Какие особенности отличаются живые организмы от неживых. Отличия живого от неживого: в чем разница? Что указывает на общность живой и неживой природы

В древние времена люди считали представителями живого мира практически все, что их окружало. К одним объектам они просто относились, как к части своей жизни и быта, а другие обожествляли, так как не могли понять природу их существования.

Вконтакте

Виды объектов в окружающем мире

В настоящее время большинство из нас, уже взглянув на предмет, может сразу сказать к какому типу природы он относится: к живому или неживому. Но иногда наличие тех или иных признаков, которые присущи живым организмам, могут поставить человека в тупик - к какому виду объектов можно отнести тот или иной предмет?

И камень, и гриб не обладают возможностью движения в пространстве, но если первый однозначно относят к категории неживых организмов, то гриб, безусловно, классифицируют как вид живой природы. Потому что есть иные признаки, позволяющие отличать один вид от другого.

Мышь живёт при непрерывном процессе дыхания в период всей жизни, поглощая из окружающей атмосферы кислород и выделяя углекислый газ, но и свеча своим горящим пламенем поглощает кислород, но при этом не выделяет углекислый газ, как продукт переработки. Таким образом, процесс обмена веществ как единственный признак, может быть присущ различным объектам и не может являться основополагающим фактором классификации в окружающей среде.

Поэтому в современной науке существует совокупность признаков, которая позволяет понимать - чем живой объект отличается от неживого. И если при изучении выявляется, что присутствуют не все признаки класса живых организмов, то такой объект смело можно отнести к представителям неживого мира.

Особенности живых видов природы и их главные признаки отличия

На первый взгляд, вся природа, окружающая нас, может называться живой.

Так чем же отличается от неживого мира? Чтобы найти верный ответ на этот вопрос, необходимо тщательно изучить общие свойства обоих видов.

Одним из признаков отличия является непрерывный обменный процесс энергией и веществами между ними - представителей определённого класса живой природы и окружающей его средой. Также явные признаки такого организма определяются уже на молекулярном уровне наличием белка и нуклеиновых кислот в составе каждой молекулы.

Кроме этого, есть ещё несколько признаков, прямо указывающих на то, чем живая природа отличается от неживой и дать ответ на этот сложный вопрос.

Лишь наличие, либо отсутствие всей совокупности перечисленных признаков позволит однозначно дать ответ, что исследуемый объект относится к тому или иному классу природы.

Признаки живых организмов:

  1. Живые организмы, изучаемые биологией, содержат биополимеры: белки и нуклеиновые кислоты, определяющие их характерные свойства.
  2. Большинство организмов имеет клеточное строение (кроме вирусов).
  3. Обмен веществом и энергией с окружающей средой: живые существа питаются, на этом основан пластический и энергетический обмен, поддерживают постоянство внутренней среды - гомеостаз и выделяют продукты жизнедеятельности в окружающую среду.
  4. Способность к размножению: воспроизведение потомства, наследующего признаки родителей.

Совокупность этих признаков отличает живые организмы от тел неживой природы. Важнейшим отличием является способность обрабатывать информацию, получаемую из окружающей среды, и осуществлять ответную реакцию на внешнее раздражение.

Также отмечают сложность организации, способность эволюционировать, приспособленность к среде обитания.

Нетрудно видеть, что многие живые организмы обладают не всеми названными свойствами (например, споры бактерий в замороженном состоянии). В то же время в неживой природе существуют системы, обладающие многими из названных признаков (например насыщенные растворы, космические тела, созданная человеком вычислительная техника и автоматизированные системы).

Существует точка зрения (витализм и др.), что основополагающим и принципиальным отличием живого от неживого является наличие особой субстанции (души), покидающей физическое тело после смерти. Данная точка зрения не пользуется популярностью среди биологов, несмотря на безуспешность многочисленных попыток получения живого существа из неживой материи.

2. Экологические (биотические) факторы, их влияние на организм. Приведите примеры конкурентных отношений в природе и раскройте их значение. Как человек использует знания о конкуренции в практической деятельности?

К биотическим факторам относят влияние на организм окружающих живых существ. В зависимости от того, положительно или отрицательно данные взаимодействия сказываются на состоянии организмов, выделяют:

Конкуренция как существенный фактор в борьбе за существование способствует различной специализации (эволюционному расхождению потребностей), что повышает видовое разнообразие и устойчивость экосистем.

