Миф о брюсе ли. Мифы и реальность в мире боевых искусств Брюс ли легенда или миф

Несмотря на то, что со смерти Брюса Ли прошло уже 43 года, он по-прежнему остается очень известной и популярной личностью. Далее вас ждут 25 малоизвестных фактов, которые помогут побольше узнать о том, каким человеком был кумир миллионов людей по всему миру.

1. Настоящий Дракон

Брюс Ли родился по китайскому календарю в год Дракона, в День Дракона и в час Дракона. Неудивительно, что его прозвище было "Маленький Дракон".

2. Не совсем китаец

Дедушка Брюса Ли был чистокровным немцем, т. е. технически Ли был частично европейцем. Именно из-за этого (то, что он не был "чистым" китайцем) его в 1950-х годах не принимали во многие школы кунг-фу.

3. Криминальное прошлое

В юности Ли был лидером банды. Он состоял в группировке "Тигры Джанкшен-стрит".



4. Жизнь как фильм

Это может показаться немного странным, но ранняя жизнь Ли была очень похожа на то, что показывают в фильмах с его участием. Если рассказать в двух словах, то парень подрался с сыном босса триады в Гонконге, поэтому отец отправил его "от греха подальше" в США на следующий же день.

5. $ 100 и "ча-ча-ча"

Он уехал в Сиэтл в 1958 году со $ 100 в кармане. Во время пребывания на борту корабля, плывущего в Америку, он давал уроки ча-ча-ча для пассажиров первого класса, чтобы заработать.

6. Феноменальная профессиональная память

Он был в состоянии назвать каждый термин, связанный с карате и исполнить каждую технику с потрясающей точностью. При этом всем он никогда официально не учил японское боевое искусство.

7. Зрение и стиль Вин Чун

У Ли было плохое зрение. Это было одной из причин, почему он по достоинству оценил контактный стиль Вин Чун, где больше мог полагаться на тактильные ощущения, чем на зрение.

8. Любимое занятие

Любимым времяпровождением Брюса Ли (конечно, кроме боевых искусств) было чтение. У него была обширная библиотека из более чем двух тысяч книг, а читал он ежедневно.

9. Брюс Ли - участник реальных боёв

Вопреки распространенному мнению, что Ли никогда не участвовал в реальных боевых соревнованиях, он стал чемпионом по боксу в Гонконге, нокаутировав всех своих противников в том числе британского боксера Гэри Элмса. Он также победил знаменитого мастера боевых искусств и учителя Вонг Джэк Мэна в 1965 году.

10. Банку пальцем

Брюс Ли пробивал пальцами банки в те дни, когда их делали не из мягкого алюминия. При этом он получал множество порезов, поэтому мастер часто ходил с пластырем на пальцах.

11. Человек века

Журнал Time назвал Брюса Ли одним из 100 самых влиятельных людей ХХ века. Несколько лет спустя, в 2014 году Хьюстонский Зал славы бокса признал Брюса величайшим бойцом, снимавшимся в кино. Ли был выбран Goldsea Asian American Daily одним из "100 самых вдохновляющих американцев азиатского происхождения всех времен". Он занял второе место, уступив только сенатору Дэниелу Иноуэ.

12. Феноменальные способности

Он весил максимум 72 килограмма. На момент смерти его вес составлял 67 килограммов. Он был способен делать отжимания с 115-килограммовым человеком на спине. Также он мог отжиматься всего на одном пальце. А президент UFC Дана Уайт считает Брюса Ли "отцом смешанных боевых искусств".

13. Техника Ли в серии игр от Nintendo

В популярной серии игр Pokemon от Nintendo боевые движения монстра Хитмонли основаны на реальной технике Ли.

14. Статуя "маленького дракона"

По случаю 65 лет с дня рождения Брюса Ли (27 ноября 2005) в Гонконге была установлена бронзовая статуя "маленького дракона" без рубашки.

15. Феноменальные способности

Брюс Ли разработал удивительный трюк, который можно найти на YouTube, для демонстрации своей скорости. Человек держал монету на раскрытой ладони и внезапно сжимал кулак. За это время Ли успевал заменить монету на другую.

16. Однодюймовый удар

17. Любимая музыка

В своем первой и единственной встречи с композитором Лало Шифриным (они работали вместе в фильме "Выход дракона"), Брюс признался, что он часто насвистывает основную тему к многосерийному фильму "Миссия невыполнима" 1966 года.

18. Брюс Ли и Чак Норрис

Несмотря на слухи и сообщения об обратном, Ли никогда не был учителем Чака Норриса. Они тренировались вместе, фактически дружили, но не были учителем и учеником. Тем не менее, он был тем человеком, кто дал Норрису его первую работу в кино, но это было не в "Пути Дракона", как считают многие люди. На самом деле, это случилось тогда, когда Ли был координатором трюков в фильме под названием "Команда разрушителей".

