А нтисемитизм Сталина, о котором можно прочитать почти во всех его биографиях, не был ни религиозным, ни этническим, ни бытовым. Он был политическим и проявлялся в форме антисионизма, а не юдофобии. В Грузии, где Сталин вырос, не существовало еврейских гетто, и грузинская еврейская диаспора была ассимилирована в грузинскую культуру. Евреи в Грузии жили столетиями. Они появились в Закавказье из Палестины и Персии, а не из Европы, говорили на грузинском языке и имели грузинские имена. Антисионизм Сталина наиболее заметно проявился после войны, когда «еврейский вопрос» стал острой международной проблемой. Социальное и правовое положение российских евреев радикально улучшилось именно после Октябрьской революции. Этому прежде всего способствовали отмена «черты оседлости» евреев и поддержка еврейской интеллигенцией социалистических идеалов. Однако СССР был антирелигиозным государством, и поэтому еврейские религиозные общины продолжали притесняться, но не больше, чем православные, мусульманские или католические. Буддизм был запрещен полностью. В СССР не было выходных дней или каникул, привязанных к каким-либо религиозным праздникам, и не только традиционно отмечавшиеся в России Рождество и Пасха считались рабочими днями, но и семидневная неделя была отменена в 20-е и в 30-е годы - до 1936 года. Заводы, фабрики, школы и другие учреждения работали на основе «шестидневок», пять рабочих дней и шестой - выходной. Это обеспечивало два выходных дня в конце тех месяцев, которые насчитывали 31 день. Все эти антирелигиозные и календарные реформы проводились еще в «ленинский» период советской власти, то есть до 1924 года. Пик антирелигиозных декретов наблюдался в 1921 году, совпадая с началом голода, более либеральной экономической политикой (НЭП) и окончанием Гражданской войны. Мусульманство и иудаизм труднее уживаются с коммунистическим режимом, чем православное христианство, так как они связаны с большим числом ритуальных обязанностей и содержат элементы законодательства. Легализация церкви, осуществленная Сталиным в 1943 году, касалась лишь православной религии и не распространялась на мусульманство, иудаизм и католицизм. В период войны и после войны особенно жестокие репрессии обрушились на мусульманские народы Кавказа и Крыма и на католические общины в Эстонии, Латвии, Литве и в Западной Украине. Государственный антисемитизм был скрытым и маскировался как борьба с космополитизмом. Он возник как неизбежная реакция властей на рост еврейского национализма, возникшего в результате нацистского геноцида евреев. Именно истребление евреев в Европе, осуществлявшееся с невиданной в истории цивилизаций жестокостью, привело к необходимости создания независимого еврейского государства. Это было возможно после войны только на территории Палестины, не имевшей и в 1945 году международного юридического статуса. Крымский проект ЕАК не мог быть альтернативой, так как на территории СССР создание действительно независимого еврейского государства было невозможно.
Политический характер отношения Сталина к еврейским проблемам очевиден из того факта, что он проявил себя активным сторонником создания государства Израиль. Можно сказать даже больше - без поддержки Сталиным проекта создания еврейского государства на территории Палестины это государство в 1948 году не могло бы быть создано. Поскольку реально Израиль мог появиться лишь в 1948 году, так как именно в это время заканчивалось действие британского мандата на управление этой территорией, то решение Сталина, направленное против Великобритании и ее арабских союзников, имело историческое значение.
До 1918 года Палестина входила в состав Османской империи, и создание в Палестине еврейских поселений, финансируемое сионистскими организациями, было крайне трудным. После поражения центральных держав в Первой мировой войне и распада двух империй, Австрийской и Османской, происходило образование большого числа новых государств, границы которых, часто очень произвольно, определялись странами-победителями. Палестина осталась просто «территорией», мандат на управление которой вновь созданная Лига Наций передала Великобритании. На этой территории в 1919 году жили 568 000 арабов-мусульман, 74 000 христиан и 58 000 евреев. Британское правительство, в отличие от турецкого султана, не запрещало иммиграцию евреев-поселенцев, но ввело жесткую квоту, не превышавшую 10 тысяч человек в год. Арабы всячески противились заселению Палестины евреями, и весь период британского мандата на эту территорию был насыщен конфликтами между арабским и еврейским населением. В период Второй мировой войны резко возросла нелегальная иммиграция евреев в Палестину. Это были, главным образом, беженцы из Европы и из Северной Африки, где шли сражения между германской и британской армиями. Постоянные конфликты вооруженных групп евреев с британскими гарнизонами стали обычным явлением. К 1946 году Британия не могла сохранять стабильность в Палестине и решила отказаться от своего мандата. К февралю 1947 года, когда в Организации Объединенных Наций была создана особая комиссия по Палестине, на подмандатной территории проживали 1 091 000 арабов-мусульман, 614 000 евреев и 146 000 христиан.
Проблема Палестины оказалась очень трудной и для ООН. Великобритания, мандат которой истекал в мае 1948 года, настаивала на создании единого мультиэтнического палестинского государства. По этому принципу была создана в 1943 году соседняя независимая республика Ливан, управлявшаяся также с 1919 года Францией по мандату Лиги Наций. В Ливане в 1943 году христиане, православные греки, армяне и марониты составляли немногим меньше половины населения, около 7 процентов приходилось на друзов, и остальные были мусульманами, шиитами и сунитами примерно в равных пропорциях. Другие члены ООН, учитывая конфликтные отношения между арабами и евреями, предлагали создание федеративного государства по типу Югославии или Швейцарии. Этот проект был трудноосуществим, так как три основные религиозные и этнические группы в Палестине не имели достаточно изолированных территорий и были перемешаны.
