включая иностранную интервенцию в ходе войны в Анголе . В - годах 26 танков были модернизированы до уровня Mk.2 и поступили на вооружение

«ЭЛЕФАНТ». ТЯЖЁЛОЕ ШТУРМОВОЕ ОРУДИЕ ФЕРДИНАНДА ПОРШЕ Коломиец Максим Викторович

УСТРОЙСТВО «ФЕРДИНАНДА»

УСТРОЙСТВО «ФЕРДИНАНДА»

Один из готовых «Фердинандов» во дворе завода «Нибелунгенверке» после покраски и оснащения инструментом. Май 1943 года (ЯМ).

По своему устройству и компоновке штурмовое орудие «Фердинанд» отличалось от всех немецких танков и САУ времён Второй Мировой войны. В передней части корпуса находилось отделение управления, в котором размещались рычаги и педали управления, агрегаты пневмогидравлической системы торможения, механизмы натяжения гусениц, коммутационная коробка с переключателями и реостатами, щиток приборов, топливные фильтры, стартёрные аккумуляторы, радиостанция, сиденья механика-водителя и радиста.

Отделение силовой установки занимало среднюю часть самоходки. От отделения управления оно отделялось металлической перегородкой. Здесь располагались установленные параллельно двигатели «Майбах», спаренные с генераторами, вентиляционно-радиаторный блок, топливные баки, компрессор, два вентилятора, предназначенные для вентиляции отделения силовой установки, тяговые электромоторы.

В кормовой части находилось боевое отделение с установленным в нём 88-мм орудием Stuk 43 L7l (вариант 88-мм противотанковой пушки Pak 43, приспособленный для установки в штурмовое орудие) и боекомплектом, здесь же размещалось четыре члена экипажа - командир, наводчик и два заряжающих. Кроме того, в нижней задней части боевого отделения располагались тяговые электродвигатели. Боевое отделение отделялось от отделения силовой установки термостойкой перегородкой, а также полом с войлочными уплотнениями. Это делалось с целью предотвращения попадания в боевое отделение загрязнённого воздуха из отделения силовой установки и локализации возможного пожара в том или другом отделении. Перегородки между отделениями и вообще расположение оборудования в корпусе самоходки делали невозможным личное общение механика-водителя и радиста с экипажем боевого отделения. Связь между ними осуществлялась через танкофон - гибкий металлический шланг - и танковое переговорное устройство.

Для производства «фердинандов» использовали корпуса не принятых на вооружение «тигров» конструкции Ф. Порше, изготовленных из 80–100 мм брони. При этом бортовые листы с лобовыми и кормовыми соединялись в шип, а в кромках бортовых листов имелись 20 мм пазы, в которые упирались лобовые и кормовые листы корпуса. Снаружи и изнутри все стыки сваривались аустенитными электродами.

При переделке корпусов танков в «фердинанды» задние скошенные бортовые листы вырезались изнутри - таким образом их облегчали превращая в дополнительные рёбра жёсткости. На их место приваривались небольшие 80-мм бронелисты, являющиеся продолжением основного борта, к которым в шип крепился верхний кормовой лист. Все эти мероприятия делались для того, чтобы вывести верхнюю часть корпуса на один уровень, что в последующем было необходимо для установки рубки.

В нижней кромке бортовых листов также имелись 20 мм пазы, в которые входили листы днища с последующей двухсторонней обваркой. Передняя часть днища (на длине 1350 мм) усиливалась дополнительным 30-мм листом, приклёпанным к основному 25 заклёпками, расположенными в 5 рядов. Кроме этого, по краям проводилась сварка без разделки кромок.

Передний и лобовой листы корпуса толщиной 100 мм дополнительно усиливались 100-мм экранами, которые соединялись с основным листом 12 (передний) и 11 (лобовой) болтами диаметром 38 мм с пулестойкими головками. Кроме того, сверху и с боков производилась обварка. Для предотвращения ослабления гаек при обстреле они также приваривались к внутренней части основных листов. Отверстия для смотрового прибора и пулемётной установки в лобовом листе корпуса, доставшиеся в «наследство» от «Тигра» конструкции Ф. Порше, изнутри заваривались специальными броневыми вставками.

Листы крыши отделения управления и силовой установки укладывались в 20-мм пазы в верхней кромке бортовых и лобового листов с последующей двухсторонней обваркой.

В крыше отделения управления размещалось два люка для посадки механика-водителя и радиста. В люке водителя имелись три отверстия для смотровых приборов, защищённых сверху броневым козырьком. Справа от люка радиста приваривался броневой цилиндр для защиты антенного ввода, а между люками крепился стопор для крепления ствола орудия в походном положении. В передних скошенных бортовых листах корпуса имелись смотровые щели для наблюдения механика-водителя и радиста.

В крыше над отделением силовой установки имелись броневые листы с тремя жалюзи - центральным и двумя боковыми. Воздух для охлаждения двигателей засасывался через центральные и выбрасывался наружу через боковые жалюзи. Кроме того, в бронелистах с боковыми жалюзи имелось по одному лючку для залива воды в радиаторы.

Тяжёлое штурмовое орудие «Фердинанд» перед его передачей в войска. Май 1943 года. Машина окрашена в жёлтый цвет (АСКМ).

Тяжёлое штурмовое орудие «Фердинанд».

Задняя часть крыши отделения силовой установки состояла из трёх броневых плит, смонтированных на петлях, приваренных к лобовому листу рубки. В каждой плите имелось отверстие, сверху защищённое грибообразной броневой отливкой. Эти отверстия служили для выхода воздуха от двигателей.

В кормовом листе корпуса было три прямоугольных вентиляционных отверстия для выброса нагретого воздуха из боевого отделения. Сверху эти отверстия закрывались массивным кожухом из 40 мм брони.

По бокам в средней части надгусеничных ниш корпуса (в районе пятого опорного катка) имелось по одному отверстию для отвода выхлопных газов двигателей. В средней части днища корпуса располагалось пять люков, предназначенных для обслуживания силовой установки (слив воды из радиаторов, масла и топлива).

В задней части корпуса «Фердинанда» крепилась рубка боевого отделения в форме усечённой пирамиды. Она собиралась из броневых листов толщиной 200 (лоб), 80 (борта и корма) и 30 мм (крыша), соединённых в шип с последующей двойной обваркой. Кроме того, шиповое соединение бортовых и лобового листа было усилено восемью гужонами, по четыре с каждой стороны.

В нижней кромке бортовых и кормового листов рубки имелись пазы, которые входили в пазы в верхней части бортов корпуса. Крепление рубки с корпусом осуществлялось изнутри при помощи 8 изогнутых косынок - по три на каждом борту и две на корме. Каждая косынка крепилась двумя болтами к корпусу и двумя к рубке. Кроме этого с наружной стороны бортов у лобового листа рубки имелось по одной планке, каждая их которых крепилась к лобовому листу рубки и бортовому листу корпуса.

