Категории объектов, оказывающих негативное воздействие. Экология, кто платит и сдает отчетность за платежи в росприроднадзор за нвос

С 10.01.2002 года в России действует федеральный закон «Об охране окружающей среды», один из пунктов которого предусматривает взнос за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Каждый год у предприятий и индивидуальных предпринимателей нашей страны возникает множество вопросов по поводу правил подачи декларации, сроков оплаты и возможных штрафных санкций. Получить исчерпывающую информацию по этому вопросу, понять порядок заполнения всей необходимой документации поможет данная статья.

Общая информация

Положение о налоге за НВОС заменило уже устаревший закон о загрязнении окружающей среды. Данная плата определяется Конституцией как обязательный публичный платеж и формально считается фискальным сбором. Согласно Налоговому кодексу подобные взносы являются обязательными и не освобождают предприятия от проведения мер по охране окружающей среды.

В соответствии с ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» предусматриваются следующие виды НВОС. Это:

  • загрязнение поверхностных и подземных водоемов, сбросы загрязняющих веществ в места, где проводятся сборы воды для нужд населения;
  • отравляющие выбросы в атмосферу, это касается стационарных объектов;
  • размещение твердых отходов, образованных в процессе производства.

Условия и ставки оплаты оговорены в постановлении Правительства РФ от 13.09.2016 №913.

Другие виды пагубного влияния на окружающую среду, как, например, загрязнение почв, превышение шума, вибрации или электромагнитных излучений налогом не облагаются, так как нет возможности измерить степень воздействия на природу, а значит, и отсутствуют норма определения необходимой платы. Взносы за выбросы в атмосферу передвижными объектами также не производятся, на что указывают письма Минприроды России от 23.07.2015 № 02-12-44/17039 и от 10.03.2015 №12-47/5413. Так что за имеющийся автотранспорт организация не должна платить.

Все вопросы, относящиеся к оплате и предоставлению отчетной документации, контролирует Федеральная служба по надзору в сфере природопользования РФ.

Кто является плательщиком?

НВОС - это одна из мер государственного контроля над уровнем загрязнения окружающей среды. Согласно ФЗ от 10.01.2002 установленную плату должны вносить все организации, предприятия и учреждения, чья деятельность связана с негативным воздействием на природу. В этот перечень входят отечественные и зарубежные фирмы, а также юридические и физические лица. С 2010 года плата за НВОС взимается и с бюджетных организаций, которые ранее были освобождены от этой ответственности.

У многих природопользователей возникают вопросы по поводу того, на каких условиях предприятие может быть освобождено от данных взносов. Плата не перечисляется только в том случае, если на объектах производства установлена IV категория опасности, а значит:

  • не производится радиоактивных выбросов;
  • количество вредных выбросов не составляет больше десяти тонн в год;
  • деятельность компании не влияет на загрязнение поверхностных и подземных вод.

Степень опасности объекта устанавливает Росприроднадзор после проведения соответствующей инспекции.

Некоторые руководители заблуждаются на тот счет, что заключение договора с организацией, занимающейся вывозом и утилизацией мусора, освобождает их от уплаты налога на НВОС. Собственник (если это не офис, школа, малое предприятие и т. п.) в любом случае обязан производить ежегодные отчисления за негативное воздействие на окружающую среду.

Категории источников НВОС

При разграничении объектов НВОС учитывается ряд критериев, определяющих уровень влияния производства на природу. Основные положения прописаны в ФЗ №7 от 10.01.2002 г., но в 2014-м специальной комиссией были внесены значительные изменения и дополнения.

Согласно этим нормативным актам для отнесения того или иного предприятия к определенной категории учитываются следующие условия:

  • уровень губительного воздействия на окружающую среду;
  • к какому классу причислен промышленный объект или производство, к какой отрасли;
  • класс опасности сбрасываемых веществ, уровень токсичности, наличие мутагенных свойств в отходах;
  • отнесенность к объекту атомной энергетики.

Согласно указанным критериям объекты НВОС подразделяются на четыре категории, где I означает, что источник загрязнения оказывает серьезное влияние на окружающую среду, II - умеренное НВОС, III - незначительное; а IV - минимальное.

ФЗ №219 от 21.07.2014 внес существенные изменения в правила отнесения предприятия к той или иной группе. Например, из списка I категории были удалены научно-исследовательские центры, конструкторские бюро и т. п.

Что относится к объектам НВОС?

По определению, прописанному в ФЗ №7 от 10.01.2002, объекты НВОС - это источник (или же их совокупность) вредоносного воздействия на окружающую среду, находящиеся на обособленной территории.

В зависимости от характера расположения выделяют следующие виды объектов:

  1. Стационарные - это производственные трубы, котельные, автостоянки, дизельные установки, места, где обрабатывают металл, дерево, работают с краской, находятся очистные сооружения и т. д.
  2. Передвижные - любые транспортные средства предприятия, в том числе воздушные, водные и подводные, все те, у которых двигатели работают на бензине, дизеле, газе или керосине.
  3. Сбросы сточных вод - любые источники, образующие в результате производственной деятельности загрязненную воду и спускающие ее на землю, в реку, озеро или море.
  4. Бытовые и производственные отходы, образующиеся в процессе работы предприятия.

В последний пункт входят многие общественные места, например административные здания, школы, цехи, офисы, магазины и т. п.

Постановка на учет

Постановку организации на регистрацию в системе государственного учета проводит территориальный Росприроднадзор. НВОС объекта и установленную сумму налога определит сам контролирующий орган. Единственное, что нужно сделать организации, - это заполнить электронную заявку на бесплатном сервисе Росприроднадзора.

Легче всего это осуществить при наличии заверенной электронной подписи. Вместе с заявкой эти данные загружаются на портал, и остается только ждать подтверждения из территориального органа. Если ЭП нет, заявка формируется с помощью модуля, где находится форма НВОС последней версии. Заполненный документ распечатывается и отправляется в контролирующую организацию почтой.

В Росприроднадзоре заявку зарегистрируют, присвоят ей учетный номер и внесут в реестр все данные об источнике НВОС. Это выгодно в первую очередь предприятиям, так как при выявлении неуплаты специальных взносов или факта скрытия настоящего уровня урона природы, организации грозит серьезный штраф.

