Мышление имеет. Мышление добавить свою цену в базу комментарий. Типы и виды мышления

Мышление - социально-обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия нового, т.е. процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ходе анализа и синтеза .

Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических харак-теристик и признаков.

Первым таким признаком является обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в пред-метах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предме-там и явлениям.

Вторым, не менее важным, признаком мышления является опосредованное по-знание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа кос-венной информации.

Следующей важнейшей характерной особенностью мышления является то, что мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Процесс мышления начинает наибо-лее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить. Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления

Исключительно важная особенность мышления — это неразрывная связь с ре-чью . Тесная связь мышления и речи находит свое выражение прежде всего в том, что мысли всегда облекаются в речевую форму. Мы всегда ду-маем словами, т. е. мы не можем мыслить, не произнося слова.

Виды мышления.

Выделяют следующие виды мышления:

- Наглядно-действенное - здесь решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации на основе двигательного акта. Т.е. задача дана наглядно в конкретной форме и способ решения - практическое действие. Данный тип мышления характерен для ребенка дошкольного возраста. Этот вид мышления существует и у высших животных.

Наглядно-образное - ситуацию, необходимую для решения задачи, человек воссоздает в образной форме. Начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. В данном случае, чтобы мыслить, ребенку не обязательно манипулировать с объектом, но необходимо отчетливо воспринимать или наглядно представлять этот объект.

- Словесно-логическое (теоретическое, рассуждающее, отвлеченное) - мышление выступает прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений. Начинает развиваться в школьном возрасте. Овладение понятиями происходит в процессе усвоения различных наук. В конце школьного обучения формируется система понятий. Причем, мы используем понятия, которые не имеют иногда прямого образного выражения (честность, гордость). Развитие словесно-логического мышления не означает, что предыдущие два вида не развиваются или исчезают вовсе. Наоборот, у детей и взрослых продолжают развиваться все виды мышления. Например, у инженера, конструктора большего совершенства достигает наглядно-действенное мышление (или при освоении новой техники). Кроме этого, все виды мышления тесно взаимосвязаны.


С точки зрения оригинальности решаемых задач мышление бывает: творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное). Творческое направлено на создание новых идей, репродуктивное представляет собой применение готовых знаний и умений.

Формы мышления - понятия, суждения, умозаключения.

Понятие - мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности (например, понятие «человек»). Различают понятия житейские (приобретаются в практическом опыте) и научные (приобретаются в процессе обучения). Понятия возникают и развиваются в процессе развития науки и техники. В них люди фиксируют результаты опыта и познания.

Суждение - отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками.

Умозаключение - такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений.

Процессы мышления.

Выделяют несколько основных мыслительных процессов (мыслительных операций), с помощью которых осуществляется мыслительная деятельность.

Анализ - мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных признаков. Анализ бывает практическим и умственным.

Синтез - мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Но синтез не является механическим соединением частей.

Анализ и синтез неразрывно связаны и дают всестороннее знание действительности. Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, обеспечивает знание объекта в целом.

Сравнение - сопоставление предметов и явления с целью найти сходство или различие между ними. Благодаря этому процессу мышления мы познаем большинство предметов, т.к. мы познаем предмет, только приравнивая его к чему-то или отличая от чего-то.

В результате сравнения в сравниваемых предметах мы выделяем что-то общее. Т.о. образом на основе сравнения строится обобщение.

Обобщение - мысленное объединение предметов в группы по тем общим признакам, которые выделяются в процессе сравнения. Благодаря этому процессу делаются выводы, правила и классификации (яблоки, груши, сливы - фрукты).

Абстракция состоит в том, что, вычленяя какие-либо свойства изучаемого объекта, человек отвлекается от остальных. Путем абстрагирования создаются понятия (длины, широты, количества, равенства, стоимости и т.д.).

Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание (привести пример на правило).

Мышление как процесс решения задач.

Необходимость в мышлении возникает прежде всего тогда, когда в ходе жизни перед человеком появляется новая проблема. Т.е. мышление необходимо в тех ситуациях, в которых возникает новая цель, а старые способы деятельности уже недостаточны для ее достижения. Такие ситуации называются проблемными . В проблемной ситуации и берет начало процесс мышления. В ходе деятельности человек сталкивается с чем-то неизвестным, в деятельность сразу включается мышление и проблемная ситуация переходит в осознаваемую человеком задачу.

Задача - цель деятельности, данная в определенных условиях и требующая для своего достижения использования адекватных этим условиям средств. Любая задача включает: цель , условие (известное), искомое (неизвестное). В зависимости от характера конечной цели различают задачи практические (направленные на преобразование материальных объектов) и теоретические (направленные на познание действительности, например, учеба).

