Как делать разборы. Виды разбора

Образец

Виды разбора 5 класс


ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР. в V классе.

Учащийся должен знать, что такое фонетическая транскрипция. Порядок фонетического разбора. Уметь выполнять звуковой анализ слова с целью объяснения его произношения, написания и для проведения элементарного звукового анализа художественного текста.


Все пункты фонетической характеристики слова.

  • УДАРЕНИЕ
  • ДЕЛЕНИЕ СЛОВА НА СЛОГИ
  • ЗВУКОВОЙ СОСТАВ СЛОВА
  • КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ букв и звуков в слове.

Порядок фонетического разбора ( V класс)

  • 1. Слоги, ударение.
  • 2. Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.
  • 3. Согласные звуки: звонкие (в том числе сонорные) и глухие (парные и непарные), твёрдые и мягкие (парные и непарные); какими буквами обозначены согласные.

Письменный разбор с сокращением

Со-юз - 2 слога

Со-юз – 2 слога

с- [с] – согл., глухой, парный; твёрдый, парный;

о- [а]- гл., безударный;

ю-[й"] – согл., сонорный; мягкий, непарный;

[у] – гл. ударный;

з- [с] – согл. глухой, парный; твёрдый, парный;

4 б., 5 зв.

с- [с] – согл., глухой;

о- [а]- гл., безударный;

ю-[й"] – согл., сонорный;

[у] – гл., ударный;

з- [с] – согл., глухой;

4 б., 5 зв.


Письменный разбор с сокращением

О-сен-ний – 3 слога

о- [ а ] –гл.,безударный;

с- согл.,глухой, парный;мягкий, парный;

е- [ э ] – гл., ударный;

н- - согл,сонорный;

н- мягкий,парный;

и- [ и ] – гл.,безударный;

й- [ й ] - согл,сонорный;

мягкий,непарный;

7б.,6зв.

День – 1 слог

д- [ д ] – согл.,звонкий;

е- [ э ] – гл.,ударный;

н- [ н ] – согл.,сонорный;

ь- [ - ]

4б.,3зв.


МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Как известно, слова классифицируются по частям речи на основании не одного, а трех признаков :

1) общее значение;

2) морфологические признаки;

3) синтаксическая роль.


ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ Требования к уровню подготовки в V классе.

Учащийся должен знать морфологические признаки имени существительного. Уметь правильно определять морфологические признаки, соблюдать порядок разбора, следить за правильностью сокращений.


Образец разбора Письменный разбор

Про доброе дело говори смело.

I . (Про) дело - сущ.(про что?), обозначает предмет.

II . Н. ф.- дело.

Пост.пр.: нариц., неодуш., в ср. р., во 2 c кл.

Непост.пр.: в В. п., в ед. ч.

III . Говори (про что?) про дело.


ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ Требования к уровню подготовки в V классе.

Учащийся должен знать порядок морфологического разбора прилагательного. Уметь выполнять разбор полного и краткого прилагательного.


Образец разбора Письменный разбор Русский язык неисчерпаемо богат.

I . Богат (язык) - прилаг.

Язык (каков?) богат.

II . Н. ф. - богатый.

Пост.пр.: ---

Непост.пр.: в краткой

форме, в м. р., в ед.ч.

III . Язык (каков?) богат.

I. Русский ( язык) - прилаг.,

обозначает признак

предмета

Язык (какой?) русский.

II . Н. ф.- русский.

Пост.пр.:---

Непост.пр: в м. р., в Им. п., в ед.ч.

III . Язык (какой?) русский.


ГЛАГОЛ Требования к уровню подготовки в V классе.

Учащийся должен знать морфологические признаки глагола. Уметь выполнять устный и письменный морфологический разбор глагола, определять его синтаксическую роль, употреблять в речи, соблюдая литературные нормы.


Образец разбора Письменный разбор

Цветёт сирень.

I. Цветёт - глагол, обозначает действие предмета.

II . Н. ф.- (что делать?) цвести.

Пост.пр.: несов. вида, I cnp .;

Непост.пр.: в ед. ч., в наст, вр., в 3-м л.

