Интересные факты о натуральных числах. Древние числа и цифры. Самые распространенные системы счисления

Сегодня мы собрали короткие и самые лучшие стихи про цифры для детей. Причем не только про цифры от 1 до 10. Вы найдете стихи про цифру 11, 12, 0, а также про знаки плюс, минус и равно.

Они подойдут как для дошкольников, для детей 1 класса, так и для детей 4-5 лет. Сейчас некоторые малыши чуть ли не с пеленок обучаются новым знаниям и считать начинают в очень раннем возрасте.

Также для цифр от 0 до 9 мы сделали по одной картинке, на которой изображена цифра и один из стихов про неё. Их можно сохранить в увеличенном виде (для этого нажмите на картинку) и распечатать на бумаге или на картоне в виде карточек.

Формат бумаги А4 или меньше. Думаю, такие карточки с цифрами пригодятся воспитателям, учителям и заботливым родителям для проведения занятий с детками.

Стихи про цифры от 0 до 10

Я оранжевый овал
На листе нарисовал.
У него большая роль,
Так как это цифра Ноль.

************
На горшке сидит король,
Ищет всюду цифру ноль.
Можем подсказать ответ:
Ноль — когда чего-то нет!

************
На планете Огого –
Никого и Ничего,
И поэтому изволь
Превратить их в цифру… (ноль)

************
Ноль похож на букву О,
Он не значит ничего.
Но любую цифру враз
Увеличит в десять раз.

************
Ноль не значит ничего,
Но нельзя и без него.
Без нуля не обойтись,
Ты писать его учись.
Ты уже нарисовал
Аккуратненький овал?
Нету проще ничего:
Ноль похож на букву «О».

************
Ноль похож на колобок,
Он пузат и круглобок.
На него похожа Кошка,
Если сложится в клубок.

************
Цифра вроде буквы О —
Это Ноль, иль ничего.
Круглый Ноль, такой хорошенький,
Но не знает ничегошеньки.

Стих про 1

Посмотрите-ка, ребята:
Что за важный господин?
Очень стройный и носатый,
А зовут его Один.

************
Среди килек и сардин
Плавает дельфин один,
Ищет жемчуг меж камней
Для единственной своей!

************
Вышел из лесу медведь
И давай рычать-реветь,
Косолапо топать
И глазами хлопать.
Хватит, мишка, топотать.
Будем мы тебя считать:
Раз! – и превратится
Мишка в… (единицу)

************
Стоит единичка,
Похожа на спичку.
Она просто черточка
С маленькой челочкой.

************
Это — цифра единица,
Первой быть она стремится.
Всех прямее и ровней,
Остальные все — за ней.
В правый верхний уголок
Карандаш веди, дружок.
А затем — левее, вниз:
Вот — одна из единиц!

************
Эта цифра - единица.
Тонкий носик, будто спица,
Вниз повесила. Грустна,
Ведь она всего одна.

************
Длинноносой Единице
Дома, в строчке не сидится!
— Путешествовать хочу,
К Двойке в гости полечу!

Стихи про 2

Круто выгнута спина, -
Может быть, она больна?
Вниз склонилась голова
У бедняги цифры Два.

************
С братишкой ездим мы вдвоем,
Смотрю я в оба за рулем.
Два колеса и две педали,
Тут пара кочек… Бах! — упали!

************
Мышки Прошка и Ерошка
В норке прячутся от кошки.
А дадут им колбасы,
Сразу высунут носы.
В колбасе одна трава,
Стали мышки цифрой… (два)

************
По воде скользит едва,
Словно лебедь, цифра два.
Шею выгнула дугой,
Гонит волны за собой.

************
А вот это — цифра два:
Есть и хвост и голова,
С длинной шеей лебединой,
Переходит шея в спину.
Хвостик пририсуй к спине
Двойка — чёткая вполне.
В написании сложна:
Тренировка здесь нужна!

************
Выгнуть так, как двойка, шею
Я, пожалуй, не сумею.
Может, сможешь ты? Едва!
Смогут лебедь с цифрой 2.

************
А вот это цифра Два.
Полюбуйтесь, какова:
Выгибает Двойка шею,
Волочится хвост за нею.

Стихи про 3

Вас спрошу, ребята, я:
Что за странная змея?
Ну-ка, хвостик подбери,
Завитушка цифра Три!

