Игумения филарета смирнова. Пюхтица: непрерванная традиция женского монашества. И тут вы поплыли совсем в другую сторону…

Протодиакон Русской православной церкви Андрей Кураев в "Живом журнале" рассказал свою версию о происхождении около 300 млн руб. (приблизительно $4,7 млн) личных сбережений патриарха Русской православной церкви (РПЦ) Алексия II (Алексей Ридигер), зависших на счетах лишившегося лицензии российского "Внешпромбанка".

Алексий умер в 2008 году, а теперь на деньги покойного претендует игуменья Филарета (Александра Смирнова). Протодиакон отметил, что 37-летний митрополит Алексий познакомился с 30-летней монахиней Филаретой в 1966 году, и она была его экономкой до самой смерти патриарха. В 1976 году Алексий в завещании оставил все свое имущество Филарете.

"Полагаю, имущество тогда было не таким уж и большим: квартира и дача в Москве, плюс аналогичное имущество в Эстонии. Но оно стало быстро расти в годы, когда личное патриаршество Алексия совпало с годами рыночной жизни России. Денег и власти было много. Недвижимость стала совсем иная и иного класса", – написал Кураев.

Он предположил, что Алексий мог забыть о завещании 1976 года, а Филарета не напоминала ему "о его смертности".

Протодиакон предположил, что патриарху неудобно было самому ездить в банки и пополнять свои счета, поэтому он мог выписать доверенность на Филарету, которая благодаря этому узнала о наличии и состоянии некоторых его активов.

"Это еще не значит, что Алексий и в самом деле видел в ней наследницу этих счетов. И я убежден, что знала она не обо всех счетах и не ко всем имела доступ (особенно – к заграничным). Мы знаем, что спустя восемь лет по смерти завещателя на счетах Филареты лишь в одном "Внешпромбанке" оказалось свыше 300 миллионов рублей. Но сколько денег было на этих счетах восемь лет назад и сколько из них Филарета потратила или перевела – мы не знаем", – подчеркнул он.

По мнению Кураева, игуменья поделилась частью активов умершего патриарха с новым главой РПЦ Кириллом.

"Знаю, что у патриарха Кирилла был жесткий разговор с ней сразу после избрания. Если она осталась в Москве – значит, частью унаследованных ею и известных лишь ей патриарших заначек она все же поделилась.

А вот внешпромторговские счета, скорее всего, скрыла. Переводить куда-то такие суммы – значило бы засветиться. Да и куда? И зачем? Вот они и лежали (причем проценты в 2008-м были высокие). Филарета просто оформила вступление в наследство, но деньги не забрала", – рассказал он.

Диакон добавил, что Филарета, вероятно, пропустила сроки, в которые составляются "списки кредиторов" при банкротстве банка, которые нужны для выплаты страховой компенсации.
"Если бы Филарета получила страховую выплату – она автоматически была бы в реестре кредиторов. Если же она за это судится – значит, ради жалкого миллиончика она по инстанциям не пошла", – подытожил он.

Ранее игуменья Филарета подала заявление суд с требованием включить ее в список кредиторов "Внешпромбанка". Патриарх Алексий II составил завещание в 1976 году, назвав своей наследницей Филарету. Сейчас она является настоятельницей московского подворья Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря в Эстонии.

Адвокат Станислав Кравцов, представляющий интересы Смирновой, сообщил "Дождю", что не знает о происхождении денег, лежавших на счетах его подзащитной. По его словам, в рамках дела о банкротстве

"Внешпромбанка" установлено требование Смирновой на сумму около 200 млн руб.

Алексий II был патриархом Московским и всея Руси с 1990 по 2008 год.

В декабре 2015 года у клиентов "Внешпромбанка" стали возникать сложности с получением вкладов. 18 декабря российский Центробанк ввел в финансовое учреждение временную администрацию сроком на полгода, а с 22 декабря – мораторий на удовлетворение требований кредиторов банка сроком на три месяца.

В январе 2016 года агенство РБК сообщило, что в проблемном российском "Внешпромбанке" "зависли" 1,5 млрд руб., принадлежащих РПЦ.

Монахиня Филарета: «Мы верим, что монастырь возродится в былом величии»

Нижегородский Крестовоздвиженский монастырь - один из самых замечательных женских монастырей России. До советской эпохи он был широко известен не только в нашей стране, но и в зарубежье, его стены видели множество знаменитых в людей и высочайших государственных особ.

27 сентября весь православный мир отмечает праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. А для Крестовоздвиженской обители это еще и престольный праздник ее главного храма. О сегодняшнем возрождении былой славы монастыря, его достижениях и трудностях, о том, что значит великий праздник Воздвижения для сестринской общины и как они его встречают, рассказывает нашему корреспонденту монахиня Филарета.

Матушка, расскажите, в каком состоянии на сегодняшний день находится монастырь, как продвигается его реставрация и с какими проблемами вы сталкиваетесь?

Прежде всего, необходимо восстановить материальную базу обители. Здесь все обветшало: полы в корпусах гнилые, канализация не работает, все коммуникации необходимо обновлять, и на это требуется значительное количество времени и средств. К настоящему времени очищена от мусора территория монастыря, разбит цветник, побелены монастырские корпуса, в соборе выстроен новый балкон для певчих.

