Княгиня Ольга – краткая биография. Как отомстила княгиня ольга за гибель мужа

В своем мщении за убитого супруга великая княгиня Ольга проявила изощренные жестокость и хитрость. Убив Игоря, древляне считали себя вправе властвовать над Киевом, а потому отправили к Ольге посольство с предложением стать женой их князя (что вполне соответствовало обычаям того времени). Приветливо встретив приплывших по Днепру на ладье послов, княгиня дала согласие на их предложение. Только велела подождать следующего дня, когда она окажет им должные почести: их принесут в ее терем на руках прямо в ладье. И действительно, назавтра гордых и довольных послов принесли к Ольге в ладье – а затем вместе с ладьей сбросили в вырытую вблизи княжеского терема глубокую яму и заживо засыпали землей. Тут же княгиня направила к древлянам посла, требуя прислать за ней более торжественное и многочисленное посольство, что и было немедленно исполнено. Новым послам гостеприимно истопили баню, а затем в ней же их и сожгли. Далее Ольга сообщила ничего не подозревающим о случившемся с их послами древлянам, что она желает перед вторым браком свершить тризну над могилой первого супруга. В тризне в окрестностях древлянского города Искоростеня приняли участие 5 тысяч знатных древлян – и, потеряв под действием крепкого меда бдительность, также навсегда легли вокруг игоревой могилы, убитые воинами Ольги. В 946 году Ольга подступила к Искоростеню с многочисленным войском. Жители города отчаянно сопротивлялись, и Ольга прибегла к новой хитрости. Сделав вид, что удовлетворена уже свершившейся местью, она потребовала от горожан чисто символическую дань: по три воробья и голубя с каждого двора. Жители Искоростеня с готовностью исполнили ее требование, после чего княгиня велела привязать к каждой из полученных ею птиц зажженный трут и пустить их на волю. Птицы устремились к своим гнездам, и город охватило пламя. Горожане пытались спастись бегством и попали в руки к воинам Ольги. Часть их были казнены, другие проданы в рабство, а остальные обложены тяжкой данью.

Также по теме

Освобождение Москвы
Русское государство в начале XVII века переживало чрезвычайно сложный период своей истории, получивший название "Смутное время". Между землевладельцами, боярами-вотчинниками и помещиками-д...

Тайна Большого Сфинкса
Большой Сфинкс, также как и Великие пирамиды, был построен завоевавшими Египет семитскими племенами. Доказательства этому настолько просты и очевидны, что мне непонятно, почему ученые на протяжении со...

Список использованной литературы
1. Александр Васильевич Суворов: К 250-летию со дня рождения. – М.: Наука, 1980. 2. Андреев И. А. Боевые самолеты. – М.: Молод. гвардия, 1981. 3. Азимов А. Путеводитель по науке. ...

Княгиня Ольга и ее месть за смерть князя Игоря Рюриковича

У Игоря остались в Киеве малолетний сын Святослав и жена Ольга. Ольгу избрал Игорю в жены еще сам Олег, после того как Игорь случайно встретил ее на охоте. По преданию, Ольга жила в деревне недалеко от Пскова, в незнатной и небогатой семье, и даже имя она приняла в честь Олега, возвысившего ее за красоту и ум до княгини.

В тяжелое время Ольга подтвердила правильность выбора Вещего Олега. Узнав о смерти Игоря, она поручила боярину Асмуду воспитание юного князя, старому и опытному воину Свенельду - дружину, а сама приготовилась отомстить за смерть любимого мужа. Не одни женские чувства руководили ею, Ольга понимала, что если бунт древлян останется ненаказанным, то пошатнется власть Киева и только что основанная держава может развалиться.

Древляне, обнадеженные первым успехом, прислали в Киев знатных послов с предложением Ольге выйти замуж за их князя Мала. Такой брак сохранил бы и усилил государство. Но, руководствуясь державным умом, Ольга не забыла и своих чувств.

Она сделала вид, что согласна выйти за убийцу мужа, и в знак почести приказала нести послов прямо в ладье с берега Днепра в княжеский терем. По дороге ладью бросили в заранее приготовленную яму и заживо закопали послов в землю. Так легенда рассказывает о первой хитрости Ольги.

Потом Ольга сообщила древлянам, что они должны прислать за ней посольство из мужей, которые управляют Древлянской землей. Прибывшим послам она предложила по славянскому обычаю вымыться в бане и приказала сжечь их в ней. Это было второй хитростью Ольги.

После этого Ольга обратилась к древлянам с просьбой перед свадьбой с их князем устроить тризну, то есть поминки по Игорю, и попросила древлян наварить хмельного меда и самых знатных пригласила на могилу своего мужа. Когда участники тризны опьянели, небольшая часть дружины, бывшая с Ольгой, перебила древлян. Это была, по словам летописца, третья хитрость Ольги.