В практической деятельности человека важно учитывать нежелательную конкуренцию: не допускать засорения полей сорняками, прудов для рыборазведения сорными малоценными породами рыб. Особая осторожность требуется при заселении экосистем новыми видами, которые могут вытеснить ценные местные виды.

Пример цепи питания:

Сосна → гусеница непарного шелкопряда → кукушка → ястреб → бактерии
Стрелками показано направление передачи биомассы и энергии.

Цепи питания в экосистеме связаны друг с другом, образуя трофическую сеть:

3. Объясните, почему поджелудочную железу относят к железам смешанной секреции. Как в крови поддерживается постоянное количество глюкозы? Какие меры необходимо соблюдать, чтобы не заболеть сахарным диабетом?

Поджелудочная железа относится к железам смешанной секреции. Она вырабатывает пищеварительный сок, содержащий ферменты и поступающий через проток в двенадцатиперстную кишку (внешняя секреция). В то же время поджелудочная железа синтезирует важнейший гормон - инсулин, выделяемый в кровь (внутренняя секреция). При повышении содержания глюкозы в крови, вырабатываемый инсулин способствует усиленному потреблению глюкозы и превращению её в гликоген, запасное вещество. После чего излишки инсулина достаточно быстро разрушаются.

При недостатке инсулина развивается заболевание - . Больным, страдающим сахарным диабетом, вводят в кровь препараты инсулина.

Чтобы не заболеть сахарным диабетом, нужно вести подвижный образ жизни, не злоупотреблять углеводами, избегать нервных перегрузок. Профилактике сахарного диабета способствует включение в рацион злака под названием полба и некоторые другие продукты.

Казалось бы, отличия живого от неживого видны сразу. Однако все не совсем просто. Ученые утверждают, что такие основные навыки, как питание, дыхание и общение между собой, является признаком не только живых организмов. Как полагали люди, жившие во времена каменного века, живым можно назвать все без исключения. Это и камни, и трава, и деревья.

Словом, вся окружающая природа может быть названа живой. Тем не менее современные деятели науки выделяют более четкие отличительные признаки. При этом очень важным является фактор совпадения абсолютно всех черт организма, источающего жизнь. Это нужно для того, чтобы досконально определить отличия живого от неживого.

Сущность и основополагающие черты живого организма

Банальная интуиция позволяет каждому человеку приблизительно провести параллель между живым и неживым.

Иногда у людей появляются затруднения с тем, чтобы грамотно выявить основные отличия живого от неживого. По словам одного из гениальных писателей, живое тело полностью состоит из живых организмов, а неживое - из неживых. Кроме таких тавтологий в науке имеются тезисы, более точно отражающие суть поставленного вопроса. Как ни прискорбно, но и эти самые гипотезы не в полной мере дают ответы на все существующие дилеммы.

Так или иначе, отличия живых организмов, тел неживой природы до сих пор изучаются и анализируются. Весьма широкое распространение, к примеру, имеет рассуждение Энгельса. Мнение его гласит, что жизнь буквальным образом не сможет продолжаться без процесса обмена веществ, свойственного белковым телам. Этот процесс, соответственно, не может происходить без процесса взаимодействия с объектами живой природы. Тут приводится аналогия горящей свечи и живой мыши или крысы. Различия в том, что мышь живет за счет процесса дыхания, то есть за счет обмена кислорода и углекислого газа, а в свече всего лишь осуществляется процесс горения, хотя эти объекты и находятся на одинаковых стадиях жизни. Из этого наглядного примера следует то, что взаимный обмен с природой возможен не только в случае с живыми объектами, но и в случае с неживыми. Исходя из изложенной выше информации, обмен веществ нельзя назвать основным фактором классификации живых объектов. Это показывает, что точно определить отличия живого от неживого организма является очень трудоемкой миссией.

До умов человечества эта информация дошла весьма давно. По словам философа-испытателя из Франции Д. Дидро, вполне реально понять то, что такое одна крохотная клетка, и весьма большой проблемой является то, чтобы вникнуть в суть целого организма. По мнению многих ученых, только сочетание конкретных биологических характеристик может дать понятие о том, что такое живой организм и в чем отличие живой природы от неживой.

Список свойств живого организма

К числу свойств живых организмов относятся:

  • Содержание необходимых биополимеров и веществ, несущих наследственные признаки.
  • Клеточное строение организмов (все, кроме вирусов).
  • Энергетический и вещественный обмен с окружающим пространством.
  • Способность к репродукции и размножению подобных себе организмов, которые несут наследственные признаки.

