Материя, движение, пространство, время. Материя. Пространство время. Механическое движение Материя движение пространство и время взаимосвязаны

Наблюдая окружающий мир, сталкиваясь с ним в практической деятельности, человек замечает, что он представляет бесконечное множество различных предметов и явлений, качественно отличающихся друг от друга. Но при всем этом многообразии обнаруживается, что предметы и явления имеют общие черты, позволяющие вычленить из множества различные типы, классы, роды и виды этих предметов. Есть ли в предметах и явлениях окружающего мира общие свойство, присущее всем, единая основа, единая субстанция.

Философы решают этот вопрос по разному.

Идеалисты выводят единство мира из сознания, из психического, идеального. Объективные идеалисты считают, что в основе мира лежит абсолютный дух, что мир – это воплощение духовного начала. Платон, например, говорит: «Материя происходит от Бога, и содержит его в себе». По Гегелю мир и природа являются порождением абсолютной идеи, природа есть «идея в форме инобытия», «погружение понятия во внешность». Субъективные идеалисты сводят единство мира к сознанию, воле субъекта.

Материалисты считают, что единство мира состоит не в его бытии, а в его материальности, а эта последняя доказывается длинным развитием философии и естествознания. Все естествознание пронизано попытками доказать материальное единство мира.

Важнейшие из них:

1. Открытия Коперника, Галилея, Ньютона о гелиоцентрическом строении солнечной системы

2. Закон Ньютона посвященный всемирному тяготению, оказавшийся общим для всех материальных тел, и их комплексов, обладающих массой покоя.

3. Законы сохранения и превращения энергии, клеточная теория и теория Дарвина указали на наличие общих закономерностей в развитии природы.

4. Астрофизика, основываясь на спектральном анализе показала, что на других планетах солнечной системы присутствует ряд химических элементов, что и на Земле. Это доказывает общность единство космических тел.

5. Периодическая система Менделеева отражает единство материи, согласно которому свойства химических веществ и соединений находятся в зависимости от величин их атомных весов.

6. Общие для всех областей законы сохранения массы, энергии, импульса, зарядовой частоты, барионного заряда, изотопического спина, странности и др.

7. Открытый современной наукой факт взаимопревращения элементарных частиц, согласно которому любая элементарная частица может превратиться в любую другую, основой которой является, как полагают физики, кварки, и представителем элементарной частицы в их взаимодействиях выступают кварки.

Существует огромное количество определений материи:

Гегель, например, определяет ее так: «Материя есть абстракция, которая как таковая не может быть нами воспринята. Можно поэтому сказать, что не существует вообще материи, ибо она существует как нечто определенное, конкретное».

Итак, философских определением понятия материи примем определение «материя – философская категория объективной реальности, данная человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

К этому определению материи можно сделать дополнение, что в современном естествознании она может восприниматься как некое «мертвое вещество», являющееся противоположным понятием жизни, душе и духу. В современной физике материя – обозначение некоторой особой точки поля. В современной теории поля не существует некоторой посредствующей субстанции, и каждая сила создает «поле», распространяющееся по способу континуума и действующее на любое тело, помещенное в данное поле. Пустое само по себе пространство обладает единственным свойством содержать в себе поля. По трем видам сил, известным в настоящее время поля делятся не гравитационное (силы тяготения тяжелых масс), электромагнитные (силы притяжения и отталкивания заряженных тел или магнитных тел) и поля ядерных сил (нуклонов ядра). Поскольку всякая энергия есть некая масса, всякая масса есть некая энергия, то и поле представляет собой определенную массу, например электромагнитное поле, создаваемое электроном. Таким образом, напряженность поля – единственная физическая реальность. Материя в данном случае – сингулярность поля (узлы поля).

Движение – в самом общем значении – способ существования материи, ее атрибут, всякое взаимодействие материальных тел и объектов.

Об абсолютности движения можно говорить только в соотнесении с какой-либо точкой пространства, которая мыслится в мировом пространстве в состоянии покоя. Действительное движение всегда относительно, оно есть движение в соотнесении с какой-либо точкой пространства, находящейся в относительном движении или в относительном покое.

Континуум – четырехмерная система координат, дополняющая всеобщую теорию относительности А.Эйнштейна (сила тяжести и ускорение равноценны) временем как четвертой координатой (мир Минковского). Результаты наблюдений, истолкованных теорией относительности Эйнштейна, отклоняются от наблюдений классической механики и электродинамики, только при скоростях, близких к скорости света.

