Китайская рок группа. Made in China: современная музыка Поднебесной. Китайский инди-рок. Обратная сторона медали

Добрый вечер. Сегодня наш полет за рок музыкой пройдет в Поднебесную…

Рок-музыка пришла в Китай в 1980-ых и активно развивалась под действие рок- движения США, а также под влиянием традиционной музыки Китая. Первое течение, получившее название Северо-западный ветер (1980-ые годы), дало начало китайскому року в целом. Направление задали две песни – “Синьтянью” и “Ничего за душой” (1984). Второй трек исполнял Cui Jian, и в нём смешались рок-музыка и элементы традиционной музыки Китая. Именно на таком сочетании жанров рок- музыка Китая строится и по сей день.

Отец китайского рока Cui Jian

Рождение, расцвет и закат Китайского рока (1984-1994 гг.). Песня “Ничего за душой” Cui Jian (1984) – это, по сути, рождение китайского рока. В постреволюционный Китай эта песня привнесла полностью новый дух, сочетающий индивидуализм с прямым и открытым самовыражением. Для молодого поколения она стала символом разочарования в отношении реалий китайского общества, отражением сложных политических и культурных процессов. Старшее поколение восприняло песню, скорее, как символ невыполненных обещаний правящего режима. Кстати, до 1990-го года китайские рок-исполнители не выпускали свои песни, а давали концерты в “клубах”, это было связано с жестким идеологическим напором текущего режима.

Промежуток между 1988-м и 1993-м стал периодом расцвета рок-движения в Китае, и, пожалуй, одна из самых ярких групп этого времени – это Tang Dynasty, которая является первой группой в Китае в жанре хэви-метал.


Китайская heavy-metal группа Tang Dynasty

1994 год ознаменовал спад рок-движения, что было связано с жесткими рамками коммунистической партии, которая установила цензуру и ограничение рока, так как он раскрепощает молодежь и дает ложные ориентиры. Но и в этот тяжелый период были группы, которые или приспособились под рамки и перешли в жанр кантро-поп, или такие как Хэ Юн, активно сопротивляющиеся тем правилам и исполняющим музыку в стиле панк, ска, метал.

По сути, новый виток развития китайского рока случился в 2003 году при совместном концерте Cui Jian с The Rolling Stones. Этот концерт открыл китайский рок всему миру. С этого момента в Китае пошло активное развитие рок-музыки в жанре пост-панк, а также известность и популярность стали набирать стили visual key и готик-рок. На данный момент времени рок-музыка в Китае – это не основное, но развивающиеся направление.

Статью подготовил

«Афиша+» вместе с самым читаемым русскоязычным ресурсом о Китае Magazeta продолжает серию материалов, посвященных современной китайской музыке. На этот раз рассказываем об инди-роке. Вас наверняка долго мучил вопрос: китайский инди-рок, какой же он?!

В каждом материале можно будет найти видео с экспертным мнением известных музыкантов, согласившихся послушать составленный нами плейлист для того или иного жанра. На этот раз экспертами выступили участники групп« Сегодняночью» и «МультFильмы».

Carsick Cars

Говорят, в туалете знаменитого пекинского клуба D-22 есть надпись« Я люблю свою маму, я люблю свою страну и я люблю Carsick Cars». Принято считать, что Carsick Cars стояли у истоков китайской инди-сцены, расцветшей буйным цветом в последние десять лет. До них о таком явлении, как независимая рок-группа, выступающая перед небольшим количеством слушателей, и речи не могло идти. На официальном сайте Carsick Cars так и написано: «Наверное, лучшая инди-группа Китая».

Carsick Cars - бесстрашные бунтари(например, в их арсенале есть песня с актуальным и для российских интернет-пользователей названием« Лучший VPN на данный момент»), они не боятся смешивать отличные поп-мелодии со стеной гитарного шума(Sonic Youth - их главные кумиры), а концерты группы - это всегда выброс дикой, долго сдерживаемой энергии.

За время своего существования группа выпустила три лонгплея - «Carsick Cars»(2007), «You Can Listen, You Can Talk»(2009) и «3»(2014) - и один раз сменила состав: басист и ударник ушли и сформировали дуэт Soviet Pop . Carsick Cars активно гастролируют далеко за пределами своей родины: группа выступала на Primavera Sound в Барселоне и на SXSW в Остине, Техас. Если верить« Гуглу», то на начало октября у группы запланированы выступления в Канаде(Калгари и Ванкувер) и США(Сан-Франциско и Нью-Йорк).

