Какова роль сознания в формировании навыка. Роль деятельности, общения и языка в формировании и развитии сознания. Роль языка в формировании сознания

3.2 Роль языка и общения в формировании и развитии сознания

Язык также древен, как и сознание. У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. То немногое, что животные имеют сообщить друг другу, может быть сообщено и без речи. Многие животные обладают голосовыми органами, мимико - жестикулярными методами сигнализации, однако все эти средства имеют принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д., либо простым указанием, либо призывом к совместным действиям или предупреждением об опасности и т.п. Язык животных никогда не достигает в своей функции акта полагания некоторого абстрактного смысла в качестве предмета общения. Содержанием общения животных всегда является наличная в данный момент ситуация. Человеческая же речь оторвалась от своей ситуативности, и это была “революция”, породившая человеческое сознание и сделавшая содержанием речи идеальное, опосредованно воспроизводящее объективную реальность.

Мимико - жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи - условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.

Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Язык - это система содержательных значимых форм. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого.

Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства человек отчетливее уясняет их сам. Он понимает себя только испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно “лепит” формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознание и практику структура языка в конечном счете выражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия. Но единство - это не тождество. Обе стороны этого единства отличаются друг от друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь - это не мышление, иначе величайшие болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями.

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной. Мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.

Состояние проблемы соотношения мышления и языка еще далеко до завершения, оно содержит еще множество интересных аспектов для исследования.

Движущие силы истории

потребность социальный конфликт материальный Основным источником развития общества диалектико-материалистическая концепция считает разрешение социальных противоречий и конфликтов...

Диалектика и сознание

Диалектика и сознание

Диалектика сознания и языка

Диалектика сознания и языка

Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная деятельность мысли...

Концепция смены парадигм и "методологические директивы" Т.Куна

Среди совокупности «методологических директив» Кун находит место и философским принципам, отнюдь не отвергая (как логические позитивисты) их роль в научном исследовании на всех его этапах, начиная с отбора и интерпретации фактических данных...

О субъекте познания и активности мышления

По способам образования и формирования все идеи, по Локку, делятся на простые и сложные. Простые идеи содержат в себе однообразные представления и восприятия и не распадаются на какие-то составляющие элементы. По содержанию простые идеи...

Основы философского знания

Сознание и язык образует единство: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная деятельность мысли...

Проблема бытия в философских учениях и философских системах

Язык -- это знаковая, коммуникативно-познавательная система. Коммуникативная -- значит система общения. Познавательная -- значит средство познания. Все системы средств, используемые человеком для обмена информацией...

Роль религии в развитии общества

Сложно недооценить роль религии в жизни человечества. Более того, историю нашего с вами вида можно рассматривать как историю религии и отношения к ним людей, недаром же существует определение человека как «существа, поклоняющегося богам»...

Сознание: происхождение и сущность

Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга...

Техника в системе культуры

К концу ХХ века стало очевидным, что человечество переживает кризис. “Люди оказываются перед необходимостью самостоятельно определять характер отношений с природой и между собой. Ранее выработанные эталоны непригодны. Возникла мало-помалу...

Философская общественно-политическая мысль в Украине в XVI-XIX веках

Возникновение христианства знаменовало собой радикальный поворот в философском мышлении. В свете христианского мировоззрения предшествующие ему религии предстали как языческие, т.е. религии...

Экологические и демографические проблемы и пути их решения

Народонаселение - совокупность людей, живущих на Земле (человечество) или в пределах конкретной территории, континента, страны, района, города. В отличие от универсального термина «население»...

Язык и его роль в культуре

Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная деятельность мысли...

Язык также древен, как и сознание. У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. То немногое, что животные имеют сообщить друг другу, может быть сообщено и без речи. Многие животные обладают голосовыми органами, мимико - жестикулярными методами сигнализации, однако все эти средства имеют принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д., либо простым указанием, либо призывом к совместным действиям или предупреждением об опасности и т.п. Язык животных никогда не достигает в своей функции акта полагания некоторого абстрактного смысла в качестве предмета общения. Содержанием общения животных всегда является наличная в данный момент ситуация. Человеческая же речь оторвалась от своей ситуативности, и это была “революция”, породившая человеческое сознание и сделавшая содержанием речи идеальное, опосредованно воспроизводящее объективную реальность.