************
Три веселых порося
Донимали карася.
«Три желанья? Боже мой,
Я простой, не золотой!»

************
Фунтик, Пятачок и Хрюшка
Настоящие свинюшки –
Изваляются в грязи,
Хоть на мойку их вези.
С мылом спинки им потри,
Преврати их в цифру… (три)

************
Два крючочка, посмотри,
Получилась цифра три.
Но на эти два крючка
Не насадишь червячка.

************
Перед нами — цифра три.
Повнимательней смотри.
Нарисуйка-ты пока
Два цветочных лепестка.
Вправо смотрят лепестки:
Не задерживай руки!
Карандаш останови!
Получилась цифра три!

************
Цифра тройка как угрозу
Выставляет три занозы,
Три крюка для рыбной ловли,
Между ними две оглобли.

************
А за Двойкой — посмотри,
Выступает цифра Три.
Тройка — третий из значков,
Состоит из двух крючков.

4

На обычный старый стул
Я смотрю в квартире.
Взял его, перевернул, -
Получил Четыре!

************
Ну почему мы не жуки?
Четыре надо мне руки,
Чтоб по хозяйству успевать,
И крылья — в магазин летать!

************
Филин, сойка, дрозд и галка
Сели на сухую палку
Вправо, влево посмотрели,
Поднялись и полетели.
Приземлились на Памире,
Стали циферкой… (четыре)

************
Вилку как-то уронили,
Один зубчик отломили.
Вилка эта в целом мире
Называется «четыре».

************
Вот четвёрка. Не сложна
В написании она:
Слева — угол впереди,
Справа линию веди.
Есть ещё короче путь:
Надо стул перевернуть.
Слева — ножка, справа — спинка:
Очень точная кртинка.

************
Кто-то ночью старый стул
Спинкой вниз перевернул.
И теперь у нас в квартире
Стал он цифрою четыре!

************
За Тремя идут Четыре,
Острый локоть оттопыря.

5

На груди тельняшка,
С козырьком фуражка.
Моряка должны вы знать:
Он зовётся цифрой Пять.

************
Пять пальцев на одной руке,
Я пятачок нашел в песке.
А если я кольцо найду,
То к Светке свататься пойду!

************
В сказочной живут избушке
Мышка, зайка, еж, лягушка
С ними серенький коток –
Сливки с молока глоток.
Если станешь их считать,
Превратятся в цифру… (пять)

************
Цифра пять — с большим брюшком,
Носит кепку с козырьком.
В школе эту цифру пять
Дети любят получать.

************
Добрались до цифры пять.
Как её нам написать?
Вертикальный ставь штришок,
От него веди кружок.
Сверху — хвостик небольшой.
Цифра пять перед тобой!
Научись её писать,
Чтоб пятёрки получать.

************
Посмотри на цифру пять.
Взяв пятёрочку за ручку,
Можно как ковшом черпать
Воду и песок-сыпучку.

************
А потом пошла плясать
По бумаге цифра Пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.

6

Дом закрыть нам не помог
Этот маленький замок.
Он для дела нужен здесь:
Да ведь это цифра Шесть!
************
Шесть спортсменов, шесть парней,
Шайба, клюшки, лед, хоккей.
Счет 6:6, и снова: «Гол!»
Тренер наших очень зол!

************
От художника Луки
Укатились колобки:
Красный, желтый, синий, белый,
Ярко-рыжий и горелый.
Вряд ли кто их станет есть.
Преврати их в цифру… (шесть)

************
Что за вишенка, дружок,
Кверху загнут стебелек?
Ты ее попробуй съесть,
Эта вишня — цифра шесть.

************
Нет углов у цифры шесть,
Лишь дуга с кружочком есть.
Ты с дуги писать начни,
И кружочком оберни.
Цифру шесть писать легко:
Ни штрихов, ни уголков!
За рукой своей следи:
Плавно линию веди.

************
Если навесной замок
Вверх поднимет хоботок,
То тогда увидим здесь
Не замок, а цифру шесть.

************
Цифра Шесть — дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.

7

Дама, словно кочерга,
У неё одна нога.
Дама та известна всем,
Так как это цифра Семь.