Принцип решения задачи : неизвестное всегда связано с чем-то известным, т.о. неизвестное, вступая во взаимодействие с известным, открывает какие-то свои качества.

Мышление и решение задач тесно связаны друг с другом. Но эта связь не однозначна. Решение задач осуществляется только с помощью мышления. Но мышление проявляется не только в решении задач, но и, например, для усвоения знаний, понимания текста, постановки задачи, т.е. для познания (овладения опытом).

Индивидуальные особенности мышления.

Мышление каждого человека имеет некоторые отличия по определенным свойствам.

Самостоятельность - умение человека выдвигать новые задачи и находить нужные решения, не прибегая к частой помощи других людей.

Широта - это когда познавательная деятельность человека охватывает различные области (широкий кругозор).

Гибкость - умение изменять намеченный вначале план решения, если он уже не удовлетворяет.

Быстрота - способность человека быстро разобраться в сложной ситуации, быстро обдумать и принять решение.

Глубина - умение проникнуть в сущность сложнейших вопросов, умение увидеть проблему там, где у других людей вопроса не возникает (нужно иметь голову Ньютона, чтобы увидеть в падающем яблоке проблему).

Критичность - умение объективно оценивать свои и чужие мысли (не считать свои мысли абсолютно верными).

МЫШЛЕНИЕ

МЫШЛЕНИЕ

Только в нач. 20 в. конкретные исследования М. приобрели черты подлинного историзма и появились работы, систематизирующие накопленные прежде многочисл. этнографич. данные о качеств. своеобразии М. народов, стоящих на относительно низких ступенях общественно-экономич. и культурного развития (Л. Леви-Брюль, Вёйле и др.). При всей неудовлетворительности теоретич. интерпретаций излагаемых в них фактич. материалов работы эти имели то значение, что они показали несостоятельность положения о неизменности законов человеч. духа и внесли в учение о М. идею о качеств. изменениях, к-рые оно претерпевает в ходе историч. развития. Второе направление исследований, сыгравшее важную роль в понимании природы и механизмов М., составили экспериментальные работы, посвященные изучению предыстории человеч. М. – его генетич. корней в животном мире. Уже первые систематич. исследования (В. Кёлер, Р. Йеркс, H. H. Ладыгина-Котс) интеллектуального поведения человекообразных обезьян показали, что у высших животных существует сложная деятельность, к-рая по своему характеру сходна с М., хотя и протекает в форме внешне-двигат. операций ("практический ", или, по Павлову, "ручное мышление" животных). Изучение интеллектуального поведения высших животных, углубив генетич. подход к М., вместе с тем поставило перед конкретными исследованиями проблему о принципиальном, качеств. изменении мыслит. процессов при переходе к человеку. Конкретизируя положение Энгельса о роли труда в формировании человека, Выготский показал, что "М." животных превращается в подлинное, человеч. М. под влиянием перекрещивания линии развития практич. предметных действий и линии развития голосовых реакций, к-рое необходимо происходит в условиях коллективной трудовой деятельности. В результате голосовые сигналы, посредством к-рых осуществляется общение животных, все более превращаются из инстинктивно-выразительных в отражающие содержание и становятся носителями обобщений, вырабатывающихся в практич. опыте, т.е. приобретают функцию означения. С др. стороны, практич. интеллектуальное поведение "оречевляется", опосредствуется языком, словесными понятиями и в силу этого оказывается способным приобрести в ходе дальнейшего развития форму внутр. речевых процессов, свойственную словесно-логич. М. Исследования интеллектуального поведения человекообразных обезьян дали, с др. стороны, толчок экспериментальному изучению процессов практич., т.н. "наглядно-действенного" М. и у человека. Почти тотчас вслед за работой В. Кёлера были начаты с помощью разработанной им принципиальной методики многочисл. исследования на детях. Эти исследования позволили выделить и описать процессы наглядно-действ. М. как составляющие необходимую стадию умств. развития ребенка. В дальнейших работах, среди к-рых широкой известностью пользуются исследования А. Валлона и Ж. Пиаже, было экспериментально показано, что словесно-логич. М. развивается из практич. интеллектуальных операций путем их "интериоризации", т.е. путем перехода прежде внешних предметных действий в действия внутр., умств., совершающегося в условиях общения ребенка с окружающими и в связи с успехом его речевого развития. Большой вклад в теорию онтогенетич. развития М. внесли исследования Л. С. Выготского и его школы, посвященные проблеме активного формирования мыслит. процессов. Значение этих исследований состоит в том, что развитие М. рассматривается не как идущее само собой под влиянием накопления знаний и их систематизации, а как процесс усвоения ребенком общественно-исторически выработанных умств. действий и операций. Т. к. это усвоение имеет строго закономерный характер, то, управляя им, можно активно и планомерно формировать у учащихся необходимые мыслит. процессы – программировать их развитие (П. Я. Гальперин).


