Фонетические единицы языка (фонемы). Особенности русского ударения. Фонетические средства речевой выразительности. Фонетические единицы русского языка

ФОНЕТИКО-ФОНОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ.

ЛЕКЦИЯ 6

ФОНЕТИКА – греч. Phone звук, phoneticos звуковой – раздел науки о языке, в котором изучается звуковой строй языка. Содержание понятия «звуковой строй языка» составляют звуки и такие средства языка фраза, интонация, речевой такт, фонетическое слово и ударение.

Самой крупной фонетической единицей языка является фраза. Фраза – это законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других таких же единиц паузой. Фраза не всегда совпадает с предложением. В случае совпадении фразы с предложением, фраза рассматривается с точки зрения фонетики: какова интонация этой фразы, сколько пауз в середине этой фразы, в каком они месте.

Каждая фраза оформлена интонацией. Интонация – совокупность средств организации звучащей речи, отражающих ее смысловую и эмоционально-волевую стороны. Интонация проявляется в мелодике – последовательных изменениях высоты тона (повышение-понижение), ритме речи (сильные, слабые, долгие, краткие слоги), темпе речи (ускорение, замедление в протекании речи), внутрифразовых паузах и общем тембре высказывания (мрачный, веселый). С помощью интонации происходит не только оформление фразы, но и выражение чувств и мыслей людей.

Интонация также помогает членить речь на синтагмы – интонационно-смысловые отрезки.

Интонация определяет ритмико-мелодический строй речи, служащий в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоциональной окраски. Основными интонационными средствами являются тональные средства. У каждого говорящего свой средний тон речи. но в некоторых местах фразы происходит повышение или понижение тона. Одновременно интонация включает в себя изменение интенсивности звучания, его темпа, изменение тембра, а также паузы. Звуковая сторона включает и звуки речи, их объединение в слоги, организацию слогов в речевые такты, словесные и фразовые ударения и, наконец, интонацию.

Интонация передает отдельные оттенки работы сознания и участвует в их формировании. Тембровые средства интонации – это разные качества голоса, определяемые, главным образом, состоянием голосовых связок. Кроме нейтрального голоса, выделяют голос расслабленный: «Она такая добрая, милая», голос напряженный «она такая ловкая, энергичная», придыхательный «она такая прекрасная, божественная».

Интонация включает увеличение или уменьшение громкости произнесения отдельных участков фразы: «Какой у нее голос?», или «Какой у нее голос!» произносится по-разному, так как 1 – общий вопрос, а 2 - восклицательное предложение. Интонация различает предложения разных типов, отражает субъективное отношение говорящего к высказыванию, передает разные оттенки его эмоций.



Другое понятие звуковой системы – речевой такт – часть фразы, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности. Паузы между речевыми тактами более короткие, чем между фразами. С точки зрения фонетики, фраза делится на речевые такты, а не на слова. Произвольность членения фразы на речевые такты приводит к искажению передаваемой мысли или ее полному разрушению. Речевой такт в свою очередь распадается на более мелкие единицы – фонетические слова. Фраза имеет столько фонетических слов, сколько в ней есть ударений. Итак, фонетическое слово – это часть речевого такта или фразы, если она не делится на такты, объединенная одним ударением.

В свою очередь фонетическое слово делится на -слоги – часть фонетического слова, произносимая одним выдыхаемым толчком воздуха и характеризуемая усилением звучности. Образующим слог или слоговым называется звук, который выступает как более звучный по сравнению с другими. Слоговыми являются гласные как звуки наибольшей звучности, неслоговыми – согласные как звуки меньшей звучности, которые организуются в слоге вокруг гласных.

Членение речи на слоги является одной из сложных проблем фонетики, так как слог не является носителем смысла, не имеет своей семантики, а есть лишь результат артикуляций, дающих определенный акустический эффект. Древние греки и индийцы определяли слог наличием гласной – сколько гласных в слове, столько и слогов. Затем с конца 19в. появилась экспираторная (слог – выдыхательный толчок воздуха) и сонорная теории слога (слог – сочетание более звучного, сонорного элемента + менее звучный + толчок воздуха). Затем появилась мускульная теория – отрезок звучания, произносимый одним импульсом мускульного напряжения). И, наконец, артикуляционно-акустическая теория, где слог – минимальная произносимая единица речи, элементы которой тесно связаны между собой как акустически, так и артикуляционно.

Слог бывает открытым , если заканчивается на гласный, и закрытый если оканчивается на согласный.

Не слоги в слове произносятся одинаково. Выделение слога в слове называется ударением или словесным ударением. Выделение слога в разных языках характеризуется как:

Силовое – сила или интенсивность артикуляции

Количественное – достигается долготой произношения

В большинстве языков выделение слога определяется комбинацией этих явлений. Например, в русском языке.

Ударение в разных языках может быть фиксированным, падает на определенный слог – франц.язык на последний слог – или не фиксированным – англ., русский. Здесь оно подвижное – стол-стола, ‘import, imp’ort/

Слог делится на более мелкие фонетические единицы – звуки. – это предел акустического членения речи, ее мельчайшая единица. Звук, с одной сторон, является результатом артикуляционной деятельности человека, а, с другой, он является акустической сущностью, воспринимаемой на слух.

Каждому языку присуща специфическая фонетическая система, несмотря на то, что:

1. речевой аппарат носителя любого языка способен произнести любой звук

2. в основе существующих языков – одни и те же звуки.

В тоже время фонетическая система каждого языка самобытна.

Основные понятия фонетики


Фонетика раздел языкознания, изучающий звуковые формы языка, их акустические и артикуляцию, свойства, законы, по которым они образуются, вила функционирования.



Звук речи - это минимальная единица вой цепи, возникающая в результате артикуляции человека и характеризующаяся определенными фонетическими свойствами.

Звук является основной единицей языка со словом и предложением, но сам по себе он имеет никакого значения.

Звуки выполняют в языке важную смысл, значительную роль: они создают внешнюю оболочку слов и тем самым помогают отличить слова друг от друга.

Слова различаются количеством звуков, из которых они состоят, набором звуков, последовательностью расположения звуков.

Звуки языка образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. В речевом аппарате можно выделить следующие части:

1) дыхательный аппарат (легкие, бронхи, трахея), который создает необходимое для образования звуковых колебаний давление воздушной струи;

3) полости рта и носа, где под влиянием колебаний голосовых связок происходят колебания воздушной массы и создаются дополнительные тоны и обертоны, наслаивающиеся на основной тон, возникший в гортани.

4) Полости рта и носа являются резонаторами, усиливающими дополнительные тоны звука; органы произношения, т. е. язык, губы.

5) 5) головной мозг и нервная система человека, управляющие всей работой речевого аппарата.

Артикуляционно все звуки речи делятся на гласные и согласные. Основные различия между ними связаны со способом образования этих звуков и их ролью при формировании слога. Слогообразующими являются гласные» которые образуют вершину слога, поэтому практически во всех языках мира число согласных превышает число гласных.


Принципы классификации звуков речи


Звуки русского языка по особенностям образования и акустическим свойствам делятся на гласные и согласные.

Гласные - это звуки, которые состоят только из голоса, при образовании гласных обязательно участие голосовых связок и отсутствие преграды в полости рта. Выдыхаемый воздух проходит через рот, не встречая никаких преград. Фонетическая функция гласных - в организации звуковой целостности слога, слова.

В русском языке основных гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Гласные звуки бывают ударными (например, шум - [у], лес - [э]) и безударными (например: вода - [а], весна - [и]).

Согласные - это звуки, которые состоят из шума или голоса и шума: при артикуляции согласных выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграды в полости рта. При образовании согласных необязательно участие голосовых связок, но обязательно наличие преграды и смыкательной артикуляции.

Согласные как класс звуков противостоят гласным еще и потому, что они не являются слогообразующими: само название «согласный», т. е. встречающийся вместе с гласным, указывает на подчиненную роль согласного в слоге.

Наконец, следует отметить еще один важный признак в противопоставлении гласных и согласных - их роль как носителей определенной информации. Поскольку гласных значительно меньше, чем согласных, они чаще встречаются, выбор их довольно прост. Согласных значительно больше гласных, поэтому возможность выбора необходимого из них труднее.

Звонкие и глухие согласные бывают парными и непарными.

В соответствии с этим признаком все согласные делятся на шумные и сонорные (от лат. Зопогиз - звучный).

Звонкий согласный на конце слова и перед глухим согласным заменяется парным ему глухим. Эта замена называется оглушением (друг - [к], ложка - [ш]).

Глухой согласный перед звонким согласным (кроме л, р, Ну м, й) заменяется парным ему звонким. Эта замена называется озвончением (просьба - [з"]).


Слог. Ударение


Слог - это один гласный звук или несколько звуков в слове, которые в процессе говорения произносятся одним толчком воздуха. Слог - это наименьшая единица произнесения слова. Слоги, состоящие из двух и более звуков, могут оканчиваться либо на гласный (это открытый слог, например по-ра, го-ра,), либо на согласный (это закрытый слог, например док-тор, чер-ный).

