Какие глаголы называются переходными. Что такое переходный и непереходный глагол? Определение, признаки, различия

Запишите глаголы в столбик, определите их вид, найдите, если можно, видовую пару, если нельзя, объясните причину.

Угадайка

РазрЕзать - разрезАть

Характеризовать – двувидовой

Слышать – одновидовой, не стремится к изменениям.

Оказываться – оказаться

Бегать – одновидовой, глаг. движения

Аплодировать – одновидовой, многократность д-я

Брать – взять

Познавать – познать

Вести – одновидовой, глаг. движения

Говорить - сказать

Все глаголы русского языка по отношению к объекту (предмету) действия делятся на 2 группы: переходные и непереходные. Переходность – непереходность связана со значением самого глагола.

В языке часть глаголов обозначает действие, направленное на предмет, который при этом изменяется (покрасить дом) или возникает как результат этого действия (написать письмо), такие глаголы называются переходными .

Возможность или невозможность задать глаголу вопрос кого? что? – прием определения переходности / непереходности.

Предмет, на который направлено действие, является прямым объектом действия, он выражен существительным в форме винительного падежа без предлога: Старик ловил неводом рыбу.

Объект действия при переходных глаголах может также выражаться формой родительного падежа:

1) при обозначении части объекта (выпить чаю ),

2) при наличии отрицания при глаголе (не купить молока ).

Морфологических признаков переходности у глаголов нет, за исключением группы глаголов типа белить – белеть, чернить – чернеть и глаголов с приставкой обез- (обес-): обезлюдить – обезлюдеть, обескровить – обескроветь. В этих парах глаголы на –ить являются переходными, а глаголы на –еть – непереходными.

Переходными глаголами являются:

1) глаголы, обозначающие действия, что-либо создающие: строить, рисовать, сооружать;

2) глаголы, обозначающие действия, что-либо разрушающие: ломать, снести, уничтожить;

3) глаголы восприятия: видеть, слышать, чувствовать.

При определении переходности / непереходности глагола нужно установить показатели переходности. В предложении показателем переходности является прямое дополнение – существительное или местоимение в В.п. без предлога или в Р.п. – при отрицании или выражении части целого, а также эквиваленты В.п.

1) В предложении отсутствует прямое дополнение, но его можно восстановить из контекста или ситуации: У них, наверное, есть хлеб. Купите у них, ладно?

2) При глаголе есть инф-в, который можно заменить В.п. без предлога: Люблю спать на чердаках (К.Пауст).

3) При глаголе нет прямого дополнения, но есть придаточное предложение, которое можно заменить В.п. без предлога: Наташа увидела , что по рельсам идут паровозы.



4) При глаголе нет В. или Р.п. прямого обънкта, но есть устойчивые сочетания (Д.п. с по , количественные сочетания), которые можно заменить В.п. без предлога: Сейчас бы по котлеточке горяченькой съесть . Давайте побольше деталей – я все соберу (И. Василенко).

5) При глаголе есть субстантивированное неизменяемое слово, которое заменяется В.п. без предлога: Ставлю тебе «хорошо».

Во всех перечисленных случаях у глагола в предложении нет прямого объекта, но к нему можно задать вопрос кого? что? , поэтому он переходный.

Непереходные глаголы – это глаголы, которые обозначают действие, не способное переходить на прямой объект, поэтому они не сочетаются с существительными в винительном падеже без предлога: синеть, идти, грустить, мчаться.

Непереходными глаголами являются:

1) глаголы бытия, существования: быть, существовать, находиться;

2) глаголы движения: идти, плавать, кататься;

3) глаголы физического и психического состояния: стоять, болеть, сердиться;

4) глаголы рода деятельности, занятий: учительствовать, плотничать;

5) глаголы, обозначающие манеру поведения: храбриться, молодиться;

6) глаголы слухового и зрительного восприятия: стучать, сверкать.

Непереходность может быть формально выраженной и невыраженной. Показателем непереходности служит аффикс –ся (-сь): радоваться, собираться. Но непереходными могут быть и глаголы без –ся: мечтать, работать.

Глаголы с аффиксом –ся (-сь) называются возвратными, они составляют особую разновидность непереходных глаголов (ср.: умывать ребенка – переходный глагол, умываться – непереходный). Благодаря присоединению аффикса –ся глагол умывать стал непереходным и получил дополнительный смысловой оттенок - себя .

