Какую роль сыграли матросы в революции и Гражданской войне. Какую роль сыграла россия в войне за независимость

Американцы считают Войну за Независимость чуть ли не главным событием мировой истории: впервые на карте мира появилось самостоятельное демократическое государство, пошатнувшее устои британского колониализма. Но мало кто знает, что в борьбе молодой страны за свободу большую роль сыграла Российская империя.

Большой пирог крошится с краев

В 1770-е годы обстановка в 13 североамериканских колониях была напряженной. Колонисты еще с середины XVII века пользовались разнообразными привилегиями от английской короны, освобождались от налогов и таможенных пошлин. Все изменилось после 7-летней войны: Великобритания вышла из нее явным победителем, однако с сильно истощенной казной.

Эту проблему правительство Георга III планировало решить просто: обложить североамериканские колонии налогами, при этом сборы устанавливались на самые важные товары, например, на сахар и чай. Решение в колониях сочли несправедливым: оно не только давало преимущества монополисту (Ост-Индской компании), но и было принято без согласия колонистов в парламенте, в котором не заседал ни один представитель с континента.

В Америке заговорили о восстании, свержении британского господства. Большая часть двухмиллионного населения колоний была грамотной, поэтому в газетах велась оживленная дискуссия о праве на самоопределение. На первый решительный шаг борцы за свободу пошли в 1773 году, когда в порту Бостона, прорвавшись на английские корабли, опрокинули ящики с чаем в воду залива. До первых выстрелов при Лексингтоне и Банкер-Хилле оставалось всего 2 года.

Взгляд из России

Европейские державы по-разному восприняли весть о восстании в Северной Америке: Британия и её немецкие союзники начали готовиться к войне, Испания и Франция, хотя и заняли выжидательную позицию, видели в происходящем возможность поквитаться с англичанами за недавние поражения.

Когда новости о начале войны дошли до России, императрица Екатерина заявила, что «колонии навсегда распрощались с Англией». Хотя отношения с Альбионом на тот момент у Российской империи были дружественные, просвещенная императрица сочувствовала американским борцам за свободу.

В личной переписке она даже обвиняла короля Георга III в «бессмысленной ссоре» и призывала враждующие стороны сесть за стол переговоров. Политика Великобритании в 13 колониях вредила российской торговле: уже с середины XVIII века бойкий товарооборот шёл через Санкт-Петербург и Архангельск, теперь же поставлять железо, парусину и пеньку из России стало невозможно.

«Кровью подданных не торгую!»

Хотя в битве при Банкер-Хилле ополчение колонистов было разгромлено, было ясно, что восстание переросло в настоящую войну. Американцы всерьез взялись за подготовку армии, которая теперь называлась Континентальной. Формирование и снаряжение подразделений было поручено опытному в военном деле плантатору из Виргинии Джорджу Вашингтону. Узнав об этом, власти метрополии начали готовить экспедиционный корпус, чтобы нанести повстанцам сокрушительное поражение.

Так как традиционно английская сухопутная армия была небольшой (страна опиралась на мощный флот и союзников), для ее расширения начали вербовать наемников по всей Европе. Особенно много солдат под британские знамена выставило германское государство Гессен: для европейских монархов было не впервой использовать своих подданных в качестве орудия для иностранных государей. Вспомнив недавнюю Семилетнюю войну и подвиги русских казаков, английский король Георг III направил Екатерине II послание, в котором просил направить их на войну с колонистами. Ответ императрицы был однозначным: «Я кровью подданных не торгую!».

Вооружённый нейтралитет

Хотя и сочувствовавшая американцам, Екатерина не решилась открыто выступить против Великобритании. Вместо этого Россия приняла меры по возобновлению морской торговли с мятежными колониями. Эта торговля нужна была американцам, как воздух: она позволяла снабжать восставших финансовыми средствами и жизненно важными товарами.

Однако торговля в Атлантике находилась под угрозой, ведь там безраздельно хозяйничал британский флот. Британские военно-морские суда останавливали и проверяли все корабли в поисках американских товаров и торговцев. Часто «трофейные суды», устраиваемые англичанами, присваивали короне имущество нейтральных стран. Чтобы пресечь это, в 1780 году Екатерина направила к европейским дворам декларацию «О вооруженном нейтралитете».

