Формы сознания в философии. Сознание в философии и философия сознания. Сознание в философии христианства

Американский философ, когнитивист. Деннет является одной из самых значимых фигур в современной аналитической философии. В первую очередь он известен как философ сознания. Деннет является функционалистом - это позиция, согласно которой сознание представляет собой совокупность функциональных состояний, реализуемых мозгом. Заблуждения относительно нефизической и таинственной природы сознания связаны, по мнению Деннета, со специфической культурной эволюцией человеческого языка, с неправильной трактовкой интроспективных данных, а также с устаревшим метафизическим аппаратом, на который ориентируются некоторые философы. Первоначально теория сознания Деннета носила название «модель множественных набросков», затем он сменил его на концепцию «славы в мозге», заключая, что нейронные коалиции как бы конкурируют между собой и те, что «побеждают», в итоге «прославляют» себя, становясь содержанием сознания. Также Деннет известен своими компатибилистскими взглядами на свободу воли - свобода воли совместима с детерминизмом. Нельзя не отметить, что он известен своими атеистическими взглядами, входя в условную группу «четырех всадников» нового атеизма. Друг и исследователь творчества Деннета Д. Волков написал книгу о нем на русском языке - «Бостонский зомби: Д. Деннет и его теория сознания».

Дуализм свойств

Теория в философии сознания, утверждающая, что мозг (или аналогичная по своим свойствам физическая система) необходим для наличия сознания, но свойства сознания не тождественны свойствам мозга. Иными словами, сознание и его качества (субъективность, квалитативный характер) нельзя свести к свойствам физического объекта, порождающего это сознание. Тем не менее сознание не может существовать само по себе, отдельно от материального носителя, порождающего его. Современные философы, высказывавшие подобного рода теории, - Томас Нагель, Джон Серл.

Дуализм субстанций

Теория в философии сознания, утверждающая, что сознание не тождественно ни мозгу, ни какому-либо иному физическому объекту или процессу. Оно представляет собой «субстанцию» - то, что может существовать само по себе, отдельно от «материальной» или «физической» субстанции. Классический дуализм субстанций - философия Рене Декарта.

    Отражение как всеобщее свойство материи, эволюция его форм. Сознание как высшая форма отражения действительности.

    Сознание как философская проблема. Религия и философия о сущности сознания.

    Природные и социальные факторы происхождения сознания. Социальная сущность и творческая активность сознания.

    Структура сознания.

    Сознание и язык.

    Самосознание и его формы.

    Сознание и бессознательное.

1. Отражение как всеобщее свойство материи, эволюция его форм. Сознание как высшая форма отражения действительности.

Отражение – всеобщее свойство материи, ее способность воспроизводить в изменениях своих свойств, состояний, структуры особенности воздействующих объектов.

Отражение характеризуется следующими признаками:

    оно предполагает взаимодействие объектов;

    зависит от уровня организации и структуры взаимодействующих объектов;

    зависит от условий, в которых происходит взаимодействие объектов;

    отражение адекватно структуре отражаемого объекта;

    отражение информативно, т.е. несет информацию об отражаемом объекте;

    на биологическом уровне отражение приобретает свойство предвидения, прогнозирования.

Историческое развитие форм отражения неотделимо от общей эволюции материального мира. Чем выше уровень организации материальной системы, тем выше развита способность отражения.

В неорганической природе отражение проявляется в следующих формах:

- механическое отражение (механические изменения: *след на земле),

- физическое (физические реакции),

- химическое (химические реакции).

В живой природе в результате перехода к биологической форме движения материи возникает новая форма отражения – биологическая . Элементарными формами биологического отражения являются раздражимость , т.е. активная реакция организма на внешние воздействия и условия окружающей среды (*реакция растений на смену дня и ночи, времена года), и чувствительность , т.е. способность отражать свойства предметов в виде ощущения. С появлением высокоорганизованных животных возникает психическое отражение (психика /греч. psyche – душа/ – присущая животным и человеку способность сигнального взаимодействия с окружающей средой, обеспечивающая отражение этой среды и состояния своего организма и выступающая регулятором взаимодействия с внешним миром). Благодаря психике животное может воспринимать более сложные отношения между предметами мира, у них формируется элементарное мышление (например, обезьяна может достать плод, пользуясь палкой, и т.д.).

Психика высших животных явилась важнейшей предпосылкой формирования социальной формы отражения – сознания. с ознание это высшая форма отражения действительности, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга.

2. Сознание как философская проблема. Религия и философия о сущности сознания.