III . Сирень (что делает?) цветёт.


Морфемный разбор. Требования к уровню подготовки в V классе.

Учащийся должен уметь

. Выделять морфемы на основе смыслового анализа слова.

  • Подбирать однокоренные слова с учетом значения слова.
  • Учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами.
  • Пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов.
  • Объяснять особенности использования слов

с эмоционально- оценочными суффиксами в художественных текстах.


Морфемный разбор.

  • УБЕДИТЕЛЬНЫЙ
  • ЗАДУМАЛСЯ, доп. окончание после «ся»
  • ПРОПОЛОТЬ
  • ПЫЛЕСОС

Синтаксический разбор простого предложения. Требования к уровню подготовки в V классе.

  • Учащийся должен знать порядок разбора простого предложения, уметь разбирать предложение устно и письменно. Уметь соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы, составлять предложения по заданной схеме.

Образец синтаксического разбора

пр. прил. прил. прил. сущ.

На сухую, твердую, мерзлую землю

гл. прил. сущ.Им.п.

упал ранний снег. (Повеств., невоскл., простое, двусост., распр.,

осл. .)


Образцы сокращений.

1. П. р. – прямая речь

2. Обращ. – обращение

однородные члены предложения


Образец пунктуационного разбора простого предложения

сущ. Им.п. сущ. Им.п.

  • Повторение – мать учения.
  • им.сущ. И.п. им.сущ. И.п.

ПУНКТУАЦИОННЫЙ РАЗБОР сложного предложения

1 пр. сущ. прил. с. прил.

На ручей, рябой и пёстрый,

пр. сущ. гл. сущ. Им.п.

за листком летит листок,

с. 2 сущ. прил. прил.

и струёй сухой и острой

гл. сущ.Им.п.

набегает холодок.

Примеры разборов

Фонетический разбор

Отбивая

От-би-ва-я (4 слога, 3 ударный).

О - [а ] - гласный, безударный, обозначен буквой о;

Т - [д ] - звонкий, твердый согласный, обозначен буквой тэ;

Б - [б ] - звонкий, мягкий согласный, обозначен буквой бэ;

И - [и ] - гласный, безударный, обозначен буквой и;

В - [в ] - звонкий, твердый согласный, обозначен буквой вэ;

А - [а ] - гласный, ударный, обозначен буквой а;

Я - [й ] - согласный, звонкий, мягкий, обозначен буквой я;

[а ] - гласный, безударный, обозначен буквой я.

8 звуков - 7 букв. (буква Я обозначает 2 звука)

Морфемный разбор.

Убедительный

Последовательность выделения морфем: 1.окончание (-ый), 2. основа (убедительн), 3. суффиксы (-и-, -тельн-), 4. приставка (нет), 5. корень (убед) так как есть слова убеждать, переубедить, неубедительно.

Делаем запись убедительно

Словообразовательный разбор

Подлокотник

1. Подлокотник - часть кресла, на которую опирается локоть сидящего человека.

2. Ближайшее родственное слово - локоть.

Это и есть то слово, от которого образовалось данное при помощи приставки под- и суффикса -ник.

3. Запись - подлокотник <---- под + локоть + ник

Лексический разбор

Старый друг лучше новых двух.

Прилагательное старый является многозначным. В этой пословице слово употребляется в одном из своих значений: старый друг - значит друг, существующий с давнего времени, долго. Синоним - давний. В этой же пословице употреблен антоним - новый. Слово старый употребляется и в других значениях. Например в словосочетаниях старый человек, старый учебник, старые времена и т.д.

Морфологический разбор

Имя существительное:

Хлеб - имя существительное, н.ф. - хлеб,

Постоянные признаки: нарицательное, неодушевленное, мужского рода, 2-го склонения. Непостоянные признаки: в винительном падеже, единственном числе.

Синтаксическая роль: является прямым дополнением.

Имя прилагательное:

Пустое - имя прилагательное, н.ф. - пустой;

Постоянные признаки: качественное: полное; в положительной (нулевой) степени сравнения

Непостоянные признаки: в среднем роде, именительном падеже, является сказуемым.