Трудные случаи определения переходности / непереходности глаголов

1. При определении переходности / непереходности нужно учитывать, в каком значении употреблен глагол в предложении: есть такие случаи, когда в 1 значении он переходный, в другом – непереходный.

Наконец все замолчали.

Всё можно растерять, что собрано веками, всё можно замолчать , расправами грозя… И только человеческую память забетонировать и истребить нельзя! (С. Михалков).

2. При анализе В.п. прямого объекта нужно отграничивать его от В.п. с обстоятельственным значением: Жители выселок жгут костры всю ночь (К. Пауст.). Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь (Н. Заболоцкий).

На данном уроке речь пойдет о переходных глаголах. Конечно, сами глаголы никуда не переходят. А вот действия, которые они обозначают, могут переходить прямо на предмет, на который направлено это действие. Как отличить переходные глаголы от непереходных, вы узнаете из этого урока.

Тема: Глагол

Урок: Переходные и непереходные глаголы

1. Понятие о переходных глаголах

Действия, которые обозначают глаголы, могут переходить прямо на предмет, на который направлено это действие. Такие глаголы и называются переходными .

От переходных глаголов всегда можно задать вопрос кого? или что? (вопросы винительного падежа без предлога):

Писать (что? ) письмо

Увидеть (кого? ) мальчика

У непереходных глаголов действие не переходит прямо на предмет.

От непереходных глаголов можно задавать любые вопросы, кроме вопросов винительного падежа без предлога:

Заниматься (чем? ) спортом

Разбираться (в чем?) в музы ке

Отказаться (от чего? ) от помощи

Важно правильно найти слово, на которое направлено действие, обозначаемое глаголом. Переходный глагол всегда имеет при себе существительное или местоимение без предлога, которые не просто стоят в винительном падеже, а являются объектом того действия, которое называет глагол:

Увидеть мальчика

Увидеть их

Возможны случаи, когда, несмотря на то, что существительные стоят в винительном падеже, глаголы являются непереходными. Потому что данные существительные не являются объектом действия, которое называется глаголами.

Простоять час

Ждать неделю

Переходность/непереходность глагола тесно связана с его лексическим значением. В одном значении глагол может быть переходным, а в другом - непереходным:

Учить в школе .

Глагол «учить» в значении «преподавать» - непереходный.

Учить детей .

Глагол «учить» в значении «обучать» - переходный.

Редактор правит рукопись .

Глагол «правит» в значении «исправляет» - переходный.

Миром правит сам человек .

Глагол «правит» в значении «управляет» - непереходный.

3. Предложения с переходными глаголами

Предложения с переходными глаголами могут быть и утвердительными, и отрицательными. Правда, при отрицании винительный падеж существительного может заменяться родительным.

Он муху убьет .

В данном случае при переходном глаголе убьет существительное муху стоит в винительном падеже.

Сравните то же самое предложение, правда, с отрицательным значением.

Он мухи не убьет .

Винительный падеж существительного заменяется родительным.

Однако запомните: несмотря на это, глагол не теряет своей переходности.

Часто в магазине мы можем услышать такие фразы:

Взвесьте мне, пожалуйста, сахара.

Отрежьте вон того сыра.

Форма Р.п. при переходных глаголах употребляется для того, чтобы мы поняли, что говорится только о части предмета, а не о предмете в целом.

В аналогичной ситуации, если речь идет о предмете, который не делится на части, употребляется В.п.:

Взвесьте мне, пожалуйста, грушу.

Отрежьте вон тот кусок .

А если мы говорим о предмете, который делится на части, можно употребить форму Р.п.

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.
  1. Определение переходности глагола ().

Домашнее задание

1. Упражнение 1.

Обозначить переходные глаголы, подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

Наступила осень. Деревья в лесу пожелтели. Листья пестрым ковром покрывают голую землю. Многие птицы улетели. Оставшиеся хлопочут, готовятся к зиме. Ищут теплое жилье и звери, запасаются едой на долгую зиму: ежик сделал норку в сухих листьях, белка натаскала орехов, шишек, медведь готовит свою берлогу.

2. Упражнение 2 .

Из данного текста выписать в два столбика словосочетания с переходными и непереходными глаголами, определить падеж существительного.

1. Молодые листочки берез всегда радовали меня своей нежной зеленью. Ребята посадили эти березки, когда учились в школе.

2. В воздухе уже не чувствуется пронизывающей сырости.

3. В открытое окно врывался шум улицы.