Ударение - это выделение слога в слове с большей силой при произнесении слова с помощью фонетических средств (силой голоса, долготой звучания, высотой тона).

Ударение всегда падает на гласный звук в слоге, например: кни-га, ве-сен-ний, при-гла-ситъ.

В зависимости от расположения ударения в слоговой структуре слова выделяют ударение свободное и связанное. Свободное ударение - это нефиксированное ударение, которое может падать на любой слог слова (в русском языке, например, оно может быть на последнем слоге: хорошо, на предпоследнем: подруга, на третьем от конца: дорого.

Связанное ударение - это фиксированное ударение, привязанное к определенному слогу в слове (во французском языке оно находится на последнем слоге, в английском на первом).

По отношению к морфологической структуре слова ударение может быть подвижным и неподвижным.

Подвоенное ударение - это ударение, которое способно перемещаться в разных словоформах одного и того же слова, оно не привязано к одной и той же морфеме, например: гора - гору.

Неподвижное ударение - это постоянное ударение, привязанное к одной и той же морфеме разных словоформ слова, например: книга, книгу, книгой.

Ударение может различать значения слов или разные формы слова: атлас (собрание географических карт) - атлас (блестящая шёлковая ткань), окна (им.п. мн.ч.) - окно (род.п. ед.ч.)

Слово обычно имеет одно ударение, однако иногда (как правило, в сложных словах) возникает побочное ударение (например: мединститут, двухэтажный).

Для обозначения ударения на письме в нужных случаях используется знак а вверху над ударной гласной.

В некоторых словах русского языка ударение ставится то на одном, то на другом слоге. Оба варианта являются правильными, например: одновременно и одновременно, творог - творог, иначе - иначе, мышление и мышление.

Русское ударение в изменяемых словах при их сложении или сопряжении может сохраняться на той же части слова, на который оно было в начальной форме: гора - горы, большой - большого, песчаный - песчаного, выбрать - выберу, а может переходить на другую часть слова, например: дружок - дружка, занять - заняла.


Фонема как единица языка


В каждом языке существует огромное разнообразие звуков. Но все многообразие звуков речи можно свести к небольшому числу единиц языка (фонем), участвующих в смысловой дифференциации слов или их форм.

Фонема - это единица звукового строя языка, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для опознавания и различения значимых единиц языка.

В русском языке 5 гласных фонем, а число согласных фонем колеблется от 32 до 37.

Как любая единица языка, фонема обладает присущими ей фонологическими признаками. Одни из них являются «пассивными» признаками, другие - «активными», например: твердость, звонкость, взрывность. Чтобы определить фонему, необходим мо знать набор ее дифференциальных признаков.

Чтобы определить фонему, надо найти такую позицию в слове, в которой различается больше всего фонем (сравните: мал - мол - мул - здесь под ударением в одном и том же фонетическом окружении различаются фонемы [а], [о], [у]).

Позиция - это условие реализации фонемы в речи, ее положение в слове по отношению к ударению, другой фонеме, структуре слова в целом. Различают сильную и слабую позиции.

Сильная позиция - это позиция, в которой различается наибольшее количество единиц. Фонема выступает здесь в своем основном облике, что позволяет ей наилучшим образом выполнять свои функции. Для гласных русского языка это позиция под ударением. Для глухих/звонких согласных - позиция перед всеми гласными, например: [г]ол - [к]ол.

Слабая позиция - это позиция, в которой различается меньшее, чем в сильной позиции, количество единиц, потому что фонемы имеют ограниченные возможности для выполнения своей различительной функции, например: с[а]ма - сама и сома.

Для гласных русского языка слабая позиция- это позиция без ударения. Для глухих/звонких"согласных - позиция конца слова, где они не различаются, совпадая в одном звуке, например: леса - лиса [лиса], съезд - съест [сйэст].


Транскрипция


Транскрипция - это особая система письма, используемая для точной передачи звукового состава устной или письменной речи. Транскрипция строится на строгом соблюдении принципа соответствия знака и звука, передаваемого этим знаком: один и тот же знак должен во всех случаях соответствовать одному и тому же звуку.

Различают несколько видов транскрипций. Чаще всего используется фонетическая транскрипция.

Фонетическая транскрипция используется для передачи слова в полном соответствии с его звучанием, т. е. с ее помощью фиксируется звуковой состав слова. Она строится на основе какого-либо алфавита с использованием надстрочных или подстрочных знаков, служащих для обозначения ударения, мягкости, долготы, краткости. Среди фонетических алфавитов наиболее известен алфавит Международной фонетической ассоциации, построенный на основе латинского алфавита, например, слова окно и день передаются следующим образом: [акпо\ [й у еп у ].

В России, кроме того, используется транскрипция, имеющая в своей основе русскую графику: [лтсно], [д*эн"].

В транскрипции не используются знаки препинания и прописные буквы.

Интонация и ее элементы


Интонация - это совокупность ритмико-мелодических компонентов речи, одно из важнейших средств оформления высказывания, выявления его

смысла. С помощью интонации происходит членение речевого потока на смысловые отрезки с дальнейшей детализацией их смысловых отношений. Интонация включает в себя:

1) мелодику речи: основной компонент интонации, она осуществляется повышением и понижением голоса во фразе;

2) ритм речи, т. е. регулярное повторение ударных и безударных, долгих и кратких слогов. Ритм речи служит основой эстетической организации художественного текста - стихотворного и прозаического;

3) интенсивность речи, т. е. степень ее громкости, сила или слабость произнесения высказывания;

4) темп речи, т. е. скорость ее протекания, длительность звучания во времени;

5) тембр речи, т. е. звуковая окраска речи, передающая ее эмоционально-экспрессивные оттенки.

Интонация оформляет высказывание в единое целое, различает типы высказываний с точки зрения их целенаправленности, выражает эмоциональную окраску, характеризует говорящего и ситуацию общения в целом.

Прочитайте, укажите, какую роль играет ударение в словах. Поставьте ударение, составьте 5-7 предложений.

Стая белок - растительный белок; орган речи - звучит орган, величественный замок - дверной замок; пахнет духами - пахнет ветерком; живописные берега - с противоположного берега;

полноводные реки - вдоль берега реки; вести от близких - вести за руку ребенка; дремучие леса - опушка леса; пили кофе - пили дерево.


Орфоэпические и акцентологические нормы


ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Орфоэпия - 1) раздел языкознания, изучающий нормативное литературное произношение; 2) совокупность правил, устанавливающих единообразное произношение, соответствующее принятым в языке произносительным нормам.

В русской орфоэпии выделяется несколько разделов:

6) произношение гласных;

7) произношение согласных (твердых и мягких, сочетаний согласных);

8) произношение отдельных грамматических форм;

9) особенности произношения иностранных слов;

10) ошибки в произношении отдельных слов.


Произношение безударных гласных


В современном русском литературном языке гласные [а], [е], [о] произносятся отчетливо только под ударением: мак, пень, дом. В безударном положении они подвергаются качественным и количественным изменениям в результате ослабления артикуляции. Качественная редукция- это изменение звучания гласного с потерей некоторых признаков его тембра. Количественная редукция - это уменьшение его долготы и силы.

В меньшей степени подвержены редукции гласные звуки, которые находятся в первом предударном слоге, например, и [о] произносятся одинаково - как закрытый звук, обозначаемый в фонетической транскрипции значком -«крышечка» - [л]: [плкдй] - покой, [блзйр] - базар и т.п. От ударного [а] он отличается меньшей продолжительностью.

Произношение безударного [о] как закрытого [л] называется умеренным аканьем и представляет собой особенность русского литературного произношения.

В остальных безударных слогах на месте [о] и [а} произносится краткий звук, обозначаемый в транскрипции знаком:к[ъ]лос6к, дёл[ь], шкдл[ъ].

В начале слова безударные [а] и [о] произносятся как [а]: ксиома,[а]блака.

После твердых шипящих [ж] и [ш] гласный [а] также произносится, как [а], если находится в первом предударном слоге: ж[а]ргон, ш[а]гатпь, а перед мягкими согласными произносится звук, средний между [ы] и [э]: ж[ы э ]лётъ, лош[ы э ]дёй.

На месте букв е и я в первом предударном слоге произносится звук, средний между [е] и [и], обозначаемый в транскрипции [и е ], например: л[и е ]гугики, з[и е ]мля.

В остальных безударных слогах на месте букв ей я произносится краткий [и], обозначаемый в транскрипции знаком: п[ъ]тачбк, выт[ь]нуть.

На месте сочетаний аа, он, до, оо в предударных слогах произносится [а] долгий, обозначаемый в транскрипции [а], например: в[ одушевление, з[а]парк.

Отчетливое произношение безударных [а], [о], [е] является нарушением орфоэпических норм русского литературного языка. Оно чаще всего возникает под влиянием письменного облика слова и производит буквенный, а не звуковой состав его. Также ошибки в произношении гласных могут быть вызваны влиянием местных говоров.

Ряд орфоэпических ошибок связан с неразличением ударных [е] и [о] (на письме ё) после мягких согласных: афера и афера, гренадер и гренадёр и др. В большинстве исконно русских слов безударному [е] под ударением соответствует [о], ср.: жена - жёны, село - сёла и т.п.