Третий проект, который поддерживали прежде всего США и СССР, предполагал разделение Палестины на два самостоятельных государства - палестинское и еврейское. В состав еврейского государства могли войти районы с преобладанием еврейского населения с центром в Тель-Авиве, в состав палестинского арабского государства отходила большая часть остальной территории. Иерусалим предполагалось объявить «открытым городом» под международным контролем. Обсуждать проблему Палестины в Совете Безопасности ООН было невозможно, так как Великобритания имела в этом случае право вето. Решение проблемы могло быть достигнуто только голосованием на пленарной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Для подготовки проекта к голосованию была создана специальная комиссия по Палестине. Эта комиссия, работавшая несколько месяцев, рекомендовала для голосования в ООН именно тот проект двух государств, который поддерживали, прежде всего, США и СССР. Великобритания и все арабские и мусульманские страны были против. Главная сложность принятия рекомендованного проекта состояла в том, что по Уставу ООН за него должно было проголосовать не простое большинство, а две трети стран, входивших в ООН. В этих условиях позиция СССР, то есть Сталина, была критической. Сталин практически контролировал голоса пяти стран-членов ООН: СССР, Украинской ССР, Белорусской ССР, Чехословакии и Польши. В 1947 году в ООН было всего лишь 60 членов. Страны, считавшиеся агрессорами в недавно закончившейся войне, - Германия, Япония, Австрия, Румыния, Венгрия и некоторые другие еще не были приняты в ООН. Большая часть африканских и почти половина азиатских стран все еще относились к разряду колоний.
Вторая сессия Генеральной Ассамблеи ООН, открывшаяся в сентябре 1947 года, приняла на себя обязанности временного комитета по Палестине и очень подробно обсудила все аспекты проблемы, заслушав не только доклад подкомитета, в который входили США и СССР, но и подкомитета мусульманских стран. Атмосфера дискуссии перед предварительным голосованием 25 ноября 1947 года была очень напряженной. В поддержку создания в Палестине двух независимых государств проголосовали 25 стран, 13 стран выступили против этого проекта и 17 стран, включая Великобританию и Югославию, воздержались. Югославия, хотя она входила в 1947 году в советский блок, поддерживала идею федеративной Палестины. СССР, Украина, Белоруссия, Чехословакия и Польша поддержали план разделения Палестины на два самостоятельных государства.
Но для квалифицированного большинства в две трети не хватало одного голоса. На Ассамблею ООН не приехали делегации Филиппин и Парагвая. Эти страны были в 1947 году сателлитами США, и их представителей срочно доставили в Нью-Йорк. Разочарованием для еврейских и сионистских организаций было и слишком большое число воздержавшихся. Даже наличие большинства в две трети за счет 27 голосов из 57 стран, принимавших участие в работе Генеральной Ассамблеи, обеспечивало все же очень слабый мандат. Дискуссия и интенсивное лоббирование в течение нескольких дней до окончательного голосования 29 ноября 1947 года были очень активными.
Председателем советской делегации на этой сессии ООН был Андрей Громыко, первый постоянный представитель СССР в ООН. В Москве в МИД наблюдение за работой советской делегации в ООН осуществлял главным образом Андрей Вышинский, в прошлом Генеральный прокурор, а с 1946 года заместитель министра иностранных дел СССР. Вышинский, в свою очередь, получал инструкции не столько от Молотова, сколько от Сталина, с которым он имел дружеские связи еще с периода 1908-1909 годов, когда они оба отбывали наказание в тюремной крепости в Баку за революционную деятельность - Сталин как большевик, Вышинский как меньшевик. Уместно привести отрывки из выступлений Громыко, чтобы были ясны аргументы советской делегации. Перед предварительным голосованием Громыко говорил общими словами:
«Сущность проблемы состоит в праве на самоопределение сотен тысяч евреев и также и арабов, живущих в Палестине... их право жить в условиях мира и независимости в их собственных государствах. Надо принять во внимание страдания еврейского народа, которому Ни одно из государств Западной Европы не смогло порочь в период их борьбы с гитлеризмом и с союзниками Гитлера в защите их прав и их существования... ООН должна помочь каждому народу на получение права на независимость и самоопределение...»
«...Опыт изучения вопроса о Палестине показал, что евреи и арабы в Палестине не хотят или не могут жить вместе. Отсюда следовал логический вывод: если эти два народа, населяющие Палестину, оба имеющие глубокие исторические корни в этой стране, не могут жить вместе в пределах единого государства, то ничего иного не остается, как образовать вместо одного два государства - арабское и еврейское. Никакого иного практически осуществимого варианта по мнению советской делегации нельзя придумать...»
В решающем голосовании Генеральной Ассамблеи ООН 33 страны поддержали резолюцию о создании независимых арабского и еврейского государств; 13 стран голосовали против этого проекта, и число воздержавшихся уменьшилось до 10. Пять стран советского блока обеспечивали необходимое большинство в две трети. Если бы эти страны поддержали арабскую позицию, то соотношение «за» и «против» составило бы 28 к 18. Это не обеспечивало бы большинства в две трети, и поэтому создание Израиля не получило бы мандата ООН. Против создания Израиля в этом голосовании были мусульманские страны; Афганистан, Египет, Иран, Ирак, Ливан, Пакистан, Саудовская Аравия, Сирия, Турция и Йемен. Голосовали против также Индия, Греция и Куба Югославия и Великобритания, которые в дебатах выступали против создания независимого еврейского государства, при голосовании воздержались. Югославия не могла выступать против СССР, Британия - против США. Изменили свою позицию от первого к второму голосованию: Бельгия, Франция, Голландия, Новая Зеландия, Люксембург, Либерия, Гаити. Все эти страны в 1947 году сильно зависели от американской экономической помощи через план Маршалла. Возмущенные принятым решением в пользу Израиля, арабские делегации покинули Нью-Йорк до окончания работы OOH. Мандат Великобритании на Палестину истекал 14 мая 1948 года. В эти несколько месяцев до формального провозглашения государства Израиль евреи начали быстро создавать государственную инфраструктуру и армию. Все арабские страны, окружавшие в то время Палестину, начали готовиться к войне.
