Хадис о том, кого аллах наделил праведной женщиной. О великих достоинствах быть праведной женой. Обращение к женам

«Праведные женщины покорны [Аллаху и своим мужьям] и хранят в отсутствие своих мужей то, что Аллах велел хранить». (Женщины, 34).

Ибн Касир в толковании этого аята сказал: "Ибн "Аббас и многие другие толкователи считали, что речь здесь идет о женщинах, которые покорны своим мужьям. Имам ас-Судди и другие толкователи считали, что речь идет о женщинах, которые оберегают честь и имущество своих мужей в их отсутствие". См. "Тафсируль-Кур"аниль-"Азым" 1/743.

«Если женщина совершает пять намазов, постится в рамадан, соблюдает целомудрие и слушается своего мужа, то ей будет сказано: "Войди в рай через те врата, которые пожелаешь!» Ибн Хиббан. См. «Сахихуль-Джами"» 660.

Передают также, что Пророк r сказал. «Ваши жены будут из числа обитателей Рая, если они являются любящими, рожающими и ухаживают за своими мужьями. А если такая женщина разгневает своего мужа, то положит свою руку на его руку и скажет: "Я не сомкну глаз, пока ты не станешь доволен мною"» Ибн Асакир, См. "ас-Силсиля ас-Сахиха" 287.

В сборнике хадисов имама Ахмада и ан-Насаий также сообщается, что Абу Хурейра рассказывал, что Посланника Аллаха r спросили: "Какая жена является наилучшей?" Он ответил: «Та, которая радует своего мужа, когда он смотрит на нее, повинуется ему, когда он что-нибудь велит ей, и не противоречит мужу, если ему что-то не нравится в ней самой или в том, как она расходует его имущество» . См. "Сахих Сунан ан-Насаи" 3030.

Сестра-мусульманка! Проверь, есть ли в тебе такие черты, и если нет, то постарайся приобрести их для того, чтобы снискать благоволение Аллаха. Сделай это ради себя, своего мужа и своих детей, для спокойной и счастливой жизни на земле и после смерти.

Однажды Пророк r спросил у некой женщины: «Есть ли у тебя муж?» Она ответила: "Да". Он спросил: «Доволен ли он тобой?» Она ответила: "Он злится только на то, что я не умею делать что-либо" . Тогда пророк сказал: «Будь повнимательней к нему, поскольку он для тебя - Ад и Рай» .

Ахмад 4/341. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

Из сказанного следует, что праведная жена должна быть:

1 набожной, т.е. совершать благодеяния и выполнять свои обязанности перед Господом;

2 послушной своему мужу в том, чего не запретил Всевышний и Всеблагой Аллах;

3 оберегающей собственную честь, особенно, в отсутствие мужа;

4 бережливой к имуществу своего мужа и своих детей;

5 стремящейся к тому, чтобы муж всегда видел ее только красивой, нарядной и улыбающейся;

6 старающейся добиться расположения мужа, когда он сердится на нее, поскольку муж является для жены и Раем и Адом;


7 не противящейся мужу тогда, когда он пожелает ее. Если женщина будет выполнять эти предписания, то Рай обещан ей устами самого Посланника Аллаха r. Вот почему в хадисе говорится: «Если женщина совершает пять намазов, постится в рамадан, соблюдает целомудрие и слушается своего мужа, то ей будет сказано: "Войди в рай через те врата, через которые пожелаешь!"»

