Кала корейш история. Кала-корейш - уникальный памятник истории и культуры. «Страшная война способствовала сплочению всех дагестанских народов…»

«Страшная война способствовала сплочению всех дагестанских народов…»

До прихода арабов Дагестан подразделялся на множество государств, здесь проживали различные общины и народы, следовавшие своим обычаям и традициям. До V в. нашей эры часть территории Дагестана входила в Кавказскую Албанию, позже его южная часть оказалась под владычеством персов, а другая – перешла к хазарам.

В середине VII в. хазары образовали своё государство Хазарский Каганат. Но эта смена власти продолжалась до тех пор, пока в Дагестан не прибыли арабы.

В этой статье хочется рассказать об одном историческом памятнике – большом зиярате и музее. К сожалению, мало кто из дагестанцев знает о нём, зато его знают в большинстве близлежащих восточных государств, откуда ежегодно приезжают делегации. Поведаем историю селения Кала-Курейш (крепости курейшитов).

Этот уникальный исторический памятник находится в горном Дахадаевском районе Дагестана, в нескольких километрах от знаменитого аула златокузнецов Кубачи. Несколько веков он был столицей крупного феодального владения Кайтагского уцмийства, административно-политическим и культурным центром, очагом распространения Ислама на Северном Кавказе.

Кала-Курейш был основан арабами, пришедшими в горный край еще в конце VIII века нашей эры, выходцами из племени курейшитов, откуда происходил Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), отсюда и название Кала-Курейш – то есть крепость курейшитов. Тогда он поистине являлся городом и хорошо укрепленной крепостью. Но чтобы узнать историю её возникновения, вернёмся к истокам.

В 40 г. х. сподвижники под предводительством Салмана ибн Раби, в количестве четырёх тысяч отважных воинов, подошли к Дербенту. Халифом в то время был Муавийат. Когда они подступили к городу, его правитель Хакан, видя мощь мусульман, сдал крепость без боя. Это был уже второй поход сподвижников. В первый раз они прибыли в Дагестан в 22 г. х., то есть в 644 г. по христианскому календарю, во время правления второго халифа Умара ибн Хатаба. Арабы заметили, что единого государства здесь нет, как нет и единого центра. Они решили укрепиться в Дербенте и распространить Ислам по всему Дагестану.

Но местные государства не хотели отдавать власть в руки чужеземцев и не могли смириться с их правлением. В результате то и дело происходили восстания и мелкие бои. И в один из периодов произошло сражение мусульман с объединёнными войсками хазар, турок и дагестанцев, в котором храбрый военачальник Салман ибн Раби с четырьмя десятками отважных воинов пали смертью шахидов.

Лишь в самом конце VII – начале VIII веков возобновляются арабские вторжения на Кавказ. В этот период сюда прибывает закавказский правитель халифа Масляма. Захватив Дербент, Масляма устанавливает здесь шариатское правление. Наведя порядок и назначив в Дербенте правителя, он возвращается в Шам. Но со временем здесь снова начинает возрастать неверие. И в 200 г. х., или же в IX в. по христианскому летосчислению, табиинам снова пришлось взяться за оружие. На этот раз во главе войска встал Абумуслим сын Абдуррахмана. Захватив Дербент, он укрепляет его. Абумуслим подчиняет почти весь Дагестан, распространяя здесь Ислам суннитского толка и назначая правителей в различные его части. После Абумуслим снаряжает огромное войско и, лично встав во главе его, отправляется в сторону Хайдака (тогдашнего Кайтагского княжества) и Зерихгерана (современного Кубачи). Прибыв в Хайдак, он свергает стоящего у власти князя Газанпара.

Позже первым наместником образовавшегося Кайтагского уцмийства становится Эмир Чупан, потомок Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), а первой столицей, резиденцией уцмиев становится Кала-Курейш.

Представляет собой укреплённое высокой крепостной стеной поселение, расположенное в стратегически очень удобном месте – на гребне труднодоступной горы, достигающей 1000 метров высоты над уровнем моря. Поселение с трёх сторон окружено руслами горных рек, крутыми обрывами и скалами, которые делали его практически непреступным. Протяжённость Кала-Курейша составляет 400 м, ширина – до 200 м. По всему периметру крепости шли высокие стены. Даже сейчас сохранившиеся стены достигают 4–5 метров. Лишь с западной стороны крепость соединена с окружающей её системой гор узкой перемычкой шириной 5 м, укрепленной по бокам подпорными стенами. Это единственное направление, по которому можно было проникнуть на территорию крепости. Для безопасности поселения трудно было бы выбрать более удобное место.