Когда Израиль был формально провозглашен 17 мая 1948 года независимым государством, то на следующий день США признало это государство, но только де-факто, что не подразумевало полных дипломатических отношений. СССР признал Израиль через два дня и, сразу де-юре. СССР был первой страной, установившей с Израилем дипломатические отношение США сделали такой же шаг лишь в 1949 году.
В день провозглашения Израиля самостоятельным Государством регулярные армии Ирака, Сирии, Египта, Ливана и Йордании вторглись на его территорию. Началась первая арабо-израильская война. В этой войне именно Советский Союз оказал Израилю быструю и эффективную военную помощь. Через Чехословакию и Румынию в Израиль было отправлено по морю большое количество оружия всех видов. Большая часть это-го оружия была из запасов немецкого трофейного снаряжения. Поставки включали пулеметы, минометы, артиллерию и немецкие истребители «мессершмиты». Великобритания, напротив, поставляла оружие зависимым от нее арабским странам. Все эти страны, кроме Ливана, были в 1947 году монархиями, созданными Великобританией после Первой мировой войны. США объявили эмбарго на поставки оружия в этот регион.
Вместе с оружием из стран Восточной Европы в Израиль приехало большое число военных - евреев, имевших опыт участия в войне против Германии. Секретно отправлялись в Израиль и советские военные офицеры. Появились большие возможности и у советской разведки. По свидетельству генерала Павла Судоплатова, использование офицеров советской разведки в боевых и диверсионных операциях против британцев в Израиле было начато уже в 1946 году
Голда Меир, первый посол Израиля в Москве и в последующем премьер-министр Израиля, пишет в своих воспоминаниях:
«Как бы радикально ни изменилось советское отношение к нам за последующие двадцать пять лет, я не могу забыть картину, которая представлялась мне тогда. Кто знает, устояли ли бы мы, если бы не оружие и боеприпасы, которые мы смогли закупить в Чехословакии и транспортировать через Югославию и другие балканские страны в те черные дни начала войны, пока положение не переменилось в июне 1948 года? В первые шесть недель войны мы очень полагались на снаряды, пулеметы и пули, которые Хагане [**] удалось закупить в Восточной Европе, тогда как даже Америка объявила эмбарго на отправку оружия на Ближний Восток, хотя, разумеется, мы полагались не только на это. Нельзя зачеркивать прошлое оттого, что настоящее на него не похоже, и факт остается фактом: несмотря на то, что Советский Союз впоследствии так яростно обратился против нас, советское признание Израиля 18 мая имело для нас огромное значение. Это значило, что впервые после второй мировой войны две величайшие державы пришли к согласию в вопросе о поддержке еврейского государства, и мы, хоть и находились в смертельной опасности, по крайней мере знали, что мы не одни. Из этого сознания - да и из суровой необходимости» - мы почерпнули ту если не материальную, то нравственную силу которая и привела нас к победе»
Очень часто высказывается предположение о том, что Сталин предполагал, что ему удастся присоединить Израиль к советскому блоку. Такого намерения у Сталина не было. Проамериканская ориентация Израиля была слишком ясной. Новая страна создавалась на деньги богатых американских сионистских организаций, которые оплачивали и то оружие, которое закупалось в Восточной Европе. В 1947 году многие и в СССР, и в Израиле считали, что позиция СССР в ООН определялась моральными соображениями. Громыко на короткий срок стал самым популярным в Израиле человеком. Даже Голда Меир в 1947 и 1948 годах была уверена, что Сталин помогает евреям из каких-то высоких моральных соображений:
«Признание Советского Союза, последовавшее за американским, имело другие корни. Теперь я не сомневаюсь, что для Советов основным было изгнание Англии с Ближнего Востока. Но осенью 1947 года, когда происходили дебаты в Объединенных Нациях, мне казалось, что советский блок поддерживает нас еще и потому, что русские сами оплатили свою победу страшной ценой и потому, глубоко сочувствуя евреям, так тяжко пострадавшим от нацистов, понимают, что они заслужили свое государство»
В действительности, по мнению Сталина, создание Израиля отвечало в тот период и на обозримое будущее внешнеполитическим интересам СССР. Поддерживая Израиль, Сталин «вбивал клин» в отношения США и Великобритании и в отношения между США и арабскими странами. По свидетельству Судоплатова, Сталин предвидел, что арабские страны в последующем повернутся в сторону Советского Союза, разочаровавшись в англичанах и американцах из-за их поддержки Израиля. Помощник Молотова Михаил Ветров пересказал Судоплатову слова Сталина:
«Давайте согласимся с образованием Израиля. Это будет как шило в заднице для арабских государств и заставит их повернуться спиной к Британии. В конечном счете британское влияние будет полностью подорвано в Египте, Сирии, Турции и Ираке»
Внешнеполитический прогноз Сталина в основном оправдался. В арабских и во многих других мусульманских странах было подорвано влияние не только Британии, но и США.
Official Records of the General Assembly of UN. Second Session. 12th Meeting. - P. 69-70.
Ibid. 125th Meeting. - P. 1359; Речь Громыко А.А. на Пленарном заседании Генеральной Ассамблеи 28 ноября 1947 года // Внешняя политика Советского Союза. 1947 год. Часть II. - М.: Гос-политиздат, 1952. - С. 241.
Official Records... 128th Meeting. - P. 1424-1425.
Судоплатов Павел. Указ. соч. - С. 345; Sudoplatov... - Р. 293.
Meir Golda. My Life. - London: Wpidenfeld and Nicolson, 1975. -P. 188-189; Meup Голда. Моя жизнь. Автобиография. - Иерусалим: Б-ка Алия, 1990. - С. 258.
Ibid. - Р. 188; там же. - С. 257.
Судоплатов Павел. Указ. соч. - С. 349; Sudoplatov... - Р. 296.