Движение многообразно:

3 группы форм движения:

– в неорганической природе (перемещение, взаимодействие поля, химические взаимодействия, тепловые процессы, агрегатные состояния, звуковые колебания, изменения космических тел и систем)

– в живой природе (совокупность жизненных процессов, обмен веществ, процессы отражения, саморегуляции, воспроизводство, экология)

– в обществе (общественные виды деятельности, высшие формы отражения, целенаправленное преображение действительности)

Типы движения :

1. с сохранением качественного состояния предмета (сохраняется некий набор признаков)

2. с изменением качественного состояния (разрушение, распад, образование нового объекта)

Пространство и время – всеобщие формы бытия материи, ее атрибуты. Не существует материи, не обладающей пространственно-временными свойствами, как не существует пространства и времени самих по себе, вне материи и независимо от нее.

Пространство – есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах.

Время – форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении, развитии всех материальных систем.

Пространство и время неразрывно связаны, их единство проявляется в движении и развитии материи.

Всеобщие свойства пространства и времени:

– объективность и независимость от сознания человека

– абсолютность как атрибутов материи

– неразрывная связь с движением

– единство непрерывного и дискретного в их структуре

– количественная и качественная бесконечность

Пространство

– метрические (связанные с измерением)

– топологические (связность, симметрия пространства)

– протяженность пространства – означающая рядоположенность и сосуществование различных элементов (точек, отрезков, объектов), связность и непрерывность (прерывность относительна)

– трехмерность пространства

– длительность (последовательность существования и смены состояний тел)

– непрерывность абсолютна (прерывность относительна)

– одномерность, асимметричность, необратимость

Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существую сами по себе, независимо от материальных объектов. Они – арена, на которой находятся объекты и развертываются процессы (как сцена существует независимо от актеров и спектакля, так и пространство и время существуют независимо от объектов и процессов.

Реляционная концепция рассматривает пространство и время объективно-независящими от человека и человечества формами бытия материи, при этом неразрывно связанными с самой материей и ее движением.

Первое, что поражает воображе­ние человека, когда он наблюдает окружающий мир, - это удивительное многообразие предметов, процессов, свойств и отношений.

Уже первые мыслители заметили, что некоторые свойства и состояния вещей во всех превращениях сохраняются. Эту постоянно сохра­няющуюся основу вещей они назвали первоматерией . Это естественное воззрение на происхождение всего много­образия мира из некой первоосновы положило начало научному объяснению многих явлений природы и общества. В дальнейшем представление о материи углуб­ляется и одновременно утрачивает чувственно-конкретные черты.

Материя предстала в новом свете - без цвета, запаха, твердости, без тех свойств, с которыми люди привыкли связывать понятие материального. На основании новых данных науки созда­вались новые концепции.

С точки зрения диалектики, материя есть объективная реальность - причина, основа, содержание и носитель (субстан­ция) все го мно го обра з ия мира . Она проявляется в бесчисленных свойствах. Важнейшие из них - объективность существования, струк ту рность, неуничтожимость, движение, пространство, время, отражение . Это атрибуты материи, т.е. всеобщие ее свойства, без которых невозможно ее бытие.

Материю вообще нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. Материя не есть одна из вещей, существующих наряду с другими, внутри или в основе их. Все существующие конкретные материальные образования и есть материя в различных ее формах, видах, свойствах и отношениях.

Материя имеет сложное строение . Она состоит из элементарных частиц, атомов, молекул, макромолекул, планет, звезд, галактик и т.д. Кроме того, есть разные виды полей - гравитационные, электромагнитные, ядерные. Они связывают частицы материи, по­зволяют им взаимодействовать и тем самым существовать. Все частицы независимо от их природы обладают волновыми свойствами.

Материя имеет разные уровни, каждый из которых характеризуется особой системой закономерностей и своим носителем. Различные структурные образования материи - это разные степени сложности. Каждая форма материи качественно своеобразна. Но поскольку сложные формы материи включают в ка­честве своих элементов низшие, то это нужно учитывать в процессе изучении животных и растений.

Одним из атрибутов материи является ее неуничтожимость. За к о н сохра н е ни я и превращения энерг ии гласи т: к а к ие б ы процесс ы превращения ни проис х од ил и в мире, общее к оличество масс ы и энергии остается неизменн ы м. Ни один элемент материи не уничтожа­ется, не превращается в ничто, а оставляет определенное следствие и не возникает из ничего, а всегда имеет определенную причину. Гибель конкрет­ной вещи означает лишь ее превращение в другую.