Во многих случаях с помощью звуков [е] и [о] различаются слова или формы слов: истекший год и истёкший кровью, все и всё, падеж (существительного) и падёж (скота).

Однако чаще всего колебания в произношении [е] и [о] не имеют ни смыслоразличительного, ни стилистического значения. Это равноценные варианты литературной нормы. Так, по данным «Орфоэпического словаря русского языка» вариантным является произношение следующих слов: белёсый и доп. белесый, блёклый и доп. блеклый, бытие и бытиё, издалека и доп. издалёка, жёлчь и доп. желчь, манёвр и маневр, местоименный и местоимённый, пересекший и доп. пересёкший, решетчатый и решётчатый.

Только [е] следует произносить в словах: акушерка, атлет, афера, блеф, всплеск, гренадер, единоплеменный, заглянет, зев, леска, одновременный, опека, оседлый, склеп, совершенный вид (термин), шлем и др.

Только [о] графически ё следует произносить в словах вояжёр, гравёрный, гололёд, двоежёнство, дрёма, затёкший, искромётный, можжевёловый, никчёмный и др.

Правильно произнесите слова и поставьте ударение. За справками обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Зер, заостренный, запыленный, заселенный, захламленный, зубрежка, издалека, зимовье, жнивье, гололедица, головешка, вопиет, забредший, иноплеменник, оседлый, околесица, острие, перекрестный, привезенный, слезный, заем, закопченный, разношерстный. Упражнение 2. Определите, в каких словах мы произносим [э] - графическое е, а в каких [о] - графическое ё.

Новорожденный, никчемный, несравненный, отцветший, помпезный, опыленный, оседлывать, презренный, разновременный, сие, поблескивать, подоплека, отекший, привезший, принесший, скабрезный, смиренный, сребреник, бессребреник, атлет, совершенный (причастие).


Произношение согласных звуков


Произношение согласных звуков связано с законами уподобления и оглушения.

В конце слов и в середине перед глухими согласными звонкие согласные оглушаются: гроздь - гро[с"т"], луг - лу[к], варежка - варе[шк]а и т.д.

В сочетаниях «звонкий согласный + глухой согласный» или «глухой согласный + звонкий согласный» первый из них уподобляется второму: кружка - кру[шк]а, сговор - [зг]овор.

Сочетания отдельных согласных произносятся следующим образом:

си/, зад - [шш] или [ш:]: расшумелся - ра [ш:]умелся]

С^ФС} зле [жж] или [ж:]: сжарить - [ж:]арить;

зж у жж (внутри корня) - [ж"] или [ж:]: позже - по[ж:]е\

сч - [ш"]: счастье - [ш"]астье\

зч (на стыке корня и суффикса) - [ш 1 ]: приказчик - прика[ш" ]ик;

тч, дч - [ч"]: докладчик - докла[ч"]ик, отчаянный - от[ч" ]аянный;

тц, дц - [ц]: молодцы - моло[ц]ы, отцы - о[ц]ы\

дс, тс (на стыке корня и суффикса) - [ц]: братский - бра[ц]кий, заводской - заво[ц]кой\

в сочетаниях гк, гч [г] произносится как [х]: легкий ~ ле[х]кий.

Следует помнить, что звонкий согласный [г] в конце слова должен звучать как взрывной глухой [к]. Произношение фрикативного глухого [х] недопустимо, как диалектное (особенность южных говоров). Исключением является слово бог - 6о[х].

Смягчение твердых согласных перед мягкими (ассимиляция, т.е. уподобление по мягкости) чаще всего наблюдается перед суффиксом или внутри корня: снег - [с"н"эк], пятница - [п"ат"н"ицъ], гонщик - [гон"ш":ик], с зимы - [з"-з"имы].

В некоторых случаях смягчение твердых согласных перед мягкими в современном русском литературном языке при произношении является факультативным, т.е. необязательным: ветви [т"в"] и [те"}, съел [с"йэл] и [сйэл].

Не допускается смягчение [з] в суффиксе -изм, если согласный [м] твердый, например: материализм] и органи[зм].

Сочетание чн в большинстве случаев произносится в соответствии с написанием: точный, Млечный Путь и др. Лишь в некоторых словах на месте чн произносится [шн]: двое[гин"]ик, в отчествах на -ична (Никити[шн]а). Встречаются слова с вариативным произношением: двухкопеечный [шн] и [чн].

Запишите в транскрипции произношение сочетания чн в следующих словах:

Банно-прачечный, бараночный, бочечный, будочник, булавочный, булочная, бутылочный, взяточник, горничная, горчичники, горячечный, гречневый, двоечник, пятикопеечный, девичник, молочный, встречный, калачный, ключница, нарочно, полуночник, пустячный, скворечник, яичница.

Выпишите слова, в которых следует произносить [шн].

Беспечный, войлочный, взяточничество, всенощная, горчичный, лавочный, сказочный, сердечный друг, сердечная мышца, дачный, мелочный, Кузьминична, Ильинична, скучно, подсвечник, очечник, ячневый, будничный, балалаечный.

Найдите слова, в которых произносится звук [з*]. Грязь, просьба, косьба, праздный, подсказка, указка, здесь, сделай, здоровье, нездоровится, здание, арбуз, мозг, вокзал, звездный, завистливый, здравствовать, сбежать, патриотизм, идеализм, позиция, безжалостный, зимовка, погрузка, приказчик. Укажите слова, в которых произносится звук [с].

Гносеология, мягкосердечный, созыв, агитпоезд, девиз, колхоз, союз, синтез, обсудить, подписать, надпись, низкий, узкий, вписать, скользкий, сгорел, угасший, расшитый, просчитаться, расчет, грустный, известный, завистливый, заводской, сжарить.

Молотьба, запад, западня, дно, денёк, декабрь, добрый, предлог, подкова, пиджак, дрель, пруд, пуд, пудинг, падение, падеж (именительный), подкуп, подкурсы, прядь, пядь (земли), плеяда, код, клад, кладовая, плед.

I. Угасший, трубка, замзав, безжалостный, просчитаться, отчасти, тридцать, детский, большевистский, капитализм, решаются, собираться.

II. Замерзший, голубка, зубчатый, сжатый, подписчик, докладчик, городской, солдатский, антифашистский, импрессионизм, добивается, видеться.

III. Расшитый, робкий, второй, безжизненный, резчик, подчистить, страстный, флотский, реваншистский, идеализм, говорится, мечтается.


Ошибки в произношении некоторых грамматических форм


На месте буквы г в окончаниях -ого/-его следует произносить [в]: красно[въ], то[во], четверто[въ]. Звук [в] на месте буквы г также произносится в словах сегодня, сегодняшний, итого.

Необходимо различать в произношении безударные окончания 3-го л. мн.ч. глаголов I и II спряжения; ко[л"ут], а не ко[л"ът], му[ч"ит], а не му[ч"и е т], не[л"ут], а не ме[л"ат], ды[шът], а не ды[гиут] и т.д.

В формах 2-го л. ед.ч. перед возвратным постфиксом -ся сохраняется согласный звук [ш]: смее[гисъ] или смее[гис"ъ]. Произношение в подобных случаях долгого [с] является орфоэпической ошибкой, например: купае[шсъ] или купае[шс"ъ], а не купае[с > ь].

Найдите слова, в которых следует произносить [г].

Генезис, нет угля, гренки, большого, сегодня, бог, кого, итого, сегодняшний, синего, чего, его, прекрасного, милого, доброго, любимого, разбег, некого, ни того, ни другого, белого, моего, огромного, никчемного, чудесного, нашего, алкоголь, денег, договоренность.

Выпишите слова, в которых произносится звук [в].

Травка, варежка, ватрушка, зеленого, моего, корова, мальчиковый, осведомить, Петров, гордиев узел, пасквиль, никого, в поле, апостроф, совсем, огонек в ночи, ходатайство, девушки, доставка, у костров, у домов, волосок, навек, восемь, весна.


Особенности произношения заимствованных слов


В книжных словах иноязычного происхождения и в некоторых именах собственных сохраняется безударный [о]: поэт, поэма, рококо, Золя, Шопен, сонет и др. В иностранных словах, которые носителями русского языка не воспринимаются как заимствование, наблюдается аканье: конспект, компресс, роман, бокал и др.

В начале слов иноязычного происхождения и после гласного на месте буквы э произносится [э]: экзотика, экстерьер, дуэлянт, пируэт.

Согласные л, г, к, х в иностранных словах перед е смягчаются: герцог, схема, молекула.

Согласные т, д, з, с, и, р чаще всего сохраняют твердость перед е: Вольтер, рандеву, термос, шедевр и др.

По данным «Орфоэпического словаря», во многих словах перед е допускается вариативное произношение: бандероль [н"д"е] и [ндэ], бизнесмен [знэ] и [мэ], доп. [з"н"е] и [м"е], депо [д"е] и [дэ]. Это связано с тем, что изменение качества согласных перед е в заимствованных словах - живой процесс. Смягчение согласных перед е происходит в первую очередь в общеупотребительных словах.

