Кто убивает индусов мусульман в индии. Мигранты с корнями. Во имя большинства

До Кадырова за народность рохинджа заступился Эрдоган

Прозвучавшие в интернете Кадырова, воскресное стояние у посольства Республики Союз Мьянмы в Москве и массовый митинг в Грозном в защиту преследуемых в далекой стране мусульман неожиданно заставили россиян обратить внимание на малоизвестную широкий публике проблему.

На самом деле уходящее в историю противостояние в преимущественно буддистской Мьянме с гонимым мусульманским меньшинством давно вызывает озабоченность в мире – как на правительственном уровне, так и в правозащитной среде.

Что такое Мьянма? В свое время эта страна в Юго-Восточной Азии была известна как Бирма. Но местные жители это название не любят, считая его чужеземным. Поэтому после 1989 года страна была переименована в Мьянму (переводится как «быстрый», «сильный»).

Со времени получения страной независимости в 1948 году в Бирме велась гражданская война, в которой участвовали бирманские власти, коммунистические партизаны, повстанцы-сепаратисты. А если к этому взрывоопасному «коктейлю» добавить наркодельцов «Золотого треугольника», охватывавшего помимо Мьянмы еще Таиланд и Лаос, то станет очевидно, что ситуация на бирманской земле не символизировала тишь да гладь.

С 1962 и до 2011 года страна управлялась военными, а глава победившей в 1989 году оппозиционной Демократической Лиги, будущая лауреат Нобелевской премии мира До Аун Сан Су Чжи надолго оказалась заключена под домашний арест. Страна оказалась в довольно заметной изоляции от внешнего мира – в том числе в связи с западными санкциями. Но за последние годы в Мьянме произошли заметные изменения, были проведены выборы. И в прошлом году Аун Сан Су Чжи стала министром иностранных дел и государственным советником (де-факто премьер-министром).

В стране с населением в 60 млн человек, насчитывается более ста народностей: бирманцы, шаны, карены, араканцы, китайцы, индийцы, моны, качины и др. Подавляющее большинство верующих – буддисты, есть христиане, мусульмане, анимисты.

– Мьянма как многонациональная страна испытывает груз проблем подобного рода, – комментирует директор Центр АСЕАН при МГИМО Виктор Сумский. – Новым правительством страны делаются попытки урегулировать конфликтные ситуации, но по факту получается, что на первый план вышла именно проблема рохинджа...

Итак, кто такие рохинджа? Это этническая группа, компактно проживающая в мьянманском штате Ракхайн (Аракан). Рохинджа исповедуют ислам. По оценкам, их численность в Мьянме составляет от 800 тыс до 1,1 млн человек. Считается, что большая их часть переселилась на территорию Бирмы еще во времена британского колониального владычества.

Власти Мьянмы именуют рохинджа нелегальными иммигрантами из Бангладеш – и на этом основании отказывает им в гражданстве. Закон запрещал им рожать более двух детей. Власти пытались переселить их в Бангладеш – но и там их особо никто не ждал. Не случайно ООН называет их одним из самых преследуемых меньшинств в мире. Многие представители рохинджа бегут в Индонезию, Малайзию, Таиланд. Но ряд стран Юго-Восточной Азии – в том числе мусульманских – отказывается принимать этих беженцев, и суда с мигрантами разворачивают в море.

Во время Второй Мировой войны, когда Бирма была оккупирована Японией, в 1942 году произошла т. н. «араканская резня» между мусульманами-рохинджа, получивших оружие от британцев, и местными жителями-буддистами, поддерживавшими японцев. Десятки тысяч человек погибли, множество людей стали беженцами. Само собой, эти события не добавили доверия в отношения между общинами.

Время от времени в местах компактного проживания рохинджа вспыхивали серьезные трения, доходившие нередко до кровопролития. В то время как исповедующие буддизм бирманцы устраивают мусульманские погромы в Ракхайне, лидер тибетских буддистов Далай-лама призывал нобелевскую лауреатку Аун Сан Су Чжи поддержать представителей народности рохинджа. Высказывался в защиту бирманских мусульман и генсек ООН Пан Ги Мун. Не молчали по этому поводу и на Западе - и в Евросоюзе, и в США (хотя, конечно, в введенных в свое время против Мьянмы санкциях первую роль играла не проблема мусульманского меньшинства). А с другой стороны, проблему мусульман в Бирме в прошлые десятилетия активно использовали и различного рода теоретики «глобального джихада» - от Абдаллы Аззама до его ученика Усамы бен Ладена. Так что нельзя исключать и того, что этот регион может стать новой точкой конфликта, куда потянутся сторонники самых радикальных группировок джихадистского толка - как это произошло, скажем, на Филиппинах.