Мышление - форма отражения, устанавливающего связи и отношения между познаваемыми объектами. Мыслить – значит производить операции с использованием формальной логики.

Взгляды на проблему. Определение понятия мышления

С точки зрения психологии

В психологии мышление - совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание,восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий.

Мышление - опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Мышление как одна из психических функций - психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Мышление – психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений. Однако в психологии существует множество других определений.

Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления.

Особенности процесса

Первая особенность мышления – его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное – через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта – ощущения, восприятия, представления – и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления – его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т.д. – широчайшие обобщения, выраженные словом.

Основные понятия

Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Понятие – есть отражение существенных признаков предмета. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Понятие как результат обобщения опыта людей является высшим продуктом мозга, высшей ступенью познания мира.

Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений. Суждение – это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

Умозаключение – это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Мышление и другие психические процессы

Мышление – высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств – эти единственные каналы связи организма с окружающим миром – поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли – сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

Для мышления человека более существенно взаимосвязь не с чувственным познанием, а с речью и языком. В более строгом понимании речь – процесс общения, опосредованный языком. Если язык – объективная, исторически сложившаяся система кодов и предмет специальной науки – языкознания, то речь является психологическим процессом формулирования и передачи мысли средствами языка. Современная психология не считает, что внутренняя речь имеет такое же строение и такие же функции, как и развернутая внешняя речь. Под внутренней речью психология подразумевает существенный переходный этап между замыслом и развернутой внешней речью. Механизм, который позволяет перекодировать общий смысл в речевое высказывание, т.е. внутренняя речь есть, прежде всего, не развернутое речевое высказывание, а лишь подготовительная стадия.

Однако неразрывная связь мышления с речью вовсе не означает, что мышление может быть сведено к речи. Мышление и речь не одно и то же. Мыслить, не значить говорить про себя. Свидетельством этому может служить возможность высказывания одной и той же мысли разными словами, а также то, что мы не всегда находим нужные слова, чтобы выразить свою мысль.

Виды мышления

  • Мышление без образное (англ. imageless thought) – мышление, «свободное» от чувственных элементов (образов восприятия и представления): понимание значения вербального материала сплошь и рядом происходит без возникновения в сознании каких бы то ни было образов.
  • Мышление визуальное. Способ решения интеллектуальных задач с опорой на внутренние визуальные образы.
  • Мышление дискурсивное (discursus – рассуждение) – опосредствованное прошлым опытом речевое мышление человека. Словесно-логическое, или вербально-логическое, или абстрактно-понятийное, мышление. Выступает как процесс связного логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль обусловлена предшествующей. Наиболее подробно разновидности и правила (нормы) дискурсивного мышления изучаются в логике.
  • Мышление комплексное (англ. complex thinking) – мышление ребенка и взрослого, осуществляемое в процессе своеобразных эмпирических обобщений, основанием для которых служат отношения между вещами, открывающиеся в восприятии.
  • Мышление наглядно-действенное – один из видов мышления, выделяемый не по типу задачи, а по процессу и способу решения; решение нестандартной задачи ищется посредством наблюдения реальных объектов, их взаимодействий и выполнения материальных преобразований, в которых принимает участие сам субъект мышления. С него начинается развитие интеллекта как в фило-, так и онтогенезе.
  • Мышление наглядно-образное – вид мышления, который осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы-представления, дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих отражение реальности в образно-концептуальной форме.
  • Мышление образное – процесс познавательной деятельности, направленный на отражение существенных свойств объектов (их частей, процессов, явлений) и сущности их структурной взаимосвязи.
  • Мышление практическое (англ. practical thinking) – процесс мышления, совершающийся в ходе практической деятельности, в отличие от теоретического мышления, направленного на решение отвлеченных теоретических задач.
  • Мышление продуктивное (англ. productive thinking) – синоним «творческого мышления», связанного с решением проблем: новых, нестандартных для субъекта интеллектуальных задач. Самая трудная задача, стоящая перед человеческой мыслью, – это задача познать самого себя.
  • Мышление теоретическое – основными компонентами являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия. Ее интенсивному развитию у ее субъектов способствует учебная деятельность.

Основные мыслительные процессы

Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция – это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи. Мыслительные операции разнообразны. Это – анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.

Анализ и синтез

Анализ – это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Синтез – обратный анализу процесс мысли, это – объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Анализ и синтез – две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным. Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.

Сравнение

Сравнение – это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение. Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней – поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности.

Абстрагирование

Абстрагирование – это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания – научного теоретического мышления.

Конкретизация

Конкретизация – процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним. Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания. Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими. Обобщение, таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.