В ней она подтверждала намерение страны сохранить нейтралитет, но также готовность защищать право свободного судоходства и морской торговли силой оружия. Теперь Россия объявляла о своем праве случае остановки или попыток изъять российские товары, открывать огонь. К декларации присоединились также Дания, Швеция, Голландия, Пруссия, Австрия, Португалия и Королевство обеих Сицилий.

Король Георг был немало обеспокоен таким демаршем, угрожавшим морскому владычеству Англии, и даже предложил Екатерине «особый режим», освобождавший корабли под русским флагом от британских проверок. Однако императрица осталась непреклонна: теперь нейтральные страны имеют право торговать без помех.

Этот режим морского судоходства, продержавшийся вплоть до окончания Войны за Независимость, немало способствовал выживанию молодого американского государства. На нейтральных кораблях в порты США доставлялись столь необходимые порох, парусина и железо, а обратно на европейские рынки шли американские товары. Таким образом, Россия, хотя и косвенно, помогла Соединенным Штатам добиться независимости.

Благодарные американцы в 1781 году направили в Санкт-Петербург посла Френсиса Дейна. Екатерина отказывалась принимать его верительные грамоты до самого 1783 года, не желая вступать в открытый конфликт с Великобританией. Однако она разрешила послу остаться в столице, где он в качестве частного лица мог добиваться поддержки русского общества.

На 10 лет СССР был втянут в конфликт, который окончательно подорвал его былое могущество.

Контингент

Афганской войны не было. Был ввод ограниченного контингента советских войск в Афганистан. Принципиально важно то, что советские войска вошли в Афганистан по приглашению. Приглашений было около двух десятков. Решение о вводе войск было непростым, но оно все же было принято членами Политбюро ЦК КПСС 12 декабря 1979 года. По сути, СССР был втянут в этот конфликт. Недолгие поиски «кому это выгодно» однозначно указывают, прежде всего, на США . Англосаксонский след афганского конфликта сегодня даже не пробуют скрыть. Согласно мемуарам бывшего директора ЦРУ Роберта Гейтса , 3 июля 1979 года американский президент Джимми Картер подписал секретный президентский указ, санкционирующий финансирование антиправительственных сил в Афганистане, а Збигнев Бзежинский прямо говорил: «Мы не толкали русских вмешиваться, но мы намеренно увеличили вероятность, что они это сделают».

Афганская ось Афганистан в геополитическом отношении является осевой точкой. Не напрасно на протяжении всей его истории за Афганистан идут войны. Как открытые, так и дипломатические. Начиная с XIX века между Российской и Британской империями ведётся борьба за контроль над Афганистаном, получившая название «Большая игра». Афганский конфликт 1979-1989 годов - часть этой «игры». Мятежи и восстания в «подбрюшье» СССР не могли остаться без внимания. Потерять афганскую ось было нельзя. К тому же Леонид Брежнев очень хотел выступить в образе миротворца. Выступил.

Бойкот Олимпиады

Афганский конфликт «совершенно случайно» вызвал в мире серьезную протестную волну, которую всячески подпитывали «дружественные» СМИ. Радиоэфиры «Голоса Америки» ежедневно начинались с военных сводок. Всеми способами людям не давали забыть, что Советский Союз ведёт «захватническую» войну на чужой для себя территории. Олимпидаду-80 бойкотировало множество стран (в том числе США). Англосаксонская пропагандистская машина работала на полную, создавая из СССР образ агрессора. Афганский конфликт очень помог со сменой полюсов: к концу 70-х годов популярность СССР в мире была грандиозной. Бойкот США не остался без ответа. Наши спортсмены не поехали на Олимпиаду-84 в Лос-Анджелесе .

