Мать татьяны лариной. Сочинения. Когда родилась Татьяна Дмитриевна Ларина

Иной раз школьная программа по русской литературе удивляет. В 9-м классе изучают «Евгения Онегина»! Или, скорее всего, проходят, чтобы забыть и никогда более не возвращаться. В самом деле, что может быть дальше от интересов современных школьников, чем жизнь молодого человека, дворянина начала 19-го века?

Правда, пушкинскому герою было всего-то 25 лет, но ученику 9-го класса он кажется довольно взрослым парнем. В любом случае, жизнь и проблемы этого обитателя 19-го столетия представляют мало интереса для пятнадцатилетнего девятиклассника, проживающего свою жизнь в веке 21-м. Двести лет спустя!

Конечно, могут очаровать прекрасные, звучные стихи. Написанные так свободно, что даже не чувствуется, что это - стихи. Написанные в основном про женщин. Про груди, про ножки, про ланиты. Некоторых пылких ребятишек эти ланиты могут до того возбудить, что они не поленятся зайти в Интернет и спросить у всеведущего Гугла, что это такое. Гугл ответит: ничего особенного, всего-навсего щёки. И да, неприлично звучащее слово «цевница» - это тоже только многотрубочная флейта (называемая ещё «флейтой Пана»).

Впрочем, если молодой человек нашего столетия умеет пользоваться Интернетом, он отыщет в «Евгении Онегине» немало загадок, которые наверняка поставят в тупик учителя. Что уже по кайфу! И, кстати, если этот девятиклассник малость поднаторел в логических рассуждениях, он может без труда отыскать ответы на свои вопросы. А если при этом он не будет слишком наслаждаться своим превосходством над преподавателем (заметим, мнимым, потому что и преподаватель может задавать вопросы великому Гуглу, а знает он всё-таки больше), то пятёрка за проникновение в материал пушкинского романа в стихах будет пареньку или девушке обеспечена.

Заметим, что для ответа на подобные вопросы необходимо хорошо знать текст «Евгения Онегина». Поэтому всего четверть века назад дать правильный ответ на них мог только опытный пушкинист. Теперь же это под силу даже школьнику, вооружённому таким могучим оружием, как поисковый сайт. При этом школьник даже не предполагает всю мощь используемого им оружия. Так что ответить на нижеприведенные вопросы даже девятикласснику будет полезно.

Ну что, двинемся по вопросам?

1. Каково отчество Татьяны Лариной?

Этот вопрос из тех, для ответа на которые следует внимательно прочесть текст пушкинского романа. Ответ находится в главе второй, в стихе XXXVI, где Пушкин описывает могилу отца Татьяны.

Он был простой и добрый барин,
И там, где прах его лежит,
Надгробный памятник гласит:
Смиренный грешник, Дмитрий Ларин,
Господний раб и бригадир,
Под камнем сим вкушает мир.

Итак главная героиня романа - Татьяна Дмитриевна Ларина. Кстати, её отец ушел из армии не в малых чинах. Бригадиры были в армии Российской империи во времена Екатерины II. Этот чин располагался между майором и полковником. То есть, говоря по-нашему, отец Татьяны был подполковником. Желающие могут обратиться к любой статье, посвящённой «Табели о рангах», чтобы узнать в каком возрасте обычно офицер мог получить такой чин и тем самым определить возраст, в котором Дмитрий Ларин вышел в отставку и женился на матушке Татьяны. Он, конечно, был старше девушки, влюблённой в своего ровесника.

Сей Грандисон был славный франт,
Игрок и гвардии сержант.

Почему в ровесника? Можно считать это дополнительным вопросом для сообразительных и любопытных. Небольшая подсказка: следует выяснить, в каком возрасте молодой человек мог быть гвардии сержантом. Дополнительный бонус получают те, кто ещё помнит, что первая глава «Капитанской дочки» называется «Сержант гвардии», а её герой, юный Петруша Гринёв, был как раз в этом чине.

2. А как звали матушку Татьяны Лариной?

Ответ также содержится только в одном месте романа, в главе седьмой, в стихе XLI. Мать привезла Татьяну в Москву, «на ярманку невест» (обратите внимание, не «на ярмарку»), и решила остановиться у своей кузины. И вот встреча, восклицания, восторги и сплетни:

- Княжна, mon ange! - «Pachette!» - Алина!

Алина - так зовут двоюродную сестрицу матушки, Татьянину тетку. «Pachette!» можно перевести с французского как «Пашенька». А «Паша» - это ласкательное производное от трёх русских женских имён, Полина, Прасковья или Пелагея. Одно из этих имён - имя матери Татьяны.

3. Когда родилась Татьяна Дмитриевна Ларина?

Один из важных эпизодов романа - именины Татьяны. День святой Татьяны («Татьянин день») - это 12 января по старому стилю или 24 января по новому.

Действие романа происходит в 1820-х годах. А можно ли выяснить, в каком году точно? Да, можно с помощью небольшого литературно-календарного исследования. Здесь вполне можно полагаться на текст романа, ибо Пушкин утверждал, что его действие расчислено по календарю. В четвёртой главе в стихе XLIX Ленский говорит Онегину:

- Да, Татьяны именины
В субботу.

В 1820-х годах день святой Татьяны приходился на субботу только в 1824 году. Сколько лет в этом году исполнилось Татьяне? Пушкин пишет Вяземскому 29 ноября 1824 года о ключевом эпизоде своего романа: «...письмо женщины, к тому же 17-летней, к тому же влюблённой!» Татьяна написала письмо летом предыдущего 1823 года. При объяснении с Онегиным по поводу этого письма фоном проходит песня девушек, собирающих ягоды. В опере этот эпизод тоже озвучен.

