Какой степенью рая является «фирдавс-и а’ла»? Описание рая

Параметры Прослушать Оригинал Оригинал текст إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ كَانَتْ لَهُمْ جَنَّاتُ الْفِرْدَوْسِ نُزُلًا Транслит "Inn a A l-Ladh ī na "Ā manū Wa `Amilū A ş-Şāliĥā ti Kānat Lahum Jann ā tu A l-Fir dawsi Nuzulāan Воистину, обителью тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, будут сады Фирдауса. Поистине, те, которые уверовали и совершали праведные деяния, будут для них (вечные) сады Фирдауса [самого высшего Рая] как место пребывания. Воистину, обителью тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, будут сады Фирдауса. [[Речь идет о праведниках, которые уверовали всей душой и совершали праведные деяния, которые исповедовали религию надлежащим образом, имели правильные воззрения и совершали благие деяния как душой, так и телом. Каждый из них, в зависимости от степени своей веры и приверженности праведным деяниям, займет соответствующее место в Раю Фирдаус, но все они непременно поселятся там. Согласно одному из толкований, под садами Фирдауса подразумеваются верховья Рая, которые находятся в самой центральной части этой обители. Это - лучшие из Райских садов, которые станут вознаграждением для тех, чья вера и чьи праведные деяния были совершенны. Это будут пророки и приближенные к Аллаху праведники. Согласно другому толкованию, садами Фирдауса названа вся Райская обитель, где поселятся правоверные. Среди них будут приближенные рабы, благочестивые праведники, а также правоверные, которые не слишком усердствовали при совершении благих дел. Однако каждый из них займет ту ступень, которая будет соответствовать его положению и деяниям. Это толкование является более предпочтительным, потому что оно имеет более широкий смысл и потому что арабское слово джаннат ‘сады’ использовано во множественном числе. Кроме того, садами Фирдауса очень часто называют виноградники и густые заросли, и поэтому этот эпитет в полной мере можно отнести ко всем Райским садам. Сады Фирдауса будут вознаграждением для верующих, которые совершали праведные деяния. Им будет оказан славный прием, и что может быть лучше приема, на котором человек будет вкушать блага, которые доставят его душе и телу неописуемое удовольствие! Этими благами будут восхищаться сердца и упиваться взоры. Среди них будут прекрасные дворцы, цветущие сады, плодоносные деревья, певчие птицы, аппетитные яства, ароматные напитки, восхитительные девы, послушные слуги, юные отроки, журчащие ручьи и удивительные пейзажи. Все сущее в Раю будет преисполнено материальной и духовной красоты и никогда не исчезнет. Но самым лучшим и самым славным из всех райских благ будет удовольствие, которое обитатели Рая будут получать от близости к Милостивому Аллаху. Они сумеют снискать Его благоволение и насладятся возможностью увидеть Его Лик и услышать Его речь. Как прекрасны, восхитительны, продолжительны и совершенны райские угощения! Они настолько прекрасны, что творения не в силах описать их или хотя бы вообразить. И если бы люди познали прелесть хотя бы некоторых райских удовольствий, то их души устремились бы к райской обители, а горечь расставания с этими удовольствиями не давала бы им покоя. Люди устремились бы к Аллаху толпами и поодиночке и не стали бы отдавать предпочтение тленной мирской жизни и недолговечным и беспокойным земным удовольствиям. Люди не стали бы терять время и пользовались бы каждым мгновением для того, чтобы за каждое мгновение получить многие тысячи прекрасных райских благ. Но, увы… Беспечность покорила человеческие сердца, вера слишком ослабла, знания почти исчезли, и у людей нет былого стремления. Воистину, нет силы и могущества, кроме как от высокого и великого Аллаха!]] Ибн Касир