Этапы развития мышления

Способность мышления, как отражения существующих между вещами связей и отношений, проявляется у человека в зачаточной форме уже в первые месяцы жизни. Дальнейшее развитие и совершенствование этой способности протекает в связи: а) с жизненным опытом ребенка, б) его практической деятельностью, в) овладением речью, г) воспитывающим влиянием школьного обучения. Этот процесс развития мышления характеризуется следующими особенностями:

  • В раннем детском возрасте мышление ребенка носит наглядно-действенный характер оно связано с непосредственным восприятием предметов и манипулированием с ними. Отражаемые при этом связи между вещами вначале носят генерализованный характер, лишь под влиянием жизненного опыта сменяющийся в дальнейшем более точной дифференцировкой. Так, уже на первом году жизни ребенок, обжегшись о блестящий чайник, отдергивает руку и от других блестящих предметов. В основе этого действия лежит образование условнорефлекторной связи между кожным ощущением ожога и зрительным ощущением блестящей поверхности предмета, о который ребенок ожегся. Однако в дальнейшем, когда прикосновение к блестящим предметам в ряде случаев не сопровождалось ощущением ожога, ребенок начинает связывать это ощущение более точно с температурными особенностями предметов.
  • На этой стадии ребенок еще не способен к отвлеченному мышлению: у него возникают понятия (пока еще очень элементарные) о вещах и существующих между ними связях только в процессе непосредственного оперирования с вещами, реального соединения и разъединения вещей и их элементов. Ребенок этого возраста мыслит только о том, что является предметом деятельности; его мышление о данных вещах прекращается вместе с прекращением деятельности. Ни прошлое, ни тем более будущее не являются пока еще содержанием его мышления; он еще не способен планировать свою деятельность, предвидеть ее результаты и целенаправленно стремиться к ним.
  • Овладение ребенком речью к концу второго года жизни значительно расширяет его возможности обобщения вещей и их свойств. Этому содействует называние разных предметов одним и тем же словом (слово «стол» одинаково обозначает и обеденный, и кухонный, и письменный столы, помогая таким образом ребенку образовать общее понятие о столе), а также обозначение одного предмета разными словами с более широким и более узким значением.
  • Образуемые при этом ребенком понятия вещей пока еще очень сильно связаны с их конкретными образами: постепенно эти образы благодаря участию речи становятся все более и более обобщенными. Понятия, которыми ребенок оперирует на данной стадии развития мышления, вначале носят просто предметный характер: в сознании ребенка возникает недифференцированный образ предмета, о котором он думает. В дальнейшем этот образ становится более дифференцированным в своем содержании. Соответственно этому развивается и речь ребенка: вначале в его словаре отмечаются исключительно имена существительные, затем появляются прилагательные и, наконец, глаголы.
  • Значительная перестройка процесса мышления происходит у детей в дошкольном возрасте. Общение с взрослыми, от которых дети получают словесные описания и объяснения явлений, расширяет и углубляет знания детей об окружающем мире. В связи с этим мышление ребенка получает возможность сосредоточиться на явлениях, которые только мыслятся и уже не являются объектом его непосредственной деятельности. Содержание понятий начинает обогащаться за счет мыслимых связей и отношений, хотя опора на конкретный, наглядный материал еще долго остается, вплоть до младшего школьного возраста. Ребенка начинают интересовать причинные связи и отношения вещей. В связи с этим он начинает сравнивать и сопоставлять явления, более точно выделять их существенные признаки, оперировать при этом простейшими абстрактными понятиями (материала, веса, числа и т.д.). При всем том мышление детей дошкольного возраста отличается несовершенством, изобилует многочисленными ошибками и неточностями, что стоит в связи с отсутствием необходимых знаний и недостаточностью жизненного опыта.
  • В младшем школьном возрасте у детей начинает вырабатываться способность к целенаправленной мыслительной деятельности. Этому содействуют программа и методы обучения, направленные на сообщение детям определенной системы знаний, усвоение путем упражнения под руководством учителя определенных приемов мышления (при объяснительном чтении, при решении задач на определенные правила и т. д.), обогащение и развитие в процессе обучения правильной речи. Ребенок все в большей и большей степени начинает пользоваться в процессе мышления отвлеченными понятиями, однако в целом его мышление продолжает опираться на конкретные восприятия и представления.
  • Способность к абстрактно-логическому мышлению развивается и совершенствуется в среднем и, особенно в старшем школьном возрасте. Этому содействует усвоение основ наук. В связи с этим мышление учащихся старших классов школы протекает уже на базе научных понятий, в которых отражаются наиболее существенные признаки и взаимосвязь явлений. Учащиеся приучаются к точному логическому определению понятий, их мышление в процессе обучения приобретает плановый, осознанный характер. Это выражается в целенаправленности мышления, в умении строить доказательства выдвигаемых или разбираемых положений, проводить их анализ, находить и исправлять допущенные в рассуждении ошибки. Большое значение при этом приобретает речь – умение ученика точно и ясно выразить свои мысли в словах.