19. Феноменальная скорость

Операторам приходилось снимать сцены боев Ли со скоростью тридцать два кадра в секунду вместо обычных двадцати четырех. Разгадка этого проста - Брюс был настолько быстрым, что камеры с обычной скоростью съемки попросту не успевали засечь его движения.

На пике своей славы Ли постоянно бросали вызовы огромное количество людей в публичных местах. Ему даже приходилось носить с собой пистолет 367 Magnum.

21. Фобия Брюса Ли

Да многого я ожидал от этого фильма, но увы….



До этого я просмотрел много документальных фильмов про Брюса Ли, снятых о нем уже после смерти.

Изучил его биографию достаточно хорошо, чтобы быть в курсе всех нюансов жизни Ли.

И что же мы видим в этой Легенде…. ?

Мало правды, много бреда. Если зритель посмотрел только эту ХАЛТУР, то у него может сложиться мнение, что великий Брюс Ли был простым среднестатистическим человеком.

Но ведь он не был обычным человеком. Брюс всегда совершенствовался, читал книги брал из них идеи. Ли много работал над собой, над созданием универсальной борьбы, был себя током, поднимал тяжести, много бегал и можно сказать, что вся его жизнь и была сплошной тренировкой.


То как в этом фильме показано, как был травмирован Брюс, тоже полная ложь, он себя покалечил когда поднимал штангу без хорошего разогрева, вот так просто.


Режиссёр этого фильма дочь Брюса – Шенон Ли. Она как мы видим не делает работу качественно, не захотела поведать правдиво о своем отце.

Тетя Шенон решила срубить бабла побольше на известном имени своего отца, а жаль.

Хотя как она может помнить, что-то о нем, когда она была тогда ещё ребенком. Фильм по книге её матери и жены Брюса и то правдивее, хотя тоже есть огрехи в правдивости и достоверности действий.



Актер игравший главного героя, то есть самого Брюса Ли, хорошо передал поведение настоящего Брюса Ли. То как он смотрит с высока на противника, злость, выпученные глаза все это мне понравилось. Точно также делал и настоящий Брюс.

Но то, как показывают Ли когда он дома, пришел и лег на диван это не совпадает с фактами.

Ну как, конечно каждый имеет право отдохнуть, но Брюс не обычный человек как мы помним, потому он и дома занимался, читая книгу, а другую руку качал гантелью и менял их через время.

Даже когда Ли ел на кухне, он одной рукой держал ложку, в другой вытянутой от стола держал стул.

Также от его учеников можно услышать пару интересных историй. Например, как-то Брюс летел в самолете и все время в одной руке держал блокнот, а другой бил его, попеременно меняя руки. Одному пассажиру не понравилось такое и он попросил Ли не делать так. На что он отреагировал так.

Брюс извинился за шум и сказал, что он должен быть всегда в форме и продолжил.

Другой случай рассказывал Дэн Иносанто – друг и ученик Брюса. Однажды они вместе решили поехать пообедать в ресторане.

Они сели в Порше Брюса и поехали. На всех светофорах, где были остановки, Брюс ложил макивару (что-то типа мешка для отработки ударов) между ног и бил пока не загорался светофор на зеленый и они ехали дальше.

Вот, что говорит Википедия о Макива́ра (яп. 巻藁, «скатанная солома») - тренажёр для отработки ударов, представляющий собой связку из соломы, прикреплённую к упругой доске, вкопанной в землю. Применяется в контактных единоборствах и стрельбе из лука.

Даже дома Брюс смотря на полу телевизор, качал пресс и одновременно играл с сыном.

С семьей Ли мало проводил времени и даже в те моменты мысленно был не с ними, а где-то далеко. Это дало о себе знать когда после его смерти, сын Брендон попал в колонию для малолетних.

Хозяином тоже был не супер, гвоздь даже дома забить не мог чтобы повесить картину, приглашал знакомых о они все делали, вспоминала его жена.

Но так как он стал ЛЕГЕНДОЙ и ИКОНОЙ боевых искусств, то многие моменты стараются не вспоминать. Ведь идеальных людей не бывает, но у ЛЕГЕНДЫ не может быть недостатков или изъянов.

Рождение "маленького дракона"

Он родился в Сан-Франциско в 1941 году, по восточному календарю - в год Дракона, поэтому его назвали Ли Сяолун, что значит "маленький дракон". В 1942-м семья вернулась на историческую родину - в Гонконг. Смену климата Брюс Ли перенёс очень тяжело. В детстве он вообще был довольно болезненным ребёнком.

