Краткая биография и факты из жизни окуджавы. Творческий путь Б.Окуджавы. Поэтическая и певческая деятельность

9 мая 1924 года родился один из основателей жанра авторской (бардовской) песни Булат Шалвович Окуджава; он написал за свою жизнь более 800 стихотворений, 200 из которых родились вместе с музыкой

Родившийся в день Победы

Родился Булат в Москве. Отец его, Шалва Степанович Окуджава, занимал высокие партийные посты в Грузии, но из-за конфликта с Лаврентием Берией был вынужден просить перевода на работу в РСФСР. Перевод не спас семью Окуджавы. В 1937 году отец был арестован в связи с троцкистским делом на «Уралвагонстрое». 4 августа 1937 год Шалва Степанович и два его брата были расстреляны. Мать Булата была арестована в Москве в 1938 году и провела в лагерях почти десять лет. Булат был вынужден отправлен в Тбилиси, где продолжил учёбу, а после работал на заводе учеником токаря. Реабилитировали родителей только в 1956 году.

На фронт

Война перевернула всю его жизнь. С апреля 1942 года Булат обивал пороги военкомата, чтобы его отправили на фронт. В августе того же года юноша был призван на службу в действующую армию. Сначала был направлен в 10-й отдельный запасной миномётный дивизион. Два месяца подготовки - и Окуджава на Закавказском фронте. Он миномётчик в кавалерийском полку. 16 декабря 1942 года под Моздоком он был ранен. После госпиталя Булат продолжил службу в 124-м стрелковом запасном полку в Батуми, а позже - радистом в 126-й гаубичной артиллерийской бригаде большой мощности.

Демобилизация состоялась в марте 1944 года по состоянию здоровья, в звании гвардии рядового. Булат Шалвович бережно хранил свои боевые награды: медаль «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией».

После демобилизации он возвращается в Тбилиси и поступает в Тбилисский университет на филологический факультет. После окончания учёбы молодой поэт работал в школе в Калужской области.

Бери шинель, пошли домой…

Сегодня, в преддверии Дня Победы и дня рождения Окуджавы, мы поговорим о его произведениях, посвящённых войне. Сам Булат Шалвович так писал о войне: «Я ранен ею на всю жизнь и до сих пор ещё часто вижу во сне погибших товарищей». Его видение войны всегда было личностным, без особого пафоса, но всегда осуждающим. Он вспоминал, что его первые стихи были о войне, а из некоторых получились песни. Правда, марши ему не удавались, в основном это были грустные песни, он считал, что на войне ничего весёлого нет. В его произведениях именно война подло забирала из жизни молодых, красивых, только начинающих жизнь людей.


Источник: https://www.culture.ru

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли -
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячи
И ушли, за солдатом - солдат...
До свидания, мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.

В 1960 году увидела свет повесть Окуджавы «Будь здоров, школяр». Это фактически автобиографическая повесть о бывшем школьнике, попавшем на войну. Многие не приняли её, обнаружив в ней якобы пацифистские мотивы. А вот режиссер Владимир Мотыль экранизировал её, и в прокат картина вышла под названием «Женя, Женечка и «Катюша» с Олегом Далем в главной роли, и завоевала сердца фронтовиков и простых людей.

То, что Окуджава писал о войне, - это не лозунги, а фронтовые будни вчерашних мальчишек, очень рано повзрослевших. В 1970 году в фильме режиссёра Андрея Смирнова «Белорусский вокзал» прозвучала песня на стихи Окуджавы «Нам нужна одна победа». Задача, которую поставил перед ним режиссёр, была непростой. Булат Шалвович привык писать с позиции человека, который уже живёт в мирное время, а здесь её исполняли от лица сидящего в окопе. Он нашёл верные слова и музыкальные интонации, а известный композитор Альфред Шнитке, работавший в съёмочной группе, аранжировал музыку Окуджавы в марш, и сегодня звучащий на наших парадах в честь 9 Мая. Более того, нельзя представить праздник Победы без этой песни:

Здесь птицы не поют, деревья не растут.
И только мы, плечом к плечу, врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета, над нашей Родиною дым.
И значит нам нужна одна победа,
Одна на всех - мы за ценой не постоим.

Булат Шалвович Окуджава (9 мая 1924, Москва, СССР - 12 июня 1997, Кламар, Франция) - поэт, композитор, литератор,прозаик и сценарист. Автор около двухсот авторских и эстрадных песен, написанных на собственные стихи, один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни в 1950-е-1980-е годы.

Булат Окуджава родился в Москве 9 мая 1924 года в семье коммунистов, приехавших из Тифлиса для партийной учёбы в Коммунистической академии. Отец - Шалва Степанович Окуджава, грузин, известный партийный деятель, мать - Ашхен Степановна Налбандян, армянка, родственница известного армянского поэта Ваана Терьяна.

Вскоре после рождения Булата его отец был отправлен на Кавказ работать комиссаром грузинской дивизии. Мать осталась в Москве, работала в партийном аппарате. На учёбу Булат был отправлен в Тбилиси, учился в русском классе. Отец был повышен до секретаря Тбилисского горкома; из-за конфликта с Лаврентием Берией он обратился с письмом к Серго Орджоникидзе с просьбой направить его на партийную работу в Россию, и был отправлен на Урал парторгом на строительство вагоностроительного завода в городе Нижний Тагил. Затем Шалва Степанович стал 1-м секретарём Нижнетагильского горкома партии и вскоре выписал семью к себе на Урал. Булат начал учиться в школе № 32.