************
Семь у радуги дорожек,
Красят их семь белых кошек,
А на небе на седьмом
Пляшут гномы всемером!

************
Едут с ярмарки купцы –
Удалые молодцы:
Фрол, Степан, Панкрат, Тимошка,
Ванька, Сенька и Антошка.
Мы пожмем им руки всем,
Превратив их в цифру… (семь)

************
Я такую кочергу
Сунуть в печку не смогу.
Про нее известно всем,
Что она зовется «семь».

************
Чтоб семёрку написать,
Уголок рисуй опять.
Сверху вниз от уголка
Линию ведёт рука.
До конца её тяни,
Посредине прочеркни.
Эту цифру — цифру семь
Написать легко совсем.

************
Этой цифрой не смогу
Поработать на лугу.
На косу она похожа,
Но косить траву не может -
Не наточена совсем
И не косит цифра семь.

************
Вот Семерка — кочерга.
У неё одна нога.

8

Я слепил снеговика:
Взял из снега два комка,
Из морковки сделал носик, -
Получилась цифра Восемь.

************
Рома в день Восьмого марта
Юле исписал всю парту:
«Милая моя Джульетта,
Ты — восьмое Чудо Света!»

************
На цветке ромашки
Собрались букашки:
Пчелка, муравей, оса,
Жук, комарик, стрекоза,
Попрыгун-кузнечик
И сверчок-запечник.
Наземь таракашек сбросим,
Превратим их в цифру… (восемь)

************
Вилась веревочка, вилась,
В две петельки заплелась.
«Что за цифра?» — маму спросим.
Мама нам ответит: «Восемь».

************
У восьмёрки два кружка.
Нарисуй снеговика:
На одном кружке — другой.
Цифра восемь пред тобой.
Два колечка нарисуй:
То побольше, что внизу.
Плавно их соедини.
Вот и всё! Теперь взгляни!

************
Две баранки вместе сложим,
Выйдет цифра. Это – восемь!
Восемь – вместе два руля,
Или вместе два нуля.

************
У Восьмерки два кольца
Без начала и конца.

9

Крепок, статен, мускулист
Этот бравый футболист.
Всё с мячом умеет делать,
А зовётся цифрой Девять.

************
Этот маленький бандит
В животе у мамы спит!
Девять месяцев я жду,
Все! Одна играть пойду!

************
У колдуньи Ежки
Дочки-хромоножки:
Злючка, Лгунья, Ябеда,
Завида, Корябеда,
Страхолюда, Разгильдяйка,
Обзывала и Лентяйка.
Их увидев, женихи
Убежали в лопухи.
Хромоножки в гневе
Стали цифрой… (девять)

************
Ветер сильный дул и дул,
Вишенку перевернул.
Цифра шесть, скажи на милость,
В цифру девять превратилась.

************
Цифра девять — это есть
Перевёрнутая шесть:
Наверху пиши кружок,
Вниз — дугу наискосок.
Начинай писать с кружка,
Да не делай уголка.
У девятки нет углов:
Круг, дуга — и знак готов!

************
Цифра девять - колобок?
Или, может быть, клубок?
Это котик Барсик спит,
И крючочком хвост лежит.

************
Цифра Девять или Девятка,
Цирковая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой Шесть Девятка станет.

10

************
Словно старшая сестричка,
Ведет нолик единичка.
Только вместе пошагали,
Сразу цифрой десять стали.

11

Бьют пенальти против ветра
Аж с одиннадцати метров!
Матч продуют футболисты,
Все одиннадцать — «артисты»!

12

Уже двенадцать на часах,
У Золушки испуг в глазах,
Ведь если не поторопиться,
Карета в тыкву превратится!

Стихи про знак плюс, минус, равно

Он любит цифры отнимать
И всё на свете отрицать.
И чтобы в счёте мы не сбились,
Поможет знак с названьем МИНУС!

+

А этот «крестик» каждый знает:
Сложить он цифры помогает.
Ответит каждый карапуз,
Что этот знак зовётся ПЛЮС!

=

Две палочки напишут дети
И что получится в ответе,
Ведь каждый выучил давно,
Как пишется тот знак: РАВНО!