Определите, в каких словах согласный перед е является твердым. В случае затруднения обращайтесь к орфоэпическому словарю.

I. Анданте, деспотия, адекватный, бенефис, вертеп, дебют, апартеид, астероид, бульденеж, ватерлиния, демпинг, синтетика, тест, тетрациклин, фанера.

И. Альма-матер, детализация, аденоиды, берет, гарем, дегенерат, атеизм, аутсайдер, буриме, галифе, цитадель, кларнет, сектор, шедевр, Шопенгауэр.

Академик, аккордеон, депеша, гипотенуза, демократия, ни бе ни ме, бижутерия, бутерброд, грейпфрут, интерьер, кашне, фонетика, термометр, тет-а-тет, режиссер.

Акварель, антресоли, беспатентный, дебоширить, брудершафт, вальдшнеп, гротескный, газета, Одесса, рента, турне, тенор, термос, тубдиспансер, территория.

Выпишите слова, в которых перед е, согласно нормам русского произношения, можно произносить и твердый согласный и мягкий. За справками обращайтесь к словарю.

Аннексия, бактерии, бандероль, брюнет, бифштекс, бизнесмен, бременский, брюссельцы, вундеркинд, генезис, делегат, девальвация, дедуктивный, Доде, Декарт, депутат, депо, дерматолог, деформация, редактор, резолюция, теннис, традесканция, термин.


Ошибки в произношении отдельных слов


В речи иногда одни звуки неоправданно опускаются, другие, наоборот, вставляются или переставляются. Подобные ошибки можно наблюдать при произношении иностранных слов, ср.:

Ошибочно: дерма[н]тин (добавлен [н]) инци[н]дент (добавлен [н]) интриган[т]ка (добавлен [т]) конста[н]тировать (добавлен [н]) ханже[н]ство (добавлен [н]) тро[л"э]бус (опущен [л] и [й]) [п"ьр"и 3 труб]ация (перестановка звуков) лабо[л]атория (замена звука [р] на [л]) юрис[т]консульт (добавлен [т]) светопре[д]ставление (добавлен [д])

Вместо правильного юбочка, юбок говорят ю[п]очка, ю[п]ок, сохраняя оглушение, происходящее перед согласным [к] в форме именительного падежа: ю[п]ка, ю[п]ки.

Вместо одного [о] в слове дикобраз произносят дик[оо]б- раз, а знаменосец звучит как знаме[нлн6]сец. Эти грубые ошибки свидетельствуют о сильном влиянии просторечия.

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Акцентология (от лат. ассеп1и$ - ударение) - раздел языкознания, изучающий особенности и функции ударения.

В русском языке ударение свободное, что отличает его от некоторых других языков. Например, в чешском языке ударение закреплено за первым слогом, в польском - за.

Верно: дерматин инцидент интриганка констатировать ханжество троллейбус пертурбация лаборатория юрисконсульт светопреставление предпоследним, в армянском - за последним. Так как в русском языке ударение может падать на любой слог, его называют разноместным {дочка, корова, килограмм). Эта особенность затрудняет усвоение акцентологических норм.

Вторая особенность русского ударения - наличие подвижности/неподвижности. Подвижным называется ударение, меняющее свое место в разных формах одного и того же слова (дом - домой, могу - можешь). Если же в различных формах слова ударение падает на одну и ту же часть, его называют неподвижным (звонит - звонишь - позвонят - созвонимся).

Разноместность и подвижность русского ударения служат для различения совпадающих в написании разных, например: кирка ("протестантская церковь") и киркой ("инструмент"), трусить ("бояться") и трусить ("бежать трусцой"), обрезать (сов. вид) и обрезать (несов. вид), платье мало (кр. форма при лаг.) и спал мало (нареч.).

Для ударения существует понятие вариантности, которое означает, что некоторые слова имеют варианты ударения. Акцентные варианты не имеют различий ни в лексическом, ни в грамматическом значениях. Но часто характеризуются разной степенью употребительности и во многих случаях закреплены за разными сферами употребления.

К равноправным акцентологическим вариантам относятся: баржа и баржа, газировать и газировать, домбра и домбра, заиндевелый и заиндевелый, заржаветь и заржаветь, камбала и камбала, комбайнер и комбайнёр, лосось и лосось и др.

Другие нормативные варианты делятся на основные и допустимые, т.е. менее желательные, например/ творог и доп. творог, кулинария и доп. кулинария.

Ряд вариантов ударения связан с профессиональной сферой употребления, ср.: флейтовый - флейтовый (у музыкантов), прикус - прикус (у специалистов), компас - компас (у моряков).

Специфично ударение в заимствованных словах. Оно зависит от многих обстоятельств: от ударения в языке-источнике, в языке-посреднике при опосредованном заимствовании, от давности заимствования и степени освоенности слова русским языком. Поэтому об ударениях в заимствованных словах следует справляться в словарях.


Ошибки ударения


Наибольшее количество акцентологических ошибок возникает при образовании следующих форм:

I. В именах существительных:

односложные существительные м.р. в косвенных падежах ед.ч. имеют ударение на окончании: блин - блина, винт - винта, зонт - зонта, линь - линя, скирд - скирдой, хорь - хоря, штрих - штриха и др.

двусложные существительные ж.р. в В.п. ед.ч. имеют ударение на окончании (весна - весну, десна - десну, овца - овцу, стопа - стопу и др.) и на корне (зима - зиму, доска - доску, стена - стену и др.).

ряд имен существительных ж.р., употребляясь с предлогами в и на, произносятся с ударением на окончании: в груди, на двери, в ночи, в сети, в тени, на цепи и др.

существительные ж.р. в Р.п. мн.ч. имеют ударение:

а)на основе: местностей, почестей, прибылей, прорубей, шалостей;

б)на окончании: ветвей, горстёй, должностёй, крепостей, плоскостей, степенёй, скатертей, скоростей, стерлядей, податёй, повестей, новостёй, четвертёй.

II. В именах прилагательных:

Краткие имена прилагательные в м.р. и. ср.р. ед.ч. и во мн.ч. имеют ударение на первом слоге основы, а в ж.р. - на окончании, например: вёсел - весело - веселы, но - весела.

В глаголах:

в глаголах прошедшего времени в ж.р. ударение чаще всего падает на окончание: брала, врала, гнала, задала, начала, поняла, спала (от спать) и др.

Реже на основе: брила, клала, крыла, мыла, шила, спала (от спасть) и др.

глаголы на -ировать подразделяются на две группы:

а) с ударением на и: блокировать, гарантировать, дебатировать, компрометировать, копировать и др.;

б)с ударением на а: бомбардировать, гравировать, группировать, пломбировать, формировать и др.

В причастиях:

в большинстве страдательных причастий прошедшего времени ударение во всех формах, кроме формы ж.р., падает на основу: взят - взято - взяты, но - взята.

причастия на -бранный, -дранный, -званный во всех формах имеют ударение на приставке: созван - созвано - созваны - созвана.

Во фразеологизмах обычно сохраняется ударение на предлоге: лезть на стену, схватиться за голову, быть по сердцу, с утра до ночи.

Прочитайте слова, правильно расставляя ударение.

Алиби, алфавит, аристократия, аналог, арест, анатом. Блага, баржа, боязнь, баловать, бармен, банты, бантов.

Валовой, выборы, выборов, вероисповедание, верба, вручить, вручит, вручишь.

Газопровод, гербовый, глашатай, гражданство, грошовый. Диспансер, договор, договоры, договоров, досуг, дремота. Еретик, ересь. Житие, жалюзи.

Знахарь, зевота, задолго, заусеница, звонит, знамение.

Издавна, иначе, индустрия, иконопись, иероглиф.

Километр, квартал, каталог, кладовая, каучук, кремень, красивый, красивее.

Лацкан, ломоть.

Мельком, мышление.

Поставьте ударение в следующих словах:

Надолго, намерение, некролог.

Офицеров, ободрить, опека, облегчить, опошлить, оптовый, обеспечение.

Приговор, призыв, паралич, пуловер, памятуя, петля, приданое.

Ремень, ракушка, рассредоточение.

Средства, сирота, сироты, сирот, статуя, сливовый, столяр, стюард.

Туфля, танцовщица, таинство, тотчас. Уведомить, удобнее, упрочение, умерший, усугубить. Феномен, фетиш, фортель, факсимиле, хаос, хозяева. Цыган, щавель, юродивый, эксперт, языковой барьер, ясли, яслей.

Прочитайте слова, расставьте ударение:

Веселы, весел, весело, весела. Молоды, молод, молодо, молода.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

К основным единицам звукового строя языка относятся: звук, слог, фонетическое слово, речевой такт, фраза, ударение, интонация .

Звук – это мельчайшая единица звучащей речи, предел акустического членения речи. Звуки производятся посредством работы артикуляционного аппарата человека и воспринимаются им на слух. Каждый язык характеризуется особой фонетической системой, несмотря на то, что речевой аппарат носителя любого языка способен произвести любой звук и что в основе звукового строя существующих языков лежат одни и те же звуки.