ПРИМЕР ПРАВЕДНОЙ ЖЕНЫ

Сообщается со слов аш-Ша"би, что однажды Шурейх сказал ему: "О Ша"би! Тебе следует жениться на женщине из племени Тамим. Они очень умные". Он спросил: "В чем же проявляется их ум?" Шурейх сказал: "Однажды я возвращался с похорон днем и проходил мимо их поселений. Там я встретил старушку, стоявшую около двери. Рядом с ней стояла девушка, самая красивая из всех, что я видел за свою жизнь. Я подошел и попросил попить, хотя мне вовсе не хотелось пить. "Чего ты хочешь выпить?" - спросила старушка. Я ответил: "Чего-нибудь". Она сказала: "Поторопись, девушка! Принеси ему молока! По-моему, этот мужчина не местный". Я спросил: "Кто эта девушка?" Она ответила: "Это - Зейнаб, дочь Джарира. Она из семьи Ханзали". Я спросил: "Она свободна или занята?" Старушка ответила: "Свободна". Тогда я сказал: "Выдай ее замуж за меня". "Если вы соответствуете друг другу", - ответила старушка на диалекте племени Тамим. Я пошел домой отдохнуть, но сон отошел от меня. Когда я совершил полуденный намаз, то взялся за руки моих уважаемых братьев, чтецов Корана "Алкамы, аль-Асуада, аль-Мусайаба и Мусы ибн "Арфаты. С ними я отправился на встречу с дядей девушки. Он встретил меня и спросил: "О Абу Умейа! Чего ты хочешь?" Я ответил: "Я хочу жениться на Зейнаб, дочери твоего брата". Он сказал: "Она тоже не отказалась бы выйти замуж за тебя". А затем он женил меня на ней. Вот тогда я вспомнил о жестокосердии женщин племени Тамим и пожалел о содеянном. Я сказал себе: "Что я буду делать с женщинами племени Тамим? Лучше я разведусь с ней". Но потом я сказал: "Нет, лучше я прижму ее к себе. Может быть, я буду доволен. А если нет, то поступлю так, как пожелаю". Если бы ты видел, Ша"би, как женщины наставляли ее, когда завели ко мне. По Сунне, если жена заходит к своему мужу, тот должен встать и совершить намаз из двух рак"атов, а затем попросить Аллаха даровать ему то хорошее, что есть в его жене, и попросить Аллаха уберечь его от того зла, что есть в ней. Я совершил намаз и завершил его словами приветствия. Тут я заметил, что она молится за мной, и когда я закончил молиться, ко мне зашли рабыни, которые взяли мою одежду и надели на меня темно-желтую рубашку. Когда дом опустел, я подошел к ней и протянул руку к ее талии. Она сказала: "Подожди, Абу Умейа! Стой, где стоишь". Затем она сказала: "Хвала Аллаху, Которого я восхваляю и прошу о помощи! Благословение Мухаммаду и его семье! Я не знакома с тобой и не знаю твоего характера. Расскажи мне о том, что тебе нравится, чтобы я придерживалась этого, и что тебе не нравится, чтобы я отстранялась от этого" . И еще она сказала: "Ты был уже женат в своем народе, и я тоже была замужем. Но случилось то, что предопределил Аллах. Теперь я твоя, и посему поступай так, как повелевает тебе Аллах: удержи по-хорошему или отпусти с миром. Вот то, что я хотела сказать. И я прошу прощения у Аллаха для себя и для тебя!"

Шурейх продолжил: "О Ша"би! Она принудила меня обратиться к ней со словами: "Хвала Аллаху, Которого я восхваляю и прошу о помощи! Мир и благословение Пророку и его семье! Ты произнесла прекрасные слова. Если ты будешь придерживаться их, то получишь добрый удел. Но если ты отвернешься от них, то это обернется против тебя. Я люблю такие вещи и не люблю такие. Теперь мы вместе, и поэтому не надо различать между нами. Если увидишь хорошее, то разглашай. А если увидишь плохое, то покрой". Тогда она что-то сказала, но я уже не припоминаю это. А еще она спросила: "Как ты воспринимаешь визиты родственников?" Я сказал: "Не люблю, когда свойственники начинают меня беспокоить". Она спросила: "А кого ты хочешь впускать домой из твоих соседей? Я буду впускать их. А тех, кого ты не любишь, я тоже не стану любить". Я сказал: "Та семья - честная, а та - скверная". О Ша"би! В ту ночь я спал счастливым. После этого она прожила со мной год, и я не видел от нее ничего дурного. В начале следующего года я вернулся домой с собрания шариатского суда и увидел там старушку, которая распоряжалась в нашем доме. Я спросил: "Кто это?" Мне сказали: "Это - твоя теща". В тот момент я забыл обо всем, что чувствовал. Затем я сел лицом к старушке. Она сказала: "Мир тебе, Абу Умейа!" Я ответил: "И тебе мир! Кто ты?" Она сказала: "Я прихожусь тебе тещей". Я сказал: "Пусть Аллах приблизит тебя еще ближе!" Она спросила: "Как тебе твоя жена?" Я ответил: "Прекрасная жена!" Она сказала: "О Абу Умейа! Женщина не бывает плохой, если есть две причины: если она родила сына или же получила признание своего мужа. Если тебя станут терзать сомнения, то возьмись за кнут. Клянусь Аллахом! В доме мужчины нет ничего хуже избалованной жены" . Я сказал: "Клянусь Аллахом! Ты дала ей хорошее воспитание". Она спросила: "Хочешь ли ты, чтобы к тебе приходила твоя теща?" Я сказал: "Когда пожелаешь". Она приходила ко мне в начале каждого года и давала хорошие советы. Я прожил со своей женой двадцать лет, ни в чем не упрекая ее. И только один раз я упрекнул ее, и то, поступив сам несправедливо. Дело было так. Муаззин объявил о начале намаза после того, как мы совершили два рак"ата добровольного намаза. Тогда я был имамом целого поселка. Вдруг я заметил приближение скорпиона. Я взял посуду и накрыл его, а потом сказал: "Зейнаб! Не двигайся, пока я не приду". Если бы ты видел, Ша"би! Когда я вернулся с намаза, то обнаружил, что скорпион уже ужалил ее. 1 Я попросил, чтобы все успокоились и чтобы мне принесли соль. Я постучал ей по пальцу, 1 а затем начал читать суры "аль-Фатиха", "аль-Фаляк" и "ан-Нас". См. "Табаи" ан-Ниса" 44-46.