Когда нужно вносить плату?

В п. 5 ст. 16.4 ФЗ №7 от 10.01.2002 прописано, что все отчисления за негативное воздействие на окружающую среду должны производиться раз в год (раньше раз в квартал) не позднее первого марта года, следующего за отчетным. В 2016 году были внесены изменения для крупных промышленных предприятий, появилась возможность авансового платежа не позднее 20 числа, его размер составляет ¼ от платы, перечисленной за прошлый год. Индивидуальных предпринимателей и малый бизнес это новшество не коснулось, они вносят налог раз в год.

С 2016 года изменился порядок ведения отчётности, теперь компания должна оформлять специальный документ по форме, утвержденной Правительством РФ. Декларация НВОС включает несколько разделов, заполнять нужно только те, которые необходимы организации. Компания должна сама высчитывать размер платежей, учитывая все возможные загрязнения, связанные с производством. Если, например, у предприятия нет стационарных источников выбросов вредных отходов, то в первый раздел формы платы за НВОС вписывать ничего не нужно.

Как узнать необходимую сумму?

Каждый год рассчитываются новые ставки и тарифы, на основе которых устанавливается плата за НВОС. Сегодня величина отчислений прописана в Постановлении Правительства РФ от 13.09.2016 № 913, данные действуют до 2018 года.

Письмо от 4 июня 2007 года №04-09/673 Федеральной службы по экологическому надзору содержит подробную информацию о том, как производится расчет НВОС, а также о дополнительных коэффициентах и ставках.

Рассчитать окончательную сумму платежа можно через программу «Эко-Эксперт», которая позволяет оптимизировать управление деятельности предприятия и автоматизировать подсчеты налогов на НВОС. Существуют и иные программы, в том числе «Модуль НВОС», специально созданный для того, чтобы упростить процесс составления отчетности для организаций, а также оптимизировать работу контролирующих органов. Найти его можно на официальном сайте Росприроднадзора.

Некоторые предприятия при окончательных расчетах обязаны учитывать дополнительный коэффициент в случае, если их хозяйственная деятельность проходит на территориях, особо охраняемых государством.

Формат подачи декларации

По установленным правилам отчет за определенный период должен сдаваться в электронном виде, датой подачи будет считаться момент ее регистрации на сайте Росприроднадзора. В некоторых случаях заполнение декларации НВОС разрешено на бумажном носителе:

  • если у природопользователя отсутствует электронная подпись;
  • при условии, что годовой размер платежа не превышает 25 тыс. р.;
  • или у плательщика отсутствует возможность выхода в интернет.

В таких случаях сроком принятия платежа будет считаться момент подачи в контролирующие органы.

Правила заполнения

Форма декларации НВОС утверждена приказом Минприроды России 09.01.2017 года. В нем есть комментарии и примечания, описывающие порядок действий. Кроме того, существуют некоторые нюансы, которые обязательно нужно учитывать ответственному за заполнение лицу.

  1. В существующей таблице заполняются только те разделы, которые непосредственно относятся к хозяйственной деятельности организации.
  2. Если у компании есть объекты в разных регионах страны, на каждый из них составляется своя декларация НВОС.
  3. Все суммы пишутся с точностью до одной сотой, округление можно производить только в соответствии с существующими правилами.
  4. Все числа, за исключением ИНН и КПП, вносятся в ячейки справа налево, начиная с наименьшего.
  5. Все листы обязательно подписываются лицом, ответственным за заполнение НВОС.

Готовые документы, прошитые, пронумерованные, с печатью организации и подписью руководителя сдаются в территориальное Управление Росприроднадзора. Каких-либо дополнительных бумаг обычно не требуется, но в некоторых случаях контролирующие органы просят предоставить договор аренды, нормативные документы, акты о передачи отходов и т. д.

Образец

Заполнение декларации НВОС - довольно трудоемкое занятие, требующее от сотрудников определенных знаний и навыков. Сегодня существуют специальные фирмы, предоставляющие подобную услугу. В небольших компаниях эта обязанность ложится на плечи бухгалтеров, так как должность эколога могут себе позволить далеко не все. Сегодня существуют специальные фирмы, предоставляющие подобную услугу. Однако есть базовые принципы, которые помогут сориентироваться в том, из каких пунктов состоит форма платы за НВОС.

1. Титульный лист: здесь указываются все данные об организации и учредителях:

  • наименование;
  • ФИО руководителя;
  • контактные данные;
  • ИНН и КПП;
  • организационно-правовая форма;
  • подписи руководителя и бухгалтера.

2. Раздел 1: здесь прописываются данные о стационарных источниках, указывается категория объекта, его наименование, код и месторасположение, а также дата и номер выданного разрешения на осуществление выбросов.

3. Раздел 1.1: к вышеперечисленной информации добавляются такие показатели, как методы расчетов сжигания попутного нефтяного газа, объем добычи и сжигания, технологические потери и уровень использования.

4. Раздел 1.2: здесь прописаны данные об оплате за вредные выбросы в атмосферу, при сжигании или рассеивании ПНГ в объемах, превышающих установленную норму. Также указывается наименование объекта, местоположение, код, методы расчетов и данные о добыче и использовании.

5. Раздел 2: заполняется лицом, ответственным за сброс отходов в сточные и дренажные воды.

6. Раздел 3: здесь указываются любые отходы, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (мусор, твердые бытовые отходы и др.).

7. Раздел 3.1: указываются все действия, включающие захоронение или утилизацию отходов.

Конкретный образец заполнения НВОС можно найти в приложении к Приказу Минприроды России от 09.01.2017 № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы».

У представителей малого бизнеса часто возникают вопросы по поводу пункта №3. В случае доказательства ими непричастности организации к вредным выбросам, необходимо будет обратиться в территориальный орган Росприроднадзора для исключения компании из списка плательщиков.

Что такое «Модуль природопользователя»?

Начиная с 2011 года в России активно реализуется программа по переводу государственных услуг в электронный вид. Каждый год к инициативе присоединяются все больше ведомств и структур. Федеральная служба в сфере природопользования с 2012 года принимает все отчеты, содержащую информацию об утилизации отходов, а также по оплате взноса за негативное воздействие на окружающую среду преимущественно в электронном виде.