Слог образуется сочетанием нескольких звуков. Слоговым называется звук, который выступает как более звучный по сравнению с другими в составе слога. Слоговыми являются гласные как звуки наибольшей звучности, не слоговыми – согласные как звуки меньшей звучности, которые организуются в слоге вокруг гласных. Слог бывает открытым, если оканчивается на гласный, и закрытым, если оканчивается на согласный. Слог – это часть фонетического слова, произносимая одним выдыхательным толчком воздуха и характеризуемая усилением звучности.

Фонетическое слово – это совокупность слогов, объединённых одним ударением.

Не все слоги в слове произносятся одинаково. Выделение слога в слове называется ударением . Ударение в слове называется словесным. Ударение в слове в разных языках характеризуется по следующим основаниям: силовое (сила или интенсивность артикуляции), количественное (время или долгота произношения), музыкальное (движение тона, его повышение или понижение). Выделение слога определяется комбинацией этих характеристик. Ударение в разных языках может быть фиксированным (падать только на определённый слог в слове: франц. и латин. языки – на последний слог) или нефиксированным (английский, русский), а также подвижным (русский язык – зуб – зуба, лес – леса) или неподвижным (франц., лат., англ. и др. языки). В русском языке не несут ударения: предлоги (на, под и др.), служебные слова (междом., частицы, союзы и др.) и некот. др. Поэтому понятие ударного слова связано с понятиями «проклитики» и «энклитики» . Проклитика безударное слово, примыкающее к началу последующего полнознаменательного слова, несущего ударение: в столе [ф-стал’э ], на земле [нъ-з’имл‘э ]. Энклитика – это безударное слово, примыкающее к концу предыдущего полнозначного слова: лечь на спину [л’эч‘ нá-сп’ину].

Речевой такт – это совокупность фонетических слов, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности. Паузы между речевыми тактами более короткие, чем между фразами.

Фраза – самая крупная фонетическая единица звучащей речи. Фраза – это совокупность речевых тактов, это законченное по смыслу высказывание, объединённое особой интонацией и отделённое от других, таких же единиц паузой. Фраза не всегда совпадает с предложением. Фраза анализируется с т.з. её интонации, количества и места пауз в середине этой фразы, количества речевых тактов и т.д. Произвольность членения фразы на речевые такты приводит к искажению передаваемой мысли или её полному разрушению. Паузы между фразами длиннее, чем между речевыми тактами.

Каждая фраза оформлена интонационно. Интонация представляет собой совокупность средств организации звучащей речи, отражающих её смысловую и эмоционально-волевую стороны. Интонация проявляется в мелодике – последовательных изменениях высоту тона (повышение/понижение), ритме речи (сильные/слабые, долгие/краткие слоги), темпе речи (ускорение/замедление в протекании речи) внутрифразовых паузах и общем тембре высказывания («мрачный», «весёлый» и т.д.). С помощью интонации происходит не только оформление фразы, но и выражение чувств и мыслей людей. Интонация также помогает членить текст на интонационно-смысловые отрезки – синтагмы. Тембровые средства интонации – это разные качества голоса, определяемые, главным образом, состоянием голосовых связок. Голос может быть нейтральным, расслабленным, напряжённым и т.д. Количественно-динамические характеристики интонации включают увеличение или уменьшение громкости и изменение темпа произнесения отдельных участков фразы.

План занятий № 3

    Дисциплина: «Русский язык и культура речи»

    Тема занятия: Тема 1.1. Фонетические единицы языка (фонемы). Особенности русского ударения. Фонетические средства речевой выразительности.

    Вид занятия: урок

    Цели занятия.

4.1. Образовательная: формирование знаний о фонетических единицах, особенностях русского ударения и средствах речевой выразительности

4.2. Воспитательная: способствовать воспитанию деловых качеств студентов.

4.3. Развивающая: развитие познавательного интереса к русскому языку и культуре речи, познавательных способностей – речи, памяти и внимания, развитие навыков работы по усвоению учебного материала, используя учебные пособия

    Междисциплинарные связи.

5.1.Обеспечивающие все дисциплины

5.2.Обеспечиваемые: русский язык

    Методическое обеспечение занятия.

6.1. Наглядные пособия

6.2. Раздаточный материал:

6.3. Технические средства

6.4. Используемая литература:

Уч. 1. – Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Введенская Л.А., Черкасова М.Н. - Изд. 15-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 380, с. - (Среднее профессиональное образование).

Уч. 2. – Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. - 3-е изд. / Н.В. Кузнецова. - М. : ФОРУМ - ИНФРА-М, 2009. - 368 с. - (Профессиональное образование).

Уч. 3. – Самсонов, Н.Б. Русский язык и культура речи [Текст] : учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Н.Б. Самсонов. - М.: Оникс, 2010. - 304 с.

8. Ход занятия

8.1.Структура занятия

Время

Элементы

занятия

Использо-

вание НП, ТСО

8.2. Содержание занятия.

№ эле-мента

Элементы занятия

Организация студентов к занятию.

Мотивация познавательной деятельности студентов:

Сообщение темы занятия;

Определение целей и задач занятия;

Краткая информация о последовательности работы студентов на занятии и др.

Проверка домашнего задания, установление уровня знаний, умений, навыков студентов. Формы и методы контроля. Фронтальный опрос по следующим вопросам:

    Что Вы понимаете под понятием «культура речи»?

    Назовите аспекты «культуры речи».

    Каковы основные требования к речи?

    Что изучает культура речи?

    Каковы критерии хорошей речи? Приведите свои примеры для иллюстрации каждого критерия.

    Расскажите, почему важно уметь говорить правильно и уместно.

    Как можно выработать у себя навыки хорошей речи?

Урок изучения нового материала. Формы и методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный (беседа, анализ), частично-поисковый метод (выбор студентами примеров, цитат, перенос признаков предметов на новое - принцип сопоставления, аналогии), репродуктивный и проблемный методы обучения; интерактивная лекция, сообщения студентов, самостоятельная работа студентов с карточками и таблицей, аналитическая беседа. Методические приемы: беседа, анализ, работа в группах, сообщения студентов.

Объяснение нового материала. Интерактивная лекция преподавателя с применением информационных технологий (презентация), по ходу которой студенты выполняют задание: составить конспект (заполнить таблицу).

Организационный момент. Вступительное слово преподавателя.

План занятия:

Вопрос 2. Русское ударение и его основные признаки.

Вопрос 1. Фонетические единицы языка (фонемы).

Гласные и согласные звуки

Фонетика – учение о звуковой стороне языка. Это наука, изучающая звуки и их закономерные чередования, особенности ударения, интонации, членения звукового потока на слоги и более крупные отрезки.

Фонетика имеет дело с материальной стороной языка, со звуковыми средствами, лишенными самостоятельного значения, например, союз а – это слово, имеющее противительное значение, но [а] этого значения не имеет.

Фонема – кратчайшая линейно выделяемая языковая единица, представленная всем рядом чередующихся звуков, служащая для различения и отождествления слов и морфем.

Фонетика (rp. phonetike) изучает звуки речи, а г р а ф и к а (гр. graphikos - нарисованный) изучает их изображение на письме, т.е. буквы.

Различайте термины «звук» и «буква», звуки мы произносим и слышим, а буквы - пишем.

Звуки речи делятся на две группы: гласные и согласные.

Гласные - это звуки, которые образуются в органах речи под давлением выдыхаемого воздуха, не встречающего в полости рта на своем пути препятствий. Поэтому в образовании гласных звуков участвует только голос.

Согласные - это звуки, которые состоят или из одного шума, образуемого различными преградами в полости рта на пути выдыхаемого из легких воздуха, или из шума и голоса. В первом случае образуются глухие согласные, во втором - звонкие. Еще выделяются и сонорные согласные л, м, н, р, в образовании которых голос преобладает над шумом, они как бы звонче звонких.

Большинство глухих и звонких согласных образуют пары, однако некоторые согласные являются только глухими, другие - только звонкими. В приводимой ниже таблице знак ["] над согласной справа показывает мягкость ее произношения; латинская буква [j] обозначает среднеязычный звонкий согласный, черточка над согласной указывает на долгий звук, например [ш"].

Звуки Парные Непарные

Звонкие бб" в в" г г" д д" ж ж" з з" л л" м м" н н" р р" j

Глухие п п" ф ф" к к" т т" ш ш" с с" х ц ч"

Различаются также твердые согласные и мягкие согласные. Большинство твердых и мягких согласных образуют пары, однако некоторые согласные являются только твердыми, другие - только мягкими, как это показано в приводимой ниже таблице.

Звуки Парные Непарные

Твердые б в д з л м н п р с т ф г к х ж ш ц

Мягкие б" в" д" з" л" м" н" п" р" с" т" ф" г" к" х" ж" ш" ч

При характеристике звуков речи следует указывать эти их особенности. Это следует иметь в виду при фонетическом анализе слов. В этом случае заданное слово следует записать в транскрипции. Например, сделаем фонетический разбор слова «графика» - [графикъ].