Имя числительное:

"прошло три года":Три - имя числительное, н.ф. - три, количественное, простое, в именительном падеже, рода и числа не имеет,

Синтаксическая роль: подлежащее.

Местоимение:

С него - местоимение, н.ф. - он, личное, 3-го лица, мужского рода, в родительном падеже, единственном числе,

Синтаксическая роль: обстоятельство места.

Глагол:

Убрали - глагол, н.ф. - убрать,

Постоянные признаки: невозвратный, непереходный, совершенного вида, 1-го спряжения,

Непостоянные признаки: в изъявительном наклонении, прошедшем времени. множественном числе,

Синтаксическая роль - сказуемое.

Причастие

Образец разбора в предложении "Смотрю на падающий снег":

Падающий - причастие, н.ф. - падающий, от глагола "падать",

Постоянные признаки: несовершенного вида, настоящего времени, невозвратное, непереходное,

Непостоянные признаки: в мужском роде. винительном падеже, единственном числе, Синтаксическая роль: согласованное определение.

Деепричастие

Образец разбора в предложении "Падая на землю, снег тает":

Падая - деепричастие, от глагола "падать",

Несовершенного вида, невозвратное, непереходное,

Синтаксическая роль: обстоятельство образа действия.

1. Грустно - слово категории состояния, обозначает душевное состояние человека.

2. Морфологические признаки:

1) качественное;

2) грустнее, грустнее всего;

3) неизменяемое слово.

3. Синтаксическая функция. Слово «грустно» выполняет функцию сказуемого в безличном предложении.

Наречие:
Кругом - наречие, обстоятельственное места, является обстоятельством места.

Синтаксический разбор

Простое предложение.

Раздались звуки торжественного и громкого марша. (А.И.Куприн)

Это предложение простое, по цели высказывания повествовательное, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными определениями. Грамматическая основа - раздались звуки, звуки - подлежащее, выражено существительным, раздались простое глагольное сказуемое.

Все второстепенные члены в этом предложении относятся к подлежащему. Звуки (какие?) марша - несогласованное определение, выражено существительным в родительном падеже, марша (какого?) торжественного и громкого - однородные согласованные определения, выражены полными прилагательными.

Сложносочиненное предложение.

Машина застопорила, и катер медленно причалил к берегу. (В.Лидин)

Это предложение сложное, союзное, сложносочиненное; состоит из двух предикативных частей, первая - машина застопорила, вторая - катер медленно причалил к берегу. Эти предложения связаны между собой сочинительным, соединительным союзом и, выражающим последовательность. Перед союзом и ставится запятая. После этого каждая предикативная часть разбирается как простое предложение.

Сложноподчиненное предложение.

Оттого что солнечные дни все время перемежались с дождями, деревья в этом году умирали царственно. (Г.Николаева).

Это предложение сложное, союзное, сложноподчиненное, состоит из двух предикативных частей - главной: деревья в этом году умирали царственно, и придаточной: оттого что солнечные дни перемежались с дождями; придаточное относится ко всему главному предложению (присоставное), отвечает на вопрос почему, отчего? Это СПП с придаточным причины, придаточное присоединяется при помощи союза оттого что, стоит перед главным предложением и отделяется от него запятой. После этого каждая предикативная часть разбирается как простое предложение.

Сложное предложение с разными видами связи.

Позвонила взволнованная дама, стала требовать Римского, ] [ ей посоветовали позвонить жене его, на что трубка, зарыдав, ответила,

Что она и есть жена и что Римского нигде нет ]

(М.Булгаков)

Данное предложение 1) по цели высказывания - повествовательное; 2)