Ситуация особенно обострилась после того, как в октябре прошлого года десятки человек атаковали три мьянманских погранпоста, в результате девять пограничников были убиты. После этого в штат Ракхайн были введены войска. Более 20 тыс человек бежали в Бангладеш. В феврале 2017 года был опубликован доклад ООН , созданный на основе опросов беженцев: в нем приводятся шокирующие факты внесудебных расправ над рохинджа со стороны местных националистов, а также силовиков, групповых изнасилований и т. д.

Только за последние дни в Бангладеш бежали около 90 тыс. представителей рохинджа. Это случилось после того, как 25 августа повстанцы из «Араканской армии солидарности рохинджа» атаковали десятки полицейских постов и армейскую базу в Ракхайне. Последующие столкновения и военное контрнаступление унесли по меньшей мере 400 жизней. Власти обвиняют боевиков в поджогах домов и убийствах гражданских лиц, а правозащитники винят в том же армию. И еще до Рамзана Кадырова в защиту бирманских мусульман на прошлой неделе выступил турецкий президент Эрдоган, назвавший происходящее геноцидом, о котором «все молчат»...

После стихийного митинга мусульман у посольства Мьянмы в Москве в защиту единоверцев митинг прошел и в Грозном - в нем приняли участие около миллиона человек.


© Getty Images
29/6/2017

Индия дожна положить конец преступлениям на почве ненависти к мусульманам

Индийские власти должны обеспечить, чтобы те, кто несёт ответственность за публичные линчевания и другие преступления на почве ненависти в отношении мусульман в ряде штатов, не остались безнаказанными, - заявила сегодня Amnesty International в Индии.

За период с апреля 2017 года в Индии убили по меньшей мере десятерых мужчин-мусульман; есть все основания предполагать, что это были преступления на почве ненависти, происходившие в условиях растущей исламофобии в стране. Эти нападения способствовали растущему чувству незащищённости у многих мусульман, кроме того, они обострили религиозную напряжённость. Двадцать восьмого июня в целом ряде городов по всей Индии пройдут демонстрации против нападений на мусульман.

«Преступления на почве ненависти, совершённые, по всей видимости, с полной безнаказанностью, вызывают глубокую обеспокоенность. Многие из них были совершены в штатах, где у власти находится «Бхаратия Джаната Парти» (БДП). К сожалению, и премьер-министр, и ряд ключевых министров в правительстве практически никак не выразили того, что относятся с осуждением к подобному проявлению насилия», - заявил Аакар Патель, исполнительный директор представительства Amnesty International в Индии.

«Кампания БДП по защите коров, по всей видимости, придала смелости вершащим самосуд группировкам, которые, вероятно, в ряде случаев действуют с молчаливого одобрения властей штатов. В то же время лидеры БДП игнорировали или, что ещё хуже, оправдывали подобные нападения».

«Растущую тенденцию исламофобии необходимо пресечь немедленно. Премьер-министр Индии, ведущие лидеры БДП и ключевые министры правительства должны немедленно прервать своё молчание и безоговорочно осудить произошедшие нападения. Полицейские департаменты штатов должны обеспечить, чтобы виновные в их совершении были привлечены к ответственности».

«В ряде случаев имели место стихийные линчевания со стороны толпы; среди них - нападения на далитов, заподозренных в незаконной перевозке коров, убийство предполагаемых торговцев детьми в Джаркханде, а также линчевание полицейского в одной из мечетей в Кашмире. Все эти нападения вызывают глубокое сожаление и указывают, по всей видимости, на ослабление принципа верховенства закона».

Недавние преступления на почве ненависти к мусульманам

Джаркханд, 27 июня

Усман Ансари, фермер на молочной ферме, был избит толпой из примерно 100 человек, часть его дома была сожжена; как сообщается, это произошло после того, как недалеко от его дома обнаружили мёртвую корову. Представители полиции сообщили журналистам, что нападающие также швыряли в них камнями, при этом 50 полицейских были ранены.

Западная Бенгалия, 24 июня

В Северном Динаджпуре, штат Западная Бенгалия, толпа до смерти избила Насирула Хака, Мохаммеда Самируддина и Мохаммеда Насира, троих строительных рабочих, как утверждается, за кражу коров. На сегодняшний день дело об убийстве заведено, арестованы трое подозреваемых. Тем не менее полиция штата придерживается мнения, что у этого нападения не было религиозных мотивов.