_______________________

1 Зейнаб не двигалась, выполняя повеление своего мужа, а в это время скорпион выбрался из-под посуды и ужалил ее. Вернувшись, Абу Умейа постучал ей по пальцу в знак порицания за такое опрометчивое поведение. Я прошу высокого и могущественного Аллаха посредством Его прекрасных имен и величественных качеств одарить меня и моих братьев-мусульман женами, которые будут похожи на эту замечательную мусульманку! Воистину, Аллах способен на это!

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, КОТОРЫХ СЛЕДУЕТ ОСТЕРЕГАТЬСЯ

В ОТНОШЕНИЯХ С МУЖЕМ

1. Гнев мужа

Пророк r сказал: «Молитвы трех людей не поднимаются выше их ушей: сбежавшего раба, пока он не вернется; женщины, которая засыпает, когда ее муж гневается на нее; и правителя, которым недоволен его народ» . ат-Тирмизи. См. "Сахих Сунан ат-Тирмизи" 295.

2. Причинение страданий мужу

Имам Ахмад и другие знатоки хадисов передали хадис со слов Му"аза, в котором сообщается, что Посланник Аллаха r сказал: «Когда жена причиняет своему мужу страдания в этом мире, то его жены из числа (Райских) гурий говорят: "Не мучай его! Да погубит тебя Аллах! Он всего лишь твой гость, и очень скоро он расстанется с тобой, и будет с нами"» . Ахмад, См. «Сахихуль-Джами"» 7192.

3. Проявление неблагодарности за благодеяния мужа

Посланник Аллаха r сказал: «Мне был показан Ад, и оказалось, что большинство из его обитателей - женщины, проявлявшие неблагодарность» Неблагодарность, о которой сказал пророк, также означало неверие, и сподвижники спросили: “Они не веровали в Аллаха?” На что пророк сказал: «Они проявляли неблагодарность по отношению к своим мужьям и не благодарили за благодеяния, которые им оказывали. Если ты долго будешь добро какой-нибудь из таких женщин, а потом она увидит от тебя нечто такое, что ей не понравится, то обязательно скажет: “Я никогда не видела от тебя ничего хорошего”» . аль-Бухари и Муслим.

4. Требование развода без уважительной причины

Ат-Тирмизи и Абу Давуд передали хадис Саубана, в котором сообщается, что посланник Аллаха r сказал: «Если женщина просит у своего мужа развод без уважительной причины, то она будет лишена возможности почувствовать даже благоухания Рая» . См. «Сахих аль-Джами"» 2706.

5. Подчиняться мужу в ослушании Аллаха

Ахмад и аль-Хаким передали хадис, в котором сообщается, что Посланник Аллаха r сказал: «Нет подчинения сотворенному, в ослушании Творца» . См. «Сахих аль-Джами"» 7520.

Уместно напомнить, что шайтан наущает некоторых женщин ослушаться своих мужей в том, что они обязаны совершать, и наоборот подчиняться им в том, что запрещено шариатом. Да наставит Аллах таких женщин на прямой путь!

Когда мужья повелевают им совершить нечто, они говорят: "Это - нельзя, а это - запрещено". Таким образом, они пытаются избежать повиновения мужьям. Но им следует помнить о следующем высказывании Всевышнего Аллаха: «В День воскресения ты увидишь тех, которые возводили навет на Аллаха, с почерневшими лицами. Разве не в Аду место для возгордившихся?» (Толпы, 60).

Хасан аль-Басри сказал: "Нет сомнения в том, что наговаривать на Аллаха и Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха, провозглашая дозволенным запрещенное, а запрещенное - дозволенным, является очевидным неверием".

6. Добровольный пост, без разрешения мужа

Со слов Абу Хурейры, сообщается, что Посланник Аллаха r сказал: «Не дозволенно женщине поститься в присутствии своего мужа, без его разрешения, если это только не Рамадан или если он не в пути» . Абу Дауд, достоверный хадис

7. Отказ от близости с мужем

Передают, что Пророк r сказал: «Если муж позовет жену к себе в постель и та не придет, после чего он переночует разгневанный на нее, то ангелы будут проклинать ее до самого утра» .

Муслим. См. "Шарх Сахих Муслим" 10/259.

8. Разглашение интимных отношений

Передают, что Асма бинт Йазид рассказывала, что однажды Пророк r сказал: «Наверняка, кто-то из мужчин иногда рассказывает о том, что он делает со своей женой, и наверняка, кто-то из женщин рассказывает, что она делает со своим мужем» . Люди смолкли, и тогда Асма сказала: "Ты прав, о Посланник Аллаха! Клянусь Аллахом, и женщины и мужчины поступают таким образом" . Тогда пророк сказал: «Не делайте этого! Поистине, это подобно тому, как два шайтана на дороге и вступает в половой акт на глазах у людей» . Ахмад. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

Пророк r также сказал: «В наихудшем положении из людей в Судный день перед Аллахом будет такой человек, который имел близость со своей женой, после чего распространял её секрет».

9. Снятие своей одежды не в стенах своего дома

Имам Ахмад и другие знатоки хадисов передали, что Пророк r сказал: «Если женщина снимет одежду не в доме своего мужа, то великий и могучий Аллах опозорит ее» . См. «Сахихуль-Джами"» 2708.