Итак, в 1823 году Татьяне Лариной уже исполнилось 17 лет. Следовательно, 12 января 1824 года праздновали её 18-летие. Несложная арифметика приводит к точному выводу: Татьяна Ларина родилась 12(24) января 1806 года. 24 января этого года ей исполнилось 260 лет!

4. Когда родился Евгений Онегин?

Ну, здесь всё уже проще. Евгений Онегин убил Владимира Ленского зимой 1824 года в возрасте 26 лет.

Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
(Глава 8, стих XIII)

Итак, Онегин родился в 1798 году. То есть он старше Пушкина на год. Они вполне могли бы приятельствовать, о чём и написано в первой главе. Собственно же действие романа, вступление Онегина в свет, начинается, когда ему было 17 лет, то есть в 1815 году.

Не правда ли, довольно много информации можно почерпнуть из «Энциклопедии русской жизни»? Кто назвал так роман в стихах А.С. Пушкина? С этим вопросом - добро пожаловать к Гуглу. Он скажет.

«ШколаЖизни.ру» -- познавательный журнал

Просмотров страницы: 2459

Мария Николаевна Волконская (1790–1830),
мать писателя Льва Толстого.
Татьяна Николаевна Ергольская, тетушка Льва Толстого

Княжна Мария Николаевна была дочерью князя Николая Сергеевича Волконского, сенатора, виднейшего соратника и обер-секретаря Екатерины II. Императрица высоко ценила князя за ум, прямоту, находчивость и бесстрашие. В 1793 году она назначила его послом России в Берлин. Однако в 1794 году по неизвестным причинам князь попал в опалу и отошел от дел.

Род отца Марии Николаевны Волконской, как принято считать, восходит к Рюрику через князя Олега Святославича. Фамилия бабушки княжны Волконской по линии отца – Марии Дмитриевны Чаадаевой – также принадлежала к древнему роду. Сама фамилия Чаадаевы происходит от тюркско-монгольского прозвища Чагатай - «храбрый». На гербе Волконских были изображены гербы киевских и черниговских князей.

Матерью Марии Николаевны была княжна Екатерина Дмитриевна, урожденная Трубецкая, находившаяся в родстве с А. С. Пушкиным.

Семья Волконских проживала в имении Ясная Поляна, где князь построил роскошную усадьбу с парком с беседками-ротондами, организовал большое хозяйство и завёл оркестр из крепостных музыкантов. «Дед мой, - писал Лев Толстой, - считался очень строгим хозяином, но я никогда не слыхал рассказов о его жестокостях и наказаниях, обычных в то время… Я слышал только похвалы уму, хозяйственности и заботе о крестьянах и, в особенности, огромной дворне моего деда».

Николай Сергеевич очень мечтал о сыне, наследнике его фамилии и родового герба. Однако 10 ноября 1790 года у супругов родилась дочь, которую назвали Марией. Вскоре после этого, когда девочке было всего два года, княгиня Екатерина Дмитриевна тяжело заболела и умерла. Николай Сергеевич вынужден был оставить малышку в семье брата своей жены, а сам после временной опалы вступил в должность военного губернатора в Архангельске. Впрочем, служба длилась недолго. В 1799 году он вышел в почетную отставку, с сохранением чина генерала от инфантерии.

Князь Волконский забрал свою юную дочь и вместе с ней поселился в Ясной Поляне. Там он занялся воспитанием княжны Марии Николаевны, которую сильно любил, «но был к ней строг и требователен». Отец старался дать дочери - будущей наследнице своих имений - всестороннее образование. Девочку обучали иностранным языкам, русской словесности, музыке, истории искусств. В программу обучения Марии входили математика, физика, география, логика, всеобщая история, естественные науки.

С ранних лет Мария выделялась незаурядным умом и многим отличалась от других юных аристократок. Князь Волконский дал дочери блестящее образование. Княжна говорила на пяти языках, занимала литературным творчеством, отлично играла на клавикорде и арфе.

Мария вела удивительные дневники, где размышляла и анализировала собственные поступки, мысли и недостатки. За годы таких исповедей накопилось столько, что они не умещались в пухлые тома. В её архиве сохранились два больших прозаических произведения: волшебная сказка «Лесные близнецы» на французском языке и незаконченная повесть в двух частях «Русская Памела, или Нет правил без исключения».

Правда, нередко глаза Марии Николаевны были затуманены слезами. Ей было уже за тридцать. Богатая и образованная княжна была эмоционально закрытой, поэтому казалась всем холодной и недосягаемой, что отпугивало от нее женихов. Еще больше их отпугивал князь Николай Сергеевич Волконский. Своей язвительной и надменной манерой разговора он ставил человека в неловкой положение и получал от этого удовольствие.

Мария Николаевна почти смирилась с участью старой девы. Но внезапная смерть отца 3 февраля 1821 года изменила её жизнь. Вначале княжна растерялась… Навалившаяся на неё свобода испугала её. В письме к М. И. Протасовой она говорила: «Вы можете понять мое горе, потому что знаете, какого отца я потеряла! Но вы не знаете, в какой момент я его потеряла! Тогда, когда я перестала бояться его и начала понимать всю его нежность ко мне; когда он стал обращаться со мной скорее как нежный и снисходительный друг, чем как отец; вот в какой момент Провидению было угодно лишить меня отца, посвятившего мне всю свою жизнь и жившего только для меня… В июне я уеду в Ясное, и никогда не оставлю это место, где прошло мое детство, где все устроено заботами моего отца и все мне его напоминает…»

Марии Николаевне казалось, что она потеряла цель в жизни. Ей хотелось кому-то помогать, кого-то любить, чтобы быть кому-то нужной. Она с радостью отдала часть своего состояния компаньонке Мисс Ханессен и устроила её свадьбу со своим кузеном Мишелем Волконским. Родные и знакомые сильно обеспокоились непредсказуемым поведением Марии Николаевны и стали подыскивать ей жениха.

