Исследование по методике самочувствие активность настроение. Методика «Самочувствие Активность Настроение» (САН). Описание методики «Самочувствие, активность, настроение»

Источник: Барканова О.В. (сост.) Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум. [серия: Библиотека актуальной психологии]. – Вып. 2 – Красноярск: Литера-принт, 2009. - 237 с.

Возраст: для психодиагностического обследования взрослых лиц (в возрасте от 14-18 до 60-65 лет) без каких-либо ограничений по половым, социальным, профессиональным, образовательным и т. п. признакам.

Назначение: для оперативной оценки психоэмоционального состояния взрослого человека на момент обследования.

При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния − самочувствие, активность и настроение могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных значений. Однако есть данные о том, что шкалы САН имеют чрезмерно обобщенный характер. Факторный анализ позволяет выявить более дифференцированные шкалы: «самочувствие», «уровень напряженности», «эмоциональный фон», «мотивация» (А.Б. Леонова, 1984). Конструктная валидность САН устанавливалась на основании сопоставления с результатами психофизиологических методик с учетом показателей критической частоты мельканий, температурной динамики тела, хронорефлексометрии. Текущая валидность устанавливалась путем сопоставления данных контрастных групп, а также путем сравнения результатов испытуемых в разное время рабочего дня. Разработчиками методики проведена ее стандартизация на материале обследования выборки 300 студентов.

САН представляет собой карту (таблицу), которая содержит 30 пар противоположных характеристик, отражающих исследуемые особенности психоэмоционального состояния (самочувствие, активность, настроение). Каждое состояние представлено 10 парами слов. На бланке обследования между полярными характеристиками располагается рейтинговая шкала. Испытуемому предлагают соотнести свое состояние с определенной оценкой на шкале (отметить степень выраженности той или иной характеристики своего состояния). При обработке результатов обследования оценки пересчитываются в «сырые» баллы от 1 до 7. Количественный результат представляет собой сумму первичных баллов по отдельным категориям (или их среднее арифметическое).

САН нашел широкое распространение при оценке психического состояния больных и здоровых лиц, психоэмоциональной реакции на нагрузку, при выявлении индивидуальных особенностей и биологических ритмов психофизиологических функций.

Инструкция: Вам предлагается описать свое состояние, которое Вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики.

Обработка и интерпретация результатов

При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары − в семь баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные − низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Самочувствие − сумма баллов по шкалам №: 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26; Активность − сумма баллов по шкалам №: 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28; Настроение − сумма баллов по шкалам №: 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном.

Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5-5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. В частности, у отдохнувшего человека оценки самочувствия, активности, настроения обычно примерно равны, а по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.

Типовая карта методики САН

  1. Самочувствие хорошее

Самочувствие плохое

  1. Чувствую себя сильным

Чувствую себя слабым

  1. Пассивный

Активный

  1. Малоподвижный

Подвижный

  1. Веселый

Грустный

  1. Хорошее настроение

Плохое настроение

  1. Работоспособный

Разбитый

  1. Полный сил

Обессиленный

  1. Медлительный
  1. Бездеятельный

Деятельный

  1. Счастливый

Несчастный

  1. Жизнерадостный
  1. Напряженный

Расслабленный

  1. Здоровый
  1. Безучастный

Увлеченный

  1. Равнодушный

Взволнованный

  1. Восторженный
  1. Радостный

Печальный

  1. Отдохнувший
  1. Свежий

Изнуренный

  1. Сонливый

Возбужденный

  1. Желание отдохнуть

Желание работать

  1. Спокойный

Озабоченный

  1. Оптимистичный

Пессимистичный

  1. Выносливый

Легко утомляемый

  1. Бодрый

3 2 1 0 1 2 3

Методика САН (Самочувствие. Активность. Настроение) разработана в 1973 г. авторским коллективом (В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, М. П. Мирошников, В. Б. Шарай) и направлена на изучение актуального самочувствия, настроения и активности испытуемого.

