Красота в архитектуре сообщение. Польза, прочность, красота в ландшафтной архитектуре. Понятия архитектуры и ее сущности

Свой дом — красивый и непохожий на коттеджи соседей — мечта будущего владельца. Но каждый идет к ее реализации своим путем. Один начинает проектировать сам, изучая фотографии в журналах и Интернете, обсуждая эстетические и технические решения с друзьями. Другой предпочитает купить симпатичный объект. Третий обращается к архитекторам и дизайнерам, четвертый приобретает готовый проект. Все варианты решения задачи имеют право на жизнь, а результат во многом зависит от внимания к деталям.

Приобретение готового проекта с полным комплектом сопроводительной документации — на сегодняшний день самое распространенное для будущего домовладельца начало. Важно не только выбрать интересный проект, но и адаптировать к своему участку, чтобы раскрыть его архитектурный потенциал. С другой стороны, для одних и тех же объемно-планировочных решений сегодня предлагаются разные варианты фасадной отделки, позволяющие сделать типовое индивидуальным. При этом покупка проекта — все-таки гарантия того, что при его доводке уже устранены почти неизбежные при индивидуальном проектировании ошибки. Иными словами, если приглянувшееся вам решение активно тиражируется — значит, оно уже проверено практикой.

Индивидуализация проекта

Все это одна сторона медали. Но есть и другая. Выбор и индивидуализация проекта на поверку оказываются непростой задачей. Прежде всего сразу придется отложить в сторону пусть и привлекательные, но не соответствующие особенностям вашего региона решения. Иначе не избежать дополнительных затрат на ремонт и эксплуатацию. Например, дом с просторными террасами, идеальный для теплого морского побережья, едва ли уместен в условиях сурового северного климата. Когда за основу берутся проекты, популярные в Южной Европе, для их адаптации приходится увеличивать толщину наружных стен, а значит — полностью перекраивать выверенные и до предела рациональные планировки.

Идем дальше — стиль и окружение. Так, монолитно-стеклянная коробка в стиле хай-тек будет казаться чужеродным элементом рядом с деревянными теремками. К тому же дома по-прежнему строятся если и не на века, то как минимум на десятилетия, а модное быстро становится старомодным. Именно поэтому дальновидные заказчики по большей части консерваторы.

Но, как показывает практика, вкусы консерваторов все-таки отличаются. К примеру, в московском понимании классика — это прежде всего штукатурки ярких расцветок и элементы лепного декора. Петербуржцы же предпочитают штукатурной отделке дерево и фактурный камень, тяготеют к теплым и по большей части «натуральным» цветам: желтому, бежевому, приглушенному оранжевому.

Витиеватый декор сегодня не приветствуется, зато пользуются спросом комбинированные решения: как традиционные (штукатурка с камнем), так и неожиданные, которые еще совсем недавно, в XX веке, были бы немыслимы в дачном поселке (например, сочетание дерева с кирпичом или клееного бруса с монолитным железобетоном).

Но почему при всем этом одни дома нам нравятся, а другие не радуют глаз? Почему в одном коттедже мы утром просыпаемся отдохнувшими, а в другом — еще более усталыми? Причин может быть великое множество: неудачная планировка, непродуманное расположение окон и ориентация по сторонам света, плохой воздухообмен. Если же все-таки раздражает внешний облик коттеджа, то, вероятно, при его проектировании нарушены привычные глазу и живущие в генетической памяти поколений пропорции и представления о том, каким должен быть жилой дом.

Действительно, у консервативных заказчиков сегодня популярны выверенные классические пропорции и элементы фасадного декора, имитирующего классику. Но, будучи воплощенными в современных технологиях, такие украшения могут казаться неуместной бутафорией (разумеется, если над созданием облика вашего дома трудились не дизайнеры и архитекторы, а поставщики фасадных материалов, главная задача которых — сбыт своей продукции).

Секрет привлекательности

Что обычно выдает подделку? Например, зачастую недостаточное заглубление оконных проемов (окна почти в плоскости фасадов создают впечатление нарисованных). Дело в том, что наружное стеновое ограждение у современных коттеджей, как правило, многослойное и при этом относительно тонкое. Силовую нагрузку воспринимают элементы каркаса, а задачи сохранения тепла возложены на современные теплоизоляционные материалы. Между тем классика в привычном понимании — это в первую очередь массивные стены, почти метровой толщины.