По счастливой случайности родственники графа Николая Ильича Толстого, оказавшегося после смерти своего отца в безвыходном материальном положении, искали богатую невесту. Брак, изначально рассматриваемый как брак по расчёту, в будущем оказался на редкость счастливым. Молодые люди неожиданно для всех понравились друг другу. 9 июля 1822 года состоялась их свадьба. Жениху было 28 лет, невесте – 32. По словам Льва Толстого, отец относился к матери «как относятся к дамам царской крови». Его искреннее восхищение женой и ее «глубокая работа души и сердца» переросли во взаимную нежную привязанность.

21 июня 1823 года на свет появился их первенец - Николай. В 1826 году родился сын Сергей, в 1827 году ещё один сын Дмитрий, а в 1828 году - Лев, будущий гениальный писатель, подаривший бессмертие своей матери, графине Марии Николаевне Волконской.

К 38 годам графиня превратилась в спокойно-счастливую мать четверых детей, хозяйку большого и дружного семейства. В душе она оставалась все такой же возвышенной, романтичной и немножко сентиментальной. Когда Николай Ильич отлучался из дома, Мария Николаевна тосковала и писала стихи на французском языке. В русском переводе они звучат примерно так:

Пусть наша жизнь течет, как тихий ручеек,
Струящийся только среди цветов,
Чтобы радостями любви, все более и более осязаемой,
Мы закрепили за собой преходящее счастье!

Да, мое сердце говорит мне, что эту завидную долю
Небо сохранило для нас по своей благости.
И эти соединенные имена - Николай и Мария -
Всегда будут обозначать двух счастливых смертных!

Со всей страстью души Мария Николаевна отдалась материнству. Бережно и любовно она воспитывала сыновей, отмечая в своем «Педагогическом дневнике» малейшие проявления их характера, темперамента, их детские привычки, ежедневные шалости, забавные детские слова:
«14 мая, 1828 года: Николенька был целый день очень умен и послушен... Жаль только, что он трусоват; к вечеру, гуляя со мной, он испугался жука...»
«Николенька с утра был умен, читал очень хорошо; но читая о птичке, которую застрелили, и которая умерла, ему так стало ее жаль, что он заплакал...»
«Если он (Николенька) будет привыкать преодолевать свой страх, то он сделается со временем храбр, как должен быть сын отца, который хорошо служил отечеству».

Этот многотомный дневник матери Лев Толстой позже читал как увлекательнейшую книгу, психологический труд. И всегда не уставал восхищаться, как точно и тонко чувствовала она их слабые, неокрепшие, ещё мало кому понятные детские души, как упорно развивала всё то хорошее, что было в них заложено, как горячо любила своих сыновей со всеми их слабостями и недостатками!

Всю эту дивную атмосферу дружного семейства можно почувствовать в трилогии Льва Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность». Там есть это необыкновенное по силе ощущение счастья. Но есть и некое щемящее душу предчувствие тревоги.

Кажется, ничего не предвещало беды. Мария Николаевна родила пятого ребенка, долгожданную дочь - Машеньку. А через полгода 4 августа 1830 года графиня умерла, когда её Лёвушке было всего два года. Это стало для него непостижимой и непоправимой потерей, с которой он не мог смириться всю жизнь.

На протяжении многих лет Л. Н. Толстой кропотливо изучал историю рода Волконских, перечитывал письма и дневники своей матери, хранившиеся в семейном архиве. Так случилось, что в семье не сохранилось ни одного портрета Марии Николаевны, кроме маленького силуэта восьмилетней девочки. Лев Николаевич упорно восстанавливал в памяти облик матери. Он запечатлел ее образ на страницах своих бессмертных творений. «Всё, что я знаю о ней, всё прекрасно», - писал Толстой в воспоминаниях. Пронзительные по силе воспоминания о материнской любви встречаются на страницах его первой автобиографической повести «Детство»: «Нежная, белая рука, ласкающая детскую голову, завитки волос на шее, теплые чёрные глаза, наполненные светом и всегдашней любовью».

Всю свою жизнь Лев Толстой относился к памяти Марии Николаевны со священным поклонением. Мать была для него образцом совершенного человека – богочеловека. Писатель в буквальном смысле слова молился на неё. Даже не смотря на то, что их физическая связь была так рано прервана, их духовная связь (religio) не прерывалась никогда. Молитва Л. Н. Толстого, обращенная к матери, всегда помогала ему в борьбе с искушениями. Душа матери освещала всю жизнь гениального писателя. Он мысленно воссоздал облик своего кумира и с глубокой нежностью воплотил его в неповторимом трепетно-трогательном образе княжны Марьи Болконской и отчасти в пленительном образе Наташи Ростовой - счастливой молодой мамы, какой она стала в конце романа «Война и Мир».

В каждой любимой женщине Толстой искал хотя бы подобие облика матери, который он знал по ощущениям и впечатлениям души. И искал не столько внешнего сходства, сколько внутреннего. Вот только могла ли родиться ещё одна такая женщина, соответствующая идеальному образу той духовной высоты, которой достигла Мария Николаевна? И кто знает, быть может, в поиске ответа на этот вопрос и заключен весь феномен гениальности величайшего русского писателя Л. Н. Толстого.