« Ты, наверное, в пятизвездочном отеле?» - «Ну да, откуда узнал?» - «Только люди в пятизвездочных отелях могут смотреть CNN в Китае»

Западному слушателю Carsick Cars открыл известный американский музыкант и продюсер Мартин Аткинс, выпустивший в 2007 году сборник современной китайской музыки« Look Directly Into the Sun: China Pop 2007» по итогам своей поездки в Пекин. В том же году группа должна была выступить на разогреве у Sonic Youth в Пекине, но концерт легендарных американцев был отменен в последний момент, якобы из-за того, что они поддерживают движение« Свободу Тибету».

«Я сидел в своем номере в Пекине и смотрел CNN, - рассказывал Аткинс в интервью Chicago Reader . - Как только пошла новость о стрельбе на границе с Тибетом, экран стал черным и через некоторое время на нем появился кто-то из китайского правительства, сообщивший, что никакой стрельбы не было, все это фигня. Я связался с одним из местных: „Ты видел? Что происходит?“ - „Видел что?“ - недоумевал он. - „Ну CNN же!“ - „Ты, наверное, в пятизвездочном отеле?“ - смеясь спросил он. - „Ну да, откуда узнал?“ - „Только люди в пятизвездочных отелях могут смотреть CNN в Китае“».

В 2007 году Carsick Cars все-таки выступили на разогреве у Sonic Youth в их европейском туре на концертах в Праге и Вене.

New Pants

Свою первую пиратскую кассету Пэн Лэй купил в 1990 году в родном Пекине по дороге из школы домой. «Это был какой-то альбом Bon Jovi, - вспоминает он. - Было круто слушать иностранную музыку, но мне не понравилось. Потом была Nirvana, но на них я тоже не подсел. И только когда я купил кассету с Ramones, понял, что нашел свое. Тем более, что кассеты с панк-музыкой стоили гораздо дешевле: их продавали всего за 5 юаней, тогда как кассеты с хэви-металом столи целых 50».

Спустя 5 лет Пэн Лэй вместе со своими школьными друзьями создал группу New Pants, одну из самых ярких и самобытных в современном Китае, и уж точно самую неугомонную. За время своего существования New Pants выпустили восемь альбомов, съездили в тур по Австралии, сыграли серию концертов в Лондоне и выступили на «Коачелле».

Сначала ребята, конечно же, ориентировались на любимых Ramones и прочих представителей классического панка, но потом переключились на остроумный дэнс-панк, замешанный на диско и восьмидесятническом британском синтипопе. «New Pants звучат, как саундтрек к классической видеоигре Fantasy Zone, записанный Ramones и Daft Punk под кайфом», - написал как-то о группе The Guardian.

Ролик, ярко демонстрирующий эволюцию New Pants с 1998 по 2009 год. В конце клипа основатели группы Пэн Лэй и Пан Куань под песню« Go East» изображают китайских чиновников на прогулке.

Оба постоянных участника New Pants - фронтмен Пэн Лэй и клавишник Пан Куань - отучились в Пекинском университете искусств(на режиссера и дизайнера соответственно), что, конечно же, не могло не сказаться на их музыкальной деятельности. Достаточно посмотреть на оформление обложек их альбомов или увидеть их смешные и необычные видео. Кстати, юмор - важнейший элемент творчества New Pants: несмотря на весь успех(а в Китае они - настоящие рок-звезды), участники группы отказываются относиться к себе серьезно.

Помимо своей деятельности в New Pants Пэн Лэй известен как мультипликатор, автор пластилиновых мультфильмов, самые известные из которых - «Peking Monster» и «Panda Candy»(представьте себе немного странную китайскую версию« Уоллеса и Громита»).

Queen Sea Big Shark

Зачастую довольно легко определить, на кого хочет быть похожа та или иная китайская группа. Queen Sea Big Shark - это китайские Yeah Yeah Yeahs, такая ассоциация возникает сразу же. Достаточно увидеть их эпатажную вокалистку Фу Хань или услышать практически любой сингл группы.

Так же, как и нью-йоркцы, Queen Sea Big Shark сначала выпустили грубый гитарный альбом(дебютный« Queen Sea Big Shark» 2007 года), а на втором лонгплее« Wave» ‎(2010) поменяли гитары на синтезаторы. Но это совсем не значит, что у Queen Sea Big Shark нет своего лица. На своем третьем альбоме« Beijing Surfers" Adventure», вышедшем весной этого года, ребята вовсю экспериментируют. «Тут вам и джаз, и танцевальная музыка, и хип-хоп в духе Gorillaz, и даже ситар», - уверяет гитарист группы Цао Пу.

«Когда я была подростком, у нас было очень мало источников информации, между нами и остальным миром была пропасть, - рассказывает Фу Хань о влиянии западной музыки на творчество группы в недавнем интервью пекинскому Time Out. - Со временем эта пропасть становилась все меньше и меньше, и совершенно естественно, что мы начали повторять за всем остальным миром. Но я не думаю, что при столкновении с западной культурой мы потеряли свою индивидуальность».