Однако месть и наказание еще не закончились. Вместе с дружиной Ольга пошла на Искоростень - столицу древлян. Дружиной предводительствовал малолетний князь Святослав. Когда войска встали друг против друга, князь метнул копье в сторону убийц своего отца. Копье, брошенное рукой ребенка, пролетело между ушей коня и упало, попав коню в ногу. Свенельд и Асмуд, воспитатели князя и старшие в дружине, сказали:

Князь начал, начнем и мы. Постоим за князя! - и бросились в битву.

Разбитым наголову древлянам пришлось спасаться бегством и затвориться в своем городе.

Понимая, что им пощады не будет, горожане защищались с отчаянием обреченных. Целое лето простояла Ольга под стенами Искоростеня и снова прибегла к хитрости. Сделав вид, что считает мщение достаточным, она обещала оставить город, если ей уплатят дань. Древляне согласились. Ольга отказалась от дорогих мехов и потребовала с каждого двора по три голубя и по три воробья. Получив дань, она приказала своим воинам привязать к каждой птице трут и серу, ночью зажечь их и отпустить. Птицы полетели в свои гнезда, под крыши домов. Огонь охватил весь город. Спасаясь от пожара, древляне бежали в руки дружинников Ольги, навстречу смерти, и гибли под ударами их мечей.

Жестоко отомстив за гибель мужа, Ольга занялась устройством государства, доказав, что умеет не только мстить, но и обладает умом правительницы. Она объехала все города от Киева до Новгорода и для уплаты дани разделила всю страну на погосты. Слово «погост» - от «гостить», оно означало место, где останавливался князь, собирая дань.

Крещение княгини Ольги

Проповедники христианства проникали и на Русь, особенно в терема бояр и княжеский дворец. Так узнала о христианстве и княгиня Ольга. Она отправилась в Царьград, чтобы быть крещенной не простым священником, а самим патриархом. Император Константин, носивший имя основателя города и Восточной империи, не сразу принял Ольгу, и ее ладьям пришлось долго стоять в Суде - так назывался залив Золотой Рог у Царьграда - Константинополя. Послов из разных стран и князей разных народов прибывало сюда много, допускали их во дворец по очереди, и русской княгине исключения не сделали. Но когда Константин все-таки встретился с Ольгой, он, по словам летописца, был восхищен ее красотой и умом, угощал княгиню за золотым столом, из тарелок, усыпанных драгоценными камнями, и даже захотел сделать ее своей женой и императрицей. Ольга не пожелала оставаться в Царьграде. Боясь, что отказ обидит императора и он помешает крещению, она, по легенде, снова прибегла к хитрости. Ведь язычница не может выйти замуж за императора-христианина, пока он не крестит ее. Константин приказал патриарху крестить русскую княгиню, и сам согласился стать ее крестным отцом. Новое имя Елена дали ей в честь матери Константина Великого, первого римского императора-христианина. Когда обряд совершился и снова стал вопрос о женитьбе, Ольга ответила:

Как ты хочешь взять меня женою, когда сам крестил и назвал дочерью?

И императору пришлось признать:

Перехитрила ты меня, Ольга.

Он отпустил ее из Царьграда с большими дарами, но Ольга все равно уехала с обидой. Когда позже от Константина в Киев прибыли послы с просьбой дать в помощь императору войско, гордая и обидчивая княгиня ответила императору через послов:

Если постоишь у меня в Почайне, как я у тебя в Суде, то тогда дам.

Почайной называлась речка, впадающая в Днепр, на ней находилась пристань для кораблей иноземных купцов. Послам пришлось уехать ни с чем.

Святослав не ослушался матери и остался со своей дружиной в Киеве. Княгиня Ольга в скором времени умерла. Как когда-то и Вещего Олега, ее оплакивал весь народ.

Уже само рождение будущей княгини Ольги является предметом спора. Согласно «Житию святой равноапостольной Ольги» считается, что она родилась в селе Выбуты, недалеко от Пскова. Там с ее именем связано много достопримечательностей – Ольгины ключи, Ольгин , Ольгины ворота. Иокаимовская утверждает, что ее был некий Гостомысл и при рождении нарекли девочку Прекрасой. Типографская летопись гласит, что Ольга – дочь Вещего Олега, а болгарские историки отстаивают версию о том, что княгиня – их землячка. Неизвестен и год рождения княгини Ольги, есть лишь запись о том, что умерла она в возрасте, примерно, 80 лет, и, путем различных вычислений, ученые пришли к мнению, что родилась она не ранее 890 года. При таком расхождении во взглядах историков на будущей княгини, вполне естественно, что ранние годы Ольги также предмет для споров. Историческими фактами является лишь то, что в неизвестном году князь Игорь женился на ней и в 942 году у них сын, Святослав. В 945 году, после гибели князя от руки древлян, Ольга стала регентом при малолетнем наследнике. Она правила Киевской Русью не только вплоть до его совершеннолетия, но и позже не выпускала бразды правления, так как Святослав предпочитал проводить время в военных походах.
В историю Руси Ольга вошла не только как первая княгиня, принявшая христианство, но и как мудрая правительница.

