История фарфора. История фарфора – интересные и познавательные факты Фарфор с точки зрения науки

vaduhan_08 в ПОЧЕМУ ГЖЕЛЬ РОДИНА КИТАЙСКОГО ФАРФОРА

Моя попытка разобраться в истории фарфора превратилась в криминалистическое исследование с массой удивительных находок и подлогов в истории химии, живописи и истории Китая и Европы.

Откуда появился форфор? Ну ответ естественный - из Китая. А когда? Еще в незапаметные времена, в Китае делали фарфор, это же любой ребенок знает! А знаете как выглядел древний китайский форфор, не тот который сейчас продается на прилавках а настоящий, очень дорогой?

А вот так, за эту вазу на аукционе заплатили 40. 000.000 (сорок миллионов долларов)!!! :-)))


Когда я случайно это увидел я был поражен...это же гжель!!!
Конечно, мы привыкли видеть гжель такой вот

Но давайте вернемся к истории фарфора, что же пишут в учебниках про первый европейский фарфор. В Европах свой фарфор появился в конце 17 века в городе Мейссен, где была открыта первая фабрика, а потом пошло и поехало! Но...до этого фарфор был только китайский... и ОЧЕНЬ дорогой. Ну теперь я уже не очень удивился когда увидел какой был этот фарфор...

Ну для полной уверенности сюда нужно добавить голландский фарфор и испанский

Испанский не много с арабскими нотками...


Вот узбекский фарфор, то же с незапамятных времен...

И только бедный гжель конечно совсем не древний, вот что пишут на официальном сайте фарфорового завода "гжель":- Промысел Гжель, расположенный в шестидесяти километрах от Москвы, является одним из ведущих и древнейших центров производства керамики в России. Так называемый «Гжельский куст» - это 27 деревень, которые природа одарила уникальными залежами глины.

Добыча разных сортов глины велась в этом районе уже в ХVII в. Местные сорта были высоко оценены самим царем Алексеем Михайловичем, сделавшим Гжельскую волость постоянным поставщиком глины для производства посуды «для аптекарских нужд».

Отмечал высокое качество «белизною превосходных» гжельских глин и Михаил Ломоносов, не раз заверяя общественность, что данный материал- настоящее сокровище, сравнивавший их с теми сортами, что служат для изготовления драгоценного фарфора. Вплоть до ХVIII в. в Гжели производилась обычная, для того времени, гончарная посуда, кирпич и примитивные игрушки, которые продавались в Москве. Но после обнаружения светлой серой глины в районе деревни Минино возникло новое производство - полуфаянс.

Делались из него оригинальные кувшины, квасники и кумганы, а с конца ХІХ в. возник и оригинальный стиль росписи - синий орнамент по белому фону....Вот тут удивляет две фразы полуфаянс и оригинальный стиль росписи! То есть везде эта фигня называется фарфор, а вот у нас это полуфаянс! А вообще, что значит слово фарфор? Все просто, оказывается это белый плотный керамический материал, получаемый спеканием массы из огнеупорной глины, каолина, полевого шпата, кварца... но все равно у нас не фарфор, а всего лишь полуфаянс...блин.

В русский язык слово «фарфор» пришло из персидского языка. Словом «фахфур» персидские купцы называли китайскую посуду из белой полупросвечивающейся керамики, которой они торговали в Европе. Ну все прямо как сейчас - персидские купцы продают древнейший китайский автомат калашникова европейским борцам за мир в несчастной албании.

Но вернемся в гжель. Гжельский фарфор не всегда был таким лубочно кругленьким, старый гжель изящен и утончен в своей росписи, ни какой хохломы!


не правда ли очень похож на древний китайский....ну это я забегаю вперед, криминал только начинается! Когда я набрал словосочетание старый гжель появилась очень интересная информация - оказывается он очень редкий и тоже очень дорогой, не такой как китайский - тому же тыщщи лет, а этому всего 200 - 300, но все таки. Мне попалась статья эксперта о том как отличить старый от подделки! Оказывается все дело в краске! Ведь действительно, весь древний фарфор расписан синей краской и вот в ней то все дело, вся история!

Дальше будут химические термины и кому стало не интересно пусть уже листает в конец песни, а она только начинается!
Оказывается технология получения гжели очень сложна - сначала делают смесь жидкую, ее заливают в ФОРМУ как любимый "геополимерный бетон", форма эта из гипса, затем, когда гипс впитывает воду, заготовку (отливку) шлифуют и обжигают первый раз, при температуре 500 градусов.

