Лучшие системы про и зрк в мире. Чем сильны самые сильные армии мира. Самый эффективный переносной зрк: пзрк «игла-с»

Однако на самом деле никакого волшебства здесь нет ни для одной из сторон. Стратегический уровень взаимовыгодного партнерства в столь чувствительной сфере, как поставки вооружения и военной техники, – это повседневная реальность для наших стран, своего рода рутина, однако без какого-либо негативного подтекста. И нанести серьезный ущерб этому партнерству до сих пор не удавалось ни другим странам, прилагающим огромные усилия для проникновения и закрепления на индийском рынке продукции военного назначения, ни отдельным разногласиям между Россией и Индией по некоторым совместным программам (здесь, в частности, можно вспомнить проект создания среднего транспортного самолета МТА, об отмене которого недавно стало известно).

В ИНДИЮ С «ТРИУМФОМ»

Как бы ни хотелось кому-то разрушить альянс Москвы и Дели в сфере ВТС, сделать этого не удается. Основу боевой мощи индийских ВВС, Сухопутных войск и флота составляет российское оружие: многофункциональные истребители С-30МКИ, основные боевые танки Т-90, авианосец «Викрамадитья» с авиагруппой в составе палубных истребителей МиГ-29К/КУБ. И этот список продолжает пополняться. В настоящее время ведется подготовка контракта на поставку Индии зенитных ракетных систем большой дальности С-400 разработки Концерна ВКО «Алмаз – Антей».

Межправительственное соглашение на поставку в Индию ЗРС С-400 «Триумф» было подписано в ходе российско-индийского саммита в октябре 2016 г. Как отметил в ходе аэрокосмического салона Aero India 2017 заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Владимир Дрожжов, Россия рассчитывает, что соответствующий контракт будет заключен уже до конца 2017 г. В настоящее время ведутся предконтрактные переговоры.

В дни проведения Aero India 2017 Вячеславу Дзиркалну, заместителю генерального директора Концерна ВКО «Алмаз – Антей» по внешнеэкономической деятельности, был задан вопрос о том, почему С-400 пользуется столь большим интересом на рынке высокотехнологичной продукции военного назначения. Ответ был прост: «На данный момент С-400 – лучшая система ПВО дальнего действия в мире». Этот факт подтверждает не только подготовка соответствующего контракта с Индией, но и уже заключенное соглашение о поставке «Триумфов» в Китай (контракт с КНР, как сказал директор по международному сотрудничеству и региональной политике госкорпорации «Ростех» Виктор Кладов, в настоящее время находится на стадии производства). Китай совершенно очевидно достиг весьма существенного прогресса в деле разработки современных систем вооружения, однако по-прежнему предпочитает реализовывать чувствительные с точки зрения обеспечения национальной безопасности программы в сотрудничестве именно с Россией.

По понятным причинам какие-либо подробности готовящегося контракта с Индией на поставку ЗРС С-400 не раскрываются. Известно лишь – и это в ходе India 2017 подтвердил Вячеслав Дзиркалн – системы будут поставляться в Индию в готовом виде, ни о какой локализации их производства речи не идет.

А для того, чтобы удовлетворить требование Дели о трансферте технологий при закупке оружия зарубежного производства в соответствии с действующим в последние годы принципом «Make in India», предлагается организовать в стране систему послепродажного обслуживания на базе мобильного комплекса «РЕДИКОМ», разработанного входящим в «Алмаз – Антей» ГПТП «Гранит». «Мы предлагаем вариант оснащения уже имеющихся в Индии мощностей для осуществления послепродажного обслуживания нашей техники с последующей передачей необходимой документации и оборудования, что дало бы возможность индийским партнерам работать уже самостоятельно», – сказал Вячеслав Дзиркалн. «Концерн имеет право на осуществление обучения иностранных специалистов проведению сервисных работ», – подчеркнул заместитель генерального директора «Алмаза – Антея».

Передвижной ремонтно-диагностический комплекс «РЕДИКОМ» предназначен для технического обслуживания и восстановительного ремонта зенитных ракетных систем и комплексов, а также средств радиолокации на местах ее эксплуатации. Оборудование комплекса, размещенное в унифицированных кузовах-контейнерах, позволяет обслуживать и ремонтировать цифровую, цифро-аналоговую, аналоговую радиоэлектронную аппаратуру, механические и гидравлические агрегаты и узлы, системы жизнеобеспечения, шасси. Размещение мастерских в унифицированных кузовах-контейнерах, оснащенных полным набором систем жизнеобеспечения (кондиционеры, отопление, фильтро-вентиляционные установки), позволяет решать возложенные на комплекс задачи фактически в любых климатических зонах и погодных условиях.

Рабочие места в мастерских оборудованы автоматизированными системами контроля и диагностики, что позволяет снизить время, необходимое для выявления неисправности в радиоэлектронной аппаратуре. Предусмотрены возможности хранения наборов ЗиП для осуществления ремонта.

Комплекс универсален и может использоваться для ремонта практически любой техники как отечественного, так и зарубежного производства. В последнем случае эксплуатанту необходимо предоставить лишь техническую документацию к образцам вооружения и военной техники, на основе которой специалисты «Гранита» разработают тест-программы для диагностики радиоэлектронного оборудования.

Помимо разработчика комплекса «РЕДИКОМ» ГПТП «Гранит» и создателя ЗРС С-400 НПО «Алмаз», на объединенном стенде Концерна ВКО «Алмаз – Антей» свою продукцию представили его дочерние общества: АО «ИЭМЗ «Купол», АО «УМЗ», АО «ВНИИРА», ПАО «НПО «Стрела», ПАО «Радиофизика» – разработчики и производители средств ПВО сухопутного и морского базирования, автоматизированных систем управления, радиолокационных станций и комплексов контроля воздушного пространства и наземной разведки.