По интонации - невосклицательное; 3) по количеству предикативных

Компонентов - сложное, т.к. состоит из пяти простых компонентов (в его

Составе выделяется пять грамматических основ: 1-дама позвонила, стала

Требовать; 2-посоветовали;3- трубка ответила;4- она и есть жена;5-

Нет); 4) простые компоненты соединяются с помощью союзов и

(сочинительный соединительный), что (подчинительный изъяснительный),

Союзного слова с предлогом на что, а также бессоюзной связью, с помощью

Интонации. Следовательно, в данном предложении есть сочинительная,

Подчинительная и бессоюзная связь. 5) Предложение делится на смысловые

Блоки. Между этими блоками бессоюзная связь и отношения перечисления

Фактов. В блоке I - простое предложение. В блоке II - сложноподчиненное с

Несколькими придаточными. В нем компонент 2 является главным

Предложением для компонента 3, к которому нельзя задать вопрос (это

Придаточное присоединительное). Компонент 3, в свою очередь, является

Главным для компонентов 4 и 5, которые присоединяются к отдельному

Слову в главном. Придаточные являются обязательными по смыслу, отвечают

На вопрос ответила что? Это придаточные дополнительные. Блок II - это

Сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением и

Однородным соподчинением.

Стилистический разбор.

Осень. Хлюпает дождик. Как ему не надоест целый день хлюпать? Желтые листья все падают, и скоро деревья будут совсем лысые. А потом пойдут туманы, - большая собака заберется в будку и будет храпеть с утра до вечера. Я иногда хожу к ней в гости. Но она глупая и необразованная: когда я с ней играю и осторожно цапаю ее за хвост, она бьет меня лапой по голове и хватает зубами поперек живота.
Деревенщина!
Саша Черный. "Дневник фокса Микки".

1. Найдите в тексте разговорные слова, объясните, зачем они употребляются.
(Слова: хлюпать, дождик, лысый, будка, пойти, цапать, деревенщина - создают эффект разговорной речи, естественной в дневнике - жанре разговорного стиля.)
2. Найдите слова, употребленные в переносном значении и создающие образы.
(Это слова: лысые, необразованная, - которые нетрадиционно сочетаются с другими словами и имеют в тексте особые значения.)
3. Назовите предложения, в которых способ выражения сказуемого носит разговорный характер.
(1. Скоро деревья будут совсем лысые. 2. Она глупая и необразованная. - Сказуемые выражены прилагательными в полной форме.)
4. Назовите односоставные и неполные предложения, определите их роль в тексте.
(1. Осень. - назывное. 2. Как ему не надоест целый день хлюпать? - безличное. 3. Деревенщина! - неполное двусоставное с пропущенным подлежащим. Эти предложения создают эффект разговорной речи.)
5. Определите тип второго предложения по цели высказывания. Для текстов какого типа характерны такие предложения?
(Это риторический вопрос - фигура, характерная для рассуждения.)
6. Определите тему рассуждения. Почему она меняется?
(В начале текста предметом рассуждения является осень, во второй половине текста - собака. Рассуждение принадлежит фоксу Микки, поэтому в нем намеренно нарушена логическая связь между частями текста, чтобы показать наивный, несвойственный взрослому человеку способ мышления.)


    Например:

    Рис - 1 гласный, 2 согласных, 1 слог

    Р - [р"] - согласный, мягкий парный, звонкий непарный

    И - [и] - гласный, ударный

    С - [с] - согласный, твердый парный, глухой парный

    3б., 3 зв. [ р"ис ]

    2. Морфемный разбор

    3. Морфологический разбор

    І. Начальная форма (вопрос)

    ІV. Роль в предложении.

    По траве - (по чему? где?), имя существительное

    І. Начальная форма - что? трава

    ІІ. Постоянные признаки - 1 скл., ж.р., нариц., неодуш.

    ІІІ. Непостоянные признаки - ед.ч., Д.П.

    Кричит - (что делает?) глагол

    І. Начальная форма - (что делать?) кричать

    ІІ. Постоянные признаки - ІІ спр.

    ІІІ. Непостоянные признаки - наст. вр., ед.ч., 3 лицо

    ІV. ______________

    По голубому (морю) - (по какому) имя прилагательное

    І. Начальная форма - какой? голубой

    ІІ. Постоянные признаки -

    ІІІ. Непостоянные признаки - ср.р., ед.ч., Д.п.