4. Я вернул книгу, как только ее прочитал.

5. Он стоял у забора и держал на поводке собаку.

3. Упражнение 3 .

Обозначить переходность и непереходность глаголов в тексте.

1. Обезьяны очень боятся змей. Даже кобры страшат их, хотя кобры питаются ящерицами, мышами и не охотятся на обезьян. Вот маленькая обезьянка увидела удава. Она молниеносно взбирается на дерево, хватается за ветви и, окаменев от ужаса, не может оторвать глаз от хищника.

2. Отыщите на карте остров Сахалин, проведите к югу прямую линию, и при выходе из залива вы увидите крошечную точку, а над ней надпись «Остров тюленей». Это знаменитый остров. Туда каждую весну приплывает целое стадо морских котиков, ценных пушных зверьков .

Глаголы - это самостоятельные части речи, обозначающие действие предмета. Они, как и любая часть речи, имеют постоянные признаки, то есть такие, которые свойственны им в любой форме, как бы слово ни изменяли. Одним из таких свойств является переходность.

Что такое переходность глагола, как определить переходность непереходность глагола, какие способы использовать для этого?

Что такое переходный глагол?

Переходные глаголы обозначают действие, которое направлено на предмет, «переходит» на него. Такие глаголы имеют или могут иметь при себе слова, стоящие в винительном падеже без предлога.

Слова при переходных глаголах могут стоять и в родительном падеже в двух случаях:

  • При обозначении части целого, например: выпить молока (легко заменить винительным падежом - выпить молоко).
  • Если при глаголе есть отрицание: не выполнить задачи (тоже легко заменить винительным падежом: не выполнить задачу).

При определении переходности глагола могут возникнуть трудности. Как определить переходность глагола? Предлагаем алгоритм, как это можно сделать.

Алгоритм определения переходности глагола

  1. Находим глагол. Смотрим, есть ли в предложении слова, к которым можно задать вопросы винительного падежа (кого? что?), такие слова называются прямыми дополнениями. Если вопросы задаются и слова не имеют предлога, то это переходные глаголы. Помним, что данные дополнения выражаются существительными или местоимениями. Примеры: "Прочитал (что?) книгу."; "Увидел (кого?) его".
  2. Если нет при глаголе прямого дополнения, то всё равно задаём вопросы винительного падежа и пытаемся подобрать слово, которое отвечало бы на эти вопросы. Выше говорилось о том, что переходность - это постоянный признак. Значит, он будет свойственен переходному глаголу и без дополнения. Например: Говорил (что?) - легко подберём слово (правду); "Заметил (кого?) их". НО: "Спешить (кого? что?)" - не подбирается слово, глагол непереходный. "Смеяться (кого? что?)" - тоже непереходный.
  3. Если дополнение при глаголе стоит в родительном падеже, не имеет предлога и обозначает часть целого или при глаголе есть отрицание, то глагол тоже будет переходным. Например: "Выпить (чего?) воды."; "Не написать (чего?) письма."

Запомните: все возвратные глаголы, то есть имеющие суффиксы "-ся", "-сь" - непереходные, так как действие не направлено на что-то или кого-то, а «возвращается» к субъекту действия: думается, кажется, решается

Глаголы русского языка бывают переходными и непереходными. Общее значение переходности/непереходности характеризуется отношением действия к объекту (S V – О).

Переходными называются глаголы, способные иметь при себе прямой объект в качестве дополнения (т.е. обозначают действие, направленное на объект). Показателем переходности служит винительный падеж прямого дополнения или родительный падеж с определенными значениями.

Значение переходности – внутреннее свойство глагола, оно входит в его семантику (имплицитно представлено). Ср.: лить, встретить , рубить и т.п. (кого? или что?). Это действие обязательно предполагает наличие прямого объекта.

Родительный падеж прямого объекта выступает в двух значения:

  • 1) как часть целого: пить (что?) вод у (В. п.) – выпить (чего?) вод ы (Р. п.) (= "выпить лишь часть воды, а не всю воду");
  • 2) при глаголах с отрицанием: не читает (ни) газет, (ни) книг (Р. п.) и т.п. (ср. читает (что?) книги , газеты (В. п.) – не читает (чего?) – не – отриц. частиц. + ни – усилит, частиц, при отрицании (и без ни)).