В 1947 году Великобритания возвратила свой мандат на Палестину Организации Объединённых Наций. 29 ноября Специальный комитет по Палестине ООН рекомендовал разделить Палестину на два независимых государства - еврейское и арабское. После того как англичане покинули Палестину, 15 мая 1948 года было провозглашено создание Государства Израиль. Вновь возникшее государство открыло свои двери для еврейских иммигрантов со всего мира.
Закончилась Вторая мировая война, мир праздновал победу над нацизмом. В этой войне погибла значительная часть почти 9-миллионной еврейской общины Европы, но для уцелевших испытания ещё не закончились.
После войны англичане наложили ещё большие ограничения на еврейскую репатриацию в Палестину. Ответом было создание «Еврейского движения сопротивления». Несмотря на установленную англичанами морскую блокаду и патрулирование границ, с 1944 по 1948 годы тайными, нередко опасными путями в Палестину было переправлено около 85 тысяч человек.
Положение в стране было крайне нестабильным, практически кризисным, и британское правительство было вынуждено передать решение палестинской проблемы в руки ООН. 29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН большинством голосов - 33 против 13 - приняла резолюцию о разделе Палестины на два государства.
О создании государства Израиль, первого еврейского государства почти за 2 тысячи лет, было объявлено в Тель-Авиве 14 мая 1948 года. Декларация вступила в силу на следующий день, когда последние британские солдаты покинули Палестину. День 15 мая палестинцы назвали аль-Накба - «Катастрофа».
С начала года между арабскими и еврейскими силами происходили военные действия, направленные на удержание и захват территорий. Еврейские боевые организации Иргун и Лехи добились больших успехов, отвоевав не только территории, отведённые им декларацией ООН, но и значительную часть из тех, что предназначались арабскому государству.
9 апреля еврейские боевики уничтожили значительное число жителей деревни Дейр-Ясин неподалёку от Иерусалима. Напуганные этим, несколько сот тысяч палестинцев бежали в Ливан, Египет и на территорию, известную сейчас как Западный берег реки Иордан.
Еврейские силы добились успехов в пустыне Негев, в Галилее, в Западном Иерусалиме и на значительной части приморской равнины.
В день провозглашения Израиля пять арабских стран - Иордания, Египет, Ливан, Сирия и Ирак - объявили ему войну и немедленно вторглись на территорию только что созданного государства, однако их армии были отброшены израильтянами. В войне, длившейся 15 месяцев, с израильской стороны погибло более 6 000 человек. Они отдали жизнь за то, чтобы существование государства Израиль стало реальностью. На следующий год Кнессет, парламент Израиля, принял закон о национальном празднике в 5-й день месяца ияра, получившем название Йом а-Ацмаут - День независимости.
В результате перемирия Израиль включил в свои границы значительную часть бывшей британской Палестины. Египет удержал сектор Газа; Иордания аннексировала окрестности Иерусалима и земли, известные теперь как Западный берег реки Иордан; это составляло около 25% территории подмандатной Палестины.
Чудовищная катастрофа, постигшая еврейский народ при Гитлере, наглядно продемонстрировала, что единственное решение проблемы - создание независимого еврейского государства в Эрец-Исраэль, где еврейскому народу будет обеспечено достойное существование в условиях свободы и безопасности.
Сотни тысяч евреев всего мира молились об осуществлении мечты многих поколений. Эта заветная мечта стала реальностью - выдающийся сионистский лидер Давид Бен-Гурион провозгласил создание государства Израиль на древней родине еврейского народа. Бен-Гурион объявил: «Мы, члены Временного Национального Совета, представители еврейского населения и сионистского движения, в день окончания британского Мандата на Палестину, в силу нашего естественного и исторического права и на основании решения Генеральной Ассамблеи ООН, провозглашаем настоящим создание Еврейского государства на Земле Израиля - государства Израиль».
Государство Израиль было создано ценой жизни тысяч солдат и офицеров, которые погибли во имя того, чтобы у еврейского народа был свой уголок на земле - та страна, в которой жили их предки, страна, в которой стоял святой Храм и было еврейское царство.
Государство Израиль не забывает тех, кому оно обязано своим существованием. Канун Дня независимости объявлен Днем поминовения солдат, погибших в войнах Израиля. Вечером зажигают поминальные свечи. В Иерусалиме, на военном кладбище на горе Герцля, проходит центральная церемония этого дня, которую молитвой «Изкор» открывает главный раввин Армии обороны Израиля. В траурной церемонии принимают участие руководство государства и члены семей погибших.
В десять часов утра раздаётся звук сирены и по всей стране на две минуты замирает жизнь - люди стоя отдают дань памяти погибшим воинам. Приспущены государственные флаги, на военных кладбищах на протяжении всего дня проходят траурные митинги, а в школах - траурные собрания. У памятников погибшим несут почётный караул солдаты и школьники. Вся страна охвачена в этот день особым настроением, отдавая честь тем, кто пал, сражаясь за создание государства и безопасность его жителей.
В Израиле праздник отмечается торжественными приёмами, военные базы открыты для посещения, устраиваются воздушные парады и демонстрируется оснащение военно-морского флота. Сегодня Израиль может гордиться технической оснащённостью армии.
Религиозные евреи читают особые молитвы и обязательно молитву «а-Лель», символизирующую национальное освобождение Израиля.
С наступлением темноты завершается День поминовения - и на горе Герцля начинается красочная церемония празднования Дня независимости. 12 человек, мужчин и женщин, представляющих разные слои населения Израиля, зажигают 12 факелов в честь достижений государства Израиль. Государственный флаг снова поднимается на вершину флагштока. В конце церемонии ночное небо освещается разноцветным фейерверком. Площади городов заполняются празднующим народом.
На подмостках выступают артисты, играют оркестры. Улицы и балконы домов украшены израильскими флагами. В синагогах читают молитву за благополучие и безопасность государства, в которой выражена также надежда на то, что все сыны еврейского народа возвратятся в свою страну. День независимости завершается торжественной церемонией вручения государственных премий Израиля в области научных исследований, литературы и искусства.