Есть еще один момент, работающий не в пользу классического стиля. Если речь идет о ровном, как стол, участке, российский заказчик, как правило, выбирает для будущего дома низкое основание — на базе монолитно-плитного фундамента . В результате проект коттеджа или усадьбы классических пропорций не получает одного из важных элементов, работающих на восприятие, — зрительно утяжеленного массивного цоколя. Поэтому здание, построенное на основании готового проекта, если над ним не потрудились дизайнеры фасадов, будет смотреться не как дом на века, а как подобие летнего -павильона.

В свое время кризис 2008 года заставил заказчиков считать деньги: безразмерные и дорогие в эксплуатации коттеджи утратили популярность. В том же, что касается строительных технологий и материалов, тоже все нынче смешалось. Например, некоторые частные застройщики, отдавая предпочтение стенам из демократичных и энергоэффективных ячеистых бетонов, стремятся сохранить пропорции и отделку, типичные для деревянных домов. Поэтому в современном загородном строительстве не редкость, когда под блок-хаусом, имитирующим брус, скрывается кладка из газобетонных блоков, а под облицовкой из клинкерного кирпича — деревянный каркас.

Пришло время рациональных проектов простых «коробчатых» форм. Но как быть с архитектурой, призванной подчеркнуть индивидуальность? -Проектировщики предлагают отыгрываться на богатой по фактуре отделке фасадов, контрастных цветовых -решениях, а также продуманных до мелочей аксессуарах (вплоть до дверных ручек).

Грамотно подобранные архитекторами сочетания штукатурки и различной по цвету клинкерной плитки, небольшие фрагменты облицовки натуральным или искусственным камнем позволят придать индивидуальность, выделить контуры здания, выгодно обыграть проемы, зрительно утяжелить объект или, наоборот, сделать массивное здание более стройным.

Другое дело, что заниматься дизайном фасадов должны профессионалы. Все-таки это не обои, которые легко сменить, а ошибки дизайнера всегда на виду.

Текст Филиппа Урбана

Вместо устаревшей триады Витрувия.

информация:

Если набрать в Google два слова – формула архитектуры – появятся две подсказки. Одна из них «формула витрувия», вторая «формула новиков». Если кликнуть первую, откроется знаменитая триада Витрувия – (Vitruvius) – польза, прочность, красота, которая в подлинном латинском начертании выглядит так – Firmitas, Utilitas, Venistas.

Римский строитель и инженер, автор не менее знаменитого трактата «Десять книг об архитектуре», посвященного императору Октавиану Августу, написал его в давнем I веке нашей эры, иначе говоря 2000 лет тому назад. Он издавался множество раз начиная с 1492 года едва ли не на всех языках мира и, в том числе, впервые на русском в 1797 году. Значение этого труда в веках не померкнет, но после него другие архитекторы строили примечательные здания и утверждали свои идеи в новых трактатах. Свои «Десять книг» написал Альберти, Палладио оставил нам «Четыре книги об архитектуре», книгу «Беседы об архитектуре» сочинил Виолле-ле-Дюк. Точно также и в новые времена мастера архитектуры не только строили, но и излагали свои идеи в научных и литературных трудах, как это делал Франк Ллойд Райт и «архитектор книги» Ле Корбюзье. И, в свою очередь, это делали советские зодчие. И подобно тому как книга «Стиль и эпоха» Моисея Гинзбурга утверждала идеи авангарда, Андрей Буров в своей книге «Об архитектуре» размышлял о проблемах освоения классического наследия. И в каждом времени труды всех этих мастеров, при всем уважении к авторам древних трактатов, утверждали новые идеи созвучные изменившимся общественным потребностям, новым веяниям, новым эстетическим идеалам. И одна только триада Витрувия, представляемая иногда подобно формуле:

АРХИТЕКТУРА = ПОЛЬЗА + ПРОЧНОСТЬ + КРАСОТА

оставалась нетронутой «священной коровой» на все эти прошедшие времена.

Но правильно ли это? Так ли она актуальна сегодня? Охватывает ли она все многообразие проблем современной архитектуры? Я позволю себе ответить на эти вопросы отрицательно. Ничто не вечно под луной. И вся история архитектуры подтверждает справедливость этого утверждения. Я полагаю, что давно пора признать триаду Витрувия предметом исторического наследия.