Потом наносят краску которая черная на цвет - это алюминат кобальта, его, как я понял получают из смеси глин которая, как раз в гжели то и "растет" в земле. Ни в китае, ни в голандии, ни где больше она вместе с белой глиной не расположена!!! это ключевой момент! Причем не всякая глина содержит нужные примеси.

Так вот краска эта черная!

Вы видите первый опыт по производству гжели голландскими мастерами, краска по чему то осталась черной... а должна бысть голубой?? как же так??? А вот так, ну не умеют делать американцы ракетные двигатели, на наших летают, секрета наверное не знают, не все еще продали!

Так вот в чем секрет который гжельские мастера хранили как мальчиш кибальчиш военную тайну...заготовку раскрашенную черной краской надо окунуть в глазурь и опять на обжиг, но при температуре 1300 С., а ведь это печь особой конструкции в которой можно создать такую температуру!!!

Есть такая история, что учить делать гжель приехал мастер из голандии, много костей наверное и суставов сломали прежде чем научил гжельских мастеров голандский мастер делать древний китайский фарфор! Ему наверное все показали, он радостный поехал домой а дома тык пык, а не выходит каменный цветок, опять поехал учить делать гжель, опять кости затрещали!....

Ну ладно дела минувшие...так вот при температуре 1300 градусов краска вступает во взаимодействие с глазурью, окисляется и окрашивает глазурь в красивый синий цвет! Вся прелесть этого фарфора в том что он как бы стеклом покрыт, окрашенным стеклом, а белый фоарфор просвечивает и светится. В нем можно держать все что угодно, хоть серную кислоту, а краски не меняют свой блеск. Я стал прямо специалистом по фарфору. оказывается все остальное это ерунда, краски наносятся по верх глазури!

НО в 18 веке в европе получили краску - кобальт, путем обжига глины со смесями, краска синяя, красивая, и ей стали рисовать на фарфоре и потом покрывать глазурью и обжигать, но при этом глазурь остается прозрачная, а не синяя, как в гжели и старом китайском фарфоре. Вот об этом криминалист и вел свой рассказ, ну нельзя сначала нанести краску, любую другую, а потом обжигать до получения глазури, это 1300 градусов и другие краски разрушаются, белый фарфор пожалуйста, покрывай глазурью, но краска тогда сверху, как у всего другого фарфора!


Вот этот узбекский фарфор окрашен потом глазурь, а золотом сверху, по этому краска со временем облазит.
А вот псевдостаринный китайский фарфор, он точно китайский, потому что расписан по глазури, и краска скоро облетит!


А вот это вечная и красивая старая гжель, ее очень мало кстати, гораздо меньше чем всякой китайщины. Потому что это и есть настоящий древний китайский фарфор, и кому надо это знают!!!

А слово фарфор,... в давние времена когда букву Т писали очень похоже на Ф, не знали ни какого фарфора а знали ТАРТАР! И очень хорошо знали от куда этот фарфор!


Город Мейссен находится в 25 км от Дрездена, он знаменит не только своим фарфором, но и средневековым замком.
Крепость Альбрехтсбург стоит на высокой скале на берегу Эльбы, возведена в Мейссене в 15-м веке как резиденция саксонских курфюрстов.

В 1710 г. Август Сильный приказал устроить здесь первую европейскую фарфоровую мануфактуру, которая располагалась в замке до 1863 г. Сейчас по фабрике фарфора проводятся экскурсии, есть и сувенирный магазин.

Прикольная экскурсия на Мейссенской фарфоровой фабрике: группа ходит по залам, в каждом из которых работает мастер, который и показывает процесс производства фарфора на одном из этапов.


Как сопровождение включается запись с объяснением самого процесса на вашем языке. На фото - мастер по росписи посуды.


При фабрике есть музей фарфора и соответственно магазин. Цены там конечно ошеломляющие. Посуды и других изделий из фарфора там немеренно, поэтому ощущаешь себя слоном в посудной лавке.
Расслабились мы только в кафе при музее. Попили чаю из мейссенского фарфора и поели тортик со шпажками, вот и все, что мы смогли себе позволить -))


Перекрещенные шпаги - старинный фирменный знак Мейссенского фарфора. Голубые мечи, взятые из саксонского герба, появились на мейсенском фарфоре в 1722 г. и тем самым являются одной из старейших торговых марок мира.