«Модуль НВОС» - это бесплатная программа, созданная специально для нужд природопользователей. Здесь руководитель компании или иное ответственное лицо может вести информационную базу об объемах совершаемого негативного воздействия на окружающую среду, включать реквизиты размещающих документов. А также модуль позволяет вести расчеты платы за НВОС.

В программе предусмотрены следующие отчеты:

  1. Вычисление суммы оплаты.
  2. 2-ТП (Отходы).
  3. Заявка на регистрацию объекта в системе Росприроднадзора.
  4. Для малого и среднего бизнеса предусмотрена отчетность об образовании, использовании и хранении отходов.

Информацию об организации и имеющихся документах нужно будет внести только один раз, затем по мере необходимости добавлять данные о хозяйственной деятельности предприятия. Все отчеты формируются программой.

Последствия неуплаты

Многих природопользователей интересует вопрос о том, куда поступают уплачиваемые средства. Так как взнос за негативное воздействие на окружающую среду не считается собственно налогом, а является особой формой компенсации, то и сумма распределяется иным способом. Часть суммы идет на восстановление природы того региона страны, где располагается объект хозяйственной деятельности. В федеральный бюджет поступает 20 % средств, в доход субъектов РФ - 40 % и муниципальных районов также 40 %.

Законодательством предусмотрена административная ответственность за невнесение платежа в указанные сроки. Согласно Кодексу РФ от 22.06.2007 «Об административных нарушениях» за просрочку платежа может быть назначен штраф: для физического лица - 3000-6000 р., для юридических - от 50000 до 100000 р.

Часто задаваемые вопросы

Небольшие компании считают, что их деятельность не попадает под закон о НВОС, но это не так. Взносы в Росприроднадзор обязаны уплачивать все предприятия. Во время работы офисов также образуются бытовые отходы: мусор, использованные лампы, компьютерная техника, бумага и т. д. Но в случае если у фирмы заключен договор с компанией, занимающейся вывозом и утилизацией отходов, то ответственность за нанесение вреда окружающей среде переходит к ней. То же самое касается и арендаторов: они имеют право не платить экологический налог, если в договоре прописано, что платежи совершает собственник помещения.

Если предприятие не осуществляло никакую деятельность в течение отчетного периода, то руководству необходимо будет сдавать так называемый нулевой расчет. Однако если контролирующие органы обнаружат обман, на компанию будет наложен штраф согласно КоАП.

Организация обязана вести учет в области обращения с отходами. На случай проверки должен существовать специальный журнал, он может иметь вид бумажного или электронного носителя. Для этого предусмотрены специальные программы, в том числе и модуль НВОС. Это приложение можно найти на официальном сайте Росприроднадзора. Срок хранения данных составляет пять лет. Также у руководителей в обязательном порядке должны находиться паспорта на все отходы, которые образуются на предприятии.

В настоящее время законодательством не установлен порядок действий для возврата средств при переплате. В этом случае необходимо обратиться в территориальный орган Росприроднадзора со всеми подтверждающими перевод средств бумагами и декларацией за НВОС. Организация проведет сверку данных, и при подтверждении переплаты средства будут возвращены.

  • 9 Ответ. Понятие «Вред окружающей среде» (экологический вред), характеристика и основные показатели.
  • 10Ответ. Понятие «Экологическая безопасность окружающей среды» основные показатели и характеристика.
  • 11 Ответ. Природно-антропогенный объект, компоненты, характеристика, свойства и роль в охране окружающей среды.
  • 12 Ответ. Предмет и цель охраны окружающей среды на разных этапах развития природы и общества.
  • 13.Ответ. Различные аспекты охраны окружающей среды, их характеристика.
  • 14.Ответ. Исторические этапы взаимодействия человека с окружающей природной средой.
  • 15.Ответ. Понятие эколого-экономического мониторинга окружающей среды.
  • 16.Ответ. Цели, задачи и принципы эколого-экономического мониторинга окружающей среды.
  • 17.Ответ. Мониторинг окружающей среды, процедуры, их составная часть и порядок их реализации.
  • Измерительная система;
  • 22.Ответы. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. №7- фз и реализация основных положений закона в современных условиях.
  • 23.Ответ. Основные принципы системы эколого-экономического мониторинга окружающей среды, их характеристика.
  • 24.Ответ. Экологический мониторинг и экологический контроль окружающей среды, содержание, задачи и направления практического применения.
  • 25.Ответ. Правовые и организационные основы экологического мониторинга.
  • Правовые и организационные основы мониторинга
  • Состояние и тенденции развития нормативно-правовой базы природоохранной деятельности.
  • 26.Ответ. Организация систем мониторинга на предприятиях с разным технологическим циклом.
  • 27.Ответ. Основные направления природоохранной деятельности в Российском законодательстве.
  • 28.Ответ. Нормативно-правовая база организации системы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды в Российской Федерации.
  • 29.Ответ. Экологическое нормирование, цель, задачи и принципы реализации.
  • 30.Ответ. Основные международные соглашения и протоколы по охране окружающей среды, их реализация в России.
  • 31.Ответ. Качество окружающей среды, нормативы качества окружающей среды, их классификация.
  • 32.Ответ. Нормирование качества окружающей среды, основные принципы и практические подходы.
  • 34.Ответ. Экологические нормативы охраны окружающей среды и порядок их применения.
  • 35.Ответ. Производственно-хозяйственные нормативы охраны окружающей среды и их особенности.
  • 36.Ответ. Технологические нормативы охраны окружающей среды, их общая характеристика и отраслевые различия.
  • 37.Ответ. Рекреационные нормативы охраны окружающей среды и их характеристика.
  • 38.Ответ. Научно-технические нормативам и их отраслевые особенности.
  • 39.Ответ. Основные оценочные нормативы качества воздушной среды.
  • 40.Ответ. Система оценки качества водных ресурсов, характеристика основ- ных показателей.
  • 42.Ответ. Основные нормативы и показатели оценки качества продуктов питания.
  • 43Ответ. Оценка радиоактивного загрязнения окружающей среды.
  • 44.Ответ. Нормирование и лимитирование выбросов загрязняющих веществ.
  • 45.Ответ. Нормирование и лимитирование сбросов загрязняющих веществ.
  • 46.Ответ. Понятие и состав административного механизма управления в сфере охраны окружающей среды.
  • 47.Ответ. Экологическая экспертиза составные элементы и порядок реализации.
  • 48.Ответ. Экологическая стандартизация и сертификация, содержание и формы.
  • 50.Ответ. Мониторинг окружающей среды и ведение государственных природных кадастров.
  • 51.Ответ. Экологический контроль: понятие и виды. Понятие экологического контроля
  • Виды экологического контроля:
  • 52.Ответ.Классификация природных ресурсов и их характеристика.
  • 54.Ответ. Объекты и принципы охраны окружающей среды и х характеристика и особенности.
  • 55.Ответ. Нормативно-правовые основы охраны окружающей среды в России.
  • 56.Ответ. Возможности предотвращения и снижения антропогенных воздействий на атмосферный воздух.
  • 57.Ответ. Пути предотвращения и снижения антропогенных воздействий на водные объекты.
  • 58.Ответ. Особенности охраны и рационального использования земельных ресурсов в России.
  • 59.Ответ. Особенности охраны и управления заповедными территориями России.
  • 8 Ответ. Негативное воздействие на окружающую среду, основные показатели и характеристики.

