Морские мины – испытанное оружие сдерживания. Устройство принцип действия донных мин Морские мины и борьба с ними

Морская мина - это один из самых опасных, коварных видов морских боеприпасов, который предназначен для поражения плавсредств противника. Их прячут в воде. Мина морская - это мощный заряд взрывчатки, помещенный в водонепроницаемый корпус.

Классификация

Мины, устанавливаемые в водах, подразделялись по способу установки, по срабатыванию взрывателя, по кратности, по способу управления, по избирательности.

По способу установки бывают якорные, донные, плавуче-дрейфующие на определенной глубине, самонаводящиеся торпедного типа, всплывающие.

По способу срабатывания взрывателя боеприпасы делятся на контактные, электролитно-ударные, антенно-контактные, неконтактные акустические, неконтрактные магнитные, неконтактные гидродинамические, неконтактные индукционные и комбинированные.

В зависимости от кратности, мины бывают многократными или же некратными, то есть детонатор срабатывает после однократного воздействия на неё или же установленного количества раз.

По управляемости боеприпасы делятся на управляемые или неуправляемые.

Основными установщиками морских минных полей служат катера и надводные корабли. Но часто минные ловушки расставляют подводные лодки. В срочных и исключительных случаях минные заграждения делает и авиация.

Первые подтвержденные сведения о противосудовых минах

В разное время в приморских странах, ведущих те или иные боевые действия, были изобретены первые простейшие средства противокорабельной борьбы. Первые летописные упоминания о морских минах встречаются в архивах Китая за четырнадцатый век. Это был простой просмоленный деревянный ящик со взрывчатым веществом и фитилем замедленного горения. Мины запускались по течению воды навстречу японским кораблям.

Считается, что первую морскую мину, эффективно разрушающую корпус военного корабля, сконструировал в 1777 году американец Бушнель. Это были начиненные порохом бочки со взрывателями ударного действия. Одна такая мина наткнулась на судно англичан у Филадельфии и полностью уничтожила его.

Первые российские разработки

Непосредственное участие в усовершенствовании существующих образцов морских мин приняли инженеры, подданные Российской империи, П. Л. Шиллинг и Б. С. Якоби. Первый изобрел электрические взрыватели для них, а второй разработал собственно мины новой конструкции и специальные якоря к ним.

Первая донная российская мина на основе пороха была испытана в районе Кронштадта в 1807 г. Её разработал учитель кадетской школы И. И. Фитцум. Ну а П. Шиллинг в 1812 году впервые в мире испытал мины с неконтактным электрическим взрывателем. Мины приводились в действие посредством электричества, подаваемого к детонатору изолированным кабелем, который прокладывали по дну водоема.

Во время войны 1854-1855 годов, когда Россия отражала агрессию Англии, Франции и Турции, более тысячи мин Бориса Семеновича Якоби были применены для заграждения Финского залива от английского флота. После подрыва на них нескольких боевых кораблей англичане прекратили попытку штурма Кронштадта.

На рубеже веков

К концу XIX века мина морская стала уже надёжным устройством для разрушения бронированных корпусов боевых кораблей. И многие государства приступили к их производству в промышленных масштабах. Первая массовая установка минных заграждений была произведена в Китае в 1900 году на реке Хайфэ, во время Ихэтуаньского восстания, более известного как «боксёрское».

Первая минная война между государствами произошла тоже на морях Дальневосточного региона в 1904-1905 годах. Тогда Россия и Япония массово ставили минные заграждения на стратегически важных морских коммуникациях.

Якорная мина

Наибольшее распространение на Дальневосточном театре боевых действий получила морская мина с якорным фиксатором. Она удерживалась в подводном состоянии минрепом, закрепленным к якорю. Регулировка глубины погружения первоначально производилась вручную.

В этом же году лейтенант Российского военного флота Николай Азаров по заданию адмирала Макарова С. О. разработал конструкцию для автоматического погружения морской мины на заданную глубину. К боеприпасу приладил лебедку со стопором. Когда тяжелый якорь достигал дна, ослабевало натяжение троса (минрепа) и срабатывал стопор на лебедке.

Дальневосточный опыт минной войны был перенят европейскими государствами и широко применен во время Первой мировой войны. Наибольших успехов в этом деле достигла Германия. Немецкие морские мины закрыли Российский императорский флот в Финском заливе. Прорыв этой блокады стоил Балтийскому флоту больших потерь. Но и военные моряки Антанты, особенно Великобритании, постоянно ставили минные засады, закрывая выходы немецким судам из Северного моря.

Морские мины второй мировой войны

Минные заграждения в период ВОВ оказались очень эффективными и поэтому весьма популярными средствами поражения морской техники противника. На морских просторах было установлено более миллиона мин. За годы войны на них подорвалось и затонуло более восьми тысяч кораблей и транспортных судов. Тысячи судов получили различные повреждения.

Устанавливались мины морские разными способами: одиночная мина, минные банки, минные линии, минная полоса. Первые три способа минирования производились надводными судами и субмаринами. А самолеты использовались только для создания минной полосы. Сочетание отдельных мин, банок, линий и минных полос создает район минного поля.

Фашистская Германия основательно подготовилась к ведению войны на морях. В арсеналах военно-морских баз хранились мины разных модификаций и моделей. И первенство в конструировании и производстве революционных видов детонаторов морских мин было у инженеров Германии. Они разработали взрыватель, который срабатывал не от контакта с кораблем, а от колебания магнитуды Земли около стального корпуса судна. Ими немцы усеяли все подходы к берегам Англии.

