Напиши названия детенышей этих животных слон. Как называются детеныши домашних животных? Самые невероятные муравьи

Как называются детеныши животных – такой вопрос интересует обычно детей. Можно начать с домашних животных, а точнее, с тех, кого можно встретить в деревне. В современном мире многие люди не знают, как зовут детеныша овцы, молодняк свиньи, козы, коровы и индейки. Самое время узнать, как и почему разные дети зверей и птиц получили свои названия.

Как называются детеныши животных, такой вопрос интересует обычно детей

Овцы, бараны и их детеныши

Начать разговор о домашних животных и их детенышах следует с животного, которое было приручено человеком одним из первых. Речь идет об овцах и баранах. Одна маленькая овечка могла спасти целую семью. Эти существа давали людям не только молоко и мясо, но и теплую шерсть. Необходимо отметить, что молодая овца могла использоваться не только как источник шерсти, мяса и молока, но и как религиозный символ.

Самое время разобраться, как называют детеныша овцы и барана. Овца и баран – это домашние парнокопытные животные, которые относятся к семейству полорогих. Как легко догадаться, половозрелая самка этого животного называется овцой, а самец – бараном. Несведущие в сельском хозяйстве горожане часто думают, что это разные животные. Соответственно, появляются разные несуществующие животные, например, самка барана или самец овцы.

Также существует и ряд странных версий о том, как называется детеныш этих животных. Часто в качестве ответа на вопрос, как называется детеныш овцы и барана, можно услышать разные варианты: овченок, овченыш, овечонок и т. д. Среди самых странных наименований еще можно выделить: баранчик (для самца) и маленькая овечка (для самки).

Дикие козы: виды, ареалы и образ жизни

Все эти названия не соответствуют принятому в русском языке наименованию молодняка этих животных. Важно помнить, что потомство барана и детеныш овцы будут называться одинаково. Единственный правильный вариант названия для их детеныша – ягненок.

Специалисты в области языка уверены, что происхождение слова, обозначающего маленького барашка, связано с религиозными обрядами. У многих народов маленькая овечка ассоциировалась с рождением надежды и свободы. Часто маленькая овца использовалась в качестве жертвенного животного.

Таким образом, слово ягненок имеет очень древнюю историю. По мнению ученых, русское название произошло от латинского agnus, от которого сперва появилось старославянское агнец.

Сегодня маленькая овечка уже не имеет такого сакрального смысла, каким ее наделяли древние люди. Ягненка рассматривают только как детеныша домашних животных.

Теперь известно, как именуется детеныш овцы, и в случае необходимости можно объяснить, почему его так назвали. Отныне не поставит в тупик и вопрос о том, кем является мама ягненка.

Стоит отметить, что есть особое обозначение и для овец, вышедших из самого нежного возраста, но не достигших еще брачного. Так, молодая овца, уже взрослая, но пока не способная к продолжению рода, имеет особое название. Часто в речи у фермеров можно услышать странное слово ярка. Вот так и называется молодая овца, пока еще не приносившая потомства.

Животные и их детеныши (видео)

Свиньи и их потомство

Свиньи, как и овцы, были одомашнены человеком в самом начале его истории. Эти животные относятся к отряду парнокопытных. Свиньи дают человеку мясо, сало, кожу и щетину. Для этого их и разводят в фермерских хозяйствах.

Чем грозит маленький громила енот в качестве домашнего животного

Самец свиньи называется кабан, хряк, боров, самка – свинья, свиноматка. Детенышей свиньи называют поросятами. Нужно разобраться, почему у родителей и детеныша столь разные наименования.

Как уже говорилось, свиньи одомашнены человеком в глубокой древности. Тогда люди предпочитали разными словами обозначать самцов и самок животных.

Привычное слово свинья родственно немецкому Schwein, английскому swine и латинскому suinus. Видимо, в древнем индо-европейском языке оно означало самку этого животного, приносящую потомство. Таким образом, мужской формой будет свин. Происходит слово от индо-европейского sus – свинья.


Свиньи, как и овцы, были одомашнены человеком в самом начале его истории

А вот хряка в древности называли иначе. В праславянском языке лингвисты восстановили для него форму porse, в латыни – porsus. Древние славяне называли самца свиньи поросом. Отсюда и происходит слово поросенок. Как легко заметить, оно образовано с помощью суффикса -енок, который обозначает маленькое существо.

Первоначально поросятами называли только детенышей-самцов. Постепенно же название распространилось на всех детей свиньи.

Кстати, процесс появления детенышей на свет называется опоросом, а беременная свинья – супоросой, т. е. побывавшей под поросом. Так даже наш современный язык сохраняет древние названия животных.

Корова, бык и теленок

Корова, как и овца со свиньей, была приручена в глубокой древности. Это животное дает людям молоко и мясо. Используется и ее кожа.

Самца коровы называют бык. А детеныш коровы – теленок. Допустимы также названия бычок и телочка. Они указывают на разную половую принадлежность молодняка.

Дикое животное ягуар: описание и образ жизни

Стоит разобраться, почему снова родители и их молодняк имеют названия, произошедшие от разных корней.