Идет установка пяти куполов соборного храма, завершается ремонт кровли. Сейчас, пожалуй, это самая серьезная наша проблема, ведь с наступлением осени близится сезон дождей и необходимо закончить работу в ближайшее время. Есть особенно хорошая новость. Под самым алтарем собора монастыря, в склепе, находится церковь Иверской иконы Божией Матери. Два года в ней проходила реставрация, и теперь она готова к освящению. Восстанавливая разрушенное, в одном из корпусов сестры устроили детскую воскресную школу. Ребята изучают Закон Божий, девочки отдельно занимаются рукоделием. При монастыре открыт православный медицинский пункт, где получают помощь священники и несущие церковное послушание миряне.
После реконструкции в обители смогут жить около 100 монахинь и послушниц. Для этого требуется по возможности восстановить монастырь в его исторических границах. Власти Нижнего Новгорода обещали решить этот вопрос положительно и помочь вернуть монастырю ранее принадлежащие ему здания.
Но главное - Божиим промыслом наша обитель снова обретает великие святыни. В соборе для поклонения верующих выставлен большой крест-распятие высотой 4,5 метра, который в 2005 году в Великую Пятницу в Иерусалиме пронесла крестным путем Спасителя группа нижегородских паломников во главе с владыкой Георгием.

Также монастырь получил другую святыню - крест с частицей Животворящего Креста Господня, подаренный Владыкой насельницам монастыря в престольный праздник. Возобновилась славная традиция: в субботу на Пасхе к нам приносят чудотворную Владимирскую икону Божией Матери из мужского Оранского монастыря.

Крестовоздвиженская обитель находится в черте города. Наверное, это обстоятельство вызывает сложности в жизни монашенской общины?

С ростом Нижнего Новгорода когда-то уединенный Крестовоздвиженский монастырь оказался в самом центре Нижнего Новгорода, и это, конечно, вызывает сложности. Но все же месторасположение обители замечательное. Место, которое занимает теперь монастырь, владыка Моисей в начале XIX века назвал «истинным» и «благословенным». И действительно, хотя городская суета находится от нас в двух шагах, за стенами обители царят тишина, спокойствие и молитва.

Важно отметить: несмотря на то что наша сестринская община переселялась из Зачатьевской обители в Происхожденскую, а затем в Крестовоздвиженскую, она везде сохраняла неизменным свой устав, учрежденный еще первоосновательницей блаженной Феодорой.

Этот устав и составляет дух нашей общины, в каких бы стенах мы ни пребывали, где бы ни находились. Блаженная Феодора, которую мы свято чтим, являет для наших сестер и вообще для всех женщин пример смиренного служения Богу и людям, оставления суетных славы и богатства.

Близящийся праздник Воздвижения Креста Господня, безусловно, значим для Крестовоздвиженского монастыря. Как вы его отмечаете?

- «Крест - хранитель всей Вселенной, крест - красота Церкви, крест - царей держава, крест - верующих утверждение, крест - ангелов слава и демонов язва», - так объясняет одно из церковных песнопений значение креста. Через крест открылось людям Небесное Царствие, а значит, и воскресение в жизнь вечную.

О спасительном действии креста неоднократно сообщают страницы Ветхого и Нового Заветов, с древних времен Церковь воспевает: «Господи! Оружие на диавола Крест Твой дал еси нам». Историческим событиям, легшим в основу праздника Воздвижения Креста, посвящена вся наша обитель и ее главный храм. Для Крестовоздвиженского монастыря и его сестринской общины этот праздник, подобно дню ангела для каждого человека, сравним с Воскресением Христовым и надеждой на спасение. В дореволюционные времена на Воздвижение в нашу обитель стекалось множество народа, богослужение совершалось с особой торжественностью, а после литургии организовывался праздничный обед для всех пришедших. Сегодня мы стремится возродить утраченное, потому в этот день хотелось бы видеть в монастырском соборе как можно больше верующих.

Особенно отрадно ставшее традицией участие в праздничном богослужении воспитанниц медицинского колледжа и детей из соседнего интерната. С тех пор как я три года назад впервые переступила порог обители, здесь на праздник Воздвижения Креста обязательно устраивается угощение, среди собравшихся на молитву людей царят радость и любовь.

От редакции: всем желающим помочь в деле возрождения славной Крестовоздвиженской обители мы сообщаем адрес монастыря и его банковские реквизиты.

603022, г. Нижний Новгород, Окский съезд, д. 2 А, тел.: 433–92–25, 433–76–85
ИНН 5262043748 КПП 526201001 р/с 40703810700820000145
БИК 042202772, ЗАО «Нижегородпромстройбанк»,
Канавинский ф-л Н. Новгорода, к/с 30101810200000000772

Свою версию о происхождении около 300 млн руб. (приблизительно $4,7 млн) личных сбережений патриарха Русской православной церкви (РПЦ) Алексия II (Алексей Ридигер), зависших на счетах лишившегося лицензии российского "Внешпромбанка".

Алексий умер в 2008 году, а теперь на деньги покойного претендует игуменья Филарета (Александра Смирнова). Протодиакон отметил, что 37-летний митрополит Алексий познакомился с 30-летней монахиней Филаретой в 1966 году, и она была его экономкой до самой смерти патриарха. В 1976 году Алексий в завещании оставил все свое имущество Филарете.

"Полагаю, имущество тогда было не таким уж и большим: квартира и дача в Москве, плюс аналогичное имущество в Эстонии. Но оно стало быстро расти в годы, когда личное патриаршество Алексия совпало с годами рыночной жизни России. Денег и власти было много. Недвижимость стала совсем иная и иного класса", - написал Кураев.

Он предположил, что Алексий мог забыть о завещании 1976 года, а Филарета не напоминала ему "о его смертности".

Протодиакон предположил, что патриарху неудобно было самому ездить в банки и пополнять свои счета, поэтому он мог выписать доверенность на Филарету, которая благодаря этому узнала о наличии и состоянии некоторых его активов.