    За мной - (за кем?) личное местоимение

    І. Начальная форма - Я

    ІІІ. Непостоянные признаки - Тв.п.

    ІV. _ _ _ _ _ или _ . _ . _ . _

    4. Синтаксический разбор

  • По членам предложения;
  • Указать части речи над каждым словом, кроме предлога?, союза О, частицы
  • Показать словосочетания, кроме грамматической основы, т.к. это не является словосочетанием ×
  • Составить схему (развернутая) или пунктограмму
  • Дать характеристику предложения

Простое

  1. по цели высказывания
  2. по интонации

Сложное (составное)

  1. по цели высказывания
  2. по интонации
  3. по количеству грамматических основ

Просмотр содержимого документа
«Памятка "Грамматические разборы" »

1. Фонетический разбор

    Сколько гласных букв, согласных букв, слогов, ударение в слове;

    Характеристика гласных звуков: ударный, безударный;

    Характеристика согласных звуков: по твердости-мягкости (указываем парный или непарный), по звонкости глухости (указываем парный или непарный);

Например:

Рис – 1 гласный, 2 согласных, 1 слог

Р - [р"] – согласный, мягкий парный, звонкий непарный

И - [и] – гласный, ударный

С - [с] – согласный, твердый парный, глухой парный

3б., 3 зв. [ р"ис ]

2. Морфемный разбор

3. Морфологический разбор

І. Начальная форма (вопрос)

ІІ. Постоянные (грамматические) признаки

ІІІ. Непостоянные (грамматические) признаки

ІV. Роль в предложении.

По траве – (по чему? где?), имя существительное

І. Начальная форма – что? трава

ІІ. Постоянные признаки – 1 скл., ж.р., нариц., неодуш.

ІІІ. Непостоянные признаки – ед.ч., Д.П.

ІV. _ _ _ _ _ или _ . _ . _ . _

Кричит – (что делает?) глагол

І. Начальная форма – (что делать?) кричать

ІІ. Постоянные признаки – ІІ спр.

ІІІ. Непостоянные признаки – наст. вр., ед.ч., 3 лицо

ІV. ______________

По голубому (морю) – (по какому) имя прилагательное

І. Начальная форма – какой? голубой

ІІ. Постоянные признаки -

ІІІ. Непостоянные признаки – ср.р., ед.ч., Д.п.

За мной – (за кем?) личное местоимение

І. Начальная форма - Я

ІІ. Постоянные признаки - 1 л., ед.ч.

ІІІ. Непостоянные признаки – Тв.п.

ІV. _ _ _ _ _ или _ . _ . _ . _

4. Синтаксический разбор

Простое

    по цели высказывания

    по интонации

    по наличию второстепенных членов

    по количеству грамматических основ

Сложное (составное)

    по цели высказывания

    по интонации

    по количеству грамматических основ

5. Пунктуационный разбор предложения

Устно охарактеризовать знаки препинания в предложении и составить пунктограмму. (свернутая схема)

В русском языке есть разные виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический, синтаксический, пунктуационный.

Фонетический разбор слова

1. Произнесите слово, назовите слоги и обозначьте ударный слог.
2. Сколько в слове гласных звуков и согласных? Какими буквами они обозначены?
3. Расскажите о каждом из согласных звуков: твердый он или мягкий, звонкий или глухой, назовите букву (или буквы), которой (которыми) он обозначен, назовите парный звук по твердости/мягкости, по звонкости/глухости.

Словообразовательный разбор слова (по составу)

1. Измените слово и выделите окончание.
2. Найдите слово, от которого образовано данное слово, и выделите морфему (или морфемы), с помощью которой (или которых) оно образовано.
3. Определите способ образования слова. Какая у него основа: производная или непроизводная?
4. Если основа производная, продолжите подбор родственных слов и выделение служебных морфем до тех пор, пока не останется лишь главная часть слова - корень.
5. Есть ли слова с чередующимися гласными и согласными? Если есть, подтвердите наличие чередования звуков.
Морфологический разбор самостоятельных частей речи

Найдите слово, относящееся к данной части речи, укажите в нем признаки этой части речи, назовите его начальную форму (если слово изменяется).