Первое место жительства - ул. Арбат, д. 43, коммунальная квартира на 4-м этаже.

В 1937 году родители Булата были арестованы, отец был расстрелян по ложному обвинению 4 августа 1937 года, а мать сослана в Карагандинский лагерь, откуда она вернулась лишь в 1955 году. После ареста родителей Булат с бабушкой вернулся в Москву. Он редко говорил и писал о своих предках и о своей судьбе, лишь к концу жизни в автобиографическом романе «Упразднённый театр» (1993) рассказал о невзгодах своей семьи.

В 1940 году Булат Окуджава переехал к родственникам в Тбилиси. Учился, потом работал на заводе учеником токаря.

В апреле 1942 года, в возрасте 17 лет, Окуджава пошёл на фронт добровольцем. Был направлен в 10-й Отдельный запасной миномётный дивизион. Затем, после двух месяцев обучения, был отправлен на Северо-Кавказский фронт. Был миномётчиком, потом радистом тяжёлой артиллерии. Был ранен подМоздоком.

К этому времени относится его первая песня «Нам в холодных теплушках не спа́лось» (1943), текст которой не сохранился.

Вторая песня была написана в 1946 году - «Старинная студенческая песня» («Неистов и упрям…»).

После войны Окуджава поступил в Тбилисский государственный университет. Получив диплом, в 1950 году начал работать учителем - сначала в сельской школе в селе Шамордино Калужской области и в районном центре Высокиничи.

В 1954 году, после встречи писателя Владимира Кобликова и поэта Николая Панченко с читателями в Высокиничском районе, Булат подошёл к ним и предложил послушать его стихи. Получив одобрение и поддержку, он перебрался в Калугу, где стал сотрудничать с газетой «Молодой ленинец» и в 1956 году выпустил свой первый сборник «Лирика».

В 1956 году после реабилитации родителей и XX съезда вступил в КПСС.

В 1959 году Окуджава вернулся в Москву. В том же году начал выступать как автор песен (стихов и музыки) и исполнять их под гитару, быстро завоёвывая популярность. К этому периоду (1956-1967) относится сочинение многих наиболее известных ранних песен Окуджавы («На Тверском бульваре», «Песенка о Лёньке Королёве», «Песенка о голубом шарике», «Сентиментальный марш», «Песенка о полночном троллейбусе», «Не бродяги, не пропойцы», «Московский муравей», «Песенка о комсомольской богине» и др.).

Работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», затем - заведующим отделом поэзии в «Литературной газете». Участвовал в работе литературного объединения «Магистраль».

В 1961 году ушёл со службы и больше по найму не работал, занимаясь исключительно творческой деятельностью.

В 1961 году в Харькове состоялся первый на территории СССР официальный вечер авторской песни Булата Окуджавы. Вечер был организован литературоведом Л. Я. Лившицем, с которым Б.Окуджаву связывали дружеские отношения.

В 1962 году Окуджава стал членом Союза писателей СССР. В том же году Окуджава впервые появился на экране в фильме «Цепная реакция», в котором исполнил песню «Полночный троллейбус».

В 1970 году на экраны вышел фильм «Белорусский вокзал», в котором исполнялась песня Булата Окуджавы «А нам нужна одна победа». Окуджава - автор и других популярных песен для таких кинофильмов, как «Соломенная шляпка», «Женя, Женечка и „катюша“» (в нём Окуджава в эпизодической роли поёт под гитару в солдатской форме) и др. В общей сложности песни Окуджавы и на его стихи звучат в более чем 80-ти фильмах.

Окуджава стал одним из самых ярких представителей жанра русской авторской песни (наряду с В. C. Высоцким и А.А. Галичем), который вскоре развили барды и который с появлением магнитофонов приобрёл огромную популярность. В этом жанре Окуджава сформировал своё направление.

Первая пластинка с песнями Окуджавы вышла в Париже в 1968 году. В том же году в Польше вышла пластинка с песнями Окуджавы в исполнении польских артистов, и одна песня - «Прощание с Польшей» - в нём была в исполнении автора. С середины 70-х годов пластинки Окуджавы выходили и в СССР.

Песни Булата Окуджавы, распространяясь в магнитофонных записях, быстро завоёвывали популярность, в первую очередь среди интеллигенции: сначала в СССР, затем и среди русскоговорящих за рубежом. Песни «Возьмемся за руки, друзья…», «Пока Земля ещё вертится…» («Молитва Франсуа Вийона») стали гимном многих слетов КСП и фестивалей. Помимо песен на собственные стихи, Окуджава написал ряд песен на стихи польской поэтессы Агнешки Осецкой, которые сам перевёл на русский.

Весьма плодотворным оказался творческий союз Булата Окуджавы с композитором Исааком Шварцем. Вместе они создали 32 песни, наиболее известные из которых - песня «Ваше благородие, госпожа Удача» («Белое солнце пустыни»), песенка кавалергарда из кинофильма «Звезда пленительного счастья», романс «Любовь и разлука» («Нас венчали не в церкви»), а также песни из кинофильма «Соломенная шляпка».

В 1961 году Окуджава дебютировал как прозаик: в альманахе «Тарусские страницы» была опубликована его автобиографическая повесть «Будь здоров, школяр» (отдельным изданием вышла в1987).

Опубликованы повести: «Бедный Авросимов» («Глоток свободы») (1969) о трагических страницах в истории декабристского движения, «Похождения Шипова, или Старинный водевиль» (1971) и написанные на историческом материале начала XIX века романы «Путешествие дилетантов» (часть 1. - 1976; часть 2. - 1978) и «Свидание с Бонапартом» (1983).