В крыше рубки имелось пять люков - для установки перископического прицела, два люка для посадки экипажа и два - для установки перископических приборов наблюдения.

Люк для прицела находился в передней части слева и закрывался крышкой, состоящей из трёх частей - две из них двигались по направляющим в плоскости потолка, а одна (задняя) открывалась наружу. У правого и левого бортов располагались двухстворчатые люки для посадки экипажа - прямоугольный (справа) над местом командира машины и круглый (слева) над местом наводчика. В заднем правом и левом углах крыши имелось два лючка, через которые могло вестись наблюдение за полем боя при помощи перископических приборов. Кроме того, в центре крыши размещался вентилятор, закрытый с боков квадратной броневой коробкой.

Продольный разрез тяжёлого штурмового орудия «Фердинанд».

В лобовом листе рубки имелось отверстие для шаровой маски 88-мм пушки Stuk 42. Снаружи маска закрывалась восьмигранным 80 мм бронелистом, закреплённым к основной броне при помощи 8 болтов диаметром 38 мм с пулестойкими головками.

В бортовых листах рубки располагалось по одному лючку с заглушками для стрельбы из личного оружия. В кормовом листе рубки было ещё три таких же лючка и, кроме того, в центре имелся большой круглый люк для демонтажа орудия и электродвигателей, а также для аварийного покидания самоходки расчётом. В его середине имелся небольшой лючок, который предназначался для загрузки в машину боекомплекта. В верхнем правом углу имелась специальная прямоугольная приварка для установки дополнительного антенного ввода.

ВООРУЖЕНИЕ

Вооружение самоходки «Фердинанд» состояло из 88-мм орудия Stuk 42 с длиной ствола в 71 калибр, созданного специально для вооружения «фердинандов» на основе новой 88-мм противотанковой пушки Pak 43.

Качающаяся часть пушки монтировалась в цапфах на секторном станке с винтом поворотного механизма. Снаружи механизм крепления защищён броневым полушаром, не являющимся опорной деталью. Для его защиты от заклинивания осколками снарядов на стволе пушки крепился специальный броневой щит. Орудие имело два противооткатных устройства, расположенных по бокам у верхней части ствола, и вертикальный клиновой затвор с полуавтоматикой копирного типа. Механизмы наведения располагались слева, у сиденья наводчика. Скорость наведения по горизонту составляла 1/4 градуса за один оборот маховичка, а по вертикали - 3/4 градуса за один оборот. Угол обстрела по горизонтали составлял 28 градусов, угол возвышения +14 и снижения -8 градусов. Перископический прицел имел дальности, градуированные для бронебойного снаряда до 2800 м и для осколочно-фугасного до 5000 м.

В рубке имелись постоянные укладки вдоль бортов на 38 выстрелов и, кроме того, дополнительные укладки на полу ещё до 25 выстрелов. В боекомплекте орудия имелись унитарные бронебойные, подкалиберные или осколочно-фугасные выстрелы.

В некоторых источниках упоминается о вооружении «фердинандов» ручными пулемётами MG-42 для самообороны (некоторые авторы пишут даже о том, что в ходе боёв на Курской дуге некоторые экипажи вели огонь из пулемёта через ствол орудия), однако в документах, имеющихся в распоряжении автора, а также в серьёзных западных изданиях о «Фердинанде» никаких упоминаний о пулемёте не встречается. Любопытно, что в отчёте об испытании трофейного «Фердинанда» на НИБТ полигоне по поводу вооружения говорилось следующее: «Упоминаемый в некоторых описаниях пулемёт МГ-42, видимо устанавливался только в опытных вариантах машины, т. к. в серийных экземплярах, применявшихся на фронте, установочное место для пулемёта закрыто дополнительным броневым листом (экраном) и изнутри заварено вставкой.

Судя по габаритам выстрелов и весах боевых зарядов, 88-мм пушка обр. 43 года является новой системой, обладающей большей мощностью в сравнении с ранее имеющимися в германской армии системами калибра 88-мм (88-мм зенитные пушки обр. 18 и обр. 36 гг.)».

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА

Оригинальностью «Фердинанда» являлась электрическая система передачи вращающегося момента от первичных двигателей к ведущим колёсам двигателя. Благодаря этому в машине отсутствовали такие узлы, как коробка перемены передач и главный фрикцион, а, следовательно, и приводы управления ими.

Силовая установка «Фердинанда» состояла из двух 12-цилиндровых карбюраторных двигателей Maybach HL 120TRM мощностью 265 л.с. каждый, установленных параллельно. Они имели специальную форму картера с фланцем для крепления корпуса генератора постоянного тока Siemens Typ aGV напряжением 385 В. Коленчатый вал двигателя также заканчивается фланцем, к которому крепится вал якоря генератора. Таким образом, корпус и якорь генератора имели жёсткие фланцевые крепления к двигателю. Маховики у двигателей отсутствовали и их роль выполняли якоря генераторов.

Для запуска каждый двигатель снабжён электростартером Bosch мощностью 4 л.с. напряжением 24 В. Стартёр питался электроэнергией от четырёх аккумуляторных батарей. На случай отказа электростартёра и для запуска двигателя в холодное время каждый двигатель снабжался инерционным стартёром, маховик которого приводился во вращение заводной рукояткой из боевого отделения. На случай отказа всех этих средств запуска двигатель можно было завести буксировкой машины со скоростью 3–5 км/ч. При этом сначала запускался один двигатель, а второй заводился путём включения второго генератора на параллельную работу.

Испытания «Фердинанда» стрельбой на полигоне в Путлосе. Май 1943 года. Машина окрашена в жёлтый цвет, лючок для загрузки снарядов открыт (ЯМ).

Схема соединения броневых листов корпуса и башни тяжёлого штурмового орудия «Фердинанд», составленная советскими специалистами после испытания машины (АСКМ).

Схема бронекорпуса «Фердинанда» с указанием габаритных размеров и углов наклона брони, выполненная после испытания машины в СССР (АСКМ).

Генераторы снабжали электроэнергией два тяговых электродвигателя Siemens D149aAC мощностью 230 кВт. Они размещались в кормовой части машины под полом боевого отделения. Электроэнергия, вырабатываемая генераторами, подводилась к тяговым электромоторам по проводам через пульт управления - двойной контроллер, находившийся у механика-водителя. Тяговые электромоторы через фрикционные муфты постоянного подключения и понижающие редукторы передавали крутящий момент на ведущие колёса гусениц.

Каждый двигатель Maybach имел самостоятельную систему питания топливом, смазки и охлаждения, а также приборы запуска и контроля.

Вдоль бортов в передней части корпуса «Фердинанда» размещались два бензобака ёмкостью 540 л каждый. Они имели самостоятельные запорные краны, выведенные в отделение управления. Эти краны служили для подачи топлива в систему в тот момент, когда в баках его осталось минимально допустимое количество.