10. Приглашать кого-либо в дом без разрешение мужа

В сборнике достоверных хадисов аль-Бухари сообщается, что Абу Хурейра рассказывал, что Посланник Аллаха r сказал: «Не разрешается женщине поститься в присутствии мужа без его разрешения и впускать в дом посторонних без его разрешения» . См. "Фатх аль-Бари" 9/295.

11. Выход из дома без разрешения мужа

Всевышний и Всеблагой Аллах сказал: «И прибывайте в своих домах...» (Сонмы, 33).

Ибн Касир, да смилостивится над ним Аллах, в толковании этого аята сказал: "Это означает: не выходите из дома безо всякой необходимости" . См. "Тафсируль-Кураниль-"Азым" 3/768.

Если женщина обязана повиноваться мужу, то это значит, что она не имеет право покидать дом своего мужа без его разрешения.

عن أنس رضي الله عنه أن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال:

مَنْ رَزَقَهُ اللهُ امرأةً صالحةً فقدْ أعانَهُ عَلَى شَطْرِ دينِهِ فلْيَتَّقِ اللهَ في الشَّطْرِ الثَّانِي

رواه الطبراني في «الأوسط» 972 والحاكم 2/161 ومن طريقه البيهقي («شعب الإيمان» 5487) . وقال الحاكم: صحيح الإسناد

وفي رواية البيهقي: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم:

إذا تَزَوَّجَ العبدُ فقدِ اسْتكمَلَ نِصْفَ الدِّينِ ، فلْيَتَّقِ اللهَ في النِّصفِ الباقِي

Передают со слов Анаса о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Тому, кого Аллах наделил праведной женщиной, Он уже помог в половине его религии. Так пусть же он убоится Аллаха в оставшейся половине».

Этот хадис передали ат-Табарани в «Му’джам аль-Аусат» 972 и аль-Хаким 2/161, а по его пути аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 5487. Аль-Хаким сказал: «Иснад хадиса достоверный».

В версии аль-Байхакъи сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Когда раб (Аллаха) женится, то (этим) он заполняет половину своей религии, так пусть же он убоится Аллаха в оставшейся половине».

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим в силу существования других подкрепляющих его хадисов. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 625, «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 430, «Мишкатуль-масабих» 3096, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 1916.

__________________________________

Однако, не всякая жена является половиной религии мужчины. Речь идёт о богобоязненных женщинах, которые повинуются Аллаху и своим мужьям.

Джабир ибн ‘Абдуллах (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды мы сидели с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и к нему пришла женщина, которая сказала: “Мир тебе, о Посланник Аллаха. Я послана к тебе женщинами. Аллах является Господом мужчин и Господом женщин, Адам является отцом мужчин и отцом женщин, и тебя Аллах послал как к мужчинам, так и к женщинам. Так вот, когда мужчины выходят на пути Аллаха для сражения и умирают, то «они живы и получают удел у своего Господа, радуясь тому, что Аллах даровал им по Своей милости» (Али ‘Имран 3: 169-170). И поэтому, когда они выходят в поход, знают о награде, которая им уготована. Что касается нас – женщин, то мы служим мужьям и сидим дома, так какова же наша награда?” На это Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ей сказал: «Передай женщинам от меня приветствие и скажи им, что их повиновение мужьям приравнивается к этому, но мало кто из вас это делает!»” Ибн Аби ад-Дунья в “Китаб аль-‘ияль” 528. Исследователь этой книги доктор Наджм Халяф и шейх Махир аль-Къахтани назвали иснад этого хадиса хорошим.

Это великий хадис, указывающий на то, что праведные жёны, которые покорны мужьям, получают награду муджахидов, если будут повиноваться мужьям искренне, ради Аллаха, желая за это получить такую великую награду!
Более того, даже за терпение в сдерживании своей ревности женщина получает большую награду, как это передается от саляфов. Муджахид (да будет доволен им Аллах) говорил: “Джихад был предписан мужчинам, а ревность была предписана женщинам, и та женщина, которая будет проявлять терпение, получит половину награды муджахида!” Ибн Аби ад-Дунья в “Китаб аль-‘ияль” 551.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа говорил: “Праведной женщиной считается та, которая всегда подчиняется своему мужу. После выполнения обязанностей перед Аллахом и Его Посланником (мир ему и благословение Аллаха) для женщины нет ничего более важного, чем выполнение своих обязанностей перед мужем”. См. “Маджму’уль-фатава” 32/275.

Шейх Ибн аль-Джаузи сказал: “Родители девушки, а в частности мать, должны обучать дочь тому, какое важное право имеет на неё муж. И делать им следует это очень часто”. См. “Ахкам ан-ниса” 70.
Сообщается, что когда ‘Абдуллах ибн Раваха (да будет доволен им Аллах) заплакал, его жена заплакала вместе с ним. Когда же он спросил ее: “Что заставило тебя плакать?” Она ответила: “Твой плач”. Тогда он сказал: “Поистине, я знаю, что буду подведён к Аду, однако не знаю, войду туда или нет”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 1/178, Ибн Са’д в “ат-Табакъат” 2/80.
Сообщается со слов ‘Атаъ, что дочь Са’ида ибн аль-Мусайиба (да будет доволен им Аллах) говорила: “Мы вели себя с нашими мужьями также, как вы вели себя с вашими правителями!” Ибн Аби ад-Дунья в “Китаб аль-‘ияль” 546.