Проблема сознания – одна из самых сложных философских проблем. Это связано с тем, что сознание не имеет свойств материальных предметов, не воспринимается органами чувств. Однако человек мыслит, чувствует, обладает памятью, волей, воображением. Представления о сознании разнообразны и определяются культурными традициями людей, их религиозной ориентацией. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук , среди которых философия, психология, физиология, биофизика, кибернетика, психиатрия и др.

Человеческое сознание является также предметом религиозного осмысления . Уже в глубокой древности возникло представление о душе как некой таинственной силе, которая руководит человеком, когда он бодрствует, покидает его на время, когда он спит, и навсегда – когда он умирает. Душа наделялась независимым от тела существованием, бессмертием, способностью переселяться в другие тела. Эти представления явились предпосылкой религиозных учений о душе. Согласно религиозным учениям, Бог, создав человека, вдохнул в его смертное тело искру бессмертного божественного духа, который при жизни человека руководит его действиями, а после его смерти переселяется в потусторонний мир. В монотеистических религиях понятие Бога сформировалось на основе представлений о самостоятельном существовании сверхприродного духа, который наделяется личностными чертами.

С возникновением философии на смену понятиям «дух», «душа» приходят понятия «ум», «разум», «мышление», «сознание» и т.п. В зависимости от характера философских систем эти понятия трактуются с идеалистических или материалистических позиций.

В объективном идеализме обосновывается положение о существовании универсального духовного начала, надындивидуального сознания, которое является первоосновой всего существующего (мир идей Платона, мировой разум Гегеля, мировая воля Шопенгауэра и т.д.).

В субъективном идеализме (Беркли, Юм, Фихте, неопозитивисты) духовное начало трактуется как психологическая деятельность индивида, которая рассматривается как единственная реальность.

Материализм дает естественное объяснение происхождению и сущности сознания и выдвигает положение о зависимости сознания от материи. Однако с развитием исторических форм материализма эта зависимость понималась по-разному.

Представители античной натурфилософии рассматривали сознание в соответствии с общими космологическими представлениями. Космос – это живое целое, поэтому они наделяли душой любое материальное тело. Такая позиция получила название гилозоизм (философское учение, признающее одушевленность всего мира, приписывающее способность ощущения и мышления всем материальным телам). Гилозоизм характерен и для некоторых представителей более поздних эпох: Возрождения (Дж. Бруно), Новое время (Спиноза, Дидро).

Упрощенно трактовали сознание представители вульгарного материализма (например, нем. философы XIX в. Бюхнер, Фохт, Молешотт). Согласно их взглядам, мышление есть сугубо физиологический процесс: мозг выделяет мысль, как печень – желчь. Они утверждали, что содержание сознания определяется, прежде всего, химическим составом продуктов питания и игнорировали социальную природу сознания.

Диалектический материализм акцентирует внимание на социальной сущности сознания, рассматривает сознание как продукт общественной практики и социальных отношений. С позиций диалектического материализма, сознание – это свойственная только человеку функция мозга, это высшая форма отражения действительности. сознание объективно по своему содержанию и субъективно по форме проявления, т.е. различные состояния сознания (мысли, чувства, переживания и т.д.) несут в себе информацию об объективной действительности. Иными словами, сознание – это субъективный образ объективного мира (Ленин).

1. Дух и сознание как философская проблема.

2. История представлений о сознании и основные концепции его понимания.

3. Отражение и сознание. Психика животных.

4. Структура сознания: компоненты и уровни.

1. Материя и все связанные с ней процессы, в том числе и процессы жизнедеятельности человеческого тела, являются лишь одной из сторон бытия. Развитие природы, формирование живого вещества, приводящее к появлению человека и общества, являются предпосылками возникновения другой не менее важной стороны – духа. Понятием «дух» принято объединять все нематериальные процессы, имеющие идеальную природу – сознание, общество, культуру. Проф. Л.П. Станкевич выделяет следующие основные характеристики духа:

1. Дух является формой существования, характеризуемой сотворенностью и временностью.

2. Дух неотделим от материи, но в то же время противоположен ей. Материя объективна, дух субъективен, будучи внутренним состоянием материальных объектов. Следовательно, если материя телесна, то дух бестелесен, но при этом именно дух управляет материальными объектами. Высшей формой такого управления (через материальные средства в рамках существования) является человеческая деятельность, для которой сознание представляет столь же необходимый элемент, как и наличие искусственных орудий.

3. Дух представляет собой систему. Нет духа в чистом виде как некоторой субстанции, он существует в форме отдельных образов, идей, которые формируют более высокую систему, которую иногда определяют как мировой разум, несущий в себе закономерности существования и развития мира как целого.