Само слово “корова” происходит от той же основы, что и латинское cornu, означающее рог. Таким образом, это рогатое животное.

Происхождение слова “теленок” до сих пор вызывает споры у специалистов. Самая распространенная версия гласит, что в древности слово означало “выношенное”.

Козел, коза и козленок

Еще одно домашнее животное, часто встречающееся на фермах – это коза. Эти парнокопытные дают человеку не только молоко, из которого делают сыр. В зависимости от породы, кроме молока и мяса, от них также получают шкуры, шерсть и пух.

Надо сказать, что с названием ребенка козы проблем значительно меньше. Самец этого животного – козел, самка – коза. И даже самые маленькие дети благодаря сказкам и мультикам знают, что детеныш козы – козленок. Как видно, в образовании названия детеныша снова задействован уже знакомый суффикс.

Порой неспециалисты называют детенышей козы ягнятами. Это абсолютно неверно. Как уже понятно, у каждого домашнего животного дети называются по-своему: у овцы – ягненок, у козы – козленок.

Кстати, у козы может родиться от 1 до 5 козлят. Так что знаменитая сказка про волка несколько преувеличивает плодовитость этого животного.

Домашние животные и их детёныши (видео)

Образовательная цель: учить образовывать новые слова с помощью суффиксов
- ОНОК - , - ЕНОК- .

Развивающая цель: обогащение словаря словами, называющими детенышей животных, а также обобщающими словами, развитие мелкой моторики пальцев, творческого мышления.

Воспитательная цель: воспитание коммуникативных умений.

Оборудование: картинки с изображением животных, карточки.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

А). - Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке? (Об уменьшительно-ласкательных суффиксах) .
- Для чего нужен суффикс? (Для образования новых слов).
- Какие суффиксы знаете? (оньк, еньк, ушк, юшк, ышк, к, очк, ечк) .
- Найдите лишнее слово.
Яблоко, абрикосик, апельсинчик. (Яблоко т.к. в слове нет суффикса, в остальных словах есть уменьшительно-ласкательные суффиксы).
- Назови одним словом. (Фрукты) .
- Морковка, помидор, огурчик. (Помидор) .
- Назови одним словом. (Овощи) .
- Маша, Ларисонька, Оленька. (Маша) .
-Назови одним словом. (Имена) .
- Как называем предметы с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов?
(Ласково) .

Б). Развитие мелкой моторики пальцев.

Чтобы работать хорошо и быстро, выполним зарядку для пальчиков.
Мы лепили колобка
Из муки его бока.
Мяли, мяли, обжимали
Мячик круглый создавали.
По ладони покатали,
На другую мы убрали.
Вверх подбросили слегка
И поймали за бока.
Если нравится он вам,
Угощайтесь, я отдам.

3. Формирование новых понятий.

Работа на доске и на карточке.

Догадайтесь, о ком мы сегодня будем говорить?
Бегают в лесу и в поле.
Плавают в реке и в море.
Могут прыгать и летать,
И друзьями могут стать.
Но а в городе большом,
Зоопарк их главный дом. (Это животные). Слайд № 2 .

Каких животных знаете? (Тигры, рыси, медведи).
- Послушайте слово ЖИВОТНЫЕ .
- Сколько в слове ЖИВОТНЫЕ гласных звуков? (4).
- Сколько в этом слове слогов? (4).
- Почему? (Так как здесь 4 гласных звука).
- Сколько в этом слове согласных? (5).
- Сколько здесь всего звуков? (9).
- Выложите схему слова.
- Теперь запишите это слово в тетради.
- Сколько в слове букв? (8).
- Почему в слове звуков больше, чем букв? (Буква Е после гласных - это 2 звука). -Какое слово спряталось в слове ЖИВОТНЫЕ? (ЖИВОТ, ВОТ) .

Ребята! Слово ЖИВОТНЫЕ старославянское. Оно образовалось от слова ЖИВОТ-
ЖИЗНЬ (не щадя живота своего- значит, не щадя своей жизни).
- Какой корень в слове ЖИВОТНЫЕ? (ЖИВОТ) .
- Значит, какие однокоренные слова можно подобрать к слову? (ЖИВОТ,
ЖИВОТИК)
.

Запишите эти слова, выделите корень. (ЖИВОТ) .
- Какое правило вспомнили? (ЖИ-ШИ) .
- Молодцы, ребята, с заданием справились.
- Сегодня мы с вами отправимся в гости в зоопарк. Но у наших животных - беда.
- Они потеряли своих детенышей. Давайте вернем детенышей мамам.
- Отгадайте, какие звери их потеряли.

Острые зубы, ему не до игр.
Полосатый и грозный …… (Тигр). Слайд № 3 .
- Как назовем детеныша тигра? (Тигренок). Слайд №4 .
- Вот тигренок и вернулся к маме.
- Назовите корень в словах ТИГР, ТИГРЕНОК. (Тигр) .
- Какая часть слова помогла нам назвать детеныша тигра? (Волшебник ЕНОК ).
- Сегодня у нас тема урока… (Суффиксы, называющие детенышей животных ). Запишите суффикс в слово на карточке, выделите его.