Харьяна, 22 июня

15-летнего Джунаида Хана зарезали в поезде в Харьяне, после того как спор из-за мест в вагоне перерос в нападение на почве религиозной принадлежности. Джунаида называли «муллой», «пожирателем говядины», перед тем как зарезать, с него сорвали молельную шапочку. Его брат был тяжело ранен. По сообщениям очевидцев, попавшим в СМИ, в нападении участвовало по меньшей мере 20 человек. Полиция штата задержала одного.

Раджастан, 16 июня

44-летний Заффер Хуссейн умер после того, как его избили гражданские чиновники в Пратапгархе, Раджастан; он помешал им фотографировать и снимать на видео женщин, испражнявшихся на открытом воздухе; такое видео снималось под предлогом проходящей санитарной кампании. В отчёте о вскрытии говорится, что Хуссейн умер от сердечной недостаточности, однако его семья и очевидцы утверждают, что его забили до смерти. В отношении комиссара местного муниципалитета и троих муниципальных служащих было возбуждено дело об убийстве. Ни одного ареста полиция пока не проводила.

Махараштра, 26 мая

Двое мусульман, торгующих мясом, подверглись нападению агрессивных защитников коров в Малегаоне, штат Махараштра, по подозрению в хранении говядины. На видеозаписи происшествия видно, как мужчин жестоко избивали и оскорбляли, им приказали выкрикивать «Джей Шри Рам» (Приветствую Бога Раму). Девять человек были арестованы. Тем не менее, двоим торговцам мясом также были предъявлены уголовные обвинения в «оскорблении религиозных чувств».

Уттар-Прадеш, 2 мая

65-летнего Гулама Мохаммеда избили до смерти в Буландшахре, штат Уттар-Прадеш, после того, как прошёл слух, что из деревни тайно бежали мусульманин и индуска. Как утверждается, нападающие были членами «Хинду юва вахини» - националистической индуистской группировки, проводившей кампанию против «джихада любви» – якобы существующем заговоре мусульманских мужчин, имеющим целью соблазнять индуистских женщин и обращать их в ислам. Полиция штата арестовала троих человек.

Ассам, 30 апреля

В Нагаоне, штат Ассам, толпа линчевала Абу Ханифу и Риазуддина Али по подозрению в краже коров. Полиция завела дело об убийстве, но пока не проводила никаких арестов.

Джаркханд, 6 апреля

19-летнего Мохаммеда Шалика привязали к столбу и забили до смерти, как сообщается, причиной стали его романтические отношения с индуистской девушкой. Три человека были арестованы, однако полиция утверждает, что произошедшее убийство не было случаем проявления межобщинного насилия.

Раджастан, 1 апреля

55-летний фермер Пехлу Хан, содержавший молочную ферму, и четверо других мусульман стали жертвами вспышки уличного насилия недалеко от шоссе в Альваре, штат Раджастан. Хан умер через два дня. Толпа несправедливо обвинила мужчин в незаконной торговле коровами. После убийства министр внутренних дел Раджастана сделал заявление, оправдывающее это убийство, утверждая, что Хан принадлежал к семье, занимавшейся незаконной торговлей коровами. Трое человек были арестованы.

Мьянма вновь оказалась в центре внимания мировой прессы: 1 июля толпа буддистов сожгла мечеть в деревне Хпакант, штат Качин. Нападавших вывел из себя тот факт, что мусульманское молитвенное сооружение построено слишком близко к буддистскому храму. За неделю до этого аналогичный инцидент случился в провинции Пегу (Баго). Там тоже была разрушена мечеть, а также избит местный житель — мусульманин.

  • Reuters

Такие происшествия — не редкость в современной Мьянме. Это государство Юго-Восточной Азии граничит с Китаем, Лаосом, Таиландом, Индией и Бангладеш. Из Бангладеш с населением 170 млн человек мусульмане незаконно переселяются в преимущественно буддистскую Мьянму с населением 55 млн человек. Те, кто именует себя рохинджа, проделали этот путь много лет назад. Они обосновались в штате Ракхайн (Аракан), исторической для мьянманцев земле, колыбели бирманской нации. Обосновались, но не ассимилировались.

Мигранты с корнями

«Традиционные мусульмане Мьянмы, такие как индусы-малабары, бенгальцы, мусульмане-китайцы, мусульмане-бирманцы, живут на всей территории Мьянмы, — поясняет в беседе с RT живущий в Мьянме востоковед Пётр Козьма, ведущий популярный блог о стране. — С этой традиционной мусульманской уммой у буддистов опыт сосуществования на протяжении многих десятилетий, поэтому, несмотря на эксцессы, дело редко доходило до масштабных конфликтов».