Охарактеризуем звуки в этом слове. Сначала назовем гласные. Гласный а - ударный, гласный и - безударный, гласный а - [ъ] безударный (звуки обозначены соответствующими буквами). Согласные: г - шумный, звонкий, парный, твердый; р - сонорный, твердый; ф - шумный; глухой, парный, мягкий; к - шумный, глухой, парный, твердый. Согласные звуки в этом слове также обозначены соответствующими буквами. В слове семь звуков и семь букв.

При фонетическом разборе слов нужно учитывать особенности русской графической системы, так как одна и та же буква может обозначать разные звуки. Например, буква в - звучит по-разному в словах звук и зов во втором слове она обозначает глухой согласный [ф].

Следует учитывать двойное значение букв е, ё, ю, я. В начале слова, после гласных, после разделительных твердого и мягкого знаков они обозначают два звука: й + э, й + о, й+ у, й + а (яма, юла, моя, семья, съезд). После согласных эти буквы обозначают один звук (э, о, у, а) и мягкость предшествующего согласного (мял, мел, пел, люблю).

Буквы б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х обозначает как твердые, так и мягкие согласные. Мягкость согласных (кроме шипящих) на письме обозначается буквами е, ё, ю, я, и, ь, а твердость - буквами э, о, у, а, ы, например: мера - мэр, перо - пэр, пюре - пурга.

Слог

С л о г - это один гласный звук или сочетание согласного с гласным, которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха. Слог, заканчивающийся гласным звуком, называется открытым, например: го-ло-ва, стра-то-сфе-ра. Слог, заканчивающийся согласным звуком, называется закрытым, например: кой-ка, гор-дый, пал-ка.

Правила переноса слов:

1.Слова переносятся по слогам, например: сто-ро-на, без-вод-ный.

2.При переносе нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога.

Правильно: про-пуск, сдви-нуть.

Неправильно: пропу-ск, сд-винутъ.

3. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.

Правильно: ге-рой, пу-стяк, пус-тяк.

Неправильно: гер-ой, пуст-як.

4. Если после приставки стоит буква ы, то нельзя переносить часть слова, начинающуюся с нее.

Правильно: ра-зыгратъ, разыг-рать, по-дыскать, подыс-кать.

Неправильно: раз-ыграть, под-ыскатъ.

1. Нельзя отрывать буквы ъ и ь от предшествующей согласной.

Правильно: разъ-езд, мень-ше.

Неправильно: раз-ъезд, мен-ьше.

2. Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной.

Правильно: рай-он, строй-ка, стай-ка.

Неправильно: ра-йон, стро-йка, ста-йка.

7. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.

Правильно: ана-то-мия.

Неправильно: а-натомия, анатоми-я.

Поэтому некоторые слова не подлежат переносу, например: Азия, обувь, улей, якорь.

При стечении согласных возможны варианты переноса, например: се-стра, сес-тра, сест-ра.

Предпочтительны такие переносы, при которых не разбиваются значимые части слова (морфемы), например: под-битъ (а не по-дбить), вы-зватъ (а не выз-вать), пере-бросить (а не переб-росить).

Звуковые законы в русском языке

Звуковой закон в области гласных звуков состоит в их р е д у к ц и и - ослаблении гласных звуков в безударном положении. Так, в слове голова в первом предударном слоге на месте буквы о произносится звук [а] (квадратные скобки указывают на звук, а не на букву), а во втором предударном слоге на месте буквы о произносится краткий звук, средний между [ы] и [а]: его условно обозначают знаком [ъ]. Получается такая фонетическая передача [гълава].

После мягких согласных на месте букв е и я в первом предударном слоге произносится звук, близкий к [и], например: весна [в"исна], пятно [п"итно]; в остальных предударных сло¬гах и в заударных слогах произносится звук, напоминающий очень краткий [и], который условно обозначают знаком [ь], например: великан [в"ьликан], пятачок [п"ьтачок].

Звуковые законы в области согласных звуков проявляются прежде всего в оглушении звонких согласных и в озвончении глухих. Только перед гласными звуками (сильная позиция) согласные звуки не изменяют своего звучания: день [д"эн"], тон [тон]. В слабых позициях (позиция в абсолютном конце слова, позиция звонкого шумного согласного перед глухим шумным и глухого шумного перед звонким шумным) наблюдаются позиционные мены.

1.В абсолютном конце слова звонкие согласные меняются на глухие: гриб - гри[п], творог - творо[к], обед - обе{т], гараж - гара[ш], заказ - зака[с].

2.Звонкие согласные перед глухими меняются на глухие: лодка - ло[тк]а, ложка - ло[шк]а, овца - о[фц]а, сказка - ска[ск]а, зубки - зу[пк]и, выставка - выста[фк]а. Таким образом, согласные, парные по глухости-звонкости, в слабой позиции звучат одинаково.

Позиционные изменения согласных связаны и со смягчением твердых согласных перед мягкими. Звуки [з], [с], [т], [н] перед некоторыми мягкими согласными и перед [ч"], [ш"] смягчаются в корнях слов: [з"]десь, [с"]тепь, пе[н]-сия, пте[н"]чик, ба[н"]щик; на стыке приставки и корня: бе[з"]детный, во[з"]деть, и[з"]делие, ра[с"]сечь.

Иногда перед мягкими согласными могут смягчаться некоторые согласные и в корнях слов, и на стыке приставки и корня: [д]ве, и[з]мять.

Звуковой системе русского языка свойственно упрощение сочетаний согласных и сокращение групп одинаковых соглас¬ных. В сочетаниях букв здн, стн, нтск, стск, стл, рдц, ндш не произносятся д, т: по[зн]о, нена[сн]ый, гига[нск]ий, слави[сск]ий, сча[сл]ивый, се[рц]е, ла [нш]афт. Не произносится согласная в в сочетании вств: чу[ств]о, здра[ств]уй - и л в сочетании лнц: со[нц]е.

При стечении трех одинаковых согласных они сокращаются до двух: рас+ссоритъ - ра[сс]орить, Одесс+ский - Оде[сс]кий.

Действующие в современном языке звуковые законы иногда приводят к полному уподоблению некоторых согласных звуков следующим за ними согласным. Знание звуковых законов русского языка необходимо для того, чтобы освоить нормы литературного произношения, которому придается особое значение при оценке культуры речи.

Вопрос 2. Русское ударение и его основные признаки

Наука о литературном произношении и ударении называется о р ф о э п и е й (гр. orthos - прямой, правильный и ероs - речь). Важнейшая особенность этой науки - ее мягкий, уступчивый характер: она не только указывает правила литературного произношения, но и устанавливает допустимые границы их нарушения (в зависимости от условий общения). Для речи ораторов, докладчиков, выступающих перед большой аудиторией, существуют одни правила, для дружеской беседы - другие.

Ударение

Особенности русского ударения

Слово может состоять из одного или нескольких слогов, один слог в слове – ударный, остальные – безударные.

Различают словесное и фразовое (логическое) ударение (принадлежит к интонации, являясь его частью).

Словесное ударение - это выделение одного из слогов неодносложного слова. С помощью ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое - фонетическое слово.

Русское словесное ударение является свободным, то есть не закрепленным за определенным по местоположению слогом: дети, сидеть, гвоздика, генерал и т.д.

Русское ударение отличается разноместностью: в различных формах слова или в словах одного корня оно может быть на разных слогах, разных морфемах: мех - меха – меховой.

В то же время во многих случаях ударение в формах слова не меняет своего места (одноместно): кровать, кроватью – кровати.

Все знаменательные слова имеют ударение. Служебные слова (предлоги, союзы, частицы) обычно ударения не имеют. В потоке речи служебные слова сливаются со знаменательными словами, к которым они относятся, образуя с ним фонетическое слово: на вокзале, при дороге. Безударные примыкающие служебные слова называются проклитиками, если они стоят перед ударным словом (на вокзале) и энклитиками, если они стоят за ним (далеко ли).

Обычно слова русского языка имеют одно ударение. Однако большой ряд двух и трехсложных слов, достаточно длинных, имеют 2 или 3 ударения. Последнее из них основное и полновесное, остальные – дополнительные (побочное ударение): железнодорожный, машиностроение, аэрофотосъёмка.

Если речевой такт состоит из нескольких фонетических слов, то одно из слов несет более сильное ударение. Такое выделение одного из слов речевого такта называется тактовым ударением. Один из тактов фразы также выделяется более сильным ударением, которое называется фразовым ударением. Обычно тактовое ударение бывает на последнем слове речевого такта, а фразовое ударение выделяет последний такт фразы. Например: Елизавета Ивановна / сидела в своей комнате, еще в бальном своем наряде, / погруженная в глубокие размышления.

Функция тактового и фразового ударения заключается в фонетическом объединении нескольких слов в речевой такт и нескольких тактов во фразу.

Выделение в речевом такте более сильным ударением какого – либо слова для подчеркивания его особого значения называется логическим (фразовым) ударением. Любое слово в речи может нести логическое ударение.

Ударение - это выделение одного из слогов в слове усилением голоса. В зависимости от того, какой элемент выделяется, различают логическое и словесное ударение.