Молодцы, ребята.
Царь зверей - большая кошка.
Порычит со зла немножко.
Спит он в логове, поев,
Носит гриву, грозный …….. (Лев). Слайд №5 .
-Назовите детеныша льва. (Львенок). Слайд №6 .
-Вот и львенок вместе со своей мамой.
- Добавьте суффикс в слово, выделите корень.

Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверушка?
Щелкает орехи мелко,
Ну, конечно, это ……. (Белка). Слайд № 7 .
- Назовите детеныша белки. (Бельчонок). Слайд № 8 .
- Спасибо, ребята, белка рада, что теперь она и бельчонок вместе.
-Добавьте суффикс в слово, выделите корень.

Он в лесу глухом живет,
Он большой и косолапый.
Любит ягоды и мед,
А зимой сосет он лапу. (Медведь). Слайд № 9 .
- Назовите детеныша медведя. (Медвежонок). Слайд № 10 .
- Вот и медведица-мама обнимает своего детеныша.
- Допишите и в это слово суффикс, выделите корень.
- Задание вы, ребята, выполнили правильно, и теперь все звери со своими
детьми очень рады тому, что находятся вместе.
- Какая часть слова помогла нам назвать детенышей животных? (Волшебник- суффикс ОНОК, ЕНОК ).
- Когда в слове пишется суффикс ОНОК ? (После твердого согласного).
- Когда в слове пишется ЕНОК ? (После мягкого согласного.)

4. А сейчас мы с вами будем поэтами. Наша задача, вернуть слова на место.

Слайды № 11-12.
(Работа по карточкам и картинкам).
Вставь подходящие по смыслу слова, называя детенышей животных.

У ______________________высокий рост.

У ______________________ пушистый хвост.

У ______________________ крепкие рожки.

У ______________________ тонкие ножки.

У _______________________ толстые губы,

А у ______________________ крепкие зубы.

Сам придумай про ежа, про ужа и про чижа. (Устно).
(У ежонка - иголки колкие). (У ужонка - тело проворное.) (У чижонка - крылья быстрые.).
Слова для справок: (Курица, слон, волк, мартышка, козел, лиса).
-С помощью каких суффиксов мы образовали названия животных?
(ОНОК, ЕНОК) .
- Какое слово не образует названия детеныша? (Мартышка).

5. А теперь мы с вами - писатели, будем изменять рассказ.

Слайды №13-14 .
(Работа по карточкам).
- Измени слово ЗАЯЦ по смыслу так, чтобы получился связный рассказ.

Жил в лесу (заяц). Вместе с ним жила (заяц).
У них был маленький (заяц). Рядом с ними жила еще одна (заяц) семья.
- Назови одинаковую часть- корень в словах.
-Почему они родственные? (Одинаковый смысл).
- Назови слово, называющее детеныша зайца. (Зайчонок).
- Какой Волшебник помог вам образовать слово- название детеныша зайца?
(Суффикс ОНОК ).

6. Игра для самых внимательных ребят.

(Устная работа с картинками животных).
-Слушайте начало предложения и добавляйте конец по смыслу, называя взрослое
животное или его детеныша. Будьте внимательны. Не попадитесь в ловушку.
Жил-был маленький щенок, он подрос, однако.
И теперь он не щенок, а …… (взрослая собака).
Жеребенок с каждым днем подрастал и стал…. (конем).
Бык, могучий великан в детстве был … (теленком).
Толстый увалень - баран тоненьким …(ягненком).
Этот важный кот Пушок - маленьким …. (котенком).
А отважный петушок - крохотным … (цыпленком).
А из маленьких гусят вырастают утки …..
Специально для ребят, тех, кто любит шутки.

Какую ошибку заметили в стихотворении? (Вместо УТКИ надо добавить слово ГУСИ ).
- Как одним словом назвать этих животных? (Домашние животные).
-На какие 2 группы можно разделить этих животных? (Звери и птицы).
- Чем звери отличаются от птиц? (У птиц есть перья).

7. Рефлексия.

Какая часть слова была сегодня в гостях? (Волшебник-суффикс ОНОК , ЕНОК ).
- Что мы образовывали с помощью суффикса? (Новые слова-названия
детенышей животных).

Список использованной литературы.

1. Занимательное азбуковедение. Москва. Просвещение. 1998.
2. Занимательная грамматика. Москва. Знание.1995.
3. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Москва.

Малыш хамелеона спит на солнце. Все мы прекрасно знаем, что хамелеоны способны менять цвет своей кожи, и большинство из нас, ошибочно думают, что это происходит из-за стремления слиться с задним фоном. Ученые выяснили, что хамелеоны меняют свой окрас в зависимости от настроения, температуры и света. Фото: Мирон Карлински

Новорожденная горилла держится за свою маму. Беременность у гориллы длиться 8,5 месяцев, а после родов, мать гориллы неразлучна с малышом около трех лет. Фотография: Ариель Шалита

2-недельный младенец носорога. Сложно поверить, но мама этого малыша ждал его появления целых 16 месяцев.