В целом на выставке Aero India 2017 в экспозиции Концерна ВКО «Алмаз – Антей» был сделан акцент на модернизации и ремонте профильной продукции военного назначения, распространенной в Юго-Восточной Азии. Так, ИЭМЗ «Купол» представил программу модернизации ЗРК «ОСА-АКМ» до уровня ЗРК «ОСА-АКМ1», а УМЗ – модернизации зенитного ракетно-пушечного комплекса «Тунгуска» до уровня «Тунгуска-М1» и зенитной самоходной установки «Шилка» до уровня «Шилка-М4».

В настоящее время готовится расширение продуктового ряда Концерна, предлагающегося на экспорт. В частности, ведутся работы по оформлению паспорта экспортного облика ЗРК «Бук-М3». По внешнему виду (не говоря о значительно расширенных боевых характеристиках) за счет размещения ракет в транспортно-пусковых контейнерах новый комплекс заметно отличается от своих предшественников. Как отметил Вячеслав Дзиркалн, «разработчики изделия – специалисты НИИП имени Тихомирова – выступили с предложением дать экспортному варианту комплекса отдельное наименование. Предлагаемое название ассоциируется с наименованием первого поколения ЗРК в экспортном исполнении. В Концерне ВКО «Алмаз – Антей» рассчитывают, что широкая известность комплексов «Бук» за рубежом будет способствовать успешному продвижению на внешнем рынке ЗРК «Бук-М3Э». По нашим данным, по боевой эффективности среди мобильных комплексов класса средней дальности равных комплексу «Бук-М3» не существует».

Среди других образцов военной продукции, представленных Концерном ВКО «Алмаз – Антей» на Aero India 2017, следует отметить радиолокационные комплексы охраны объектов и границы, в частности, многоцелевая РЛС «Сова» разработки тульского НПО «Стрела» заинтересовала представителей Министерство внутренних дел и погранслужбу Индии.

«Помимо того, что мы представляем на этой выставке зенитные ракетные системы и комплексы, в этом году большое внимание мы уделили гражданской продукции, – сказал Вячеслав Дзиркалн в ходе Aero India 2017. – Концерн является законодателем мод в области автоматизированных систем управления воздушным движением (АС УВД), поэтому здесь проходит много встреч и переговоров именно по этой тематике».

Заместитель генерального директора Концерна ВКО «Алмаз – Антей» в частности отметил, что индийская сторона проявляет заинтересованность в поставках АС УВД разработки и производства Концерна, систем обзора летного поля (A-SMGCS), к первичным и вторичным радиолокаторам, системам и средствам связи, навигации, метеообеспечения. «Рассматриваются различные предложения модернизации технических средств аэронавигационной системы Республики Индия, организации совместного производства в рамках государственной программы «Make in India». На текущий момент возможность оснащения аэропортов Индии оборудованием АС УВД производства Концерна находится в стадии проработки. Помимо индийской стороны, также проявляют интерес к нашему оборудованию такие страны, как Мьянма, Вьетнам, Иран, Индонезия», – заявил Вячеслав Дзиркалн.

Здесь важно отметить, что «Алмаз – Антей» планирует дальнейшее расширение линейки высокотехнологичной гражданской продукции. Концепция развития Концерна предусматривает, что стратегическое значение в этом сегменте будет иметь гражданское приборостроение, радиоэлектроника, создание автоматизированных систем управления, автономных энергетических установок, развитие энергосберегающих технологий и технологий для переработки и утилизации для нужд ЖКХ, медицины, транспорта, связи, безопасности и промышленного производства.

То есть речь в данном случае не идет о производстве, например, бытовой электроники и других товаров народного потребления – попытки переориентировать ОПК на штамповку кастрюль уже имели место в 1980-1990 гг. и продемонстрировали свою полную несостоятельность, граничащую с вредительством. Каждый сегмент промышленности должен заниматься своим делом, тем более что трансферт высоких технологий из военной в смежные гражданские сферы – это уже отработанный в мировой практике прием, неоднократно доказавший свою эффективность.

ИНДИЙСКИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬНЫЙ ТЕНДЕР – НОВАЯ СЕРИЯ

Главной авиационной интригой авиасалона Aero India 2017 была ситуация вокруг планирующейся закупки Индией крупной партии (200 единиц) однодвигательных истребителей – наследие так и не реализованной до конца программы MMRCA. Министр обороны Индии Манохар Паррикар в ходе выставки раскрыл некоторые детали этого проекта.

Истребители должны быть собраны в стране в рамках концепции «Make in India» с масштабной передачей технологий.

Как сообщил местным СМИ Манохар Паррикар, на текущий момент в проекте лидируют две компании – американская Lockheed Martin с F-16 bloсk 70 (F-16V) и шведская Saab с JAS 39E/F Gripen. Министр сказал и о F/A-18E/F Super Hornet американской фирмы Boeing, хотя эта тяжелая двухдвигательная машина явно не подходит под условия готовящегося тендера. Является ли это заявление ошибкой или свойственной Индии вариативностью – пока не ясно. Во всяком случае, F/A-18E/F уже участвовал в знаменитом тендере в рамка программы MMRCA, в котором также должны были участвовать многофункциональные истребители среднего класса.

По словам Манохара Паррикара, выбранный самолет будет собираться на созданном в Индии предприятии, специально построенном под проект в рамках предлагаемого стратегического партнерства. После выбора модели самолета Индия в течение определенного периода времени определит исключительно индийские частные компании в качестве субподрядчиков.

Отвечая на вопросы журналистов о том, что якобы уже принято решение по переносу завода по сборке F-16 в Индию, министр обороны заявил, что сам узнал об этом из СМИ, хотя и не отрицал того факта, что такие переговоры действительно велись с администрацией Барака Обамы. Администрация Дональда Трампа, по его мнению, может иметь другую точку зрения на эту и другие программы, и индийское руководство готово их обсудить, понимая, что любая сделка такого масштаба должна соответствовать приоритетам политики США.