Горючее из бака по трубопроводу подавалось в поплавковые камеры карбюраторов двумя диафрагменными насосами Solex. Топливные насосы устанавливались с левой стороны нижней половины картера двигателей и приводились в действие эксцентриками приводного валика масляных насосов. Каждый двигатель имел два карбюратора Solex 52FFJIID, расположенных на верхней половине картера между блоками цилиндров. Перед тем как попасть из бензобаков в топливные насосы, горючее по трубопроводу через тройник и запорный кран системы поступало в топливные фильтры, пройдя которые оно поступало к топливным насосам и по трубопроводу в карбюраторы двигателя.

Двигатели Maybach имели водяное охлаждение. В передней части отделения силовой установки размещался блок из четырёх водяных радиаторов с осевым вентилятором на каждом из них. Дополнительно к этому блоку на каждом двигателе имелось по одному вентилятору воздушного охлаждения такого же типа, как и на радиаторах, служащих для выбрасывания нагретого воздуха из отделения силовой установки наружу. Кроме этого, на каждом генераторе Siemens Typ aGV размещался дополнительный вентилятор с обособленным вентиляционным каналом для охлаждения электромоторов, которые не имели своих вентиляторов. Воздух для вентиляции засасывался через центральные жалюзи, расположенные на крыше отделения силовой установки, а нагретый воздух от радиаторов выбрасывался через боковые жалюзи, расположенные рядом с центральными. Нагретый воздух, отбираемый вентиляторами от двигателей (загрязнённый продуктами сгорания топлива), а также воздух из каналов охлаждения электромоторов, выбрасывался через отверстия в кормовом листе корпуса, закрытые броневым кожухом.

Машина для эвакуации «фердинандов» «Берге-Фердинанд», изготовленная на шасси танка VK 4501(P).

Испытания «Тигра» Порше в присутствии представителей рейхсминистерства вооружения и боеприпасов. Австрия, лето 1942 года (АСКМ).

Танк «Тигр» Порше с гидравлической трансмиссией, использовавшийся в качестве командирской машины в 653-м батальоне тяжёлых истребителей танков. Район Тернополя, июнь 1944 года. На корме видно обозначение штаба 653-го батальона (ИП).

Танк «Тигр» Порше с гидравлической трансмиссией - штабная машина 653-го батальона тяжёлых истребителей танков. Район Тернополя, июнь 1944 года. Танк имеет башенный номер 003 (ИП).

«Берге-Элефант» после ремонта. Апрель 1944 года. Машина покрыта циммеритом, на лобовом листе закреплены запасные траки, на рубке виден щиток для установки второго пулемёта (ИП).

Фото, демонстрирующее проблемы с эвакуацией неисправных «фердинандов» - для транспортировки одной машины (на фото № 632 6-й роты 654-го батальона) требовалось не менее четырёх 18-тонных полугусеничных тягачей Sd.Kfz.9.

«Фердинанд» 653-го тяжёлого батальона истребителей танков после боя, июль 1943 года. На переднем плане видна радиоуправляемая танкетка BIV (Borgvard).

«Фердинанд» меняет позицию. Июль 1943 года. На лобовом листе хорошо видно крепление домкрата (ИП).

«Фердинанд» № 113 из состава 1-й роты 653-го батальона тяжёлых истребителей танков на марше. Июль 1943 года (ЯМ).

Два подбитых «фердинанда» из штабной роты 654-го батальона тяжёлых истребителей танков. Район станции Поныри, июль 1943 года (РГАКФД).

Подорванный на мине и сгоревший «Фердинанд» 654-го батальона тяжёлых истребителей танков. Район станции Поныри, июль 1943 года (ЯМ).

Офицер Красной Армии у «Фердинанда» № 623 6-й роты 654-го батальона тяжёлых истребителей танков. От внутреннего взрыва разошлись сварные швы рубки. Июль 1943 года (АСКМ).

Разбитый «Фердинанд» № II–03 из состава штабной роты 654-го батальона тяжёлых истребителей танков. Район станции Поныри, июль 1943 года (РГАКФД).

«Фердинанды», испытывавшиеся обстрелом 20–21 июля 1943 года. Хорошо видны многочисленные снарядные попадания и пробоины (АСКМ).

«Фердинанд» № 723 из состава 7-й роты 654-го батальона тяжёлых истребителей танков. Район станции Поныри, июль 1943 года (РГАКФД).

«Фердинанд» 653-го батальона, подорвавшийся на мине. Июль 1943 года. От взрыва сорвало опорные катки левой передней тележки (АСКМ).

«Фердинанд» из состава 2-й роты 653-го батальона тяжёлых истребителей танков, уничтоженный внутренним взрывом. Июль 1943 года (ЦМВС).

Поле боя под станцией Поныри - на нём видны два подбитых «фердинанда», два советских танка Т-70 и три Т-34 (РГАКФД).

Подорвавшийся на мине «Фердинанд» № 501 из штаба 5-й роты 654-го батальона тяжёлых истребителей танков. Район станции Поныри, июль 1943 года. Эта машина была доставлена на НИБТ полигон для прохождения испытаний (АСКМ).

Подорвавшийся на мине «Фердинанд» № 501 из штаба 5-й роты 654-го батальона тяжёлых истребителей танков. Район станции Поныри, июль 1943 года (РГАКФД).

«Фердинанд» на марше. Июль 1943 года. Машина замаскирована ветками (АСКМ).

«Фердинанд» 653-го батальона тяжёлых истребителей танков на позиции под Никополем. Октябрь 1943 года (РГАКФД).

«Фердинанд» 653-го батальона тяжёлых истребителей танков под Никополем. Октябрь 1943 года. Наряду с обозначением 1-й роты периода боёв под Курском на корме видна новая эмблема батальона (РГАКФД).

Два «Фердинанда» выдвигаются на огневые позиции. Плацдарм Запорожье, сентябрь 1943 года (АСКМ).

«Фердинанд» 653-го батальона тяжёлых истребителей танков в перерывах между боями. Плацдарм Запорожье, сентябрь 1943 года. На верхнем переднем листе видна укладка запасных траков (ИП).

Далеко не каждый мост мог выдержать 65-тонную махину. Но благодаря этому есть хорошее фото, на котором хорошо видно крышу «Фердинанда». Район Никополя, октябрь 1943 года (ИП).

«Фердинанд» № 121 из состава 1-й роты 653-го батальона на боевой позиции в районе Никополя, ноябрь 1943 года. Рядом с машиной валяются пустые бочки из-под горючего (ИП).

«Фердинанд» на переправе через Днепр. Октябрь 1943 года. Единственное известное фото, на котором эта машина имеет зимний камуфляж (КМ).

Кран переносит «Фердинанд» к месту работ. Завод «Нибелунгенверке», январь 1944 года. На корме машины видно тактическое обозначение 2-й роты 653-го батальона периода боёв Курск (ВШ).