Мир находится в постоянном движении . Движение многообразно. Дв и же ни е - это с п особ существова н ия бытия, материи. Б ыт ь - з н ачи т б ы ть в дв и же ни и, изменении. Нет в мире неизменных вещей, свойств и отношений. Движение несотворимо и неуничтожимо, абсолютно, всеобще. Оно проявляется в виде конкретных форм движения. Формы и виды движения многообразны. Они связаны с уровнями структурной организации бытия, материи. Ка ждой форме дв и ­ ж е ни я п р и с ущ определенн ы й нос и тель - с у бс та н ция .

Покой как момент движения всегда имеет только ви­димый и относительный характер.

Все тела различным образом расположены друг относительно друга. Пространство ес т ь форма к оорд ин а ции сосуще­с т вующих об ъ е кт ов, оно характеризует положение объектов друг подле друга (рядом, сбоку, внизу вверху, внутри, сзади, спереди и т.д.). Порядок сосуществования этих объ­ектов и их состояний образует структуру пространства.

Явления характеризуются длительностью существования, по­следовательностью этапов развития. Процессы совершаются либо одновременно, либо один раньше или позже другого; таковы, на­пример, взаимоотношения между днем и ночью, зимой и весной, летом и осенью. Все это означает, что тела существуют и движутся во времени. Время - это форма координа ц ии сменяющих ся о бъектов и их сос т ояний, оно характеризует положение объектов друг после друга. Порядок смены этих объектов и состояний образует структуру времени.

П рос т ранс т во и время - это всеоб щ ие форм ы су щ еств о ­вания материи, бытия. В мире все простирается и длится. Пр остранство и время обла д ают своими особенностями. Пространство трехмерно, разнонаправлено, обратимо. Время однонаправлено, одномерно, необратимо.

Некогда су­ществовало воззрение, согласно которому пространство представляло собой грандиозное вместилище, куда помещена материя, а время мыслилось наподобие потока, все увлекающего за собой и все погло­щающего. Изменение физической картины мира изменило представление о пространстве и времени. Огромный вклад в разработку научных представлений о связи пространства и времени с движущейся материей внес Н.И. Лоба­чевский. Он создал неевклидову геометрию, которая является более общей и включает в себя евклидову геометрию как частный случай, отражающий пространственные отношения, воспринимаемые нами в повседневном опыте. Сумма углов треугольника в геометрии Лобачевского не остается постоянной и равной 180°, а меняется в зависимости от изменения длины его сторон и при этом всегда оказываем меньше 180°. Б. Риман создал еще одну неевклидову геометрию. В ней вообще нет параллельных прямых, а сумма углов треугольника 6oльше 180°. Эти парадоксальные положения очевидны и имеют смысл, если геометрические фигуры нарисовать не на плоскости а, например, на поверхности сферы. У нарисованного на сфере треугольника сумма yглов больше 180°.

Великое научное открытие двадцатого века - теория относительности, созданная А.Эйнштейном. В ней установлена связь пространства и времени с движущейся материей и друг с другом. В мире нет единствен­ного “сейчас”, разделяющего все прошлые события и события будущего. Каждая система имеет свое “сейчас”, свое прошлое и будущее.

Пространство и время обусловлены материей, как форма своим содержанием, и каждый уровень движения материи характеризуется своей пространственно-временной структурой.