С началом перестройки Булат Окуджава стал принимать активное участие в политической жизни страны, заняв активную демократическую позицию.

С 1989 года - член-учредитель русского ПЕН-центра.

В 1990 году вышел из КПСС.

С 1992 года - член комиссии по помилованиям при Президенте РФ; с 1994 года - член комиссии по Государственным премиям РФ.

Был членом учредительного совета газеты «Московские новости», членом учредительного совета «Общей газеты», членом редколлегии газеты «Вечерний клуб», членом Совета общества «Мемориал».

В 1993 году подписал «Письмо 42-х».

В 1990-е годы Окуджава в основном жил на даче в Переделкине. В эти годы Окуджава выступал с концертами в Москве и Санкт-Петербурге, в США, Канаде, Германии и Израиле.

Памятник Булату Окуджаве на Арбате

23 июня 1995 года состоялся последний концерт Булата Окуджавы в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже.

12 июня 1997 года Булат Окуджава скончался в Париже (в пригороде Кламар), в военном госпитале.

Перед самой смертью Булат Окуджава был крещён с именем Иоанн в память о святом мученике Иоанне Воине. Это произошло в Париже по благословению одного из старцев Псково-Печорского монастыря.

Похоронен на московском Ваганьковском кладбище.

Вступил в КПСС в 1956 году, как только для этого появилась возможность (были реабилитированы родители). Вышел из КПСС в 1990 году, во время её распада.

Общественная деятельность, политические взгляды

Сохранились следующие воспоминания Олега Михайлова о разговоре с Окуджавой, состоявшемся в 1964 году.

… Вспоминаю, как в 1964 году небольшая группа молодых писателей приехала из Москвы в тогдашний Куйбышев. Гвоздём программы был, конечно, Булат Окуджава и его песни. Я в ту пору чуть не боготворил его (впрочем, многие песни ностальгически люблю и по сию пору). Как-то после очередного концерта за ужином я рассказал о моём (ныне покойном) друге Дмитрии Ляликове. Он, в частности, говорил, что когда на Кавказе узнали, что будто бы Сталин убил Кирова, то начали лучше относиться к Сталину. Слишком много зла натворил в тех краях «мальчик из Уржума». И услышал от Окуджавы:
- Этого человека надо расстрелять!
Я был поражен:
- Но почему же?
И Окуджава тихо, но непреклонно ответил:
- С Кировым работала моя мама…

К Сталину Окуджава относился определённо отрицательно. Вот фрагмент его стихотворения, написанного в 1981 году:

Ну что, генералиссимус прекрасный?
Твои клешни сегодня безопасны --
опасен силуэт твой с низким лбом.
Я счета не веду былым потерям,
но, пусть в своем возмездьи и умерен,
я не прощаю, помня о былом.

В 1993 году подписал «письмо 42-х» с требованием репрессий против участников событий октября 1993 года.

О сторонниках Руцкого высказался в интервью газете «Подмосковные известия» от 11 декабря 1993 года так:

Булат Шалвович, вы смотрели по телевизору, как 4 октября обстреливали Белый дом?
- И всю ночь смотрел.
- У вас, как у воевавшего человека, какое было ощущение, когда раздался первый залп? Вас не передёрнуло?
- Для меня это было, конечно, неожиданно, но такого не было. Я другое вам скажу. С возрастом я вдруг стал с интересом смотреть по телевизору всякие детективные фильмы. Хотя среди них много и пустых, и пошлых, но я смотрю. Для меня главное, как я тут понял: когда этого мерзавца в конце фильма прижучивают. И я наслаждаюсь этим. Я страдал весь фильм, но все-таки в конце ему дали по роже, да? И вдруг я поймал себя на том, что это же самое чувство во мне взыграло, когда я увидел, какХасбулатова и Руцкого, и Макашова выводят под конвоем. Для меня это был финал детектива. Я наслаждался этим. Я терпеть не мог этих людей, и даже в таком положении никакой жалости у меня к ним не было. И может быть, когда первый выстрел прозвучал, я увидел, что это - заключительный акт. Поэтому на меня слишком удручающего впечатления это не произвело. Хотя для меня было ужасно, что в нашей стране такое может произойти. И это ведь опять вина президента. Ведь это все можно было предупредить. И этих баркашовцев давно можно было разоружить и разогнать - всё можно было сделать. Ничего не делалось, ничего!
- А с другой стороны, если бы президент пытался что-то предпринять раньше, демократы первые начали бы заступаться: дескать, душат демократию…
- Вот-вот, у нас есть такая категория либеральной интеллигенции, которая очень примитивно понимает нашу ситуацию. С точки зрения идеально демократического общества - да. Но у нас, повторюсь, нет никакого демократического общества. У нас - большевистское общество, которое вознамерилось создавать демократию, и оно сейчас на ниточке подвешено. И когда мы видим, что к этой ниточке тянутся ножницы, мы должны как-то их отстранить. Иначе мы проиграем, погибнем, ничего не создадим. Ну а либералы всегда будут кричать. Вот Людмила Сараскина, очень неглупая женщина, выступила с возмущением, что, дескать, такая жестокость проявлена, как можно, я краснею. Пусть краснеет, что же делать. А я думаю, что если к тебе в дом вошел бандит и хочет убить твою семью… Что ты сделаешь? Ты ему скажешь: как вам не стыдно, да? Нет-нет, я думаю, что твердость нужна. Мы - дикая страна.
- Президент на встрече с писателями (и это показывали по телевизору) оборонил такую фразу: «Жалко, что не пришел Окуджава»…
- Да, а я должен был прийти, но застрял в потоке машин и на час опоздал… Мы с ним были знакомы еще в самом начале перестройки - шапочно, конечно, но несколько раз встречались. Приятно, что президент меня помнит.
- Булат Шалвович, а за какой блок вы отдаете свой голос на выборах?
- Я голосую за «Выбор России».