Непереходные глаголы обозначают действие, которое замыкается в субъекте и не переходит прямо на объект: растет, сидит и т.п. Показателем непереходности является отсутствие прямого объекта при глаголе (т.е. если глагол не допускает вопросов винительного падежа (кого? что?), то он является непереходным).

Явление переходности/непереходности – отражение лексической (семантической) специфики глагола. Непереходные глаголы обозначают действия, достаточные для информации, поэтому они могут употребляться абсолютивно, вне связи с каким-то другим словом, без распространяющего дополнения. Переходные глаголы называют действия, которые не исчерпывают информации, например: ребенок просит... (чего?), студент слушает... (что?). Поэтому переходные глаголы нс могут употребляться абсолютивно, а нуждаются в распространителях, прямых дополнениях: ребенок просит... (чего?) игрушку, карандаш (ср. с инфинитивом – есть, пить и т.п.) и т.д.; студент слушает... (что?) лекцию, сообщение, доклад и др.

Переходность/непереходность не маркируется (ср. глаголы читать – переходный и спать – непереходный). Однако значение непереходности может быть маркировано при помощи постфикса -ся (формант непереходности). Если к любому глаголу присоединить постфикс -ся, он будет непереходным, возвратным.

Переходные глаголы никак не маркируются, а непереходные либо маркируются, либо не маркируются. Ср.: взял, читал (не маркированы) – переходные; взял ся (маркирован), спал (не маркирован) – непереходные.

Обычно формальных показателей переходности/непереходно- сти нет, но есть группа глаголов, у которых переходность/непере- ходность различается с помощью суффикса:

  • – глаголы с суффиксами -ича- или -нича-, -ствова-, -ну- (столяр нича ть, буй ствова ть, толк ну ть, морг ну ть и т.д.) являются непереходными;
  • – глаголы с суффиксом -и- могут быть переходными (прос и ть , чин и ть) ,
  • – глаголы с суффиксом -а- могут быть как переходными (целов а ть , пуск а ть), так и непереходными (хром а ть , стон а ть и др.).

Сравним глаголы с суффиксами -е-/-и- : глаголы со значением состояния всегда непереходные (черн е ть , бел е ть (= "самому")), а глаголы со значением "производить действие над кем-чем- либо" являются переходными (син и ть ... (что ?белье), бел и ть... (что! стены)). В таком же отношении с суффиксами -е-/-и- находятся глаголы, образованные префиксально-суффиксальным способом: обескров и ть (+ В. п.) – обескров е ть (= "самому"). Аналогично: обессилить – обессилеть отряд (И. п.) – обессил е л (непе- рех.) – обессил и ть врага (В. п. – перех.).

Существуют следующие способы определения глаголов по свойству переходности/непереходности с указанием оснований определения:

  • 1) переходный, так как есть винительный падеж прямого объекта;
  • 2) переходный, так как есть родительный надеж прямого объекта при отрицании;
  • 3) переходный, так как есть родительный падеж части целого;
  • 4) переходный, так как при глаголе есть инфинитив, заменяемый винительным или родительным прямого объекта;
  • 5) переходный, так как при глаголе есть дательный с предлогом по, заменяемый винительным прямого объекта;
  • 6) переходный, так как при глаголе есть неизменяемая именная форма (или неизменяемое количественное сочетание), заменяемое винительным прямого объекта.

Грамматические различия между переходными и непереходными глаголами следующие.

  • 1. Все возвратные глаголы являются непереходными (ссориться, встречаться и др.). Возвратные глаголы могут быть образованы от переходных и непереходных. Очень важно научиться определять функцию постфикса -ся :
    • а) он может изменять грамматическую форму слова, т.е. являться средством формирования залоговых значений;
    • б) присоединяясь к глаголу, он образует слово с новым лексическим значением;
    • в) может придавать глаголу значение безличности (например: смеркается);
    • г) без постфикса -ся глагол не употребляется (словообразоват.).

Ср. радовать ся (формообразующее значение – радовать

  • (перех.) + -ся (неперех.)), соглашать ся (словообразующее значение – без -ся не употребляется). Аналогично: остановить ся (форм.), склонить ся (форм.), приближать ся (форм.), нравить ся (слов.), белеть ся (форм.), встречать ся (форм.), объединять ся (форм.), гордить ся (слов.).
  • 2. Только от переходных глаголов могут быть образованы страдательные причастия (читать чита нн ый, чита ем ый; решить реш енн ый и т.п.).