Логическое ударение – это выделение слова или группы слов, которые являются важными с точки зрения смысла в данной фразе.

Словесное ударение – это выделение слога в слове.

Ударение в русском языке характеризуется следующими основными признаками:

1. Ударный слог произносится с большей силой; ударение характеризуется большей громкостью ударного слога.

2. Ударный слог выделяется большей длительностью.

3. Ударный слог в отличие от безударного характеризуется значительной напряженностью произносительного аппарата, а также усилением выдоха.

В русском языке ударение разноместное, т.е. может стоять на любом слоге (первом, втором, третьем и т.д.), например: комната, дорога, молотьба. Русское ударение подвижное: может переходить с одного слога на другой при изменении формы слова, например: голова - голову (вин. пад.), город - города (мн. ч.).

В сложных словах, кроме основного, может быть еще второстепенное, или побочное, ударение, например: радиопередача, вагоностроительный.

Ударение может играть смыслоразличительную роль, например: духи (парфюмерное изделие) - духи (мн. ч. от слова «дух»).

Поскольку русское ударение разноместное и подвижное и в силу этого его постановка не может регулироваться едиными для всех слов правилами, постановка ударения в словах и формах слов также регулируется правилами орфоэпии. «Орфоэпический словарь русского языка» под ред. Р. И. Аванесова описывает произношение и ударение более чем 60 тысяч слов, причем из-за подвижности русского ударения в словарную статью часто включены все формы этого слова. Так, например, слово звонить в формах настоящего времени имеет ударение на окончании: звони́шь, звони́т. Некоторые слова имеют вариативные ударения во всех своих формах, например тво́рог и творо́г. Другие слова могут иметь вариативные ударения в некоторых из своих форм, например: ткала́ и тка́ла, косу́ и ко́су.

Различия в произношении могут быть вызваны сменой орфоэпической нормы. Так, в лингвистике принято разграничивать «старшую» и «младшую» орфоэпическую норму: новое произношение постепенно вытесняет старое, но на каком-то этапе они сосуществуют, правда преимущественно в речи разных людей. Именно с сосуществованием «старшей» и «младшей» нормы связана вариативность позиционного смягчения согласных.

Вариативность произношения может быть связана не только с динамическим процессом смены произносительных норм, но и с социально значимыми факторами. Так, произношение может разграничивать литературное и профессиональное употребление слова (ко́мпас и компа́с), нейтральный стиль и разговорную речь (тысяча [ты́с"ич"а] и [ты́щ"а]), нейтральный и высокий стиль (поэт [паэ́т] и [поэ́т]).

Ударение – это произношение одного из слогов в слове (вернее, гласного в нем) с большей силой и длительностью. Другие отличительные признаки русского ударения – его разноместность и подвижность.

Разноместность русского ударения заключается в том, что оно может падать на любой слог в слове, в противоположность языкам с фиксированным местом ударения (например, французскому или польскому): де́рево, доро́га, молоко́.

Подвижность ударения заключается в том, что в формах одного слова ударение может перемещаться с основы на окончание: но́ги – ноги́.

В сложных словах (т. е. словах с несколькими корнями) может быть несколько ударений: прибо́росамолётострое́ние, однако многие сложные слова не имеют побочного ударения: пароход [парахо́т].

Ударение в русском языке может выполнять следующие функции:

1) организующую – группа слогов с единым ударением составляет фонетическое слово, границы которого не всегда совпадают с границами слова лексического и могут объединять самостоятельные слова вместе со служебными: в поля [фпал"а́], он-то [о́нта];

2) смыслоразличительную – ударение может различать

а) разные слова, что связано с разноместностью русского ударения: му́ка – мука́, за́мок – замо́к,

б) формы одного слова, что связано с разноместностью и подвижностью русского ударения: зе́мли – земли́.

Вопрос 3. Фонетические средства речевой выразительности.

Применение разнообразных приемов звуковой организации речи для усиления ее выразительности называется звукописью. Она состоит в особом подборе слов, которые своим звучанием способствуют образной передаче мысли. Звукопись возможна лишь в художественной речи, и прежде всего в поэзии.

Для того чтобы звучание речи стало заметным, необходимо отчетливое выделение слов при чтении и усиление выразительных созвучий. Это требует особой интонации, возможной лишь в поэзии и лирической прозе. Здесь слова выпуклы, весомы, они произносятся замедленно; эмоциональная речь богата паузами. А в стихах благодаря ритму, рифме слова озвучены больше, чем в простом разговоре.

Мастера художественного слова используют разнообразные приемы усиления фонетической выразительности речи. Важнейший из них - звуковая инструментовка, которая состоит в подборе слов близкого звучания. Например, у Пушкина: Пирует Петр. И горд, и ясен, // И славы полон взор его. // И царский пир его прекрасен («Полтава»). В богатстве звуковых повторов гласных [о, а] и согласных [п, р, т] отражается широта размаха воспеваемого победного торжества; перекличка звуков усиливает первое словосочетание - Пирует Петр.

В зависимости от качества повторяющихся звуков различают два типа звуковой инструментовки: аллитерацию и ассонанс. Аллитерацией называется повторение согласных: Еще в полях белеет снег, // А воды уж весной шумят - // Бегут и будят сонный брег, // Бегут и блещут и гласят (Тютч.). С наибольшей определенностью наш слух улавливает повторение звуков, стоящих в начале слова и в предударном положении. Разве можно не заметить аллитерацию, например, в начале стихотворения С. Есенина «С добрым утром!»? Задремали звезды золотые, // Задрожало зеркало затона... Мы замечаем звуковое подобие не только рядом стоящих слов, но и разделенных другими словами текста. Например, повторение [р] и [з-с] в четверостишии С. Есенина:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа...

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.

Поэтическая речь может быть инструментована повторением сразу нескольких звуков. И чем больше их вовлекается в такую перекличку, чем яснее слышится их повторение, тем большее эстетическое наслаждение приносит нам звучание текста. Такова звуковая инструментовка замечательных пушкинских строк: Взгляни: под отдаленным сводом // Гуляет вольная луна; Взлелеяны, в восточной неге, // На северном, печальном снеге // Вы не оставили следов [о ножках]; Ей рано нравились романы; Чья благосклонная рука // Потреплет лавры старика!

Другой тип инструментовки представляет ассонанс - повторение гласных: Пора, пора! Рога трубят... (А. Пушкин) В основе ассонанса обычно оказываются только ударные звуки, так как в безударном положении гласные значительно изменяются. И еще надо учитывать, что звук [а] может обо¬значаться буквой о в безударном положении, звук [о] - бук¬вой ё. Так, в отрывке из «Полтавы» Пушкина ассонансы на [а] и на [о] создают лишь выделенные нами гласные:

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звёзды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух...

Более короткие и редуцированные звуки, переданные этими же буквами - о и а, не актуальны для звукописи, они мало заметны. Но если гласные не подвержены изменениям в безударном положении, они участвуют в создании ассонанса. Например, Некрасов ассонансом на [у] передает «музыку» железной дороги: Все хорошо под сиянием лунным, // Всюду родимую Русь узнаю... // Быстро лечу я по рельсам чугунным. // Думаю думу свою...

Русских поэтов увлекала не только «сладкогласная» музыка речи, но и иные звучания. Большие художники не отказывались от использования с целью звукозаписи любых созвучий, находя для них применение в поэзии. Вспомните «неэстетичные» шипящие в некрасовских стихах: От ликующих, праздно болтающих, // Обагряющих руки в крови... Они эмоционально оправданы, как и у Лермонтова, когда он писал: Быть может, за стеной Кавказа // Сокроюсь от твоих пашей, // От их всевидящего глаза, // От их всеслышащих ушей.

Закрепление изученного материала. Проблемный, частично-поисковый методы обучения.

1.Что является объектом изучения фонетики?

2.С какими разделами языка тесно связана фонетика? Приведите примеры.

3.Какие принципы лежат в основе деления звуков на гласные и согласные?

4.Какие фонетические законы в области согласных звуков вам известны? Охарактеризуйте их.

5. Назовите приёмы усиления фонетической выразительности речи.

6. Дайте определения терминам аллитерация, ассонанс. Приведите примеры.

7. С какой целью используются аллитерация и ассонанс в поэтической речи?

8. Укажите различия между анафорой и эпифорой.

Упражнения

1. Выделите слова, в составе которых есть й:

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

2. В каких словах две буквы обозначают один звук?

Аллея, подъехать, ненастный, острый, сомнения, бесшовный, воинский, медный, происшествие, семья, содержится, взять, извозчик, обезжиренный.

3. Укажите в тексте согласные звуки, не имеющие пары по глухости-звонкости и по твёрдости-мягкости.

И наконец я счастлив буду,

Спокойно мир оставлю сей-

И в благодарности моей

Твою пощёчину забуду.

(П.)

4. Определите сильные и слабые позиции гласных.

Варенье, городской, доброта, заземлять, затворить, примерять, примирять.

5. Прочитайте отрывок из лекции А.Е Ферсмана «Камень в культуре будущего». Найдите в тексте повторы и объясните, с какой целью автор их использует.