Всевышний сообщает о Своих счастливых рабах, которые уверовали в Аллаха, Его посланника, и признали то, что было ниспослано Аллахом и передано посланниками. Им – сады Фирдауса. Муджахид сказал: «Фирдаус – это сад по-гречески». Сказали: Ас-Судди, Ад-Даххак, Ка`б, что это – Сад, в котором растут виноградники. Сказал Абу Умама: «Фирадаус – это самое высокое, центральное место». Саид ибн Джубайр сообщил со слов Самуры, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «الْفِرْدَوْسُ رَبْوَةُ الْجَنَّةِ أَوْسَطُهَا وَأَحْسَنُهَا » «Аль-Фирдаус – самое высокое и самое прекрасное место». В двух Сахихах, со слов ибн Джарира, сказано: «إِذَا سَأَلْتُمُ اللهَ الْجَنَّةَ، فَاسْأَلُوهُ الْفِرْدَوْسَ فَإِنَّهُ أَعْلَى الْجَنَّةِ وَأَوْسَطُ الْجَنَّةِ، وَمِنْهُ تَفَجَّرُ أَنْهَارُ الْجَنَّة » «Когда просите у Аллаха Рая, то просите Аль-Фирдаус. Воистину, это – самый высокий уровень Рая, из него бьют реки рая». (Бухари 7423) (نُزُلاً ) «Пребыванием» – т.е. гостевой для них;


Теперь давайте зададимся вопросом, кто же достоин рая Фирдаус? Кому Всевышний Аллах обещает эту степень рая? Какие старания нас приведут к нему?

Есть 7 вещей, которые открывают дверь человеку к этому раю. Познакомимся с ними поближе.

1. Смиренность в своих молитвах. Как это понимать? Мы привыкли с вами читать наши молитвы только лишь потому, что они приписаны нам. Порой это чтение получается у нас автоматически, не задумываясь о смысле слов, которые мы произносим. Так вот смирение, помимо того, что оно подразумевает страх перед Богом, еще и включает в себя понимание того, что человек находится в молитве, стоит перед Господом и восхваляет Его. И он это делает должным образом, размышляя над словами восхваления при наклонах и других действиях.

2. Оставление всего праздного. То есть мусульманин отдаляется от всего пустого, того, что его не касается, отдаляется от греховного и того, что его отвлекает от поминания Господа.

3. Выплачивание Закята. Человек, который искренне платит Закят, зная, что он выполняет долг возложенный на него Всевышним Аллахом. И не желает он награды и почета в этом мире, он это делает ради довольства Всевышнего Аллаха.

4. Оберегание своих половых органов от запретного. Самая сильная страсть в этом мире вспыхивает между мужчиной и женщиной, и человек, который ради Аллаха воздерживается от запретного и не совершает прелюбодеяние, может рассчитывать на рай Фирдаус. Особенно в те моменты, когда для прелюбодеяния Сатана открыл все пути.

5 и 6. Оберегание вверенного и соблюдение договоров. Аманат – это то, чем отличался наш пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего. Если вас просят созратить что-либо, и вы делаете это должным образом, а также соблюдаете все заключенные вами договора, то вы на одну ступень стали близки к тому, чтобы заслужить рай Фирдаус. Знайте, вверить вам могут не только вещь, но и ценные знания, которыми надо грамотно распорядиться.

7. Регулярное совершение намаза – молитвы. Первое о чем будет спрошен раб в Судный день, так это о молитве. И все остальные дела будут судить именно по ней. Человек, который не оставляет молитв и не ленится их совершать, также достоин высокого места в раю.

Казалось бы, всего семь вещей нас отделяют от того, чтобы стать обладателями самого высокого уровня рая Фирдаус. Но, к сожалению, мы не задумываемся об этом. А ведь об этих семи вещах, которые нам помогут достичь рая Фирдаус, говорится в Коране, здесь ничего не придумано. Прочтите эти строки из Корана и вы все поймете сами: «Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов, которые отворачиваются от всего праздного, которые выплачивают закят, которые оберегают свои половые органы от всех, кроме своих жен или невольниц, которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания, тогда как желающие сверх этого являются преступниками; которые оберегают вверенное им на хранение и соблюдают договоры, которые регулярно совершают намаз. Именно они являются наследниками, которые унаследуют Фирдаус, в котором они пребудут вечно» - сура «Верующие», аяты с 1 по 11.

Тимур Шарафиев

Что означает выражение «фирдавс-и а’ла» проходящее в хадисах? Является ли оно отдельным местом рая?