Queen Sea Big Shark собрались в 2005 году, записали демо« Hard Heart» и выложили его в сеть. За три месяца песню« Nonono» скачали десять тысяч раз, и вскоре группа подписала контракт с лейблом Modern Sky. С тех пор Queen Sea Big Shark выпустили три альбома, съездили с еще двумя пекинскими группами в тур по США под девизом« Sing for China» и эксклюзивно для Converse записали сингл« Let"s Play».

Своим названием группа обязана безымянному шутнику, поставившему на берегу озера Хоухай в Пекине знак с предупреждением: «Это мое озеро, даже не думай к нему притрагиваться! Я - Королева моря большая акула».

В 2014 году Queen Sea Big Shark выступили во Владивостоке на фестивале V-Rox, основанном фронтменом группы« Мумий Тролль» Ильей Лагутенко. «Queen Sea Big Shark могут с первой песни завести публику, которая вообще ничего не знала об их существовании раньше», - поделился своими впечатлениями Лагутенко после фестиваля.

Mr. Sea Turtle

На мандаринском наречии словосочетание« морская черепаха»(sea turtle) означает студента, который возвращается после учебы за границей и применяет полученные навыки на родине. Но инди-рок-трио Mr. Sea Turtle называется так совсем не поэтому. Дело в том, что морские черепахи - любимые животные фронтмена группы Ли Хунци.

«Наш басист сказал, что „Mr. Sea Turtle“ звучит круто, ну, мы и решили так называться, - говорит музыкант в одном из интервью. - Мы никогда не учились за границей, для этого наш английский слишком фиговый».

Китай – это не только поднебесная страна. Для многих остается неизведанным, что там же зародился и китайский рок-н-ролл, впитав в себя дух американской культуры. Насытившись западными музыкальными творениями, на востоке взялись за современные, (не без включения традиционных китайских), инструменты и «вдарили рок в этой дыре».

Откуда дует ветер?

Такое явление, как «китайский рок» берет свое начало в музыкальном стиле «северо-западный ветер». Праотцами жанрового течения стали две композиции — «Синьтянью» (信天游) и «Ничего за душой» (一无所有). Они соединили в себе традиционные китайские мотивы, приправив их быстротой западного темпа, усилив ритм и включив агрессивные басовые партии.

Новое течение быстро приковало к себе внимание громким и напористым исполнением, которое сильно контрастировало с предшествующим ему стилем кантопоп. Также китайский рок стал музыкальным воплощением культового движения «поиск корней».

Композиции «северо-западного ветра» стали ярким отражением растущего в то время недовольства среди молодежи. Политический подтекст песен демонстрировал западную идеологию, направленную на самовыражение, к которому стремилось современное поколение.

В противовес «северо-западному ветру» в китайской культуре появляется новое направление – «тюремные песни». Причиной популярности этого течения послужила, накопленная усталость от чрезмерно официального стиля жизни и идеологизированной эстрады.

«Тюремные песни» в отличие от «северо-западного ветра» характеризуются более мелодичными и в какой-то степени жалобными композициями, пропитанные цинизмом и отчаянием, в которых во главе тематики стоит отрицание своей социальной роли.

Основными слушателями китайского рока, сочетавшего в себе «северо-восточные ветра» и «тюремные песни», были студенты и богемное общество.

Всему миру открыл этот музыкальный жанр — Цуй Цзянь, который выступил с The Rolling Stones в 2003 году.

Обратная сторона медали.

Течение китайского рока не ознаменовано ярко выраженными недостатками, ведь жанр напротив, стал гимном и основным вдохновителем молодежи. Поэтому основным минусом можно назвать угасание данного направления, на котором значительно сказалась цензура со стороны коммунистических партий, а также ограничение выступлений и запрет передачи такой музыки на телевидении.

«Перекрытый кислород» этому жанру послужил толчком к стремительному возвращению на сцену кантопопа, под который стали подстраиваться многие популярные рок-исполнители, дабы удовлетворить свои потребности в повышении дохода и уровня жизни.

Во главе жанра.

Одни из самых успешных исполнителей рок-индустрии, которым удалось продержаться на музыкальной сцене вплоть до 2014 года — Brain Failure . Их композиции содержали в себе примесь ска и панка, а тексты писались на английском языке, чтобы была возможность выразить то, что китайскому языку неподвластно.

Настоящим гимном китайского рока стала песня — «Ничего за душой», которую исполнил Цуй Цзянь , за счет чего музыкант и приобрел широкую известность. Трек стал «глотком свежего воздуха» для слушателей, ему удалось соединить воедино индивидуализм с прямым и открытым самовыражением. Вскоре он же стал символом разочарования, владевшего поколением молодой интеллигенции с его разрушенными иллюзиями. Цуй Цзяня нередко называли «отцом» данного жанра.