И тогда возникает вопрос: чем ее заменить? Я впервые столкнулся с этой проблемой, когда в 1977 году получил приглашение журнала «Вопросы философии» принять участие в заседании круглого стола на тему «Взаимодействие науки и искусства в условиях современной научно-технической революции». И тема, и сообщество ее обсуждавшее были для меня новы. В этом диспуте мне было предложено ответствовать за архитектуру. В восьмом номере журнала того же года появился мой ответ на этот вызов, где впервые была опубликована альтернативная триада и, вместе с ней, формула архитектуры:

Вторично она появилась кратким эссе в журнале «Архитектура СССР» № 6 – 81 и, наконец, в книге «Формула архитектуры». И если теперь кликнуть вторую подсказку Google, а затем сайт ozon.ru, откроется изображение ее обложки и информация о том, что книжка вышла в 1984 году, издательство «Детская литература», 144 стр., тираж 100.000 и сообщение – в продаже нет. У этой книги своя история. Она была написана в 75-м и в том же году отрывки из рукописи «Синяя птица архитектуры» попали на разворот «Литературной газеты», вышедшей в день открытия VI съезда архитекторов СССР. Спустя четыре года издательство «Знание» выпустило 64-х страничную брошюру «В поисках архитектурного образа», содержавшую в себе выборку из того же текста. Но сама книга, лежавшая в столе автора и дважды отклоненная «Стройиздатом», без всякой адаптации к возрасту юного читателя, (редакторы сочли, что десятиклассник все поймет) с новым названием и самой формулой увидела свет спустя 9 лет. Разумеется, я мог бы привести здесь ее обоснование, содержащееся на 47-й странице, но теперь, спустя почти 30 лет аргументaция заметно умножилась и необходимость в новой триаде представляется очевидной.

Недавно я прочел на сайте сайт известного петербуржского архитектора Евгения Герасимова, где было написано: «Триаду «польза, прочность, красота» никто не отменял. И если что-то из перечисленного отсутствует, то здание можно считать ущербным». Впрочем, заведомо бесполезные и непрочные здания строятся редко. Другое дело – красота. Римляне I века с ней управлялись лучше нас. Автор триады не ведал, что такое «рапетовщина» и с наследием Лужкова знаком не был. Но я думаю, что сегодня прочное и полезное здание, даже если оно покажется красивым автору манифеста, можно посчитать ущербным по множеству других признаков, о которых Витрувий ничего не знал. Другие были тогда времена и критерии оценки были другие. Ясно, что триада устарела. И если считать от того «круглого стола», то я предлагал отмену тридцать шесть лет назад. Но, как пишет Евгений, архитектором он стал случайно и, по-видимому, моей «Формулы» не читал, в отличие от Александра Ложкина, который при встрече и знакомстве сказал: «Я потому и стал архитектором, что прочел вашу книгу». Опираясь на нынешнее положение вещей, я изложу здесь доказательства актуальности моей триады.

Польза не подразумевает всех требований к современному сооружению, обеспечивающих его должное градостроительное положение, соответствие среде, четкость функционального строя, решение транспортных проблем, должные эксплуатационные качества, экономическую целесообразность и т. д. и т. п. В XXI веке все эти вопросы в процессе проектирования должны быть всесторонне исследованы. Не случайно в наши дни в солидных проектных фирмах создаются специальные подразделения призванные обеспечить обстоятельное обоснование каждого решения. А это серьезная научная работа.

Прочность никак не охватывает всего комплекса вопросов, без решения которых здание не отвечает требованиям сегодняшнего дня. И какова дистанция от нее до хайтека и деконструктивизма! Инженерное оборудование современных сооружений создает должный климат, обеспечивает энергоснабжение и связь, многое другое, чего в помине не было 2000 лет назад. И об экологии и «зеленой» архитектуре Витрувий слыхом не слыхал. Оснащение зданий постоянно совершенствуется, требует инноваций, прорывов в грядущее время, которые способны обеспечить только лишь НАУКА и ТЕХНИКА.

Античная красота принимается нами с восхищением. Но в этой древности не было понятий традиции и новаторство, гений места и глобализм, и даже что такое дизайн римляне I века не ведали. За словом красота в наши дни может стоять безвкусица и пошлость. Эстетические достоинства современного архитектурного сооружения обеспечивается творческой деятельностью, которая способна создать больше, чем красоту – художественное явление, иначе говоря, произведение искусства. ИСКУССТВО – еще одно слагаемое триады.