Стратегии мышления

При решении любых задач мы используем одну из трех стратегий мышления.

  • Случайный перебор. Эта стратегия соответствует методы проб и ошибок. То есть, формулируется предположение (или делается выбор), после чего оценивается его правомерность. Так предположения выдвигаются до тех пор, пока не найдется верное решение.
  • Рациональный перебор. При такой стратегии человек исследует некое центральное, наименее рискованное предположение, а затем, изменяя каждый раз по одному элементу, отсекает неверные направления поиска. Кстати, на этом принципе функционирует искусственный интеллект.
  • Систематический перебор. При этой стратегии мышления человек охватывает умом всю совокупность возможных гипотез и систематически анализирует их одну за одной. Систематический перебор используется в повседневной жизни редко, но именно эта стратегия позволяет наиболее полно разработать планы долговременных или сложных действий.

Психолог Кэрол Дуэк (Carol Dweck) на протяжении всей своей карьеры занимается изучением производительности и образа мышления, и её последнее исследование показало, что предрасположенность к успеху в большей степени зависит именно от отношения к проблемам, а не от высокого IQ. Дуэк обнаружила, что можно выделить два типа мышления: фиксированное мышление и мышление роста.

Если у вас фиксированное мышление, то вы уверены, что вы такой, какой есть, и не можете это изменить. Это создаёт проблемы, когда жизнь бросает вам вызов: если вам кажется, что вам надо сделать больше того, с чем вы можете справиться, вы чувствуете безнадёжность этой затеи. Люди с мышлением роста верят, что они могут стать лучше, если приложат усилия. Они превосходят людей с фиксированным мышлением, даже если интеллект у них более низкий. Люди с мышлением роста встречают испытания как возможность научиться чему-то новому.

Независимо от того, какой тип мышления у вас в настоящее время, вы можете развить мышление роста.

  • Не оставайтесь беспомощными. Каждый из нас попадает в ситуации, когда ощущает себя беспомощным. Вопрос в том, как мы реагируем на это чувство. Мы можем либо извлечь урок и двигаться дальше, либо поникнуть. Множество успешных людей не стали бы таковыми, если бы поддались чувству беспомощности.

Уолта Диснея (Walt Disney) уволили из газеты Kansas City Star за то, что у него «не хватало фантазии и не было хороших идей», Опру Уинфри (Oprah Winfrey) уволили с должности телеведущей в Балтиморе, потому что она была «слишком эмоционально вовлечённой в свои истории», у Генри Форда (Henry Ford) были две неудачные автомобильные компании до открытия Ford, а Стивен Спилберг (Steven Spielberg) был несколько раз отчислен из Школы кинематографического искусства при Университете Южной Калифорнии.

  • Отдайтесь страсти. Вдохновлённые люди беспрестанно преследуют свои страсти. Всегда может появиться человек более талантливый, чем вы, но недостаток таланта можно компенсировать страстью. Благодаря страсти стремление к совершенству у вдохновлённых людей не ослабевает.

Уоррен Баффет (Warren Buffett) советует искать свою страсть с помощью техники 5/25. Составьте список из 25 вещей, которые для вас важны. Затем вычеркните 20, начиная снизу. Оставшиеся 5 и есть ваши истинные страсти. Всё остальное – лишь развлечение.

  • Действуйте. Отличие людей с мышлением роста не в том, что они смелее других и способны преодолеть свои страхи, а в том, что они понимают: страх и беспокойство парализуют, и лучший способ справиться с параличом – делать что-то. У людей с мышлением роста есть внутренний стержень, они осознают, что не нужно ждать идеального момента, чтобы двигаться вперёд. Предпринимая действия, мы трансформируем беспокойство и тревогу в позитивную направленную энергию.
  • Пройдите лишний километр или два. Сильные люди делают всё возможное даже в свои худшие дни. Они всегда подталкивают себя пройти ещё немного.
  • Ожидайте результатов. Люди с мышлением роста понимают, что время от времени их ждёт провал, но это не останавливает их от ожидания результатов. Ожидание результатов позволяет вам оставаться мотивированным и подталкивает к улучшениям.
  • Будьте гибкими. Каждый сталкивается с непредвиденными трудностями. Вдохновлённые люди с мышлением роста видят в этом возможность стать лучше, а не повод отказаться от цели. Когда жизнь бросает вызов, сильные люди будут искать варианты, пока не получат результат.
  • Исследования показывают, что жевательная резинка способствует улучшению мыслительных способностей. В результате жевания резинки повышается приток крови к головному мозгу. Такие люди имеют лучшие способности к концентрации внимания и запоминанию информации. Хорошо использовать жевательные резинки, которые не содержат сахара, чтобы избежать любых побочных эффектов.
  • Когда вы учитесь, старайтесь активизировать все органы чувств. Разные части головного мозга запоминают разные сенсорные данные. Например, за распознание и запоминание картинок отвечает одна часть головного мозга, а за звуки – другая.
  • Как было уже сказано, головоломки на самом деле могут быть очень полезными. Они заставляют вас серьезно поразмышлять над чем-то. Они стимулируют работу мозга, а также пробуждают в человеке способность осмысления. Постарайтесь купить журнал с головоломками, чтобы побольше упражняться.
  • После здорового сна вам будет легче думать.
  • Медиация способствует улучшению мышления. Каждый день уделяйте таким занятиям 5 минут утром и столько же времени перед сном.