Что касается нечестивой жены, то это может стать бедой для её мужа, который не то что не сохранит половину своей религии, а напротив, может лишиться её, как это часто происходило в жизни людей.

Имам аш-Шафи’и говорил: «Я слышал от одного из своих товарищей, которому я доверяю, следующее: “Я женился, чтобы сохранить свою религию. Но (после этого) я лишился своей религии, и моя мать лишилась своей религии, и лишились своей религии мои соседи”». См. аль-Байхакъи, «Манакъиб аш-Шафи’и» 2/192.


Рассказывает мухаддис Йемена, шейх Мукбиль ибн Хади Аль-Уади’и

1.Она держится за Книгу Аллаха и Сунну посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, насколько может, в соответствии с пониманием первых поколений праведных ученых.

2. Она выстраивает хорошие отношения с мусульманами, и даже с немусульманами, ведь Великий и Могучий Аллах говорит в Своем Священном Писании:«Говорите людям хорошее» . Сура «Корова», аят 83.И говорит: «Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам». Сура «Женщины», аят 58.
Так же говорит: «А когда вы говорите, то будьте справедливы». Сура «Скот», аят 152.
Говорит Пречистый и Возвышенный:«О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников. Будет ли он богатым или бедным, Аллах ближе к ним обоим. Не потакайте желаниям, чтобы не
отступить от справедливости. Если же вы скривите или уклонитесь, то ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете»
. Сура «Женщины», аят 135.

3.И ее обязанность – соблюдать исламскую форму одежды, избегая в этом уподобления врагам Ислама. Передал имам Ахмад в своем «Муснаде» хадис от Абдуллаха ибн Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что сказал посланник Аллаха, мир и благословение Аллаха ему и его семье: «Если кто-то уподобился какому-либо народу, то он из него» .Наш Могущественный Господь говорит в отношении одежды: «О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин,
чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям».
Сура «Сонмы», аят 59.И передал имам Ат-Тирмизи в своем сборнике хадис от Абдуллаха ибн Масъуда, да будет доволен им Всевышний Аллах, что сказал посланник Аллаха, мир и благословение Аллаха ему и его семье: «Женщина – это то, что нужно укрывать (аурат), и когда она выходит, устремляется к ней шайтан».

4.Мы советуем ей хорошо относиться к своему мужу, если она желает счастливой жизни. Пророк, мир и благословение ему и его семье, говорит: «Если муж позвал жену на супружеское ложе, а она отказала, то ангелы проклинают ее» . Приводится в сборниках достоверных хадисов имамов Аль-Бухари и Муслима. И в сборнике имама Муслима: «… то те, кто в небесах, гневаются на нее» .

5.Она занята присмотром и исламским воспитанием своих детей. Имамы Аль-Бухари и Муслим в своих сборниках достоверных хадисах передали от Абдуллаха ибн Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Каждый из вас опекун, и каждый из вас ответственен за своих подопечных» . – Затем упомянул женщину, что она: «Опекун в доме своего мужа, и она ответственна за своих подопечных» . Также в двух сборниках достоверных хадисов передано от Маъкыля ибн Ясара, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кому бы не вверил Аллах опекунство – если он искренне не позаботится о вверенном, то не ощутит запаха Рая». И не должен призыв к Исламу отвлекать ее от воспитания детей.

6. Так же она должна быть удовлетворенной тем, что постановил Аллах касаемо превосходства мужчины над женщиной.
Говорит Пречистый и Возвышенный Аллах: «Не желайте того, посредством чего Аллах дал одним из вас преимущество перед другими» . Сура «Женщины», аят 32.И говорит: «Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества. Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха. А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, (сначала) увещевайте, (затем) избегайте на супружеском ложе и (наконец) побивайте. Если же они станут покорны вам, то не ищите пути против них». Сура «Женщины», аят 34.
От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается в двух достоверных сборниках, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Относитесь к женщинам хорошо! Воистину, женщина сотворена из ребра, и самая кривая часть ребра – это верхняя. Если ты захочешь выпрямить его, то поломаешь, а если ты оставишь его, то оно останется кривым» .
Женщина проявляет терпение в том, что предопределил Аллах относительно превосходства мужчины над ней, но это не значит, что мужчина может относиться к ней как к рабыне. Как передано в сборнике имама Ат-Тирмизи,посланик Аллаха, мир и благословение Аллаха ему и его семье, говорит:
«Относитесь к женщинам хорошо, ведь они – ваши пленницы, и нет у вас
прав на иное в отношении них. И поистине у вас есть право на ваших женщин, и поистине у ваших женщин есть право на вас. Ваше право на них в том, чтобы они не впускали в дом того, кто вам не нравится, а их право на вас в том, чтобы вы заботились о их еде и одежде»
.Так же в сборниках «Сунан» и в сборнике «Муснад» имама Ахмада приводится хадис от Муавии ибн Хайды, да будет доволен им Аллах, что мужчина спросил:
«О, посланник Аллаха, какое право на нас имеют наши жены?» Он ответил: «Если ты ешь, то корми и ее, если ты одеваешься, то одевай и ее. И не бей ее по лицу и не говори: «Да обезобразится твое лицо», и не отлучай ее, кроме как в своем доме (не выгоняй ее из дому)».