Вскоре это интервью было процитировано в газете «Подмосковье» - с серьёзными купюрами, искажающими смысл высказываний. Были, в частности, пропущены слова о выводе Хасбулатова и других под конвоем, и получалось, что интервьюируемый наслаждался фактом выстрелов. Ссылаясь уже на эту перепечатку, противники поэта неоднократно устраивали ему обструкцию. Сам же Окуджава прокомментировал своё интервью так: «В газете „Подмосковные известия“ я высказывался против Хасбулатова, Макашова, Руцкого, которых не приемлю. Но не против простых людей».

Когда на последнем концерте в ЮНЕСКО 23 июня 1995 года его спросили о ситуации в Чечне, он ответил так:

«Сама по себе война в Чечне - страшное совершенно явление, которое будет помниться много, много десятилетий, если не столетий. Тем более, я думаю, знаете - этот маленький народ, в котором нет даже миллиона - допустим, он даже очень-очень самовлюбленный и очень сложный, - все-таки надо считаться с национальной психологией… Тем более - такого маленького народа. (аплодисменты) А его в прошлом веке в течение 50 лет уничтожали… В этом веке в 44-м году выслали весь народ на гибель. И сейчас опять уничтожают. Ну что такое? - Неужели российская власть не может самоутвердиться другим способом? Неужели для этого нужно убивать своих же сограждан?» (цитата по расшифровке фонограммы концерта, изданной впоследствии на 2х CD под названием «Когда опустеет Париж»)

Вскоре М. Федотов в своей статье исказил высказывание Окуджавы, приписав ему, в частности, свои собственные мысли. Это искаженное высказывание впоследствии широко цитировалось как принадлежащее Окуджаве.

В своём интервью «Новой Газете» высказывал идею о сходстве фашистского и сталинского режимов:

Мало кто думает о том, что немцы сами помогли Советскому Союзу себя победить: представьте себе, они бы не расстреливали, а собирали колхозников и говорили им - мы пришли, чтобы освободить вас от ига. Выбирайте себе форму правления. Хотите колхоз - пожалуйста, колхоз. Хотите единоличное хозяйство - пожалуйста. На заводах то же самое - делайте свою жизнь. Если бы они превратили наши лозунги в дело, они могли бы выиграть войну. У них была, конечно, жуткая ошибка с пропагандой. Своей исключительной жестокостью они спровоцировали народный гнев. … Но системы у нас похожи. Абсолютно две одинаковые системы схлестнулись. Они поступали точно так же, как поступали бы и мы. И в этом их ошибка. Просто наша страна оказалась мощнее, темнее и терпеливее.

Семья и окружение

Отец - Шалва Степанович Окуджава, партийный советский деятель (репрессирован в 1937 году). Булат Шалвович был женат дважды. Первая жена - Галина Васильевна Смольянинова (1926-1965), с ней он развёлся в 1964 году, умерла от сердечного приступа. Сын от первого брака Игорь Окуджава (1954-1997), отсидел в тюрьме, принимал наркотики. Дочь от первого брака умерла. Вторая жена - Ольга Владимировна Окуджава (д. Арцимович), по образованию физик, племянница Льва Арцимовича. Сын - Булат (Антон) Булатович Окуджава (род. 1965), музыкант, композитор.

В 1981 году познакомился с певицей Натальей Горленко (род. 10 июня 1955), с которой имел продолжительный роман, что отразилось на его творчестве.

В круг личных друзей Окуджавы входили Белла Ахмадулина, Юрий Левитанский, Фазиль Искандер.

Признание и награды

  • Первая премия и приз «Золотой венец», Югославия (1967).
  • Орден Дружбы народов (1984).
  • Приз «Золотая гитара» на фестивале в Сан-Ремо, Италия (1985).
  • Имя Окуджавы присвоено малой планете (1988).
  • Почётная степень доктора гуманитарных наук Норвичского университета, США (1990).
  • Премия «Пеньо Пенев», Болгария (1990).
  • Премия «За мужество в литературе» им. А. Д. Сахарова («Апрель») (1991).
  • Лауреат Государственной премии СССР (1991).
  • Премия «Русский Букер» (1994) за автобиографический роман «Упразднённый театр».
  • Почётный гражданин Калуги (1996).
  • Медаль «За оборону Кавказа».
  • Почётная медаль Правления Советского фонда мира.
Государственный мемориальный музей Булата Окуджавы

Музей находится в Московской области, в Ленинском районе, п/о Мичуринец, пос. писателей «Переделкино», ул. Довженко, 11, основан - 22 августа 1998 года, открыт - 31 октября 1999 года.

Памятники Окуджаве

Памятники Окуджаве в Москве

  • 8 мая 2002 года в Москве был открыт первый памятник Булату Окуджаве. Монумент установлен на углу Арбата и Плотникова переулка.
  • 8 сентября 2007 года был открыт памятник Окуджаве в Москве во дворе Центра образования № 109. Автор обеих скульптур - Георгий Франгулян.