К началу большой войны на морских просторах Советский Союз имел на вооружении не столь технологически разнообразные, как Германия, но не менее эффективные мины. В арсеналах хранились только два вида якорного крепления мин. Это "КБ-1", принятая на вооружении в 1931 году, и антенная глубоководная мина «АГ», в основном применяемая против субмарин. Весь арсенал предназначался для массового минирования.

Технические средства борьбы с минами

По мере совершенствования морской мины разрабатывались методы нейтрализации этой угрозы. Самым классическим считается траление участков моря. В Великую отечественную войну СССР для прорыва минной блокады на Балтике широко использовал минные тральщики. Это наиболее дешевый, наименее трудозатратный, но и самый опасный метод очищения от мин районов мореплавания. Минный тральщик это своего рода ловец морских мин. Он на определенной глубине тащит за собой трал с приспособления для подрезки тросов. Когда трос, удерживающий морскую мину на определенной глубине, подрезан, мина всплывает. Тогда она и уничтожается всеми доступными способами.

Плавающие мины

До сих пор шла речь о таких минах, которые точно «знают» свое место под водой, свой боевой пост и неподвижны на этом посту. Но существуют и такие мины, которые перемещаются, плавают или под водой или на поверхности моря. Применение этих мин имеет свой боевой смысл. Они не имеют минрепов, значит их нельзя тралить обычными тралами. Никогда нельзя точно знать, где и откуда появятся такие мины; это обнаруживается в последний момент, когда мина уже взорвалась или показалась совсем недалеко. Наконец, такие мины, пущенные по течению, доверенные морским волнам, могут «встретить» и поразить неприятельские корабли на пути далеко от места постановки. Если противнику известно, что в таком-то районе поставлены плавающие мины, это стесняет передвижения его кораблей, заставляет принимать заранее особые меры предосторожности, замедляет темпы его операций.

Как устроена плавающая мина?

Всякое тело плавает на поверхности моря, если вес вытесненного им объема воды больше веса самого тела. О таком теле говорят, что оно обладает положительной пловучестью. Если бы вес объема вытесненной воды был меньше, тело пошло бы ко дну, его пловучесть была бы отрицательная. И наконец, если вес тела равен весу вытесненного им объема воды, оно будет занимать «безразличное» положение на любом уровне моря. Это значит, что оно само по себе будет держаться на любом уровне моря и не будет ни подниматься кверху, ни опускаться книзу, а только перемещаться на одном и том же уровне по течению. В таких случаях говорят, что тело обладает нулевой пловучестью.

Мина с нулевой пловучестью должна была бы держаться на той глубине, на которую ее при сбрасывании погрузили. Но такое рассуждение правильно только в теории. На. самом деле в море степень пловучести мины будет изменяться.

Ведь состав воды в море в разных местах, на разных глубинах неодинаковый. В одном месте в ней больше солей, вода плотнее, а в другом - в ней меньше солей, ее плотность меньше. Температура воды тоже влияет на ее плотность. А температура воды меняется и в различные времена года и в различные часы суток и на различных глубинах. Поэтому плотность морской воды, а с ней и степень пловучести мины изменчивы. Более плотная вода будет вытеснять мину кверху, а в менее плотной - мина будет итти ко дну. Надо было найти выход из такого положения, и минеры нашли этот выход. Они так устроили плавающие мины, что их пловучесть только приближается к нулевой, она нулевая только для воды в каком-то определенном месте. Внутри мины находится источник энергии - аккумулятор или батарея, или резервуар со сжатым воздухом. От такого источника энергии работает моторчик, вращающий гребной винт мины.

Плавающая мина с винтом

1 - винт; 2 - часовой механизм; 3 - камера для батареи; 4 - ударник

Мина плавает под водой до течению на определенной глубине, но вот она попала в более плотную воду и ее потянуло кверху. Тогда от изменения глубины начинает работать вездесущий в минах гидростат и включает мотор. Винт мины вращается в определенную сторону и тянет ее обратно на тот же уровень, на котором она плавала раньше. А что было бы, если бы мина не удержалась на этом уровне и пошла бы книзу? Тогда тот же гидростат заставил бы мотор вращать винт в другую сторону и поднять мину на заданную при установке глубину.

Конечно, даже в очень большой плавающей мине нельзя поместить такой источник энергии, чтобы ее запаса хватило на много времени. Поэтому плавающая мина «охотится» за своим противником - неприятельскими кораблями - только несколько дней. Эти несколько дней она и находится «в водах, где с ней могут столкнуться неприятельские корабли. Если же плавающая мина могла бы очень долго держаться на заданном уровне, она в конце концов заплыла бы и в такие районы моря и в такое время когда на нее могли бы попасть свои корабли.

Поэтому плавающая мина не только не может, но и не должна долго служить. Минеры снабжают ее особым устройством, оборудованным часовым механизмом. Как только пройдет срок, на который заведен часовой механизм, это устройство топит мину.

Так устроены специальные плавающие мины. Но и любая якорная мина может неожиданно сделаться плавающей. Ее минреп может оборваться, перетереться в воде, ржавчина разъест металл, и мина всплывет на поверхность, где будет нестись по течению. Очень часто, особенно во вторую мировую войну, воюющие страны намеренно набрасывали на вероятных путях неприятельских кораблей поверхностно-плавающие мины. Они представляют большую опасность, особенно в условиях плохой видимости.