"Это еще не значит, что Алексий и в самом деле видел в ней наследницу этих счетов. И я убежден, что знала она не обо всех счетах и не ко всем имела доступ (особенно - к заграничным). Мы знаем, что спустя восемь лет по смерти завещателя на счетах Филареты лишь в одном "Внешпромбанке" оказалось свыше 300 миллионов рублей. Но сколько денег было на этих счетах восемь лет назад и сколько из них Филарета потратила или перевела - мы не знаем", - подчеркнул он.

По мнению Кураева, игуменья поделилась частью активов умершего патриарха с новым главой РПЦ Кириллом.

"Знаю, что у патриарха Кирилла был жесткий разговор с ней сразу после избрания. Если она осталась в Москве - значит, частью унаследованных ею и известных лишь ей патриарших заначек она все же поделилась. А вот внешпромторговские счета, скорее всего, скрыла. Переводить куда-то такие суммы - значило бы засветиться. Да и куда? И зачем? Вот они и лежали (причем проценты в 2008-м были высокие). Филарета просто оформила вступление в наследство, но деньги не забрала", - рассказал он.

"Если бы Филарета получила страховую выплату - она автоматически была бы в реестре кредиторов. Если же она за это судится - значит, ради жалкого миллиончика она по инстанциям не пошла", - подытожил он.

4 - 5 декабря 2008 года в Москве совершено беспрецедентное по циничности, жестокости и кощунственности ПРЕСТУПЛЕНИЕ: тройное убийство, в том числе патриарха Всея Руси Алексия II

Народ России имеет полное право знать правду о том, как закончил свою жизнь его патриарх, 18 лет стоявший во главе Церкви.

Господь Вседержитель.

Кроме этой Иконы в России кровоточат: Державинская (5 мая 1999 г., Оренбургская обл.) и Камышинская (5 июля 2010 г., Волгоградская обл.) Иконы Вседержителя.

Последняя Служба патриарха в Донском монастыре у раки святителя Тихона.

04. 12. 2008 г.

ЖЕСТОКОЕ РИТУАЛЬНОЕ УБИЙСТВО. Убиты трое служителей Церкви: патриарх Алексий II, его шофёр, Владимир Михайлович Ивановский, и дежурная игуменья, матушка Филарета Смирнова. Шофёр и матушка исчезли 5-го декабря 2008-го года. НИКАКИХ сведений о них вот уже 5 лет раздобыть не удаётся. Матушка Филарета обнаружила патриарха Алексия в его покоях. Картина была жуткая: в крови были стены, иконы, пол, мебель. Патриах лежал в ванной комнате на полу в луже крови с тремя пробоинами в голове. После этого игуменья бесследно исчезла и сама.

После анализа фактов и тщательного рассмотрения всех доступных свидетельств, ЛУЧ следующим образом воссоздаёт картину злодеяния. 4 декабря 2008-го года, в Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы и в день интронизации Святителя Тихона, патриарх Алексий II служил Литургию в Успенском соборе Кремля, затем Молебен у раки патриарха Тихона в Донском монастыре. Самочувствие патрирха было удовлетворительным, аритмию он подлечил в конце ноября в Мюнхене. На 5-е декабря было запланировано его важное выступление на Русском Народном Соборе.

При возвращении в Переделкино (возможное время около 6 - 7 ч. вечера) призошло несчастье: машина патриарха попала в ДТП. Как свидетельствуют, на встречку вылетел КАМАЗ. Об этом имеется подтверждение высокопоставленного источника в Прокуратуре РФ, на свидетельство которого ссылается журналист «Новой Газеты» Алексей Головинский (см. статью «Патриарх, умноживший паству» 08.12. 2008). В результате этого ДТП погиб шофёр, Ивановский Владимир Михайлович. Сам патриарх остался жив, и его, возможно на машине «Скорой помощи» или служебной, доставили в Переделкино.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ ТЩАТЕЛЬНО СКРЫТО от народа и мировой общественности. Все плёнки наружного и внутреннего наблюдения изъяты ФСБ и до сей поры не обнаружены и не обнародованы. Все свидетели, кто мог хоть что-то знать, уничтожены, устранены, запуганы. Ни один врач, ни один свидетель не выступили, не сделали ни одного официального заявления, кроме Кирилла Гундяева. Полный МОЛЧОК! Полная блокада в СМИ любых материалов на тему смерти патриарха, с самого первого дня его гибели, продолжается до сего дня. Официальные представители МП, Вигилянский и Кураев, или уходят от ответа, или откровенно лгут, меняя показания или утверждая, что их неверно поняли . Сказать, что всё это подозрительно, значит ничего не сказать; всё это дико, пугающе дико.

Что именно происходило в покоях патриарха после ДТП доподлинно не известно. Однако факт остаётся фактом: Алексия II в них закрыли, отключили телефон, отрезали от мира и какой бы то ни было помощи и затем убили (предположительно тремя выстрелами в голову). Возможно убийцы сначала рассчитывали на смерть или на остановку батареи кардиостимулятора в результате аварии на дороге. Но так как этого не произошло, в покои вломились убийцы. Утром в 8.30, после того, как патриарх не появился к завтраку, его обнаружили уже бездыханным и охладелым. Когда наступила смерть - не известно, так как всё засекречено, а медицинское освидетельствование и официальное заключение о причинах смерти, которые всегда были доступны и всегда публиковались даже при режиме КПСС, по-видимому не проводились вообще.