Конечно, можно попытаться поставить в ряд все достоинства, потребные от современной постройки, но тогда и декадеады не хватит. Современная триада архитектуры содержит в себе следующие обобщающие компоненты:

НАУКА, ТЕХНИКА, ИСКУССТВО

А теперь еще раз взгляните на формулу и вникните в ее смыслы:

АРХИТЕКТУРА = (НАУКА + ТЕХНИКА) х ИСКУССТВО

Здесь НАУКА и ТЕХНИКА не случайно оказались в скобках и предстают слагаемыми. Также не случайно ИСКУССТВО предстает множителем. И если последний окажется равным нулю, таким же станет и результат – архитектурного произведения не будет. Будет постройка, строение, объект, не более того.

И остается последний вопрос. Кем же должен быть в таком случае современный архитектор? Он должен быть исследователем, обладающим аналитическими способностями, быть технически образованным специалистом, которому не помешает склонность к изобретательству, наконец, быть художником, наделенным пространственным воображением и способным создать произведение искусства. И я скажу в заключение – истинное призвание архитектора от века состоит в том, чтобы одухотворять материальный мир, который создает для себя человечество. Остальное оно может сделать и без нас.

С искренним почтением к гению Витрувия и его трудам, Феликс Новиков

Витрувий (Марк Витрувий Поллион) - самый известный античный архитектор, живший в Римской империи во второй половине I века до н.э. Его « Десять книг об архитектуре » - изложение самых важных принципов, которыми руководствовались основоположники архитектуры, других книг об этом периоде развития архитектуры не сохранилось.

Биография Витрувия известна в основном из его собственных трудов. Точные годы его жизни не известны, родился он в Кампани, получил архитектурное образование. Так как архитектура в то время включала в себя построение как зданий, так и других сооружений, Витрувий принимал участие в построении военных машин во время гражданской войны при Юлии Цезаре, потом он самостоятельно разрабатывал осадные орудия. Нельзя сказать, что Витрувий был знаменитым и почитаемым архитектором античности. Из построенных им зданий можно отметить в Фано , которую он приводил в своих произведениях в качестве примера. Также Витрувий принимал участие в разработке конструкции римского . Сам он отмечал, что не добился большого признания на архитектурном поприще, поскольку не обладал алчностью и наглостью, свойственной - по его мнению - более успешным его коллегам. Витрувий проработал большую часть жизни гражданским инженером, а в конце жизни, добившись пенсии, он принялся за своё сочинение, которое и стало главным достижением его жизни. Именно труд «Десять книг об архитектуре» стал тем бесценным вкладом, который внёс Витрувий в архитектурное дело.

Трактат имел практическую ценность для современников и многократно переписывался, однако не считался особо ценным. Во времена Средневековья к нему обращались за некоторыми техническими подробностями, необходимыми для строительства и сооружения некоторых механизмов, однако основы эстетики архитектуры, описанные Витрувием, не пользовались особой популярностью. Всё изменилось во времена . У правящей элиты появилось время и деньги для того, чтобы окружить себя прекрасными произведениями искусства, в том числе и возрос интерес к архитектуры, каноны красоты которой были известны в античности. И единственным сохранившимся произведением, ёмко и многостронне описывающим эти каноны, был трактат Витрувия. Ордерная система, описанная Витрувием, легла в основу новой эстетики, разрабатываемой архитекторами и художниками Ренессанса, и оказывала влияние на всю архитектуру многие века.

«Десять книг об архитектуре»

(лат. « De architectura libri decem» )

Трактат Витрувия - это не изложение собственноличных открытий и разработок автора, это энциклопедической точности обзор всех имевшихся на момент написания знаний и техник, имевших отношение к профессии архитектора. Витрувий ссылается на многочисленные труды своих современников и предшественников, изучавших тот или иной вопрос, не забывая ссылаться на первоисточники, большинство из которых не сохранилось и осталось в истории только благодаря упоминаниям Витрувия.

Стоит отметить, что Витрувий включал в круг обязанностей архитектора не только строительство зданий, но и сооружение механизмов: грузоподъемных машин, осадных и метательных орудий, приборов для измерения времени. Поэтому важным для архитектора он считал не только знание эстетических закономерностей, но и технических основ, а также научных теорий, лежащих в их основе. Например, планирование строительства здания или целого города невозможно без учета физиологии человека и правил гигиены, а также без знаний о климате и природных особенностей места строительства; ориентироваться в строительных материалах невозможно без знаний ботаники, геологии и минералогии; строительство театров невозможно без знания законов музыкальной теории и акустики; и уж совсем невозможно строительство подъемных и метательных механизмов без знания теоретической механики.