Методика применяется с целью отслеживания изменений в эмоциональном и функциональном состояниях испытуемого в начале и в заключение консультации; для изучения кривых работоспособности, диагностики утомления и других видов функциональных состояний. Методика может использоваться также в исследованиях по эргономике, физиологии, гигиене труда, при работе со студентами, спортсменами. Может использоваться в качестве метода экспресс-диагностики актуального функционального состояния.

Процедура диагностики

ИНСТРУКЦИЯ

«Вам необходимо выразить количеством баллов от 1 до 4 свое состояние, имея в виду, что баллы «1» и «2» соответствуют оценкам левого столбца, а баллы «3» и «4» - правого. Отвечать следует на каждый вопрос, считая, что баллы «1» и «4» более близки к предлагаемым оценкам, а баллы «2» и «3» означают меньшее согласие с предлагаемыми оценками».

БЛАНК ОПРОСНИКА

№ п/п

Оценки

Баллы

Оценки

Самочувствие хорошее

1 2 3 4

Самочувствие плохое

Чувствую себя сильным

1 2 3 4

Чувствую себя слабым

Пассивный

1 2 3 4

Активный

Малоподвижный

1 2 3 4

Подвижный

Веселый

1 2 3 4

Грустный

Хорошее настроение

1 2 3 4

Плохое настроение

Работоспособный

1 2 3 4

Разбитый

Полный сил

1 2 3 4

Обессиленный

Медлительный

1 2 3 4

Быстрый

Бездеятельный

1 2 3 4

Деятельный

Счастливый

1 2 3 4

Несчастный

Жизнерадостный

1 2 3 4

Мрачный

Напряженный

1 2 3 4

Расслабленный

Здоровый

1 2 3 4

Больной

Безучастный

1 2 3 4

Увлеченный

Равнодушный

1 2 3 4

Заинтересованный

Восторженный

1 2 3 4

Унылый

Радостный

1 2 3 4

Печальный

Отдохнувший

1 2 3 4

Усталый

Свежий

1 2 3 4

Изнуренный

Сонливый

1 2 3 4

Возбужденный

Желание отдохнуть

1 2 3 4

Желание работать

Спокойный

1 2 3 4

Взволнованный

Оптимистичный

1 2 3 4

Пессимистичный

Выносливый

1 2 3 4

Утомляемый

Бодрый

1 2 3 4

Вялый

Соображать трудно

1 2 3 4

Соображать легко

Рассеянный

1 2 3 4

Внимательный

Полный надежд

1 2 3 4

Разочарованный

Довольный

1 2 3 4

Недовольный

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Результаты обрабатываются следующим образом: там, где стоит знак (X), осуществляется обратный подсчет баллов: вместо 1,2, 3,4 считается соответственно 4, 3, 2,1 баллов.

Минимальное количество баллов по каждому из трех параметров состояния - 10, максимальное - 40 (на каждый параметр - самочувствие, активность и настроение - имеется по 10 оценок). Для сопоставимости результатов самооценки вводится коэффициент Кх2. Тогда могут быть получены 4 обычные градации состояний по интервалам: 20-34,35-49, 50-64, 65-80. Условно они могут быть отнесены к ситуативным проявлениям меланхолии, флегматии, сангвинии и холерии соответственно.

Параметры

№ оценок

Самочувствие

1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26

Общая активность

3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28

Настроение

5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30

Важнейшая задача школьного психолога - контроль за психологическим самочувствием подростков. Помочь в этом может методика САН («Самочувствие, активность, настроение») - наиболее эффективный способ выявления текущего состояния учащихся.

Методика «Самочувствие, активность, настроение»: авторы и назначение

Эта методика разработана в 1973 году группой советских учёных, которую возглавлял физиолог и гигиенист Валерий Доскин.

Доскин Валерий Анатольевич (род. 23.09.1941, Сталинград) – физиолог, гигиенист, доктор медицинских наук (1986), профессор (1991), заслуженный деятель науки РФ (2001). РМА НПО МинЗдрава РФ.

Предназначение - быстрая оценка текущего психологического состояния индивида. Она используется в работе со школьниками и студентами. При этом важно помнить, что этот способ оценки рассчитан на учащихся не моложе 14 лет.