Как бы то ни было, но в ходе Aero India 2017 шведская фирма Saab развернула небывало бурную деятельность по продвижению своего истребителя на индийский рынок. Представители компании заявляли о максимально возможной передаче технологий Индии, а также продвигали на выставке палубную версию «Грипена» для новых индийских авианосцев, работа по созданию которых уже началась.

Проект создания морской версии JAS 39E/F пока еще не вышел из бумажной стадии, хотя, по словам представителей компании Saab, постройка летного образца истребителя начнется «очень скоро». Поскольку шведский флот не располагает авианесущими кораблями, первый полет морского «Грипена» состоится с палубы авианосца «третьей страны». Основной кандидат на эту роль – США, поскольку вряд ли шведам удастся достичь понимания в этом вопросе с Парижем, который рассчитывает самостоятельно продать Индии свой палубный Rafale M.

Помимо продвижения на индийский рынок JAS 39E/F, Saab предлагает в качестве либо отдельной, либо дополнительной опции повышение боевых возможностей легкого истребителя Tejas индийской разработки. Шведы готовы интегрировать на борт этого самолета свою РЛС, аналогичную устанавливающейся на «Грипене», а также оснастить Tejas подвесным контейнером с малогабаритной РЛС с ФАР, которая позволяет применять с борта истребителя всеракурсные ракеты класса «воздух-воздух».

Россия также будет участвовать в тендерах на поставку Индии 200 новых истребителей и палубных машин для перспективных авианосцев. Наши претенденты – МиГ-35 и МиГ-29К/КУБ. Как сказал в ходе Aero India 2017 Владимир Дрожжов, российское предложение на первый конкурс было подано еще до официального начала тендерных процедур.

Израильская корпорация Rafael Advanced Defense Systems Ltd. опубликовала видеоролик, где с помощью компьютерной графики представила возможности новейшей системы радиолокационной борьбы AIR EW Systems, разработка которой ведётся в настоящее время израильской оборонной промышленностью.

Система радиоэлектронного подавления (РЭП) состоит из трёх компонентов: РЭП Sky Schield (подавление РЛС широкого радиуса), РЭП Light Schield (подавление РЛС ближнего обнаружения) и буксируемого на тросе контейнера X-Guard. Последний элемент, по замыслу разработчиков, должен отвлечь ракеты ПРО на себя.

По сценарию ролика, группа многофункциональных истребителей F-16, оснащённых AIR EW Systems, поднимается в воздух для атаки на инфраструктурные объекты противника (в качестве условной цели выбрана ТЭЦ).

Система дезориентирует ПВО противника — в этой роли выступают ЗРК, напоминающие российские С-400 и «Панцирь-С».

Выпущенные по авиагруппе зенитные ракеты отвлекает на себя буксируемый контейнер X-Guard, в результате чего ракеты сбиваются с курса, а истребители наносят удар по гражданской инфраструктуре условного противника. Система радиоэлектронной борьбы AIR EW Systems на данный момент находится на завершающей стадии разработки.

Системная борьба

Следует отметить, что у израильских военных есть реальный опыт прорыва обороны ПВО противника. Речь идёт, в частности, о воздушной операции «Арцав-19», осуществлённой во время конфликта между Израилем и Сирийской арабской республикой в 1982 году.

Однако в той операции был задействован целый арсенал средств нападения. Сначала БПЛА IAI Scout и малоразмерные дистанционно-пилотируемые летательные аппараты Mastiff провели разведку, определив расположение сирийских зенитно-ракетных комплексов и аэродромов, по которым на основании полученных данных были нанесены ракетные удары. Также в операции были задействованы самонаводящиеся противорадиолокационные ракеты Shrike, с помощью которых авиация ВВС Израиля уничтожила РЛС сирийских ПВО.

При этом за радиолокационное обеспечение операции отвечала целая авиагруппа, в том числе американский палубный самолёт дальнего радиолокационного обнаружения E-2C Hawkeye, оснащённый антенной РЛС и системой опознавания «свой — чужой». Результатом тщательно спланированной операции стала победа израильской стороны над средствами ПВО САР.

Схема прорыва эшелонированной системы противовоздушной защиты противника и сегодня представляет многоступенчатую и тщательно скоординированную операцию с применением различных БПЛА, самолётов дальнего радиолокационного обнаружения, средств радиолокационной борьбы и истребителей. Чтобы обнаружить и запутать вражеские ПВО, израильские военные, в частности, могут использовать «ложные» ракеты ATALD (Advanced Tactical Air Launched Decoy & Aerial Target) производства госкорпорации Israel Military Industries. Ракета призвана симулировать появление множества целей на радарах противника. Как предполагается, это вынудит его переключить свои ПВО в боевой режим, что позволит комплексам радиолокационного обнаружения атакующей стороны засечь положение вражеских ЗРК.

После того как зенитные комплексы противника будут разбиты ударами крылатых ракет большой дальности и ударными беспилотниками, к участию в операции могут подключиться истребители, оснащённые системами РЭБ.

Как пояснил в интервью RT генерал-лейтенант запаса, заместитель главнокомандующего ВВС России в 2003—2007 годах по вопросам Объединенной системы ПВО государств — участников СНГ Айтеч Бижев, система ПВО — это целый комплекс, включающий системы подавления радиопомехами бортовой аппаратуры атакующих самолётов, истребительную авиацию, а также системы ПВО ближнего и дальнего боя.

Атака на такую систему невозможна силами одной авиагруппы истребителей, пояснил эксперт.