СКАЗКА О ЦИФРАХ

Далеко – далеко за морями, за лесами было королевство Математики и жили в нем цифры. Жили они все очень далеко друг от друга и редко встречались…

«ЕДИНИЦА»

Жила – была в королевстве Математики Единица. Жила она одна – одинешенька вот в таком синем дворце – уголочке

И был у неё там один уголок, где стояли один стол

и один стул, один шкаф, в котором стояла одна чашка

и одно блюдце. И в магазине единичка покупала

все по одному: одну конфету, одну книжку, один сапожек…

Скучно было Единичке одной и решила она с кем-нибудь подружиться и отправилась Единичка прогуляться по королевству. Вдруг из-за дерева, навстречу Единице выскочил волк. Он тоже был один и с ним никто не хотел дружить, думали, что он злой. А Единичке стало жалко волка, и она предложила ему поиграть вместе. Так единичка и волк стали друзьями и вместе рассказали стихотворение:

Я, ребята, единица!

Очень тонкая, как спица!

Похожа я немного на крючок,

А, может, на обломанный сучок.

От меня ведется счет

И за это мне почет!

«ДВОЙКА»

Еще в королевстве математики жила цифра Два. Она тоже жила в собственном домике, вот в таком:

В её домике было две комнаты.

У Двойки была подруга мудрая сова, и они очень любили играть в разные игры. Особенно они любили игры с цифрой два:

Сколько ушек на макушке?

А сколько глаз?

Ну а сколько рук и ног?

Возле домика Двойки было красивое озеро, а в нем плавали лебеди. Когда двойка приходила к озеру, лебеди просили её рассказать им стихотворение: Два на лебедя похожа:

Шейка есть и хвостик тоже.

Лебедь может подсказать,

Как нам цифру два узнать.

«ТРОЙКА»

В Королевстве математики жила и Тройка. Она жила вот в таком красном дворце

Ее все любили потому, что она была доброй и послушной. В её доме было три большие комнаты. Соседями Тройки были три медведя. Все они жили в любви и согласии. Каждый день Тройка угощала маленького медвежонка тремя конфетами. Однажды медведи собрались в лес за грибами и пригласили с собой Тройку, а она так увлеклась, что заблудилась. Посмотрела Тройка вокруг и увидела недалеко полянку, на полянке она увидела трех ежиков. Тройка угостила каждого ежика грибочком, а они показали ей дорогу домой. Дома три медведя очень обрадовались Тройки и рассказали ей стишок:

Ой! Скорее посмотри!

Появилась цифра три!

Тройка третий из значков

Состоит из двух крючков.

«ЧЕТВЕРКА»

Другой жительницей королевства Математики была Четверка, она жила вот в таком дворце

Во дворце было четыре комнаты. В одной комнате жил Ежик, другой – Котик, в третьей – Черепаха, а в четвертой сама хозяйка Четверка. Они весело развлекались, пели, танцевали.

Однажды, Четверка рассказала своим друзьям, что есть четыре стороны света: север, юг, восток и запад, и они захотели отправиться в путешествие. Они взяли с собой четыре яблока, четыре печенья, четыре сока, сели в самолет и полетели на север. Там было много – много снега и жили белые медведи. Четверка со своими друзьями очень замерзли и решили они отправиться на юг. На юге было жарко, там пели необычные птицы и водились интересные животные. Когда наши путешественники попали на восток, их встретил восточный принц, который гордо ехал на слоне. А на западе Четверка познакомила своих друзей с ковбоями – храбрыми героями. Путешественники очень устали и полетели домой, в королевство Математики. Дома Ежик, Котик и Черепаха сочинили для Четверки стишок:

У меня в руке флажок!

Посмотри скорей, дружок,

До чего же он хорош,

На четверочку похож!

«ПЯТЕРКА»

В красивом зеленом дворце жила Пятерка.

У неё было пять комнат. В самой большой

комнате стоял стол, вокруг него стояло пять стульев, а на столе стояло пять чашек и пять блюдец.

Вокруг дворца, где жила Пятерка был большой фруктовый сад. Там росли яблони, груши. Соседями Пятерки были Зайчик, Ёжик и Белочка. Как-то попросили они Пятерку угостить их фруктами, а Пятерка сказала: «Если сосчитаете, сколько яблонь и сколько груш растет в саду, тогда угощу вас».

Потом Пятерка угостила всех яблоками и грушами. А Зайчик, Ёжик и Белочка рассказали ей стишок:

Ветер парус надувает,

А на мачте флаг играет.

Ветер хочет показать

Всем ребятам цифру пять!

«ШЕСТЕРКА»

В королевстве Математики было Синее море. И вот возле самого Синего моря жила Шестерка. Вот в таком синем дворце, у которого было шесть комнат.