Эстетика архитектуры с точки зрения Витрувия также имеет свои корни в научных изысканиях, в частности - в распространенной в то время натурфилософской концепции об универсальности числовых значений и пропорциональных отношений, которыми можно описать как строение человека и вселенной, так и точно работающий механизм, и эстетически гармоничное здание. «Витрувианский человек» - приложение данной теории, доказывающие совершенство пропорций тела человека чисто геометрически: человека с раскинутыми перпендикулярно телу руками можно вписать в квадрат, стороны которого касаются головы, рук и ног, а с широко расставленными руками - в круг, центр которой совпадает с пупком. Иллюстрации «витрувианского человека» добавлялись в книгу каждым переписчиком самостоятельно, и неизвестно, каким был оригинальный рисунок Витрувия, но всем известна самая знаменитая иллюстрация авторства Леонардо да Винчи.

В своём трактате об архитектуре Витрувий также вывел формулу «Прочность-Польза-Красота» (лат. «Firmitas - Utilitas - Venustas») , ставшую золотым правилом архитектуры. Гармоничная архитектура здания возможна только с учетом всех трех свойств, то есть при строительстве нужно добиваться и технической совершенности здания, и эстетической, и эргономичности, нельзя компенсировать одно свойство другим, например, если здание будет неудобно в использовании, это не компенсируется его красотой.

Эстетическую составляющую архитектуры Витрувий делит на шесть категорий :

1) Систематичность - Ordinatio - это общие принципы архитектуры, планирование основ объёма, пропорций и соотношений размеров здания. Описаные Витрувием стали классикой мировой архитектуры. Для измерения различных частей ордеров Витрувий применил условную единицу- модуль , равный нижнему диаметру , с применением модуля легко рассчитать пропорции ордера с использованием простых отношений чисел.

2) Расположение - Dispositio - это проектирование конкретного здания, планирование его формы, организации пространства и отображение этого всего на чертежах: общем плане, и перспективе.

3) Соразмерность - Eurythmia - приведение всех частей здания к гармоничным пропорциям, то есть обеспечение красивой строения.

4) Симметрия - Symmetria — так как для Витрувия гармония форм была тесно связана с пропорциями человека, он выделил этот антропоморфный критерий отдельно: части здания уподобляются частям тела.

6) Дистрибуция - Distributio — насколько здания соответствуют их владельцам и предполагаемым функциям, то есть эта категория имеет дело уже не только с красотой, но и с пользой.

Трактат Витрувия переписывался многократно, был переведен на разные языки и трактовался его последователями по-разному, поэтому и категории трактуются по-разному, интерпретируются и получают новое развитие в теории архитектуры. Одно несомненно - «Десять книг об архитектуре» Витрувия повлияли на развитие архитектуры более, чем какой-либо другой труд, сохранив знания и достижения античных архитекторов.

Дата публикации: 06.05.2014


Как соотносится красота и польза на примере памятников архитектуры.

Есть ли в красоте какая-то польза? Конечно, ведь красота радует взгляд, поднимает настроение, раскрывает ценность природы, жизненных явлений и др. Красивое всегда гармонично, ему присуще чувство меры. Не случайно даже математики говорят, что истинная формула всегда лаконична и красива по начертанию.

Если строго разграничить искусство и обыденную жизнь, то можно сказать, что красота — это привилегия искусства, а польза — привилегия обычной жизни. Но подобного разграничения не существует, так как искусство активно вторгается в нашу жизнь в виде оформления интерьеров, мебели, одежды, книг, архитектуры зданий, дизайна машин и бытовой техники, музыкальной среды, песенно-танцевальных ритмов и т. д. А обыденная жизнь становится содержанием худо­жественных произведений. Такое взаимопроникновение обеспечивает гармонию красоты и пользы.

Во все времена искусство давало возможность людям запечатлеть эпизоды повседневной жизни. Благодаря этому мы имеем представление о том, как жили и что ценили люди от глубокой древности до наших дней.

Красота для древних народов не была самоцелью. Для них красивым было то, что в наибольшей степени способствовало выживанию и победе. Красивое — это прежде всего быстрое, сильное, стремительное.