Резюмируя все описанные выше сведения, стоит сказать, что умеют питаться, дышать, размножаться только живые тела. Отличие неживых в том, что они могут лишь существовать.

Жизнь - это код

Можно сделать вывод о том, что основой всех процессов жизнедеятельности являются белки (протеины) и нуклеиновые кислоты. Системы с наличием таких компонентов являются сложно организованными. Самое короткое и, тем не менее, емкое определение было выдвинуто из Америки по фамилии Типлер, ставшим создателем издания под названием «физика бессмертия». По его словам, живым существом можно признать только то, в составе которого есть нуклеиновая кислота. Также, по мнению ученого, жизнь является определенного рода кодом. Придерживаясь этого мнения, стоит предположить, что, лишь поменяв этот код, можно добиться вечной жизни и отсутствия нарушений здоровья человека. Нельзя сказать о том, что эта гипотеза нашла отклик у всех, но все же некоторые ее последователи появились. создано с целью обособления способности живого организма накапливать и обрабатывать информацию.

Принимая во внимание то, что вопрос отличия живого от неживого по сей день остается предметом многочисленных дискуссий, к проведенному исследованию имеет смысл добавить подробное рассмотрение структуры элементов живого и неживого.

Наиболее важные свойства живых систем

Из самых важных свойств живых систем многие профессора биологических наук выделяют:

  • Компактность.
  • Способность делать порядок из существующей хаотичности.
  • Вещественный, энергетический и информационный обмен с окружающим пространством.

Большую роль играют так называемые «петли обратной связи», которые образуются внутри автокаталических взаимодействий.

Жизнь значительно превосходит иные разновидности существования материала в плане разнообразия химических составляющих и динамики процессов, которые протекают в живом олицетворении. Компактность структуры живых организмов является следствием того, что молекулы жестко упорядочены.

В составе неживых организмов клеточная структура проста, чего не скажешь о живых.
Последние имеют прошлое, что обосновано клеточной памятью. Это также существенное отличие живых организмов от неживых.

Жизненный процесс организма имеет непосредственную связь с такими факторами, как наследственность и изменчивость. Что касается первого случая, признаки передаются молодым особям от более старших, и мало подвержены влиянию окружающей среды. Во втором же случае все наоборот: каждая частичка организма изменяется благодаря взаимодействию с факторами окружающего пространства.

Начало земной жизни

Отличия живых неживых организмов и прочих элементов волнуют умы многих ученных. По их словам, о жизни на земле стало известно с того момента, как только появилось понятие того, что такое ДНК и зачем оно создано.

Что касается информации о переходе простых белковых соединений к более сложным, достоверных данных по этому поводу пока не получено. Существует теория о биохимической эволюции, но она представлена лишь в общих чертах. Эта теория гласит, что между коацерватами, являющимися по природе сгустками органических соединений, могут «вклиниваться» молекулы сложных углеводов, что приводило к образованию простейшей клеточной мембраны, которая давала коацерватам стабилизацию. Как только к коацервату присоединялась молекула белка, появлялась другая подобная клетка, имеющая способность к росту и дальнейшему делению.

Самым трудоемким этапом процесса доказательства этой гипотезы считается аргументация способности живых организмов к делению. Нет сомнений в том, что в модели появления жизни будут входить и другие знания, подкрепленные новым научным опытом. Однако чем более сильно новое превосходит старое, тем сложнее становится фактически объяснить то, каким именно образом появилось это самое «новое». Соответственно, тут речь всегда будет идти о приблизительных данных, а не о конкретике.

Процессы творения

Так или иначе, следующей важной стадией сотворения живого организма является воссоздание мембраны, защищающей клетку от пагубных факторов внешней среды. Именно мембраны являются начальным этапом в появлении клетки, служащей отличительным ее звеном. Каждый процесс, являющийся особенностью живого организма, протекает внутри клетки. Огромное количество действий, служащих основой жизнедеятельности клетки, то есть обеспечение необходимыми веществами, ферментами и прочим материалом, происходит внутри мембран. Очень важную роль имеют в данной ситуации ферменты, каждый из которых отвечает за определенную функцию. Принцип действия молекул ферментов - в том, что к ним тотчас же стремятся присоединиться другие активные вещества. Благодаря этому реакция в клетке происходит практически в мгновение ока.