Разумеется, все свойства материи перечислить невозможно. Ведь материя - это вся безграничная совокупность окружающих нас материальных объектов, а свойства этих объектов бесконечно многообразны. Но есть коренные свойства материи, которые присущи всем предметам и явлениям. Они получили название атрибутов материи. Атрибут - это такое свойство, которое неотделимо от самого существования того или иного предмета, является способом его бытия. Если утрачивается атрибут, то перестает существовать и сам предмет. Таким внутренне присущим материи свойством, способом ее существования. является движение. Какие бы объекты мы ни взяли - планеты, звезды, галактики, кору Земли и ее глубочайшие недра, живые организмы, молекулы, атомы, электроны,- все они находятся в непрестанном движении, изменении. Движение носит, таким образом, всеобщий характер, как основной способ бытия предметов оно абсолютно. Но отсюда было бы неверным отрицать существование покоя. Всякое движение, изменение характеризуется тем, что движущийся, изменяющийся предмет обладает и некоторой устойчивостью, какие-то стороны его сохраняются. Если бы это было не так, он превратился бы в нечто совершенно бесформенное. Так, атомы не только превращаются друг в друга, при определенных условиях они сохраняют относительную устойчивость, присущую им структуру: атомное ядро, электронную оболочку. Движение, таким образом, неотделимо от устойчивости, покоя, но покой носит временный, относительный характер. В этом можно убедиться, если рассмотреть состояние любого внешне покоящегося тела. Трудно, например, заметить какое-либо движение в скале, нависшей над пропастью. Но эта каменная глыба изменяется: под действием ветра, дождя, солнечных лучей она выветривается, подтачивается, дает трещины, меняет свои очертания. Человек, сидящий за столом, находится в состоянии покоя. Но этот покой выступает лишь как момент движения, ибо человек движется вместе с Землей, внутри него происходят сложные физиологические изменения, кровообращение, дыхание, мыслительные процессы. Идея о том, что движение имеет всеобщий характер, что оно неотделимо от материи, давно стала достоянием материалистической философии. Однако старому (метафизическому) материализму было свойственно узкое, ограниченное понимание движения. Сущность последнего сводилась лишь к перемещению тел из одного места в другое. Нетрудно видеть, что механическое движение носит внешний характер, оно изменяет лишь местонахождение предметов, а не сами эти предметы. В действительности же движение материи - это не простое механическое перемещение, а все изменения, происходящие с материальными объектами. Сюда относится и превращение одного химического вещества в другое, и развитие одного вида живых организмов в другой, и изменение общественного строя и т. д. ПРОСТРАНСТВО И время, философские категории. Пространство - форма существования материальных объектов и процессов (характеризует структурность и протяженность материальных систем); время - форма последовательной смены состояний объектов и процессов (характеризует длительность их бытия). Пространство и время имеют объективный характер, неразрывно связаны друг с другом, бесконечны. Универсальные свойства времени - длительность, неповторяемость, необратимость; всеобщие свойства пространства - протяженность, единство прерывности и непрерывности. Пространство есть форма координации сосуществующих объектов, состояний материи. Оно заключается в том, что объекты расположены вне друг друга (рядом, сбоку, внизу, вверху, внутри, сзади, спереди и т.д.) и находятся в определенных количественных отношениях. Порядок сосуществования этих объектов и их состояний образует структуру пространства. Явления характеризуются длительностью существования, последовательностью этапов развития. Процессы совершаются либо одновременно, либо один раньше или позже другого; таковы, например, взаимоотношения между днем и ночью, зимой и весной, летом и осенью. Все это означает, что тела существуют и движутся во времени. Время - это форма координации сменяющихся объектов и их состояний. Оно заключается в том, что каждое состояние представляет собой последовательное звено процесса и находится в определенных количественных отношениях с другими состояниями. Порядок смены этих объектов и состояний образует структуру времени. Пространство и время - это всеобщие формы существования, координации объектов. Всеобщность этих форм бытия заключается в том, что они - формы бытия всех предметов и процессов, которые были, есть и будут в бесконечном мире. Пространство и время обладают своими особенностями. Пространство имеет три измерения: длину, ширину и высоту, а время лишь одно - направление от прошлого через настоящее к будущему. Оно неотвратимо, неповторимо и необратимо. Категории пространства и времени выступают как формы бытия материи. Существует две концепции пространства и времени: субстанциальная - рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов (Демокрит, Эпикур, Ньютон); реляционная - рассматривает пространство и время как особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют (Лейбниц).

Материя - это все, что прямо или косвенно действует на органы чувств человека и другие объекты . Окружающий нас мир, все существующее вокруг нас представляет собой материю. Она тождественна реальности. Неотъемлемое свойство материи -движение. Без движения нет материи, и наоборот. Движение материи - любые изменения, происходящие с материальными объектами в результате их взаимодействий. Материя не существует в бесформенном состоянии - из нее образуется сложная иерархическая система материальных объектов различных масштабов и сложности.

В современном естествознании различают три вида материи: вещество, физическое поле и физический вакуум.

Вещество - основной вид материи, обладающий массой . К вещественным объектам относятся элементарные частицы, атомы, молекулы и многочисленные образованные из них материальные системы.