В наши дни на Майсене производятся: фарфоровые сервизы 50%, художественный фарфор 25%, фарфоровые статуэтки 15%, эксклюзивные фарфоровые изделия авторского дизайна 10%.


На фарфоровой мануфактуре Майсен работают 900 чел., из них 450 художников и скульпторов. 60% фарфора Meissen продается в Германии, 40% экспортируется.


Мейсенский фарфор – это свыше 175 тысяч наименований различной продукции и около 10000 цветов и оттенков.


Избранные изделия завода хранятся сегодня в Дрезденском музее, Метрополитене, Лувре, Эрмитаже, Третьяковской галерее. Первые образцы мейсенского фарфора попали в Россию еще в 1728 году.

Еще посты о Германии.

За окном 30 декабря и мы просыпаемся в Дрездене в своём уютном номере. На утро у нас запланирован Замок-Резеденция с Грюнес Гевёльбе (Зелёные своды) и другими экспозициями. Туда мы отправились по уже знакомому маршруту на трамвае. Надо отметить, что Грюнес Гевёльбе - одна из самых богатых и знаменитых коллекций драгоценностей в мире и самая богатая в Европе! К сожалению, в музеях дворца нельзя фотографировать, поэтому показать что-либо не могу, но если вы окажетесь в Дрездене, обязательно туда сходите!

После музеев мы сели на трамвай, доехали до своей остановки, купили горячей саксонской выпечки и немного перекусили в номере. Теперь, нам предстояло отправиться, уже на машине, в недалёкий, но знаменитый город Мейсен (по немецки он произносится Майсэн - Meißen, ну да ладно). Этот город находится в 20-ти с небольшим километрах от Дрездена, ниже по течению Эльбы. Туда я предполагал ехать по левому берегу, так мы и поступили. Однако, сразу же начались приключения. Машина завелась, но загорелся чек и на холостых её сильно колбасило. Несмотря на это, я решился ехать, хотя периодически, это очень сильно напрягало.

Если в Дрездене был уверенный плюс (градусов семь по Цельсию), то в тени горных склонов на левом берегу Эльбы на всём лежал иней, и когда мы остановились, чтобы сделать издали пару кадров, я чуть не растянулся возле машины, так как парковка представляла из себя сплошной каток. Собственно, на снимке ниже виден иней на траве, несмотря на то, что это уже возле реки, и там и тени меньше и теплее.

Вдалеке, на горном утёсе, возвышается величественный Альбрехтсбург, резиденция саксонских курфюрстов династии Веттинов, построенный в XV веке.

А на противоположном берегу ютятся дома благонадёжных бюргеров.

И вокруг них много виноградников, благо дело, тот склон солнечный.

Ну а мы отправляемся в сам Мейсен.

Проехав практически под сам замок (№1 на карте ), паркуемся на бесплатной общественной парковке (на карте она заметна чуть ниже цифры 3). Машин много, но местечко найти удалось.

Замок почти парит над нами!

Пытаемся найти место, где можно подняться...

Постепенно обходя замок по кругу.

Олька нашла на доме "скелеты растений" и попросилась с ними запечалиться. Предупреждая вопросы, бутылка не наша! :)

А вот так выглядят домики под замком.

Наконец, находим подъём. На входе стоит небольшой домик, функциональная нагрузка которого осталась нам неизвестна. Мы же поднимаемся по лестнице.

Вот, над крышами домов, уже показался противоположный берег.

Комплекс зданий на вершине гребня - Францисканская гимназия (№5 на карте ).

На заднем плане, чуть левее замка, виднеется Евангелистская церковь Святой Троицы (Trinitatiskirche) (№6 на карте ), которая стоит на месте дохристианского славянского капища. Текущее здание с большими переделками сохранилось с XIII века. Телевик позволяет её приблизить и запечатлеть весьма детально.

Перевожу взгляд направо и за железнодорожным мостом ловлю в видоискатель шпиль колокольни церкви святого Иоанна (Johanneskirche) (№7 на карте ).

Продолжаю запечатлевать детали окружающего мира.