«Элефант», брошенный экипажем из-за поломки на улице городка Сориано. Италия, июнь 1944 года (АСКМ).

Подорвавшийся на мине «Элефант». Италия, весна 1944 года (ВА).

Проект танка-тарана на шасси VK 4501(P) - Rammpanzer Tiger (P). Реконструкция на основе заводских чертежей.

Чтобы добраться до двигателей «Майбах» и генераторов приходилось снимать броневой лист с жалюзи, расположенный над ними. Это процедура была довольно трудоёмкой и требовала использования подъёмного крана (МК).

Кроме того, к двигателям поступал воздух и из боевого отделения, благодаря чему оно вентилировалось. Этот воздух выбрасывался наружу через отверстия в крыше перед лобовым листом рубки, закрытые броневыми грибообразными колпаками.

В ходе испытаний «Фердинанда» отмечалось, что использование электрической трансмиссии обеспечивало машине ряд некоторых ценных, с точки зрения эксплуатации, характерных особенностей:

«1. Первичные двигатели (Майбах) при различных условиях движения машины всегда работают в наиболее оптимальных режимах по мощности и, следовательно, экономичности;

2. Машина обладает свойством самоприспосабливаемости по скорости к изменению внешних нагрузок, то есть к рельефу и проходимости преодолеваемого участка пути. При этом нагрузка на первичные двигатели может оставаться практически постоянной;

3. Управление машиной в движении значительно упрощённое и облегчённое в сравнении с машинами с механической трансмиссией».

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Применительно к одному борту ходовая часть «Фердинанда» состояла из трёх тележек по два катка в каждой. Оригинальным узлом ходовой части являлась размещение торсионов подвески тележек не внутри корпуса, как у многих других танков (КВ, Т-50, Pz.III, Pz.V «Panther», Pz.VI «Tiger»), а снаружи, да к тому же не поперечно, а продольно. Несмотря на довольно сложную конструкцию подвески, разработанной Ф. Порше, работала она очень эффективно. Например, рассчитанная на танк VK 4501(P) массой 59 т, она без труда работала на «Фердинанде», который был тяжелее на 6 т. Кроме того, подвеска конструкции Порше оказалась хорошо приспособленной для ремонта и обслуживания в полевых условиях, значительно превосходя по этому показателю и «Тигр», и «Пантеру».

Удачной оказалась и конструкция опорных катков с внутренней амортизацией, которые имели довольно большой ресурс. Пожалуй недостатком подвески являлся выброс выхлопных газов двигателей Maybach в район пятого опорного катка, что приводило к перегреву последнего и более частому выходу из строя.

Ведущие колёса заднего расположения имели съёмные зубчатые венцы с 19 зубьями. Направляющие колёса также имели зубчатые венцы, что не позволяло гусеницам проворачиваться вхолостую. Гусеничная цепь шириной 640 мм состояла из 108–110 литых стальных траков, соединённых пальцами. Последние с одной стороны удерживались в проушинах траков кольцеобразным стопором, входящим в кольцевую выточку, с другой стороны - головкой пальца.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Система низковольтного электрооборудования штурмового орудия «Фердинанд» являлась аналогичной системе танка Pz.IV и являлась совершенно независимой от электрооборудования трансмиссии. Наоборот, электрооборудование трансмиссии находилось в зависимости от системы низковольтного электрооборудования машины, так как обмотки независимого возбуждения генераторов и электродвигателей силовой установки питались от аккумуляторных батарей.

Низковольтная бортовая сеть имела два напряжения - 12 и 24 В. Генераторы и аккумуляторная батарея 24-вольтовые, от такого же напряжения питались стартёры и обмотка независимого возбуждения генераторов и электродвигателей силовой установки. Остальные потребители (освещение, радиостанция, двигатель вентилятора) работали от напряжения 12 В. Вся электропроводка выполнена по однопроводной схеме экранированным проводом с целью устранения помех радиоприёму, для этого же в зарядные цепи генераторов установлены электрические фильтры.

Для питания потребителей и зарядки аккумуляторов в системе низковольтного оборудования были установлены два генератора Bosch напряжением 24 В. Они монтировались на специальных ложах на днище машины за двигателями Maybach, от которых и осуществлялся привод к генераторам при помощи ремённой передачи и эластичной муфты.

Четыре аккумуляторных батареи Varta размещались в отделении управления под сиденьем радиста. Они соединялись в две параллельные группы. Аккумуляторы подзаряжались от 24-вольтовых генераторов.

Внешнее освещение включало в себя две передних фары Bosch и задний фонарь. В каждой фаре имелось две лампы - одна мощностью 20 Вт двухнитевая (ближнего и дальнего света), а вторая в 3 Вт (стояночного света). Задний фонарь - с одной лампой мощностью 5 Вт, закрытый крышкой с четырьмя отверстиями.

Внутреннее освещение состояло из шести ламп мощностью 10 Вт - две в отделении управления и четыре в боевом отделении. Кроме того, две лампы по 3 Вт применялись для освещения щитков контрольных приборов.

СРЕДСТВА СВЯЗИ

Штурмовое орудие «Фердинанд» оснащалось радиостанцией FuG 5, установленной в отделении управления. Она обеспечивала связь на расстоянии 6,5 км при работе телефоном и до 9,5 км в телеграфном режиме, антенный ввод находимся на крыше отделения управления справа. Кроме того, на машинах командиров рот и батальонов предусматривалась установка более мощной рации FuG 8, для которой имелся дополнительный антенный ввод в правом углу кормового листа рубки. Из книги Все о предпусковых обогревателях и отопителях автора Найман Владимир

Устройство и характеристики Принципы работы В основе работы неавтономных подогревателей лежат два хорошо известных физических явления: подогрев с помощью электрической энергии и теплообмен в жидкой среде, называемый конвекцией. Хотя оба явления известны, но

Из книги Советы автомеханика: техобслуживание, диагностика, ремонт автора Савосин Сергей

2.2. Устройство и работа Бензиновый двигатель – это двигатель с возвратно-поступательным движением поршней и принудительным воспламенением, работающий на топливно-воздушной смеси. В процессе сгорания запасенная в топливе химическая энергия преобразуется в тепловую, а

Из книги Электронные фокусы для любознательных детей автора Кашкаров Андрей Петрович

4.1. Устройство и работа Для передачи крутящего момента от коленчатого вала двигателя к колесам автомобиля необходимо сцепление (если у автомобиля ручная КПП), коробка передач, карданная передача (для заднеприводной машины), главная передача с дифференциалом и полуоси

Из книги Общее устройство судов автора Чайников К. Н.