– нового суверенного независимого государства. Сегодня многие задаю вопрос: «Израиль, как же он образовался?» Об этом и пойдет речь в этой статье.
Все началось так. После того, как резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН было принято решение в 1947 году 29 ноября о разделе земель Палестины, находящейся под мандатом управления Великобритании, на два независимых суверенных государства — еврейское и арабское, началась осуществляться интенсивная активная подготовка к тому, чтобы провозгласить независимое .
В это же время Британия отказывается сотрудничать в разделе Палестинских земель на два независимых государства и объявляет о своих намерениях вывести с территории, подмандатной Британии свои войска и гражданский персонал. Вывод вооруженных сил и гражданского персонала планируется Великобританией к середине мая 1948 года.
Надо сказать, что американцы пытались оказывать дипломатическое давление на Еврейское агентство, пытаясь добиться отсрочки провозглашения независимого еврейского суверенного государства.
Американские дипломаты и все руководство страны имели сомнения по поводу способности еврейского нового государства выстоять в конфликте с арабами. США также отказались поддержать план о разделе Палестинских земель, при этом был предложен план о передаче их под опеку Организации Объединенных Наций до поры, когда будет достигнуто соглашение между арабами и евреями.
Возникновение Израиля было очень не легким: возражали правительства Западной Европы, постоянное ощутимое давление государственного департамента Соединенных Штатов, разногласия в Народном совете, а также внутрипартийные разногласия. Но, не взирая на все возражения и разногласия, Давид Бен Гурион настоял на образовании суверенного государства перед истечением срока мандата Британии.
Народным правлением 12 мая 1948 года было принято решение о провозглашении независимости, причем в течение двух дней. Решение было принято Вего лиш шестью голосами против четырех.
И уже 14 мая 1948 года Давидом Бен Гурионом было провозглашено образование Израиля, как независимого суверенного еврейского государства. За несколько часов до окончания мандата Британии на Палестину, в музее, в здании бывшего дома Меира Дизенгофа, в городе Тель-Авив в 16-00 было сделано объявление о возникновении Израиля.
Время 16-00 было выбрано таким образом, чтобы церемония провозглашения закончилась до наступления субботы — «шабата». Место провозглашения независимости выбирали таким образом, чтобы избежать религиозных или партийных подоплек. А здание — незаметное и не помпезное выбиралось с оглядкой и опасением перед возможными бомбежками.
14 мая утром приглашения на церемонию провозглашения независимости государства Израиль были разосланы с помощью посыльных, при этом была присовокуплена просьба о хранении этого события в секрете.
Интересный факт: окончательный вариант текста о Декларации независимости был утвержден буквально за один час до начала торжественной церемонии, спешно печатался на печатной машинке. Попутная машина доставила Декларацию независимости в здание музея в 15-59, за минуту до официального провозглашения независимости государства и начала церемонии.
По дороге к месту провозглашения суверенного государства Израиль машина с текстом декларации была остановлена полицейскими за превышение скорости. Водитель, который вез декларацию не имел прав, но он заявил полицейскому, что тот срывает церемонию провозглашения независимого государства, а потому водитель был отпущен и даже избежал штрафа. После того, как декларация о независимости была зачитана, ее подписали 25 членов Народного совета. При этом в декларации было предусмотрено еще место для подписей двенадцати членов Народного совета, которые были заперты в осажденном арабами Иерусалиме.
Церемония образования Израиля транслировалась по радиостанции «Коль Исраэль». С тех пор, официальный год образования Израиля считается 1948.
Что же произошло после провозглашения Бен Гурионом независимости Израиля. Уже на следующий день после провозглашения об образовании Израиля армии пяти арабских стран, входящих в Лигу арабских государств – Египет, Ливан, Ирак, Сирия, Трансиордания, напали на новое молодое государство и начали военные действия против вновь провозглашенной страны.
Генеральным секретарем Лиги арабских государств было обещано: «Это будет страшная война, полностью направленная на уничтожение, это будет самая грязная и страшная резня». С тех пор 15 мая в Израиле стало Днем катастрофы, то есть днем Накба.
Первое государство, которое признало официально суверенное государство Израиль де-факто США. Президент США Трумен 14 мая в 18-11 объявил о признании США Израиля. Это было сделано сразу же, через 11 минут после провозглашения в Тель-Авиве Бен Гурионом независимости Израиля.
Первая страна, которая признала еврейское независимое государство полностью, официально — де-юре, стало Советское государство. Это было сделано 17 мая, через три дня после провозглашения независимости Израиля. День провозглашения Независимости Израиля – 14 мая – считается государственным праздничным днем. Как и все в Израиле День независимости израильтяне отмечают по особому календарю, по еврейскому летосчислению – 5 яира.
Главным, первым документом Израиля, как только он образовался – стала Декларация о провозглашении независимости. В ней говорится об основных принципах .
Первым правительством нового государства стало Временное правительство. 14 мая 1948 года, когда провозгласили независимость, Народный совет подписал постановление, в котором формально узаконил полномочия и этим постановлением был преобразован из Народного Совета во Временное правительство.
Временное работало с 14 мая 1948 года по март 1949 год. В марте 1949 года в Израиле были проведены первые выборы, на которых был сформирован Кнессет Израиля – его правительство. Это было первое правительство, выбранное в независимом государстве на выборах.