Подчёркивается, что у патриарха «не было тревожной кнопки». Во-первых, в это мало верится, раз у него стоял кардиостимулятор, что предполагает круглосуточное врачебное наблюдение; во вторых, сотовый телефон у патриарха имелся, и 4 декабря он звонил и разговаривал со всеми членами Синода. В-третьих, если уж не смогли вовремя помочь, то почему к умершему патриарху Всея Руси не был вызван врач подтвердить естественную кончину? Никаких сведений о вызове врача и о каком-либо медицинском заключении нет. И это уже не просто оплошность, но преступление, которое говорит о насильственной смерти, которую хотят скрыть. Точно таким же образом, без какого-либо медицинского освидетельствования, 16 января 2012 г. в Москве был убит митрополит Суздальский и Владимирский Валентин (Русанцов). У него так же был установлен кардиостимулятор, который вырубили огромным разрядом электрического тока. Он был убит электрошоком.

Одно лишь представляется очевидным: патриарх Алексий II был умучен, принял мученический венец. Но именно этот факт, о котором свидетельствуют не только люди, не только«актёр Садальский», но и чудеса, явления, предсказания святых, - важнейший факт скрывается, активно замалчивается, и кем? деятелями той же Церкви, которой патриарх посвятил всю свою жизнь. Разве не важно для посмертия души, чтобы народ знал правду, знал о том, через что пришлось пройти мученику, дабы искупить многие наши грехи? Но Патриархия представила кончину своего первоиерарха как «естественную смерть от сердечной недостаточности». Что в случае с Алексием II является не просто и не только ложью, но и величайшим кощунством, которое тяжким грузом ложится на всех верующих, на всех служителей, на всех членов Церкви.

КИРИЛЛ ВЁЛ СЕБЯ НЕАДЕКВАТНО. Не только дико выглядел (у него блуждал взгляд, закатывались глаза, высовывался язык, речь была порой бессвязной) и вёл себя, но и дико высказывался об усопшем в телеинтервью 6 декабря. Гундяев был явно неадекватен: или пьян, или настолько вымотан после какой-то оргии, что не контролировал свои высказывания. Казалось он вообще не понимает, где находится и что делает, потому что В ПРЯМОМ ЭФИРЕ позволил открытые ненавистнические высказывания в адрес усопшего. Это интервью потрясло всех неслыханным цинизмом, «рациональным» подходом к кончине человека и по сути явилось самопризнанием и саморазоблачением убийцы.

КОЩУНСТВЕННЫЙ ПЕРФОРМЕНС творился на так наз. «похоронах патриарха» в ХХС. В гробу лежал явно не патриарх. У убитого патриарха была голова и имелись ноги. У тела в гробу не было ни головы, ни ног. Сложенные на животе руки, с распухшими и вывихнутыми фалангами, с грязью под ногтями и без характерных веснушек, не принадлежали патриарху. Это были руки другого человека, тяжело травмированного и при жизни скорее всего занятого физическим трудом. Итак, это были руки шофёра, погибшего в ДТП. То есть в ХХС отпевали убиенного Ивановского, Владимира Михайловича. Берл Лазар, со всей своей хасидской камарильей, демонстративно не явился на церемонию прощания. Уж кто кто, а он-то знал, кого именно ФСБэшники подложили в гроб.

УБИЙСТВА. УБИЙСТВА. УБИЙСТВА. И до сего дня бандитизм, вандализм, насилие и убийства в так наз. «церкви», подконтрольной ФСБ, продолжаются. Священнослужителей убиты в России десятки, сотни. Убивают целыми семьями, поджигают дома, травят, лишают сана, доводят до смерти, отбирают детей в ювенальное рабство. Убили 5 монахинь Марфо-Мариинской Обители. Убили священника РПАЦ о. Алексия Горина. Убили и самого Предстоятеля РПАЦ митрополита Валентина Русанцова. Убили священника о. Даниила Сысоева, ревностного обличителя инославного нечестия. За критику патриархии и Кирилла убили актёра Андрея Панина. Сколько ещё народа православного поубивают наши враги, пролезшие на самые вершины церковной и государственной власти? ДОКОЛЕ?!

Предупреждение Алексию II от св. Феодосия Печерского за 5 лет до Кончины.

Это случилось в Алтаре храма в Астрахани 28 октября 2002-го года. Патриарх намеревался служить Панихиду по Жертвам Дубровки. Присутствовало множество архипастырей, священников, служителей. У этого событие десятки свидетелей. Святой Феодосий предстал прямо перед патриархом, с посохом и в схиме. В его светлых пронзительных глазах не было гнева, но был заметен жестокий укор. Алексий сам передал дословно то, что услышал от старца-игумена. «Отпали от Бога - ты и многие братья твои, и к диаволу припали. И правители Руси не правители уж суть, а кривители. И Церковь потворствует им. И не стоять вам по правую руку от Христа. И ждёт вас мука огненная, скрежет зубовный, страдания бесконечные, аще не опомнитесь, окаянные. Милость Господа нашего безгранична, но слишком долог для вас путь к спасению через искупление бесчисленных грехов ваших, а час ответа близок». Патриарх был до такой степени потрясён, что попал на несколько дней в больницу. Как он изменил свою жизнь после этого события, какие начал творить дела покаяния и милосердия, Свидетель только Бог.

Во всяком случае Алексий II открыто пошёл против установок ФСБ: не признал «найденных» останоков Царской Семьи и не явился на церемонию «захоронения» в Петропавловской Крепости (1998). Не признал «идентификации», проведённой в Пентагоне (2008). Повсеместно по России прославлял Подвиг Царственных Мучеников и Новомучеников Российских. Не убоялся угроз со стороны безБожного Запада и остался на позициях веры, когда на сессии ПАСЕ в 2007-м заявил перед мировым правительством: «Технологический прогресс по-новому ставит вопрос о правах человека. И верующим людям есть, что сказать по вопросам биоэтики, электронной идентификации и иным направлениям развития технологий, которые вызывают обеспокоенность многих людей. Человек должен оставаться человеком - не товаром, не подконтрольным элементом электронных систем, не объектом для экспериментов, не полу-искусственным организмом. Вот почему науку и технологии также нельзя отделить от нравственной оценки их устремлений и их плодов.»