«В рекламных роликах каждая страна преподносит свои достижения в лучшем виде. Но истинная оценка может быть дана только по результатам реального боя, — подчеркнул Бижев. — Если планируется атака и прорыв ПВО противника, то в операции должна, к примеру, участвовать группа самолётов радиоэлектронного подавления, которые «ослепят» системы ПВО помехами. И только за ними идёт ударная авиация, которая выполняет боевую задачу. Такой алгоритм принят во всём мире, это классическая схема».

Защитник неба

Тот факт, что именно российские образцы ЗРК фигурируют в качестве условного противника в рекламных роликах зарубежных оборонных компаний, — подтверждение лидерства российских разработок, считают эксперты.

«Конечно, в материалах, направленных на продвижение своей продукции, в качестве потенциальных объектов поражения выбираются самые лучшие образцы вооружений, — пояснил в интервью RT заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г.В. Плеханова, эксперт Ассоциации военных политологов Андрей Кошкин. — С-400 — лучшая в мире система ЗРК. Это подтверждается и тем, что такие страны, как Турция и Саудовская Аравия, стремятся получить их, невзирая на недовольство Вашингтона или НАТО».

ЗРК С-400 был разработан в 2000-х годах НПО «Алмаз» им. А.А. Расплетина, в 2007-м комплекс «Триумф» был принят на вооружение ВС РФ. Он способен обнаруживать цели в радиусе 600 км, досягаемость С-400 для аэродинамических целей достигает 400 км, для баллистических — 60 км. «Триумф» предназначен для уничтожения всех типов воздушных целей, летящих на скорости до 4,8 км/с. Комплекс одновременно способен наносить удар по 36 целям, причём благодаря вертикальному пуску ракет обстрел может вестись на 360 градусов.

С-400 может выполнять задачи в условиях радиопротиводействия. В 2016 году газета «Известия» со ссылкой на источники в Минобороны сообщила о поставках специальных стелс-контейнеров, способных укрыть зенитные комплексы от радиоразведки противника.

Единственным реальным конкурентом С-400 сегодня является американский ЗРК Patriot. Однако по ряду показателей российский «Триумф» превосходит американский комплекс, считают эксперты.

Россия активно экспортирует С-400 за рубеж: первым покупателем стал Китай, контракт на поставку ПВО в КНР был подписан ещё в 2014 году. Интерес к «Триумфу» проявила Турция: в сентябре 2017 года был заключён договор на поставку. Кроме того, приобрести российские ЗРС планируют Саудовская Аравия и Индия.

Политический акцент

В 2015 году Россия развернула ЗРС «Триумф» в Сирии, в районе авиабазы Хмеймим. Появление С-400 на Ближнем Востоке не может не беспокоить Израиль, имеющий весьма напряжённые отношения с рядом региональных держав. Главный региональный противник Тель-Авива — Исламская Республика Иран — в 2016 году получила С-300. И хотя пока речи о поставках С-400 Тегерану не идёт, исключать такую вероятность в будущем нельзя. Поэтому вопрос противодействия подобным системам крайне актуален для израильской оборонной индустрии.

Как заявил бывший руководитель израильской ракетной программы Узи Рубин, с любой системой ПВО в перспективе можно справиться.

  • Основатель и первый директор Израильской организации по противоракетной обороне Министерства обороны Узи Рубин
  • cyclowiki.org

«Чтобы справиться с такой системой, нужны годы. Угроза для наших ВВС, исходящая от С-300 и С-400, — это не что-то новое. <…> Время работает на нас. Если сегодня у вас нет средств, они появится завтра. Неразрешимых проблем не существует», — цитирует Рубина newsland.com.

Однако и развитие средств ПВО также не стоит на месте. В настоящее время российский концерн ПВО «Алмаз-Антей» занимается разработкой ЗРК С-500 «Прометей». Предполагается, что новейший комплекс сможет бороться с низкоорбитальными спутниками и космическими средствами поражения, крылатыми гиперзвуковыми ракетами и БПЛА. Как сообщил ранее заместитель главкома ВКС генерал-лейтенант Виктор Гуменный, российские военные могут получить С-500 уже к 2020 году. Впрочем, об экспорте этих новейших систем говорить пока рано. По словам генерального директора «Рособоронэкспорта» Александра Михеева, на данный момент зарубежные поставки С-500 в планах компании не значатся.

В начале 2017 года ряд интернет-СМИ распространили информацию, что израильские истребители F-35 якобы смогли нанести удар по сирийской территории, оставшись незамеченными ЗРС «Триумф». Слухи распространялись со ссылкой на Defense News, хотя впоследствии на страницах издания такой публикации не было обнаружено. Как пояснили эксперты, в действительности российские зенитчики осознанно не берут на прицел израильскую авиацию в САР в соответствии с действующими договорённостями, и ни о каком «прорыве» в этом случае говорить не приходится.

Бижев считает, что распространение информации о возможностях преодоления С-400 преследует рекламные цели — производителям вооружений хотелось бы убедить потенциальных покупателей в эффективности своей продукции.

«Ввиду того, что С-400 экспортируется за рубеж, можно предположить, что речь идёт о коммерческих, маркетинговых уловках, призванных принизить ценность российского комплекса», — пояснил эксперт.

В действительности иностранные специалисты просто не обладают информацией о возможностях С-400: разговоры о том, сможет ли какая-то система преодолеть С-400, не имеют никакого смысла — система нигде пока не принимала участия в реальных боевых действиях, отмечает эксперт.

«Все разведки мира хотели бы узнать тактико-технические характеристики «Триумфа», — подчеркнул Бижев. — Есть частоты мирного времени, есть частоты военного времени. Никто не включает вне боевых действий военные частоты, чтобы их не узнали самолёты-разведчики других стран».