Будучи сыном актёра, Брюс Ли дебютировал в кино в три года, сыграв в фильме маленькую девочку. Ещё до наступления совершеннолетия снялся более чем в двадцати картинах.

Эти роли достались ему благодаря особенной пластике, он отлично танцевал ча-ча-ча и уже тогда поражал уличных зевак изяществом движений.

В период взросления тринадцатилетнему Брюсу часто достаётся от дворовой шпаны. Мать записывает его в секцию кунг-фу, и это окончательно определяет его судьбу.

Брюс Ли с семьёй. Фото © Michael Ochs Archive / Getty Images

С шестнадцати лет он уже учится у легендарного Ип Мана, патриарха стиля вин-чун. В технике этого единоборства сила противника используется против него же, поединок ведётся на очень короткой дистанции с соперником. Близорукость Брюса Ли стала одной из причин, почему он выбрал вин-чун.

Преуспев в единоборствах, он становится школьной легендой, а затем и грозой улиц, связывается с криминальной бандой и вскоре возглавляет её. Однажды он побил сына босса из триады - влиятельнейшей китайской группировки, аналогичной японской якудза, и отец от греха подальше решил отправить Брюса в Америку.

Путь к американской мечте

В Америке ему спокойнее, но меньше простора для амбиций. 19-летний парень работает сначала официантом, затем поступает на философский факультет, а по вечерам отрабатывает приёмы.

Вскоре он понимает, что должен больше времени посвящать кунг-фу, да и вообще зарабатывать на жизнь любимым делом. Набрав первых учеников, он тренирует их прямо в парке, поскольку не хватает денег на аренду помещения. Вскоре его школа становится популярной, появляются средства на расширение.

Брюс тренирует всех без разбору, что вызывает недовольство среди конкурентов, принимавших на занятия исключительно азиатов. Однажды к нему приходит мастер кунг-фу Вон Джек Ман и предлагает подраться с таким условием: если побеждает он, Брюс Ли закрывает свою секцию либо перестаёт принимать всех без разбору. Однако побеждает Брюс. Но, хотя и одержал победу, он недоволен, поскольку бой длился три минуты, что, по его мнению, слишком долго. Именно это и подтолкнуло его к идее разработки собственного стиля - джит кун-до.

Фото © Michael Ochs Archive / Getty Images

В середине 60-х, после съёмок в нескольких сериалах, к Брюсу приходит популярность. В его секциях тренируются такие звёзды, как Роман Полански, Уоррен Битти и Стив Маккуин. Обратная сторона славы - бесконечные провокации прессы, нападки городских сумасшедших, давление голливудских боссов, не дающих ему главных ролей и режиссёрского кресла.

Возвращение в Гонконг

Переехав в Гонконг с семьёй, Брюс получает творческую свободу, поскольку на родине он признанный кумир. Ведь именно благодаря ему китайцы из малозначительных и курьёзных персонажей на экране выросли в реальных героев. Фильмы "Кулак ярости" и "Большой босс" - стопроцентные хиты, они сделали Брюса известным и принесли деньги.

Он интенсивно занят тренировками и написанием нового сценария. Однако в начале 70-х, по всем признакам будучи здоровым и успешным человеком, Брюс впадает в депрессию. С женой, Линдой Ли, он делится сокровенным, что поднялся на самую вершину и может идти дальше, но боится упасть. Его мучают головные боли, от которых он находит спасение в марихуане.

Брюс Ли с женой Линдой и сыном Брэндоном. Фото © Public Domain

Смерть от перегрузки

Удачи и несчастья в жизни мастера чередуются с новыми победами. С одной стороны, контракт с Голливудом, съёмки фильмов, культ его имени, с другой - тяжёлые травмы на съёмках, сплетни и скандалы. Газетчики полощут грязное бельё актёра, пишут о его любовницах. На съёмках "Игр смерти" он теряет сознание. После тщательного обследования врачи не находят патологии и убеждают 32-летнюю звезду, что у него тело 18-летнего юноши.

По мнению близких, а также одного из друзей - Чака Норриса, - Брюс Ли совершенно не умел расслабляться. В последний месяц жизни происходит несколько скандалов. Брюс ругается с недобросовестным продюсером Ло Вэем, и пресса обвиняет его в применении насилия.

Фото © Concord Productions Inc. / Golden Harvest Company / Sunset Boulevard / Corbis via Getty Images

Чёрная метка от китайской мафии - запретный удар

Согласно одной из версий, Брюса Ли убил мастер, нанятый мафией, имевшей на актёра зуб. Убийца владел смертельным боевым искусством дим-мак - так называется техника отсроченного удара. Знакомые с этой техникой досконально знают расположение нервных точек на теле человека и могут управлять энергетическими потоками. Удар наносится таким образом, что спустя месяц, полгода или даже год жертва заболевает раком либо умирает от сердечного приступа.