Клеточное строение

Из начального школьного курса биологии ясно, что за синтез белков и других жизненно важных составляющих клетки ответственность несет преимущественно цитополазма. Практически любая клетка человека способна осуществлять синтиез более чем 1000 различных протеинов. По величине эти клетки могут быть как в 1 миллиметр, так и в 1 метр, примером таковых являются составляющие нервной системы человеческого тела. Способностью к регенерации обладает большинство видов клеток, однако есть и исключения, которыми являются уже упомянутые нервные клетки и мышечные волокна.

С того мгновения, как впервые зародилась жизнь, природа планеты Земля беспрестанно развивается и модернизируется. Эволюция тянется уже несколько сотен миллионов лет, тем не менее все тайны и интересные факты не раскрыты до сей поры. Формы жизни на планете подразделяются на ядерные и доядерные, одноклеточные и многоклеточные.

Одноклеточные организмы характеризуются тем, что все важные процессы происходят в одной-единственной клетке. Многоклеточные же, напротив, состоят из множества одинаковых клеток, способных к делению и но, тем не менее, скомпонованных в единое целое. занимают огромное пространство на Земле. К этой группе относят и людей, и животных, и растения, и многое-многое другое. Каждый из данных классов делится на виды, подвиды, роды, семейства и прочее. Впервые знания об на планете Земля были получены из опыта живой природы. Следующий этап имеет непосредственное отношение к взаимодействию с живой природой. Также стоит детально изучить все системы и подсистемы окружающего мира.

Организация живых организмов

  • Молекулярная.
  • Клеточная.
  • Тканевая.
  • Органная.
  • Онтогенетическая.
  • Популяционная.
  • Видовая.
  • Биогеоцентрическая.
  • Биосферная.

В процессе изучения простейшего молекулярно-генетического уровня достигнут наивысший критерий осведомленности. Хромосомная теория наследственности, анализ мутаций, подробное изучение клеток, вирусов и фагов послужили основанием для вскрытия основополагающих генетических систем.

Примерные знания о структурных уровнях молекул были получены посредством влияния открытия о строении живых организмов. В середине 19 века люди не знали о том, что организм состоит из множества элементов, и считали, что на клетке все замыкается. Тогда ее сравнивали с атомом. Знаменитый ученый того времени из Франции Луи Пастер предположил, что самое важное отличие живых организмов от неживых - молекулярное неравенство, свойственное только живой природе. Ученые назвали это свойство молекул хиральностью (термин переведен с греческого и означает «рука»). Такое название было дано ввиду того, что это свойство напоминает отличие правой руки от левой.

Одновременно с подробным изучением белка ученые продолжали раскрывать все тайны ДНК и принципа наследственности. Наиболее актуальным этот вопрос стал в тот момент, когда пришло время выявить отличие живых организмов от неживой природы. Если при определении границ живого и безжизненного руководствоваться научным методом, вполне можно столкнуться с рядом определенных затруднений.

Вирусы - кто они?

Есть мнение о существовании так называемых пограничных этапов между живым и неживым. В основном биологи спорили и спорят до сих пор на предмет происхождения вирусов. Отличие вирусов от обычных клеток состоит в том, что они могут размножаться только с целью навредить, но не с целью омолодить и продлить жизнь индивидуума. Также вирусы не имеют возможности обмениваться веществами, расти, реагировать на раздражающие факторы и так далее.

Вирусные клетки, находящиеся вне организма, обладают наследственным механизмом, тем не менее в их составе нет ферментов, являющихся своеобразным фундаментом полноценного существования. Потому такие клетки могут существовать только благодаря жизненной энергии и полезным веществам, забираемым у донора, которым является здоровая клетка.

Основные признаки отличия живого от неживого

Любой человек, не обладая специальными знаниями, может увидеть, что живой организм чем-то да отличается от неживого. Особенно это очевидно, если рассматривать клетки под лупой или линзой микроскопа. В строении вирусов найдется всего лишь одна клетка, наделенная одним набором органоидов. В составе обыкновенной же клетки, напротив, имеется много всего интересного. Отличие живых организмов от неживой природы заключается в том, что в живой клетке можно проследить строго упорядоченные молекулярные соединения. В перечень этих самых соединений входят белки, нуклеиновые кислоты. Даже вирус имеет оболочку из нуклеиновой кислоты, несмотря на то что не имеет остальных «звеньев цепи».

Отличие живой природы от неживой очевидно. Клетка живого организма обладает функциями питания и обмена веществ, а также способностью дышать (в случае с растениями - еще и обогащать пространство кислородом).