Пропаганда

Афганский конфликт был афганским только по названию. По сути, была проведена излюбленная англосаксонская комбинация: врагов заставили воевать друг с другом. США санкционировало «экономическую помощь» афганской оппозиции в размере 15 миллионов долларов, а также военную - поставляя им тяжелое вооружение и обучая военной подготовке группы афганских моджахедов. США даже и не скрывали своей заинтересованности в конфликте. В 1988 году была снята третья часть киноэпопеи «Рэмбо». Герой Сильвестра Сталлоне на этот раз воевал в Афганистане. Нелепо скроенный, откровенно пропагандистский фильм даже получил «Золоту малину» и попал в Книгу рекордов Гиннеса как фильм с максимальным количеством насилия: в фильме содержится 221 сцена насилия и суммарно погибает более 108 человек. В конце фильма идут титры «Фильм посвящен доблестному народу Афганистана».

Роль афганского конфликта сложно переоценить. Ежегодно СССР тратил на него порядка 2-3 млрд американских долларов. Советский Союз мог себе это позволить при пике цен на нефть, который наблюдался в 1979-1980 годах. Однако в период с ноября 1980 год по июнь 1986 год цены на нефть упали почти в 6 раз! Упали, конечно, не случайно. Отдельное «спасибо» антиалкогольной кампании Горбачева. «Финансовой подушки» в виде доходов от продажи водки на внутреннем рынке уже не было. СССР по инерции продолжал тратит деньги на создание положительного имиджа, но внутри страны средства заканчивались. СССР оказался в экономическом коллапсе.

Диссонанс

Во время афганского конфликта страна пребывала в некоем когнитивном диссонансе. С одной стороны, все знали про «Афганистан», с другой - СССР мучительно старался «жить лучше и веселей». Олимпиада-80, XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов - Советский союз праздновал и радовался. Между тем, генерал КГБ Филипп Бобков впоследствии свидетельствовал: «Задолго до открытия фестиваля, в Пакистане были специально подобраны афганские боевики, которые прошли серьёзную подготовку под руководством специалистов ЦРУ и за год до фестиваля заброшены в страну. Они осели в городе, тем более, что деньгами их обеспечили, и стали ожидать получения взрывчатки, пластиковых бомб и оружия, готовясь к осуществлению взрывов в местах массового скопления людей (Лужники, Манежная площадь и другие места). Акции были сорваны, благодаря принятым оперативным мерам».

Афганский синдром

Как говорил герой кинофильма «Рэмбо»: «Война не закончилась». Все мы знаем про «афганский синдром», про тысячи сломанных судеб, про ветеранов, вернувшихся с войны, никому не нужным и забытых. Афганский конфликт породил целый пласт культуры «забытого и преданного солдата». Этот образ был нетипичен для русской традиции. Афганский конфликт подточил моральный дух русской армии. Именно тогда стали появляться «белобилетники», война внушала ужас, про неё ходили страшные легенды, туда отправляли проштафившихся солдат, там процветала дедовщина, ставшая бичом современной армии. Профессия военного именно в то время перестала быть привлекательной, хотя раньше каждый второй мечтал быть офицером. «Эхо Афгана» слышно до сих пор.


Военная деятельность является одним из основных проявлений человеческой активности и составляет часть человеческой культуры в широком смысле слова, в силу чего она оказывает влияние на мировосприятие. Войны вызываются целым рядом разнохарактерных причин и существующих по большей части в сознании человека, каковыми являются в частности: жажда славы, стремление к власти, богатству, представления о чести и доблести.

Будучи включенными в картину мира, в культурные установки, войны оказывали и оказывают серьезное влияние на историю обществ и государств.

Война сопровождала человека на всех ступенях цивилизации, начиная с самых первых его шагов. Идеал жизни без войн, когда в международных отношениях соблюдались бы общепризнанные нормы справедливости, восходит к глубокой древности. Уже у античных философов можно видеть идеи мира, правда, этот вопрос рассматривался только как проблема отношений между греческими государствами.

Античные философы стремились лишь к устранению междоусобных войн. Так, в плане идеального государства, предложенного Платоном, нет внутренних военных столкновений, но воздаются почести тому, кто отличился во "втором величайшем виде войны" - в войне с внешними врагами.