Таким образом, да благословит вас Аллах, следует вместе помогать друг другу в добре. Мужчина относится к жене так, как того требует Ислам, помогает ей получать знания, помогает ей в призыве к Аллаху, и женщина относится к мужу так, как того требует Ислам, помогает ему в знании, призыве к Аллаху и в управлении домашними делами. Всевышний Аллах говорит: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде». Сура«Трапеза», аят 2.

И к Аллаху мы обращаемся за помощью.

Лайя – тетя пророка Юсуфа, мир ему

В Коране упоминается, что, когда Юсуф, мир ему, стал правителем Египта и наступила засуха, все его братья пришли к нему с просьбой дать еды. (В то время они не знали, что это их брат, которого они бросили в колодец). Затем Юсуф, мир ему, открыл им, кто он такой на самом деле, и дал им свою рубашку, чтобы те накинули ее на глаза их отца – Я’куба, мир ему. И он велел им вернуться с семьями.

Когда рубашка Юсуфа коснулась глаз их отца, к тому вернулось зрение. Затем они покинули родную страну и направились в Египет на встречу с Юсуфом, мир ему. Когда они вошли к нему, Юсуф, мир ему, усадил своего отца и тетю на свой королевский трон. Он поступил так из уважения к ним. Тогда они вдвоем и все его братья пали ниц пред Юсуфом, мир ему. В те времена земной поклон в качестве приветствия (саляма) был разрешен. Сейчас это запрещено.

Что касается того, что в Коране эта женщина названа его матерью, то – на самом деле – мать пророка Юсуфа, мир ему, умерла, а пророк Я’куб женился затем на этой женщине. Другие ученые сказали, что это относится к матери Юсуфа, мир ему, которую звали Рахиль. Когда они совершили земной поклон, Юсуф, мир ему, сказал: «Это сбылся сон, который я видел в детстве». Он видел сон, в котором солнце, луна и одиннадцать звезд поклонились ему.

Урок:

Как должна была быть праведна эта женщина, что пророк столь уважал ее!

Мать Мусы, мир ему

Ее звали Йуханед. Когда жрецы сообщили Фараону, что в бану Исраиль родится мальчик, который восстанет против него, Фараон издал указ, в котором говорилось, что следует убить всех мальчиков, рожденных в бану Исраиль. И были убиты тысячи детей. И в это время родился Муса, мир ему. Аллах внушил его матери, что ей нужно продолжать кормить его грудью и, когда она почувствует страх за его жизнь, надо будет положить ребенка в коробку и пустить эту коробку плыть по реке. И когда Аллах пожелает, то вернет его к ней. Так она и поступила, и Аллах исполнил Свое обещание.

Урок:

О женщины! Посмотрите, как она полагалась на Аллаха и как доверилась Ему – и какие плоды это принесло.

Сестра Мусы, мир ему

Некоторые ученые говорят, что ее звали Марьям, а другие – что ее звали Кульсум. Когда мать Мусы, мир ему, отправила коробку с ребенком плыть по реке, она велела дочери следить за той коробкой – что с ней станет. Коробка плыла вниз по реке и приплыла ко дворцу Фараона. Когда ее вынули из воды, то обнаружили в ней прекрасного младенца. Фараон хотел убить этого ребенка. Но его жена, которая была праведной женщиной и верила в Аллаха, спасла ребенку жизнь.

Муж (Фараон) и жена решили взять ребенка на воспитание, и им была нужна кормилица для Мусы, мир ему. Однако он отказывался от молока всех кормилиц, которые предлагали свои услуги. Никто не знал, что делать. Тогда сестра Мусы, мир ему, пришла к ним и сказала, что покажет добрую и хорошую кормилицу, чье молоко тоже очень хорошее. И она отвела их к матери Мусы, мир ему. Его мать позвали и передали ей младенца. Так Аллах исполнил Свое обещание вернуть ей его.

Урок:

Обратите внимание на ее ум. Она нашла его и рисковала своей жизнью, исполняя поведение матери, но враги ни о чем не догадались. О женщины! Покорность родителям, ум и благочестие – это великие достоинства.

Жена Мусы, мир ему

Ее звали Сафура, и она была старшей дочерью Шу’айба, мир ему. Когда Муса, мир ему, случайно убил неверующего в Египте, Фараону доложили об этом. И он сказал своим советникам, что Мусу, мир ему, нужно убить. Когда Муса, мир ему, узнал об этом, то тайно отправился в Мадьян. Когда он достиг границ этого города, то увидел, как пастухи доставали воду из колодца и поили своих овец. И еще он увидел двух женщин, сидевших в отдалении от пастухов. (Старшая из них стала его женой, а вторая – свояченицей).