То, в чём я почти не участвую - фотографии на фоне "чего-то"

А это фото фотографа предыдущего фото:)

Панорама без позирующих личностей:)

Под нами расположен банкетный центр Майсен, в прошлом часовня Якоба (Jacobskapelle) и масонская ложа (№3 на карте ).

Замечаю на другом берегу здание с интересной архитектурой, наезд, и фото готово. Как позже оказалось, это всего лишь отель - Welcome Parkhotel.

Ну и ещё немного фотографического, вот дом снятый на другом берегу Эльбы, фокусное расстояние 116

А вот люди под ним с фокусного расстояния 500.

Пора нам идти внутрь замка. Первое, с чем мы познакомимся, это Мейсеновский собор (№2 на карте ). Снизу мы видели его две высоченные псевдоготические башни-колокольни, но пока отправимся внутрь.

Сначала попадаем во внутренний двор. Сам собор, является образцом чистой готики. Значительная часть видимого сейчас здания построено ещё во второй половине XIII века. Неоготические колокольни пристроены уже в начале XX-го.

Зайдём внутрь. Размах и грандиозность строения поражают!


В окнах витражи.

Рождественские украшения.

Часовня Герцога


Есть в соборе и вот такие растения-убийцы из металла.



Модель собора позволяет лучше оценить его архитектуру, зажатую клещами замковых укреплений и строений.


Часовня Всех святых

Выходим из собора.

Здесь туристы заняты игрой "В какой бы ещё идиотской позе сфотографироваться".

А вот собор во всей красе со стороны новой башни.

Ответ от ASTACOM [гуру]
Китай - родина фарфора. «Китай» по-английски звучит как China - что означает также и фарфор. Можно сказать, что фарфор является вершиной традиционного прикладного искусства Китая.
Согласно археологическим данным, прообразом фарфора является примитивный «цинцы» , изделия из которого были наделены чертами как технологического процесса по изготовлению фарфора, так и примитивного гончарного мастерства. В уезде Сясянь провинции Шаньси впервые в Китае были обнаружены изделия в технике «цинцы» , которые были изготовлены 4200 лет тому назад.
В послеханьский период (23-220 гг. н. э.) производство китайского фарфора получило быстрое развитие. Сначала на юге Китая, а потом и на севере получила распространение технология по производству фарфора. Этот период связан с зарождением изделий типа «байцы» - фарфора белого цвета, что имело большое значение для развития технологии по производству фарфора в Китае. Именно на основе «байцы» впоследствии стал производиться разноцветный фарфор.
Технология по производству фарфора получила большое развитие в период династии Тан и Сун. Во времена династии Тан фарфоровые изделия назывались «тансаньцай» . В облике фарфоровых изделий преобладали белый, зеленый, желтый, синий и фиолетовый цвета, но в основном использовались красный, зеленый и белый. Такие фарфоровые предметы были широком употреблении в повседневной жизни (вазы, чайники, кувшины, тарелки, чашки и т. д.) . Прекрасная глазурированная керамика, богатая раскраска, разнообразные изображения в полной мере отражали культуру китайского фарфора и высокое мастерство производства.
В истории развития китайского фарфора периоды Мин (1368–1644 гг.) и Цин (1644–1911 гг.) – это период расцвета его производства. К этому времени фарфоровое производство было уже упорядочено, оно стало разнообразным по форме изделий, обогатилась и цветовая гамма глазури. Начиная с 14 века, ведущим центром по изготовлению фарфора стал город Цзиндэчжэнь в провинции Цзянси, который и поныне славится производством самого качественного китайского фарфора. С давних времен Китай называли «родиной шелка» благодаря известному «Шелковому пути» , соединявшему Восток и Запад. А с 8 века, по мере распространения в мире фарфора и керамики китайского производства Китай приобрел и названия «родина фарфора» . Именно фарфор 8 века, производившийся в огромных количествах, был завезен в Западную Европу, где сразу же привлек к себе внимание европейцев своим техническим и художественным совершенством, чрезвычайным богатством форм и особенностями декора.
Изделия из сунского фарфора были буквально нарасхват в странах Восточной Азии, Европы, Америки и арабских странах. Например, и поныне в Турции в Стамбульском музее хранится более тысячи изделий из синего фарфора, который датируется периодами Сун, Юань, Мин и др. В 17 веке, по мере развития «Ост-индской кампании» Португалия открыла новые морские пути, ведущие на Восток, дворянине стран западной Европы начали собирать китайские фарфоровые изделия, которые начали экспортироваться в Европе. По неполным данным, в 17 веке Китай ежегодно отправлял за рубеж более 200 тысяч фарфоровых изделий. А в 18 веке этот показатель достиг миллиона изделий в год. Наряду с тем, что китайский фарфор славится во всем мире, слово China хорошо знакомо европейцам, оно и поныне остается символом Китая. Можно сказать, что именно блестящие успехи китайского народа в сфере производства фарфора дали возможность объединить в английском языке слово «China» – фарфор с названием страны.