4. Дух и материя находятся в постоянном движении, изменяясь и совершенствуясь. Духовное развитие состоит в обогащении духовных образов, содержащихся и образуемых духом моделях мира и самого себя.

5. Высшая ступень развития духа, представленная сознанием человека и человечества, понимается как постижение мира, в котором мы живем и действуем. Такая духовная деятельность направлена на то, чтобы строить каждому человеку свою жизнь, и деятельность в соответствии с понимаем основных характеристик бытия 46 .

Проблема сознания – одна из ключевых проблем философиии науки.До настоящего времени так и не сложилось определения сознания, которое могло бы объединить различные исследовательские стратегии. Это означает, что как никогда востребованной продолжает оставаться тысячелетняя традиция философии. Если психологический подход к сознанию состоит в выяснении механизма его функционирования, выявлении в нем природных и социальных компонентов, то задача философии сводится к комплексному исследованию сознания, в единстве его исторических корней, психологического, физиологического и социального аспектов. Это подразумевает вопросы о природе сознания, его основных противоречиях, структуре, а также анализ сознания как части идеального в целом (духа). Философия стремиться выявить общие предпосылки исследования сознания : что мы знаем о собственном сознании? Среди таковых принято выделять следующие:

1. Самоочевидность сознания. При ближайшем рассмотрении оказывается, что сознание – это первое, что дано нам. Все остальное воспринимается через призму сознания, а значит, зависимо от него.

2. Сознание может быть свободно управляемо и изменяемо, т.е. человек может направлять свою мысль на любую предметность (напр., воспоминание или фантазия или реальный объект перед вами).

3. Присутствие собственного сознания служит средством освоения всех других форм существования, т.е. весь окружающий мир дан нам через посредничество сознания.

Последнее свойство сознания, по мнению В.В. Миронова и А.В. Иванова, 47 ставит ряд трудностей при его анализе:

1. «Парадокс ускользающей предметности» : поскольку сознание интенционально, т.е. всегда направлено на какой-либо предмет, оно всегда есть «сознание о чем-то». Проблема в том, что за этим «сознанием о чем-то» мы не можем оценить само наше сознание, как оно есть (как не можем в жизни полностью отдавать отчет во всех своих поступках).

2. «Парадокс логических средств осмысления сознания» : чтобы рационально что-либо понять, необходимо очертить границы исследуемого объекта, т.е. показать, чем он не является, а затем сравнить. Однако, как можно очертить границы сознания, если через него нам «даны» все предметы мира, включая его самого как ускользающую предметность?

3. Проблема объективных методов изучения сознания : какие бы методы анализа не использовались, на данный момент не представляется возможным устранить влияние особенностей внутреннего мира ученого на получение и интерпретацию данных. Это связано с эмоционально-психологическим состоянием, фактами личной биографии, базовых ценностно-интеллектуальных предпочтений, национально-культурного окружения.

4. Проблема языковых средств описания сознания : даже если определенные объективные методы исследования сознания будут найдены, то каким образом их описывать? Затруднение имеет своей причиной тот факт, что сознание континуально, неразрывно, оно представляет собой живой поток взаимопересекающихся мыслей, в то время как любой язык – явление дискретное, разорванное на отдельные понятия и слова 48 .

Философский подход к сознанию концентрирует свое внимание на основных противоречиях в существовании сознания. Оказывается, что сознание представляет собой синтез на первый взгляд совершенно несоединимых противоположностей: сознание предстает как посредник между внутренним миром человека и внешней реальностью, оно изменяется под воздействием обстоятельств и в то же время имеет достаточно устойчивые стереотипы поведения и мышления, по которым человек может действовать всю жизнь; оно состоит из осознаваемых и бессознательных компонентов, которые по-разному переплетаются в каждом человеке.

С помощью сознания возможной оказывается сама человеческая деятельность. Это связано с тем, что практически все осознанные действия человека всегда имеют определенную цель. Цели формируются, сохраняются, а также корректируются в процессе деятельности благодаря сознанию.

С точки зрения философии сознание можно определить как высшую, свойственную только человеку и связанную с речью функцию мозга, заключающуюся в способности к идеальному воспроизведению действительности реального мира, включающей в себя не только обобщение и оценку происходящих процессов, но и предварительное мыслительное построение действий, а также целенаправленное творческое изменение действительности.