Фестивали и конкурсы имени Булата Окуджавы
  • Международный фестиваль Булата Окуджавы
  • Ежегодный московский фестиваль «И друзей созову…», посвящённый Булату Окуджаве
  • Открытый городской конкурс патриотической авторской песни имени Булата Окуджавы, Пермь
  • Израильский международный фестиваль памяти Булата Окуджавы, города Израиля
Премия имени Булата Окуджавы

В 1997 году учреждена Государственная премия имени Булата Окуджавы, лауреатами которой стали Александр Городницкий, Юлий Ким, Александр Дольский, Белла Ахмадулина и др.

Творческое наследие

Опубликованные произведения
Сборники
  • «Март великодушный» (1967),
  • «Арбат, мой Арбат» (1976),
  • «Стихотворения» (1984),
  • «Избранное» (1989),
  • «Посвящается вам» (1988),
  • «Милости судьбы» (1993),
  • «Зал ожидания» (Нижний Новгород, 1996),
  • «Чаепитие на Арбате» (1996),
  • Булат Окуджава. 20 песенок для голоса и гитары. - Краков: Польское муз. изд-во, 1970. - 64 с.
  • Булат Окуджава. 65 песен (Музыкальная запись, редакция, составление В. Фрумкин). Ann Arbor, Michigan: Ардис, т. 1 1980, т. 2 1986.
  • Песни Булата Окуджавы. Мелодии и тексты. Составитель и автор вступительной статьи Л. Шилов, музыкальный материал записан А. Колмановским с участием автора). - М.: Музыка, 1989. - 224 с.
Исторические романы
  • «Бедный Авросимов» (1969, в некоторых последующих изданиях - «Глоток свободы»)
  • «Похождения Шипова, или Старинный водевиль»
  • «Путешествие дилетантов» (1976-1978)
  • «Свидание с Бонапартом» (1983)
  • «Упразднённый театр» (1993)
Киносценарии
  • «Верность» (1965; в соавторстве с П. Тодоровским; постановка: Одесская киностудия, 1965);
  • «Женя, Женечка и „катюша“» (1967; в соавторстве с В. Мотылём; постановка: Ленфильм, 1967);
  • «Частная жизнь Александра Сергеича, или Пушкин в Одессе» (1966; в соавторстве с О. Арцимович; фильм не поставлен);
  • «Мы любили Мельпомену…» (1978; в соавторстве с О. Арцимович; фильм не поставлен).
Фильмография
Игровые фильмы
  • 1961 - «Горизонт», Ленфильм - текст песен
  • 1962 - «Цепная реакция», Мосфильм - первое появление на экране
  • 1963 - «Застава Ильича» («Мне двадцать лет»), Киностудия им. М. Горького
  • 1967 - «Женя, Женечка и „катюша“», Ленфильм (соавтор сценария, эпизодическая роль)
  • 1970 - «Белорусский вокзал», Мосфильм - песня из к/ф «Белорусский вокзал» («Десятый наш десантный батальон»)
  • 1970 - «Белое солнце пустыни» - текст песни «Ваше благородие, госпожа удача»
  • 1973 - «Кортик», Беларусьфильм - тексты «Песни красноармейца» («Вслепую пушка лупит») и «Песни беспризорника» («У Курского вокзала»)
  • 1974 - «Бронзовая птица», Беларусьфильм - текст песни «Ты гори, гори, мой костер»
  • 1975 - «Приключения Буратино», Беларусьфильм - тексты части песен
  • 1977 - «Аты-баты, шли солдаты», Киностудия им. А. П. Довженко - песня «Бери шинель, пошли домой»
  • 1977 - «Ключ без права передачи», Ленфильм
  • 1982 - «Покровские ворота», Мосфильм - песни «Живописцы», «Песенка об Арбате», «Часовые любви»
  • 1985 - «Законный брак», Мосфильм
  • 1986 - «Храни меня, мой талисман», Киностудия им. А. П. Довженко
Документальные фильмы
  • «Я помню чудное мгновенье» (Ленфильм)
  • «Мои современники», Ленфильм, 1984
  • «Два часа с бардами» («Барды»), Мосфильм, 1988
  • «И не забудь про меня», Российское телевидение, 1992
Дискография
Грампластинки
  • Песни Булата Окуджавы. Мелодия, 1966. Д 00016717-8
  • Диск (Париж, фирма Le Chant du Mond в 1968)
  • Булат Окуджава. Песни. Мелодия, 1973. 33Д-00034883-84
  • Булат Окуджава. Песни (стихи и музыка). Исполняет автоp. Мелодия, 1976. М40 38867
  • Песни на стихи Булата Окуджавы. Мелодия, 1978. М40 41235
  • Булат Окуджава. Песни. Мелодия, 1978. Г62 07097
  • Булат Окуджава. Песни. Исполняет Булат Окуджава. Мелодия, 1981. С60 13331
  • Окуджава Булат. Песни и стихи о войне. Мелодия, 1985
  • Диск песен. («Балкантон», Болгаpия, 1985. ВТК 3804).
  • Булат Окуджава. Песни и стихи о войне. Исполняет автоp. Запись всесоюзной студии гpамзаписи и фоногpаммы кинофильмов 1969-1984 годов. Мелодия, 1985. М40 46401 003
  • Окуджава Булат. Новые песни. Запись 1986 г. Мелодия, 1986. С60 25001 009
  • Булат Окуджава. Песенка, коpоткая, как жизнь сама… Исполняет автоp. Запись 1986 г. Мелодия, 1987. С62 25041 006
  • Песни на стихи Булата Окуджавы из кинофильмов. Мелодия
Кассеты
  • Булат Окуджава. Пока земля ещё вертится. Записи М. Крыжановского 1969-1970. По лицензии SoLyd Records. ТОО «Московские окна», 1994. МО 005
Компакт-диски
  • Булат Окуджава. Пока земля ещё вертится. Записи М. Крыжановского 1969-1970. SoLyd Records, 1994. SLR 0008
  • Булат Окуджава. А как первая любовь… По лицензии Le Chant du Mond, запись 1968. SoLyd Records, 1997. SLR 0079