Явление и. Ферапонта Оптинского паломникам за 5 лет до Кончины патриарха.

В ночь на 18 апреля 2003 г. в Оптиной Пустыни паломникам из Тулы было явление и. Ферапонта (Пушкарёва), одного из 3-х мучеников, погибших на Пасху-1993 г. в Оптиной. Это был день 10-летие их Подвина за Россию, за Русский народ. В этом году исполнилось уже 20 лет Подвига Оптинских Мучеников, иеросхимонаха Василия (Рослякова), инока Трофима (Татарникова) и инока Ферапонта (Пушкарёва). Смиренный инок вошёл в автобус, в котором отдыхали перед Ранней Литургией большая группа паломников из Тулы, наполнив автобус благоуханием. Сначала поблагодарил за приезд именно в этот день, пообещал молиться за каждого. Далее вёл беседу о Церкви, о ситуации в России, о том, что необходимо делать для Спасения. Приводил пример подвижницы, схимонахини матушки Сипфоры, просил посетить её келью и могилку в Клыкове (12 км от Оптиной). «Всем верующим и Церкви сегодня уже приготовили наручники и кандалы, тюрьмы и лагеря, Соловки зарешетчены, и списки составлены. 2 дня - и новый концлагерь готов. Но милость Царицы Небесной хранит Россию,» - утешал инок. В конце беседы просил усердней молиться о патриархе Алексии II, так как он на Кресте распинаем , терпит нападки, великий мученик. «Россия воссияет, скажет ещё своё слово в судьбах мира, и суждена нам хорошая жизнь, роды и роды»...

Требуем вскрытия так наз. «гробницы патриарха» в Богоявленском соборе, проведения экспертизы и следствия.

ПУТИН, КУДА ДЕЛ ПАТРИАРХА?!

УЖ НЕ К КРАСНОЙ ЛИ БОРОДЕ - В ТВОЙ ЛЮБИМЫЙ ШКАФЧИК?

Режим Путина /Менделя/Гундяева - это трон на крови и костях Русского народа.

Икона режима Путина.

5 мая 1999 г., когда Путин начал взрывать Россиию и власть снова захватило КГБ, Икона начала мироточить и вскоре на лике Спасителя появились первые капли крови.

Так же с 2001 г. в Воронежской обл. кровоточит Икона Валаамской Богородицы (Костомаровская Свято-Спасская обитель) и с 2008 г. Икона Царской Семьи в г. Днепропетровск, Украина (храм Царственных Мучеников).

Молитва Чудотворному Державинскому Спасу.

Господи Иисусе Христе, на Голгофском Кресте Распятие претерпевый и Кровь Свою честную за спасение рода человеческого в неизреченных муках проливый, и ныне с Иконы Твоея в селе Державино в центре Державы Российския обильно Ю изливаеши. Молимтися, Всемилостивый Искупителю наш, с великим плачем и сокрушением, ибо неисчетны грехи наша, и Страждет Спасителю наш, даже до Крови, нам в укор и во осуждение, но и во Знамение Милости, призыв к покаянию и исправлению. Окамененное нечувствие сердец наших да смягчится созерцанием великой страшной Тайны Божественна Страдания и Крови Твоея, с Лика Твоя на Иконе обильна изливаема.

Господи Иисусе Христе! На Божественну Кровь, на Голгофе истекшую, Ангели не могли взирати без страха и трепета: Солнце позна запад свой и померкло в той час, когда на Кресте проливал Ты Кровь Свою за ны, земная твердь восколебалась как море, не терпя тяжести капель Ея, и Завеса Храма раздралася. Не дай же и нам, грешным без трепета и содрогания всех уд наших взирати на велие Чудо сие от Иконы Твоея в с. Державино явленное в последняя времена. Вот мы, рабы неключима, пред Иконой Твоея взываем: прости нас, грехми и беззаконьями вновь и вновь Тя, Спасителя нашего, распинающих.

Да будет Знамение сие верным - во упреждение мук их в последняя времена и духовных сил приложение, малодушным - в вере укрепление, отпавшим - возвращение, не любящим Тя - любовью к Богу и к ближним во воспламенение, Державе нашей Российской - во обетование примирения с Богом и от ига инославна избавление. Как молил Ты Отца на Голгофе за мучителей Своих, говоря: «не ведают бо что творят», так помилуй и нас грешных, распинающих Тя своими страстьми и похотьми, но прощения пред Иконою сей от сердца взыскующи, и дай людием православна мужество отцов наших, душам разумение и Спасение, Державе Российской во грехе отступления от Святей веры Православныя покаяние, прощение и от бед избавление. Да будет на нас милость Твоя, Владыка Господи, Твоего Отца Вседержителя и Святаго Духа. Аминь.

Православные, молитесь Вседержителю,

да откроет народу место нахождения тела убиенного патриарха Московского и Всея Руси, Алексия II , мученика.

Да Воскреснет Бог и да расточатся врази Его!

Яко исчезает дым, да исчезнут!

В Эстонии – это особое место паломничества не только православных из России и Прибалтики, но и из многих других стран. Сюда едут из самых разных уголков мира, невзирая на визовый режим и пограничные формальности. Едут в одиночку и группами, надолго и на один – два дня. Кто-то приезжает на экскурсию, чтобы познакомиться с жизнью монастыря, кто-то едет для труда и молитвы, а иные направляют свои стопы в эти края для того, чтобы понести нелёгкий, но благословенный иноческий подвиг.