Бельчонок в ладошке. Известно, что грызуны способны давать приплод несколько раз в год. Не смотря на то, что белка так же относится к отряду грызунов, эти животные приносят по три-четыре малыша только два раза в год, при этом в неволе белки не размножаются. Фото: Ким Баркер

Маленькая обезьянка дразнит сородичей. Игривость и беззаботность одна из отличительных черт приматов, которая делает их еще более похожими на людей:). Фото: Эндр Viseckaite

Маленький кролик в реабилитационном центре дикой природы. Фотограф Ermagawd

Детеныша хомяка спит в руках. Этому малышу чуть больше недели отроду, а в мерках хомяка это уже целых полгода, довольно внушительный возраст, разве не так? Фото: Marjolein

Теленок овцебыка. На сегодняшний день эти животные, обитающие на планеты уже около миллиона лет, оказались под угрозой полного исчезновения. Люди, беспощадно истребляли овцебыков ради мяса и шерсти, и только чуть больше тридцати лет назад, овцебыки были занесены в красную книгу. Фото: Рэнди Kokesch

Маленький олененок на руках. Фото: Джефф Мур

Слоны являются прекрасными пловцами. Этот слоненок вытащил свой хобот наружу и прекрасно ориентируется, плывя под водой. Фото: Джоди Макдональд

Детеныш тигра и маленькая обезьянка играют вместе. Фото: Reuters | Stringer

Мать и детеныш рыси. Этот малыш пробудет с матерью еще около года, когда рысенок научится охотиться, он начнет жить самостоятельно.

Малыш полярного волка воет, пытаясь призвать свою маму. Фото: Animal Press

Лисята играют вместе. Глядя на этих милых малышей сложно представить, почему лисы получили такую дурную славу. Во многих культурах мира лисы символизируют не самые лучшие качества. Фотограф: Иван Кислов.

Сурикаты, как известно, живут группами и тут мы видим отличный пример Группового семейного фото, автор Fajar Andriyanto.

Маленький совенок учится летать. Фотография: Питер Бренноном

Несколько взрослых львиц со своими детенышами. Скорее всего, эти львицы сестры, и они могут запросто кормить детенышей друг друга.

Молодой попугайчик с радостью принимает ванну. Фото: Сезар Бадилла

Мама гиппопотам пытается общаться со своим малышом под водой:), фото Филла Коусинса

Детеныш панды передает вам всем привет. Фотография: Кэтрин Фэн

Взрослый лангур вычесывает своего детеныша. Бытует ошибочное мнение, что обезьянки, чистя друг друга, съедают насекомых, но на самом деле они ищут в шерсти кристаллы соли. Фото: Джед Вайнгартена

Очень милая японская карликовая летяга

Даже маленький аллигатор хочет любви и ласки. На самом же деле, этому малышу меньше недели, и он не представляет никакой опасности.

Черные медвежата пытаются вскарабкаться на дерево. Фото: Дон Джонстон

Похоже на кадр из фильма «101 далматинец». Фотография: Тим Флак

Детеныши белой медведицы играют вместе, пока их мама легла вздремнуть на солнышке. Фото: Nik Зиновьев

Детеныш тюленя мило позирует перед камерой. Фото: Vill Miettinen

Очень скромный маленький малайский тапир. Такая раскраска шерсти позволяет тапирам отлично маскироваться в зарослях леса.

Полярная медведица со своими детенышами. Фото: Nik Зиновьев

Десятидневный дельфин. Этот малыш потерял своих родителей, и теперь его жизнь полностью зависит от человека. Фотография: Мигель Поксо.

Маленький носорог целует свою маму. Фото: Фил Благородный

Семья африканского гепарда. Фотография: Стивен Оачс | National Geographic

Симпатичный маленький львенок затеял что-то очень коварное. Автор фотографии: Нур Хамис

Молодой слон играет на пляже. Фото: Джон Линди

Маленькая полярная лисичка зовет свою маму. Фотография: Джек Стивенс

Пяти недельные котята каракала на своей первой фотосессии. Фото: Майкл Дарем

Солдат Пэт и кенгуренок Джоуи, 1942. Фото: Джон Граф

Мама слониха и её малыш.

Две симпатичные лисички играют вместе. Фото: Флориан Жирардена

Мокрый львенок, скорее всего только что принимал грязевую ванну. Фотография: Николай Зиновьев

Шимпанзе свойственны такие же способы проявления любви, как и людям. На фотографии мы видим малыша с его мамой, которые просто отдыхают вместе. Фото: Грэм Мак-Джордж

Орангутанг с детенышем. Фото: Джами Tarris

Маленький лисенок. Фото: Роберт Adamec

Гордый маленький лев гуляет со старшими родственницами. Автор: Дэвид Лазар

Маленькая макака еще не обросла достаточным покровом шерсти. Фотография: Тони Кэмпбелл | National Geographic

Маленькие белочки спят в корзине. Фото: Оуэн Хамфрис

Мать горилла бережно держит своего малыша. Фото: Фредрик фон Эриксена

Щенки аляскинского маламута. Фотограф: Ханна Мария

Слоненок. Пройдет еще пару лет, и что бы прокормиться этому малышу нужно будет съедать в день около 230 кг сена, и выпивать до 270 литров воды. Фото: Уильям Альберт Аллард