Мимико - жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи - условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.

Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Язык - это система содержательных значимых форм. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого.

Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства человек отчетливее уясняет их сам. Он понимает себя только испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно “лепит” формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознание и практику структура языка в конечном счете выражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия. Но единство - это не тождество. Обе стороны этого единства отличаются друг от друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь - это не мышление, иначе величайшие болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями.


Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной. Мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.

Состояние проблемы соотношения мышления и языка еще далеко до завершения, оно содержит еще множество интересных аспектов для исследования.

Сущность языка выявляется в ᴇᴦο двуединои̌ функции˸ служить средством общения и орудием мышления. Язык - это система содержательных значимых форм. Сознание и язык образуют единство˸ в своем существовании они предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму.

Становление человека в процессе эволюции сопровождалось разложением инстинктивной (животной) основы психики и формированием механизмов сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Зачатки труда характерны для австралопитеков. Труд уже стал отличительным признаком их преемников - питекантропов и синантропов - первых людей на земле, положивших начало изготовлению орудий и покорению огня. Неандертальский человек значительно продвинулся вперед в изготовлении и использовании орудий, увеличил их ассортимент и вовлек в производство новый прикладной материал. Неандерталец, в частности, научился изготавливать каменные ножи, костяные иглы, строить жилища из подручного материала. Человек современного типа - человек разумный - поднял и поднимает уровень техники на ещё большую высоту. Благодаря тому, что труд является сложной целенаправленной деятельностью, он и сослужил свою решающую роль в формировании и становлении сознания. Каждая трудовая деятельность сопровождается критическим осмыслением ситуации, своих возможностей, возможностей окружающих людей. Человек синтезирует желаемый результат трудовой деятельности - цель. Он ищет пути наиболее качественного и эффективного достижения цели, анализирует результаты своего труда, осознает свои ошибки и находки. Необходимость совершения данных умственных операций получила свое материальное фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. Именно рука как “воспринимающий” (непосредственно соприкасающийся с предметами) орган давала поучительные уроки другим органам чувств, например глазу. Как говорится, обивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал лезвие своих умственных способностей. Активно действующая рука "учила" голову думать, прежде чем сама стала орудием исполнения воли головы, заведомо планирующей практические действия. В процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались осязательные ощущения. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления˸ человек учился думать. Постепенно развивалось воображение˸ человек мог заранее представить результат деятельности, варианты развития событий. Параллельно с развитием труда и сознания формировался сам человек, развивались отношения с другими людьми, развивалось в целом человеческое общество. Начало проявляться распределение обязанностей и социальных ролей. Коллективный труд предполагал сотрудничество людей и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий между ᴇᴦο участниками. Без осознания возможности разделения трудовых усилий само это разделение не могло быть возможным. Оценки возможностей, способностей друг друга тоже со временем становились все более точными и четкими. Научившись оценивать других людей, выработанную систему оценки человек прикладывал и к себе самому. Так возникло и развилось самосознание

Роль языка и общения в формировании и развитии сознания. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Роль языка и общения в формировании и развитии сознания." 2015, 2017-2018.

Роль языка в происхождении сознания

Согласно Джулиану Джейнсу (Janes, 1976), единство личности, о котором писал Газзанига, возникло в истории человеческого рода на удивление недавно. Джейнс полагает, что сознание появилось у человека всего лишь около трех тысяч лет назад, когда появилась письменность и культура стала более сложной. До того времени человек обладал тем, что Джейнс называет «бикамеральным разумом». Это означает, что два полушария мозга действовали до некоторой степени независимо друг от друга. Действительно, говорит он, речь может в какой-то мере генерироваться правым полушарием, а восприниматься левым. Эту речь люди могли интерпретировать как глас божий. Джейнс находит указания на бикамеральность разума даже в «Илиаде» - древнегреческом эпосе, который сотни лет передавался из уст в уста, пока не был наконец записан. Джейнс пишет:

Персонажи Илиады не присаживаются для того, чтобы поразмыслить, что им делать. Они не обладают сознательным мышлением... и, конечно, лишены самоанализа. Нам даже трудно понять, на что это было похоже. Когда Агамемнон, царь людей, похитил у Ахилла его возлюбленную, один из богов схватил Ахилла за его светлые волосы и посоветовал ему не сражаться с Агамемноном... Один бог заставлял Ахилла обещать, что он не вступит в сражение, а другой бог побуждал его именно к этому... Фактически боги выполняли функцию сознания.

Эти сигналы, передававшиеся из правого полушария в левое, служили для своеобразной социальной регуляции. Хотя они были связаны с моральными предписаниями данной культуры (слова царей, жрецов, родителей), сигналы, идущие из глубин мозга, воспринимались как голоса богов, так как для них не существовало никакого другого объяснения. И поскольку люди не обладали самоанализом, осознанием своего «я» как источника всех этих слов, они повиновались им. Джейнс полагает, что мы можем получить представление о силе этих внутренних голосов, наблюдая поведение шизофреников, которые имеют слуховые галлюцинации и верят, что ими руководят слышимые ими голоса.

Бикамеральному мышлению пришел конец в результате определенных изменений в языке и культуре, которые произошли где-то около VII века до нашей эры. Например, в греческом языке слово psyche означало «жизнь», «живое состояние», а soma - «труп» или «безжизненное состояние». Но благодаря сочинениям Пифагора и других мыслителей psyche стало означать «душу», а soma - «тело». Джейнс говорит:

Не следует думать, что это только изменения слов. Изменение слов - это изменение понятий, а изменение понятий - это изменение в поведении. Вся история религии, политики и даже науки убедительно свидетельствует об этом. Без таких слов, как «душа», «свобода», «истина», в драме человеческой истории были бы иные роли, иные кульминации.

Мозг более пластичен, более способен приспособляться к окружению, чем мы предполагали ранее... Мы можем допустить, что нервный субстрат сознания достаточно пластичен для того, чтобы на основе обучения и культуры мог произойти переход от бикамерального мышления к самосознанию. (Janes, 1977.)

Хотя Джейнс обосновывает свою гипотезу данными, полученными в исследованиях с расщепленным мозгом, а также данными психологии, истории, литературы и лингвистики, эта гипотеза остается крайне спекулятивной. И конечно, ее нельзя проверить. Другая гипотеза, выдвинутая Верноном Маунткаслом, может быть проверена, если удастся создать подходящий экспериментальный метод.

Из книги Собаки. Новый взгляд на происхождение, поведение и эволюцию собак автора Коппингер Лорна

Гипотеза Пиноккио о происхождении собак Широко распространено мнение, что люди создали собак методом искусственного отбора: брали щенков из волчьих логов, приручали и обучали их, использовали для охоты; в итоге через множество поколений такой жизни волки превратились в

Из книги Обезьяны, человек и язык автора Линден Юджин

9. ОДНО ИЗ ОПИСАНИЙ ЯЗЫКА Чарлз Хоккет опубликовал свои соображения относительно ключевых свойств языка в книге «Курс современной лингвистики»; с тех пор он несколько пересмотрел составленный им список свойств. Однако Футс выбрал для анализа исходный перечень,

Из книги Основы зоопсихологии автора Фабри Курт Эрнестович

Формирование человеческого языка Человеческий язык, как это имело место и в отношении материальной культуры, прошел долгий путь развития, и звуки, сопровождающие первые трудовые действия, еще не могли быть подлинными словами, обозначающими отдельные объекты, их

Из книги Непослушное дитя биосферы [Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей] автора Дольник Виктор Рафаэльевич

Что поведали обезьяны о происхождении государства Теперь, мой Благосклонный читатель, мы с вами уже знаем много такого, что нас так и тянет применить свои познания к собственной истории и к тому, что происходит вокруг нас сейчас. Почему бы нам не оставить на время