Эту версию связывают с тем, что за год до смерти Брюса Ли произошёл инцидент на съёмочной площадке. Некий человек из массовки любезно предложил помощь при выполнении одного из трюков. Однако, когда началась репетиция, он ударил Брюса по голове, из-за чего тот на короткое время потерял сознание. Когда актёр очнулся, незнакомца и след простыл. У этой версии много приверженцев - у героя были проблемы как с мафией, так и с другими мастерами. Как ни крути, всё складывается в довольно мрачный пазл.

Аспирин или специальный яд

20 июля, будучи в гостях у своей подруги Бетти, Брюс жалуется на головную боль и принимает предложенную ею смесь аспирина с обезболивающим под названием "Экваджестик". Проснуться ему, увы, не было суждено. По другой версии, он был отравлен конкурентами из киноиндустрии. И в этом есть логика: его фильмы отнимали прибыль у крупных кинокомпаний и вытесняли с рынка мелкие.

Фото © Bruce Lee Photo by Michael Ochs Archives / Getty Images

Роджер Хатчинсон, автор одной из книг об актёре, считает, что семья знает нечто большее, чем известно общественности, однако время раскрыть тайну ещё не пришло. Вероятно, Линда Ли в большей мере осведомлена о проблемах со здоровьем мужа.

Год назад появилась новая версия, и её связывали с удалением у Брюса Ли потовых желёз. Актёр не любил потеть, а занимался интенсивно, и отсутствие потоотделения привело к перегреву организма и колоссальной нагрузке на сердце.

В день похорон Брюса Ли по всему миру случилась вспышка самоубийств, некоторые поклонницы дали обет безбрачия. С тех пор уже в течение сорока лет появляются всё новые версии гибели героя. Никто не может поверить, что символ силы и здоровья умер таким молодым.

Проклятие рода Ли

В 1965 году у Брюса и Линды Ли родился сын Брэндон. Мастер любил шутить: "Это единственный голубоглазый и светловолосый китаец в Гонконге". Брэндон пошёл по стопам отца - стал актёром и мастером боевых искусств. Уже в пять лет он поражал окружающих отличной физической подготовкой - ходил на руках и мог в прыжке достать отцу до плеч. С каждым годом мальчик становился сильнее и техничнее, следуя примеру отца даже после того, как его не стало.

Фильм "Разборки в маленьком Токио", где Брэндон сыграл в дуэте с Дольфом Лундгреном, сделал его известным в мире большого кино. Все дороги были для него открыты, но спустя 20 лет после смерти Брюса Ли трагическая и нелепая случайность обрывает и жизнь его сына.

Кадр из фильма "Ворон" / Кинопоиск

На съёмках фильма "Ворон", в котором Брэндон исполнил главную роль, в одной из сцен в него должен был стрелять антагонист. Со стреляющего холостыми патронами пистолета забыли снять заглушку, и при выстреле она попала Брэндону в брюшную полость. Спустя несколько часов актёр умер в больнице от потери крови. Многие связывают это событие с мистикой, но легче от этого не становится.

Если рассуждать о мистических предзнаменованиях, то за два дня до смерти Брюса Ли с его дома упал стеклянный ангел, защищавший семейное гнездо от нападения злых духов. Ходили слухи, что дом, купленный Брюсом в 1972 году, был проклят. В течение месяца после переезда в этот дом все члены семьи Ли, включая собаку, переболели простудой и другими болячками. Дэн Иносанто, друг Брюса Ли, рассказывал, что мастер увлёкся эзотерикой, а также заключил контракт с тёмными силами, дабы стать великим актёром и заработать 10 миллионов долларов.

Незадолго до смерти Брюс Ли говорил, что, даже если бы его сейчас не стало, он доволен тем, что успел сделать. Его достижения и правда поражают: он придумал и апробировал новое единоборство - джит кун-до, снялся в 36 фильмах и нескольких сериалах, открыл несколько школ боевых искусств, достиг феноменальной для человека физической формы.

После смерти Брюса Ли остались его ученики, они открыли свои школы. В кинематографе появился такой жанр, как брюсплотейшн, где обыгрывались и развивались сюжеты фильмов Брюса Ли, а игравшие там двойники брали псевдонимы наподобие Ли Брюс. Он герой двух миров - восточного и западного, ведь никому до него не удавалось так популяризировать китайскую боевую культуру и сделать её частью западного мейнстрима. Талант и работоспособность 32-летнего бойца действительно уникальны. Прошло уже почти полвека, но до сих пор никому не удалось повторить результаты Брюса и достичь такой славы.