Львица с детенышем любуются закатом. Фото: Mitsuaki Iwago

Невозмутимый лев со своим детенышем. Фотография: Эммануэль Келлер

Медвежата решили одолжить лодку. Фото: Сергей Иванов

Щенок в овечьей шкуре. Фото: Po Syki

Олененок в зеленом поле. Фотограф: Энди Кобел

Маленький жираф сладко спит на полянке. Мицуеси Tatematsu

Цветные цыплята от фотографа Али Jarekji | Reuters

Медвежьи шалости. В своих играх маленькие медведи всегда копируют поведение взрослых, играя друг с другом, они учатся охотиться и нападать. Фото: Николай Зиновьев

Медведь Гризли решил вздремнуть. Фотография: Suzi Eszterhas

Крошечный детеныш хамелеона. Фотография: Сэм Дрисколл

Решительный утенок пытается вскарабкаться на бордюр. Фото: Дэвид Битон

Самая маленькая собачка в мире, которую зовут Beyonce. Фотография: Лиза Ван Дайк

Симпатичная маленькая обезьянка.

Детеныш антилопы играет с палкой. Фото: Оливер Берг

Работа с дошкольниками по формированию словообразования существительных названий детёнышей животных с помощью суффиксов –онок-, -енок-.

Учитель-логопед Лукашева Н.А. ЦРР- д/с «Родничок» г. Беломорск.

Вашему вниманию представлена многократно апробированная система игровых упражнений как авторских, так и адаптированных или заимствованных у других авторов для дошкольников на словообразование существительных названий детенышей животных и птиц:

а) Образование детенышей на речевом материале без чередования звуков в корне слова.

Игра «Собери семью» (домашних и диких животных, птицы) (авт.)

Материал: картинки (игрушки) домашних животных: кот – котенок;

диких животных: лось – лосёнок, лис – лисёнок, олень – оленёнок;

животных жарких стран: слон – слонёнок, тигр – тигрёнок;

птиц: ворон – воронёнок, гусь – гусёнок.

Ход игры: Логопед предлагает рассмотреть картинки (игрушки) и расставить домашних животных и их детенышей к домику, а диких – к дереву.

Взрослый называет: «Кот – котёнок, гусь – гусёнок («нажимает» голосом на часть «онок»). Логопед: «Послушайте и скажите: похоже или по-разному звучат название взрослой птицы и ее птенца: гусь-гусенок». (Одинаково звучат в начале слова; в названии гусенок есть часть «онок»). Аналогично разбирается пример образования детеныша оленя: олень-олененок. Можно использовать схему-модель образования названия детеныша животного. Логопед выставляет на панно картинку с изображением оленя, называет слово олень, кладёт под картинку короткую полоску. Далее выставляет картинку с изображением олененка, произносит название детеныша и одновременно под картинкой ставит схему-полоску. Логопед говорит: «Назвать детеныша животного нам помог мастер слова «ОНОК». Накладывает человечка с прямоугольником другого цвета, отличающегося от общей схемы слова. Уточняет: «Короткое слово – название взрослого животного обозначили короткой полоской. Длинное слово – «олененок» мы обозначили длинной полоской, потому что в этом слове появилась часть слова «онок». Часть «онок» звучит в конце слова.

Далее логопед раздает картинки и предлагает соединить их парами, назвать взрослое животное, его детёныша и обозначить соответствующей полоской слово (короткой или длинной). Объяснить свой выбор. Логопед делает вывод: «Назвать детеныша животного или птицы нам помогает мастер слова «ОНОК». Он появляется в названии детеныша животного, слово становится длиннее».

Слон – слонёнок, тигр – тигренок, лось – лосёнок, ворон – воронёнок,

гусь – гусёнок, олень – оленёнок.

Игра «Помоги Незнайке» (авт.)

Дидактический материал: картинки взрослых животных, птиц и их детёнышей:

Кот – котёнок, лис – лисёнок, олень – оленёнок, тигр – тигрёнок, слон – слонёнок,

гусь – гусёнок.

Логопед заранее путает детёнышей в парах с взрослыми животным или птиц.

Ход игры: «Невнимательный Незнайка перепутал кто с кем живет, и неправильно соединил животных и их детёнышей». Далее логопед показывает картинки, которые соединил Незнайка: Лис – лосёнок,

тигр – лисёнок, слон – оленёнок, ворон – гусёнок, гусь – воронёнок.

Логопед просит исправить ошибки, которые допустил Незнайка и назвать, кто у кого детёныш.

Игра « Наоборот» с мячом» (авт.)

Ход игры. Педагог, бросая мяч ребенку, называет последнюю часть «ОНОК». Ребенок возвращая мяч, придумывает название детёныша животного с заданной частью слова:

гусёнок, слонёнок, лосёнок, оленёнок, тигрёнок, воронёнок.

Игра «Найди свою пару и назови, кто ты» (авт.)

Оборудование: парные картинки: взрослое животное – детёныш; символы питания - аудиозапись музыки.

Ход игры. Взрослый предлагает под тихую музыку ходить по комнате, искать картинки. Как только заиграет громкая музыка, дети должны объединиться парами – взрослое животное и его детёныш. По окончании музыки каждая пара называет животное и детёныша.