Увидев их, он спросил, почему они не могут напоить свое стадо. Они ответили: «У нас в доме нет мужчин. Поэтому мы работаем одни. Мы женщины и поэтому ждем, пока все эти мужчины уйдут. Когда они уходят, мы достаем воду из колодца». Он пожалел их, достал для них воду сам и напоил овец. Когда они вернулись домой, то рассказали об этом своему отцу, который уже был стар. Он послал старшую дочь, чтобы та позвала к ним этого благородного человека.

Она пришла к Мусе, мир ему, и вела себя со всей скромностью, и сказала ему, что ее отец зовет его. Он пришел с ней и встретил Шу’айба, мир ему. Тот сказал, что хочет выдать за него одну из своих дочерей, однако поставил условие, что Муса, мир ему, должен смотреть за его овцами в течение восьми или десяти лет. Муса, мир ему, принял предложение и женился на старшей дочери пророка Шу’айба, мир ему. Спустя десять лет он вернулся с ней домой в Египет. Во время их путешествия было холодно, и им нужен был огонь. Муса, мир ему, заметил огонь на горе Тур и направился к ней. Когда он поднялся на нее, то увидел нур Аллаха. Именно там он получил пророческую миссию.

Урок:

Посмотрите, как ей приходилось трудно выполнять обязанности по дому. Когда же пришлось заговорить с чужим человеком, как неспокойно и скромно она говорила! О женщины! Вам тоже следует перестать искать удобства в жизни. Нужно не лениться и исполнять свои домашние дела и обязанности. Помимо это, необходимо всегда быть скромными и застенчивыми.

Свояченица Мусы, мир ему

О ней говорилось до этого. Ее звали Сафира. Она тоже работала по дому вместе с сестрой. Она слушалась отца и заботилась о нем.

Урок:

О женщины! Вам тоже нужно ухаживать за родителями и работать по дому, как заведено у бедняков. Не считайте домашние дела ниже своего достоинства. Очевидно, что вы ничем не достойнее дочерей пророка.

Из книги «Бехишти зевар» («Райские узоры») мавляны Ашрафа Али Санви

С английского языка перевела Малика Умм Яхья.

Теги:

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта

Известно, что между мужчиной и женщиной есть вполне естественные физические и психологические различия, которые влияют на их роль, социальные и другие обязанности. Поэтому супруги должны соблюдать и уважать права друг друга, которыми их наделил Всевышний Аллах.

Находятся люди, которые видят в исламском браке ущемление интересов и прав женщин, порой даже обвиняют в нарушении свободы. При знакомстве с правами и обязанностями супругов видно, что это не соответствует действительности. Ведь согласно Шариату, жёны имеют столько же прав, сколько и обязанностей.

Праведные супруги рассматриваются в Исламе как один из факторов наслаждения друг другом в этой жизни и как величайшая Милость, которую Аллах оказывает мужчине и женщине, так как они находят друг в друге успокоение от жизненных бедствий и страданий. Кроме того, они дарят друг другу отдых, утешение и наслаждение, с которым ни одно другое мирское наслаждение сравниться не может. Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Мир этот даётся во временное пользование, а лучшим из того, что можно получить в этом мире, является праведная жена» (Муслим). А на вопрос, какая жена является наилучшей, Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Та, которая радует супруга, когда он смотрит на неё; повинуется ему, когда он повелевает ей что-нибудь; и не противоречит мужчине, если ему что-то не нравится в ней самой или в том, что касается его имущества » (Ахмад).

Обязанности жены

Праведная женщина должна, во-первых, соблюдать предписания Аллаха, а во-вторых, быть послушной и выполнять все обязанности перед мужем, важнейшими среди которых являются следующие:

1. Прежде всего мусульманка должна предпочитать права мужа правам своим и своих родственников. Пророк (мир ему и благословение) отметил, что если бы он повелел кому-нибудь из людей поклоняться другому, то приказал бы женщине поклоняться своему супругу, ибо её обязанность перед мужем велика (аль-Бухари и Муслим).

2. Жена должна быть готовой в любое время удовлетворить его физиологические потребности, за исключением дней менструального цикла и послеродового очищения или же болезни. Жене не дозволяется отказывать мужу в исполнении своих обязанностей в постели. Наш Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если муж приглашает свою жену в постель, и она отказывает ему, то ангелы будут проклинать её до утра, потому что он злится на неё » (аль-Бухари и Муслим).

Эта обязанность жены является самой важной, потому что в основном именно она предопределяет счастье супругов. Несоблюдение женой супружеских обязанностей и игнорирование прав мужа на сближение часто служит причиной развода и разлада в семье. Поэтому она должна стараться быть привлекательной и желанной, отзывчивой и активной.

3. Супруге не дозволяется соблюдать пост-сунну (пост в месяц Рамадан сюда не входит) без разрешения мужа, потому что он не сможет наслаждаться ею, когда она постится. По этому поводу Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Женщина не может соблюдать пост-сунну в присутствии мужа без его разрешения » (аль-Бухари).