3.9.1. Как работает устройство Пока вокруг датчика сухо, на входе элемента DD1.1 высокий уровень напряжения. На выходе элемента (вывод 3 DD1.1) низкий уровень и сигнализация выключена. При небольшой влажности, а тем более, при воздействии на датчик влаги (капель воды) на входе

Из книги Шлюпка. Устройство и управление автора Иванов Л. Н.

§ 31. Рулевое устройство Рулевое устройство служит для изменения направления движения судна, обеспечивая перекладку пера руля на некоторый угол в заданный промежуток времени.Основные элементы рулевого устройства показаны на рис. 54.Руль – основной орган, обеспечивающий

Из книги Средний танк Т-28. Трёхглавый монстр Сталина автора Коломиец Максим Викторович

§ 32. Якорное устройство Якорное устройство служит для постановки судна на якорь, обеспечения надежной стоянки судна на открытой воде и для снятия его с якоря.Основное якорное устройство размещается в носовой части открытой палубы и состоит из элементов, показанных на

Из книги Гараж. Строим своими руками автора Никитко Иван

§ 33. Швартовное устройство Швартовное устройство предназначается для крепления судна при стоянке у пристаней, набережных, пирсов или около других судов, барж и т. д.Составными элементами швартовного устройства на каждом судне являются (рис. 60):швартовы – тросы (канаты),

Из книги Управление и настройка Wi-Fi в своем доме автора Кашкаров Андрей Петрович

§ 34. Буксирное устройство Буксирное устройство обеспечивает использование судов в качестве буксиров (тянущих или толкающих другие суда) или служит для буксировки судна другими судами. Для этого на обыкновенных судах в оконечностях верхней палубы ставят усиленные

Из книги Микроволновые печи нового поколения [Устройство, диагностика неисправностей, ремонт] автора Кашкаров Андрей Петрович

§ 36. Шлюпочное устройство Шлюпочное устройство на судне служит для спуска, подъема, хранения и закрепления шлюпок по-походному.Шлюпки (катера) предназначаются для спасения людей в случае аварии и гибели судна, для связи судна с берегом, а также для выполнения работ на

Из книги автора

1.4. Устройство шестивесельного яла Самым распространенным типом гребно-парусной шлюпки является шестивесельный ял (рис. 1). Рис. 1. Общий вид шестивесельного яла:1 – форштевень; 2 – галсовый гак; 3 – брештук; 4 – отверстие для фонарной стойки; 5, 37 – решетчатые люки; 6 –

Из книги автора

1. Устройство СВЧ-печей 1.1. Секреты оправданной популярности современных микроволновых печей Все или почти все способы приготовления пищи сводятся к одному – разогреть посуду и ее содержимое, то есть нагреть сковородку или кастрюлю и, соответственно, ее содержимое.

30-09-2016, 09:38

Привет, танкисты, добро пожаловать на сайт! В ветке развития Германии на восьмом уровне расположились целые три ПТ-САУ, каждая из которых имеет свои особенности, но все они весьма сильны по-своему. Сейчас речь пойдет об одной из этих машина и перед вами Ferdinand гайд.

Как обычно мы проведем детальный анализ параметров машины, определимся с выбором оборудования, перков, снаряжения для Ferdinand World of Tanks, а также поговорим о тактике ведения боя.

ТТХ Ferdinand

Первое, чем может гордиться каждый владелец данного аппарата при выходе в бой – его большой запас прочности, один из лучших на уровне. Базовая дальность обзора у нас тоже неплохая, 370 метров, что лучше, чем у собратьев по нации.

Если рассматривать Ferdinand характеристики бронирования, в целом все очень многообещающе. Суть в том, что у нас есть очень хорошо бронированная рубка, в которую нас с трудом пробивают даже одноклассники, но бронелист тут расположен под прямым углом и танки 9-10 уровней уже не испытывают больших проблем с пробитием данного элемента.

Касательно брони корпуса, она значительно хуже и если ВЛД у ПТ-САУ Ferdinand WoT еще может рикошетить, то НЛД, борта и тем более корма шьются без проблем даже техникой 7-го уровня.

Еще одним важным вопросом будет подвижность нашего агрегата и первое, о чем хотелось бы сказать, мы имеем действительно неплохую динамику. Проблема лишь в том, что Ferdinand World of Tanks очень ограничен в максимальной скорости, так что о какой-то мобильности говорить не приходится, да и вертится на месте наша черепашка совсем неохотно.

Орудие

В плане вооружения все очень прилично, можно даже сказать хорошо, ведь у нас на восьмом уровне есть легендарный маусган.

Все мы знаем, что Ferdinand орудие обладает шикарным разовым уроном, но и скорострельность тут очень сбалансирована, так что можно похвастаться примерно 2500 единицами урона в минуту, что тоже весьма неплохо.

Касательно параметров бронепробития Ferdinand танк отстает от большинства одноклассников, но все равно базовых ББ хватает для комфортной игры даже против девяток. Вот с топовой техникой уже сложнее, так что возите с собой 15-25% голдового боезапаса.

С точностью все тоже в порядке, особенно если вспомнить о том, что это маусган. У Ferdinand World of Tanks есть достаточно приятный разброс, вменяемая скорость сведения, но со стабилизацией проблемы.

Кстати, не могут не радовать очень комфортные для ПТ-САУ углы вертикальной и горизонтальной наводки. Вниз пушка опускается на 8 градусов, а суммарный УГН составляет целых 30 градусов, наносить урон на Ferdinand WoT одно удовольствие.

Преимущества и недостатки

Так как анализ общих характеристик, как и параметров орудия, остались позади, пришло время подвести первые итоги. Чтобы систематизировать полученные знания, давайте выделим основные преимущества и недостатки, разбив их по пунктам.
Плюсы:
Мощный альфастрайк;
Достойное пробитие;
Неплохой ДПМ;
Хорошая броня рубки;
Большой запас прочности;
Комфортные УВН и УГН.
Минусы:
Плохая подвижность;
Слабая броня корпуса и бортов;
Сарайные габариты;
Критуемость двигателя при попадании в НЛД.

Оборудование для Ferdinand

С установкой дополнительных модулей все более или менее привычно. Для ПТ-САУ очень важно наносить как можно больше урона, при этом делать это с комфортом, так что в случае с Ferdinand оборудование будем ставить такое:
1. - чем чаще мы будем реализовывать наш отличный альфастрайк, тем лучше.
2. - данный модуль касается комфорта, ведь с ним мы сможем гораздо быстрее прицелиться и выстрелить.
3. - хороший вариант для пассивного стиля игры, который позволит полностью решить проблему с обзором.

Однако третьему пункту есть очень хорошая альтернатива - , которая сделает из нас еще более опасного противника в плане огневого потенциала, но ставить ее можно только при вкачанных на обзор перках или наличии грамотных союзников.