Ёж – ежонок, лось – лосёнок, лиса – лисёнок, олень – оленёнок,

ворон – воронёнок, гусь – гусёнок, кот – котёнок.

б) Образование детенышей животных и птенцов на речевом материале с чередованием звуков в корне слова;

Материал: предметные картинки с изображением взрослых животных и их детёнышей.

1. Домашние животные: кошка – котёнок, кролик – крольчонок.

2. Дикие животные: белка – бельчонок, медведь – медвежонок, заяц – зайчонок, волк – волчонок.

3. Домашние птицы: индюк – индюшонок, утка – утёнок.

4.Дикие птицы: галка – галчонок, орёл – орлёнок.

5. Животные жарких стран: лев – львёнок (материал может выбираться в зависимости от лексической темы).

Ход игры. Логопед выставляет на панно картинки взрослых животных и их детёнышей. Предлагает найти пары к каждому животному.

Далее говорит: «Послушайте, как я назову: волк – волч онок, медведь – медвеж онок (голосом выделяет суффикс –онок-). Какая часть слова в названии взрослого животного и его детеныша повторяется? Какое слово короткое? (волк, медведь). Какое слово длинное? (волчонок, медвежонок). Дети повторяют названия. Сейчас мы разделимся парами – один из пары возьмёт картинку взрослого животного, другой – детёныша. Каждый назовёт себя. Затем объединяются (в обручи) домашние животные и домашние птицы, дикие животные и дикие птицы».

Домашние животные: кошка – котёнок, кролик – крольчонок.

Домашние птицы: утка – утёнок, индюк – индюшонок,

Дикие животные: заяц – зайчонок, белка – бельчонок,

медведь – медвежонок, волк – волчонок,

Дикие птицы: орел – орлёнок, галка – галчонок,

Животные жарких стран: лев – львёнок.

Затем дети меняются картинками: каждый называет себя.

Игра «Кого мы увидели в зоопарке» (Н.С. Жукова)

Материал: картина с изображением маленьких диких животных (детёнышей) в клетке. Маски взрослых птиц и их детёнышей.

Ход игры. Логопед: «Посмотрите на картинку «Детки в клетке». Сейчас каждый из вас назовет, кого вы видите в клетке: (дикие животные)».

Образец: Это лисёнок – Я вижу в клетке лисёнка.

Это зайчонок – Я вижу в клетке зайчонка.

Это бельчонок – Я вижу в клетке бельчонка.

Это волк – Я вижу в клетке волчонка.

Это медвежонок – Я вижу в клетке медвежонка.

Это лосёнок – Я вижу в клетке лосёнка.

2) Животные жарких стран. Другая клетка.

Это тигрёнок – Я вижу в клетке тигрёнка.

Это слонёнок – Я вижу в клетке слонёнка.

Это львёнок – Я вижу в клетке львёнка.

Логопед: «В зоопарке живут птицы и их птенцы». Посмотрите, кто живет в зоопарке? Назовите (картинки предметные).

Орёл – орлёнок, ворона – воронёнок, гусь – гусёнок, утка – утёнок, галка – галчонок.

Логопед: «Наденьте маски. Под музыку птицы летают в зоопарке. Когда музыка заканчивается, птицы ищут своих детёнышей. Называют себя».

Игра «Накорми детёныша» (авт.)

Педагог выставляет картинки – символы питания животных к животным.

Котёнок – молоко, ежонок – муха, лосёнок – кора, оленёнок – мох,

гусёнок – крупа, воронёнок – почки, лисёнок – птичка.

Задание: «Назови, что ест детёныш».

Образец: «Тигрёнок ест мясо». Далее отвечают дети. Каждый выбирает себе парную картинку.

Котёнок лакает молоко, ежонок ест муху, лосёнок жует кору, лисёнок ест птичку, оленёнок жует мох, гусёнок клюет зерно, воронёнок клюет почки.

Игра «Что у кого?» (авт. Л. Смирнова)

Материал: картинки с изображением взрослого животного и детёныша.

Ход игры: Взрослый предлагает по картинкам назвать, что есть у детёныша. Логопед называет, что есть у взрослого животного, ребенок называет, что есть у детёныша.

Лапы у медведя, лапки у медвежонка.

Иглы у ежа, иголки у ежонка.

Хвост у белки, хвостик у бельчонка.

Зубы у волка, зубки у волчонка.

Голова у лося, головка у лосёнка.

в) Образование названий детёнышей животных, имеющих в названии замену корня производного слова (явление супплетивизма);

Игра «Назови детёныша» (авт.)

Дидактический материал: предметные картинки (игрушки) взрослых животных, птиц и их детёнышей.

Речевой материал: корова – телёнок, лошадь – жеребёнок, овца – ягнёнок,

свинья – поросёнок, курица – цыплёнок, слон – слонёнок, ёж – ежонок.