Морфологический разбор служебных частей речи и междометий

1. Найдите слово, относящееся к служебным частям речи или междометиям.
2. Назовите часть речи, укажите ее признаки в данном слове.
3. Определите разряд (группу) по значению.
4. Выявите синтаксическую (или смысловую) роль.
5. Как образована часть речи (для производных, сложных и составных частей речи)?
6. Особенности правописания.

Разбор простого предложения

1. Найдите в тексте простое предложение, выделите в нем грамматическую основу.
2. Определите его вид по цели высказывания, по интонации, по наличию/отсутствию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное); полное или неполное.
3. Определите его вид по характеру грамматической основы (двусоставное или односоставное; если односоставное, то назывное или определенно-личное, неопределенно-личное, безличное).
4. Разберите его по членам предложения: чем выражено подлежащее, каков тип сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное), чем оно выражено; назовите второстепенные члены, чем они выражены.
5. Чем осложнено предложение (однородными членами, обособленным оборотом, обращением, вводными словами).

Рассмотрим на примерах.
Льют грибные дожди.

Фонетический разбор
Льют -1 слог [л`й`у т ].
Л [ л`] -согласный, мягкий парный, сонорный.
Ь - звука не обозначает.
ю - [ й`] -согласный, всегда мягкий непарный, сонорный.
[ у] - гласный, ударный.
т [ т ] - согласный, твёрдый парный, глухой парный.
4 буквы, 4 звука.
Морфемный разбор
Грибные -гриб - корень, -н- - суффикс, -ые -окончание, -грибн -основа.
Словообразовательный разбор
Грибные - гриб -суффиксальный способ образования.
Морфологический разбор
Дожди - что?, имя существительное, начальная форма -дождь, нарицательное, неодушевлённое, конкретное, в форме множественного числа, мужского рода, 2 склонение, именительный падеж
, подлежащее.

Лексический разбор
Дожди - слово дожди имеет значение - атмосферный осадок, орошает почву. Многознозначное, в предложении употреблено в прямом значении, омонимов, синонимов, антонимов в данном значении нет. Употребляется во всех стилях речи.
Орфографический разбор
Расстилаешь - в слове имеются такие орфограммы: "Правописание букв -о-а в приставках" , "Правописание приставок на -з,-с ", "Написание чередующихся гласных в корне слова", "Правописание гласных в окончаниях глаголов", "Правописание мягкого знака в личных окончаниях глаголов".
Синтаксический разбор предложения
Вечером мы долго сидели у огня.

Простое, повествовательное, невосклицательное, распространённое, полное, двусоставное.
Мы - подлежащее, выраженное местоимением; сидели - сказуемое, выраженное глаголом; вечером и долго - обстоятельства, выраженные наречиями,; у огня - обстоятельство, выраженное существительным с предлогом.
Пунктуационный разбор
Объяснить знаки препинания.

Виды разборов по русскому языку (5-9 классы)

Схема фонетического разбора слова

1. Разбейте слово на слоги, укажите количество слогов.

2. Поставьте ударение в слове,

укажите ударный слог.

3. Запишите фонетическую

транскрипцию слова.

4. Охарактеризуйте звуки слова. Гласные: ударные - безударные, какой буквой обозначены; согласные: твёрдые, мягкие (парные, непарные), звонкие, глухие (парные, непарные), какой буквой обозначены.

5 Укажите количество звуков и букв.

Образец разбора

отбелить

от-бе-лить 3 слога

3-ий слог является ударным [адб"ил"ит"]

[а] - гласный, безударный; обозначен буквой «о»;

[д] - согласный, твёрдый, парный (пара [д"]); звонкий, парный (пара [т]); обозначен буквой «т»;

[б"] - согласный, мягкий, парный (пара [б]); звонкий, парный (пара [п"]);обозначен буквой «б»;

[и] - гласный, безударный; обозначен буквой «е»;

[л"] - согласный, мягкий, парный (пара [л]); звонкий, непарный (пара [-]); обозначен буквой «л»;

[и] - гласный, ударный; обозначен буквой «и»;

" ] - согласный, мягкий, парный (пара [т]); глухой, парный (пара [д"]); обозначен буквами «т», «ь».