Якорная мина, поневоле превратившаяся в плавающую, может выдать место, где поставлено заграждение, может сделаться опасной и для своих кораблей. Чтобы этого не случилось, к мине пристраивают механизм, который топит ее, как только она всплывает на поверхность. Может все же случиться, что механизм не сработает и сорвавшаяся мина будет долго качаться на волнах, превратится в серьезную опасность для любого столкнувшегося с ней корабля.

Если же якорную мину намеренно превратили в плавающую, то и в этом случае ей не позволяют долго оставаться опасной, ее также снабжают механизмом, который топит мину по истечении, определенного срока.

Немцы на реках нашей страны пытались применить и плавающие мины, пуская их вниз по течению рек на плотиках. К передней части плотика в деревянном ящике помещен заряд взрывчатого вещества весом в 25 килограммов. Взрыватель устроен таким образом, что заряд взрывается при столкновении плотика с каким-нибудь препятствием.

Другая «плавающая речная мина обычно имеет форму цилиндра. Внутри цилиндра - зарядная камера, наполненная 20 килограммами взрывчатки. Мина плавает под водой на глубине в четверть метра. Из центра цилиндра кверху поднимается стержень. На верхнем конце стержня как раз у самой поверхности воды - поплавок с усами, торчащими во все стороны. Усы соединены с ударным взрывателем. Из поплавка на поверхность воды выпущен длинный маскировочный стебель, ивовый или бамбуковый.

Речные мины тщательно маскируются под плывущие по реке предметы: бревна, бочки, ящики, солому, тростник, кусты травы.

Из книги Секретные автомобили Советской Армии автора Кочнев Евгений Дмитриевич

ПЛАВАЮЩИЕ ШАССИ БРЯНСКОГО АВТОЗАВОДА О существовании Брянского автомобильного завода в СССР знали немногие: его легальной продукцией являлись тяжелые промышленные гусеничные тракторы Т-140 и Т-180, затем – трубоукладчики Д-804, в целом не получившие особо широкого

Из книги Удар под водой автора Перля Зигмунд Наумович

Магнитные мины Перед новым, 1940 г. на английском корабле «Верной» в торжественной обстановке король Георг VI вручал награды пяти офицерам и матросам.Адмирал, который представлял награжденных королю, сказал в своей речи: «Ваше величество! Вы имеете честь вручать награды

Из книги Бронетранспортеры и бронемашины России автора Газенко Владимир Николаевич

Мины, которые «слышат» (акустические мины) Еще до того, как германские самолеты вылетели со своих аэродромов в оккупированной Греции для высадки десантов на острове Крит, фашистские воздушные миноносцы часто «навещали» этот район Средиземного моря и сбрасывали мины на

Из книги Боевые корабли автора Перля Зигмунд Наумович

«Зрячие» мины Все мины, и якорные и донные, обыкновенные контактные и неконтактные (магнитные, акустические), - все они «слепы» и не разбирают, какой корабль проходит над ними. Свой ли корабль или неприятельский коснется взрывателя мины, ее антенны или пройдет вблизи

Из книги Подземная гроза автора Орлов Владимир

Как «обманывают» донные мины Корабли-тральщики хорошо справляются с якорными минами. Но они бессильны против донных мин, магнитных, акустических и магнитно-акустических. Ведь эти мины не имеют минрепов, их не за что захватить и вытащить или подсечь. Они лежат на дне и там

Из книги Бронетанковая техника Японии 1939 - 1945 автора Федосеев Семён Леонидович

Плавающие бронеавтомобили БАД-2 Плавающий бронеавтомобиль БАД-2Опытный образец, разработанный и построенный в 1932 году на Ижорском заводе под руководством главного конструктора Н.Я. Обухова на базе шасси трехосного грузового автомобиля «Форд-Тимкен». Это была первая в

Из книги автора

Первые «Плавающие крепости» Это были узкие и длинные корабли с низкими бортами, длиной в 30-40 метров, и шириной всего в 4-6 метров. Водоизмещение 1* триер было всего 80-100 тонн.Нос боевого корабля удлинялся, и па уровне воды или под водой выступал вперед тяжелый, железный или

Из книги автора

Глава VI Плавающие аэродромы Сражение через сотни километров Почти на середине морского пути из Японии в Америку раскинулись Гавайские острова. Они тянутся гигантской цепью с запада на восток. Длина цепи больше 2500 километров. На ее восточном конце, на острове Гонолулу,

Из книги автора

Первые плавающие аэродромы Еще до 1914 года в некоторых флотах начали проводить интересные опыты, главным образом с крейсерами.Эти опыты проводились секретно, поэтому выделенный для них крейсер уходил в такие районы моря или океана, которые мало посещались судами и в то же

Из книги автора

Какие бывают мины Мы уже знаем о мине, которая устанавливается на якоре, она так и называется: «якорная». Существуют мины, которые прячутся на дне моря, на небольшой глубине. Эти мины называются донными. Наконец, бывают и «плавающие» мины; их ставят на вероятном пути

Из книги автора

МИНЫ И КОНТРМИНЫ После того, как люди придумали порох, ожесточилась подземно-минная война.В 1552 году царь Иван Грозный осадил город Казань.Русские войска овладели речкой Казан-кой, отрезав татар от воды.От перебежчика царь узнал, что татары ходят за водой в подземелье к

Из книги автора

МИНЫ-ЛОВУШКИ Любят фашисты устраивать ловушки.Лежат посреди дороги карманные часы. Нагнешься, возьмешь их в руки - взрыв.Позабыт у стены отличный велосипед. Откатишь его - взрыв.Брошены у обочины пистолет-автомат, коробка консервов. Подберешь их с земли - опять