Направленный процесс переработки информации в когнитивной системе живых существ. М. реализуется в актах манипулирования (оперирования) внутренними ментальными репрезентациями, подчиняющимися определенной стратегии и приводящими к возникновению новых ментальных репрезентаций. М. возникает у животных в ходе биологической эволюции, когда интенция к действию дифференцируется от ее непосредственного, автоматического перевода в моторные акты и освобождает в когнитивной системе пространственно-образную модель окружающей среды. М. предполагает наличие у когнитивного субъекта внутренних когнитивных состояний, содержание которых выражается с помощью актов суждения (т.е. пропозиционально). Суждение невозможно определить без ссылки на лингвистические сущности - «предложения, однако это означает лишь, что применительно к человеческому М. суждения строятся по лингвистическому образцу и этот образец (предложение) нужен для вербальной репрезентации суждения (мысли). Т.о., в общем случае пропозициональная структура М., его пропозициональное содержание вовсе не обязательно должны репрезентироваться в речевых актах. Анализ форм поведения животных, возникающих в результате научения, в частности, показывает, что они обладают интенциональны-ми состояниями, т.е. состояниями перцептивной уверенности, которые имеют некоторое пропозициональное содержание, что они способны различать эквивалентные в информационном отношении сообщения и отдавать предпочтение одним альтернативам перед др. Т.о., животные способны к мыслительным актам, информационно эквивалентным актам суждения, но оперируют невербальными внутренними репрезентациями, использующими различные перцептивные коды. В процессе дальнейшей биологической и когнитивной эволюции у живых существ наряду со способностями к перцептивному М. возникают также зачатки М.знаково-символического. Естественный отбор способствовал наследованию тех генетических признаков, которые определяют способности особей к извлечению и обработке необходимой для выживания когнитивной информации, получаемой от представителей своего вида. Речь прежде всего идет о способности многих животных к ритуализации своего поведения. В процессе эволюции первоначальная функция к.-л. формы поведения животных (сценария) модифицируется и, превращаясь в знак, становится средством коммуникации. Символическая коммуникационная система, видимо, давала древним гоминидам большие адаптивные преимущества. Поэтому естественный отбор способствовал совершенствованию языковых способностей индивидов, развитию вербальной коммуникации и М. логико-вербального - специфической, присущей только людям формы знаково-символичес-кого М. Однако человечеству для реализации возможностей ускорения когнитивной эволюции, эволюции М. и культуры, возникших благодаря появлению речи, потребовались многие тысячелетия. Хотя какими-то речевыми рудиментами, видимо, владел еще Homo erectus (обитавший приблизительно 1,5 млн лет назад), вплоть до начала неолитической революции темпы когнитивного и культурного прогресса оставались исключительно медленными. Скорее всего, весьма дли-тельный исторический период речь оставалась функционально избыточной по отношению к довербаль-ным формам коммуникации. М. архаическое, преимущественно образное все еще в широких масштабах использовало довербальные средства передачи социально значимой информации, где смысл мысленных репрезентаций (образов, прототипов и сценариев) «овеществлялся» и транслировался с помощью невербальных символов, изображений, жестовых языков и языка действий - ритуалов, танцев и т.д. Появление простейших концептуальных структур - рассказа, повествования, мифа - позволило словам и словесно выразимым знаниям направлять ход мыслей, а М. - выявлять несопоставимо больший объем скрытой когнитивной информации. Попытки выяснить, что представляет собой человеческое М., предпринимались еще в глубокой древности. Как и элеаты, Платон отождествлял М. и речь, которые, с его т.зр., возникают в результате установления отношения между субъектом и предикатом высказывания или «соединения» имен существительных с глаголами. Аристотель разделял «пропозициональную» парадигму Платона: его пониманиесиллогизма в равной мере допускало и пропозициональную, и лингвистическую, и онтологическую интерпретации. Способность мыслить Аристотель относил к компетенции ума, бессмертной «мыслящей части» души. Он также выдвинул ряд гипотез, оказавших существенное влияние на последующее развитие психологии М. - напр., принцип ассоцианизма. Идеи, считал Аристотель, связываются между собой на основании смежности, сходства или контраста, а истинноезнание может быть получено путем дедуктивных или индуктивных рассуждений. В философии Нового времени М. и его законы анализировались с различных мировоззренческих позиций. Отталкиваясь от традиционной для христианского вероучения оппозиции души и тела, некоторые философы рассматривали М. как атрибут особого, свойственного только человеку (как ближайшему подобию Бога) духовного начала. Р. Декарт, в частности, считал, что сознание («душа») является нематериальной метафизической сущностью, которую Бог соединил с материальным телом, а М. - это свойство сознания, «разумной души». Напротив, Т. Гоббс придерживался механистического взгляда на природу мысли и исходил из предпосылки, что материя может мыслить. По его мнению, М. подобно математическому вычислению, но вместо чисел оно оперирует идеями - суммирует, вычитает, сравнивает их и т.