ИЗРАИЛЬ. ИСТОРИЯ
Государство Израиль было образовано 14 мая 1948 после окончания срока действия британского мандата в Палестине. Связь еврейского народа с землей Израиля неоднократно отмечалась в устных преданиях и письменных источниках. Еще во времена вавилонского пленения евреи выражали желание вернуться на свою историческую родину. Это стремление усилилось после разрушения Иерусалима римлянами в 70 н.э. и последующего рассеяния евреев по всему миру. Современная история Израиля восходит к еврейской иммиграции из Европы (особенно из России и Польши) в Палестину в 19 в. Реальная попытка создания еврейского государства связана с зарождением сионистского движения, т.е. с основания Всемирной сионистской организации Теодором Герцлем в конце 19 в. В 1917 эту идею поддержало британское правительство в декларации Бальфура, в которой содержалось обещание образовать в Палестине "национальный очаг для еврейского народа". Британская подмандатная территория Палестина. В июле 1922 Лига наций выдала Великобритании мандат на управление Палестиной и призвала способствовать образованию национального еврейского государства. В 1919-1939 в Палестину отправлялись переселенцы. Переселенцы заложили основы социальной и экономической инфраструктуры, создавали киббуцы, мошавы и деревни, строили жилые дома и дороги. Они селились в Тель-Авиве, Хайфе и Иерусалиме, где организовали строительные фирмы и предприятия легкой промышленности. Последний крупный всплеск иммиграции пришелся на 1930-е годы (после прихода Гитлера к власти), когда в Палестину приехало ок. 165 тыс. человек, в основном из Германии. Британские власти в Палестине позволили еврейской и арабской общинам включиться в решение своих внутренних дел. Еврейская община выбрала собственный орган самоуправления, а тот - Национальный совет, которому предстояло формировать ее политику и разрабатывать программы действий. Оба эти органа получали финансовую помощь из местных источников и фондов, учрежденных за рубежом, и занимались вопросами образования, религиозной жизни, медицинского и социального обслуживания еврейского населения.
В годы британского господства развивалось сельское хозяйство, вводились в строй промышленные предприятия, для нужд энергетики был зарегулирован сток р.Иордан, сооружены новые дороги во всей стране и налажена добыча соли из вод Мертвого моря. Был учрежден Хистадрут, который способствовал улучшению положения рабочих и обеспечению занятости путем организации кооперативов в промышленном секторе и для сбыта аграрной продукции. Возрождалась культура, создавались профессиональные школы и студии, открывались художественные галереи и концертные залы. Иврит был официально признан в качестве одного из трех языков страны, наряду с английским и арабским, и использовался в документах, денежных знаках и почтовых марках, а также на радио. Процветала издательская деятельность. Возникали театры, делались попытки создать оригинальные пьесы на иврите. Усилиям еврейского сообщества по перестройке страны противодействовали арабские националисты, росла враждебность арабов, выливавшаяся в демонстрации, восстания и вспышки насилия. В 1930-х годах, когда еврейская иммиграция в Палестину активизировалась и резко возросла с утверждением нацистского режима в Германии, проблема стала много острее. Крупные антиеврейские выступления арабов заставили Англию резко ограничить иммиграцию евреев в 1939.
Вторая мировая война.
Во время Второй мировой войны нацистский режим проводил планомерное уничтожение евреев, было ликвидировано 6 млн. человек. Когда войска союзников освободили заключенных концентрационных лагерей в конце войны, многие из выживших евреев пытались выехать в Палестину. Однако, опасаясь выступлений со стороны арабов, британские власти ужесточили ограничения на въезд и поселение евреев в Палестине. Еврейская община ответила созданием разветвленной сети нелегальной и тайной иммиграции (алия бет); в период 1945-1948 ок. 85 тыс. лиц, пострадавших от Холокоста, были окольными путями доставлены в Палестину.
План ООН по разделу Палестины.
В феврале 1947 Великобритания решила передать рассмотрение вопроса о подмандатной территории в ООН. Специальный комитет ООН по Палестине выдвинул план раздела Палестины. 29 ноября 1947 Генеральная ассамблея ООН одобрила этот план большинством в 2/3 голосов. На землях Палестины предусматривалось создание двух государств - еврейского и арабского, а в Иерусалиме устанавливалось международное управление. После одобрения плана ситуация в Палестине обострилась. Арабы нападали на еврейские поселения и другие объекты. Силы ишува успешно отражали эти атаки во многих районах. Гражданская война между еврейской и арабской общинами в Палестине была прелюдией полномасштабной войны, которая вспыхнула после окончания срока действия британского мандата.
Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .
Если начинать повествование со времени оно, то следует обратиться еще к раннему периоду истории, когда на будущей священной для 3-ех народов территории обитали неандертальцы. А историю или на иврите – Эрец-Исраэль (Земли Израилевой) – принято отсчитывать со 2-го тысячелетия до нашей эпохи, когда в этих краях жили, согласно священным текстам, патриархи еврейского народа: родоначальник иудеев Авраам, его сын Исаак и его внук Иаков.
Библия утверждает, что сам Создатель даровал этот теплый клочок земли евреям, и стало это место называться Землей Обетованной. Как бы то ни было, но от прошлого никуда не деться, а потому историю Израиля приходится исчислять с тех самых далеких веков, с первых иудейских поселений, которые ученые датируют периодом до нашей эры, приблизительно 12-ым веком.
Необычная судьба ждала младшего из детей-близнецов Исаака и Ривки, третьего библейского патриарха – Иакова. Именно он стал родоначальником народа Израилева – любимого Богом, избранного для просвещения других народов. После мистической схватки с Господом тогда еще обыкновенный пастух Иаков получил божественное благословление и символическое новое имя – Израиль. От 12-ти сыновей «Божьего героя» произошли 12 племен (или колен) еврейского народа.
Получается, что история народа Израиля — это судьба потомков детей Иакова. Разрозненные племена, когда-то, спасаясь от голода, пришедшие в Египет, за 300 лет проживания среди египтян образовали целый народ, вышедший из Древнего Египта и направившийся обратно в завещанную Всевышним землю.
Разобщенность израильского народа, неумение объединиться для общих целей – заставляли задуматься о причинах неудач. Иудеи пришли к выводу, что им необходим сильный правитель, и дальнейшая жизнь народа неразрывно связана с , их деяниями, созданием, а затем крушением еврейской империи. С появлением первого иудейского царя Саула произошло образование Израиля, как единой державы евреев. Сначала страну возглавлял Дом Саула, потом Дом Давида и, наконец, Соломон.