" Ах, обмануть меня не трудно
Я сам обманываться рад..."
А.С. Пушкин

Предлагаем Вашему вниманию серию статей эксперта Александра Родина на тему «Мифы и реальность в мире боевых искусств». Часть 1. Брюс Ли.

Сегодня бытует масса мифов вокруг столь популярной темы, как воинские искусства мира, а эти мифы в свою очередь порождают спекуляции, ведущие к обману многих ради обогащения обманщиков. Возникновение этих мифов в первую очередь связано с переносом продукта кино и рекламы в реальную жизнь без разделения на правду и вымысел. В связи с этим мне хотелось бы предложить вашему вниманию ряд выдержек из моего пособия, написанного для студентов "Киевского государственного института физической культуры" в 1992 году, в которых речь пойдёт о Брюсе Ли, монастыре Шао-линь, У-шу, Кун-фу, Айки-до, Карате, Сумо, Казацких единоборствах, Астральном карате и пр.

Лень – это, пожалуй, всеобщее и основное свойство людей. Все стремятся: найти таблетку, приняв которую, похудеют раз и навсегда и исцелятся от всех болезней; книжку, прочитав которую, обретут мудрость; одежду и макияж, которые сделают тебя неотразимой; укол, после которого тело покроется объёмными и рельефными мышцами и пр., пр.
В нашем же случае мечта заключается в том, что есть какой-то таинственный стиль, освоение которого не требует длительных и изнурительных тренировок, но при этом в самое короткое время делает из любого неуязвимого и непобедимого бойца, и все, что для этого нужно найти таинственного мастера или, что ещё проще и желанней, прочитать тайную книгу.

Вспомним, 50-е - 60-е годы дзю-до, 70-е карате, дзю-дзюцу, 80-е у-шу, кун-фу, ниндзюцу, айки-до, муай-тай и тд. Каждое новое направление становилось модным и обрастало поклонниками страждущими узнать тот великий секрет, который, наконец, сделает из них сверхчеловека. Но жизнь брала своё, оказывалось, что для достижения цели необходимо много и тяжело трудиться, а кроме того обладать и определёнными способностями, если угодно, талантом и разуверившиеся поклонники с завидным энтузиазмом пускались в новые поиски.

Настоящую популярность восточным единоборствам принесло слияние двух искусств - древнего, восточного воинского искусства и современного, западного искусства кинематографии. Кино, как самое доступное и легко воспринимаемое средство информации и рекламы, разнесло легенды и реальные достижения восточных бойцов по всему миру. Дело популяризации завершило телевидение, которое ввело непобедимых героев в каждый дом, каждую семью, результат не заставил себя ждать по всему миру (и наша страна не исключение) открывались школы, клубы, секции, федерации всех существующих единоборств. Едва ли сегодня удастся найти человека не знающего Брюса Ли, Джеки Чана, Чака Норриса, Стивена Сигала, Жан Клод ван Дамма, Синтии Ротрок и многих других.

Окончание второй мировой войны открыло доступ странам Запада к культурно - историческим ценностям народов Юго-Восточной Азии. Кино-производители довольно быстро открыли новый, ещё не использованный пласт - рукопашный бой в восточном стиле. Приступив к съёмкам, режиссёры столкнулись с весьма серьёзной и поначалу просто не разрешимой проблемой.

Парадокс заключался в том, что те, кто хотел и был готов сниматься в их фильмах, не умели драться и имели весьма поверхностное представление о боевых искусствах. Те же, чьи знания и умение не вызывали сомнений наотрез отказывались не то что сниматься, но даже выступать консультантами или продемонстрировать своё искусство. Монахи-воины не могли преступить религиозных запретов, а светские мастера, согласно традициям, должны были хранить тайны своего клана. Таким образом, несмотря на то, что вокруг была масса мастеров, киногероя для съёмок найти было невозможно, в связи с чем, первые фильмы этого жанра были бледными, скучными и малохудожественными.

Брюс Ли, боец или актёр?

Все видят шкуру тигра,
мало кто видит его кости.


Качественным прорывом явилось появление на экране Ли Чжен Фаня (Ли Сяо Лун - детское имя, Брюс Ли - кино имя). Брюс Ли, в отличие от китайских мастеров, мог выпить виски и закурить, его не смущали обнажённые девицы, он выполнял всё, что требовали режиссёры, умел драться, не делал тайны из выполняемых им приёмов, он был образован, современен, говорил на английском языке, был артистичен, обладал приятной наружностью и наконец, что не маловажно, был гражданином США.