Впрочем, у этой истории есть не только коммерческая, но и политическая подоплёка, полагает Кошкин. По мнению эксперта, Тель-Авив с уважением относится к России и её вооружённым силам, но при этом израильская сторона стремится показать, что способна преодолеть даже самую лучшую систему ПВО.

«Израильтяне хотели бы показать своё могущество, продемонстрировать арабским странам, Ирану: несмотря на то, что исламский мир приобретает зенитные ракетные системы, считающиеся лучшими в мире, Израиль всё равно является грозной силой», — подытожил Кошкин.

В пригороде румынского города Констанца произведено открытие тренировочного лагеря, в котором румынские войска теперь будут осваивать американские комплексы ПВО Пэтриот. А обучать их вызвались сами американцы.

А в румынском Девеселу прошла торжественная церемония открытия ещё одной базы противоракетной обороны НАТО. Среди гостей мероприятия присутствовал генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. Но основными участниками церемонии были генералы из США. Ведь именно Америка – главный член НАТО, разместила здесь свою новую систему ПРО.

Еще одно подобное мероприятие ещё весной этого года прошло в Польше, в деревне Редзиково. И подобных военных баз Альянса вокруг России сегодня более 400. США объясняют постоянное приближение своих ПРО к нашим границам якобы необходимостью защищать Европейский континент. И при этом уверяют – эти системы всего лишь оборонительные и ни коем образом не наступательные. Например, новейший комплекс противоракетной обороны, который США установили в Румынии. Называется он «Иджис Ашор». Эта стальная наземная конструкция высотой в четыре этажа и весом около 900 тонн способна обнаружить и атаковать сразу 20 целей на расстоянии до двухсот километров.

Другим оружием нападения могут стать боевые самолеты, которых все больше стало появляться на авиабазах прямо у наших западных границ. К примеру авиабаза «Эмари» в Эстонии буквально кишит боевой авиацией: на взлетной полосе десятки штурмовиков А-10- Тандерболт, предназначенных для борьбы с танками и наземными целями, воздушные танкеры, истребители-«невидимки» Ф-22 Раптор, которые способны прорывать любую систему противовоздушной обороны. Все это позволяет считать «Эмари» - одной из самых серьезных угроз России, ведь боевым самолетам НАТО отсюда до Петербурга - чуть больше пяти минут полета, а до Москвы - не более получаса.

И именно для того чтобы не допустить воздушного блицкрига - в России создана уникальная трехэшелонная система противовоздушной обороны. Она включает в себя комплексы ПВО дальнего, среднего и ближнего радиуса действия. Первая линия обороны - это дальние комплексы С-300, С-400 и С-500, а также ракеты-перехватчики российской системы ПРО, способные доставать цели за пределами атмосферы.

За какие-то доли секунды из шахты взлетит на перехват цели российская А-135 «Днепр», получившая в НАТО название Газель. На высоте 370-ти километров и дальности до 800-ста километров она способна уничтожать любые летательные аппараты: от самолетов до маневрирующих головных частей американских баллистических ракет. Такие ракеты составляют основу системы противоракетной обороны Москвы и способны в случае ядерной атаки - сбить больше 50 боеголовок на подлете к столице.

Но даже если представить, что какая-то вражеская ракета останется не сбитой Газелью, её встретит и уничтожит комплекс дальнего действия С-400 «Триумф». Он способен атаковать одновременно сразу 36 самолетов противника. Это в 4 раза больше возможностей американских систем ПВО подобного класса. Дальность полета ракет Пэтриота - всего 170 километров, а у С-400 - 400 км. Кроме того у Пэтриота процесс передачи данных о цели идет целых 90 секунд, это почти в 10 раз больше чем у С-400. А значит, Пэтриот просто не успеет среагировать на опасность. Так же Пэтриота большие проблемы с перехватом низколетящих целей - минимальная высота поражения 60 метров. Это в 6 раз больше чем у российского С-400,который может одновременно уничтожить 12 самолетов даже в стратосфере.

Но главное, система противоракетной обороны России выстроена так, что зоны поражения зенитно-ракетных комплексов перекрывают друг друга, не оставляя цели ни малейшего шанса. Например, дальний комплекс С-400 - дополняют комплексы средней дальности «Бук» и системы ПВО малой дальности «Тор», способный уничтожать самые сложные цели - те, что летят на предельно малой высоте. При этом Тор способен вести огонь с марша, двигаясь со скоростью в 45 километров в час - это делает его незаменимым при сопровождении транспортных колонн и защите их от авиации противника.

Подобных систем ПВО средней дальности у американцев просто нет - в Пентагоне решили, пойти по другому пути - создавая лазерное оружие. Проекту прочили блестящее будущее - исключительная точность, эффективность и главное - дешевизна. Начиная с 1989 года США ежегодно вкладывали больше двух миллиардов долларов в лазерные разработки. На разработку лазера США затратили 26 лет и около шестидесяти миллиардов долларов, но неожиданно выяснилось: лазер бьет всего на полтора километра.

Сегодня российские комплексы ПВО - «Панцирь», С-400 Триумф и последние модификации С-300 Антей находятся на боевом дежурстве в Сирии. И именно страх перед ними не позволил американским ВВС осуществить там сценарий, по которому развивались события в Югославии.

«Гарпун», «Томагавк», «Калибр», «Оникс» или «Брамос»: кто способен поспорить с ними за звание лучшей крылатой ракеты мира?

В последнее время именно крылатая ракета стала одним из самых смертоносных и востребованных видов вооружения. Достать врага скальпельно-точечным ударом, ликвидировать его командный бункер, потопить флагманский корабль или же провести массированную атаку позиций противника - только крылатым ракетам по силам выполнить сразу все эти задачи. Дёшево, сердито, эффективно, а, главное, без какого-либо участия пилота. Именно по этим причинам все ведущие мировые державы и страны рангом пониже стараются эффективно развивать свои технологии, направленные на постройку новых образцов этого грозного вооружения. Но кто среди них ушёл дальше всего? Чьи оружейники создали самую совершенную в мире крылатую ракету?