В комплекс древних сооружений Кала-Курейша входила и система колесных дорог, протянувшаяся от крепости в трёх направлениях. Это были так называемые уцмийские дороги. В основном они предназначались для движения колесного транспорта (арб). Попасть в Кала-Курейш можно было со стороны Кубачи и Маджалиса и со стороны нынешнего райцентра – Уркараха, через небольшое селение Дибгалик.

В разное время уцмийство достигало пределов современных Каякентского и Сергокалинского районов и даже доходило до Тарков (посёлка Махачкалы, который находится примерно в 150 км от Кала-Курейша, то есть до Каспийского моря, откуда курейшиты контролировали торговые пути, идущие с Ближнего Востока, включая и Шёлковый путь).

Наиболее влиятельными уцмиями были Ахмед-хан и его дед Рустам-хан, составитель одного из древнейших судебников (свода законов), составленного для урегулирования взаимоотношений между разными сословиями и жителями селений. Судебник был составлен в 30 г. XVII в. В нём говорится: «Государству без правителя, Дарго – без суда, стаду – без пастуха, войску – без разумной головы – никогда не быть».

В 1812 г. последний уцмий Кайтага Адиль-хан и почётные старшины всех даргинских обществ прибывают в Дербент, чтобы присягнуть России. Позже, в 1821 году, звание уцмия больше не используется.

Поселение Кала-Курейш уже больше полувека заброшено и постепенно разрушается. Дожди, ветер, жара и холод с каждым годом забирают частичку его истории. Последние жители некогда процветающего уцмийства были насильно выселены в 1944 году в Чечню.

В конце XX века хранителем местного мавзолея являлся человек пожилого возраста – Омар. Сегодня за этим ценным историческим памятником присматривает бывший житель селения Кала-Курейш Мухаммад.

В 1944 г., когда чеченцев выселили со своих земель, калакурейшитов насильно переселили в Чечню. С ними были переселены и жители таких сёл, как Урцуки, Дуакар, Шири, Амузги, Синкрижи, Щаркли, Чахжи. Там их собрали в одном селе – Маяртуп. В 1957 г., после реабилитации чеченцев, они стали возвращаться на родину. Но в Кала-Курейш возвратились не все – около 30 семей, некоторые остались в Чечне, другие переселились в равнинную часть, где условия были лучше.

О роли Кала-Курейша в истории Дагестана свидетельствует и сохранившееся здесь большое число памятников материальной и духовной культуры. За несколько десятилетий эти постройки почти полностью были разрушены. Более чем на половину была разрушена мечеть, когда-то украшенная штуковой отделкой, поражающей совершенством декоративных мотивов. Здесь зафиксированы первоклассные образцы памятников камнерезного искусства. Среди них выделялся штуковый михраб, надгробные стелы мавзолея-усыпальницы, родовое кладбище кайтагских уцмиев, саркофагообразные надгробия. Мечеть, стоящая в центре поселения, является одной из старейших в Дагестане. В настоящее время она отреставрирована, мастера постарались восстановить её в первозданном виде.

Территорию крепости защищали от возможного вторжения врага не только отвесные горы, но и тщательно продуманная ее планировка, а также система обороны. По вершинам остатки жилых кварталов крепости на всём протяжении расчленены между собой извилистой центральной улицей, от которой разветвляются узкие боковые улочки. Подобные проходы расчленяют территорию на небольшие кварталы, включая в себя комплексы жилых и хозяйственных помещений.

Вокруг крепости по основным вершинам когда-то стояли сторожевые сигнальные башни. Сигналы об опасности тогда передавались быстрее, чем по телеграфу, и преграждали любую опасность.

Период XVIII века вписан кровавыми буквами в историю не только Дахадаевского района, но и всего Дагестана. Именно в этот период, в 1741 году, сюда с 24-тысячным войском прибывает завоевавший почти полмира иранский полководец Надыр-шах.