7 звуков, 8 букв

Разбор слова по составу (морфемный анализ)

Порядок разбора

  1. Определить, какой частью речи является анализируемое слово, в какой форме оно употреблено.
  2. Если слово изменяется, выделить формообразовательные морфемы
  3. Выделить основу.
  4. В основе выделить корень, словообразовательные морфемы (если есть).

Образец разбора

Городской.

Городской – прилагательное в форме мужского рода именительного падежа единственного числа.

Окончание – ой.

Основа городск -.

Корень город -.

Словообразовательный суффикс – ск -.

Морфологический разбор имени существительного

План разбора.

1. Начальная форма (имен. падеж ед. числа).

2. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род, г) склонение.

3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число.

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

Ветер по морю гуляет…

I. ( По) морю – им. сущ., обозначает предмет, (что?) море ;

II. Н.ф.- море , нариц., неодуш., ср. р., 2 скл.; в дат. п., в ед. ч.;

III.В предложении является обстоятельством.

Морфологический разбор глагола

План разбора.

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (инфинитив).

2. Постоянные признаки: а) вид, б) спряжение, в) возвратность, г) переходность.

3. Непостоянные признаки: а) наклонение, б) число в) время (если есть), г) лицо (если есть), д) род (если есть).

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

Работай до поту, так поешь в охоту.

I. Поешь - глагол, обозначает действие, (что сделаешь?) поешь ,

II. Н.ф. – поесть ; сов. в., разноспряг., невозвр., перех.; в изъяв. накл., в буд. вр., в ед. ч., во 2 л.;

III. В предложении является сказуемым.

Морфологический разбор имени прилагательного

План разбора.

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (имен. падеж ед. числа муж. рода).

2. Постоянные признаки: разряд (качественное, относительное, притяжательное).

3. Непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма; 2) у всех прилагательных: а) падеж, б) число, в) род (в ед. ч.).

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой

I. Золотой (луч) - им. прилаг., обозначает признак предмета, луч (какой?) золотой ;

II. Н.ф.- золотой, качеств, в полн. ф., в им.п., ед. ч., муж. р.;

Морфологический разбор имени числительного

План разбора.

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (имен. падеж).

2. Постоянные признаки: а) простое или составное, б) количественное или порядковое, в) для количественных разряд: целое число или количество, дробное, собирательное.

3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число (если есть), в) род (если есть).

III. Синтаксическая роль

Образец разбора.

Школьный участок занимает десять гектаров.

I. Десять – им. числ., обозначает количество, (сколько?) десять ;

II.Н.ф.- десять , колич., прост., целое количество; в вин. п.;

III. В предложении является дополнением.

Морфологический разбор наречия

План разбора.

I.Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Разряд по значению.

2. Неизменяемость.

3. Степень сравнения (если есть).

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

С севера порывисто дул ветер.

I. Порывисто – наречие, обозначает признак действия,

II. Дул (как?) порывисто , образа действия, неизм.;

Морфологический разбор причастия

План разбора.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (имен. падеж, ед. число, муж. род).

2. Постоянные признаки: а) действительное или страдательное, б) время, в) вид, г) возвратность.

3. Непостоянные признаки: а) полная или краткая форма (у страд. прич.), б) падеж (у причастий в полной форме), в) число, г) род (в ед. ч.).

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

Остывшая за ночь степь окутана сизым туманом.

I .Остывшая (степь) – особая форма глагола – причастие, (какая?) остывшая , остыть + -вш-(ая) ;

II.Н.ф.- остывший , действ., прош. вр., сов. в., невозвр.; в им. п., ед. ч., ж. р.;

III. В предложении является определением.

Морфологический разбор деепричастия

План разбора.

I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано.

II. Морфологические признаки.

1.Вид.

2.Возвратность.

3 Неизменяемость.

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

От реки, окутывая прибрежные кусты, шел туман.