У Шестерки было шесть котят: первый – белый, второй – смелый, третий – умный, четвертый – шумный, пятый – с рыженьким хвостом, а шестой очень любил спать. У котят было шесть мисочек, из которых они пили молоко и шесть корзиночек, в которых они спали. Каждый вечер Шестерка поила котят молоком, а потом укладывала их спать. Давайте поможем шестерке накормить и уложить непослушных котят.

А когда котята ложились в свои корзиночки, Шестерка рассказывала им стихотворение: На заборе у калитки

Примостилась цифра шесть:

Как у маленькой улитки,

Завиток и рожки есть.

«СЕМЕРКА»

В королевстве Математики, на улице Желтых одуванчиков, жила семерка. Жила она вот в таком разноцветном дворце

Семерка уже давно дружила с радугой,

и поэтому её дворец был разукрашен в семь

цветов радуги. Во дворце было семь комнат.

Семерка с Радугой часто веселились, черная краска им завидовала и по её приказу разбойники схватили Семерку и бросили в подземелье.

Чтобы освободить Семерку надо ответить на вопросы:

Сколько в радуге цветов?

Сколько дней в недели?

Сколько гномиков у Белоснежки?

Сколько у козы было козлят?

Молодцы! Теперь Черная краска освободила цифру Семь, а она за свое освобождение расскажет вам стихотворение:

Солнце жарко припекает,

Цапля крылья расправляет,

А расправит их совсем,

Превратится в цифру семь!

«ВОСЬМЕРКА»

Вот в таком необычно красивом дворце жила Восьмерка.

Она была круглолицая, румяная, может немного толстенькая,

но никогда из-за этого не расстраивалась и всегда была веселой.

Восьмерка любила чистоту и часто наводила порядок в восьми комнатах.

Жила Восьмерка на самом краю королевства, где часто шел снег, и как то раз решили Восьмерка со своим другом Паучком слепить снеговика. Но у них почему – то ничего не получалось кроме больших комьев снега. Давайте подскажем Восьмерке и паучку как сделать снеговика.

Когда восьмерка увидела снеговика она долго думала какую же цифру он ей напоминает. Снеговик рассказал ей стихотворение:

У восьмерки два кольца

Без начала и конца.

Ваньку – встаньку мы попросим

Показать нам цифру восемь

Раз кружок и два кружок

Это просто мой дружок.

«ДЕВЯТКА»

Еще в королевстве Математики жила цифра Девять.

Жила она вот в таком необычном дворце, в котором

было девять комнат.

В один прекрасный солнечный день был у Девятки

день рожденья, она пригласила к себе Лисичку, Сороку, Мышку, Зайку, Ёжика, Медвежонка, Котенка и Волчонка. А Девятка не умела считать и никак не могла разместить всех гостей за столом:

Сколько стульев надо поставить за столом?

Сколько чашек надо поставить?

А на сколько частей надо разрезать праздничный торт?

Еще хозяйка приготовила для гостей сюрприз, она загадала им загадку «В какую цифру превратиться девятка если перевернется»

Гости приготовили для именинницы стихотворение:

Кот улегся на карниз,

Хвост пушистый свесил вниз.

Котик, котик, до чего ж

На девятку ты похож!

«НОЛЬ и ДЕСЯТКА»

В самом центре королевства жил Ноль. У него был очень интересный дворец

в этом дворце не было ни одного угла, некуда было поставить стол, стул. В общем было пусто. И поэтому Ноль

стал бездельником.

Как-то сидел печальный Ноль и плакал, а в это время

цифра Один решила навестить другие цифры. И вот пришла она в гости к нулю, принесла вкусный пирог, шоколад. Увидела Единица, что у Нуля ничего нет и пригласила к себе домой. Целый день они провели вместе, понравились друг другу и решили пожениться. Но как же быть ведь они разные цифры, как же им жить вместе. Думали они, думали и придумали себе общее имя Десятка, чтобы никто не мог их разлучить.

На свадьбу Десятка пригласила к себе все цифры. Было много угощенья, все друзья пришли с подарками. Вот какое стихотворение они подарили Десятке:

У нуля была подружка,

Единичка – хохотушка.

Над нулем она шутила

И в десятку превратила!

Всем цифрам так понравилось быть всем вместе, что никто не захотел уезжать домой, и решили они построить большой город и назвать его Цифляндия. Так они и поступили, и стали жить дружно и счастливо.