Кто не слышал в наши дни об основавшем Иерусалим царе-воине Давиде и о мудром царе-волшебнике Соломоне, построившем на Храмовой горе Первый храм и превратившем Иерушалаим в , их самый святой город?
Войны, кровопролития, борьба за свою землю, рождение новой религии, восстания иудеев, поражения, победы – все эти события происходили здесь на протяжении столетий. Лишь 20-ый век принес независимость еврейскому государству, но тут мы переходим уже к современной истории Израиля, которая происходила прямо на наших глазах.
К возрождению своего национального исторического места на Земном шаре евреи стремились на протяжении многих веков. Массовые преследования «иноверцев», уходящие корнями еще в далекий период походов крестоносцев, также требовали надежного убежища для людей, исповедующих иудаизм.
С момента возникновения в 1897 году сионизма, как оформившегося политического движения, и начался процесс создания Государства Израиль, продлившийся до середины века двадцатого.
Отсутствие правовой защиты способствовало гонениям на евреев и процветающему в Европе антисемитизму. Об основании страны для пребывающего в тяжелом положении народа говорили уже в 18-ом столетии. В частности, вопрос поднимался в 1781 году в английском парламенте британским политическим деятелем и философом Эдмундом Берком, призывавшим другие народы оказывать покровительство и поддержку евреям. Впрочем, тогда идея воспринималась утопической.
В трудах немецкого социалиста Мозеса Гесса, литовского проповедника Натана Фридланда и прусского раввина Цви-Гирша Калишера 2-ой половины 19-го века приведены практические этапы создания Израиля и возвращения отторгаемого всеми иудейского народа на историческую родину.
После того, как в начале 80-ых годов девятнадцатого столетия по Российской империи и всей Восточной Европе прокатилась волна массовых еврейских погромов, повсюду стали возникать сионистские группы и кружки, а параллельно (в 1882-1903 годах) происходила большая иммиграция евреев в Палестину – Первая алия. Год 1884-ый ознаменовался объединением сионистских кружков в организацию Ховивей Цион (с иврита название переводится, как «Любящие Сион»). Целью движения было переселение «народа Книги» в Палестину, возвращение в дарованную Богом землю, развитие там еврейских поселений, ремесленничества, сельского хозяйства – основание Израиля в реалиях современного мира.
Политическим ответом и реакцией на смертоносные формы антисемитизма стала идеология сионизм, возникшая с выпуском книги Теодора Герцля, которую основоположник течения опубликовал в 1896 году под названием «Еврейское государство». Убежищем для евреев рассматривала Палестину «Базельская программа», принятая в 1897 году проходившим в Швейцарском городе Базеле Всемирным еврейским конгрессом – первым в истории. Конгресс основал тогда Всемирную сионистскую организацию, начавшую воплощать в жизнь задачу прибытия евреев, разбросанных по странам планеты, на их исконную территорию – в Израиль. История создания государства для евреев, судя по дневниковой записи Герцля, берет свой старт именно с этого момента.
«Базельская программа» имеет большое значение в деле воплощения многовековой мечты дискриминируемого народа. Во-первых, с ее принятием закончилась дискуссия о местоположении будущего национального государства: его следует создавать только в Палестине, на самом деле являющейся исторической землей евреев. Во-вторых, были указаны три главные задачи, которые должно решить новое государство:
«выковать» подобающие свободному народу черты национального характера;
Сформировать национальную культуру независимого народа;
Уменьшить бесправность евреев, оставшихся в других странах (ведь у них будет, на что уповать).
Однако до фактической даты основания Израиля пройдет еще полвека, а пока предстояли следующие, не менее важные шаги.
До чего же сложно в наши «новейшие времена» создавать на давно раскрашенном глобусе новую область другого цвета! Без помощи никак не обойтись, приходится на кого-то опереться. Вот и евреям в их борьбе за свой национальный дом необходима была сильная поддержка. Сионисты понимали, как необходимо для их цели согласие великих держав, но важно и одобрение Турции, которой до Первой мировой войны принадлежала верховная власть на палестинской территории.
Итак, сначала ориентировались на Германию и Турцию. Позднее, к 1915 году стали возлагать надежды на Великобританию, по-прежнему лелея мечту о скорейшем возникновении Израиля на карте мира. Деятели сионистского центра обещали поддерживать интересы Великобритании в ближневосточном регионе. Письмо 1917 года (от 2 ноября) сэра Артура Бальфура, возглавлявшего с конца 1916 года министерство иностранных дел Британии, направленное для передачи английской Сионистской федерации и через несколько дней опубликованное в «Таймс», известно, как «Декларация Бальфура». Английский министр заверял еврейскую общину в лояльном отношении Британии к основанию на просторах Палестины еврейского национального очага.
В благодарность за поддержку «Еврейский легион», сформированный добровольцами-сионистами, прилагал большие усилия, помогая английским войскам завоевывать Палестину. Судьба этой территории, обозначенная в «Декларации Бальфура», должна была быть признана в международном масштабе, за это вели совместную борьбу сионисты и британские дипломаты. Казалось, вот-вот осуществиться чудесная мечта, родится Израиль, история создания иудейской твердыни вступает в стадию активного претворения в действительность.
Но сказки не так быстро оборачиваются реальностью. Предстояла долгая и сомнительная дипломатическая игра: конференции, обмен письмами, договоры, статьи соглашений….
В преддверии наступления опасных событий, которые, как мы теперь знаем, разразились мировым военным противостоянием, было создано международное объединение стран – Лига Наций. Следуя направлению бескровного урегулирования проблем и обеспечения коллективной безопасности, Лига Наций в 1922 году вручила мандат на Палестину Великобритании. По этому ответственному документу английские власти обязывались подготовить условия, в которых сможет родиться и жить еврейская страна. То есть, история образования Израиля по всем приметам подходила, наконец, к стартовой фазе, но так дело обстояло лишь внешне.