Разве сами драгоценные камни не являются эмблемою твёрдости, постоянства и вечности? Разве есть что-либо твёрже алмаза, что может сравниться с прочностью и нерушимостью этой формы углерода?

Разве корунд в многочисленных своих видоизменениях, топаз и гранат не являются основными шлифующими материалами, и с ними сравнимы лишь новые искусственные продукты человеческого гения? Разве кварц, циркон, алмаз и корунд не являются одними из самых устойчивых химических группировок природы и разве огнестойкость и неизменяемость многих из них при высоких температурах не превышают далеко огнестойкость подавляющего большинства других тел?

6. А. Блок

Май жестокий с белыми ночами!

Вечный стук в ворота: выходи!

Голубая дымка за плечами,

Неизвестность, гибель впереди!

Обратите внимание на повторение звуков в начале и в конце слов. Такой приём называется смешением анафоры и эпифоры. - С какой целью автор использует такой приём в данном стихотворении?

7. Прочитайте отрывок из стихотворения Ф. Тютчева. Назовите повторяющиеся одинаковые или сходные согласные.

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят...

Как называется такой приём? Найдите примеры данного приёма в других стихотворениях поэта.

Задание на дом:

Задание для самостоятельной работы:

Преподаватель: Матвеева М.В.

Предмет фонетики

Предметом фонетики является звуковое средство языка: звуки, ударение, интонация.

Задача фонетики - изучение и описание звуковой системы языка на данном этапе его развития.

Основные фонетические единицы и средства

Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные .

· Сегментные единицы - единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).

o Фонетическая фраза - отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.

o Фонетическое слово (ритмическая структура) - часть фразы, объединенная одним словесным ударением.

o Слог - наименьшая единица речевой цепочки.

o Звук - минимальная фонетическая единица.

· Суперсегментные единицы (интонационные средства) - единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).

o Ударение - выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.

o Тон - ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.

o Темп - скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени.

o Длительность - время звучания сегмента речи.


Звуковая сторона речи представляет собой очень сложное и многостороннее явление. Звук речи образуется непосредственно в речевом аппарате человека, который состоит из пяти основных частей:

· дыхательный аппарат,

· гортань,

· надаставная труба, которая включает в себя полость рта и носа,

· органы произношения,

· головной мозг - нервная система.

Дыхательный аппарат - это грудная клетка, грудно-брюшная полость, лёгкие и дыхательное горло. Каждая из составных частей дыхательного аппарата выполняет свойственные её функции.

Гортань представляет собой трубку из хрящей, соединённых между собой короткими упругими мускульными связками. Голосовые связки прикреплены к хрящам, образующим гортань, и, благодаря их подвижности, изменяют степень натяжения.

В полости рта расположены органы произношения, т.е. органы, от работы которых обеспечивается окончательная качественная отделка каждого звука речи. Эти органы принято делить на активные (губы, язык, голосовые связки, нижняя челюсть) и пассивные (зубы, язычок, нёбо, верхняя челюсть).



Гласные звуки могут находиться в сильной и слабой позициях.

· Сильная позиция - позиция под ударением, в ней звук произносится отчетливо, долго, с большей силой и не требует проверки, например: город, земля, величие.

· В слабой позиции (без ударения) звук произносится неотчетливо, кратко, с меньшей силой и требует проверки, например: голова, лесной, преподаватель.

Под ударением различаются все шесть гласных звуков.
В безударном положении вместо [а], [о], [з] в одной и той же части слова произносятся другие гласные звуки. Так, вместо [о] произносится несколько ослабленный звук [а] - [вад]а, вместо [э] и [а] в безударных слогах произносится [иэ] - звук, средний между [и] и [э], например: [м"иэста], [ч"иэсы], [п"иэт"брка], [с*иэло].

Чередование сильной и слабой позиций гласных звуков в одной и той же части слова называется позиционным чередованием звуков.

Произношение гласных звуков зависит от того, в каком слоге по отношению к ударному они находятся.

· В первом предударном слоге гласные звуки изменяются меньше, например: ст[о]л - ст[а]ла.

· В остальных безударных слогах гласные изменяются больше, а некоторые вообще не различаются и в произношении приближаются к нулю звука, например^: перевёз - [п"ьриэв"6с], садовод - [съдавот], водовоз - [въдавбс] (здесь ъ к ь обозначают неясный звук, нуль звука).

Чередование гласных звуков в сильной и слабой позициях на письме не отражается, например: удивляться - диво; в безударном положении пишется та буква, которая обозначает ударный звук в этом корне: удивляться - значит «встретиться с дивом (чудом)».

Это ведущий принцип русской орфографии - морфологический, предусматривающий единообразное написание значимых частей слова - корня, приставки, суффикса, окончания вне зависимости от позиции.

Морфологическому принципу подчиняется обозначение безударных гласных, проверяемых ударением.


1. Основная классификация языков мира
В настоящее время на земле насчитывается от 3-х до 5-ти тысяч языков. Разница связана с различием диалектов и языков, во-вторых с определением ареала и сферой использования, в-третьих с оценкой «жизненности» языка.
Множественность языков обуславливает необходимость классификации. В современном языкознании разработано 4 классификации:
1) Ареальная (географическая)
2) Функциональная
3) Типологическая (морфологическая)
4) Генеалогическая
Первая основана на изучении языковой карты мира. Описывает границы распространения.
Вторая основана на исследовании функций и сфер использования языка (культурная, дипломатическая, язык образования и др.)
Самыми важными являются типологическая и генеалогическая классификации.

Языковые семьи,

I. Индоевропейская семья языков – самая крупная. 1 миллиард 600 миллионов носителей.

II. Алтайская семья. 76 миллионов носителей.
III. Уральские языки.
IV. Кавказская семья. (грузинский, абхазский, чеченский, кабардинский)
V.Китайско-тибетская семья
VI. Афроазийская семья (семитохамитская семья)


Звуки речи изучаются в разделе языкознания, который называется фонетикой.

Все звуки речи разделяются на две группы: гласные и согласные.

В русском языке 36 согласных звуков.

Согласные звуки русского языка - это такие звуки, при образовании которых воздух встречает в полости рта какую-нибудь преграду, они состоят из голоса и шума или только из шума.

В первом случае образуются звонкие согласные, во втором - глухие.

Чаще всего звонкие и глухие согласные образуют пары по звонкости-глухости: [б] - [п], [в] - [ф], [г] - [к], [д] - [т], [ж] - [ш], [з] - [с].

Однако некоторые согласные являются только глухими: [х], [ц], [ч"], [ш] или только звонкими: [л], [м], [н], [р], [Г].

Различают также твердые и мягкие согласные. Большинство из них образуют пары: [б] - [б"], [в] - [в"], [г] - [г"], [д] - [д»], [з] - [з"], [к] - [к"], [л] - [л"], [м] - [м*], [н] - [н*], [п] - [п"], [р] - [р"], [с] - [с"], [т] - [т"], [ф] - [ф"], [х] - [х"].

Не имеют парных звуков твердые согласные [ж], [ш], [ц] и мягкие согласные , [ч"], [т"].

В слове согласные звуки могут занимать разные позиции, т. е. месторасположение звука среди других звуков в слове.

· Позиция, при которой звук не изменяется, является сильной. Для согласного звука это позиция перед гласным (слабый), сонорным (правда), перед [в] и [в*] (свить). Все остальные позиции являются для согласных слабыми.
При этом согласный звук изменяется: звонкий перед глухим становится глухим: подшить - [патшыт"]; глухой перед звонким становится звонким: просьба - [прбз"ба]; звонкий в конце слова оглушается: дуб - [дуп]; звук не произносится: праздник - [праз"н"ик]; твердый перед мягким может стать мягким: власть - [влас"т"].


Индоевропейская семья языков – самая крупная. 1 миллиард 600 миллионов носителей.
1) индоиранская ветвь.
а) индийская группа (санскрит, хинди, бенгали, пенджаби)
б) иранская группа (персидский, пушту, форси, осетинский)
2) Романо-германская ветвь. Особняком этой ветви являются греческий и арабский языки.
а) романские (итальянский, французский, испанский, португальский, провансальский, румынский)
б) германская группа

Северогерманская подгруппа (шведский, датский, норвежский, исландский)

Западногерманская подгруппа (немецкий, английский, голландский)
в) кельтская группа (ирландский, шотландский, валлийский).

3) Балто-славянская ветвь языков
а) балтийская группа (Литовский, Латвийский)
б) славянская группа

Западнославянская подгруппа (Польский, Чеченский, Словацкий)

Южная подгруппа (Болгарский, Македонский, Словенский, Сербский, Хорватский)

Восточнославянская подгруппа (Украинский, Белорусский, Русский).

Место русского языка в генеалогической классификации: Русский язык принадлежит к Индоевропейской семье языков, балто-славянской ветви, восточнославянской подгруппе.


Речевой звук - звук, образуемый произносительным аппаратом человека с целью языкового общения (к произносительному аппарату относятся: глотка, ротовая полость с языком, лёгкие, носовая полость, губы, зубы).


Похожая информация.




Что еще почитать