Десять умненьких сестёр

Всё считают с давних пор.

Посмотри стоят рядком,

С ними ты уже знаком.

Изучение любого числа для детей – это целая наука, требующая особого подхода. Малыши очень восприимчивы к тому, как воспитатель или учитель подает информацию. Чем более творческий подход применяет взрослый в воспитании и обучении, тем лучше результат.
То же самое можно сказать о числах. В какой бы класс ни ходил ребенок, уроки по математике стоит разбавлять необычными повествованиями, рассказами, сказками. Числа вполне могут стать героями этих сказок для детей.

Сказки

Скачать сказку о цифрах для детей единым файлом можно .

1

2 и 3

4 и 5

6

7 и 8

9

0 и 10

«Жили-были…» — так начинается практически любая сказка. Этим же способом вы можете начать сказку для своего ребенка о цифрах. Так может начинаться занятие в каком-нибудь эстетическом центре для детей, если ребята начинают работать с цифрами, например: «Жили-были цифры и стране Математики…». В общем, придумывать можно что угодно. Сочиняйте сказку сами, а дети станут вашими помощниками.
Если же придумать сказки обо всех цифрах для вас сложно, вы можете воспользоваться материалами нашего сайта. Для этого достаточно скачать сказку и читать ее ребенку.
На самом деле, придумать сказку очень легко. Начало у нас уже есть: «Жили-были…». Следующий этап творчества для детей, которые ходят в 1-4 класс, — это определение, какие числа будут выступать главными героями. Для убедительности можно представить цифры с картинками, где каждой из них будет соответствовать какое-нибудь количество предметов.
Затем беремся за разработку сюжета. В любой сказке всегда есть злодей и добрые герои. В качестве вредителя может выступить математический знак, например, минус, или такие числа, как 13, с которыми связано много суеверий. Пусть числа ходят друг другу в гости, готовятся к поездкам и полетам и т.д.
После собственного небольшого рассказа, предложите ребятам завершить начатое и продолжить сказку.
В качестве домашнего задания можно также предложить ребятам самостоятельно сочинить сказку о числах. Ее можно оформить на отдельном листе с картинками, сделать презентацию или даже показать кукольный театр или театр теней. Сделать это очень просто. В качестве героев будут выступать цифры, которые легко с помощью взрослых вырезать из картона и бумаги, украсить их цветами или блестками. Декорациями будут служить рисунки детей. Пусть ребята разучат несложные роли и покажут спектакль своим родителям на празднике. В школе самодельный театр с цифрами будет вполне уместен на математическом вечере, КВНе, какой бы класс дети не посещали.
Если вы работаете в детском эстетическом центре, то сказка про цифры станет отличным введением в мир чисел и математических действий. Урок можно начать со сказки, а затем предложить ребятам нарисовать или раскрасить сказочных героев. Дети также с удовольствием будут лепить цифры из пластилина или теста, выкладывать из палочек или подручных средств (например, спичек).

Подобные задания про сказки с цифрами развивают не только воображение и образное мышление, но и мелкую моторику, усидчивость, внимательность.

Видео по теме

Выводы

Итак, сказка о цифрах для детей – прекрасное средство заинтересовать малышей изучением математики и привлечь их к творческой работе. Сказки можно сочинять самому или скачать на нашем сайте. Какую бы сказку вы ни предложили ребятам, это будет отличное начало любого урока. Если же вы сделаете с малышами небольшое представление и покажите его публике, ребята будут просто счастливы.
Не бойтесь включать в уроки математики творческие моменты. Они лишь стимулируют детей к работе ума и воображения. Через много лет они будут любить математику именно за то, что впервые она предстала перед ними в образе сказки.

Числа встречаются в нашей жизни повсюду. Дата рождения, возраст, адрес… В этой статье собраны самые интересные факты о числах, которые не оставят вас равнодушными.

  • 1. В таких странах, как Китай, Япония и Корея число «4» считается несчастливым. Поэтому этажи с номерами, которые заканчиваются на «4» отсутствуют.
  • 2. Центильон – это самое большое число, которое выглядит как 1 с 600 нулями. Это число было записано еще в 1852 году.
  • 3. Число «13» - во многих государствах также считается неудачным. Поэтому этаж после «12» имеет обозначение «14», «12А» или «М» (тринадцатая буква в алфавите).
  • 4. Арабы записывают цифры справа налево, начиная с младших разрядов. Поэтому увидев знакомые нам арабские цифры в тексте арабских народов, мы прочитаем их слева направо неправильно.