Аналогична точка зрения на эту тему и Аристотеля: древние греки видели в иностранцах врагов и считали их и все им принадлежавшее хорошей добычей, если ее только можно было захватить. Причины этого кроются, как считается, в уровне экономического развития общества, его "производительных сил", если придерживаться терминологии Маркса. Отсюда прямой переход к проблеме рабства. Гераклит, например, утверждал, что "война есть отец и мать всего; одним она определила быть богами, другим людьми; одних она сделала рабами, других свободными". Аристотель писал: "...если бы ткацкие челноки сами ткали, а плектры сами играли на кифаре (подразумевается абсурдность такого предположения), тогда и зодчие не нуждались бы в работниках, а господам не нужны были бы рабы".

Новое слово о войне сказал молодой буржуазный гуманизм. Его эпоха была временем становления капиталистических отношений. Процесс первоначального накопления капитала кровью вписывался в историю не только Европы, но и всей планеты. В центре внимания передовых мыслителей этой эпохи стоял человек, его освобождение от пут феодальной зависимости, от гнета церкви и социальной несправедливости. Проблема осмысления условий гармонического развития личности, естественно, привела гуманистов к постановке вопроса об устранении из жизни людей величайшего зла - войны. Замечательной особенностью гуманистических учений эпохи Просвещения было осуждение войны как величайшего бедствия для народов.

Рождению идеи вечного мира, бесспорно, способствовало превращение войны в большую угрозу для народов Европы. Усовершенствование оружия, создание массовых армий и военных коалиций, многолетние войны, продолжавшие раздирать европейские страны в еще более широких масштабах, чем ранее, заставили мыслителей, чуть ли не впервые задуматься над проблемой взаимоотношений между государствами и искать пути их нормализации, что является первой отличительной чертой подхода к проблеме мира в то время.

Второе, что впервые проявилось тогда, - это установление связи между политикой и войнами. Идеологи Просвещения поставили вопрос о таком устройстве общества, краеугольным камнем которого была бы политическая свобода и гражданское равенство, выступали против всего феодального строя с его системой сословных привилегий.

Выдающиеся представители Просвещения отстаивали возможность установления вечного мира, но ожидали его не столько от создания особой политической комбинации государств, сколько от все более усиливающегося духовного единения всего цивилизованного мира и солидарности экономических интересов.

Французский философ-просветитель Жан Жак Руссо в трактате "Суждение о вечном мире" пишет, что войны, завоевания и усиление деспотизма взаимно связаны и содействуют друг другу, что в обществе, разделенном на богатых и бедных, на господствующих и угнетенных, частные интересы, то есть интересы властвующих, противоречат общим интересам, интересам народа. Он связывал идею всеобщего мира с вооруженным свержением власти правителей, ибо они не заинтересованы в сохранении мира. Аналогичны взгляды другого французского просветителя Дени Дидро.

Представитель немецкой классической философии И. Гердер считает, что соглашение, заключенное в условиях враждебных отношений между государствами, не может служить надежной гарантией мира. Для достижения вечного мира необходимо нравственное перевоспитание людей. Гердер выдвигает ряд принципов, с помощью которых можно воспитать людей в духе справедливости и человечности; в их числе отвращение к войне, меньшее почитание военной славы: "Все шире шире надо распространять убеждение в том, что геройский дух, проявленный в завоевательных войнах, есть вампир на теле человечества и отнюдь не заслуживает той славы и почтения, которые воздают ему по традиции, идущей от греков, римлян и варваров". Кроме того, к таким принципам Гердер относит правильно истолкованный очищенный патриотизм, чувство справедливости к другим народам. При этом Гердер не апеллирует к правительствам, а обращается к народам, к широким массам, которые больше всего страдают от войны. Если голос народов прозвучит достаточно внушительно, правители вынуждены будут к нему прислушаться и повиноваться.

Резким диссонансом здесь звучит теория Гегеля. По Гегелю, война - двигатель исторического прогресса, "война сохраняет здоровую нравственность народов в их индифференции по отношению к определенностям, к их привычности и укоренению, подобно тому, как движение ветра предохраняет озера от гниения, которое грозит им при длительном затишье, так же как народам - длительный или тем более вечный мир."