Обучение экипажа

В плане выбора умений для нашего экипажа, в который входит аж 6 танкистов, все довольно стандартно, но по ряду причин, в первую очередь стоит сделать уклон не на маскировку, а на выживаемость. Таким образом, на танк Ferdinand перки качаем в такой последовательности:
Командир - , , , .
Наводчик - , , , .
Механик-водитель - , , , .
Радист - , , , .
Заряжающий - , , , .
Заряжающий - , , , .

Снаряжение для Ferdinand

Еще один стандарт касается подбора расходников, и тут мы больше будем ориентировать по своему финансовому положению. Если серебра у вас немного, можно взять , , . Однако для тех, кто успевает пофармить, на Ferdinand снаряжение лучше возить премиумное, где огнетушитель при желании можно заменить на .

Тактика игры на Ferdinand

Как это всегда бывает, планировать стратегию игры на этой машине стоит, опираясь на ее сильные и слабые стороны, ведь именно так достигается максимальная эффективность в любом бою.

Для ПТ-САУ Ferdinand тактика ведения боя часто сводится к пассивной игре, преимущественно из-за медлительности этой машины. В таком случае мы должны занять удобную и выгодную позицию в кустах, где-нибудь на второй линии, откуда можно эффективно вести огонь по союзному засвету и самим оставаться в тени. Как вы понимаете, мощное и достаточно точное орудие Ferdinand World of Tanks позволяет играть таким образом.

Однако мы можем позиционироваться и на первой линии, ведь наша броня при правильной постановке способна выдерживать множество попаданий, сохраняя запас прочности нетронутым. Для этого Ferdinand танк должен находиться в бою против восьмых уровней, скрыть корпус, обезопасить себя от артиллерии и не пускать противника себе в борт. Играем от альфы, между выстрелами пританцовываем или прячемся, обеспечивая себе большое будущее. Смотрите только, чтобы враг не зарядил голду, тогда наша тактика провалится.

Кстати, благодаря хорошим углам вертикальной и горизонтальной наводки немецкая ПТ-САУ Ferdinand World of Tanks способна занимать позиции, которые многим другим не под силу, этим тоже нужно уметь пользоваться.

В итоге хотелось бы сказать, что в наших руках действительно сильная и грозная машина, которая наиболее комфортно себя чувствует в боях вверху списка. Если же приходится сражаться против десяток, лучше пострелять издалека. И как обычно, игра на Ferdinand WoT, вы должны понимать, что это машина одного направления, так что выбирайте фланг тщательно, следите за мини-картой и берегитесь арты.

Самоходная артиллерия по своему устройству во многом напоминает танк. Обладая меньшей маневренностью и броней, она имеет высокую огневую мощь. Такие установки наиболее эффективны при поддержке наступлений танковых и пехотных соединений.

Самоходные артиллерийские установки (САУ) начали использоваться уже в Первую Мировую . Постепенно они заняли свою нишу в вопросе боевого применения и активно применялись во Второй Мировой войне. С учетом их боевых качеств вне масштабных конфликтов самоходки практически не применяются.

САУ «Фердинанд» (Ferdinand) - тяжелая противотанковая (ПТ) артиллерийская установка Третьего Рейха времен Второй Мировой войны . Была создана с ориентиром на уничтожение танков противника, применялась преимущественно на Восточном фронте.

История разработки

Историю создания САУ Фердинанд связывают с проектированием танка «Тигр I» . Разработку вели конкурирующие фирмы Порше и Хеншель, представив в 1942 опытные образцы VK 4501 (P) и (H) соответственно. Гитлер предложил собирать обе машины параллельно, однако на совещании с Управлением Вооружениями было решено оставить вариант Хеншеля.

Модель танка Фердинанда Порше имела проблемы с трансмиссией и небольшой запас хода. Вместе с тем производство двигателей требовало большого количества цветных металлов, которые в Германии были в дефиците. Однако Порше не стал дожидаться результатов совещаний и начал сборку первых танков.

Машины Порше так и не были приняты на вооружение. Осенью 1942 Гитлер распорядился использовать их шасси под тяжелую штурмовую САУ с 88-миллиметровой пушкой Pak 43 и 200-миллиметровой броней. Данные условия потребовали значительных изменений в компоновке машины.

Также на новую немецкую самоходку были установлены уже имевшие серийное производство двигатели Майбах. Это потребовало перепроектирования системы охлаждения и топливных баков. Все работы делались в большей спешке, что впоследствии стало причиной ряда недоработок.

Уже к концу декабря 1942 новые САУ представлены для испытаний. В качестве награды Гитлер присвоил им имя конструктора «Фердинанд». Весной 1943 артиллерийские установки стали поступать на фронт.

В конце 1943 оставшиеся после первых сражений установки возвращены в Германию для модернизации. В лобовой части появился курсовой пулемет, заменены орудия, появилась командирская башенка с семью перископными устройствами. Эти аспекты позволяют легко отличать версии САУ по фото.

Была учтена и уязвимость установок перед минами - передняя часть днища получила дополнительную броню, гусеницы стали шире. Новая модель получила название «Элефант» (Elephant, с нем. «слон», иногда пишут Elefant), однако данное название закрепилось лишь в англоязычной литературе, поскольку именно с модернизированной версией столкнулись союзники после открытия второго фронта.

Инструкция по эксплуатации

Руководство по применению изначально ставило САУ «Фердинанд» в невыгодное положение. Ограниченный запас хода и низкая маневренность ограничивали их применение в массовом наступлении, хотя и допускало использование в позиционных боях. Также тяжелый вес установки не позволял ей переправляться через большинство мостов.

Самоходная артиллерия «Фердинанд» (упрощенное наименование «Фердь» некорректно) была рассчитана на уничтожение советских танков. Значительная броня обеспечивала надежную защиту против их снарядов. Предполагалось за счет брони использовать САУ в качестве первого эшелона наступления на советские позиции.

Конструкция боевой машины

Конструкция САУ «Фердинанд» была в значительной степени переделана после того, как из танка решили сделать артиллерию. Ввиду значительной длины пушки башню перенесли в кормовую часть, там же располагалась рубка основного экипажа.

Силовая установка с двигателями, генераторами, охлаждением и топливными баками перенесена в среднюю часть, от отделения управления она отделена термостойкими перегородками. С учетом расположения отделений прямое сообщение между управлением и рубкой отсутствовало.

Несмотря на отсутствие пулемета имелись бойницы в рубке для стрельбы из личного оружия. Они представлены небольшими люками с заглушками, три в корме и по одному с каждого борта. В корме также имелась дверь, через которую экипаж мог покинуть установку. На крыше рубки дополнительно имелось два люка для экипажа, небольшие люки для установки перископа и вентилятора.

Средства наблюдения и связи

Наблюдение за местностью велось с помощью перископических устройств, предусмотренных в отделении управления и в рубке. Смотровые щели для механика-водителя и радиста имелись также в передних скошенных бортовых листах.