В прошлом году у нас в городе проходила выставка-продажа изделий из Китая.
Было много изделий из фарфора - посуда, лампы, шкатулки.
Некоторые изделия были авторскими, т.е. сопровождались сертификатами с фамилиями авторов.
Эти работы современных мастеров стоили очень дорого, но они того стоили.
Многие люди не могли купить, но ходили почти каждый день полюбоваться.
Традиции старых мастеров продолжает молодежь и это очень приятно.

После династии Восточная Хань производство китайского фарфора получило быстрое развитие. В разные исторические периоды китайский фарфор имел свои лучшие образцы. Например, известный фарфор Цзюнци провинции Хэнань, отличающийся красноватым блеском, переливами синего, фиолетового и белого цветов и прозрачностью является лучшим фарфором династии Сун. В этот период (10-12 века) были сделаны большие успехи в изготовлении изделий из фарфора. Примером может служить фарфор марки “Яобянь”, который обладает очень высоким качеством. Такой фарфор мог по ценности и изысканности соперничать с золотом и нефритом. Наиболее известными в то время являлись изделия мастерских Дэхуа и Лунцюань.

В первые века нашей эры мастерские по производству фарфора появились в одном из городов провинции Цзянси, который впоследствии стал известен под именем Цзиндэчжень. Он находится на берегу многоводного озера Поянху. С его названием ассоциируется одно из самых древних, чудесных достижений китайского народа-фарфор.

Китайские историки затрудняются точно установить дату основания этого города. Впервые его имя упоминается в летописях династии Хань, т.е. 2 тысячи 200 лет назад. В 6 веке нашей эры город был известен под названием Чаннаньчжэня. Позже, уже в годы Сунской династии, на изделиях знаменитых мастеров фарфора было принято писать: “Изготовлено в годы царствования императора Цзин-дэ”. Это и определило новое название города - “Цзиндэчжэнь”.

Издавна фарфоровые изделия из Цзиндэчжэня отличались высоким качеством. Молва гласит, что они были ослепительны, как снег, тонки, как лист бумаги, прочны, как металл. Необыкновенного искусства достигли мастера художественной росписи по фарфору.

Их краскам свойственны прочность и чистота. Рисунки по фарфору, особенно те, в которых воссоздана природа Китая, его флора, очень жизненны. Среди художников по фарфору были блестящие мастера рисовать розы, пионы, лотосы. хризантемы, орхидеи, ветви цветущей сливы или вишни, стебли бамбука. Лучшее, что создавали мастера из Цзиндэчжэня, приобреталось императорским двором или шло на экспорт. Еще в 14 веке здесь были созданы печи, которые работали для нужд двора. Вместе с парчой и бархатом. отправляемыми по “шелковому пути”, на Средний Восток и в Европу, за рубеж шел и китайский фарфор.

Слава Цзинджэня основана на том, что его фарфор - "белый, как яшма, тонкий, как бумага, блистающий, как зеркало, и благозвучный - как колокольчик".

Традиционные фарфоровые изделия Цзинджэня, включая сине-белые, с узорами под рис, пламенеющие, разноцветные глазурованные и скульптуры из фарфора, отличаются изяществом форм и богатыми украшениями, которые наиболее полно отражают глубину китайского мышления. Цзинджэньский фарфор ценится как яркая жемчужина в художественном наследии человечества.

Ныне в Цзиндэчжэне сохраняется часть древних мастерских и печи для изготовления и обжига фарфора.

Выставки керамических и фарфоровых изделий Цзиндэчжэня, различные виды фарфора и современные предприятия по производству керамики и фарфора ежегодно привлекают к себе все больше китайских и иностранных туристов. Цзиндэчжэньский фарфор пользуется большим спросом и в стране, и за ее пределами.



Что еще почитать