Tang Dynasty — этническая арт-рок и прог-метал группа, которую часто относят к первой волне хэви-метала в Китае.

Слушатели не раз отмечали, что музыка Tang Dynasty позволяет вернуться к древней китайской цивилизации. В творчестве коллектива преобладает сочетание прогрессивного рока, арт-рока и традиционных китайских вокальных техник с лирической поэзией.

Стоит отметить, что коллектив очень быстро получил звание главных представителей тяжелой музыки. В таком достижении немало важную роль сыграл их молниеносный гитарист Liu Yijun, известный как «Lao Wu».

И, наконец, Twisted Machine пекинская группа, состоящая из четырех человек. Музыканты вдохновились творчеством Rage Against The Machine, поэтому дали себе созвучное имя — Twisted Machine и стали позиционировать себя как хардкор-команду.

Коллектив добился больших успехов у себя на родине, после чего лидер группы Ван Сяо принял решение покинуть коллектив по личным причинам. Ему на замену пришел Лян Лян, который стал новым «маяком» группы и повел Twisted Machine к новому стилю с чертами ню-метала и рэпкора.

Напоследок стоит отметить, Китай может славиться не только высокими горами, но и качественной и вполне развитой рок-музыкой, за плечами которой тернистый путь к существованию. Несмотря на все попытки «прижать» это течение и «перекрыть ему кислород», на сегодняшний день есть примеры коллективов, которые не поддались натиску своих противников.

В эпоху глобализации появляются причудливые коктейли из всевозможных стилей и направлений. Ярким примером является китайская фолк-метал группа . Чем она примечательна? Представьте традиционные китайские и монгольские мелодии, наложите тяжелые рифы бас-гитар, добавьте совершенно невероятный бласт-бид на грани человеческих возможностей. Невероятно? Дополните картину этническим сценическим образом музыкантов, играющих как на современных, так и на народных монгольских музыкальных инструментах. И завершающий мазок – непередаваемый голос вокалиста Ashan. Необыкновенный драйв обеспечен!

Nine Treasures: китайская метал группа

Российские поклонники рок-музыки смогли ознакомится с творчеством группы на международном рок-фестивале Vladivostok Rocks, который проходит ежегодно во Владивостоке и привлекает исполнителей Европы и Азии. Хэдлайнерами фестиваля в 2015 году были такие группы, как On-The-Go из России, Love Psychedelico и другие. Для них даже построили отдельную сцену. Среди приглашенных групп были коллективы из Франции, США, Китая, России, Киргизии. Настоящей находкой для рок-меломанов стала .

Первый альбом Nine Treasures вышел в 2012 году и назывался «Arvan Ald Guulin Honshoor». Этот сборник сразу стал популярен среди почитателей рок-музыки Китая, Тайваня и Монголии. Затем группа выиграла международный музыкальный конкурс Metal Battle, а в 2015 году покорила сердца российских любителей рок-музыки. Кстати, купить в России альбомы невозможно, проще их найти в Китае. Если вы не знаете, как это сделать – посетите форум Китайский Компот , участники которого с удовольствием поделятся с вами опытом.

А для затравки предлагаю посмотреть клип группы Nine Treasures - Wisdom Eyes :

Сомневаетесь, стоит ли тратить время и деньги на покупку альбомов Nine Treasures? Не знаете, на что это вообще похоже? Тогда представьте поздние композиции Nightwish с участием . Примерно в этом стиле выдержаны композиции китайско-монгольской рок группы. Некоторые песни здорово смахивают на творчество SOAD.

Но в целом, эта группа не имеет аналогов, ведь китайский метал - достаточно редкое явление. Поэтому знакомство с Nine Treasures необходимо любому, кто интересуется фолк-метал.

Дискография Nine Treasures :

Arvan Ald Guulin Honshoor (2012);

Nine Treasures (2013);

Live In Beijing (2015)- живой альбом;

Galloping White Horse (2015) - EP.

Things do not happen out of nothing. Everything has its background, context and purposes - often cross purposes. Features combine numerous articles on a topic or event to bring you not only information but a deeper understanding of what is going on - the whys and whats of the matter.

How do we make recommendations?

Our recommendations are based on many factors. We look at the metadata of for example an article that is open and find other articles that have similar metadata. Metadata consists mainly of tags that our writers add to their work. We also take a look at what other articles other visitors who have viewed the same article have viewed. In addition, we can also consider some other factors. For example, when it come to features, we also consider the metadata of the articles in the feature and look for other features that comprise of articles with similar metadata. In effect, we look at the use of the content and the information that the content creators themselves add to the content to bring you the kind of content that is likely to interest you.



Что еще почитать