Еще одна отличительная способность живого организма заключается в самовоспроизведении с передачей всех неотъемлемых наследственных особенностей (к примеру, тот случай, когда ребенок рождается похожим на кого-то из родителей). Можно сказать, что это основное отличие живого. Неживого организма, обладающего такой способностью, не существует.

С этим фактом имеет неразрывную связь то, что живой организм способен не только к одиночному, но и к командному совершенствованию. Очень важным навыком любого живого элемента названа способность приспосабливаться к любым условиям и даже к тем, в которых не приходилось существовать ранее. Наглядным примером является способность зайца менять окраску, защищаясь от хищников, а медведя - впадать в спячку для того, чтобы пережить холодное время года. К этим же свойствам относится привычка животных к всеядности. В этом и состоит отличие тел живой природы. Неживой организм на такое не способен.

Неживые организмы тоже подвержены изменениям, только несколько иным, например, береза осенью меняет цвет листвы. Вдобавок ко всему, живые организмы имеют возможность вступать в контакт с окружающим миром, чего не могут представители неживой природы. Животные могут вступать в атаку, поднимать шум, вздыбливать шерсть в случае опасности, выпускать иголки, махать хвостом. Что касается высших групп живых организмов, там имеются собственные, не всегда подвластные современной науке механизмы коммуникации внутри сообщества.

Выводы

Прежде чем определять отличие живых организмов, неживых тел или рассуждать о факте принадлежности того или иного организма к категориям живой либо неживой природы, необходимо досконально изучить все признаки и того, и другого. Если только хотя бы один из признаков не соответствует классу живых организмов, то он уже не может называться живым. Одной из основных особенностей живой клетки является наличие в составе нуклеиновой кислоты и ряда белковых соединений. Это фундаментальное отличие живых объектов. Неживых тел с такой особенностью на Земле не существует.

Живые организмы, в отличие от неживых, имеют возможность размножаться и оставлять потомство, а также привыкать к любым условиям обитания.

Способностью коммуникации обладают только живые организмы, при этом их «язык» общения не подвластен изучению биологов любого уровня профессионализма.

Пользуясь этими материалами, каждый человек сможет отличить живое от неживого. Также отличительным признаком живой и неживой природы является то, что представители живого природного мира могут мыслить, а образцы неживого - нет.

Вопрос 1. Чем растения отличаются от животных?

Вопрос 2. Какие признаки характерны для живых организмов?

Живые организмы растут, питаются, дышат, развиваются, размножаются, обладают раздражимостью, выделяют в окружающую их среду продукты своей жизнедеятельности (обмен веществ и энергии). Все живые организмы состоят из клеток (кроме вирусов).

Вопрос 1. Какие царства живых организмов вы знаете?

Выделяют четыре царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные.

Вопрос 2. Какие особенности отличают живые организмы от неживых объектов?

Живые организмы от неживых объектов отличаются следующими особенностями: рост, питание, дыхание, развитие, размножение, раздражимость, выделение, обмен веществ и энергии, подвижность. Неживые объекты такими особенностями не обладают.

Вопрос 3. Какое значение для существования жизни на Земле имеет способность организмов к размножению?

Если прекратиться размножение на любой ступени организмов, постепенно исчезнет всё живое. Это говорит о взаимосвязи живых организмов. Размножение осуществляет передачу наследственной информации и преемственность поколений. Размножение позволяет популяции существовать, продолжать свой вид.

Подумайте

Рассмотрите рисунок 9. Какое явление изображено на нём и почему оно получило название «цепь питания»? Самостоятельно составьте пищевую цепь, характерную для живых организмов, обитающих в вашей местности.

На этом рисунке изображено явление «цепь питания». Оно действительно похоже на цепочку из определенных звеньев, которые последовательно сменяют друг друга. Примеры:

Солнце →трава →заяц →волк;

Солнце → листва дерева →гусеница →птица (синица, иволга) →ястреб или сокол;

Ель →белка →куница;

Солнце →трава →гусеница →мышь →гадюка →ёж →лиса.

Задания. Составьте план параграфа.

План параграфа

§3. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.

План параграфа:

1. Царства живых организмов;

2. Отличия живых организмов от неживых объектов;

3. Основные особенности живых организмов;

3.1. Клеточное строение;

3.2. Химический состав;

3.3. Обмен веществ;

3.4. Раздражимость;

3.6. Развитие;



Что еще почитать