Итак, миф по имени Брюс Ли: "Чемпион среди чемпионов, самый совершенный и не превзойдённый боец в мире, не знавший ни одного поражения и пр. , пр." Далее мы ознакомимся с его реальной биографией.
27 ноября 1940 года в Сан-Франциско (где гастролировал театр китайской оперы) родился мальчик Ли Чжен Фань, так как родился он в год и час Дракона, то получил соответствующее детское имя Ли Сяо Лун (Ли Маленький Дракон), ставший по месту рождения гражданином США.

Впервые в кино Ли Сяо Лун снялся в возрасте 3-х месяцев ("Девушка с золотым воротом"), сам же Брюс Ли считал началом свой кино-карьеры фильм "Зарождение человечества" – 1946 г. Как артист кино, Брюс Ли был весьма успешен, до 1958 года он снимается в двух десятках фильмов, кроме этого он успешно учится в школе бальных танцев, в 1958 году став чемпионом Гонконга по танцу Ча-ча-ча (единственный чемпионский титул Брюса Ли).

В возрасте 13-ти лет он начинает обучение стилю Вин Чун, в школе мастера Ип Мана, где не без успеха, занимался около 3-х лет (каждый, кто сталкивался с традиционной системой преподавания, понимает, что за это время можно стать, в лучшем случае, младшим учеником). В силу того что молодость Брюса Ли была весьма бурной, в 1958 году у него возникает необходимость покинуть Гонконг, альтернативой являлись тюрьма или смерть в уличной драке. Перед отъездом Ип Ман напоминает Брюсу о том, что искусство Вин Чун ни при каких обстоятельствах не должно стать достоянием посторонних и в перовую очередь иностранцев. Ли поклялся в верности учителю, школе и заветам предков.

Поступив на факультет западной философии университета Сиэтла он тут же открывает единственную, на тот период, школу Вин Чун, для обучения американских студентов (открыть школу для китайцев Брюс Ли безусловно не мог, так как не обладал достаточными для этого знаниями и опытом, иное дело американцы ничего не знающие о китайских боевых искусствах). Вскоре он понимает, что исчерпался и не может дать ничего нового своим ученикам.

В 1965 году он едет в Гонконг, просит прощения у своего учителя и разрешения продолжить обучение, он просит Ип Мана снять его во время исполнения им тао-лу (комплексы формальных упражнений), с тем, что бы в дальнейшем продолжить самостоятельное обучение в США. Имея твёрдые убеждения, мастер Ип Ман отказал Брюсу во всех его просьбах. Ли умоляет простить его и предлагает оплатить своё обучение по самому высокому разряду, на что мастер ответил: "Знания передаются достойным от сердца к сердцу, а не богатым из рук в руки, как деньги". Брюс Ли обращается с той же просьбой к сыну мастера Ип Чуну, но и там получает отказ.
Существует версия, что Ип Ман, спустя некоторое время, открыв своё искусство для всеобщего изучения, внёс в методику преподавания ряд изменений, существенно выхолащивающих его. Таким образом, лишь очень узкий круг доверенных учеников, на сегодня изучают подлинный Вин Чун (повторяюсь, что это всего лишь версия).

Вернувшись в США Брюс Ли понимает, что ни учиться сам, ни учить кого либо Вин Чун он не сможет, знаний у него нет и взять их неоткуда, он оказался в тупике. Но будучи амбициозным, талантливым и упорным человеком, он ищет выход и, в конце концов, находит его. Синтезировав известные ему приёмы Вин Чунь с элементами таеквон-до, карате, бокса, дзю-до, джиу-джитсу, кун-фу в 1967 году он представил миру новый стиль Джит-кун-до (путь опережающего кулака), суть которого он определил как "стиль без стиля" (другими словами, бессистемный набор приёмов, надёрганных отовсюду). Стиль получил бешеную популярность, так как его презентовал сам Брюс Ли, но ничем хорошим себя не зарекомендовал не для спорта, не для спецподразделений, не для улицы.

В 1966 году Брюс Ли попадает на съёмки телесериала "Зелёный шершень", так начинается его блестящая карьера киногероя. Но в шоу бизнесе свои законы и он безоговорочно принимает их.
Он создаёт миф о непревзойдённом, только ему доступном "дюймовом ударе", в то время, как технику "фа-ли" (выброс силы) изучают и практикуют адепты абсолютно всех внутренних стилей, и десятки если не сотни тысяч бойцов исполняют "дюймовый удар" ни чуть не хуже, а часто намного эффективней чем Брюс Ли.