И в последующие эпохи люди по- разному воспринимали красоту и пользу окружающего мира. Например, фламандские художники XVII в. восхищались великолепием огромного количества снеди. Их грандиозные полотна вмещали фрукты, овощи, дары моря. А голландские художники того же времени радовались тихому домашнему уюту.

В эпоху барокко искусство отражало напряженную эмоциональную жизнь человека, его сложный и многообразный внутренний мир. В живописи, скульптуре, музыке получила воплощение борьба противоположных сил: света и тьмы, силы и слабости, грубой власти и нежной покорности. Это повлекло за собой замысловатые, причудливые и противоречивые фор­мы искусства.

Сцены заурядных или даже трагических событий, которые в обычной жизни далеки от представлении о прекрасном, в художественном воплощении обретают высокий смысл и красоту. Их польза в том, что они побуждают нас к размышлению, переживанию, состраданию, помогают открыть новые грани окружающей действительности и своего внутреннего мира и тем самым приобщиться к творчеству.

Одним из самых полезных для жизни человека искусств является архитектура.

Архитектура (лат. architectura)

Искусство проектировать и строить здания, сооружения, организующие пространственную среду, искусство формирования этой среды для жизни и деятельности людей, доставляющее эстетическое наслаждение.

Если сравнивать архитектуру с другими искусствами, то по мере условности к ней ближе всего музыка. Ведь музыка так же как архитектура и математика, не имеет аналогов в окружающем мире — ее форма абстрактна. Не явилось ли это основанием для постоянного сравнения архитектуры с музыкой? «Застывшей музыкой» назвал архитектуру Ф. Шеллинг; «отзвучавшей мелодией» — И.-В. Гёте. Многие композиторы были тонкими ценителями архитектуры.

С древнейших времен человек научился строить для себя жилище. Для этого использовались природные материалы, которыми была богата окружающая местность. Большое количество домов образовывало поселения. Для обороны от врагов поселения обносились стенами, огораживались тыном или частоколом, плетнем или деревянной стеной. Поэтому русское слово «город» первоначально означало «укрепление» и произошло от выражений «огораживать», «обносить ог­радой», «городить».

Планировка и строительство городов — это одна из областей архитектуры, она получила название «градостроительство». Планировка городов Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, древнерусских городов во многом различалась.

В Античности на укрепленном холме строили храмовый комплекс. Примером может служить Афинский Акрополь — политический, религиозный, культурный центр города. Он был ориентиром среди располагавшейся внизу прямоугольной сетки улиц.

Каждый средневековый город ограждали могучими каменными стенами с зубцами и башнями, окружали глубоким рвом, делая его мощной, надежной крепостью. Город-крепость имел оборонительное значение, овладеть его воротами означало овладеть всем городом. В отличие от западноевропейского города, заключенного в высокие каменные стены, раз и навсегда определившие его границы, город средневековой Руси был слит с природой и сельским окружением. Русский город и его оборонительные укрепления возводились с учетом условий природного ландшафта. Немаловажную роль в выборе места для будущего города играло эстетическое чувство людей. Летописи сохранили много рассказов, содержащих такие сообщения: «и виде место красно и лесно на горе... И возлюбив место то и помысли, да сожижет на нем градец мал» (Ипатьевская летопись).

Город обычно вырастал на возвышенном месте. Центральное место в его композиции и силуэте занимал детинец (с XIV в. — кремль). Он был внутренним ядром городских укреплений, под его защиту уходили люди после падения внешнего пояса обороны. В кремле были сосредоточены самые большие, монументальные сооружения — собор и дворец. Характерным примером является план древней Москвы.

Центром западноевропейского города был кафедральный собор. Поблизости располагалось административное здание ратуши и рыночная площадь. Улицы стекались к ним по касательной от городских ворот. Феодальный замок располагался за городской чертой.

Экономическим и стратегическим центром восточного средневекового города была площадь, на которой строилось медресе — высшая школа, готовящая служителей культа, учителей и т. п. Рядом с мечетью высились минареты — башни, с которых мусульман призывали на молитву. Важную роль в архитектурной композиции города играл дворец правителя и торговая часть — караван-сарай, базар (торговые купола). От площади к городским воротам разбегались дороги. По ним в мирное время шли в город караваны со всего света, в военное время перемещались воины.

В эпоху Возрождения архитекторы вновь обратились к античной традиции градостроительства: в конце широких прямых улиц обязательно размещался какой-нибудь архитектурный ансамбль, определяющий величественность перспективы.