    негативное воздействие на окружающую среду - ухудшение ее качественных показателей и состояния в целом, обусловленое хозяйственной и иной деятельностью человека.

    К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; и иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

    9 Ответ. Понятие «Вред окружающей среде» (экологический вред), характеристика и основные показатели.

    вред окружающей среде (экологический вред) - негативные изменения ее состояния, выразившиеся в загрязнении природной среды, истощении природных ресурсов, разрушении естественных экосистем, нарушении обмена веществ и энергии, гармонического развития общества и природы.

    Экологический вред - это любое ухудшение состояния окружающей среды, произошедшее вследствие нарушения правовых экологических требований, и связанное с ним любое посягательство на охраняемые законом материальные и нематериальные блага, включая жизнь и здоровье человека, имущество физических и юридических лиц.

    Экологический вред выражается в разрыве естественных связей в природе. Таким образом, невозможно восполнить в денежном эквиваленте ущерб, причиненный окружающей среде (невосполнимый вред), а возмещение вреда в натуре возможно лишь частично, то есть такое возмещение носит условный характер, поскольку объекты природы не имеют стоимости (относительно восполнимый вред). В денежной сумме оценивается лишь то, что, как правило, нельзя восполнить в натуре (фактический восполнимый вред).

    Виды объектов экологического вреда:

    Окружающая среда – антропогенный вред;

    Здоровье человека – физиологический вред;

    Будущее поколение человечества – генетический вред.

    10Ответ. Понятие «Экологическая безопасность окружающей среды» основные показатели и характеристика.

    экологическая безопасность окружающей среды - состояния защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

    Экологическая безопасность – состояние защищенности биосферы и человеческого общества, а на государственном уровне – государства, от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду.

    В понятие экологической безопасности входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать, а в случае возникновения – ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций.

    Экологическая безопасность реализуется на глобальном, региональном и локальном уровнях.

    Глобальный уровень управления экологической безопасностью предполагает прогнозирование и отслеживание процессов в состоянии биосферы в целом и составляющих ее сфер. (например, на территории биосферных заповедников). Управление глобальной экологической безопасностью является прерогативой межгосударственных отношений на уровне ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и др. международных организаций.

    Региональный уровень включает крупные географические или экономические зоны, а иногда территории нескольких государств. Контроль и управление осуществляется на уровне правительства государства и на уровне межгосударственных связей (Объединенной Европы, СНГ, Союз африканских государств и т.д.).

    На этом уровне система управления экологической безопасностью включает:

    Экологизацию экономики;

    Создание и внедрение новых экологически безопасных технологий;

    Выдерживание темпов экономического развития, не препятствующих восстановлению качества ОС и способствующих рациональному использованию природных ресурсов.

    Локальный уровень включает города, районы, предприятия металлургии, химической, нефтеперерабатывающей, горнодобывающей промышленности и оборонного комплекса, а также контроль выбросов, стоков и др. Управление экологической безопасностью осуществляется на уровне администраций отдельных городов, районов, предприятий с привлечением соответствующих служб, ответственных за санитарное состояние и природоохранную деятельность.

    Какие два метода правового регулирования называет автор? Какой метод является преимущественным для норм экологического права? Приведите пример одной любой нормы экологического права и укажите, к какому методу правового регулирования она относится.


    Пояснение.

    1) названы два метода правового регулирования: административно-правовой (императивный), а также гражданско-правовой (диспозитивный);

    2) преимущественный метод: императивный (административно-правовой;

    3) норма экологического права:

    Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации (императивный метод).

    Могут быть приведены другие нормы экологического права, указан другой метод правового регулирования.

    В основу классификации отраслей российского права положены предмет и метод правового регулирования.

    Экологическое право - это самостоятельная отрасль права, которая имеет свой предмет и метод.

    Предмет экологического права образует специфическая группа отношений, которые складываются в процессе взаимодействия общества и природы (экологические отношения). Поскольку это взаимодействие проявляется в двух основных формах, можно сказать, что предметом экологического права являются общественные отношения по поводу рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды.

    Метод правового регулирования - это совокупность приёмов и средств правового воздействия на общественные отношения. Как известно, правовое регулирование осуществляется с помощью двух основных методов - административно-правового (императивного), который предполагает отношения власти и подчинения между субъектами, установление обязательных предписаний и запретов, а также гражданско-правового (диспозитивного), основанного на равенстве участников правоотношений и свободе их волеизъявления. Особенности метода отрасли права обусловлены характером регулируемых отношений, своеобразием её предмета.

    В экологическом праве сочетаются оба указанных метода. С учётом значимости экологических интересов общества, от имени которого выступает государство, правовое регулирование экологических отношений осуществляется преимущественно с помощью административно-правового метода: компетентные государственные органы принимают нормативные акты, в которых предусмотрены экологические правила, обязательные для выполнения всеми участниками отношений в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды.

    по материалам интернет-энциклопедии

    Пояснение.

    В правильном ответе должны присутствовать следующие элементы:

    1) определение: отрасль экологического права - это система правовых норм, регулирующих отношения по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды с целью её сохранения, воспроизводства и улучшения;

    2) две формы взаимодействия рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей природной среды.