Резкой границы между переходными и непереходными глаголами нет. Многие переходные глаголы могут употребляться в не переходном значении. Ср.: Он поет песню (переходный, так как есть прямой объект в форме винительного падежа без предлога) – Он великолепно поет (глагол употребляется в непереходном значении, так как в предложении-выказывании отсутствует прямой объект). Аналогично: Мальчик читает книгу Мальчик читает. Но если от переходных глаголов образуются непереходные (встречать – встречать ся , мыть – мыть ся и пр.), то непереходные глаголы стать переходными не могут.

  • Исторически постфикс -ся был показателем переходности соответствующего глагола, но, присоединившись к глаголу, он исключил постановку при данном глаголе винительного падежа. При некоторых глаголах возможен винительный падеж (как правило, вместо родительного), но это не делает глагол переходным.

Показатель, который мы хотим представить в статье, является одним из самых сложных для понимания глагольных отличий в русском языке. Поэтому постараемся разобрать его разносторонне. Что такое переходный и непереходный глагол - это главная тема нашего материала. Начнем с определения основного понятия.

Что такое переходность?

В данном контексте переходность - это одна из грамматических особенностей глаголов, которая отражает способность последних присоединять прямые дополнения. Другими словами, именно она указывает на возможность управлять существительными без предлога. Теми, что обозначают действующий объект, - человека, животное, неодушевленный предмет и проч.

Отсюда вычленяется переходный и непереходный вид глагола. Подробно познакомимся с каждой группой.

Переходные глаголы

Начинаем определяться, что такое переходный и непереходный глагол. Разберем первую категорию.

Переходный глагол обозначает действие или отношение, которое направлено на конкретный объект, переходит на него. Главный признак - такие глаголы управляют беспредложным существительным, местоимением, находящимся в винительном падеже. Но это не абсолютное правило.

Если форма глагола отрицательна, то существительное, местоимение будет в родительном падеже. Такое положение дел также характерно и для случая, когда глагол управляет не всем объектом, а только его частью.

Переходные глаголы обычно образуются от прилагательных путем прибавления суффикса -и- и приставки: озеленить, забелить и проч.

Чтобы было понятнее, что такое непереходный и переходный глагол, давайте посмотрим на примеры последнего:

  • Приглашать родственников.
  • Испытывать радость.
  • Читать газету.
  • Получить оплату.
  • Выпить сока.

Особенности переходных глаголов

Говоря про переходные и непереходные глаголы, правила их определения, отметим, что именно от первых можно образовать страдательные причастия.

Посмотрим на лексические особенности. В этом плане переходные глаголы имеют следующие значения:

  • Создание, изменение, уничтожение чего-либо, материального и нематериального, перемещение (написать книгу, перекрасить стену, разорвать договор ).
  • Чувственное восприятие (услышать шаги, увидеть мир, ощутить холод ).
  • Воздействие на что-либо, не приводящее к изменению этого объекта (поблагодарить маму, пожурить ученика, приласкать щенка ).
  • Высказывание своего эмоционального отношения, ощущения либо восприятия (ненавидеть предательство, любить Родину, предпочитать фрукты ).

Непереходные глаголы

Продолжаем выяснять, что такое переходный и непереходный глагол. По логике, во вторую группу мы отнесем то, что не входит в первую.

Непереходный глагол обозначает какое-либо действие, которое не переходит на объект и вовсе не нуждается в последнем. Отсюда с существительными винительного падежа без предлога он не сочетается.

Приведем несколько примеров непереходных глаголов:

  • Сидеть на стуле.
  • Идти в магазин.
  • Жить с вами.
  • Радоваться новому дню.

Особенности непереходных глаголов

В лексическом плане у непереходных глаголов может быть такое значение:

  • Повествование о психическом, физическом состоянии, положении в пространстве (лечь на кушетку, грустить по дому, заболеть ангиной ).
  • Существование, движение (идти по дороге, быть собой, являться в офис ).
  • Описание какого-либо занятия, свойства человека, предмета (учительствовать в школе, бездельничать в саду ).
  • Появление, изменение каких-либо качеств, становление определенного признака (краснеть до ушей, уменьшаться в весе ).

Непереходные глаголы также выделяет следующее:

  • Многие имеют суффиксы -сь, -ся (встретиться, увлечься, загореться ).
  • Характерны для них также суффиксы -ича-, -нича-, -е- (обессилеть, жадничать, капризничать ).
  • Немалая их часть - возвратные (


Что еще почитать