Различные виды движения материи можно классифицировать с учетом изменений свойств материальных объектов и их воздействий на окружающий мир . Механическое движение (относительное перемещение тел), колебательное и волновое движения, распространение и изменение различных полей, тепловое (хаотическое) движение атомов и молекул, равновесные и неравновесные процессы в макросистемах, фазовые переходы между агрегатными состояниями (плавление, парообразование и др.), радиоактивный распад, химические и ядерные реакции, развитие живых организмов и биосферы, эволюция звезд, галактик и Вселенной в целом - все это примеры многообразных видов движения материи.

Физическое поле - особый вид материи, обеспечивающий физическое взаимодействие материальных объектов и их систем . К физическим полям относятся электромагнитное и гравитационное поля, поле ядерных сил, а также волновые (квантовые) поля, соответствующие различным частицам (например, электрон-позитронное поле). Источником физических полей являются частицы (например, для электромагнитного поля -заряженные частицы). Созданные частицами физические поля переносят с конечной скоростью взаимодействие между ними. В квантовой теории взаимодействие обусловливается обменом квантами поля между частицами.

Физический вакуум - низшее энергетическое состояние квантового поля. Этот термин введен в квантовой теории поля для объяснения некоторых микропроцессов. Среднее число частиц - квантов поля - в вакууме равно нулю, однако в нем могут рождаться виртуальные частицы - частицы в промежуточных состояниях, существующие короткое время. Виртуальные частицы влияют на физические процессы. В физическом вакууме могут рождаться пары частица-античастица разных типов. При достаточно большой концентрации энергии вакуум взаимодействует с реальными частицами, что подтверждается экспериментом. Предполагается, что из физического вакуума, находящегося в возбужденном состоянии, родилась Вселенная.

Всеобщими универсальными формами существования и движения материи принято считать время и пространство. Движение материальных объектов и различные реальные процессы происходят в пространстве и во времени. Особенность естественнонаучного представления об этих понятиях заключается в том, что время и пространство можно охарактеризовать количественно с помощью приборов.

Время выражает порядок смены физических состояний и является объективной характеристикой любого процесса или явления . Время - это то, что можно измерить с помощью специальных приборов. Принцип работы приборов для измерения времени основан на разных физических процессах, среди которых наиболее удобны периодические процессы: вращение Земли вокруг своей оси, электромагнитное излучение возбужденных атомов и другие. Природа наделила человека удивительным свойством интуитивно определять время с помощью биологических часов, которые отсчитывают циклы, примерно равные 24 ч. Такое восприятие времени осуществляется головным мозгом. Многие крупные достижения в естествознании связаны с разработкой более точных приборов для определения времени. Существующие сегодня эталоны позволяют измерить время с очень высокой точностью - например, относительная погрешность для водородного эталона времени не превышает 5 * 10-15. В последние десятилетия в качестве эталона времени используются атомные часы, в которых источник колебаний не маятник и не кварцевый генератор, а сигналы, обусловленные квантовым переходом электронов между двумя энергетическими уровнями атома. Эти сигналы имеют очень высокую стабильность энергии и частоты колебаний. Сегодня секунда - это промежуток времени, точно равный 9 192 631 770 периодам излучения, каждый из которых соответствует переходу между двумя сверхтонкими уровнями основного состояния атома цезия-133.

Время всегда относительно. Из теории относительности следует, что при скорости, близкой к скорости света в вакууме, время замедляется - происходит релятивистское замедление времени, и что сильное поле тяготения приводит к гравитационному замедлению времени. В обычных земных условиях такие эффекты чрезвычайно малы.

Важнейшее свойство времени заключается в его необратимости. Прошлое во всех деталях и подробностях нельзя воспроизвести в реальной жизни - оно забывается. Необратимость времени обусловлена сложным взаимодействием множества природных систем, в том числе атомов и молекул, и символически обозначается стрелой времени, «летящей» всегда из прошлого в будущее. Необратимость реальных процессов в термодинамике связывают с хаотичным движением атомов и молекул.

Понятие пространства гораздо сложнее понятия времени. В отличие от одномерного времени реальное пространство трехмерно, т.е. имеет три измерения. В трехмерном пространстве существуют атомы и планетные системы, выполняются фундаментальные законы природы.

Пространство выражает порядок сосуществования физических тел. Завершенная теория пространства - геометрия Евклида -создана более 2000 лет назад и до сих пор считается образцом научной теории.

(Дополнительный материал в рамках )

Что представляют собой движение, пространство и время? Являются ли они необходимыми свойствами, присущими всем предметам и процессам реального мира? Эти вопросы имеют глубокий философский смысл.