Из книги автора

ПЛАВАЮЩИЕ ТАНКИ И БРОНЕМАШИНЫ ОПЫТНЫЕ ПЛАВАЮЩИЕ ТАНКИ Ещё в конце 20-х годов в Японии были построены опытные плавающие бронемашины с экипажем из двух человек и смешанным колёсно-гусеничным ходом. В 1934–1935 годах предпринимались попытки сделать плавающими лёгкие танки

Из книги автора

ОПЫТНЫЕ ПЛАВАЮЩИЕ ТАНКИ Ещё в конце 20-х годов в Японии были построены опытные плавающие бронемашины с экипажем из двух человек и смешанным колёсно-гусеничным ходом. В 1934–1935 годах предпринимались попытки сделать плавающими лёгкие танки «2592» «А-и-го» за счёт изменения

Из книги автора

ПЛАВАЮЩИЕ ТАНКИ «ТИП 3» И «ТИП 5» На базе «Чи-хе» в 1943 году был разработан плавающий танк «Тип 3» («Ка-чи») с 47-мм пушкой и двумя пулемётами. Форма понтонов и кожуха над командирским куполом - те же, что и у «Ка-ми». Выхлопные трубы двигателя подняты к крыше корпуса. Всего было

Морская мина

Морская мина – морской боеприпас, устанавливаемый в воде для поражения подводных лодок, надводных кораблей и судов противника, а также для затруднения их плавания. Состоит из корпуса, заряда взрывчатого вещества, взрывателя и устройств, обеспечивающих установку и удержание мины под водой в определенном положении. Морские мины могут ставиться надводными кораблями, подводными лодками и летательными аппаратами (самолетами и вертолетами). Морские мины подразделяются по назначению, способу удержания в месте постановки, степени подвижности, по принципу действия взрывателя и управляемости после постановки. Морские мины снабжаются предохранительными, противотральными приборами и другими средствами защиты.

Существуют следующие виды морских мин.

Авиационная морская мина – мина, постановка которой осуществляется с авиационных носителей. Могут быть донными, якорными и плавающими. Для обеспечения устойчивого положения на воздушном участке траектории авиационные морские мины оснащаются стабилизаторами и парашютами. При падении на берег или мелководье взрываются от самоликвидаторов.

Акустическая морская мина – неконтактная мина с акустическим взрывателем, срабатывающим при воздействии на него акустического поля цели. Приемниками акустических полей служат гидрофоны. Применяются против подводных лодок и надводных кораблей.

Антенная морская мина – якорная контактная мина, взрыватель которой срабатывает при соприкосновении корпуса корабля с металлической тросовой антенной. Применяются, как правило, для поражения подводных лодок.

Буксируемая морская мина – контактная мина, у которой заряд взрывчатого вещества и взрыватель размещены в корпусе обтекаемой формы, обеспечивающем буксировку мины кораблем на заданной глубине. Применялись для поражения подводных лодок в Первую мировую войну.

Гальваноударная морская мина - контактная мина с гальваноударным взрывателем, срабатывающим при ударе корабля по выступающему из корпуса мины колпаку.

Гидродинамическая морская мина – неконтактная мина с гидродинамическим взрывателем, срабатывающим от изменения давления в воде (гидродинамического поля), вызванного движением корабля. Приемниками гидродинамического поля являются газовые или жидкостные реле давления.

Донная морская мина – неконтактная мина, имеющая отрицательную плавучесть и устанавливаемая на дне моря. Обычно глубина постановки мины не превышает 50-70 м. Взрыватели срабатывают при воздействии на их приемные устройства одного или нескольких физических полей корабля. Применяется для поражения надводных кораблей и подводных лодок.

Дрейфующая морская мина – сорванная с якоря штормом или подсечным тралом якорная мина, всплывшая на поверхность воды и перемещающаяся под воздействием ветра и течения.

Индукционная морская мина – неконтактная мина с индукционным взрывателем, срабатывающим от изменения напряженности магнитного поля корабля. Взрыватель срабатывает только под кораблем, имеющим ход. Приемником магнитного поля корабля служит индукционная катушка.

Комбинированная морская мина - неконтактная мина с комбинированным взрывателем (магнитно-акустическим, магнитно-гидродинамическим и др.), срабатывающим только при воздействии на него двух и более физических полей корабля.

Контактная морская мина – мина с контактным взрывателем, срабатывающим при механическом соприкосновении подводной части корабля с самим взрывателем или корпусом мины и ее антенными устройствами.

Магнитная морская мина – неконтактная мина с магнитным взрывателем, срабатывающим в тот момент, когда абсолютная величина напряженности магнитного поля корабля достигает определенного значения. В качестве приемника магнитного поля используется магнитная стрелка и другие магнитовоспринимающие элементы.

Неконтактная морская мина – мина с неконтактным взрывателем, срабатывающим от воздействия физических полей корабля. По принципу действия взрывателя неконтактные морские мины подразделяются на магнитные, индукционные, акустические, гидродинамические и комбинированные.

Плавающая морская мина – безъякорная мина, плавающая под водой на заданном углублении с помощью гидростатического прибора и других устройств; перемещается под действием глубинных морских течений.

Противолодочная морская мина - мина для поражения подводных лодок в подводном положении при их прохождении на различных глубинах погружения. Оснащаются преимущественно неконтактными взрывателями, реагирующими на физические поля, присущие подводным лодкам.

Реактивно-всплывающая морская мина – якорная мина, всплывающая с глубины под действием реактивного двигателя и поражающая корабль подводным взрывом заряда. Запуск реактивного двигателя и отделение мины от якоря происходит при воздействии физических полей корабля, проходящего над миной.