I .Окутывая - особая форма глагола – деепричастие,(как? Что делая?) окутывая , окутывать + -я- ;

II.Несов. в., невозвр., неизмен.;

III. В предложении является обстоятельством.

Морфологический разбор предлога

План разбора.


II. Морфологические признаки.

1. Простой или составной.

2. Производный или непроизводный.

3. Неизменяемость.

Образец разбора.

По небу метались встревоженные галки.

I. По (небу) – предлог.

II. Простой. Непроизводный. Неизменяемый.

Морфологический разбор союза

План разбора.

I. Часть речи. Для чего служит.

II. Морфологические признаки.

1. Разряд: сочинительный (соединительный, разделительный, противительный) или подчинительный (изъяснительный, обстоятельственный (вид обст.)).

2. Простой или составной.

3. Неизменяемость.

Образец разбора.

Водолазы спустились, для того чтобы проверить последний раз крепление понтонов.

I .Для того чтобы – союз, соединяет части сложного предложения;

II.Подчинит., обстоят., целевой, составной, неизменяемый.

Морфологический разбор частицы

План разбора.

I. Часть речи. Для чего служит.

II. Морфологические признаки.

1. Разряд (формообразующая, модальная (какое значение выражает)).

2. Неизменяемость.

Образец разбора.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

I.Не – частица, служит для выражения отрицания,

II.Модальная, отрицание,

III.Неизменяемая.

Cинтаксический разбор простого предложения

Порядок разбора

3. Найти грамматическую основу предложения и доказать, что оно простое.

4. Определить тип предложения по структуре:

а) двусоставное или односоставное (определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное, назывное);

б) распространенное или нераспространенное;

в) полное или неполное;

г) осложненное (указать, чем осложнено: однородными членами, обособленными членами, обращением, вводными словами).

5. Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены.

6. Составить схему предложения и объяснить расстановку знаков препинания.

Синтаксический разбор сложного предложения

Порядок разбора

1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).

2. Определить тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).

3. Найти грамматические основы в предложении и доказать, что оно сложное.

4. Определить средства связи простых предложений в составе сложных (союзы, союзные слова, интонация) и установить тип данного сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, предложение с разными видами связи).

5. Если предложение сложносочиненное , то охарактеризовать смысловые отношения между составляющими его простыми; указать средства связи между простыми предложениями.

Если предложение сложноподчиненное , то назвать главное и придаточное; указать средства связи между простыми предложениями и вид придаточного.

Если предложение бессоюзное , то определить смысловые отношения между составляющими его простыми.

Если предложение с разными видами связи , то выделить смысловые части. Каждую часть разобрать как соответствующее простое или сложное предложение.

6. Составить схему предложения и объяснить постановку знаков препинания.

Схема лексического разбора слова

1. Определите лексическое значение слова в контексте.

2. Если слово многозначно, укажите другие его значения (при необходимости можно пользоваться толковым словарём русского языка).

3. Установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое; б) переносное.

4. Если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения.

5. Постройте синонимический ряд для слова в данном значении.

6. Подберите антонимическую пару к данному слову.

7. Определите, является данное слово исконно русским или заимствовано из другого языка.

8. Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении.

9. Определите, является ли слово устаревшим.

10. Укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов.

Схема орфографического разбора слова

1. Выписать контрольное слово.

2. Вставить пропущенные буквы или раскрыть скобки.

3. Подчеркнуть в слове место орфограммы.

4. Назвать орфограмму и объяснить (устно или письменно) условия правильного написания.

5. Указать проверочное слово (если возможно) и привести примеры слов с данной орфограммой.

Образец орфографического разбора слова

Скош..(н,нн)ая трава лежит ровными рядами.

Скошенная - правописание суффиксов причастий.

  1. Две буквы «н» пишутся в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, если слово образовано от глагола совершенного вида (что сделать? - скосить): выкрашенный, прочитанный;
  2. Суффикс -енн- пишется в причастиях, образованных от глаголов на -ить, -еть или глаголов с основой на согласный.


Что еще почитать