Месть Ольги за смерть мужа

Существует четыре основных версии, описанные в различных летописях, того, как княгиня отомстила за смерть мужа. Согласно первым трем, древляне прислали к княгине послов- сватов, чтобы те уговорили ее выйти замуж за их князя Мала. Первая, самая бескровная, по сравнению с остальными, гласит, что княгиня велела закопать сватов заживо. Согласно второй – сватов в бане. Третья рассказывает о том, как княгиня отправилась к древлянам справлять тризну о убиенном муже и на поминках, когда убийцы напились, велела вырезать из всех. Четвертая – самая распространенная легенда о княгине Ольги, была описана в «Повести временных лет». Она не только объединяет все три предыдущие, но и повествует о финальном аккорде этой древнерусской трагедии.

«Повесть временных лет» - первый сохранившийся рукописный источник, охватывающий период русской истории с изначальных времен до 1117 года.

Согласно «Повести…» княгиня сначала заманила в Киев поочередно два посольства древлян – одно закопала, второе сожгла, а затем отправилась к Искорстеню – столице древлян. У ее стен и произошла кровавая тризна, на которой пролилась кровь пяти тысяч жителей города. Затем Ольга вернулась в Киев, чтобы через год снова прийти «на Деревскую землю» во главе своего войска и потребовать у побежденного племени дань. Она уверила древлян, что не желает более мстить, а подать возьмет символическую – с каждого двора по три голубя и три воробья. Обрадовавшиеся побежденные принесли Ольге требуемое, а на следующий день та велела привязать к ножкам птиц трут и отпустила их восвояси. Продираясь с вои гнеда и под стрехи, птахи высекли искры, от которых загорелись сеновалы, а затем и все другие постройки древлян, а так как горело у всех и все, тушить было некому, разыгрался страшный

Княгиня Ольга запомнится в истории как великая правительница, зародившая христианство на русской земле. Изначально, Ольга была язычница и славилась своей жестокостью и местью, но в летописях восхвалена как мудрая правительница.

Муж княгини Игорь Рюрикович — великий Киевский князь, которого жестоко убили обитатели деревской земли, проживающие на территории Украинского Полесья. Игорь совершил наступление на древлян, собрав к прежней дани еще две новые выплаты для своих дружинников. Отпустив большую часть своего войска, он вернулся в Искоростень за добавкой богатства. Древляне, во главе с князем Малом, дали достойный отпор войску Игоря, а его самого жестоко казнили. Его разорвали на части и привязали за ноги к вершинам двух изогнутых деревьев.

Российская Княгиня Ольга, оставшись с малолетним сыном Святославом, решила отомстить древлянам за жестокую смерть мужа любимого. После убийства Игоря, к княжне были присланы 20 «лучших мужей», которым велено посватать ее с князем Малу. Ольга схитрила и ответила, что дает добро выйти замуж, а в знак чести приказала подданным нести послов на руках в ладье, на которой они приплыли, до ее дворца. Накануне, велела своим подданным выкопать глубокую яму пред своим теремом, в которую были скинуты и заживо закопаны все послы.

Княгиня передала послание о согласии на брак с князем Малу. Поверив искренности Ольги, князь собрал более знатных послов в Киев со щедрыми подарками. Прибывшим подданным, по славянскому обычаю, истопили баню и пригласили испариться. Едва древляне вошли в баню, подданные княжны обложили ее соломой, хворостом и подожгли всех гостей.

Ольга принимает решение отправиться в Деревскую землю и просит перед свадьбой устроить тризну на могиле погибшего мужа, а так же, чтобы на пир прибыло как можно больше древлян. Когда пир подошел к концу, все приглашенные были изрядно пьяны и ее воины безжалостно перебили всех пирующих. В тот кровавый день было около 5000 погибших.

Княгиня Ольга была настолько одержима местью, что не останавливается и идет в военный поход на вражескую землю, взяв с собой маленького князя Святослава. Войско княгини взяло в осаду город, который держали в обороне целое лето. Помиловав жителей, она отозвала войско, но попросила каждого жителя передать ей в дань троих воробьев и по одному голубю. К каждой птице привязали зажженный серный трут и отпустили в город. Искоростень был охвачен огнем и жители спасались бегством. Убийц мужа княгиня осудила на смерть и рабство, а жители перешли под ее управление.

После победы над древлянами, Ольга занялась обустройством государства и проявила себя как мудрый и великий руководитель, доказав всем, что обладает не только женской хитростью. Многие историки продолжают спорить о подлинности данного события, но летописи монахов Киево-Печерского монастыря, описывают именно так события мести за смерть супруга Игоря Рюриковича. Ольга ознаменована Великой Святительницей Руси, а также первой язычницей, принявшей Крещение Христианства.



Что еще почитать