В планы Великобритании вовсе не входило содействие иммиграции евреев в Палестину и основание тут полноценной страны для граждан еврейской национальности. Не более чем самоуправляемое общество – вот что понималось английскими чиновниками под термином «национального еврейского очага».
Когда рост процента еврейских переселенцев привел к конфликту между прибывшими евреями и жившими на палестинской земле арабами и вспышкам арабского национализма, англичане поспешили ввести ограничения на приобретение евреями земельных участков и на иммиграцию евреев.
Что касается арабов, то история Государства Израиль их, однозначно, не интересовала, они такой страны не признавали категорически и даже половинчатую, крайне осторожную британскую политику воспринимали, как наносящую ущерб идее единого арабского мира. Регион буквально кипел от разгоравшихся противоречий. Великобритания отказалась от своих обещаний и сионистским, и арабским лидерам, местные конфликты решены не были, попытка создания двунациональной державы — «общего дома» для обоих народов — ни у того, ни у другого понимания не нашла. Почувствовав себя преданными английскими властями, вожди сионистского движения отказались в дальнейшем признавать законные права Британии на управление Палестиной.
Начавшееся в 1939 году беспрецедентное по своим масштабам мировое побоище вновь отодвинуло для Израиля год основания, многострадальный «народ Книги» пережил чудовищную Катастрофу, все надежды на собственное надежное убежище растаяли, как мираж.
И все-таки сионисты от национальной идеи не отказались. Пусть в период Второй мировой евреи в палестинском населении большинства еще не составляли, но свою численность значительно увеличили, доведя до 31 процента к 1947 году. Возникший на 16-ом сионистском конгрессе в 1929 году Сохнут (или, по-другому, Еврейское агентство) к концу войны уже, по свидетельству комиссии ООН, выполнял правительственные функции. Поселенцы продолжали в Палестине деятельность по созиданию эффективной структуры управления, с тем, чтобы, когда наступит дата создания Государства Израиль, вся инфраструктура для руководства собственной страной, ее развитием и процветанием была бы подготовлена.
Так и не сумевшая воспрепятствовать мировому кровопролитию Лига Наций была официально распущена в 1946 году. Поэтому отказ английского правительства от палестинского мандата в 1947 году принимался уже новой международной организацией – ООН, предложившей свой план разрешения арабо-еврейских противоречий на Ближнем Востоке. Речь шла о разделе Палестины на еврейскую и арабскую страны и превращении Иерусалима в нейтральный город международного статуса.
Еврейское большинство поддержало план ООН, предвкушая близкое обретение исторической Земли Израиля. Как образовался непримиримый антиеврейский лагерь — до наших дней изучают специалисты-историки, философы, аналитики. Причины можно исследовать, но факт остается: руководители арабских государств компромиссного предложения не приняли и план международного организации отвергли, пообещав всячески мешать его реализации.
Крупнейшие и сильнейшие на тот исторический момент страны планеты – США и СССР – по своим (очень различным) политическим соображениям поддержали проект раздела Палестины.
Право евреев на национальное самоопределение и проживание в собственной стране превратилось в свершившееся обстоятельство в 1948-ом, являющимся годом образования Израиля: 14 мая в Тель-Авиве, в бывшем доме первого тель-авивского мэра Мэира Дизенгофа (ныне это — здание Тель-Авивского музея искусств) на бульваре Ротшильда Давид Бен-Гурион для всего мира провозгласил рождение еврейской державы. Интересно, что время и место прохождения церемонии держалось в секрете до последней минуты – из опасения перед неприятельской бомбежкой, партийными и религиозными выступлениями.
А на следующий день молодое государство уже вступило в войну с армиями пяти стран-участниц Лиги арабских государств, защищая от нашествия свою только-только обретенную независимость, свой шанс быть и возможность свободно существовать на Земле, наряду с другими народами.
Всего в четверть часа можно изложить краткую историю Израиля на видео, но сколько трагедий, загубленных жизней и несостоявшихся судеб стоит за небольшим очерком!
Еврейская страна себя отстояла, к марту 1949 года арабо-израильский конфликт затих, исчерпав себя — к сожалению, временно. Не прошло и 10-ти лет, как в 1956 году последовала «Синайская компания», когда израильской армии потребовалось противостоять тройственному военному союзу Иордании, Сирии и Египта. Через 11 лет, в 1967 году — Шестидневная война с теми же участниками. Противостояние длилось до 1970 года, после подписания соглашения с Египтом установилось несколько лет относительной тишины.
Вся история возникновения Израиля нашего времени связана с бесконечным количеством печальных моментов, конфликтных ситуаций, бесполезных ожиданий…. Появлению «младенца» предшествовали долгие и мучительные «роды». Но смог ли «ребенок», уже пришедший на Землю, развиваться в любви и спокойствии? Нет! Мирную жизнь вновь взорвали в 1973 году, 6 октября, в священный для иудеев Йом Кипур. Этот конфликт с Сирией и Египтом вошел в летопись под именем Войны Судного дня.
Настоящий мир до сих пор не пришел в Землю Обетованную. Страна 3-х религий, мечетей и синагог по-прежнему пребывает в окружении враждебных лагерей. Шестьдесят шесть лет назад, в год создания Израиля евреи обрели:
Независимость,
Государственный герб и «Ха-Тиква».
Но достаточно ли все перечисленное для того, чтобы называться «надежным домом»? Вера – вот что имеется у евреев с избытком. И они продолжают верить: в успешную экономику, стремительное развитие, в достижение прочного мира и в будущее, без наступления которого бессмысленно все прошлое.
nanbaby.ru - Здоровье и красота. Мода. Дети и родители. Досуг. Быт. Дом