Выдающийся архитектор XVI в. Палладио Андреа писал: "...В каждой постройке должны быть соблюдены... три вещи, без которых ни одно здание не может заслужить одобрения: это польза и удобство, долговечность, красота.

Говорить об архитектуре, оценивать сооружения разных эпох и народов, понимать существо и смысл содеянного человечеством невозможно без раскрытия содержания этой классической формулы зодчества. Сменяются эпохи, архитектурные стили, изменяется материал, из которого выполняются сооружения, но эти три качества остаются непременными для каждой постройки, претендующей называться произведением архитектуры.

Прочность является непременным условием для сооружений, так как их разрушение угрожает жизни людей и наносит материальный ущерб обществу. От прочности зданий зависит и их долговечность. Поскольку возведение зданий и сооружений требует больших материальных затрат, срок службы их должен быть столь длительным, как того требует экономика их эксплуатации.

Провозгласил в начале XX в. немецкий архитектор Б. Тауг.

Вот противоположная точка зрения.

"По-настоящему прекрасным является только то, что ничему не служит",-утверждал французский писатель XIX в. Т. Готье.

В самом дело, разве гигантский размер и геометрия пирамид Египта, абсолютно но нужные для захоронения одного человека (даже фараона), не придают им необыкновенную выразительность?

Разве ряд колонн, окружающий собственно здание (целлу) древнегреческого храма и являющийся чистейшей декорацией, не придает этому сооружению скульптурную пластичность и особое изящество?

Разве восьмиколонный портик фасада Большого театрав Москве, шпиль Петропавловской крепостив Ленинграде и колоннада собора Святого Петра в Риме - все эти функционально бесполезные элементы - не придают перечисленным сооружениям прекрасный неповторимый облик?

Итак, две противоположные точки зрения. А где жe истина?

Введение

Главное отличие архитектуры от других искусств в том, что это чрезвычайно дорогое искусство, с которым лишь недавно начал и в этом состязаться кинематограф. Когда две с половиной тысячи лет назад в Афинах были построены Пропилеи, современники особо изумлялись не только изяществу самого сооружения, но и тому, что на те деньги, что были истрачены на его возведение и отделку, можно было бы наладить серьезную военную экспедицию. Историки аккуратно подсчитали, что французы потратили на возведение и отделку огромных и прекрасных готических соборов чуть не половину всего национального продукта нескольких столетий. Подражая Версальскому ансамблю короля Людовика XV, разорялись государи германских княжеств. Императрица Елизавета Петровна истратила на отделку Зимнего дворца в Петербурге добрую треть бюджета России за десяток лет.

Архитектура - дорогое искусство, однако история доказала, что нет более выгодного капиталовложения, чем создание архитектурного шедевра. Подсчитано, что за последние 30 лет около 300 миллионов человек побывали в Афинах, в Риме или Венеции только затем, чтобы "посмотреть на старые камни". А так как подобных "камней" множество, то приезжают не на день и не на два, вкладывая в экономику Италии или Греции, Египта и Мексики, Сирии и Алжира столь значимые суммы, что от них на добрую половину зависит благосостояние этих стран.

Архитектура всегда сильнее, чем иные искусства, вплетена в неустанное состязание честолюбивых устремлений сильных мира сего, а значит и в саму экономическую жизнь обществ и государств. За счет такой включенности, формально лишенная своей музы, она занимает законное место в свите старшей среди муз - музы истории Клио.

В своем реферате я хочу более подробно рассмотреть понятия архитектуры и дизайна. Очень важно рассмотреть одно из древнейших правил всех архитекторов, которое несомненно знают все без исключения- «польза, прочность, красота» Тема реферата, так же очень тесно связанна с этим правилом.

Я ставлю перед собой цель изучить красоту и пользу в архитектуре и дизайне. И ознакомится с историей этих понятий и правил.

Основные понятия архитектуры и дизайна

Архитектура

Архитектура (лат. architectura, от греч. architeкton - строитель) - зодчество, система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей, а также само искусство создавать эти здания и сооружения в соответствии с законами красоты.

Архитектура - область деятельности, задачей которой является создание искусственной среды (пространственной), в которой протекают все жизненные процессы общества и отдельных людей - труд, быт, культура, общение, отдых и пр.