д. Гоббс был уверен, что, в принципе, могут быть созданы такие технические устройства, которые окажутся способными мыслить. Продолжая рационалистическую традицию Декарта, Г.В. Лейбниц полагал, что человеческое М. управляется законами логики, и выдвинул идею математизации М. - создания универсального логического языка, который позволил бы точно и однозначно эксплицировать понятия и отношения и получать с помощью вычислений истинные знания. Развивая представления Дж. Локка, который впервые назвал связи, обусловленные привычкой или случаем, термином «ассоциация идей», британские эмпирики Дж. Беркли, Д. Юм, а позднее Дж. Милль и его сын Дж.С. Миллъ выделяли три типа внутренних мысленных репрезентаций: восприятия, их бледные копии, которые хранятся в нашей памяти, и преобразования этих бледных копий, т.е. ассоциативное М. Однако вопросы, касающиеся природы мысленных ассоциаций, их источников, процессов, лежащих в основе их формирования, законов ассоциаций и т.д., длительный период оставались предметом острых дискуссий. Во втор. пол. 19 в. усилиями гл.обр. философов, математиков и психологов окончательно сформировались два основных направления исследования, которые привели к разработке различных логических и психологических концепций М. Важным этапом формирования логической концепции М. оказалась разработка в 1854 ирл. математиком Дж. Булем алгебры логики. Согласно его т.зр., мысли представляют собой высказывания или утверждения о мире, которые могут быть представлены в символической форме. Такого рода символы соответствующим образом комбинируются, и из них получают др. утверждения о мире. М., с этой т.зр., оказывается манипуляцией символами. Разрабатывая такой подход к М., Г. Фреге построил аксиоматическое исчисление высказываний и заложил основы современной логической семантики. Тем самым были значительно расширены репрезентативные возможности языка логики применительно к знаково-символическому (логико-вербальному) М. В дальнейшем попытки устранить обнаруженные в системе Фреге парадоксы повлекли за собой формализацию логики. Параллельно попыткам философов и математиков проанализировать логические аспекты М., в др. дисциплине - психологии - во втор. пол. 19 в. был поставлен вопрос о том, могут ли ментальные события и М. в целом к.-л. образом быть измерены. Основоположники экспериментальной психологии (В. Вундт в Германии и его ученик Э. Титченер в США) стремились сформировать отдельную от философии, опирающуюся на эмпирические данные дисциплину, которая изучала бы структуру сознания и объясняла бы его феномены в терминах естественных наук. Психологи-структуралисты надеялись разложить психические явления на простые атомы, выделить простейшие, неразложимые ментальные события и обнаружить законы, управляющие образованием более сложных ментальных феноменов. В дальнейшем новые открытия (в частности, открытие условного рефлекса И.П. Павловым) заставили психологов отказаться от структуралистской программы, и доминирующей концепцией в психологии на протяжении последующих 40 лет стал бихевиоризм (Дж. Уотсон), провозгласивший, что объектом психологического исследования может быть только наблюдаемое поведение, а М., вера и т.д. - это лишь теоретические конструкты. Неспособность бихевиоризма объяснить более сложные психические явления - напр., речь, М. и т.д. - обусловила формирование в психологии альтернативной концепции - гештальттеории. Ее сторонники (М. Вертгеймер, В. Кёлер и др.) считали, что для адекватного объяснения мыслительных процессов необходимо допустить наличие внутренних ментальных состояний и тесную интеграцию рзаличных когнитивных структур. Поскольку целое не сводится к сумме его частей, то М. следует рассматривать как активный, конструктивный процесс. Оно может быть либо продуктивным, стремящимся обнаружить новые структурные отношения в ситуации или проблеме, либо непродуктивным, лишь имитирующим уже известное. Фундаментальные открытия 1940-1950-х гг. в теории информации, нейрофизиологии, теории автоматов и кибернетике радикальным образом изменили направления исследований в различных областях науки, прямо или косвенно относящихся к человеческому М. Однако только в сер. 1960-х гг. эти открытия позволили сформировать единую картину мыслительных процессов на основе моделей переработки информации, положив начало новой психологии, которую У. Нейссер называл когнитивной психологией. Позднее когнитивная психология стала частью более крупной дисциплины - когнитивной науки, которая в настоящее время охватывает исследования в таких областях, как эпистемология, лингвистика, психолингвистика, информатика, нейробиология, нейропсихология и т.