2. В современной истории философии принято считать, что одним из первых проблему сознания в европейской философии поставил Платон . Это вовсе не означает его абсолютного первенства (на Востоке сознание всегда, по сути, и выступало как важнейший объект размышлений). Вместе с тем, сам термин «сознание» древние греки не употребляли. Проблема сознания изучалась ими в контексте проблем мышления и души. Так, например, философ Демокрит рассматривал душу как особое образование, состоящее из особой разновидности атомов. Развивая идеи Сократа о прирожденности истинного знания душе до воплощения ее в человеческое тело, Платон впервые выделяет идеальное как особую сущность, не совпадающую и противоположную чувственному, предметному, материальному миру вещей. Вместе с тем, сознание не являлось пока еще самостоятельным феноменом, а душа (как носитель сознания) воспринималась как часть мирового космоса, абсолютно точно воспроизводя явления окружающего мира.

В эпоху Средневековья на изучение души, мышления и сознания наложила отпечаток религиозная направленность философии. Это позволило разделять душу и дух как различные проявления божественного в человеческом.

В эпоху Нового времени в контексте общего поворота науки от общих проблем понимания мира к конкретным вопросам естествознания и техники происходит изменения ракурса изучения сознания. Именно в это время собственно и происходит поворот от понятия души к понятию «сознание», а последнее трактуется как познавательная способность человека, как «Я» - личностное образование. Сознание понимается как 1) продукт внутреннего развития мышления у Рене Декарта и как 2) результат внешних воздействий, называемых ощущениями у Джона Локка и Томаса Гоббса . В ф илософии XIX века сознание получает принципиально новую трактовку. Так, иррационалисты Шопенгауэр и Ницше ставят сознание в зависимость от неосознанных процессов. Впоследствии это будет доказано З. Фрейдом в психологии бессознательного. К. Маркс и Ф. Энгельс анализируют влияние на сознание социальных предпосылок.

В философии сложились и сохраняют свое значение в современной культуре следующие концепции сознания .

Объективно-идеалистическая интерпретация сознания как сверхчеловеческого, надличностного, в конечном счете, трансцендентального феномена (мир идей у Платона; абсолютная идея у Гегеля; Бог у теологов; инопланетный разум у уфологов), лежащего в основе всех форм земного бытия. Человеческое сознание в этом случае есть частица, продукт или инобытие мирового разума.

Субъективно-идеалистические системы рассматривают сознание человека как самостоятельную и самодостаточную сущность, содержащую картину самой себя и являющейся субстанцией материального мира (Р. Декарт, Дж. Беркли, Э. Гуссерль).

Гилозоизм (овеществленная жизнь) утверждает, что вся материя мыслит, сознание является атрибутивным свойством всего материального мира. С точки зрения гилозоизма, материя одушевлена и обладает предпосылками к мышлению (Фалес, Анаксимандр, Аристотель, Дж. Бруно, Б.Спиноза).

Вульгарный материализм - это отождествление сознания с вещественными образованиями в мозгу человека. Сознание имеет абсолютно материальный характер, так как оно результат функционирования определенных частей или образований мозга (К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт).

Социологизация сознания. Сознание ставится в абсолютную зависимость от внешней, в том числе и социальной среды (Дж. Локк, Вольтер, П.А. Гольбах).

Диалектический материализм подходит к изучению сознания как сложному, внутренне противоречивому феномену единства материального и идеального, объективного и субъективного, биологического и социального (К. Маркс, Ф. Энгельс).

3. Современные трудности с определением сознания во многом могут быть решены в контексте изучения проблем биологических предпосылок сознания. В современной психологии и физиологии высшей нервной деятельности к подобным «биологическим» предпосылкам относят:

1) сложную психическую деятельность животных, связанную с функционированием центральной нервной системы и головного мозга;

2) начало орудийной деятельности, инстинктивный труд человекоподобных предков, освободивший передние конечности в сочетании с прямохождением;

3) стадную форму обитания животных, а также возникновение звуковой сигнализации для передачи информации.

Эти предпосылки необходимы, но не достаточны для появления человеческого сознания. В данном параграфе нас интересует первая составляющая. Возникают вопросы: каков механизм функционирования сознания? Каким образом он появляется?

Важную роль в объяснении данного вопроса продолжает играть теория отражения, согласно которой сознание есть продукт эволюции головного мозга, который в свою очередь является одной из высших форм развития органической материи. Понимаемый как результат эволюции всего живого, человеческий мозг является генетическим продолжением более простых форм и способов связи живого с внешним, в том числе и неорганическим миром.