Библиография

  • Голос надежды: Новое о Булате Окуджаве. Вып. 1 / Сост. Крылов А. Е. ISBN 5-98557-001-0. М.: Булат, 2004
  • Голос надежды: Новое о Булате Окуджаве. Вып. 2 / Сост. Крылов А. Е. ISBN 5-98557-003-7. М.: Булат, 2005
  • Голос надежды: Новое о Булате Окуджаве. Вып. 3 / Сост. Крылов А. Е. ISBN 5-98557-005-3. М.: Булат, 2006
  • Голос надежды: Новое о Булате Окуджаве. Вып. 4 / Сост. Крылов А. Е. ISBN 978-5-98557-009-0. М.: Булат, 2007
  • Голос надежды: Новое о Булате Окуджаве. Вып. 5 / Сост. Крылов А. Е. ISBN 978-5-991457-001-6. М.: Булат, 2008
  • Голос надежды: Новое о Булате Окуджаве. Вып. 8 / Сост. Крылов А. Е. ISBN 978-5-991457-012-2. М.: Булат, 2011, 544 с. мл, 1000 экз.
  • Гизатулин М. Булат Окуджава: «… из самого начала.» - ISBN 978-5-98557-010-6. М.: Булат, 2008

Согласно краткой биографии Булат Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве в многонациональной семье: его отец, Шалва Окуджава, был грузинских кровей, а мать, Ашхен Налбадян – армянских.

Через два года после рождения первенца, вся семья переехала на родину отца – в Тбилиси. Там Шалва Окуджава, убежденный коммунист, просто взлетел по служебной лестнице. Сначала он занимал должность секретаря Тбилисского горкома, а затем в 1934 году его попросили принять пост первого секретаря Нижнетагильского горкома партии.

Однако, в те годы советская репрессивная машина уже налажено и безостановочно работала. В 1937 году отец Окуджавы был арестован и приговорен к высшей мере наказания по подложным доказательствам. А Ашхен в 1938 году сослали в Карагандинский лагерь. Вернулась она через 12 долгих лет.

Окуджава воспитывался бабушкой, а в 40-ом перебрался к родственникам в столицу Грузии.

Военные годы

С началом войны против фашистских захватчиков Булат Окуджава решил во что бы то ни стало скорее попасть на фронт. Но юный возраст всё не давал осуществить задуманное. Лишь в 1942 году прямо из девятого класса добровольцем ушел служить. Сначала два месяца подготовки, а потом – миномётчик в 5-ом гвардейском Донском кавалерийском Казачьем корпусе.

Участвовал в боях под Моздоком. Но в конце 1942 года получил тяжелое ранение. Стоит кратко отметить, что по свидетельству самого поэта, ранен он был по глупости – шальная пуля. Было обидно и горько, ведь столько раз под прямым огнем оставался невредим, а здесь, можно сказать, в спокойной обстановке и такое абсурдное ранение.

После выздоровления на фронт так и не вернулся. Служил радистом в тяжелой артиллерийской бригаде. Первая песня в биографии Окуджавы появляется на фронте – «Нам в холодных теплушках не спалось».

Прозаик, поэт и бард

В послевоенные годы Окуджава возвращается в уже родной Тбилиси, сдает экзамены за старшие классы и поступает на специальность «филолог» в Тбилисский университет. Во время учебы он знакомится с Александром Цыбулевским, студентом и начинающим лириком, который во многом повлиял на его становление как поэта. В 50-м он получает диплом о высшем образовании и преподает русский язык и литературу в средней школе в деревне Шамордино, расположенной недалеко от Калуги. В 1956 году выходит в свет первый сборник стихов «Лирика».

Москва

В том же 1956 же году состоялся 20-й Съезд КПСС, главным итого которого стало осуждение культа личности Сталина .

Именно после него мать поэта была реабилитирована и им вдвоем разрешили снова перебраться в Москву. В столице Булат Окуджава вначале занимает должность заместителя редактора по разделу «литература» в «Комсомольской правде», затем работает редактором в «Молодой гвардии», и, наконец, переходит в издание «Литературная газета».

Не стоит на месте и творчество молодого поэта и начинающего прозаика. В 1961 году Константин Паустовский издает сборник «Тарусские страницы», в который было включено и произведение Окуджавы «Будь здоров, школяр». Несмотря на резкую негативную критику за пацифистское содержание, через четыре года повесть была экранизирована под новым названием – «Женя, Женечка и Катюша». Но критика досталась не только прозе автора. В 60-х подверглись гонению и песни барда. По заключению официальной комиссии они не могли до конца выразить настроения и чувства советской молодёжи. Впрочем, сама молодежь об этом не знала, и всегда стремилась попасть на концерты и творческие вечера знаменитого барда.

Всенародная слава пришла к Окуджаве после выхода художественного фильма «Белорусский вокзал». В нём звучит мощная, глубокая и вместе с тем тонкая песня «Здесь птицы не поют…».

Личная жизнь

В личном плане поэт и бард не был и не мог быть одинок: «на счету» – два официальных брака. К несчастью, первый брак Булата Шалвовича с Галиной Смольяниновой закончился разводом. Фоном во многом послужили две трагедии, случившиеся в семье: совсем в маленьком возрасте умирает дочь, а сын впоследствии пристрастился к наркотикам.