Ход игры. Логопед предлагает рассмотреть картинки (игрушки). Слон – слонёнок, ёж – ежонок. Проговаривает вместе с детьми. Задает вопрос: « Похожи в звучании названия мамы и детёныша? (голосом выделяет корневую часть) Дети: « Похожи». Далее логопед говорит: «Сегодня у нас собрались в загоне взрослые домашние животные и их детёныши, которые не похожи в названиях. Демонстрирует: «Корова – телёнок, овца – ягнёнок, лошадь – жеребёнок, курица – цыплёнок, свинья – поросёнок». Логопед интонационно выделяет корневую часть названия взрослого животного и детёныша. Вопросы детям: « Похожи их названия? Какая часть слова в названии детёнышей звучит одинаково? Где звучит эта часть слова одинаково: в начале слова или в конце слова? (В конце слова). Проговаривают названия детёнышей.

Игра «Кто я?»

Игра «Собери семью» (по индивидуальным парам-картинкам)

Логопед предлагает ситуацию: «Детёныши животных маленькие. Гуляли в загоне и перепутали своих мам. Помогите им. Подскажите, кто с кем живет».

Лошадь – ягнёнок, курица – телёнок, корова – жеребёнок, свинья – ежонок,

овца – цыплёнок, ёж – поросёнок.

Игра «Угадай, кто детёныш?» (с мячом)

Речевой материал: корова – телёнок, лошадь – жеребёнок, свинья – поросёнок, овца – ягнёнок, курица – цыплёнок.

Ход игры. Логопед объясняет: «Я буду бросать мяч, и называть взрослое животное – маму. Вы поймаете мяч, назовете детёныша этого животного и бросаете мяч обратно. Постарайтесь не ошибиться.

Игра «Гости»

Материал: шапочки с изображением животных и их детёнышей.

Ход игры: Логопед: «Сегодня у индюшонка день рождения». Индюк пригласил гостей. Наденьте, шапочки животных. В гости пришли …

Вы должны назвать себя: «Я – корова, а я телёнок, и т.д. Далее животные резвятся под музыку. Затем расходятся и снимают шапочки. Логопед говорит: «Сейчас я буду бросать мяч и называть взрослое животное – маму. Тот, кто поймает мяч, назовет с кем ушла с дня рождения эта мама. Например: «Ушла корова». Вы отвечаете: « Ушел телёнок» и т.д.

* Закрепление материала.

1.Нарисовать или вырезать картинки взрослых животных и их детёнышей и наклеить на лист бумаги: корова – телёнок, свинья – поросёнок, лошадь – жеребёнок, овца – ягнёнок, крица – цыплёнок. Назвать взрослых животных и их детенышей.

2 . Игра «Как тебя зовут, малыш?»

Методические указания. Играя с ребенком первый раз, взрослый сам произносит названия детёнышей: котёнок, зайчонок, лисёнок, волчонок, медвежонок. Играя в следующий раз, взрослый даёт ребенку возможность самому назвать всех детёнышей.

Волк и … (волчонок), медведь и …(медвежонок), лиса и … (лисёнок), заяц и …(зайчонок), гусь и … (гусёнок), ворона и … (воронёнок).

3. Помоги животным позвать своих малышей. Как мама зовет своего малыша?

«Зайчонок, иди обедать».

Кошка зовет: … (котёнок!)

Лиса зовет: … (лисёнок!)

Слон зовет: …(слонёнок!)

Утка зовет: … (утёнок!)

Белка зовет: …. (бельчонок!)

Заяц зовет: …. (зайчонок!)

Волк зовет: … (волчонок!)

Медведь зовет: … (медвежонок!)

Гусь зовет: …(гусёнок!)

Ворон зовет: … (воронёнок!).

Многие детеныши животных имеют самые непредсказуемые названия. Когда дети начинают познавать мир, они задают своим родителем массу вопросов, например, ягненок – это чей детеныш? Или как называется детеныш жирафа, или верблюда, или прочих животных. Иногда, родители сами этого не знают. Чтобы этого не случилось, мы собрали в статье ответы на все эти вопросы.

Начнем с домашних животных. Они чаще попадаются на глаза детям, потому вызывают больший интерес.

Овца

Рассмотрим, как же называется детеныш овцы. Многие люди, проживающие в городах, даже не догадываются, что овца и баран, это один вид животных, только женского и мужского пола. Их детеныш называется не овечкой или барашиком, а ягненком.

Это интересно! Слово ягненок произошло от латинского agnus. На старославянском языке детеныша овцы и барана звучит, как агнец. В названии животного присутствовал корень «ягн». В дальнейшем к нему присоединили суффикс «енок», что обозначает уменьшенную форму. Отсюда название – ягненок.

Свинья

Свиньи – это одни из первых животных, которые были одомашнены человеком. Они относятся к отряду парнокопытных. Снабжают людей мясом, салом. Самка свиньи называется свиноматкой или свиньей, а самец – кабаном или хряком. А вот их малыш называется не свинюшкой или кабанчиком, а поросенком.

Это интересно! Славяне называли самца свиньи поросом. Присоединение суффикса «енок», опять же, означает уменьшенную форму. Отсюда и название — поросенок.

К слову, появление на свет поросят называется опоросом, а беременная свинья – супоросом.

Корова

Коровы приручены человеком еще с древних времен. Они дают людям мясо, молоко. Самец коровы называется быком, а детеныш – теленком. Ещё один пример того, что малыши с родителями имеют разные корни.