Из книги Новая наука о жизни автора Шелдрейк Руперт

2. Вопрос о происхождении новых форм Концепция Шелдрейка оставляет этот вопрос открытым. Как пишет автор: «Гипотеза формативной причинности есть проверяемая гипотеза об объективно (выделено нами Е. Е.) наблюдаемых закономерностях, существующих в природе. Она не может

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

Из книги Основы психофизиологии автора Александров Юрий

5. ФУНКЦИИ СОЗНАНИЯ Вопрос о функциональном смысле субъективных переживаний, их роли в поведении – одна из важнейших проблем науки о мозге. Представляя собой результат синтеза информации, психические феномены содержат интегрированную оценку ситуации, способствуя тем

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

Когда ученый мир убедился во внеземном происхождении метеоритов? Падения метеоритов люди замечали начиная с самых древних времен, однако не считали их происхождение внеземным. В VIII веке появились две научные (не прибегающих к «божественному промыслу») теории, которые

Из книги Читая между строк ДНК [Второй код нашей жизни, или Книга, которую нужно прочитать всем] автора Шпорк Петер

Каждая клетка помнит о своем происхождении Конраду Уоддингтону мы обязаны не только метафорой эпигенетического ландшафта. В 1942 году он стал, как принято считать, крестным отцом понятия «эпигенетика». Слово «эпигенотип» он впервые употребил уже в 1939-м - в своем «Введении

Ген языка В 1990 году в Лондоне была исследована семья с необычной наследственной патологией. Члены семьи не испытывали проблем в интеллектуальной сфере, но у всех были какие-либо нарушения речевой функции. Генетические исследования привели к открытию единственного

Из книги По аллеям гидросада автора Махлин Марк Давидович

Некоторые элементарные сведения о происхождении и систематике гидрофитов Теперь, когда мы знаем, чем отличаются водные растения от растений суши, пора, вероятно, поговорить об их происхождении.Эволюция, отмечает академик А. Л. Тахтаджян в книге «Система и филогения

Из книги Хозяева Земли автора Уилсон Эдвард

Из книги Нищета мозга автора Савельев Сергей Вячеславович

7. ДВОЙСТВЕННОСТЬ СОЗНАНИЯ Вменяемый человек из собственного опыта знает, что обдумывание любого вопроса неизбежно приводит к нескольким решениям. Всегда существует необходимость выбора между альтернативными вариантами поступков, которые различаются по последствиям.

Из книги Биология. Общая биология. 11 класс. Базовый уровень автора Сивоглазов Владислав Иванович

14. Развитие представлений о происхождении жизни на Земле Вспомните!Что такое жизнь?Назовите основные свойства живого.Вопросы о происхождении жизни на Земле и о возникновении самой Земли всегда волновали человечество. Являясь вечными и глобальными, эти проблемы и

Из книги Антропология и концепции биологии автора Курчанов Николай Анатольевич

10.3. Феномен сознания Признание эволюционных истоков психики человека не объясняет возникновения Сознания – второй величайшей загадки природы наряду с явлением Жизнь. Иногда сознание представляют «целью» эволюции психики. Однако такой взгляд можно охарактеризовать

(Человек в животном )

Л.С.Выготский отмечал, что ни одно из специфически человеческих качеств, таких как речь, логическое мышление, творческое воображение, волевая саморегуляция и т.п. не могут самостоятельно без специального воспитания возникнуть путём вызревания неких органических задатков. В 16-м веке император Индии Абкар изолировал группу детей после рождения, чтобы выяснить, способны ли они без общения с людьми научиться говорить. Выяснилось, что дети хорошо физически развивались, но говорить не стали. Воспитывая в ребёнке человека, родители и другие взрослые люди учат его двигаться по человечески и приучают к членораздельной человеческой речи.

Начинает общаться маленький человечек совсем так же, как приматы, при помощи голофраз - отдельных звуков, означающих что-то. К двум годам голофразы становятся более точными и появляются спаренные голофразы. В этом возрасте ребёнок владеет примерно 300 словами, но остаётся бессознательным животным. Опытным психологам удаётся довести до этой стадии шимпанзе.