    Может быть приведена иная формулировка определения.

    Используя обществоведческие знания, объясните приведённые авторами характеристики экономического роста: «экологически безопасный» и «социально справедливый».


    Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

    В условиях затянувшегося выхода из финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. и постепенного восстановления деловой активности... активизировались усилия по поиску новой модели экономического развития... В процессе этих поисков значительное внимание, особенно со стороны зарубежных специалистов, уделяется разработке обновлённой концепции экологически безопасного и социально справедливого экономического роста посредством поэтапного формирования на базе структурных реформ нового типа экономики, называемой специалистами «зелёной»...

    «Зелёный» рост и обновлённый вариант устойчивого развития трактуются международными экспертами в качестве нового двигателя экономики, способного решить ряд острых проблем современного социально-экономического развития. В их числе сохраняющаяся угроза деградации окружающей среды и истощения запасов основных природных ресурсов, увеличение частоты погодных аномалий и драматические климатические изменения...

    В качестве отличающейся эмоциональностью причины обратим в связи с этим внимание на недопустимо низкие позиции страны в международных экологических рейтингах. Вслед за рейтингом Всемирного фонда дикой природы (WWF), оценивающего активность предприятий в области «зелёных» инноваций, согласно которому Россия замкнула список стран, в которых созданы наиболее комфортные условия для развития бизнеса с применением экологически чистых технологий, достоянием общественности стал ещё один рейтинг. Речь идёт об обновлённом рейтинге самых экологически чистых экономик мира (Environmental Performance Index), в котором Россия заняла 106-е место (из перечня в 132 стран).

    Задача перехода к конкретным шагам формирования «зелёной» экономики, включая необходимые для этого структурные реформы и стимулирующие их инструменты, характеризуется для России особой остротой в условиях ухудшения мировой экономической конъюнктуры и угрозы развёртывания новой волны финансово-экономического кризиса.

    (Н.В. Пахомова, К.К. Рихтер, Г.В. Малышков )

    Пояснение.

    Правильный ответ должен содержать объяснения по каждой характеристике:

    1) экологически безопасный - экономический рост, не связанный с дальнейшим загрязнением окружающей среды и исчерпанием ресурсов;

    2) социально справедливый - экономический рост, следствием которого является повышение уровня и качества жизни всех слоев населения, а не только высшего класса.

    Могут быть даны другие объяснения по каждой характеристике.

    Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 362 (часть С)

    Используя текст и обществоведческие знания, назовите два вида юридической ответственности за нарушение норм экологического права. Проиллюстрируйте каждый из них примером, каждый раз указывая, какой вид ответственности Вы иллюстрируете.


    Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

    В основу классификации отраслей российского права положены предмет и метод правового регулирования.

    Экологическое право - это самостоятельная отрасль права, которая имеет свой предмет и метод.

    Предмет экологического права образует специфическая группа отношений, которые складываются в процессе взаимодействия общества и природы (экологические отношения). Поскольку это взаимодействие проявляется в двух основных формах, можно сказать, что предметом экологического права являются общественные отношения по поводу рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды.

    Метод правового регулирования - это совокупность приёмов и средств правового воздействия на общественные отношения. Как известно, правовое регулирование осуществляется с помощью двух основных методов - административно-правового (императивного), который предполагает отношения власти и подчинения между субъектами, установление обязательных предписаний и запретов, а также гражданско-правового (диспозитивного), основанного на равенстве участников правоотношений и свободе их волеизъявления. Особенности метода отрасли права обусловлены характером регулируемых отношений, своеобразием её предмета.

    В экологическом праве сочетаются оба указанных метода. С учётом значимости экологических интересов общества, от имени которого выступает государство, правовое регулирование экологических отношений осуществляется преимущественно с помощью административно-правового метода: компетентные государственные органы принимают нормативные акты, в которых предусмотрены экологические правила, обязательные для выполнения всеми участниками отношений в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды.

    по материалам интернет-энциклопедии

    Пояснение.

    В правильном ответе должны присутствовать следующие элементы:

    1) виды ответственности: административная, уголовная;

    2) примеры:

    Гражданка И., выгуливая собаку ранней весной, позволила ей вытоптать лужайку подснежников (административная ответственность);

    Директор компании «Лес и природа» не предотвратил незаконную вырубку и порчу леса в значительном размере, которую осуществила его компании (уголовная ответственность).

    Могут быть названы другие виды ответственности. Могут быть приведены другие примеры

    Какие три формы негативного воздействия человека на окружающую среду названы в тексте? Приведите примеры каждой из указанных в тексте форм негативного экологического воздействия.


    Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

    В нашем столетии решение ряда проблем не может больше ограничиваться масштабами одной страны, их приходится решать в масштабе всей нашей планеты. Такое восприятие планетарного характера отношения человека с природой впервые возникло в связи с появлением атомной бомбы и с угрозой мировой ядерной войны. Общепризнано, что такая война, где бы она ни возникла, в несколько часов могла бы отравить весь земной шар и прекратить жизнь человека. Эта угроза и заставляет людей отказываться от применения ядерного оружия.

    Сейчас население на земном шаре определяется в 3,7 миллиарда человек. Если оно будет продолжать возрастать теми же темпами (в среднем на 2% в год), как в этом столетии, то через 700 лет наша планета будет населена столь плотно, что на каждый квадратный метр всей поверхности земного шара будет приходиться по одному человеку. Конечно, это невозможно, и процесс возрастания размножения людей должен ещё задолго до этого оборваться. Когда и при каких факторах это произойдёт и во что при этом превратится цивилизация, является важнейшей глобальной проблемой ближайшего будущего.

    Одна из самых главных глобальных проблем связана с энергетикой, поскольку использование людьми природных энергетических ресурсов является главным фактором, определяющим уровень современной цивилизации и благосостояния человечества. Сейчас наиболее крупным источником сырья в энергетике является уголь, и если его потребление остановится на нынешнем уровне, то запасов угля будет достаточно примерно на тысячу лет. Если даже человечество не будет расти, но потребление энергии на душу населения будет расти теми же темпами, как за последние 100 лет, то запасов угля хватит только на 100-150 лет. Ещё более близкий кризис можно предвидеть по другим видам сырья. Например, серебра хватит в пределах 13-40 лет, свинца - 20-60 лет и т. д. (с учётом использования в пятикратном масштабе новых, пока ещё не найденных природных запасов).