Ответы на этот вопросы в специальном обзоре десяти лучших крылатых ракет в мире.

10-е место: RGM-84 Harpoon Block II (США).

Открывает наш топ «американский старичок», разработки середины прошлого века, одна из самых распространённых крылатых ракет в мире, своеобразный противокорабельный «гарпун» - RGM-84 последней модификации Block II. Надёжная, отработанная система поистине универсальна и может базироваться как на суше, так и в воздухе, на воде и под водой. Но вот поражать способна лишь морские цели, да и то на очень небольшом удалении, всего в 130 километров и с не самой высокой максимальной скоростью 860 км./ч., да и несёт всего чуть больше 200 килограммов боевой нагрузки. Согласитесь, весьма и весьма скромно.

С подобными параметрами проломить современную вражескую систему ПРО и потопить серьёзный корабль по типу авианосца не помогут и всевозможные режимы захода на цель, и малые габариты ракеты. Да и носителю ракеты придется подходить на опасное расстояние. Поэтому Harpoon и занимает почётное десятое место, ради уважения к былой славе «старичка».

9-е место: RBS-15 Mk. III (Швеция).

Ещё одного «старичка» из нашего обзора шведский оружейный концерн Saab начал разрабатывать в одно время с RGM-84, но разработка, увы, затянулась и первая модификация ракеты была принята на вооружение лишь в 1985 году. Но и получилась она лучше американского конкурента. Универсальность запуска со всех возможных носителей, в два раза большая дальность полёта, практически та же самая масса боевой части и более высокая скорость полёта: RBS-15, третьей модификации более смертоносен, чем Harpoon, но и также не может применяться по наземным целям. Поэтому шведская разработка и уверено теснит американский «гарпун» в нашем рейтинге.

8-е место: SOM (Турция).

Турецкие вооруженные силы вплоть до текущего момента не имели и крылатой ракеты собственного производства, но в 2012 году всё-таки приняли на вооружение новейшую разработку - ракету SOM. Созданная в турецких конструкторских бюро SOM представляет из себя довольно компактную универсальную крылатую ракету, способную поражать не только морские, но и наземные объекты. Новейшая электроника, различные режимы поражения цели, дальность стрельбы и максимальная скорость полёта выше уровня легендарной RGM-84 - всё это удалось реализовать туркам в металле. Но всё-таки опыта в разработках подобных систем вооружений Турции всё ещё не хватает. Поэтому переплюнуть шведские и американские аналоги SOM удалось, но не более того. Диагноз: учиться и ещё раз учиться, опыт в разработках приходит со временем.

7-е место: Naval Strike Missile (Норвегия).

Норвежцы, в первую очередь, заботятся об охране морских границ собственного государства и со своей разработкой 2007 года не отстают от ведущих мировых производителей крылатых ракет. Naval Strike Missile затыкает за пояс и Harpoon, и RBS-15, и SOM. Ракета летит дальше, почти что достигает скорости звука, собрана из композитных материалов, уничтожает все цели и сама может ставить активные помехи противнику. Поэтому перехватывается системой ПРО такой «подарочек» крайне непросто.

Вот только базироваться Naval Strike Missile пока что может только на кораблях, да и несёт всего 125 килограммов боевой нагрузки. Маловато - самый низкий показатель из нашего рейтинга, поэтому только 7-е место.

6-е место: BGM-109 Tomahawk Block IV (США).

Итак, встречайте - легендарный Tomahawk. Куда же без него... Нестареющий ветеран и одна из самых известных крылатых ракет в мире открывает список тяжеловесов в нашем рейтинге.

Самая большая дальность поражения, самая насыщенная история боевого применения, весьма серьёзная масса боевой части в 450 килограмм - американский «томагавк» самая, что ни на есть серьёзная угроза для противника. Для противника не обладающего всё той же современной системой ПВО, например, стран «третьего мира». Дозвуковая скорость вкупе с невозможность маневрировать с большими перегрузками делают из американского «чуда-оружия» лёгкую мишень для новейших зенитных ракет противника.

Но всё-таки дальность полёта в 1600 километров играет значительную роль, поэтому место номер 6.

5-е место: Storm Shadow/SCALP EG (Франция-Италия-Великобритания).

Совместная разработка ведущих оружейных концернов Евросоюза должна была привести к чему-нибудь, по меньшей мере, грандиозному. Так на свет появилась уникальная, напичканная электроникой, выполненная по стелс-технологиям крылатая ракета Storm Shadow. Её боевая часть тандемного типа, массой практически в полтонны, позволяет пробивать самую серьёзную броню, а комбинированная система наведения с режимом распознавания цели поражать самые труднодоступные цели.

Казалось бы Storm Shadow должна быть лидером данного рейтинга, если бы не одно «но»...максимальная скорость. Ракета не может преодолеть сверхзвуковой барьер, а, значит, для новейших систем ПРО остаётся довольно лёгкой жертвой.

4-е место: Р-800 «Оникс/Яхонт» (Россия).

Старичок» советской разработки конца 70-х годов заслужил своё место в списке уже благодаря одному достоинству - сверхзвуковой скорости полёта в 3000 км./ч. Подобной характеристикой не обладает ни одна из представленных выше крылатых ракет, разработанных на Западе, а, значит, в прорыве современных систем ПРО «Ониксу» практически нет равных. А полнейшая унификация по основным типам носителей (надводные, подводные, наземные) и возможность применения против целей любого базирования уверено ставят российскую ракету на 4-е место.

3-е место: 3М-54 «Калибр» (Россия).