Описание процедуры диагностики

Для проведения диагностики по методике САН попросите учащегося (либо группу учащихся) заполнить специальный бланк. На бланке указаны 30 альтернативных состояний, например, «я счастлив - я несчастен», «мне весело - мне грустно». Между этими определениями находится шкала: 3–2-1–0-1–2-3. Если учащийся чувствует себя счастливым, он подчёркивает цифру «3», размещённую рядом с утверждением «я счастлив». Если несчастен, выбирает противоположную «тройку». Если учащийся не чувствует себя ни счастливым, ни несчастным, отмечает «0». Если чувствует, что «почти счастлив», выделяет «двойку», если «скорее счастлив, чем несчастлив» - «единицу».

Очень важно, чтобы подросток чётко понимал: ответ должен отражать текущее состояние, а не то, как он в целом оценивает удовлетворённость жизнью. Критически важно, чтобы ученик давал честные ответы. Об этом нужно предупредить до начала процедуры диагностики.

Проведение исследования занимает 10–15 минут.

Обработка данных, подсчёт результатов и их интерпретация

Для подведения итогов используйте модернизированную шкалу, в которой самый негативный ответ («я несчастлив») оценивается в 1 балл, а самый позитивный («я счастлив») в 7 баллов. Ответ «+2», соответственно, будет стоить 6 баллов, ответ «+1» - 5, «0» - 4 и т. д. При этом помните, что в некоторых вопросах самый негативный вариант расположен не справа, а слева, поэтому готовьте ключ внимательно.

Для того чтобы оценить самочувствие учащегося, просуммируйте его баллы, полученные за ответы на вопросы 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26. Оценка активности производится по вопросам 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28. Оставшиеся десять вопросов помогают оценить текущее настроение подростка.

Сумму, полученную в каждой категории, разделите на 10. Таким образом, максимальный показатель в каждой категории составляет 7, минимальный - 1. Валерий Доскин писал, что балл выше четырёх свидетельствует о благоприятном самочувствии испытуемого. Если балл ниже четырёх, то на это следует обратить внимание. Если балл ниже 2,5, имеет смысл провести с учеником отдельную беседу. Возможно, ребёнок нуждается в срочной психологической помощи. Однако важно помнить, что категории нельзя оценивать в отрыве друг от друга. Пусть низкие показатели в категории «самочувствие» не вызывают у вас особой тревоги, если в категории «настроение» у подростка выше четырёх. Такая ситуация означает лишь то, что испытуемый чувствует физическую усталость, но его психологическое состояние находится на вполне приемлемом уровне.

Эта методика - надёжный и проверенный способ быстро и эффективно оценить психологическое состояние учащихся.

Тест предназначен для оперативной оценки самочувствия , активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).

Испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования.

Тестовый материал
1. Самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 Самочувствие плохое
2. Чувствую себя сильным Чувствую себя слабым
3. Пассивный Активный
4. Малоподвижный Подвижный
5. Веселый Грустный
6. Хорошее настроение Плохое настроение
7. Работоспособный Разбитый
8. Полный сил Обессиленный
9. Медлительный Быстрый
10. Бездеятельный Деятельный
11. Счастливый Несчастный
12. Жизнерадостный Мрачный
13. Напряженный Расслабленный
14. Здоровый Больной
15. Безучастный Увлеченный
16. Равнодушный Взволнованный
17. Восторженный Унылый
18. Радостный Печальный
19. Отдохнувший Усталый
20. Свежий Изнуренный
21. Сонливый Возбужденный
22. Желание отдохнуть Желание работать
23. Спокойный Озабоченный
24. Оптимистичный Пессимистичный
25. Выносливый Утомляемый
26. Бодрый Вялый
27. Соображать трудно Соображать легко
28. Рассеянный Внимательный
29. Полный надежд Разочарованный
30. Довольный Недовольный
Ключ к тесту
  • Вопросы на самочувствие – 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
  • Вопросы на активность – 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
  • Вопросы на настроение – 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Обработка и интерпретация результатов теста

При обработке оценки респондентов перекодируются следующим образом: индекс 3 , соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 – за 2; индекс 1 – за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (внимание: полюса шкалы постоянно меняются).

Положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные низкие. По этим "приведенным" баллам и рассчитывается среднее арифметическое как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению. Например, средние оценки для выборки из студентов Москвы равны:

  • самочувствие – 5,4;
  • активность – 5,0;
  • настроение – 5,1.

При анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. У отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. По мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением .

Источники
  • Тест дифференцированной самооценки функционального состояния / Доскин В.А., Лаврентьева Н.А., Мирошников М.П., Шарай В.Б. // Вопросы психологии. – 1973, – № 6. – С.141-145.

Для изучения была составлена сводная таблица

мальчики девочки
Код ребенка балл С А Н Код ребенка балл С А Н
1 группа 1 группа
ГР 1,8 6,8 6,4 МИ 3,8 5,5 6,4
МЕ 2,6 4,7 4,4 КУ 6,5 5,7 5,7
СТ 4,8 6,8 5,9 6,3 БЕ 5,8 6,4 5,2
НЕ 5,2 4,2 5,7 ЗА 7,2 6,6 3,2
СЕ 2,4 3,8 2 группа
2 группа КО 2,7 6,1 3,3 6,2
ЛА 2,4 3,8 ГО 6,5 5,5 4,2
КР 5,6 5,9 4,5 6,8 КП 7,7 6,4 2,4 6,8
ГА 6,4 4,5 КР 8,7 5,8 4,6 6,5
АЗ 3,8 4,4 4,3 ИД 5,9 4,9 6,3
ЮД 5,7 5,5 5,4 6,6

Результаты анализа методики представлены в методики САН.

Рассмотрим методику САН, которая показывает самочувствие, активность и настроение. Которое будет оценивать по этим критериям.

- < 3 балла - низкая оценка;

3 - 5 баллов - средняя оценка;

- > 5 баллов - высокая оценка.

Таблица 8 - Сводные результаты мальчиков и девочек методики САН

Рисунок 5- самочувствие мальчики

По самочувствию у мальчиков получается, что в группе с высоким уровнем физической подготовленности показывает 3 с высоким и по 1 со средним и низким результатом. На второй группе получается, что 3 с высоким результатом, другие со средним оценкой. Для группы с высоким уровнем подготовленности общая оценка составила 5.2, со средней равняется 6.3.

Рисунок 6 - активность мальчики

Из рисунка мы видим с вами, что в первой группе 2 с высокой оценкой, остальные со средней оценкой. Анализируя результаты второй группы по таблице мы получаем 1 высокую, 4 средних оценки. Среднее арифметическое результатов получается сильной группы 5, средней 4.6 .

Рисунок 7 - Настроение мальчики

Рассмотрим последний показатель мальчиков, это настроение. Первая группа 4 получили высокую оценку, 1 среднюю оценку, а последующая 3 с отличным уровнем, 2 со средним. Средняя оценка лучшей группы составила 5.8, второй 5,7 .



Рассмотрим все показатели юношей данно го класса по методике САН по двух таблицам.

Таблица 9 результаты мальчиков в процентах первой группы

Таблица 10 - Результаты мальчиков в процентах 2 группы

Из таблиц сделаем выводы, что больше детей показали в группе с высоким уровнем физической подготовленности. Сделаем прожиточные выводы, что дети с высоким уровнем подготовленности показывают чаще высокую оценку.

Рассмотрим девушек 5класса.

Рисунок 8 - самочувствие девочки

Все группы показали высокую оценку по таблице. 1 группа выполнила 6.2 балла, вторая 6.

Рисунок 9 - активность девочки

В активности в 1 группе показали 2 с высокой, 2 с средней. В более слабой группе составило 3 со средней, а 2 со слабой оценкой.

Рисунок 10 - настроение девочки

Исследуем последний показатель настроение. В 1 группе выполнили все с высокой оценкой. Во второй только 1 со средней, а остальные с высокой оценкой.

Таблица 11 - Результаты девочек в процентах 1 группы

Средняя оценка в 1 группе составил 6.5, вторая – 6.

Таблица 12 - Результаты девочек в процентах 2 группы



Что еще почитать