После смерти матери основную заботу о детях взяла на себя двоюродная сестра Николая Ильича Толстого - Татьяна Александровна Ергольская (1792–1874). Она находилась в дальнем родстве с бабушкой Льва Николаевича - Пелагеей Николаевной Горчаковой. Судьба Татьяны Ергольской была не простой. После смерти ее матери отец женился вторично, а сама Таня с сестрой Лизой остались почти что сиротами. Тогда девочек взяли на воспитание богатые родственницы, и красавица Татьяна оказалась в семье Ильи Андреевича и Пелагеи Николаевны Толстых.

Вместе с дочерьми графини Пелагеей и Александрой она получила хорошее домашнее образование, в совершенстве владела французским языком, прекрасно играла на фортепиано, «имела склонность к литературному творчеству». Ей принадлежат такие трогательные строки: «Что делать с сердцем, если некого любить? Что делать с жизнью, если ее некому отдать?»

Татьяна была влюблена в Николая Толстого, отца будущего писателя. Он отвечал ей взаимностью, но не мог заключить брак с бесприданницей. Некоторые черты Т. А. Ергольской в романе «Война и мир» видны в образе Сони, воспитанницы Ростовых.

Когда Николай Ильич Толстой женился на Марии Николаевне Волконской, «эти две великодушные женщины стали большими друзьями». Они вовсе не чувствовали себя соперницами. Тем более, что многое их объединяло. После кончины Марии Волконской Татьяна Ергольская свою любовь к Николаю перенесла на его детей. Сохранилась записка Татьяны Александровны от 16 августа 1836 года: «Николай сделал мне сегодня странное предложение - выйти за него замуж, заменить мать его детям и никогда их не покидать. В первом предложении я отказала, второе я обещалась исполнять, пока я буду жива».

Лев Толстой так писал о «тётеньке Туаннет»: «Должно быть, она любила отца, и отец любил ее, но она не пошла за него в молодости для того, чтобы он мог жениться на богатой моей матери; впоследствии же она не пошла за него потому, что не хотела портить своих чистых, поэтических отношений с ним и с нами... Любовь ее разливалась и на всех людей. Чувствовалось, что она и нас любила за него, через него и всех любила, потому что вся жизнь ее была любовь».

В другом месте Толстой отметил: «Татьяна Александровна имела самое большое влияние на мою жизнь. Влияние это было, во-первых, в том, что еще в детстве она научила меня духовному наслаждению любви. Она не словами учила меня этому, а всем своим существом заражала меня любовью. Я видел, чувствовал, как хорошо ей было любить, и понял счастье любви. Это первое. Второе то, что она научила меня прелести неторопливой, одинокой жизни».

Под бдительным попечением Татьяны Ергольской Лёвушка Толстой изучал азбуку, овладевал французским языком, играл с братьями Николаем, Митей и Серёжей в таинственную «муравьиную палочку», исполняющую желания. Тетушка зорко следила за воспитанием детей, «старалась удержать каждого под своим сильным нравственным влиянием». Она даже написала специально для подрастающих братьев «Наставление молодому человеку». В нем звучало такое предостережение: «Берегись страстей, одна ошибка может отравить всю жизнь; особенно избегай губительной склонности к игре, ужасного соблазна, лишающего в короткое время состояния и чести».

Татьяна Ергольская «не учила тому, как надо жить, словами. Вся нравственная работа была переработана в ней внутри, а наружу выходили только ее дела – и не дела, а вся жизнь, спокойная, кроткая, покорная и любящая».

Уже в зрелые годы Сергей, Николай, Дмитрий и Мария часто приезжали к тетушке в Ясную Поляну, так как «в общении с ней они находили то чувство уверенности и душевного спокойствия, в котором так нуждались их мятущиеся страстные натуры». В письмах они находили для нее самые теплые и искренние слова.

Для Льва переписка с тетушкой была не только поддержкой, уроками духовной стойкости, но и «школой литературного стиля». Лев Николаевич «восхищался точностью и элегантностью ее души». Любимое его изречение «Делай что должно, и пусть будет что будет», ставшее как бы правилом его жизни, впервые он тоже услышал от тётеньки Туаннет. За четыре дня до смерти, вдали от Ясной Поляны и родных, на станции Астапово Лев Толстой записал эту фразу на последней странице своего дневника.

Татьяна Александровна поощряла его литературные способности. Именно она советовала ему «писать романы», указала путь к славе, которая оказалась мировой. Примером своей незаметной, но подвижнической жизни Ергольская утверждала и развивала во Льве те духовные качества, которые определили впоследствии гуманистические направления в его философии и художественных произведениях.

Однако самое заветное желание, самая несбыточная мечта детства - «увидеть снова улыбку милой maman» - не покидала писателя до конца жизни. В одной из глав «Детства», уже взрослым, зрелым, испытавшим горечь войны, он писал: «Если бы в тяжелые минуты я хоть мельком мог увидеть эту улыбку, я бы никогда не знал, что такое горе!»