Продвигаясь по территории Кайтагского уцмийства, они разоряют отдельные сёла. Некоторые оказывали достойное сопротивление, а некоторые сдавались, чтобы предотвратить кровопролитие. В селениях Калкни и Дибгащи записаны предания об их отчаянном сопротивлении: оба аула были взяты приступом, оставшихся там стариков и детей персы собрали на токах и затоптали конницей. До сих пор место страшной расправы сохранилось в памяти людей.

После череды неудач, в октябре 1742 года, Надыр-шах двигает свои основные силы на Кала-Курейш. Несколько недель осады крепости не дали результата. Как только Надыр со своим войском взбирались на вершину крепости, храбрые калакурейшиты отбивали атаку и обращали армию в бегство. Иранцы были удивлены стойкостью жителей Кала-Курейша, их отвагой и мужеством. Но запасы еды и питья были на исходе, и голод заставил старшин села склониться к переговорам с Надыр-шахом – с условием, что шах оставит их дома и поля и забудет о податях. Взамен он потребовал выдать 200 аманатов. После долгих споров старшины отыскали 80 пленных, бродяг, облачили их в горскую одежду и отдали иранцам, таким образом избежав кровопролития.

Поражает массовый героизм народов Дагестана в борьбе с врагами – не только мужчин, но и женщин, которые боролись с захватчиками наравне со своими мужьями, братьями и отцами. Эта страшная война способствовала сплочению всех дагестанских народов.

В настоящее время в Кала-Курейше созданы практически все условия для прибывающих на зиярат паломников. Возле склона горы, у речки, много родников с холодной и целебной водой. Один из них по сей день зовётся Уцмийским. Люди, приезжающие на зиярат, могут остановиться здесь, отдохнуть, совершить молитву или же просто попить свежей воды. У подножия горы, к востоку от Кала-Курейша, сохранился караван-сарай XIV–XV веков.

Сегодня Кала-Курейш включён в один из туристических маршрутов и зияратов Дагестана, а власти республики пытаются реставрировать комплекс сооружений древней столицы Кайтагского уцмийства.

На всю жизнь сохраняются в памяти потемневшие от времени средневековые мечети, устремившиеся в высь минареты и полуразрушенные строения; памятники, отмеченные печатью большого вкуса и большого зодчества, хранящие в себе особые традиции мусульманской религии.

  • 2690 просмотров

Кала-Курейш в переводе означает крепость курейшитов - арабского племени, из которого происходит пророк Мухаммед. Он был основан в VIII веке как пограничное укрепление кайтагов (одного из даргинских народов), которые в союзе с хазарскими иудеями воевали против соседей-язычников. Со временем Кала-Курейш стал столицей Кайтагского уцмийства - одного из самых влиятельных средневековых государств на территории Дагестана. Говорят, что после завоевания арабами его возглавил родственник Мухаммеда.


В 1581 году столицу Кайтагского уцмийства перенесли в селение Маджалис, которое и поныне является центром Кайтагского района. В 1812 году последний уцмий Кайтага присягнул в Дербенте на верность России, а окончательно некогда знаменитое селение вымерло в середине XX века, когда местных жителей принудительно выселили в Чечню. После реабилитации чеченцев домой вернулись немногие. Сейчас в ауле живет только один человек - смотритель, да и его мы не застали. Зато он оставил нам на радость несколько замечательных надписей, адресованных многочисленным паломникам, приходящим на священное место.

Добраться до Кала-Курейша можно примерно за час приятной пешей прогулки по разбитой грунтовке от трассы, ведущей в селение ювелиров Кубачи. По пути вам неоднократно встретятся надгробные камни и платочки, похожие на языческие приношения где-нибудь на бурятской скале Шаманке или на севере Индии. Сам аул высится на одиноком холме и окружен со всех сторон древней крепостной стеной.

Даже опустевший, Кала-Курейш впечатляет. Здесь находится зиярат с гробницами правителей уцмийства, старинное кладбище и мечеть. На надгробиях высечены красивые узоры.

Многие дома разрушены, а узкие улочки порой настолько круты, что похожи на лестницы.

Всего в пяти километрах от известного своими ювелирами дагестанского села Кубачи и в 120 от столицы республики, Махачкалы, находится удивительное поселение, сравнить которое можно лишь с Мачу-Пикчу в Перу - высокогорное селение Кала-Корейш .