Ответ:

В словарном значении слово фирдавс означает сад, огород котором собраны все виды растений. А также рай, шестая степень рая.
Анас (Да будет доволен им Аллах) передаёт: «Умму Хариса (Да будет доволен ею Аллах) подошла пророку (мир ему и благословение) и сказала: «О, посланник Аллаха (мир ему и благословение) сообщи мне о Харисе (Да будет доволен им Аллах)!». Хариса (Да будет доволен им Аллах) погиб от шальной стрелы в битве при Бадре. Женщина (Да будет доволен ею Аллах) продолжила: «Если он попал в рай, я буду проявлять терпение. А если нет, я буду горевать и плакать (пока буду находиться в земном доме).».Пророк (мир ему и благословение) ответил ей:
«О! Умму Хариса (Да будет доволен ею Аллах) в раю имеются сады (Ты, что думаешь, что рай состоит из одного сада?) А твой сын попал в фирдавс-и а’ла. (И после этого женщина, улыбаясь, покинула его (мир ему и благословение))»» (Бухари, Джихад 14, Магази 9, Рикак 51; Тирмизи, Тафсир, Му’минун, (3173).)
Убада ибн Самит (Да будет доволен им Аллах) рассказывает: «Божий посланник (мир ему и благословение) сказал:
«Рай имеет сто степеней. Расстояние между двумя его степенями равно расстоянию между землей и небесами. Фирдавс находится на самом верху среди этих степеней. Четыре реки рая истекают оттуда. Выше фирдавса находится Арш (Трон Всевышнего Аллаха). Когда просите у Аллаха рай просите у Него фирдавс.»» (Тирмизи, Рай 4 (2533).)
В хадисах передается, что рай имеет различные степени и что фирдавс является высочайшим степеням рая. Поскольку рай фирдавс находится выше всех остальных степеней рая и поскольку он превосходит другие степени рая желательно просить у Аллаха именно его. (Кутуб-и Ситте)
Аллах создал различные степени рая, поскольку степени, которых люди достигают в этом мире, отличаются друг от друга. Рай имеет множества степеней. Самыми высокими степенями рая являются те которые упомянуты в Коране. А в этих степенях также имеются множества других степеней. Аяты где Аллах говорит о степенях рая во множественном числе, например райи наим или райи фирдавс являются доказательствами этого. К тому же эта истина была ясно высказано пророком (мир ему и благословение) в хадисе Умму Харисы. Умму Хариса пришла пророку (мир ему и благословение) с целью узнать о положении её сына павшего в битве при Бадре. И пророк (мир ему и благословение) успокоил ее, сообщив, что имеются множества степеней рая и что её сын находится в рае фирдавс-и ала. (Мансур Али Насиф, ат-Таджу’аль-Джами’ли’л-Усуль, фи Ахадиси’р-Расул, Стамбул В, 4033)
В одном из хадисов от Бухари пророк (мир ему и благословение) сообщает, что для воинов, сражавшихся на пути Аллаха, уготованы сто степени в раю и что расстояние между двумя его степенями равно к расстоянию между землей и небесами, а далее пророк (мир ему и благословение) говорит: «Когда просите у Аллаха рай просите у Него фирдавс поскольку он является серединой рая и самой высокой её степенью. Реки рая истекают оттуда.» (Бухари, Джихад)
Айни комментирует фразу «Фирдавс является серединой рая» как самое лучшее и превосходящее другие места рая место в раю и в качестве доказательства своих слов приводит слово «васатан» которое упоминается в аяте Корана: «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины,» (аль-Бакара, 143) (аль-Айни, Умдету’ль-Кари фи Шархи Сахихи’л-Бухари, Стамбул 1309, VI, 539).
Во многих хадисах упоминается красоты рая фирдавс.
Из всех этих аятов, хадисов и комментариев богословов становится ясным, что рай имеет множества степеней. Имена некоторых из них были сообщены нам по причине того что их степени и блага превосходят степени и блага остальных степеней рая. Рай фирдавс является самой высокой степенью рая и превосходит все остальные степени рая. (Также смотрите. ат-Табари, Тафсир, Египет 1954, XVI. 37-8)
poznayteislam.

Рай (Джаннат) – это обитель вечного мира и наслаждения. Аллах пообещал даровать его верующим мужчинам и женщинам в Будущей Жизни. В нынешней статье мы собрали максимально полное описание Рая и его обитателей на основе только достоверных источников. Получился довольно объёмный текст, но прочитать его стоит обязательно, потому что некоторые подробности и детали публикуются на русском языке впервые.

Дорогие братья и сёстры! Рай – это наша цель, и потому мы расскажем в данной статье об этом прекрасном мире, который ждёт покорных рабов Аллаха после смерти. Наше повествование основано на Книге Того, Кто создал Рай, создал его блаженство и создал самих его обитателей, а также на информации, которую мы получили от человека, побывавшего в Раю, ступившего на его землю своими ногами и видевшему райские сады собственными глазами. Этим человеком был наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха).