В дальнейшем ходе истории проблемы мира продолжали занимать умы человечества; многие видные представители философии, деятели науки и культуры известны нам своими взглядами на эти вопросы.

Так, Лев Толстой отстаивал в своих произведениях идею "непротивления злу насилием". А. Н. Радищев отвергал те положения теории естественного права, которые признавали войну неизбежной, оправдывали право войны. По его мнению, устройство общества на началах демократической республики навсегда избавит от величайшего зла - войны. А. И. Герцен писал: "Мы не рады войне, нам противны всякого рода убийства - оптом и в разбивку... Война - это казнь гуртом, это коренное разрушение."

Двадцатый век, принесший человечеству две невиданные до этого по масштабам мировые войны, еще более обострил значение проблемы войны и мира. В этот период развивается пацифистское движение, зародившееся в США и Великобритании после наполеоновских войн. Оно отвергает всякое насилие и любые войны, в том числе и оборонительные. Некоторые современные представители пацифизма считают, что войны исчезнут тогда, когда население на земле станет стабильным; другие разрабатывают такие мероприятия, на которые можно было бы переключить "воинственный инстинкт" человека. Таким "моральным эквивалентом", по их мнению, может служить развитие спорта, особенно состязаний, связанных с риском для жизни.

Известный исследователь Й. Галтунга попытался выйти за узкие рамки пацифизма; его концепция выражается в "минимизации насилия и несправедливости в мире", тогда только и смогут высшие жизненные человеческие ценности. Весьма интересна позиция одного из самых влиятельных теоретиков Римского клуба А. Печчеи, который утверждает, что созданный человеком научно-технический комплекс "лишил его ориентиров и равновесия, повергнув в хаос всю человеческую систему". Основную причину, подрывающую устои мира, он видит в изъянах психологии и морали индивида - алчности, эгоизме, склонности к злу, насилию и т.д. Общечеловеческое, глобальное соизмерение проблем войны и мира придает особую актуальность сотрудничеству марксистов и пацифистов, верующих и атеистов, социал-демократов и консерваторов, других партий, движений и течений. Плюрализм философского истолкования мира, идейный плюрализм неразрывно связаны с политическим плюрализмом. Различные компоненты движения за мир находятся между собой в сложных отношениях - от идейной конфронтации до плодотворного диалога и совместных действий. В этом движении воспроизводится глобальная задача - необходимость найти оптимальные формы сотрудничества различных общественных и политических сил ради достижения общей для человеческого сообщества цели.



Когда разговариваешь с теми немногими оставшимися в живых ветеранах, часто спрашиваешь их: «Что давало Вам силы не поддаваться унынию, снова и снова подниматься в бой?» — слышишь в ответ не высокие слова о чувстве долга, о беззаветной любви к Родине. Чаще всего они говорят о том, что их согревали воспоминания о родном доме, о семье, о мирном труде, желание, чтобы всё это вернулось. Мне кажется, что Е. Г. Кригер размышляет именно об этой проблеме, ставит вопрос о том, какую роль играют воспоминания о мирной жизни в минуту военных испытаний.

Для писателя особенно важны эти воспоминания: он сам был участником Великой Отечественной войны. Вместе с ним мы попадаем на южную окраину Сталинграда, где «разбиты в щепы дома, вагоны, заборы», а цветущий прежде город превратился «в каменную, разжёванную снарядами пустыню». И вдруг среди этой пустыни – дым. «Это не был горький дым пожарища — дикий, тревожный, яростный, мечущийся из стороны в сторону вместе с огнём в поисках новой добычи. Это был плотный, спокойный дым больших печей, давно забытый нами дым индустрии». Забыв обо всем, воины побежали к трубе, из которой шёл этот дым. Двор, куда они примчались, изрыт воронками, здание- «обожжённое, закопчённое войной». Но когда они после тщательной проверки седым, строгим стариком спускаются в подвал, видят почти домашнюю обстановку: домашнего вида портьеру, ковры, скатерть с бахромой, книги, шахматы, мандолину. «Чувствовалось, что люди не только работают здесь, но и живут, и живут прочно, отнюдь не собираясь отсюда уходить». Это была Сталинградская электростанция. Мирный труд людей в условиях нечеловеческой бойни навеял на пришедших воспоминания «далёкого, забытого, милого прошлого».