Сам монастырь расположен в небольшом селении Куремяэ, что означает «Журавлиная гора», на северо-востоке Эстонии, примерно в 30 километрах от границы с Россией. Два раза в неделю (по понедельникам и пятницам) из Таллина до Куремяэ ходит прямой автобус (дорога обычно занимает около трёх часов). В остальные дни добраться сюда тоже несложно: на междугородном автобусе можно доехать до города Йыхви, а из Йыхви на пригородном автобусе до Куремяэ (в будни 7 – 8 рейсов в день, в выходные автобусы ходят реже). Поездка от Йыхви до Куремяэ заняла у меня около часа. Вышел я на последней остановке, около продуктового магазина. К монастырским воротам вверх вела широкая дорога, с симпатичными берёзками, окаймляющими её с обеих сторон. Подойдя к воротам, я перекрестился и с благоговением вошёл внутрь. «Какое счастье, что наконец-то удалось приехать в Пюхтицу», – порадовался я, ступив на землю обители. Дороги к игуменскому дому я не знал, никаких указателей у входа не было, и дежурных я тоже найти не смог. Следуя указаниям встретившейся мне монахини, я вышел к трём одинаковым домикам, расположенным напротив входа в самый большой храм – Успенский собор. После дополнительных расспросов удалось узнать, что дом игумении – это тот, что посредине. Оказалось, я попал в монастырь через хозяйственные ворота. Святые врата расположены вблизи Успенского собора, и там, конечно, есть дежурный, готовый помочь приезжему богомольцу.

Монастырь приятно поразил меня своей аккуратностью и чистотой. Также аккуратно и чисто было в паломнической гостинице, где меня разместили на два дня. Трапеза для паломников была необыкновенно вкусной и питательной; особенно мне понравился яблочный конфитюр и монастырские творог и сметана. Конечно, за всей этой красотой, благолепием и аккуратностью кроется кропотливый ежедневный труд сестёр и тех паломников, которые приезжают в обитель разделить с насельницами часть их забот.

Пюхтицкий Успенский женский монастырь был основан в 1891 году. По преданию, у горы в селении Куремяэ в XVI веке было явление Божией Матери. Вблизи того места, где явилась Божия Матерь, в ветвях дуба была обретена икона Успения Пресвятой Богородицы. С того времени местные жители стали называть гору Пюхтицкой, в переводе с эстонского – Святой. Большую роль в становлении обители сыграл святой праведный Иоанн Кронштадский, покровитель и духовный наставник первых сестер. С 1891 года Пюхтицкий монастырь не закрывался ни на один день; значительное попечение о нём ещё со времени управления Таллинской епархией проявлял . С июня 1990 года монастырь является ставропигиальным, то есть находится в прямом подчинении Святейшему Патриарху.

Матушка Филарета о себе и о монастырской жизни

С момента основания монастыря в нём сменилось семь настоятельниц. С 1968 до февраля 2011 года обителью управляла . Восьмой настоятельницей в ноябре 2011 года стала игумения Филарета (в миру – Ксения Викторовна Калачёва). Родом она из Самары, в монастырь поступила в 1992 году.

Матушка Филарета рассказывает:

– Я родилась в православной семье, биография у меня самая обычная: школа, затем биологическое отделение химико-биологического факультета Куйбышевского государственного университета. Я очень люблю город, где родилась, Волгу, среднюю полосу России. Это моя родина, и к ней всегда относишься трепетно – ведь невозможно забыть то место, где прошло твоё детство, тех людей, с которыми ты вырос. Родители каждое лето старались вывезти нас, детей, на Чёрное море. Я занималась серьёзно плаванием, и эти поездки к морю не только приносили радость, но и положительно сказывались на здоровье. И вот как-то я вернулась после очередной такой поездки домой, вся загорелая. Может, на третьем курсе тогда училась или на четвёртом, точно не помню. После воскресной Литургии решила подойти побыстрее ко кресту, чтобы приложиться и бежать по своим делам. А в это время наш самарский владыка Иоанн (Снычёв) говорил проповедь.

– Будущий митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский?

– Да, он с 1969 до июля 1990 года управлял Куйбышевской епархией. Мама была его духовной дочерью, очень его любила и обращалась к нему за советом. Так вот, в то воскресенье владыка говорил о том, что люди бессмысленно проводят дни, беспечно тратят своё время. Говорил, что они лежат на пляже, подобно свиньям, сгорая под солнцем. Я почувствовала, что это сказано для меня. Ко кресту решила не подходить, тихонечко отошла и со стыдом покинула храм. Дома посоветовалась с мамой: может быть, нам съездить в монастырь, потрудиться, помолиться? И монастырю поможем, и для своей души польза будет. Мама ответила: «Давай у владыки спросим, куда он посоветует, туда и съездим». Владыку как раз перевели в Петербург, и он нас благословил поехать в Пюхтицу. Так произошло моё знакомство с Пюхтицким монастырём.

– Летом 1991 года, после сдачи экзаменов я поехала с мамой в Эстонию, – продолжает матушка игумения. – Мама потом вернулась в Самару на работу, а я на всё лето осталась, не хотелось уезжать. Стала проситься в монастырь. Мама, конечно, всё поняла, но попросила, чтобы я окончила университет, получила диплом. У меня же было другое настроение: ну кому в обители пригодится моя профессия – эмбриолог и генетик? Что я буду делать с этим дипломом? Однако владыка Иоанн тоже сказал, что учёбу нужно завершить. Я спросила у игумении Варвары, но и её ответ был таким же: «Заканчивать учебу!» Мне тогда показалось, что двери монастыря для меня закрыты.

– Вероятно, для вас это стало большим огорчением?