Самодвижущаяся морская мина - русское название первых торпед, применявшихся во второй половине XIX в.

Шестовая морская мина (ист.) – контактная мина, применявшаяся в 60-80-х гг. XIX в. Заряд взрывчатого вещества в металлической оболочке со взрывателем закреплялся на внешнем конце длинного шеста, который выдвигался вперед в носовой части минного катера перед минной атакой.

Якорная морская мина – мина, имеющая положительную плавучесть и удерживаемая на заданном углублении под водой с помощью минрепа (троса), соединяющего мину с лежащим на грунте якорем.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Морские боеприпасы включали в себя такое оружие: торпеды, морские мины и глубинные бомбы. Отличительной чертой этих боеприпасов есть среда их применения, т.е. поражение целей на воде или под водой. Как и большинство других боеприпасов, морские подразделяются на основные (для поражения целей), специальные (для освещения, задымления и т.д.) и вспомогательные (учебные, холостые, для специальных испытаний).

Торпеда — самодвижущееся подводное оружие, состоящее из цилиндрического обтекаемого корпуса с оперением и гребными винтами. В боевой части торпеды заключён заряд взрывчатого вещества, детонатор, топливо, двигатель и приборы управления. Наиболее распространённый калибр торпед (диаметр корпуса в наиболее широкой его части) - 533 мм, известны образцы от 254 до 660 мм. Средняя длина - около 7 м, масса - около 2 т, заряд взрывчатого вещества - 200-400 кг. Состоят на вооружении надводных (торпедных катеров, сторожевиков, эсминцев и пр.) и подводных лодок и самолётов-торпедоносцев.

Торпеды классифицировались следующим образом:

— по виду двигателя: парогазовые (жидкое топливо сгорает в сжатом воздухе (кислороде) с добавлением воды, а полученная смесь вращает турбину или приводит в действие поршневой двигатель); пороховые (газы от медленно горящего пороха вращают вал двигателя или турбину); электрические.

— по способу наведения: неуправляемые; прямоидущие (с магнитным компасом или гироскопическим полукомпасом); маневрирующие по заданной программе (циркулирующие); самонаводящиеся пассивные (по шуму или изменению свойств воды в кильватерном следе).

— по назначению: противокорабельные; универсальные; противолодочные.

Первые образцы торпед (торпеды Уайтхеда) были применены англичанами в 1877 г. А уже во время Первой мировой войны парогазовые торпеды использовались воюющими сторонами не только в условиях акватории моря, но также и на реках. Калибр и габариты торпед по мере своего развития имели тенденцию к неуклонному росту. В годы первой мировой войны стандартными были торпеды калибра 450 мм и 533 мм. Уже в 1924 г. во Франции была создана 550-мм парогазовая торпеда «1924V», ставшая первенцем нового поколения этого вида вооружения. Еще дальше пошли англичане и японцы, спроектировав для крупных кораблей 609-мм кислородные торпеды. Из них наиболее известна японская типа «93». Было разработано несколько моделей этой торпеды, причем на модификации «93» модель 2 массу заряда в ущерб дальности и скорости хода увеличили до 780 кг.

Основная «боевая» характеристика торпеды — заряд взрывчатых веществ — обычно не только увеличивалась количественно, но и совершенствовалась качественно. Уже в 1908 г. вместо пироксилина начал распространяться более мощный тротил (тринитротолуол, ТНТ). В 1943 г. в США специально для торпед было создано новое ВВ «торпекс», вдвое сильнее тротила. Аналогичные работы проводились и в СССР. В целом только за годы второй мировой войны мощность торпедного оружия по тротиловому коэффициенту увеличилась в два раза.

Одним из недостатков парогазовых торпед являлось наличие на поверхности воды следа (пузырьков отработанного газа), демаскирующего торпеду и создающего атакованному кораблю возможность для уклонения от неё и определения местонахождения атакующих. Для устранения этого предполагалось оснастить торпеду электромотором. Однако до начала Второй мировой войны это удалось лишь Германии. В 1939 г на вооружение Кригсмарине была принята электрическая торпеда «G7e». В 1942 г. ее скопировала Великобритания, но смогла наладить производство лишь после окончания войны. В 1943 г. электрическая торпеда «ЭТ-80» была принята на вооружение и в СССР. При этом до конца войны было использовано лишь 16 торпед.

Для обеспечения взрыва торпеды под днищем корабля, что в 2-3 раза наносило больше повреждений, нежели взрыв у его борта, Германией, СССР и США были разработаны магнитные взрыватели вместо контактных. Наибольшей эффективности достигли немецкие взрыватели «TZ-2», которые были приняты на вооружение во второй половине войны.

В период войны Германией были разработаны приборы маневрирования и наведения торпед. Так торпеды оснащенные системой «FaT» в период поиска цели могли двигаться «змейкой» поперек курса движения корабля, что значительно увеличивало шансы на поражение цели. Наиболее часто они применялись навстречу преследующему эскортному кораблю. Торпеды с прибором «LuT», производимые с весны 1944 г., позволяли атаковать корабль противника с любой позиции. Такие торпеды могли не только двигаться змейкой, но и разворачиваться для продолжения поиска цели. В ходе войны немецкие подводники выпустили около 70 торпед, оснащенных «LuT».