    Истощение сырьевых ресурсов части важных веществ грозит уже нашему поколению. И поэтому решение вопросов, связанных с технико-экономическим аспектом проблемы «человек и природа», нужно считать срочным. Но здесь сразу встаёт и социально политический аспект: в силу глобального характера решение этих вопросов невозможно в национальном масштабе, оно реально лишь при широком международном сотрудничестве на основе принципов мирного сосуществования государств с различным общественным строем.

    Следующая проблема - экологическая - возникает в результате нарушения в природе равновесия вследствие загрязнения окружающей среды в том же глобальном масштабе. Трудность при решении этой проблемы заключается в том, что глобальные масштабы технических процессов при современном уровне цивилизации стали так изменять окружающую нас среду - загрязнять воздух, воду и почву, уничтожать леса, изменять естественные природные ландшафты, - что существовавшее до сих пор в природе биологическое равновесие уже не может сохраняться, и это начинает вести к гибели фауны и флоры, которые необходимы для существования людей.

    Когда в глобальном масштабе начнёт возникать недостаток в материалах и в энергетических ресурсах и это начнёт катастрофически влиять на уровень благосостояния людей, то перед человечеством не останется другого выбора, как начать сокращать вооружение, поскольку риск гибели от агрессии будет менее реален, чем опасность гибели от недостатка материальных ресурсов. К тому же, поскольку решение глобальных проблем должно происходить при тесном международном сотрудничестве, люди начнут чувствовать, что они живут в общей квартире и что у всего человечества есть только один общий враг: это наступающий глобальный кризис, с которым, позабыв все распри, надо начинать дружно бороться.

    (по П. Л. Капице )

    Пояснение.

    В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

    Три формы негативного воздействия человека на окружающую среду по тексту с примерами;

    Загрязнение воздуха, воды и почвы (например, загрязнение воздуха, = воды и почвы в результате аварии на Чернобыльской АЭС);

    Уничтожение лесов (например, вырубка лесов Амазонии);

    Изменение природных ландшафтов (например, сокращение площади Аральского моря).

    Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Экологический кризис как глобальная проблема современности». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    Пояснение.

    1.Какие проблемы стали глобальными для человечества?

    2.Сущность экологического кризиса и его связь с другими глобальными проблемами

    3. Чем вызван экологический кризис?

    а) Рост масштабов хозяйственной деятельности людей.

    б) Потребительское отношение к природе.

    4. Проявления и последствия экологического кризиса.

    5. Пути преодоления экологического кризиса:

    а) изменение отношения людей к природе;

    б) наука на службе экологии;

    в) международное сотрудничество в решении экологических проблем.

    Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Экологические права граждан и способы их защиты». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    Пояснение.

    При анализе ответа учитывается:

    Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

    Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

    Корректность формулировок пунктов плана.

    Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

    Один из вариантов плана раскрытия данной темы

    1. Понятие благоприятной окружающей среды.

    2. Основные экологические права граждан:

    а) право на благоприятную окружающую среду;

    б) право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

    в) право на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

    3. Механизмы зашиты экологических прав граждан:

    а) несудебные;

    б) судебные.

    4. Виды юридической ответственности за экологические правонарушения:

    а) административная;

    б) уголовная и др.

    5. Экологические обязанности граждан.

    Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

    С на­ча­ла 2000-х гг. пра­ви­тель­ство стра­ны Z пред­при­ня­ло ряд мер по улуч­ше­нию эко­ло­ги­че­ской ситуации. В 2005 и 2015 гг. со­цио­ло­ги­че­ской служ­бой был проведён опрос со­вер­шен­но­лет­них граждан. Им за­да­ва­ли вопрос: «Как Вы и Ваша семья участ­ву­е­те в со­хра­не­нии при­род­ной среды?» Ре­зуль­та­ты опро­са (в % от числа отвечавших) пред­став­ле­ны в виде диаграммы.

    Найдите в приведённом спис­ке выводы, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диа­грам­мы и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

    1) В опро­се 2015 г. доля тех, кто участ­ву­ет в озе­ле­не­нии сво­е­го населённого пункта, мень­ше доли тех, кто участ­ву­ет в эко­ло­ги­че­ских праздниках, фестивалях.

    2) В опро­се 2005 г. доля тех, кто эко­но­мил воду, сле­дил за ис­прав­но­стью во­до­про­вод­ных кранов, боль­ше доли тех, кто сор­ти­ро­вал бы­то­вой мусор.

    3) За де­сять лет люди стали реже участ­во­вать в эко­ло­ги­че­ских праздниках, фестивалях.

    4) Одинаковые доли от­ве­чав­ших в обоих опро­сах участ­ву­ют в очист­ке пар­ков и дво­ров от мусора.

    5) Доля тех, кто не может сказать, что участ­ву­ет в со­хра­не­нии при­род­ной среды, со­кра­ти­лась за 10 лет.

    Пояснение.

    1) В опро­се 2015 г. доля тех, кто участ­ву­ет в озе­ле­не­нии сво­е­го населённого пунк­та, мень­ше доли тех, кто участ­ву­ет в эко­ло­ги­че­ских празд­ни­ках, фе­сти­ва­лях - нет, неверно.

    2) В опро­се 2005 г. доля тех, кто эко­но­мил воду, сле­дил за ис­прав­но­стью во­до­про­вод­ных кра­нов, боль­ше доли тех, кто сор­ти­ро­вал бы­то­вой мусор - да, верно.

    3) За де­сять лет люди стали реже участ­во­вать в эко­ло­ги­че­ских празд­ни­ках, фе­сти­ва­лях - нет, неверно.

    4) Оди­на­ко­вые доли от­ве­чав­ших в обоих опро­сах участ­ву­ют в очист­ке пар­ков и дво­ров от му­со­ра - да, верно.

    5) Доля тех, кто не может ска­зать, что участ­ву­ет в со­хра­не­нии при­род­ной среды, со­кра­ти­лась за 10 лет - да, верно.

    Ответ: 245.

    Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми проявления и ха­рак­те­ри­сти­кой глобальных проблем: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

    ПРОЯВЛЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

    А) по­сте­пен­ное истощение за­па­сов нефти и ме­тал­лов

    Б) ак­ти­ви­за­ция деятельности экс­тре­мист­ских групп (захват заложников, под­го­тов­ка и про­ве­де­ние взрывов в ме­стах массового скоп­ле­ния людей) 

    В) быст­рый рост на­се­ле­ния в стра­нах Азии, Аф­ри­ки и Ла­тин­ской Америки

    Г) уве­ли­че­ние разрыва в уров­не валового на­ци­о­наль­но­го дохода на душу на­се­ле­ния между груп­па­ми стран

    Д) рост заболеваний, вы­зван­ных отходами вред­ных производств

    1) угроза ми­ро­во­го терроризма

    2) угроза эко­ло­ги­че­ско­го кризиса

    3) проблема «Север - Юг»

    A Б В Г Д

    Пояснение.

    Экологический кризис -  это кри­зис связанные с ис­то­ще­ни­ем природных ресурсов, за­гряз­не­нии окружающей среды и т.д.

    Угроза ми­ро­во­го терроризма -  учащение за­хва­та заложников, взры­вов в мире, экс­тре­мист­ских взглядом и уни­что­же­ния мирного населения.

    Проблема «Север-Юг» -  это про­бле­ма стран Се­ве­ра и Юга, стран раз­ви­тых и от­ста­лых стран Тре­тье­го мира (Африка, Ла­тин­ская Америка).

    А) по­сте­пен­ное истощение за­па­сов нефти и ме­тал­лов - угроза эко­ло­ги­че­ско­го кризиса.

    Б) ак­ти­ви­за­ция деятельности экс­тре­мист­ских групп (захват заложников, под­го­тов­ка и про­ве­де­ние взрывов в ме­стах массового скоп­ле­ния людей) - угроза ми­ро­во­го терроризма.

    В) быст­рый рост на­се­ле­ния в стра­нах Азии, Аф­ри­ки и Ла­тин­ской Америки - проблема «Север - Юг».

    Г) уве­ли­че­ние разрыва в уров­не валового на­ци­о­наль­но­го дохода на душу на­се­ле­ния между груп­па­ми стран - проблема «Север - Юг».

    Д) рост заболеваний, вы­зван­ных отходами вред­ных производств - угроза эко­ло­ги­че­ско­го кризиса.

    Ответ: 21332.

    Ответ: 21332

    Предметная область: Человек и общество. Угрозы XXI века

    Валентин Иванович Кириченко

    Вы не правы, в задании 5 проявлений глобальных проблем. Будьте внимательны.

    · ").dialog({width:"auto",height:"auto"})">Видеокурс

    Выберите верные суждения о государстве и его функциях и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) К внешним функциям государства относится определение общего направления экономического развития страны.

    2) Государство обладает монопольным правом законно применять принуждение силами армии, органов охраны порядка и безопасности.

    3) Требования, устанавливаемые государством по вопросам экологической политики, составляют основу экологической безопасности страны.

    4) Государство создаёт нормативную и организационную основу деятельности государственных органов.

    5) Основополагающим признаком государства любого типа является реализация принципа разделения властей.

    Пояснение.

    Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность. Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики. Государство выполняет внутренние функции, среди которых - хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и др. Существуют и внешние функции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества. По форме правления государства делятся на монархии (конституционные и абсолютные) и республики (парламентские, президентские и смешанные). В зависимости от формы государственного устройства выделяют унитарные государства, федерации и конфедерации.

    1) К внешним функциям государства относится определение общего направления экономического развития страны - нет, неверно. Это внутренняя функция.

    2) Государство обладает монопольным правом законно применять принуждение силами армии, органов охраны порядка и безопасности - да, верно.

    3) Требования, устанавливаемые государством по вопросам экологической политики, составляют основу экологической безопасности страны - да, верно.

    4) Государство создаёт нормативную и организационную основу деятельности государственных органов - да, верно.

    5) Основополагающим признаком государства любого типа является реализация принципа разделения властей - нет, неверно.

    Ответ: 234.

    Ответ: 234

    ·

    Гонка во­ору­же­ний по­вли­я­ла на обостре­ние эко­ло­ги­че­ской и эко­но­ми­че­ской си­ту­а­ции в мире. Вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го ниже спис­ка гло­баль­ные проблемы, ко­то­рые не­по­сред­ствен­но от­ра­же­ны в дан­ной причинно-след­ствен­ной связи. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

    1) угроза новой ми­ро­вой войны

    2) экологический кри­зис и его последствия

    3) отставание раз­ви­ва­ю­щих­ся стран «третьего мира» от раз­ви­тых стран

    4) демографическая си­ту­а­ция на планете

    5) алкоголизм и наркомания

    6) международный терроризм

    Пояснение.

    1) угро­за новой ми­ро­вой войны - да, верно.

    2) эко­ло­ги­че­ский кри­зис и его по­след­ствия - да, верно.

    3) от­ста­ва­ние раз­ви­ва­ю­щих­ся стран «тре­тье­го мира» от раз­ви­тых стран - да, верно.

    4) де­мо­гра­фи­че­ская си­ту­а­ция на пла­не­те - нет, неверно, не про­сле­жи­ва­ет­ся связь.

    5) ал­ко­го­лизм и нар­ко­ма­ния - нет, неверно, не про­сле­жи­ва­ет­ся связь.

    6) меж­ду­на­род­ный тер­ро­ризм - нет, неверно, не про­сле­жи­ва­ет­ся связь.

    Ответ: 123.

    Ответ: 123

    · ").dialog({width:"auto",height:"auto"})">Видеокурс

    Группа стар­ше­класс­ни­ков ра­бо­та­ет над про­ек­том «Экологическая си­ту­а­ция в нашем крае: про­бле­мы и пути разрешения». Ре­бя­та со­би­ра­ют ста­ти­сти­че­ский материал, встре­ча­ют­ся с пред­ста­ви­те­ля­ми мест­ной власти, изу­ча­ют литературу. Ка­ко­вы воз­мож­ные ре­зуль­та­ты этой деятельности? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

    1) Совершенствование си­сте­мы внут­ри­школь­но­го контроля.

    2) Выбор средств обучения, от­ве­ча­ю­щих новым требованиям.