Основано Кала-Корейш было, предположительно, в VII-VIII веках арабами, а именно корейшитами - представителями племени, к которому принадлежал пророк Мохаммед. Арабы выбрали для своего поселения место с учетом удобного стратегического положения - на вершине высокой горы, в месте, добраться куда незамеченным просто невозможно: со всех сторон пик окружают бурные кавказские реки и отвесные обрывы.

Долгое время Кала-Корейш оставался культурным и политическим центром Кавказа. Именно здесь - один из истоков распространения ислама в регионе. Однако в середине XX века, во время трагических событий, связанных с переселением дагестанского народа в Чечню, последние жители Кайтагского уцмийства, столицей которого некогда был Кала-Корейш (Кайтагского района), навсегда покинули свои дома.

Вернувшись в Дагестан после реабилитации, коренные жители уже не поднимались в родное село, а обосновывались в более благоустроенных городах или поселениях в предгорье. В 70-е годы прошлого столетия здесь проживало всего три человека, а в 90-х - лишь один, добровольный хранитель местного мавзолея, считавшегося священным и притягивавшего путешественников со всей республики.

За долгие годы Кала-Корейш, протянувшийся в длину почти на километр, был значительно разрушен - в горах старые постройки долго не живут: их разбирают, чтобы возводить новые здания. Так, например, практически уничтожена была красивейшая мечеть IX века, украшенная некогда замечательными декоративными резными элементами. В Дагестанском музее можно увидеть резную дверь, снятую в мечети, и вывезенную из гор. В самом здании еще и сегодня стоит чудом уцелевшая стела над могилой одного из жителей поселения (очевидно, он совершил какой-то подвиг, за который и был удостоен подобной чести).

Неподалеку от мечети - мавзолей Кайтагского уцмийства, где сохранилось большое количество надгробий, украшенных резьбой, похожей на узоры из Кубачи. На надгробия нанесены священные слова, написанные цветущим куфа (особенным шрифтом, основанным на использовании растительных мотивов).

Ниже крепостных стен - кладбище, на котором можно увидеть нетрадиционные для дагестанских мусульман саркофаги - подобные захоронения есть еще лишь в Дербенте. Предполагается, что саркофаги устанавливались на могилах отличившихся при жизни - воинов, мучеников за веру… Самые ранние саркофаги - XI века, принадлежат двум маленьким братьям, умершим еще до достижения совершеннолетия.

Неподалеку от села Кала-Корейш располагается еще одно нетрадиционное для региона строение - караван-сарай (постоялый двор для караванов).

В настоящее время Кала-Корейш находится под охраной правительства республики, которое планирует спасти от гибели древний комплекс сооружений.

Кала-Корейш – для России место уникальное. Теряющаяся в глубине веков история, головокружительные виды – некоторые сравнивают его с Мачу-Пикчу. В скором времени здесь несомненно будет организован музей, автомобильная дорога позволит массово привозить туристов, что не всегда идёт на пользу месту, так что есть смысл не откладывать посещение.

По основной версии название Кала-Корейш (встречается также написание Кала-Курейш) означает Крепость корейшитов. «Кала» в переводе с арабского – крепость; корейшиты – арабское племя, из которого происходил и пророк Мухаммед. После образования Арабского халифата началось распространение ислама на соседних землях и соплеменники Мухаммеда естественно стали активными участниками этого процесса. На территории Дагестана первые мусульмане, распространяющие новую религию, появились еще в 7-м веке – сперва в прибрежных землях (прежде всего в Дербенте), потом и в горных районах. Кала-корейш был одной из опорных крепостей для завоевания окрестных земель.

По основным вершинам вокруг крепости когда-то была система сторожевых сигнальных башен: в сторону Кубачей, на господствующем восточном хребте, откуда обозревался весь приморский Дагестан. Развалины одной из них можно еще увидеть. По системе сторожевых башен сигналы об опасности передавались даже быстрее, чем по современному телеграфу.

У подножия горы к востоку от Кала-Корейша сохранились остатки караван-сарая XIV-XV веков, сооружения нетрадиционного для Дагестана, где развито куначество, на берегу речки Буган еще видны остатки старинных мельниц.

В средние века Кала-Корейш был важным городом, из основных достопримечательностей которого выделяются мечеть, мавзолей шейхов и караван-сарай. С развитием равнинного Дагестана в XVIII-XIX в. значимость Кала-Корейша стала падать, а при советской власти в 1930-е гг. из него выселили последних жителей.