Так же в современном понимании архитектура - дизайн зданий, сооружений и их комплексов, а так же планировка населенных мест и разработка малых архитектурных форм - фонтанов, ограждений, беседок и др

Архитектура составляет необходимую часть средств производства (промышленная архитектура - здания заводов, фабрик, электростанций и др.) и материальных средств существования человеческого общества (гражданская архитектура - жилые дома, общественные здания и др.). Её художественные образы играют значительную роль в духовной жизни общества. Функциональные, конструктивные и эстетического качества архитектура (польза, прочность, красота) взаимосвязаны.

Произведениями архитектуры являются здания, ансамбли зданий, а также сооружения, служащие для оформления открытых пространств (монументы, террасы, набережные и т.п.). Предметом целеустремлённой организации является и пространство населенного места в целом. Создание городов, посёлков и регулирование всей системы расселения выделились в особую область, нераздельно связанную с архитектура, - градостроительство.

Архитектура создаётся в соответствии с потребностями и возможностями общества, которое определяет функциональное назначение и художественный строй архитектурных произведений. Она не только обеспечивает необходимые для жизненных процессов материальные условия, но и является одним из факторов, направляющих эти процессы. Будучи вещественной реальностью, архитектура способствует выполнению обществом его многообразных жизненных функций, т. е. оказывает на него обратное влияние. Архитектурная организация жизненных процессов является одним из главных источников формообразования в архитектуре, необходимой базой её образного строя, наконец, условием, игнорируя которое, архитектура не может успешно выполнять свои идеологические и эстетические задачи.

В классовом обществе произведения архитектуре создавались, как правило, с учётом экономических, идеологических и социально-бытовых требований правящего класса. При социализме целью архитектуры стало максимально возможное удовлетворение материальных и духовных потребностей всего общества. Новые проблемы архитектуры во многом определяются высокими темпами социального и технического прогресса. Чтобы моральное старение сооружений не опережало их конструктивную долговечность, структура произведения архитектуры должна создаваться с учётом научного прогноза и предусматривать возможность функциональных изменений.

Во 2-й пол. 19-20 вв. социальные и научно-технические сдвиги вызвали появление новых функций, конструктивных систем, художественных средств архитектуры, индустриальных методов строительства.

И таким образом очень важным средством практического решения функцией, и идейно-художественных задач архитектуры является строительная техника. Она определяет возможность и экономическую целесообразность осуществления тех или иных пространственных систем. От конструктивного решения во многом зависят и эстетические свойства произведений архитектуры Здание должно не только быть, но и выглядеть прочным. Излишек материала вызывает впечатление чрезмерной тяжести; зримая (кажущаяся) недостаточность материала ассоциируется с неустойчивостью, ненадёжностью и вызывает отрицательную эмоции.

В ходе развития строительной техники новые принципы архитектурной композиции, отвечающие свойствам новых материалов и конструкций, могут вступать в конфликт с традиционными эстетическими взглядами. Но по мере распространения и дальнейшего освоения конструкции определяемые ею формы не только перестают восприниматься как необычные, но и превращаются в массовом сознании в источник эмоционально-эстетического воздействия. Что же касается традиционных форм, то при изменении конструктивных приёмов они могут сохраняться как декоративные либо как символическое выражение определенного эстетического идеала, утратив прямую связь с конструкцией.

Качественные изменения строительной техники, создание новых конструкций и материалов существенно повлияли на современную архитектуру. Особое значение имеет замена ремесленных методов строительства индустриальными, связанная с общими процессами развития производства, с необходимостью повышения темпов массового строительства и потребовавшая введения стандартизации, унифицированных конструкций и деталей.

Метод стандартизации должен обеспечить многообразие форм из стандартных элементов, отвечающее многообразию функциональных потребностей и обусловливающее выразительность сооружений и их ансамблей.

Индустриализация создаёт необходимые предпосылки для широкого развёртывания массового строительства. В соответствии с потребностями общества архитектура изменяет существующую среду, создавая новые объекты. Они становятся новым материальным явлением, входящим в жизнь, обогащающим её, и оказываются носителями архитектурно-художественных образов, отражающих действительность. Принципы реалистического искусства получают в архитектуре особое выражение, вытекающее из её природы. В отличие от живописи или скульптуры, архитектура не изображает нечто, существующее вне её. Художественная правда архитектуры вытекает из полноты решения социальных задач и целесообразности примененных материальных средств. Оценка эстетических качеств архитектуры всегда включает в себя представление о функциональном использовании постройки, о её способности обслуживать те жизненные процессы, для которых она предназначена.



Что еще почитать