Е. Г. Кригер не пишет высоких слов о том, что они, эти воспоминания, помогли солдатам воевать дальше, но мы сами приходим к выводу: эта «живая, работающая, излучающая свет электростанция» — символ той мирной жизни, которой лишили советский народ фашисты и которую непременно надо вернуть.

Очень часто, когда читаешь книги о войне, рядом с батальными сценами автор рисует воспоминания героев о доме, о семье, о близких. Когда во время Шенграбенского сражения Николай Ростов ранен, он вспоминает любовь семьи к нему, в забытьи он видел свою мать, видел худенькие плечи Сони, глаза и смех Наташи. Андрей Болконский накануне Бородинского сражения вспоминает Наташу Ростову, то, как она рассказывала ему о старичке, встреченном ею, когда она однажды заблудилась в лесу. Для него Наташа — воплощение жизни, радости и любви, символ мирной жизни, дома, покоя.

В рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» его главный герой Андрей Соколов в страшных испытаниях плена черпает силы в воспоминаниях о жене, детях, родном доме, он мысленно разговаривает с ними. Когда, побывав дома, он узнаёт, что долгое время мысленно беседовал с мёртвыми (в его дом попала бомба, когда дома были жена и дочери), новые силы, чтобы жить, он находит в мечтах о том, как закончится война, женится сын, он будет нянчить внуков…

Давным-давно прошла война, но мы не имеем права забывать о ней, о тех, кто ценой неисчислимых потерь, беспримерного мужества отстоял страну. Вела воинов к Победе любовь к Родине, желание во что бы то ни стало вернуть мир, счастье, покой.

Впервые все узнали о революционных матросах после убийства офицеров Балтийского флота, которое состоялось во время Февральской революции. Это случилось 3 марта в Гельсингфорсе, сейчас это город Хельсинки, а тогда была часть Российской империи.

Накануне того рокового для многих дня Николай II в Петрограде отрекся от престола. К этому его вынудили волнения, которые продолжались в столице не первый день. В среде революционных матросов это вызвало такое оживление, что они пошли против своих офицеров.

Самой первой жертвой стал лейтенант Бубнов, который стоял на вахте. Он отказал балтийским матросам в выполнении их требования менять Андреевский флаг на красное революционное полотнище. Инцидент произошел на линкоре "Андрей Первозванный". Разгневанные революционные матросы попросту подняли Бубнова на штыки.

Это стало сигналом для всех к предстоящей расправе над офицерами. Следующим на трапе линкора застрелили адмирала Аркадия Небольсина. После этого убили еще нескольких царских офицеров. Всего к 15 марта на Балтийском флоте были убиты 120 представителей офицерского состава, большинство в Гельсингфорсе, остальные в Кронштадте, Ревеле, два человека в Петрограде. Также в Кронштадте расправились еще с 12 офицерами сухопутного гарнизона. Четыре человека в те дни покончили жизнь самоубийством. Всего около шестисот человек подверглись нападениям.

Чтобы осознать масштабы этих потерь, нужно отметить, что во всей Первой мировой войне Россия потеряла всего 245 офицеров.


В следующий раз заговорили о революционных матросах в 1917 году во время Июльского восстания, известного также как Июльский кризис. Это было антиправительственное выступление, которое началось в Петрограде 3 июля 1917 года.

Оно стало своеобразной реакцией на военное поражение на фронте и разразившийся кризис в правительстве. Существовавшее до этого равновесие между Петросоветом и Временным правительством, которое в конечном счете приводило к двоевластию, было нарушено. Фактически кризис начался со стихийных выступлений революционных матросов Кронштадта, которых поддержали рабочие на заводах и солдаты Первого пулеметного полка. Они требовали незамедлительной отставки Временного правительства и передачи всей полноты власти Петросовету. На этом этапе объединились революционные матросы и анархистское движение, вместе с ними были и большевики.