Герой должен обладать идеальной, с точки зрения европейцев, фигурой и Брюс начинает занятия культуризмом, используя все доступные химические препараты для повышения работоспособности, роста мышечной массы, сжигания жира и выведения влаги из организма.
Об актере не должны забывать и фильмы с его участием выходят один за другим: "Большой босс", "Кулак ярости", "Китайский связной", "Выход дракона", "Путь Дракона", всего он снялся в 36-ти кинофильмах. Он спешит жить, стремиться стяжать всю славу и деньги мира. Стоимость одного часа тренировки с ним доходит до 500 $, он уже не только актёр, но и режиссёр, сценарист, постановщик боевых сцен, продюсер, а с 1973 года и владелец собственной киностудии "Конкорд".
И организм не выдерживает эту гонку, 20 июля 1973 года, во время съёмок фильма "Игра смерти", он принимает таблетку от головной боли, после чего у него начинаются судороги и он, не приходя в сознание, умирает.

Смерть, как и жизнь артиста, порождает массу легенд и слухов:
- месть Триады за отказ сотрудничать
- месть монахов Шаолиня за разглашение тайных знаний (касание медленной смерти)
- месть любовницы
- самоубийство, наркотики, отравление и т. д. и т. п.

Самой экзотической, пожалуй, была следующая:

В 1971 году Брюс Ли (Ли Сяо Лун - Ли Маленький Дракон) переезжает в Гонконг и селится у озера Девяти Драконов. Версия следующая - девять драконов, живших там ранее, не потерпели появления на своей территории ещё одного дракона и убили его. Такова версия специалистов по Фен Шуй, древней науки о взаимодействии человека и окружающего мира.
Вскрытие же показало, что смерть Брюса Ли наступила в результате нарушения мозговой деятельности, возникшей как результат повышенной чувствительности к химическим компонентам входящих в состав, принятой им, таблетки от головной боли.

Тело Брюса Ли было отправлено в США и похоронено в Сиэтле. Похороны его были грандиозны и трагичны, несколько молодых людей совершили самоубийство, не в состоянии пережить смерть своего кумира, девушки клялись не выходить замуж, смерть его воспринималась, как мировая трагедия.

Итак, подведём итог:
- Велики ли заслуги Брюса Ли в популяризации боевых искусств? Они огромны, никто, пожалуй, не сделал большего.
- Был ли он выдающимся киноактёром? Бесспорно.
- Был ли он чемпионом? Да, в 1958 он становится чемпионом Гонконга по танцу Ча-ча-ча, но ни в одном соревновании, будь-то поединки или выполнение комплексов тао-лу, он участия не принимал.
- Был ли он бойцом? Пожалуй, но всего лишь одним из миллионов.

Изображения:
budopeople.ru
brucelee.com
moikompas.ru
oboisunsve.bestoboi.no-ip.org

Брюс Ли, несомненно, является ключевой фигурой в нашем восприятии боевых искусств. Его знают все. Им восхищаются все. Без него, честно говоря, развитие боевых искусств в сегодняшних масштабах было бы невозможно.

В чем смысл его появления? Чего добился Брюс Ли?

Славы самого высокооплачиваемого китайского актера – да. Славы капризного и взбалмошного человека – да. Отека мозга – да. Что после него осталось? Единственная книжка, которая необработана и представляет собой кучу разрозненных заметок, ученики, которые оказались обычными недоучками, поскольку не знали классической базы, да фильмы, в которых он избивает толпы дилетантов… У него ведь не было ни единого серьезного противника! Даже Чи Хванчже и Иносанто ложатся под него по сценарию – и, кстати, только Иносанто выглядит серьезным противником.

Основной проблемой, которая связана с Брюсом Ли и его наследием, является то, что китайские мастера не признавали его Джит-кун-до китайским стилем – и вообще никаким стилем не признавали. И от этого основоположник «стиля без стилей» почему-то всегда сильно сердился, костеря китайцев почем зря. Почему это так его волновало? Ведь по логике вещей он должен был относиться к этому по крайней мере спокойно. Ну да, это не стиль — раз уж «стиль без стиля». Зачем ему было так навязываться традиционным шифу, которых он ни во что не ставил и всех мог одной левой?

Дело в том, что созданный Брюсом образ себя, как представителя кунфу, причем ПРОСТОГО, рядового его представителя, был ему очень выгоден и крайне необходим. На нем держалась вся его сверхзадача, вся идея «проекта», который он продвигал.

Отказаться от этого образа значило потерять исключительность представителя великой цивилизации, хранителя неких секретных знаний, которые будто бы запрещалось разглашать – а вот он, революционер, смело обнародовал. Отказ от этого образа сразу опускал Брюса на одну доску со многими кинодрачунами, которые никогда не поднимались выше вторых-третьих ролей. И тот факт, что Брюс прекрасно изучил технику тэквондо, филиппинские кали, бокс, хапкидо и винчун, совершенно не интересовал бы западного зрителя. Тогда моды еще не было – Брюс создавал именно ее, создавал целый пласт культуры. Задача была громадная, и имидж кунфу, как волшебной таблетки ото всех проблем, доступной для ПРОСТОГО парня, был одним из важнейших условий.