Окончательно Кала-Корейш опустел в 1944 году, когда его жителей переселили на опустевшие чеченские земли. Сейчас в Кала-Корейше все заросло крапивой, окрестные жители поснимали с домов весь пригодный в строительстве материал. Унесли балки даже с удивительно красивой мечети, в результате чего полностью уничтожена изумительная стуковая отделка, поражавшая совершенством декоративных мотивов. Свою лепту внесли и реставраторы, снявшие алебастровые плитки со стен. Дверь мечети теперь хранится в краеведческом музее Махачкалы.

Сейчас поверх михрабной ниши спокойно можно обозревать окрестности, разрушенная стена едва достигает высоты полутора метров. Зато напротив михраба у входа в мечеть хорошо сохранилась надгробная стела одного из особо отличившихся уцмиев с четкой надписью, из которой ясны все достоинства и мудрость покойного. Возле мечети также сохранились надгробные камни, выполненные в так называемом уцмийском стиле. Искусная резьба по камню напоминает узоры кубачинских серебряных изделий. По кайме камни украшены священными текстами, написанными цветущим куфи.

Рядом с мечетью находится мавзолей последних уцмиев Кайтага. Это место наиболее почитаемо паломниками, которые приходят сюда аж из Сергокалы для зиярата. Вообще в Кала-Корейше, который рястянулся на полкилометра, много почитаемых мест. Определить их нетрудно по завязанным лоскуткам, оставленным побывавшими здесь людьми. И много легенд, связанных с ними.

У входа в крепость встречают небольшой, выложенный из камня курган и деревце, обвешанное платками и кусочками материи. Существует легенда, что однажды в селение пробрался вражеский лазутчик и, осмотрев все подступы, сообщил своим соплеменникам, как лучше попасть в крепость. В час, когда все мужчины молились в мечети, враги стали подниматься по узкому перешейку и, кто знает, может быть, и захватили бы главный стратегический пункт, но на свою беду встретили девушку на лошади с собакой. В этот час она ежедневно выходила к роднику за водой. Девушка сдерживала нападение врагов до тех пор, пока не закончился намаз, но погибла мученической смертью. Никто не знает, где она похоронена, но место, где похоронена девушка с лошадью и собакой считается священным.

В начале мая этого года, а точнее во второй день экспедиции #отморядоморя2016, в Дербенте (республика Дагестан) нам довелось пообщаться с местным жителем, который интересовался где мы уже были, куда поедем и что планируем посмотреть, посоветовал обязательно посетить древнейшую крепость Дагестана — Кала-Корейш.

Мы заинтересовались, но отнеслись к этому достаточно скептически. Сложно было понимать, будет ли у нас время на это…

Посетив визитную карточку Дагестана — крепость «Нарын-Кала», мы отправились дальше строго по запланированному маршруту. Наш путь лежал в сторону знаменитого селения Кубачи — одного из крупнейших на Кавказе традиционных центров художественной обработки металла, а также резьбы по камню и дереву. Волею судьбы, а может все-таки случайно, не доезжая всего нескольких километров до цели (села Кубачи), мы заметили слева не очень яркий рекламный щиток, на котором виднелись заветные слова — «К крепости Кала-Корейш 4,5км». Не долго думая мы повернули в ее сторону. Следующие 4,5 км были настоящим джиппингом. Узкая горная тропка, на которой с трудом вмещались наши «Крокодиллы» петляла то влево то вправо, резко опускаясь вниз ущелья. Глина с камнями добавляла остроты нашему путешествию. Честно признаться, это был первый трофи-участок за первые 3 дня экспедиции, поэтому запомнился довольно ярко))) Приехав на место, мы замерли от увиденного. Перед нами возвышался холм, полностью изолированный от соседних. Внизу шумела река. От заветной цели нас отделял каменный мост, соединявший этот холм и дорогу по которой мы приехали. Место было узким, поэтому наши штурманы сразу принялись за координацию экипажей на узком месте парковки. Крепости с моста не было видно. Лишь небольшая тропа указывала что вверху, на холме, что-то есть. Решили бросить технику здесь и дальше отправиться пешком.