САУ оснащалась радиостанцией FuG 5, монтированной в отделении управления. Ее телефон работал в радиусе 6,5 км, телеграф - 9,5 км. На машинах командиров устанавливались более мощные FuG 8 с дополнительной антенной.

Броневой корпус

САУ «Фердинанд» обшивались катанной закаленной броней. Лобовая защита имела толщину в 200 мм, верхняя часть корпуса, борта и корма - 80 мм, нижняя часть борта - 60 мм. Днище имело броню в 20 мм, однако передняя часть (1,35 м) дополнительно усиливалась листом в 30 мм. Все крепления обеспечивались болтами с пулестойкими головками.

Экипаж

Экипаж артиллерийской установки состоял из 6 человек. Механик-водитель и радист размещались в отделении управления. Основной расчет, включая командира - в рубке. С появлением курсового пулемета радист выполнял и роль стрелка.

Вооружение

Вооружение САУ «Фердинанд» изначально рассчитывалось на противодействие танкам и другой бронетехнике. Орудие поражало практически любые машины. Лишь ИС-2 и М26 «Першинг» на определенном расстоянии с нужного курсового угла могли выдержать попадание снаряда.

88-мм пушка StuK 43

Ключевое вооружение самоходной артиллерийской установки - 88-миллиметровая нарезная пушка Pak 43/2 с длиной ствола в 71 калибр. Ее устаревшее обозначение - StuK 43. Версия 43/2 - танковый вариант Pak 43.

Масса орудия - 2,2 т, в походном положении оно крепилось на специальной установке. Имело два противооткатных устройства и вертикальный клиновый затвор, работавший на полуавтоматике. Механизмы наведения размещались слева на позиции наводчика. Для этого применялось перископическое устройство SFlZF1a/Rblf 36 с пятикратным увеличением.

Баллистика орудия позволяла на расстоянии в 2 км пробивать броню в 132 мм при угле встречи в 60 градусов. Со 100 метров в тех же условиях пробивалось 202 мм брони. Боекомплект состоял из 50 снарядов - бронебойно-трассирующие Pzgr.39-1, подкалиберные Pzgr.40/43 и осколочно-фугасные Sprgr 43. У модифицированного «Элефанта» боезапас увеличен до 55 снарядов.

1×7,92-мм пулемет

Первоначальный вариант САУ «Фердинанд» не имел пулемета. В модифицированной версии января-марта 1944 появилась шаровая установка MG-34 калибра 7,92 мм. Располагалась она справа в лобовой части. Боезапас - 600 патронов.

Техническая характеристика

Технические характеристики артиллерийской установки «Фердинанд» делали ее востребованной для противотанкового боя. В процессе модернизации ряд параметров был изменен, однако, основные ТТХ сохранились до последнего боя данных САУ в Берлине.

Габариты и вес

По данным википедии, габариты немецкой самоходки «Фердинанд» имеют следующие показатели:

  • длина корпуса - 8,14 м;
  • ширина - 3,38 м;
  • высота - 2,97 м;
  • клиренс - 0,485 м.

Боевая масса танка - 65 т. Подобный показатель в значительной степени ограничивал передвижение установок через мосты и на мягкой почве.

Двигатель и трансмиссия

Силовая установка самоходной артиллерии «Фердинанд» выполнена с передачей вращающего момента от двигателя к ведущим колесам посредством электричества. Это позволило избавиться от коробки перемены передач и главного фрикциона.

САУ имела два V-образных двенадцатицилиндровых карбюраторных двигателя Майбах HL 120 TRM, работавших на водяном охлаждении. Мощность каждого составляла 265 л. с. при 2600 оборотах в минуту.

Два тяговых двигателя Siemens-Schuckert D149aAC с мощностью по 230 кВт располагались в кормовой части корпуса и приводили в движение колеса через понижающий редуктор. Такая трансмиссия увеличивала вес машины, но обеспечивала легкость управления.

Ходовая часть

Ходовая часть самоходки многие элементы позаимствовала у танков «Леопард». Подвеска блокированная, комбинированного типа, в котором торсионы сочетаются с резиновой подушкой. Сами торсионы расположены вне корпуса продольно на тележках.

С каждого борта имелось по три тележки с двумя опорными катками в каждой. Конструкция была достаточно сложная, однако показала свою надежность и ремонтнопригодность. Сами катки также имели хороший ресурс прочности. Задние ведущие колеса имели съемные зубчатые венцы по 19 зубьев. Передние оборудованы активным зацеплением и пневмогидравлическими тормозами.

По шоссе САУ развивала скорость в 35 км/ч, на пересеченной местности - 5-15 км/ч в зависимости от поверхности и мягкости почвы. Запас хода по шоссе и пересеченной местности составлял 150 и 90 км соответственно. Преодоление препятствий - наклон в 22 градуса, стенка в 0,78 м, ров шириной в 2,64 м, брод в метр глубиной.

Расход топлива

Для каждого из двух двигателей предусматривалась отдельная подача топлива. Соответственно установка имела два топливных бака по 540 литров. В отделении управления имелись запорные краны, открывавшие подачу топлива в случаях, когда в баках оставалось минимальное количество горючего.

Точных сведений о расходе топлива не имеется. Однако с учетом низкого запаса хода и массы машина потребляла большое количество горючего - порядка 720-1155 л на 100 км. Показатель зависит от типа поверхности - на шоссе расход снижался, на пересеченной местности увеличивался.

Органы управления

Отделение управления находилось в передней части машины и занималось механиком-водителем и радистом. Здесь же размещались рычаги и педали для управления машиной, устройства пневмогидравлического торможения и натяжения гусениц, коммутационная коробка с переключателями и реостатами, приборный щиток, топливные фильтры, аккумуляторы для стартера, радиостанция.

Достоинства и недостатки

Самоходная артиллерийская установка «Фердинанд» получила неоднозначную оценку современников и историков. Машина во многом оказалась импровизацией, создаваемой на ходу и в спешке. Однако даже несмотря на это в ней имелось немало новаторских решений.

Из преимуществ проекта выделяют электрическую трансмиссию и подвеску с продольными торсионами. Технологии показали хорошую эффективность, но оказались слишком сложными и дорогостоящими для массового применения, особенно в условиях войны. Также обращают внимание и на значительный расход топлива.

В боевых условиях самоходка наглядно продемонстрировала свои преимущества. Мощное орудие пробивало почти любой танк на большинстве дистанций. Лобовая броня не пробивалась ничем, определенный урон машина получала лишь с бортов и от мин.

Такое бронирование позволяло ставить самоходки в первый эшелон атаки для преодоления обороны советских войск. Однако подобный метод быстро показал свою неэффективность - пехотное и танковое прикрытие артиллерии отстреливалось, после чего установки подрывали в ближнем бою, используя ткань для закрытия обзора и бутылки с зажигательной смесью. Такие способы не всегда заканчивались успехом, однако в любом случае показывали уязвимость артиллерии в ближнем бою.