Таким образом, материя на всех уровнях своей организации обладает свойством отражения , которое развивается в процессе ее эволюции, становясь все более сложным и многокачественным. Способность к самоорганизации и саморазвитию материальных систем является одной из важнейших причин усложнения форм отражения. Эволюция форм отражения выступает в качестве предыстории сознания: в качестве связующего звена между неорганической материей и материей, выраженной в органической и, прежде всего, в человеческой форме.

Что же такое отражение? О тражение естьпроцесс и результат взаимодействия, при котором одни материальные тела своими свойствами и структурой воспроизводят свойства и структуру других материальных тел, сохраняя при этом след взаимодействия. То есть отражение в качестве результата взаимодействия объектов не прекращается после завершения этого процесса, а сохраняется в отражающем объекте как след, отпечаток отражаемого явления. Подобное отраженное многообразие структур и свойств, взаимодействующих явлений получило название информации, которую понимают как содержание процесса отражения. Совершенно справедливо говорить о различных качественных уровнях проявления отражения и о различных мерах информационной насыщенности отражения.

Подобная многомерность отражения принципиально меняет его свойства в условиях неживой и живой природы. Если в неживой природе разнообразие форм взаимодействия и отражения минимально, а порог чувствительности по отношению к указанному разнообразию остается низким, что является источником слабой способности к использованию полученной информации для самоорганизации, то в живой природе доступна уже более высокая степень интенсивности информационного содержания отражения и значительно более широкий ее объем. Интенсивность информационного обмена в живой природе оказывает мощное воздействие на расширенное самовоспроизводство свойств, а также формирование новых признаков, их кодирование и наследственную передачу. Таким образом, усложнение форм отражения выражает не только факт развития и усложнения материи, но и ускорение этого развития.

Уровнями отражения в живой природе выступают явления раздражимости, чувствительности, а также психическая форма отражения.

Раздражимость – это способность организма к простейшим реакциям на воздействие окружающей среды, проявляющаяся в форме ответных действий. Речь идет об избирательном реагировании живого на внешние воздействия. Данная форма отражения не пассивно воспринимает информацию, а активно соотносит результат реакции с потребностями организма. Раздражимость выражается лишь по отношению к жизненно важным воздействиям: питание, самосохранение, размножение.

Чувствительность – это способность отражать отдельные свойства внешней среды в форме ощущений, основанная на возникновении совокупности рецепторов существенно обогащающих информационное содержание отражения окружающего мира. Развитие ощущений еще более ускорило процесс эволюции живого.

Психическая форма отражения - это особая форма отражения, опирающаяся на нервную систему и функционирование ее особого центра – мозга, и проявляющаяся в способности анализировать сложные комплексы одновременно действующих внешних раздражителей. Данная форма призвана создавать целостный образ ситуации, индивидуальное поведение, основанное на опыте отдельной особи, на условных рефлексах, в отличие от интуитивного поведения, основанного на безусловных рефлексах.

Психическая форма отражения характеризуется не столько значительным богатством отражения явлений, сколько более активным «участием» в процессе отражения отражающего. В данном случае существенно возрастает избирательность отражения, концентрация и выбор объекта отражения или даже его отдельных свойств и признаков. При этом подобная избирательность определяется не только биофизической актуальностью для отражения тех или иных свойств и признаков, но и эмоционально-психической предпочтительностью. Следует заметить, что усложнение свойств психического отражения непосредственно связано с развитием мозга, его объема и структуры. На данном уровне развития расширяются ресурсы памяти, способность мозга запечатлевать конкретные образы вещей и присущие им связи, воспроизводить эти образы в различных формах ассоциативного мышления.

Таким образом, важнейшей предпосылкой возникновения сознания оказывается факт естественно-исторической эволюции материи и одного из важнейших ее свойств – отражения. В процессе эволюционного развития материя, все больше усложняясь в своей структурной организации, порождает такой субстрат, как мозг. Дальнейшая трансформация психики в человеческое сознание происходит вследствие различных факторов антропосоциогенеза, важнейшими из которых выступают орудийная деятельность и стадная форма обитания животных.

4. Структура сознания хорошо представлена А. В. Ивановым в виде круга, состоящего из четырех частей, каждая из которых является отдельной сферой сознания:

- сфера телесно-перцептивных способностей : к этим способностям относятся ощущения, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о своем собственном теле и о его взаимоотношениях с другими телами. Главной целью и регулятивом бытия этой сферы сознания является полезность и целесообразность поведения человеческого тела в мире окружающих его природных, социальных и человеческих тел.

- логико-понятийные компоненты сознания : с помощью мышления человек выходит за пределы непосредственно чувственно данного в сущностные уровни объектов; это сфера общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и жестких логических доказательств. Главной целью и регулятивом логико-понятийной сферы сознания является истина.