Ряд правильных положений относительно природы движения высказали еще материалисты домарксовского периода. Многие из них считали движение существенным свойством материи. Однако в домарксистской материалистической философии еще не был преодолен метафизический взгляд на движение как на механическое перемещение неизменных тел. При этом было неясно, находится ли источник движения в самой материи или где-то вовне. Чтобы правильно ответить на этот вопрос, оказалось явно недостаточно сводить движение только к механическому перемещению тел в пространстве. Не хватало диалектического взгляда на мир.

Первая брешь в метафизическом мировоззрении была пробита Кантом, который привел ряд убедительных научных доводов, показывающих, что солнечная система образовалась из первоначальной туманности. Тем самым он выдвинул идею о том, что природа находится в постоянном движении, причем это движение является не простым повторением одного и того же, а представляет собой процесс бесконечного поступательного развития. Но Кант был идеалистом и не мог до конца преодолеть метафизическое представление о движении.

Гегель представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в виде беспрерывного движения, изменения, преобразования. Он пытался раскрыть источник этого движения и развития, усматривая его в борьбе противоположностей. Для Гегеля противоречия есть корень всякого движения и жизненности. Но поскольку Гегель был идеалистом, то, говоря о развитии, он оставлял место для сверхматериальной силы как первотолчка и перводвигателя материального мира.

Чтобы правильно понять, что такое движение, необходимо подойти к его рассмотрению с позиций диалектического материализма, отбросив метафизику и идеализм. Это и было сделано основоположниками марксистской философии. «Движение, - писал Ф. Энгельс, - рассматриваемое в самом общем смысле слова, т. е. понимаемое как способ существования материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением» .

Таким образом, движение применительно к материи означает изменение вообще . Любые изменения материальных объектов, будь то изменения физических или химических свойств предметов, изменения, происходящие на Солнце или в космическом пространстве, в живом мире или в общественной жизни, - все это есть движение. При этом источником движения всегда и везде выступают внутренне присущие объектам противоречия, которые свойственны всем без исключения предметам и явлениям. Самодвижущаяся материя не нуждается в сверхприродном двигателе. Движение есть способ существования материи. Это значит, что материя не может существовать вне движения, которое поэтому так же объективно, как и сама материя.

Поскольку материя вечна, несотворима и неуничтожима, постольку и ее коренное неотъемлемое свойство - движение - тоже вечно, несотворимо и неуничтожимо. Это важнейшее философское положение находит подтверждение в законе сохранения и превращения энергии, который устанавливает, что при любых материальных преобразованиях общее количество энергии всегда остается постоянным, неизменным, т. е. сохраняется количество движения. При этом движение не уничтожается не только в количественном, но и в качественном отношении, так как материальное движение, способно бесконечно переходить из одной формы в другую. Качественно различные формы энергии (механическая, тепловая, электромагнитная, ядерная и т. д.) постоянно превращаются друг в друга, причем определенному количеству движения одной формы всегда соответствует определенное количество движения другой формы.

Движение невозможно отделить от материи. Естественнонаучным выражением неразрывной связи материи и движения является закон взаимосвязи массы и энергии, который гласит, что любой материальный объект, имеющий массу, обладает определенной энергией, соответствующей этой массе. Поэтому можно сказать: там, где есть материя, всегда есть движение; и наоборот: там, где есть движение, всегда есть материя.

Современные буржуазные философы-идеалисты и естествоиспытатели, отрывая движение от материи, создают «теории» о существовании «чистого» движения без материи, истолковывают взаимосвязь массы и энергии как превращение массы в энергию. Но в действительности, хотя масса и связана с энергией, перейти в энергию она не может, так же как материя не может перейти в движение. Движение, будучи неотъемлемым свойством материи, формой ее бытия, всегда и везде связано с материей, а материя всегда и везде находится в движении.

Положения марксистской философии об объективности движения, о неразрывности движения и материи указывают науке пути познания конкретных свойств движущейся материи, многообразных явлений природы, помогают преодолевать идеалистические и религиозные заблуждения.

Движение противоречиво по своей природе. Противоречивость движения проявляется в том, что такие его характеристики, как изменчивость и устойчивость, выступают в неразрывной связи. Вечная и всеобщая изменчивость мира отнюдь не исключает моментов относительной устойчивости, относительного покоя, временных состояний равновесия вещи, предмета, явления. Если бы не было этой устойчивости, мир представлял бы собой неразличимый хаос.