Новейшая российская оружейная система, разработанная на рубеже веков совсем недавно потрясла весь мир своими боевыми возможностями, в ходе осенних пусков ракет по позициям боевиков ДАИШ*. Потрясающая возможность базирования на всех типах носителей, в том числе и в специально замаскированных контейнерах. Потрясающая максимальная скорость полёта, почти что в три раза превышающая скорость звука. Потрясающая точность наведения и поражения. Одна из самых высоких дальностей стрельбы и самая большая масса боевой части. «Калибр» уж точно заслужил высшее место в нашем рейтинге!

Но, увы, большинство данных по российской крылатой ракете засекречено и руководствоваться мы можем лишь приблизительными параметрами. Поэтому - бронза.

2-е место: YJ-18 (Китай).

В любом рейтинге всегда найдётся своя «тёмная лошадка», в нашем - китайского производства. О крылатой ракете YJ-18 известно совсем немного: в Поднебесной всегда умели хранить свои тайны, но, судя по всему, она является серьёзной модификацией российского аналога 3М-54 «Калибр», технологии которой достались китайцам вместе с подводными лодками проекта 636.

Ну, а, что может быть лучше и смертностее улучшенного «Калибра»? Правильно, практически ничего, значит - серебро.

1-е место: BRAHMOS (Россия-Индия).

Лучше гор могут быть только горы, а лучше «Калибра» и модифицированного китайцами «Калибра» только BRAHMOS. Новейшая российско-индийская крылатая ракета, созданная на базе Р-800 «Оникс», лидирует в рейтинге.

Максимальная скорость в 3700 км./ч., смешанный профиль полёта, обеспечивающий совершенно непредсказуемую траекторию подхода к цели на сверхмалых высотах со сверхзвуковой скоростью, 300 килограмм боевой части (проникающей, осколочно-фугасной, кассетной) и дальность пуска в 300 километров - спасти от BRAHMOS вряд ли сможет какая-либо ПРО. Ну, а если сюда добавить возможность базирования на любых типах носителях и возможность поражения абсолютно любых целей, то становится ясно, почему золото за ракетой российско-индийской разработки.

Ну, и напоследок - небольшое видео с красочными пусками всех представленных ракет.

* – Деятельность организации запрещена на территории РФ по решению Верховного суда.

Система С-300 "Фаворит".
Фото предоставлено Концерном ПВО "Алмаз-Антей"

Известный в экспертных кругах аналитический центр Air Power Australia в первых числах февраля представил углубленное исследование по боевым возможностям современной военной авиации и нынешним средствам противовоздушной обороны. За основу взяты американский «воздушный меч» и российский «щит».

ИЗВЕЧНОЕ СОРЕВНОВАНИЕ

Выбор гипотетических противников представляется неслучайным. США обладают наиболее высоким потенциалом военно-воздушных сил и, кроме того, удерживают первенство по поставкам авиационной боевой техники за рубеж. Россия же – лидирует по производству и экспорту средств противовоздушной обороны. Достаточно отметить, что только один ее концерн ПВО «Алмаз-Антей» поставляет изготовленную на его предприятиях продукцию более чем в полсотни стран мира (см. карту).

Рынок вооружений сам подсказывает, кто в какой области лидер. Здесь не нужны эксперты, склонные по различным причинам к субъективным оценкам. Ибо на рынке голосуют средствами из бюджетных ассигнований. В операциях по определению наилучшего и наивыгоднейшего соотношения «стоимость-эффективность» того или иного вида вооружения задействованы тысячи и тысячи специалистов, чиновников, высокопоставленных военных. Субъективизм сведен к минимуму.

По сути, российские средства ПВО отнесены к премиум-классу. На эту оценку исследователей из Air Power Australia работают их высокая боевая надежность, эффективность поражения и относительно небольшая цена по меркам рынка вооружений. Скажем, у американцев подобного класса системы значительно дороже, при том что те же надежность, эффективность и боевые возможности их изделий значительно ниже российских.

Интересен вывод иностранных экспертов: современные российские зенитные ракетные комплексы и радиолокационные системы достигли уровня, который фактически исключает возможность выживания боевой авиации США в случае военного столкновения.

По данным австралийского исследования, противостоять российским ПВО не способны не только американские самолеты F-15, F-16 и F/A-18, но даже перспективный многоцелевой истребитель пятого поколения Joint Strike Fighter, также известный как F-35 Lightning II. А для того чтобы достичь превосходства, которое военная авиация Соединенных Штатов имела на момент окончания холодной войны, Пентагону необходимо принять на вооружение еще как минимум 400 самолетов F-22 Raptor. В ином случае американская авиация окончательно утратит свое стратегическое превосходство над российской ПВО.

Как отмечают аналитики, данное обстоятельство может сказаться и на позициях США в мире. Такие страны, как КНР, Иран и Венесуэла, будут прекрасно понимать, что американцы не пойдут на открытую военную конфронтацию, осознавая, что в результате этого авиация ВВС и ВМС США потеряет сотни боевых самолетов и пилотов. То есть вооруженные силы Соединенных Штатов рискуют получить неприемлемый ущерб. Разумеется, неприемлемый, с точки зрения американских политиков, карьера которых при подобном развитии событий закончится национальным позором.

Air Power Australia напоминает, что его эксперт доктор Карло Колл, защитивший диссертацию в области радиолокационной техники, сравнил возможности современных российских зенитных ракетных комплексов и американских истребителей F-35 и пришел к выводу, что эти самолеты станут легкой целью. Производитель новейших крылатых машин – американская корпорация «Локхид-Мартин», так и не пыталась публично оспорить заявление эксперта.