– Да, для меня настал год горького ожидания и испытания. Мне ведь очень понравилось в монастыре, хотя я сразу заметила, какой колоссальный труд несут сёстры. Трудились все. Я помогала в гостинице, с утра до ночи и с ночи до утра. Свободного времени совсем не было. Порой даже на службу не успевали: надо за гостями убрать, помыть, протереть пыль... Некоторые говорят, что всё это суета. Конечно, во всех делах человеческих от суеты никуда не денешься, но, несмотря на постоянную занятость, сёстры никогда не забывали о молитве. И труд был созидающий, во славу Божию и на благо святой обители. Как говорила матушка Варвара, труд можно приравнять к молитве, если он выполняется с чувством благодарности Богу и воспринимается как служение Господу.

– Что, наверное, непросто, особенно если труд изматывающий и тяжёлый…

– Я вспоминаю, как мы ездили на покос. Сёстры постарше ехали, чтобы косить, а мы выезжали попозже – сушить сено. Начинаешь ворошить это сено (а места здесь влажные, жара тяжело переносится), с непривычки утомляешься не столько от работы, сколько из-за жары. К тому же в поле летали огромные оводы и наводили ужас. И вот среди этой жары и пугающих насекомых звучит голос: «Сёстры, идите чай пить!». Это сестра-самоварница растопила самовар и зовёт. Все приходят уставшие, садятся пить чай, друг над другом подшучивают, но по-доброму, без всякой злости, без сарказма. Сразу легко и хорошо становилось, и даже усталость проходила. Это меня покорило, а потому уже хотелось с ними трудиться, хотелось остаться с ними навсегда. Меня покорила эта сестринская любовь, хотя, конечно, могли ненадолго и повздорить, все же люди. Но это было так непохоже на то, что происходит в миру, всё было по-другому, с иным отношением друг к другу. Я не видела раньше такой жизни… Но увы, пришлось вернуться в Самару, на учёбу. После Пюхтицы всё вдруг стало дома для меня чужим, даже моя комната. Мама, конечно, расстроилась, понимая, что я уйду.

– Матерям тяжелее всего, – говорит игумения Филарета. – Они первые возлагают на себя этот крест: ведь непросто благословить своё дитя на монашеский путь, отдать Господу и не жалеть об этом. Хотя, думаю, материнское сердце всегда будет скорбеть. Каждому родителю хочется, чтобы ребёнок был с ним, поддерживал в старости, утешал, укреплял. Родители идут на подвиг, отпуская своё чадо в монастырь и лишая себя утешения, но Господь воздаст им за это сторицей.

В Самаре Ксения Калачёва успешно закончила последний курс университета и получила диплом, как и велели ей владыка Иоанн и игумения Варвара. Распрощавшись с родными краями, она купила билет на поезд и уехала в Эстонию, в столь полюбившуюся Пюхтицу, мечты о которой переполняли её весь прошедший год. Здесь Ксения снова окунулась в монастырскую жизнь, но уже не в качестве паломницы, а как полноправная насельница обители, несущая вместе со всеми сёстрами подвиг труда и молитвы, избранный ею на всю оставшуюся жизнь. Вначале она помогала в монастырской гостинице, трудилась на скотном дворе, потом снова были труды в гостинице и, наконец – послушание в игуменской. В рясофор Ксения была пострижена в ноябре 1993 года, а в мантию – в марте 2002 года. В ноябре 2011 года монахиня Филарета стала игуменией Пюхтицкого монастыря.

Кто поступает в монастырь

Сейчас игумения Филарета несёт нелёгкий труд по управлению обителью, в которой живёт около 120 сестёр (из них примерно 90 – монахини и инокини, а остальные – послушницы). До распада СССР монастырь, в основном, пополнялся сёстрами из России. А в наши дни, при закрытой восточной границе и визовом режиме со странами СНГ, это, вероятно, стало затруднительным. Я спросил об этом у матушки настоятельницы.

– Конечно, стало труднее в связи с закрытием границ. Людям приходится оформлять загранпаспорта, получать визы, но, как и прежде, желающие имеют возможность приехать в монастырь, а также поступить в обитель. Принятые в число сестёр со временем получают вид на жительство в Эстонии. Так что и в наши дни монастырь пополняется, в основном, сёстрами из России и стран СНГ.

– В самой России в последние годы открылось много монастырей, так что имеется большая конкуренция, – с улыбкой замечает матушка Филарета. – А прежде наш Пюхтицкий монастырь был единственной женской обителью на территории СССР, куда можно было поступить молодой девушке, не считая единичных маленьких монастырей, сохранившихся на территории Украины, Латвии, Литвы и Молдавии. Но в наше время есть и другие проблемы. К сожалению, очень немногие сейчас идут в монастырь. И в России такое положение, и в других местах. Не знаю даже, с чем это конкретно связано, но предполагаю, что причин много... Наше время очень непростое. Распалась огромная страна, низложены привычные идеалы – всё это, конечно, отразилось на новом поколении. Не представляю, какими стали бы мы, если бы росли в таких же условиях. А сколько неправды, цинизма обрушивается на молодёжь через средства массовой информации! Стираются такие понятия, как верность, постоянство, преданность... Люди становятся все более непостоянными. Если такие и приходят в монастырь, то не остаются, а переходят из одного места в другое. И это тоже проблема. Правда, у нас такой текучки меньше, – в связи с визовым режимом. Среди причин, почему в наши дни немногие идут в монастыри, можно еще упомянуть и тот факт, что сегодня мало молодежи проживает в сельской местности, и по окончании школы многие из них стараются перебраться в город. А ведь всегда в монастырях было больше всего насельников именно из крестьянского сословия, которые умели и любили работать на земле.