- эмоциональная компонента сознания : это скорее сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий по поводу ситуаций и событий, с которыми сталкивался, сталкивается или может столкнуться человек. Она лишена непосредственной связи с внешним предметным миром. Сюда относятся:

1) инстинктивно-аффектные состояния (неотчетливые переживания, предчувствия, смутные видения, галлюцинации, стрессы);

2) эмоции (гнев, страх, восторг и т.д.);

3) чувства, отличающиеся большей отчетливостью, осознанностью и наличием образно-визуальной составляющей (наслаждение, отвращение, любовь, ненависть, симпатия, антипатия и т.д.).

Главным регулятивом и целью «жизнедеятельности» этой сферы сознания будет то, что 3. Фрейд в свое время назвал «принципом удовольствия».

- ценностно-мотивационная (или ценностно-смысловая) компонента сознания . Здесь укоренены высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазии, продуктивного воображения, интуиции различных видов. Целью и регулятивом бытия этой сферы сознания выступают красота, правда и справедливость, т.е. не истина как форма согласования мысли с предметной действительностью, а ценности как формы согласования предметной действительности с нашими духовными целями и смыслами 49 .

Указанные компоненты сознания дополняются уровнями сознания , которых в современной философии и психологии принято выделять три – бессознательное, осознаваемое и сверхсознательное.

В бессознательное традиционно включают совокупность телесных ощущений и влечений, а также инстинктивно-аффективные переживания, воспоминания и комплексы, которые находятся вне поля осознания и контроля со стороны нашего «Я». При этом бессознательное может быть как индивидуальным, так и коллективным. Важный вклад в разработку последнего внес швейцарский психолог К.Г. Юнг в своей концепции архетипов коллективного бессознательного, т.е. относительно устойчивых образно-символических структур, определяющих и канализирующих протекание наших бессознательных процессов.

Сфера осознаваемого представляет собой динамичное единство некоторых телесно-перцептивных способностей, а также логико-понятийные средства осмысления действительности. Это определенный набор знаний и оценок, реализуемых в поступках, подконтрольных нашему «Я».

К феномену сверхсознательного принято относить объективные и сверхвременные процессы и акты сознания. Например, могут быть отнесены категории, обеспечивающие возможность порождения и понимания любых смыслов (пространство, время, движение, качество, количество), устойчивый каркас знания как такового (математические истины, логические правила, законы природы, всеобщие нравственные, эстетические и социальные ценности), творческие озарения. В сфере сверхсознательного проявляется свойство сознания восходить от индивидуальных форм к формам коллективным, т.е. не зависеть от предпочтений и пристрастий отдельных людей.

1. Философия: учеб. для вузов / под общей ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2008.

2. Спиркин, А.С. Сознание и самосознание. - М.: Наука, 1972.

3. Спиркин, А.С. Философия. - М.: Гардарики, 1998.

4. Мамардашвили, М.К. Сознание как философская категория // Вопросы философии. – 1990. – № 10.

5. Философия: учебник для вузов / ред. А.Ф. Зотов, В.В. Миронов, А.В. Разин; Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.:Акад. проект: Культура, 2008.