С невыразимой мукой, за несколько лет до своей смерти на листе бумаги Лев Толстой написал вот эти, редко цитируемые слова-признания вечной тоски по материнской любви: «Целый день тупое, тоскливое состояние. К вечеру состояние это перешло в умиление – желание ласки – любви. Хотелось, как в детстве, прильнуть к любящему, жалеющему существу и умиленно плакать и быть утешаемым. Но кто такое существо, к которому я мог бы прильнуть так? Перебираю всех любимых мною людей – ни один не годится. К кому же прильнуть? Сделаться маленьким и к матери, как я представляю ее себе. Да, да маменька, которую я никогда не называл, еще не умея говорить. Да, она, высшее мое представление о чистой любви, но не холодной, божеской, а земной, теплой, материнской. К этой тянулась моя лучшая, уставшая душа. Ты, маменька, ты приласкай меня. Все это безумно, но все это правда» (написано на листке бумаги с датой 10 марта 1906 года).

Все дневники и записи своей матери Лев Толстой передал на хранение в Публичную библиотеку Санкт-Петербурга.

Рисуя в своем романе образ простой русской девушки, не очень красивой, с простонародным именем, поэт и в характеристике ее душевного склада, и в изображении ее поведения нисколько не приукрашивает и не идеализирует ее. Татьяна растет в семье одинокой девочкой, не любящей играть с подругами, большей частью она погружена в себя, в свои переживания:

Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
О людях, о жизни она привыкла судить по прочитанным ею романам:
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все.
В них она искала соответствий своим переживаниям и поэтому:
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона, и Руссо.
Татьяна таким образом создала в своем воображении образ возлюбленного, не похожего на других, таинственного. Именно таким и явился в ее глазах Онегин.
Татьяна близка к русской природе:
Она любила на балконе
Предупреждать зари восход,
Когда на бледном небосклоне
Звезд исчезает хоровод.

Отношение к природе помогает глубже раскрыть характер героини. От природы она одарена:
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным.

Этим она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Татьяна мечтала о человеке, который бы внес в ее жизнь смысл и высокое содержание, но любовь принесла Татьяне лишь разочарование и страдание. Будучи «законодательницей зал» в Петербурге, она сохранила свою непосредственность и искренность. Так, она заявляет Онегину:

Сейчас отдать я рада,
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище.

Душевные качества Татьяны раскрываются еще глубже в сцене последнего свидания с Онегиным: верность долгу одерживает верх над ее чувством:

Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость, и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

Типичными являются и образы Ольги и матери Татьяны Лариной. Отношение автора к ним двойственное. С одной стороны, семья Лариных, где главную роль играла мать, хлебосольна, проста, гостеприимна, радушна, с другой - мать-Ларина - крепостница, «открывшая тайну, как супругом самодержавно управлять», а Ольга быстро забывает убитого Ленского, выйдя замуж за проезжего улана.

Мать Татьяны прошла типичный путь девушки своего времени: от светской девушки до жены деревенского помещика. Ее выдали замуж, «не спросясь ее совета». Она «рвалась, и плакала сначала», потом «хозяйством занялась», привыкла и «довольна стала»:
Привычка усладила горе.
Она вела жизнь типичной русской барыни:

Брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь -
Все это мужа не спросясь.

Но вместе с тем она - хранительница «привычек милой старины», столь дорогих автору:
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели.

Также с известной долей иронии начертан образ Ольги. Пушкин рисует портрет красавицы:
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,
Все в Ольге...

Но одновременно с этим автор подчеркивает типичность ее образа и так выражает к нему отношение:
...но любой роман
Возьмите и найдете, верно,
Ее портрет: он очень мил;
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.

«Не долго плакала» Ольга после смерти Ленского. Автор осуждает это непостоянство Ольги:

Увы! Невеста молодая
Своей печали неверна.
Другой увлек ее вниманье…
Улан умел ее пленить.

В романе присутствуют и образы других представительниц прекрасного пола: дочек провинциальных помещиков, которых «прочили за полурусского соседа». Сатирически изображена и московская «ярманка невест». Особо следует отметить и образ няни Филипьевны, которая сыграла большую роль в формировании душевного мира Татьяны.
Женские образы играют большую роль в романе. Они помогают глубже раскрыть образы Онегина и Ленского, автора, который также является полноправным героем романа. Кроме того, женские образы имеют вполне самостоятельное значение. Они дополняют «картину русского общества, взятого в один из интереснейших моментов его развития».

Татьяна не единственный женский персонаж в романе, но благодаря силе и глубине ее натуры этот образ выходит на первый план в произведении и вокруг него выстраивается вся система женских образов. В противопоставлении и сопоставлении Татьяны с матерью, сестрой, московской княжной Алиной и няней раскрываются две основные темы и антитезы романа: «Национальное и европейское», «Город и деревня». Для формирования такого характера, как у Татьяны Лариной, недостаточно влияния семьи. Для этого основа человека должна отличаться исключительными, индивидуальными качествами. И это автор подчеркивается, вводя еще один женский образ - сестры Татьяны Ольги.

Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила... –

таков легкий характер сестры Татьяны. Ольга естественна и «резва», но в целом она слишком обыкновенна и поверхностна: благосклонно принимает ухаживания Ленского, но при этом, не задумываясь, кокетничает с Онегиным, что приводит впоследствии к смерти ее жениха, которого она совсем недолго оплакивает:

Другой увлек ее вниманье,
Другой успел ее страданье
Любовной лестью усыпить,
Улан умел ее пленить
Улан любил ее душою...

И даже когда она «любит», вся ее любовь выражается в улыбке. «Улыбкой Ольги ободренный,» - вот единственное, что позволяет Ленскому почувствовать ответную любовь Ольги. Ее обычность и заурядность подчеркнута портретом:

Глаза как небо голубые;
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан...