НАЗВАНИЯ РАЯ

1) Аль-Джаннат (араб. الجنات - сады). Всевышний Аллах сказал:

يُدْخِلْهُ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا وَذَلِكَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ

«Он (Аллах) введет его в Райские сады (джаннат), в которых текут реки. Он пребудет там вечно. Это и есть великое преуспеяние» .

2) Аль-Фирдаус (араб. الفردوس - обильный сад). Словом «фирдаус» в арабском языке называется такой сад, в котором собрано и произрастает всё разнообразие растений и плодов, имеющихся в других садах. Аллах сказал:

إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ كَانَتْ لَهُمْ جَنَّاتُ الْفِرْدَوْسِ نُزُلاً

«Воистину, обителью тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, будут сады Фирдауса» .

3) Адн (араб. عدن – постоянство, незыблемость, Эдем). Аллах сказал:

هَذَا ذِكْرٌ وَإِنَّ لِلْمُتَّقِينَ لَحُسْنَ مَآبٍ * جَنَّاتِ عَدْنٍ مُّفَتَّحَةً لَّهُمُ الْأَبْوَابُ

«Это – Напоминание, и богобоязненным уготовано прекрасное место возвращения – Сады Эдема (или Сады Постоянства), врата которых будут раскрываться перед ними» .

4) Аль-Хульд (араб. الخلد – вечность). Всевышний Аллах сказал:

قُلْ أَذَلِكَ خَيْرٌ أَمْ جَنَّةُ الْخُلْدِ الَّتِي وُعِدَ الْمُتَّقُونَ كَانَتْ لَهُمْ جَزَاء وَمَصِيراً

«Скажи: «Это лучше или же Сад Вечности, который обещан богобоязненным и будет им воздаянием и местом прибытия?»

5) Ан-На’ым (араб. النعيم – блаженство). Аллах (Велик Он и Славен) сказал:

إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ لَهُمْ جَنَّاتُ النَّعِيمِ

«Воистину, тем, которые уверовали и совершали праведные деяния, уготованы Сады Блаженства» .

6) Аль-Ма´ва (араб. المأوى – дом, убежище, пристанище, защищённое место). В арабском языке этим словом называется место, в котором человек находит покой и защиту, место, в котором его не бросят и поддержат. Аллах сказал:

أَمَّا الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ فَلَهُمْ جَنَّاتُ الْمَأْوَى نُزُلاً بِمَا كَانُوا يَعْمَلُونَ

«Для тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Сады Пристанища станут угощением за то, что они совершили» .

7) Дар-ус-Салям (араб. دار السلام – обитель мира, благополучия, покоя, безопасности). Всевышний Аллах сказал:

لَهُمْ دَارُ السَّلاَمِ عِندَ رَبِّهِمْ وَهُوَ وَلِيُّهُمْ بِمَا كَانُواْ يَعْمَلُونَ

«Им уготована Обитель Мира и благополучия у их Господа. Он является их Покровителем благодаря тому, что они совершали» .

МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ РАЯ

1) Всевышний Аллах сказал:

وَفِي السَّمَاء رِزْقُكُمْ وَمَا تُوعَدُونَ

«На небе находится ваш удел и то, что вам обещано (т.е. Рай)» .

2) Аллах (Велик Он и Славен) сказал:

وَلَقَدْ رَآهُ نَزْلَةً أُخْرَى * عِندَ سِدْرَةِ الْمُنْتَهَى * عِندَهَا جَنَّةُ الْمَأْوَى

«Он (Пророк) уже видел его (ангела) другое нисхождение у Крушины крайнего предела, возле которого находится Сад Пристанища» .

Из этих аятов становится ясно, что Рай находится в небесах.

3) Сообщается со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто уверует в Аллаха и его Посланника, станет соблюдать молитву (намаз) и пост в месяц Рамадан, то Аллах берёт на себя обязанность ввести его в Рай, независимо от того, переселится он на пути Аллаха или будет сидеть в своей земле, в которой он был рождён» . Сподвижники сказали: «Посланник Аллаха, может нам сообщить людям об этом?» Пророк продолжил: «В Раю есть сто степеней, которые Аллах уготовил для муджахидов (воинов) на пути Его, и между каждыми двумя степенями расстояние, подобное расстоянию между небом и землёй. Если вы просите Аллаха, то просите Фирдаус, потому что это самая центральная и самая возвышенная часть Рая. Над ним находится Трон Всемилостивого Аллаха, и из него вытекают райские реки» .