В дальнейшем ребёнок быстро переходит к построению предложений, овладевает первой тысячей слов, начинает пользоваться символическими ярлыками. Его действия постепенно уступают место слову. К сожалению, в психологии развития ребёнка редко проводятся систематические исследования освоения им способов речевой перемещаемости во времени и пространстве, которые являются непременным условием появления сознания. Обычно лишь фиксируется, когда он приучается различать вчера и сегодня, здесь и там. Л.С.Выготский обращал внимание, что "никто не знал ребёнка до 3-х лет, который имел бы желание сделать нечто через несколько дней".

Языковыми отображениями времени почему-то мало интересуются и лингвисты. Их больше занимают понятийные структуры в языках разных народов. Маленький филиппинец вынужден словесно различать 92 вида и состояния риса, эскимосский ребёнок различает десяток разных видов снега с их разными названиями. В индонезийском языке одно и то же слово означает брата и сестру, а в венгерском языке есть четыре слова, обозначающих младшего брата, старшего брата, младшую сестру, старшую сестру. А вот динамику совершенствования словесных представлений детей о времени и пространстве лингвисты и психологи практически не изучают.

В освоении членораздельной речи в значительной степени проявляют себя существенные недостатки оперативной памяти человека, особенно маленького ребёнка. Правильная артикуляция достигается только после много-многократного повторения ребёнком каждого осваиваемого слова, которое постепенно произносится всё более точно. Воспитателям, чтобы избежать закрепления у ребёнка дислалий и картавости, нужно постоянно поправлять его произношение. В этом отношении мы значительно уступаем многим видам птиц, самцы которых способны в совершенстве имитировать очень сложные звуковые последовательности. Годовалый самец чёрной каменки абсолютно точно имитирует голос любой птицы, даже услышав его впервые. Попытка имитировать речь матери у человеческого ребёнка наблюдается лишь в течение первых нескольких месяцев его жизни. Только во втором году у малыша созревают области головного мозга, непосредственно связанные с осмысленным освоением речи.

Даже называя себя на третьем году жизни местоимением "я", ребёнок всё равно не отличает себя от окружающего мира. Л.И.Божович (1979) отмечал, что в этом возрасте ребёнок продолжает оставаться для себя как бы внешним "предметом". Навязывая ему свои представления о пространстве и времени, воспитатели достигают состояния, когда он начинает замечать, что только один объект неизменно остаётся и "здесь", и "там", и "сегодня", и "вчера". Этот объект он сам. Остальные появляются и исчезают, он же неизменно остаётся в наблюдаемом мире.

С этого момента у человека начинает зарождаться самосознание. Поначалу ему речевым общением прививаются бинарные представления о пространственно-временных отношениях: над - под, лево - право, внутри - снаружи, раньше - позже. Постепенно ребёнок привыкает считать пространство и время объективно существующими в природе.

Освоение им человеческих представлений о пространстве и времени закладывает основы формирования у него декларативной памяти. Словесное общение с родителями и соплеменниками понуждает его запоминать, когда он последний раз пользовался лопатой и куда её потом положил. Всё, что запоминал ребёнок до возникновения этого нового вида памяти, поступало в животную натуральную память, из которой произвольное извлечение воспоминаний невозможно. И.М.Сеченов (1873), наглядно сравнивавший декларативную память взрослого человека с хорошо организованной библиотекой, не смог найти объяснение полному отсутствию в ней воспоминаний раннего детства. Его гипотеза детской памяти в виде плохо организованной фрагментированной библиотеки разбилась о невозможность объяснить, "как ребёнок, знавший свою рано умершую мать в течение двух лет, видевший её всё это время каждый день, впоследствии забывает её бесследно, а в зрелом возрасте запоминает на долгие годы черты лица незнакомого человека, с которым провёл какой-нибудь час". Для многих психологов эта загадка осталась неясной до сих пор, т.к. они не знают, что декларативная память появляется у нормально воспитываемого ребёнка не ранее третьего года его жизни, поэтому всё раньше произошедшее не могло в неё попасть.