Татьяна полностью противопоставлена Ольге, сравнением двух сестер в романе поэт подчеркивает глубину характера Татьяны, ее неординарность и серьезность. Сопоставление же ее с няней и анализ их взаимоотношений показывает их душевную близость, близость дворянки и крестьянки, но и одновременно указывает на их различия.
Татьяна пытается поговорить с няней как с самым близким ей человеком о своей любви, о чувствах, но няня ее просто не понимает. С одной стороны, это свидетельство чрезмерного увлечения Татьяны романтическими мечтами. Но с другой стороны, их диалог демонстрирует разницу между дворянством и крестьянством вообще.

Как показал исследователь Ю.М. Лотман в комментариях к роману, Татьяна и няня вкладывают принципиально разное значение в слово «любовь»: для Татьяны это высокое романтическое чувство, а для простой крестьянки - грешная любовь к мужчине.
Сопоставление женских образов играет большую роль не только в обрисовке характеров героев, но и в раскрытии важных тем романа: «Город и деревня», «Национальное и европейское». Достигается эта цель за счет явных и скрытых противопоставлений персонажей. Так сравниваются Татьяна и Ольга. Татьяна, несомненно, героиня национальная. Она «русская душою», по выражению Пушкина; любит природу России, се традиции и фольклор. Ольга же никак не связана с национальной темой в романе. Хоть косвенно, но автор подчеркивает ее «иностранность»: у нее есть «уездной барышни альбом» на французский манер, ее жених - оторванный от реальности молодой человек, учившийся в Германии и в деревне считавшийся «полурусским соседом». Она равнодушна к природе, и об отношении ее простому народу не сказано ни слова, хотя очевидно, ее тоже воспитывала няня.

Противопоставлена также мать сестер Лариных самой себе, только юной, московской барышне, причем явно не в пользу последней. Судить об авторской позиции а вопросе о том, что лучше: национальное или европейское, - можно по оценке поэтом отдельных персонажей. Татьяна - его «милый идеал», а ее мать намного более счастлива, будучи русской помещицей, нежели если бы она осталась в деревне «московской барышней».
Образ матери Татьяны работает также и на раскрытие темы «Город и деревня». В деревне Прасковья Ларина имеет семью, занимается хозяйством, а ее московская кузина Алина, ни капли не изменившись (при их встрече последняя чуть ли не сразу начинает говорить о давно забытом Лариной общем знакомом), по видимости, не имеет семьи и, тем более, своего дела, что явно говорит не пользу городской жительницы.

Эта же идея подтверждается при сопоставлении Татьяны и московских барышень, Татьяны и петербургских красавиц. Татьяна с ее чтением книг, любовью к природе и серьезностью характера кажется на порядок выше столичных обитательниц, даже столь блестящих, как «Клеопатра Невы» Нина Воронская. Что и говорить о московских девушках, которые только и заняты тем, что

поверяют нараспев
Сердечны тайны, тайны дев,
Чужие и свои победы,
Надежды, шалости, мечты.

Но все же категорично судить о том, что для Пушкина лучше или хуже, нельзя, так как система женских образов - лишь один из инструментов для выражения авторской мысли, а «Евгений Онегин» - произведение многосторонне, сложное и неоднозначное.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин поставил в центр сильный женский образ, сосредоточив на нем решение главных нравственно-философских задач, и наделил свою героиню национальными, русскими чертами. Новаторство поэта оказало огромное влияние на литературу всего XIX века и положило начало традиции реализма в России, определило особенности создания женских образов и их специфическую роль в произведениях последующих русских писателей. И конечно, можно лишь согласиться со словами Белинского, который сказал: «Едва ли не весь подвиг поэта в том, что он первый поэтически воспроизвел в лице Татьяны русскую женщину».

Рисуя в своем романе образ простой русской девушки, не очень красивой, с простонародным именем, поэт и в характеристике ее душевного склада, и в изображении ее поведения нисколько не приукрашивает и не идеализирует ее. Татьяна растет в семье одинокой девочкой, не любящей играть с подругами, большей частью она погружена в себя, в свои переживания:

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

О людях, о жизни она привыкла судить по прочитанным ею романам:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все.

В них она искала соответствий своим переживаниям и поэтому:

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона, и Руссо.

Татьяна таким образом создала в своем воображении образ возлюбленного, не похожего на других, таинственного. Именно таким и явился в ее глазах Онегин.

Татьяна близка к русской природе:

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход,

Когда на бледном небосклоне

Звезд исчезает хоровод.

Отношение к природе помогает глубже раскрыть характер героини. От природы она одарена:

Воображением мятежным,

Умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным.

Этим она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Татьяна мечтала о человеке, который бы внес в ее жизнь смысл и высокое содержание, но любовь принесла Татьяне лишь разочарование и страдание. Будучи «законодательницей зал» в Петербурге, она сохранила свою непосредственность и искренность. Так, она заявляет Онегину:

Сейчас отдать я рада,

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище.

Душевные качества Татьяны раскрываются еще глубже в сцене последнего свидания с Онегиным: верность долгу одерживает верх над ее чувством:

Я вышла замуж. Вы должны,

Я вас прошу меня оставить;

Я знаю: в вашем сердце есть

И гордость, и прямая честь.

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Типичными являются и образы Ольги и матери Татьяны Лариной. Отношение автора к ним двойственное. С одной стороны, семья Лариных, где главную роль играла мать, хлебосольна, проста, гостеприимна, радушна, с другой - мать-Ларина - крепостница, «открывшая тайну, как супругом самодержавно управлять», а Ольга быстро забывает убитого Ленского , выйдя замуж за проезжего улана.