4) Также со слов Абу Хурайры сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда к верующему человеку приходит смерть, то к нему подступают ангелы милосердия, и когда душа его выходит, они окутывают её в белый шёлк, и относят её к вратам небес, при этом они говорят: «Мы не знаем запаха лучше, чем этот (т.е. лучше, чем аромат, исходящий от души верующего)» .

Из книги: «Мухтасар аль-фикх аль-мухтасар»
(Мухаммад ибн Ибрахим ат-Тувейджери).
Перевод: Абу Ясин Руслан Маликов.

  • Коран, сура 4 «ан-Ниса» («Женщины»), аят 13.
  • Коран, сура 18 «аль-Кяхф» («Пещера»), аят 107.
  • Коран, сура 38 «Сод», аят 49-50.

Вся хвала Аллаху.

Существует один Ад и один Рай, каждый из которых имеют свои ступени и уровни.
В Сунне, иногда, Рай упоминается во множественном числе, но это не означает, что существует несколько видов Рая, это лишь указывает на его величие и различные степени, а также указывает на величие степени награды тем, кто войдет в него (Рай).

Как передается в хадисе от Анас ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что (в своё время) Умм ар-Рубаййи" бинт аль-Бара, (да будет доволен ею Аллах), которая была матерью Харисы бин Сураки, (да будет доволен им Аллах), пришла к Пророку, (да благословит его Аллах и приветствует), и попросила: "О Пророк Аллаха, не расскажешь ли ты мне о Харисе? [а он был убит стрелой, пущенной неизвестным человеком, в день (битвы при) Бадре]. - Если он находится в раю, то я буду терпеть, если же нет, я буду горько плакать о нём!" (В ответ ей пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: "О Умм Хариса, поистине, в раю есть сады и, поистине, твоему сыну досталась (лучшая часть) Фирдауса!"» aль-Бухари, 2809.

Во-вторых:

Уровни Ада также различаются, в зависимости от степени неверия его обитателей (в этом мире). Лицемеры будут на самом низком уровне Ада, как наш Господь сказал нам [интерпретация значения]: Воистину, лицемеры окажутся на нижайшей ступени Огня, и ты не найдешь для них помощника

Наименее тяжелым уровнем (по степени мучений), и мы прибегаем к Аллаху от этого наказания, было упомянуто Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) в хадисе переданном от ан-Нумаан ибн Башира, который сказал: «Я слышал, как Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: "Поистине, в День воскресения самому лёгкому наказанию подвергнется тот человек из числа обитателей огня, на ступни которого (будут положены) два тлеющих уголька, из-за чего мозг его станет кипеть подобно тому, как кипит (содержимое) котла или сосуда с узким горлышком. И покажется ему, что никто не испытывает более сильных мук, чем он, тогда как (на самом деле сам он подвергнется) наиболее лёгкому наказанию из всех”.

В варианте хадиса переданным от Муслима говорится, что в этом хадисе речь идет о дяде Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Абу Талибе, для которого Аллах смягчит наказания, из-за его роли в защите Ислама в самом начале (ниспослания).

В-третьих:

Мы не знаем ни о каких ограничениях в количестве ступеней и уровней в Раю.

Было сказано, что их количество приравнивается к числу аятов Корана, опираясь на хадис от Абд-аль-Аллах ибн Амра, который сказал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Будет сказано тому, кто (привязан) к Корану [заучивающий его наизусть]: Читай и поднимайся в статусе, читай так же, как ты читал в мире, и твой статус будет на последнем прочитанном тобой аяте». Абу Давуд, 1646; ат-Тирмизи, 2914; оценен как сахих шейхом Албании в Сахих Абу Давуда.

Аль-Мундкхири сказал в аль-Таргиб:

Аль-Хаттаб сказал: «В сообщении говорится, что количество аятов Корана приравнивается к количеству уровней и степеней Рая, и будет сказано заучивающему (Коран): «Поднимайся по уровням в той мере, по какой ты заучиваешь аяты Корана. Любой кто читает (заучивает) весь Коран достигнет высочайшей степени Рая, и любой кто читает (заучивает) часть Корана достигнет степени соответствующей тому (что он запомнил), и награда будет соответствовать пределу (окончанию) его чтения (заучивания)» Аль- Таргиб уа’ль-Тархииб, 2/228.