Исследователи также пришли к выводу, что с момента окончания холодной войны российским конструкторам удалось достичь значительных результатов в модернизации средств противовоздушной обороны. Причем возможность всесторонне и объективно оценить потенциал вероятного противника у российских инженеров и ученых появился благодаря военным конфликтам в Иране в 1991 году и в Сербии в 1999 году. Этот процесс, как отмечается в докладе, во многом напоминает шахматную игру. В результате россияне смогли вычислить, каким образом поставить мат американской боевой авиации.

Сравнивая возможности современных систем ПВО и самолетов, аналитики также отмечают, что российская зенитная ракетная система С-400 «Триумф», производящаяся предприятиями концерна ПВО «Алмаз-Антей» и уже принятая на вооружение Российской армии, сегодня фактически не имеет аналогов в мире. Технические возможности «Триумфа» значительно выше, чем у американского Patriot, и вдвое превосходят по боевым показателям широко известную предшественницу С-400 – систему С-300 «Фаворит», поставлявшуюся в Китай, Словакию, во Вьетнам и на Кипр. В перспективе «Триумф» может стать стержневым проектом в военно-техническом сотрудничестве РФ с арабскими странами, в частности с Арабскими Эмиратами.

И что характерно, подчеркивается в исследовании, Россия выстраивает глубоко эшелонированную систему противовоздушной обороны. Если комплексы С-300 и С-400 – дальнего радиуса действия, то они цепко взаимодействуют с комплексами малой и средней дальности. Они дополняют друг друга и одновременно страхуют, создавая непреодолимую и сплошную стену для воздушного агрессора. Зенитно-ракетные комплексы малого и среднего радиусов действия типа «Тор», «Бук», «Тунгуска» поставлялись, в частности, в Китай, Иран, Индию, Грецию, Сирию, Египет, Финляндию, Марокко.

Помимо традиционных заказчиков российской военной продукции отечественными средствами ПВО интересуются и такие страны, как Сингапур и Бразилия, которые закупили переносные зенитные ракетные комплексы.

Весьма сильны позиции России и на рынке зенитных ракетных комплексов морского базирования. Например, ЗРК «Штиль», «Риф», «Клинок» успешно эксплуатируются на военных кораблях.

ОТ ПВО К ПРО

Зенитные ракетные комплексы семейства С-300 считаются одними из самых мощных средств ПВО в мире. Разработка этой системы началась в 1960-х годах, когда Вооруженные силы СССР потребовали создания мобильного многоканального ЗРК средней дальности, способного защищать небо страны от массированных налетов современной авиации с использованием управляемого вооружения.

Испытания будущего С-300 проходили в 1970-х годах. С целью дезинформации вероятного противника по документам новый ЗРК проходил как С-75М6 – очередная модернизация широко известного к тому времени во всем мире комплекса-«ветерана», заступившего на боевое дежурство еще в конце 1950-х. Техническое задание предусматривало разработку трех версий ЗРК – С-300П для ПВО, С-300В – для сухопутных войск и С-300Ф – комплекс корабельного базирования для ВМФ.

Системы для войск ПВО и для флота в основном ориентировались на поражение самолетов и крылатых ракет, войсковой комплекс должен был обладать большими возможностями по перехвату баллистических целей для того, чтобы обеспечивать противоракетную оборону. Ныне системы С-300 составляют основу ПВО нашей страны и российских Сухопутных войск, а также успешно продаются на мировом рынке.

На базе ЗРК С-300 разработана новейшая система С-400, способная вести огонь как новыми ракетами, так и использовать боезапас своего предшественника. ЗРК С-400 обладает боевыми возможностями, мобильностью и помехоустойчивостью последних вариантов комплекса С-300 в сочетании с большей дальностью стрельбы.

Система С-400 предназначена для поражения всех типов летательных аппаратов – самолетов, беспилотных летательных аппаратов и крылатых ракет. Важное отличие С-400 от С-300 – новые зенитные ракеты с активными головками самонаведения и повышенной дальностью стрельбы. «Триумф» способен уничтожить цель на расстоянии до 400 км и на высоте 30 км. Эти показатели позволяют рассматривать комплекс не только как оружие ПВО, но и частично – как противоракетное средство.

Главнокомандующий ВВС РФ генерал-полковник Александр Зелин раскрывает секреты комплекса С-400 «Триумф»: он может поражать «сверхманевренную малоразмерную цель с эффективной отражающей поверхностью, которую имеет пятирублевая монета». Ему под силу справиться с воздушными целями, которые выполнены по технологии «стелс», то есть самолетами-невидимками с малым показателем эффективной отражающей поверхности.

Главком ВВС чрезвычайно гордится тем, что зенитную ракетную систему нового поколения С-400 предполагается задействовать для обеспечения безопасности участников и гостей зимней Олимпиады-2014. «Строители будут строить объекты в Сочи к Олимпиаде, а мы будем готовить систему ПВО, которая обеспечит надежное проведение Олимпийских игр», – сказал в недавнем интервью генерал.

Конечно, надежная защита и людей, прибывших на Олимпиаду, и самих сочинцев – вещь наиважнейшая, спорить о необходимости этого никто не собирается. И запас прочности тут никак не помешает. Тем более что в непосредственной близости – Грузия, против которой российские войска не так давно вели боевые действия. И угар антироссийских настроений там еще не выветрился.

Впрочем, жизнь не стоит на месте. Два года назад Военно-промышленная комиссия при правительстве РФ поставила задачу, в частности, перед концерном ПВО «Алмаз-Антей» разрабатывать перспективное оружие противовоздушной-противоракетной обороны уже пятого поколения. Его отличительная особенность будет состоять в том, что сольются воедино огневые, информационные и командные системы и комплексы.

Это следующий этап в борьбе за чистое и мирное небо. Российский задел высокий, но и ближайший конкурент – США – также не хочет видеть себя в роли аутсайдера. Соревнование технических школ да и просто военных потенциалов обостряется.



Что еще почитать