  • 5. Интересные факты о числах касаются и современных технологий. Так, Google – одна из самых популярных поисковых систем. Ее придумали Сергей Брин и Ларри Пейдж. Название поисковой системы было выбрано неспроста. Так, ее создатели захотели показать то количество информации, которую система может обработать. В математике число, которое состоит из единицы и ста нулей называется «гугол». Интересно и то, что название «Google» записано неправильно (не «googol»). Но такая идея названия основателям понравилась еще больше.
  • 6. 666 – это сумма всех чисел на рулетке казино.


  • 7. Число «13» в Греции считается несчастливым днем только тогда, когда выпадает во вторник. В Италии опасаются пятницы 17-го. А вот статисты Нидерландов подсчитали, что именно 13-го числа случается меньше аварий и несчастных случаев, поскольку люди более осторожны и собраны.
  • 8. Термин «цифра» в переводе с арабского означает «ноль». Только со временем данное слово начали использовать для обозначения любого численного символа.

У древних людей, кроме каменного топора и шкуры вместо одежды, ничего не было, поэтому считать им было нечего. Постепенно они стали приручать скот, возделывать поля и собирать урожай; появилась торговля, и тут уж без счета никак не обойтись.

В древние времена, когда человек хотел показать, сколькими животными он владел, он клал в большой мешок столько камешков, сколько у него было животных. Чем больше животных, тем больше камешков. Отсюда и произошло слово «калькулятор», «калькулюс» по латински означает «камень»!

Сначала считали на пальцах. Когда пальцы на одной руке кончались, переходили на другую, а если на двух руках не хватало, переходили на ноги. Поэтому, если в те времена кто-то хвалился, что у него «две руки и одна нога кур», это означало, что у него пятнадцать кур, а если это называлось «весь человек», то есть две руки и две ноги.

Но как запомнить, кто, кому, сколько должен, сколько народилось жеребят и сколько теперь в стаде лошадей, сколько мешков кукурузы собрано?

Первые написанные цифры, о которых мы имеем достоверные свидетельства, появились в Египте и Месопотамии около 5000 лет назад. Хотя эти две культуры находились очень далеко одна от другой, их числовые системы очень похожи, как будто представляют один метод: использование засечек на дереве ил камне для записи прошедших дней.

Египетские жрецы писали на папирусе, изготовленном из стеблей определенных сортов тростника, а в Месопотамии - на мягкой глине. Конечно, конкретные формы их цифр были различны, но и в той, и в другой культуре использовали простые черточки для единиц и другие метки для десятков. Кроме того, в обеих системах писали желаемую цифру, повторяя черточки и метки необходимое число раз.

Вот так выглядели дощечки с числами в Месопотамии (Рис. 1).

Древние египтяне на очень длинных и дорогих папирусах писали вместо цифр очень сложные, громоздкие знаки. Вот, например, как выглядело число 5656 (Рис. 2):

Древний народ майя вместо самих цифр рисовал страшные головы, как у пришельцев, и отличить одну голову – цифру от другой было очень сложно (Рис.3).

Спустя несколько столетий, в первом тысячелетии, древний народ майя придумал запись любых чисел, используя только три знака: точку, линию и овал. Точка имела значение единицы, линия – пять. Комбинация точек и линий служила для написания любого числа до девятнадцати. Овал под любым из этих чисел увеличивал его в двадцать раз (Рис. 4). .

https://pandia.ru/text/79/058/images/image005_125.jpg" width="624" height="256 src=">

Цивилизация ацтеков пользовалась системой исчисления, состоящей только из четырёх знаков:

Точка или кружок для обозначения единицы (1);

Буква «h» для двадцати (20);

Перо для цифры х20);

Мешок, наполненный зерном, для 8х20х20).