д. Общей целью этих исследований является объяснение и моделирование высших мыслительных процессов. Открытие в 1960-х гг. межполушарной церебральной асимметрии и базирующихся на функциональной активности левого и правого полушарий мозга когнитивных типов мышления - знаково-символического (логико-вербального) и пространственно-образного, - получившее убедительное экспериментальное подтверждение, послужило отправным пунктом формирования принципиально новых представлений о мыслительной активности человека. Как оказалось, различия между функциями полушарий и, соответственно, когнитивными типами М. не сводятся к формам репрезентации материала, а касаются гл. обр. способов переработки когнитивной информации, принципов организации контекстуальной связи. Для пространственно-образного М. характерны холистическая стратегия обработки многих параметров поступающей информации. В результате происходят одновременное выявление соответствующих контекстуальных связей между различными смыслами образа или между целостными образами, «гештальтами», и создание на этой основе многозначного контекста (напр., мозаичной или калейдоскопической картины) с множественными «размытыми» связями. Со своей стороны, знаково-символическое (логико-вербальное) М. использует аналитическую стратегию и направлено на выявление только некоторых, существенных для анализа признаков, жестких причинно-сродственных связей. Оно последовательно перерабатывает когнитивную информацию (вербальную и невербальную) по мере ее поступления, организуя однозначный контекст, необходимый для успешной вербальной коммуникации. Однако в простейших случаях знаково-символическое М. также обнаруживает способность к параллельной обработке информации, а пространственно-образное М. - некоторые, довольно примитивные способности к анализу. Хотя наши системы лево- и правополушарного М. полностью не переводимы друг в друга, это не исключает, а наоборот, предполагает их тесную взаимозависимость, взаимодополняемость и кооперацию. Напр., манипулирование символами становится эффективным лишь в той степени, в какой оно содействует реализации неартикулированных актов понимания и опирается на их результаты. В свою очередь эффективность образного М. также оказывается в зависимости от того, может ли оно считывать результаты левополу-шарной мыслительной активности и, ориентируясь на них, продуцировать новое целостное понимание. Человеческое М. может использовать не только перцептивные и вербальные коды, но и коды абстрактные, пропозициональные, в которых, вероятно, заключены наши знания основ грамматики языка и базисной арифметики. Наличие таких кодов дает нам возможность легко и быстро переводить мысль с перцептивного кода на вербальный и обратно, а также попеременно подключать соответствующие стратегии обработки когнитивной информации. С этой т.зр. именно абстрактный препозиционный код является языком мысли, а слова, образы, символы, знаки и т.д. - это только конкретные формы ее репрезентации. Т.о., М. является одной из важнейших функций когнитивной системы, которая обеспечивает информационный контроль окружающей среды, адаптацию и выживание организмов. М. тесно связано с памятью, оно использует ее информационные ресурсы, накопленные благодаря опыту и обучению. Однако источником М. выступает не только когнитивная информация, извлекаемая из внешней среды, но и своего рода встроенное в когнитивную систему программное обеспечение, т.е. подлежащая биологической эволюции врожденная генетическая информация, определяющая формат внутренних ментальных репрезентаций, стратегии их переработки т.п. Даже в когнитивной системе человека большинство мыслительных процессов протекает неосознанно, их интегральный сознательный контроль осуществляется здесь гл. обр. на уровне целей и намерений. В то же время благодаря эволюции сознания и появившейся в ходе этой эволюции способности частично изменять самосознание (напр., в актахэмпатии) человек получил возможность гораздо более эффективно использовать свой интеллектуальный и мыслительный потенциал, свои природные задатки к творческому М., воображению, к созиданию культуры. Появление речи и развитие логико-вербального М. радикально расширили его арсенал средств обработки когнитивной информации, позволили извлекать общие характеристики объектов, явлений и отношений между ними с помощью информационно более емких, чем образы и прототипы, концептуальных средств - понятий, суждений, гипотез, научных законов, теорий и т.д. В настоящее время высшие когнитивные функции человека, включая М. и познание, активно изучаются когнитивной наукой и специальной областью компьютерной науки (информатики), получившей название искусственный интеллект. О Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1995; Меркулов И.П. Когнитивная эволюция. М., 1999. И. П. Меркулов

Определения, значения слова в других словарях:

Общая психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского



Что еще почитать