В хадисе также сказано, что если жена будет соблюдать пост-сунну без согласия мужа, то её пост не будет принят, он будет напрасен.

4. Жена ответственна за дом своего супруга, и поэтому ей запрещается давать что-либо значительное из дома мужа без его согласия, даже своим родственникам. Однако относительно еды Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если жена отдаст милостыню из пропитания мужа (добытого им), соблюдая при этом меру, она получит за неё вознаграждение, а муж – за то, что он добывал его, и хранителю такое же вознаграждение » (аль-Бухари).

В то же время жене разрешается давать что-либо несущественное из дома, если она заранее знает, что муж не будет против этого.

5. Без разрешения супруга жена не имеет права выходить из дома. Но муж не должен запрещать ей выходить по своим нуждам или посещать родственников, если нет опасности попадания в запретное или же если он не сомневается в этом. На муже лежит ответственность за семью, поэтому ему необходимо быть внимательным ко всему. Если жена уверена, что супруг разрешил бы ей идти туда, куда не запрещено Шариатом, то она имеет право выходить. В этом есть большая польза для сохранения семьи. Но супруге нельзя встречаться и общаться с женщинами против воли мужа или работать за пределами дома без его разрешения.

В хадисе, переданном ат-Табарани, сказано: «Один человек направился в дальний путь и наказал жене не выходить из дому. Вскоре после этого заболел её отец. Она направила послание Пророку (мир ему и благословение) с вопросом, можно ли ей навестить больного отца. Он ответил, что она должна быть покорной мужу. Отец умер, и вновь ей было сказано выполнить волю мужа. Она выполнила наказ. И тогда Пророк (мир ему и благословение) послал к ней гонца с радостной вестью: за то, что дочь была послушной мужу, Всевышний простил грехи её отцу».

6. Жена должна быть неприхотливой и довольствоваться тем, что Аллах даровал супругу. Она не должна проявлять отвращение к нему, гневаться на трудное положение, а, наоборот, должна выражать благосклонность дарованным ему Аллахом, быть экономной и помогать мужу в добыче средств к существованию, предостерегать его от запретных путей заработка. В прошлом жёны, провожая своих мужей на поиски средств существования, просили их приносить домой только честно заработанное, говоря, что им будет легче терпеть голод и нищету, нежели мучения Ада.

7. Она должна беречь себя от посторонних глаз, скрывать части своего тела от всех, кроме мужа, не носить одежду, несоответствующую Шариату. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Женщине нельзя снимать свою одежду, кроме как в доме мужа » (Ахмад, ат-Тирмизи).

8. Ей запрещено самой самостоятельно знакомиться с друзьями своего мужа, представляться им, оставаться с чужим мужчиной наедине, а также принимать кого-либо в доме мужа в его отсутствие.

9. Нельзя проявлять высокомерие перед другими из-за красоты супруга или хвастаться богатством мужа. Также запрещено насмехаться над ним из-за некрасивой внешности, спорить, причинять боль или мучение и т.п. Жена должна проявлять к нему высокое уважение и отдавать ему должное как главе семьи. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда женщина причиняет мучения своему мужу в этой жизни, гурии, предназначенные ему в Раю, говорят: «О женщина. Не мучай его. Да уничтожит тебя Аллах, ведь он же твой гость. Может быть, он скоро простится с тобой и придёт к нам» (ат-Тирмизи, Ибн Маджа).

10. После того, как жена совершит что-либо, что вызовёт гнев мужа, она должна поторопиться сделать всё, чтобы он простил её. Ибн Хиббани, Ибн Маджа и другие передали хадис: «У жены, на которую гневается муж, не принимаются молитвы, и её хорошие деяния не поднимаются на небеса. Однако если жена не соглашается выполнить какие-то недозволенные Шариатом желания мужа, то за это ей не будет греха».

11. Жена должна заботиться о детях, занимаясь их воспитанием, быть нежной и сострадательной к ним. Шариатом категорически запрещается проклинать детей.

12. Супруге необходимо быть покорной мужу, кроме того случая, когда он заставляет делать что-либо запрещённое Шариатом. В хадисе, переданном Ибн Хиббани, сказано: «Если женщина совершает пять намазов в день, соблюдает пост в месяц Рамадан, сохраняет своё тело от постороннего мужчины, покорна своему мужу, она войдёт в Рай своего Господа ».

Таким образом, жене следует уделять большое внимание выполнению своих обязанностей перед мужем, ибо муж является для неё Раем и Адом. Наш Пророк (мир ему и благословение) указал на то, что жена получает большое вознаграждение за это, и сказал: «Любая покойная женщина, муж которой доволен ею, войдёт в Рай » (ат-Тирмизи, Ибн Маджа).

Если Коран и Сунна предписывают жене быть доброй, то мужу также предписано относиться к своей жене как можно лучше и мягче, быть с нею как можно добрее и справедливее, так как он полностью несёт ответственность за свою семью. Об этом сказано в хадисе: «Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству » (аль-Бухари и Муслим).



Что еще почитать