Ольга Арцимович, физик по профессии, становится второй женой Окуджавы. Это брак был намного счастливее. В нем на свет появляется сын Антон – в будущем замечательный композитор.

Другие варианты биографии

  • О Булате Шалвовиче ещё при жизни ходило множество легенд. Например, многие полагали, что его талант родился и расцвел во время войны. Однако, его жена Ольга утверждала обратное. На фронте его лирика была дилетантской, и большая часть не сохранилась. Самые лучшие произведения были созданы в 50-е годы.
  • Творческие люди, как правило, не обращают на быт никакого внимания. Но Булат Окуджава не входил в их число. Он умел все: и посуду помыть, и приготовить, и молотком поработать. При этом, главой семейства всё равно была Ольга Окуджава. Она решала, как действовать и когда. Он же её любил и слушался.
  • В 1991 году у Булата Окуджавы обнаружили серьезное заболевание сердце. Немедленно требовалась операция, которая в то время стоила не один десяток тысяч долларов. Конечно, у семьи такая сумма не водилась. Лучший друг поэта Эрнст Неизвестный даже собирался взять ссуду под залог своего дома. Но деньги собрали всем миром: кто доллар, кто сто.
  • Окуджава был атеистом, и все время говорил, что в Бога не верует. Но перед самой смертью всё же был, по настоянию жены, окрещен. Она полагала, что не мог человек такой громадной души быть неверующим.

Поэт, бард. В кино выступал как актёр, сценарист, автор песен и стихов.

Родители были репрессированы, мальчик рос у бабушки в Москве, в 1940 году переехал к родственникам в Тбилиси.
Участник Великой Отечественной войны.
Окончил Тбилисский государственный университет (1950). Работал учителем.
Публиковался с 1953 года, выступал с концертами. Один из общепризнанных основоположников «авторской песни». Писал песни для кинофильмов Марлена Хуциева, Валерия Рубинчика, Петра Тодоровского, Владимира Мотыля, Динары Асановой, Андрея Смирнова и других режиссёров.
Автор незабываемых песен: «Опять весна на белом свете», «Я вновь повстречался с надеждой», «Часовые любви». Сборники стихов: «Лирика» (1956), «Острова» (1959), «Веселый барабанщик» (1964), «По дороге к Тинатин» (1964), «Март великодушный» (1967), «Арбат, мой Арбат» (1976). Повести: «Будь здоров, школяр» (1961), «Фронт приходит к нам» (1967). Исторические повести: «Бедный Авросимов» (1969, «Глоток свободы» - 1971), «Мерси, или Похождения Шипова. Старинный водевиль» (1971). Романы «Путешествие дилетантов» (1-2 кн., 1976-1978), «Свидание с Бонапартом» (1983).
В 1997 году указом Президента РФ утверждено положение о Премии имени Булата Окуджавы за «создание произведений в жанре авторской песни и поэзии, вносящих вклад в российскую культуру».
В Переделкино (Подмосковье) открыт музей Б.Ш. Окуджавы.

Советская литература

Булат Шалвович Окуджава

Биография

ОКУДЖАВА, БУЛАТ ШАЛВОВИЧ (1924−1997), русский поэт, прозаик. Родился 9 мая 1924 в Москве в семье партийных работников, детство провел на Арбате. Жил с родителями в Нижнем Тагиле до 1937, когда отец был арестован и расстрелян, а мать отправлена в лагерь, затем в ссылку. В 1942 девятиклассник Окуджава добровольцем ушел на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, после ранения - радистом. В 1945 работал в Тбилиси токарем, окончил десятый класс вечерней школы. В 1946-1950 учился на филологическом факультете Тбилисского университета, по окончании которого работал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой, затем в Калуге, где сотрудничал в областных газетах. В Калуге вышла первая книга Окуджавы, вошедшие в нее стихи и поэма о Циолковском не включались автором в позднейшие сборники. В 1956 переехал в Москву, работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», заведовал отделом поэзии в «Литературной газете». Вступив в Союз писателей в 1962, полностью сосредоточился на творческой работе.

Свою первую песню - Неистов и упрям… - Окуджава сочинил еще студентом, в 1946, а во второй половине 1950-х годов им были созданы песни (Полночный троллейбус, Ванька Морозов, Король, До свидания, мальчики, Песенка про Черного кота и др.), которые сразу приобрели широкую известность. Песни эти сначала исполнялись автором в дружеских компаниях, затем публично, магнитофонные записи расходились по всей стране. Окуджава - один из создателей и признанный патриарх жанра, получившего позднее название «авторская песня». Сам Окуджава никогда не видел принципиального различия между своими стихотворениями-песнями и непесенными стихотворениями, обладал подчеркнуто литературным (и даже «литературоцентричным») самосознанием, ориентировался в своем творчестве - как поэтическом, так и прозаическом - на духовную традицию 19 в.

Первое прозаическое произведение Окуджавы - повесть Будь здоров, школяр! - было опубликовано в 1961 в альманахе «Тарусские страницы». Как и многие песни Окуджавы, оно было подвергнуто в прессе осуждению за «пацифизм», отсутствие «героического» пафоса. Независимое гражданское поведение Окуджавы, его сочувственное отношение к преследуемым властями коллегам (в частности, подписание писем в защиту А. Д. Синявского и Ю. М. Даниэля, А.И.Солженицына) создали ему репутацию «неблагонадежного» писателя. Не будучи по характеру активным политическим борцом, Окуджава убедительно выразил во многих стихах и песнях чувства и мысли радикально настроенной интеллигенции, а также, продолжая традицию Ю. Н. Тынянова, творчески осмыслил конфликт вольнодумца с властью в своей исторической прозе, к работе над которой приступил с конца 1960-х годов.