Но это является предметом дальнейшего обсуждения, так как в хадисе говорится о маназиил (статусе, позиции) тех, кто заучивает Коран, а не об их дараджаат (степени, уровнях). Дараджаат (степень или уровень) меняется в зависимости от (наших) усилий в этом мире, к примеру, точно так же, как существующие действия веры, благодаря которым люди меняются по своему статусу, например искренняя вера, джихад и другие акты поклонения. Таким образом, мы не можем утверждать, что тот, кто заучит Коран полностью, будет (награжден) высочайшей степенью Рая.

Аль-Фирдаус является высочайшей ступенью Рая, как было передано от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах): - Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «…И если вы просите Аллаха, то просите Его о Фирдаусе (один из уровней Рая). Это середина Рая и самое высокое его место. Над ним находится трон Милостивого (Аллаха), и оттуда берут своё начало реки Рая». Бухари 2637, Муслим 2831
Что же подразумевается под «серединой Рая», то это лучшее место (в Раю), как говорит Аллах [интерпретация значения]:
«Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины…»

Сунна также описывает положение, совершающих определенные действия. Например:

1) Вера в Аллаха и в Его посланника.
Передают со слов Абу Са"ида аль-Худри, (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, жители Рая увидят обитателей горниц над ними такими же далекими, как вы видите яркую восходящую или закатывающуюся звезду на востоке или западе небосклона - из-за превосходства одних из них над другими». Люди сказали: «О Посланник Аллаха, очевидно, это - жилища пророков, которых не достичь никому другому?» Он, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Отнюдь, клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа, это люди, уверовавшие в Аллаха и поверившие посланцам». Аль-Бухари, 2082; Муслим, 2831.
2) Джихад ради Аллаха.
Передано от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах): Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, в Раю есть сто ступеней, которые Аллах приготовил для сражающихся на пути Аллаха, и расстояние от одной ступени до другой подобно расстоянию от неба до земли.» Бухари, 2637
3) Тот, кто искренне стремится к мученичеству, может также достичь его.
Передано от Сахль ибн Ханифа, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Того, кто искренне просил Аллаха Всевышнего, позволить ему погибнуть за веру (шахидом), Аллах приведёт его к положению шахидов, даже если он умрёт на своей постели» Бухари 1909
4) Расходы на пути Аллаха.
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды к пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришли бедные сподвижники и сказали: “Богатые достигнут самого высокого положения и обретут вечное блаженство. Они молятся подобно нам и постятся подобно нам, но помимо этого у них есть преимущество обладания богатством, благодаря которому они совершают хадж и ‘умру, принимают участие в джихаде и дают садакъа…”. Бухари 807, Муслим 595
5) Исполнение малого омовения в совершенстве вопреки неудобствам. Множество шагов в мечеть. Ожидание (в мечети) после одной молитвы (наступления) другой.
Передают со слов Абу Хурайры, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Хотите, я укажу вам на то, чем Аллах стирает прегрешения и из-за чего повышает в степенях?" Они сказали: "Конечно, да, о Посланник Аллаха!" Он произнес: "Исполнение малого омовения в совершенстве вопреки неудобствам. Множество шагов в мечеть. Ожидание (в мечети) после одной молитвы (наступления) другой. Это (все) и есть всеоружие." (Для противостояния сатане, врагу верующих - п.п.). Муслим 251
6) Заучивание Корана.
Абд-аль-Аллах ибн Амра, передал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Будет сказано тому, кто (привязан) к Корану [т.е. заучивающий его наизусть]: Читай и поднимайся в статусе, читай так же, как ты читал в мире, и твой статус (в Раю) будет на последнем прочитанном тобой аяте». Абу Давуд, 1646; ат-Тирмизи, 2914; оценен как сахих шейхом Албании в Сахих Абу Давуда.

Тот, кто стремится к Раю, должен стремиться к высочайшей ступени Рая, должен стараться заработать довольство Аллаха и посредством этого войти в Рай аль-Фирдаус, являющейся высочайшей наградой Аллаха.

А Аллах знает лучше.

Это было сказано до запрещения громких причитаний над покойными.

Иначе говоря, лучшее место в Раю.

Имеется в виду та часть ступни, которая не соприкасается с землёй. Бухари, 6562; Муслим, 212.



Что еще почитать