Слушая матушку Филарету и во многом разделяя её мнение, я всё же говорю и о положительных сторонах падения коммунистического режима. Ведь именно благодаря развалу тоталитарной советской системы Церковь наконец-то обрела свободу. Не стало препятствий для открытия новых приходов, совершения богослужений в тюрьмах и больницах, миссионерства и церковной проповеди.

– Да, свобода Церкви существует, – соглашается со мной матушка. – Но вы посмотрите, сколько всплыло сект, сколько людей вообще ушло на сторону. Не знаю, как это объяснить, но, несмотря на период церковного возрождения, не так уж и много молодежи стало ходить в храм, и малая доля из них выбирает иноческую жизнь.

Я вспоминаю, как раньше игумения Варвара выбирала насельниц. Перед ней стояли тридцать молодых девушек, а она говорила: «Нет, девочка, у тебя не монашеский путь, нет, тебе в монастырь нельзя...» В результате из тридцати выбирала троих или четверых. Много тогда было желающих жить в монастыре. А что сейчас? К примеру, в 2011 году к нам обратилось всего четыре девушки, трое из России, а одна из Прибалтики. Двоим пришлось отказать – одна была тяжело больная, не смогла бы нести монастырские послушания, а вторая с маленькими детьми (разведённая). Я ей объяснила, что нужно вначале детей воспитать и поставить на ноги, и что в обители не спрячешься от своих обязанностей и скорбей. Конечно, многие люди, приезжающие в монастырь, видят внешнее благолепие, окунаются в благодать, но порой не совсем понимают, какой титанический труд за этим стоит.

«Действительно, труд немалый, – подумал я. – Ведь это не только ежедневные богослужения, уборка, приготовление еды и заботы по приёму паломников». У монастыря имеется крупное подсобное хозяйство: 75 гектаров земли, на которых выращивают зерновые культуры, различные овощи и фрукты (включая яблоки, из которых затем делают столь понравившийся мне конфитюр). Есть скотный двор, где обитают коровы, козы и куры. В мае, в день памяти св. Георгия Победоносца, перед тем, как выпустить скот на пастбище, на скотном дворе служат водосвятный молебен (по монастырской традиции к рогам коров в этот день привязывают цветные бантики). Также в монастыре есть пошивочная, художественная и переплётная мастерские. Словом, всё в обители направлено на то, чтобы жить за счёт труда своих рук, без излишней помощи извне.

– Слава Богу, всё в монастыре действует хорошо и отлажено, – подчёркивает матушка. – Хотя не скрою, всё-таки нужен приток новых насельниц, нужны молодые силы. Тем более, мы же единственный ставропигиальный монастырь Московского Патриархата в Евросоюзе.

В Пюхтице почти всегда немало паломников и экскурсантов. Едут сюда и эстонцы, никак не связанные с православием. Интересно, что же движет коренными жителями Эстонии, направляющими свои стопы в стены обители: сугубо культурологический интерес, желание познакомиться с одной из достопримечательностей своей страны, или всё-таки стремление узнать о той вере, которую исповедуют насельницы обители?

– Я думаю, эстонцы любят монастырь как памятник архитектуры, как одно из красивейших мест своей страны, гордятся им, любят сюда приезжать и привозить гостей; они любят монастырь, – подчёркивает матушка Филарета. – Уважают тот образ жизни, которого мы придерживаемся. Не раз мне говорили, что всё это очень высоко и прекрасно, и можно всем этим восхищаться. И звучало это очень искренно.

Монастырские службы

Жизнь в Пюхтице, как и в любом другом монастыре, немыслима без ежедневных богослужений. Главный храм, в котором совершаются службы – это Успенский собор. Именно в нём находятся икона Успения Пресвятой Богородицы, чудесно обретенная более 400 лет назад, а также чудотворный образ святителя Николая, Пюхтицкая икона Божией Матери и другие святыни монастыря.

Иногда службы совершаются и в других храмах – в церкви преп. Сергия Радонежского, что на вершине Пюхтицкой горы, Трапезном храме во имя святого Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, в домовой церкви в честь святителя Алексия и великомученицы Варвары, а также в кладбищенской Церкви во имя святителя Николая и преподобного Арсения Великого. Богослужения совершаются по традиции на церковнославянском, но в некоторых случаях, при соборных богослужениях, отдельные ектении и возгласы могут произноситься по-эстонски. Сейчас в монастыре служат три штатных священника: протоиерей Димитрий Ходов, игумен Самуил (Караск), иерей Вячеслав Карягин.

– Протоиерей Димитрий является старшим священником нашего монастыря, он служит у нас более тридцати лет, – рассказывает игумения Филарета. – Второй наш священник, отец Самуил – эстонец, принявший православие. Есть ещё отец Вячеслав, клирик Эстонской епархии, но он имеет светскую работу (трудится инженером-автодорожником), поэтому имеет возможность служить в монастыре только в субботу и воскресенье.

Что ж, через духовников и Таинство исповеди Господь исцеляет души насельниц монастыря, а также души тех, кто едет в обитель за духовным окормлением. И хотя местечко Куремяэ для граждан СНГ находится за завесой визового режима, люди находят возможность приезжать на «Журавлиную гору» (как правило, работники консульских служб доброжелательно относятся к паломникам). Кроме того, у Эстонии нет границ со странами Евросоюза (входящими в Шенген), а ведь в ЕС живёт несколько миллионов православных русских, а также православные других национальностей. И для всех открыты двери Пюхтицкой обители, где под Покровом Богородицы и по ходатайству св. праведного Иоанна Кронштадского совершается великая молитва за весь мир и, конечно, за эстонскую землю, на которой, волею Божией, выпало оказаться этому удивительному и прекрасному монастырю.



Что еще почитать