Проблема сознания может быть интерпретирована в гносеологическом, онтологическом, аксиологическом или праксеологическом ключе, вопрос о сознании - связующее звено между различными разделами философского знания. Онтологический аспект проблемы сознания предполагает ответ на вопрос о его происхождении, структуре, соотношении с самосознанием и бессознательным, прояснение связи сознания и материи. Гносеологический аспект связан с изучением познавательных способностей, благодаря которым человек получает новые знания. Аксиологический подход предполагает рассмотрение сознания с точки зрения его ценностной природы. Праксеологический - выводит на первый план деятельностные аспекты, обращая внимание на связь сознания с действиями человека (www.philos.msu.ru/libray/).
Слова "познание" и "сознание" имеют общий корень - "знание", однако явления, обозначаемые этими терминами, не тождественны друг другу. Познание - последовательное движение к знанию, сознание - высшая способность психического отражения действительности, присущая только человеку. Несмотря на то, что термин "сознание" отсылает к термину "знание", ошибочно сводить содержание сознания только к безличному знанию. Сознание никогда не бывает бесстрастным отображением внешнего или внутреннего мира. О сознании следует говорить как о знании-переживании мира и самого себя. В каждом акте сознания одновременно присутствуют и знание, и оценка, и отношение. Связь сознания и переживания, сознания и оценки выражается в английском варианте этого слова: "consciousness" - сознание соотносимо не со знанием "knowledge", а с совестью - "conscience". Философский вопрос о сознании неизбежно связан с вопросами о свободе и ответственности, добре и зле, правильном и неправильном действии и т.п. [Хайдеггер М., М., 1993]
Рассматривая проблему сознания, важно определить границы этого феномена и отделить сознание от других психических проявлений личности. Для обозначения всего комплекса психических проявлений человека в современной философии вводится понятие субъективности или субъективной реальности. Субъективность представляет собой комплекс сознательных и бессознательных, эмоциональных и интеллектуальных, ценностных и когнитивных проявлений человека. Это многомерная реальность, в структуре которой множество слоев и уровней; сознание - только один из них. Под сознанием следует понимать только тот пласт субъективности, который подается волевому контролю. В общем смысле сознание - это целенаправленное отображение действительности, на основе которого происходит регулирование поведения человека . Подобное представление сложилось не сразу. На протяжении длительного времени сознательные и бессознательные проявления человека не различались, а само сознание часто отождествлялось только с одним своим аспектом - интеллектом, мышлением (хрестоматия 5.1).
Сложность проблемы сознания заключается еще и в том, что каждый акт сознания включает в себя в свернутом виде всю жизнь человека в ее уникальности и неповторимости. Сознание вплетено во все проявления человека, и во многом является условием этих проявлений. Оно неотделимо от опыта жизни личности и поэтому должно изучаться вместе с ним [Ницше Ф., М., 1990]. Но так сформулированная проблема сознания становится безграничной, поскольку жизненный опыт личности или культурный опыт человечества никогда не завершены. Тема сознания, таким образом, становится в один ряд с другими вечными философскими вопросами.
Сознание трудно определимо в качестве точного предмета научной или философской рефлексии, поскольку оно выступает и объектом, и субъектом этой рефлексии, постигает самое себя в собственных терминах и значениях. Подобная сложность феномена сознания породила множество трактовок этой проблемы в истории философии.

Итак, сознание - это высшая форма отражения действительного мира, свойственна только людям и связана с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и само - контролировании поведения человека. сознание концепция происхождение

Стержнем сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является весь мир, все его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

Человек, в отличие от животных сам себя познает и сознает, он способен совершенствоваться. Его сознанию присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. Их формирование происходит, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - самое важное отличие психики человека от психики самых развитых животных. Сознание не просто психическое состояние, а высшая человеческая форма отражения действительности. Сознание человека структурно организовано и является целостной системой, состоящей из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях.

Традиционно считается, что заслуга целостной постановки проблемы сознания, а точнее проблемы идеального, принадлежит Платону. До Платона такой проблемы в оформленном виде не существовало. Носителем мыслей и чувств человека считалась душа, которая сводилась к первооснове всего мира. Атомисты (Демокрит) рассматривают душу как образование, состоящее из особых округлых атомов и пустоты, т.е. как особое материальное образование. Развивая идеи Сократа о прирожденности истинного знания душе до воплощения ее в человеческое тело, Платон впервые выделяет идеальное как особую сущность, не совпадающую и противоположную чувственному, предметному, материальному миру вещей. Однако, для древнего грека сознание не являлось еще самостоятельным феноменом. Душа (сознание) была частью мирового космоса, и абсолютно точно воспроизводила окружающие явления. Представление о сознании как внутреннем духовном опыте человека появляется в философии Средневековья , где анализируется сквозь призму религиозной проблематики. В эпоху Нового времени , когда собственно и происходит поворот от понятия души к понятию сознание, последнее трактуется как познавательная способность человека, как "Я" - личностное образование. Сознание понимается как продукт внутреннего развития (мышления у Декарта) и как результат внешних воздействий (ощущений у Локка и Гоббса). Философия XIX века открывает новые горизонты сознания. Иррационалисты Шопенгауэр и Ницше ставят сознание в зависимость от неосознанных процессов. Впоследствии это будет доказано З. Фрейдом в психологии бессознательного. К. Маркс и Ф. Энгельс анализируют влияние на сознание социальных предпосылок.