Специалисты до сих пор не могут разобраться откуда прошло слово теленок, существуют только догадки. Одна из них заключается в том, что у древних славян это слово означало «выношенный», а ведь коровы вынашивают потомство 9 месяцев.

Индюк

Родиной индюков является Америка. Но в последние столетия эту птицу выращивают в странах Европы.

Это интересно! Мало кто знает, что индюки названы в честь своей родины. Раньше Америка называлась Вест-Индией, поэтому название птиц переводится как индейский петух.

В этом случае родители и их малыши имеют один корень. Самка индюка называется индюшкой или индейкой, а ее детеныш – индюшонком.

Кролик

Еще один домашний зверек – кролик. Самку называют крольчихой, самца – кролем, а их малыша – крольчонком.

Кроликов выращивают на мясо, шкуры и мех. Ангорская порода животных обладает ценным мехом, из него шьют красивые и дорогие шубы.

Также на кроликах ученые проверяют лекарственные препараты, прежде чем допустить их к продаже. Не так давно были выведены карликовые породы кроликов, теперь их держат в квартирах вместо хомяков и морских свинок.

Козы

В отличие от предыдущих животных, козы не так часто разводятся людьми, но зато с ними есть целые фермы. Дело в том, что помимо мяса и жирного молока, эти животные снабжают людей шкурой и шерстью.

Самкой этих животных является коза, самцом – козел, а их малышом – козленок. В названии малыша присутствует все тот же «уменьшительный» суффикс «енок».

Многие путают козлят с ягнятами. Это большое заблуждение, поскольку речь идет о двух разных видах животных.

Лошади

Лошадей одомашнили более 7000 лет назад. За это время люди вывели множество пород этих животных, от миниатюрных пони до огромных тяжеловозов и скакунов.

Самку лошадей называют кобылой, самца – жеребцом или конем, их малыша – жеребенком. Если речь идет о двух и более малышах, тогда применяется слово жеребята.

Говоря в целом об этом виде животных, к ним применяют 2 названия: лошади и кони.

Утки

Утки бывают дикими, домашними. Относятся они к отряду птиц и ценятся за вкус своего мяса. Самку этих птиц называют уткой, кряквой, самца – селезнем, а их детеныша – утенком. Если речь идет о двух и более птенцах, тогда применяется слово утята.

Мы рассмотрели домашнюю живность, но есть еще множество диких и тропических животных, а также рыб и птиц, которыми интересуются дети и взрослые.

Очень часто дети спрашивают: как называется детеныш зебры или жирафа? А ведь не каждый взрослый сразу ответит на этот вопрос.

Зебры

Зебры относятся к отряду непарнокопытных. По сути, это те же самые лошади, только с характерной черно-белой раскраской. В простонародье детенышей зебр называют зебренками или зебренышами, но это неверная ласкательная трактовка. Правильное название – жеребенок, точно так же, как и у лошадей.

Жираф

Поскольку жирафы самые высокие животные в мире, интерес к этому животному высок. С их участием снято множество мультфильмов, придуманы различные истории, сказки. Неудивительно, что детей интересует вопрос: как же называется детеныш жирафа?

Поскольку эти представители фауны относятся к отряду парнокопытных, их малыши называются телятами. Однако такое название не сильно закрепилось за потомством жирафов. Чаще их называют жирафенками или жирафиками. Но если ребенку дадут задание описать детенышей жирафа, то правильно будет – теленок.

Кстати, самка жирафа называется жирафой, а самец – жирафом.

Названия других животных, птиц и рыб

Поскольку представителей фауны огромное количество, для удобства приведем таблицу, где рассмотрим названия взрослых особей и их маленьких потомков:

Взрослые особи Детеныши
Медведь Медвежонок
Белка Бельчонок
Волк Волчонок
Енот Щенок
Верблюд Верблюжонок
Ворона Вороненок, птенец вороны
Газель Детеныш газели, разговорный вариант – газеленок
Олень Олененок
Слон Слоненок
Тигр Тигренок
Лягушка Лягушонок
Собака Щенок
Кукушка Кукушонок
Хорек Щенок
Лань Теленок
Норка Щенок
Хорек Щенок
Лань Теленок
Горилла Горилленок
Як Теленок
Галка Галчонок, птенец
Гепард Котенок
Дельфин Дельфиненок
Еж Ежик
Жаба Головастик
Заяц Зайчонок
Крокодил Крокодильченок, крокодильчик
Леопард Котенок
Крот Кротенок, кротыш
Лиса Щенок
Лось Теленок
Лягушка Лягушонок, головастик
Носорог Теленок,
Осел Жеребенок, осленок
Страус Страусенок
Тюлень Тюлененок
Пантера Котенок
Павлин Птенец
Рысь Рысенок
Страус Страусенок
Цапля Птенец
Черепаха Черепашонок,
Обезьяна Детеныш обезьяны
Лев Львенок
Уж Ужонок

Детеныши животных – милые существа, которые уже имеют характер. Новорожденные малыши подражают своим родителям, стараются повторить их повадки.



Что еще почитать