Ещё Аристотель в трактате "О душе" отмечал двойственность человека, включающего в себя животную и разумную души (памяти), отделённые друг от друга. Неизвестно, знал ли Аристотель, что с разумной памятью и основанным на ней сознанием ребёнок не рождается, что их нужно воспитывать, в том числе словесным воспитанием. В 1703 г. во французской "Истории академии наук" описан случай, произошедший с глухим от рождения молодым человеком. У него внезапно восстановился слух, и через некоторое время, когда он научился говорить, его спросили, как он чувствовал себя ранее. Молодой человек определил своё прежнее существование как растительную жизнь.

Сознание могло возникнуть лишь у стайных животных, постоянно общающихся между собой и вынужденных понимать соплеменников. Одинокие хищники даже при самых высоких умственных способностях не могут ни приобрести сознание, ни передать его потомству. Как в биологии давно сформулирован принцип Ф.Реди (1661) - живое происходит только от живого, так и в психологии все наблюдения и специальные эксперименты неизменно подтверждают, что сознание возникает только под влиянием другого сознания. По этой причине бог любой монорелигии, самый умный и всесильный, в принципе не может обладать самосознанием. Н.А.Бердяев (1931) обращал внимание, что "мысль теологическая никогда не задумывалась о психологии Бога". Может быть поэтому внимание теологов не привлёк вопрос о механизмах возникновения и функционирования самосознания бога.Только у стайных животных, людей и богов имеется врождённый инстинкт подражания "своим", необходимый для появления сознания. Олимпийские боги Древней Греции в мифах интересно жили, общались, любили и ненавидели, поэтому оказались, хоть и выдуманными, но сознательными существами.

Самыми человекообразными считают карликовых шимпанзе бонобо. У них утолщённые красные губы, у самок - отчётливо выраженные молочные железы. Для бонобо характерна склонность к прямохождению, сложная социальная организация и повышенная сексуальность. У них имеется некое подобие языка, состоящего из сотни звуковых сигналов различного назначения и нескольких десятков жестов. По объёму это не так уж далеко от языка человеческих первобытных племён, которые до сих пор обходятся несколькими сотнями слов. Однако взрослый представитель самого примитивного племени людей знает, что такое "вчера" и поэтому обладает декларативной памятью и сознанием, а бонобо пользуются лишь натуральной памятью и живут "здесь и сейчас".

Лейбниц писал:"Главная цель языка заключается в том, чтобы возбудить в душе того, кто меня слушает, идею, сходную с моей". Он не заметил, что под эту формулировку подпадает и "язык" стрекотания сороки: стая сорок испытывает "ту же идею" (страх), которую испытывал их заст рекотавший дежурный. Человеческий язык отличается от сигналов и команд животных тем, что не требует реакции "здесь и сейчас". Люди способны сообщать другим людям, что их ждёт послезавтра, и где это может произойти.


С появлением у первобытных людей декларативной памяти тесно связаны их религиозные представления. Как только человек научается вспоминать прошлые события, он ст алкивается со странными фактами: вчера он участвовал в захоронении своей явно умершей матери, а сегодня ночью он общался с ней как с живой. Вначале дикарей такие явления пугают, но затем жрецы неизбежно приходят к идее о загробной жизни бессмертной души.

Представление о том, что во сне человека посещают души умерших или что его собственная душа во сне покидает тело и путешествует, длительное время сохранялось у многих народов. Иногда на живого человека возлагалась ответственность за те "его" поступки, которые приснились другому человеку. Неандертальцы были, по-видимому, последними из предлюдей (или тупиковой боковой ветвью эволюции человека), не имевших представлений о времени и не обладавших декларативной памятью. Об этом говорит тот факт, что в их захоронениях не обнаружено ни оружия, ни предметов труда, которые могли бы "пригодиться" душе умершего. Потребовалась коллективная работа ума многих поколений мыслителей, чтобы в 1-м веке до н.э. Тит Лукреций Кар пришёл к разумному выводу:"Дух вне тела и вне человека быть не способен". Современные рецидивы первобытной веры в возможность жизни души вне тела происходят от лени, от нелюбви людей к процессу мышления.



Что еще почитать