В философии сложились и сохраняют свое значение в современной культуре следующие концепции сознания:

  • · Объективно-идеалистическая интерпретация сознания как сверхчеловеческой, над личностной, в конечном счёте, трансцендентальной идеи (мир идей у Платона; абсолютная идея у Гегеля; Бог у теологов; инопланетный разум у уфологов), лежащей в основе всех форм земного бытия. Человеческое сознание есть частица, продукт или инобытие мирового разума.
  • · Субъективно-идеалистические системы рассматривают сознание человека как самодостаточную сущность, содержащую картину самой себя и являющейся субстанцией материального мира (Р. Декарт, Дж. Беркли).
  • · Гилозоизм (овеществленная жизнь) утверждает, что вся материя мыслит, сознание является атрибутивным свойством всего материального мира. С точки зрения гилозоизма, вся материя одушевлена или, по крайней мере, обладает предпосылками к мышлению. Эта концепция восходит к ранним учениям милетской школы, ее элементы содержатся в учениях Аристотеля, Дж. Бруно, Б. Спинозы. Данные современной науки об элементах рассудочной деятельности животных, успехи физиологии в диагностике заболеваний центральной нервной системы, достижения кибернетики в создании "мыслящих машин" возрождают идеи гилозоизма и психофизиологического параллелизма, согласно которому и психическое, и физиологическое есть две самостоятельные сущности, исследование которых должно вестись через собственную субстанциональность.
  • · Вульгарный материализм как редукционистское отождествление сознания с вещественными образованиями в мозгу человека. Сознание имеет чисто материальный характер, оно результат функционирования определенных частей или образований мозга. Отрицание качественной специфики сознания, мышления человека своими истоками уходит в античную культуру и особенно ярко проявилось в античном атомизме, но особую популярность материализация сознания получила в конце XVIII - начале XIX века в связи с распространением идеи дарвинизма. Наиболее видные его представители К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт, пропагандируя достижения науки середины XIX века, огрубляли, упрощали сложнейшую философскую и психофизическую проблему, проблему соотношения материи и сознания. В XX веке, в связи с успехами решения технических задач конструирования искусственного интеллекта, философскими дискуссиями по поводу проблемы "может ли машина мыслить?", исследованиями, обнаружившими непосредственную взаимосвязь между содержательной стороной мышления и структурой протекающих в мозгу процессов, вновь актуализировались идеи характеристики мышления как атрибута материального субстрата.
  • · Социологизация сознания сознание ставится в абсолютную зависимость от внешней, в том числе и социальной среды. У истоков этих идей стоит Дж. Локк и его последователи, французские материалисты XVIII века, считающие, что человек рождается с душой, сознанием, как чистый лист бумаги. Критикуя концепцию "врожденных идей" Декарта, они считали, что содержание идей, понятий, при помощи которых человек анализирует данные органов чувств об отдельных свойствах вещей, формирует общество, воспитание. Зачатки этой концепции можно обнаружить уже у Аристотеля, ставящего формирование способностей, добродетелей человека в зависимость от потребностей общества, интересов государства - полиса. В этих идеях отрицается индивидуальность мышления человека, зависимость способностей мыслящего индивида от особенностей строения и функционирования его центральной нервной системы.
  • · Диалектический материализм подходит к изучению сознания как сложному, внутренне противоречивому феномену единства материального и идеального, объективного и субъективного, биологического и социального. Опираясь на достижения классической и современной науки, диалектико-материалистическая концепция сознания вскрывает сущностные черты и особенности человеческого сознания.
  • v Сознание - идеальное явление, функция, особое свойство, продукт высокоорганизованного материального субстрата - человеческого мозга, мыслящей материи.
  • v Сознание - идеальный образ, снимок, копия, отражение в мозгу субъекта материального объекта.
  • v Сознание обладает творческой активностью, проявляющейся в относительной самостоятельности его функционирования и развития и обратном воздействии на материальный мир.
  • v Сознание - продукт общественно-исторического развития, вне общества оно не возникает и не может существовать.
  • v Сознание как идеальное отражение материального мира не существует без языка как материальной формы своего выражения.

Все шесть рассмотренных концепций содержат в себе долю истины в понимании природы сознания, имеют своих сторонников, достоинства и ограниченности, отвечают на одни вопросы, но не дают ответов на другие и потому имеют равные права на существование в рамках философского знания. В неклассической и пост неклассической философии складывается парадоксальная ситуация: в теоретическом отношении вопрос о специфике сознания и, следовательно, о философском статусе феномена сознания ставится под сомнение, а практическое изучение сознания объективными, в том числе научными, методами активизируется, что свидетельствует о непреходящем значении и значимости человеческого мышления. На протяжении всего XX века одни участники в спорах о природе сознания воспроизводят идеи об ирреальности, трансцендентности сознания, а другие сводят сознание к языку, поведению, к нейрофизиологическим процессам, отрицая специфику и особую, свойственную самому сознанию структуру и сущность.



Что еще почитать