В мире существуют разнокачественные виды материи (атомы, молекулы, электромагнитное поле, поле тяготения, множество явлений живой природы, многообразные общественные явления и т. д.). Все эти виды материи находятся в непрерывном движении, которое проявляется в качественно различных формах, зависящих от качественной специфики данного вида материи. Различают следующие основные формы движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную.

Механическое движение включает в себя пространственное перемещение различных тел: движение мельчайших частиц, составляющих атомы, перемещение атомов и молекул, движение больших тел, включая и космические объекты.

Физическая форма движения охватывает тепловые и электромагнитные процессы, внутриядерные и внутриатомные преобразования, взаимодействия «элементарных» частиц и т. д.

Химическая форма движения включает процессы соединения и разъединения атомов и молекул, образования и разрушения веществ, происходящие в неорганической и органической природе.

Биологическая форма движения - это разнообразные проявления жизни, взаимоотношения живых организмов между собой и с неорганической природой.

Социальная (общественная) форма движения охватывает многообразные процессы, происходящие в обществе, включая изменения в области производства, классовые и национальные отношения, процессы развития материальной и духовной культуры, взаимодействие общества и природы.

Если рассмотреть основные формы движения материи в том порядке, в котором они здесь приведены, то окажется, что любая из них тесно связана со всеми другими, причем основой их взаимной связи является связь между находящимися в движении материальными объектами. Наряду с этим каждая последующая форма движения материи сложнее, выше предыдущей, причем более сложная форма движения развивается из более простых и содержит их в себе в подчиненном виде. Каждая форма движения качественно отличается от других и несводима к другим формам движения .

Проследим все сказанное на примере биологической формы движения материи. Эта форма движения возникла на нашей планете в результате закономерного развития физических и химических процессов, которое привело к созданию условий для появления белковых соединений - материальных носителей жизни. Возникновение жизни означало появление более высокой формы движения материи по сравнению с механической, физической и химической формами движения.

Вместе с тем биологическая форма движения не отбрасывает низшие формы, а включает их в себя. Так, в живом организме происходят многочисленные физические и химические изменения, обеспечивающие ему получение необходимых веществ и энергии из внешней среды.

Но хотя биологическая форма движения и содержит в себе низшие формы, однако она не сводится к ним, качественно от них отличается. Эта качественная специфика биологической формы движения состоит в присущем живым организмам постоянном самообновлении химического состава, в обмене веществ с окружающей средой .

Наука, все глубже проникая в тайны природы и открывая новые виды материи и различные уровни ее организации, расширяет наши знания о формах движения материи, их взаимной связи и качественном различии.

Диалектическое понимание форм движения материи, их взаимосвязи и взаимопереходов имеет важное мировоззренческое и методологическое значение и служит острым оружием в борьбе против фальсификации буржуазными идеологами явлений природы и общества. Дело в том, что многие современные буржуазные философы и естествоиспытатели метафизически сводят высшие формы движения материи к низшим или распространяют законы низших форм движения на высшие. Так, биологические изменения они представляют как простую сумму физико-химических процессов, утверждая, что основными законами, управляющими живой материей, являются законы физики и химии. Тем самым смазывается качественная специфика живой природы, ее коренное отличие от природы неорганической.

Анализируя сложные явления социальной жизни, буржуазные ученые нередко механически переносят физические и биологические понятия и законы на общество. Одни из этих ученых, ссылаясь на биологический закон естественного отбора, делят расы на низшие и высшие. Другие утверждают, что учение об обществе может стать точной наукой только в том случае, если физика и биология будут распространены на область общественных отношений. При этом они сводят законы социальных явлений к физическим и биологическим законам, толкуют о «социальной энергетике», «социологических атомах» и т. д.

Отрицание социальных закономерностей путем их сведения к понятиям и законам естествознания имеет целью затушевать классовые противоречия современного капиталистического общества. «На деле никакого исследования общественных явлений, никакого уяснения метода общественных наук нельзя дать при помощи этих понятий,- писал В. И. Ленин.- Нет ничего легче, как наклеить «энергетический» или «биолого-социологический» ярлык на явления вроде кризисов, революций, борьбы классов и т. п., но нет и ничего бесплоднее, схоластичнее, мертвее, чем это занятие» . Механическое отождествление понятий и законов естественных и общественных наук - наглядное свидетельство кризиса современных буржуазных учений об обществе.