В 1943 г. в Германии была создана торпеда «T-IV» с акустическим самонаведением (АСН). Головка самонаведения торпеды, состоящая из двух разнесенных гидрофонов, захватывала цель в секторе 30°. Дальность захвата зависела от уровня шума корабля-цели; обычно она составляла 300-450 м. Торпеда создавалась в основном для подводных лодок, но в ходе войны поступала и на вооружение торпедных катеров. В 1944 г. выпущена модификация «T-V», а затем «T-Va» для «шнелльботов» с дальностью хода 8000 м при скорости 23 узла. Вместе с тем эффективность акустических торпед оказалась низкой. Чрезмерно сложная система наведения (а она включала 11 ламп, 26 реле, 1760 контактов) была крайне ненадежной — из 640 торпед выпущенных за годы войны, в цель попали только 58. Процент попаданий обычными торпедами в германском флоте был в три раза выше.

Однако, самой мощной, самой быстрой и наибольшей дальностью хода обладали японские кислородные торпеды. Ни союзники, ни противники не смогли достигнуть даже близких результатов.

Поскольку торпед, оснащенных вышеописанными приборами маневрирования и наведения, в других странах не было, а в Германии было только 50 подводных лодок, способных их запускать, для пуска торпед применялось сочетание специальных маневров корабля или самолета для поражения цели. Их совокупность определялась понятием торпедная атака.

Торпедная атака может осуществляться: с подводной лодки по подводным лодкам, надводным кораблям и судам противника; надводными кораблями по надводным и подводным целям, а также береговыми торпедными установками. Элементами торпедной атаки являются: оценка позиции относительно обнаруженного противника, выявление главной цели и её охранения, определение возможности и способа торпедной атаки, сближение с целью и определение элементов её движения, выбор и занятие позиции для стрельбы, стрельба торпедами. Завершением торпедной атаки является торпедная стрельба. Она заключается в следующем: производится вычисление данных стрельбы, далее они вводятся в торпеду; выполняющий торпедную стрельбу корабль занимает расчётную позицию и производит залп.

Торпедные стрельбы бывают боевыми и практическими (учебными). По способу выполнения они делятся на залповые, прицельные, одиночной торпедой, по площади, последовательными выстрелами.

Залповая стрельба состоит из одновременного выпуска из торпедных аппаратов двух и более торпед для обеспечения повышенной вероятности попадания в цель.

Прицельную стрельбу производят при наличии точного знания элементов движения цели и дистанции до неё. Она может выполняться одиночными выстрелами торпед или залповой стрельбой.

При торпедной стрельбе по площади торпедами перекрывается вероятная площадь нахождения цели. Этот вид стрельбы применяется для перекрытия ошибок в определении элементов движения цели и дистанции. Различают стрельбу сектором и с параллельным ходом торпед. Торпедная стрельба по площади производится залпом или с временными интервалами.

Под торпедной стрельбой последовательными выстрелами подразумевают стрельбу, при которой торпеды выстреливаются последовательно одна за другой через заданные интервалы времени для перекрытия ошибок в определении элементов движения цели и дистанции до неё.

При стрельбе по неподвижной цели торпеда выстреливается в направлении на цель, при стрельбе по движущейся цели — под углом к направлению на цель в сторону её движения (с упреждением). Угол упреждения определяется с учётом курсового угла цели, скорости движения и пути корабля и торпеды до их встречи в упреждённой точке. Дистанцию стрельбы ограничивает предельная дальность хода торпеды.

Во Второй мировой войне подводными лодками, авиацией и надводными кораблями было использовано около 40 тыс. торпед. В СССР из 17,9 тысяч торпед было использовано 4,9 тысяч, которыми потопили или повредили 1004 корабля. Из 70 тысяч выпущенных торпед в Германии, подводные лодки израсходовали около 10 тыс. торпед. Подводные лодки США использовал 14,7 тыс. торпед, а торпедоносная авиация 4,9 тыс. Около 33% из выпущенных торпед попали в цель. Из всех потопленных кораблей и судов в период Второй мировой войны — 67% приходится на торпеды.

Морские мины — боеприпасы, скрытно установленные в воде и предназначенные для поражения подводных лодок, кораблей и судов противника, а также для затруднения их плавания. Основные свойства морской мины: постоянная и длительная боевая готовность, внезапность боевого воздействия, сложность обезвреживания мин. Мины могли устанавливаться в водах противника и у своего побережья. Морская мина представляет собой заряд взрывчатого вещества, заключённый в водонепроницаемом корпусе, в котором помещены также приборы и устройства, вызывающие взрыв мины и обеспечивающие безопасность обращения с ней.

Первое успешное применение морской мины состоялось в 1855 года на Балтике во время Крымской войны. На гальваноударных минах, выставленных русскими минёрами в Финском заливе, подорвались корабли англо-французской эскадры. Эти мины устанавливалась под поверхностью воды на тросе с якорем. Позже стали применяться ударные мины с механическими взрывателями. Морские мины широко применялись во время русско-японской войны. В Первую мировую было установлено 310 тыс. морских мин, от которых затонуло около 400 кораблей, в том числе 9 линкоров. Во Второй мировой войне появились неконтактные мины (главным образом магнитные, акустические и магнитно-акустические). В конструкции неконтактных мин были введены приборы срочности и кратности, новые противотральные устройства.

Морские мины устанавливались, как надводными кораблями (минными заградителями), так и с подводных лодок (через торпедные аппараты, из специальных внутренних отсеков/контейнеров, из внешних прицепных контейнеров), или сбрасывались авиацией (как правило, в воды в противника). Противодесантные мины могли устанавливаться с берега на небольшой глубине.