В годы «перестройки» популярность Окуджавы сопровождается официальным признанием, он активно участвует в общественной жизни, работает в Комиссии по вопросам помилования при Президенте Р. Ф. Ему присуждается Государственная премия СССР (1991), Букеровская премия (1994) за автобиографический роман Упраздненный театр. В 1990-е годы Окуджава пристально следил за происходящими в России событиями, тревожился за судьбы демократии, осуждал войну в Чечне.

Поэзия Окуджавы восходит к разным и даже разнородным фольклорным и литературным источникам. Это и творчески преобразованная традиция городского романса, и некрасовская линия прозаизации стиха, и русский символизм с его предельной многозначностью ключевых образов, и поэтика В. Маяковского с ее речевыми сдвигами и акцентным стихом (который Окуджава трансформирует в напевные ритмы). Окуджаве присуща поэтика гармонизированного сдвига, когда смелость и парадоксальность приема становится неощутимой в общем потоке задушевно-доверительной интонации.

Мир Окуджавы одновременно интимен и космичен. Этот эффект достигается последовательным расширением смысла, которое лежит в основе лирической композиции. Полночный троллейбус становится кораблем, а пассажиры - матросами. Синий шарик улетает и возвращается, успев побывать земным шаром. Арбат предстает целым «отечеством» и даже «религией». Реальные, земные Вера, Люба и Надя-Наденька превращаются в символическую триаду Вера - Надежда - Любовь. Индивидуальная поэтическая фразеология Окуджавы («дежурный по апрелю», «надежды маленький оркестрик», «возьмемся за руки, друзья» и т. п.) стала частью общенационального языка.

Окуджаве-прозаику принадлежат романы Глоток свободы (Бедный Авросимов; 1965−1968), Мерси, или Похождения Шипова. Старинный водевиль (1969−1970), Путешествие дилетантов (1971−1977), Свидание с Бонапартом (1983). Прибегая к языковой и образно-предметной стилизации, автор парадоксально сталкивает судьбы «больших» и «маленьких» людей, все более проникаясь скептическим взглядом на возможность радикально-волевого вмешательства личности в историю. В незавершенной семейной хронике Упраздненный театр (1990−1993) эта мысль развивается как трезво-критическая оценка большевистского романтизма, развенчание иллюзорных идеалов «комиссаров в пыльных шлемах». Повести и рассказы Окуджавы Отдельные неудачи среди сплошных удач (1978), Похождения секретного баптиста (1984), Искусство кройки и житья (1985), Девушка моей мечты (1985), Около Риволи, или Капризы фортуны (1991) в высшей степени автобиографичны, исполнены плодотворной критической рефлексии, остроумной самоиронии. Таковы же Автобиографические анекдоты, опубликованные в «Новом мире» (1997, № 1) и ставшие последней прижизненной прозаической публикацией Окуджавы. Окуджава написал сценарии кинофильмов Женя, Женечка и «катюша» (1967) в соавторстве с В. Мотылем и Верность (1965) совместно с Тодоровским, он писал театральные инсценировки своих прозаических произведений, песни для театра и кино. Умер Окуджава в Париже 12 мая 1997.

Булат Шалвович Окуджава, русский поэт, родился 9 мая 1924 года в Москве в семье известного коммунистического деятеля Шалвы Окуджавы. В 1937 году отца Окуджавы расстреливают по ошибочному обвинению, в 1938 – мать Булата подвергается аресту и попадает в Карагандинский лагерь.

В 1942 году молодой поэт уходит на фронт добровольцем, принимает участие в боях на Северо-Кавказском фронте в роли минометчика, позже радиста. После войны поэт работает токарем на заводе, а в 1946 году Окуджава поступает на филологический факультет Тбилисского государственного университета, после выпуска работает учителем в сельской школе города Шамордино Калужской области.

В 1956 году Окуджава работает с газетой «Молодой ленинец», дебютирует на литературном поприще со стихотворным сборником «Лирика», выступает со своими песнями перед слушателями. Позже работает на должности редактора в издательстве «Молодая гвардия», затем заведует поэтическим отделом в «Литературной газете». В этом же году, после политической реабилитации родных вступает в коммунистическую партию. При этом Окуджава крайне негативно относится к Сталину, а позже критикует КПСС.

В 1961 году издает автобиографическую повесть «Будь здоров, школяр», а через год становится членом Союза Писателей. Окуджава становится одним из самых известных представителей жанра русской бардовой песни, который становится популярным после появления магнитофонов. Также Окуджава пишет песни для кинофильмов, в соавторстве с Исааком Шварцем он создает больше 30 песен. В период "перестройки" поэт вносит свой вклад в политическое развитие страны, занимает демократическую позицию, а в 1990 году покидает ряды Коммунистической партии.

Поэзия Окуджавы гармонично сочетает в себе традиции городского романса, четкие образы русского символизма, пропуская сквозь поэтическое произведение линию некрасовской прозаизации стиха. Мир, созданный поэзией Окуджавы, интимен и космичен, такой эффект достигается расширением смысла его образов. Окуджава известен не только как блестящий поэт, но и как прозаик, в его произведениях описывается трагедия декабристского переворота.

Умер Булат Окуджава 12 июня 1997 года в Париже. Перед самой смертью он принял крещение и взял имя Иоанн.



Что еще почитать