С бенгальцами рохинджа — совсем другая история. Официально считается, что несколько поколений назад они нелегально проникли на территорию Мьянмы. «После того как к власти пришла Национальная лига за демократию во главе с нобелевским лауреатом Аун Сан Су Чжи, официальная формулировка была скорректирована. Перестали говорить «бенгальцы», стали говорить «мусульмане, проживающие в араканской области», — рассказывает RT доцент МГИМО, специалист по Мьянме Ксения Ефремова. — Но проблема в том, что сами эти мусульмане считают себя народом Мьянмы и претендуют на гражданство, которое им не предоставляют».

  • Reuters

По словам Петра Козьмы, долгие годы правительство Мьянмы не знало, как поступить с рохинджа. Их не признавали гражданами, однако неверно утверждать, что делали это из-за религиозных или этнических предрассудков. «Среди рохинджа много тех, кто перебежал из Бангладеш, в том числе по причине проблем с законом, — рассказывает Пётр Козьма. — Вот и представьте себе анклавы, где правят бал сбежавшие из соседнего государства радикалы и преступники».

Эксперт отмечает, что у рохинджа традиционно высокая рождаемость — в каждой семье по 5-10 детей. Это привело к тому, что за одно поколение количество переселенцев возросло в несколько раз. «Вот однажды эту крышку и сорвало. И тут даже не важно, кто первый начал», — заключает востоковед.

Обострение конфликта

Процесс вышел из-под контроля в 2012 году. Тогда в июне и октябре в вооружённых столкновениях в Ракхайне между буддистами и мусульманами погибло более ста человек. По данным ООН, примерно 5300 домов и культовых сооружений были разрушены.

В штате было введено чрезвычайное положение, но опухоль конфликта уже распространилась по Мьянме. К весне 2013 года погромы переместились с западной части страны в центр. В конце марта беспорядки начались в городе Мейтхила. 23 июня 2016 года конфликт вспыхнул в провинции Пегу, 1 июля — в Хпаканте. Казалось, произошло то, чего больше всего опасалась традиционная умма Мьянмы: недовольство рохинджа экстраполировалось на мусульман в целом.

  • Reuters

Межкоммунальное противоречие

Мусульмане — одна из сторон конфликта, но некорректно рассматривать беспорядки в Мьянме как межрелигиозные, считает заведующий кафедрой регионоведения Московского государственного университета Дмитрий Мосяков: «Происходит значительное увеличение численности беженцев из Бангладеш, которые пересекают море и заселяются в исторической области Аракан. Появление этих людей никак не радует местное население. И тут не имеет значения, мусульмане они или представители иной религии». По словам Мосякова, Мьянма — это сложный конгломерат народностей, но всех их объединяет общая бирманская история и государственность. Рохинджа выпадают из этой системы общностей, и именно в этом зерно конфликта, в результате которого гибнут как мусульмане, так и буддисты.

Чёрное и белое

«А в это время в мировых СМИ звучит тема исключительно пострадавших мусульман и ничего не говорится о буддистах, — добавляет Пётр Козьма. — Такая односторонность в освещении конфликта родила у мьянманских буддистов чувство осаждённой крепости, а это прямой путь к радикализму».

  • Reuters

По словам блогера, освещение в ведущих мировых СМИ беспорядков в Мьянме трудно назвать объективным, очевидно, что публикации ориентированы на многочисленную исламскую аудиторию. «В штате Ракхайн мусульман было убито не намного больше, чем буддистов, а по числу разрушенных и сожжённых домов стороны примерно равны. То есть не было резни «мирных и беззащитных мусульман», был конфликт, в котором почти в равной степени отличились обе стороны. Но, к сожалению, у буддистов нет своей Al Jazeera и подобных ей рейтинговых телестанций общемирового уровня, чтобы сообщить об этом», — говорит Пётр Козьма.

Эксперты утверждают, что власти Мьянмы заинтересованы в сглаживании конфликта или хотя бы сохранении статус-кво. Они готовы идти на уступки — за последнее время достигнуты мирные договорённости с другими нацменьшинствами. Но в случае с рохинджа это не сработает. «Эти люди садятся в джонки и плывут вдоль Бенгальского залива на бирманские берега. Новая волна беженцев провоцирует новые погромы местного населения. Ситуацию можно сравнить с миграционным кризисом в Европе — что делать с потоком этих чужестранцев, толком никто не знает», — заключает заведующий кафедрой регионоведения Московского государственного университета Дмитрий Мосяков.



Что еще почитать