Морские мины подразделялись по типу установки, по принципу действия взрывателя, по кратности, по управляемости, по избирательности; по типу носителя,

По типу установки выделяют:

— якорные — корпус, обладающий положительной плавучестью, удерживается на заданной глубине под водой на якоре с помощью минрепа;

— донные — устанавливаются на дне моря;

— плавающие — дрейфующие по течению, удерживаясь под водой на заданной глубине;

— всплывающие — установленные на якорь, а при срабатывании отдающие его и всплывающие вертикально: свободно или при помощи двигателя;

— самонаводящиеся — электрические торпеды, удерживаемые под водой якорем или лежащие на дне.

По принципу действия взрывателя различают:

— контактные — взрывающиеся при непосредственном соприкосновении с корпусом корабля;

— гальваноударные — срабатывают при ударе корабля по выступающему из корпуса мины колпаку, в котором находится стеклянная ампула с электролитом гальванического элемента;

— антенные — срабатывают при соприкосновении корпуса корабля с металлической тросовой антенной (применяются, как правило, для поражения подводных лодок);

— неконтактные — срабатывающие при прохождении корабля на определённом расстоянии от воздействия его магнитного поля, или акустического воздействия и др. В том числе неконтактные подразделяются на: магнитные (реагируют на магнитные поля цели), акустические (реагируют на акустические поля), гидродинамические (реагируют на динамическое изменение гидравлического давления от хода цели), индукционные (реагируют на изменение напряженности магнитного поля корабля (взрыватель срабатывает только под кораблем, имеющим ход), комбинированные (сочетающие взрыватели разных типов). Для затруднения борьбы с неконтактными минами в схему взрывателей включались приборы срочности, задерживающие приведение мины в боевое положение на любой требуемый период, приборы кратности, обеспечивающие взрыв мины только после заданного числа воздействий на взрыватель, и приборы-ловушки, вызывающие взрыв мины при попытке её разоружения.

По кратности мины бывают: некратные (срабатывают при первом обнаружении цели), кратные (срабатывают после заданного числа обнаружений).

По управляемости различают: неуправляемые и управляемые с берега по проводам или с проходящего корабля (как правило, акустически).

По избирательности мины подразделялись: обычные (поражают любые обнаруженные цели) и избирательные (способны распознавать и поражать цели заданных характеристик).

В зависимости от их носителей мины делятся на корабельные (сбрасываются с палубы кораблей), лодочные (выстреливаются из торпедных аппаратов подводной лодки) и авиационные (сбрасываются с самолёта).

При постановке морских мин существовали специальные способы их установки. Так под минной банкой подразумевался элемент минного заграждения, состоящий из нескольких мин, поставленных кучно. Определяется координатами (точкой) постановки. Типичны 2-х, 3-х и 4-минные банки. Банки большего размера применяются редко. Характерна для постановки подводными лодками, или надводным кораблями. Минная линия — элемент минного заграждения, состоящий из нескольких мин, поставленных линейно. Определяется координатами (точкой) начала и направлением. Характерна для постановки подводными лодками, или надводным кораблями. Минная полоса — элемент минного заграждения, состоящий из нескольких мин, поставленных случайным образом с движущегося носителя. В отличие от минных банок и линий, характеризуется не координатами, а шириной и направлением. Характерна для постановки самолётами, где предсказать точку падения мины невозможно. Сочетание минных банок, минных линий, минных полос и отдельных мин создает минное поле в районе.

Морские мины во время Второй мировой войны являлись одним из наиболее эффективных видов оружия. Стоимость производства и установки мины составляли от 0,5 до 10 процентов стоимости ее обезвреживания или удаления. Мины могли использоваться и как наступательное (минирование фарватеров противника), и как оборонительное оружие (минирование своих фарватеров и установка противодесантное минирование). Использовались они и как психологическое оружие – сам факт наличия мин в районе судоходства уже наносил урон противнику, заставляя обходить район или проводить долговременные дорогостоящее разминирование.

В период Второй мировой войны было установлено более 600 тыс. мин. Из них Великобританией во вражеских водах авиацией было сброшено – 48 тысяч, а 20 тысяч – уснановлено с корабей и подводных лодок. 170 тысяч мин Британией было установлено для защиты своих вод. Авиацией Японии было сброшено 25 тысяч мин в чужих водах. США из установленных 49 тысяч мин, только у берегов Японии сбросили 12 тысяч авиационных мин. Германия в Балтийском море выставила 28,1 тысяч мин, СССР и Финляндия – по 11,8 тысяч мин., Швеция – 4,5 тысячи. В годы войны Италия выпустила 54,5 тыс. мин.

Наиболее плотно в период войны был заминирован Финский залив, в котором противоборствующие стороны установили более 60 тыс. мин. На их обезвреживание понадобилось почти 4 года.

Глубинная бомба — один из видов оружия ВМФ, предназначенный для борьбы с погруженными подводными лодками. Она представляла собой снаряд с сильным взрывчатым веществом, заключённым в металлический корпус цилиндрической, сфероцилиндрической, каплеобразной или др. формы. Взрыв глубинной бомбы разрушает корпус подводной лодки и приводит к её уничтожению или повреждению. Взрыв вызывается взрывателем, который может срабатывать: при ударе бомбы о корпус подводной лодки; на заданной глубине; при прохождении бомбы на расстоянии от подводной лодки, не превышающем радиуса действия неконтактного взрывателя. Устойчивое положение глубинной бомбе сфероцилиндрической и каплеобразной формы при движении на траектории придаётся хвостовым оперением - стабилизатором. Глубинные бомбы подразделялись на авиационные и корабельные; последние применяются пуском реактивных глубинных бомб с пусковых установок, выстреливанием из одноствольных или многоствольных бомбомётов и сбрасыванием с кормовых бомбосбрасывателей.