Я шла первой, так как желание увидеть что-то новое для меня, брало верх. Вообще, признаюсь честно, за много лет путешествий по Кавказу меня уже мало чем удивишь, но сегодня мне определенно чувствовалось обратное. Сердце говорило — «Иди вперед!». Поднявшись на гору я увидела несколько деревьев, на которых были завязаны всевозможные платочки и тряпочки. До сих пор не знаю как этот обычай называется, но мне он определенно не нравится. В интернете про это пишут вот что: «Сложно ответить на этот вопрос, поскольку подобный обычай встречался у многих народов (греков, бурят, адыгов и т.д.) и вызван он был разными причинами, которые так или иначе можно увязать с религией. У Бурятов например она назывался эжин. Эжины — это духи стихий, почитаемых явлений природы, хозяева местности. То есть у дерева тоже есть эжин, эжин есть и в лесу, где растет дерево. Так вот человек, который вешает кусочек материи на дерево, обращается к эжину с просьбой, молитвой. Чаще всего на тряпочках пишут какие-то слова, просьбы, молитвы».

Посмотрев на деревья и подумав «вот люди странные существа», я пошла дальше.Дорога плавно уходила влево… Сделав еще несколько шагов я подняла голову и увидела потрясающую картину: передо мной, во всей своей красе открылась удивительная панорама крепости.

Сохранившиеся фундаменты каменных домов, а где-то и целые стены рисовали в моей голове картинку жизни крепости в те далеки времена. Свернув на первую же улочку между домами я представила как по ней ходили женщины и дети, бегали овцы или коровы. Наш проводник, Гаджимурад Умаров, шел сзади и наверное рассказывал группе историю этого удивительного места, но именно сейчас, мне хотелось самой, для себя, нарисовать эту историю. Пройдя выше, наверное по главной улице крепости, моему взору открылся необычный продолговатый купол и довольно хорошо сохранившееся здание рядом с ним. Подойдя ближе, я поняла что эта часть крепости достаточно обжита современными людьми. Белое здание с плоской крышей оказывается было действующей Джума Мечатью (Джума — то есть пятничная мечеть, главная). По сей день люди приезжают сюда для молитвы. «Домик» с куполом оказался усыпальницей каких-то очень важных для этой крепости людей, а вокруг него было кладбище. Вообще, надгробия тех веков существенно отличаются от современных. Они богаты на узоры и представляют собой настоящее произведения искусства. Каждый камень как будто соревновался с другим по красоте и богатству оформления.

Кстати, что-то я все в общем, а так и не рассказала о самой крепости и ее значении в жизни Региона.

Кала-Корейш - средневековая столица крупного феодального владения, Кайтагского уцмийства. Поселение было основано в 5 км от знаменитого села Кубачи в 7 веке выходцами из племени корейшитов (племени пророка Мухаммеда). Это место было первым форпостом распространения ислама на Северном Кавказе. Корейшиты основали своё поселение на вершине труднодоступной горы, стоящей у слияния пяти рек, важных для Дарго. Заняв столь стратегический пункт они могли контролировать торговлю в регионе и заодно распространять свою религию.

Из поколения в поколение передаются предания о том, что первыми её обитателями были арабы из племени курейшитов, что и отразилось в названии резиденции. Кала - крепость. Курайш - мекканское арабское племя, из которого происходил пророк Мухаммед (по другой версии, «Куреш» означает ‘чёрный’, то есть «Чёрная Крепость»).

В средние века Кала-Корейш был важным городом, из основных достопримечательностей которого выделяются мечеть (осн. IX в.), мавзолей шейхов и караван-сарай. С развитием равнинного Дагестана в XVIII-XIX в. значимость Кала-Корейша стала падать, а при советской власти в 1930-е гг. из него выселили последних жителей.

Сейчас Кала-Корейш почти безлюдна. Здесь нет толп туристов, все потому что до нее не доедут автобусы. Добраться можно только двумя способами — на внедорожнике или пешком. Во втором случае это будет не так уж легко. Мне нравятся такие места… Они кажутся безумно самобытными и удивительно сильными энергетически. И я безумно рада, что это не массовый объект посещения туристами,именно поэтому, это чудо сможет сохраниться гораздо дольше, а в следствии этого, не потеряет свой внешний и внутренний облик еще долгие годы…




Что еще почитать