Левые в те дни действовали на грани экстремизма, что вызывало яростный отпор правых сил. Демонстрация, которая продолжалась два дня, завершилась кровопролитием. На большевиков началась настоящая травля властями, которые стали утверждать, что Ленин - немецкий шпион. Многие лидеры партии были вынуждены перейти на нелегальное положение.


При непосредственном участии революционных матросов в Петрограде прошло вооруженное восстание в ноябре 1917 года. 24 октября лидеры большевистской партии встали во главе солдат Петроградского гарнизона, матросов Балтфлота.

25 октября матросы и солдаты заявились в Мариинский дворец, где в то время заседал Предпарламент. После обеда из Кронштадта подошли минные заградители, яхта "Зарница", линкор "Заря свободы", который хоть и был уже морально устаревшим, все равно представлял реальную угрозу. Всего в восстании приняли участие около трех тысяч революционных матросов Балтийского флота.

Символом победы большевиков в Октябрьской революции стал штурм Зимнего дворца. Представители большевиков не раз отправляли во дворец, в котором находились министры Временного правительства, парламентеров, которые предлагали им сдаться, но все предложения были категорически отвергнуты. К тому времени лидер правительства Керенский покинул Петроград. По официальной версии, он отправился встречать армию, которая должна была подавить восстание большевиков, хотя многие до сих пор считают, что он просто бежал.

Незадолго до полуночи начался обстрел Зимнего боевыми снарядами из Петропавловской крепости. К часу ночи передовые отряды проникли во дворец, оборонявшие его юнкера начали сдаваться.

В результате этого восстания Временное правительство удалось свергнуть, в Петрограде установилась власть Советов, матросы стали символами русской революции.


Следующим шагом стало установление контроля над ставкой Верховного главнокомандующего. Она в то время находилась в Могилеве, оттуда проще было руководить армией в Первой мировой войне.

17 ноября эшелон балтийских матросов выдвинулся к Могилеву. Через два дня после этого восстание началось в самом могилевском гарнизоне, генерал Духонин, который на тот момент занимал пост Верховного главнокомандующего, был арестован. Вместо него главнокомандующим Русской армией был назначен Николай Крыленко.

Когда он прибыл в ставку, пропала возможность контролировать солдат, которые устроили самосуд над Духониным. Заняв ставку, большевики ликвидировали крупный центр, который потенциально мог всерьез сопротивляться их власти.

Гражданская война на Дону

Матросы не остались в стороне, когда в России началась Гражданская война. Наиболее эффективными они оказались на Дону. Там большевики сражались с представителями донского казачества. Военные действия фактически продолжались с конца 1917 по весну 1920 года.

На Дону сложилась непростая политическая обстановка. С одной стороны, здесь были сильны пролетариат и крестьянство, которое до прихода к власти большевиков было, по сути, бесправным. На другой стороне выступали зажиточные помещики и казаки, которые пользовались различными привилегиями. Из-за того, что обе противоборствующие стороны имели поддержку в деревне, война получилась масштабной и весьма продолжительной.

Именно на Дону начали формироваться контрреволюционные армии. Это объясняется его национальными и классовыми особенностями. К 1920 году все закончилось окончательное победой Красной армии, на всем Дону установилась Советская власть.


Роспуск Учредительного собрания

Именно на Учредительное собрание многие возлагали большие надежды, рассчитывая, что оно сможет навести порядок в стране. Его избрали в ноябре 1917 года, а через два месяца оно начало заседать.

К его заслугам относят то, что собрание национализировало землю, которая до этого принадлежала помещикам, провозгласило Россию республикой, призвав к заключению мирного договора. При этом собрание выступило против того, чтобы рассмотреть Декларацию прав трудящихся, которая могла бы наделить советы крестьян и рабочих реальной государственной властью.

После этого большевики решили парализовать работу Учредительного собрания. Но Ленин приказал сразу его членов не разгонять, а дождаться, когда заседание закончится. В результате собрание затянулось практически до утра. Все закончилось, когда около 5 часов утра эсеру Чернову - председателю - передали фразу, произнесенную матросов Железняковым. Он был начальником охраны, заявил, что караул устал, и потребовал, чтобы все покинули помещение.