Первый образец глубинной бомбы был создан в 1914 году и после испытаний поступил на вооружение британского военно-морского флота. Глубинные бомбы нашли широкое применение в Первой мировой войне и оставались важнейшим видом противолодочного вооружения во Второй.

Принцип действия глубинной бомбы основан на практической несжимаемости воды. Взрыв бомбы разрушает или повреждает корпус подводной лодки на глубине. При этом энергия взрыва, моментально возрастая до максимума в центре, переносится к цели окружающими водными массами, через них деструктивно воздействуя на атакуемый военный объект. По причине высокой плотности среды, взрывная волна на своем пути не теряет существенно исходную мощность, но с увеличением расстояния до цели энергия распределяется на большую площадь, и соответственно, радиус поражения ограничен. Глубинные бомбы отличаются своей низкой точностью — для уничтожения подводной лодки иногда требовалось около сотни бомб.

Морской боеприпас, устанавливаемый в воде для поражения подводных лодок, надводных кораблей и судов противника, а также для затруднения их плавания. Состоит из корпуса, заряда взрывчатого вещества, взрывателя и устройств, обеспечивающих установку и удержание мины под водой в определенном положении. Морские мины могут ставиться надводными кораблями, подводными лодками и летательными аппаратами (самолетами и вертолетами). Морские мины подразделяются по назначению, способу удержания в месте постановки, степени подвижности, по принципу действия взрывателя и управляемости после постановки. Морские мины снабжаются предохранительными, противотральными приборами и другими средствами защиты.

Существуют следующие виды морских мин.

Авиационная морская мина - мина, постановка которой осуществляется с авиационных носителей. Могут быть донными, якорными и плавающими. Для обеспечения устойчивого положения на воздушном участке траектории авиационные морские мины оснащаются стабилизаторами и парашютами. При падении на берег или мелководье взрываются от самоликвидаторов.

Акустическая морская мина - неконтактная мина с акустическим взрывателем, срабатывающим при воздействии на него акустического поля цели. Приемниками акустических полей служат гидрофоны. Применяются против подводных лодок и надводных кораблей.

Антенная морская мина - якорная контактная мина, взрыватель которой срабатывает при соприкосновении корпуса корабля с металлической тросовой антенной. Применяются, как правило, для поражения подводных лодок.

Буксируемая морская мина - контактная мина, у которой заряд взрывчатого вещества и взрыватель размещены в корпусе обтекаемой формы, обеспечивающем буксировку мины кораблем на заданной глубине. Применялись для поражения подводных лодок в Первую мировую войну.

Гальваноударная морская мина - контактная мина с гальваноударным взрывателем, срабатывающим при ударе корабля по выступающему из корпуса мины колпаку.

Гидродинамическая морская мина - неконтактная мина с гидродинамическим взрывателем, срабатывающим от изменения давления в воде (гидродинамического поля), вызванного движением корабля. Приемниками гидродинамического поля являются газовые или жидкостные реле давления.

Донная морская мина - неконтактная мина, имеющая отрицательную плавучесть и устанавливаемая на дне моря. Обычно глубина постановки мины не превышает 50-70 м. Взрыватели срабатывают при воздействии на их приемные устройства одного или нескольких физических полей корабля. Применяется для поражения надводных кораблей и подводных лодок.

Дрейфующая морская мина - сорванная с якоря штормом или подсечным тралом якорная мина, всплывшая на поверхность воды и перемещающаяся под воздействием ветра и течения.

Индукционная морская мина - неконтактная мина с индукционным взрывателем, срабатывающим от изменения напряженности магнитного поля корабля. Взрыватель срабатывает только под кораблем, имеющим ход. Приемником магнитного поля корабля служит индукционная катушка.

Комбинированная морская мина - неконтактная мина с комбинированным взрывателем (магнитно-акустическим, магнитно-гидродинамическим и др.), срабатывающим только при воздействии на него двух и более физических полей корабля.

Контактная морская мина - мина с контактным взрывателем, срабатывающим при механическом соприкосновении подводной части корабля с самим взрывателем или корпусом мины и ее антенными устройствами.

Магнитная морская мина - неконтактная мина с магнитным взрывателем, срабатывающим в тот момент, когда абсолютная величина напряженности магнитного поля корабля достигает определенного значения. В качестве приемника магнитного поля используется магнитная стрелка и другие магнитовоспринимающие элементы.

Неконтактная морская мина - мина с неконтактным взрывателем, срабатывающим от воздействия физических полей корабля. По принципу действия взрывателя неконтактные морские мины подразделяются на магнитные, индукционные, акустические, гидродинамические и комбинированные.

Плавающая морская мина - безъякорная мина, плавающая под водой на заданном углублении с помощью гидростатического прибора и других устройств; перемещается под действием глубинных морских течений.

Противолодочная морская мина - мина для поражения подводных лодок в подводном положении при их прохождении на различных глубинах погружения. Оснащаются преимущественно неконтактными взрывателями, реагирующими на физические поля, присущие подводным лодкам.

Реактивно-всплывающан морская мина - якорная мина, всплывающая с глубины под действием реактивного двигателя и поражающая корабль подводным взрывом заряда. Запуск реактивного двигателя и отделение мины от якоря происходит при воздействии физических полей корабля, проходящего над миной. Самодвижущаяся морская мина - русское название первых торпед, применявшихся во второй половине XIX в.



Что еще почитать