Потеря этого имиджа сразу означала бы, что никаких «древних» секретов он не открывал – то есть, обыватель (особенно янки) мог бы решить, что любой другой смог бы так же. Брюсу пришлось бы волочь на себе весь груз хлопот, связанных с организацией новой системы – а это ему совершенно не было нужно. Он хотел в кино сниматься и деньги зарабатывать именно на фильмах, а не на преподавании.

Но созданный им кинообраз требовал именно ореола «кун-фу» — иначе как он смог бы сыграть «простого китайского паренька», который при этом занимался несколькими стилями рукопашки, причем некоторые из них в то время были уникальными? Таких «простых пареньков» не бывает.

Вместо милого образа деревенского правдоискателя, которому прощается многое из-за его наивности, получился бы карикатурный портрет самого Брюса – честолюбивого драчуна, предпочитающего все проблемы решать кулаком. Причем недалекого, не любящего думать, что вряд ли устроило бы самого Брюса, магистра философии. Согласитесь, этот образ был бы не столь популярен. Скорее всего, Брюсу пришлось бы сосредоточиться на «злых» ролях, подобно Боло Янгу и Тосисиро Обате – прекрасным мастерам, оказавшимся в плену своего образа.

Брюса такое положение не устраивало.

Что характерно для Брюса — так это четкость движений, их УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ, хоть даже и заметен уклон к чисто внешним эффектам. Так мало кто умеет двигаться – даже сегодня, хотя Брюс создал целую киноиндустрию и умельцев драться на экране мелькает предостаточно.

Немногословие. Склонность действовать, а не болтать. Отсутствие всяких рефлексий (столь привычных для американцев) по поводу «надо – не надо» — причем не по причине тупости героя, нет: просто он готов принять любой исход боя, ответить за принятое решение, даже если оно окажется неверным. И ожидает того же от противников: предупреждал же он покалеченного американца-Норриса в Колизее: не рыпайся. А коль уж тот принял свое решение – убил его без малейшей заминки. А уже потом пошел – не молиться в церковь и не вешаться, а разбираться с теми гадами, которые так подставили коллегу….

Потом, большинство драк в его исполнении очень скоротечны. И это правильно, если исходить из реальности: попав под правильный сильный и жесткий удар мастера такого уровня, люди потом не встают, а если встают, то снова в драку не кидаются. Любой боксер или «уличник» это знает. «Финальные поединки», как дань жанра, могут длиться долго, но и они достаточно логичны. А то у Ван-Дамма как правило, так: сперва ему по физиономии, он лежит, потом он встает – и в ответ. И никакой попытки ухода или защиты. Скучно. Неубедительно. Глупо.

В гонконгских боевиках, как вы сами знаете, классикой являются «пошаговые» драки, где присутствует куча лишних движений, маханий по воздуху и полетов на веревочках. А у Брюса кроме наивного «трафарета», проделанного телом хулигана в стене в «Большом боссе», все вживую. Ну или почти все – может, я чего не заметил. Оттуда и убедительность.

Джеки Чан все делает сам, что требует немалого опыта, солидных тренировок и прекрасной отработки, не говоря уж о развитом мышлении. При этом если Джеки иногда и использует «веревочки», то старается, чтобы они были НЕЗАМЕТНЫ, — чего не скажешь о других корифеях гонконгского кино, у которых «веревочка» – самая важная и практически основная часть трюка. Вот Джет Ли: — хоть и хороший актер и бесспорный мастер, но постоянно норовит сжульничать: то законы тяготения нарушит, то стену проломит… На фоне прекрасной техники и хорошей актерской работы это настолько резкая фальшь, что скулы сводит. ХАЛТУРА!!! Это не только не помогает фильму, но и портит весь эффект. А он с упорством, достойным куда лучшего применения, все летает и летает на своих веревочках. Кстати сказать, сюжеты в традиционных гонконговских фильмах обычно тоже не блещут умом. То есть, сюжет, поскольку он у них, по-моему, вообще один. Хотя есть просто восхитительные исключения: «Бритва», он же «Клинок», он же «Дао» и «История китайских призраков». А Брюс, оставаясь в рамках жанра, все-таки пытался как-то разнообразить сюжет.

На мой взгляд, «Путь дракона», где он охраняет китайский ресторан, является самым лучшим из его фильмов. А если хотите хороший фильм с хорошими боями и хорошим Само Хуном, то посмотрите «Жертву». Какой класс! И сюжет не вполне стандартный, и смешно, и техника вполне реальная, и драки каждые две минуты – но при этом вполне логично вписываются в сюжет, не набивая оскомину.

Желаю приятного просмотра.



Что еще почитать