Делегаты послушались, договорившись вновь собраться к вечеру. Ленин же приказал всех выпускать, но никого не впускать обратно. Когда депутаты вернулись к Таврическому дворцу, оказалось, что он заперт на замок, а у входа стоит охрана с легкой артиллерией и пулеметами.

Убийство кадетов

В дни роспуска Учредительного собрания большевики совершили убийство двух членов партии кадетов - Андрея Шингарева и Федора Кокошкина. Большинство историков склоняются к тому, что это был первый в стране акт "красного террора". Трагедия произошла 7 января 1918 года.

Незадолго до этого был издан указ, который фактически объявлял кадетов врагами народа и приказывал арестовать их лидеров. Кокошкина и Шингарева арестовали, когда они только приехали в Петроград в день открытия Учредительного собрания. Оба к концу года просили перевести их в больницу из Петропавловской крепости, но им отказали. Первое время к арестантам относились сносно, но после покушения на Ленина в самом начале 1918 года их сразу перевели в тюремную больницу, а в ночь на 7 января обоих убили революционные матросы и красногвардейцы.


В Октябрьской революции было немало героев, которые затем превозносились коммунистами и большевиками. Один из самых известных - матрос Железняк. На самом деле его звали Анатолий Григорьевич Железняков. Он был анархистом и командиром конной батареи.

Железняков родился в 1895 году, но появился на свет в селе Федоскино в Подмосковье. Учился в военно-фельдшерском училище, но выйдя на парад в честь именин императрицы, спровоцировал свое отчисление еще в 1912 году. После этого он не смог поступить в Кронштадтское мореходное училище. Работал портовым рабочим и кочегаром, слесарем. На заводе Листа, который производил снаряды, начал вести агитационную деятельность.

Летом 1916 года дезертировал из армии, работая до Февральской революции под вымышленным именем.


В начале революции матрос Железняк оказался в Кронштадте, именно он руководил отрядом, который занял Адмиралтейство. Приняв непосредственное участие в разгоне Учредительного собрания, Железняков в марте возглавил отряд из полутора тысяч солдат и офицеров.

Вернувшись в Петроград, получил место в Морском генеральном штабе, но вскоре был вынужден вернуться на фронт. Командовал пехотным полком, участвовал в сражениях против атамана Краснова. В конце 1918 года у него случился конфликт со специалистами отдела снабжения. В результате его отстранили от командования полком, приказав арестовать.

Сбежав, он взял фамилию Викторский и начал подпольно работать в Одессе. Снова приступил к подпольной агитации. После того как Красная армия вошла в Одессу, его сделали председателем профсоюза моряков.

Так как Гражданская война еще продолжалась, вскоре он снова оказался на фронте. Боролся против восстания атамана Григорьева, воевал на деникинском фронте.

Смерть героя

В июле 1919 года отряд под командованием Железнякова оказался в засаде. Это произошло неподалеку от станции Верховцево.

Когда бронепоезд поехал назад, Железняков воспользовался моментом, вырвался из засады, но был смертельно ранен несколькими выстрелами в грудь. Уже на следующий день он скончался.


Разошлись балтийские матросы после Кронштадтского мятежа или восстания, которое случилось в 1921 году. В марте гарнизон, базировавшийся в крепости Кронштадта, выступил против диктатуры, которую проводили большевики. Особенно яростно они критиковали необходимость "военного коммунизма".

К этому привели серьезные проблемы, которые уже наметились в молодом Советском государстве. Это и развал промышленности, и продразверстка, и политические разногласия внутри самой большевистской партии. В феврале 1921 года командиры двух линкоров, которые назывались "Петропавловск" и "Севастополь", приняли резолюцию, в которой призвали отобрать власть у партии и вернуть ее советам.

Когда поползли слухи, что большевики хотят жестко подавить восстание силовыми методами, был создан Временный революционный комитет, который установил свою власть во всем городе. Власти потребовали бунтовщиков капитулировать, а когда последовал отказ, части Красной армии, которые оставались верны большевикам, пошли на штурм острова. Первая попытка окончилась неудачей, но со второго раза они захватили крепость и устроили в городе настоящие репрессии.



Что еще почитать