Философские выводы о природе движения имеют принципиальное значение для понимания сущности пространства и времени , которые также наряду с движением являются формами бытия материи .

Говоря о пространстве, мы обычно имеем в виду, что тот или иной предмет занимает определенное место, имеет три измерения: длину, ширину, высоту. Время мы характеризуем как начало или длительность событий. Философия не ограничивается этим, она рассматривает вопросы об объективности пространства и времени, об их связи с движущейся материей.

Понятие пространства выражает сосуществование материальных объектов и их взаимное расположение. Все материальные предметы и явления имеют пространственную протяженность, форму и размеры. Протяженность как относительно устойчивое взаимодействие внутренне связанных между собой материальных процессов обусловлена свойствами движущейся материи. Пространственные связи и отношения качественно различных материальных объектов описывает математика. Чем глубже развиты математические теории, математический аппарат, тем точнее отражаются общие пространственные свойства действительности.

Понятие времени выражает последовательность чередования материальных процессов, их длительность. Материя в любом виде и состоянии обладает временными свойствами. Для того чтобы изменения одного материального объекта вызвали соответствующие изменения в других материальных объектах, необходимо определенное время. Время, выражаясь в изменении и развитии материи, обладает направлением. Оно течет от прошлого к будущему и обладает свойством необратимости . Прошлое нельзя изменить, в прошлое нельзя возвратиться.

Пространство и время - всеобщие формы бытия материи, они присущи всем ее состояниям. Любое материальное движение происходит где-то, в каком-то пространстве, и когда-то, в какое-то время.

Пространство и время объективны . Они существуют независимо от сознания людей и выражают совокупность объективных свойств и отношений материальных предметов и явлений. Человек получает сигналы из далеких звездных миров, исследует изменения, которые охватывают миллиарды лет, изучает «элементарные» частицы, существующие миллионные доли секунды, и везде пространство и время выступают как объективные формы движущейся материи. Независимо от материальных процессов пространство и время существовать не могут. Критикуя идеалистические и религиозные положения о существовании бытия вне времени и пространства, Ф. Энгельс отмечал, что бытие вне времени есть такая же величайшая бессмыслица, как бытие вне пространства. В объективном мире нет ничего, кроме движущейся материи, и материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени.

Домарксистские материалисты признавали объективность пространства и времени, но оставались метафизиками в их понимании. Они, как и метафизически мыслящие естествоиспытатели, считали пространство и время самостоятельными физическими реальностями, независимыми от движущейся материи. Пространство понималось при этом как универсальное вместилище вещей, наподобие ящика, а время - как длительность, не зависящая от материальных изменений. Такое представление позволяет с известной точностью характеризовать пространственные и временные отношения больших тел (макротел), движущихся с относительно малыми скоростями (например, движение автомобиля, самолета, снаряда, космического корабля и т. д.). Когда же наука столкнулась со скоростями, сравнимыми со скоростью света (движение «элементарных» частиц), то оказалось, что такие взгляды и вытекающие из них представления о неизменности свойств пространства и времени являются явно недостаточными.

Развитие науки в наш век подтверждает положение диалектического материализма о зависимости свойств пространства и времени от движущейся материи. Как показывают современные данные науки, пространственные и временные свойства тел тесно взаимосвязаны.

Взаимная связь пространственных и временных свойств материальных объектов начинает заметно проявляться при значительных скоростях движения. Так, например, «элементарные» частицы - мезоны, в состоянии покоя существуют миллионные доли секунды, а если им придать большую скорость, то время их существования увеличивается в сотни раз.

Современная наука и практика опровергают домыслы идеалистов и церковников о божественном сотворении мира, о его ограниченности в пространстве и во времени и доказывают, что пространство безгранично и время бесконечно. Безграничность пространства понимается в том смысле, что, в каком бы направлении и на какое бы расстояние мы в нем ни двигались, нам никогда не удастся достигнуть его пределов. Бесконечность времени означает, что если взять какое-либо событие, то до того, как оно произошло, протекло беспредельное количество времени, точно так же как и после него время никогда не будет иметь конца. Мир есть движущаяся в пространстве и во времени материя. Поэтому пространство и время столь же вечны и бесконечны, как и сама материя.

При подготовке насточщей статьи использовался «Начальный курс философии (для слушателей школ основ марксизма-ленинизма)», М., изд. «Мысль», 1966 г.



Что еще почитать