Мать Татьяны прошла типичный путь девушки своего времени: от светской девушки до жены деревенского помещика. Ее выдали замуж, «не спросясь ее совета». Она «рвалась, и плакала сначала», потом «хозяйством занялась», привыкла и «довольна стала»:

Привычка усладила горе.

Она вела жизнь типичной русской барыни:

Брила лбы,

Ходила в баню по субботам,

Служанок била осердясь -

Все это мужа не спросясь.

Но вместе с тем она - хранительница «привычек милой старины», столь дорогих автору:

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели.

Также с известной долей иронии начертан образ Ольги. Пушкин рисует портрет красавицы:

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила;

Глаза, как небо, голубые,

Улыбка, локоны льняные,

Все в Ольге...

Но любой роман

Возьмите и найдете, верно,

Ее портрет: он очень мил;

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно.

«Не долго плакала» Ольга после смерти Ленского. Автор осуждает это непостоянство Ольги:

Увы! Невеста молодая

Своей печали неверна.

Другой увлек ее вниманье…

Улан умел ее пленить.

В романе присутствуют и образы других представительниц прекрасного пола: дочек провинциальных помещиков, которых «прочили за полурусского соседа». Сатирически изображена и московская «ярманка невест». Особо следует отметить и образ няни Филипьевны, которая сыграла большую роль в формировании душевного мира Татьяны.

Женские образы играют большую роль в романе. Они помогают глубже раскрыть образы Онегина и Ленского, автора, который также является полноправным героем романа. Кроме того, женские образы имеют вполне самостоятельное значение. Они дополняют «картину русского общества, взятого в один из интереснейших моментов его развития».

Татьяна не единственный женский персонаж в романе, но благодаря силе и глубине ее натуры этот образ выходит на первый план в произведении и вокруг него выстраивается вся система женских образов. В противопоставлении и сопоставлении Татьяны с матерью, сестрой, московской княжной Алиной и няней раскрываются две основные темы и антитезы романа: «Национальное и европейское», «Город и деревня». Для формирования такого характера, как у Татьяны Лариной, недостаточно влияния семьи. Для этого основа человека должна отличаться исключительными, индивидуальными качествами. И это автор подчеркивается, вводя еще один женский образ - сестры Татьяны Ольги.

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила... –

таков легкий характер сестры Татьяны. Ольга естественна и «резва», но в целом она слишком обыкновенна и поверхностна: благосклонно принимает ухаживания Ленского, но при этом, не задумываясь, кокетничает с Онегиным, что приводит впоследствии к смерти ее жениха, которого она совсем недолго оплакивает:

Другой увлек ее вниманье,

Другой успел ее страданье

Любовной лестью усыпить,

Улан умел ее пленить

Улан любил ее душою...

И даже когда она «любит», вся ее любовь выражается в улыбке. «Улыбкой Ольги ободренный,» - вот единственное, что позволяет Ленскому почувствовать ответную любовь Ольги. Ее обычность и заурядность подчеркнута портретом:

Глаза как небо голубые;

Улыбка, локоны льняные,

Татьяна полностью противопоставлена Ольге, сравнением двух сестер в романе поэт подчеркивает глубину характера Татьяны, ее неординарность и серьезность. Сопоставление же ее с няней и анализ их взаимоотношений показывает их душевную близость, близость дворянки и крестьянки, но и одновременно указывает на их различия.

Татьяна пытается поговорить с няней как с самым близким ей человеком о своей любви, о чувствах, но няня ее просто не понимает. С одной стороны, это свидетельство чрезмерного увлечения Татьяны романтическими мечтами. Но с другой стороны, их диалог демонстрирует разницу между дворянством и крестьянством вообще.

Как показал исследователь Ю.М. Лотман в комментариях к роману, Татьяна и няня вкладывают принципиально разное значение в слово «любовь»: для Татьяны это высокое романтическое чувство, а для простой крестьянки - грешная любовь к мужчине.

Сопоставление женских образов играет большую роль не только в обрисовке характеров героев, но и в раскрытии важных тем романа: «Город и деревня», «Национальное и европейское». Достигается эта цель за счет явных и скрытых противопоставлений персонажей. Так сравниваются Татьяна и Ольга. Татьяна, несомненно, героиня национальная. Она «русская душою», по выражению Пушкина; любит природу России, се традиции и фольклор. Ольга же никак не связана с национальной темой в романе. Хоть косвенно, но автор подчеркивает ее «иностранность»: у нее есть «уездной барышни альбом» на французский манер, ее жених - оторванный от реальности молодой человек, учившийся в Германии и в деревне считавшийся «полурусским соседом». Она равнодушна к природе, и об отношении ее простому народу не сказано ни слова, хотя очевидно, ее тоже воспитывала няня.

Противопоставлена также мать сестер Лариных самой себе, только юной, московской барышне, причем явно не в пользу последней. Судить об авторской позиции а вопросе о том, что лучше: национальное или европейское, - можно по оценке поэтом отдельных персонажей. Татьяна - его «милый идеал», а ее мать намного более счастлива, будучи русской помещицей, нежели если бы она осталась в деревне «московской барышней».

Образ матери Татьяны работает также и на раскрытие темы «Город и деревня». В деревне Прасковья Ларина имеет семью, занимается хозяйством, а ее московская кузина Алина, ни капли не изменившись (при их встрече последняя чуть ли не сразу начинает говорить о давно забытом Лариной общем знакомом), по видимости, не имеет семьи и, тем более, своего дела, что явно говорит не пользу городской жительницы.