Из использования малого числа знаков для написания цифры приходилось повторять много раз

один и тот же знак, образуя длинный ряд символов. В документах ацтекских чиновников

встречаются счета, в которых указываются результаты описи и подсчетов податей, получаемых

ацтеками от покоренных городов. В этих документах можно увидеть длинные ряды знаков,

похожие на настоящие иероглифы (рис. 6).

https://pandia.ru/text/79/058/images/image007_107.jpg" width="295" height="223 src=">

Много лет спустя в другом регионе Китая появилась новая система исчисления. Потребности

торговли, управления и науки потребовали развития нового способа написания цифр. Палочками

они обозначали цифры от единицы до девяти. Цифры от единицы до пяти они обозначали

количеством палочек в зависимости от номера. Так, две палочки соответствовали номеру 2. Чтобы

указать цифры от шести до девяти, одна горизонтальная палочка помещалась в верхней части

цифры (рис. 8).

https://pandia.ru/text/79/058/images/image009_97.jpg" width="661" height="183">

Однако Индия была оторвана от других стран, – на пути лежали тысячи километров расстояния и высокие горы. Арабы были первыми «чужими», которые заимствовали цифры у индийцев и привезли их в Европу. Чуть позже арабы упростили эти значки, они стали выглядеть вот так (Рис. 10):

Они похожи на многие наши цифры. Слово «цифра» тоже досталось нам от арабов по наследству. Арабы нуль, или «пусто», называли «сифра». С тех пор и появилось слово «цифра». Правда, сейчас цифрами называются все десять значков для записи чисел, которыми мы пользуемся: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Постепенное превращение первоначальных цифр в наши современные цифры.

2. Система исчисления.

От пальцевого счета пошли пятеричная система счисления (одна рука), десятеричная (две руки), двадцатеричная (пальцы рук и ног). В древние времена не существовало единой для всех стран системы счета. Некоторые системы исчисления брали за основу 12, другие – 60, третьи – 20, 2, 5, 8.

Шестидесятеричная система исчисления, которую ввели римляне, была распространена по всей Европе вплоть до XVI века. До сих пор римские цифры используют в часах и для оглавления книг (рис 11).

Древние римляне использовали систему исчисления, для отображения цифр в виде букв. Они использовали в своей системе исчисления следующие буквы: I. V. L. C. D. M. Каждая буква имела различное значение, каждая цифра соответствовала номеру положения буквы (рис. 12).

Предки русского народа – славяне - для обозначения чисел также употребляли буквы. Над буквами, употребляемыми для обозначения чисел, ставились специальные знаки – титла. Чтобы отделить такие буквы – числа от текста, спереди и сзади ставились точки.

Этот способ обозначения цифр называется цифирью. Он был заимствован славянами от средневековых греков – византийцев. Поэтому цифры обозначались только теми буквами, для которых есть соответствия в греческом алфавите (Рис. 13).

https://pandia.ru/text/79/058/images/image015_55.jpg" align="left" width="276" height="256 src=">

Десять тысяч – тьма,

десять тем – легион,

десять легионов – леодр,

десять леодров – ворон,

десять воронов – колода.

Такой способ обозначения чисел по сравнению с принятой в Европе десятичной системой был очень неудобен. Поэтому Петр I ввел в России привычные для нас десять цифр, отменив буквенную цифирь.

А какая же у нас система исчисления в настоящее время?

Наша система исчисления имеет три основных характеристики: она позиционная, аддитивная и

десятичная.

Позиционная, поскольку каждая цифра имеет определенное значение согласно месту,

занимаемому в ряду, выражающим число: 2 означает две единицы в числе 52 и двадцать единиц в

Аддитивная, или слагаемая, поскольку значение одного числа равно сумме цифр, образующих

его. Так, значение 52 равно сумме 50+2.

Десятичная, поскольку каждый раз, когда одна цифра смещается на одно место влево

в написании числа, его значение увеличивается в десять раз. Так, число 2, имеющее значение две

единицы, превращается в двадцать единиц в числе 26, поскольку перемещается на одно место

Заключение:

Работая над темой, я сделала много интересных открытий для себя: узнала как, когда, где и кем были придуманы цифры, о том, что мы пользуемся десятичной системой счёта, так как у нас десять пальцев. Система счёта, которую мы используем сегодня, была изобретена в Индии тысячу лет назад. Арабские купцы распространили её по всей Европе к 900 году. В этой системе использовались цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 0. Это десятичная система, построенная на основе десятка. В наше время мы используем систему исчисления, имеющую три характеристики: позиционная, аддитивная и десятичная. В дальнейшем полученные знания я буду использовать на уроках математики, информатики и истории.



Что еще почитать