    3) Предложения по улуч­ше­нию эко­ло­ги­че­ской си­ту­а­ции в регионе.

    4) Знакомство с со­сто­я­ни­ем дел в своём крае.

    5) Развитие на­вы­ков сбора и об­ра­бот­ки информации.

    6) Стремление лучше под­го­то­вить­ся к сдаче экзамена.

    Пояснение.

    1) Со­вер­шен­ство­ва­ние си­сте­мы внут­ри­школь­но­го кон­тро­ля - нет, неверно, не имеет от­но­ше­ния к дан­ной де­я­тель­но­сти и не может быть ее результатом.

    2) Выбор средств обу­че­ния, от­ве­ча­ю­щих новым тре­бо­ва­ни­ям - нет, неверно, не имеет от­но­ше­ния к дан­ной де­я­тель­но­сти и не может быть ее результатом.

    3) Пред­ло­же­ния по улуч­ше­нию эко­ло­ги­че­ской си­ту­а­ции в ре­ги­о­не - да, верно.

    4) Зна­ком­ство с со­сто­я­ни­ем дел в своём крае - да, верно.

    5) Раз­ви­тие на­вы­ков сбора и об­ра­бот­ки ин­фор­ма­ции - да, верно.

    6) Стрем­ле­ние лучше под­го­то­вить­ся к сдаче эк­за­ме­на - нет, неверно, не имеет от­но­ше­ния к дан­ной де­я­тель­но­сти и не может быть ее результатом.

    Ответ: 345.

    Установите со­от­вет­ствие между ви­да­ми гло­баль­ных про­блем и их кон­крет­ны­ми проявлениями: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

    ПРОЯВЛЕНИЕ ВИД ГЛО­БАЛЬ­НОЙ ПРОБЛЕМЫ

    А) Мас­штаб­ная вы­нуж­ден­ная ми­гра­ция из раз­ви­ва­ю­щих­ся стран в развитые.

    Б) Гло­баль­ное из­ме­не­ние климата.

    В) Вы­со­кий уро­вень кон­цен­тра­ции мас­со­вой бед­но­сти и ни­ще­ты в странах

    Тропической Африки.

    Г) Со­кра­ще­ние би­о­раз­но­об­ра­зия Земли.

    Д) Огра­ни­чен­ность при­род­ных за­па­сов уг­ле­во­до­род­но­го сырья.

    1) эко­ло­ги­че­ские проблемы

    2) про­бле­ма «Север-Юг»

    3) энер­ге­ти­че­ская проблема

    А Б В Г Д

    Пояснение.

    А) Мас­штаб­ная вы­нуж­ден­ная ми­гра­ция из раз­ви­ва­ю­щих­ся стран в раз­ви­тые - про­бле­ма «Север-Юг».

    Б) Гло­баль­ное из­ме­не­ние кли­ма­та - эко­ло­ги­че­ские про­бле­мы.

    В) Вы­со­кий уро­вень кон­цен­тра­ции мас­со­вой бед­но­сти и ни­ще­ты в стра­нах Тро­пи­че­ской Аф­ри­ки - про­бле­ма «Север-Юг».

    Г) Со­кра­ще­ние би­о­раз­но­об­ра­зия Земли - эко­ло­ги­че­ские про­бле­мы.

    Д) Огра­ни­чен­ность при­род­ных за­па­сов уг­ле­во­до­род­но­го сырья - энер­ге­ти­че­ская про­бле­ма.

    Ответ: 21213.

    Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ‚ к ведению которых они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

    A Б В Г Д

    Пояснение.

    А) государственные награды и почётные звания Российской Федерации - только федеральный центр.

    Б) координация вопросов здравоохранения - федеральный центр и субъекты РФ.

    В) охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности - федеральный центр и субъекты РФ.

    Г) федеральный бюджет - только федеральный центр.

    Д) кадры судебных и правоохранительных органов - федеральный центр и субъекты РФ.

    Ответ: 12212.

    Установите соответствие между вопросами и субъектами власти РФ, к ведению которых они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

    A Б В Г

    Пояснение.

    В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся: принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория Российской Федерации; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения Российской Федерации; оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право; метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет; государственные награды и почетные звания Российской Федерации; федеральная государственная служба.

    А) охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности - федеральный центр и субъекты РФ.

    Б) вопросы войны и мира - только федеральный центр.

    В) государственные награды и почётные звания РФ - только федеральный центр.

    Г) оборона и безопасность - только федеральный центр.

    Ответ: 2111.

    Ренат Кошевой 06.06.2017 18:39

    В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся:· внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

    А в ответе это ведение федерального центра

    Валентин Иванович Кириченко

    РФ и федеральный центр - это одно и то же

    Анна Введенская 14.04.2018 18:24

    1. В комментарии Конституции РФ указано, что "вопросы войны и мира в предмет исключительного ведения РФ решаются Президентом РФ и палатами Федерального Собрания".

    2. Также согласно пункту "Е" ч.1 ст.106 Конституции принятые Гос. думой федеральные законы по вопросам войны и мира подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации.

    Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

    A Б В Г Д

    Пояснение.

    В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся: принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория Российской Федерации; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения Российской Федерации; оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право; метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет; государственные награды и почетные звания Российской Федерации; федеральная государственная служба.

    1) судоустройство

    2) оборона и безопасность

    3) таможенное регулирование

    4) обеспечение экологической безопасности

    5) осуществление мер по борьбе со стихийными бедствиями

    6) ядерная энергетика

    Найдите два термина, «выпадающих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

    Пояснение.

    В ведении Российской Федерации находятся:

    1) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

    2) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

    3) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

    4) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

    5) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

    6) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

    7) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

    8) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

    9) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности.

    А) быстрый рост населения в развивающихся странах и «старения» населения в развитых странах

    Б) сокращение озонового слоя земли

    В) угроза ядерной войны

    Г) международный терроризм

    Д) глобальное потепление

    1) демографические

    2) политические

    3) экологические

    Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

    А Б В Г Д

    Пояснение.

    Глобализация - исторический процесс сближения народов, превращающий человечество в единую систему.

    Установите соответствие между примерами проявления и глобальными проблемами, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

    А Б В Г Д


    Что еще почитать