В итоге САУ «Фердинанд» зарекомендовал себя достаточно хорошо, однако так и не получил массового производства и применения. Бытует мнение - если бы не начатое изготовление танков Порше, такие установки никогда бы не появились ввиду своей технической сложности.

Применение во Второй Мировой Войне

Первое использование САУ «Фердинанд» связывают с Курской битвой . Артиллерийские установки были включены в состав противотанковых батальонов 653 и 654. Им отводилась роль тарана для преодоления обороны. Первое боевое применение - 8-9 июля 1943 в районе станции Поныри.

В ходе боев и последующего отступления к Орлу потеряно свыше трех десятков самоходок. Оставшиеся в середине августа переброшены к Житомиру и Днепропетровску, где стали на ремонт. Позднее они принимали участие в боях под Никополем и Днепропетровском.

Зимой «Фердинанды» возвращены на модернизацию. Полученные модификации САУ «Элефант» переброшены в Италию и участвовали в боях под Неттуно, Анцио и Римом. Остатки были вновь переброшены сначала в Австрию, затем в Польшу.

В июле 1944 САУ базировались в районе Тернополя, где ввиду масштабного советского наступления оказались втянуты в тяжелые бои. Многие машины подрывались собственными экипажами ввиду невозможности эвакуации с поля боя.

Оставшиеся двенадцать установок 3 августа переброшены под Краков. Позже они были эвакуированы в Германию и находились в резерве. Последние бои «Фердинанды» провели в Вюнсдорфе, Цоссене и Берлине.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Фердинанд - тяжелая САУ, разработанная нацистской Германией в 1942 году.

Тигр от Порше

В 1941 году Порше предоставил Гитлеру чертеж своего нового танка Тигр, и машина сразу же была принята в разработку. Предполагалось, что это будет тяжелый танк весом 45 тонн с башней и двумя двигателями. Танк был построен австрийским заводом Nibelungenwerk, и уже в апреле 1942 года прошел свои первые испытания на полигоне Куммерсдорф. Испытания возглавлял лично Гитлер.

На этих испытаниях Тигр соревновался с танком Henschel VK 45.01 (H), и последний показал себя лучше Тигра, несмотря на то, что на машину Порше изначально возлагались большие надежды.

Поломки Тигра в ходе тестовых заездов привели к тому, что проект был отменен в пользу более перспективного конкурента. Однако немцы были настолько уверены, что Тигр пойдет в серийное производство, что пока шли тестовые испытания, завод уже успел выпустить сотню гусеничных шасси для него. Поскольку проект отменили, это стало проблемой. Гусеничные шасси Тигра не подходили ни к одному из проектируемых немецких танков. Тогда Порше поручили разработку нового танка для этих траков, чтобы пустить их в ход.

Преобразование Тигра в САУ

Порше предоставил проект новой САУ 22 сентября 1942 года. Это была тяжелая ПТ (противотанковая пушка), оснащенная 88-миллиметровым орудием L/71, которая на тот момент тоже находилась на стадии разработки. Новую САУ планировалось выпустить на замену устаревших Marder II и III, которые активно применялись на Восточном фронте. Дальность стрельбы у новой ПТ по оценкам должна была составлять 4500-5000 метров. Для того времени это были очень внушительные цифры.

Новый танк проектировался на основе Тигра, только он должен был быть еще больше размером. Это была длинная и широкая ПТ, имеющая бронирование тяжелого танка. 100 гусеничных шасси, предоставленных Порше для разработки, могло хватить только на 91 ПТ, потому что танк прибавил в весе. Когда проект был закончен, Гитлер одобрил его, и 30 ноября 1942 года началась разработка прототипа. Первые испытания новой ПТ начались 19 марта 1943 года.

Был впечатлен результатом и приказал ускорить производство. Уже в мае первая серия танков была выпущена, и танк получил свое новое прозвище Фердинанд в честь своего разработчика Фердинанда Порше.

Дизайн Фердинанда

Фердинанд был длиннее и тяжелее Тигра. Если Тигр должен был весить 45 тонн, то Фердинанд вырос уже до 65. Такая прибавка обусловлена усиленным бронированием корпуса ПТ. Двигатели были полностью переделаны, усилены вентиляция и охлаждение, но их по-прежнему было два. Корпус был изготовлен из металлических пластин, сваренных под небольшим углом. Оригинальная броня Тигра (100 мм спереди и по 60 мм сзади и с боков) была увеличена до 200 мм спереди за счет наваривания дополнительных листов металла.

Благодаря такому решению Фердинанд получил самую толстую броню среди всех существовавших танков того времени. Двигатель был вынесен в переднюю часть танка, что обеспечивало для экипажа дополнительную безопасность. Круговое бронирование Фердинанда было таким: 200 мм спереди, 80 мм сзади и с боков, 30 мм крыша и днище.

Водитель располагался в передней части корпуса с левой стороны, прямо под люком. Справа от водителя сидел радист, за ним командир и заряжающий. В крышу танка были установлены 4 перископа - для водителя, заряжающего, наводчика и командира. В задней части корпуса располагались отверстия, предназначенные для стрельбы из пулеметов MG 34 либо MP 40.

Фердинанд был оснащен двумя двигателями Maybach HL 120 TRM (245 л.с. при 2600 об / мин), которые приводили в действие два генератора Siemens Schuckert K58-8 (230 кВт/1300 об/мин). У танка был задний привод. Максимальная скорость Фердинанда составляла 30 км/ч, но по пересеченной местности не превышала 10 км/ч. Объем бензобака танка составлял 950 литров, а коэффициент расхода топлива был около 8 л/с.

Основным орудием Фердинанда была пушка 88 мм PaK4/2Л/71, версии АА, с более длинным бочонком, уменьшенной отдачей и отрегулированным механизмом затвора. Бортового пулемета не было, вместо этого в корпусе располагались отверстия для ручной стрельбы на тот случай, если экипаж окажется в условиях ближнего боя.

Фердинанд в бою

Вся партия из 89 машин была отправлена на Восточный фронт в период с мая по июнь 1943 года. Там они проходили боевую подготовку перед операцией на Курской дуге. В боях Фердинанд доказал свое превосходство и мощь. Перед взводом стояла задача уничтожить советские танки Т-34 с расстояния 5 км. С этой задачей они справились превосходно, однако продвигаясь вглубь линии фронта Фердинанды вскоре обнаружили свои главные недостатки: плохой угол обзора и отсутствие пулемета.

Советские пехотинцы быстро распознали недостатки Фердинанда и с легкостью уничтожали эти танки, просто спрятавшись и дождавшись, пока САУ проедет немного вперед. Затем танк закидывали гранатами и коктейлями Молотова. Фердинанд был грозным оружием в бою против танков, но оказался невероятно уязвим перед пехотой, в результате чего танковый взвод на Курской дуге потерпел поражение.



Что еще почитать