Эта же идея подтверждается при сопоставлении Татьяны и московских барышень, Татьяны и петербургских красавиц. Татьяна с ее чтением книг, любовью к природе и серьезностью характера кажется на порядок выше столичных обитательниц, даже столь блестящих, как «Клеопатра Невы» Нина Воронская. Что и говорить о московских девушках, которые только и заняты тем, что

поверяют нараспев

Сердечны тайны, тайны дев,

Чужие и свои победы,

Надежды, шалости, мечты.

Но все же категорично судить о том, что для Пушкина лучше или хуже, нельзя, так как система женских образов - лишь один из инструментов для выражения авторской мысли, а «Евгений Онегин» - произведение многосторонне, сложное и неоднозначное.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин поставил в центр сильный женский образ, сосредоточив на нем решение главных нравственно-философских задач, и наделил свою героиню национальными, русскими чертами. Новаторство поэта оказало огромное влияние на литературу всего XIX века и положило начало традиции реализма в России, определило особенности создания женских образов и их специфическую роль в произведениях последующих русских писателей. И конечно, можно лишь согласиться со словами Белинского, который сказал: «Едва ли не весь подвиг поэта в том, что он первый поэтически воспроизвел в лице Татьяны русскую женщину».

Няня и семья Татьяны Лариной. Цитатная характеристика
Краткая характеристика
Семья Татьяны Лариной играет важную роль в романе "Евгений Онегин" Пушкина.
Евгений Онегин приезжает в деревню своего дяди. Здесь Онегин знакомится со своими соседями по имению - Владимиром Ленским и семьей Лариных.
Членами семьи Татьяны Лариной являются следующие герои: покойный отец Дмитрий Ларин, мать Полина (Прасковья) Ларина, сестра Ольга Ларина, няня Филипьевна.
Отец Татьяны Лариной - Дмитрий Ларин. Отец Татьяны умер, вероятно, несколько лет назад (до знакомства Лариных с Онегиным). Известно, что господин Ларин умер, будучи пожилым человеком: "...И так они старели оба. / И отворились наконец / Перед супругом двери гроба..."
Дмитрий Ларин был добрым человеком и хорошим барином для своих крепостных: "...Отец ее был добрый малый, / В прошедшем веке запоздалый..." "...Он был простой и добрый барин... Смиренный грешник, Дмитрий Ларин..."
По словам автора, Дмитрий Ларин был разумным человеком: "...Разумный муж уехал вскоре / В свою деревню..."
Господин Ларин когда-то был бригадиром (военный чин 5-го класса): "...Господний раб и бригадир..."
Дмитрий Ларин очень любил свою жену и во всем ей верил: "...Но муж любил ее сердечно, / В ее затеи не входил, / Во всем ей веровал беспечно..."
Мать Татьяны Лариной - Полина (Прасковья) Ларина. Её зовут Pachette (Пашенька), то есть Полина, или Прасковья: "...«Княжна, mon ange!» – «Pachette!» – «-Алина»!..."
В юности мать Татьяны была влюблена в одного сержанта. Но ее выдали замуж за Дмитрия Ларина - будущего отца Татьяны: "...Но, не спросясь ее совета, / Девицу повезли к венцу..." Госпожа Ларина сначала не любила своего мужа (Дмитрия Ларина) и даже хотела развестись с ним: "...Рвалась и плакала сначала, / С супругом чуть не развелась..." Однако со временем их жизнь наладилась.
Госпожа Ларина научилась управлять своим добрым мужем и зажила счастливо: "...Открыла тайну, как супругом / Самодержавно управлять, / И всё тогда пошло на стать..."
Онегин знакомится с Лариными, когда мать Татьяны - это уже не молодая женщина, "старушка": "...Ларина проста, / Но очень милая старушка..."
Сестра Татьяны Лариной - Ольга Ларина. В отличие от Татьяны, Ольга всегда весела: "...Всегда как утро весела..."
Няня Татьяны Лариной – Филипьевна. Этобрая старушка-крестьянка: "...Уж ей Филипьевна седая / Приносит на подносе чай..." "...С платком на голове седой, / Старушку в длинной телогрейке..."
Няня Филипьевна вышла замуж совсем девочкой - в 13 лет (об этом она рассказывает Тане в одной из бесед): "...Мой Ваня / Моложе был меня, мой свет, / А было мне тринадцать лет..." Она вышла замуж не по любви, как и многие крестьянки, которых выдавали замуж насильно: "...В эти лета / Мы не слыхали про любовь..."
Княжна Алина и московские родственники. Княжна Алина - это кузина (двоюродная сестра) старушки Лариной, то есть двоюродная тетя Татьяны Лариной. Именно у этой тетки Ларины останавливаются в Москве, когда приезжают на "ярмарку невест": "...К старой тетке, / Четвертый год больной в чахотке, / Они приехали теперь..."
Приехав в Москву. Татьяна и ее мать посещают своих многочисленных московских родственников. Родня помнит Татьяну еще ребенком: "...И вот по родственным обедам / Развозят Таню каждый день / Представить бабушкам и дедам..." "...Родне, прибывшей издалеча, / Повсюду ласковая встреча..." (о Татьяне и ее матери)
Владимир Ленский. Одним из членов семьи Лариных можно считать Владимира Ленского. Владимир знает Лариных с детства. Еще ребенком он играл с маленькой Ольгой и сидел на коленях у отца Лариных: "...Он на руках меня держал. Как часто в детстве я играл / Его Очаковской медалью!..." (об отце Лариных)



Что еще почитать